Космоцентризм и теоцентризм: европейская культура на пути от Античности к Средневековью

Предмет: Культурология
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 04.07.2019

 

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых тем рефератов по культурологии:

 

Много готовых рефератов по культурологии

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Техническая цивилизация Древнего Рима
Древнеримское право – основа европейской правовой системы
«Афины и Иерусалим»: диалог двух начал христианства
Культура Византии и ее влияние на русскую культуру


Введение:

Целью написания данной работы является расширение, углубление и закрепление знаний, полученных по предмету «Философия».

Для этого необходимо раскрыть вопросы древней и средневековой философия, общей и особенной.

Для этого необходимо подробно изучить древнюю и средневековую философию, выяснить, какие направления существуют в них и к каким проблемам они касаются, а также определить, какие из них преобладают.

Далее следует отметить, что существуют схожие и какие различия подходят к философии в древности и в эпоху средневековья.

Эта тема наиболее интересна тем, что, несмотря на сходство и преемственность античной и средневековой философии, между ними существует немало различий, возникших в результате прогресса в области науки и развития представлений людей о мире.

Античная и средневековая философия послужили мощным стимулом для развития человечества для его современников, как в древние времена, так и в средние века, философы того времени сумели сломать сложившееся мировоззрение на века, заставить людей не только думать, но и смотреть на мир вокруг них по-новому.

Поэтому, рассматривая общее и различное в древней и средневековой философии, мы фактически изучаем развитие человеческой мысли и философии как науки.

Древняя философия: ее основные черты, направления и представители

Основные черты античной философии

Философия родилась как попытка определить фундаментальные основы человека. Знание не может служить этим основанием, поскольку одно только знание не всегда приводит человека к мудрости. Как сказал Гераклит, «знание не учит разум». Мудрость, с другой стороны, - это способность видеть в жизни то, что действительно является главным, что важно для нас как людей. Но что характеризует нас как людей, которых мы называем реальным человеком? Тот, кто способен, в частности, на человеческие действия и переживания, в частности, способен на дружбу, любовь, верность, акты самопожертвования, восприятие прекрасного, акты добра и т.д. Особая характеристика этого вида духовных действий и у переживаний гораздо большая степень стабильности по сравнению с чисто психологическими и биологическими чувствами и реакциями. Что защищает, например, дружбу? Сократ назвал эту основу «упорядоченной структурой души». Почему камень сохраняет стабильную форму? Потому что у него кристаллическая решетка. Какая-то структура, видимо, должна быть в духовных состояниях. Недаром даже на языке мы, желая охарактеризовать реального человека, говорим, что у него есть «личностный край», «внутреннее ядро», «твердые принципы» и т.д., именно эта идея была выражена в древности в концепции космоса Чтобы избежать распада личности в хаос мгновенных желаний и чувств, человек должен иметь внутреннее ядро, некое устойчивое основание, на основе которого можно преодолеть свой биологический принцип и быть свободным.

Античный Космос - это не физическая вселенная в нашем современном понимании. В переводе с древнегреческого пространства пространство - это порядок, система, линия, устав. Пространство в этом смысле - это не только мир в целом, представленный в его рациональной и упорядоченной организации. Космос может быть душой человека и прекрасной статуей - если они содержат внутреннюю гармонию, они целы и упорядочены.

Итак, первая и главная особенность античной философии - космоцентризм. Это означает, что во всем, начиная от мира в целом и заканчивая каким-либо одним явлением, древние философы искали рациональную, упорядоченную структуру, как основу для понимания себя и мира. Эта структура представляет собой вселенную, организованную по некоему универсальному закону.

Но что значит иметь порядок в мире? Это означает, что все отдельные части вселенной находятся в гармоничных отношениях друг с другом. Но гармония и пропорциональность целого, с точки зрения древности, есть красота. Мир гармоничен, считал древнегреческий, и то, что нам кажется случайным и хаотичным в нем, является просто свидетельством нашей неспособности увидеть значение отдельной вещи или явления в свете целого. Все в мире полно красоты и наполнено смыслом, гармонично соответствующим внешнему виду вещи. Мы постигаем истинную сущность вещи только в той мере, в которой мы способны воспринимать ее красоту. Анаксагор, например, говорит: «Красота - это проявление истины в ее самой чистой форме». Итак, вторая главная особенность античной философии - ее эстетизм.

Из этого также следует, что в древней философии идея и материя мыслились в неразрывном единстве. Например, у Демокрита атом вообще не является «кусочком материи», атом также несет идеальное начало: «Что такое атом Демокрита? Это такое физическое тело, которое не подвержено каким-либо физическим воздействиям, которое является вечным и неизменным и которое является физически воплощенным геометрическим телом, включая всю идеальную неподвижность и неизменность геометрического тела 

Или, скажем, идея в понимании Платона вовсе не отделена непроходимой пропастью от обычных вещей - это не бестелесная сущность, а форма вещи, неотделимой от самой вещи: «Что такое идея Платон? Это такой ментальный и семантический пример, который создан для объяснения материальных вещей и, прежде всего, для объяснения чувственно воспринимаемого космоса. Это не что иное, как обобщение материальной космической жизни, эта античная и даже самая абсолютная идея оказалась не чем иным, как определением материально-чувственных вещей, их порождающей модели».

Третья главная особенность древней философии - ее рационализм. Греческая философия с самого начала искала рациональные объяснения происхождения и сущности мира. Когда мы критикуем людей эпохи мифологического мировоззрения, говоря, что их объяснение природных явлений волей богов было ошибочным, они не всегда учитывают, что само объяснение ищется только тогда, когда человеку что-то непонятно, но все дело в том, что для древнего человека в мире было что-то «непостижимое». «Самодостаточному «язычеству» не нужны были системы, поскольку он предполагал такую ​​племенную жизнь, которая все еще является системой для себя». «Непонятно» появляется, когда человек начинает размышлять о строении мира и поражается повсеместности первоначального упорядочения. Этот порядок, достойный философа только размышлений, получил различные концептуализации и действовал как принцип понимания и существования. В древней философии это выражалось в требовании оценивать все мнения и чувственные чувства человека с позиции Логоса - универсального закона, рационального принципа, лежащего в основе вселенной. Таким образом, был сделан шаг от систематического характера племенной жизни к системе рационального учения. «Рационализм - потому что рационализм, потому что он вводит момент методической самокритики мысли, подчиняя мысль сумме формализованных правил, развивает рефлексию, которая направлена, во-первых, на само мышление (логика, эпистемология), а во-вторых, на инаковость мышления одним словом (теория языка, поэтика, риторика)».

Греки считали, что инициалы всего, что существует, объективны, то есть независимы от человека. Они подчиняются не только людям, природе и животным, но даже богам. Древняя философия также онтологическая. То есть его основной мотив - выяснить, что на самом деле есть, что есть, а что только кажется. В древности объективную правду и субъективное мнение отличали.

Однако следует иметь в виду, что представление о том, что древние философы резко сгруппировались в «мнении» и сенсорном восприятии, считая их ненадежным источником истины по сравнению с мышлением, не в полной мере отражает реальность. Философы (например, тот же Платон) упрекали софистов не в том, что они отрицают человеческую субъективность, а в том, что она придает ей универсальное значение. Другими словами, ошибка софистов заключается в том, что у них нет критерия выбора среди мнений, что является правдой. Но они прекрасно понимали, что любая истина - это всегда чье-то мнение или восприятие, и мы не избавлены от этих аспектов истины, потому что мы люди. Но последнее вовсе не означает, что сама истина нам вообще недоступна. С точки зрения Платона, критерий выбора истинного мнения существует. Чтобы мнение достигло истины, мы должны воспринимать вещи во внутренней красоте, а те, кто их воспринимают, должны вдохновляться добром. Истинное мнение - это функция красоты и добра.

Направления и представители древней философии

Основными представителями направлений и школ античной философии являются:

  • пифагорейцы (Pythagoras) - рассматривали числовые отношения как первичную основу (субстанцию) мира;
  • диалектика Гераклита (Heraclitus) - учение о единстве противоположностей (диалектика);
  • элеатика (Парменид, Зенон) - ввела понятие «бытие» и считала, что нет ничего (ничего), поэтому никакое движение невозможно;
  • атомисты и наивные материалисты (Демокрит, Эпикур, Фалес, Анаксемен) - первые учили, что мир состоит из атомов и пустоты, а последние сводят его к единому материальному принципу (веществу) - воде, воздуху, апейрону;
  • софисты и сократы - впервые обратились к философскому пониманию человеческого существования;
  • платонисты (Сократ, Платон, Плотин) - рассматривали вещи как воплощение идей;
  • школа Аристотеля (перипатетика) - они утверждали, что самодвижение невозможно, поэтому источник мирового движения должен быть вне его (метафизика). Аристотель создал учение о материи и форме. 

Древняя философия в целом может быть кратко охарактеризована следующим образом:

  1. Большинство философов этого периода рассматривали Космос, созданный как разумное, живое человеческое тело, как основу всего. Космос вечен, абсолютен, если не считать ничего. Он один, одухотворенный. Это можно видеть, слышать и воспринимать. Он совершенен (божественен).    
  2. Многие древние философы пытались найти единый и неделимый фундаментальный принцип мира (для Фалеса - для воды, для Гераклита - для огня, для Демокрита - для атомов и т.д.).  
  3. Основы диалектики были заложены в античной философии, обосновывалось положение о том, что жизнь природы является постоянным развитием, источником которого является единство и борьба противоположностей (Гераклита, Зенона и др.).
  4. В философии этого периода были выявлены особенности форм познания: истинное знание доступно только разуму, подчиняющемуся законам логики, чувства не являются источником знаний, их область - это только мнения людей (Демокрит, Платон, Аристотель).
  5. Концепция была разработана не страдания, а активного человека, социальность которого вытекает из его характера. Он центр культуры, его создатель (софисты). Его призвание - знать и делать добро (Сократ).
  6. Значительное внимание было уделено проблемам морали. Источником морали является природа, разум, знания. Идеалом нравственного человека считался мудрец - умеренный, расчетливый, бесстрашный, гармоничный человек.  
  7. В античной философии была разработана доктрина идеального государства, основанная на труде рабов. Так, Платон считал, что наиболее совершенным государством является аристократическая республика, в которой правят философы, а государство защищают воины, ремесленники производят материальные блага. Только последние могут владеть собственностью, поскольку им нужны стимулы для работы.  

Таким образом, древняя философия стала совершенно самостоятельной формой общественного сознания. В нем начинают формироваться основные философские направления, формируется картина мира

Философия средневековья: характеристика эпохи и философия средневековья, периодов и учений основных представителей

Характеристика эпохи и философия средневековья

В эллинистически-римскую эпоху происходило образование крупных единых государств, в которых власть была сосредоточена в руках определенных центральных органов, будь то единоличный правитель или республиканское правительство. Чтобы «сохранить единство» государственной мозаики, состоящей из различных и недружественных этнических групп, правителя иногда изображали богоподобным для усиления власти центра. Исчезновение относительно независимых в политическом смысле малых обществ и тенденция к концентрации власти привели к усилению политического отсутствия прав у людей. В таких государствах, помимо свободных мужчин и женщин, лишенных какой-либо власти, на грани физического выживания существовали полностью лишенные права голоса рабы.

Люди обратились к поиску сверхъестественного в своем собственном внутреннем мире. Они искали решение проблем исключительно тяжелой жизни в религиозной сфере. Христианство обращалось ко всем. Он провозгласил надежду для всех. Несмотря на политическое беззаконие, материальное зло и физические страдания, вопреки злу и ослаблению силы характера, надежда существует для всех. Христианская жизнь провозгласила земную жизнь частью драматического исторического процесса, в конце которого каждый получит справедливую награду за страдания и несправедливость этой жизни. Прежде всего, это Бог Отец, создатель мира, дух всемилостивого, справедливого и праведного.      

Христианство сыграло огромную роль в развитии философской мысли. 

Введены следующие новые идеи: 

  • идея «человек как центр всего»;
  • идея линейности истории;
  • концепция Бога как Личности и Создателя.

Богословие понимается как богословие, то есть систематическое изложение, основанное как на собственном, так и на философском концептуальном аппарате, а также на защите учения о Боге, Его свойствах, качествах, атрибутах, поступках, а также своде правил и стандартов. Жизнь для верующих и духовенства установлена ​​той или иной религией (в данном случае христианством). Хотя богословие не может обойтись без философского концептуального аппарата, оно существенно отличается от философии. В рамках богословия как такового философское мышление в первую очередь выполняет «служебную роль», поскольку оно только принимает, разъясняет и интерпретирует «Слово Божье». Все это, конечно, очень далеко от философии как свободного мышления о мире и человеке. Если в богословском мировоззрении мысль ограничена догмой, то настоящая философия всегда плюралистична.

Доминирующей идеей христианского мировоззрения является идея Бога. 

Основными принципами философии средневековья являются: 

  • теоцентризм - центр мира - Бог;
  • монотеизм;
  • теодицея - оправдание Бога-Творца в присутствии зла на земле;
  • супранатурализм - все в мире имеет сверхъестественную природу;
  • сотериологизм - ориентация всей человеческой жизни на спасение души;
  • реляционализм - принцип откровения;
  • креационизм - сотворение мира Богом из ничего;
  • антропоцентризм - человек является центром вселенной, венцом творения Бога;
  • провиденциализм - божественный план предопределяет историю людей как план спасения человека;
  • эсхатология - учение о конце света;
  • символизм - поиск скрытых символов в вещах для поиска утраченного единства;
  • толкование - интерпретация религиозных текстов;
  • герменевтика - интерпретация любых текстов.

Периоды средневековой философии

Философские знания средневековья условно подразделяются на несколько периодов, крупнейшие из которых патристические и схоластические. В свою очередь, каждый из них делится на несколько разных периодов и направлений. 

Патристика (II-VI вв.) Патристика получила свое название от латинского слова «patrice», что означает «отцы церкви». Соответственно, это период христианских отцов церкви, заложивших основы христианской и, следовательно, средневековой философии. Патристику можно разделить на несколько периодов:  

  1. Апостольский период (до середины II века) - время деятельности апостолов-евангелистов. Апологетика (середина II века - начало IV) - апологеты называют образованными христианами, которые встали на защиту христианства от языческой философии. Чтобы защитить христианство, апологеты прибегают к помощи древней и греческой философии, используя аллегории и логические доказательства, пытаясь показать, что верования язычников смешны, их философия не унифицирована и не полна противоречий, христианская теология - единственная философия это приносит людям одинаковую правду для всех. Самыми выдающимися произведениями, сохранившимися до наших дней, были извинения Джастина, Татиана, Тертеллиана.
  2. Зрелая патристика (IV-VI) - различают восточную (греческую) и западную (латинскую) патристику. Благодаря греческому языку восточная патристика более тесно связана с древней философией, чем западная. Наиболее известные деятели восточной патристики: Григорий Богослов, Афанасий Александрийский, Иоанн Златоуст и другие; Западный: Август Августин, Амброуз Медиоланский, Джером. Основные проблемы патристики: формирование символов веры, проблема трех ипостасей, христология, креационизм и другие.

Схоластика (VII-XIV). Слово «схоластика» происходит от слова «схола» (школа), которое пришло к латинскому языку от греческого, поэтому схоластику часто называют школьной философией. В отличие от отцов церкви, которые полагались на свой ум и интуицию, схоластики использовали рациональные способы познания Бога. В схоластике было три основных направления: реализм, номинализм и концептуализм.

Реализм. средневековая концепция реализма не имеет ничего общего с современным значением слова. Реализм понимался как учение, согласно которому только общие понятия или универсалии, а не изолированные объекты обладают подлинной реальностью. Согласно средневековым реалистам, универсалии существуют раньше вещей, представляя мысли, идеи в божественном разуме. И только благодаря этому человеческий разум способен познать сущность вещей, ибо эта сущность - не более чем универсальная концепция. Реалисты, разделяющие идеи Платона, считали, что общие понятия являются формой сущностного бытия. Наиболее известные последователи реализма: Аврелий Августин, Ансельм Кентерберийский, которого в Англии называли вторым Августином. Ансельм Кентерберийский известен своими онтологическими доказательствами существования Бога - он утверждал, что само понятие Бога доказывает его существование.

Номинализм. Термин «номинализм» происходит от латинского «номен» - «имя». Согласно номиналистам, общие понятия - только имена; они не имеют независимого существования и формируются нашим разумом путем абстрагирования некоторых черт, общих для ряда вещей. Например, понятие «человек» получается путем отбрасывания всех характеристик, которые характерны для каждого человека в отдельности, и концентрации того, что является общим для всех: человек - это живое существо, наделенное разумом больше, чем любое из животных. Это определение, в принципе, можно уточнить: у человека одна голова, две руки, две ноги и т.д., но в этом уже нет необходимости, поскольку первое определение уже четко определяет сущность человека. Таким образом, согласно учениям номиналистов, универсалии существуют не перед вещами, а после вещей. Самым известным номинантом был Пьер Абеляр. Концептуалисты занимают промежуточное положение между реалистами и номиналистами, полагая, что бытие является независимой вещью в своей сущности.

Концептуализм - это термин, используемый для обозначения философских тенденций, занимающих промежуточное положение между реализмом и номинализмом в решении проблемы универсалий. Исторически концептуализм возник как направление ранней схоластики. По сути, он был теистическим: генерал не самосуществует, как у Платона, и не создается в «материальном мире», как у Аристотеля, фактическая основополагающая однородность природы и логотипы, лежащие в основе доказательств, уже предполагают общее (в божественном уме) как источник этой однородности или как ее форму (предопределенная гармония).

Учения основных представителей философии средневековья

Святой Августин (354-430)

Его произведения - «Против академиков» - полемический трактат против скептицизма, «О блаженной жизни» - книга о зависимости счастья от степени познания Бога, «Монологи» - это работа над методом познания сверхъестественной истины. Уже после посвящения, по пути из Милана в Африку, он написал трактат «О размерах души» - об отношении души к телу. Большинство работ Августина уже написаны в Африке. Самыми крупными из них являются: «Исповедь», написанная в 400 году, представляющая взгляды Августина в личной форме, полдня - полу-молитва, трактат «О Троице» (400–410), в котором систематически излагались богословские взгляды, «О городе Божьем» (413–426) - основная работа Августина, в которой содержатся его историософские взгляды, и, наконец, «Исправления» - работа, написанная незадолго до смерти, в которой Августин собрал свои основные идеи и исправил их в церковном духе.

Виды. Учение о существовании Августина близко к неоплатонизму. Согласно Августину, все, что существует, потому что оно существует и именно потому, что оно существует, хорошо. Бог - это источник бытия, чистая форма, высшая красота, источник добра. Поддержание существования мира - это постоянное его сотворение Богом. Мировоззрение Августина глубоко теоцентрично - Бог является отправной и конечной точкой мысли. Проблема Августина в Боге и его отношении к миру является центральной. Мысли Августина о Боге привели его к проблеме вечности и времени. По словам Августина, время растягивается. Вечность воспринимается им так: в мире мыслей - идей Бога все есть раз и навсегда - статическая вечность неотделима от Бога. Душа нематериальна, бессмертна и свободна в своих решениях. Субъективно человек действует свободно, но все, что он делает, совершается через него Богом. 

Человек способен познавать мир только через чувства. Более того, он:

  • отличает изучаемую вещь от всего набора вещей;
  • узнает все ее аспекты и свойства;
  • определяет ее полезность на основе своих чувств. 

Человек живет в земном царстве, похожем на лагерь грабителей, в котором содержатся только войны, завоевания и насилие. Люди должны стремиться к Царству Небесному через праведную жизнь. Земная церковь является посредником между двумя царствами.

Фома Аквинский (1225-1274)

Произведения. Самыми известными произведениями являются «Сумма богословия», «Сумма против язычников».

Виды. Основная цель - развить основные положения христианской доктрины в формах здравого смысла. Опираясь на покойного Аристотеля, он утверждал, что все существо может быть только одним, отдельными вещами. Основными понятиями Фомы являются понятия реальности и возможности. Каждая вещь - это сочетание «формы» и «материи». Более того, «материя» - это способность принимать форму, а «форма» - это «реальность» по отношению к материи, которая уже приняла форму. Материя не может существовать отдельно от формы, но форма может существовать отдельно от материи. То есть ничто материальное не может существовать независимо от высшей формы - Бога, а сам Бог является чисто идеальным существом. Во всем, что создано Богом, сущность отличается от существования. Существование выше сущности.

Предоставляет доказательства существования Бога:

  1. Все движущееся приводится в движение чем-то другим. Главным двигателем является тот, чье имя Бог. 
  2. У всего в мире чувственных вещей есть причина. Причина в Боге. 
  3. Все случайное нуждается во что-то еще. Бог необходим. 
  4. В мире существуют все уровни совершенства. Бог это совершенство. 
  5. Все в мире ведет себя целенаправленно. Бог является основной целью для всех и лидера. 

Воля человека стремится только к знаниям. Ум человека уже обладает знанием. Свобода выбора человека основана на суждении ума. Целью человеческой деятельности является познание. Достижение счастья является результатом деятельности ума.

Целью существования человеческого общества является продвижение индивида к целям морали. Сила суверена должна быть подчинена высшей духовной власти. Во главе на небесах - Христос, на земле - папа.

Ансельм Кентерберийский (1033-1109)

Произведения. «Монолог» и «Дополнение к рассуждению» трактуют основные проблемы богословия, бытия и природы Бога. Диалог грамматики и диалог правды - это небольшие кусочки логического содержания. Это работа первого периода, когда Ансельм был настоятелем. Во второй период, будучи епископом, он писал только специальные богословские и религиозные работы, в том числе трактат об искуплении, известный как «Почему Бог есть человек».

Виды. Вера и разум: «Христианин должен прийти к пониманию через веру, а не через понимание к вере».

Рациональность Бога и мира. Он пытался доказать, что Бог не только существует, но и обладает некоторыми характеристиками, что мир создан из ничего, что душа бессмертна и свободна, он даже пытался оправдать «таинства» веры, Троицы, воплощения и искупления. Основой, которая дала ему возможность для такого понимания истин веры, была идея рациональности Бога и мира.

Свидетельство существования Бога:

  1. Если есть вещи, которые по отношению к вещи имеют сравнительно сравнимую характеристику, то эта другая вещь должна существовать. Есть относительные выгоды, которые более или менее хороши, оправдывая существование того, что абсолютно хорошо. И абсолютное благо это Бог. Точно так же каждое относительное значение указывает, что оно абсолютно велико или о Боге. Любое относительное существо оправдывает абсолют или существование Бога.    
  2. В реальном, реальном мире есть основания полагать, что Бог существует. Если мы постигаем концепцию самой совершенной сущности, тогда она будет существовать в нашем мышлении. Но существует ли оно только в нашем мышлении или в действительности? Если самая совершенная сущность существует в реальности, то она обладает характеристикой, которой она будет лишена, как самой совершенной сущностью, которая существует в нашем мышлении, а именно особенностью реального существования, поскольку она более совершенна, чем все остальное, имеющее эту характерную черту. Следовательно, самая совершенная сущность, если бы она существовала только в мыслях, не была бы самой совершенной, потому что это было бы чем-то противоречивым. Следовательно, самая совершенная сущность не может существовать только в мышлении, но должна существовать в реальности, как следует из концепции Бога.
  3. Значение Ансельма. Ансельм сформулировал метод средневековой философии в соответствии с принципом «вера, ищущая разум», начал строить средневековую метафизику. Эта метафизика была такой же теоцентрической, как и Эриугена, но совершенно отличалась от нее. Бог в ней не был идентичен миру, но был его тройной причиной, моделью, создателем и целью. Эта метафизика была дуалистической, но не в духе Плотина, а в духе Августина.

Пьер Абеляр (1075-1142 гг.)

Произведения. Свою писательскую деятельность он начал в 1118 году с работы «О единстве и божественной троице», которая была осуждена в 1121 году, а также с первой версией диалектики. Из «Богословия», основного богословского труда, осужденного в 1141 году, сохранился только один фрагмент, известный как «Введение в богословие». По-видимому, это было новое издание раннего «христианского богословия» в пяти книгах, которое полностью сохранилось. Работа «Познай себя» содержала этику, а «История моих бедствий» содержала автобиографию Абеляра (это единственная автобиография ученого, сохранившаяся со времен средневековья). Обе последние работы были написаны между 1133 и 1136 годами. Да и нет, собрание наблюдений по богословским вопросам, является классическим примером применения схоластического метода мышления. Словарь Порфирия и Словарь Великой Порфирии, найденные спустя много веков, были частями его утраченной диалектики.

Виды. Положение в истории философии. Диалектика позволяет понять истины веры, так как разум проникает и освещает даже таинство. Как прекрасный диалектик, Абеляр придавал большое значение методологическим проблемам для обоснования богословского метода.

Посмотрите на универсалии. Общим в терминологии того времени является не только физический знак или обозначение, но и значение знака. На самом деле универсалы нужны для того, чтобы быть объектом выражения; они не соответствуют непосредственно какому-либо объекту, но косвенно соответствуют объектам, которые являются предметом утверждения, и служат предикатом. Различие между понятиями, действующими как субъект и как предикат, было новым мотивом, который был введен Абеляром в дискуссию об универсалиях.

Общие понятия не врожденные, а приобретенные, они являются основой, на которой основывается ряд логических операций ума. Процесс познания всегда начинается с ощущения, но образы вещей, которые дают чувства и воображение, являются лишь материалом для концептуального познания. Разум посредством абстракции извлекает из них специальные элементы и создает общие идеи.

Джон Дюна Скотт (ок. 1265-1308)

Произведения. «Оксфордская композиция», «Парижская композиция».

Виды. Преобладание веры над разумом. Томас доказал, что есть у Бога, и Скотт счел это доказательство недостаточным. Тот факт, что Бог есть разум и воля, что вечность, бесконечность, всемогущество, вездесущность, правдивость, справедливость, милосердие, провидение характерны для него - всему этому нужно верить, но это невозможно доказать. Также невозможно доказать бессмертие души, сотворение души Богом, продемонстрировать участие Бога в деятельности сотворенного. Скотт не сомневался в этих истинах, но считал их истинами откровения и веры, а не разума и науки.

Преимущество интуиции перед абстракцией. Первоначально, наряду с актами внешнего восприятия, он рассматривал действия разума, обращался к самому себе и таким же образом фокусировался на внутреннем опыте. Интуиция дает индивидуальное и экзистенциальное знание, но оно носит случайный характер, поскольку существование не принадлежит сущности конечных вещей. Напротив, отвлеченные знания, отвлекаясь от существующих вещей и их индивидуальных характеристик, учатся вместо их общих и существенных особенностей.

Преобладание единицы над общей. Для него единственность была не второстепенной, а основной чертой бытия.

Преобладание воли над мыслью. Томас утверждал, что разум контролирует волю, Скотт противоречил этому. Никто не может предопределить действия воли, поскольку она по своей природе свободна, будучи самоходной. Разум не может контролировать волю, но воля, напротив, способна контролировать ум. Он контролирует разум до того, как он начинает действовать, прежде всего, воля вводит момент познания и активность в свободу.

Уильям Окхэм (ок. 1300-1349)

Как активный публицистический политик, Оккам решительно боролся против господства церкви над государством, за строгое разграничение областей их юрисдикции. Он фактически проложил путь Реформации. Согласно Оккаму, универсалии не могут существовать вне сознания; в этом случае они будут единичными вещами, что противоречит их природе как общих сущностей. Важную роль сыграла его критика схоластического реализма, который был назван «бритвой Оккама» или «принципом бережливости», выраженный словами: «Сущности не следует умножать сверх необходимости» или «Это бесполезно для сделать через много вещей, которые можно сделать с помощью меньшего. « Окхем утверждал, что предметом всего познания является только единичное, индивидуальное, при этом различие между интуитивным и абстрактным познанием. Он внес значительный вклад в развитие логики».

Общее и особенное в античной и средневековой философии

Совокупность особенностей античной и средневековой философии

Если греческая философия росла на основе древнего рабовладельческого общества, то философская мысль средневековья относится к эпохе феодализма (V-XV вв.). Однако было бы неправильно представлять, что переход от одного общественного устройства к другому произошел, так сказать, внезапно: на самом деле период формирования нового типа общества очень длительный. И хотя чаще всего начало средневековья связано с падением Западной Римской империи (476 год), такие датировки очень условны. Завоевание Рима не могло в один момент изменить ни социально-экономические отношения, ни образ жизни, ни религиозные верования и философские учения рассматриваемой эпохи. Период формирования средневековой культуры, нового типа религиозной веры и философского мышления справедливо датируется I-IV веками. В течение этих нескольких веков философские учения стоиков, эпикурейцев, неоплатоников, выросших на старой языческой почве, и возникающих центров новой веры и новой мысли, которые впоследствии легли в основу средневекового богословия и философии, конкурировали между самих себя. В то же время христианская мысль часто пыталась ассимилировать достижения древней философии, особенно неоплатонизм и стоицизм, в том числе в новом, внешнем контексте.

Особенности античной и средневековой философии

Средневековая философия относится к основной эпохе феодализма (V-XV вв.). Вся духовная культура этого периода была подчинена интересам и контролю церкви, защите и оправданию религиозных догм о Боге и его сотворении мира. Доминирующим мировоззрением этой эпохи была религия, поэтому центральной идеей средневековой философии является идея монотеистического Бога.

Особенностью средневековой философии является слияние богословия и древней философской мысли. Теоретическое мышление средневековья в основном теоцентрично. Бог, а не космос, кажется, первопричина, создатель всего, и его воля - это сила, которая царит над всем миром. Философия и религия здесь настолько переплетены, что Аквинский охарактеризовал философию Фомы только как «богословского слугу». Источниками средневековой европейской философии были прежде всего идеалистические или идеалистически истолкованные философские взгляды античности, особенно учения Платона и Аристотеля.

Основными принципами средневековой философии были:

  • креационизм - идея Бога, создающего мир из ничего; 
  • провиденциализм - понимание истории как воплощение Божьего плана по спасению человека заранее; 
  • теодицея - как оправдание Бога в связи с присутствием зла в мире; 
  • символизм - это некая способность человека находить скрытое значение объекта; 
  • откровение - прямое выражение воли Бога, принятой субъектом как абсолютный критерий человеческого поведения и знаний. 

В развитии средневековой философии можно выделить два этапа - патристику и схоластику.

Заключение

В этой работе был выделен вопрос: древняя и средневековая философия, общая и особенная.

При этом были рассмотрены этапы развития древней (прежде всего греческой) философии. Следует отметить, что он всегда рассматривается как единый цикл от его зарождения, цветения и зрелости до спада. Такие выдающиеся теоретики, как Фалес, Гераклит, Пифагор, Демокрит и другие (сторонники интуитивной натурофилософии) относятся к периоду классики античной философии. Кроме того, известна элеанская школа (Xenophanes, Parmenides), в которой утверждалось, что форма является первичной (материя в первую очередь). Учения Аристотеля относятся к поздней классике. Сформировались диалектика, учение о Логосе, появились такие направления философской мысли, как эпикурейство и стоицизм, скептицизм.     

Средневековая философия также рассматривалась. Его специфика была обусловлена ​​возникновением и развитием христианства. 

Здесь выделяются следующие этапы:  

  • патристический;
  • переход от патристики к схоластике;
  • схоластика.

В разные периоды существовали различные взгляды и подходы к проблемам философии, где появлялись новые направления, появлялись школы с именами известных людей древнего мира и средневековья.

В результате проведенной работы теоретические знания по данной теме были закреплены, углублены и расширены.