Кризис семи лет как кризис мировоззрения

Предмет: Психология
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 08.04.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по психологии:

 

Много готовых курсовых работ по психологии

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Динамика психического развития в онтогенезе как актуальная проблема современной психологии развития
Когнитивные особенности детей от 2 до 6 лет
Кризис середины жизни у мужчин и женщин
Кризисы психического развития ребенка и их анализ в современной психологии


Введение:

Кризис - это поворотный момент на кривой развития ребенка, отделяющий один возраст от другого. Одним из главных симптомов семилетнего кризиса являются выходки, манеры и непослушание. Ребенок становится неуправляемым, он не отвечает на комментарии родителей, делает вид, что не слышит их, или вступает в открытый конфликт. В общем, все кризисы одинаковы. И кризис подростков, и кризис трех или семи лет, все они выражаются в отрицании всего.

На важность семилетнего кризиса указывает тот факт, что его изучали многие российские психологи. Л.С. Выготский видит психологический смысл семилетнего кризиса в том, что, потеряв спонтанность, ребенок обретает свободу в нынешней ситуации. Эта свобода дается ему произвольностью и посредничеством его психической жизни. Он начинает понимать и осознавать свой опыт, возникает «логика чувств». Кроме того, появляется способность обобщать свой собственный опыт (только теперь ребенок, полностью осознавая себя, может сказать «мне это нравится, но это не так», не сосредотачиваясь на предпочтениях значительного взрослого). Благодаря вовлечению в школьную жизнь, круг интересов и социальных контактов ребенка расширяется; общение со взрослыми и сверстниками становится произвольным, «опосредованным» определенными правилами.

Основное психическое новообразование, к которому приводит семилетний кризис, - это способность и потребность в социальном функционировании. Ребенок стремится получить определенную социальную позицию - позицию ученика. Следует отметить, что согласно теории Выготского возрастные кризисы являются неотъемлемой частью формирования личности. Результатом каждого кризиса является психическое новообразование, на котором основано дальнейшее развитие.

Таким образом, без возрастных кризисов развитие невозможно. Выготский вводит идею двух типов возрастов - критического и стабильного. Во время кризиса «развитие приобретает бурный, быстрый, иногда катастрофический характер». Критический период определяется дисгармонией, противоречием окружающей среды и отношения ребенка к ней. Развитие в стабильный период приводит к появлению новой структуры личности - новообразования. Это новообразование приводит к нарушению гармонии между ребенком и окружающей его реальностью. Появление нового в развитии обязательно является в то же время распадом старого.

В русской психологии есть две принципиальные позиции в понимании критических возрастов:

  1. Признание критических возрастов необходимыми моментами развития, в которых происходит особая психологическая работа. Это позиция Л.С. Выготский и Д. Б. Эльконина.
  2. Признание необходимости качественных преобразований, которые состоят из смены ведущих видов деятельности и одновременного перехода к новой системе отношений. Причем упор делается на внешние условия, социальные, а не психологические механизмы развития. В этой форме позиция представлена ​​А.Н. Леонтьев Л.И. Божович.

7-летний кризисный профиль

Социальная или личная готовность учиться в школе - это готовность ребенка к новым формам общения, новому отношению к миру и к себе в связи с ситуацией в школе. Чтобы понять механизмы формирования социальной готовности к обучению в школе, необходимо рассмотреть старший дошкольный возраст сквозь призму семилетнего кризиса.

Существует четыре основных кризиса - кризисы на 1 год, 3, 7 и 14 лет. Кризис 7 лет из них считается самым спокойным, но это не значит, что нужно закрывать на него глаза, думая: «это пройдет». В это время ребенок нуждается в вашей поддержке и уходе больше, чем когда-либо.

Начав учиться в школе, ребенок чувствует себя взрослее и самостоятельнее, у него появляется новая ответственность. Они начинают требовать от него не только хорошо учиться, но и помогать по дому, пишут в разных кружках и секциях. Теперь то, что делает ребенок, это не только его забота, но и окружающие. Такая острая потребность в взрослении может вызвать дискомфорт и даже напугать ребенка - отсюда и семилетний кризис.

Также кризис 7 лет связан с тем, что ребенок начинает играть новые социальные роли. Раньше он был просто мальчиком (девочкой), сыном и внуком (дочерью и внучкой), а теперь он еще и школьник, одноклассник. Завязывается первая настоящая дружба, и ребенок должен научиться дружить. Теперь ребенок не сам по себе, он часть общества. Ему важно мнение окружающих, он учится с ними общаться. В зависимости от окружения ребенка и его места в нем формируется внутренняя позиция ребенка, которая определяет его дальнейшее поведение на протяжении всей жизни.

В течение трехлетнего кризиса ребенок осознает себя как отдельное «я». Семилетний кризис - это осознание вашего «я» как части общества. Если раньше ребенок прямо выражал свои чувства, то теперь у него есть внутренняя жизнь. Это влияет на внешнюю жизнь, хотя и косвенно. Скрытые переживания определяют основные симптомы кризиса 7 лет у детей.

Следует отметить, что такой кризис - это кризис саморегуляции, напоминающий кризис 1 года.

Ребенок начинает регулировать свое поведение по правилам. Ранее гибкий, он вдруг начинает претендовать на внимание к себе, его поведение становится претенциозным. С одной стороны, он демонстрирует в своем поведении демонстративную наивность, что раздражает, так как интуитивно воспринимается другими как неискренность. С другой стороны, это кажется излишне взрослым: устанавливает нормы для других.

Для ребенка единство аффекта и интеллекта нарушается, и этот период характеризуется преувеличенными формами поведения. Ребенок не может контролировать свои чувства (он не может сдерживать, но и не может их контролировать). Дело в том, что, потеряв некоторые формы поведения, он еще не приобрел другие.

Основная потребность - это уважение. Любой младший школьник претендует на уважение, отношение к нему как к взрослому, признание его суверенитета. Если потребность в уважении не будет удовлетворена, тогда невозможно будет построить отношения с этим человеком на основе понимания («Я открыт для понимания, если я уверен, что меня уважают»).

Дети учатся удовлетворять свои физические и духовные потребности способами, приемлемыми для них самих и тех, с кем они общаются. Трудности в освоении новых норм и правил поведения могут привести к неоправданным самоограничениям и чрезмерному самоконтролю. Э. Эриксон говорит, что дети в настоящее время «стремятся быстро найти такое поведение, которое помогло бы им ввести их желания и интересы в социально« приемлемые рамки ». Он выразил суть конфликта с формулой «инициатива против вины». Поощрение самостоятельности детей способствует развитию их интеллекта и инициативы. Если неудача часто сопровождается проявлениями независимости или дети чрезмерно сурово наказываются за любые проступки, это может привести к тому, что вина будет преобладать над стремлением к независимости и ответственности.

Важные психические особенности детей 6-7 лет

Детей смущает необходимость занять новую, более «взрослую» жизненную позицию и выполнять работу, которая важна не только для них самих, но и для окружающих. И, как ни странно, это не обязательно ходить в школу. Это может помочь родителям и дома, и в их работе, и в спорте, и в самостоятельном уходе за домашними животными.

Появляется новый уровень самосознания - самосознание не только как мальчика, сына, партнера по игре, но и как друга, ученика, одноклассника. Ребенок осознает свое социальное я, то есть себя в обществе. Для него важно, как он общается с другими и как они общаются с ним.

Развивающаяся личность 7-летнего ребенка приобретает так называемую внутреннюю позицию, которая длится всю жизнь и определяет поведение человека, его деятельность, а также его отношение к окружающей среде и к себе. Внутренняя позиция формируется в зависимости от того, чем является сам ребенок, какое место он занимает в окружающей среде и в какой среде он находится.

В результате исследований и наблюдений за развитием детей было установлено, что возрастные изменения в психике могут происходить резко, критически или постепенно. Критические (переходные) периоды по своим внешним проявлениям и значимости для психического развития в целом существенно отличаются от стабильных возрастов. Кризисы занимают относительно короткое время: несколько месяцев, год, реже два года. В это время происходят резкие, фундаментальные изменения в психике ребенка. Развитие во времена кризиса носит бурный, быстрый, «революционный» характер. В то же время за очень короткое время ребенок все меняет.

Школьный возраст, как и все возрасты, начинается с критического или критического периода, который в литературе был описан до остальных как семилетний кризис. Давно отмечалось, что ребенок при переходе от дошкольного к школьному возрасту очень резко меняется и становится более сложным в учебном плане, чем раньше. Это своего рода переходный этап - уже не дошкольник и еще не школьник.

В последнее время появилось много исследований об этом возрасте. Результаты исследования можно схематически выразить следующим образом: 7-летнего ребенка отличает, прежде всего, потеря детской непосредственности. Ближайшая причина детской спонтанности - отсутствие дифференциации внутренней и внешней жизни. Опыт ребенка, его желания и выражение желаний, то есть поведение и деятельность, обычно представляют у дошкольника недостаточно дифференцированное целое. У всех нас есть большая дифференциация, поэтому поведение взрослого не кажется таким же прямым и наивным, как поведение ребенка.

Когда дошкольник вступает в кризис, самого неопытного наблюдателя поражает тот факт, что ребенок внезапно теряет наивность и спонтанность; в поведении, в отношениях с другими становится не так ясно во всех проявлениях, как это было раньше.

Всем известно, что 7-летний ребенок быстро растягивается в длину, и это указывает на ряд изменений в организме.

Этот возраст называют возрастом смены зубов, возрастом удлинения. Действительно, ребенок резко меняется, и изменения более глубокие, более сложные, чем изменения, которые наблюдаются во время трехлетнего кризиса. Было бы очень долго перечислять все симптомы рассматриваемого кризиса, он настолько разнообразен. Достаточно указать на общее впечатление, которое обычно создают исследователи и наблюдатели. Давайте объясним две линии, которые часто встречаются почти у всех семилетних, особенно у тех, у кого трудное детство и которые переживают кризис в сжатой форме. Ребенок начинает вести себя, капризничать, ходить не так, как ходил раньше. В поведении появляется нечто преднамеренное, абсурдное и искусственное, какая-то ловкость, клоунада, клоунада; ребенок делает себя шутом. Ребенок до 7 лет может дурачиться, но никто не скажет о нем то, что мы только что отметили. Почему поражает такой немотивированный клоун? Когда ребенок смотрит на самовар, на поверхности которого получается уродливое изображение, или гримасу перед зеркалом, он просто развлекается. Но когда ребенок входит в комнату со сломанной походкой, говорит скрипучим голосом - это не мотивировано, это поражает. Никто не удивится, если ребенок дошкольного возраста будет говорить глупости, шутить, играть, но если ребенок превращает себя в шута и тем самым вызывает осуждение, а не смех, это создает впечатление немотивированного поведения.

Самой значимой чертой семилетнего кризиса можно было бы назвать начало разграничения внутренней и внешней сторон личности ребенка.

Что скрывается за впечатлением наивности и непосредственности поведения ребенка до кризиса? Наивность и спонтанность означают, что ребенок внешне такой же, как и внутри. Одно спокойно переходит в другое, одно мы непосредственно читаем как открытие второго.

Потеря спонтанности означает привнесение в наши действия интеллектуального момента, который вклинивается между опытом и непосредственным действием, что является полной противоположностью наивного и немедленного действия, присущего ребенку. Это не означает, что семилетний кризис ведет от прямого, наивного, недифференцированного опыта к крайнему полюсу, но, действительно, в каждом опыте, в каждом из его проявлений возникает определенный интеллектуальный момент.

Развитие семантического восприятия человека можно сравнить с тем, как ребенок, который не знает, как играть, смотрит на шахматную доску или как ребенок учится играть. Существенной особенностью восприятия является структурность, то есть восприятие не состоит из отдельных атомов, а представляет собой изображение, в котором существуют различные части. Мы воспринимаем окружающую реальность так же, как шахматист воспринимает шахматную доску: мы ощущаем не только близость объектов или их смежность, но и всю реальность с семантическими связями и отношениями. В речи присутствуют не только имена, но и значения предметов. Ребенку уже очень рано выражать в своей речи не только значение предметов, но и действия его и других людей, а также его внутреннее состояние («хочу спать», «хочу есть», «я холодный"). Речь как средство общения приводит к тому, что мы должны назвать, чтобы связать наши внутренние состояния словами. Общение со словами никогда не означает формирование простой ассоциативной связи, но всегда означает обобщение. Каждое слово не является чем-то одним. Если мы говорим, что сейчас холодно, и говорим то же самое через день, это означает, что каждое чувство холода также обобщается. Таким образом, возникает обобщение внутреннего процесса.

Ребенок не имеет значимого восприятия: он воспринимает комнату и не воспринимает стулья, столы и т. д. По отдельности, он будет воспринимать все как единое целое, в отличие от взрослого, который рассматривает фигуры, стоящие на заднем плане. Как маленький ребенок воспринимает свой собственный опыт? Он счастлив, расстроен, но не знает, что он счастлив, так же, как ребенок, когда он голоден, не знает, что он голоден. Существует большая разница между чувством голода и знанием того, что я голоден. Маленький ребенок не знает своего собственного опыта.

В 7 лет мы имеем дело с началом возникновения такой структуры чувств, когда ребенок начинает понимать, что значит «я счастлив», «я расстроен», «я зол», « Я добрый »,« Я злой », то есть он имеет значимую ориентацию в своем собственном опыте. Подобно тому, как 3-летний ребенок открывает свои отношения с другими людьми, так и семилетний раскрывает факт своего опыта.

Благодаря этому некоторые особенности характеризуют кризис семи лет.

Особенности кризиса:

  1. Опыт приобретает значение (злой ребенок понимает, что он злой), благодаря этому у ребенка появляются такие новые отношения с самим собой, которые были невозможны до обобщения переживаний. Как на шахматной доске, когда с каждым ходом появляются совершенно новые связи между фигурами, так и совершенно новые связи между переживаниями возникают, когда они приобретают определенный смысл. Следовательно, весь характер переживаний ребенка к 7 годам восстанавливается, как восстанавливается шахматная доска, когда ребенок учится играть в шахматы.
  2. В течение семилетнего кризиса впервые появляется обобщение переживаний или аффективное обобщение, логика чувств. Есть глубоко отсталые дети, которые терпят неудачу на каждом шагу: обычные дети играют, ненормальный ребенок пытается присоединиться к ним, но они отказывают ему, он идет по улице, и они смеются над ним. Одним словом, он проигрывает на каждом шагу. В каждом случае у него есть реакция на собственную недостаточность, и через минуту вы смотрите - он полностью доволен собой. Тысячи индивидуальных неудач, но в его общих чувствах нет «малой ценности», он не обобщает то, что уже произошло много раз. У ребенка школьного возраста есть обобщение чувств, то есть, если с ним много раз случалась ситуация, у него есть аффективное образование, характер которого также относится к одному переживанию или аффекту, поскольку понятие относится к единственному восприятие или память. Например, у дошкольника нет истинной самооценки, самооценки. Уровень наших запросов к себе, к нашему успеху, к нашей ситуации возникает именно в связи с семилетним кризисом.

Ребенок дошкольного возраста любит себя, но самооценка как обобщенное отношение к себе, которое остается одинаковым в разных ситуациях, но самооценка как таковая, но обобщенного отношения к другим и понимания своей собственной ценности не существует для ребенок этого возраста. Следовательно, к 7 годам возникает ряд сложных образований, которые приводят к тому, что трудности поведения резко и радикально меняются, они принципиально отличаются от трудностей дошкольного возраста.

Сохраняются такие новообразования, как самооценка, самооценка, а симптомы кризиса (манеры, выходки) преходящи. В кризис семи лет, из-за того, что существует различие между внутренним и внешним, что впервые существует чувственный опыт, также возникает острая борьба переживаний. Ребенок, который не знает, какую конфету взять - больше или слаще, не находится в состоянии внутренней борьбы, хотя он колеблется. Внутренняя борьба (противоречия опыта и выбор собственного опыта) становится возможной только сейчас.

Существуют типичные формы трудного воспитания, которые невозможно встретить в дошкольном возрасте. Это включает конфликты, противоречивые переживания, неразрешимые противоречия. На самом деле, там, где возможно это внутреннее разделение переживаний, когда ребенок впервые понимает свои переживания, где возникают внутренние взаимоотношения, происходит такое изменение переживаний, без которого школьный возраст был бы невозможен. Сказать, что в семилетний кризис дошкольный опыт меняется на школьный, значит сказать, что возникло новое единство экологических и личных моментов, которые делают возможным новый этап развития - школьный возраст. Для ребенка изменилось отношение к окружающей среде, что означает, что изменилась и сама среда, что означает, что изменился ход развития ребенка, началась новая эра в развитии.

Появление чувства собственного достоинства также провоцирует желание изменить обстановку: сравнивая себя с другими людьми, ребенок начинает проводить параллели и требует равного обращения. Например, в случае видеофильмов: вы решили посмотреть фильм, но он, мягко говоря, слишком рано. Если бы дошкольник мог смириться с таким положением вещей, то семилетний жестоко защитил бы свои права. Даже если фильм на самом деле ему совсем не интересен.

Самый опасный момент в кризисе 7 лет - смена власти. До этого возраста родителями был весь мир. Если мама что-то сказала, это правда. Теперь родители отходят на второй план. Учитель становится лидером - как он сказал, так и будет. Учитель является царем и Богом в этом случае для всех учеников. Это приводит к тому, что неквалифицированный учитель, который лишь однажды позволил себе назвать ребенка дураком на уроке или выпустить какую-то другую «умную» шутку, может испортить жизнь ребенка до конца школы.

Преодоление кризиса

Как преодолеть кризис 7 лет? Основными помощниками в этом непростом деле являются терпение, чуткость и любовь. Обычно в семь лет ребенка отправляют в школу. Однако, прежде чем отправлять ребенка в первый класс, следует проверить уровень его готовности к школе - как психологический, так и интеллектуальный.

Если ребенок собирается учиться, правильная адаптация к школе очень важна. Ребенок должен привыкнуть к новому режиму дня перед школой, чтобы он не уставал в первые недели. Если это возможно, ребенку необходимо провести небольшую экскурсию по школе - когда он знает, где находится, он будет чувствовать себя более уверенно. Во-первых, вы не должны загружать ребенка секциями, кружками и репетиторами - сначала ему нужно привыкнуть к школе. Если у него начались проблемы с учебой, нужно подумать о правильной мотивации.

Чтобы преодолеть кризис семи лет, необходимо развить интеллект ребенка, но трезво оценивая его возможности. Чтение книг, рассказов и стихов с ним, игра в развивающие игры очень важна. Кстати, игры помогут ребенку научиться управлять своими эмоциями, это избавит от выходок и манер. Однако нельзя привязать ребенка к себе, позволить ему как можно больше общаться со сверстниками.

Вам нужно научиться уважать ребенка. В первый раз после поступления в школу авторитет родителей в его глазах может пошатнуться, потому что появится новый авторитет - первый учитель. Многие родители совершают общую ошибку, пытаясь «построить» ребенка и запрещая ему много вещей. Родители должны научиться говорить да, запретить только то, что действительно нужно запретить. Это правильно поощрит независимость ребенка, но не заставит его вести себя как взрослые.

Ключ к успешному преодолению 7-летнего кризиса - это внимание, любовь, дружелюбие и поддержка. Семилетний кризис - это не патология, а нормальный ход развития вашего ребенка. Этот сложный этап легче всего преодолеть вместе.

Вывод:

Личные кризисы 7 лет очень важны для дальнейшего развития ребенка. Поэтому очень важно, чтобы взрослые с пониманием и терпением относились к ребенку в это время. Для этого рекомендуется избегать крайностей в общении с ребенком (не следует разрешать ребенку все или запрещать все). Важно согласовать свое поведение со всеми членами семьи. Невозможно игнорировать то, что происходит с ребенком, но вы должны попытаться объяснить ему, что у его родителей и других родственников есть и другие дела помимо заботы о нем. И в решении некоторых проблем он может помочь. Важно, чтобы ребенок выполнял задания самостоятельно, чтобы он чувствовал свою автономию. Нужно поощрять его инициативу, поощрять ее (если это не так). Но в то же время ребенок всегда должен чувствовать поддержку и одобрение значительного взрослого. Следует помнить, что запрет и улучшение голоса являются наиболее неэффективными средствами обучения, и постарайтесь обойтись без них.

Когда ребенок становится немного старше, важно расширить круг знакомств ребенка, чаще давать ему инструкции, связанные с общением с другими взрослыми и сверстниками. В то же время следует укреплять уверенность ребенка в своих способностях. Но мы должны помнить, что ребенок подражает взрослым в своем поведении и поступках, и стараться показать ему хороший личный пример. Однако все это возможно только в том случае, если ребенок имеет тесный эмоциональный контакт со взрослым (родителем).