Курсовые работы по биологии

Курсовые работы по биологии

Содержание:

  1. Структура курсовой работы по биологии
  2. Титульный лист
  3. Содержание
  4. Введение
  5. Основная часть
  6. Обзор литературы
  7. Материалы и методы
  8. Результаты исследований
  9. Обсуждение результатов
  10. Заключение
  11. Список литературы
  12. Приложения
  13. Как написать курсовую работу по биологии
  14. Советы по написанию курсовой работы по биологии
  15. Оформление курсовой работы по биологии
  16. Скачать готовые курсовые работы по биологии
  17. Примеры курсовых работ по биологии

Курсовая работа по биологии – являются одним из основных критериев оценки степени подготовленности студента к проведению самостоятельной научной работы, курсовая работа должны давать достаточно полное представление о том, насколько правильно студент умеет решать поставленную перед ним научную задачу, собрать и обработать материал для её успешного выполнения, сопоставить полученные экспериментальные данные с данными, имеющимися по этому вопросу в литературе и сделать обоснованные выводы.

Курсовая работа по биологии должна представлять собой самостоятельное исследование и иметь определенную научную и практическую ценность.

Тема курсовой работы по биологии должна быть актуальной и важной, соответствовать современному методическому уровню исследований.

Сбор материала и его обработка для курсовой работы по биологии должны быть предельно тщательными, анализ полученных данных должен основываться на учете всех фактов, имеющихся в литературе, выводы должны быть корректными и соответствовать полученным данным.

Общими требованиями к содержанию работы являются следующие:

  • точность построения, логическая последовательность изложения материала
  • убедительная аргументация полученных результатов
  • краткость и точность формулировок, исключающая возможность субъективного и неоднозначного понимания
  • конкретность изложения результатов работы, обоснованность рекомендаций и предложений.

Если вы хотите научиться сами выполнять курсовые работы по любым предметам, то на странице "что такое курсовая работа и как её написать" я подробно рассказала.

Структура курсовой работы по биологии

В структуру курсовой работы по биологии входит:

  1. Титульный лист;
  2. Оглавление;
  3. Введение;
  4. Основная часть ( Обзор литературы, материалы и методы исследований, результаты исследований)
  5. Обсуждение результатов;
  6. Заключение;
  7. Список литературы;
  8. Приложения (в случае необходимости).

Краткое содержание основных разделов курсовой работы:

Титульный лист

Титульный лист – обязательный элемент курсовой работы. С него начинается нумерация страниц, но номер на титульном листе, также как и на страницах разделов «Оглавление» и «Перечень сокращений», не ставится. Номера страниц начинают печатать с первой страницы раздела «Введение».

На титульном листе указывают наименование высшего учебного заведения; факультет, кафедру, где выполнялась работа; название работы; фамилию и инициалы студента; ученую степень и ученое звание, фамилию и инициалы преподавателя; город и год выполнения работы.

Следует отметить, что никакие сокращения в названии работы, наименовании ВУЗа, факультета, кафедры не допускаются. Название должно быть четко сформулировано и соответствовать содержанию работы. В конце названия работы точка не ставится.

Пример:

Курсовые работы по биологии

Содержание

В содержании даются названия всех разделов и подразделов работы, каждое их которых печатается с новой строки. В конце строки ставится номер страницы, на которой напечатана данная рубрика в тексте. Номера страниц печатаются вблизи правого поля, все на одинаковом расстоянии от края страницы. Следует обратить внимание, что названия разделов и подразделов в содержании должно точно соответствовать заголовкам текста.

Пример:

Курсовые работы по биологии

Введение

Во введении обосновывается актуальность проведенного исследования. Исходя из данных, приведенных в литературе, автор должен показать необходимость проведения исследований по выбранной теме, ее теоретическое и практическое значение, состояние изученности на сегодняшний день; отметить наиболее важные и интересные вопросы и указать (по возможности) те перспективы, которые открываются при решении данных вопросов. В конце введения формулируются цель и конкретные задачи исследования. Объём данного раздела не должен превышать, как правило, двух страниц.

Пример:

Курсовые работы по биологии

Основная часть

В основную часть входят разделы:

  • обзор литературы,
  • материалы и методы исследований,
  • результаты исследований

Обзор литературы

В данном разделе излагается степень изученности данной темы, ее освещенность в отечественной и зарубежной литературе. Изложение должно быть проведено в форме научного анализа проработанных источников применительно к выполняемой теме, сопоставления взглядов разных авторов и их суждений по конкретному вопросу темы. В проработанной литературе студент-исследователь должен выделить основные вопросы, связанные с выполнением задач работы и излагать только их, делая ссылку на источник литературы. Изложение почерпнутых из соответствующей литературы сведений не должно быть простым пересказом или дословным переписыванием целых абзацев. Обзор литературы должен быть написан с научной точки зрения логично, последовательно и грамотно на основании использования источников, имеющих прямое отношение к теме. При необходимости данный раздел может состоять из отдельных подразделов.

Из содержания обзора литературы должно быть видно состояние изученности темы в целом или отдельных ее вопросов. Заканчивать обзор литературы желательно небольшим (2-3 абзаца) обобщением приведенных данных, в котором была бы кратко сформулирована степень изученности вопроса и указаны наиболее приоритетные направления дальнейших исследований. По объёму обзор литературы не должен составлять более 1/3 всей работы.

При оформлении обзора литературы необходимо соблюдать правила цитирования. Цитирование может быть прямым (дословная цитата) и непрямым (собственное изложение мыслей других авторов). Так как непрямое цитирование является основной формой обзора литературы, необходимо предельно точно излагать мысли автора, не допуская вольных толкований и искажений. Прямое цитирование применяется в тех случаях, когда важно предельно точно донести мысль автора. В этом случае текст цитаты заключается в кавычки и приводится в той грамматической форме, в какой он дан в первоисточнике.

При прямом цитировании допускается и обозначается многоточием пропуск слов, предложений, абзацев без искажения смысла цитируемого текста. Каждая цитата, как прямая, так и непрямая, должна сопровождаться ссылкой на источник. Библиографическое описание каждого цитируемого источника обязательно должно быть приведено в списке использованной литературы.

В научной литературе ссылки на источники могут быть открытыми и закрытыми. При закрытых ссылках в скобках указывают номер, которому соответствует цитированный источник в списке использованной литературы. Однако в курсовых работах следует использовать открытые ссылки, т.к. это облегчает восприятие материала. При открытых ссылках в скобках указываются фамилии авторов и год опубликования работы. Инициалы авторов приводят только в том случае, если фамилия автора (-ов) введена в строй предложения и ставятся перед фамилией. Если цитируемая работа имеет двух соавторов, то их указывают в ссылке через запятую. При наличии в источнике более двух соавторов указывают фамилию только первого из них и дописывают «и др.» или «et al.».

Пример:

Курсовые работы по биологии

Если ссылка делается сразу на несколько источников литературы, то они приводятся через точку с запятой с соблюдением хронологии, причем сначала приводятся все русскоязычные источники, а затем иностранные. Если на один и тот же год опубликования приходится несколько источников, то они располагаются в алфавитном порядке.

Пример:

Курсовые работы по биологии

Если в ссылке приводятся разные работы одного и того же автора, фамилия его указывается только один раз, а если работы опубликованы в один и тот же год, то после года ставят буквенные обозначения.

Пример:

Курсовые работы по биологии

Если фамилия автора введена в строй предложения, то она приводится с инициалами. При ссылке на русскоязычных авторов в скобках приводится только год опубликования, а на иностранных – оригинальное написание фамилии и год. При прямом цитировании указывается также страница, с которой взята цитата.

Пример:

Курсовые работы по биологии

В редких случаях допускаются опосредованные ссылки на первоисточники. Как правило, это делается тогда, когда источник недоступен для прочтения, например, опубликован на японском или арабском языке или только в 19 веке и после этого не переиздавался. Если такая ссылка все же проводится, то в списке использованных источников после ее библиографического описания, в скобках указывается та работа, по которой было проведено цитирование.

Пример:

Курсовые работы по биологии

Пример:

Курсовые работы по биологии

Материалы и методы

Этот обязательный для курсовых работ экспериментального характера раздел состоит из двух подразделов:

  • Объекты исследования
  • Методы исследования.

В подразделе «Объекты исследования» дается полное описание материала, который использовался для проведения исследования.

В подразделе «Методы исследования» подробно описываются все методы, использованные при проведении экспериментов. Если используются стандартные широко известные методы, то приводится ссылка на литературный источник, из которого заимствована методика, с указанием автора метода и года опубликования работы.

Пример:

Курсовые работы по биологии

Результаты исследований

Основной раздел практической работы, детально раскрывающий фактический материал, полученный автором и представляемый как в текстовом, так и в графическом виде (в виде таблиц и рисунков). Каждая таблица или рисунок сопровождаются текстом. Анализируя таблицу или рисунок в тексте, не следует повторять их название или пересказывать содержание. Важно сформулировать основную идею таблицы или рисунка, обратить внимание на отдельные цифровые данные, несущие особенно важную смысловую нагрузку или требующие дополнительных пояснений, и сопоставить их с имеющимися в литературе данными. Пояснение каждой формы иллюстрации заканчивается обобщением, из которого следует значение полученных 1 0 результатов для разрешения конкретного вопроса темы, или обосновывается необходимость проведения дальнейших исследований, указывается направление, в котором они должны проводиться. Не рекомендуется представлять один и тот же материал в виде таблицы и рисунка. План изложения этого раздела и число подразделов определяются объёмом и, в известной степени, характером исследования. Однако следует обратить внимание, что в представлении экспериментальных данных и при их анализе должна соблюдаться определенная последовательность, соответствующая раскрытию темы.

Пример:

Курсовые работы по биологии

Обсуждение результатов

В этом разделе дается общий анализ результатов по теме: проводится сравнение их с данными других авторов, отмечается, что общего между ними и в чем различия, делается попытка вскрыть причины различий и противоречий. При обсуждении результатов автор должен критически подходить к оценке собственных и опубликованных в литературе данных. На основании результатов собственных исследований и сведений литературы автором должны быть сделаны определенные предположения и умозаключения по изучаемым вопросам, а при необходимости указаны перспективность и значение дальнейших исследований в данной области.

Пример:

Курсовые работы по биологии

Заключение

Заключение представляет собой краткий итог всей проделанной работы, поэтому пишется особенно тщательно и должно быть понятно без чтения основного текста работы. Изложение их должно быть лаконичным, четким, сжатым и, в то же время, в них должны быть отчетливо сформулированы смысл и сущность проведенных исследований, отражено теоретическое и практическое значение полученных результатов. Желательна не только качественная, но и количественная интерпретация полученных результатов.

В то же время вывод не должен быть простым повторением ранее приведенных в работе данных, а должен представлять собой обобщение,

Выводы должны соответствовать приведенным в работе фактическим данным и не могут включать данные других авторов, почерпнутые из литературы.

Выводы даются в виде отдельных абзацев с соответствующими номерами. Количество выводом должно быть оптимальным: их не должно быть очень мало (1-2) или очень много (10-20), так как в этих случаях они не выполняют своего функционального назначения: подведения итогов работы в сжатой форме.

Пример:

Курсовые работы по биологии

Список литературы

Список литературы включает библиографическое описание работ, использованных автором при написании курсовой работы, и на которые сделана ссылка в тексте. Оформляя список литературы, необходимо соблюдать требования государственного стандарта (ГОСТ 7.1-2003).

Список составляется в алфавитном порядке. При этом записи располагаются по алфавиту фамилий первых авторов. Авторы-однофамильцы записываются по алфавиту их инициалов (имен). Труды одного автора помещают по годам издания, т.е. в хронологическом порядке.

Источники, опубликованные на русском и белорусском языках, размещают в начале списка, а затем, продолжая нумерацию, приводят источники, набираемые латинским шрифтом согласно латинскому алфавиту. Каждая работа печатается с новой строки.

Литературные источники в списке оформляются по общепринятым правилам описания произведений печати. Вначале указываются фамилии и инициалы всех авторов, название работы (указывается полностью), затем название журнала (принятое сокращение) или другого периодического издания, где опубликована работа, год издания, том, выпуск или номер, страницы, на которых изложена статья. Для книг указывается место издания, наименование издательства и общее количество страниц.

Пример:

Курсовые работы по биологии

Приложения

Для лучшего понимания и пояснения основной части курсовой работы в неё включают приложения, которые носят вспомогательный характер и на общий объём работы не влияют. Объём работы определяется количеством страниц, а последний лист в библиографическом списке есть последний лист курсового исследования. Приложения нужны, во-первых, для того, чтобы освободить основную часть от большого количества вспомогательного материала, а, во-вторых, для обоснования рассуждений и выводов автора. В приложениях помещаются, при необходимости, иллюстративные материалы, имеющие вспомогательное значение (схемы, таблицы, диаграммы, программы и т.п.).

Пример:

Курсовые работы по биологии

Как написать курсовую работу по биологии

Курсовая работа отражает результаты самостоятельно проведенного студентом научного исследования. В ней студент должен показать умение грамотно излагать свои мысли, аргументировать выдвигаемые предложения, правильно и свободно пользоваться как общепринятой экономической, так и специальной финансовой терминологией.

С первого курса студент должен отличать популярный стиль изложения (разговорный, журналистский, газетный, литературный) от научно исследовательского.

Каждый раздел курсовой работы должен иметь заголовок в точном соответствии с его наименованием в плане работы. Табличный и графический материалы следует соответственно оформить и систематизировать, дать заголовок и номер. Цитаты необходимо точно воспроизвести и взять в кавычки.

Основные этапы написания курсовой работы по биологии:

1. Подготовительный этап

  • выбор темы курсовой работы;
  • подбор и изучение литературы;
  • составление плана работы;
  • собрание и систематизация отобранного материала, обработка фактического и статистического материала;

2. Основной этап

  • написание самой курсовой работы по биологии, соблюдая логику и последовательность изложения в соответствии с планом работы;
  • формулирование выводов по итогам работы;

3. Заключительный этап

  • оформление работы, строго придерживаясь предъявляемых требований
  • подготовка к защите курсовой работы.

Общая структура плана курсовой работы:

  1. Введение.
  2. Основная часть.
  3. Заключение.
  4. Список использованной литературы.

Примерный вариант плана по теме

« Тема ... »

Содержание

Введение............................3

Глава 1............................5

1.1............................5

1.2.............................9

1.3............................12

Глава 2. .........................15

2.1............................15

2.2............................18

2.3............................21

Заключение .............24

Список использованной литературы …….25

Приложения ............26

Начинать написание курсовой работы по биологии нужно с подбора литературы в соответствии с целями, отраженными в плане. Важно изучить подобранную литературу, изучение целесообразно сопровождать записями, в той или иной форме фиксирующими главную мысль и систему доказательств автора, и очень внимательно заниматься изучением статистического и фактологического материала с соответствующими пометками. Подобные усилия значительно облегчают дальнейшую работу, делают ненужным повторное обращение к одному и тому же источнику информации.

Написание текстового варианта курсовой работы по биологии, следует досконально продумать логику изложения, систему аргументов для доказательства главной мысли, написание заканчивается формулировкой основных тезисов.

Необходимо помнить ряд важных моментов.

  1. Не следует допускать дословного копирования, переписывания прочитанной литературы.
  2. Изложение должно вестись самостоятельно, своими словами и свидетельствовать том, что автор разобрался в существе рассматриваемых вопросов, имеет свою точку зрения и умеет ее изложить так, чтобы было понятно другим. Это не исключает возможности цитирования, каждая цитата должна оформляться соответствующим образом.
  3. Каждый фактологический пример (цифра, таблица. описание практического приема и т. д.) должен иметь ссылку, в которой указывается источник, из которого он заимствован. Если данный пример принадлежит автору, то указывается, на основании каких данных производился расчет или какую практическую ситуацию он обобщает.
  4. Изложение должно вестись грамотным языком, без стилистических и логических ошибок.
  5. Сноски, ссылки на различные источники, примечания оформляются в соответствии с существующими правилами.

Во введении дается обоснование выбора темы, характеризуется ее актуальность и значение, формулируются задачи исследования. Также обсуждается объект исследования и даются отдельные пояснения к содержанию курсовой работы: в чем причина принятой структуры, почему круг изучаемых вопросов ограничен, каковы временные рамки изучаемой проблемы, какие фактические и статистические материалы используются при построении работы и т. д.

Во введении не должна раскрываться тема курсовой работы, поскольку это не является существенной частью работы. Во введении не должны быть указаны определение, концепция, состав, роль анализируемых категорий и т. д.

В первом разделе, как правило, посвящается исследованию теоретических вопросов. Однако, излагая теорию, необходимо уточнить, что эта часть курсовой работы является не самоцелью, а лишь средством для более полного изучения и всестороннего охвата выбранной темы. Поэтому изучение теоретических вопросов, содержащихся в первом разделе, должно быть связано с практической частью работы и служить основой для разработки предложений и рекомендаций.

В первом разделе рекомендуется рассмотреть вопросы для обсуждения, но важно, чтобы вы представили свою собственную авторскую позицию, а не ограничивались простым перефразированием точек зрения, существующих в литературе. Только творчески обдумывая прочитанное, избегая слепых имитаций и обосновывая собственную позицию, можно написать курсовую работу с достаточно высоким теоретическим уровнем. Зрелость такой работы будет определяться серьезностью аргументов, используемых для оспаривания позиций других авторов и обоснования собственной точки зрения студента.

Во втором разделе проводится анализ функционирования рассматриваемого понятия (в зависимости от темы). Данный раздел основан на тщательном изучении действующего законодательства и научных материалов, а также других нормативных документов, и на всестороннем и глубоком анализе статистического и фактического материала. Аналитический материал должен лежать в основе всей курсовой работы и служить аналитической основой, в соответствии с которой впоследствии будут разработаны соответствующие выводы и предложения.

Третий раздел предназначен для обобщения результатов всей предыдущей работы. Его основным требованием является разработка и обоснование выводов и практических предложений, направленных на решение проблем, изученных в ходе курсовой работы.

В Заключении подытоживаются результаты всей курсовой работы и отражаются основные результаты достигнутые в решении вопросов и проблем, поднятых в рассматриваемой теме.

Список использованной литературы включает в себя перечень специальных литературных и других источников, действительно использованных при подготовке курсовой работы. Каждый источник указывается строго в соответствии с его наименованием — по реквизитам титульного листа: фамилия и инициалы автора; название монографии, книги, брошюры и т. п.; город, в котором осуществлен выпуск; издательство и год издания.

Приложения состоят из таблиц, диаграмм, рисунков, схем и других видов приложений. Приложения подшиваются строго в той последовательности, в какой они рассматриваются в тексте. Каждое отдельное приложение должно иметь заголовок, объясняющий его содержание.

Советы по написанию курсовой работы по биологии

  1. При подборе литературы, прежде всего, следует ознакомиться с последними книгами и брошюрами последних лет, отражающими современное состояние экономической науки и практики. Также могут быть использованы произведения, опубликованные в предыдущие годы, при условии, что срок давности на момент написания курсовой работы не превышает пяти лет. Количество источников, используемых при выполнении курсовой работы, должно быть не менее 12, за исключением учебников по данной дисциплине.
  2. В работе должны использоваться современные статистические данные.
  3. В материалах, используемых в курсовой работе, должно быть указано, что она была написана в текущем учебном году.
  4. В содержании курсовой работы должны быть выделены: введение, разделы и подразделы основной части, заключение, список использованных источников и приложения. Курсовая работа должна выполняться самостоятельно. Не допускается использование скаченных работ из сети интернет и т. д.
  5. Теоретические положения работы в обязательном порядке должны быть раскрыты и связаны с практикой, основанной на анализе реального состояния темы курсовой работы, и содержать элементы независимого анализа.
  6. Текст курсовой работы не должен допускать буквального переписывания использованных источников литературы.

Оформление курсовой работы по биологии

При оформлении курсовой работы необходимо учитывать следующие требования:

  • в работе в обязательном порядке должны быть пронумерованы страницы (кроме титульного листа и оглавления, т.е. начиная с введения – стр. 3);
  • текст (Times New Roman, кегль 14, интервал 1,5, выравнивание заголовков – по центру, текста – по ширине);
  • курсовая работа выполняется на листах формата А4 с размерами полей: сверху – 20мм, снизу – 20мм, справа – 15мм, слева 30мм;

При форматировании текста работы, как правило, используются следующие опции (для текстового документа Word):

  • Абзац – Отступы и интервалы – все показатели обнуляются, кроме отступа, который применяется только к тексту работы (без данных об авторе и заголовка) и составляет 1,25 см;
  • Шрифт – Интервал – Обычный; выравнивание заголовков – по середине, текста – по ширине);
  • в тексте работы следует исключить множественные и неразрывные пробелы, принудительные абзацы и принудительные переносы, др. (для просмотра использовать опцию «Непечатаемые знаки»);

Объём курсовой работы по биологии составляет от 25 до 32 страниц машинописного текста.

Необходимо обратить особое внимание на правильную расстановку и оформление знаков препинания (недопустимо выставлять точки после заголовков; следует оформлять вид тире и кавычек как для текстового документа и др.). Все структурные компоненты работы должны начинаться с новой страницы, без лишних пустых строк (рекомендуется использовать опцию «Разрыв страницы»).

Все таблицы и рисунки в тексте работы должны иметь заголовки, отформатированные по центру строки.

Заголовок таблицы располагается над ней, а рисунка – под ним.

Рисунки и таблицы должны быть пронумерованы (нумерация сквозная по всему тексту работы), а в тексте работы должна быть ссылка на рисунок или таблицу.

Скачать готовые курсовые работы по биологии

  1. Скачать курсовую работу по биологии на тему: Приспособление растений к водному режиму
  2. Скачать курсовую работу по биологии на тему: Основные типы взаимодействий генов
  3. Скачать курсовую работу по биологии на тему: Проблемы защиты от биоповреждений
  4. Скачать курсовую работу по биологии на тему: Универсальный эволюционизм
  5. Скачать курсовую работу по биологии на тему: Эволюция и происхождение насекомых
  6. Скачать курсовую работу по биологии на тему: Биологическая сущность микоризы
  7. Скачать курсовую работу по биологии на тему: Влияние физических факторов на фенотипические свойства микроорганизмов

Примеры курсовых работ по биологии

  1. Биология – наука о живой природе
  2. Общебиологические закономерности
  3. Роль биологии в формировании научных представлений о мире
  4. Ученые, которые внесли вклад в развитие знаний о живой природе
  5. Уровни организации живой материи
  6. Основные свойства живого
  7. Клетка как биологическая система
  8. Химический состав клетки
  9. Нуклеиновые кислоты
  10. Нахождение соответствия между строением, свойствами и функциями органических веществ в клетке
  11. Структурно-функциональная организация эукариотических клеток
  12. Клетки прокариот
  13. Метаболизм клетки
  14. Методы изучения клеток. Клеточные технологии
  15. Неклеточные формы жизни
  16. Организм как биологическая система
  17. Размножение организмов
  18. Общие закономерности онтогенеза
  19. Развитие организмов
  20. Закономерности наследственности и изменчивости
  21. Составление родословной
  22. Многообразие организмов
  23. Основные и систематические категории
  24. Характеристика царства Растения
  25. Характеристика царства Животные
  26. Характеристика царства Грибы
  27. Использование организмов в биотехнологии
  28. Человек и его здоровье
  29. Биосоциальная природа человека
  30. Системы органов. Опорно-двигательная система
  31. Внутренняя среда организма
  32. Обмен веществ и превращение энергии
  33. Нервная и гуморальная регуляция жизнедеятельности организма
  34. Высшая нервная деятельность
  35. Личная и общественная гигиена
  36. Вредные привычки
  37. Приемы оказания первой помощи
  38. Надорганизменные системы
  39. Эволюция органического мира
  40. Синтетическая теория эволюции (СТЭ)
  41. Вид и его критерии. Популяция
  42. Гипотезы возникновения жизни
  43. Экосистемы и присущие им закономерности
  44. Естественные сообщества и живых организмов и их компоненты
  45. Экологические факторы
  46. Биотические факторы среды
  47. Смена биоценозов
  48. Биосфера – живая оболочка планеты
  49. Основные свойства и уровни живой материи
  50. Основные классы органических соединений в клетках
  51. Дайте характеристику основных клеточных структур эукариот и их отличия от прокариот
  52. Сравните формы бесполого и полового размножения
  53. Охарактеризуйте стадии митоза и мейоза
  54. Перечислите стадии эмбрионального развития и типы постэмбрионального развития организмов
  55. Сформулируйте основные законы генетики Менделя
  56. Перечислите и охарактеризуйте основные формы изменчивости
  57. Назовите главные понятия метода селекции
  58. Сравните эволюционную теорию Дарвина и Ламарка
  59. Назовите основные направления эволюции
  60. Охарактеризуйте основные этапы эволюции человека
  61. Краткая характеристика основных понятий экологии
  62. Взаимоотношение организмов и среды
  63. Составить схему цепи питания в экосистеме
  64. Круговорот элементов биосферы
  65. Биогеоценоз – строение и свойства, типы связей
  66. Положения клеточной теории
  67. Строение и функции углеводов, белковой молекулы, АТФ, нуклеиновых кислот
  68. Органоиды: строение и функции
  69. Отличие клеток эукариот и прокариот
  70. Индивидуальное развитие организма (название стадий, что в них происходит)
  71. Половое размножение и бесполое, отличия
  72. Генетика: моногибридное скрещивание, дигибридное скрещивание
  73. Генетические болезни
  74. Виды селекции животных
  75. Отличие бактериальной клетки от животной
  76. Энергетический обмен (хемосинтез, фотосинтез)
  77. Особенности образования половых клеток
  78. Отбор в биологии (виды, отличия)
  79. Биологический прогресс и регресс
  80. Виды взаимоотношений между живыми организмами
  81. Виды экосистем
  82. Признаки живой системы
  83. Методы биологических исследований
  84. Структуры и функции клетки
  85. Формы деления клетки
  86. Гены и признаки. Современные представления о структуре гена
  87. Регуляция активности генов
  88. Основные понятия генетики. Основные этапы развития генетики. Генетическая терминология и символика
  89. Методы генетических исследований
  90. Методы исследования наследственности человека
  91. Закономерности наследования, установленные Г. Менделем, их цитологические основы
  92. Закономерности сцепленного наследования
  93. Хромосомная теория Томаса Моргана
  94. Кроссинговер: причины, значение. Перекрёст хромосом
  95. Определение пола. Типы определения пола
  96. Наследование, сцепленное с полом
  97. Взаимодействие генов
  98. Внеядерная наследственность
  99. Составление родословных
  100. Закономерности изменчивости
  101. Комбинативная изменчивость
  102. Виды мутаций
  103. Мутационная изменчивость
  104. Наблюдение нормальных и мутантных форм дрозофил, их сравнение
  105. Модификационная изменчивость, ее свойства и статистическая закономерность
  106. Изучение изменчивости у растений
  107. Генотип как целостная система
  108. Развитие знаний о генотипе
  109. Теория гена
  110. Основные закономерности функционирования генов у прокариот и эукариот
  111. Генетика человека
  112. Геном человека
  113. Роль генотипа и среды в формировании фенотипа
  114. Меры профилактики наследственных заболеваний человека
  115. Селекция и её задачи. Вклад Н.И. Вавилова в развитие селекции. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости. Учение о центрах многообразия и происхождения культурных растений
  116. Генетические основы селекции организмов, методы селекции. Особенности селекции микроорганизмов, грибов, растений, животных
  117. Селекция животных и растений
  118. Сравнение пород животных и сортов растений
  119. Химерные и трансгенные организмы
  120. Основные направления современной биотехнологии
  121. Этические аспекты некоторых исследований в биотехнологии (клонирование, направленное изменение генома)
  122. Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии
  123. Размножение и индивидуальное развитие организмов
  124. Неполовое размножение организмов
  125. Неполовое размножение прокариотических организмов
  126. Неполовое размножение одноклеточных эукариотических организмов организмов
  127. Неполовое размножение растений
  128. Неполовое размножение животных
  129. Формы размножения организмов. Вегетативное размножение комнатных растений
  130. Строение и образование половых клеток
  131. Строение и образование половых клеток у животных и растений
  132. Строение половых клеток и изучение стадий гаметогенеза
  133. Половое размножение организмов
  134. Половой процесс у прокариотических организмов
  135. Половое размножение одноклеточных эукариотических организмов
  136. Половое размножение растений
  137. Половое размножение животных
  138. Оплодотворение
  139. Формы оплодотворения у растений и животных
  140. Периоды онтогенеза у многоклеточных организмов: эмбриогенез
  141. Эмбриогенез хордовых
  142. Периоды онтогенеза у многоклеточных организмов: постэмбриональное развитие у животных и растений
  143. Наблюдение за насекомыми на разных стадиях развития
  144. Жизненные циклы растений и животных
  145. Эмбриотехнологии
  146. Клонирование
  147. Влияние генотипа и факторов внешней среды на развитие организма
  148. Наследственные болезни человека
  149. Диагностирование пороков развития человека и их корректировка
  150. Надорганизменные уровни организации жизни
  151. Экология как наука
  152. Экологические факторы и их влияние на организмы (закон оптимума, закон минимума)
  153. Среды обитания, приспособления организмов к среде обитания
  154. Выявление приспособлений у организмов к влиянию разных экологических факторов
  155. Биологические адаптивные ритмы. Фотопериодизм
  156. Характеристика популяций
  157. Половая и возрастная структура популяции. Факторы, влияющие на численность популяции
  158. Сообщества и экосистемы, биогеоценозы
  159. Видовая и пространственная структура сообществ. Компоненты экосистем
  160. Разнообразие экосистем
  161. Абиотических, биотических и антропогенных факторов в различных экосистемах
  162. Выявление абиотических, биотических и антропогенных факторов в различных экосистемах
  163. Взаимодействие организмов в экосистемах
  164. Пищевые связи в экосистемах
  165. Трофические уровни
  166. Типы пищевых связей
  167. Правила экологических пирамид
  168. Перенос веществ и энергии в экосистемах (пищевых цепей и сетей)
  169. Кругооборот веществ и поток энергии в экосистемах
  170. Кругооборот биоэлементов и воды
  171. Саморегуляция, устойчивость и динамика экосистем
  172. Продуктивность экосистем
  173. Стадии развития экосистем. Сукцессии
  174. Описание экосистемы своей местности (видовая и пространственная структура, сезонные изменения, антропогенные влияния)
  175. Агроценозы
  176. Сравнение биогеоценоза и агроценоза
  177. Биосфера – глобальная экосистема
  178. Общая характеристика биосферы. Учение Вернадского о биосфере
  179. Особенности распределения биомассы в биосфере Земли
  180. Роль живых организмов в биосфере
  181. Биогенная миграция атомов
  182. Глобальное влияние деятельности человека на состояние биосферы
  183. Проблемы устойчивого развития биосферы
  184. Сохранение биологического разнообразия
  185. Охрана биосферы
  186. Историческое развитие органического мира
  187. Основы эволюционного учения
  188. Доказательства эволюции живой природы
  189. Становление эволюционных взглядов
  190. Значение работ Линнея, Ламарка, Дарвина
  191. Вид. Критерии вида. Популяция – элементарная структурная и эволюционная единица
  192. Роль эволюционной теории Дарвина в формировании современной естественнонаучной картины мира
  193. Движущие силы эволюции. Формы естественного отбора. Взаимосвязь движущих сил эволюции
  194. Естественный и искусственный отбор
  195. Сравнение процессов движущего, стабилизирующего и рассекающего отбора
  196. Синтетическая теория эволюции
  197. Закономерности наследования признаков в популяциях
  198. Закон Харди-Вайнберга
  199. Результаты эволюции. Формирование приспособленности к среде обитания
  200. Образование новых видов – микроэволюция. Способы видообразования
  201. Сравнение географического и экологического видообразования
  202. Макроэволюция. Формы эволюции (дивергентная, конвергентная, параллельная)
  203. Пути и направления биологической эволюции (биологический прогресс, биологический регресс, ароморфоз, алломорфоз (идиоадаптация), катаморфоз (дегенерация)
  204. Пути эволюции у растений и животных
  205. Выявление ароморфозов, идиоадаптаций и дегенераций у животных и растений
  206. Историческое развитие и разнообразие органического мира
  207. Гипотезы возникновения жизни на Земле
  208. Анализ различных гипотез возникновения жизни на Земле
  209. Этапы эволюции жизни на земле (эры и периоды)
  210. Основные ароморфозы в эволюции животных и растений
  211. Появление основных групп организмов на Земле и формирование экосистем
  212. Эволюция биосферы. Система органического мира как отображение его исторического развития
  213. Гипотезы происхождения человека. Движущие силы антропогенеза (биологические и социальные). Этапы антропогенеза
  214. Происхождение человеческих рас
  215. Критика расизма и социального дарвинизма
  216. Анализ различных гипотез формирования человеческих рас