Курсовая работа по банковскому делу заказать

Курсовая работа по банковскому делу заказать готовую онлайн

 

Если у вас нету времени на курсач по банковскому делу вы всегда можете попросить меня, вам нужно написать мне, и я вам помогу онлайн или в срок 1-3 дня всё зависит что там у вас за работа, вдруг она огромная! Чуть ниже размещён теоретический и практический материал, который вам поможет сделать работу если у вас много свободного времени и желания!

 

Возможно, вас также заинтересует эта ссылка:

 

Заказать работу по банковскому делу помощь в учёбе

 

Введение

Центральный банк Российской Федерации - высший орган банковского регулирования и контроля деятельности коммерческих банков и других кредитных учреждений.

В процессе взаимоотношений с коммерческими банками ЦБ РФ стремится к поддержанию устойчивости всей банковской системы и защите интересов населения и кредиторов. Он не вмешивается в оперативную деятельность коммерческих банков. Однако ЦБ РФ определяет порядок создания новых коммерческих банков, контролирует его соблюдение и выдает лицензию на право осуществления банковской деятельности.

Главная задача Центрального банка России заключается в том, чтобы методами кредитно-денежной политики обеспечить нормальное экономическое развитие страны, т. е. соответствие количества денег в обращении потребностям сохранения стабильных цен, росту занятости населения, увеличению количества и повышению качества производства разнообразной продукции, расширению экспортно-импортных операций.

Кредитные организации являются основными каналами практического осуществления денежно-кредитной политики Центрального банка. ЦБ РФ устанавливает обязательные для коммерческих банков правила проведения и регулирования кредитных операций и денежного обращения.

Тема данной курсовой роботы является достаточно актуальной в силу того, что деятельность кредитных организаций затрагивает имущественные и социальные права широкого круга граждан, предприятий, организаций, фирм, которые являются их акционерами, вкладчиками и кредиторами. Поэтому государство в лице Центрального банка осуществляет наблюдения и контроль за устойчивостью каждого банка и всей банковской системы.

Целью настоящей курсовой роботы является изучение взаимоотношений Центрального Банка РФ и кредитных организаций с точки зрения банковского регулирования и надзора.

Данная цель определяет постановку задач:

1) рассмотреть сущность банковского надзора и кредитных организаций;

2) определить основные этапы организации банковского надзора;

3) раскрыть суть мер воздействия на кредитные организации;

4) проанализировать текущее состояние банковского надзора в РФ, определить проблемы и пути его совершенствования.

Первая часть курсовой работы - теоретическая. В ней раскрываются такие понятия как: банковский надзор (сущность и особенности его проведения), кредитная организация.

Данные полученные путем анализа теоретической литературы позволили приступить к выполнению второй части курсовой работы. Вторая глава затрагивает проблемы, тенденции развития и пути совершенствования

банковского надзора в современной России. Здесь, с учетом новейших данных, раскрываются слабые стороны осуществления банковского надзора в России и освещаются аспекты его совершенствования в ближайшем будущем. В заключении подводятся итоги работы и формулируется вывод.

 

Возможно, вас также заинтересует эта ссылка:

 

Решение задач по банковскому делу с примерами онлайн

 

1. Банковское регулирование и банковский надзор.

1. 1 Понятие и сущность банковского надзора.

Банковский надзор - это наблюдение Банка России за исполнением и соблюдением кредитными организациям законодательства, регулирующего банковскую деятельность, установленных им нормативных актов, в том числе финансовых нормативов и правил бухгалтерского учета и отчетности.

Сущность банковского надзора состоит в проверке соответствия решений и действий кредитной организации законам, регулирующим банковскую деятельность, и нормативным актам Банка России.

Банковский надзор - это надзор за реализацией нормативности в банковской деятельности. Его значение заключается в том, что он используется Банком России для управления рисками в банковской системе. Банк России не имеет административных полномочий по управлению коммерческими банками и другими кредитными организациями и он не имеет права вмешиваться в деятельность коммерческих банков и других кредитных организаций, поскольку они самостоятельны и действуют на основе договорных отношений. Поэтому Федеральный закон не предоставил Банку России полномочия контролировать целесообразность деятельности кредитных организаций. Ему предоставлены права осуществлять надзор, то есть наблюдать за кредитной организацией с точки зрения нормативности принимаемых ею решений. Это означает, что Банк России может проверять соблюдение кредитной организацией законов, финансовых нормативов и нормативных актов Банка России.

Дистанционное наблюдение - это наблюдение за деятельностью кредитных организаций на основе представленных ею банковских и, в частности, бухгалтерских документов (балансы, отчеты о прибылях и убытках, платежные документы и т. п. ).

Для решения этих задач в системе Банка России созданы подразделения банковского надзора: департамент пруденциального надзора, департамент лицензирования кредитных организаций и некоторые другие департаменты, а в территориальных учреждениях - управления (отделы) регулирования банковской деятельности.

Контактный надзор - это проверки деятельности кредитных организаций с выходом на места их расположения и изучением всех запрашиваемых группой инспекторов банковских документов.

Для этих целей в структуре Банка России создаются специальные подразделения: департамент инспектирования кредитных организаций и соответствующие структуры в его территориальных учреждениях (управления, отделы).

И тот и другой вид банковского надзора должны быть взаимосвязаны. Характер этой взаимосвязи имеет значение с точки зрения оперативности надзора и достоверности его результатов. Объектом банковского надзора является та часть банковской системы и банковской деятельности, которая в соответствии с требованиями законов и в установленном им порядке должна контролироваться Банком России.

Правильное определение объектов банковского надзора имеет значение для определения компетенции Банка России по проведению проверок деятельности кредитных организаций. Кроме того, точное определение проверяемых объектов позволяет оптимизировать расходы Банка России на банковский надзор.

Банковский надзор в том виде, в котором он сегодня предусмотрен в российском законодательстве, не охватывает всю банковскую систему, а только распространяется на кредитные организации. Иными словами, его объектом является только нижний уровень банковской системы. Верхний уровень банковской системы - Банк России - не является объектом надзора со стороны какого бы то ни было органа.

В Федеральном законе "О Центральном банке Российской Федерации" предусматриваются некоторые элементы контроля со стороны Государственной Думы за Банком России. По сути, они относятся к статусу Банка России.

В других странах существует так называемый перекрестный контроль над функционированием банковской системы. Это означает, что банковская система контролируется не только центральным банком, но и различными правительственными организациями. Поэтому отчеты центрального банка и вся его деятельность проверяются государством.

 

Возможно, вас также заинтересует эта ссылка:

 

Контрольная работа по банковскому делу заказать

 

Независимость Банка России нужно дополнить его ответственностью за правильность принимаемых им решений, в том числе и в сфере банковского надзора.

Предметом банковского надзора является осуществляемая кредитными организациями банковская деятельность, в ходе которой должны соблюдаться банковское законодательство и иные нормативные акты, содержащие нормы банковского права России.

Задачи и функции банковского надзора конкретизируют и обусловлены целями и объектами банковского надзора.

Задачи банковского надзора - это проверка Банком России тех объектов, которые определяются предметом банковского надзора. Трем основным предметам соответствуют и три задачи банковского надзора:

- проверка соблюдения законов и банковских правил;

- проверка соблюдения экономических нормативов;

- проверка бухгалтерского учета и отчетности.

Функции банковского надзора - это направления проводимой Банком России документальной или непосредственной проверки деятельности кредитной организации.

По мнению банковских специалистов, существует определенный перечень этих функций:

- изучение юридических вопросов деятельности банка и соблюдение им устава и лицензии;

- проверка соблюдения кредитной организацией позиций банковской лицензии;

- анализ баланса и отчетности банка;

- изучение динамики отдельных показателей банковской деятельности и перспектив развития банка;

- проверка решений органов управления;

- проверка работы ревизионной комиссии;

- анализ договорных отношений кредитной организации с клиентами, вкладчиками, дебиторами и кредиторами;

- проверка соблюдения договорных обязательств кредитной организации в ее взаимоотношениях с клиентами и вкладчиками, дебиторами и кредиторами;

- анализ способов размещения собственных и временно привлеченных средств, проверка выполнения обязательств по договорам (кредиты, депозиты, конвертация, валютные операции, ценные бумаги);

- проверка управления рисками;

- проверка формирования резервов;

- проверка гарантий;

- проверка обоснованности и законности формирования доходов;

- изучение договоров и причин потерь по отдельным видам деятельности;

- выявление фактов искажения доходов и расходов, обнаружение возможных непроизводительных потерь, в том числе связанных с результатами применения санкций за нарушение и несоблюдение договорных обязательств;

- выявление причин, мотивов и обстоятельств, способствовавших банковским нарушениям;

- выяснение целей нарушения нормативных актов ЦБ РФ, выяснение причин искажения отчетных показателей, экономических нормативов,

- выяснение причин и целей проведения банком убыточных, неэффективных банковских операций и сделок, прежде всего создающих повышенный риск и повлекших нарушение экономических нормативов;

- проверка соблюдения кредитной организацией предписаний Банка России.

В системе банка России можно выделить две группы подразделений:

1) регулятивные;

2) надзорные.

К регулятивным относятся такие департаменты и соответствующие им управления, как:

- департамент эмиссионно-кассовых операций;

- департамент регулирования денежного обращения;

- департамент лицензирования;

- юридический департамент;

- административный департамент;

- департамент бухгалтерского учета и отчетности;

- департамент ценных бумаг;

- департамент валютного регулирования и валютного контроля;

- департамент информатизации;

- расчетно-кассовые центры.

Надзорный блок составляют два департамента и соответствующие им, отделы в территориальных учреждениях Банка России:

1) департамент банковского надзора;

2) департамент инспектирования кредитных организаций.

Между регулятивными и надзорными блоками нет абсолютных разделений. Они не самостоятельны в принятии окончательных решений и не изолированы между собой.

Например, департамент лицензирования, осуществляя государственную проверку кредитной организации, одновременно обязан проверить достоверность тех фактов, которые отражены в представленных учредителями документах. Так, выдавая генеральную лицензию, подразделение лицензирования может прибегнуть не только к проверке документов, представленных руководителями кредитной организации, но и направить соответствующий запрос в подразделение банковского надзора или в подразделение инспектирования кредитных организаций, с тем, чтобы была проведена соответствующая проверка.

Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" предусматривает возможность создания специального надзорного органа при Банке России.

В ч. 4 ст. 55 этого Закона сказано, что надзорные и регулирующие функции Банка России могут осуществляться им непосредственно или через создаваемый при нем орган банковского надзора. Там же далее говорится, что решение о создании данного органа принимается Советом директоров. Совещательный же орган, на котором обсуждаются результаты проверки кредитной организации, законом не предусмотрен.

 

Возможно, вас также заинтересует эта ссылка:

 

Помощь по банковскому делу онлайн

 

1. 2 Кредитная организация как объект банковского надзора.

Определение понятия «кредитная организация» закреплено законодательно в ст. 1 ФЗ «О банках и банковской деятельности», где под кредитной организацией понимается - юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные настоящим Федеральным законом.

Необходимо различать понятия «кредитные организации» и «банковская система», зачастую смешиваемые в литературе. Так отдельные авторы в понятие кредитные организации включают и Банк России, кредитные организации (банки и небанковские кредитные организации) и юридические лица, совершающие некоторые разовые кредитные сделки.

Банковская система Российской Федерации включает в себя Банк России, кредитные организации, а также филиалы и представительства иностранных банков (ч. 1 ст. 2 Закона «О банках и банковской деятельности»).

Из определения можно выделить следующие признаки кредитной организации: 1) кредитная организация - юридическое лицо. Таким образом, кредитных организаций имеются все пять признаков юридического лица с особенностями, установленными банковским законодательством;

2) кредитная организация - коммерческая организация. Цели деятельности кредитной организации сформулированы в ст. 1 ФЗ «О банках и банковской деятельности» и должны быть определены в ее уставе. Законом предусмотрено, что кредитная организация осуществляет свою деятельность с целью извлечения прибыли. Таким образом, по своему статусу кредитная организация является коммерческой организацией. Следовательно, ее деятельность регулируется всеми нормативными актами, которые регулируют предпринимательскую деятельность;

3) специальная правоспособность кредитной организации. В зависимости от вида кредитной организации, последняя, с момента получения лицензии, обладает правом на совершение конкретных банковских операций и сделок. При этом кредитной организации запрещается заниматься производственной, торговой и страховой деятельностью.

Конструкция ст. 1 ФЗ «О банках и банковской деятельности», позволяет выделить два вида кредитных организаций - банки и небанковские кредитные организации. Разновидностью банка признана также особая категория - «иностранный банк».

1. Банки.

Банком признается кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции:

- привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц;

- размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности;

- открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

В определении банка выделены следующие главные признаки. Во-первых, только банку предоставлено право привлекать во вклады денежные средства физических и юридических лиц, размещать их от своего имени и за свой счет, а также открывать и вести банковские счета физических и юридических лиц. Во-вторых, указанные операции банк вправе осуществлять в совокупности.

Базисным критерием, позволяющим отличить банки от иных кредитных организаций, является наличие лицензии (разрешения) на привлечении денежных средств от физических лиц. Для того, чтобы стать

банком, кредитная организация должна получить соответствующую лицензию и «войти» в систему страхования вкладов, что является обязательным условием для всех банков.

 

Возможно, вас также заинтересует эта ссылка:

 

РГР по банковскому делу расчетно графическая работа

 

Небанковские кредитные организации.

Согласно ч. 3 ст. 1 ФЗ «О банках и банковской деятельности» небанковская кредитная организация - кредитная организация, имеющая право осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Допустимые сочетания банковских операций для небанковских кредитных организаций устанавливаются Банком России.

Деление небанковских кредитных организаций на виды осуществляется по российскому законодательству актами Банка России путем определения круга банковских операций, предписанных для того или иного вида небанковских кредитных организаций.

Расчетные небанковские кредитные организации (п. 1. 1 Инструкции ЦБР от 26 апреля 2006 г. N 129-И) вправе осуществлять в сочетании следующие банковские операции:

- открытие и ведение банковских счетов юридических лиц;

- осуществление расчетов по поручению юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам;

- инкассацию денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание юридических лиц;

- куплю-продажу иностранной валюты в безналичной форме;

- осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов (за исключением почтовых переводов).

Таким образом, в заключение следует подчеркнуть, что банки и небанковские кредитные организации обладают всеми признаки кредитной организации, перечисленные в законе. Они различаются определенным сочетанием тех банковских операций, которые они вправе осуществлять в качестве основного предмета своей деятельности.

 

Возможно, вас также заинтересует эта ссылка:

 

Задачи по банковскому делу с решением

 

1.3. Организация банковского регулирования, надзора и контроля.

Банк России является органом банковского регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций.

Регулирование кредитных организаций - это система мер, посредством которых государство через ЦБ обеспечивает стабильное и безопасное функционирование банков, предотвращает дестабилизирующие процессы в банковском секторе. Контроль за деятельностью банков проводится с целью обеспечения устойчивости отдельных банков и предусматривает целостный и непрерывный надзор за осуществлением банком своей деятельности в соответствии с действующим законодательством.

Главная цель банковского регулирования и надзора - поддержание стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков и кредиторов. Банк России не управляет кредитными организациями, а только наблюдает за соответствием их деятельности установленным финансовым нормативам. Он не имеет административных полномочий по управлению коммерческими банками и другими кредитными организациями. По закону Банк России не вправе вмешиваться в оперативную деятельность кредитных организаций. Они самостоятельны и действуют на основе договорных отношений. Федеральный закон предоставил Банку России правомочия осуществлять банковский надзор: наблюдать за кредитной организацией с точки зрения нормативности принимаемых ею решений.

Для осуществления своих функций Банк России в соответствии с перечнем, установленным Советом директоров, имеет право запрашивать и получать у кредитных организаций необходимую информацию об их деятельности, требовать разъяснений по полученной информации. Банк России публикует сводную статистическую и аналитическую информацию о банковской системе Российской Федерации, соблюдая коммерческую тайну банков.

ЦБ РФ осуществляет так называемое пруденциальное регулирование. Его смысл состоит в том, чтобы уменьшить риск банковских операций и предотвратить крах и системный кризис банков.

Пруденциальное регулирование - это издание законов, а также нормативных актов и предписаний Банка России, направленных на создание таких условий банковской деятельности, которые снижают риск неликвидности, неплатежеспособности и финансовой надежности кредитной организации. Оно необходимо для предотвращения нестабильности в банковской системе: кризисов, угроз клиентам и вкладчикам кредитных организаций. Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» предусматривает ряд норм пруденциального регулирования, применение которых должно способствовать укреплению финансовой устойчивости и надежности кредитных организаций. В частности Банк России устанавливает обязательные для кредитных организаций правила проведения банковских операций, ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской и статистической отчетности.

При этом Банк России не вправе требовать от кредитных организаций выполнения несвойственных им функций, включая контроль за расходованием фонда потребления (заработной платы) юридических лиц-клиентов.

Федеральный закон предусматривает определенный порядок регистрации кредитных организаций, выдачи им соответствующих лицензий, их отзыва, предъявления в соответствии с федеральными законами квалификационных требований к руководителям исполнительных органов, а также к главному бухгалтеру кредитной организации. В этих же целях установлены антимонопольные требования.

1. 3. 1 Инспектирование кредитных организаций.

Вопросы инспектирования кредитных организаций предусмотрены ст. 55 Федерального закона «О Центральном банке Российской федерации (Банке России)», а также Инструкцией Банка России от 19 февраля 1996 г. № 34 «О порядке проведения проверок кредитных организаций и их филиалов уполномоченными представителями Центрального банка Российской Федерации (Банка России)».

Вопрос об основаниях проведения проверок достаточно формализован. Отчасти это связано с предположением о возможных злоупотреблениях (проведение проверок без достаточных оснований). Как показывает практика, такие предположения не лишены оснований. Здесь может быть два вида злоупотреблений, одинаково опасных не только для банков, но и для общества. Во-первых, некоторые банки не проверяются годами и существуют все основания предполагать о заинтересованности должностных лиц. Во-вторых, некоторые банки слишком часто проверяются, что, по мнению их руководителей, не имеет законных оснований. Такая проверка резко снижает рейтинг кредитной организации со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Проверки кредитных организаций и их филиалов проводятся на основании планов проверок, которые составляются на каждый квартал указанными в инструкции структурными подразделениями Банка России и его территориальными учреждениями и утвержденными руководителями этих подразделений и учреждений. Внеплановые проверки осуществляются по указанию председателя Банка России или его заместителей.

Согласно инструкции, в планы проверок включаются в первую очередь кредитные организации, в отношении которых имеются данные об их неустойчивом финансовом положении или допущенных ими грубых нарушениях правил, регулирующих их деятельность, а также кредитные организации и их филиалы, которые не проверялись Банком России или его территориальными учреждениями более двух лет. Решение о назначении проверки кредитной организации и ее филиалов оформляется письменным распоряжением, подготавливаемым структурным подразделением, уполномоченным проводить проверки.

Проверки кредитных организаций и их филиалов проводятся комплексно или по отдельным направлениям их деятельности. Указанные проверки кредитных организаций могут проводиться путем изучения их документов, информации, содержащейся в базах данных, собеседований с сотрудниками, проведения контрольных расчетов, а также тестирования аппаратно-программных средств, используемых кредитной организацией (филиалом) для выполнения банковских операций, их учета и составления документов.

Комплексные проверки кредитных организаций и их филиалов должны предусматривать проверку: достоверности отчетов, представленных Банку России; соответствия выполняемых операций банковскому законодательству и нормативным актам Банка России; соблюдения данной кредитной организацией обязательных экономических нормативов, установленных Банком России в соответствии с Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

Проверки кредитных организаций и их филиалов проводятся с периодичностью, необходимой для целей банковского надзора и регулирования. При этом комплексные проверки осуществляются в каждой кредитной организаций, как правило, не реже одного раза в два года. Комплексные проверки проводятся в срок до 60 дней.

Тематические проверки - это проверки по отдельным направлениям деятельности кредитной организации или ее филиалов. Согласно инструкции, такие проверки проводятся в срок до 30 дней.

Для проверки кредитной организации и ее филиалов уполномоченные подразделения формируют рабочие группы из своих сотрудников. Члены рабочей группы должны иметь специальное (экономическое, юридическое, техническое) образование, необходимое для выполнения порученной работы. В состав рабочей группы не могут входить лица, которые имеют в своей собственности долю (акции) проверяемой кредитной организации либо получили в ней кредит, или разместили свои вклады, или имеют близких родственников, занимающих руководящие должности в органах управления кредитной организации и ее филиалов. Численность рабочей группы зависит от объема предстоящей работы.

Рабочая группа, осуществляющая проверку кредитной организации и ее филиалов, имеет право:

  • а) входить в помещения проверяемой кредитной организации и ее филиалов, в том числе в помещения, используемые для хранения документов (архивы), наличных денег и ценностей (денежные хранилища), компьютерной обработки данных (компьютерный зал) и хранения данных на машинных носителях, с привлечением для сопровождения сотрудников проверяемой кредитной организации, выходить из этих помещений;
  • б) пользоваться необходимыми для проведения проверки собственными организационно-техническими средствами;
  • в) получать от руководителей и уполномоченных сотрудников проверяемой кредитной организации и ее филиалов необходимые для проверки документы;
  • г) получать от руководителей и сотрудников проверяемой кредитной организации, ее филиалов и подразделений справки и разъяснения, а также письменные объяснения в случае невыполнения или ненадлежащего выполнения ими требований банковского законодательства или нормативных актов Банка России;
  • д) при необходимости самостоятельно или с помощью проверяемой кредитной организации и ее филиалов снимать копии с полученных документов;
  • е) предъявлять к руководителям и сотрудникам проверяемой кредитной организации другие требования, основанные на их обязанностях, предусмотренных инструкцией. Рабочая группа обязана не разглашать сведения, отнесенные законом к банковской, коммерческой и иной тайне, а также обеспечивать сохранность и возврат полученных от кредитной организации и ее филиалов документов, файлов, знакомить руководителей проверяемой организации и ее филиалов с результатами проверки, оформлять результаты проверки соответствующим актом.

Невыполнение или ненадлежащее выполнение проверяемой кредитной организацией обязанностей, предусмотренных инструкцией, рассматривается как противодействие проведению проверки. Каждый такой случай оформляется актом по установленной форме. Этот акт подписывается руководителем рабочей группы и в тот же день представляется руководителю, назначившему проверку, который в течение трех дней со дня подписания акта должен принять решение по нему и сообщить об этом руководителю рабочей группы. Указанный акт может быть основанием для приостановления проверки, а также для принятия установленных мер воздействия к проверяемой кредитной организации (ее филиала).

По результатам проверки каждой организации составляется акт проверки. В нем отражаются все основные нарушения и недостатки. При комплексной (консолидированной) проверке составляется общий акт проверки, в который включаются материалы, содержащиеся в акте проверки головной кредитной организации и актах проверки ее филиалов.

Акты проверок подписываются всеми членами рабочей группы, а акт комплексной (консолидированной) проверки - руководителем рабочей группы, проверяющей головную кредитную организацию. Акт проверки должен быть представлен для ознакомления руководителю проверяемой организации.

Последний обязан в течение 5 дней ознакомиться с актом и поставить на нем свою подпись с пометкой: «С актом ознакомлен». При наличии возражений он вправе приложить к акту проверки свои письменные замечания и перед своей подписью сделать оговорку о том, что замечания прилагаются.

Акт проверки составляется не менее чём в трех экземплярах. Первый экземпляр вручается руководителю проверенной организации, о чем во втором и третьем экземплярах акта делается соответствующая отметка. Второй экземпляр передается руководителю, назначившему проверку, для рассмотрения и принятия мер, а третий экземпляр остается для учета и контроля в структурном подразделении, проводившем проверку.

По результатам рассмотрения материалов проверки в адрес кредитной организации (филиала) должно быть направлено письмо с оценкой ее работы, в котором могут содержаться необходимые рекомендации, а в установленных случаях - предписания по устранению недостатков.

Контроль за выполнением предписаний и рекомендаций возложен на подразделения банковского надзора. При необходимости может быть назначена повторная проверка этой кредитной организации (филиала), которая проводится соответствующим уполномоченным структурным подразделением Банка России или его территориального учреждения.

1. 3. 2 Меры воздействия на кредитные организации.

Для выполнения своих функций в области надзора и регулирования ЦБ РФ проводит проверки коммерческих банков и их филиалов, направляет им обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений и применяет санкции по отношению к нарушителям.

В случае нарушений, представления неполной или недостоверной информации Центральный банк Российской Федерации имеет право требовать от коммерческого банка устранения выявленных недостатков и взыскивать штраф в размере до 0, 1% от размера минимального уставного капитала либо ограничивать проведение отдельных операций на срок до 6 месяцев.

При невыполнении в установленный Банком России срок предписаний об устранении нарушений, а также, если эти нарушения или совершаемые банком операции создали реальную угрозу интересам кредиторов и других вкладчиков, Центральный банк России имеет право взыскать с коммерческого банка штраф в размере 1% суммы капитала (наиболее часто применяемая санкция).

По требованию Банка России коммерческий банк обязан провести мероприятия по повышению своей ликвидности, в том числе изменить структуру активов. В случае неудовлетворительной работы коммерческого банка Центральный банк Российской Федерации имеет право потребовать замены руководителей; осуществления реорганизации банка; утверждения индивидуальных нормативов достаточности капитала и нормативов ликвидности на срок до 6 месяцев; запретить проведение некоторых банковских операций сроком на 1 год; временно запретить открытие филиалов.

Когда руководство коммерческого банка не в состоянии обеспечить работу банка в соответствии с действующим законодательством или самостоятельно оздоровить финансовое состояние банка, или же возникли разногласия в руководстве банка, ведущие к потере управляемости, Центральный банк России может назначать временную администрацию по управлению банком на срок до 18 месяцев. В состав временной администрации и ее рабочих групп привлекаются высококвалифицированные работники Банка России. С момента назначения временной администрации полномочия правления банка приостанавливаются и переходят к временной администрации.

Задачей временной администрации являются сохранение или восстановление платежеспособности банка в интересах его кредиторов, вкладчиков и также акционеров и создание работоспособного управленческого механизма, обеспечивающего устранение выявленных нарушений и осуществление других мер по финансовому оздоровлению банка.

Деятельность временной администрации прекращается с выполнением задач, на нее возложенных, или представлением временной администрацией Банку России обоснованного вывода о невозможности достижения поставленной перед нею цели, или по истечении срока деятельности временной администрации либо после вынесения определения арбитражного суда о возбуждении производства по делу о банкротстве.

Как крайнюю меру Центральный банк России применяет отзыв лицензии на проведение банковских операций. В таких случаях коммерческий банк прекращает свою деятельность, в том числе и путем слияния с другим банком или реорганизации в филиал более крупного банка.

 

Курсовая работа по банковскому делу заказать

Организация банковского надзора в совреенной России.

2. 1 Проблемы организации банковского регулирования и надзора в РФ.

Как и в любой сфере деятельности, в сфере банковского регулирования и надзора существует ряд проблем:

1. В ст. 55 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» говорится, что «главная цель банковского регулирования и надзора - поддержание стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков и кредиторов. Банк России не вмешивается в оперативную деятельность кредитных организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. Надзорные и регулирующие функции Банка России, установленные настоящим Федеральным законом, могут осуществляться им непосредственно или через создаваемый при нем орган банковского надзора. Решение о создании данного органа принимается Советом директоров».

Такой орган надзора создан не был (в Банке России имеется комитет банковского надзора, но, по своей сущности, он не является тем органом, который предусмотрен Федеральным законом).

2. Совещательный орган, на котором обсуждаются результаты проверки кредитной организации законом, не предусмотрен. Банк России никакого нормативного акта на сей счет не опубликовал. Как показывает практика, за созданием разных комиссий зачастую скрывается желание «растворить» персональную ответственность должностных лиц за принимаемые ими решения. Между тем при принятии решений о применении к кредитным организациям тех или иных санкций, в частности об отзыве лицензий (последнее ощутимо сказывается не только на кредитной организации, но и на интересах вкладчиков, общества в целом), необходимо точно знать, кто и по чьей инициативе принял решение. Персональная ответственность является гарантией законности и обоснованности принимаемого решения.

3. По своей природе банковская деятельность во многих случаях имеет международный характер, что обусловлено, прежде всего, расширением международных экономических связей. Банки обеспечивают международные расчеты, платежи и другие банковские операции. Поэтому их деятельность регулируется не только внутригосударственным, но в соответствующих случаях и международным правом. В интересах сохранения и развития многосторонних производственных, торговых и финансовых отношений, руководствуясь нормами международного публичного права, государства могут заключать договоры о создании межгосударственных банков. Однако, ни в Федеральном законе «О банках и банковской деятельности», ни в Федеральном законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» вопрос о банковском надзоре над межгосударственными банками, созданными на территории Российской Федерации, не предусмотрен. Для таких банков применимы только общие нормы законодательства и международные договоры. Между тем многие вопросы банковской деятельности регулируются специальными нормами. В связи с этим появляется необходимость в совершенствовании банковского законодательства.

4. Предметом банковского надзора, и в частности банковских проверок, является соблюдение кредитной организацией законодательства и правил, установленных Банком России. В законодательстве четко не сказано, соблюдение каких законов должен проверять Банк России. Специалисты во внимание принимают в лучшем случае сугубо банковские законы, прежде всего Федеральный закон «О банках и банковской деятельности», хотя банковская деятельность регулируется нормативными актами различных отраслей права. В этом отношении очевидной становится роль юридических подразделений в Банке России, способных определить весь состав нормативных актов, нарушение которых создает риски в банковской деятельности. Однако роль юристов, к сожалению, невелика, поэтому в деятельности банков создается нечто похожее на нишу, в которую не заглядывает Банк России. Отсюда берут начало самые распространенные нарушения в кредитных организациях, которые рано или поздно становятся причиной их краха.

5. Что касается надзора и инспектирования выполнения банковских правил, то здесь тоже есть множество нерешенных проблем.

Во-первых, Банк России ежегодно издает сотни различных актов. Эти акты, как уже говорилось, далеко не безупречны с точки зрения юридической техники. Кроме того, они недостаточно систематизированы. Возникают проблемы их доступности не только для широкого потребителя, но и для работников Банка России.

Во-вторых, нет четкой специализации в самом банковском надзоре, а главное - в инспектировании кредитных организаций.

6. Следующий аспект - предмет инспектирования. Банк России в лучшем случае инспектирует постановку бухгалтерского учета в кредитных организациях. Это самая легкая задача. Нужно лишь сопоставить проводки с правилами бухгалтерского учета, с письмами Банка России. Иногда делаются попытки проанализировать финансовое состояние кредитной организации в смысле ее доходов и расходов, прибыли и перспектив развития.

Недооценка юридических аспектов в банковском надзоре и в инспектировании коммерческих банков еще раз свидетельствует о необходимости создания специальной организации (Банковской комиссии) при Правительстве РФ, которая могла бы инспектировать соблюдение законодательства в банковской системе.

Тогда будет меньше таких злоупотреблений, как, на -пример, обман вкладчиков банками или «утечки капитала». Что же касается проверки финансовых нормативов и соблюдения правил учета, то эти вопросы должны быть предметом инспектирования со стороны Банка России.

7. Банк России имеет довольно широкий набор инструментов для контролирования банковской сферы. Данный контроль он имеет право осуществлять самостоятельно или через специально созданный орган. ЦБ РФ уполномочен применять весь спектр санкций вплоть до отзыва лицензии в отличие от ЦБ Испании, который осуществляет санкции лишь за незначительные правонарушения, а применение санкций за более серьезные нарушения относится к компетенции Министерства экономики и финансов Испании. Но одних санкций недостаточно, важна своевременная организация контроля за деятельностью кредитного учреждения.

В этой связи возникает проблема привлечения профессиональных аудиторских фирм, так как не все отечественные аудиторские компании достигли должного уровня, в то время как известные западные аудиторские фирмы не полностью знакомы с особенностями российского банковского законодательства.

 

2. 2 Пути совершенствования банковского надзора в РФ.

Действия ЦБ в части совершенствования банковского регулирования и надзора направлены на развитие содержательного (риск-ориентированного) банковского надзора, то есть на определение его режима и применение при необходимости мер надзорного реагирования исходя, прежде всего, из характера рисков, принятых кредитной организацией, и качества управления рисками.

Миссия современного надзора должна звучать следующим образом: «Создание нормативной и правовой среды для оптимизации качества и эффективности управления банковским риском с целью повышения устойчивости и надежности банковской системы». Задача ЦБ, как органа банковского надзора, рассматривается как мониторинг, оценка и при необходимости укрепление процесса управления рисками, осуществляемого банками.

Решение данной задачи предполагает, в частности:

- продолжение работы, направленной на улучшение качественных параметров банковского капитала;

- завершение работы по созданию системы раннего реагирования (системы предупреждения проблем);

- совершенствование надзора на консолидированной основе, включая анализ рисков, принимаемых кредитными организациями в рамках взаимоотношений с физическими и юридическими лицами, в том числе с не кредитными организациями - участницами банковских групп и банковских холдингов;

- предоставление ЦБ законодательно закрепленного права оценивать деятельность КО и принимать решения надзорного характера на основе профессионального (содержательного) суждения о качестве и стоимости активов, обязательств и собственных средств (капитала), а также качестве корпоративного управления, включая внутрибанковские системы управления и контроля за рисками, прозрачность структуры собственности.

- внедрение в надзорную практику института кураторов, что в целом отвечает задачам развития содержательного компонента надзора.

Укрепление надзора требует от надзорного органа не только оперативного и своевременного применения адекватных мер воздействия по факту нарушений, но и умения предотвращать само нарушение путем постоянного контроля за банковскими рисками через оценку качества работы менеджмента банка, что возможно реализовать через введение института кураторов.

При этом очень важна ответная положительная реакция со стороны КО и готовность на открытый диалог и активное взаимодействие с надзорным органом.

ЦБ как орган надзора является только одним из звеньев, вносящих вклад в стабильность КО и банковской системы в целом. Большую ответственность за эффективность деятельности банка и адекватность проводимой политики управления банковскими рисками несет высший менеджмент КО.

Именно от квалификации, опыта и честности высшего руководства, а также от глубокого понимания и знания своего дела и, что немаловажно, доверия и уважения к надзорному органу зависит эффективность применения систем и процедур управления рисками, адекватность внутреннего контроля и в конечном итоге безопасность и стабильность банка.

2. 2. 1 Регулирование банковской деятельности.

В 2012 году Банк России продолжил работу по совершенствованию банковского регулирования с учетом уроков международного финансового кризиса. Особое внимание было уделено решению задач по внедрению признанных международных подходов в сфере оценки финансовых рисков.

В рамках внедрения в российскую практику банковского регулирования новых международных требований к качеству и достаточности капитала, поддержанию необходимого уровня ликвидности, в 2012 году была продолжена работа по подготовке нового порядка расчета величины собственных средств (капитала), внесению изменений в нормативные акты Банка России в части расчета достаточности капитала (базового капитала и основного капитала), разработке подходов к определению показателей ликвидности. Был организован процесс мониторинга данных показателей.

В 2012 году была продолжена работа по совершенствованию оценки рисков кредитных организаций, в том числе с точки зрения качества регулятивного капитала.

Будет продолжена совместная с Минфином России работа над проектами федеральных законов:

- «О внесении изменений в статьи 74 и 76 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», предусматривающего предоставление Банку России права назначать уполномоченных представителей в отдельные кредитные организации из числа крупнейших. Принятие указанного изменения позволит Банку России выявлять на ранних стадиях проблемы, связанные с качеством управления кредитной организацией, управления рисками и иными недостатками в деятельности, отражающиеся на экономическом положении кредитной организации, и своевременно принимать необходимые корректирующие меры, направленные на предотвращение ситуаций, угрожающих стабильности банковской системы Российской Федерации, законным интересам вкладчиков и кредиторов кредитных организаций;

- «О внесении изменений в федеральные законы «О банках и банковской деятельности» и «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», направленного на уточнение основных положений консолидированного надзора и требований по раскрытию кредитными организациями, банковскими группами и банковскими холдингами информации о своей деятельности;

- «О внесении изменений в отдельные законодательные акты

Российской Федерации», устанавливающего законодательные основы обмена информацией между внешними аудиторами финансовых организаций и надзорными органами, в том числе Банком России в целях укрепления доверия участников российской финансовой системы к кредитным организациям, повышения эффективности банковского надзора, включая своевременное принятие корректирующих мер, направленных на финансовую стабилизацию рынка;

В целях приближения российской практики организации консолидированного надзора к передовым международным подходам в данной области будет осуществляться работа по совершенствованию нормативной базы консолидированного надзора путем подготовки нормативных актов Банка России.

2. 2. 2 Инспектирование.

Банком России будет продолжен курс на повышение качества инспекционной деятельности, включая создание необходимых организационных и правовых условий.

В 2012 году начались мероприятия по подготовке к проведению третьего этапа централизации инспекционной деятельности Банка России, в котором были задействованы инспекционные подразделения, расположенные в Южном, Северо-Кавказском и Приволжском федеральных округах.

В связи с положительными результатами работы инспекционных подразделений, перешедших на централизованный принцип организации инспекционной деятельности, прежде всего, в части качества и надзорной значимости материалов проверок, а также сокращения сроков реагирования надзорных подразделений при выявлении неблагоприятных ситуаций в кредитных организациях, Банком России принято решение о подготовке к проведению четвертого этапа.

В целях своевременной идентификации проблем и предупреждения негативных последствий в кредитных организациях, предполагается внести некоторые коррективы в процедуры текущего надзора, включая регламентацию механизма взаимодействия надзорных подразделений территориальных учреждений Банка России с рабочими группами, региональными и межрегиональными инспекциями, подразделениями центрального аппарата Банка России при выявлении обстоятельств, способных оказать существенное негативное влияние на финансовую устойчивость кредитных организаций.

Будет определен состав кредитных организаций, деятельность которых может оказывать влияние на финансовую стабильность и системные риски российской экономики (системно значимые банки). Для данной группы кредитных организаций будет выработан комплекс дополнительных мер пруденциального надзора.

Задание №2.

  1. Всероссийский банк развития регионов или РНКБ

Банк был зарегистрирован в марте 1996 года «в целях совершенствования финансово-кредитного механизма взаимодействия субъектов Российской Федерации с правительством РФ, расширения возможностей субъектов РФ по реализации федеральных целевых программ, а также региональных и межрегиональных инвестиционных программ как полностью контролируемая государством кредитная организация». Крупнейшим акционером от имени государства выступил Российский фонд федерального имущества (РФФИ, в 2008 году расформирован). Также в первый состав акционеров вошли комитеты госимущества Орловской, Иркутской и Московской областей, Ханты-Мансийского автономного округа, Республики Татарстан, а членами наблюдательного совета банка стали главы ряда региональных администраций.

С января 2005 года кредитная организация является участником системы страхования вкладов физических лиц.

По мере расширения географии бизнеса и диверсификации деловых интересов банка была образована межрегиональная банковская группа, которая охватила всю территорию России. В ее состав помимо ВБРР входила одна из крупнейших региональных кредитных организаций — Дальневосточный Банк со штаб-квартирой во Владивостоке. В рамках группы ВБРР и ДВБ взаимодействовали как два мощных банковских центра, обслуживавшие соответственно запад и восток России. 31 марта 2016 года Дальневосточный Банк вышел из состава группы.

На сегодняшний день ВБРР является головной кредитной организацией банковской (консолидированной) группы, в состав которой помимо него входят ООО «РН-Драгмет» (обрабатывающее производство), ООО «ВестИнвест» (недвижимость), ООО «Пересвет-Финанс» (финансы) и ПАО «АКБ «Пересвет» (банковская деятельность).

В апреле 2017 года ВБРР был выбран в качестве инвестора для участия в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка «Пересвет». В рамках данных мер была проведена процедура конвертации требований крупных кредиторов «Пересвета» в субординированные облигации (процедура bail-in) и в полном объеме выкуплен дополнительный выпуск акций «Пересвета». В результате ВБРР получил полный контроль над банком.

На 1 августа 2019 года объем нетто-активов ВБРР составил 708,57 млрд рублей, объем собственных средств – 134,64 млрд рублей. По итогам первого полугодия 2019 года банк демонстрирует прибыль в размере 5,27 млрд рублей.

Сеть подразделений:
головной офис (Москва);
5 филиалов (Краснодар, Нефтеюганск, Новосибирск, Самара, Санкт-Петербург);
30 операционных офисов;
21 дополнительный офис.

Владельцы:
АО «Оренбургнефть» – 24,32%;
АО «Самотлорнефтегаз» – 24,32%;
ООО «РН-Уватнефтегаз» – 22,29%;
АО «РН-Няганьнефтегаз» – 18,24%;
ПАО «НК «Роснефть» – 9,17%;
АО «РАНП» – 1,03%;

ООО «УК Портфельные инвестиции» Д.У. ЗПИФ смешанных инвестиций «Коммерческие Инвестиции» – 0,63%.

Конечный контроль над банком осуществляет нефтяная компания «Роснефть», 50,00000001% акций которой принадлежит АО «Роснефтегаз», находящемуся в стопроцентной федеральной собственности.

На текущий момент банк не раскрывает схему владения на сайте ЦБ РФ.

Наблюдательный совет: Павел Федоров (председатель), Борис Ковальчук, Аврил Конрой, Юрий Курилин, Ростислав Латыш, Дмитрий Лебедев, Дина Маликова, Леонид Прокудин, Кирилл Селезнев, Александр Соколов, Дмитрий Торба.

Правление: Дина Маликова (председатель, президент), Владимир Андрианов, Нина Журавлева, Дмитрий Кашлаков, Сергей Наумов, Екатерина Орлова, Андрей Царенко, Сергей Чунаев.

* ПАО «Нефтяная компания «Роснефть» создано в 1993 году на базе компании «Роснефтегаз», которая, в свою очередь, появилась двумя годами ранее вместо упраздненного Министерства нефтяной и газовой промышленности СССР. В настоящее время «Роснефть» является лидером российской нефтяной отрасли и одной из крупнейших публичных нефтегазовых компаний мира. Основными видами деятельности «Роснефти» являются разведка и добыча нефти и газа, производство нефтепродуктов и продукции нефтехимии, а также сбыт произведенной продукции. Компания включена в перечень стратегических предприятий России. Ее основным акционером (чуть более 50% акций) является АО «Роснефтегаз», на 100% принадлежащее государству.

Доля в 19,75% принадлежит BP Russian Investments Limited, 18,93% — QHG Shares Pte. Ltd, 10,97% — НКО АО «Национальный расчетный депозитарий».


В ноябре 2012 года было объявлено о формировании при президенте «Роснефти» Игоре Сечине группы стратегических советников из числа бывших топ-менеджеров российского Morgan Stanley для создания на базе финансовых активов нефтяной компании, включая ВБРР и Дальневосточный Банк, нового универсального финансового института. Появление Роснефть-Банка, как уже окрестила будущее детище компания-учредитель, «позволило бы реализовывать крупномасштабные международные проекты, оптимизировать системы торговли НК «Роснефть» нефтью и нефтепродуктами, а также оказывать полный спектр высококачественных финансовых услуг индивидуальным и корпоративным клиентам нефтегазового и энергетического сектора». Сейчас будущее проекта под вопросом, а команда, привлеченная для его реализации, в основном распущена.

Заключение

Банковский надзор призван обеспечивать стабильность банковской системы страны в целом, надежное функционирование отдельных кредитных организаций в целях защиты интересов вкладчиков и кредиторов.

Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" определено, что Банк России является органом банковского регулирования и банковского надзора. Банк России осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями и банковскими группами банковского законодательства, нормативных актов Банка России, установленных ими обязательных нормативов. Однако в настоящее время при организации банковского надзора в современной России приходится констатировать «пробелы», которые затрудняют слаженность механизма осуществления надзора и регулирования. В целях обеспечения устойчивости кредитных организаций Банк России может для них устанавливать обязательные нормативы.

Банк России принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций. Для осуществления своих функций банковского регулирования и банковского надзора Банк России проводит проверки кредитных организаций (их филиалов), направляет им обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в их деятельности нарушений и применяет санкции по отношению к нарушителям.

Центральный банк Российской Федерации является высшим органом банковского регулирования и контроля деятельности коммерческих банков и других кредитных учреждений. Он не является органом государственной власти, вместе с тем его полномочия по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти, поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения.

В результате анализа данных, следует отметить, что в настоящее время активно идет разработка, и воплощение в жизнь экстренных мер по преодолению проблем в банковской сфере и восстановлению общественного доверия к отечественной банковской системе. Среди основных проблем, самой значимой является недостаточная разработанность понятия и порядка осуществления надзора в законодательных документах и нормативных актах.

Усиление надзора и контроля за банками сегодня является первостепенной задачей. Медлительность в ее решении может обернуться резким снижением надежности банковской системы со всеми вытекающими из этого последствиями.

В заключение, следует отметить, что поставленная цель и задачи курсовой работы выполнены.