Косвенные налоги в Российской Федерации и перспективы их развития

Предмет: Экономика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 16.01.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по экономике:

 

Много готовых курсовых работ по экономике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Моделирование спроса на деньги
Инфляция: сущность и причины
Деньги, их сущность, функции
Деньги как основной инструмент рыночной экономики


Введение:

Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что налоги как экономическая категория имеют исторический характер. Они менялись вместе с развитием государства. Современное государство, экономика которого основана, прежде всего, на рыночных отношениях, должно обеспечивать те интересы общества, решение которых слабо регулируется рынком или находится за пределами рыночных отношений.

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

Налог на добавленную стоимость играет ведущую роль в косвенном налогообложении. Поступление от него занимают значительное место в доходной части бюджета нашего государства. Причем доля поступлений налога на добавленную стоимость в общих налоговых доходах государства неуклонно возрастает.

Большой вклад в решение проблем развития налогообложения, в частности и формирования системы косвенных налогов, внесли исследования таких отечественных ученых и практиков, как Ф.Х. Банхаевой, А.В. Брызгалина, О.В. Врублевской, И.В. Караваевой, и других.

Разработка теоретических и методических проблем формирования механизма косвенного налогообложения в условиях рыночных отношений является достаточно новой для российской науки. Отдельные вопросы, посвященные проблемам построения структуры, определения функций налогового механизма нашли свое отражение в работах таких ученых, как С. В. Барулина, Р. Г. Сомоева, Т. Ф. Юткиной и других.

Целью курсовой работы является изучение теоретических основ и анализ действующей практики исчисления и уплаты косвенных налогов и определение дальнейшего пути их развития.

Природа косвенных налогов, их место и роль в налоговой системе РФ

Косвенное налогообложение существовало в форме торговых и судебных пошлин. Так пошлины взимались за перевоз через реку, за право иметь склады и пр.

После татаро-монгольского нашествия основным налогом стал выход, взимавшийся сначала баскаками - уполномоченными хана, а затем самими русскими князьями. Выход взимался с каждой мужской души и со скота. Каждый удельный князь собирал дань в своем уделе сам и передавал ее потом великому князю для отправления в Орду. Сумма выхода стала зависеть от соглашений великих князей с ханами. Кроме выхода было еще несколько ордынских тягот. В результате, взимание прямых налогов в казну самого Русского государства было уже невозможным, поэтому главным источником внутренних платежей стали пошлины. Уплата выхода была прекращена Иваном III (1440-1505) в 1480 г., после чего вновь началось создание финансовой системы Руси. В качестве главного прямого налога Иван III ввел данные деньги с черносошных крестьян и посадских людей. Затем последовали новые налоги, ямские, пищальные - для производства пушек, сборы на строительство укреплений и пр. Иван IV также ввел дополнительные налоги. Для определения размера прямых налогов служило сошное письмо, которое предусматривало измерение земельных площадей и перевод полученных данных в условные податные единицы сохи и определение на этой основе налогов. Соха как единица измерения была отменена лишь в 1679 г., когда единицей налогообложения стал двор.

Косвенные налоги взимались через систему откупов, главными из которых были таможенные и винные. В середине XVII в. была установлена единая пошлина для торговых людей - 10 денег с рубля оборота. Хотя политическое объединение русских земель относится к концу XV в., стройной системы управления государственными финансами не существовало еще долго. Большинство прямых налогов собирал Приказ большого прихода, однако одновременно с ним обложением населения занимались территориальные приказы. В связи с этим финансовая система

России в XV-XVII вв. была чрезвычайно сложна и запутана.

Несколько упорядочена она была в царствование Алексея Михайловича (1629-1676), создавшего в 1655г. Счетный приказ, деятельность которого позволила довольно точно определить государственный бюджет (выяснилось, что в 1680г. 53,3% государственных доходов - за счет косвенных налогов).

Надо отметить, что неупорядоченность финансовой системы в то время была характерна и для других стран. Современное государство раннего периода новой истории появилось в XVI-XVII вв. в Европе. Это государство еще не имело теории налогов. Практически не существовало крупного постоянного налога, поэтому периодически парламенты выдавали разрешения правителям производить взыскания и вводить чрезвычайные налоги. Плательщиками налога обычно являлись люди, принадлежащие к 3-му сословию.

Государство не имело достаточного кол-ва профессиональных чиновников, и в результате сборщиком налогов стал, как правило, откупщик. В Европе практиковался метод продажи с аукциона права взимания налога. К чему это приводило - понятно. Поэтому проблема справедливости налогообложения стояла очень остро и привлекала внимание многих ученых и государственных деятелей. Так Ф. Бэкон в книге "Опыты или наставления нравственные и политические" писал: "Налоги, взимаемые с согласия народа, не так ослабляют его мужество; примером тому могут служить пошлины в Нидерландах. Заметьте, что речь у нас сейчас идет не о кошельке, а о сердце. Подать, взимаемая с согласия народа или без такового, может быть одинакова для кошельков, но не одинаково ее действие на дух народ".

Но только в конце XVII-XVIII в. в европейских странах стало формироваться административное государство, создавшее чиновничий аппарат и рациональную налоговую систему, состоявшую из косвенных (гл. роль-акциз) и прямых (гл. роль - подушный и податной) налогов. Но отсутствие теории налогообложения, необдуманность практических мер приводила порой к тяжелым последствиям (примером чему могут являться соляные бунты в царствование Алексея Михайловича).

Эпоха Петра I (1672-1725) характеризуется постоянной нехваткой финансовых ресурсов из-за многочисленных войн, крупного строительства и пр. Для пополнения казны вводились все новые налоги (гербовый сбор, подушный налог с извозчиков и т.д.). Но в то же время был принят ряд мер для обеспечения справедливости налогообложения, была введена подушная подать.

В это же время в России прямые налоги в бюджет играли второстепенную роль по сравнению с косвенными (где основную роль - отчисления от казенной питейной продажи). В этот же период создавалась теория налогообложения. Ее основоположником считается шотландский экономист и философ А. Смит.

Именно в конце XVIII в. закладывались основы современного государства, проводящего активную экономическую, в том числе финансовую и налоговую, политику. Это касается, как стран Западных Европы, так и России. Еще при Петре I были образованы 12 коллегий, из которых 4-е заведовали финансовыми вопросами. Екатерина II (1729-1796) преобразовала систему управления финансами. В 1802 г. Манифестом Александра I "Об учреждении министерств" было создано Мин. Финансов и определена его роль.

На протяжении XIX в. главным источником доходов оставались прямые (-подушная подать и оброк) и косвенные(акцизы) налоги. Отмена подушной подати началась с 1882 г. Кроме прямых налогов существовали земские сборы, специальные сборы, пошлины. В 80-х гг. XIX в. начало внедряться подоходное налогообложение.

Был установлен налог на доходы с ценных бумаг и т.д. Ставки налога в России, вне всякого сомнения, стимулировали промышленников к получению максимальной прибыли (т.к. рост ставки налога на прибыль в зависимости от размеров прибыли был достаточно мал).

В России в конце XIX в. начался период урбанизации и развития капитализма, росли доходы бюджета, происходили не только количественные, но и качественные изменения. Но развитие России было прервано: сначала I мировая война (увеличение бумажноденежной эмиссии, повышение сборов, налогов, акцизов, падение покупательной способности рубля, уменьшение золотого запаса, увеличение внутреннего и внешнего долгов и пр.), потом февральская революция (нарастание инфляции, развал хозяйства, эмиссия необеспеченных денег). Очередной спад во всей финансовой системе наступил после Октября 1917 г.

Основным источником доходов власти опять стала эмиссия и контрибуция, что отнюдь не способствовало налаживанию хозяйства.

В настоящее время налоговая система большинства стран мира и РФ в том числе строится на сочетании прямых и косвенных налогов. Первые устанавливаются непосредственно на доход или имущество налогоплательщика, вторые включаются в виде надбавки в цену товара или тарифа на услуги и оплачиваются потребителем. При прямом налогообложении денежные отношения возникают между государством и самим плательщиком, вносящим налог непосредственно в казну, при косвенном - субъектом этих отношений становится продавец товара или услуги, выступающий посредником между государством и плательщиком (потребителем товара или услуги).

Как и любое другое явление, косвенные налоги следует рассматривать комплексно. Непрямые налоги устанавливаются в ценах товаров и их размер не зависит прямо от доходов плательщика. Только прямо, так как косвенные налоги включаются в цены товаров, то в абсолютном размере их платит больше тот, кто больше потребляет, а больше потребляет тот, кто имеет более высокие доходы.

В недалеком прошлом, косвенные налоги рассматривались лишь с негативной точки зрения. Но характеризовать косвенные налоги только лишь как финансовое бремя на население - бессмысленно, так как токовым являются все налоги. Речь может идти только об одном, насколько они затрагивают интересы разных слоев населения и как выполняют свое бюджетное назначение.

Преимущества непрямых налогов связаны в первую очередь с их ролью в формировании доходов бюджета. Однако, это нисколько не означает, что они не выполняют регулирующей функции. При умелом использовании, косвенные налоги могут быть эффективными финансовыми инструментами регулирования экономики.

Во-первых, косвенным налогам характерно быстрое поступление. Осуществилась реализация - проводится перечисление налога на добавленную стоимость и акцизного сбора в бюджет. Это, в свою очередь, дает средства для финансирования расходов.

Во-вторых, так как косвенными налогами охватываются товары народного потребления и услуги, то достаточно высокой есть вероятность их полного или почти полного поступления. Остановить процесс потребления товаров и услуг невозможно, так как без этого невозможна сама жизнь. А, например, прибыль то или другое предприятие может и не получить.

В-третьих, потребление более-менее равномерно в территориальном разрезе, а поэтому косвенные налоги снимают напряжение в межрегиональном распределении доходов. Если доходы бюджета базируются на доходах предприятия, то вследствие неравномерности экономического развития возникает проблема неравноценности доходной базы разных бюджетов. Так как нигде в мире до сих пор не удалось достигнуть равномерного развития всех регионов, то без использования косвенных налогов возникают трудности в сбалансировании местных бюджетов.

В-четвертых, косвенные налоги осуществляют существенное влияние на само государство. Используя все свои возможности и инструменты, оно должно обеспечить соответствующие условия для развития производства и сферы услуг, так как чем больше объем реализации, тем больше поступления в бюджет. Единой проблемой при этом является правильный выбор товаров для акцизного налогообложения.

С одной стороны, якобы лучше установить акциз на товары не первой необходимости, например, алкогольные напитки. А с другой, тогда для государства выгоднее продавать именно эти изделия. Такое противоречие полностью природное и выражает диалектику нашей жизни.

В-пятых, косвенные налоги влияют на потребителей. При умелом их использовании государство может регулировать процесс потребления, сдерживая его в одних направлениях и стимулируя в других. Такое регулирование должно быть гласным и открытым, так как не всегда интересы государства совпадают с интересами общества. Такое регулирование также никогда не сможет удовлетворить все слои населения.

С точки зрения решения фискальных заданий косвенные налоги всегда эффективнее прямых. Это связано с целым рядом причин. Одна из главных причин заключается в разных базах налогообложения, прибыли или дохода при прямом налогообложении, объема и структуры потребления - при косвенном. Известно, что экономическое развитие всех без исключения стран имеет циклический характер с тем или другим периодом колебаний, экономический рост чередуется спадами в экономическом развитии. Именно в период кризисного падения экономики, когда уменьшаются макроэкономические показатели развития, происходит и уменьшение базы налогообложения, что приводит при неизменных ставках к уменьшению доходов бюджета. Практика свидетельствует, что база прямых налогов является более чуткой к изменениям в экономическом развитии, чем база косвенных.

Косвенный налог - налог на товары и услуги, устанавливаемый в виде надбавки к цене или тарифу, в отличие от прямых налогов, определяемых доходом налогоплательщика.

С управленческой точки зрения различают три вида косвенных налогов, налоги, вытекающие из имущественных и товарно-денежных отношений например, налог на добавленную стоимость), налоги на потребление например, акцизы) и таможенная пошлина. Имущественными и потребительскими налогами, а также налогами, вытекающими из имущественных и товарно-денежных отношений, распоряжаются налоговые органы. Взимание таможенной пошлины регулируется таможенными органами. В отличие от прямых налогов, косвенные налоги, падая большей частью на предметы широкого потребления, использование которых не находится в прямом соответствии с имущественной самостоятельностью потребителей, ложатся особенно тяжело на бедные классы населения и нередко их объем оказывается обратно пропорционален объему средств плательщиков.

Одно из важнейших преимуществ косвенных налогов - их фискальная продуктивность, во многом объясняемая быстрым ростом потребления, при росте благосостояния, увеличении численности населения можно обеспечить постоянный рост доходов без изменения ставок налога. Косвенные налоги позволяют также регулировать потребление, изменяя размер налога на тот или иной продукт и тем самым, меняя его цену, власти могут влиять на изменение размеров его потребления (например, в отношении спиртных напитков). Косвенные налоги характеризует простота взимания и уплаты в бюджет. Поскольку косвенные налоги включаются в цену товаров и услуг, они незаметны и психологически легче воспринимаются плательщиками.

Недостатки косвенных налогов - увеличение оборотных средств за счет роста цен под их влиянием и, следовательно, отвлечение капиталов от других производств, нужд. Главный недостаток косвенных налогов - их неравномерность и обременительность для малоимущих классов. Тяжесть косвенных налогов обратно пропорциональна размеру дохода: чем меньше доход, тем большую часть его они отбирают. Она увеличивается с возрастанием числа членов семьи, в которой плательщиком за иждивенцев оказывается работник. В структуре налогов в экономически развитых странах ярко выражена тенденция к повышению доли косвенных налогов, прежде всего, за счет введения НДС и повышения его ставок. 

Они частично или полностью переносятся на цену товара или услуги.

Налог на добавленную стоимость (НДС) представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и обращения и определяемой как разница между стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.

Введение в России НДС обеспечивает равный подход к вовлечению в процесс формирования бюджета всех хозяйствующих субъектов независимо от организационно-правовых форм собственности.

Плательщиками налога в отношении товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации, являются предприятия и другие лица, определяемые в соответствии с таможенным законодательством.

Налогоплательщики подлежат обязательной постановке на учет в налоговом органе.

Иностранные организации имеют право встать на учет в налоговых органах в качестве налогоплательщиков по месту нахождения своих постоянных представительств в РФ. Постановка на учет в качестве налогоплательщика осуществляется налоговым органом на основе письменного заявления иностранной организации.

Не уплачивают налог физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Налоговая база по НДС определяется как выручка от реализации товаров, работ, услуг, исчисленная исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по уплате указанных товаров, работ, услуг, полученных как в денежной форме, так и натуральной форме, включая оплату ценных бумаг.

При определении налоговой базы выручка (расходы) налогоплательщика в иностранной валюте пересчитывается в рубли по курсу Центрального банка Российской Федерации соответственно на дату, соответствующую моменту определения налоговой базы при реализации (передаче) товаров (работ, услуг), имущественных прав или на дату фактического осуществления расходов.

Сумма НДС, подлежащая взносу в бюджет, определяется как разница между суммами налога, полученными от покупателей за реализованные им товары (работы, услуги), и суммами налога по оплаченным материальным ресурсам, топливу, работам, услугам, стоимость которых относится издержки производства и обращения.

Налог на добавленную стоимость имеет устойчивую базу обложения, которая мало зависит от текущих материальных затрат. В бюджет начинают поступать средства задолго до того, как произойдет окончательная реализация готовой продукции (работ, услуг). Они продолжают поступать и при любой перепродаже готового изделия. Уклониться от уплаты налога сложно, хотя это и случается. Но выделение налога отдельной строкой в расчетных документах усложняет эти попытки и позволяет налоговым инспекциям эффективно контролировать уплату налога. Плательщик налога не несет на себе налогового бремени, связанного с взиманием НДС при покупке сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, поскольку компенсирует затраты, перекладывая их на покупателя. Лишь на последнем потребителе продукции процесс переложения заканчивается.

У этого налога имеется и ряд других преимуществ, как у любого косвенного налога. Но у него есть и отрицательные стороны. Главная из них - неизбежное повышение цен, что усиливает инфляцию, снижает конкурентоспособность отечественных производителей.

Акцизы относятся к косвенным налогам, включаемым в цену товара.

Не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) ввоз на таможенную территорию Российской Федерации подакцизных товаров, от которых произошел отказ в пользу государства и которые подлежат обращению в государственную и (или) муниципальную собственность.

Налоговая база определяется раздельно, по каждой группе и виду подакцизного товара. При отсутствии раздельного учета налогоплательщик уплачивает акциз в бюджет по максимальной ставке, действующей в группе.

Налоговый период признается - календарный месяц.

Ставки акцизов по подакцизным товарам, кроме подакцизных видов минерального сырья, в том числе ввозимым на территорию РФ, являются едиными на всей территории РФ и устанавливаются законом в процентах к стоимости товаров по отпускным ценам без учета акцизов или в рублях и копейках за единицу измерения.

Ставки акцизов и порядок их определения по подакцизным видам минерального сырья, кроме нефти, включая газовый конденсат, утверждаются Правительством РФ дифференцированно геологических и экономико-географических условий. Дифференцированные ставки акцизов на нефть, включая стабилизированный газовый конденсат, утверждаются Правительством РФ для отдельных месторождений в соответствии со средневзвешенной ставкой акциза в зависимости от их горно-геологических и экономико-географических условий.

Сумма акциза определяется плательщиками самостоятельно. В расчетных документах и первичных учетных документах, в том числе счетах-фактурах, она выделяется отдельной строкой.

При использовании в качестве сырья подакцизных товаров, кроме подакцизных видов минерального сырья, по которым уже был уплачен акциз, сумма акциза, подлежащая уплате по готовому подакцизному товару, уменьшается на сумму акциза, уплаченную по сырью, использованному для его производства. Сумма акциза, подлежащая уплате по винам и напиткам, виноградным и плодовым, уменьшается на сумму акциза, уплаченную по спирту этиловому, произведенному из пищевого сырья, использованному для производства виноматериалов, в дальнейшем использованных для производства этих вин и напитков. При этом отрицательная разница между суммами акциза, уплаченными по подакцизным товарам, использованным в качестве сырья, для производства других подакцизных товаров, и суммами акциза по реализованным готовым подакцизным товарам к зачету в счет предстоящих платежей в бюджет или возмещению из бюджета не подлежит, а относится на финансовые результаты.

Акцизы зачисляются в бюджеты соответствующих уровней в порядке и на условиях, устанавливаемых федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год.

Таможенные пошлины (англ. customs duties) - косвенные налоги, взимаемые государством с товаров, провозимых через национальную таможенную границу. Выполняя фискальную функцию, таможенные пошлины являются источником государственного бюджета регулируют ввоз и вывоз товаров, защищая интересы внутреннего рынка, влияют на торговый и платежный балансы.

По сути таможенные пошлины - инструмент обложения внешней торговли. Исторически таможенные пошлины возникли в период средневековья как сборы при въезде и выезде из населенных пунктов и на границах феодальных владений. С образованием единых национальных государств таможенные пошлины начинают взиматься на границе специальными органами - таможнями. Таможенные пошлины становятся орудием проведения политики протекционизма в целях защиты и поощрения развития отечеств, промышленности и стимулирования экспорта отечественных товаров.

С экономической точки зрения, как любой косвенный налог, таможенная пошлина поддается переложению путем включения в цену товара. Собственник ввозимого и вывозимого товара, подлежащего обложению таможенной пошлиной, вносит государству причитающуюся сумму за счет выручки от реализации товаров. Конечным плательщиком (носителем налога) выступает покупатель, приобретающий товар по цене, включающей таможенные пошлины. В результате таможенная пошлина, увеличивая цену ввозимого товара, снижает его конкурентоспособность. Этим достигается защита внутреннего рынка и национальных товаропроизводителей, обеспечивается постепенность перехода к мировым ценам на сырье и энергоносители во внутренней торговле (в т.ч. России).

Субъектами таможенных пошлин являются как физические, так и юридические лица, перемещающие товары через таможенную границу РФ. Под товаром понимается любое движимое имущество, в т.ч. тепловая, электрическая и другие виды энергии. Объект обложения таможенных пошлин - товары, перемещаемые через таможенную границу РФ. Ввозные таможенные пошлины взимаются также с предметов личного потребления, поступающих в международных почтовых отправлениях в адрес лиц проживающих в РФ, а также с аналогичных товаров, ввозимых физическими лицами, прибывающими в нашу страну. От оплаты ввозных таможенных пошлин освобождается имущество, ввозимое в страну отечественными государственными учреждениями, функционирующими за границей. Список товаров, запрещенных к ввозу (например, оружие, наркотики), содержится в Таможенном тарифе, на их ввоз требуется особое разрешение государственных органов РФ. Начисление, уплата и взимание таможенных пошлин на товар производится на основе его таможенной стоимости. При этом таможенный орган РФ представляет декларанту имеющуюся в его распоряжении ценовую информацию. Для определения вида таможенных пошлин устанавливают страну происхождения товара. Такой страной считается страна (группа стран или часть страны), в которой товары были полностью произведены или подверглись в достаточной степени переработке или обработке. В зависимости от страны происхождения товара применяются дифференцированные ставки импортных таможенных пошлин Импортный таможенный тариф РФ - трех колонный, в нем действует 3 вида ставок - базовые, максимальные и преференциальные. В целях защиты экономических интересов России к импортным товарам могут временно применяться специальные, антидемпинговые и компенсационные таможенные пошлины. Таможенные пошлины начисляются и уплачиваются таможенным органам до или в момент представления грузовой таможенной декларации. Оплата производится в рублях или свободно конвертируемой валюте и поступает в бюджет.

Плательщикам таможенных пошлин могут предоставляться различные льготы и преференции. Они предусматриваются в Таможенном тарифе РФ и призваны стимулировать в интересах страны расширение и совершенствование структуры экспорта и импорта с целью повышения эффективности внешнеэкономических связей страны, деятельности отечественных предприятий и внешнеторговых организаций, а также развития инвестиционной деятельности национальных организаций за рубежом и операций на мировых валютных рынках.

От уплаты таможенных пошлин освобождаются: транспортные средства, совершающие международные перевозки, снаряжение и имущество, необходимое для их нормальной эксплуатации в пути или приобретенное за границей в связи с ликвидацией, поломкой этих транспортных средств, вывозимые с территории страны предметы материально-технического снабжения, снаряжение, топливо, сырье, продовольствие и другое имущество для обеспечения производственной деятельности российских и зафрахтованных российскими лицами судов и ввозимая в страну продукция их промысла, предметы, пользующиеся по международным договорам правом беспошлинного ввоза и вывоза иностранными организациями и лицами для официального и личного пользования, российская и иностранная валюта, ценные бумаги и др.

Таможенные сборы - дополнительные сборы, взимаемые сверх таможенных пошлин при перемещении через таможенную границу. К таможенным сборам относятся, в частности, статистический, марочный, лицензионный, бандерольный таможенные сборы, сборы за пломбирование, складирование и сохранность и др. В таможенные сборы включается также стоимость таможенных процедур, которая взимается при совершении таможенными органами операций по разрешению перемещения товара через границу.

Оценка и анализ косвенных налогов, взимаемых налоговыми органами РФ

Важным достоинством косвенных налогов является то, что они приносят государству доход, естественно возрастающий без каких-либо изменений в размерах налогов, лишь вследствие увеличения количества населения и роста благосостояния. По этой причине косвенные налоги очень удобны в фискальном отношении.

Косвенное налогообложение представляет собой эффективный инструмент для стимулирования развития внутреннего производства. Например, введение таможенных пошлин способствует развитию определенных отраслей промышленности, а освобождение от уплаты определенных видов косвенных налогов повышает конкурентоспособность продукции. Еще одним плюсом косвенных налогов является то, что, повышая цену товара или услуги, они способствуют накоплению денежных средств у населения.

Существенным недостатком косвенного налогообложения является нарушение принципа всеобщности. От уплаты этих налогов можно уклониться, снизив свое потребление. Например, акциз на табачные и винно-водочные изделия не платят те, кто не употребляет эти продукты.

Поскольку величина уплачиваемых косвенных налогов прямо пропорциональна количеству потребленных товаров и услуг, семьи с большим числом иждивенцев и, следовательно, с большим объемом потребления, платят больший налог.

Косвенные налоги обладают обратной прогрессивностью. Чем меньше доход, тем большая его часть идет на удовлетворение насущных потребностей. Потому налог, взимаемый с предметов первой необходимости, отбирает у бедных больший процент дохода, чем у богатых.

В 2014 - 2015 гг. предусматривается постепенное снижение доли доходов федерального бюджета в ВВП страны. Налоговые доходы составляют 94-95% общих доходов федерального бюджета и соответственно именно их динамика является определяющей.

Доходы федерального бюджета в 2011-2015 гг (% ВВП).

 

2011

2012

2013

2014

2015

 

Доходы, всего

20,8

20,7

19,3

19,0

18,8

 

Налоговые доходы

19,5

19,4

18,2

17,9

17,8

 

Неналоговые доходы

1,3

1,2

1,1

1,1

1,0

 
   

Нефтегазовые доходы

10,3

10,5

8,9

8,5

8,4

 

доля нефтегазовых доходов в общих

доходах, %

49,6

50,5

46,1

44,6

44,4

 
 

Важно отметить, что бюджетные проектировки предусматривают снижение доли нефтегазовых доходов (НДПИ на углеводороды и вывозные таможенные пошлины на нефть, газ и нефтепродукты) в структуре налоговых доходов с 50,5% в 2012 г. до 44,4% в 2015 г.

В целом снижение доли нефтегазовых доходов можно рассматривать как положительный фактор, способствующий большей устойчивости доходной части федерального бюджета и некоторому снижению ее зависимости от внешнеэкономической конъюнктуры. В этой связи важно также рассмотреть предлагаемые изменения бюджетного правила формирования доходной и расходной частей федерального бюджета с точки зрения использования нефтегазовых доходов.

В целом необходимо отметить важность возвращения к бюджетному правилу использования конъюнктурных доходов федерального бюджета, учитывая, что в кризис действие соответствующих норм Бюджетного кодекса было приостановлено. Также можно оценить положительно отказ от концепции фиксированного в процентах ВВП нефтегазового трансферта и переход к расчетам на основе долгосрочной базовой цены на нефть. Однако следует отметить, что выбранный период ее определения (10 лет) требует дополнительного анализа и обоснований. Определенные вопросы вызывает также установленная нормативная величина Резервного фонда в 7% ВВП, что на 3% меньше аналогичного показателя, установленного в 2008 г. при создании Резервного фонда и Фонда национального благосостояния. Спорность данной законодательной нормы наглядно иллюстрирует опыт финансово-экономического кризиса 2009-2010 гг. За эти три года из Резервного фонда на покрытие дефицита федерального бюджета было израсходовано по данным Минфина России около 4 138,3 млрд руб. или как раз 10% ВВП 2008 г. Таким образом, если бы Резервный фонд был сформирован к концу 2008 г. в размере 7% ВВП, то накопленных в нем средств не хватило бы на финансирование антикризисной программы правительства в полном объеме. При этом внешнеэкономическая конъюнктура позволила уже в 2011 г. не только не продолжать расходовать средства Резервного фонда, а наоборот по итогам 2011 г. (уже в январе 2012 г.) перечислить на счета по учету средств фонда 1 090,4 млрд руб. В результате, средства фонда расходовались лишь в течение 2 лет, что может оказаться недостаточным в условиях более масштабного и продолжительного кризиса.

Структура налоговых доходов федерального бюджета в 2011-2015 гг (% к итогу).

 

2011

2012

2013

2014

2015

 

Налоговые доходы

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

 

Налог на прибыль организаций

3,2

3,2

3,7

3,7

3,8

 

НДС

30,5

30,1

33,9

35,4

36,2

 

Акцизы

2,6

3,2

4,7

5,6

5,9

 

НДПИ

18,9

20,4

19,5

19,4

18,6

 

Доходы от внешнеэкономической деятельности

43,8

42,1

37,2

35,0

34,5

 

Прочие налоговые доходы

1,0

1,0

1,0

0,9

1,0

 
 

Как видно из представленной таблицы бюджетные проектировки предполагают заметное увеличение доли косвенных налогов: доли НДС с 30,1% в 2012 г. до 36,2% в 2015 г. и доли акцизов с 3,2 до 5,9%. Столь значительное увеличение доли акцизов связано, прежде всего, с индексацией ставок отдельных видов акцизов в рассматриваемый период. Рост поступлений НДС в соответствии с материалами пояснительной записки связан в том числе с заложенным в прогнозе ростом доли начисленного налога в ВВП и ростом его собираемости. В то же время прогнозируется снижение доли доходов от внешнеэкономической деятельности с 42,1% в 2012 г. до 34,5% в 2015 г. Это обусловлено, прежде всего, снижением средневзвешенных ставок ввозных таможенных пошлин в связи с вступлением Российской Федерации во Всемирную торговую организацию, прогнозируемым снижением цены на нефть марки «Юралс» и соответственно уменьшением объемов вывозных таможенных пошлин на нефть и нефтепродукты, установлением льготных ставок вывозных таможенных пошлин для месторождений сверхвязкой нефти и на нефть Приразломного месторождения, снижением средних ставок вывозных таможенных пошлин на прочие экспортные товары в связи с вступлением России в ВТО. На фоне прогнозируемого снижения цен на нефть доля НДПИ также будет постепенно снижаться с 20,4% в 2012 г. до 18,6% в 2015 г. Федеральный бюджет РФ в бюджетной системе страны является ключевым звеном, объем и характер доходов которого определяют исполнение финансовых обязательств государства на очередной финансовый год.

Налоговые доходы в общем объеме доходов федерального бюджета РФ занимают наибольший удельный вес, что объясняется и большим количеством налогов, уплачиваемых в федеральный бюджет, и их процентными ставками.

Проанализировав вышесказанное, можно сказать, что косвенным налогам на ближайшие пару лет выделена большая роль, которая заключается в том, чтобы закрыть большинство прорех в консолидированном бюджете государства. Причем, особую надежду, министерство финансов возлагает именно на них, так как показатели именно этих налогов имеют стабильное увеличение каждый год. Кроме того, ежегодно планируется увеличение ставок на косвенные налоги. И пусть система косвенного налогообложения имеет свои недостатки, достоинств она имеет все-таки гораздо больше, о чем говорят статистические показатели за прошедшие года.

Исследование теоретических и практических вопросов косвенного налогообложения будет неполным, если оставить за рамками рассмотрения тенденции и перспективы в развитии косвенного налогообложения. Первоначально финансовое хозяйство носило частный характер. Косвенные налоги относились к явлениям частного хозяйства, поэтому собирание их производилось не иным способом, как и все часто хозяйственные доходы государства, т.е. сдачей в аренду или на откуп.

В начале XX в. косвенные налоги расценивались как менее совершенные, теперь ситуация изменилась. На протяжении XX в. финансовая наука вывила регрессивность и недостатки прямых налогов, которые при определенном уровне являются деструктивными фактором, сдерживающим производительность труда налогоплательщиков. На определенном этапе становиться невыгодно работать с прибылью, поскольку государство с помощью так называемой прогрессивной ставки прямых налогов забирает себе большую часть доходов.

Косвенные налоги ещё не одно столетие будут использоваться государствами, совершенствоваться и приносить значительные поступления в бюджет. Крупнейшее событие в современной финансовой науке - изобретение НДС и стремительное распространение его в мире - яркое тому подтверждение.

С экономической точки зрения НДС оказался самым экономным и эффективным налогом. В механизме его взимания по большей части решена одна из основных проблем косвенного налогообложения - обложение услуг, что открыло самые широкие возможности по обложению потребителей.

Поскольку теоретически НДС не влияет на производство, государство сможет вводить достаточно высокие ставки налога - до 25%, не возлагая обязанность по уплате всей суммы налога на какое- либо одно звено в цепочке производства и потребления товаров. Весьма удобная ситуация для государства, распределение обязанности по уплате налога среди многих. В то же время бизнес оказывается буквально опутанным сетью НДС.

Наука налогового права может предположить, каковы последствия введения того или иного налоги или отдельных норм о налогах. Например, в налоговой системе РФ до недавнего времени соседствовали два налога - НДС и налог с продаж. Изучение истории развития косвенного налогообложения позволяет сделать однозначный вывод о том, что такое положение недопустимо. Налог с продаж, по сравнению с НДС, имеет примитивную технику взимания, которая, а с одной стороны, создает дополнительные обременения добросовестным налогоплательщикам, с другой стороны, позволяет легко уклоняться от взимания этого налога, что и происходило в России.

Основные тенденции в развитии косвенного налогообложения следующие:

  • Универсализация объекта;
  • Повышение регулирующей функции таможенных пошлин и тенденция к снижению их ставок;
  • Расширение доли косвенных налогов в доходах за счет стабильности числа носителей косвенных налогов.

Среди перспектив развития косвенных налогов можно назвать следующие. Прежде всего, будет совершенствоваться налогообложение косвенными налогами услуг, а также включение в сферу косвенного налогообложения все новых и новых услуг. В ближайшем будущем будет решена проблема обложения НДС финансовых услуг. Уже сегодня ведется работа в рамках институтов Европейского союза по созданию адекватной техники налогообложения для финансовых услуг.

В связи с расширением влияния ВТО нормы и документы, создание в ее рамках, получат дальнейшее распространение и приобретут обязательный характер. Данная общая тенденция затронет, в том числе и регулирование косвенных налогов.

В области разграничения юрисдикции государств надлежит усовершенствовать механизм устранения двойного налогообложения услуг, оказываемых субъектам одного государства в другом государстве. В частности, предстоит решить вопрос возмещения налогоплательщику НДС, уплаченного на территории одного государства, в случае, когда услуга реализуется за рубежом и конечный потребитель услуги находиться в другом государстве.

В связи с развитием коммуникаций и средств связи, а также дальнейшей дематериализации товаров и услуг за счет Интернет-торговли механизм косвенного налогообложения должен адаптироваться к новым реалиям жизни. Доля электронных товаров продолжает расти и создавать целый ряд проблем для косвенного налогообложения и в особенности для администрирования косвенных налогов.

За косвенными налогами сохраняются и политические перспективы. Уменьшение политической активности населения со временем отодвигает на второй план концепцию услуг со стороны государства за несение налоговых платежей, что требует преобладания доли прямых налогов. Постепенно в обществе все большую роль играет экономическая составляющая, либерализация экономических процессов. В связи с этим более популярной становиться концепция нейтральности налога. НДС, именно в виде косвенного налога, как он существует в Европе, наиболее полно отвечает требованиям нейтральности налогообложения и отсутствия влияния на принятие субъектом экономических решений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Основным предназначением налогов является удовлетворение финансовых потребностей государства. Именно налоговые ресурсы являются основными финансовыми источниками решения задач обеспечения национальной безопасности, реализации социальных программ и обеспечения удовлетворения нарастающих потребностей населения в общественных благах. Экономическая сущность налога состоит преимущественно в прямом изъятии государством части ВВП в свою пользу для обеспечения расходов бюджета.

В России наблюдается ориентация на косвенное налогообложение. Причиной подобного значения косвенных налогов в российской экономике является, с одной стороны, относительная легкость их получения, а с другой - серьезные препятствия в сборе прямых налогов с налогоплательщиков. В силу того, что косвенные налоги включены в отпускную цену продукции, то при покупке товара или услуги уплата налога перекладывается непосредственным образом на конечного потребителя, поэтому косвенные налоги являются налогами на потребление, уплачиваемыми гражданами, регулярно совершающими покупки товаров. Быстрота, надежность и легкость получения косвенного налога (НДС, акциза или таможенной пошлины), т.е. прямая фискальная выгода государства делают косвенные налоги основными в структуре налоговых поступлений в бюджеты РФ. Именно косвенные налоги давали гарантию покрытия дефицита и бюджетной наполняемости в отличие от прямых налогов, доля которых невелика в условиях нестабильной экономической ситуации.