Косвенные налоги и их влияние на уровень и качество жизни

Предмет: Экономика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 16.01.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по экономике:

 

Много готовых курсовых работ по экономике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Деньги как мотивирующий фактор. Принципы и методы определения денежного вознаграждения
Совершенная конкуренция
Налоги как инструмент государственного регулирования экономики
Неполноценные деньги


Введение:

В своей курсовой работе я решила затронуть актуальную на сегодняшний день тему. Тему косвенных налогов и их влияние на уровень, и качество жизни. Актуальность выбранной темы заключается в том, что в современном мире большое распространение, как в экономической, так и в социальной сферах жизни и деятельности человека, получили не только прямые налоги, но и косвенные. Многие люди даже и не задумываются, что изо дня в день каждый из нас вносит свой непосредственный вклад в «копилку государства» в виде налогов. Будь то булка хлеба, либо автомобиль.

Первым разделил налоги на прямые и косвенные Дж. Локк, на основе критерия перелагаемости налогового бремени.

Сущность налогов

Что такое налог? Однозначного ответа на этот вопрос еще не найдено. В широком смысле, под налогом понимается взимаемый на основе государственного принуждения и не носящий характер наказания или компенсации обязательный безвозмездный платеж. Существует целое множество формулировок подобного рода, но во всех подчеркиваются характерные черты, присущие налогу, такие как обязательность (к налогам не относятся любые добровольные взносы, отчисления, выплаты), безвозмездность (уплата налогов не влечет за собой каких-либо поощрительных действий со стороны государства). Также часто отмечается, что налоги - денежные платежи, т. е взимаются в денежной форме. Безусловно, в современном мире большинство налоговых выплат осуществляются в денежном виде. Однако, многие современные налоговые системы в отдельных случаях допускают уплату налогов путем предоставления государству товаров и услуг. Такая форма уплаты налогов более характерна для отраслей добывающей промышленности.

 По большому счету налоги выполняют пять основных функций: фискальную, распределительную, регулирующую, стимулирующую и контролирующую.

Основной функцией налогообложения является фискальная функция, все же остальные можно считать производными от неё. Именно благодаря данной функции реализуется главное предназначение налогов, формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства. Собранные с помощью налогов средства расходуются государством на безопасность, реализацию внутренней и внешней политики, на социальную сферу, выплаты по государственному долгу и т. д.

Распределительная (социальная) функция налогообложения состоит в перераспределении общественных доходов (происходит передача средств в пользу более слабых и незащищённых категорий граждан за счёт возложения налогового бремени на более сильные категории населения).

Регулирующая функция налогообложения направлена на достижение посредством налоговых механизмов тех или иных задач экономической политики государства. По мнению выдающегося английского экономиста Джона Кейнса, налоги существуют в обществе исключительно для регулирования экономических отношений.

Контрольная функция налогообложения позволяет государству отслеживать своевременность и полноту поступлений в бюджет денежных средств и сопоставлять их величину финансовых ресурсов.

Стимулирующая функция налогообложения направлена на поддержку развития тех или иных экономических процессов. Она реализуется через систему льгот и освобождений. Нынешняя система налогообложения предоставляет широкий набор налоговых льгот малым предприятиям, предприятиям инвалидов, сельскохозяйственным производителям, организациям, осуществляющим капитальные вложения в производство и благотворительную деятельность, и т. д.

Дестимулирующая функция налогообложения направлена на установление через налоговое бремя препятствий для развития каких-либо экономических процессов.

Можно назвать также воспроизводственную подфункцию, которая предназначена для аккумуляции средств на восстановление используемых ресурсов. Эту подфункцию выполняют отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, плата за воду и т. д.

В общем, налоги делятся на прямые, то есть те налоги, которые взимаются с экономических агентов за доходы от факторов производства и косвенные, то есть налоги на товары и услуги, состоящие в самой цене на предметы потребления. К прямым налогам можно отнести такие, как налог на прибыль, налог на доходы физических лиц и подобные. К косвенным налогам относятся налог на добавленную стоимость, акцизы, налог с оборота и другие.

Вот что думал по этому поводу известный немецкий экономист, Карл Маркс: «Косвенные налоги скрывают от каждого отдельного лица сумму, которую оно платит государству, тогда как прямой налог ничем не замаскирован, взимается открыто и не вводит в заблуждение даже самого темного человека. Прямые налоги, следовательно, побуждают каждого контролировать правительство, тогда как косвенные налоги подавляют всякое стремление к самоуправлению».

В свою очередь, прямые налоги также можно разделить на два подвида: реальные и личные. Такое деление основывается на том, что реальными налогами облагаются отдельные вещи, которые принадлежат налогоплательщику, а личными - совокупность доходов или имущество налогоплательщика.

Ниже приведены варианты традиционных классификаций налогов и платежей обязательного характера.

Прямые налоги.

Реальные налоги

Личные налоги

 

Поземельный

Подомовой

Промысловый

На доходы от денежных капиталов

Налог га доходы физ. лиц

Поимущественный

С наследства и дарения

Подушный

 
 

Косвенные налоги.

Акцизы

Фискальные монополии

Таможенные налоги (пошлины)

 

На предметы массового потребления

На оборот (универсальные акции)

Прочие

На производство

На торговлю

На производство и торговлю

Экспортные

Импортные

Транзитные

Фискальные

Преференциальные

Протекционистские

Статистические

 
 

Пошлины и сборы.

На обращение имущества

На акты гражданского состояния

Судебные

Нотариальные

Гербовые

Прочие

 
 

Прямые налоги.

Реальные налоги

Личные налоги

 

Поземельный

Подомовой

Промысловый

На ценные бумаги

На сверхприбыль

Подоходные с физ. Лиц

На доходы от денежных капиталов

На прирост капитала

На прибыль акционерных обществ

Поимущественные налоги

С наследства и дарения

Подушный

 
 

Косвенные налоги.

Акцизы

Фискальные монополии

Таможенные налоги (пошлины)

 

1

2

3

 

Индивидуальные:

На сахар

На соль

На бензин

На табак и т.д.

Универсальные с оборота:

Многократный

Однократный

На сахар

На спирт

На табак и т.д.

По происхождению:

Импортные

Экспортные

Транзитные

По целям:

Фискальные

Защитные (протекционистские)

Преференциальные

Антидемпинговые

По ставкам:

Специфические

Адвалорные

Комбинированные

 
 

Взносы на социальное страхование.

Взносы работающих по найму

Взносы, уплачиваемые нанимателям

Взносы лиц, получающих гонорары (лица свободных профессий)

Взносы незанятых

 
 

Не включены ни в одну группу пошлины и сборы, не относящиеся к таможенным (регистрационные, судебные, нотариальные, патентные). 

Некоторые современные экономисты говорят об аморфности понятия косвенного и прямого налогообложения, утверждая, что во-первых, при определенных условиях косвенный налог может превратиться в прямой, и наоборот (к примеру, налог на прибыль на монопольном рынке через механизм цен принимает черты косвенного обложения), во-вторых, окончательное распределение налогового бремени является только лишь допущением, потому что степень переноса не равна нулю в случае с прямыми налогами и не является 100% в случае с косвенными налогами.

Налоговая система РФ

Налоговая система - основанная на определенных принципах система урегулированных нормами права общественных отношений, связывающихся в связи с установлением и взиманием налогов и сборов.

Нынешнее налоговое законодательство не содержит определения понятия налоговой системы. Однако действовавший в прошлом Закон Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» содержал указанное выше понятие. Это понятие используется в теории и по сей день, с тем лишь отличием, что ранее самостоятельным компонентом налоговой системы считались пошлины, но в соответствии с вступившими в силу главами Налогового кодекса России государственная пошлина отнесена к сборам, что же касается таможенных пошлин, в прежние времена считавшихся институтом, общим для налоговой системы и для таможенного регулирования, - то по мере совершенствования налогового и таможенного законодательства законодатель и исследователи постепенно пришли к мнению о принадлежности их сугубо к отрасли таможенного права.

Основой налоговой системы являются налоги и сборы. С помощью налоговой системы государство реализует свои функции по управлению (регулированию, распределению и перераспределению) финансовыми потоками в государстве и в более широком смысле экономикой страны.

Система налогового права, впрочем, как и любого другого, - это его внутреннее строение. Для налогового права характерно традиционное для отраслей российского права деление на Общую и Особенную части.

Систему налогового права следует отличать от системы налогов и сборов. Налоговая система и система налогов и сборов соотносятся как общее и частное. Система налогов и сборов является неотъемлемой частью налоговой системы Российской Федерации и представляет собой совокупность отдельных видов налогов и сборов. Она представлена тремя уровнями: федеральные, региональные и местные налоги.

Статистика

По данным федеральной налоговой службы, в консолидированный бюджет Российской Федерации в январе-июле 2012 года поступило налогов, сборов и иных обязательных платежей на сумму 6488,3 млрд.рублей, что на 14,7% больше, чем за соответствующий период предыдущего года.

Поступление налогов, сборов и иных обязательных платежей в консолидированный бюджет РФ по видам.

 

Январь-июль 2012г.

В % кЯнварю-июлю 2011г.

 
 

Консолидированный бюджет

В том числе

Консолидированный бюджет

В том числе

 
   

Федеральный бюджет

Консолидированные бюджеты субъектов РФ

 

Федеральный бюджет

Консолидированные бюджеты субъектов РФ

 

всего

6488,3

3025,1

3463,3

114,7

118,4

111,6

 

Налог на прибыль организаций

1482,8

208,0

1274,9

104,3

109,0

103,6

 

Налог на доходы физ. Лиц

1230,9

-

1230,9

114,9

-

114,9

 

НДС на товары (услуги),реализуемые на территории РФ, ввозимые из Респ. Беларусь и Респ.Казахстан

1190,6

1190,6

-

108,8

108,8

-

 

НДС на товары (услуги), реализуемые на территории РФ

1134,0

1134,0

-

108,7

108,7

-

 

Акцизы по подакцизным товарам, производимым на территории РФ

451,9

197,9

254,0

133,9

В 1,5р

121,2

 

Налоги на имущество

482,2

-

482,2

115,0

-

115,0

 

Налоги, сборы и рег. платежи за пользование природными ресурсами

1440,8

1419,9

20,9

124,9

125,2

107,1

 

Налог на добычу полезных ископаемых

1425,2

1405,7

19,5

126,2

126,4

108,5

 
 

По данным таблицы можно сказать, что основную часть налогов, сборов и иных обязательных платежей консолидированного бюджета в январе-июле 2012 года обеспечили поступления налога на прибыль организаций - 22,9%, налога на добычу полезных ископаемых - 22% , налога на доходы физ. Лиц - 19%, НДС на товары (услуги),реализуемые на территории РФ, ввозимые из Республики Беларусь и Республики Казахстан - 18,4%.

Также можно отметить следующее. В январе-июле 2012 года в консолидированный бюджет РФ поступило федеральных налогов и сборов 5795,8 млрд.рублей (89,4% от общей суммы налоговых доходов), региональных - 392,1 млрд.рублей (6%), местных - 90,2 млрд.рублей (1,4%).

Косвенные налоги

Косвенный налог - налог на товары и услуги, устанавливаемый в виде надбавки к цене или тарифу, в отличие от прямых налогов, определяемых доходом налогоплательщика. Таким образом, косвенные налоги непосредственно связаны с той деятельностью, которой занимается налогоплательщик. Владелец товара, реализовывая его, получает с покупателя одновременно с ценой и налоги, которые в последствии перечисляет государству. Именно по этой причине косвенные налоги нередко называют налогами на потребление. При косвенном налогообложении его субъектом является продавец товара или услуги, который одновременно является и посредником между государством и фактическим плательщиком налога, то есть потребителем этого товара или услуги.

На данный момент времени выделяют пять основных видов налогов на потребление - акцизы, налог с оборота, налог с продаж, налог на добавленную стоимость, пошлины и сборы.

Такое понятие как акцизы может иметь как расширенное, так и узкое толкование. В группу акцизов могут включаться все виды налогов на товары и услуги (расширенное толкование). Узкое толкование этого термина предусматривает отнесение к данной группе лишь налогов, взимаемых в виде надбавок к ценам или тарифам на отдельные конкретные товары и услуги.

Акцизы могут взиматься не только центральным правительством, но и региональными властями, и органами местного самоуправления, что характерно для федеративных и конфедеративных государств.

Обычно плательщиками акцизов являются предприятия, которые производят подакцизную продукцию. В некоторых случаях обязанность по уплате акцизов возлагается на оптовых покупателей и продавцов подакцизной продукции.

Также подразделяются и сами ставки акцизов. Они могут быть твердыми или специфическими (устанавливаемые в абсолютной сумме за единицу обложения) и адвалаторными (устанавливаемые в процентах к ценам реализации товаров или услуг). Наиболее широкое распространение получили специфические ставки акцизов. Обычно они устанавливаются на такие однородные товары, как соль, сахар, спички и т. п. Адвалорные же ставки применяются для обложения ювелирных изделий, изделий из меха, автомобилей и других товаров, которые относятся к предметам роскоши.

Акцизы используются тогда, когда производство подакцизных товаров осуществляется частными производителями. Однако, в некоторых странах производство подакцизных товаров государство объявляет государственной монополией.

Налоги с оборота - группа косвенных налогов, взимаемых с оборота товаров, работ или услуг предприятий и организаций (юридических лиц), а в некоторых случаях и с объема реализации товаров, работ или услуг физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность.

Налогами такого типа облагаются преимущественно товары массового потребления, реализуемые внутри страны, и услуги предприятий сферы обслуживания. Распространение такого вида косвенных налогов в развитых странах объясняется как их фискальным значением, так и возможностью использования для воздействия на процесс производства. Освобождая экспортеров от обложения налогами с оборота, государство стимулирует экспорт товаров.

Оборот предприятия, производящего и реализующего товары, работы или услуги, может облагаться по единым или индивидуальным ставкам. Налогообложение оборота по индивидуальным ставкам мало чем отличается от обложения акцизами.

Налоговую базу по НДС составляет стоимость, добавленная на каждой стадии производства и реализации товара. Добавленная стоимость включает в себя заработную плату с начислениями, прибыль, расходы на электроэнергию, рекламу, транспорт и т.п. В цену входит общая сумма НДС, которую вносит предприниматель на каждой стадии продвижения товара к потребителю, так, потребитель является единственным и конечным плательщиком этого вида налога. В результате НДС стал одним из самых эффективных фискальных инструментов.

При обложении НДС используется стандартная (основная) и пониженная ставки. Во многих странах используется нулевая ставка налога, при условии освобождения товаров или услуг от НДС. В отдельных странах применяется параллельное освобождение от НДС и обложение НДС по нулевой ставке.

Расчет налоговых обязательств по НДС может осуществляться следующими методами:

  • Прямым аддитивным;
  • Косвенным аддитивным;
  • Методом прямого вычитания;
  • Зачетным методом.

Последний метод стал основным в Российской Федерации.

Следующий вид косвенных налогов - налог с продаж. Объектом его обложения выступают обороты по реализации товаров и (или) услуг. Этот вид сам по себе подразделяется на два подвида: общие налоги и специальные. Специальные налоги с продаж, по сути, представляют собой разновидность акцизного налогообложения. Обычно, налог с продаж взимается только в сфере реализации товаров, работ или услуг, чего не скажешь о НДС.

Еще один вид косвенных налогов - таможенные пошлины и сборы. Взимаются они с провозимых через национальную границу товаров по ставкам, которые предусмотрены таможенным тарифом.

Косвенные налоги имеют большое значение и играют важную роль в экономике страны и оказывают большое влияние на качество жизни граждан.

Во-первых, они являются весовым источником доходов государства, их доля в бюджете значительно выше, чем доля налога на прибыль.

Во-вторых, с помощью косвенных налогов осуществляется перераспределение доходов между различными социальными группами населения.

В-третьих, косвенные налоги оказывают влияние на уровень цен (по отдельным товарам увеличивая ее на 50%), поэтому они являются фактором регулирования цен, средством воздействия на их динамику.

В-четвертых, система косвенных налогов оказывает воздействие на производство, торговлю, потребление, способствуя их росту или, наоборот, сокращению, то есть позволяет регулировать движение сфер товарного обращения в соответствии с целями развития экономики.

Являясь прямой надбавкой к цене, косвенные налоги носят явно выраженный фискальный характер, легко поддаются учету и контролю, и в России стали приоритетным направлением системы сбора налоговых платежей. Многие экономисты считают эти налоги самыми несправедливыми, поскольку они регрессивны по отношению к доходу потребителей - с низких доходов взимается более высокий процент, а с высоких - более низкий.

Рассмотрим влияние косвенных налогов на примере НДС и акцизов.

Как уже говорилось ранее, акцизный налог включается в состав цены предприятия-изготовителя подакцизной продукции и вносится в бюджет по мере реализации этой продукции. Акцизы установлены на товары и продукцию, уровень потребления которых малоэластичен по отношению к цене, или на дефицитную высокорентабельную продукцию и товары, предназначенные для населения, производство которых имеет низкую себестоимость. Если бы государство не изымало в бюджет суммы акцизов, то предприятия, производящие подакцизные товары, имели бы сверхприбыль.

Таким образом, акциз установлен на ограниченный круг товаров и включается в цену однократно. Итак, если говорить простым языком, то акцизные сборы являются стабильным источником дохода для государства.

Налог на добавленную стоимость (НДС) является новым элементом налоговой системы для России и взят из практики налогообложения западных стран. Система налога на добавленную стоимость была разработана и внедрена почти во всех отраслях во Франции 50-х годах, а с 1968 года распространилась на торговлю. В настоящее время НДС применяется более чем в 40 странах с экономикой, основанной на рыночных отношениях. По своей экономической сущности НДС представляет собой одну из форм изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой в процессе производства и реализации продукции, товаров, строительстве, оказании услуг, выполнении работ. В каждом звене товародвижения в бюджет изымается часть прироста стоимости, созданной трудом работников. Эта часть определяется по твердо установленным ставкам, включается в цену и вноситься в бюджет по мере реализации продукции, товаров, работ, оказании услуг.

Традиционно считается, что добавленная стоимость состоит из затрат на оплату труда, отчислений на соц. Нужды, амортизации основных средств и прибыли от продажи.

Для того, чтобы рассчитать НДС способом, соответствующим его экономическому содержанию, необходима соответствующая система учета затрат, в России она к этому не приспособленна, поэтому на практике принят упрощенный метод расчета НДС.

Ставки НДС, установленные законодательно, являются едиными на территории страны.

Акциз и НДС являются важными ценообразующими элементами, влияющими на рост уровня цены. Во-первых, способствуя увеличению цены они ограничивают потребительский спрос и способствуют изъятию доходов населения в бюджет при одновременном сдерживании потребителя.

Во-вторых, в условиях инфляции они автоматически индексируются темпами инфляции, исходя из особенностей определения облагаемого оборота, и тем самым еще больше усугубляют инфляционные процессы.

Очевидно, что величина ставок косвенных налогов должна быть экономическим регулятором, что предполагает обоснование, как их размера, так и методики исчисления.

В течение последних лет идет дискуссия относительно целесообразности снижения ставок. При снижении ставок произойдет рост производства, и прирост налоговых поступлений будет больше, чем потери от снижения ставок, что происходит в странах с развитой рыночной экономикой. Такая динамика налоговых поступлений, как показывает практика, возникает в том случае, если промышленность быстро и чутко реагирует на увеличение спроса ростом производства, что предполагает высокую эластичность предложения. Опыт работы отечественных предприятий свидетельствует, что при уменьшении ставок они снижают цены или увеличивают производство, а довольствуются увеличением получаемой прибыли. Таким образом, при уменьшении ставок косвенных налогов необходимо параллельное внедрение комплекса мер по поддержке производства, в противном случае будет уменьшаться сумма поступлений и расти дефицит бюджета страны.

Заключение

В данной работе, я обозначила приоритетные направления исследования, кратко изучила налоговую систему Российской Федерации, привела основные определения.

Под налогом понимается взимаемый на основе государственного принуждения и не носящий характер наказания или компенсации обязательный безвозмездный платеж. Существует целое множество формулировок подобного рода, но во всех подчеркиваются характерные черты, присущие налогу, такие как обязательность, безвозмездность. Так же часто отмечается, что налоги - денежные платежи, т.е. взимаются в денежной форме. Безусловно, в современном мире большинство налоговых выплат осуществляется в денежном виде.

Также раскрыла сущность и функции налогообложения. По большому счету налоги выполняют пять основных функций: фискальную, распределительную, регулирующую, стимулирующую и контролирующую. Рассмотрела классификацию налогов. По способу взимания налоги делятся на прямые, т. е. те налоги, которые взимаются с экономических агентов за доходи от факторов производства и косвенные, т.е. налоги на товары и услуги, состоящие в самой цене на предметы потребления. К прямым налогам можно отнести такие, как налог на прибыль, налог на доходы физических лиц и подобные. К косвенным налогам относятся: налог на добавленную стоимость, акцизы, налог с оборота и другие.

Я рассмотрела значение косвенных налогов и влияние динамики их изменения на государство. На протяжении нескольких лет на основе принятых законов и налогового законодательства государство разрабатывает, устанавливает и совершенствует систему налогообложения, так как постоянно изменяющаяся экономическая ситуация, постепенно развертывающиеся и укрепляющиеся механизмы рыночной саморегуляции требуют внесения соответствующих корректив и изменений, адекватных происходящим в экономике процессам.