Кредитно-денежная политика при изменении уровня цен

Предмет: Макроэкономика
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 10.05.2019

 

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых рефератов по макроэкономике:

 

Много готовых рефератов по макроэкономике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

 
 
 
 


Введение:

Одним из необходимых условий устойчивого развития равновесия национальной экономики является формирование четкого механизма денежно-кредитного регулирования. Денежно-кредитная политика государства представляет собой комплекс мер, регулирующих функционирование национальной валютной системы с целью регулирования экономической ситуации и достижения стратегических целей экономического развития страны. В идеале, денежно-кредитная политика должна обеспечивать стабильность цен, полную занятость и экономический рост - это ее высшие и конечные цели. [1, с. 462]

Денежно-кредитная политика приводит к изменению значений основных макроэкономических параметров: валового национального продукта, инфляции и безработицы. Это связано с тем, что с помощью монетарных методов можно изменить предложение денег в экономической системе.

Денежно-кредитная политика является важнейшим методом государственного регулирования общественного воспроизводства с целью обеспечения наиболее благоприятных условий для развития рыночной экономики.

Центральный банк-эмитент государства выступает в качестве проводника денежно-кредитной политики. Разработка денежно-кредитной политики в Республике Беларусь осуществляется Национальным банком Республики Беларусь совместно с Правительством страны, реализация осуществляется путем достижения определенных показателей развития, которые утверждаются специальной программой развития.

Денежно-кредитная политика Центрального банка является неотъемлемой частью единой государственной экономической политики. При разработке прогноза экономического развития страны указываются показатели, которых экономика должна достичь на определенных этапах времени, в частности, развитие рынка капитала, развитие банковской и платежной систем, обеспечение стабильности национальной валюты, повышение спроса экономики. за деньги и т. д.

Основная цель денежно-кредитной политики состоит в том, чтобы помочь экономике достичь полного выпуска продукции, отсутствия инфляции и роста. В нашей стране на данном этапе рациональная денежно-кредитная политика должна минимизировать инфляцию и спад производства и предотвратить рост безработицы. При разработке и реализации оптимальной денежно-кредитной политики возникает ряд проблем и ограничений. Сложность заключается в том, что достижение хороших результатов в одних отношениях, как правило, приводит к ухудшению в других. В частности, стимулирование инвестиций усиливает инфляцию, а рост деловой активности за счет увеличения доходов также обычно сопровождается ростом цен. В то же время меры, направленные на борьбу с инфляцией, ухудшают уровень занятости. [2, с. 265]

Целью данной курсовой работы является изучение денежно-кредитной сферы современной экономики, а также рассмотрение особенностей ее функционирования в экономике Республики Беларусь.

Задачами работы являются: раскрытие сущности денежной сферы; анализ основных целей денежно-кредитной политики; изучая ее инструменты; выявление особенностей реализации денежно-кредитной политики; рассмотрение особенностей функционирования денежно-кредитной сферы в экономике Республики Беларусь.

В первой главе раскрывается сущность денежно-кредитной сферы, ее значение, описываются ее основные цели, задачи, методы и инструменты, используемые государством для реализации денежно-кредитной политики. Во второй главе описаны особенности денежно-кредитной сферы в белорусской экономике, а также основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь.

Денежно-кредитная политика

Понятие, цели и инструменты денежно-кредитной политики

Денежно-кредитная (монетарная) политика является важнейшим элементом современной макроэкономической политики. Денежно-кредитная политика означает совокупность мер, принимаемых в денежно-кредитной сфере для регулирования экономики.

Денежно-кредитная политика на макроуровне представляет собой комплекс мер, предпринимаемых Центральным банком (ЦБ) в области денежного обращения и кредитных отношений, чтобы дать макроэкономическим процессам направление развития, в котором нуждается государство.

Он разработан и внедрен Центральным банком страны, который в то же время действует в соответствии с экономической политикой, проводимой правительством. Объектами регулирования являются денежная масса и связанные с ней параметры. Основными субъектами денежно-кредитной политики являются Центральный банк, коммерческие банки и другие финансовые институты. В то же время это влияет на положение практически каждого хозяйствующего субъекта, будь то государственное учреждение, компания или домашнее хозяйство.

Конечные цели денежно-кредитной политики: устойчивый экономический рост; высокий уровень занятости; стабильный уровень цен; Платежный баланс страны.

В то же время невозможно достичь всех целей, поскольку если некоторые из них соответствуют друг другу, то другие находятся в состоянии противоречия. Например, обеспечение высоких и устойчивых темпов экономического роста, несомненно, приведет к повышению уровня занятости. Однако действия, направленные на стабилизацию уровня цен, могут сопровождаться ростом безработицы. Следовательно, необходимо установить иерархию целей денежно-кредитной политики, учитывая, что приоритет обычно отдается поддержанию стабильного уровня цен. [3, с.128]

Промежуточными целями являются: денежная масса (денежная масса) и процентная ставка. Другие возможные цели могут включать: обменный курс национальной валюты; разница между долгосрочными и краткосрочными процентными ставками; величина займа; индексы цен на товары.

Следует отметить, что Центральный банк не придерживается когда-то выбранных целей, он может менять их в зависимости от состояния экономики и задач, стоящих перед обществом.

Таким образом, денежно-кредитная политика - это государственная политика, которая влияет на количество денег в обращении, чтобы обеспечить стабильность цен, полную занятость и рост реального производства.

Эффективность денежно-кредитной политики зависит от выбора инструментов денежно-кредитного регулирования. Различают их различные классификации. Они делятся на общие, влияющие на рынок ссудного капитала, и выборочные, предназначенные для регулирования определенных форм кредитования.

Основными инструментами денежно-кредитной политики являются:

1) изменение учетной ставки;

2) изменения в резервных требованиях;

3) операции на открытом рынке.

Изменение учетной ставки (ставки рефинансирования) является старейшим методом денежно-кредитного регулирования. Он основан на праве Центрального банка предоставлять кредиты тем коммерческим банкам, которые имеют сильное финансовое положение, но в силу определенных обстоятельств нуждаются в дополнительных средствах. [4, с.445] За предоставление средств Центральный банк взимает определенный процент с коммерческой. Ставка этого процента называется учетной ставкой. Таким образом, учетная ставка - это ставка, по которой Центральный банк предоставляет кредиты коммерческим банкам. Центральный банк использует этот метод для контроля денежной массы и, следовательно, денежной массы. [5, с. 289]. С уменьшением учетной ставки наблюдается рост спроса коммерческих банков на кредиты. «Предоставляя их, Центральный банк увеличивает резервы коммерческих банков заемщиков на соответствующую сумму. Эти резервы являются избыточными, поскольку, как правило, обязательные резервы не требуются для поддержания таких кредитов. Поэтому коммерческие банки могут использовать средства, взятые у ЦБ, для кредитования, тем самым увеличивая денежную массу. [4, с.445] Увеличение денежной массы приводит к уменьшению процентной ставки по кредитам, то есть процента, при котором кредиты предоставляются предпринимателям и населению. Кредит становится дешевле, что стимулирует развитие производства.

Если центральный банк повысит учетную ставку, коммерческие банки будут стремиться компенсировать убытки, вызванные его ростом (увеличением стоимости кредита), путем повышения процентных ставок по кредитам, предоставляемым заемщикам. Изменение учетной ставки напрямую влияет на изменение процентных ставок по кредитам коммерческих банков. Последнее является основной целью данного метода денежно-кредитной политики Центрального банка. Например, повышение официальной ставки дисконтирования в период нарастания инфляции приводит к увеличению процентной ставки по кредитным операциям коммерческих банков, что приводит к их снижению, поскольку кредит становится дороже, и наоборот. [6]

Таким образом, изменение учетной ставки влияет на кредитный сектор. Во-первых, сложность или облегчение способности коммерческих банков получать кредит от Центрального банка влияет на ликвидность кредитных организаций. Во-вторых, изменение официального курса означает более дорогой или более дешевый кредит для коммерческих банков для клиентов.

Также изменение официальной ставки Центробанка означает переход к новой монетарной политике, которая заставляет коммерческие банки вносить необходимые коррективы в свою деятельность.

Недостатком использования рефинансирования при проведении денежно-кредитной политики является то, что этот метод влияет только на коммерческие банки. Если рефинансирование используется мало, то этот метод практически полностью теряет свою эффективность.

Изменение резервных требований. Резервирование возникло как необходимость гарантировать вкладчикам выплату денег в случае банкротства банка. Но кризис 1929 - 1933 гг. Показал, что обязательные резервы на эту роль оказались неэффективными. Чтобы гарантировать возврат средств, они начали использовать страхование вкладов, и обязательное резервирование теперь является одним из основных инструментов денежно-кредитного регулирования.

Обязательные резервы выполняют две основные функции:

Во-первых, они служат обеспечением обязательств коммерческих банков по вкладам своих клиентов. Периодически изменяя норматив обязательных резервов, Центральный банк поддерживает степень ликвидности коммерческих банков на минимально приемлемом уровне в зависимости от экономической ситуации;

во-вторых, они являются инструментом, который используется центральным банком для регулирования денежной массы в стране. Изменяя соотношение резервных резервов, Центральный банк регулирует масштабы активных операций коммерческих банков (в основном, объем выданных ими кредитов) и, следовательно, возможность размещения депозитов. Изменение нормы обязательных резервов влияет на прибыльность кредитных организаций. Таким образом, в случае увеличения обязательных резервов, похоже, наблюдается снижение прибыли. Этот метод служит наиболее эффективным антиинфляционным агентом.

Недостаток этого метода заключается в том, что некоторые учреждения, в основном специализированные банки с незначительными депозитами, находятся в более выгодном положении по сравнению с коммерческими банками с большими ресурсами.

При использовании этого метода денежно-кредитной политики следует иметь в виду, что даже небольшие изменения в резервных требованиях вызывают значительные сдвиги в объеме резервов, масштабах и структуре кредитных операций. Частые и существенные изменения в резервных нормах могут даже привести к нарушению валютно-финансового равновесия экономики. Поэтому они осуществляются во время инфляции, спада производства, когда необходимы мощные средства. Следует отметить, что в развитых странах все меньше и меньше прибегают к изменениям резервных норм в качестве способа регулирования денежной массы. [5, с. 292]

Операции на открытом рынке. Постепенно два метода денежно-кредитного регулирования, описанные выше (изменение учетной ставки и изменение резервных требований), утратили свое первостепенное значение, и основным инструментом денежно-кредитной политики стало вмешательство Центрального банка, которое называлось операциями на открытом рынке.

Этот метод заключается в том, что Центральный банк осуществляет операции купли-продажи ценных бумаг в банковской системе. Приобретение ценных бумаг у коммерческих банков увеличивает ресурсы последних, соответственно увеличивая их кредитные возможности, и наоборот. Центральный банк периодически вносит изменения в указанный метод кредитного регулирования, меняет интенсивность своих операций, их периодичность.

Операции на открытом рынке стали решающим инструментом денежно-кредитного регулирования по следующим причинам: во-первых, проводя их, Центральный банк не зависит от коммерческих; во-вторых, государственные ценные бумаги могут продаваться и покупаться в разных количествах, что означает, что они могут в различной степени влиять на денежную массу. [5, с. 292]

В форме проведения рыночных операций Центральный банк с ценными бумагами может быть прямым или обратным. Прямая транзакция - это обычная покупка или продажа, а обратная операция заключается в покупке и продаже ценных бумаг с обязательной обратной транзакцией по заранее определенной ставке. Гибкость реверсивных операций, более мягкий эффект их воздействия придают популярность этому инструменту регулирования. [7] Если вы посмотрите, то увидите, что по сути эти операции аналогичны рефинансированию под залог ценных бумаг. Центральный банк предлагает коммерческим банкам продать ему ценные бумаги на условиях, определенных на основе аукционных торгов, с обязательством продать их обратно через 4-8 недель. Более того, процентные платежи, которые «накапливаются» по этим ценным бумагам в течение периода их владения центральным банком, будут принадлежать коммерческим банкам. »

Таким образом, операции на открытом рынке, как метод денежно-кредитного регулирования, значительно отличаются от двух предыдущих. Основным отличием является использование более гибкого регулирования, поскольку объем покупки ценных бумаг, а также процентная ставка, используемая в этом случае, могут меняться ежедневно в соответствии с направлением политики Центрального банка. Коммерческие банки, учитывая указанную особенность этого метода, должны тщательно следить за своим финансовым положением, избегая при этом ухудшения ликвидности.

Избирательными инструментами денежно-кредитной политики являются:

1. Контроль над отдельными видами кредитов;

2. Регулирование риска и ликвидности банковских предприятий;

3. установленная законом маржа;

4. Призывы.

Контроль над определенными видами кредитов часто применяется к кредитам, обеспеченным биржевыми ценными бумагами, ипотекам, потребительским кредитам для покупки товаров в рассрочку. Здесь центральный банк может поручить финансовым учреждениям делать специальные депозиты в центральном банке в случае увеличения вышеуказанных типов кредитов.

Регулирование риска и ликвидности банковских предприятий. Существует множество государственных нормативных актов, регулирующих деятельность банков. Эти положения касаются риска и ликвидности банковских операций. Риск банковской деятельности определяется не через оценку финансового положения должников, а через соотношение выданных кредитов к сумме собственных средств банка.

Маржа, установленная законом. Фондовая биржа является необходимым институтом рыночных экономических отношений. Фондовые биржи являются рынками ценных бумаг компании. Однако безудержная спекуляция на финансовом рынке создает для экономики серьезные проблемы. Падение цен на акции может привести к гибели как предприятий, так и частных лиц, что, в свою очередь, приведет к сокращению инвестиций и потребительского спроса и подтолкнет экономику к рецессии. Предусмотренная законом маржа используется в качестве меры против чрезмерной спекуляции на фондовой бирже. Маржа - минимальная доля стоимости приобретаемых ценных бумаг, которая выплачивается из собственных средств покупателя. Например, с наценкой 60%, покупая пакет ценных бумаг на сумму 1 миллион долларов, покупатель должен заплатить 600 тысяч долларов своими собственными деньгами, и только 400 тысяч долларов могут пополнить средства, полученные в кредит. Маржа повышается, когда желательно ограничить спекулятивные покупки акций, и падает, чтобы оживить рынок. [8]

Увещевания. Управляющие денежно-кредитными учреждениями могут рекомендовать коммерческим банкам следовать определенной политике. Например, ограничьте ежегодное расширение кредита, поскольку это может иметь негативные последствия для банковской системы и экономики в целом.

Таким образом, современные государства имеют целую систему методов регулирования экономики, и инструменты, из которых она состоит, различаются не только с точки зрения их влияния на кредитный рынок, но и сфер их применения, что, при правильной оценке, позволяет найти оптимальное решение, которое выводит страну из вероятного кризиса.

Виды и понятия денежно-кредитной политики

Существует два в значительной степени противоположных варианта проведения денежно-кредитной политики:

1. Политика дорогих денег («политика ограничения кредитования»);

2. Политика дешевых денег («кредитная экспансия»).

В условиях инфляции проводится политика «дорогих денег». Он направлен на сокращение предложения денег путем ужесточения условий и ограничения объема кредитных операций коммерческих банков. «Центральный банк, проводя политику ограничения, предпринимает следующие действия: продает государственные ценные бумаги на открытом рынке; увеличивает резервный коэффициент; увеличивает учетную ставку. Если эти меры недостаточно эффективны, Центральный банк применяет административные ограничения: он снижает потолок для кредитов, ограничивает депозиты, уменьшает объем потребительских кредитов и т. Д. »[5, c.299], например,« повышение ставки рефинансирования заставляет коммерческие банки вносить коррективы в текущую процентную политику. Кредиты становятся все более дорогими и, следовательно, менее доступными для клиентов. В то же время повышение ставки по кредитам стимулирует склонность населения к сбережениям. Можно ожидать, что спекулятивный иностранный капитал начнет все более активно поступать в страну. Требования к выбору инвестиционных проектов возрастают. [9, с.460] Политика «дорогих денег» является основным методом антиинфляционного регулирования.

В периоды спада производства проводится политика «дешевых денег» для стимулирования деловой активности. «Он заключается в расширении масштабов кредитования, ослаблении контроля над ростом денежной массы и увеличении денежной массы. Для этого Центральный банк покупает государственные ценные бумаги; уменьшает резервный коэффициент и учетную ставку. Создаются более благоприятные условия для предоставления кредитов субъектам хозяйствования. [5, с.299] «Наличие« дешевых денег »способствует значительному снижению себестоимости продукции. Это особенно важно для тех предприятий, которые традиционно используют банковский кредит в больших объемах (торговля, сезонное производство и т. Д.)

Политика «дешевых денег» в финансовом секторе всегда дополняется курсом «мягких бюджетных ограничений». Это означает, что кредитные эмиссии Центрального банка страны используются совершенно свободно для покрытия дефицита. Неизбежным спутником политики «дешевых денег» и мягких бюджетных ограничений являются инфляция спроса и обесценивание национальной валюты. [9, с.459]

Центральный банк выбирает тот или иной тип денежно-кредитной политики исходя из состояния экономики страны. При разработке денежно-кредитной политики необходимо учитывать, что, во-первых, между проведением события и появлением эффекта от его реализации проходит определенное время; Во-вторых, монетарное регулирование может влиять только на монетарные факторы нестабильности.

Концепции денежно-кредитной политики. Денежно-кредитное плечо издавна занимало не последнее место в теории государственного регулирования экономики. В экономической теории существуют различные концепции денежно-кредитного регулирования.

Неоклассическая концепция

Экономисты классической (неоклассической) школы последней трети XIX - начала XX веков верили в эффективную саморегулирующуюся и саморазвивающуюся рыночную экономику, отрицали необходимость широкомасштабного вмешательства государства в экономические процессы и считали деньги только в качестве оболочки для номинального выражения реальных ценностей, таких как объем производства, доход, инвестиции и т. д.

Они считали, что реальный объем производства определяется основными факторами производства общества: трудовыми ресурсами; Производственные мощности; природные ресурсы, то есть факторы, которые изменяются только в долгосрочной перспективе. В частности, многие экономисты в этой школе считали, что объем производства и скорость обращения денег имеют тенденцию к естественному уровню и не зависят от влияния денег и денежно-кредитной политики. [десять]

Значительный вклад в модернизацию количественной теории денег внес выдающийся представитель математической школы И. Фишер (1867 - 1947). В экономической теории его математическое уравнение обмена хорошо известно:

MV = PQ,

где M - количество денег в обращении, V - скорость обращения денег, P - уровень цен, Q - уровень реального выпуска. В этом уравнении MV характеризует предложение денег в экономике, а PQ - спрос на деньги.

Неоклассики утверждали, что пропорциональное изменение номинальной суммы денег вызовет только пропорциональное изменение абсолютного уровня цен. Поэтому они пришли к выводу, что денежно-кредитная политика была неэффективной, и призвали правительство позаботиться, прежде всего, о сбалансированном государственном бюджете, избегая его дефицита.

Мировой экономический кризис 1929 - 1933 гг. Поставил под сомнение основные положения неоклассической теории, которая практически исключала возможность затяжных кризисов и вынужденной безработицы в рыночной экономике. Оказалось, что классическая количественная теория денег и цен, действующая на длительные промежутки времени, не смогла решить проблемы, вызванные кризисом.

Кейнсианская концепция

Самым известным теоретическим обоснованием вмешательства государства в рыночную экономику была книга Дж. Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег» (1936). Кейнс совершил настоящую революцию в макроэкономике, радикально изменив взгляды экономистов и правительства на деловые циклы и экономическую политику. Новая экономическая теория исходила из того факта, что современная рыночная экономика, автоматически стремящаяся к равновесию, может прийти в состояние равенства совокупного спроса и совокупного предложения, при котором фактический объем производства значительно ниже потенциального и значительной части рабочей силы. состоит из безработных.

Основные положения концепции. «Дж. Кейнс и его последователи отрицают связь между инвестициями предпринимателей и сбережениями населения, поскольку они продиктованы разными мотивами. Сбережения не всегда вкладываются в банк и поэтому не могут использоваться предпринимателями в качестве кредита. Такие колебания». В инвестициях вызывают изменения в уровне реального производства, занятости и цен.

В то же время кейнсианцы считают, что современные рынки не способны автоматически регулировать спрос и предложение и, прежде всего, соотношение между ценами и заработной платой. Монополии могут искусственно поддерживать высокие цены, несмотря на снижение спроса. Это приводит к тому, что рыночное регулирование не является гибким, и снижение спроса на продукты, хотя и ведет к падению цен, не обязательно приводит к снижению ставок заработной платы и обеспечивает полную занятость.

Поскольку рынок не может служить саморегулятором экономики и обеспечивать полную занятость, стабильность производства и цены, кейнсианцы считают, что государство должно играть активную роль в реализации этих задач. Государственное вмешательство должно состоять из фискальной и денежно-кредитной политики, которая смягчает повторяющиеся спады и резкий рост производства.

Чтобы объяснить механизм государственного регулирования экономики, обратимся к основным составляющим совокупных затрат на производство чистого внутреннего продукта (PMI):

FVP = Потребление (личное) (C) + Инвестиции + Государственные закупки (G) + Чистый экспорт (Xn).

Следует иметь в виду, что государственные закупки товаров и услуг являются основным компонентом общих затрат, важным элементом политики государственного регулирования. В то же время увеличение (уменьшение) государственных расходов способствует увеличению (уменьшению) объема внутреннего производства. Поэтому во время рецессии государство должно увеличивать свои расходы, а во время инфляции - сокращать их. Важно подчеркнуть, что такие затраты влияют на уровень производства и, следовательно, непосредственно на занятость. Налоговая и денежно-кредитная политика, напротив, косвенно влияют на объем производства. Таким образом, налоги оказывают непосредственное влияние на потребление, а через него и косвенно, на национальное производство.

Кейнсианцы, в отличие от монетаристов, не считают денежно-кредитную политику важным средством регулирования экономики. Поскольку предложение денег приводит к изменению процентной ставки, а последняя отражается в инвестиционных займах, регулирующая роль денег и процентной ставки, в частности, не столь значительна, как государственные расходы. Этот вывод привел последователей Кейнса к провозглашению известного тезиса: «деньги не имеют значения». [12, с. 144]

Монетаристская концепция

Послевоенный период до конца 60-х - начало 70-х годов. Отмечены наиболее благоприятные процессы социально-экономического развития ведущих западных стран за все предыдущие 100 лет. Однако на рубеже 60-х и 70-х годов. просчетов в кейнсианской концепции экономического регулирования не выявлено. Они состоят в том, чтобы недооценивать опасность инфляции, преувеличивать роль прямых государственных инвестиций и бюджетных методов регулирования ситуации, переоценивать реальный эффект дефицитного финансирования. [десять]

Дискредитация и кризис кейнсианства способствовали восстановлению роли денег в экономике и реанимации забытых монетарных теорий. М. Фридман и его последователи, известные в экономическом мире как монетаристы, разработали современную количественную теорию денег, которая стала чрезвычайно популярной в 70-х годах.

Кейнсианцы считают фискальную политику основным средством стабилизации экономики, поскольку государственные расходы на товары и услуги служат компонентом общих расходов и, таким образом, напрямую влияют на изменения общего уровня производства. Налоговые поступления, составляющие вторую часть фискальной политики, напрямую влияют на доход, который идет на потребление и сбережения. Кейнсианцы не отвергают влияние денежно-кредитной политики, но, по их мнению, оно гораздо меньше проявляется во время рецессии или депрессии.

Монетаристы считают, что фискальная политика не может служить надежным средством стабилизации экономики. Они пытаются обосновать свою позицию так называемым «эффектом замещения», согласно которому увеличение государственных расходов приведет к дефициту бюджета, а правительство обратится к банкам за кредитами. В результате спрос на деньги на финансовых рынках увеличивается, в результате чего повышается процентная ставка. В связи с этим спрос на деньги для инвестиций уменьшается, а уменьшение последних приводит к снижению общих затрат и, тем самым, к снижению ЧПП. Следовательно, политика, проводимая для стабилизации экономики, не достигает своей цели, поскольку государство, прибегая к кредитам на финансовом рынке, заменяет или, точнее, вытесняет на него частный бизнес. [одиннадцать]

Монетаристы, основываясь на том факте, что денежная масса играет решающую роль в экономической деятельности, считают, что основным условием успешной стабилизации является проведение правильной денежно-кредитной политики.

Но проведение правильной денежно-кредитной политики сталкивается с определенными трудностями.

Во-первых, между изменением денежной массы и ее влиянием на номинальный CVP проходит довольно длительный промежуток времени. Это отставание может быть относительно коротким (от 6 до 8 месяцев) или длительным (до 2 лет). Вероятность точного определения момента, когда денежная масса начинает действовать по номинальному CVP, мала. Более того, если, например, некоторые признаки указывают на спад в экономике, то они обычно прибегают к политике дешевых денег, то есть к низким процентным ставкам. Но через полгода может оказаться, что экономика находится на грани инфляции, в результате чего принятая политика может не ослабить, а усилить дестабилизацию и вызвать дальнейший рост инфляции. Во-вторых, есть трудности в регулировании процентных ставок. Иногда вместо их повышения кредитные учреждения в целях стабилизации могут снизить эти ставки и тем самым вызвать дальнейший рост инфляции. С точки зрения монетаристов, оптимальной политикой для долгосрочных интервалов времени является политика, рассчитанная на непрерывный рост денежной массы, приблизительно равный трехпроцентному уровню роста реального выпуска. В этом случае растущая денежная масса будет способствовать общим затратам и, следовательно, росту производства.

Компромисс между кейнсианцами и монетаристами возможен только тогда, когда экономическая система полностью занята. Однако известно, что полная занятость в условиях частного предпринимательства является недостижимым условием.

Следует также обратить внимание на разницу в подходах монетаристов и кейнсианцев к рассмотрению более общего вопроса о возможности и необходимости рыночного регулирования.

Монетаристы выступают против вмешательства государства в экономику, считая ее не только бесполезной, но и вредной из-за некомпетентности, бюрократии и подавления экономической свободы людей. Глава монетаристской школы М. Фридман опирается на идеи А. Смита, который считал, что человек, заботясь о своих интересах, способствует достижению целей общества более эффективно, чем когда он сознательно стремится к этому (так называемый принцип «невидимой руки» и экономическая свобода А. Смита)

Кейнсианцы считают, что рынок не является саморегулируемой системой, и вмешательство правительства должно осуществляться во время циклических спадов и подъемов в бизнесе с помощью фискальной политики, прежде всего через соответствующую налоговую систему, частично фиксирующую процентную ставку и другие методы.

Таким образом, монетаристская модель уделяет основное внимание процессам самоорганизации экономической системы в целом и рыночного механизма в частности. Но следует иметь в виду, что такая система не может быть исключительно самоорганизующейся, она также предполагает определенное регулирующее воздействие. Кейнсианская модель, напротив, подчеркивает необходимость внешнего регулирования экономической системы, то есть вмешательства государства.

Следовательно, эти модели отражают различные аспекты экономического развития и поэтому должны дополнять, а не исключать друг друга.

Современная денежная теория все больше приобретает синтетические формы моделей, которые включают элементы кейнсианства, монетаризма и неоклассицизма. В целом в экономической науке сформировалось направление, называемое «неоклассическим синтезом», которое включает в себя различные точки зрения по ряду вопросов теории и практики функционирования современной смешанной экономики.

Денежно-кредитная политика в Республике Беларусь

Основные направления денежно-кредитной политики в Республике Беларусь

Денежно-кредитная политика, являясь неотъемлемой частью национальной социально-экономической политики, имеет многофункциональный характер и должна обеспечивать решение проблем, вытекающих из общего контекста социально-экономического развития страны и макроэкономического положения, а также связанных с особенностями Банковский сектор («система кровообращения экономики»), который должен обеспечить безопасность и эффективное распределение активов предприятий и домохозяйств, нормальный ход платежного процесса [13, с. 86-93]. Все эти задачи одинаково важны и взаимосвязаны. Эффективность денежно-кредитной политики определяется тем, как можно сбалансировать и учесть все стоящие перед ней задачи, решение которых требует применения различных, иногда разнонаправленных мер.

В переходной экономике проблемы определения направлений, выбора и реализации инструментов денежно-кредитной политики особенно сложны из-за того, что рыночные механизмы экономического регулирования, как правило, недостаточно развиты, а банковская система не имеет значительных финансовых организационно-технологический потенциал. Кроме того, специфика общественно-политической ситуации, бизнес-культуры, сложившихся стереотипов отношений между различными социальными группами также во многом определяют диапазон возможных альтернатив как для социально-экономической политики в целом, так и для денежно-кредитной политики в частности, эффективность различные формы организации и инструменты регулирования экономических процессов. Денежно-кредитная политика Республики Беларусь направлена ​​на устойчивое углубление финансово-экономической стабильности, последовательное достижение нормальных, в соответствии с международными стандартами, темпов инфляции и девальвации. В то же время Национальный банк Республики Беларусь исходит из того, что такой вариант денежно-кредитной политики является оптимальным, что резкие скачки уровней процентных ставок и курса национальной валюты недопустимы.

Из Указа Президента Республики Беларусь № 419 от 25 сентября 2012 года:

«Целью денежно-кредитной политики в 2013 году является снижение инфляции с помощью монетарных инструментов с учетом мер экономической политики, предпринимаемых Правительством Республики Беларусь.

Наряду с достижением цели денежно-кредитной политики Национальный банк и Правительство Республики Беларусь продолжают осуществлять меры, направленные на поддержание валютных резервов государства на уровне, обеспечивающем экономическую безопасность страны.

Инструменты денежно-кредитной политики в 2013 году направлены на достижение цели сдерживания инфляции с учетом возникающих внешних и внутренних макроэкономических условий.

Ключевую роль играет процентная политика, приоритетом которой является поддержание положительного (в реальном выражении) уровня процентных ставок в экономике как важного условия обеспечения стабильности и сохранения сбережений инвесторов. Учитывая замедление инфляционных процессов, ставка рефинансирования к концу 2013 года составит 13-15 процентов годовых. »

Таким образом, денежно-кредитная политика Республики Беларусь направлена ​​на замедление инфляционных процессов и создание условий для устойчивого и сбалансированного развития экономики страны.

Особенности денежно-кредитной политики в Республике Беларусь

В этом году экономика страны переживает стремительную стабилизацию. Показатели внешнеэкономической деятельности улучшились, предложение иностранной валюты неуклонно превышает спрос на нее. Инфляция снизилась с уровня гиперинфляции до умеренного уровня.

Среди наиболее значимых мер по стабилизации денежных процессов:

1) отказ от долевого кредитования государственных программ. С 1 июня 2011 года Национальный банк полностью прекратил кредитование государственных программ за счет собственных средств. Соответствующее обязательство закреплено в соглашении с Антикризисным фондом ЕврАзЭС. Банковское рефинансирование осуществляется исключительно на рыночных условиях, на короткие сроки и только в рамках стандартных инструментов регулирования ликвидности. При необходимости Национальный банк может изъять ликвидность, чтобы не допустить чрезмерного роста денег в экономике.

2) поддержание положительного уровня реальных процентных ставок.

Это потребовало резкого повышения номинальных процентных ставок во второй половине 2011 года. Учетная ставка Национального банка была увеличена с 10,5% годовых на 1 января 2011 года до 45% годовых на 1 января 2012 года. Средние процентные ставки межбанковский рывок был увеличен с 10,6% годовых в декабре 2010 года до 62,3% годовых в декабре 2011 года;

3) использование гибкого механизма обменного курса.

Система обменного курса, при которой были установлены строгие границы колебаний обменного курса для каждого года, сегодня, в условиях высокой глобальной нестабильности, не позволяет адекватно реагировать на изменения внешних условий и поддерживать сбалансированную экономику. В то же время режим гибкого обменного курса позволяет обменному курсу реагировать на изменения внешнеэкономической ситуации, автоматически исправляя внешнеэкономические дисбалансы. Поэтому Национальный банк стремится постепенно повышать гибкость обменного курса. В 2011 году был осуществлен переход в режим «управляемого плавания».

Основной целью денежно-кредитной политики Национального банка в сочетании с экономическими мерами правительства в 2012 году является снижение инфляции до 19 - 22%.

Важнейшей задачей является увеличение международных резервных активов. Это помогает повысить доверие к денежно-кредитной политике и расширяет возможности Национального банка по проведению валютных интервенций и сглаживанию колебаний обменного курса.

Поэтому наряду со снижением инфляции Национальный банк и Правительство осуществляют меры, направленные на постепенное доведение резервов до уровня, обеспечивающего экономическую безопасность страны.

Основными источниками прироста международных резервных активов в 2012 году были: сбалансированная внешняя торговля и прямые иностранные инвестиции в экономику страны.

Достижение целей во многом зависит от баланса фискальной и монетарной политики.

Инструменты денежно-кредитной политики направлены на замедление инфляционных процессов с учетом возникающих внешних и внутренних макроэкономических условий.

Политика Национального банка в отношении процентных ставок направлена ​​на поддержание денежно-кредитной стабильности и обеспечение сбалансированного экономического развития. Такая процентная политика требует сбалансированного подхода, учитывающего интересы заемщиков и инвесторов.

Национальный банк обеспечивает поддержание положительного уровня реальных процентных ставок в экономике. В то же время снижение инфляции, стабилизация макроэкономической ситуации и состояние внешней торговли позволили Национальному банку начать снижение ставок. С начала 2012 года ставка рефинансирования была снижена в 8 раз. В результате ставка была снижена на 14 процентных пунктов, до 30% годовых. По оценкам Нацбанка, ставка в реальном выражении составляет 4-8% годовых.

Дальнейшая динамика ставок будет зависеть от развития инфляционных процессов в экономике, изменения ситуации в денежной сфере и на валютном рынке. Но в любом случае уровень ставок будет направлен на защиту рублевых сбережений от инфляции и превышение их доходности по сравнению с иностранной валютой.

Основным результатом нынешней денежно-кредитной политики стало увеличение баланса экономики.

Наблюдается снижение инфляции, что является основной целью денежно-кредитной политики. За шесть месяцев рост цен на потребительские товары составил 10,5%.

Чтобы не допустить чрезмерного укрепления белорусского рубля, Нацбанк был вынужден приобретать иностранную валюту. В результате международные резервные активы Республики Беларусь за первое полугодие 2012 года увеличились на 413,6 млн долларов, до 8,3 млрд долларов, что соответствует двухмесячному импорту товаров и услуг.

В то же время Правительство и Национальный банк своевременно погасили свои обязательства перед отечественными и иностранными кредиторами в иностранной валюте. Кроме того, покупка иностранной валюты позволила Национальному банку досрочно выполнить часть своих обязательств и улучшить структуру резервов по источникам их формирования.

Обеспечивается постепенная стабилизация и нормализация состояния денежно-кредитной сферы.

Несмотря на снижение процентных ставок в экономике, их уровень остается положительным в реальном выражении. В то же время уровень курсов рубля оставался существенно выше уровня курсов иностранных валют. Это определило динамику и валютную структуру депозитов и кредитов.

В первой половине 2012 года приток средств населения в срочные банковские депозиты увеличился. В то же время вклады в национальной валюте росли более быстрыми темпами, чем вклады в иностранной валюте: 48,6% и 22,9% соответственно.

Рост кредитования в первой половине 2012 года значительно замедлился по сравнению с 2011 годом: 12,8% против 33,2%. Такой рост кредитования в целом соответствует темпам роста ВВП.

В заключение следует отметить, что будущее экономическое развитие нашей страны зависит от того, насколько тесно правительство и Национальный банк взаимодействуют по вопросу обеспечения макроэкономической стабильности, активности предприятий по завоеванию внешних рынков, эффективности мер, принимаемых для повышения инвестиционная привлекательность белорусской экономики и привлечение прямых иностранных инвестиций страны.

Заключение

Таким образом, денежно-кредитная политика является одним из наиболее мощных инструментов экономической политики в распоряжении государства.

Основная цель денежно-кредитной политики - помочь экономике достичь общего уровня производства, характеризующегося полной занятостью и стабильностью цен. Денежно-кредитная политика состоит в изменении денежной массы с целью стабилизации общего объема производства, занятости и уровня цен.

Основной целью денежно-кредитной политики Центрального банка является поддержание стабильной покупательной способности национальной валюты и обеспечение гибкой системы платежей и расчетов. В то же время политика центрального банка является одной из важнейших частей регулирования всей экономики государства.

Обладая такими средствами, как изменение обязательных резервов, изменение ставки дисконтирования и операции на открытом рынке, Центральный банк может оказать решающее влияние на предложение денег, а через него - на реальный национальный продукт, занятость и индекс цен.

С помощью денежно-кредитного регулирования государство стремится смягчить экономические кризисы, обуздать инфляцию, чтобы поддерживать рыночные условия, государство использует кредит для стимулирования инвестиций в различные сектора экономики страны.

Государственное регулирование денежно-кредитной сферы может осуществляться достаточно успешно только в том случае, если государство через центральный банк способно эффективно влиять на масштабы и характер частных институтов, поскольку в развитой рыночной экономике именно последние являются основой вся денежная система.

Денежно-кредитная политика является чрезвычайно мощным и, следовательно, необычайно опасным инструментом. С его помощью можно выйти из глубочайшего кризиса, но не исключена и печальная альтернатива - обострение негативных тенденций в рыночной системе. Только очень взвешенные решения, принятые на высшем управленческом уровне после серьезного анализа ситуации, рассмотрения альтернативных путей воздействия денежно-кредитной политики на экономику государства, дадут положительные результаты.

Инструменты денежно-кредитной политики включают, прежде всего, изменение ставки рефинансирования, изменение резервных требований, операции на открытом рынке с ценными бумагами и иностранной валютой, а также введение кредитных ограничений.

В нашей стране на данном этапе рациональная денежно-кредитная политика должна минимизировать инфляцию и спад производства и предотвратить рост безработицы.

Таким образом, государству необходимо регулировать денежно-кредитную политику, но в разумных рамках необходимо либерализовать государственное регулирование в банковской системе, необходимо инвестировать в те сектора экономики (перерабатывающая, химическая, транспортная, приборостроение) что позволит развивать внутреннее производство, повысить макроэкономические показатели ВВП, процент занятости, уровень реальных доходов.