Либерализация цен и ее влияние на экономику России

Предмет: Экономика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 17.05.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по экономике:

 

Много готовых курсовых работ по экономике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Инфляция в России: причины, последствиями перспективы снижения
Роль фондовой биржи в современной России
Эффект и кривая Лаффера
Анализ использование трудовых ресурсов организации


Введение:

Либерализация внешней торговли, начавшаяся в 1989-1990 гг. И резко ускорившаяся в конце 1991 г. и начале 1992 г., значительно повысила степень открытости российской экономики. Поэтому вскоре после выхода цен мировые рынки стали существенно влиять на динамику стоимости многих российских товаров. Во многих случаях не внутренний спрос, а уровень цен на мировых рынках стали определять тенденции ценообразования. В результате цены на товары, которые пользуются спросом за пределами России, и в первую очередь на топливо и сырье, стали расти более быстрыми темпами.

Тема, которую я рассмотрел, актуальна и сегодня, поскольку Россия все еще ощущает последствия либерализации. Российская экономика все еще восстанавливается после реформ 90-х годов. Недавно наша страна вступила в ВТО, что также будет иметь свои последствия для экономики. Последствия либерализации можно рассматривать с двух сторон, положительные и отрицательные.

Объектом данной курсовой работы является внешнеэкономическая деятельность России, предметом ее последствий после либерализации и ее регулирования государством.

Целью работы является рассмотрение целей и задач либерализации, а также ее последствий для внешней экономики России.

Исходя из этой цели, мы рассмотрим следующие задачи:

  • Рассмотреть причины возникновения либерализации в России и ее последствия в 90-е годы;
  • Изучить цели создания свободных экономических зон и внешнеэкономической деятельности России в целом;
  • Проанализировать либерализацию внешнеэкономической деятельности;
  • Определить основные последствия либерализации;
  • Рассмотреть текущее состояние внешнеэкономической деятельности в России.

В первой главе я рассмотрю причины и последствия либерализации в России в 90-х годах, а также основные причины создания СЭЗ и внешнеэкономической деятельности России в 90-х годах.

Во второй главе моей работы я проанализирую либерализацию внешней торговли и рассмотрю последствия либерализации.

В третьей главе на основе выявленных мною проблем я определю и рассмотрю текущее состояние России после либерализации и ее перспективы.

Начало либерализации в России

Либерализация внешнеэкономической деятельности на территории России в 1991 году

С 1991 года в России возникло государственное регулирование внешнеэкономической деятельности в виде экономико-правового механизма стимулирования и принуждения.

В то же время формирование рыночных отношений сопровождалось двумя разными подходами к внешнеэкономической деятельности - полная либерализация и государственный контроль. Первое направление было закреплено Указом Президента РСФСР № 213 от 15.11. 1991 "О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР". Второе - Законом РФ "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности", Законом РФ "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности". В 1991 году, когда был принят Указ, государственная политика была направлена ​​на стимулирование внешнеэкономической деятельности, стабилизацию внутреннего рынка и привлечение иностранных инвестиций. Все виды валютных вычетов были отменены, а также налоги на импорт и экспорт. К концу 1991 года отношение денежной массы к предложению товаров достигло трехкратного уровня, что указывало на угрожающий экономический дисбаланс. Это проявилось в растущем товарном дефиците, особенно продуктов питания в крупных городах. Для большинства специалистов стало очевидно, что необходим переход национальной экономики страны на рыночный путь, что потребует отказа от государственного регулирования в сфере ценообразования.

Публикация цен стала первым пунктом программы срочных экономических реформ Бориса Ельцина, предложенной на 5-м съезде народных депутатов РСФСР, состоявшемся в октябре 1991 года. Фактически радикальная либерализация потребительских цен была проведена 2 января, 1992 г. в соответствии с Указом Президента РСФСР от 03.12.1991 г. N 297 «О мерах по либерализации цен» и Постановлением Правительства РСФСР от 19.12.1991 г. N 55 «О мерах по либерализации цен», как В результате 90% розничных и 80% оптовых цен были освобождены от государственного регулирования. Указ Президента РСФСР от 03.12.1991 N 297 «О мерах по либерализации цен» и Постановление Правительства РСФСР от 19.12.1991 N 55 «О мерах по либерализации цен» В то же время контроль за ценами Уровень по ряду социально значимых потребительских товаров и услуг был оставлен за государством. Первоначально наценки на такие товары были ограничены, но в марте 1992 года стало возможным снять эти ограничения, которые использовались в большинстве регионов. Помимо освобождения цен, начиная с января 1992 года, был проведен ряд других важных экономических реформ, в частности либерализация заработной платы и свобода розничной торговли. В 1995 году основными задачами были защита экономического суверенитета, обеспечение экономической безопасности Российской Федерации, стимулирование развития народного хозяйства при осуществлении внешнеэкономической деятельности и обеспечение условий для эффективной интеграции российской экономики в мировая экономика. Первыми законодательными актами, в которых закреплены отдельные положения государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, был Закон Российской Федерации № 3615-1 от. 09.10.1992 «О валютном регулировании и валютном контроле» и Таможенном кодексе Российской Федерации, принятом 18.06.1993.

По своей сути внешнеторговая политика представляет собой совокупность принципов, направлений и мер, которые государство определяет в сфере внешней торговли. На основе внешнеторговой политики государство определяет свое отношение к регулированию внешней торговли как процесса, с одной стороны, и порядка государственного управления сферой внешнеторговых отношений, с другой.

Контроль за внешнеэкономической деятельностью является особым механизмом административного надзора со стороны государства за соблюдением правил и норм внешнеторгового регулирования. Это проверка государством на соответствие закону, то есть контроль правильности и законности валютных операций и применение ответственности за их нарушение. 

Внешняя торговля - экспортно-импортные отношения между странами, в основе которых лежит международное разделение труда. Это один из секторов экономики, который оказывает наибольшее влияние на экономическую безопасность государства. Несоблюдение положений экономического и правового механизма государства должно повлечь за собой реакцию государственного аппарата с применением принудительных сил для привлечения к ответственности за совершение правонарушений. Тем более важно преследовать за проступки, которые негативно влияют на экономическую безопасность государства. За нарушение установленного порядка осуществления внешнеэкономической деятельности предусмотрена как административная, так и уголовная ответственность. 

Внешнеэкономическая политика России была направлена ​​на обеспечение профицита основных операций, а также на стабилизацию производственной и финансовой сфер, углубление системных реформ экономики и создание конкурентной среды. В современных условиях внешнеэкономическая политика была переориентирована на решение таких задач, как стабилизация экспорта сырья, накопление ресурсов для перехода к активной инвестиционной политике и реструктуризация экспортного потенциала, поддержание надлежащего уровня платежеспособности по коммерческим кредитам и долгосрочным обязательства перед иностранными коммерческими банками, привлечение дополнительных валютных и инвестиционных ресурсов для развертывания экспортных возможностей, а также осуществление активной коммерческой и промышленной поддержки российских экономических интересов на рынках и экспорта продукции перерабатывающих отраслей. Важнейшей задачей Правительства Российской Федерации и уполномоченных государственных органов является строжайший контроль за соблюдением таможенного и иного законодательства в отношении экспорта, особенно стратегических ресурсов, и обязательное преследование за нарушение установленного порядка.

Создание свободных экономических зон в начале 90-х годов ХХ века с целью привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику

Свободные экономические зоны являются частью национально-государственных территорий, на которых действуют особые льготные условия для иностранных и национальных предпринимателей. Это области очень высокой концентрации торговых, финансовых, технологических и производственных связей. Основная цель создания ОЭЗ - поднять экономику региона и повысить его эффективность. Они являются очагами высокого уровня развития рыночных отношений, предпринимательства, местом совершенствования технологий и механизма управления. В конце двадцатого века эти формирования превратились в значительный фактор мировой экономики и представляют собой своего рода «коммерческие центры».Впервые официальное конкретное определение свободной экономической зоны было дано в Киотской конвенции от 18 мая 1973 года. Свободную экономическую зону следует понимать как часть территории одного государства, в котором импортируемые товары рассматриваются как товары, которые находятся за пределами таможенной территории в связи с правом ввоза и соответствующими налогами и не подлежат обычному таможенному контролю. Свобода отдельной части государственного пространства не абсолютная, а относительная. Эта территория свободна только в том смысле, что ввозимые на нее товары освобождаются от таможенных пошлин, налогов на импорт и других видов импортного контроля, которые в соответствии с таможенным законодательством страны применяются к товарам, ввозимым на другие территории этой страны. страна. В то же время законы не освобождают владельцев товаров и инвесторов от существующего экономического правопорядка, а лишь облегчают его.

Современные разновидности беспошлинной торговли и складские зоны включают в себя консолидированные таможенные зоны (ЗСТ). Они созданы для активизации внешнеэкономической деятельности. Преференциальный режим в свободных таможенных зонах основан на отмене или смягчении таможенных пошлин и экспортно-импортном контроле товаров, ввозимых в зону и реэкспортируемых из нее. СТЗ - это специальные беспошлинные торговые и складские зоны, которые, хотя и остаются частью национальной территории, с точки зрения финансового режима, считаются находящимися за пределами государственных границ. Они обслуживают как торговый оборот принимающей страны, так и международные транзитные операции.

Мировой опыт успешного функционирования свободных экономических зон в середине 90-х годов привлек пристальное внимание российских реформаторов, в результате чего была поставлена ​​задача создать широкую сеть таких зон за два-три года. Планировалось создать до 50 свободных зон в различных регионах СССР. В то же время сами специальные зоны часто рассматривались как средство перехода от командной, дефицитной экономики к рыночной.

Первые попытки развития и создания свободных экономических зон были предприняты в середине 1980-х годов. Так, в 1986 году родилась идея создания СЭЗ "Находка". К концу 80-х годов появилась государственная концепция развития свободных экономических зон на территории СССР. Согласно форме, СЭЗ должны были представлять зоны свободного предпринимательства, компактно расположенные в районах с развитым научно-техническим потенциалом. Их важной задачей было привлечение иностранного капитала и технологий. В декабре 1989 года правительство СССР приняло постановление о создании свободных экономических зон в городах Находка и Выборг. Через полгода краткие общие положения, касающиеся свободных экономических зон, были изложены в «Основах законодательства об иностранных инвестициях в СССР».

К началу 90-х годов государственная концепция СЭЗ была дополнена рядом региональных инициатив. Эти инициативы подчеркнули значительную независимость свободных экономических зон. В середине 1990-х гг. Верховный Совет РСФСР принял решение о создании 13 свободных экономических зон. Для каждой СЭЗ Совет Министров РСФСР утвердил отдельное положение, обеспечивающее ее экономический и правовой статус.

Процесс формирования свободных экономических зон в начале 90-х годов характеризовался следующими особенностями:

  • Отсутствие четкого понимания реальных целей и задач ОЭЗ;
  • Обширность отведенных территорий для СЭЗ: на долю формально созданных «свободных зон» приходилось более трети территории России;
  • Массовое распределение льгот и привилегий по зонам путем лоббирования их интересов в Правительстве Российской Федерации;
  • Стремление местных властей к суверенитету путем создания свободных экономических зон.

Закон «Об иностранных инвестициях в РСФСР», вступивший в силу в сентябре 1991 года, в котором целая глава была посвящена свободным экономическим зонам, заметно упростил процесс их формирования. Закон «Об иностранных инвестициях в РСФСР» 1991 года. В свободных экономических зонах для иностранных инвестиций и предприятий с иностранным участием устанавливается льготный режим экономической деятельности: упрощенный порядок регистрации предприятия с иностранными инвестициями. Так, для предприятий с взносами иностранных инвесторов до 75 млн. Рублей регистрация производится непосредственно в СЭЗ. Активная деятельность по привлечению иностранных инвестиций в отечественную экономику началась в СССР в годы перестройки - в 1987 году были приняты первые нормативные документы по созданию и работе совместных предприятий российских организаций с зарубежными партнерами, что заложило основу для регулирование прямых иностранных инвестиций в российскую экономику.

Характеризуя сложившуюся ситуацию с организацией и функционированием свободных экономических зон в России, можно констатировать, что они находятся в стадии формирования, определяя свою тактику, выбирая приоритеты и направленность. Без существенной государственной поддержки этот период может быть очень продолжительным, в результате чего многие проекты не будут реализованы. Свободные экономические зоны в России, когда государство используется в качестве механизма выборочной либерализации инвестиционного климата, должны выполнять свою роль, концентрируя экспортоориентированное и импортозамещающее производство. Они также должны стимулировать концентрацию технических и технологических инноваций, способствовать развитию современного рыночного механизма управления.

Реформы и внешнеэкономическая деятельность в России в 1995-1997 гг.

Реформирование внешнеэкономических связей России является неотъемлемой частью рыночных реформ, проводимых в стране с 1992 года. Она осуществляется на основе последовательной либерализации внешнеэкономической деятельности. В результате монополия государства на внешнеэкономические и валютные операции, характерная для стран с централизованной системой планирования и управления, была окончательно ликвидирована. Подавляющее большинство внешнеэкономических операций в настоящее время осуществляется негосударственными фирмами. Комплексный государственный контроль над экспортно-импортными и валютными операциями был заменен системой государственного регулирования внешнеэкономических связей, в рамках которой предприятия и фирмы, занимающиеся внешнеэкономической деятельностью, пользуются большой свободой.

В 1992-1995 годах в России сформировалась система государственного регулирования внешнеэкономических связей с использованием методов и инструментов, которые широко используются в странах с развитой рыночной экономикой. В России сформировалась достаточно либеральная система регулирования внешней торговли и других форм внешнеэкономических связей менее чем за пять лет. Но изменения, которые были внесены в систему государственного регулирования, не были подкреплены соответствующими законодательными нормами хозяйственного права, не вписывались хорошо в те элементы хозяйственного управления, на основе которых развивается внутренний сектор национальной экономики. был регламентирован. Наряду с очевидными успехами в области рыночных преобразований внешней сферы народного хозяйства России и развития экспорта, в ходе реформы также были выявлены значительные негативные моменты. Развитие этой системы происходило под влиянием противостояния двух точек зрения. Некоторые экономисты считали, что в первый период экономических реформ было опасно проводить немедленную и далеко идущую либерализацию внешнеэкономических связей. В условиях полного дефицита, дисбаланса на внутреннем рынке и денежного обращения, отсутствия реального обменного курса и нормальных рыночных цен часто возникали ситуации, когда экономические интересы участников внешнеэкономической деятельности вступали в конфликт с национальной экономической интересы. Впоследствии, с развитием системы ценообразования свободного рынка, улучшением обменного курса, нормализацией денежного обращения и всего внутреннего рынка, были созданы условия, которые позволили широко либерализовать экспорт и импорт товаров и услуг, и потом капитал.

Другие экономисты разделяли идею «шоковой терапии». Они считали, что чем быстрее и шире будет происходить либерализация внешней торговли, тем быстрее российская экономика войдет в мировую экономику и ее эффективность возрастет. 

Политика либерализации внешнеэкономических связей осуществлялась в соответствии с Указом Президента России «О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР» с самого начала 1992 года. Указом предусматривался ряд конкретных меры. Во-первых, отменили обязательную регистрацию российских предприятий и фирм в качестве участников внешнеэкономической деятельности.

Это значило:

  • Все предприятия и их объединения получили право осуществлять внешнеэкономические операции без специального разрешения, которое ранее необходимо было получить;
  • Часть валютной выручки, остающаяся в распоряжении экспортера, увеличилась до 50%;
  • Были отменены налоги на импорт, ставки которых были неоправданно высокими по многим статьям;
  • В соответствии с либерализацией цен на все продукты и ресурсы с 1 января 1992 года правительство расширило сферу действия рыночного курса, то есть свободных цен на иностранную валюту. Фактически это означало девальвацию рубля почти в 60 раз. А с 1 июля того же года единый рыночный курс фактически стал основным обменным курсом;
  • Список товаров, экспорт которых был лицензирован и квоты, был сокращен.

Широкий спектр мер по либерализации внешней торговли, а также девальвация рубля, с одной стороны, создали предпосылки для последующего роста экспорта и конкурентного давления импорта на производство, а с другой стороны, дали сильный импульс Внедрение инфляционных процессов создавало трудности для ряда отраслей, зависящих от импорта. Либеральный режим внешней торговли и валютных операций, заниженный курс рубля и несовершенное банковское законодательство также способствовали увеличению оттока капитала из страны, который, однако, уже происходил в годы перестройки.

Экспортные поставки регулировались системой квот и лицензий. Квоты были установлены Министерством экономики Российской Федерации и на их основе были выданы лицензии на экспорт продукции. Некоторые группы конкретных экспортных товаров также подлежали лицензированию, такие как: оружие и боеприпасы, специальные компоненты для их производства, драгоценные металлы, определенные виды лекарств, живые животные и т. д. Из-за значительной разницы между мировыми и внутренними ценами на экспортируемые товары Для продукции использовалась система экспортных пошлин, которая редко используется в мировой практике. С помощью этих пошлин часть доходов экспортеров была выведена в пользу государственного бюджета. Импорт регулировался системой лицензирования конкретных товаров, таких как лекарства, химическая защита, оружие и боеприпасы, драгоценные металлы и т. д., а также импортные тарифы. Ввозной таможенный тариф Российской Федерации был введен Указом Президента Российской Федерации в середине 1992 года с целью увеличения доходов государственного бюджета от внешнеэкономической деятельности и создания более благоприятных условий для развития отдельных видов продукции с учетом высокая степень обработки. 

В последующие годы были внесены коррективы в механизм регулирования внешнеэкономической деятельности, отчасти продиктованный объективной необходимостью углубления реформ, а отчасти необходимостью устранения допущенных ошибок. Таким образом, система государственного регулирования внешнеэкономических связей была завершена. В целях дальнейшей либерализации экспорта объем экспортируемых квот и лицензионной продукции постепенно сокращался. С 1 января 1994 года в списки квот и лицензированных экспортных товаров были включены 12 товарных групп, в 1993 году таких групп было 17, а в начале 1992 года их было 27. В 1995 году экспортные квоты и лицензии были полностью отменены.

Из-за изменения внутренних и мировых цен экспортные пошлины также изменились. Самое последнее снижение экспортных пошлин произошло в конце 1995 года с целью повышения эффективности экспорта в контексте введенного валютного коридора. С 1 апреля 1996 года подавляющее количество экспортных пошлин отменено. С 1 июля 1996 года Россия отменила все экспортные пошлины.

В настоящее время применяется импортный тариф, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации № 454 от 6 мая 1995 года. В последующие годы в него был внесен ряд изменений.

Общая тенденция, проявляющаяся в изменениях, вносимых в импортный тариф, заключается в том, что он решает с его помощью две группы проблем:

  • Увеличение доходов федерального бюджета;
  • Усиление таможенной защиты отечественного производства.

С 1 ноября 1996 года в соответствии с Указом Президента Российской Федерации «О государственном регулировании внешнеторговых бартерных операций» от 18 августа 1996 года валютный контроль также распространяется на бартерные операции.

В масштабе всей национальной экономики внешнеэкономическая деятельность является важным фактором финансовой стабилизации страны. Поступления от внешнеэкономической деятельности (таможенные пошлины, НДС, акцизы, неналоговые поступления) составляют значительную долю доходов федерального бюджета. Только таможенные платежи в федеральный бюджет страны составляют более 1/5 всех налоговых поступлений ежегодно.

В целом либерализация в России проходила в несколько этапов. На первом этапе (конец 1991 года - первая половина 1992 года) меры по либерализации включали:

  • Снятие ограничений на вывоз готовой продукции (при сохранении строгих количественных и тарифных ограничений на вывоз топлива и сырья);
  • Частичная либерализация обменного курса (с установлением специального курса для расчетов с бюджетом и сохранением субсидий на важнейший импорт);
  • Снятие любых импортных ограничений.

На втором этапе (вторая половина 1992 года) обменный курс был полностью либерализован, и был введен импортный тариф. Первая из этих мер была направлена ​​на прекращение скрытых субсидий на импорт в ущерб отечественным производителям, а вторая была нацелена на обеспечение защиты последних от обострения конкуренции за импортируемые товары. Для ужесточения контроля за экспортом сырья был введен институт специальных экспортеров стратегических товаров.

На третьем этапе (1993–1994 годы) был завершен переход к методам управления тарифами. Объем экспортно-импортных операций, осуществляемых централизованно, сократился до 30% внешнеторгового оборота. Основная роль в ветропарке перешла к предприятиям всех форм собственности.

Либерализация, анализ и его последствия

Анализ либерализации внешней торговли: плюсы и минусы

Простой акт отмены государственной монополии на внешнюю торговлю создал принципиально новую ситуацию в стране. В целом внешнеэкономическую реформу в переходной экономике можно охарактеризовать как либерализацию внешнеэкономической деятельности.

Важнейшим направлением внешнеэкономической реформы стала отмена государственной монополии на внешнюю торговлю. Почти всем предприятиям, торгующимся с внешним миром, было предоставлено право осуществлять эти операции вместо специализированных и, по сути, государственных предприятий. Почти все ограничения на импорт были сняты. Частичная, но тем не менее радикальная либерализация обменного курса была осуществлена ​​с некоторыми оговорками и ограничениями. Все это было сделано в самом конце 1991 года и в 1992 году в очень неблагоприятных условиях: резкая либерализация цен при наличии острой нехватки практически всех товаров и кризис государственных финансов.

Такая общая либерализация внешнеэкономической деятельности практически сразу показала свои отрицательные черты. Вопрос в том, к чему привела либерализация? Какие плюсы и минусы это принесло? Прежде всего, это привело к острой конкуренции между российскими экспортерами и общему ухудшению условий экспорта. Объемы экспорта резко сократились, и на фоне острой нехватки многих товаров на внутреннем рынке экспортных поступлений было недостаточно для необходимого импорта товаров. В результате либерализации внешней торговли внешнеторговый оборот России в 1992 году сократился более чем вдвое по сравнению с 1990 годом. Глядя на вторую половину 1992 года, можно наблюдать процесс усиления государственного контроля за экспортом товаров.

Это проявилось не только в восстановлении контроля над экспортом, но и во введении временных и, чуть позже, постоянных ввозных таможенных тарифов. Либерализация начала приносить свои преимущества для внешнеэкономической деятельности России. Россия была на грани краха, чтобы пополнить казначейство, которое к концу 1991 года было почти пустым, а с начала 1992 года - обязательная продажа 40% валютных поступлений по специальному курсу и 10% по рыночная ставка была введена. В такой ситуации выжили только те предприятия, которые производили топливо и сырье или товары, чьи затраты на производство в России были заметно ниже.

Как ни странно, для нашей экономики оказалось благотворным, что экономика нашей страны была довольно слабой. Дело в том, что массовый импорт иностранных товаров был ограничен объемом валютной выручки, который был выведен из объема нашего экспорта. По мере сокращения экспорта валютная выручка также снижалась, что сдерживало покупательную способность внутренних импортеров. Кроме того, начавшийся немедленный отток капитала за границу также уменьшил объем валютных поступлений, которые можно было использовать для импорта товаров. Можно отметить, что с 1991 года торговый баланс страны стал положительным. Положительное сальдо внешней торговли росло из года в год с его естественными колебаниями. Либерализация стала давать свои преимущества. В то же время фактическая свобода операций с иностранной валютой, которая была следствием свободы внешней торговли, а также общей слабости государства в то время, привела к другому явлению, характерному для российской переходной экономики - отрицательный платежный баланс. Основной причиной этого является массовый отток российского капитала за рубеж. Эта либерализация выгодна прежде всего предпринимателям тех отраслей, которые смогли экспортировать конкурентоспособные товары за рубеж еще до этого.

Делая вывод из всего, можно сказать, что либерализация внешней торговли почти мгновенно создала мощную финансовую и политическую поддержку для нового правительства и стала мощным фактором первоначального накопления капитала. Положительные результаты для российской экономики от политики либерализации внешнеэкономической деятельности были получены практически сразу. Во-первых, только благодаря этой либерализации, несмотря на высокую стоимость такого прогресса, полная нехватка товаров, характерная для последнего периода существования советской социалистической экономики, была очень быстро устранена. Во-вторых, появление на внутреннем рынке иностранных товаров в массовых количествах оказалось единственным и мощным фактором частичного преодоления всеобщей монополизации, что было характерно и для советской социалистической экономики. В-третьих, благодаря этой политике миллионы российских граждан были вовлечены во внешнеэкономическую деятельность, которая стала для большинства из них источником хотя и небольшого, но относительно стабильного дохода.

В-четвертых, с 1993 года внешнеторговый оборот страны начал расти. 

Проанализировав ход российской внешнеэкономической реформы, можно выделить два этапа. Первым этапом реформ в этой области можно считать слабое влияние государства на разработку и реализацию активной политики стимулирования внутреннего экономического роста и повышения эффективности российской экономики с помощью нового внешнеэкономического механизма. Однако государственное регулирование в этой области не начало расти в конце нисходящей фазы процесса трансформации. и почти сразу после одноактной либерализации внешнеэкономической деятельности. Второй этап можно назвать периодом с 1993 года, когда государство начало проводить противоречивую, но отчасти протекционистскую политику.

Тем не менее, основной период в реализации этой политики можно выделить, начиная примерно с 2000 года, совпадая с восходящей фазой трансформационных преобразований.

Анализ и оценка импортозамещения в Российской Федерации

Быстрая, более чем трехкратная девальвация рубля в августе-сентябре 1998 года привела к резкому снижению реального обменного курса. В то же время в экономике сформировалась тенденция к росту производства, которая сохранялась в течение длительного периода после кризиса. В IV квартале 1998 года - первом квартале 1999 года наблюдалось резкое падение реального эффективного обменного курса, что сопровождалось снижением импорта. Далее, в течение 1999-2002 гг. наблюдалось медленное восстановление экономики в противоположном направлении, то есть увеличение импорта на фоне постепенного укрепления реального рубля. Обесценение реального обменного курса рубля в 1998 году привело к относительному удорожанию импортных товаров. Можно предположить, что это привело к росту спроса на российские торгуемые товары, что стало вытеснять импорт. В соответствии с этой гипотезой должно происходить снижение внутреннего потребления импортных товаров и, соответственно, объемов импорта, а также увеличение внутреннего потребления отечественных товаров. При объяснении наблюдаемых эффектов также необходимо учитывать другие факторы, влияющие на спрос на импортные и отечественные товары. Помимо падения реального обменного курса, осенью 1998 года произошло снижение реальных доходов предприятий и населения, что привело к общему снижению спроса на все виды товаров.

Однако даже в этом случае можно предположить, что сначала происходит снижение потребления обеих категорий товаров из-за уменьшения доходов, но при постоянных относительных ценах, а затем дополнительное уменьшение потребления импортных товаров с увеличение потребления отечественных товаров при относительном росте стоимости импорта при условии их эластичности по цене. С формальной точки зрения происходит изменение спроса на отечественные и импортные товары под влиянием доходов и эффектов замещения. Увеличение потребления отечественных товаров вместе с уменьшением потребления импортных товаров можно наблюдать не только из-за изменений относительных цен, но и из-за изменений в структуре импорта, экспорта и производства отечественных товаров, а также из-за изменений в предпочтениях. Трансформационный спад в российской экономике в первые годы после либерализации цен в последние годы был заменен устойчивым экономическим ростом, одной из основных причин которого следует отметить структурные сдвиги и процессы трансформации в экономике, которые происходят в течение переходного периода в течение формирование рыночной системы. Мы видим, что одним из важнейших факторов роста стало повышение эффективности деятельности предприятий, изменение структуры инвестиций и увеличение экономической и инвестиционной активности, адаптация трудовых ресурсов и т. д.

Динамика потребления отечественных и импортных товаров может, помимо перечисленных выше причин, зависеть от изменения склонности к потреблению импортных товаров. Быстрое ослабление ограничений на импорт товаров и увеличение ассортимента товаров, доступных для покупки и потребления в первой половине 1990-х годов, наряду с укреплением реального обменного курса рубля привели к увеличению склонности потреблять импортные товары даже при наличии аналогичных отечественных товаров. Можно предположить, что девальвация рубля в 1998 г. привела к переключению потребления на отечественные товары с возможным эффектом гистерезиса, то есть без возврата к импортным товарам с реальным усилением рубль в последние годы. Возможен и обратный эффект - увеличение спроса на импорт связано с необходимостью поддерживать оборудование, которое было импортировано ранее, в рабочем состоянии.

В 1999-2002 гг. реальный обменный курс укреплялся, что сопровождалось относительным удешевлением импорта и увеличением их физических объемов. Следует отметить, что увеличение импорта происходило более высокими темпами по сравнению с ростом производства отечественных товаров. В этом случае в рамках используемой терминологии происходил процесс, противоположный импортозамещению, то есть замена отечественных товаров более дешевым импортом.

Последствия либерализации цен

Оценки радикальных экономических реформ начала 1990-х годов были неоднозначными. Правительство считает, что их главным достижением является создание в России нерегулируемого рынка и слоя крупных собственников. Противники курса правительства указывали на их негативное влияние на социальную сферу, предлагали поиск более приемлемого варианта реформы, изменение ее радикального курса.

Результаты либерализации можно разделить на два типа: положительные и отрицательные последствия. Положительными результатами либеральных реформ стали: устранение товарного дефицита и очередей, насыщение потребительского рынка товарами; развитие инфраструктуры рынка: коммерческие банки, товарные биржи, валютный рынок, страховые компании; бурное развитие частного сектора в экономике, частное предпринимательство. Несмотря на эти изменения, социальная стоимость реформ была чрезвычайно высокой. Произошла амортизация сбережений населения и предприятий в сберегательных кассах и банках, неплатежи по заработной плате, пенсиям и пособиям стали хроническими, массовая открытая и скрытая безработица продолжала пополнять ряды людей, не занятых в полезном труде, более половина населения страны имела минимальные или низкие доходы, средние слои интеллигенции и квалифицированных рабочих были обнищаны; финансирование духовной сферы: науки, образования, культуры резко сократилось. Все это привело к депопуляции населения и сокращению продолжительности жизни. 

Государственный сектор потерял свою ведущую роль в экономике. Доля частного сектора в производстве ВВП составила более 70%. Быстрое осуществление либерализации цен, либерализации внешней торговли и приватизации происходило в условиях неопределенных и небезопасных прав собственности, отсутствия частного сектора и традиций частного предпринимательства, а также высокой степени монополизации национальной экономики. Это создало огромные стимулы для максимизации благосостояния за счет участия в различных формах теневой экономики. Экономические преобразования 1990-х годов в России - по всем основным направлениям - привели к последствиям, не прогнозируемым экспертами. Либерализация цен привела к гораздо более быстрому и более продолжительному росту. Стремление стабилизировать цены любой ценой привело к формированию механизма неплатежей и переходу к бартерным обменам, то есть фактически к формированию неденежной экономики на новой основе.

В результате реформ 1990-х годов в России не была создана полноценная рыночная экономика. Созданная экономическая система скорее несла черты государственного капитализма, его называют, в частности, «квазирынок». Под влиянием гиперинфляции произошла глубокая деформация всех пропорций затрат и соотношения цен на продукцию отдельных отраслей, что изменило стоимостную основу финансовой, бюджетной и денежно-кредитной систем. Индекс потребительских цен с 1992 по 1995 год вырос в 1187 раз, а номинальная заработная плата в 616 раз. Заметное обнищание почти у большинства населения России в начале 90-х годов: уровень жизни основной массы населения снизился по многим характеристикам в 1,5-2 раза - до показателей 40-х и начала 50-х годов.

Структура промышленного производства также изменилась за годы преобразований. Произошел спад в высокотехнологичных отраслях, техническая деградация экономики и сокращение современных технологий. Падение производства в России по масштабам и продолжительности значительно превысило все известные в истории кризисы мирного времени.

Сырье было основным источником экспортной выручки. Доля сектора услуг увеличилась, но доля персональных услуг уменьшилась, а доля услуг в секторе обращения увеличилась.

В конце 1998 года и в начале 1999 года появилась тенденция к экономическому росту. После девальвации в августе 1998 г. конкурентоспособность импорта резко снизилась, что увеличило спрос на отечественную продукцию в пищевой промышленности и других отраслях. Важнейшим фактором экономического роста стал рост объемов производства на всех предприятиях топливно-энергетического комплекса, где они пытались компенсировать потери от падения цен на мировых рынках - экспорт в стоимостном выражении уменьшился в 1998 году, в натуральном выражении - увеличился.

Либерализация цен и либерализация внешней торговли привели к высоким темпам роста цен в российской экономике, а также к кардинальным и негативным изменениям ценовых пропорций для развития экономики.

Современная Россия после либерализации

Современные условия и возможности для России после либерализации

После долгожданного завершения всех переговоров в декабре 2011 года и официального приглашения Российской Федерации вступить в ВТО он вновь возвращается к вопросу о свободе торговли, интеграции в международные экономические процессы и либерализации внешнеэкономических связей, о влиянии этих процессов в стране и возможности их использования для стимулирования развития национальной экономики ... Современные экономические исследования по большей части рассматривают последствия либерализации международной торговли как чисто положительное влияние на экономику страны. Либерализация рынка, которая, прежде всего, означает уменьшение различных барьеров для торговли товарами и услугами, предназначена для стимулирования экономического роста и развития, повышения благосостояния людей и т. д. Нынешний уровень международной глобализации привел к вопросы экономической либерализации на первый план.

На сегодняшний день было проведено много исследований по моделированию мировой экономики в контексте полной или частичной либерализации торговли. Чаще всего одной из отправных точек является реализация основных идей Дохинского раунда переговоров ВТО, который претендует на относительно высокий уровень экономической открытости, но еще не реализован. Основная цель та же - определить масштабы воздействия дальнейшей либерализации мировой экономики на страны и некоторые регионы в частности, а также на общее благосостояние мира в целом. Наблюдается четкая тенденция к снижению ожиданий роста благодаря политике либерализации.

Существует ряд объективных причин, влияющих на такие ожидания - увеличение числа двух и многосторонних соглашений между странами, которые обходят ВТО в целом, установление специальных торговых режимов, что усиливает интеграцию и уменьшает эффект от общих действий. Кроме того, постоянное улучшение качества и доступности статистической информации играет важную роль, что свидетельствует о достаточно глубокой экономической интеграции национальных экономик сегодня. Несмотря на это, все результаты исследований остаются в положительной зоне, что свидетельствует о возможном положительном вкладе либерализации в рост мировой экономики. Полная либерализация, отмена тарифов, внутренние субсидии и субсидии приведут к увеличению мирового благосостояния на 100 миллиардов долларов, или на 0,33% мирового ВВП. В то же время 73,8% доходов будет приходиться на развитые страны, 24,1% - на развивающиеся и 2,2% - на слаборазвитые. По словам главы ВТО Паскаля Лами, общий положительный эффект составит 130 миллиардов долларов. Есть также ряд более оптимистичных исследований, которые дают еще более высокие цифры с совершенно разными пропорциями распределения конечного результата между странами. Соответственно, все они согласны с тем, что общее влияние на мир будет незначительным, но чрезвычайно положительным.

Либерализация не создаст новых преимуществ для абсолютно всех членов общества. Некоторые категории людей могут значительно потерять в процессе перераспределения производственных функций и нового потока прибыли, что приведет к такой экономической политике.

Вступление России в ВТО, несомненно, является серьезным шагом на пути к либерализации внешнеэкономической деятельности страны. Сегодня все страны-члены ВТО используют широкий спектр тарифных и нетарифных ограничений для поддержки своей национальной экономики. Более того, если вы посмотрите на текущую экономическую ситуацию в целом и мировую торговлю, подорванную финансовым кризисом, вы увидите увеличение защитных мер, что означает, что дальнейшая либерализация все еще откладывается, и это несмотря на все призывы сегодня отказаться от протекционизма. Рост протекционизма во всем мире является устойчивой тенденцией, которая будет доминировать, по крайней мере, в среднесрочной перспективе. Исходя из понимания, что международная торговля является классическим примером теории игр, введение протекционистских мер в краткосрочной перспективе принесет пользу некоторым странам и вызовет переход к аналогичной политике в других. Все это негативно скажется на международной торговле и отбросит назад процесс либерализации национальных экономик. Либерализация как таковая не является абсолютным и неоспоримым благом.

Дальнейшая интеграция России, прежде всего вступление страны в ВТО, и либерализация внешнеэкономической деятельности требуют адекватной адаптации методов защиты внутреннего рынка с целью дополнительной компенсации возможных потерь. Например, мы можем рассматривать такую ​​стратегическую для любого государства и значимую с социально-политической точки зрения отрасль, как сельское хозяйство. Это также область, где можно наблюдать широкий спектр протекционистских мер. Если мы рассмотрим методы поддержки рынка, используемые сегодня в России, мы можем констатировать, что они часто имеют слабый эффект, а некоторые скоро станут совершенно недоступными из-за необходимости соблюдать правила ВТО, а это значит, что необходимо искать для новых инструментов для защиты национальных производителей. Установленные сегодня объемы импорта необходимо будет увеличить в ближайшее время, выполняя обязательства, взятые в рамках ВТО.

Журнал: Проблемы современной экономики. Год выпуска: 2012 Номер выпуска: 2 Система квот активно использовалась правительством в течение последнего десятилетия и дала результаты в некоторых областях. Любая ограничительная политика в форме прямых запретов, строгих квот или высоких тарифов ведет к повышению цен для внутренних потребителей. В результате это приводит к прямому отражению всех тарифных мер в конечной цене товара. Когда вводятся государственные ограничения на торговлю, в первую очередь покупатели вынуждены платить по завышенной цене, в то время как производители рискуют разбалансировать внутренний рынок, производя больше, чем требуется в соответствии с теориями рыночного равновесия. Достигнутый дисбаланс в любом случае приводит к общим потерям для экономики из-за больших потерь для потребителей, перевешивающих выгоды производителей и потенциальные доходы государства. Россия часто применяет очень жесткие ограничительные меры. В качестве примера можно вспомнить запрет на экспорт зерна в 2010 году. Такие меры негативно влияют на экономику. Основной заявленной целью запрета является предотвращение роста внутренних цен. Такие меры государства теперь будут ограничены правилами ВТО.

Структурные изменения в экономике могут произойти только в результате масштабных сдвигов в экономических системах, широкой переориентации экономики. Такие сдвиги могут быть достигнуты путем частичной либерализации и усиления конкуренции. Здесь одним из механизмов активизации внутренних ресурсов является открытая экономика. В последнее время российское правительство постепенно либерализует внешнеэкономическую деятельность и систематически расширяет плавную и контролируемую экономическую интеграцию страны в мировую экономику. Одним из последних шагов в этом направлении является организация Таможенного союза в 2010 году. Устранение определенных торговых барьеров и усиление интеграции экономик Беларуси, Казахстана и России окажет положительное влияние и даст стимул для дальнейшего развития товарной отрасли. производители в трех странах. Сегодня можно прогнозировать усиление интеграции, увеличение товарооборота и рост грузоперевозок, импортозамещение в единых рамках трех государств.

В то же время сельхозпроизводители в России вынуждены мириться с усилением конкуренции.

Постепенная интеграция в мировую экономику и осторожное вступление постсоветских стран в ВТО - разумная и правильная стратегия. Несмотря на сложность реализации, необходимость учитывать огромное количество параметров и возможных последствий, государство должно проводить последовательную политику либерализации в долгосрочной перспективе. Постепенное углубление интеграционных процессов и либерализация торговли должны сочетаться с адаптацией мер по поддержке внутреннего рынка и формированием новых инструментов государственной поддержки и стимулированием конкурентоспособности национальной экономики.

Современное состояние и тенденции внешнеэкономической деятельности в России

С конца 80-х годов. XX век. в России начался быстрый переход к рыночным отношениям, именно тогда началась внешнеэкономическая реформа, суть которой заключалась в децентрализации государственной внешней торговли и переходе от системы межгосударственных внешнеэкономических связей к самостоятельному осуществлению внешнеэкономической деятельности. активность (ВЭД) на микроуровне. Таким образом, во внешнеэкономической политике России произошли системные изменения, направленные на построение открытой экономики и интеграцию в систему мировых экономических отношений, а также на либерализацию всех форм внешнеэкономической деятельности. Либерализация внешнеэкономической деятельности России совпала с быстрым развитием глобализации мировой экономики, которая сопровождается возрастающей интенсификацией международных отношений и растущей интернационализацией национальных экономик в систему международного разделения труда.

Обе эти тенденции нейтрализовали барьеры и препятствия для выхода отечественных предприятий на зарубежные рынки, а также открыли путь для иностранных инвестиций и продукции на российский внутренний рынок.

В процессе реформирования экономики страны внешнеэкономическая деятельность российских предприятий заняла важное место в формировании доходной части государственного бюджета. Положительный эффект экономического взаимодействия с мировым рынком проявляется, прежде всего, в дополнительных возможностях расширения внутреннего производства. Узкий внутренний рынок просто не может быть потребителем всех возможных продуктов отечественных предприятий, поэтому их экспортная деятельность помогает им увеличивать объем получаемой ими прибыли и прибыли, поддерживать инвестиционную активность и создавать новые рабочие места. Экспортные поступления обеспечивают расширение внутреннего потребительского спроса и рынка в целом, что дает еще большие возможности для развития отечественного производства.

Либерализация внешнеэкономической деятельности российских предприятий помогла решить многие проблемы и запустила ряд процессов, полезных для экономики страны:

  • Наполнение внутреннего рынка
  • Создание конкурса
  • Начало использования современных методов управления
  • Сделало движение к рыночной экономике необратимым.

Развитие внешнеэкономической деятельности предприятий и устранение барьеров для внешней торговли дают возможность дальнейшего использования преимуществ национальной экономики, которые будут определять характер ее торговли. Страна будет экспортировать те товары, в которых она относительно эффективна, и импортировать те товары, в которых она относительно неэффективна.

В целом за последние 20 лет российская экономика фактически вернулась в доиндустриальную эпоху: на данный момент доля обрабатывающей промышленности в валовой добавленной стоимости и численности работников сократилась вдвое; производительность в области машиностроения за последние 10 лет снизилась в шесть раз; Менее 1/5 продукции российского машиностроения идет на экспорт - в общем объеме экспорта доля продукции этой отрасли практически невелика. Россия превратилась в сырьевой придаток более успешных стран, снабжая их энергией, металлами, лесом, удобрениями и т. д.

В российском экспорте доля высокоперерабатываемых промышленных товаров составляет всего 12%, тогда как в немецком экспорте она достигает 84%. В 2011 году на товары и продукты первичной переработки пришлось 74,8% российского экспорта; в бразильском экспорте эта доля не превышала 35%. Ярко выраженная топливно-сырьевая направленность российского экспорта имеет ряд негативных структурных последствий, приводящих к росту экономических диспропорций, социально-экономической дифференциации регионов и экологической нагрузке на экономику. Повышение прибыльности сырьевого бизнеса провоцирует отток капитала и рабочей силы из отраслей глубокой переработки товаров даже при общей низкой мобильности факторов производства в России. Структура промышленного производства становится все более «тяжелой», фактически ее технологизация происходит в условиях, когда основная часть национальных ресурсов сосредоточена в добывающем секторе и в отраслях первичной переработки. Сегодня около 2/3 всех промышленных инвестиций осуществляются в топливный, энергетический и металлургический комплексы. Экспортно-сырьевой тип экономической структуры может, в лучшем случае, только воспроизводить себя, обеспечивать стабильность, но не дает возможности и заинтересованности в развитии. Поэтому одним из важнейших направлений экономической политики Российской Федерации на современном этапе является развитие экспорта, увеличение доли высокоперерабатываемой продукции в ее структуре и повышение конкурентоспособности российской продукции за рубежом. рынок. «Изучение финансово-экономических последствий либерализации импорта в России» июль-август 2013 года

Экспортный потенциал - это способность национальной экономики производить товары, конкурентоспособные на мировых рынках, и экспортировать их в достаточных объемах по мировым ценам. В связи с этим приоритетной и наиболее сложной проблемой является развитие и диверсификация экспортного потенциала страны. По оценкам экспертов ООН, в настоящее время в структуре мирового экспорта доминируют производственные товары - более 75% (из которых половина - это технически сложные товары и машины); 8% составляют продукты питания (включая напитки и табак); 15% - минеральное сырье и топливо. Основной объем торговли готовой продукцией приходится на промышленно развитые страны, их доля в экспорте машин и транспортного оборудования составляет почти 77%, в импорте - 66%. Германия (14,2%), США (13%), Япония (12,9%) занимают лидирующие позиции в торговле готовой продукцией. На развивающиеся страны приходится 21,8% мирового экспорта машин и транспортного оборудования и 30,9% мирового импорта (включая 9% экспорта, обеспечиваемого новыми промышленно развитыми странами Юго-Восточной Азии). 

На этом фоне текущая ситуация в экспортном секторе российской экономики указывает на то, что ни объем, ни форма государственной поддержки экспортно-ориентированных отраслей не могут считаться удовлетворительными и достаточными для формирования предпосылок для активного расширения экспорта на внешних рынках. Решение этой проблемы как важнейшей составляющей развития народного хозяйства чрезвычайно важно. В российском импорте более 80% составляют готовая продукция, в том числе более половины - машины и оборудование, в том числе товары длительного пользования (автомобили, бытовая электроника и электроприборы, компьютеры, мобильные телефоны и т. д.). В ведущих странах импорт формируется из этих товаров в меньшей степени (45-69%).

В России импорт этих отдельных категорий товаров сократился больше всего, что привело к более заметному сокращению импорта в целом.

Россия заняла 112-е место из 132 возможных в рейтинге Всемирного экономического форума (ВЭФ), посвященного организации торговли. По сравнению с 2011 годом Россия поднялась на две ступени. Исследователи ВЭФ выявили следующие недостатки в организации внешнеэкономической деятельности в России: высокий уровень коррупции и барьеров на таможне, преступность, рейдерство, нарушение сроков доставки товаров. Авторы рейтинга приписывают только широкое внедрение информационных технологий сильной стороне внешнеэкономической деятельности в России. По этому показателю страна заняла 51-е место среди других стран-участниц рейтинга.

Несмотря на макроэкономические успехи и другие достижения, позиции России в области глобальной конкурентоспособности остаются слабыми: в рейтинге глобальной конкурентоспособности ВЭФ на 2012-2013 годы. наша страна опустилась на одну позицию - с 66-го на 67-е место. Эксперты указывают на ряд перспективных позиций, потенциал которых Россия еще не в полной мере использовала для повышения конкурентоспособности. Это высокий уровень образования населения, развитая инфраструктура и огромный внутренний рынок.

Российская Федерация официально стала полноправным членом Всемирной торговой организации 22 августа 2012 года. Вступил в силу протокол о вступлении России в ВТО, и Россия стала 156-м членом этой организации.

Официальное вступление России в ВТО открывает новый этап в развитии ее внешней торговли и экономики в целом. На этом этапе наша страна должна будет выполнить свои обязательства, а государство и бизнес должны будут адаптироваться к деятельности в рамках норм и правил многосторонней торговой системы. Вступление России в ВТО не может не сказаться на поведении участников российского рынка. Предстоящие изменения заставят бизнес действовать более прозрачно, поскольку теперь его деятельность будет контролироваться не только российскими властями, но и представителями других стран. У России один путь: путь быстрого экономического развития, диверсификация, путь создания современной высокоразвитой экономики, основанной на свободной рыночной конкуренции и развитом частном секторе. Чтобы укрепить позиции отечественных производителей на мировых рынках и внутри страны, необходимо начать расширять источники конкурентных преимуществ, включив в их число инвестиции и инновации. Интенсивное развитие экспорта может стать для России значительным источником увеличения темпов экономического роста, эффективного использования интеллектуальных, трудовых и материальных ресурсов.

Вывод:

Анализ причин и хода реформирования российской экономики в 90-е годы и перехода к рыночной системе проходил с учетом тенденций развития экономической структуры СССР. В России в результате реформ 1990-х годов практически исключена возможность восстановления старой политической и экономической системы, созданы определенные условия для развития предпринимательства и бизнеса, ликвидирован товарный дефицит. Однако попытки исправить неблагоприятные тенденции в социально-экономическом развитии страны полностью не оправдали себя. По-видимому, экономические и социальные преобразования в этот период времени не носили обоснованного системного характера и не обеспечивали устойчивого процесса развития общества.

Либерализация внешней экономики России дала результаты, для одних они положительные, для других - отрицательные. В любом случае, в 90-е годы России нужна была встряска экономики. Были созданы свободные экономические зоны, которые составляли более трети территории России, осуществлялось массовое распределение льгот и привилегий, власти стремились к суверенитету. СЭЗ также должны стимулировать концентрацию технических и технологических инноваций и способствовать развитию современного рыночного механизма управления.

Из первой главы можно сделать вывод, что либерализация проходила в 4 этапа, во время которых были отменены ограничения на импорт и экспорт, был либерализован обменный курс и введен единый импортный тариф.

Во второй главе анализируется либерализация внешнеэкономической деятельности в России.

Проанализировав внешнеэкономические реформы 90-х годов, я выделил два этапа:

  • до 1993 года. Слабое влияние государства на разработку и реализацию активной политики стимулирования внутреннего экономического роста и повышения эффективности российской экономики с использованием нового внешнеэкономического механизма.
  • период с 1993 года, когда государство начало проводить протекционистскую политику.

Либерализация сильно повлияла на внешнюю экономику России. Это привело к высоким темпам роста цен в российской экономике, а также к кардинальным и негативным изменениям ценовых пропорций для развития экономики.

После вступления России в ВТО в 2012 году это полностью изменит экономику нашей страны. Новый этап развития открывается для России. У нашей страны впереди много перемен и крупных обязательств. Теперь участники российского рынка будут контролироваться не только российскими властями, но и представителями других стран, что также существенно повлияет на экономику страны.