Критерии и методы оценки эффективности реализации инвестиционных проектов

Предмет: Экономика
Тип работы: Дипломная работа
Язык: Русский
Дата добавления: 13.08.2020

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы найдёте много образцов и примеров готовых тем дипломных работ по экономике:

 

Дипломные работы по экономике

 

Посмотрите похожие темы дипломных работ возможно они вам могут быть полезны:

 

Анализ и пути повышения финансовой устойчивости на предприятии
Оценка эффективности труда работников предприятия и их материальное стимулирование
Внутрифирменное планирование на предприятии
Совершенствование управления финансами в бюджетной научной организации

 

Введение:

С самого периода перехода Российской Федерации к рыночным отношениям (с 1991 года) и по настоящее время рыночный механизм оказывает существенное влияние на ход всей общественно-политической жизни. Сам механизм включает в себя множество подэлементов, таких как набор рыночных агентов (включая государство и его институты), уровень цен, рыночные условия и так далее. Ключевая важность всего рыночного механизма остается с рыночной инфраструктурой, поскольку она определяет, как рыночные принципы будут эффективно реализованы в любой момент времени.    

Рыночная инфраструктура представляет собой целостную систему, которая позволяет продавцам и покупателям завершить бесплатный процесс покупки и продажи товаров. Проблемы создания эффективной рыночной инфраструктуры особенно актуальны для стран с переходной экономикой.  

Эта структура появляется в различных формах. Он включает в себя обычный городской рынок, а также фондовые, товарные, валютные биржи, газеты и компьютерную рекламу.  

В рыночной экономической системе инфраструктура не выполняет сервисных функций, но обеспечивает эффективное существование всей экономики. Его нельзя рассматривать только как систему, состоящую из неодушевленных и материализованных элементов. Рыночная инфраструктура — это совокупность правовых форм, которые опосредуют продвижение услуг и товаров, комплекс всех систем, учреждений, предприятий, которые обслуживают рынок и играют конкретные роли для обеспечения его оптимального функционирования.    

Таким образом, тема исследования представляется очень интересной и актуальной.

Целью исследования является изучение теоретических и практических аспектов рыночной инфраструктуры и проблем ее формирования в России.

Достижение этой цели требует решения следующих задач:

  • рассмотреть характер рыночной инфраструктуры;
  • определить роль инфраструктуры в экономике;
  • проанализировать проблемы формирования рыночной инфраструктуры в России на основе государственно-частного партнерства.

Объект исследования — рыночная инфраструктура.

Предметом исследования является формирование рыночной инфраструктуры в России.

Теоретические аспекты инфраструктуры рыночной экономики

Структура рынка и инфраструктура

Рынок как развитая система товарообменных отношений представляет собой систему отдельных взаимосвязанных рынков, и поэтому характеризуется своей структурой и инфраструктурой.

Структура рынка отражает его внутреннюю структуру, расположение, порядок отдельных элементов рынка, их долю в общем рынке. 

Некоторые из этих рынков также неоднородны и характеризуются собственной структурой. Например, потребительский рынок (рынок предметов первой необходимости, рынок товаров длительного пользования), Рынок инвестиционных товаров (промышленных товаров) и рынок информации выходят на товарный рынок.  

Финансовый рынок, где предметом продажи являются деньги, предоставленные для использования в различных формах, также разнообразен. Финансовый рынок включает рынок инвестиций (долгосрочные финансовые вложения), рынок кредитов и займов, рынок ценных бумаг (первичный, связанный с выпуском ценных бумаг, и вторичный, который предназначен для их перераспределения), деньги (национальная валюта). ) и иностранной валюты.  

Развитый рынок также нуждается в развитой инфраструктуре.

Инфраструктура рыночной экономики представляет собой совокупность взаимосвязанных специализированных учреждений, которые работают на конкретных рынках и выполняют определенные функции для обеспечения нормального режима их функционирования. Под институтами рыночной инфраструктуры понимают совокупность предприятий, обеспечивающих функционирование рыночных отношений, эффективную работу всех типов рынков.  

Инфраструктурные мероприятия включают в себя следующие виды деятельности:

  • по сбору, анализу и распространению экономической информации;
  • специальное исследование рынка для улучшения
  • на публичное представление информации о субъектах предпринимательской деятельности, товарах и услугах;
  • по оценке отдельных субъектов хозяйствования и их инструментов деятельности.
  • На развитие структуры и инфраструктуры рынка влияет его конъюнктура.

Рыночные условия — это совокупность условий, которые в определенный момент сложились на рынке. Факторы, влияющие на рыночные условия, могут быть классифицированы по продолжительности воздействия (постоянное и временное), по характеру воздействия (циклическое и нециклическое), источникам возникновения (внешнее и внутреннее).  

Под функциями рыночной экономики понимаются формы проявления ее сущности, направления влияния рыночных отношений на процессы воспроизводства на макро- и микроуровнях.

Объективно рыночная экономика имеет такие функции, как интеграция, регулирование, стимулирование, ценообразование, контроль, посредничество, информативность.

Интегрирующая функция рыночной экономики состоит в том, чтобы объединить сферу производства и потребления, а также торговцев-посредников, чтобы интегрировать их в общий процесс обмена продуктами труда. Без рынка производство не в состоянии обслуживать потребление, и потребитель, соответственно, не может удовлетворить его потребности. Рыночная экономика способствует углублению общественного разделения труда и расширению интеграционных процессов в экономике.    

Регулирующая функция рынка подразумевает его влияние на все сектора экономики, помогает согласовать производство и потребление в ассортиментной структуре, сбалансировать спрос и предложение с точки зрения цены, объема и структуры, пропорциональности производства и обмена между отдельными регионами и секторами экономики. экономика страны.

Стимулирующая функция рыночной экономики состоит в том, чтобы мотивировать производителей разрабатывать новые виды продукции, необходимые для потребителей товаров с минимальными затратами, и получать достаточную прибыль, стимулируя развитие научно-технического прогресса и, соответственно, интенсифицируя производство и функционирование экономика в целом. Реализация стимулирующей функции чрезвычайно важна для развития экономики. Без давления рыночной экономики рабочие будут выбирать не лучших специалистов в своей области в качестве директоров, но и самых популярных и нетребовательных людей, что приведет к снижению объемов производства и, следовательно, уровня индивидуального благосостояния.    

Ценовая (иначе эквивалентная) функция рыночной экономики заключается в установлении эквивалентов стоимости для организации обмена продуктами. В то же время рынок сравнивает индивидуальные затраты на рабочую силу для производства товаров с общепризнанным государственным стандартом, то есть сравнивает затраты и полученные результаты, определяет стоимость товаров, определяя не только количество фактически затраченного труда, но и его эффективность.    

Контролирующая функция рынка — выполнять роль контролера конечных результатов производства на рынке. Рынок позволяет определить степень, в которой требования потребителей соответствуют не только количеству, но и качеству производимых товаров и услуг.  

Посредническая функция рыночной экономики обеспечивает взаимодействие между экономически разрозненными производителями и потребителями с целью обмена результатами их труда. Без рыночной экономики невозможно надежно установить степень прибыльности той или иной экономической и технологической связи между участниками общественного производства. Потребитель имеет возможность выбрать наиболее оптимального продавца, а продавец, в свою очередь, наиболее подходящего покупателя.    

Информационная функция рынка предоставляет его участникам с помощью постоянно меняющихся цен и процентных ставок по кредитам наиболее объективную информацию о спросе и предложении товаров и услуг на рынке. Рынок сегодня превращается в своего рода «гигантский компьютер», который собирает и обрабатывает огромные объемы информации и предоставляет обобщенную информацию о состоянии и условиях продаж товаров и услуг.  

Формирование рыночной инфраструктуры и ее значение для экономики

Рыночная инфраструктура состоит из банковской системы и рынка ценных бумаг. Их правильная работа благоприятно влияет на дальнейшую динамику восстановления экономики и, как следствие, на повышение благосостояния страны.  

Основная цель структуры рынка, которая должна соответствовать всем рыночным критериям, состоит в том, чтобы преодолеть барьеры, препятствующие движению товаров и услуг на рынке, чему способствуют создание специальных институтов, в частности бирж, финансовых и кредитных система, налоговая система и др.

Целенаправленный подход чрезвычайно важен для улучшения рыночной инфраструктуры; Все элементы этой инфраструктуры должны быть модернизированы в целом и комплексно. Неотъемлемой составляющей является создание пропорций между улучшением отношений внутри рынка и самой рыночной инфраструктурой, а также обеспечение правильного поведения субъектов рыночных отношений, которое формируется непосредственно отношениями внутри рынка, а не под давление других субъектов рынка.   

Государство как основной гарант правильного поведения участвует в формировании рыночной инфраструктуры, а именно в формировании основных аспектов рыночного механизма, основными показателями которого являются рыночное предложение, ценообразование и спрос. Функция государства также заключается в формировании определенного климата, такого как политический, экономический и деловой. Он формирует и утверждает определенные правила и законы с учетом предпринимательской деятельности и прав участников рынка.  

Результатом вмешательства государства в процесс формирования инфраструктуры часто становится ослабление выхода на рынок, формирование определенных условий, благоприятно влияющих на создание конкуренции в стране.         

Формирование рыночной инфраструктуры в России заняло много времени, здесь можно выделить три основных этапа:     

I этап: 1984-1991 гг. — формирование основных этапов рыночных отношений в экономике. Этап истоков рыночной инфраструктуры, установление основных элементов в создании всей рыночной инфраструктуры как подсистемы рыночной экономики. Огромный шаг вперед делают банковский сектор, биржи (товарные и валютные), страховые компании, инвестиционные институты.      

Этап II: 1992-1997 гг. — Дальнейшая динамика развития основных элементов рынка, формирование прочных связей между ними. Особое развитие получили посреднические компании и финансовые институты.    

Этап III: 1998 — по настоящее время . — работа всей рыночной инфраструктуры и одновременно ее качественная трансформация. Организации растут, чтобы сформировать торговую сеть для компании или ассоциации      

Рыночная инфраструктура состоит из множества взаимосвязанных частей, но в целом они чрезвычайно важны в рыночной экономике.

Основной формой выражения рыночной инфраструктуры является фондовая биржа, которая является оптовой торговлей стандартизированными потребительскими товарами или постоянно повторяющимися операциями по продаже ценных бумаг, рабочей силы или различных валют. В чем главное преимущество обмена по сравнению с обычной торговлей (процесс торговли между частными производителями и покупателями без посредников, участвующих в этой операции)?  

На бирже гораздо проще найти нужного покупателя или продавца с необходимыми товарами, чем с помощью бесплатного поиска. Кроме того, биржа участвует в процессе ценообразования. Работа на фондовой бирже регулируется и контролируется различными государственными органами, которые фиксируют основные аспекты фондовой биржи и каждого из ее участников.           

Вторая часть инфраструктуры рынка — это кредитно-финансовая система. Помимо самих банков, он состоит из таких учреждений, как пенсионные фонды, кредитные кооперативы и страховые компании. Миллионы фондов составляют, так сказать, особый «денежный пул», капитал которого используется в процессе инвестирования и кредитования производства. При функционировании кредитно-финансовой системы можно сосредоточиться на операциях, которые выражаются в основном на специализированных рынках ссудного капитала и пользуются спросом у узконаправленной клиентуры. На практике эти узконаправленные институты на рынке ссудного капитала заняли особое место, превратившись в особую емкость долгосрочного капитала на денежном рынке.               

Третья важная часть рыночной инфраструктуры — государственная налоговая система. Его основным источником являются налоговые ставки (налоги), то есть доля (в процентах или в абсолютном выражении) доходов от физического или юридического лица, перечисление которых идет в бюджетный фонд. Налоговая система, основанная на классических и правовых принципах, может стать мощным стимулом в экономике.      

Четвертый элемент — совокупность всех расходов государства и налоговой системы. Бюджет представляет собой сумму доходов и расходов государства. Налоги — основная составляющая доходной части государства.    

Основной задачей рыночной инфраструктуры является бесперебойное функционирование экономики, перемещение денежных средств из одной ее части в другую.

Переход к рыночной инфраструктуре уже успешно завершен во многих странах, но в настоящее время Россия находится в процессе развития рыночной экономики. Этот процесс находится в постоянной динамике, его можно разделить на несколько этапов, поскольку он занимает достаточно длительный период. Самый важный вопрос — кто является основным человеком в создании рынка: регион, республика или организация. Ответ однозначен: основными действующими лицами на рынке могут быть как сами производители этих продуктов, так и предприниматели. Разумеется, формирование и рост предприятия и, в целом, предпринимательская деятельность имеют ключевое значение для экономического роста России.          

Проблемы и перспективы развития рыночной инфраструктуры в России

Современное состояние рынка инфраструктуры России

Развитие инфраструктуры является одним из ключевых факторов поддержания долгосрочного экономического роста любой страны. В то же время поиск и диверсификация источников его финансирования является сложной задачей.  

Согласно прогнозам Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), при среднегодовом темпе роста в 3,3% мировой ВВП удвоится к 2035 году и составит 145 трлн долларов. В ближайшие годы Китай обгонит США по ВВП, рассчитанному по паритету покупательной способности (ППС), и станет крупнейшей экономикой в ​​мире, а к 2030 году его ВВП вырастет в 2,5 раза по сравнению с уровнем 2013. ВВП Индии, страны третьего мира по ППС, утроится к 2030 году; ВВП России за этот период удвоится, и он переместится с шестого на пятое место среди крупнейших экономик мира.   

Для сравнения, ВВП США за этот период вырастет только на 40%, Европа — на 30%. Основными факторами экономического роста станут увеличение населения мира (+ 19% к 2030 году) до 8,3 миллиарда человек, урбанизация (к 2030 году городское население увеличится на 40%, а его доля увеличится с 52% до 58% ), опережая рост доходов населения, дальнейшее развитие международной торговли и туризма.  

При таких темпах нагрузка на инфраструктуру в большинстве стран мира увеличится во много раз в течение следующего десятилетия, и ее своевременное развитие станет основной гарантией устойчивого роста мировой экономики и торговли. По мнению экспертов ОЭСР, к 2035 году удвоение мирового ВВП позволит увеличить объем пассажирских авиаперевозок за тот же период в 2,5 раза, грузовых авиаперевозок — в три раза, а контейнерных перевозок — в четыре раза. Между тем, пропускная способность существующих транспортных коридоров между Азией и Европой увеличит средний оборот еще на 50%, который будет исчерпан в течение 6-8 лет. Учитывая, что на проектирование, строительство и расширение крупных инфраструктурных объектов потребуются годы, решения относительно их механизмов финансирования должны быть приняты в ближайшем будущем.      

Увеличение инвестиций в инфраструктуру является проверенным и надежным способом стимулирования экономического роста. В краткосрочной перспективе увеличение инвестиций в инфраструктуру создает новые рабочие места, в среднесрочной перспективе стимулирует экономический рост, а в долгосрочной перспективе снижает транспортные издержки предприятий и улучшает качество жизни населения. Согласно McKinsey, дополнительный 1% ВВП инвестиций в инфраструктуру создаст 3,4 млн. Новых рабочих мест в Индии, 1,5 млн. Рабочих мест в Соединенных Штатах или 1,3 млн. Рабочих мест в Бразилии. Принимая во внимание сходство экономических показателей Бразилии и России, количество рабочих мест, которые будут созданы в России, скорее всего, также совпадут, и это составляет 1,7% от общего экономически активного населения страны.      

По оценкам Министерства экономического развития, общий объем инвестиций в транспортную инфраструктуру России составляет около 0,3 п.п. роста ВВП. В то же время сокращение общих транспортных расходов на все виды товаров на 10%, по данным Центра стратегических исследований, дает дополнительные 0,12% ВВП. Кроме того, качественная транспортная инфраструктура повышает мобильность населения, что дает возможность более активно перемещаться между городскими районами и районами, в том числе в поисках работы. Это улучшает структуру рынка труда, приводит к общему увеличению доходов и в конечном итоге стимулирует потребление, которое является одним из основных факторов экономического роста.       

Минимальная потребность в инвестициях в инфраструктуру для поддержки экономического роста составляет 3,5% мирового ВВП, или 57 триллионов долларов США к 2030 году (3,2 триллиона долларов США в год). Однако в большинстве стран мира инфраструктура недофинансирована на 20-40%. Государственные инвестиции составляют около 65%, но возможности их дальнейшего роста ограничены высокой долговой нагрузкой и дефицитом государственных бюджетов. Роль частных инвестиций, на которые приходится 35% инвестиций в инфраструктуру, значительно возрастает. Правительства разных стран разрабатывают меры стимулирования для привлечения инвесторов и нахождения разумного баланса рисков и доходности инфраструктурных проектов.        

К 2020 году объем инвестиций в инфраструктуру достигнет 650 миллиардов долларов (в среднем 90 миллиардов долларов в год). Этих средств достаточно для умеренного расширения инфраструктуры и постепенного улучшения ее качества, но не для ускоренного развития. Крупные проекты, такие как строительство инфраструктуры для Олимпийских игр в Сочи, заменяются не менее амбициозными: строительство газопроводов «Сила Сибири» и «Южный поток», расширение Байкало-Амурской магистрали и Транспорта. Сибирская железная дорога, строительство платных дорог на основе концессии; Рассматривается возможность строительства Московско-Казанской ГСР с участием частных инвесторов. По нашим оценкам, объем частных инвестиций в инфраструктуру к 2020 году может составить 25-40 млрд долларов. Что касается инвестиций в транспортную инфраструктуру, основное бремя будет лежать на строительстве дорог (45%), доля железнодорожного транспорта составит 20 %, принимая во внимание HSR и проект метро, ​​трубопроводный транспорт будет составлять 30%, а оставшиеся 5% — для портов и аэропортов.        

Это связано с тем, что в России представлены все виды инфраструктуры: автомобильные и железные дороги, аэропорты, порты, трубопроводы, энергетика (в том числе атомная), водоснабжение. На самом деле в мире не так много стран с такой разнообразной инфраструктурой. Например, в Бразилии, где дороги хорошего качества, практически отсутствует железнодорожное сообщение, во многих странах нет ядерной энергии, и в нескольких местах существует такая развитая трубопроводная система. Проблемы США и Великобритании, а также многих других развитых стран связаны с серьезным ухудшением инфраструктуры, которая была построена в середине прошлого века и поэтому также требует модернизации.      

Средства на полное развитие инфраструктуры не хватает во всех странах мира. По разным оценкам, в разных странах объем недофинансирования составляет 20-40% от потребностей. Таким образом, глобальные потребности в инвестициях в инфраструктуру в 2016 году должны составить около 2,6 триллиона долларов (3,6% мирового ВВП), но мы считаем, что в действительности будет инвестировано не более 2,1 триллиона долларов.    

На долю государства приходится основная часть инвестиций в инфраструктуру — более 65%. Это связано с тем, что, во-первых, значительная часть инфраструктуры выполняет социальную функцию и не связана с получением дохода (например, строительство городских дорог или систем водоснабжения), и поэтому эти проекты не интересны частным лицам. инвесторы. Во-вторых, из-за высокой капиталоемкости многие объекты инфраструктуры пока не способны обеспечить уровень рентабельности, в котором будет заинтересован частный инвестор, поэтому государство берет на себя их реализацию (например, строительство взлетно-посадочных полос в аэропорту, выемка грунта в порты, строительство железных дорог с низким оборотом).      

По оценкам, объем бюджетного финансирования инфраструктуры в 2016 году составит около 1,4 триллиона долларов, а его источниками традиционно будут налоговые поступления, акцизы или фонды национального благосостояния. В то же время в ближайшие годы не ожидается значительного увеличения бюджетных расходов на инфраструктуру, поскольку высокая долговая нагрузка и дефицит бюджета вынуждают государства сокращать расходы, в том числе на инфраструктуру.  

Частные инвестиции в форме акционерного и долгового финансирования составляют около 35% всех инвестиций в инфраструктуру. В 2016 году объем частных инвестиций в инфраструктуру составит около 700 млрд долларов, из которых 30% (164 млрд долларов) будет привлечено за счет прибыли инфраструктурных предприятий и размещения их акций среди портфельных инвесторов, а остальные 70% посредством выпуска облигаций и банковских займов, в том числе от международных финансовых учреждений, таких как Всемирный банк, Европейский банк реконструкции и развития, Азиатский банк развития и другие.  

Решение проблем развития российской инфраструктуры

В настоящее время в России в условиях продолжающейся модернизации экономики страны возникла объективная потребность в активном развитии инноваций, преодолении существующего технологического отставания для выхода на качественно новый уровень решения проблем развития инфраструктуры.

России нужно учиться на опыте развитых стран, объединивших усилия частного бизнеса и государства в посткризисных условиях.

В России по-прежнему сохраняется ряд очень острых проблем, препятствующих достижению стабильного и долгосрочного экономического роста, включая низкий уровень эффективности государственного управления, чрезмерное вмешательство государства в деятельность субъектов рынка, неразвитость институциональной среды, Необходимо повысить уровень защиты прав собственности и эффективность функционирования судебной исполнительной системы. Качество государственных услуг по-прежнему остается довольно низким, крупномасштабное финансирование проектов направлено на его улучшение, правительство создает невыносимое бремя, государственный сектор не укомплектован должным образом. 

В этих условиях подготовка проектов ГЧП становится сложной, но не менее актуальной задачей для развития экономики и социальной сферы.

Несмотря на важность развития государственно-частного партнерства как важнейшего механизма финансирования инвестиционной деятельности, его интеграция в российскую практику крайне медленная. Такая ситуация обусловлена, прежде всего, несовершенством существующей законодательной и нормативной базы.  

Следующие барьеры на пути развития ГЧП в России:

  • правовые ограничения. Сегодня российское законодательство в этой области крайне несовершенно: нет единой концепции ГЧП, отсутствует согласованность терминологии по этому вопросу между федеральным и субфедеральным законодательством, регулирующим вопросы ГЧП, в Федеральном законе от 21 июля 2005 г. Нет , 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» об интересах кредиторов и частных инвесторов не полностью защищены;   
  • организационные и экономические ограничения. Это может включать в себя наличие в сфере управления механизмами ГЧП низкоквалифицированного персонала и слабое развитие взаимодействия с инвесторами при принятии решений по проектам ГЧП;  
  • ограничения нематериального характера, а именно отсутствие взаимного доверия, проблемы справедливого распределения рисков между участниками проекта.

В настоящее время государство сотрудничает с частным сектором по следующим основным причинам:

  • невозможность удовлетворить только за счет бюджетных средств постоянно растущий спрос на инвестиции;
  • низкий уровень эффективности выделяемых государственных средств.

Государство в то же время выступает конкретным субъектом таких партнерств.

В России такие инструменты ГЧП используются как:

  • Инвестиционный фонд Российской Федерации. Финансирование из этого фонда возможно для проектов, связанных с созданием и (или) развитием объектов капитального строительства объектов транспортной, энергетической и инженерной инфраструктуры, а также концессионных проектов общегосударственного значения (общей стоимостью не менее 5 млрд. Рублей). ) и разделяет финансирование частного сектора не менее чем на 25% или проекты регионального (межрегионального) значения (общей стоимостью не менее 500 млн. руб.) и долю финансирования частного сектора не менее чем на 50%; Меморандум о финансовой политике Государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности»: постановление Правительства Российской Федерации от 27.07.2007 № 1007-з (с изменениями от 15.07.2010) .       

Инвестиционный фонд Российской Федерации предназначен для комплексного развития промышленности и инфраструктуры. Принцип проектного финансирования является основой для предоставления средств из Инвестиционного фонда Российской Федерации, что выгодно отличается от такого механизма предоставления бюджетных средств из доходов в рамках долгосрочных целевых программ, целью который может состоять, например, в создании конкретного объекта инфраструктуры.  

Ни один из существующих механизмов бюджетного инвестирования проектного финансирования не предусматривает. Наряду с этим, именно в рамках этого подхода можно наиболее эффективно прогнозировать риски и соответственно управлять ими, оценивать эффект от создания объектов;  

  • ОАО «Российская венчурная компания». Основная цель Российской Венчурной Компании — стимулировать создание собственной национальной индустрии венчурных инвестиций и значительно расширить финансовые ресурсы венчурных фондов. Эта компания играет роль государственного венчурного фонда, через который реализуются государственные стимулы для венчурных инвестиций, организована финансовая поддержка высокотехнологичного сектора в целом, а также важности государственного института для развития Индустрия венчурных инвестиций в Российской Федерации.
  • Внешэкономбанк, который является одним из основных институтов, позволяющих реализовывать проекты ГЧП. Одной из функций Внешэкономбанка является участие в практической реализации инвестиционных проектов общегосударственного значения, реализуемых на основе ГЧП. Минимальный объем кредитов, поручительств, поручительств и возвратных кредитов, предоставляемых Внешэкономбанком для реализации проекта, составляет 1 млрд. Рублей или в иностранной валюте, эквивалентной 1 млрд. Рублей.           

В то же время у Внешэкономбанка, в отличие от коммерческих банков, нет цели получения прибыли. Приоритетным направлением его деятельности является оказание финансовой помощи социально-экономическому развитию Российской Федерации. По этой причине процентная ставка Внешэкономбанка значительно ниже средней рыночной ставки, а срок кредитования рассчитывается на срок окупаемости инвестиционных проектов (в соответствии с Инвестиционным меморандумом — свыше 5 лет). Другие различия также должны быть отмечены.      

Поскольку Внешэкономбанк не является коммерческим, на него не распространяются нормативные ограничения Центрального банка Российской Федерации в отношении обязательных резервных фондов в случае финансирования проектов с недостаточным обеспечением для получения кредита. Это, в свою очередь, означает, что Внешэкономбанк имеет возможность кредитовать проекты с достаточно высоким уровнем риска, если их реализация полностью соответствует российским социально-экономическим приоритетам. Кроме того, существует возможность совместного участия в таких проектах Внешэкономбанка и коммерческих банков, которые Внешэкономбанк поможет минимизировать финансовые риски.      

Получение средств от Внешэкономбанка может быть отдельным альтернативным механизмом возвратного финансирования проекта ГЧП, если попытка получить государственное финансирование через федеральные целевые программы или Инвестиционный фонд Российской Федерации по какой-либо причине не увенчалась успехом. Внешэкономбанк также имеет возможность выступать в качестве дополнительного источника средств для финансирования объектов инфраструктуры или в качестве инвестиционного консультанта, если проект успешно проходит конкурсный отбор в Инвестиционном фонде Российской Федерации. В целом Внешэкономбанк находится в центре системы финансовой поддержки проектов ГЧП, особенно в тех случаях, когда частные коммерческие банки не могут участвовать в проектах из-за существующих регуляторных ограничений или высоких потенциальных финансовых рисков.    

Внешэкономбанк участвует в реализации инвестиционных проектов в порядке и на условиях, установленных Меморандумом о финансовой политике и внутренними документами, путем:

  • предоставление кредитов, займов, лизинговых операций и возвратного финансирования в других формах в рамках Федерального закона от 17 мая 2007 г. № 82-ФЗ «О Банке развития»; 
  • выдача гарантий и поручительств, в том числе экспортных гарантий (за исключением выдачи гарантий физическим лицам, в том числе индивидуальным предпринимателям);
  • участие в уставном капитале компаний;
  • страхование экспортных кредитов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
  • экспертиза инвестиционных проектов, проведение консультационных мероприятий на комиссионной основе.

Формирование адекватной экономической базы за счет создания условий и возможностей для успешной реализации инвестиционных проектов является основой для развития инвестиционной деятельности в России в целом.

Это может быть выражено в расширении разнообразных льгот, в первую очередь с государственными гарантиями (налоговые и другие льготы, гарантии, а также материальные и финансовые ресурсы), которые будут гарантировать спрос на производимую продукцию и возврат вложенного капитала.

В то же время государство может стать полноправным членом и регулировать процесс управления проектом.

Например, налоговые льготы применяются в 71 субъекте Российской Федерации, и более половины из них имеют относительно развитое инвестиционное законодательство. Однако развитие ГЧП далеко не во всех регионах, которые развиты с точки зрения инвестиционного законодательства. Большое значение имеет то, как региональные власти применяют инвестиционное законодательство.    

Он будет не только регулировать инвестиционную деятельность, но и будет гарантом для своих субъектов в обеспечении равных прав при осуществлении инвестиционной деятельности, гласности в обсуждении инвестиционных проектов, праве обжаловать решения и действия (бездействие) государственных органов, местных органов власти и их официальные органы лица, защищающие капитальные вложения.

Основным условием является преодоление противоречий, существующих между государственными и частными интересами в ГЧП. Другим необходимым условием, выполнение которого связано с достаточными временными затратами и систематическими усилиями государства, является формирование институциональной среды для функционирования ГЧП.  

Большая часть развития ГЧП связана с наличием соответствующей институциональной среды, предназначенной для решения задач, стоящих перед государством, для реализации которых требуется много времени и системных усилий. В то же время это является как проявлением политической воли на высшем уровне, так и созданием политической поддержки в низших слоях общества путем подготовки общественного мнения к внедрению механизмов приватизации в сфере производства и социальной инфраструктуры. , Поэтому роль государства должна состоять не только в финансировании проектов из бюджета, но и в стимулировании притока инвестиций из других источников.    

Итак, на вопрос респондентов, какая государственная поддержка проектов ГЧП необходима в первую очередь, были получены следующие ответы.

На 1-м месте при выборе наиболее значимой формы оказания государственной поддержки проектам ГЧП находится гарантия регулирования спроса / тарифа (22%), на 2-м месте — регулирование финансовых инструментов и институтов, используемых для привлечения и поддержки частных инвесторов. (20%), на третьем месте финансовая поддержка (19%). Затем (в порядке убывания) следуют такие факторы, как инициатива (16%), доступность юридической поддержки (13%) и общее руководство проектом (5%).  

Особый интерес для рассмотрения представляют такие формы государственной поддержки, как субсидирование процентных ставок и введение налоговых льгот, а также отладка механизма направления частных инвестиций в государственные проекты. 

Соответственно, был сделан вывод о том, что государственные служащие в регионах в первую очередь полагаются на государственную финансовую поддержку проектов ГЧП, явно недооценивая важность управления такими проектами и компетентность контрагентов в организации взаимодействия государства и бизнеса.

Наиболее привлекательными источниками финансирования, с точки зрения респондентов, являются российские инвестиционные фонды, за которыми следуют российские банки (с участием государства).

Следующие четыре категории источников находятся в диапазоне от 4 до 5. Средняя оценка иностранного капитала составляет 3,5. Ряд респондентов в графе «Другое» указали на привлекательность таких источников, как совместный капитал кластерных объединений, в который входят банковский капитал, капитал российских инвестиционных фондов, частный капитал и, кроме того, личный капитал.  

На основании анализа можно сделать вывод, что государству следует стимулировать развитие негосударственных финансовых институтов с большой долей инвестиционных ресурсов для более активного участия в проектах ГЧП.

Обязательными условиями эффективной реализации проектов ГЧП являются следующие институциональные факторы:       

  • разработка соответствующего законодательства;
  • обеспечение прозрачности частного бизнеса на объектах, находящихся в государственной и муниципальной собственности;
  • подготовка четких инструкций;
  • строгое соблюдение государственными органами принципов установленной политики и принципов ГЧП;
  • стабильность политической ситуации в стране в целом.

Мировая практика применения механизма ГЧП показывает необходимость создания специальной законодательной базы для успешной реализации крупных инвестиционных проектов.

Таким образом, по мнению ряда авторов, формирование законодательной базы на основе существующих принципов национального и международного права может стать условием стабильного развития ГЧП в сфере инноваций с привлечением как отечественного, так и иностранного капитала.

В развитых странах стало широко привлекаться множество финансовых учреждений для предоставления кредитов для практической реализации проектов ГЧП.

Например, во Франции популярным является создание целевых компаний с участием государства и бизнеса. В Англии, напротив, предпочтение отдается договорным концессионным схемам. Накопленный опыт свидетельствует о том, что в мировой практике все чаще используются концессионные методы реализации проектов ГЧП, утверждающие Правила формирования и использования бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации: Постановление Правительства Российской Федерации от 01. 03.2008 № 134 (с изменениями от 30.01.2013) .        

Концессии являются наиболее прогрессивной и сложной формой ГЧП. Во-первых, концессии, в отличие от других форм ГЧП, всегда носят долгосрочный характер, что позволяет обеим сторонам контракта организовывать стратегическое планирование своей деятельности.  

Во-вторых, частный сектор в концессиях имеет полную свободу в принятии управленческих решений, что отличает их, например, от такой формы, как смешанные предприятия. В-третьих, государство в рамках концессионного соглашения и норм публичного права оставляет за собой достаточное количество рычагов влияния на концессионера в случае необходимости защиты общественных интересов.        

Как отмечает ведущий научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений Российской академии наук В. Варнавский, концессионные проекты отличаются следующими характерными чертами.

Во-первых, концессионные проекты реализуются под постоянным государственным контролем качества, безопасности и разработки тарифной политики. Во-вторых, такие проекты значительно ограничены во времени и пространстве, поскольку концессионный договор заключен на определенный срок и связан только с одним объектом, согласованным сторонами. Такие ограничения позволяют государству наиболее эффективно предоставлять населению качественные, социально значимые услуги по доступным ценам. Однако, если государство устанавливает излишне жесткие тарифные или операционные условия, частные предприниматели вряд ли будут заинтересованы в таких проектах, так как риск невозврата инвестированных средств и получения прибыли может быть слишком высоким. При утверждении Правил формирования и Использование бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации: Постановление Правительства Российской Федерации от 01.03.03.2008 № 134 (в редакции от 30.01.2013) .            

По мнению многих экспертов, широко распространенная уступка форм ГЧП связана с желанием государства сохранить возможность единоличного принятия решения об изменении условий проекта или об исключении частного инвестора из проекта. Государство получает такую ​​возможность в случае заключения договора и проигрывает в случае создания совместного предприятия с совместным участием партнеров.  

В 2009 году на федеральном уровне было подписано первое концессионное соглашение между Федеральным агентством автомобильных дорог (Росавтодор) и ОАО «Главная дорога» для совместной реализации проекта ГЧП «Строительство нового выезда на МКАД с М-1». Белорусское шоссе, Москва — Минск «.

Концессионное соглашение длится 30 лет, общая стоимость строительства трассы составляет 25,7 миллиарда рублей, из которых 11 миллиардов рублей. Предполагается выделить из средств Инвестиционного фонда Российской Федерации, а остальная часть привлечена концессионером.  

Наиболее эффективным способом привлечения средств для их дальнейшего инвестирования в проекты ГЧП являются фонды поддержки после приватизации, основной особенностью которых является гибридный механизм финансирования (из бюджетных средств, средств частного сектора, заемных средств, средств некоммерческих организаций, спонсоры).

Гибридные разновидности схем финансирования, которые используются в этом случае, зависят от схемы реализации проектов ГЧП, объема бюджетных средств, расходуемых на различные формы ГЧП.

Проекты ГЧП в первую очередь направлены на обеспечение наиболее эффективного использования ресурсов государственного сектора.

Через механизм ГЧП эффективность рыночного механизма превращается в выгоды для общества в целом. Как показывает мировой опыт, ГЧП при условии его надлежащей организации характеризуется высоким уровнем эффективности по сравнению с традиционной системой государственных закупок.  

Для развития ГЧП необходимо совершенствовать правовую базу, заполнять пробелы в законодательстве, создавать условия, регулирующие взаимодействие между участниками ГЧП, расширять программы формирования ГЧП с целью повышения квалификации персонала в область управления проектами ГЧП.

В настоящее время российское правительство считает приоритетными направлениями реализации проектов ГЧП:

  • производственная и транспортная инфраструктура;
  • Отдел жилищно-коммунального хозяйства;
  • здравоохранение и социальные услуги;
  • Финансирование НИОКР;
  • инновационная инфраструктура.

Вывод

Подводя итог, можно сделать следующие выводы.

Рыночная инфраструктура состоит из банковской системы и рынка ценных бумаг. Их правильная работа благоприятно влияет на дальнейшую динамику восстановления экономики и, как следствие, на повышение благосостояния страны.  

Основная цель структуры рынка, которая должна соответствовать всем рыночным критериям, состоит в том, чтобы преодолеть барьеры, препятствующие движению товаров и услуг на рынке, чему способствуют создание специальных институтов, в частности бирж, финансовых и кредитных система, налоговая система и др.

Целенаправленный подход чрезвычайно важен для улучшения рыночной инфраструктуры; Все элементы этой инфраструктуры должны быть модернизированы в целом и комплексно. Неотъемлемой составляющей является создание пропорций между улучшением отношений внутри рынка и самой рыночной инфраструктурой, а также обеспечение правильного поведения субъектов рыночных отношений, которое формируется непосредственно отношениями внутри рынка, а не под давление других субъектов рынка.   

Государство как основной гарант правильного поведения участвует в формировании рыночной инфраструктуры, а именно в формировании основных аспектов рыночного механизма, основными показателями которого являются рыночное предложение, ценообразование и спрос. Функция государства также заключается в формировании определенного климата, такого как политический, экономический и деловой. Он формирует и утверждает определенные правила и законы с учетом предпринимательской деятельности и прав участников рынка.      

Развитие инфраструктуры является одним из ключевых факторов поддержания долгосрочного экономического роста любой страны. В то же время поиск и диверсификация источников его финансирования является сложной задачей.  

Увеличение инвестиций в инфраструктуру является проверенным и надежным способом стимулирования экономического роста. В краткосрочной перспективе увеличение инвестиций в инфраструктуру создает новые рабочие места, в среднесрочной перспективе стимулирует экономический рост, а в долгосрочной перспективе снижает транспортные издержки предприятий и улучшает качество жизни населения.  

Минимальная потребность в инвестициях в инфраструктуру для поддержки экономического роста составляет 3,5% мирового ВВП, или 57 триллионов долларов США к 2030 году (3,2 триллиона долларов США в год). Однако в большинстве стран мира инфраструктура недофинансирована на 20-40%. Государственные инвестиции составляют около 65%, но возможности их дальнейшего роста ограничены высокой долговой нагрузкой и дефицитом государственных бюджетов. Роль частных инвестиций, на которые приходится 35% инвестиций в инфраструктуру, значительно возрастает. Правительства разных стран разрабатывают меры стимулирования для привлечения инвесторов и нахождения разумного баланса рисков и доходности инфраструктурных проектов.        

России необходимо перенимать опыт развитых стран, в которых объединены усилия частного бизнеса и государства в посткризисных условиях.

В этих условиях развитие ГЧП становится сложной, но не менее актуальной задачей для развития экономики и социальной сферы.