Курсовая работа по русскому языку заказать

Курсовая работа по русскому языку заказать готовую онлайн

 

Если у вас нету времени на курсач по русскому языку вы всегда можете попросить меня, вам нужно написать мне, и я вам помогу онлайн или в срок 1-3 дня всё зависит что там у вас за работа, вдруг она огромная! Чуть ниже размещён теоретический и практический материал, который вам поможет сделать работу если у вас много свободного времени и желания!

 

Возможно, вас также заинтересует эта ссылка:

Заказать работу по русскому языку помощь в учёбе

 

Предмет синтаксиса. Единицы синтаксиса

Термин «синтаксис» (с греч. – построение, строй) употребляется в двух значениях:

- синтаксический строй языка, совокупность действующих в языке закономерностей, регулирующих построение синтаксических конструкций;

– раздел грамматики, изучающий строение и значение синтаксических единиц.

 

синтаксис

частный,

описательный -

общий -

синхронический -

диахронический -

изучение синтаксического строя на материале одного языка

изучение синтаксиса на материале разных языков

на материале одной эпохи

на материале разных эпох (для выявления изменений)

 

Синтаксические единицы – это конструкции, в которых элементы объединяются синтаксическими связями и отношениями.

 

К единицам синтаксиса относятся:

- словоформы (материал для построения словосочетаний),

- словосочетание,

- предложение,

- сложное синтаксическое целое (ССЦ).

 

Все синтаксические единицы можно рассматривать начиная от словоформы и до ССЦ (взгляд «снизу») и наоборот, от ССЦ до словоформы (взгляд «сверху»).

В методических целях (школьная грамматика) правомернее первый подход (от простых единиц к сложным), хотя второй подход позволяет показать, как функционируют синтаксические единицы в речи, как изменяются они, сочетаясь друг с другом (например, простые предложения в составе сложных теряют смысловую и интонационную самостоятельность, в речи может измениться порядок компонентов предложения, могут появиться такие сочетания слов, которые не могут быть построены вне предложения).

 

Возможно, вас также заинтересует эта ссылка:

Решение задач по русскому языку с примерами онлайн

 

Синтаксические связи и отношения

 

Синтаксическая связь

сочинительная

объединение синтаксически равноправных компонентов (ОЧП, частей ССП)

подчинительная

объединение синтаксически неравноправных компонентов, одни из которых выступает как главный, а другой – как зависимый (словоформы в составе словосочетаний, части СПП)

координация

особый вид связи между подлежащим и сказуемым в том случае, если словоформы, их выражающие, взаимообусловлены:

День прошел. – Ночь прошла.

 

синтаксические отношения

(отражают отношения между предметами и явлениями действительности)

предикативные

характерны для ГО предложения

непредикативные

сочинительные

соединительные, противительные, разделительные и т.д.

подчинительные

обстоятельственные, атрибутивные, объектные и т.д.

 

Например, Строительство нового дома закончилось вовремя, и сейчас довольные новоселы благоустраивают свои квартиры.

предикативные отношения:

строительство закончилось – реальная модальность (ИН), прошедшее время, ед.ч.,

новоселы благоустраивают - реальная модальность (ИН), настоящее время, мн.ч.

непредикативные отношения:

строительство дома, благоустраивают квартиры – объектные отношения,

нового дома, довольные новоселы, свои квартиры – атрибутивные отношения,

закончилось вовремя, благоустраивают сейчас – обстоятельственные отношения

 

 

Средства синтаксической связи и построения синтаксических единиц

1. Словоформы

обслуживают смысловую сторону синтаксических построений

2. Союзы

связывают единицы синтаксиса, выражают их грамматические значения (времени, причины и т.д.)

3. Частицы и их сочетания

образуют нечленимые предложения, могут являться средством связи синтаксических единиц.

Примечание: частицы не включаются в состав членов предложения, если они оформляют грамматическое значение всего предложения: Неужели ты сможешь сделать это?

В остальных случаях частицы входят в состав членов предложения: Они были только однофамильцы (Д).

 

4. Типизированные лексические средства языка

а) вопросительные местоимения являются средством оформления вопросительных предложений;

б) относительные местоимения служат средством связи в СПП;

в) БГ образуют структурный центр ОСПП и т.п.

6. Порядок компонентов синтаксических единиц

а) прямой (фиксированный),

б) инверсированный (свободный)

7. Интонация

является одним из показателей завершенности, целостности предложения в устной речи,

оформляет типы ПП по цели высказывания,

придает им эмоциональную окраску.

 

Возможно, вас также заинтересует эта ссылка:

Контрольная работа по русскому языку заказать

 

 

Словосочетание

I. Словосочетание как единица синтаксиса. Словосочетание и слово. Словосочетание и предложение

 

Словосочетание – синтаксическая структура, служащая для обозначения фрагментов действительности.

Словосочетание занимает промежуточное положение между такими синтаксическими единицами, как слово и предложение.

Признаки, сближающие слово и словосочетание.

1. Словосочетание, как и слово, не является коммуникативной единицей и входит в речь только в составе предложения.

2. Словосочетание, как и слово, не имеет смысловой и интонационной законченности;

3. Словосочетание, как и слово, выполняет в языке номинативную функцию;

4. Словосочетание, как и слово, имеет систему форм изменения и начальную форму:

тихим утром

о тихом утре

Н.ф. – тихое утро.

Признаки, отличающие словосочетание от слова

1. Словосочетание имеет более сложную структуру, чем слово. Оно образуется на основе подчинительной связи между знаменательными словами, которых должно быть не менее двух;

2. словосочетания, в отличие от слов, дают развернутое название предметов и явлений действительности, ограничивая при этом их круг указанием на те или иные отличительные свойства (Сравни: лист – бумажный лист, кленовый лист, желтый лист и т.д.).

Признаки, отличающие словосочетание от предложения

1. Предложение – это самостоятельная, независимая единица языка и речи, а словосочетание – относительно независимая единица, функционирующая на базе предложения;

2. Предложение выполняет в языке коммуникативную функцию (оно что-то сообщает), а словосочетание – номинативную функцию (оно что-то называет).

3. В логике предложению соответствует такая единица, как суждение, а словосочетание – такая единица, как понятие.

4. Предложение – это субъективно-объективная единица (характеризующаяся модальностью, т.е. отношением говорящего к высказыванию), а словосочетание – это объективная единица, не характеризующаяся модальностью.

 

Возможно, вас также заинтересует эта ссылка:

Помощь по русскому языку онлайн

 

 

Вопрос о границах словосочетания

Термин «словосочетание» употребляется в 2-х значениях:

- это сочетание слов, связанных подчинительной связью (В. В. Виноградов, РГ-80, школьная грамматика),

- это все сочетания слов, которые образуются в составе предложения.

 

Они дошли пешком до нанятого дома и осмотрели его (Л. Т.).

словосочетание в узком смысле:

дошли пешком,

дошли до дома,

до нанятого дома,

осмотрели его

словосочетание в широком смысле:

они дошли – координация,

они осмотрели – координация,

дошли и осмотрели – сочинительная связь

 

3. Классификация словосочетаний по главному слову

В зависимости от того, какой частью речи является главное слово, различаются следующие типы словосочетаний:

1. Именные словосочетания:

- субстантивные (желание нравиться),

- адъективные (красный от смущения),

- нумеральные (два студента),

- местоименные (кто-то незнакомый).

2. Глагольные словосочетания составляют самую большую группу словосочетаний, т.к. у глагола самые богатые валентные свойства. Спрягаемый глагол может подчинять одновременно до семи слов:

Никогда и ничего не слыхивал я до сих пор про… ребенка (Д.).

не слыхивал никогда,

не слыхивал ничего,

не слыхивал до сих пор,

не слыхивал про ребенка.

 

Глагол почти без ограничений сочетается с наречиями, инфинитивами, деепричастиями и существительными в косвенных падежах.

К глагольным словосочетаниям относятся также словосочетания с причастиями и деепричастиями в роли главного слова: читать книгу, читающий быстро, читая статью.

3. Наречные словосочетания (очень весело).

4. Словосочетания с категорией состояния в роли главного слова (мне весело, в комнате сыро).

 

4. Классификация словосочетаний по грамматической семантике

1) Атрибутивные (определительные) отношения

Предмет + его признак

 

теплый вечер

2) Объектные отношения

действие + объект приложения действия

 

думать о весне

3) Обстоятельственные отношения

действие + обстоятельство, характеризующее это действие

 

бежать быстро,

 

4) Комплетивные (восполняющие) отношения

зависимый компонент формирует ЛЗ всего словосочетания, т.к. главное слово является информативно недостаточным

Три пальмы росли на берегу моря.

 

 

Возможно, вас также заинтересует эта ссылка:

РГР по русскому языку расчетно графическая работа

 

 

!!!! Примечание:

Некоторые словосочетания могут иметь одинаковое строение, но при этом различаться значением.

«сущ. + сущ. в Р.п.»

книга сестры

атрибутивные отношения (предмет и его признак)

чтение книги

объектные отношения (действие и объект, на который направлено действие)

 

Значение определения (атрибутивные отношения) зависимое слово имеет в следующих случаях:

предмет + лицо, которому принадлежит предмет

дом родителей

часть предмета + весь предмет

стена дома

лицо + учреждение или коллектив, к которым лицо имеет отношение

директор школы

совокупность предметов + предметы, ее составляющие

стая воробьев

действие + деятель

полет летчика

признак + лицо или предмет, обладающее этим признаком

сырость болота

 

Значение объекта (в предложении - дополнение) зависимое слово имеет в том случае, если главное слово – это отглагольное существительное, образованное от переходного глагола (защита отечества, чтение книги).

 

Возможно, вас также заинтересует эта ссылка:

 

Задания по русскому языку с решением

 

 

 

 

Классификация словосочетаний по синтаксической связи компонентов

Словосочетания в русском языке строятся на основе таких видов подчинительной связи, как согласование, управление и примыкание.

1. Согласование и его разновидности

Согласование – это такой способ подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится в тех же формах, что и главное.

Выделяют согласование грамматическое (формы зависимого слова уподобляются формам главного слова по грамматическим признакам – роду, числу и падежу) и неграмматическое.

Курсовая работа по русскому языку заказать

ПРИМЕЧАНИЕ:

В словосочетаниях типа осетин-извозчик слова связаны взаимосогласованием. В них трудно определить, какое слово является главным, а какое – зависимым. Определение главного и зависимого компонента осуществляется не по грамматическому, а по семантическому признаку (главным может быть любое слово).

2. Управление и его разновидности

Управление – это такой способ подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится при главном в определенном падеже.

При управлении с изменением формы главного слова форма зависимого слова не изменяется:

позвонил брату,

будем звонить брату,

звонивший брату.

I.Управление бывает непосредственным (если форма зависимого слова не имеет предлога: читать книгу) и предложным (если управление формой косвенного падежа осуществляется с помощью предлога: встреча с друзьями).

II. По характеру главного слов управление может быть приглагольным (писать мелом), именным (борьба за чистоту), наречным (далеко от Москвы).

III. Управление может быть сильным и слабым.

Курсовая работа по русскому языку заказать

3. Примыкание

Примыкание – это такой вид связи, при котором зависимое неизменяемое слово связано с главным только по смыслу и интонационно:

разговаривали громко, очень громко.

 

Различные виды синтаксических отношений и синтаксической связи между компонентами словосочетаний, а также их взаимосвязь можно показать с помощью таблицы:

 

 

атрибутивные

обстоятельственные

объектные

комплетивные

согласование

хрустальная ваза

-

-

что-то непонятное

управление

ваза из стекла

бледный от страха

бороться за чистоту

множество ошибок

примыкание

желание учиться

приехал учиться

просил приехать

обязан учиться

 

6. Цельные словосочетания

По степени семантической спаянности компонентов различаются синтаксически свободные словосочетания (характеризуются тем, что каждый их компонент выполняет роль отдельного члена предложения) и синтаксически несвободные (цельные) словосочетания (выполняют роль одного члена предложения).

В цельных словосочетаниях главное слово характеризуется семантической неполнотой, а зависимое слово выступает в качестве семантического конкретизатора, т.е. берет на себя основную смысловую нагрузку:

начал заниматься, много друзей.

 

Типы цельных словосочетаний – смотри таблицу №1.

 

Предложение

 

Основные аспекты предложения. Признаки предложения

Простое предложение — это такое высказывание, которое образовано по специально предназначенной для этого структурной схеме, обладает грамматическим значением предикативности и своей собственной семантической структурой, обнаруживает эти значения в системе синтаксических форм (в парадигме предложения) и в регулярных реализациях и имеет коммуникативную задачу, в выражении которой всегда принимает участие интонация (РГ-80, Т.2, п.1901).

Так, в двух рядах предложений одной и той же грамматической структуры: 1) Ученик пишет; Завод работает; Колесо крутится и 2) Ребенок радуется; Народ негодует; Отец сердится при общей семантике структурной схемы предложения («отношение между субъектом и его предикативным признаком — действием или процессуальным состоянием») в первом случае представлено значение: «отношение между субъектом и его конкретным действием», во втором случае — «отношение между субъектом и его эмоциональным состоянием». Это различие создается лексической семантикой слов (РГ-80, Т.2, п.1960).

 

Предложение является основной единицей синтаксиса, т.к. именно в нем находят выражение наиболее существенные функции языка:

- познавательная (язык – инструмент мышления),

- коммуникативная (язык – средство общения).

Цельность предложения проявляется в единстве трех аспектов:

грамматический аспект

грамматические значения предложения и отношения между словоформами, которые образуют предложение

семантический аспект

называние (номинация) события или положения, о которых идет речь

коммуникативный аспект

намеренное выделение говорящим в содержании предложения исходного элемента (данного) и актуального (нового)

 

Данные аспекты предложения реализуются при помощи таких синтаксических средств, как формы слов, служебные слова, порядок слов, интонация.

Признаки предложения

1. Грамматическая организованность.

Чтобы получить предложение, необходимо грамматически оформить связь между словами, изменяя их (по падежам, числам, родам и т.д.), используя предлоги и союзы.

2. Предикативность – отнесенность содержания предложения к действительности, выраженная синтаксическими средствами.

Предикативность выражается в трех основных грамматических категориях предложения:

- синтаксической модальности,

- синтаксического времени (темпоральности),

- синтаксического лица (персональности).

Модальность – это оценка содержания высказывания говорящим с точки зрения реальности, достоверности, возможности.

Говорящий (пишущий) может дать содержанию высказывания

объективную оценку,

которая характеризует модальность

субъективную оценку,

которая заключается в модальных значениях достоверности, вероятности и выражается с помощью вводно-модальных компонентов (конечно, вероятно, может быть и т.д.):

Конечно, я сдам завтра экзамен по русскому языку.

либо как реальную

ИН глагола, интонация сообщения:

 

 

Завтра я сдам экзамен по русскому языку.

либо как ирреальную

ПН и СН глагола, интонация вопроса, волеизъявления:

 

 

Хотелось бы завтра сдать экзамен по русскому языку.

Сдам ли я завтра экзамен по русскому языку?

     

 

Категория темпоральности выражает отношение высказывания к моменту речи и может:

а) выражаться в формах определенного времени:

Вчера я ходил в кино.

Я иду в кино.

Завтра я пойду в кино.

действие совершено до момента речи

действие совершается в момент речи

действие совершается после момента речи

 

б) быть представлено как вневременность: Здесь не пройти.

в) временная обобщенность: Скупой платит дважды.

г) временная неопределенность: Скорее бы лето.

 

Категория персональности указывает на отношение высказывания или его элементов к говорящему, а именно:

а) на совпадение субъекта с говорящим, собеседником или третьим лицом:

Я пишу письмо. – Ты пишешь письмо? – Он пишет письмо.

б) на неопределенность лица: Тебя сегодня искали.

в) на обобщенность лица: От добра добра не ищут.

 

3. Интонация, благодаря которой даже отдельные слова могут приобретать значение предложения:

Ночь. Улица. Фонарь. Аптека (Бл.).

Часто только интонацией различаются основные типы предложений, выделяемые по цели высказывания: повествовательные, побудительные, вопросительные:

Пошел. Пошел? Пошел!

 

 

Классификация предложений по структуре

 

простые предложения (ПП)

сложные предложения (СП)

1. Строятся из словоформ и словосочетаний.

2. Включают только одно предикативное сочетание.

3. Имеют (как правило) более простую семантику.

1. Строятся из простых предложений.

2. Включают не менее двух предикативных сочетаний.

3. Имеют более сложную семантику.

 

ПРИМЕЧАНИЕ:

Входя в состав сложных предложений, простые предложения теряют интонационную (и часто - смысловую) завершенность, нередко изменяют порядок слов, поэтому части СП называют часто не предложениями, а предикативными единицами (частями).

 

3. Классификация предложений по характеру предикативных отношений – см. Таблицу №2.

 

4. Функциональная классификация предложений – см. Таблицу №3.

 

5. Классификация предложений по эмоциональной окраске

Делятся на восклицательные (эмоционально насыщенные) и невосклицательные.

Восклицательное предложение – это эмоциональный вариант каждого из функциональных типов (повествовательного, побудительного, вопросительного).

К средствам эмоциональной окраски предложения относятся:

а) особая восклицательная интонация;

б) эмоциональные частицы (как, какая, что за, во так, ну и, вот это);

в) междометия;

г) порядок слов;

д) эмоционально окрашенная лексика.

В восклицательных предложениях могут выражаться:

- удивление, ирония, презрение, недоумение, сомнение, неуверенность;

- страх, злость, гнев, жалость, нежность, любовь, восхищение, упрек, угроза, возмущение;

- приказ, призыв, просьба и т.д.

1) Ах, как много на свете кошек,

Нам с тобой их не счесть никогда… (Ес.).

 

2) Увы! как скучен этот город

С своим туманно и водой!.. (Л.).

 

3) – Господа, ведь она невеста моя! – восторженно и благоговейно проговорил он вдруг… - О, благодарю вас, господа! О, как вы возродили, как вы воскресили меня в одно мгновение!.. (Д.).

 

ДВУСОСТАВНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ (ДСПП)

В ДСПП предикативность выражается с помощью двух главных членов предложения – подлежащего и сказуемого. Они составляют не только основу грамматической формы предложения, но и его структурный минимум.

ПОДЛЕЖАЩЕЕ

Это главный ЧП, который

- входит в группу главных ЧП,

- обозначает предмет речи,

- содержит «данное»,

- выражается именем в форме Им.п.,

- является структурно независимым словом, подчиняющим сказуемое в ДСПП.

 

Примечание:

1. В конкретных высказываниях подлежащее может не иметь полного набора свойств.

2. При нетипичном подлежащем (например, если оно выражено инфинитивом) невозможен традиционный вопрос: кто? что?

3. Подлежащее может быть выражено не Им. п.:

Скачки были несчастливы, и из семнадцати человек попадало и разбилось больше половины (Л. Т.).

Способы выражения и типы подлежащего – см. Таблицу №4.

 

СКАЗУЕМОЕ

Это главный ЧП, выражающий предикативный признак предмета, обозначаемого подлежащим.

Признак

непредикативный

- называется говорящим как заранее данный.

 

 

Теплые дни прошли.

предикативный

- устанавливается говорящим в момент речи,

-соотносится с предметом (подлежащим) в модально-временном плане.

Дни теплые.

 

 

В сказуемом следует различать ВЗ (вещественное значение) и ГЗ (грамматическое значение).

Дети поют. – Дети стали танцевать. – Дети были счастливы.

 

Вещественное значение является конкретным, опирается на ЛЗ слова.

Грамматическое значение выражает

- отнесенность признака (сказуемого) к субъекту (предмету, подлежащему) – через ГЗ рода, числа (сравни: Мама пришла. – Папа пришел. – Родители пришли.),

- значение времени,

- модальные значения.

На соотношении ВЗ и ГЗ базируется выделение типов сказуемого: ПГС, СГС, СИС.

 

Простое глагольное сказуемое (ПГС)

Это сказуемое, в котором ВЗ и ГЗ выражаются одной лексической единицей (т.е. синтетическим способом).

Он все прослушал. – Он пропустил мимо ушей все советы.

 

!!! Примечание:

Если ПГС выражается лексикализованным словосочетанием (фразеологизмом, глагольно-именным описательным оборотом: глагол ослабленного лексического значения + отвлеченное существительное), то

- ВЗ выражает все словосочетание,

- ГЗ выражает только глагольный компонент.

С вечера Константин Левин пошел в контору, сделал распоряжение о работах… (Л. Т.).

 

Формы и способы выражения ПГС – см. Таблицу № 5.

 

Составное глагольное сказуемое (СГС)

 

СГС включает в себя 2 компонента

(т.е. имеет аналитический способ выражения)

вспомогательный

а) выражает ГЗ,

б) выражается спрягаемым глаголом,

в) характеризуется лексической неполнотой, ослабленностью (неполнозначный глагол)

основной

а) выражает ВЗ,

б) выражается инфинитивом:

- полнозначного глагола,

- глагольно-именного оборота,

- фразеологизма

Вальдшнепы уже перестали летать, но Левин решил подождать еще… (Л. Т.).

Я решил не спускать с него глаз.

 

 

!!! Примечание:

1. Если инфинитив обозначает действие, которое выполняется не субъектом (названным в подлежащем), а другим лицом, то этот инфинитив не входит в состав сказуемого, а является дополнением:

Наконец мать умолила его к ней приехать, и принц Гарри появился в нашем городе (Д.).

2. Сочетание двух полнозначных глаголов (спрягаемый глагол + инфинитив) не представляет собой СГС:

Сравни: Я стал прощаться с ним. – Я вышел из комнаты попрощаться с ним.

 

Способы выражения СГС – см. Таблицу № 6.

 

В осложненных форма СГС выражается не одно, а два грамматических значения. Выделяются следующие конструкции осложненного СГС:

а) модальный глагол + фазисный глагол (инфинитив) + основная часть (инфинитив)

 

б) фазисный глагол + модальный глагол (инфинитив) + основная часть (инфинитив)

 

в) модальный глагол + модальный глагол (инфинитив) + основная часть (инфинитив).

 

Составное именное сказуемое (СИС)

СИС включает в себя два компонента

вспомогательный

а) выражает ГЗ (т.е. модальность и время),

б) это спрягаемые формы неполнозначного глагола (глагол-связка)

основной

а) выражает ВЗ,

б) выражается

- именной ЧП,

- наречием,

- деепричастием,

- словом КС,

 

Способы выражения СИС – см. Таблицу №7.

 

Осложненные формы СИС строятся на базе основных по следующим схемам:

а) фазисный глагол + связка (в инфинитиве) + именная часть,

б) модальный глагол + связка (в инфинитиве) + именная часть,

в) модальный глагол + модальный глагол (в инфинитиве) + связка (в инфинитиве) + именная часть:

После этого всякий может надеяться быть моим зятем.

 

Типы ДСПП

(см. Таблицу № 8)

 

Предложения тождества

Это предложения, в которых отождествляются два понятия. При этом подлежащее и сказуемое выражаются сходными формами:

Мой брат – учитель.

 

Приемы разграничения подлежащего и сказуемого в предложениях тождества

1. Ввести в предложение глаголы «был / являлся».

2. Подлежащее выражает видовое понятие, а сказуемое – родовое:

Клендерево.

3. Подлежащее выражается именем собственным, а сказуемое – нарицательным:

Москвастолица России.

4. Оценочное существительное занимает позицию сказуемого, а неоценочное – позицию подлежащего:

Без науки человекзверь (А. Лосев.).

 

ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Получили свое название вследствие того, что они не включаются в предикативную основу предложения и с этой точки зрения являются неглавными.

По наличию или отсутствию ВЧП ДСПП и ОСПП делятся на нераспространенные (содержат только ГО) и распространенные (содержат хотя бы один ВЧП).

Традиционно выделяют такие ВЧП, как:

- определение,

- приложение,

- дополнение,

- обстоятельство.

Характеристика ВЧП – см. Таблицу № 9.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Заключает в себе второе наименование предмета, обозначенного существительным.

Часто рассматривается как разновидность определения (но не всеми, например, не П. А. Лекантом).

Приемы разграничения приложения и определяемого слова

а) приложение чаще всего занимает постпозицию:

Мы часто собирались у Бориса, зоолога.

б) при сочетании нарицательного и собственного имени неодушевленных предметов и кличек животных приложением является имя собственное:

газета «Комсомольская правда», кот Пушок,

в) при сочетании нарицательного и собственного имени (фамилии) человека приложением является нарицательное существительное:

врач Петрова, брат Иван,

г) при сочетании двух нарицательных существительных приложением является оценочное существительное или видовое (а не родовое) понятие:

бродяга-ветер, актеры-трагики.

 

Примечание:

Нередко определяемое слово и приложение сливаются и выступают как один член предложения или как одно слово: вагон-ресторан, Вьется улица-змея.

 

!!! Примечание

Второстепенные ЧП могу иметь морфологизированный и неморфологизированный способ выражения.

морфологизированный

способ выражения

ВЧП

неморфологизированный

способ выражения

 

прилагательное

притяжательное местоимение

порядковое числительное

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

белые розы

мои розы

третья роза

платье из шелка

желание понравиться

яйцо всмятку

 

 

 

 

существительное

инфинитив

наречие

 

сущ. в косвенных падежах

местоимение

ДОПОЛНЕНИЕ

наблюдать за сыном

наблюдать за мною

попросил прийти

 

 

 

инфинитив

 

наречие

ОБСТОЯТЕЛЬСТВО

быстро повернулся

стоял за рекой

прилег отдохнуть

 

 

сущ. с предлогом

инфинитив

 

Как правило, трудности с определение типа ВЧП возникают, если он имеет неморфологизированный способ выражения.

 

Несогласованное определение

Дополнение

1) сущ. с конкретно-предметным значением + сущ.:

Короткая ночь весны заметно таяла.

2) отглагольное сущ. + сущ. с атрибутивным (например, субъектным) значением

 

 

 

отглагольное сущ. + сущ. с объектным значением

Восхищение мальчика ловкостью артиста росло все больше и больше.

3) конкретное сущ. + словоформа с пространственным значением:

Церковь в Кижах я увидел на закате.

 

 

Однако бывают случаи, когда в одном ВЧП объективно совмещаются свойства двух типов ВЧП. Это явление называется СИНКРЕТИЗМОМ (совпадение в одной словоформе свойств разных ЧП).

Наиболее ярко синкретизм проявляется при употреблении конструкции «отглагольное сущ. + словоформа с обстоятельственным значением (пространства, времени, причины и т.д.)»:

Первая поездка на Волгу была неудачна.

Первая поездка на Волгу была неудачна.

 

ОДНОСОСТАВНОЕ ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ (ОСПП)

(см. Таблицу №10, 11)

Односоставные предложения – это такие предложения с одним главным членом, которые не требуют другого главного члена и не могут быть дополнены им без изменения характера выражаемой мысли (В. В. Бабайцева «Система односоставных предложений в современном русском языке» М., 2004).

Сравни

Я очень люблю первые весенние грозы.

Вас студенты спрашивали.

Вас кто-то спрашивал.

Море так красиво!

Наступила ночь. Улица пустынна. Горит фонарь. Видна аптека.

Люблю грозу в начале мая…

Вас сегодня спрашивали.

 

Как красиво!

Ночь. Улица. Фонарь. Аптека.

ДСПП служат для выражения двучленной мысли: предмет речи (мысли) и его предикативная характеристика.

В ОСПП актуализируется (выходит на 1-ый план в информативном, семантическом значении)

- либо действие / состояние (глагольные ОСПП),

- либо предмет / явление (именные ОСПП).

 

Усложнение членов предложения

К основным приемам усложнения членов предложения относятся:

- расширение,

- обособление,

- уточнение,

- выделение,

- пояснение,

- присоединение.

 

1. РАСШИРЕНИЕ (дублирование) ЧП происходит с помощью однородного ряда словоформ, связанных сочинительной связью.

Сочинительная связь оформляется сочинительными союзами и средствами интонации, подкрепляется формами падежа, а также повторением предлогов:

Сейчас отдать я рада

Всю эту ветошь маскарада,

Весь этот блеск, и шум, и чад

За полку книг, за дикий сад,

За наше бедное жилище,

За те места, где в первый раз,

Онегин, видела я вас… (П.).

 

Однородный ряд может иметь открытую или закрытую структуру в зависимости от средств связи.

Открытый ряд

средства связи

значение

- повторяющиеся соединительные союзы

и… и, ни… ни,

- интонация

перечисления

- повторяющиеся разделительные союзы или… или, либо… либо

выбора

- повторяющиеся разделительные союзы

то… то

чередования

- повторяющиеся разделительные союзы

то ли… то ли, не то…не то

неразличения

 

Закрытый (замкнутый) ряд

- противительные союзы

но, а, да, однако и т.д.

противопоставления

- градационные союзы

как… так и, не только… но и

соединения

 

Особую структуру представляет собой однородный ряд с обобщающим словом.

Обобщающее слово объединяет весь ряд ОЧП и представляет его в качестве одного члена предложения, а словоформы, входящие в однородный ряд, поясняют и конкретизируют смысл обобщающего слова.

Сверкающие дамские плечи и черные фраки, люстры, лампы, воздушные летящие газы, эфирные ленты и толстый контрабас, выглядывавший из-за перил великолепных хоров, - все было для него блистательно (Г.).

 

В роли обобщающего слова могут выступать:

- местоимения и местоименные наречия весь, всякий, всюду, отовсюду, повсюду, везде, всегда, никуда;

- существительные;

- фразеологизмы;

- глагольные формы.

ПРИМЕЧАНИЕ:

«В «Русской грамматике» предложения с несколькими сказуемыми при одном подлежащем рассматриваются как сложные. Формально такие предложения могут считаться сложными в силу того, что в них неоднократно выражаются значения времени и наклонения. Соответственно и в семантическом плане они могут быть интерпретированы как сообщения о нескольких ситуациях — одновременных или следующих друг за другом, — характеризующихся единством (общностью) субъекта» (РГ-80, т.2, п.2754).

2. ОБОСОБЛЕНИЕ – специальный прием, с помощью которого член предложения усиливается, акцентируется, по содержанию получает характер добавочного сообщения.

Грамматическими условиями обособления ЧП являются:

- значительный объем члена предложения (словосочетание);

- нетипичное, необычное расположение относительно определяемого слова.

Выражение члена предложения словосочетанием порождает особое синтаксическое образование – оборот, который выполняет функцию одного члена предложения (определения, приложения, обстоятельства).

Оборот

Положение

Член предложения

деепричастный оборот

(и одиночное деепричастие)

любое положение

обособленное

обстоятельство

причастный оборот

- после определяемого слова;

- перед определяемым словом, если имеет причинное, условное или уступительное значение

обособленное

определение

адъективный оборот

после определяемого слова

обособленное определение

субстантивный оборот

- относится к слову, имеющему препозитивные определения;

- относится к имени собственному,

- относится к сочетанию «сущ. + необособленное определение»,

- выражено сравнительной степенью прилагательного или инфинитивом

обособленное

несогласованное

определение

Невысокий, худощавый человек, с женским тазом, с вогнутыми в коленках ногами, очень бледный, красивый, с блестящими прекрасными глазами и длинными волосами, лежавшими на воротнике его сюртука, стоял на другом конце, оглядывая стену с портретами (Л. Т.).

 

 

Обособляются также обстоятельства, выраженные предложно-падежными формами с предлогами:

условия: без, при, при наличии, в случае;

причины- из-за, от, благодаря;

времени: перед, после, во время;

цели: для, ради, во избежание;

уступки: несмотря на, вопреки.

Обособляется сравнительный оборот, который не всегда представлен словосочетанием, но обязательно имеет сравнительный союз (как, точно, словно, будто, как будто).

ПРИМЕЧАНИЕ:

Сравнительный оборот, образуемый существительным в форме им. п., выполняет в составе простого предложения определяющую функцию при следующих условиях.

1) Если в данном предложении с изъятием этого оборота будет нарушена информативная целостность: Вот красный плащ, летящий мимо, Вот женский голос как струна (Блок); Его супругаМашенькавеселая говорунья с глазами как вишни, была одета ярко (Горьк.).

2) Если этот оборот относится к прилагательному и через него к существительному, характеризуя одновременно и предмет и его признак: Катюша, сияя улыбкой и черными, как мокрая смородина, глазами, летела ему навстречу (Л. Толст.) (РГ-80, Т.2, п. 2090).

Обособляются ограничительно-выделительные обороты с предлогами кроме, помимо, включая, исключая, которые корректируют, уточняют содержание какого-либо члена предложения (подлежащего, дополнения, обстоятельства):

Все были бледны и изнурены, исключая графа (Л. Т.).

 

3. УТОЧНЕНИЕ – такой прием усложнения члена предложения, смысл которого заключается в конкретизации, детализации содержания предложения (уточнение пространства, времени, образа действия и объекта действия).

Ванька скоро привык скользить взглядом по улице – по людям, по машинам (В.Ш.).

 

4. ВЫДЕЛЕНИЕ – способ усиления семантики члена предложения, при котором подчеркивается значимость, важность, исключительность главного или второстепенного ЧП посредством слов: особенно, прежде всего, в частности, исключительно, главное, главным образом, преимущественно.

 

5. ПОЯСНЕНИЕ – толкование одного слова другим, вследствие чего они представляют один усложненный член предложения.

Пояснение оформляется:

- пояснительными союзами то есть, или, а именно;

- вводными словами иначе, вернее, точнее, короче, буквально.

То был приятный, благородный короткий вызов, или картель (П.).

6. ПРИСОЕДИНЕНИЕ – это намеренный отрыв члена предложения от завершенного формально и содержательно высказывания.

Присоединение оформляется:

- специальными союзами (притом, и притом, причем, да и),

- сочинительными союзами в присоединительном значении (и, да, но).

Присоединительные ЧП отделяются обычно запятой, реже тире; по воле автора может быть употреблена точка.

Развлекались мальчишки только летом, да и то не каждый день (Пауст.).

И ты ушел. Не за победой, за смертью (Ахм.).

 

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРЕДЛОЖЕНИЯ В РЕЧИ

В речевой деятельности взаимодействуют 2 участника: говорящий (производит речь) и адресат (ее воспринимает).

Одна из задач, стоящим перед говорящим, - установить речевой контакт с адресатом и сделать так, чтобы адресат предельно верно воспринял высказывание адресанта.

Для решения этой задачи используются специальные синтаксические средства русского языка:

- обращение и вокативное предложение,

-именительный темы,

- вводные компоненты,

-эквиваленты предложения («нечленимые предложения»), -

которые не входят в структуру предложения, не являются его членами, но не имеют самостоятельного значения и могут быть употреблены только с предложением.

 

ОБРАЩЕНИЕ

Имеет три главных признака:

- предметно-личное значение;

- форму Им. падежа;

- звательную интонацию.

Функции обращения

1. Привлечь внимание адресата, установить с ним речевой контакт:

- любое имя лица (собственное или нарицательное),

- официальные обращения (гражданин, господин, товарищ, коллега, сударыня,)

- дружески-фамильярные (голубчик, братец, милок, браток).

 

2. Выразить отношение к лицу-адресату, дать ему характеристику (эмоционально-экспрессивная функция):

- Очень уж вы защищаете меня, милая барышня, - протянула опять Грушенька (Д.).

Примечание:

Внешние признаки обращения имеет олицетворение. Однако в этом случае «адресатом» являются не человек, а природа, жизнь, стихии, чувства, и в этом случае нельзя говорить о речевом контакте говорящего с адресатом. Функция олицетворения – выражение эмоционального отношения к различным явлениям, окружающим человека, или к явлениям его собственной жизни.

 

ВОКАТИВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Вокативное предложение (обращение-предложение) это обращение, осложненное выражением нерасчлененной мысли, чувства, волеизъявления.

В типичных случаях обращение можно легко отличить от вокативного предложения:

1. - Не ходи, Вера… - шептал он.

2. – Вера! Вера! – в ужасе говорил Райский, протягивая ей руки, чтобы ей помешать (И. Гончаров).

По значению различаются 2 функционально-семантические группы вокативных предложений:

1. Вокативные предложения-призывы, в которых называется адресат речи с целью привлечь его внимание. От обращений они отличаются интонационно-грамматической самостоятельностью, сопровождаются словами позвал, приказал, крикнул:

- Сашка! Анютка! Где вы запропастились? – кричит матушка (С.-Щ.).

2. Вокативные предложения, выражающие эмоциональную реакцию на слова и действия собеседника. Они могут часто сопровождаться словам с упреком, с отчаянием, с чувством и т.д.:

- Знатоки говорят, что хороший ром клопами должен пахнуть, - замечает дядя.

- Многие это говорят, однако я не замечал. Клоп, я вам доложу, особенный запах имеет. Раздавишь его…

- Ах, мсьё! – брезгливо восклицает сестрица.

- Виноват. Забылся-с (С.-Щ. «Пошехонская старина»).

 

Примечание:

В разговорной речи функцию обращений и вокативных предложений могут выполнять местоимения ты, вы:

1. – Слушай, ты! На минуту!

2. – Слушайте, вы, - обратился он к нахалу… (А. Куприн).

Распространителями обращения могут быть согласованные и несогласованные определения, приложения, причастные обороты и даже придаточные предложения.

Также в вокативных предложениях могут употребляться частицы и междометия:

О весна, без конца и без краю! (Блок).

 

ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ ТЕМЫ

- это синтаксическая конструкция, не имеющая самостоятельного значения,

- употребляется только с конкретным предложением и всегда предшествует ему,

- называет предмет, явление или имя с целью привлечь к нему внимание,

- непродуктивная конструкция, употребление которой ограничено поэтической или ораторской речью.

О возраст осени! Он мне / Дороже юности и лета (Ес.).

 

ВВОДНЫЕ КОМПОНЕНТЫ

Функция вводных компонентов заключается в обозначении отношения говорящего к собственному высказыванию. Это отношение адресовано собеседнику и призвано помочь ему правильно воспринять мысль, волю, чувства говорящего. Оно является многосторонним: включает оценку достоверности сообщения, указание на его источник, проявление внимания к адресату и т.д. Все эти аспекты высказывания имеют в русском языке соответствующие средства в виде вводных слов, словосочетаний, а также типизированных вводных предложений.

Вводные компоненты не входят в структуру предложения, не являются его членами, не имеют грамматической связи с членами предложения. В этом плане они факультативны для предложения, но для участников общения они очень важны.

Типы вводных компонентов

Типы вводных компонентов

Способ выражения

1. Вводно-модальные компоненты - выражают степень достоверности высказывания. Содержание оценивается самим говорящим как достоверное или вероятное.

Значение достоверности (уверенности) выражается

- модальными словами безусловно, конечно, несомненно, понятно, факт, без сомнения;

значение вероятности

- модальными словами вероятно, наверное, видимо, очевидно, может быть, пожалуй, кажется и т.д.

2. Вводно-эмоциональные компоненты – обозначают чувства, которые вызывает сообщаемое у говорящего или у других лиц.

Существительные в форме Д. п. с предлогом «к»: к счастью, к несчастью, к радости, к сожалению, странное дело, известное дело.

3. Вводно-авторские компоненты - содержат указание на источник сообщения, на автора информации, мнения, оценки.

Имена лиц, названия средств информации, общественных организаций и т.д.: по-моему, по словам кого-то, по слухам, как считают специалисты, как сообщают газеты и т.д.

4. Вводно-обобщительные компоненты – обозначают степень обычности названного в конкретном предложении события, положения (единичности, случайности или повторяемости, привычности, типичности).

Бывает, случается, как обычно, по обыкновению, как правило, как всегда.

5. Вводно-контактные компоненты – предназначены для установления и поддержания коммуникативной связи говорящего и адресата.

- непосредственно привлекают внимание адресата: послушайте, видите ли, знаете ли, признайтесь, согласитесь, не правда ли;

- служат средством убеждения собеседника: честно говоря, по правде сказать, откровенно говоря, клянусь вам;

- содержат самооценку речевой манеры: иными словами, иначе говоря, короче говоря, лучше не скажешь, проще сказать, как бы лучше выразиться.

6. Вводно-союзные компоненты - представляют собой особый грамматический разряд двойного назначения. С вводными их объединяет невхождение в структуру предложения в качестве его членов, а также интонационное и пунктуационное выделение. По семантике они близки к союзам: передают порядок следования мыслей, их логические отношения.

- выражают порядок следования мыслей: во-первых, наконец;

- выражают вывод, итог: таким образом, итак, в общем;

- обозначают противопоставление: а впрочем, напротив, наоборот, однако.

 

Полные и неполные предложения

В научной и учебной литературе вопрос о полных и неполных предложениях освещается противоречиво.

Неполным является предложение, в котором пропущен какой-либо ЧП (или группа ЧП), пропуск которого подтверждается наличием зависимых слов в составе предложения, а также данными контекста или ситуации речи.

Виды неполных предложений

Виды неполных предложений выделяются с учетом следующих факторов:

а) сфера употребления (устная или письменная);

б) характер общения (монолог или диалог);

в) взаимодействие предложения с контекстом;

г) особенности воспроизведения предложения или его свободного построения в речи.

Курсовая работа по русскому языку заказать

1. Контекстуальные предложения

а) Неполносоставными являются предложения связного отрезка монологической речи, в которых пропущен какой-либо ЧП, названный в предыдущем или последующем контексте.

Наиболее часто употребляются неполносоставные предложения, в которых опущено подлежащее. Подлежащее опускается, если оно названо в соседнем предложении и является в нем также 1) подлежащим или 2) каким-либо другим ЧП.

Показателем пропуска сказуемого является контекста, в котором оно обозначено. Внутри неполного предложения на пропуск сказуемого указывают зависимые формы второстепенных ЧП, относящихся к сказуемому:

 

б) Неполные реплики диалога очень часто встречаются в разговорной речи. Эти неполные предложения обычно очень кратки и заключают в себе лишь то новое, что говорящий хочет сообщить собеседнику:

- Ты кто? – Матрос.

По целевой направленности неполные реплики диалога можно разделить на три группы:

Ответные реплики

содержат ответ на вопрос, заключенный в начальном предложении или в предыдущей реплике

 

Вопросительные реплики

выражают вопрос, вызванный содержанием начального предложения или предыдущей реплики

- Тебе нельзя уходить из дома

– Почему?

Продолжающие реплики

сообщают что-либо добавочное к высказанному в начальном предложении

- Кто-то едет

– Должно быть, со станции.

– В деревню.

2. Ситуативные реплики – это один из продуктивных видов неполных предложений, характерный для разговорной речи. Они употребляются в качестве полноценных единиц общения только в определенной ситуации. Сама обстановка речи подсказывает собеседникам понятия, о которых идет речь, но которые словесно в составе данной реплики не выражены:

Идет. – о троллейбусе.

 

Эллиптические предложения

Это предложения типа Я – домой. В лингвистической литературе термин «эллиптические предложения» употребляется в разных значениях:

- вместо термина «неполные предложения»

- обозначает разновидность неполных предложений

- служит названием типа предложений, примыкающего к неполным.

Эллипсис – это сокращение глагольного словосочетания в предложении; устранение глагольного компонента (без возмещения его в контексте).

Типы эллиптических предложений

Предложения со значением движения, перемещения

деятель + слово, обозначающее направление, цель, конечный пункт движения

в функции независимого ЧП выступает существительное в Им.п., обозначающее

- лицо

- животное

- предмет, способный двигаться

или местоимение.

в качестве второго ЧП выступают наречия места и существительные в В.п. с предлогами «в», «на» или в Д.п. с предлогом «к».

 

 

 

 

Солдаты – к берегу.

Кони – в поле, в лес.

Машина – к реке.

Я – к приемнику.

 

 

Я – домой. Он – в город

Предложения со значением речи-мысли

для них характерно наличие объекта в П.п. с предлогом «о» («об») или в В.п. с предлогом «про»

Он – о погоде, а я – о деле.

Предложения со значением «бить», «ударять»

независимый ЧП в Им.п. (обозначающий субъект действия) + зависимые слова в В.п. и Тв.п.

Вот я тебя – палкой!

 

ЭКВИВАЛЕНТЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Эквиваленты предложения (нечленимые предложения) – это специальное грамматическое средство, используемое в общении для выражения согласия-несогласия, а также эмоционально-экспрессивной реакции на речь собеседника (Да. Нет. Не может быть, Вряд ли. Конечно. Как бы не так. Еще бы).

Эти синтаксические единицы не имеют самостоятельного информативного смысла, а только подтверждают, отрицают или оценивают содержание конкретного предложения, с которым соотнесены.

Как эквиваленты предложения («слова-предложения») они имеют только интонационную оформленность, завершенность, но лишены грамматической формы; они являются нечленимыми. Наряду с общим значением утверждения или отрицания они могут содержать модальную семантику достоверности-недостоверности.

1. - А удалось? спросила Настасья Филипповна.

- То-то и есть что нет (Д.).

2. – Вы страдаете только от гордости…

- Может быть, - сказал Левин (Л. Т.).

Нечленимые предложения можно разделить на 3 группы:

- слова-предложения, выраженные частицами;

- модальные слова-предложения;

- междометные слова-предложения.

Слова-предложения, выраженные частицами, выражают общие значения утверждения или отрицания:

- Вы ответите ему? – Нет.

- Ты зайдешь к нему? – Ладно.

В модальных словах-предложениях на основные значения утверждения или отрицания наслаиваются дополнительные оттенки, связанные с лексико-семантическим значением модальных слов и модальных частиц (вероятности, предположительности и т.д.).

- Она уже знает об этом? – Вероятно.

Междометные слова-предложения наиболее многозначны, и их можно разделить на следующие группы:

- эмоционально-оценочные предложения, представляющие собой реакцию на ситуацию, сообщение, вопрос:

- Ну?! – поразился он, так и замерев от ее слов (Николаев).

- побудительные предложения, выражающие побуждение к действию:

- Вон! – закричал Марков на фельдфебеля (Куприн)

- предложения, являющиеся выражением речевого этикета (образуются из слов, близких к междометиям):

- Вот и спасибо, - принужденно сказал Корсаков (Черный).

 

СОЮЗНЫЕ КОНСТРУКЦИИ, СОВМЕЩАЮЩИЕ В СЕБЕ ПРИЗНАКИ ПРОСТОГО И СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ

§ 2092. Некоторые союзные связи используются для оформления конструкций, обнаруживающих признаки как простого, так и сложного предложения. Так, например, конструкции типа Утешают тебя, как ребенка или Бываю в театрах, но редко заключают в себе двуплановые отношения, отражающие и те отношения, которые присущи связи словоформ, и те отношения, которые выражаются союзом; первые принадлежат предложению простому, вторые — и простому и сложному. Близость таких конструкций к сложному предложению определяется тем, что присоединяемая союзом часть предложения потенциально предикативна. Предикативность обнаруживается при условии, если эта часть конструкции относится к сказуемому: в этом случае присоединяемая союзом часть соответствует по значению простому предложению в составе сложного. Но эта предикативность несамостоятельна: она существует лишь в опоре на словесно выраженную предикативность основной части предложения: Утешают тебя, как (утешают) ребенка; Бываю в театрах, но (бываю) редко. В тех же случаях, когда союз относит словоформу не к сказуемому (или предикативному главному члену), а к какому­либо другому члену предложения, предикативность у части предложения, оформляемой союзом, отсутствует: Часы висели на тонкой, как нитка, цепочке (см. § 2090); Дорога, и притом такая дальняя, будет для вас тяжела.