Курсовые работы по психологии

Курсовые работы по психологии

Содержание:

  1. Этапы выполнения курсовой работы по психологии
  2. Выбор темы курсовой работы по психологии
  3. Подбор литературы к теме курсовой работы по психологии
  4. Составление плана курсовой работы по психологии
  5. Организация и проведение экспериментального психологического исследования
  6. Первичная постановка проблемы
  7. Этап работы с научной литературой
  8. Уточнение гипотезы и определение переменных
  9. Выбор методического инструментария
  10. Планирование плана эксперимента
  11. Определение объема выборки испытуемых
  12. Проведение эксперимента
  13. Выбор методов обработки результатов и их интерпретация
  14. Написание курсовой работы по психологии
  15. Титульный лист
  16. Содержание
  17. Введение
  18. Основная часть
  19. Заключение
  20. Список использованной литературы
  21. Приложения
  22. Как написать курсовую работу по психологии
  23. Советы по написанию курсовой работы по психологии
  24. Оформление курсовой работы по психологии
  25. Скачать готовые курсовые работы по психологии
  26. Примеры курсовых работ по психологии

Курсовая работа по психологии – это вид учебной и научно-исследовательской работы студента, его самостоятельное творческое исследование научно-практического характера, позволяющее судить о приобретенных им знаниях за пройденный этап обучения и умении применять их на практике.

Курсовая работа по психологии может быть теоретической и (или) исследовательской направленности. Однако такое деление является условным, поскольку в каждой курсовой работе должны быть рассмотрены во взаимной связи вопросы закрепления знаний и навыков по конкретной изучаемой дисциплине.

Цель курсовой работы по психологии – углубление теоретических знаний, полученных в процессе освоения дисциплины, развитие навыков поиска и работы с необходимыми источниками информации, проведения экспериментальных исследований, формирование аналитического подхода к реальным жизненным ситуациям.

В курсовой работе по психологии должны решаться следующие задачи:

  • систематизация, углубление и закрепление теоретических и практических знаний, полученных в процессе аудиторных занятий по дисциплинам учебного плана;
  • формирование умений применять полученные теоретические знания при работе над заданной или выбранной темой;
  • формирование умений использовать научную, специальную литературу, Интернет-ресурсы;
  • выработка практических навыков проведения с использованием современных методов экспериментального психологического исследования и математической обработки его результатов;
  • развитие творческой инициативы, самостоятельности, организованности и ответственности за принятые в работе решения и сделанные выводы.

Основными требованиями, предъявляемыми к курсовой работе по психологии, являются:

  • должный научно-теоретический уровень: использование основных законов, категорий, понятий изучаемой учебной дисциплины, оптимальное соотношение теоретического, фактического и экспериментального материала, связь основных положений работы с актуальной практикой;
  • применение таких методов научного исследования, как анализ литературных источников, документов, наблюдение, беседа, опрос, тестирование, математические методы обработки данных и др.;
  • обзор литературы по теме с полным перечнем использованных источников, включая Интернет-ресурсы;
  • анализ нескольких различных точек зрения на проблему, имеющихся в научной литературе;
  • критическое описание и анализ различных путей и методов решения проблемы;
  • творческий подход к написанию работы: использование оригинальных источников, материалов экспериментов, социологических, психологических исследований, самостоятельность выводов, конкретность практических рекомендаций;
  • изложение собственного взгляда на проблему;
  • грамотное оформление работы: четкая структура, правильное оформление библиографических ссылок, список использованной литературы, аккуратность исполнения.

Если вы хотите научиться сами выполнять курсовые работы по любым предметам, то на странице "что такое курсовая работа и как её написать" я подробно рассказала.

Этапы выполнения курсовой работы по психологии

Процесс выполнения курсовой работы по психологии состоит из следующих этапов:

  • выбор темы курсовой работы и ее согласование с научным руководителем;
  • подбор литературы по теме курсовой работы;
  • составление и согласование плана курсовой работы с научным руководителем;
  • организация и проведение экспериментального психологического исследования;
  • написание курсовой работы.

Выбор темы курсовой работы по психологии

Тематика курсовых работ по психологии должна быть актуальной, отвечать характеру учебной дисциплины, по которой выполняется курсовая работа, соответствовать современному состоянию отечественной и зарубежной науки, содержанию практик студентов и тематике научных работ, выполняемых кафедрой. Сложность тем курсовых работ должна возрастать от курса к курсу. На старших курсах тематика, как правило, связана с решением проблем, поставленных перед студентами во время педагогической и производственной практик так, чтобы собранный материал и полученные результаты могли быть использованы студентами в дальнейшем при подготовке выпускных квалификационных (дипломных) работ.

Студент имеет право самостоятельно выбирать тему курсовой работы.

Подбор литературы к теме курсовой работы по психологии

Начинать работу над темой курсовой работы по психологии целесообразно с определения круга источников и литературы, необходимых для самостоятельного изучения и затем самостоятельного раскрытия темы курсовой работы.

После первичной постановки проблемы студент должен ознакомиться с данными, полученными другими психологами, и попытками объяснения причин заинтересовавшего его явления. Работа в этом направлении должна начинаться с поиска определений базовых понятий, которые содержатся в психологических словарях, а также в словарях и энциклопедиях по смежным дисциплинам. Там же имеются и ссылки на основные публикации по проблеме.

Следующий шаг – составление библиографии по тематике исследования с помощью библиотечных систематических каталогов. Предварительное знакомство с публикациями на тему исследования можно получить из реферативных журналов.

В Российской Федерации единственный журнал такого рода, издаваемый ВИНИТИ, – это «0.4. Биология. Раздел 0.4.II. Психология». Из зарубежных изданий наиболее авторитетным является Psychological Abstract, выпускаемый Американской психологической ассоциацией. В нем содержатся краткие аннотации на большинство работ, выходящих в англоязычных психологических журналах.

Более подробную информацию об исследованиях, относящихся к выделенной проблеме, следует искать в самих публикациях: статьях научных журналов, сборниках и монографиях.

Наиболее авторитетные психологические российские научные журналы:

  • «Психологический журнал», издаваемый Российской академией наук;
  • «Вопросы психологии» – орган Российской академии образования;
  • «Вестник МГУ, серия № 14 Психология», выпускаемый издательством МГУ;
  • «Психологическое обозрение» – орган Российского психологического общества;
  • «Школа здоровья», издаваемый Центром «Диагностика, адаптация, развитие» им. Л.С. Выготского;
  • «Иностранная психология», издаваемый Институтом психологии РАН;
  • «Мир психологии», издаваемый Московским психолого-социальным институтом.
  • Активно должны использоваться Интернет-ресурсы, например такие, как:
  • http://www.azps.ru;
  • http://www.auditorium.ru;
  • http://www.flogiston.ru;
  • http://www.psy.msu.ru;
  • http://www.psy.spb.ru) и др.

При подборе литературы необходимо учитывать, в какой мере данная книга (брошюра, статья) посвящена непосредственно данной теме, раскрывает и анализирует ее содержание. Выбирая источник, надо обращать внимание на год издания книги. Как правило, изучению подлежат труды, содержащие за последние пять лет достижения науки по данному вопросу (за исключением фундаментальных научных проблем).

Отбор и изучение источников следует производить исходя из того, что их количество должно быть ограничено 20 - 25 наименованиями, а содержащийся в них материал должен обеспечить определение общих подходов к решению проблемы, вынесенной в название работы.

На предварительную проработку литературы должно отводиться две - три недели.

Изучение научных публикаций желательно проводить по этапам:

  • общее ознакомление с произведением в целом по его оглавлению;
  • беглый просмотр всего содержания;
  • чтение в порядке последовательности расположения материала;
  • выборочное чтение какой-либо части произведения;
  • выписка представляющих интерес материалов;
  • критическая оценка записанного.

При изучении незнакомой литературы могут встречаться новые понятия, определения. Каждое из них следует выписать отдельно, а затем с помощью справочников найти их смысловое значение. Смысл незнакомых понятий обязательно должен быть раскрыт в работе.

Прочитав и проработав отобранную литературу, студент получает общее представление о месте и значении данной темы в курсе соответствующей дисциплины, определяет ее важнейшие проблемы. Затем изучает документальный материал, относящийся к вопросам темы. Важную роль в систематизации прочитанного по основным проблемам темы играют выписки. Удобнее делать выписки на отдельных листах. Лист делится на две части. В правой части коротко формулируется суть данной выписки, затем записывается ее текст. Он может быть представлен в виде цитаты, пересказа содержания своими словами, тезисов, таблиц. Записи должны быть компактными, коротко излагающими суть текста. В левой части листа желательно коротко сформулировать свое отношение к данному тезису, цитате, высказать свое мнение или предложение по решению вопроса. После выписки дается ссылка на проработанные источники.

Сделанные выписки группируются по проблемам. Содержание сгруппированных по проблемам выписок является основой для уточнения плана работы. Консультация с руководителем поможет окончательно его откорректировать. От точности формулировок вопросов плана во многом зависит успех работы. Расплывчатые, неконкретные формулировки могут легко увести от основной темы, и, напротив, излишняя детализация вопроса сузит тему исследования. Изложение вопросов плана должно быть логически стройным, ясным. Для этого необходимо тщательно продумать внутреннюю логическую структуру каждого вопроса, разбить основные вопросы плана на под вопросы и, сверяясь с ними, приступить к написанию текста.

Студенту следует иметь в виду, что работа не обязательно должна включать весь собранный материал. Для написания текста работы должны отбираться основные проблемы, которые дают возможность полно раскрыть содержание темы. Следует последовательно и четко изложить сущность рассматриваемых вопросов. Приводимые в работе материалы должны быть логически взаимосвязаны, чтобы каждый последующий материал был продолжением предыдущего и вытекал из приведенных выводов. Формулировки должны быть точными, понятными. Недостаточно четкая позиция и бедный, невыразительный язык изложения затрудняют восприятие текста, обедняют содержание работы.

Проработав литературные источники, студент делает по ним определенные выводы, с которыми в дальнейшем знакомит своего научного руководителя.

Составление плана курсовой работы по психологии

Студент составляет круг вопросов, подлежащих изучению и экспериментальной проверке, составляет план исследования, определяет структуру работы, сроки выполнения ее по этапам и затем окончательно согласовывает с научным руководителем план курсовой работы.

План – это структурная разработка курсовой работы. План курсовой работы должен отражать основную идею работы, раскрывать ее содержание и характер, в нем должны быть выделены наиболее актуальные вопросы темы.

Требования к плану курсовой работы:

  • план должен содержать вопросы, необходимые для полного и глубокого раскрытия темы, и концентрированно отражать содержание работы;
  • план должен предусматривать последовательное, логическое, взаимосвязанное раскрытие результатов исследования;
  • план должен быть написан в форме аргументированных, а не вопросительных предложений.

В самой курсовой работе план преобразуется в содержание, которое приводится на странице, следующей за титульным листом работы.

Содержание представляет собой составленный в последовательном порядке список всех заголовков структурных элементов работы с указанием страниц, на которых соответствующий элемент начинается: введение, глава, раздел, заключение, список использованной литературы, приложения.

Организация и проведение экспериментального психологического исследования

Курсовая работа, как правило, должна базироваться на результатах выполненного студентом экспериментального психологического исследования, организованного и проведенного в соответствии со следующими основными этапами.

Любое экспериментальное исследование должно начинаться с определения его темы, ограничивающей область исследований, круга проблем, выбора объекта, предмета и методов исследования. Очевидно, что в курсовой работе ее тема и тема исследования должны совпадать.

Первичная постановка проблемы

Начальным этапом собственно исследования должна являться первичная постановка проблемы – объективно возникающих в ходе развития познания вопроса или комплекса вопросов, решение которых представляет существенный практический или теоретический интерес.

Постановка проблемы должна осуществляться в следующей последовательности:

  1. Выявление нехватки в научном знании о реальности.
  2. Описание проблемы на уровне обыденного языка.
  3. Формулирование проблемы в терминах научной дисциплины.

Студент должен уяснить себе, чем он не удовлетворен в современном психологическом знании, где он ощущает пробелы, какие теории дают противоречащие друг другу объяснения поведения человека и т.д. Результатом этого должно явиться формулирование гипотезы – научного предположения, вытекающего из теории, которое еще не подтверждено и не опровергнуто.

Эмпирическое исследование проводится в трех основных случаях:

  1. Проверка гипотезы о существовании явления.
  2. Проверка гипотезы о существовании связи явлений.
  3. Проверка гипотезы о причинной зависимости явления А от явления В.

Например, что является основной причиной повышенной невротизации (синдром школьной дезадаптации) детей шести - семи лет в первые месяцы учебы в школе?

Возможные варианты ответов:

  • низкий уровень готовности к учебной деятельности (несформированность первичных учебных навыков),
  • недостаточное развитие произвольности – т.е. волевых качеств,
  • низкий уровень интеллекта,
  • социально-психологические проблемы вхождения в классный коллектив и т.д.

Каждая из этих гипотез требует проверки, хотя все они кажутся обоснованными и правдоподобными.

При организации исследования студенту следует понимать различие между экспериментом - основным методом проверки каузальных гипотез (о причинно-следственных связях и зависимостях), и психологическим (психодиагностическим) обследованием - измерительной процедурой, направленной на выявление интересующих исследователя фактов, сбор необходимых эмпирических данных, которые при последующей обработке могут быть проинтерпретированы и проанализированы с целью установления причинно-следственных взаимосвязей.

В процедурах проведения эксперимента и психологического обследования много общих моментов. И добросовестный исследователь всегда должен стремиться приблизить условия проведения психологического обследования к экспериментальным.

Экспериментальное психологическое исследование может проводиться как с помощью специальных аппаратов, таблиц, бланков, так и в виде психологического обследования с использованием анкет, опросников, тестов, самоотчетов, экспертных оценок.

Этап работы с научной литературой

После первичной постановки проблемы следует этап работы с научной литературой. Результат работы – уточнение проблемы и идеи плана экспериментального исследования.

Уточнение гипотезы и определение переменных

На следующем этапе осуществляется уточнение гипотезы и определение переменных. Экспериментальная гипотеза, в отличие от теоретической, должна быть сформулирована в виде импликативного (лат. implicatio, сплетение, переплетение) (логической связки) высказывания: «Если... то...». Кроме того, она должна быть конкретизирована и операционализирована. Это означает, что входящие в высказывание «если А, то В» переменные А и В должны контролироваться в эксперименте: А – управляться экспериментатором – независимая переменная, а В – регистрироваться непосредственно или с помощью аппаратуры – зависимая переменная.

Определение переменных в терминах экспериментальной процедуры и их операционализация завершают этап уточнения гипотезы. Тем самым уточняется предмет экспериментального исследования: та сторона психики, на которую направлено экспериментальное воздействие и которая регулирует проведение, регистрируемое в ходе эксперимента. Психическая реальность всегда выступает в эксперименте «переменной - модератором», или «промежуточной переменной».

Психолог управляет не психической реальностью, а внешними параметрами ситуации, воздействующими на психику испытуемого. Регистрируя независимую переменную, он исходит из того, что между «переменной - модератором» и параметрами поведения существует функциональная (психорегулятивная) связь. Это основная общая гипотеза – предпосылка любого психологического эксперимента.

Помимо независимой, зависимой переменных и «переменной - модератора» должны быть определены и операционализированы внешние переменные, которые могут влиять на зависимую переменную.

Экспериментальные психологические исследования необходимо проводить во внешних благоприятных условиях. Испытуемые должны быть в бодром состоянии, выспавшимися, отдохнувшими. Наиболее благоприятное время исследования — утро, не менее, чем через два часа после пробуждения от сна.

Внимание испытуемого должно быть полностью поглощено выполнением задания; если, например, оказалось, что он в момент исследования интенсивно переживает из-за своих учебных, личных неудач или неприятностей, то эксперимент следует перенести на другое время.

Чем больше различаются условия проведения экспериментов (обследований), тем труднее судить, в какой мере результаты испытуемого зависят от его изучаемых особенностей, а в какой — от влияния условий и побочных факторов.

Выбор методического инструментария

Важным этапом организации исследования является выбор методического инструментария, позволяющего управлять независимой переменной и регистрировать зависимую переменную, - конкретных методики и аппаратуры психологического эксперимента. При этом условия эксперимента (помещение, ситуация, время и др.) должны либо устранять влияние внешних переменных, либо сохранять константность величины их воздействия на зависимую переменную.

Характер используемой аппаратуры определяется тем, какую методику выберет или сконструирует экспериментатор.

В психологическом эксперименте может применяться самая разнообразная аппаратура, в том числе психофизиологическая. Следует лишь избегать перегрузки испытуемого избыточными для исследования тестами.

Планирование плана эксперимента

Центральным этапом организации экспериментального исследования является его планирование в виде выбора плана эксперимента (плана классического эксперимента, квазиэкспериментального плана, доэкспериментального плана).

Определение объема выборки испытуемых

Не менее важным этапом является правильное определение объема выборки испытуемых. При этом студент должен владеть следующими понятиями.

Генеральная совокупность (популяция) — все множество объектов, в отношении которого формулируется исследовательская гипотеза.

Выборка — ограниченная по численности группа объектов (в психологии — испытуемых, респондентов), специально отбираемая из генеральной совокупности для изучения ее свойств.

Изучение на выборке свойств генеральной совокупности называется выборочным исследованием. Практически все психологические исследования являются выборочными, а их выводы должны распространяться на генеральные совокупности.

Выборка должна быть такой, чтобы была обоснована генерализация выводов выборочного исследования — обобщение, распространение их на генеральную совокупность. Основные критерии обоснованности выводов исследования — это репрезентативность выборки и статистическая достоверность результатов.

Репрезентативность выборки или ее представительность — это способность выборки представлять изучаемые явления достаточно полно с точки зрения их изменчивости в генеральной совокупности.

Состав экспериментальной выборки должен моделировать, представлять (репрезентировать) генеральную совокупность, поскольку выводы, получаемые в эксперименте, распространяются на всех членов популяции, а не только на представителей этой выборки.

Выбор популяции зависит от целей исследования. Все потенциальные испытуемые характеризуются разным полом, возрастом, социальным положением, уровнем образования, состоянием здоровья и т.д. Кроме того, они обладают различными индивидуально-психологическими особенностями, например разными уровнями интеллекта, нейротизма, агрессивности. Для того чтобы выборка представляла генеральную совокупность потенциальным испытуемым должны быть предоставлены равные шансы стать реальными участниками исследования. Это может быть осуществимо с помощью простого случайного (рандомизированного) отбора или стратифицированного случайного отбора.

Объем выборки определяется так, чтобы для выявления различий на достаточно значимом уровне общее количество испытуемых в экспериментальной и контрольной группах составляло не менее чем 50 человек, при условии хотя бы приблизительного равенства числа людей в обеих группах.

Следует также придерживаться правила: чем меньше контрольная группа, тем больше должен быть суммарный объем выборки.

Если в последующей обработке экспериментальных данных планируется применение корреляционного анализа, то объем выборки должен составлять не менее 30 - 35 человек. Если считать достаточно выраженной тесноту связи при величине коэффициента корреляции приблизительно 0,25 - 0,35 и выше, то значимыми на уровне р < 0,05 коэффициенты корреляции можно считать при величине выборки более 35 человек. В психологических исследованиях меньшие уровни значимости (например, р < 0,1) обычно не рассматривают как заслуживающие внимания. Наиболее важные выводы, особенно обосновываемые только на данных корреляционного анализа, желательно подтверждать, ссылаясь на уровень значимости р< 0,01.

Проведение эксперимента

Проведение эксперимента является наиболее ответственным этапом исследования. На этом этапе исследователь организует процесс взаимодействия с испытуемым, зачитывает инструкцию, проводит, если это необходимо, обучающую серию. Он варьирует независимую переменную (задачи, внешние условия и др.), проводит регистрацию поведения испытуемого, опрашивает испытуемого по окончании эксперимента (постэкспериментальное интервью).

Важным моментом является мотивирование и инструктирование испытуемых. Наименьшее число искажений возникает, если испытуемый имеет личный интерес к результатам эксперимента, но не усматривает в информации, которую ожидает получить от психолога, нечто, определяющее его жизнь в широком масштабе. Такой подходящий уровень мотивации бывает, когда у испытуемого есть желание расширить знания о самом себе, испытать себя, проверить. Полезным способом повышения мотивации является обещание рассказать после обработки экспериментальных данных о результатах, дать небольшой комментарий, если потребуется.

Принудительное участие в эксперименте может сказаться на том, что данные его будут неточны. Если есть предположение о низкой мотивации испытуемых, то надо применять приемы, повышающие мотивацию, например, вводить соревновательный момент в отношениях испытуемых, повышать эстетическое оформление всей экспериментальной ситуации (обстановки, аппаратуры, стимульного материала) и т.д.

Инструкция испытуемым должна состоять из кратких предложений, каждое не более чем из 11 слов, в ней абзацами должны быть выделены смысловые блоки. Ее предварительно следует проверить на понятность и простоту на пяти - десяти испытуемых.

Инструкция должна быть одинаковой для всех, она должна быть ясной и лаконичной, не допускающей двойственной трактовки положений. Экспериментатор должен давать инструкцию в свободном изложении, не забывая при этом ни одного обязательного пункта, создавая у испытуемого все предусмотренные установки к действию. Важно добиваться не одинакового «звучания» инструкции, а одинаковой степени понимания ее всеми испытуемыми. Не рекомендуется входить в развернутые объяснения и комментарии вопросов. Если обследуемый, стараясь ответить на вопрос о выраженности у него некоторого психического качества, затрудняется это сделать из-за того, что оно по-разному проявляется в разных ситуациях, то для многих случаев подойдут такого рода разъяснения: «Ответьте, имея в виду, как это бывает чаще всего» или «Оцените это для той ситуации, в которой вам легче всего себя представить (вспомнить)».

Инструкция должна включать мотивационные компоненты. Испытуемый должен знать, какие возможности предоставляет ему участие в эксперименте. Это может быть информация о его способностях и личностных чертах, помощь в решении личных проблем и т.д. Поскольку ситуация эксперимента для большинства испытуемых непривычна, они испытывают тревогу, их внимание может флюктуировать. Кроме того, скорость понимания инструкции зависит от индивидуальных когнитивных способностей, особенностей темперамента, знания языка и т.д. Поэтому следует проверить, правильно ли испытуемые поняли инструкцию, и повторить ее при необходимости, избегая, однако, дополнительных развернутых комментариев.

Само экспериментальное исследование следует проводить в одном и том же для всех испытуемых порядке. Если шагов эксперимента довольно много, то необходимо иметь под рукой запись их перечня.

Целесообразно вначале предпринять некоторые действия, чтобы настроить испытуемого на эксперимент. Это можно сделать, продемонстрировав к нему интерес, например, задав несколько конкретных вопросов, которые могли бы вызвать расположение к экспериментатору, или, выразив свою признательность испытуемому за согласие участвовать в эксперименте.

Далее целесообразно выяснить самочувствие испытуемого. Это особенно важно при исследовании внимания, познавательных и эмоциональных процессов, состояния, психофизиологических реакций.

Ход исследования и результаты должны регистрироваться в протоколе эксперимента. В протокол помимо паспортных данных испытуемых, даты проведения эксперимента должны заноситься «сырые» оценки (результаты), под которыми понимаются оценки, получаемые психологом непосредственно в опыте, эксперименте из листа для ответов на опросник, анкету и т.п., и стандартные оценки, получаемые после преобразования сырых оценок с помощью таблиц перевода, шкал пересчета, графиков и т.п. В стандартной оценке ответ или результат отдельного испытуемого соотносится со средними величинами (ответов или результатов) нормативной выборки. Под нормативной выборкой подразумевается достаточно широкая и репрезентативная выборка, результаты обследования которой автор методики использовал для создания таблиц перевода или шкал пересчета. Стандартная оценка вписывается в протокол уже при его обработке, после эксперимента.

В графу протокола «Примечание» заносятся вопросы, реплики, высказывания испытуемого, описания поведения испытуемого, внешнего вида и т.д.

После окончания эксперимента надо попросить испытуемого сообщить о своих самонаблюдениях по ходу эксперимента, т.е. о своих мыслях, чувствах, образах, возникавших предположениях, намерениях, вариантах и т.д. Целесообразнее использовать один и тот же для всех испытуемых набор вопросов.

Разрабатывая форму протокола, следует учитывать особенности экспериментальной процедуры, простоту и удобство последующей обработки результатов. Чем меньше операций в ручной обработке данных, тем меньше вероятность ошибок и искажений.

В итоге данные из протоколов должны быть занесены в сводную таблицу, составленную первоначально в рукописном варианте, затем в электронной форме в виде таблицы в программе Excel для последующей обработки.

По завершении эксперимента следует провести беседу с испытуемым и поблагодарить его за участие в исследовании.

Выбор методов обработки результатов и их интерпретация

Следующим этапом исследования является выбор методов, проведение статистической обработки результатов и их интерпретация.

Обычно методы обработки данных выбираются на стадии планирования эксперимента или же еще раньше – при выдвижении экспериментальной гипотезы. Экспериментальная гипотеза преобразуется в статистическую. Возможных типов статистических гипотез в экспериментальном исследовании немного:

  • а) о сходстве или различии двух и более групп;
  • б) о взаимодействии независимых переменных;
  • в) о статистической связи независимых и зависимых переменных;
  • г) о структуре латентных переменных (относится к корреляционному исследованию).

Статистические оценки дают информацию не о наличии, а о достоверности сходств и различий результатов контрольных и экспериментальных групп.

Существуют стандартные пакеты программ для математической обработки данных. Наиболее известные и доступные: Excel, Statistica, Stadia, Statgraphics, SyStat, SPSS, SAS, BMDP.

Выводы и интерпретация результатов завершают исследовательский цикл. Итогом экспериментального исследования является подтверждение или опровержение гипотезы о причинной связи между переменными: «Если А, то В».

Подтверждение статистических гипотез (о различиях, связи и пр.) – решающий, но не единственный аргумент в пользу принятия экспериментальной гипотезы. Исследователь сопоставляет свои выводы с выводами других авторов, высказывает гипотезы о причинах сходства или различия между данными, полученными им самим, и результатами предшественников. И, наконец, он интерпретирует свои выводы в терминах теоретической гипотезы. Он должен ответить на вопрос: можно ли считать подтверждение или опровержение эмпирической гипотезы подтверждением или опровержением той или иной теории. Возможно, что ни одна теория не может объяснить полученные в эксперименте результаты. Тогда экспериментатор, если он склонен к теоретизированию, пытается сам теоретически объяснить полученные в эксперименте результаты. Кроме того, он высказывает предположения о возможности обобщения и переноса полученных им данных на другие ситуации, популяции и т.д.

Следует помнить, что оценка того или иного психическое качества на основании однократно проведенного эксперимента может быть ошибочной. Особенно опасны заключения по однократному эксперименту, который показал или выявил отрицательные, низкие качества.

Написание курсовой работы по психологии

При написании курсовой работы по психологии должны учитываться следующие требования к ее структуре и изложению содержания.

Рекомендуется следующая типовая структура курсовой работы:

  • Титульный лист – 1 стр.,
  • Оглавление – 1 стр.,
  • Введение – 2 - 3 стр.,
  • Основная часть (три главы) – 30 - 35 стр.,
  • Заключение – 1 - 2 стр.,
  • Список использованной литературы – 1 - 2 стр.,
  • Приложения (при наличии) – до 7 стр.

Титульный лист

На титульном листе должны быть размещены сверху вниз следующие сведения (реквизиты):

  • наименование учебного заведения – Образовательная организация высшего профессионального образования «...»;
  • наименование факультета – Факультет психологии или Факультет вечернего и заочного обучения;
  • наименование кафедры, на которой работа выполнялась;
  • фамилия, имя и отчество студента;
  • индекс группы, порядковый номер курса, форма обучения;
  • специальность, по которой осуществляется обучение – «Психология»;
  • тема курсовой работы;
  • наименование работы – Курсовая работа;
  • учебная дисциплина, по которой выполнена курсовая работа;
  • должность, ученая степень, ученое звание, фамилия, имя и отчество научного руководителя;
  • запись «Город» и год выполнения работы.

Пример:

Курсовые работы по психологии

Содержание

В содержании должны быть последовательно приведены наименования глав и разделов работы. При этом формулировки должны точно соответствовать содержанию работы, быть краткими, четкими, последовательно и точно отражать ее внутреннюю логику. Указываются страницы, на которых расположено начало каждой главы и каждого раздела. Все главы и разделы работы, кроме введения, заключения и списка использованной литературы, нумеруются. Приложения в содержании, как правило, указываются одним пунктом без номера, но если их много, то целесообразно их пронумеровать, дать наименование и номер начальной страницы каждого приложения.

Пример:

Курсовые работы по психологии

Введение

Введение должно содержать обоснование актуальности исследования, степень изученности проблемы. Особо оттеняется новизна исследования и его практическая и теоретическая значимость. В качестве теоретической новизны могут быть представлены: разработка теоретической модели психического процесса или явления; новые теоретические обобщения, классификация, типизация (по имеющимся фактам), дополняющие известную концепцию или теорию, и т.п. В качестве практической новизны (практической значимости) исследования могут выступать: разработка нового метода (методики), модификация или адаптация уже известной методики, позволяющая решать новые задачи; разработка и реализация рекомендаций по совершенствованию профориентационной, консультационной или коррекционной работы т.п.

Далее:

  • формулируется цель работы,
  • определяются задачи работы,
  • указывается объект исследования в виде конкретных психических феноменов - психических процессов, свойств и состояний человека,
  • определяется предмет исследования в виде взаимосвязей, взаимовлияний сущностных особенностей психических явлений, процессов, состояний, свойств личности, видов поведения, деятельности и общения, их пространственных, временных, интенсивностных характеристик, присущих отдельному индивиду или группе людей,
  • формулируется основная гипотеза исследования,
  • называются и кратко характеризуются используемые методы и методики исследования, особенности их применения для решения поставленных в работе задач.

В конце введения дается краткий обзор всей работы, характеризуется содержание каждого раздела, включая список использованной литературы и приложения. Общий объем введения не должен превышать трех страниц. Каждый из перечисленных пунктов введения описывается, начиная с нового абзаца, но не нумеруется и не оформляется в виде заглавия.

Ключевые слова во введении: актуальность работы, новизна и практическая значимость, цель, задачи, объект, предмет, гипотеза, методы исследования (методики) могут быть выделены подчеркиванием, жирным шрифтом или курсивом.

Пример:

Курсовые работы по психологии

Основная часть

Основная часть курсовой работы должна состоять, как правило, из трех глав, условно именуемых теоретической, методической и результативной. Однако подобные наименования глав ни в оглавлении, ни в тексте работы не должны употребляться.

Наименование теоретической главы определяется проблематикой и целью работы. В наиболее общем виде она может именоваться «Анализ литературы по проблеме (указывается проблема)» или более конкретно, например: «Современное состояние проблемы соотношения уровня интеллектуального развития, самооценки и психологического статуса учащегося». Первая глава носит общетеоретический (методологический) характер. В ней на основе изучения работ отечественных и зарубежных авторов излагается сущность исследуемой проблемы, рассматриваются различные подходы к ее решению, дается их оценка, обосновываются и излагаются собственные позиции исследователя. Объем первой главы должен быть в пределах 10 – 12 страниц.

Логика обзора литературы может быть основана на семи подходах:

  1. на хронологии исследований в проблемной области (исторический, генетический подход). В этом случае анализ строится, исходя из исторического контекста рассмотрения данной проблемы (от античности до современности или от первых экспериментальных исследований в данной области до современности). Например, описывается история изучения проблемы по периодам, основные этапы ее разработки учеными, исследовательские парадигмы.
  2. на значении вклада каждого автора в исследуемую проблему (персоналистский подход). Такой подход освещает наиболее значимый вклад каждого из зарубежных и отечественных ученых, школ и направлений в разработку данной проблемы.
  3. на переходе от рассмотрения общих проблем к описанию конкретных явлений, особенностей их проявления (дедуктивный подход). В этом случае при построении теоретического анализа переходят от рассмотрения общих проблем к описанию конкретных психических феноменов (явлений). Например, если анализируется «Проблема посттравматического стресса», то сначала рассматриваются общие проблемы изучения стресса, а затем переходят конкретно к описанию специфики проявления посттравматического стресса;
  4. на переходе от рассмотрения частных эмпирических исследований к общим выводам, подходам в исследовании (индуктивный подход). Анализируются и обобщаются эмпирические данные отдельных экспериментальных исследований по проблеме;
  5. на анализе особенностей подходов различных авторов к исследованию проблемы (аналитический подход). Осуществляется анализ отдельных сторон проблемы и выделяются различия в подходах авторов к исследованию проблемы;
  6. на изучении содержательных и логических аспектов представлений о развитии психических явлений (структурно-логический подход). В проблеме (психическом явлении) выделяются предпосылки, факторы, благоприятствующие и препятствующие возникновению психического явления, логика формирования и развития проблемы. Рассматриваются различные структуры психических явлений, модели, их эволюция в представлении ученых. Например, рассматриваются механизмы восприятия в Античности, представления о восприятии в Средние века, в современное время. Или логические аспекты представлений о рефлекторном акте, начиная с «машинообразного акта» (Р. Декарт) до рефлекторной дуги (И.М. Сеченов, И.П. Павлов) и заканчивая моделью рефлекторного кольца (Н.А. Бернштейн, П.К. Анохин);
  7. на изучении авторами отдельных сторон проблемы (феноменологический подход). При таком подходе рассмотрение проблемы заключается в описании ее наиболее существенных сторон. Например, в описании: понятия стресса; причин стресса; механизмов стресса; последствий стресса; стратегий выхода из стрессовой ситуации и т.д.

Все рассмотренные типы построения анализа литературы могут сочетаться в зависимости от замысла автора, логики, которую он считает наиболее целесообразной для изложения и анализа материала публикаций. Важно, чтобы в анализе литературы были рассмотрены все вопросы, непосредственно связанные с изучаемой проблемой.

Особым способом структурирования работы и мыслей автора является также выделение в тексте абзацев. Начало нового абзаца обычно соответствует началу новой мысли или нового фрагмента информации и поэтому помогает логичному восприятию материала работы читателем.

Начинать каждый раздел текста полезно с введения в существо рассматриваемой проблемы вводным предложением. Формы его построения могут быть разными. Например: «Проблема посттравматического стресса рассматривалась в работах многих психологов...»; «Рассмотрим основные особенности самооценки младших школьников...»; «При изучении проблемы личности выделяют следующие основные подходы...» и т.п.

При этом в тексте должно быть ясно видно, на какие литературные источники и на взгляды каких авторов опирается исследователь. Рассматривая содержание концепций, теоретические модели психических явлений, разнообразие подходов к решению проблемы и т.д., необходимо давать ссылку на первоисточник.

Не следует перегружать главу анализа литературы по проблеме цитированием авторов. Анализ литературы должен носить аналитико-синтетический и обобщающий характер. Текст главы должен отражать собственное осмысление и обобщение проблемы исследователем на основе изучения литературы, оценку различных аспектов психологических концепций со ссылкой на их авторов, содержать доказательства определенных положений с привлечением цитат.

Для расширения лексического разнообразия выражения мыслей при анализе источников, сравнении точек зрения, ссылке на высказывания и идеи цитируемых авторов, а также выражении к ним отношения следует использовать такие глаголы, как: анализирует, возражает, высказывает мнение, добавляет, доказывает, допускает, задает вопрос, излагает, констатирует, надеется, находит, начинает, не разделяет точку зрения, не соглашается, обнаруживает, обсуждает, объясняет, одобряет, отвечает, отмечает, отстаивает, определяет, пересказывает, пишет, повторяет, поддерживает, подтверждает, позволяет, полагает, понимает, предлагает, предполагает, представляет, признает, принимает точку зрения, приходит к выводу, разбирает вопрос, разделяет, размышляет, разрешает, разъясняет, рекомендует, решает проблему, следует, соглашается, сомневается, сообщает, спрашивает, ссылается, считает, указывает, упоминает, утверждает, уточняет.

Наряду с изложением концепций и описанием фактического материала, содержащихся в литературе, должно проводиться сравнение точек зрения авторов, их анализ и обобщение. После изложения теорий и фактов, содержащихся в изученных источниках, исследователь должен выразить собственное мнение и взгляды по проблеме. В заключение главы анализа литературы делаются выводы по существу рассматриваемых вопросов. Однако заголовок «Выводы по главе» не пишется. Для этого выделяют, как правило, последние абзацы главы. Выводы могут начинаться фразой: «Таким образом, проведенный анализ показывает, что...»; «Как ясно следует из вышеизложенного...» и т.п.

Методическая глава может быть озаглавлена как «Организация, методология, методы исследования и их обоснование» или «Обоснование методов и методик психологического исследования». Эта глава может включать раздел, содержащий подробную характеристику выборки испытуемых (количество испытуемых, социально-демографические данные: пол, возраст, социальное, семейное положение, опыт работы, должность и другие важные в целях исследования параметры), т.е. те переменные, по которым возможно выделение испытуемых в группы и подгруппы.

Затем раздел с обоснованием выбора используемых методов и методик, перечислением их (а в отдельных случаях, если они редко встречаются, с подробным описанием), доказательством их валидности, надежности, адекватности целям и задачам исследования.

В следующем разделе должны быть приведены обоснование и характеристика применяемых методов математической обработки результатов исследований, критериев принятия статистических гипотез, формулы, по которым производились вычисления тех или иных параметров, с их определениями и расшифровкой условных обозначений.

Последний раздел методической главы должен быть посвящен описанию этапов, условий и процедуры проведения эксперимента или психологического обследования. Объем методической главы должен быть в пределах 6 – 8 страниц.

Результативная глава может иметь такое типовое наименование, как: «Обсуждение результатов, интерпретация и обобщение данных психологического исследования», однако ее внутренняя структура должна соответствовать логике изложения, а названия разделов — основным этапам исследования. Объем результативной главы должен быть в пределах 12 – 15 страниц.

Разделы должны содержать описания поэтапного выполнения исследования или решения определенной задачи. В них должны быть приведены результаты обработки эмпирических данных, снабженные для доказательства и лучшего восприятия графическими и табличными материалами (таблицами, диаграммами, графиками, рисунками и т.д.). Полученные результаты должны быть сопоставлены и проанализированы.

В описании экспериментального психологического исследования основным должны являться анализ, представление и интерпретация полученных результатов.

Научный анализ должен заключаться в выделении и описании наиболее важных фрагментов из массива полученных результатов, сравнении, обобщении количественных и качественных данных. Необходимым качеством такого анализа является доказательность. Анализ должен опираться на факты, количественные показатели, а также примеры качественного характера.

При изложении результатов проведенного исследования следует придерживаться последовательности реализации ранее сформулированных задач всей работы.

Важной особенностью каждого раздела результативной главы является доказательность. Типичная логика изложения результатов экспериментального исследования предполагает представление результатов, их анализ, обоснование, обобщение и формулировку выводов.

Результаты исследования всегда заключаются в выявлении некоторых закономерностей, тенденций, особенностей, характеристик, динамики — это может быть соотношение параметров личности или одной группы с другой или нормой, закономерное изменение одного параметра по мере изменения другого (корреляционная связь), достоверные сдвиги в структуре сложных психических образований и т.д. Следует отметить, что способность увидеть результат в наборе цифр и других данных уже является свойством профессионального психолога. Когда результат (факт) выявлен, можно задаться следующими вопросами: какова надежность и достоверность полученного результата, возможна ли его экстраполяция (распространение) на всю генеральную совокупность, какими теоретическими моделями психических процессов можно объяснить результат, подтверждает ли он гипотезу исследования или нет?

Преимущество количественных психологических показателей состоит в том, что их можно сравнивать в широких пределах и применять разнообразный математико-статистический аппарат, а также, что немаловажно, приписать выводам некоторую статистическую значимость. Вместе с тем нельзя абсолютизировать количественные методы. Любая математическая процедура абстрагируется от «живых» данных, неизбежно упрощая изучаемые реальные психические явления. Поэтому все выводы, полученные в результате количественной (т.е. математико-статистической) обработки, необходимо подкреплять данными качественного характера, основанными на опыте, наблюдениях самого исследователя (регистрация поведенческих, вербальных реакций, жестов, мимики, пантомимики, экспертная оценка и т.д.). Качественные оценки базируются на свойствах объекта, которым не приписаны никакие количественные параметры — ни интервального, ни рангового характера. Качественная оценка выражается либо в категориях объективных отношений (больше — меньше, выше — ниже, сильнее — слабее и т.п.), либо в категориях субъективных определений (приятный, вежливый, грубый, веселый и т.п.).

Научный анализ результатов исследования целесообразнее представлять в виде некоторых логически завершенных блоков (посвященных, например, изучению какого-либо конкретного признака в данной выборке или выборках испытуемых). В таком случае он начинается с описания этапов или алгоритма решения задач исследования и представления уже обработанных и обобщенных данных экспериментов, психологических обследований, наблюдений и т.п.

Обобщение результатов таких отдельных логических составляющих следует проводить после того, как будет завершен весь комплекс исследования по данной группе фактов.

Возможны следующие варианты самой логики описания:

  • сначала утверждается требующий доказательства тезис или какое-либо положение, а потом этот тезис (положение) обосновывается, подтверждается данными результатов экспериментов, психодиагностических обследований;
  • доказываемое положение сразу не обозначается, а выстраивается логика доказательства, автор ведет читателя к выводу, приводя данные эмпирических исследований, факты, аргументы и лишь затем делая обобщения.

В любом случае обобщения и выводы необходимо подкреплять ссылками на данные, приведенные в таблицах, диаграммами и графиками, иллюстрирующими как логику рассуждений, так и результат проверки гипотезы исследования.

Для описания результатов исследования в большинстве случаев применим следующий алгоритм:

  • общие результаты проведенного эксперимента (измерения, психологического обследования), полученные с помощью методики, представлены в таблице...;
  • как видно из данных первичных статистик, представленные в таблице результаты испытуемых отличаются (характеризуются)...;
  • это объясняется (можно объяснить) тем, что... (влиянием объективных, субъективных факторов, социальных, экономических условий и т.д.);
  • дальнейшая обработка данных исследования, в том числе методами математической статистики, показала, что параметры распределения признака (признаков) имеют характер нормального (ненормального) распределения, на основании чего для дальнейшего анализа данных были использованы методы параметрической (непараметрической) статистики (указать какие);
  • дальнейший анализ позволил выявить различия (или взаимосвязи) на достоверно значимом уровне (р < 0,05, или р < 0,01, или р< 0,001);
  • таким образом, можно сделать вывод о том, что...

Главная особенность как научного, так и практического психологического исследования заключается в доказательности и достоверности получаемых новых знаний. А доказательность результатам придают факты, выраженные в качественной и количественной форме. Поэтому их представлению в работе должно уделяться особое внимание. Необходимо привести обоснованные доводы, типичные характеристики, убедительно подтверждающие те или иные утверждения, заключения и рекомендации. Следует иметь в виду, что данные конкретного испытуемого должны приводиться анонимно (с этической точки зрения). Типичной формой представления испытуемого является употребление его кода или имени и инициалов (например, испытуемый Женя К. проявил, обнаружил...).

Интерпретация результатов — это объяснение психологического смысла полученных количественных и качественных результатов научного исследования исходя из выдвинутых (изложенных) теоретических положений. Представленные в работе количественные данные исследования не говорят сами за себя, их необходимо интерпретировать, из них нужно сделать определенные обобщения и выводы. Осуществляется это в рамках выдвинутых теорий, концепций, обоснованных методологических подходов проведенного научного исследования, с возможным привлечением (ссылкой) экспериментальных данных исследований других авторов, в соответствии с логикой научного анализа, а также собственным пониманием исследователем психологических особенностей, механизмов изучаемых явлений и полученных результатов.

Интерпретация результатов всегда в той или иной мере предположительна и субъективна, ее глубина определяется уровнем квалификации исследователя. В связи с этим стиль ее изложения часто включает такие выражения, как: «Это может объясняться тем, что...», «По нашему мнению...», «С нашей точки зрения, данный факт может быть интерпретирован как...».

После завершения интерпретации и обобщений в работе должны быть представлены выводы. Четко и ясно сформулированные выводы являются главным итогом научного исследования. Нумерация выводов придает им большую четкость и структурированность. Выводы по эмпирической части представляют особую ценность.

Число выводов жестко не определяется и не ограничивается, но лучше воспринимается количество выводов не более пяти - семи. При большем их количестве следует вводить в перечень выводов дополнительное структурирование, т.е. разбивать их на группы по некоторому логическому основанию. Главное, что определяет количество выводов, их структуру и содержание, — это то, что в выводах должно быть отражено (с приведением обобщенных значимых показателей, уровнями доверительной вероятности и т.д.), как решены задачи исследования, насколько реализована цель и подтверждена (не подтверждена) гипотеза исследования.

Пример:

Курсовые работы по психологии

Курсовые работы по психологии

Заключение

В заключении отражаются итоги работы, важнейшие выводы, к которым пришел автор; отмечается их значимость (теоретическая и практическая), возможность внедрения результатов работы и дальнейшие перспективы исследования темы. Важнейшее требование к заключению — его краткость (объем не более двух страниц) и обстоятельность, в нем не следует повторять содержания введения и основной части работы. Здесь логически последовательно излагаются теоретические и практические выводы и предложения, к которым пришел автор в результате исследования. Они должны давать полное представление о содержании, значимости, обоснованности и эффективности представленных или апробированных разработок. Пишутся они в тезисном варианте (по пунктам) и должны отражать основные выводы по теории вопроса, по проведенному анализу и всем рассмотренным направлениям решения проблемы с оценкой эффективности, практической значимости и применимости результатов по конкретному объекту исследования.

Примерная схема заключения о проведенной научно-исследовательской работе может быть такой:

  • цель и задачи исследования, гипотеза;
  • краткое теоретическое обоснование модели исследуемого явления, методологических подходов к решению проблемы;
  • основные этапы работы;
  • основные методы и методики, использованные в работе;
  • объем проведенных исследований.
  • краткая характеристика решения задач и полученных результатов (в том числе их статистическая значимость, достоверность).
  • рекомендации по использованию полученных результатов и дальнейшей разработке проблемы.

Пример:

Курсовые работы по психологии

Список использованной литературы

Список использованной литературы отечественных авторов составляется в алфавитном порядке, далее в алфавитном порядке следуют издания зарубежных авторов. Нумеровать литературные источники следует арабскими цифрами, начиная от первого и до последнего источника.

Пример:

Курсовые работы по психологии

Приложения

Приложения обычно оформляются на отдельных листах, причем каждое из них должно иметь свой тематический заголовок и в правом верхнем углу надпись: «Приложение» с указанием его порядкового номера: «Приложение 1», «Приложение 2» и т.д. В приложении помещаются протоколы исследований, выписки, имеющие существенное значение для понимания точки зрения автора, анкеты (составленные самостоятельно), с помощью которых осуществлялся сбор эмпирического материала, протоколы наблюдений, детские рисунки, фотографии, иллюстрации и прочие материалы, размещение которых в основной части работы нецелесообразно.

Пример:

Курсовые работы по психологии

Как написать курсовую работу по психологии

Курсовая работа отражает результаты самостоятельно проведенного студентом научного исследования. В ней студент должен показать умение грамотно излагать свои мысли, аргументировать выдвигаемые предложения, правильно и свободно пользоваться как общепринятой экономической, так и специальной финансовой терминологией.

С первого курса студент должен отличать популярный стиль изложения (разговорный, журналистский, газетный, литературный) от научно исследовательского.

Каждый раздел курсовой работы должен иметь заголовок в точном соответствии с его наименованием в плане работы. Табличный и графический материалы следует соответственно оформить и систематизировать, дать заголовок и номер. Цитаты необходимо точно воспроизвести и взять в кавычки.

Основные этапы написания курсовой работы по психологии:

1. Подготовительный этап

  • выбор темы курсовой работы;
  • подбор и изучение литературы;
  • составление плана работы;
  • собрание и систематизация отобранного материала, обработка фактического и статистического материала;

2. Основной этап

  • написание самой курсовой работы по психологии, соблюдая логику и последовательность изложения в соответствии с планом работы;
  • формулирование выводов по итогам работы;

3. Заключительный этап

  • оформление работы, строго придерживаясь предъявляемых требований
  • подготовка к защите курсовой работы.

Общая структура плана курсовой работы:

  1. Введение.
  2. Основная часть.
  3. Заключение.
  4. Список использованной литературы.

Примерный вариант плана по теме

« Тема ... »

Содержание

Введение............................3

Глава 1............................5

1.1............................5

1.2.............................9

1.3............................12

Глава 2. .........................15

2.1............................15

2.2............................18

2.3............................21

Заключение .............24

Список использованной литературы …….25

Приложения ............26

Начинать написание курсовой работы по психологии нужно с подбора литературы в соответствии с целями, отраженными в плане. Важно изучить подобранную литературу, изучение целесообразно сопровождать записями, в той или иной форме фиксирующими главную мысль и систему доказательств автора, и очень внимательно заниматься изучением статистического и фактологического материала с соответствующими пометками. Подобные усилия значительно облегчают дальнейшую работу, делают ненужным повторное обращение к одному и тому же источнику информации.

Написание текстового варианта курсовой работы по психологии, следует досконально продумать логику изложения, систему аргументов для доказательства главной мысли, написание заканчивается формулировкой основных тезисов.

Необходимо помнить ряд важных моментов.

  1. Не следует допускать дословного копирования, переписывания прочитанной литературы.
  2. Изложение должно вестись самостоятельно, своими словами и свидетельствовать том, что автор разобрался в существе рассматриваемых вопросов, имеет свою точку зрения и умеет ее изложить так, чтобы было понятно другим. Это не исключает возможности цитирования, каждая цитата должна оформляться соответствующим образом.
  3. Каждый фактологический пример (цифра, таблица. описание практического приема и т. д.) должен иметь ссылку, в которой указывается источник, из которого он заимствован. Если данный пример принадлежит автору, то указывается, на основании каких данных производился расчет или какую практическую ситуацию он обобщает.
  4. Изложение должно вестись грамотным языком, без стилистических и логических ошибок.
  5. Сноски, ссылки на различные источники, примечания оформляются в соответствии с существующими правилами.

Во введении дается обоснование выбора темы, характеризуется ее актуальность и значение, формулируются задачи исследования. Также обсуждается объект исследования и даются отдельные пояснения к содержанию курсовой работы: в чем причина принятой структуры, почему круг изучаемых вопросов ограничен, каковы временные рамки изучаемой проблемы, какие фактические и статистические материалы используются при построении работы и т. д.

Во введении не должна раскрываться тема курсовой работы, поскольку это не является существенной частью работы. Во введении не должны быть указаны определение, концепция, состав, роль анализируемых категорий и т. д.

В первом разделе, как правило, посвящается исследованию теоретических вопросов. Однако, излагая теорию, необходимо уточнить, что эта часть курсовой работы является не самоцелью, а лишь средством для более полного изучения и всестороннего охвата выбранной темы. Поэтому изучение теоретических вопросов, содержащихся в первом разделе, должно быть связано с практической частью работы и служить основой для разработки предложений и рекомендаций.

В первом разделе рекомендуется рассмотреть вопросы для обсуждения, но важно, чтобы вы представили свою собственную авторскую позицию, а не ограничивались простым перефразированием точек зрения, существующих в литературе. Только творчески обдумывая прочитанное, избегая слепых имитаций и обосновывая собственную позицию, можно написать курсовую работу с достаточно высоким теоретическим уровнем. Зрелость такой работы будет определяться серьезностью аргументов, используемых для оспаривания позиций других авторов и обоснования собственной точки зрения студента.

Во втором разделе проводится анализ функционирования рассматриваемого понятия (в зависимости от темы). Данный раздел основан на тщательном изучении действующего законодательства и научных материалов, а также других нормативных документов, и на всестороннем и глубоком анализе статистического и фактического материала. Аналитический материал должен лежать в основе всей курсовой работы и служить аналитической основой, в соответствии с которой впоследствии будут разработаны соответствующие выводы и предложения.

Третий раздел предназначен для обобщения результатов всей предыдущей работы. Его основным требованием является разработка и обоснование выводов и практических предложений, направленных на решение проблем, изученных в ходе курсовой работы.

В Заключении подытоживаются результаты всей курсовой работы и отражаются основные результаты достигнутые в решении вопросов и проблем, поднятых в рассматриваемой теме.

Список использованной литературы включает в себя перечень специальных литературных и других источников, действительно использованных при подготовке курсовой работы. Каждый источник указывается строго в соответствии с его наименованием — по реквизитам титульного листа: фамилия и инициалы автора; название монографии, книги, брошюры и т. п.; город, в котором осуществлен выпуск; издательство и год издания.

Приложения состоят из таблиц, диаграмм, рисунков, схем и других видов приложений. Приложения подшиваются строго в той последовательности, в какой они рассматриваются в тексте. Каждое отдельное приложение должно иметь заголовок, объясняющий его содержание.

Советы по написанию курсовой работы по психологии

  1. При подборе литературы, прежде всего, следует ознакомиться с последними книгами и брошюрами последних лет, отражающими современное состояние экономической науки и практики. Также могут быть использованы произведения, опубликованные в предыдущие годы, при условии, что срок давности на момент написания курсовой работы не превышает пяти лет. Количество источников, используемых при выполнении курсовой работы, должно быть не менее 12, за исключением учебников по данной дисциплине.
  2. В работе должны использоваться современные статистические данные.
  3. В материалах, используемых в курсовой работе, должно быть указано, что она была написана в текущем учебном году.
  4. В содержании курсовой работы должны быть выделены: введение, разделы и подразделы основной части, заключение, список использованных источников и приложения. Курсовая работа должна выполняться самостоятельно. Не допускается использование скаченных работ из сети интернет и т. д.
  5. Теоретические положения работы в обязательном порядке должны быть раскрыты и связаны с практикой, основанной на анализе реального состояния темы курсовой работы, и содержать элементы независимого анализа.
  6. Текст курсовой работы не должен допускать буквального переписывания использованных источников литературы.

Оформление курсовой работы по психологии

Курсовые работы по психологии оформляются на компьютере (в виде рукописи в исключительных случаях) и сдаются в сброшюрованном виде.

Объем курсовой работы по психологии должен быть от 34 до 47 страниц машинописного (компьютерного) текста (без приложений) , набранного через 1,5 интервала в основном тексте и 1 интервал в таблицах, или рукописного, равного по объему машинописному. Почерк должен быть разборчивым и аккуратным. Объем курсовой работы по согласованию с преподавателем может быть увеличен на 10 - 15 %.

Набор текста осуществляется в текстовом редакторе Microsoft Word с использованием черного шрифта Times New Roman, размер 14 пт (пунктов) – в основном тексте и 12 пт – в таблицах. В тексте курсовой работы рекомендуется применять красную строку, выделяя законченную мысль в самостоятельный абзац с форматом: полное выравнивание («по ширине»), отступ — 1,25 см, одинаковый по всему тексту.

Переносы автоматические (сервис, язык, расстановка переносов).

Текст печатается на одной стороне листа белой бумаги формата А4 (210x297 мм) с полями: слева - 30 мм, сверху - 20 мм, справа - 15 мм и снизу – 20 мм.

Каждый структурный элемент работы должен иметь заголовок в точном соответствии с наименованием в оглавлении и быть пронумерован арабскими цифрами с точками. Заголовок набирается полужирным шрифтом и выравнивается по центру. Заголовок, состоящий из двух и более строк, печатается через один интервал и без переносов в словах. Наименования глав пишутся прописными буквами, разделов – с прописной строчными без точек в конце, подчеркиваний, разрядки и отделяются от основного текста сверху и снизу одной пробельной строкой.

Все страницы работы (за исключением титульного листа) нумеруются, на первой странице (титульном листе) номер не ставится. Нумерация страниц начинается со второй страницы и является сквозной. Номера проставляются по центру, в нижней части страницы, без точки.

На листе текст должен занимать 29 - 30 строк, в строке до 60 - 70 знаков (считая пробелы между словами и знаками препинания).

Введение, каждая глава работы, заключение, список использованной литературы и приложения должны начинаться с новой страницы.

Новый раздел работы может начинать на той же странице, на которой закончился предыдущий, если на этой же странице кроме заголовка помещается еще несколько строк текста.

В работе можно использовать только общепринятые сокращения и условные обозначения. Фамилии, названия учреждений, организаций, фирм и другие собственные имена следует указывать на языке оригинала.

Приводимые в работе цитаты, заимствования, цифровые данные должны иметь ссылки на источники.

Ссылки на источники могут делаться в виде подстрочных примечаний, которые оформляют сносками. В состав подстрочного примечания должны входить знак сноски и текст собственно примечания. Знак сноски в виде арабской цифры располагают в основном тексте у того места, к которому относится примечание, и в начале самого примечания.

Если ссылка осуществляется на какие-либо факты, мысли авторов, то необходимо после приведенного положения дать ссылку на первоисточники в квадратных скобках [4, 13, 23 и др.] в соответствии с нумерацией списка использованной литературы или в круглых скобках (Гальперин П. Я., 2002).

После завершения цитирования указывается в квадратных скобках порядковый номер источника в списке использованной литературы и страница цитируемого источника [4, с. 23] или в круглых скобках — фамилия цитируемого автора (авторов), далее после запятой пишется год выпуска источника и затем после запятой — номера страниц, если это необходимо, например: (Рубинштейн С.Л., 1946, с. 74). Если ссылка делается на ряд источников нескольких авторов, то в скобках упоминание каждого источника дается через точку с запятой, например: ...исследования показывают, что у подростков внимание значительно ухудшается по сравнению с младшими школьниками (Кон И.С, Фельдштейн Д.И., 1982; Мельников В.М., 1987; Тромбах С. М., 1988).

Если в тексте делается ссылка на источник (книгу или статью), который был переиздан на основе более раннего издания, то в скобках через косую черту указываются год первоначального издания и год переиздания, например: (Рубинштейн С. Л., 1946/1989).

Ссылки в тексте делаются только на источники, содержание которых исследователь знает и которые указаны в списке литературы в конце работы. На источники и авторов, информация которых важна для изложения проблемы, но недоступна исследователю, ссылка делается следующим образом. Несмотря на то, что в тексте упоминается автор, книги или статьи которого исследователь не видел, в скобках после цитаты пишется: (цит. по: Смирнов А. А., 1966, с. 45).

При использовании в тексте аббревиатуры ее следует пояснить. Если в работе встречается значительное количество принятых специфических сокращений, желательно привести список сокращений и разъяснения к ним на отдельном листе. Этот лист (листы) располагается в работе после титульного листа перед оглавлением работы. В последующем по тексту сначала пишется все выражение полностью, а в скобках — его аббревиатура. В последующих двух - трех фрагментах текста, где употребляется данное выражение, пишется уже аббревиатура, но в скобках указывается полный разъяснительный текст. Только после этого можно ограничиваться использованием аббревиатуры без пояснения.

При описании результатов эмпирического исследования для представления эмпирических данных могут использоваться такие графические формы, как таблицы, диаграммы, гистограммы, полигоны распределения, графики. Их располагают в работе непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице, если в указанном месте они не помещаются.

Цифровой материал рекомендуется представлять в работе в виде таблиц. Если таблицы с текстом непосредственно не связаны и не имеют первостепенного значения, то их можно располагать в приложении. Таблицы сверху, слева, справа и снизу ограничиваются линиями. Столбцы таблицы (ее «шапка») должны обеспечиваться пояснением их содержания (наименование свойства, характеристики или признака), в левом столбце (первом столбце) таблицы обычно помещаются перечень испытуемых или наименование факторов, с которыми соотнесены параметры.

В случае, когда цифровые или иные данные в какой-либо ячейке таблицы отсутствуют, то в ней ставится прочерк. Если таблица большой площади размещается по длине страницы, то страницу следует закреплять в переплете таким образом, чтобы при ее рассмотрении всю работу надо было бы разворачивать по часовой стрелке.

Все таблицы должны иметь содержательный заголовок (название) без точки, который располагается над таблицей по центру. Название должно кратко характеризовать значение табличных данных.

Заголовки граф, как правило, записывают параллельно строкам таблицы. При необходимости допускается перпендикулярное расположение заголовков граф. Головка таблицы («шапка») должна быть отделена линией от остальной части таблицы.

Каждая таблица нумеруется арабскими цифрами порядковой нумерацией в пределах всей работы, например: Таблица 1, Таблица 2 и т.д. Слово «Таблица» с указанием номера помещается справа в строке над заголовком (названием) таблицы.

На все таблицы должны быть ссылки в работе. При ссылке следует писать слово «таблица» с указанием ее номера. Например: см. таблицу 2.

Если на одной странице таблица не размещается, то ее следует продолжить на следующей странице. При переносе части таблицы название помещают только над первой частью таблицы, нижнюю горизонтальную черту, ограничивающую таблицу, не проводят. В этом случае на следующей странице над таблицей делается запись: «Продолжение таблицы 2».

Пример:

Курсовые работы по психологии

Диаграммы используются главным образом для изображения соотношения между величинами. Это способ графического изображения величин при помощи фигур (секторов, столбцов и т. п.), площади которых пропорциональны этим величинам. Секторная диаграмма — диаграмма, в которой числа (обычно проценты) изображены в виде круговых секторов. Совмещенные диаграммы позволяют в одном поле объединить две диаграммы, имеющие одинаковые отметки на оси абсцисс, но разный размах варьирования значений признаков, величина которых отображается на оси ординат.

Разновидностью диаграмм является гистограмма. Гистограмма — столбчатая диаграмма, состоящая из вертикальных прямоугольников, расположенных основаниями на одной прямой (например, оси абсцисс). Гистограммы часто используются для графического представления плотности распределения (частотного распределения), при котором число случаев изображается в виде вертикальных полос (столбиков, полос). По оси абсцисс откладывают значения наблюдаемой величины, а по оси ординат — ее частотности (отношение числа наблюдений, попавших в данный промежуток, к числу всех наблюдений) в каждом из промежутков, деленные на длину промежутков.

В результате, если провести сплошную линию по вершине частотного распределения, то можно получить наглядное представление о кривой распределения исследуемого психологического признака.

Зависимости изучаемых параметров наглядно отражают графики. График представляет собой линию, которая изображает зависимость между переменными. На осях откладываются значения изучаемых количественных показателей. При использовании двумерного графика по оси абсцисс обычно размещают независимую переменную, по оси ординат — зависимую переменную. Графики могут иметь совмещенный вид для большей наглядности выявленных различий или динамики процессов.

Иллюстрации в курсовой работе размещаются с целью придать представленному материалу ясность, наглядность, конкретность, выделить существенные моменты, связи, характеристики. Все иллюстрации (фотографии, схемы и т. п.) именуются рисунками и оформляются в соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению рисунков.

Все диаграммы, графики, иллюстрации обозначают как рисунки: «Рис. 1», «Рис. 2» и т.д. Рисунки должны размещаться сразу же после первого упоминания о них в тексте работы.

Рисунки, как правило, должны иметь наименования, размещаемые сразу под рисунком по центру, например:

«Рис. 1. Социограмма учащихся 10 А класса средней школы № 4».

Рисунки нумеруются арабскими цифрами сквозной нумерацией в пределах всей работы, например: Рис. 1 (или 2, или 3 и т.п.).

Если в работе только одна иллюстрация, ее не нумеруют и слово «Рис.» под ней не пишут. После заголовка помещается текст, поясняющий содержание и обозначения рисунка.

Иллюстрации каждого приложения обозначают отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавлением перед цифрой обозначения приложения, например: «Рис. П.2.1».

При ссылках на иллюстрации следует писать «...в соответствии с рис. 2».

Формулы следует выделять из текста в отдельную строку. Выше и ниже каждой формулы должно быть оставлено не менее одной свободной строки. Если формула не умещается в одну строку, то она должна быть перенесена после знака равенства (=) или после знака плюс (+), или после других математических знаков с их обязательным повторением в новой строке. Формулы нумеруются сквозной нумерацией в пределах всей работы арабскими цифрами, с размещением номера в правой части последней строки формулы в скобках, например (3) - т.е. третья формула в работе. При ссылке на формулу номер формулы указывается в скобках: «В формуле (3)...». Значения принятых в формуле символов и коэффициентов приводятся непосредственно под формулой в той последовательности, в какой они даны в формуле. Каждое из них может начинаться с новой строки или они перечисляются в строчку, отделяясь одно от другого точкой с запятой (как в приведенном примере), первая строка начинается со слова «где».

Пример:

Курсовые работы по психологии

Если в работе только одна формула, то ее не нумеруют.

На все таблицы, диаграммы, схемы, графики, рисунки даются ссылки в тексте. Недооценка словесного описания каждой таблицы, диаграммы, графика является методической ошибкой. Неверно полагать, что в таблице, на диаграмме «и так все видно». Называются все сходства и различия, различия оцениваются по величине, даются ссылки на статистическую значимость различий, отмечается размах варьирования показателей, называются наибольшие и наименьшие позиции. Детальное описание данных помогает анализу и обобщению результатов, придает доказательность выводам.

При ссылках на таблицы пишется: «В соответствии с данными в таблице 3...», или «Как видно из таблицы 5...», или «Результаты, приведенные в таблице 4, показывают, что...», или дается ссылка в скобках (Таблица 6).

При ссылках на рисунки пишется: «Как видно на рис. 3...», «Как представлено на рис. 6...», «Из рис. 3 видно, что...» или дается ссылка в скобках (Рис. 4) и т.п. Если далее по тексту повторно обращаются к рисунку, то ссылка к нему делается следующим образом: (см. Рис. 6) или (см. Рис. 6 на с. 24).

При ссылках на формулы обычно пишется: «...по формуле 3». При ссылках на приложение пишется, например: «Данные, полученные в результате первичной обработки данных эксперимента, приведены в приложении 1» или: «Коррекционная программа развивающих занятий, использованная автором, приведена в приложении 2».

В списке использованной литературы должны быть представлены основные источники по теме, монографические исследования как отечественные, так и иностранные (переведенные на русский язык или на языке оригинала), наиболее важные статьи, опубликованные в научных журналах или в сборниках научных статей. Библиографическое описание работ должно соответствовать требованиям ГОСТ 7.1 – 2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание».

Использование Интернет - источников должно сопровождаться соответствующими ссылками.

В курсовых работах могут использоваться приложения — документы, имеющие самостоятельное значение и дополняющие основной текст. Они оформляются как продолжение курсовой работы и располагаются на ее последующих страницах в порядке появления на них ссылок в тексте работы. Каждое приложение должно начинаться с новой страницы и иметь заголовок. В правом верхнем углу над заголовком должно быть указано слово «Приложение». Если приложений более одного, их следует последовательно нумеровать арабскими цифрами без точки. Объем приложений не должен превышать 25% основной работы.

Скачать готовые курсовые работы по психологии

  1. Скачать курсовую работу по психологии на тему: Психологические представления молодежи о жизненных перспективах и ценностях
  2. Скачать курсовую работу по психологии на тему: Психосемантика рекламы
  3. Скачать курсовую работу по психологии на тему: Основные подходы к изучению детской агрессии в психологии
  4. Скачать курсовую работу по психологии на тему: Образ семьи как психологический феномен
  5. Скачать курсовую работу по психологии на тему: Психологические проблемы детей подросткового возраста в процессе воспитания
  6. Скачать курсовую работу по психологии на тему: Акцентуация характера пожилого возраста
  7. Скачать курсовую работу по психологии на тему: Основные аспекты психологического благополучия и мотивации к учебной деятельности детей
  8. Скачать курсовую работу по психологии на тему: Саморегуляция эмоциональных состояний
  9. Скачать курсовую работу по психологии на тему: Социально-психологические особенности подростков
  10. Скачать курсовую работу по психологии на тему: Стратегия адаптивного поведения жизни
  11. Скачать курсовую работу по психологии на тему: Самооценка как психологический феномен

Примеры курсовых работ по психологии

  1. Образ физического Я в структуре сознания женщины/мужчины
  2. Роль прошлого опыта в восприятии
  3. Проявление эффекта «другой расы» при восприятии изображений лица
  4. Восприятие в процессе общения
  5. Невербальные проявления эмоций. Язык телодвижений
  6. Межкультурные различия в выражении эмоций
  7. Средства массовой информации и агрессивность
  8. Эмоциональные переживания в произведениях художественной литературы и искусства
  9. Проблема функций эмоций в психологии
  10. Аффективные проявления положительных эмоций
  11. Влияние эмоций на продуктивность познавательных процессов
  12. Проблема детерминации эмоций
  13. Влияние патогенных факторов на изменение основных характеристик эмоциональной жизни
  14. Психологические последствия посттравматического стресса
  15. Физиологические и психологические аспекты стресса
  16. Взаимосвязь эмоциональных процессов и межличностных отношений
  17. Влияние фрустрации на общее развитие ребенка
  18. Психологическая феноменология одиночества: возникновение и его преодоление
  19. Проблема агрессивности: биологические и социальные аспекты
  20. Феноменология ревности и ее влияние на личность
  21. Психология счастья
  22. Психологический анализ структуры любви
  23. Человеческая вражда в произведениях искусства и литературы
  24. Интуиция как психологический процесс
  25. Движения глаз в процессе восприятия психологических особенностей человека по выражению его лица
  26. Восприятие психологических особенностей человека по выражению его лица и по его голосу: проблема сходства и различия источников информации о человеке
  27. Арт-терапия в преодолении экстремальных и критических ситуаций
  28. Тревога как психологический феномен
  29. Развитие рефлексивной культуры при личностном и профессиональном самоопределении
  30. Регулирующая функция рефлексивной культуры в процессе проявления акцентуаций характера, разрешения внутренних конфликтов и личностного самоопределения
  31. Мотивация и риск в экстремальных ситуациях
  32. Психическая саморегуляция в ситуациях стресса
  33. Психология экстремальных ситуаций профессиональной деятельности
  34. Риск профессиональной деятельности в критических ситуациях
  35. Психологические особенности стресса
  36. Психологические особенности возникновения и преодоление депрессии
  37. Психические аспекты возникновения и развития суицида
  38. Воздействие метода арт-терапии на эмоциональное состояние
  39. Массовые психические состояния и явления
  40. Связь эмоционального состояния личности с уровнем ее психического здоровья
  41. Индивидуально-психологическая характеристика способов эмоционального реагирования
  42. Эмоциональные предпосылки неустойчивого поведения личности
  43. Особенности переживания обиды в зависимости от индивидуально-психологических свойств личности
  44. Особенности эмоциональных состояний лиц переживающих утрату
  45. Особенности эмоционального реагирования у лиц с нарушением адаптации
  46. Психологические особенности принятия личностно-значимых решений в состоянии стресса
  47. Способы эмоционального реагирования в состоянии агрессии
  48. Влияние алкоголя на процессы консолидации памяти
  49. Значение сна для формирования индивидуального опыта
  50. Особенности коррекции нарушений игровой деятельности в старшем дошкольном возрасте
  51. Сюжетно-ролевая игра как фактор развития произвольной памяти у дошкольников
  52. Гендерные особенности общения со сверстниками в дошкольном возрасте
  53. Влияние уровня тревожности на социометрический статус младших школьников
  54. Влияние возрастного фактора на мотивацию рождения ребенка
  55. Особенности восприятия детьми дошкольного возраста художественной литературы (сказок, детских произведений и т.д.)
  56. Индивидуальные особенности познавательных процессов младших школьников. Роль социальной среды как фактора психического развития в различных научных школах
  57. Влияние средств массовой информации на становление самооценки детей младшего школьного возраста
  58. Формирование учебно-познавательной мотивации в младшем школьном возрасте
  59. Психологические последствия неадекватного выбора профессии в период ранней взрослости
  60. Влияние эмоций на проявления самооценки в юношеском возрасте
  61. Образ телесного Я как механизм подростковой нарциссической регуляции
  62. Развитие различных качеств личности дошкольника (характера, воображения, общения и пр.) в игровой деятельности
  63. Становление самосознания на разных возрастных этапах (дошкольный, подростковый, юношеский возраст и т.д.)
  64. Особенности депрессивных реакций у детей младшего школьного возраста
  65. Особенности проявления агрессии в среде студенческой молодежи
  66. Дисгармоничное семейное воспитание как фактор возникновения нарушений в поведении ребенка
  67. Психологические особенности родительского отношения к единственному ребенку
  68. Личностные особенности подростков с высоким уровнем переживания одиночества и факторы его преодоления
  69. Специфика восприятия мужчинами беременных женщин
  70. Соотношение рационального (логического) и интуитивного в профессиональных намерениях подростков
  71. Возрастная специфика переживаний ребенком своего места в системе взаимоотношений со взрослыми и сверстниками
  72. Полоролевые аспекты агрессивности в подростковом возрасте
  73. Аффективная сфера ребенка от 2 до 6 лет
  74. Влияние биологического созревания (пубертатных изменений) на когнитивные и личностные характеристики подростков
  75. Влияние брачных отношений на эмоциональную сферу взрослого человека
  76. Влияние нарушения общения на психическое развитие ребенка
  77. Влияние социометрического статуса на уровень тревожности у детей дошкольного возраста
  78. Влияние условий жизни и воспитания дошкольников на их общение со сверстниками
  79. Возможности и ограничения коммуникативной компетенции подростков
  80. Возрастные особенности памяти у детей школьного возраста
  81. Возрастные различия в запоминании наглядного и словесного материала
  82. Тендерные различия подростков в выборе средств утверждения своей личности
  83. Особенности учебной деятельности младшего школьника и подростка
  84. Жизненные стратегии личности зрелого человека
  85. Игра как ведущая деятельность ребенка-дошкольника
  86. Игрушка как средство общения детей раннего возраста
  87. Динамика психического развития в онтогенезе как актуальная проблема современной психологии развития
  88. Когнитивные особенности детей от 2 до 6 лет
  89. Кризис семи лет как кризис мировоззрения
  90. Кризис середины жизни у мужчин и женщин
  91. Кризисы психического развития ребенка и их анализ в современной психологии
  92. Мотивация учения, успешность обучения и самочувствие в младшем школьном возрасте
  93. Образ "взрослости" у подростков
  94. Образы мужчин и женщин в сознании современных подростков
  95. Особенности «Я-концепции» в юношеском возрасте
  96. Особенности взаимодействия со взрослыми в подростковом возрасте
  97. Особенности когнитивной сферы пожилых людей
  98. Особенности нравственного поведения младших школьников с познавательными и креативными способностями
  99. Особенности общения дошкольников со сверстниками
  100. Особенности представлений о «Я» в подростковом возрасте
  101. Особенности развития познавательных процессов подростков