Либерализация цен в России и ее влияние

Предмет: Экономика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 14.01.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по экономике:

 

Много готовых курсовых работ по экономике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Аграрные реформы в России: прошлое и настоящее
Трансформационные кризисы и их особенности
Анализ себестоимости на примере ОАО
Прибыль и предпринимательский доход


Введение:

Цена - это экономическая концепция, существование и важность которой не нужно никому объяснять и доказывать. С самого детства, как только человек сам наблюдает за покупкой или участвует в ней, он каждый день осознает, что такое цена и какую роль она играет в своей жизни и жизни других людей.

Высокая цена означает, что товар дорогой и требует много денег для покупки, низкая цена означает более дешевую и меньшую нагрузку на карман покупателя. Однако цена, точнее, цены, вся их совокупность - это не только индивидуальная, социальная категория. Они регулируют как отдельные покупки и продажи товаров для потребителей, так и экономические процессы в целом, включая производство, распределение товаров, обмен или потребление товаров, оказание услуг. Здесь все цены, взятые вместе, с учетом их формирования и изменений, действуют как общий, единый, целостный ценовой механизм.

Эта функция цен и их взаимодействия в экономике в масштабе не только отдельных лиц и семей, но и предприятий, отраслей, территорий, стран гораздо менее известна среднему человеку.

Не все знают, что единое понятие «цена» означает множество типов цен, включая оптовые, розничные, регулируемые, договорные, свободный рынок, правительство, контракт, прогноз, проект, лимит, мир и ряд других.

Будучи широко используемыми в любой экономике (централизованной, рыночной, смешанной), цены формируются и действуют в разных экономиках по-разному. В соответствии с коммунистической чисто распределительной доктриной, экономика может вообще обходиться без денег и, следовательно, без цен, тогда как рыночная экономика без цен становится бессмысленной.

Цены, несомненно, являются тонким, гибким инструментом и в то же время довольно мощным рычагом управления экономикой, хотя их реальные возможности влиять на экономику в целом и уровень жизни в частности намного меньше, чем надежды людей на цены, по ценовому механизму. В директивно контролируемой экономике цены используются в качестве внешнего регулятора, инструмента влияния со стороны правительства, в то время как в рыночной экономике они являются частью системы саморегулирования.

Общее широко распространенное название «цена» понимается как комплекс экономических концепций, которые являются частью единой синтетической системы. На самом деле под одним названием «цена» существует, как уже упоминалось выше, множество ее типов, различающихся по назначению, объему, способу формирования.

Целесообразно разделить два подхода к ценообразованию: рыночный и производственный (себестоимость). При первом подходе определяющим фактором в ценообразовании является ситуация на рынке, спрос и предложение товаров. Во втором случае издержки производства, прежде всего затраты на оплату труда, связанные с созданием и выпуском товаров, ставятся в качестве основы для установления цены товара.

В рамках рыночного подхода приемлемо следующее определение.

Цена - это форма выражения стоимости товаров, проявляющаяся в процессе их обмена.

Есть два основных акцента в этой формулировке. Во-первых, в нем подчеркивается прямая связь между ценой продукта и стоимостью, полезностью, которой он обладает в качестве объекта потребления. Во-вторых, согласно этой интерпретации, цена товара проявляется как хозяйствующий субъект только в условиях его обмена на деньги или другой товар. Поэтому вне рынка, без покупки и продажи, нет необходимости говорить о цене, только рынок может установить цену.

Различные позиции по отношению к сущности цен характерны для производственного подхода, который основан на соотношении цен и факторов - производства в целом и основного фактора - труда. Типичным для этого подхода является следующее.

Цена является денежным выражением стоимости продукта.

В этом определении центр тяжести смещен к понятию «стоимость». Согласно трудовой теории стоимости, которая берет свое начало в работах А. Смита и Д. Рикардо, а затем разработанной К. Марксом, стоимость определяется стоимостью труда для производства товаров, то есть она имеет труд природа. Чтобы обойти многочисленные трудности количественного измерения стоимости в ее восприятии труда, К. Маркс был вынужден ввести понятие «абстрактный и конкретный труд», «общественно необходимые затраты труда», но в то же время стоимость продолжала оставаться теоретическая категория.

Ценовые функции

Функции цен являются наиболее общими свойствами, которые объективно присущи категории «цена» и характерны для любого вида цен. Наиболее распространенная точка зрения в экономической литературе заключается в том, что цена имеет четыре функции: учетную, перераспределительную, стимулирующую, функцию балансирования спроса и предложения.

Выполняя функцию учета, цены позволяют сравнивать различные товары, которые не сопоставимы с точки зрения потребительских характеристик. Только в стоимостном выражении мы можем определить микроэкономические, отраслевые показатели и показатели конкретного предприятия.

Перераспределительная функция цены подразумевает перераспределение созданного общественного продукта между сферами экономики, экономическими связями, регионами и различными группами населения. Государство, например, поддерживает уровень цен на автомобили, алкогольную и табачную продукцию на уровне, который значительно превышает уровень затрат. Поступления от этого избытка используются для поддержания относительно низких цен на товары первой необходимости.

Суть стимулирующей функции - стимулирующее и сдерживающее влияние цен на разные сферы воспроизводства. Например, чтобы стимулировать производство прогрессивной продукции, государство снимает все ценовые ограничения, которые сдерживают рост прибыли производителя. В то же время для товаров, которые являются дорогостоящими компонентами в прогрессивных отраслях, введены строгие ценовые ограничения для ускорения развития последних.

Суть функции балансирования спроса и предложения заключается в том, что балансировка может быть достигнута при определенном уровне цен. На классическом (нерегулируемом) рынке цена играет роль стихийного регулятора общественного производства. Результат: спонтанный поток капитала из одной отрасли в другую, сокращение производства излишков продукции и высвобождение ресурсов для производства дефицитных товаров. В то же время иррациональные затраты на общественный труд неизбежны. В регулируемой экономике, целью которой является максимально возможная экономия общественного труда, функция балансирования реализуется с использованием не только цен, но и других рычагов - с помощью государственного финансирования, кредитования, налоговой политики и т. д.

Функция цены как средство более рационального распределения продукции. С помощью ценового механизма капитал поступает в те сектора экономики, в развитие тех отраслей, где существует высокая норма прибыли, которая осуществляется под влиянием конкуренции и движения спроса. Юридически предприятию предоставляется право самостоятельно определять, в какую сферу деятельности, в какую отрасль или сферу экономики вкладывать капитал.

Из приведенного выше материала можно сделать вывод: цена как основная категория рынка должна рассматриваться в тесной связи с рынком - его законами, условиями и характеристиками.

Типы цен

Мировые цены - цены, которые обслуживают международный рынок в целом и наиболее полно отражают конъюнктуру товаров и услуг в масштабах общего мирового рынка.

Цены на международных региональных рынках - это цены, которые являются специфической формой реализации мировых цен и обслуживают международные региональные (базовые) рынки, где наблюдается наибольшая концентрация международных центров по продаже товаров.

Национальные (внутренние) цены - это цены, обслуживающие национальную экономику, сформированные с учетом особенностей отраслей народного хозяйства и наиболее полно отражающие конъюнктуру товаров и услуг на внутреннем рынке страны.

Цены в международном совместном бизнесе - это цены, которые обслуживают оборот в масштабах деятельности предприятий с иностранными инвестициями, других форм международного совместного бизнеса.

Внешнеторговые цены - цены, обслуживающие товарооборот импортной и экспортируемой продукции.

По мере углубления международной интеграции взаимосвязь правил формирования, уровней и структуры типов цен, о которых говорилось выше, усиливается.

Классификация цен по направлениям товарного обслуживания

В сфере услуг национальной экономики дифференциация цен основана на учете особенностей различных секторов экономики.

Цены в этой группе классифицируются следующим образом.

Оптовые цены - цены, по которым промышленные предприятия или их посредники продают свою продукцию в больших объемах (оптом), не прибегая к услугам организаций розничной торговли. По оптовым ценам товары продаются между предприятиями, отраслями, от оптовых до розничных, продавая торговым организациям, но не населению, которое совершает покупки в относительно небольших партиях. Продажа товаров по оптовым ценам сопровождается, как правило, безналичными расчетами.

Розничные цены - это цены, по которым товары продаются конечному производителю - населению, поскольку эти товары в основном являются потребительскими товарами. Использование розничных цен обычно сопровождается наличными платежами.

Закупочные цены - цены, по которым сельскохозяйственные производители продают сельскохозяйственную продукцию в больших количествах государству и предприятиям. Если такие производители продают товары несельскохозяйственного происхождения (например, излишки оборудования), эти цены являются оптовыми. Большие объемы сельскохозяйственной продукции закупаются в основном государственными органами для создания фондов как материальной основы государственной политики. Закупочные цены также называются ценами, по которым сельскохозяйственные продукты закупаются в больших количествах негосударственными предприятиями и организациями (например, мясоперерабатывающими заводами). Если сельскохозяйственная продукция продается населению, то используется термин «розничные цены».

Понятие «цены государственных закупок» следует отличать от понятия «закупочные цены». Государственные закупочные цены - это цены, по которым государственные органы закупают различные виды продукции (не только сельскохозяйственную) для формирования централизованных государственных фондов. Продукция, являющаяся объектом государственных закупок, характеризуется повышенным национальным экономическим, стратегическим и социальным значением (важнейшие виды сырья, топлива, зерна, хлопка и т. д.).

В отличие от цен других типов, через цены государственных закупок, прежде всего, решаются национальные задачи, поэтому государство предоставляет продавцу определенные льготы.

Цены на строительную продукцию. Что касается строительной продукции, они говорят о предполагаемых ценах. Различают оценочную стоимость строительного объекта в целом и усредненную оценочную стоимость единицы конечного продукта типичного строительного объекта (например, на 1 м2 жилой площади, 1 м2 малярных работ и т. д.).

Тарифы - цены на товары специального вида - услуги. Особенность услуги в том, что она не имеет определенного материала и материальной формы. В связи с этим покупатель на момент покупки услуги не может получить полную картину ее качества. Покупатель оценивает приобретенную услугу по информации о ее продавце. При предоставлении услуги момент производства, как правило, совпадает с моментом потребления, т. е. Нет необходимости в посреднике. Это определяет особенности оценки услуг и объясняет существование понятия «тарифы на услуги», хотя правильнее использовать понятие «цены на услуги».

В зависимости от сферы услуг существуют оптовые тарифы (тарифы на грузовые перевозки, связь и другие услуги для юридических лиц) и розничные, то есть тарифы на услуги для населения.

Внешнеторговые цены - цены, по которым, как отмечено выше, осуществляется экспорт отечественных и импорт иностранных товаров и услуг. Формирование цен в этой группе принципиально отличается от формирования общенациональных цен. При расчете внешнеторговых цен наиболее плодотворный метод использования конкурентных материалов, т.е. информация о ценах фирм, производящих и продающих на мировом рынке продукцию, близкую или близкую по технико-экономическим параметрам.

Экспортные цены - цены, по которым производители или внешнеторговые организации продают отечественные товары (услуги) на мировом рынке.

Импортные цены - цены, по которым фирмы закупают товары (услуги) за рубежом. Цены на ввозимые товары устанавливаются исходя из таможенной стоимости ввозимых товаров, с учетом таможенных ввозных пошлин, курсов валют и стоимости реализации этих товаров внутри страны. Косвенные налоги занимают значительное место в структуре импортных цен.

Группировка цен по степени строгости государственного регулирования

Эта группа различает рыночные (бесплатные) и регулируемые цены.

Рыночные цены (бесплатно) - цены, свободные от прямого ценового вмешательства со стороны государства. Более того, они не свободны от действий других рычагов, которые напрямую не влияют на уровень и структуру цен. Таким образом, развитие цен зависит от налога на прибыль. Прогрессивные ставки подоходного налога делают невыгодным для продавца повышение цен, но эти цены правильно называются свободными или рыночными, поскольку на них нет прямых ограничений. В то же время, как показывает мировая практика, масштаб свободных цен обратно пропорционален степени вмешательства государства в экономику.

Регулируемые цены - это цены, которые могут быть изменены в определенных пределах и в соответствии с определенной методологией, установленной государством. В рыночной экономике цены такого типа довольно широко распространены и устанавливаются на товары и услуги, которые традиционно подлежат усиленному государственному контролю (ведущие виды сырья, топлива, магистральный транспорт, связь, продукты повышенной социальной значимости и т. д.).

Перечислим основные рычаги прямого ценового регулирования:

  1. установление верхнего предела абсолютной цены (самое жесткое кредитное плечо в рыночных условиях); опция - определение начальной базовой цены и предельных ценовых коэффициентов ее роста;
  2. ограничение роста цен путем регулирования нормы прибыли в процентах от стоимости;
  3. установление лимитов на посреднические комиссии;
  4. определение нижнего ценового лимита.

Первые три рычага используются для сдерживания роста цен, чтобы предотвратить рост инфляции.

Четвертый рычаг используется в основном в фискальных целях. Невозможность снижения цены позволяет значительно увеличить сумму отчислений в бюджет. Этот рычаг широко используется в отношении товаров с большой долей косвенных налогов (прежде всего, акцизов), которые являются важной статьей доходов бюджета.

Нижний ценовой порог устанавливается государством для стимулирования научно-технического прогресса. В прогрессивных отраслях рост производства является общенациональной задачей. Введение нижнего порога нетронутым лишает монополию возможности использовать падение цен для ослабления немонополизированных предприятий - производителей аналогичной прогрессивной продукции.

Крайним вариантом прямого ценового регулирования являются фиксированные цены (цены однозначного уровня), когда продавец не имеет права отклоняться от них в любом направлении. Фиксированные цены подразумевают однозначность всех других индикаторов, поэтому они типичны для условий не рынка, а экономики с административным регулированием.

Государственные методы регулирования цен включают предварительное уведомление продавца об изменениях цен, объявление цен продавцом, совместное соглашение о ценах между продавцом и государством и т. д.

Группировка цен по этапам ценообразования

Дифференциация цен по этапам ценообразования отражает количественную взаимосвязь между ценами, которые развиваются в процессе движения товара от производителя к конечному потребителю. Цепочка на каждом предыдущем этапе движения товара является элементом цены последующего этапа.

Оптовые цены производителя формируются на стадии производства товаров, носят промежуточный характер и признаются для компенсации затрат производителя на производство и реализацию и обеспечения запланированной предприятием прибыли.

Учитывая цены производителя, нельзя не сосредоточиться на ценах на ферме.

Внутрихозяйственные или трансферные цены - это цены, по которым подразделения одной экономической структуры рассчитываются между собой. Эти цены часто не ориентированы на внешние рыночные условия; они должны решать задачи внутреннего учета и распределения в соответствии с общей политикой данной экономической структуры. В конкретном случае внутрихозяйственные цены могут количественно совпадать с ценами производителя.

Оптовые цены продажи включают, помимо цен производителя, косвенные налоги, которые являются наиболее важными статьями доходов бюджета.

Цены на оптовые закупки формируются на стадии медиации. В дополнение к оптовой цене продажи, оптовая цена покупки включает промежуточные наценки (скидки). Оптовые закупочные цены обеспечивают необходимые финансовые условия для функционирования посредника.

Промежуточная скидка (наценка) имеет другие названия (например, скидка на поставку и продажу (наценка), комиссия или сбор). Но в любом случае это цена услуг посредника по продвижению товаров от производителя к потребителю,

Розничные цены формируются в розничном секторе. Помимо оптовых закупочных цен, они включают торговые скидки (наценки). Розничные цены обеспечивают необходимые условия для прибыльной розничной работы.

Группировка цен на основе базовых условий

Под базовыми условиями понимаются условия для отражения в цене затрат на транспортировку, погрузку, разгрузку, страхование продукции и ее таможенное оформление в случае пересечения товаров через государственную границу.

В мировой практике (в том числе и в России) эти правила применяются на основании специального документа «Инкотермс 2000».

В зависимости от того, как расходы распределяются между продавцом и покупателем, цены формируются в соответствии с основными условиями. Чем ниже затраты, понесенные продавцом, тем ниже структурная цена, и наоборот. цена экономии капитала

Конструктивно более полные цены используются для поставок:

  1. специальные продукты, качество которых зависит как от качества перевозки, так и от качества установки потребителем;
  2. стандартные продукты с использованием специального транспорта (нефть в трубопроводах часто поставляется на условиях CIP);
  3. любые виды товаров, когда продавец проводит политику завоевания рынка для этого товара.

В этом случае продавец пытается охватить все этапы движения товара до потребителя. Пример - российская практика, где львиная доля всех импортируемых товаров подпадает под условия CIP и DDP.

В современной российской практике наряду с условиями - «Инкотермс 2000» в некоторых областях (в основном в сырьевой промышленности) для внутренних поставок используются традиционные внутренние правила формирования цен на базовые условия. Транспортные расходы в основном принимаются во внимание. Различают цены ex-post и ex-destination.

Кстати транспортные расходы отражаются:

  • цены на отгрузку (для товаров ограниченного производства и разветвленной сети потребления), включая транспортные расходы до пункта основного транспорта (порт, вокзал), затраты остальная часть поездки покрывается покупателем;
  • цены экс-назначения, включая транспортные расходы до пункта назначения.

Отгрузочные цены франка - это цены, которые помимо затрат на производство и требуемой прибыли включают транспортные расходы до начала основной перевозки груза. Например, добытый уголь из шахты доставляется на ближайшую железнодорожную станцию, откуда он будет транспортироваться на дальние расстояния. Цена, включая расходы на станцию ​​отправления, называется ценой для станции. Цены на франк-пирс и франк-порт отправления одинаковы. Конструктивно эти цены близки к ценам FCA, FOB и FAS. Цены на складе, порог для производителя близки к ценам EXW. Условия применения цен на отправку и указанные цены на Инкотермс 2000 также аналогичны.

Цены франка назначения - это цены, которые включают в себя, помимо затрат и прибыли, расходы до пункта назначения до момента потребления. В отличие от стоимости доставки, эти цены содержат основную транспортную составляющую. С точки зрения условий формирования и структуры, цены назначения близки к ценам групп C и D согласно Incoterms 2000.

Группировка цен по форме торговой организации и характеру ценовой информации

В этой группе различают следующие виды цен.

Цены прямых контрактов, которые подразделяются на цены продавцов, цены покупателей и контрактные цены, или цены фактических сделок.

Цены продавца - цены, по которым продавец предлагает (рекламирует) свой товар. Это цены, которые хочет продавец.

Цены покупателя - это цены, которые желает (рекламирует) покупатель.

Контрактные цены или фактические цены сделки - это цены, по которым фактически достигается соглашение между продавцом и покупателем и которые устанавливаются договором (соглашением). В зависимости от рыночных условий для данного продукта цены контракта могут стремиться к ценам продавца или покупателя.

Контрактные цены или цены реальных транзакций фиксируются в специальных коммерческих документах - контрактах и ​​счетах-фактурах, отражают реальные условия сделки - количество и качество товаров, условия поставки, условия оплаты, гарантии и т. д., которые согласованы между реальными продавцами и покупателями. Цены реальных транзакций в большинстве случаев служат надежным индикатором реального состояния конкретного рынка товаров и услуг.

Однако получить информацию об этих ценах сложно из-за того, что они составляют коммерческую тайну фирм. Кроме того, анализ этих цен очень сложен из-за их значительной дифференциации в зависимости от специфики реальных сделок.

Согласно методу установления, цены фактических сделок подразделяются на фирмы с последующей фиксацией, подвижные (скользящие) цены.

Фиксированные цены для реальных транзакций устанавливаются на момент заключения договора и не изменяются в течение всего срока его действия. Как правило, они используются в транзакциях, связанных с немедленной доставкой товаров или их доставкой в ​​течение короткого периода. Стабильность рыночных условий оказывает существенное влияние на применение этих цен.

Цены фактических, транзакций с последующей фиксацией используются в процессе исполнения контракта, в котором указываются момент и принцип фиксации, например, фиксация цены перед доставкой каждой партии товара и перед началом каждого календарного года.

Скользящие (скользящие) цены фактических сделок определяются на момент заключения договора, но в то же время делается оговорка об их пересмотре при исполнении договора, когда согласованы ценовые элементы или параметры рыночные условия меняются. Движущиеся (скользящие) цены в основном используются в долгосрочных контрактах на поставку товаров и когда рыночные условия для этих товаров нестабильны.

Биржевые цены - цены по сделкам, заключенным с использованием услуг специального посредника - биржи. Особенность биржевого товарного рынка определяется следующими основными характеристиками: биржевые товары являются массовыми стандартными товарами, поэтому сделки являются регулярными, есть много продавцов и покупателей, то есть биржевой рынок является конкурентным рынком, который не требует вмешательства государства. Следовательно, биржевые цены считаются наиболее объективной ценовой информацией.

Аукционные цены - цены, отсекающие ход продаж на аукционах. В классическом смысле аукцион - это рынок продавца. Классические аукционные товары нестандартны, спрос на них обычно превышает предложение, поэтому аукцион характеризуется тенденцией к росту цен.

В рамках аукциона действуют:

  1. начальная цена, по которой объявляется начало торгов;
  2. цена шага аукциона, то есть промежуточная цена, превышающая начальную и объявленная потенциальным покупателем;
  3. цена фактической продажи, которая превышает начальную цену на сумму цен шагов аукциона.

Цены аукциона информируют участников рынка о возможности покупки или продажи товара на аукционе. Аукцион начинается с объявления номера партии товара (лота) и стартовой цены. Окончательная цена предыдущего аукциона может быть принята за стартовую цену. Начальный уровень цен содержит информацию о стоимости и качестве товара, о соотношении сил между продавцами и покупателями и технике проведения торгов. Чем чаще проводится аукцион, тем меньше ценовые разрывы. Это связано с незначительными изменениями производственных затрат и рыночных условий с течением времени. Обычно фактическая продажа товара на аукционе осуществляется по максимальной цене, предложенной покупателем. Аукционные цены играют ключевую роль на рынках меха, драгоценных камней и антиквариата.

Цены на тендеры (тендеры) - цены на специализированные формы торгов, основанные на выдаче заказов на поставку товаров или поставку контрактов на выполнение определенных работ.

Классические торги (тендеры) - рынок покупателя-покупателя, в ответ на применение которого предложения (предложения) поступают от потенциальных продавцов (предложений). Общая тенденция изменения цен здесь нисходящая: при прочих равных клиент предпочитает относительно более дешевое предложение. В отличие от аукционов, тендеры более закрыты и ограничены. Цены, как правило, являются предметом государственного вмешательства, так как значительная часть заказов и контрактов регулируется государственными правилами.

Справочные цены информируют покупателей об условиях продажи товаров (услуг) производителем (продавцом). Как правило, они отражают интересы продавца, являются ориентировочными и могут значительно отклоняться от цен реальных сделок. Для поставщиков справочные цены являются основой для определения цен предложений, а для покупателей - ориентиром для переговоров (переговоров) о цене сделки. Справочные цены публикуются в самых разных источниках ассоциациями производителей, информационными агентствами и бюро, консалтинговыми и брокерскими фирмами. Справочные цены можно получить без труда.

По форме представления справочные цены делятся на цены прайс-листов (каталоги, брошюры) и цены предложений.

Цены на прайс-листы (каталоги, брошюры) публикуются фирмами-изготовителями для серийного, серийного производства с кратким описанием технико-экономических показателей продукции. Ценовые цены являются основой для заключения ценовых сделок при заключении сделок.

Цены предложений устанавливаются производителями на специальные, индивидуальные продукты без согласования с потребителями. Однако при их установлении учитываются основные условия сделки и конъюнктура.

Классификация по формам и этапам продаж

По формам продаж:

  • договорные (договорные) цены - цены фактического соглашения между продавцом и покупателем;
  • котировки акций - это уровень цен товаров, продаваемых через биржу. Цена товара складывается из биржевой цены и премии (скидки) за качество, удаленность от места доставки;
  • цены на ярмарки и выставки (часто со скидкой);
  • аукционные цены, отражающие ход продаж на аукционах (различают стартовые цены и продажи).

Существует три типа аукционов (публичные торги):

  1. С увеличением цены (товар продается по самой высокой цене, предлагаемой покупателями);
  2. Закрытые аукционы (цена предложения самая высокая, на экране - циферблат стрелок имеет обратное движение, покупатель определяет цену, которая ему подходит, нажатием кнопки);
  3. При подаче заявок в запечатанных конвертах, нет возможности сравнения с запросами других покупателей.

По этапам продажи:

  • предлагать цены (цены продавца или стартовые цены), по которым продавец хочет продать товар. Как правило, это верхний предел диапазона возможных цен на данный товар (без учета цены аукциона и контракта), который корректируется в ходе переговоров с покупателем. Для некоторых товаров (машин, оборудования) цены предложения являются единственным источником информации об уровне цен на рынке;
  • спрос цены, по которой покупатель заинтересован в покупке товара;
  • цены продажи (сделки, продажи, покупки) - фактические или номинальные цены. Их следует отличать от реальных, связанных с уровнем доход общества или общий уровень цен.

Классификация по степени устойчивости во времени

По степени устойчивости со временем:

  • фирма: устанавливается при заключении договора на весь срок действия;
  • движимый: цена, зафиксированная в договоре, изменяется в момент поставки, если рыночная цена товара изменилась, устанавливается в соответствии с источником, указанным в договоре;
  • скользящий: договор устанавливает начальную цену и устанавливает порядок (формулу) внесения изменений в случае изменения стоимости факторов ценообразования. Скользящие цены применяются к товарам, которые требуют длительного времени выполнения заказа;
  • с последующей фиксацией: в контракте определяются условия фиксации и принцип определения уровня цен: частота фиксации, база фиксации, условия соглашения и реализация фиксации.

Другие виды цен

В дополнение к перечисленным, существуют другие типы цен, например:

  • перевод (внутренний - для обмена между магазинами одного предприятия, филиалами, зарубежными филиалами, конфиденциально);
  • мировые (они действуют как условная средняя стоимость товаров, реализуемых в нескольких странах, на практике, как правило, модальные, то есть цены отдельных стран - основных производителей товаров).

Виды ценовых скидок и доплат

Цены, публикуемые в прессе, в основном для справочных целей и довольно часто значительно отклоняются от цен, фактически уплаченных покупателем, из-за широкого использования системы специальных скидок.

Ценовая скидка - это сумма, на которую снижается цена в зависимости от изменений рыночных условий. Размер скидок зависит от характера сделки, условий доставки и оплаты, отношений с покупателем и рыночных условий на момент совершения сделки. На практике, особенно в международной торговле, используется около 20 различных видов скидок. Наиболее распространенными являются следующие виды.

Общая (простая) скидка - предоставляется по прейскуранту или по справочной цене товара. Простая скидка от прейскурантной цены составляет 20-30%, а в некоторых случаях она достигает 40%. Такие скидки широко применяются при заключении сделок на машины и оборудование, в частности на стандартные. К простой скидке можно отнести скидку, предоставляемую при покупке товаров за наличный расчет (скидка за наличный расчет). Он предоставляется продавцом в тех случаях, когда справочная цена предусматривает краткосрочный кредит, а покупатель соглашается заплатить наличными. Эта скидка составляет 2-3% от базовой цены или соответствует сумме кредитного процента, существующего на денежном рынке.

Скидка (бонус) от оборота предоставляется постоянным клиентам на основании специального соглашения. В этом случае в договоре устанавливается шкала скидок в зависимости от достигнутого оборота за определенный период (обычно один год), а также порядок уплаты сумм на основе этих скидок. На некоторые виды оборудования бонусные скидки достигают 15-20% от оборота.

Скидка за количество или серийное производство (прогрессивная) предоставляется покупателю при условии, что он приобретает заранее определенное увеличивающееся количество товара. Серийные заказы представляют большой интерес для производителей, поскольку их производственные затраты снижаются за счет изготовления станков одного типа и размера.

Дилерская скидка предоставляется производителями своим постоянным представителям или торговым агентам, в том числе иностранным. Эти скидки широко распространены при продаже автомобилей, тракторов и некоторых видов стандартной комплектации. Дилерские скидки на автомобили варьируются в зависимости от марки автомобиля и составляют в среднем 15-20% от розничной цены.

Специальные скидки предоставляются привилегированным покупателям, чьи заказы особенно интересуют продавцов. Специальные скидки включают скидки на пробные партии и заказы с целью привлечения покупателя, а также скидки на длительные отношения, благодаря которым производители стремятся сохранить постоянную клиентуру.

Экспортные скидки предоставляются продавцами при продаже товаров иностранным покупателям сверх тех скидок, которые распространяются на покупателей внутреннего рынка. Они направлены на повышение конкурентоспособности конкретного продукта на внешнем рынке,

Скрытые скидки предоставляются покупателям в виде скидок на перевозку, льготных или беспроцентных займов, путем предоставления бесплатных услуг, предоставления бесплатных образцов.

Скидки на возврат ранее приобретенного товара у этой компании в размере 25-30% от Прейскуранта предоставляются покупателю при возврате устаревшего образца, устаревшей модели, ранее приобретенной у этой компании. Такие скидки распространяются на продажу автомобилей, электрооборудования, подвижного состава, стандартного промышленного оборудования и т. д.

Скидки при продаже подержанного оборудования составляют иногда 50% от первоначальной цены товара.

Скидки на потери при усадке, усадке, сортировке, при увеличении количества грязи (сухофрукты), потери жидких товаров при транспортировке, испарение (молоко в цистернах), трудно удаляемые остатки (мед), избыточное содержание влаги (хлопок, шерсть).

Типы пособий:

  • доплата за индивидуальный заказ;
  • премия за улучшение качества;
  • премия за рассрочку платежа;
  • доплата за дополнительные услуги;
  • доплата за упаковку, тару.

Обобщая список и содержание применяемых скидок, можно сделать вывод, что они способствуют выполнению цены, ее стимулирующей функции, помогают маркетинговым исследованиям. То есть они помогают снизить затраты на производство, хранение, продажи за счет увеличения продаж, способствуют приобретению постоянных клиентов и внедрению долгосрочного планирования деятельности компании, стимулируют заказы на большие объемы и обеспечивают рекламную поддержку для продажи на рынке.

Либерализация цен в России и ее последствия

Либерализация цен - установление властями цен, свободных от ограничений на рынке, при поощрении частного предпринимательства.

Либерализация цен является одним из условий формирования рыночной экономики при условии разумного государственного регулирования. Это позволяет сбалансировать рынок на основе спроса и предложения. Если производство отстает от спроса, то в условиях дефицита рынок реагирует повышением цен. И наоборот, если предложение превышает спрос, рыночные цены снижаются.

3 декабря 1991 года была начата бесплатная продажа валюты частным лицам. Свободные цены были введены правительством Гайдара Е.Т. 2 января 1992 года. 10 января 1992 года отменены фиксированные цены на хлеб и молоко. Либерализация цен была основана на рекомендациях монетаристов. Освобождение цен от государственного регулирования с января 1992 года с продолжающейся монополизацией производства и рынка привело к резкому росту цен к концу 1992 года примерно в 150 раз. 10-11 ОК 1994 года произошло снижение курса до 3081 рубля за доллар. доллар. Рост заработной платы катастрофически отставал от роста цен. Денежные сбережения населения оказались фактически конфискованы, их жизненный уровень резко снизился, а социальная незащищенность населения возросла. Основной ошибкой этой политики стало бездумное использование теоретических рекомендаций монетаристов без учета специфики российской экономики. Дальнейшие авантюрные шаги правительства только усугубили ситуацию. 26 июля 1993 года обращение банкнот выпуска 1961-1992 годов было прекращено. С 6 июля по 1995 год «плавающий» курс доллара («валютная полоса») вводился с 4300 до 4900 рублей. за один доллар США.

К сожалению, при проведении реформ не был тщательно разработан конкретный механизм преобразования плановой экономики в рыночную. Попытка повысить эффективность агропромышленного комплекса по производству фруктов и овощей и улучшить их поставку в промышленные центры путем введения в 1985 году контрактных цен на закупаемые овощи и фрукты не оправдала себя. Более того, закупочные и розничные цены на овощи и фрукты увеличились. После принятия Закона о предпринимательстве контрактные цены стали более широко использоваться в промышленности. Однако это также вызвало рост цен, прежде всего на машиностроительную продукцию. В сырьевых отраслях, в которых действовали фиксированные цены, им пришлось вводить специальные дополнительные платежи, чтобы предотвратить убыточное производство.

Поскольку основные направления перехода к рыночной экономике, которые были приняты в 1991 году, не содержали механизма превращения плановой экономики в рыночную экономику, которая позволила бы реально и эффективно осуществить эти преобразования, опасность полная одноразовая либерализация цен и ее неприемлемость в условиях, преобладающих в то время, казались достаточно ясными. Они не замедлили себя проявить: сформировался механизм монопольного ценообразования, рост цен стал опережать рост доходов домашних хозяйств, что привело к снижению платежеспособного спроса, а затем и производства. Этот процесс по русски

экономика продолжается. В рыночной экономике такое явление определяется как неприемлемое, а цены, при которых начинается снижение платежеспособного спроса и объемов производства, считаются недопустимыми.

Уже в феврале 1992 года по сравнению с соответствующим периодом 1991 года цены выросли в 11 раз, розничная торговля упала на 46 пунктов, а промышленное производство упало на 12 пунктов. В первом квартале 1992 года по сравнению с аналогичным периодом 1991 года оптовые цены выросли в 13 раз, товарооборот сократился на 51 пункт, а объем производства снизился на 13 пунктов.

Равновесие сформировалось на самой начальной стадии либерализации цен, когда уровень цен 1991 года был превышен примерно в 2 раза. Однако рыночный механизм не включился. Рост цен не стимулировал увеличение объемов производства, как в случае нормальной рыночной экономики.

В то же время рост цен привел к резкому падению объема платежеспособного спроса. Другими словами, появился механизм для подавления платежеспособного спроса и последующего сокращения объемов производства. Поскольку существует определенная задержка в ответе производителя на снижение спроса, между предприятиями возникли неплатежи, поскольку произведенные товары не всегда могут быть проданы на заключительной стадии процесса воспроизводства.

Либерализация цен (с 1 января 1992 г.) основывалась на идее достижения баланса между спросом и предложением и последующего включения рыночного механизма. Предполагалось, что в результате выхода цен должен произойти их одновременный рост, и тогда начнется период стабилизации, но этого не произошло и не могло произойти, поскольку условия, необходимые для переноса плановой экономики в рыночная экономика посредством одновременной либерализации цен не учитывалась и, прежде всего, предполагает насыщение товарного рынка и предотвращение роста цен.

В условиях, когда после либерализации цен предложение превысило спрос, и предприятия не смогли продать свою продукцию, возникли два возможных способа поведения производителей: предприятия снижают издержки и цены и тем самым увеличивают спрос на свою продукцию или сокращают производство. Движение по первому пути предполагало разработку и реализацию достижений научно-технического прогресса, но предприятия не имели такой возможности, поэтому события начали развиваться по второму пути.

Из-за законов экономики, когда спрос на конечную продукцию упал, отрасли, производящие промежуточную продукцию, еще не чувствовали давления снижающегося спроса и продолжали повышать цены. Этому также способствовал тот факт, что продукция этих отраслей была экспортирована. Резкий рост потребительских цен вызвал необходимость повышения заработной платы. В результате сформировалась спираль роста цен на продукцию производителей и их влияние на рост себестоимости продукции.

Основную причину инфляции следует искать в монопольном характере ценообразования, поскольку именно этот фактор определяет рост цен, а объем денежной массы в обращении ускоряет или замедляет этот процесс, но в последнем случае скорость спада производства увеличивается. В рыночной экономике монополист стремится максимизировать свою прибыль, чтобы компенсировать увеличение издержек производства путем повышения цен. В условиях, сложившихся в российской экономике, предприятия вынуждены повышать цены из-за постепенного роста издержек из-за роста цен на потребляемые ресурсы.

Без введения ценового регулирования они не приведут к положительным результатам. Это обстоятельство для многих не кажется столь очевидным, как последствия жесткой денежно-кредитной политики. Увеличение денежной массы сильно толкает инфляцию, но, вопреки ожиданиям, не ведет к стабилизации производства, а тормозит столь необходимые процессы ее структурной перестройки. В то же время снижение темпов роста денежной массы, не оказывая существенного влияния на динамику цен, вызывает резкое снижение производства, усиливает напряженность в финансовом состоянии предприятий.

В коллапсирующей экономике, где законы стоимости, спроса и предложения не применяются, а ценообразование носит монопольный характер, соотношение цен искажено и не отражает реальных затрат общественного труда на производство товаров. Рост цен, уменьшая объем платежеспособного спроса, не стимулирует увеличение объема.

Цены регулируются Указом Президента Российской Федерации «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов). От 28.02.95 № 221.

Вывод:

В рыночных условиях ценообразование является сложным процессом, на который влияют многие факторы. Выбор общей ориентации в ценообразовании, подходов к определению цен на новые и существующие продукты, услуги, оказываемые с целью увеличения объемов продаж, оборота, увеличения уровня производства, максимизации прибыли и укрепления позиций компании на рынке, осуществляется в рамках маркетинга.

Ценообразование является важным маркетинговым элементом, который напрямую влияет на сбытовую деятельность, поскольку уровень и соотношение цен на определенные виды продуктов, особенно на конкурирующие продукты, оказывают решающее влияние на объем покупок, совершаемых клиентами. Цены тесно связаны со всеми составляющими маркетинга и деятельностью компании в целом. Реальные коммерческие результаты в значительной степени зависят от цен, а правильная или неправильная ценовая политика оказывает долгосрочное влияние на положение фирмы на рынке.