Критерии экономической безопасности россии

Предмет: Экономика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 11.12.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по экономике:

 

Много готовых курсовых работ по экономике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

 
 
 
 


Введение:

Эффективная система обеспечения экономической безопасности - это вопрос жизни любого государства. Это тем более важно для сегодняшней России, стремящейся занять достойное место в мировом геополитическом и экономическом пространстве. 

Анализ тенденций развития мировых экономических отношений, научно-технических преобразований в экономике, мировых интеграционных процессов и влияния этих факторов на экономические основы национальной безопасности государств мирового сообщества позволяет нам выделить основные направления обеспечения экономической безопасности государства.

Актуальность работы подтверждается тем, что обеспечение экономической безопасности государства невозможно без оценки его нынешнего уровня, угроз и возможностей. А оценка эффективности обеспечения безопасности национальной экономики страны немыслима без определения ретроспективного, текущего и ожидаемого уровней экономической безопасности государства. 

Объектом исследования является система показателей экономической безопасности государства. 

Методология исследования основана на системном подходе. В работе используются современные общенаучные и специальные методы познания: диалектический, логический, сравнительный, нормативно-догматический, социологический.

Теоретической основой работы стали исследования отечественных и зарубежных ученых, принадлежащих к различным научным направлениям и школам, специалистам в области философии, экономики, политологии, логики, истории.

Нормативную базу исследования составляют: Конституция Российской Федерации; федеральные конституционные законы; федеральные законы; нормативные правовые акты Президента России и Правительства Российской Федерации; нормативные правовые акты органов государственной власти России и субъектов Федерации; решения и постановления Конституционного, Высшего и Высшего Арбитражных Судов России; общепризнанные нормы и принципы международного права, другие правовые акты. Автор изучил материалы юридической практики субъектов обеспечения экономической безопасности современного российского государства и ряда зарубежных стран. 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ УРОВНЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА 

Сущность и содержание экономической безопасности государства 

В 70-х годах впервые появился термин «экономическая безопасность». Это быстро стало широко распространенным в развитых капиталистических странах. Именно тогда, отстаивая реалистичную оценку нынешней международной ситуации, представители стран Западной Европы, прежде всего, выступали за использование экономических методов обеспечения национальной безопасности. Одной из основных задач экономической безопасности является сохранение и укрепление позиций страны в мировой экономической системе.

В настоящее время экономическая безопасность представляет собой общенациональный комплекс мер, направленных на устойчивое непрерывное развитие и улучшение экономики страны, что обязательно предполагает социально-политическую стабильность и независимость государства, а также механизм противодействия внешним и внутренним угрозам. 

Экономическая безопасность является частью общей системы национальной безопасности страны. Это затрагивает почти все аспекты жизни государства, общества и экономики. Его развитие необходимо рассматривать в общем контексте формирования государственной системы национальной безопасности. 

Ряд общих условий и факторов выдвигает концепцию экономической безопасности в ряде концепций, формирующих системный взгляд на современную жизнь общества и государства:

  • Различия в национальных интересах, стремление к более полной их изоляции от общих интересов, несмотря на развитие интеграционных процессов - требуется разработка соответствующей стратегии. 
  • Ограниченный характер природных ресурсов, разная степень их обеспеченности отдельными странами содержит потенциал для обострения экономической и политической борьбы за использование этих ресурсов. 
  • Важность фактора конкуренции в производстве и реализации товаров возрастает, особенно в сфере финансовых и банковских услуг. Способность создавать условия для развития финансового и банковского сектора и отлаживать его точную работу ставится в один ряд с возможностью создания новых промышленных и сельскохозяйственных технологий.

Вот почему повышение конкурентоспособности одних стран другими рассматривается как объект реальной опасности, угрозы их национальным интересам. 

Экономическая безопасность сама по себе имеет сложную внутреннюю структуру, в которой можно выделить три наиболее важных элемента:

  • Экономическая независимость. Экономическая независимость не является абсолютной, потому что международное разделение труда делает национальные экономики взаимозависимыми друг от друга. В этих условиях экономическая независимость означает способность контролировать национальные ресурсы. Необходимо достичь такого уровня производства, эффективности и качества продукции, который обеспечивает ее конкурентоспособность и позволяет ей на равных участвовать в мировой торговле, сотрудничестве и обмене научно-техническими достижениями.
  • Стабильность и устойчивость национальной экономики, подразумевающая защиту собственности во всех ее формах, создание надежных условий и гарантий для предпринимательской деятельности, сдерживание факторов, способных дестабилизировать ситуацию (борьба с криминальными структурами в экономике, предотвращение серьезных пробелов в распределении доходов, которые могут привести к социальным потрясениям).
  • Способность к саморазвитию и прогрессу, что особенно важно в современном, динамично развивающемся мире. Создание благоприятного климата для инвестиций и инноваций, постоянная модернизация производства, повышение профессионального, образовательного и общекультурного уровня трудящихся становятся необходимыми и обязательными условиями устойчивости и самосохранения национальной экономики. 

Необходимо более детально рассмотреть взаимосвязь между концепциями развития и экономической устойчивости.

Развитие является одной из составляющих экономической безопасности. Если экономика не развивается, то резко снижается вероятность ее выживания, а также устойчивость и способность адаптироваться к внешним и внутренним угрозам. Стабильность и безопасность являются наиболее важными характеристиками экономики как единой системы. Им не следует противопоставлять, каждый из них по-своему характеризует состояние экономики. 

Устойчивость экономики характеризует прочность и надежность ее элементов, вертикальных, горизонтальных и других соединений внутри системы, способность выдерживать внутренние и внешние «нагрузки».

Безопасность - это состояние объекта в системе его связей с точки зрения его способности выживать и развиваться в условиях внутренних и внешних угроз, а также действия непредсказуемых и трудно предсказуемых факторов. 

Чем стабильнее в экономической системе (например, межотраслевой структуре) соотношение производственного и финансово-банковского капитала, тем более жизнеспособна экономика, а значит, оценка ее безопасности будет достаточно высокой.

Сущность экономической безопасности можно определить как такое состояние экономики и институтов власти, при котором гарантируется защита национальных интересов, социально ориентированное развитие страны в целом и достаточный оборонный потенциал даже в самых неблагоприятных для страны условиях. обеспечивается развитие внутренних и внешних процессов. Таким образом, экономическая безопасность - это не только защита национальных интересов, но и готовность и способность государственных учреждений создавать механизмы реализации и защиты национальных интересов развития отечественной экономики, поддержания социально-политической стабильности общества.

Сущность экономической безопасности реализуется в системе критериев и показателей. Критерием экономической безопасности является оценка состояния экономики с точки зрения наиболее важных процессов, отражающих суть экономической безопасности.

Критерий оценки включает в себя: 

  • Ресурсный потенциал и возможности его развития. 
  • Уровень эффективности использования ресурсов, капитала и рабочей силы и его соответствие уровню использования в наиболее развитых и передовых странах, а также уровень, на котором минимизируются угрозы внутреннего и внешнего характера. 
  • Конкурентоспособность экономики. 
  • Целостность территориально-экономического пространства. 
  • Суверенитет, независимость и способность противостоять внешним угрозам.
  • Социальная стабильность и условия для предотвращения и разрешения социальных конфликтов. 

В системе показателей-индикаторов необходимо различать: уровень и качество жизни; уровень инфляции; уровень безработицы; экономический рост ВВП; дефицит бюджета; государственный долг; Золотой запас; деятельность теневой экономики.

Резюмируя вышесказанное, мы можем сказать, что экономическая безопасность - это способность экономики эффективно удовлетворять социальные потребности на национальном и международном уровнях. Другими словами, экономическая безопасность представляет собой совокупность внутренних и внешних условий, способствующих эффективному динамичному росту национальной экономики, ее способности удовлетворять потребности общества, государства, личности, обеспечивать конкурентоспособность на внешних и внутренних рынках, что гарантии от различных угроз и потерь.

Из этого можно сделать два вывода: 

  1. Экономическая безопасность страны должна обеспечиваться, прежде всего, эффективностью самой экономики, то есть наряду с защитными мерами, осуществляемыми государством, она должна защищать себя на основе высокой производительности труда, качества продукции, и т.д. 
  2. Обеспечение экономической безопасности страны не является прерогативой какого-либо одного государственного ведомства или службы. Оно должно поддерживаться всей системой государственных органов, всеми связями и структурами экономики. 

Нормативно-правовое обеспечение экономической безопасности государства

Важной частью и одним из определяющих факторов системы обеспечения национальной экономической безопасности наряду с организационной структурой является ее законодательная база или правовой аспект. Формирование, развитие и совершенствование нормативного обеспечения является необходимым условием укрепления всех видов национальной безопасности, чтобы государство выполняло контрольную функцию, определяющую актуальность темы данной научной статьи. 

Этого также требует переход к новой государственной политике в области национальной безопасности, основанной на устойчивом развитии. Вопросы национальной экономической безопасности России также особенно актуальны, учитывая выбранный курс «на структурную модернизацию национальной экономики при минимизации социальных последствий».

Правовая база обеспечения системы национальной экономической безопасности России все еще формируется, однако, как показал анализ, на данный момент в нее входит более 20 документов. В общей сложности мы проанализировали 23 правовых акта, в которых используется термин «безопасность». Каждый из них, за исключением Плана первоочередных мер по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности на 2015 год (далее именуемый Антикризисный план), имеет сложную и разветвленную структуру, содержит более четырех разделов: Таможенный кодекс Таможенного союза (далее именуемый ТКТС) (2009 г.) - 50 глав, 372 статьи; Закон РФ "О государственной границе Российской Федерации" от 1 апреля 1993 года № 4730-1 - 11 разделов.

Интересно, что из 23 проанализированных документов только семь содержат термин «безопасность» в названии всех структурных элементов, кроме основных и заключительных положений. Действуют четыре из них: Федеральный закон Российской Федерации «О Федеральной службе безопасности» от 3 апреля 1995 года № 40-ФЗ (далее - «О ФСБ»), Федеральный закон Российской Федерации «О безопасности». (2010 г.) (далее - «ОБ»), Доктрина информационной безопасности Российской Федерации (2000 г.) (далее - Доктрина ИС), Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации (2010 г.) (далее - Доктрина ИС). 

Существует три этапа развития нормативно-правовой базы национальной экономической безопасности России: 

  1. происхождение нормативно-правовой базы;
  2. период формирования стратегии развития; 
  3. период устойчивого развития. 

Соответственно, все законодательные акты в этой области также можно разделить на четыре группы: 

  1. документы, закладывающие правовые основы национальной экономической безопасности России (10 документов, 3 - утратили силу); 
  2. документы, регламентирующие развитие отрасли (отдельные отрасли (виды) безопасности) (5 документов); 
  3. документы, регламентирующие стратегическое развитие системы национальной экономической безопасности России (7 документов, 1 - не действует); 
  4. документы, направленные на устойчивое развитие российской экономики и общества (1 документ).

Таким образом, нормативно-правовое обеспечение национальной экономической безопасности Российской Федерации может быть представлено в виде совокупности нормативно-правовых актов, законодательно закрепляющих отношения общества, государства, личности, субъектов хозяйствования, в системе народнохозяйственного развития. Безопасность России, а следовательно, является важным определяющим фактором устойчивого развития российской экономики и общества, частью общей системы обеспечения национальной безопасности.

Право граждан на безопасность в нашей стране защищено Конституцией Российской Федерации. Основы нормативно-правового обеспечения национальной экономической безопасности России были заложены Законом Российской Федерации «О безопасности» (1992 г.). Сегодня он утратил свою силу, но его основные положения сыграли важную роль, поскольку отраженные в нем вопросы актуальны сегодня. 

Федеральный закон от 28.12.2010 N 390-ФЗ «О безопасности» содержит: 

  • Основные принципы безопасности (соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина; законность; последовательность и сложность мер безопасности; приоритет мер пресечения; взаимодействие всех субъектов ); 
  • Содержание охранных мероприятий;
  • Полномочия федеральных органов государственной власти, функции органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области безопасности;
  • Статус Совета Безопасности (Сов. Без. является конституционно-консультативным органом, подготавливающим решения Президента Российской Федерации по вопросам безопасности). 

Отдельные сферы (отрасли) национальной безопасности России регулируются специальными нормативными актами.

В контексте перехода к информационному обществу особенно актуальным документом является доктрина ИС, в которую впервые включено определение понятия «информационная безопасность». Документ, принятый у истоков формирования национальной концепции информационного общества, характеризует интересы общества, государства, личности в информационной сфере, четырех важных элементов национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере. ; экономические, организационные, технические, правовые методы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации.

Федеральный закон Российской Федерации "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона" Об информации, информационных технологиях и защите информации "" (далее - ОИИТ) от 11 июля 2011 г. № 200 -ФЗ расширила терминологию, используемую в законодательстве в информационной сфере, с ее введением были даны единые определения некоторых важных понятий. ОИИТ продолжает совершенствоваться и в издании 2013 г. по ст. 2 «Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе» были дополнены еще.

Охарактеризуем следующий важный документ - Морскую доктрину Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденную Президентом Российской Федерации 27 июля 2001 года № Pr-1387 (далее именуемую «Доктрина М»). Основополагающий правовой акт, определяющий национальную морскую политику Российской Федерации. В нем говорится, что морская деятельность - это деятельность России по изучению, освоению и использованию Мирового океана в интересах безопасности, устойчивого экономического и социального развития государства. Доктрина М определяет цели защиты и сохранения морской среды, определяет пути их достижения, что имеет большое значение для создания объектов правового регулирования. В документе нет определений «безопасность».

Благодаря Экологической доктрине Российской Федерации (утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2002 г. № 1225-р) (далее - Доктрина Э), отражающей идеологию общества и государства, выделяется Приоритеты государственной экологической политики в правовой, экономической, социальной, производственной, финансовой и других областях, законодательно закреплено определение «экологической безопасности». E Доктрина ориентирована на рост экономической полезности природных ресурсов. Он основан на рекомендациях Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.) и международных форумов по окружающей среде и устойчивому развитию и поэтому гармонично вписывается в уже существующую правовую базу.

Доктрина ПБ включает определение продовольственной безопасности страны, которая гласит, что она обеспечивает продовольственную независимость Российской Федерации, гарантирует, что пищевые продукты физически и экономически доступны для каждого гражданина страны в соответствии с требованиями законодательства страны. Российская Федерация по техническому регулированию. В то же время объемы должны быть не ниже рациональных норм потребления пищи, необходимых для активного и здорового образа жизни. В документе также сформулированы основные задачи обеспечения продовольственной безопасности.

В условиях сложного внешнеполитического положения, сложившегося в последнее время, наиболее актуальным правовым документом можно считать обновленную Военную доктрину Российской Федерации № Pr-2976 от 25 декабря 2014 года (далее именуемую «Доктрина B»), который заменил аналогичный документ, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 5 февраля 2010 г. № 146. Современная доктрина Б также носит оборонительный характер. Однако из-за того, что военные угрозы изменились (расширение НАТО, стратегия «глобального удара» и события в Афганистане, Ираке, Сирии, Украине и Северной Африке), в доктрине появилось много нового. Введен новый термин «неядерное сдерживание».

В соответствии с новым документом, внутренние военные опасности включают в себя: подрыв исторических и духовных традиций, национальный и религиозный терроризм, насильственное изменение конституционного строя. Это также указывает на этапы перераспределения влияния в пользу новых центров экономического роста и политической привлекательности; описывает тенденции вытеснения военных опасностей и военных угроз в информационное пространство и внутреннюю сферу.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать следующие выводы: 

  1. В настоящее время нормативно-правовая база национальной экономической безопасности России продолжает формироваться и насчитывает более двадцати базовых документов, число которых увеличивается по мере принятия Антикризисного плана в Реализован январь 2015 года (для реализации которого необходимо было принять около 60 новых документов разного уровня).
  2. При разработке нормативно-правового обеспечения национальной экономической безопасности условно можно выделить четыре этапа: 1) возникновение правовых основ; 2) следующий этап развития отрасли; 3) период формирования стратегии развития; 4) период устойчивого развития - мы предлагаем просчитать начало последнего с принятием Антикризисного плана в январе 2015 года.
  3. Все документы можно соответственно сгруппировать в четыре группы: 1) документы, закладывающие правовые основы национальной экономической безопасности России; 2) документы, регламентирующие развитие отрасли (по видам безопасности); 3) документы, регламентирующие стратегическое развитие системы национальной экономической безопасности России; 4) документы, направленные на устойчивое развитие народного хозяйства и общества. 
  4. Анализ структуры нормативных документов показал, что все документы включают как минимум четыре структурных элемента. TKTS имеет максимальное количество из них (2009). Среди исследованных документов выделяются четыре, в составе всех структурных элементов которых (за исключением разделов «Основные положения» и «Заключительные положения») присутствует понятие «безопасность».
  5. Наиболее исследованной категорией в области безопасности сегодня является экономическая безопасность, а национальная безопасность законодательно закреплена - даже в Концепции (1997) дано ее определение. Почти каждый исследователь в этой области считает своим долгом дать собственное определение этих категорий. 
  6. В современном законодательстве определения следующих типов безопасности закреплены в качестве правовых норм: "национальная безопасность", "продовольственная безопасность", "информационная безопасность", "экологическая безопасность", "военная безопасность". Остальные виды отсутствуют в правовом поле России.

Нормативно-правовая база национальной экономической безопасности России продолжает развиваться по мере развития ее теории. Современные законодательные акты в этой области выгодно отличаются от предыдущих, они становятся все более зрелыми. Все они тесно связаны друг с другом. Ввиду огромной важности работа по совершенствованию законодательства должна быть направлена ​​на создание действенной и действенной правовой базы для всей системы обеспечения национальной безопасности страны как отправной точки для устойчивого и эффективного развития национальной экономики. Исследования должны проводиться с учетом всех уровней указанной системы - институционального, информационного, продовольственного, экологического. 

Критерии и показатели оценки экономической безопасности государства

В Законе Российской Федерации «О безопасности» понятие «национальная безопасность» определяется как «состояние защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз». В этом случае «жизненные интересы» представляются как «совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства». 

Таким образом, экономическая безопасность является неотъемлемой частью национальной безопасности. Фактически, экономическая безопасность может быть представлена ​​как состояние защиты национальной экономики от внешних и внутренних угроз, которая обеспечивает поступательное развитие общества, его экономическую и социально-политическую стабильность.

В связи с этим мы попытаемся охарактеризовать уровень экономической безопасности государства по определенным качественным критериям, которые могут отражать: экономическую и политическую стабильность общества; целостность государства; способность противостоять влиянию внутренних и внешних угроз; стабильность социально-экономической ситуации в стране. В этом случае критериальная оценка уровня экономической безопасности государства может основываться на сравнении значений определенных показателей (показателей) этого уровня с некоторым порогом ценности. 

По мнению ряда отечественных исследователей, система показателей экономической безопасности государства может включать:

  • макроэкономические показатели, отражающие основные, фундаментальные особенности и тенденции развития национальной экономики, такие как объем валового внутреннего продукта (ВВП); доля расходов на оборону в ВВП; объем внешнего и внутреннего долга и т.д .;
  • частные социально-экономические показатели, такие как валовой сбор зерна; доля инвестиций в основной капитал и расходов на науку в объеме ВВП; доля машиностроения, металлообработки и инновационной продукции в общем объеме промышленного производства; доля граждан с денежными доходами ниже прожиточного минимума во всем населении страны; уровень безработицы; отношение доходов 10% самого богатого населения к доходам 10% самых бедных и т. д .;
  • показатели функционального и отраслевого уровня, характеризующие отдельные структурные элементы экономической безопасности государства, такие как уровень монетизации; дефицит бюджета федерального (центрального) правительства, доля расходов на обслуживание государственного долга в общих расходах такого бюджета; уровень инфляции; объем золотовалютных резервов; отношение платежей по внешнему долгу к объему годового экспорта; доля импортных продуктов питания в общем объеме пищевых ресурсов.

В начале 2000 г. Центр финансово-банковских исследований Института экономики РАН предложил перечень из 150 основных показателей (показателей) экономической безопасности государства, а также их пороговые значения, сравнение с помощью которого можно проанализировать различные составляющие безопасности национальной экономики. В учебнике под редакцией Е.А. Олейникова предлагается рассмотреть 39 важнейших показателей безопасности национальной экономики. 

Однако для описания возможного подхода к сравнительной оценке уровней экономической безопасности государств мира мы ограничимся рассмотрением системы, состоящей из 16 показателей.

Индикаторы - это руководящие принципы развития, которые определяют границы негативных процессов, сигнализируют участникам рынка о возможных проблемных областях, снижении глобального уровня национальной безопасности. Состояние экономики, ее безопасность определяются тремя показателями, которые обеспечиваются существами. влияние на все остальные показатели: потребитель цены, курс рубля и денежные доходы населения. 

Пороговые значения показателей экономической безопасности («болевые точки» в развитии экономики) - характеризуют предельные значения, игнорирование которых мешает нормам. Развитие экономики и социальной сферы приводит к формированию деструктивных тенденций в сфере производства и уровня жизни населения.

Пороговый учет является важным инструментом для системного анализа, прогнозирования и индикативного социально-экономического планирования. Экономика рассматривается с точки зрения соответствия тенденций ее развития национальным интересам страны. Теория безопасности имеет практическое значение, только если она органически включает в себя теорию предельных значений объекта. Это важно как на макро, так и на микроуровне, как для развитого рынка, так и для переходной экономики. 

Для развитой рыночной экономики существуют, например, максимально возможные ограничения для дефицита бюджета, ограничения на расходы на оборону, ограничения на безработицу.

Центр по финансовым и банковским исследованиям предложил сформировать 4 группы пороговых значений:

  1. макроэкономическая, отражающая основные, фундаментальные особенности национальных интересов и утверждаемая на государственном уровне; 
  2. выявление и дополнение этих основных особенностей; 
  3. функциональный и отраслевой уровень; 
  4. регионы. 

Методологические основы определения количественных параметров пороговых значений экв. Безопасность - это выбор индикатора, взятого в качестве исходного для расчета. Главный нац. интерес страны в области экономики заключается в улучшении благосостояния людей. Этот показатель должен стать отправной точкой для определения порогового значения ВВП и ряда других связанных показателей.

Определение всех порогов должно начинаться с порога. ценности, характеризующие соц. сфера. Три показателя имеют ключевое значение: доля населения с более низкими доходами. как минимум, отношение доходов 10% наиболее обеспеченных слоев населения к доходам 10% наименее обеспеченных слоев населения, отношение среднего дохода на душу населения на одного члена семьи к уровню жизни. минимум. Мировой опыт показывает, что опасность социальных конфликтов минимальна, если проживает доля населения, живущего ниже. минимум 7-10% и разрыв между докс. богатые и бедные не превышают 10 раз.

На основании этих двух порогов рассчитывается пороговое значение для отношения дохода на душу населения к уровню жизни. минимум. Зная указанное соотношение, вы можете рассчитать необходимый порог для обеспечения. значения для социальной сферы, общий годовой объем денежных доходов населения и на его основе количественный параметр порогового значения для объема ВВП.

В процессе разработки списка пороговых значений для показателей экономической безопасности некоторые ученые поднимают вопрос о включении специального индекса, характеризующего развитие человека. В настоящее время он признан в мировой практике как наиболее точный, обобщающий показатель социального прогресса, личной безопасности и социального развития. сферы. Важный порог. значение в фин. Сфера - уровень монетизации экономики, выраженный в процентах от денежной массы к ВВП. 

Стабильность курса рубля, финансово-банковской системы зависит от объема золотовалютных резервов.

Именно отклонение является фактом и прогнозируемые параметры из пороговых значений показывают степень угрозы для эк. безопасность и порядок их устранения. Важно постоянно помнить об этих отклонениях и принимать меры для нейтрализации возможных негативных последствий. 

Одной из областей применения пороговых значений является рассмотрение наиболее важных нормативных актов и правительственных решений по экономическим вопросам с точки зрения экономической безопасности. 

Далее рассмотрим алгоритм анализа и оценки экономической безопасности региона. 

Для всесторонней комплексной характеристики причин и последствий территориальных кризисных ситуаций анализ проводится по следующим направлениям (подсистемам): 

  •  производственный потенциал;
  •  трудоустройство; 
  •  уровень жизни; 
  •  закон и порядок; 
  •  бюджетно-финансовая сфера; 
  •  научно-технический потенциал; 
  •  природная среда; 
  •  демографические процессы. 

Анализ экономической безопасности проводится в следующей последовательности: 

  • Составляется предварительный реестр объектов исследования: 
    • районы, области и республики, входящие в экономическую зону территории; 
    • крупные города, промышленные центры, территории с особым экономическим режимом, регионы с нарушенной экологией; 
    • территории с единым городским / районообразующим предприятием. 
  • Информация собирается для оценки экономической безопасности. 
  • Оценивается уровень экономической безопасности.
  • Разработка и анализ основных показателей (ИЭБ) проводится для оценки экономической безопасности в сферах жизнедеятельности территорий. 
  • Кризисные ситуации в регионах оцениваются по сферам жизни. По полученным показателям территории ранжируются по уровню экономической безопасности. 
  • Для кризисных территориальных образований проводится углубленный анализ причин и последствий кризисных ситуаций. 
  • Проведен анализ уровня угроз экономической безопасности в сфере поставок топлива и электроэнергии. 
  • Проведен анализ функционирования сферы обеспечения населения продовольствием.
  • Разрабатываются программно-целевые меры, направленные на локализацию и нейтрализацию влияния центров территориальных кризисных ситуаций. 

Полученные фактические значения показателей, основанные на экспертном мнении, упорядочены по уровням докризисных и кризисных ситуаций. 

Окончательные значения расчетов позволяют нам сделать вывод об экономической безопасности территории и, в случае критической ситуации или экономической катастрофы, принять решение о введении чрезвычайного положения. 

Далее рассмотрим методы определения оценок экономической безопасности.

В настоящее время в экономической литературе индикативный подход (приведенный выше) выделяется как метод определения критериев, то есть использования различных показателей. Показатели представляют собой пороговые (предельные) значения различных показателей социально-экономической системы. 

Вне этих ценностей система теряет способность к динамическому саморазвитию, конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках, страдает от внутреннего и внешнего ограбления национального богатства страны, коррупции. Однако, по мнению ряда экономистов, важны не сами показатели, а их динамика. Поскольку только динамика отражает соотношение показателей и пороговых значений, обозначающих изменения в развитии системы.

В этом случае оценка экономической безопасности осуществляется путем сравнения фактических показателей (абсолютных и относительных) деятельности с показателями. 

Существенным недостатком этого подхода является сложность определения точности и достоверности показателей, отсутствие комплексных руководств для определения показателей, которые бы учитывали специфику социально-экономической системы.

Так, в Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации указано, что для ее реализации должны быть разработаны количественные и качественные параметры состояния экономики, выход за пределы которых создает угрозу экономической безопасности страны, что дает право предполагать использование индикативного подхода к оценке экономической безопасности Российской Федерации.

Между тем разработка методологии построения крайне критических показателей очень сложна. Это связано прежде всего со сложностью российской статистики, достоверность и надежность которой часто критикуют. Таким образом, Федеральная служба государственной статистики Российской Федерации не рассчитывает дефлятор ВВП, а правительство использует собственные оценки этого трудоемкого показателя. Определение экстремальных пороговых значений является грехом субъективности и эклектики. Пороговыми значениями являются данные по отдельным (или групповым) развитым странам, а также по самой Российской Федерации в лучшие времена или оценки различных авторов.

На основе анализа современной литературы по проблемам экономической безопасности могут быть агрегированы следующие методы оценки и измерения уровня экономической безопасности: 

1. Метод анализа и обработки сценария предполагает, исходя из анализа динамики развития социально-экономической системы, разработки научно обоснованных прогнозов дальнейшего развития и принятия определенных решений в конкретных областях управленческой деятельности.

Сценарий является определенной относительной, условной оценкой возможного развития системы, поскольку он всегда строится в рамках предположений о будущих условиях развития. Которые чаще всего принципиально непредсказуемы. Другими словами, сценарий отвечает на вопрос: «Что может быть, если условия для развития системы будут развиваться следующим образом ...?» Как вы знаете, больше ничего нельзя узнать о будущем любой системы, и в этом смысле сценарий отражает предсказательные возможности науки. 

2. Метод экспертных оценок предполагает, при оценке экономической безопасности, использование мнения специалиста или группы специалистов, основанных на профессиональном, научном и практическом опыте. 

3. Метод оптимизации.

4. Теоретико-игровые методы. Предшественником теоретико-игрового метода были традиционные встречи на разных уровнях управления. Как правило, такие встречи принимают важные технологические, экономические и социальные решения. Встреча проходит за несколько сеансов игры - обычно 10-12. На первом занятии все участники вводят свои максимальные требования в компьютер. После обработки этих данных компьютер выдает решение каждому участнику собрания.

Если этот вариант по отношению к установленной модели является неправильным или неосуществимым, то каждому участнику даются рекомендации по желаемым изменениям первоначальных требований. После обсуждения участники вносят коррективы, и процесс продолжается либо до достижения консенсуса, либо до принятия общего решения о неэффективности нового продукта и нецелесообразности его производства (отрицательное решение). 

5. Математические методы (метод теории нечетких систем и др.)

6. Метод, основанный на расчете средневзвешенных значений для каждой группы показателей (с учетом рейтинга стран в соответствии с методологией Всемирного банка: - высокий, - средний и слаборазвитый). Суть этого метода заключается в том, что значения параметров для конкретной страны определяются и идентифицируются показатели: «опережающие», «совпадающие», «отстающие» по отношению к среднему миру. Полученные результаты объединены в группы с различными уровнями отклонений от стандартов. 

Группа I объединяет показатели с отклонениями от среднемировых значений от 0 до 10% (приемлемый уровень безопасности). 

Группа II объединяет показатели, которые отклоняются от среднемировых значений от 10 до 25% (критическая ситуация в экономике).

Группа III объединяет показатели с отклонениями от 25% до 50% (экономический кризис). 

Группа IV - показатели с отклонением значений более 50% (экономическая катастрофа). 

7. Использование интегрального показателя уровня экономической безопасности (индекса экономической безопасности). Индекс является составным, отражает гармоничное развитие социально-экономической системы, взаимосвязанно охватывает все сферы экономики (социальную, финансовую, внешнеэкономическую). 

Из вышеизложенного целесообразно сделать вывод: рассмотренные критерии и методы позволяют с одной стороны, для оценки степени знания этой проблемы, с другой - сделать вывод об отсутствии наиболее полного, надежного метода оценки экономической безопасности в современных условиях. 

Заключение

Таким образом, мы можем сделать вывод, что экономическая безопасность является частью общей системы национальной безопасности страны. Это затрагивает почти все аспекты жизни государства, общества и экономики. 

Его развитие необходимо рассматривать в общем контексте формирования государственной системы национальной безопасности. Ведь его следует не только включить в современную мировую экономику, но и предсказать его роль и место в мировом разделении труда. 

Нельзя игнорировать тот факт, что никто не собирается решать российские проблемы в ущерб своим национальным интересам. Поэтому при принятии решений по обеспечению экономической безопасности необходимо с осторожностью относиться к советам других стран, которые при осуществлении своей внешней политики в первую очередь заботятся о своих собственных интересах.

Конечно, зарубежный опыт следует использовать, но с учетом российской специфики экономической ситуации.