Квазигруппы: понятие, признаки и разновидности
Содержание:
Предмет: | Социология |
Тип работы: | Курсовая работа |
Язык: | Русский |
Дата добавления: | 09.05.2019 |
- Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
- Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.
Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!
По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по социологии:
Много готовых курсовых работ по социологии |
Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:
Специфика процесса социализации в информационном обществе |
Социальные процессы в малой группе |
Экономические институты как объект социологического исследования |
Политика как социальный институт |
Введение:
Социальное сообщество является одним из важных компонентов общества.
Социальные сообщества различных типов и типов являются формами совместной жизнедеятельности людей, формами человеческого сообщества.
Именно поэтому их изучение является важной областью социологической науки. Социальное сообщество - это реально существующий, эмпирически фиксированный набор индивидов, характеризующийся относительной целостностью и выступающий в качестве независимого субъекта социально-исторического процесса.
Социальные сообщества - это относительно стабильные группы людей, которые отличаются более или менее одинаковыми характеристиками (во всех или некоторых аспектах жизни) условий и образа жизни, массового сознания, так или иначе, общих социальных норм, систем ценностей и интересов.
Любое сообщество формируется на основе тех же условий жизни людей, из которых оно формируется. Однако совокупность людей становится общиной только тогда, когда они могут осознать эту одинаковость, показать свое отношение к ней. В связи с этим у них появляется четкое понимание того, кто является «его», а кто «незнакомцем».
Соответственно, понимание единства своих интересов возникает по сравнению с другими общинами.
Осознание этого единства присуще любому социальному сообществу. Более того, существует прямая связь между природой основ общества и осознанием единства; чем более общие условия лежат в основе их формирования, тем больше единство этого сообщества. Поэтому наиболее присуще осознание единства этнических общностей: наций, народов, народностей.
П. Сорокин отметил, что «... вне группы, история не дает нам человека. Мы не знаем полностью изолированного человека, живущего вне общения с другими людьми. Нам всегда дают группы ... ». Общество представляет собой сочетание самых разных групп: больших и малых, реальных и номинальных, первичных и вторичных.
Проблема групп, в которые люди объединяются в процессе своей жизни, является важной проблемой социологии. Реальность социальных отношений всегда дается как реальность отношений между социальными группами; следовательно, необходимо знать все аспекты существования этих объектов. Прежде всего, важно знать, что такое социальная группа. Есть разные позиции в науке по этому вопросу. Так, демография, статистика, психология используют понятие условных групп, то есть произвольное объединение исследователем людей по любому изучаемому признаку.
В рамках социальных наук под социальной группой понимается реально существующее сообщество, в котором люди объединяются, объединяются совместной деятельностью или находятся в похожих условиях жизни и поэтому признают свою принадлежность к этому сообществу. Для социологии важно определить объективный критерий для разграничения групп. На основании этого критерия социология исследует каждую группу, ее отношения с обществом и с отдельными лицами, входящими в него. Социальная психология характеризуется иным подходом, а именно изучением влияния группы на сознание и поведение человека. Группа изучается здесь как реальная ячейка общества, в которой формируется личность. В общей психологии, прежде всего, изучаются особенности поведения данного человека в присутствии других людей.
Русская социология и социальная психология характеризуется традицией рассматривать социальную группу как субъект деятельности.
Общность содержания деятельности также порождает общность ее особенностей. Таким образом, такие групповые образования, как интересы, потребности, нормы, ценности, групповое мнение и групповые цели, можно отнести к психологическим характеристикам группы. Для человека в группе, осознание принадлежности к нему (социальная идентификация) происходит, прежде всего, через принятие этих характеристик, то есть через признание факта существования некоторой психологической общности с другими членами этой группы.
Анализируя развитие социальной группы и ее роль в истории человеческого общества, выяснилось, что основной характеристикой группы является наличие так называемых «мы-чувств». Это означает, что универсальный принцип ментального замысла сообщества заключается в различении членов группы одного образования «мы» в отличие от другого образования - «они». «Мы чувствуем» выражает необходимость отделить одно сообщество от другого и является своего рода индикатором осведомленности о принадлежности человека к этой конкретной группе.
Наша задача - проанализировать различные социальные сообщества, чтобы понять, как протекает процесс формирования групп и формирования социальных структур.
Квазигруппы
Толпа
Один из самых ярких примеров квазигруппы - это толпа.
Толпа - это временное собрание людей, объединенных в ограниченном пространстве сообществом интересов.
Социальная структура толпы, как правило, проста - лидеры и все остальные участники.
Физически ограниченное пространство приводит к социальному взаимодействию даже в тех случаях, когда люди в толпе стараются избегать межличностных контактов.
В зависимости от характера поведения и формирования толпы можно разделить на несколько типов.
Случайная толпа имеет самую неопределенную структуру. Например, встреча людей на улице возле случившегося
Авария. В этой форме толпы людей объединяют либо незначительные цели, либо совершенно бесцельное времяпровождение.
Люди слабо эмоционально вовлечены в случайную толпу и могут свободно отделиться от нее. Однако при определенном изменении условий такая толпа может быстро объединиться и приобрести общую структуру.
Обусловленная толпа - это собрание людей, которое заранее спланировано и относительно структурировано. Например, толпа собралась на стадионе, чтобы посмотреть футбольный матч. В этом случае толпа «обусловлена» в том смысле, что на поведение ее членов влияют определенные, заранее установленные социальные нормы.
Выразительная толпа - это социальная квазигруппа, которая обычно организуется для личного удовольствия ее членов с деятельностью людей, что само по себе является целью и результатом. Например, встреча людей на рок-фестивале.
Активная толпа. Термин «действие» означает весь спектр действий толпы. Одной из наиболее важных форм активной толпы является группа - эмоционально возбужденная толпа, тяготеющая к актам насилия. Собрания, как правило, имеют однонаправленных лидеров в своих агрессивных намерениях и требуют строгого конформизма от всех членов.
Действия собрания направлены на конкретный объект и носят краткосрочный характер. После этого сборка обычно распадается.
Типичным примером собрания является ликующая толпа, которая имеет очень узкую направленность и быстро распадается после достижения цели. Другая форма активной толпы - мятежная толпа.
Это насильственный и разрушительный коллективный взрыв.
Такая толпа отличается от собрания тем, что в восстании поведение менее структурировано, менее сфокусировано и более нестабильно.
Мятежная толпа может состоять из различных групп, преследующих свои цели, но действующих в критический момент аналогичным образом. Такая толпа наименее восприимчива к различным случайным явлениям извне, ее действия в большинстве случаев непредсказуемы.
Несмотря на то, что толпы сильно различаются по характеру и поведению, можно выделить общие черты, характерные для поведения людей в любой толпе:
- внушаемость. Люди в толпе обычно более внушаемы. Они более склонны принимать мнения, чувства и действия большинства;
- анонимность. Человек чувствует себя неузнаваемым в толпе. Толпа часто действует как единое целое, ее отдельные члены не воспринимаются и не выделяются как личности;
- спонтанность. Люди, которые составляют толпу, имеют тенденцию быть более спонтанными в поведении, чем в нормальных условиях. Как правило, они не думают о своем поведении, и их действия продиктованы исключительно эмоциями, царящими в толпе;
- неуязвимость. Поскольку люди, которые составляют толпу, являются анонимными, они начинают чувствовать, что они находятся вне общественного контроля. Например, в акте вандализма футбольных фанатов каждый из участников акции берет на себя ответственность, действуя вместе со всеми в целом.
В толпе утрачивают свое значение индивидуальные и статусные различия, социальные нормы и табу, действующие в «обычных» условиях. Толпа заставляет отдельных людей действовать и выходить из-под контроля, подавляя любые попытки сопротивления или сомнений.
Здесь понятны аналогии с неистовым потоком, селевыми потоками и т. д. Но это только аналогии: поведение самой жестокой толпы имеет свою логику, и это логика социальных действий, участники которых действуют как социальные существа.
В активной толпе, особенно в сплоченной, всегда можно найти более или менее определенную и устойчивую собственную структуру.
Он основан на каком-то традиционном поведенческом стереотипе (религиозная или этническая ксенофобия, кровная месть, «закон Линча» и т. д.) И ролевом механизме (например, подстрекатели, активисты, крикуны и т. д.). Нечто подобное существует в ситуации раздробленной, панической толпы (стереотип «спаси как можешь» и соответствующее распределение ролей).
Эта роль в толпе оставляет желать лучшего, функции сводятся к запуску и усилению.
Аудитория
Под аудиторией понимается социальное сообщество людей, объединенное взаимодействием с коммуникатором - человеком или группой, которая владеет информацией и передает ее в это сообщество. Аудитория может осуществлять как непосредственное взаимодействие с коммуникаторами (например, прослушивание уличного оратора, объявление менеджера в магазине или других общественных местах), так и косвенное, анонимное (например, воздействие средств массовой информации).
Поэтому наиболее характерной чертой аудитории является почти одностороннее взаимодействие, слабая обратная связь от аудитории к коммуникатору, особенно в случае большой аудитории. Аудитория - это сложное и неоднородное социальное образование, которое связано, прежде всего, с тем, что люди воспринимают и усваивают информацию по-разному из-за разных личностных качеств и разных культурных норм и ценностей. Если одна часть аудитории ставит барьер для усвоения информации, которая не соответствует их культурным стереотипам, то другая часть ярко это воспринимает. Поэтому любая аудитория имеет тенденцию делиться на отдельные сообщества, в которых начинается взаимное общение и обмен мнениями по полученной информации. Это позволяет каждому из выдающихся сообществ, которые называются социальными кругами, формировать общее мнение относительно любых событий.
В повседневной жизни человек часто сталкивается с аудиторией. Слушаем ли мы докладчика в лекционном зале или ведущего за столом, читаем ли мы газету или слушаем радио, во всех случаях мы являемся членами аудитории разных типов. Проблема влияния на аудиторию, возможности ее разделения, а также усвоения ею необходимой информации важна в политике, управлении, работе среди СМИ.
Социальные круги
Среди квазигрупп наиболее близкими к стабильным социальным группам являются социальные круги. В соответствии с определением Ю. Щепанского «общественные круги мы называем свободными альянсами, основанными на контактах с очень плохо налаженной связью, лишенной стабильных отношений между членами». Однако это определение не указывает на главную отличительную черту социальных кругов, а именно на то, что взаимодействие в них практически целиком направлено на обмен информацией.
Итак, социальные круги - это социальные сообщества, созданные для обмена информацией между их членами. Эти сообщества не ставят общих целей, не предпринимают совместных усилий и не имеют исполнительного аппарата. Основная функция социальных кругов - обмен мнениями, новостями, комментариями, аргументами. Можно метафорически сказать, что круги - это сообщества спорных людей.
Узкая направленность взаимодействия, пассивность и отсутствие единства делают социальные круги нестабильными социальными субъектами.
В то же время лица, которые их формируют, проходят определенный отбор, в основном по двум критериям:
- общий интерес к теме обсуждения - например, кружки интересов, кружки футбольных болельщиков обсуждают итоги матча, собирают людей, обсуждают политические события на улице и т.д .;
- принадлежность к определенной субкультуре - например, деловые круги (объединяющие бизнесменов), круги высших слоев общества, круги профессионалов, обсуждающие конкретные, высокопрофессиональные вопросы и т. д.
Есть несколько разновидностей социальных кругов.
Контактные круги - это социальные сообщества людей, которые постоянно встречаются в спорте, на транспорте или в очередях. Наличие общего интереса к теме обсуждения позволяет им находить мимолетные знакомства или обмениваться мнениями по интересующим их вопросам. Границы таких сообществ чрезвычайно расплывчаты и размыты; их состав во многом определяется пространственными контактами. Контактные круги легко создать, но также легко разбить. Появление таких кружков характерно для вновь созданных студенческих групп, когда их участники начинают искать общие темы и интересы, образуют небольшие кружки, которые быстро возникают, а также быстро распадаются.
Профессиональные круги или коллеги - это социальные сообщества, члены которых собираются для обмена информацией исключительно на профессиональной основе. Они возникают в рамках формализованных групп на предприятиях, симпозиумов, митингов, встреч среди рабочих, инженеров, ученых, художников. Наиболее известными являются политические круги, созданные профессиональными политиками для обмена информацией в сфере политической деятельности. Профессиональные круги являются более устойчивыми, чем контактные круги, и часто переходят в устойчивые социальные группы. Кроме того, участники профессиональных кругов обязаны соблюдать определенные стандарты и, следовательно, они повышают степень социального контроля.
Дружеские круги - это сообщества по обмену социальной информацией, которые возникают между людьми, которых объединяет дружба. Обычно под дружественными социальными кругами подразумеваются компании, которые время от времени встречаются и обсуждают насущные вопросы или состоят в переписке. Дружеский круг общения может стать дружественной группой, если ее члены действуют согласованно, разделяют схожие модели поведения и имеют систему ожиданий относительно действий друг друга.
Статусные социальные круги - социальные сообщества, образованные в результате обмена информацией между лицами с одинаковым или сходным статусом. Примером такого сообщества можно считать аристократические кружки, кружки изгоев (бездомных), женские или, наоборот, мужские кружки, кружки пенсионеров. Во всех этих случаях круг формируется из лиц, имеющих одинаковый статус. Статусные социальные круги формируются в основном на основе принадлежности к одной субкультуре и относительно труднодоступны для лиц с другим статусом.
Все социальные круги могут иметь лидеров, то есть людей, которые накапливают, обобщают различные мнения и высказывания, которые важны для членов этого круга и влияют на их поведение. Эти лидеры неформальны и не имеют возможности контролировать поведение членов социального круга (их называют «лидерами мнений»).
Изучение социальных кругов представляет не только научный, но и практический интерес по двум причинам. Во-первых, потому что они являются такими социальными субъектами, в которых рождается, трансформируется и формируется общественное мнение, которое здесь набирает силу и влияет на поведение людей в социальных группах. Во-вторых, потому что социальные круги являются основой для формирования активных социальных групп. Это особенно заметно в политике, с образованием политических партий. Первоначально в этом случае возникает определенная идея преобразования, которая является собственностью нескольких членов. В ходе разговоров идея подхватывается другими личностями и служит основой общего интереса, на котором основаны социальные круги. В процессе обмена мнениями возникают дискуссии, лидеры мнений, с помощью которых идея формируется и становится частью общественного мнения. Овладев умами, идея призывает к действию, и постепенно из социального круга выделяется активная социальная группа, для которой эта идея служит стимулом к действию. Сформированная группа выделяется среди лидеров-организаторов, а не лидеров мнений. Группа постепенно приобретает черты формальной организации и превращается в политическую партию. Таким образом, изучая социальные круги, можно проследить процессы формирования активных социальных групп и социальных институтов. аудитория квазигруппы
Таким образом, квазигруппы можно рассматривать как некоторые переходные образования на пути к устойчивым социальным группам с установленными отношениями. Если проанализировать признаки различия между квазигруппами и социальными группами, то вкратце это: организация, стабильность, существующая внутренняя структура.
Вывод:
Очевидно, что по-настоящему человеческое существование возможно только в сочетании взаимодействующих групп людей, которые в каждый момент находят определенные общественные отношения (прежде всего производственные), вступающие в эти отношения. Следовательно, механизм существования и развития социальных групп и социальных отношений «скрыт» в системе человеческой деятельности. Именно отношения между людьми в процессе этой деятельности являются основой для формирования и воспроизводства социальных групп. Согласованность и целостность социальных отношений как особого типа социальных отношений дают потребности и интересы социальных групп, т. е. совокупности людей, имеющих сходство в объективном положении в системе общественных отношений.
Фролов С.С. определяет социальную группу как совокупность индивидуумов, взаимодействующих определенным образом на основе общих ожиданий каждого члена группы по отношению к другим.
В этом определении можно видеть два существенных условия, необходимых для того, чтобы популяция считалась группой:
- наличие взаимодействий между ее членами;
- появление общих ожиданий каждого члена группы относительно других ее членов.
Согласно этому определению, два человека, ожидающие автобуса на автобусной остановке, не будут группой, но могут стать ею, если начнут разговор, драку или другое взаимодействие с обоюдными ожиданиями.
Пассажиры самолета не могут быть группой. Они будут рассматриваться как агрегация до тех пор, пока среди них во время поездки не будут сформированы группы людей, взаимодействующих между собой.
Так получилось, что агрегация в целом может стать группой. Предположим, определенное количество людей находится в магазине, где они формируют очередь, не взаимодействуя друг с другом. Продавец неожиданно уходит и долгое время отсутствует. Очередь начинает взаимодействовать для достижения одной цели - вернуть продавца на рабочее место. Агрегация превращается в группу.
В то же время перечисленные группы появляются непреднамеренно, случайно, они не имеют постоянного ожидания, а взаимодействия, как правило, являются односторонними (например, только беседа и никакие другие типы действий). Такие спонтанные, неустойчивые группы называются квазигруппами.
Таким образом, квазигруппа - это непреднамеренно возникающая социальная группа, в которой нет стабильных ожиданий, и взаимодействия между членами обычно бывают односторонними. Характеризуется стихийностью возникновения и нестабильностью. Чаще всего это короткий промежуток времени, после которого они либо полностью распадаются, либо под влиянием ситуации превращаются в устойчивые социальные группы.
Квазигруппы имеют много типов:
- Аудитория - это социальное сообщество людей, объединенных взаимодействием с коммуникатором (человеком или группой, которая владеет информацией и передает ее в это сообщество).
- Толпа - это временное собрание людей, объединенных в закрытое физическое пространство сообществом интересов. Толпы можно разделить на несколько типов в зависимости от способа их формирования и поведения:
- Случайная толпа. Примером такой толпы может быть обычная встреча людей на улице, где произошло необычное событие (появление знаменитости, столкновение автомобилей и т. д.) В этой форме толпу людей объединяет либо незначительная цель или совершенно бесцельное времяпровождение. Люди слабо эмоционально вовлечены в случайную толпу и могут свободно отделиться от нее.
- Условная толпа - это встреча людей, запланированных заранее и относительно структурированных. Например, толпа, собранная для представления, ведет себя по-разному в театре, на стадионе, на собрании и т. д. Это все виды условных толп.
- Выразительная толпа - это социальная квазигруппа, которая обычно организуется для личного удовольствия ее членов и деятельности людей, в которых уже есть цель и результат. Например, танцы, религиозные собрания, рок-фестивали и т. д.
- Активная толпа. Термин «действие» означает весь комплекс действий толпы. Это бушующая группа или другие формы сообщества с экстремальными типами поведения.
Среди квазигрупп наиболее близкими к стабильным социальным группам являются социальные круги. Фролов С.С. считает, что социальные круги - это социальные сообщества, созданные для обмена информацией между их членами. Эти сообщества не ставят общих целей, не предпринимают совместных усилий и не имеют исполнительного аппарата. Основная функция социальных кругов - обмен мнениями, новостями, комментариями, аргументами.
Существует несколько типов социальных кругов: Контактные круги - это социальные сообщества людей, которые постоянно встречаются в спорте, на транспорте или в очередях. Профессиональные круги или коллеги - это социальные сообщества, члены которых собираются для обмена информацией исключительно на профессиональной основе. Политические круги создаются профессиональными политиками для обмена информацией в сфере политической деятельности. Профессиональные круги являются более устойчивыми, чем контактные круги, и часто переходят в устойчивые социальные группы. Дружеские круги - это сообщества по обмену социальной информацией, которые возникают между людьми, которых объединяет дружба. Статусные социальные круги - социальные сообщества, образованные в результате обмена информацией между лицами с одинаковым или сходным статусом. Во всех этих случаях круг формируется из лиц, имеющих одинаковый статус. Статусные социальные круги формируются в основном на основе принадлежности к одной субкультуре и являются относительно недоступными для лиц с другим статусом.
Таким образом, квазигруппы можно рассматривать как некоторые переходные образования на пути к устойчивым социальным группам с установленными отношениями. Если проанализировать признаки различия между квазигруппами и социальными группами, то вкратце это: организация, стабильность, существующая внутренняя структура.