Критерии оценивания сочинения

Критерии оценивания сочинения

Содержание:

  1. Соответствие теме
  2. Аргументация. Привлечение литературного материала
  3. Композиция и логика рассуждения
  4. Качество письменной речи
  5. Качество речи
  6. Оригинальность сочинения
  7. Речевые нормы
  8. Орфографические нормы
  9. Пунктуационные нормы
  10. Грамматические нормы
  11. Фактическая точность в фоновом материале
  12. Учебник по написанию и оформлению сочинения

На этой странице, я написала как проверяет учитель сочинение по ЕГЭ.

Рекомендуемый объем итогового сочинения – от 350 слов.

Максимальное количество слов в сочинении не задается. Если в сочинение меньше 250 слов (в расчет включаются все слова, в том числе служебные), то за невыполнение присваивается "не зачёт" для работы в целом, такое сочинение не проверяется.

Самостоятельность написания итогового сочинения:

  • Сочинение выполняется самостоятельно. Запрещается списывать сочинение (части сочинения) из какого-либо источника или воспроизводить текст из чужой памяти (работа другого участника, текст, опубликованный в бумажном и/или электронном виде и т.д.).
  • Допускается прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник (ссылка дается в свободной форме). Объем цитирования не должен превышать объем собственного текста участника.
  • В случае, если сочинение признается неудовлетворительным, ставится "не зачёт" (такое сочинение не проверяется на соответствие критериям оценки).

Итоговое сочинение, соответствующее установленным требованиям, оценивается по критериям:

  1. Соответствие теме;
  2. Аргументация. Привлечение литературного материала;
  3. Композиция и логика рассуждения;
  4. Качество письменной речи;
  5. Грамотность

Соответствие теме

Ученик раскрывает тему сочинения или обсуждает предложенную тему в той или иной форме, выбирая убедительный способ ее раскрытия (размышляя над предложенной темой, раскрывая ее различные аспекты во взаимосвязи), при этом четко выражается коммуникативная идея сочинения (+2 балла)

Ученик поверхностно обсуждает предложенную тему или обсуждает тему, близкую к предложенной, и прослеживается коммуникативная идея сочинения. (+1 балл)

Сочинение не соответствует тематике и/или коммуникативное намерение не прослеживается. (0 баллов)

Аргументация. Привлечение литературного материала

Участник доказывает свою позицию при открытии темы сочинения, формулируя аргументы и поддерживая их примерами из литературы. материала, привлекая произведения искусства, дневники и мемуары, публицистику, произведения устного народного творчества (за исключением мелких жанров), другие источники национальной или мировой литературы. (достаточно полагаться на один текст);

  • выбор литературного произведения и аспекты его анализа соответствуют формулировке темы и концептуальным тезисам сочинения;
  • если речь идет о двух или более литературных произведениях, то между ними сравнивается, по крайней мере, один пункт;
  • допущено не более 1 фактической ошибки, связанной со знанием литературного материала (неправильное написание фамилии, имени, отчества и названия произведения, имен персонажей и топонимов произведения, изложение сюжетной линии, литературных и исторических фактов и т.д.). (+2 балл)

Участник строит свои рассуждения и доказывает свою позицию, подкрепляя аргументы примерами из литературного материала, но ограничивается общими высказываниями о рассматриваемом тексте (текстах) и не проводит сравнений между двумя или более литературными произведениями при их привлечении, или привлекает литературный материал не совсем уместен с точки зрения выбранной темы, или ограничивается простым перефразированием произведения, или допущены 2-4 фактические ошибки в отношении знания литературного материала. (+1 балл)

Сочинение написано без опоры на литературный материал, или в нем существенно искажено содержание выбранного текста, или литературный материал упомянут только в произведении (аргументы не подкреплены примерами из текста, не становятся основой для рассуждений), и/или сочинение содержит 5 или более фактических ошибок, связанных со знанием литературного материала. (0 баллов)

Композиция и логика рассуждения

Сочинение отличается композиционной целостностью, логическим изложением мыслей и соразмерностью частей, в нем нет перерывов в последовательности и необоснованных повторений мыслей в смысловых частях.(+2 балла)

Сочинение отличается композиционной целостностью, его части логически связаны, но внутри семантических частей не более 2-х нарушений последовательности и необоснованных повторений мысли, и/или композиция отслеживает композиционную идею, но не более 2-х нарушений композиционной связи между семантическими частями, и/или мысль не развивается. (+1 балл)

Логические ошибки мешают пониманию того, что пишется, или нет никакой доказательной части того, что пишется. (0 баллов)

Качество письменной речи

Сочинение точно выражает мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции при необходимости уместно употребляет термины, избегает штампов. (+2 балла)

Сочинение точно выражает мысли, но его речь характеризуется бедностью словаря и однообразием грамматического строя речи. (+1 балл)

Низкое качество речи существенно затрудняет понимание смысла, или сочинение написано бедным, примитивным языком, или изобилует просторечными выражениями и вульгаризмами. (0 баллов)

Качество речи

Сочинение характеризуется точностью выражения мысли, стилистической целостностью, использованием различных словарных и грамматических конструкций, правильным употреблением терминов и отсутствием необоснованных речевых и канцелярских штампов.(+2 балла)

Сочинение характеризуется точностью выражения мысли, но есть нарушения стилистической целостности, необоснованные речевые штампы и клерикализм, есть единая грамматическая структура речи.(+1 балл)

Низкое качество речи затрудняет понимание смысла и/или работа характеризуется плохим словарным запасом и единой грамматической структурой.(0 баллов)

Оригинальность сочинения

Сочинение характеризуется творческим, нестандартным подходом к раскрытию темы (есть самостоятельные нетрадиционные мысли, или неожиданные и в то же время убедительные аргументы, связанные с нетривиальным литературным материалом, или оригинальные наблюдения, или интересная логика рассуждений, и т.д.), или ярким стилем. (+1 балл)

Работа не демонстрирует творческого, нестандартного подхода или оригинального стиля. (0 баллов)

Речевые нормы

Допущено не более 2 речевых ошибок. (+2 балла)

Допущены 3-4 речевые ошибки. (+1 балл)

Допущено 5 и более речевых ошибок. (0 баллов)

Орфографические нормы

Орфографических ошибок нет, или допущена 1 не грубая ошибка. (+3 балла)

Допущены 2-3 орфографические ошибки. (+2 балла)

Допущено 4-5 орфографических ошибок. (+1 балл)

Допущено более 5 орфографических ошибок. (0 баллов)

Пунктуационные нормы

Пунктуационных ошибок нет, или допущена 1 не грубая ошибка. (+3 балла)

Допущены 2-3 пунктуационные ошибки. (+2 балла)

Допущено 4-5 пунктуационных ошибок. (+1 балл)

Допущено более 5 пунктуационных ошибок. (0 баллов)

Грамматические нормы

Допущено не более 2 грамматических ошибок. (+2 балла)

Допущены 3-4 грамматические ошибки. (+1 балл)

Допущено 5 и более грамматических ошибок. (0 баллов)

Фактическая точность в фоновом материале

Фактические ошибки отсутствуют. (+1 балл)

Допущены фактические ошибки в фоновом материале (1 и более). (0 баллов)

Максимальный балл равен 20

Рекомендации по переводу баллов в 10-балльную шкалу:

Критерии оценивания сочинения

Учебник по написанию и оформлению сочинения

  1. План и структура сочинения
  2. Как написать сочинение
  3. Как написать сочинение по ЕГЭ
  4. Как написать сочинение по русскому языку
  5. Как написать сочинение по истории
  6. Как написать сочинение по обществознанию
  7. Как написать сочинение рассуждение
  8. Как написать сочинение по картине
  9. Как написать комментарий к проблеме сочинения