Коррупция как угроза экономической безопасности

Предмет: Экономика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 10.08.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по экономике:

 

Много готовых курсовых работ по экономике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Теневая экономика: сущность, виды, последствия
Экономический подход к коррупции
Антиинфляционная политика, ее направления
Инструменты, виды и эффективность антиинфляционной политики государства


Введение:

Актуальность выбранной для изучения и анализа темы обусловлена высоким уровнем коррупции региональных и федеральных органов государственной службы Российской Федерации. Проблема коррупции в различных сферах государственного управления и управления приобрела сегодня глобальный и системный характер. Коррупция наносит огромный, почти непоправимый ущерб государству, обществу, экономике и гражданам.
На данный момент тема коррупции в условиях построения правового государства и в современных рыночных отношениях является, безусловно, очень актуальной. И это неудивительно, ведь масштабы этого явления достаточно велики, чтобы все-таки отнестись к проблеме со всей ответственностью и серьезностью и попытаться ее решить. Коррупция описывается в средствах массовой информации как очень серьезное препятствие на пути правильного и здорового развития общества, социальное зло, требующее немедленного вмешательства и искоренения. Но продуктивная борьба с этим негативным явлением невозможна без точного и достаточно полного знания его сущности, конкретных условий возникновения и последствий.

Коррупция не является новым явлением в жизни общества, она имеет долгую историю и присуща, можно сказать, всем государствам.

Чаще всего этот термин сейчас применяется к политической элите и, конечно же, к бюрократии.

Несмотря на обширный и разнообразный исторический опыт, на данный момент не найдено универсальных и в полной мере эффективных мер для успешного искоренения коррупции, и поэтому тема исследования остается актуальной и по сей день с ростом этого явления.

Объектом исследования являются общественные отношения, связанные с разработкой, принятием и применением антикоррупционных мер в Российской Федерации.

Предметом исследования является коррупция как угроза экономической безопасности в государственных структурах.

Целью данной работы является теоретический анализ сущности коррупции и ее видов. Рассмотрение механизмов противодействия коррупции в государственных органах.

Целями исследования являются:

  • Рассмотреть теоретические аспекты коррупции как социально-экономического явления;
  • Изучить место коррупции в системе государственного управления.

Понятие и сущность коррупционной деятельности

Этимологически термин коррупция происходит от латинского "corruptio", что означает коррупция, взяточничество. Эти два слова определяют различное понимание коррупции. Здесь коррупция понимается как взяточничество, продажность должностных лиц (государственных служащих) и их служебное поведение, осуществляемое в связи с полученным или обещанным вознаграждением.

Однако существует более широкое понимание коррупции как социального явления, которое не ограничивается взяточничеством. Краткое и емкое определение коррупции содержится в справочном документе ООН по международной борьбе с коррупцией, коррупция - это злоупотребление государственной властью в личных целях.

В большом юридическом словаре коррупция понимается как общественно опасное явление в сфере политики или государственного управления, выражающееся в умышленном использовании должностными лицами своего служебного положения для незаконного получения имущественных и неимущественных выгод и преимуществ в любой форме, а также подкупе этих лиц.

Термин приобрел свое современное значение в Европе в XV-XVI веках. На международном уровне термин получил свое нормативное определение в резолюции практические меры по борьбе с коррупцией, подготовленной Секретариатом 8-го конгресса ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, состоявшегося в Гаване в августе-сентябре 1990 года. В постановлении говорится о нарушениях этического (морального), дисциплинарного, административного и уголовного характера, выражающихся в незаконном использовании субъектом коррупции своего служебного положения.

Определение в уголовном праве конвенций ОЭСР, Совета Европы или ООН не содержит определения понятия коррупция. Вместо этого конвенции предлагают ввести уголовную ответственность за целый ряд коррупционных деяний.

Так, в статье 8 Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности предлагается криминализировать и понимать под коррупционной деятельностью деяния, которые включают в себя:

  • Обещание, предложение или предоставление публичному должностному лицу лично или через посредников какого-либо неправомерного преимущества самому должностному лицу или любому другому физическому или юридическому лицу с целью совершения этим должностным лицом какого-либо действия или бездействия при исполнении им своих служебных обязанностей;
  • Вымогательство или принятие должностным лицом лично или через посредников какой-либо неправомерной выгоды для самого должностного лица или иного физического или юридического лица с целью совершения этим должностным лицом какого-либо действия или бездействия при исполнении им своих служебных обязанностей.

Так, Конвенция ОЭСР квалифицирует подкуп иностранного публичного должностного лица, а Конвенция Совета Европы криминализирует такие деяния, как злоупотребление влиянием в корыстных целях, а также подкуп национальных и иностранных публичных должностных лиц. Помимо этих двух видов деяний, обязательные положения Конвенции ООН также включают хищение, незаконное присвоение или иное неправомерное использование имущества публичным должностным лицом, а также воспрепятствование правосудию. Таким образом, конвенции устанавливают международные стандарты криминализации коррупции, устанавливая состав конкретных преступлений, а не используя общее определение или криминализацию коррупции.

В целом из конвенций ООН и Совета Европы можно выделить следующие виды коррупционных правонарушений, на которые распространяются положения этих конвенций: 

  • Подкуп национальных должностных лиц;
  • Подкуп иностранных государственных должностных лиц и должностных лиц публичных международных организаций;
  • Взяточничество в частном секторе;
  • Использование служебного положения в личных целях;
  • Злоупотребление влиянием в личных целях;
  • Отмывание доходов, полученных преступным путем;
  • Преступления, связанные со счетными операциями;
  • Хищение имущества публичным лицом;
  • Незаконное обогащение;
  • Хищение имущества в частном секторе;
  • Участие и покушение на совершение перечисленных выше преступлений;
  • Сокрытие доходов.

Именно государственный аппарат характеризует такой термин, как бюрократия, взгляды на сущность которой со временем изменились. Коррупция в этом контексте рассматривается как следствие бюрократии.

Есть много форм коррупции, которые не подпадают под это определение. Лоббизм, фаворитизм, протекционизм, вклад в политические цели, традиции политических лидеров и государственных чиновников, становление почетными президентами корпораций и частных фирм, инвестирование коммерческих структур за счет государственного бюджета, передача государственной собственности акционерным обществам, использование преступных объединений, это завуалированные формы коррупции.

Кроме того, перечень деяний исследуемой нормы не соответствует ни одной структуре УК РФ и даже эти преступления не находятся в порядке возрастания общественной опасности. В представленном перечне по неясным причинам также отсутствует такое преступление, как злоупотребление должностными полномочиями, предусмотренное статьей 286 УК РФ, хотя его общественная опасность значительно выше, чем преступление, предусмотренное статьей 201 УК РФ.

Рассмотрев вопрос о сущности и понятии коррупции, можно сделать вывод, что существуют два основных подхода к разработке понятия и сущности этого явления. Первый основан на попытке разработать самостоятельное понятие коррупции как отдельного вида правонарушения, имеющего свой состав признаков. Второй предполагает обобщение отдельных элементов правонарушений под понятием явления коррупции и отнесение их к коррупционно-ориентированным правонарушениям. Оба метода имеют свои сильные и слабые стороны. Очень трудно учесть все коррупционные элементы в одном понятии, тем более что это явление постоянно меняется, в связи с постоянным развитием общественных отношений. Понятие коррупции должно иметь наиболее общие характеристики, чтобы быть более гибким. Кроме того, антикоррупционное законодательство должно постоянно обновляться с учетом постоянных тенденций развития коррупции, процесс внесения новых изменений должен быть более гибким и оперативным. 

Классификация коррупционной деятельности

Рассматривая тему коррупции, необходимо проанализировать различные существующие классификации коррупции и коррупционной деятельности. Заметим, что тип коррупции относится к самодостаточным идентифицируемым коррупционным и теневым явлениям. Виды коррупции можно классифицировать по составу субъектов.

Прежде всего, мы выделяем самый высокий уровень коррупции, который реализуется на уровне политиков и федеральных чиновников. Данный вид коррупции связан с принятием законов и решений на самом высоком уровне, в Правительстве Российской Федерации, Федеральном Собрании, Высшем арбитражном суде, Верховном суде и других федеральных органах, а также на уровне субъектов Российской Федерации. Этот вид коррупции также затрагивает государственные заказы, контракты, выдачу лицензий на пользование недрами и т.д.

Согласно этому принципу существует и низовая коррупция, которая реализуется, соответственно, на уровне человеческого взаимодействия с представителями органов местного самоуправления. Его проявления включают штрафы, регистрацию и так далее. Необходимо отметить наличие особой коррупции, происходящей на уровне негосударственных организаций (коммерческих или некоммерческих), сотрудники которых имеют возможность распоряжаться нематериальными ценностями в погоне за личной выгодой, то есть совершать действия, нарушающие интересы их организаций в пользу третьих лиц. Например, получение кредитных средств на несуществующие инновационные проекты с последующей потерей как денег, так и лиц, их получающих.

Классификация видов коррупции возможна по объекту воздействия:

  • Коррупция в законодательных органах, взяточничество за принятие правильного решения, лоббизм, протекционизм, назначение нужных людей или родственников в другие государственные органы;
  • Коррупция в органах исполнительной власти, незаконная деятельность при исполнении служебных обязанностей, взяточничество, растрата, взяточничество, злоупотребление служебным положением, лоббизм, протекционизм, предоставление служебной информации; 
  • Коррупция в судебной системе, ненаказуемость виновных, разрешение дел на основе телефонного закона, взяточничество и взяточничество;
  • Коррупция в органах местного самоуправления, она во многом повторяет коррупцию в органах исполнительной и законодательной власти, но с меньшим размахом;
  • Коррупция в коммерческих и некоммерческих организациях.

Коррупционные явления следует разделять по их влиянию на регулируемые отношения. При этом выделяются уголовные правонарушения, гражданские правонарушения, административные и дисциплинарные правонарушения, а также злоупотребление общественным положением. К последним относятся переход на более высокие должности в коммерческих и некоммерческих организациях, предоставление официальной информации третьим лицам, лоббизм, протекционизм и кумовство. В то же время кумовство является официальным прикрытием для близких и дальних родственников и друзей за счет работы, становления или обеспечения продвижения по службе на основе родственных отношений, придания родственникам приоритета в распределении должностей, несмотря на более высокую квалификацию других претендентов.

Самые некритические злоупотребления включают в себя кумовство, кумовство, кумовство. В некритический мы также включим клановость, трайбализм и клановость. Мы не считаем необходимым рассматривать эти виды в рамках исследования, так как они имеют сходные черты и характеристики, связанные с родственными или знакомыми отношениями.

Виды коррупции, выявленные в зависимости от сферы применения, должны быть рассмотрены более подробно. Обратим внимание на идеологическую коррупцию, которая представляет собой карательное действие (бездействие) должностного лица или лица, уполномоченного на управленческие действия, подменяющее общественные и государственные интересы более узкими частными, приводящее к монополизации и ограничению (сужению) пространства для выбора властных решений. Это напрямую связано с непрофессионализмом властей, неэффективностью их работы, низким авторитетом. Идеологическая коррупция - это, по сути, монополизация и ограничение свободы выбора государственных решений. Этот вид коррупции менее изучен отечественными специалистами. Идеологическая коррупция напрямую связана с кадровой и экономической коррупцией, отсутствием в стране идеологии, навязанной нашему государству западной моделью ценностей.

Классификация видов коррупции на основе сферы применения будет продолжена с выделением кадровой коррупции. Это получение, вымогательство, обещание, предложение или дача взятки должностным лицом или должностным лицом за использование полномочий по представлению, представлению, назначению, перемещению или освобождению от должностей, связанных с получением преимуществ как для отдельного лица, так и для близких родственников или близких лиц, что нарушает законные интересы общества и страны.

Экономическая коррупция включает в себя действия, характерные для кадровой коррупции, за исключением того, что они осуществляются против финансовых интересов общества и государства. Основная масса злоупотреблений связана с использованием полномочий в сфере контроля и распределения денежных средств. Этот вид коррупции характеризуется продажей властного ресурса, а также его использованием для присвоения других государственных ресурсов.

Один из наиболее распространенных видов коррупции, внутренняя коррупция, характеризует ее присутствие в повседневной жизни людей. Она проникла в сферу образования, здравоохранения и дорожного движения. Она широко распространена в повседневной жизни, что обусловливает ее риск стать нормальным явлением в жизни обычного гражданина.

Рассматривая причины коррупции, их можно разделить на две основные группы. К первой группе относятся социально-экономические причины, прежде всего обусловленные степенью коррумпированности страны, непосредственно связанные с уровнем и качеством ее экономического развития. Нынешнюю государственную стратегию относительно роли использования природных ресурсов России в ее обогащении, а также начавшийся в 1990-е годы спад производства можно рассматривать как предрасположенность государства и общества к коррупции. Однако введение экономических санкций со стороны Запада и, как следствие, политика импортозамещения должны увеличить объемы производства, возможно, снизив масштабы коррупции.

Ко второй группе относятся политические причины, демократический режим в стране, предполагающий большое количество свобод, создает предпосылки для развития коррупции и формирования ее новых сфер, к которым мы относим, например, материальное обеспечение функционирования политических партий, избирательные правонарушения, рост политического патронажа для обеспечения голосов избирателей на выборах.

Таким образом, выявление различных видов коррупции, изучение ее форм и причин создает теоретическую базу для изучения ее проявлений и динамики в России, а также формирования необходимых методов борьбы с ней.

Масштабы и последствия коррупции в органах государственной власти

Многие работы российских и зарубежных ученых посвящены проблеме изучения масштабов коррупции, ее причин и последствий. Коррупция в России стала одной из угроз национальной безопасности. На современном этапе коррупция в системе государственного управления и управления является одной из глобальных проблем страны.

Сегодня в России очень высокий уровень коррупции. Это подтверждают результаты исследования международной антикоррупционной организации Transparency International и исследования ее уровня по всему миру. 

Тот факт, что Россия прочно застряла в самом низу списка, очень негативно сказывается как на перспективах экономического роста и повышения инвестиционной привлекательности нашей страны, так и на общей уверенности граждан в серьезности усилий правительства по борьбе с коррупцией. По мнению экспертов Transparency International, складывается впечатление, что приоритетом в противодействии коррупции в современной России выбраны громкие демонстрационные процессы, которые в то же время с большим трудом доводятся до конца. Как правило, показные разоблачения оборачиваются затяжными, никуда не идущими расследованиями, зачастую заканчивающимися ничем. В то же время наблюдается утрата последних достижений в области подотчетности и прозрачности органов государственной власти и госкомпаний. Разрозненные меры не приводят и не могут привести к системному сдвигу, широкому распространению концепций и моделей поведения, которые в первую очередь предотвратили бы коррупцию и предотвратили бы распространение новых коррупционных практик.

Самой коррумпированной сферой, как и прежде, россияне признают местное самоуправление, и с каждым годом респонденты все чаще указывают на уязвимость местных властей перед этой проблемой. Вторая группа наиболее коррумпированных, с точки зрения респондентов, сфер, ГИБДД и федеральное правительство. Но, если о коррупции в ГИБДД говорят все реже, то о федеральной власти, наоборот, говорят все чаще. Затем третья группа-сферы полицейской работы (кроме ГАИ), медицины, судебной системы и крупного бизнеса. Следующая группа сфер, жилье и образование.

К числу наиболее опасных негативных последствий влияния коррупции на экономику ученые относят: 

  • Расширение теневой экономики, что приводит к снижению налоговых поступлений в бюджет. Государство теряет финансовые рычаги управления экономикой, а социальные проблемы обостряются из-за невыполнения бюджетных обязательств;
  • Нарушение конкурентных механизмов рынка, потому что зачастую побеждает не тот, кто конкурентоспособен, а тот, кто смог получить преимущества за взятки;
  • Неэффективное использование бюджетных средств, в частности-при распределении государственных заказов и кредитов;
  • Рост цен из-за коррупционных накладных расходов;
  • Неверие в способность государства устанавливать и соблюдать справедливые правила рыночной игры;
  • Рост коррупции в неправительственных организациях (фирмах, предприятиях, общественных организациях). Это приводит к снижению эффективности их работы, а значит, и эффективности экономики страны в целом.

Коррупция негативно влияет на все сферы общественной жизни, а экономическая сфера - это та самая среда, ради которой чиновник вступает в коррупционные отношения. Поэтому обратное воздействие коррупции на экономику особенно опасно, так как снижает эффективность экономической политики государства, вынуждает частный бизнес переходить в теневой сектор, что влечет за собой нарушение законодательства, искажает налоговую систему и правила ведения бизнеса, а также побуждает предпринимателей решать свои вопросы вне правового поля.

Политические последствия проявляются в том, что коррупция, в частности, снижает легитимность политической власти, нарушает принципы ее формирования и функционирования, порождает отчуждение власти от народа, подчиняет государственную власть частным и корпоративным интересам (в том числе интересам коррупционных группировок).

Социальные системы находят свое отражение в существовании в обществе двух социальных подсистем, официальной и неофициальной. Первая из них придерживается правовых и моральных норм, а вторая, использует незаконные методы и имеет не меньшее влияние по масштабам, чем первая, что, в свою очередь, создает угрожающую ситуацию в российском обществе.

Для минимизации негативных последствий коррупции обычно используются два основных типа решения проблем-экономический и институциональный.

Среди экономических инструментов регулирования уровня коррупции наиболее эффективными могут быть:

  • Создание широкого среднего класса как более надежной опоры государства, чем чиновники;
  • Социальное обеспечение чиновников (высокая заработная плата, качественное медицинское обслуживание, большая пенсия при сокращении численности госслужащих);
  • Создание системы оплаты труда высшего руководства государственных предприятий, которая зависела бы от рентабельности их работы.

Рассмотрев эту проблему, я могу отметить, что коррупция действительно стала фактором, угрожающим национальной безопасности и демократическому развитию государства. Последствия коррупционной деятельности подрывают авторитет страны, наносят значительный ущерб функционированию государственного аппарата, нарушают принципы верховенства права, разрушают моральные и социальные ценности и дискредитируют государство на международном уровне в целом. Российское общество, а именно политики, должны уделять больше внимания проблеме коррупции и искать эффективные методы ее преодоления. Именно из-за отсутствия политической воли даже самое передовое антикоррупционное законодательство не будет функционировать в реальности, а деятельность правоохранительных органов будет лишь имитировать борьбу с коррупцией.

Коррупция должна быть дифференцирована на верхний и нижний уровни. Первый охватывает властные структуры, высших и средних должностных лиц и предполагает принятие решений, имеющих очень высокую цену. Вторая распространена на среднем и нижнем уровнях и связана с постоянным рутинным взаимодействием должностных лиц и граждан.

Считается, что все начинается с безобидных взяток, которые постепенно превращаются в безнаказанное обязательство. Принимая массовый характер, взяточничество порождает коррупцию, которая характеризуется уже не вниманием, а реальным вымогательством или прямым подкупом должностного лица взяткодателем. Если это останется безнаказанным, то коррупция распространяется очень быстро и уже охватывает все отрасли и сферы экономики и, конечно же, все органы, которые ими управляют. Она доходит до таких масштабов, что необходимо регулировать коррупционный процесс путем теневого перераспределения сферы влияния и накопления в разрезе конкретных видов экономической и финансово-банковской деятельности. Таким образом, существуют неписаные уголовные законы (правила поведения), теневые структуры управления всем этим процессом, подпольные монстры для разделения огромных материальных и финансовых ресурсов. Иными словами, формируются организованные преступные группы лиц, которые устойчивы, имеют свою внутреннюю иерархическую структуру и успешно планируют свою деятельность. Разумеется, все эти группы возглавляются и направляются законным начальником-авторитетом, а его непосредственными соратниками являются также законные высшие должностные лица, входящие в состав ведущих структур организованной преступности.

Что же касается чиновников более низкого ранга, которым доверяют быть членами организованной преступной группы, то они играют ключевую роль в грязной работе-ведении прямых переговоров со взяточниками, собирая собранные ресурсы теневой экономики и передавая их в общий теневой внебюджетный криминальный фонд. 

Необходимые меры по предупреждению коррупции в органах государственной власти

Во все времена негативного влияния коррупции на жизнь общества существовали и разрабатывались меры по предотвращению этого деструктивного явления.

Противодействие коррупции является основным методом воздействия на незаконную деятельность государственных органов, должностных лиц и предпринимателей.

Меры, направленные на стабилизацию ситуации на рынке труда, товаров и услуг, регулируются федеральным законодательством, законом "О противодействии коррупции".

В нем содержатся основные правовые нормы, касающиеся принципов и форм противодействия коррупции внутри страны и международного сообщества.

В нем освещаются постулаты о том, кто должен вести антикоррупционную деятельность, о тех направлениях работы, которые включают в себя превентивные меры против коррупции, которые будут оказывать на нее деструктивное воздействие.

В настоящее время коррупция проникла во все сферы жизни российского общества и стала, по сути, обычным явлением. Коррупционеры становятся все более изобретательными, а их методы-все более изощренными. Борьба с этим негативным явлением требует особого внимания со стороны государства, общества и личности.

Для эффективной борьбы с коррупцией, на наш взгляд, необходимо выполнение двух условий: следование демократическим принципам, закрепленным в Конституции Российской Федерации, и действие в строго правовых рамках, соответствующих статусу правового государства.

Суть демократии заключается в том, что государство должно отвечать интересам и действовать на благо граждан и общества в целом.

Юридический момент должен непосредственно обеспечивать это. Между тем сегодня общество не уверено в своей защищенности от государства и перестало доверять властям.

Всегда легче предотвратить преступление, чем устранить последствия причиненного вреда. Необходимо, чтобы общество участвовало в общественном контроле, поднимало моральный, материальный и культурный уровень населения, вовлекало институты гражданского общества в борьбу с коррупцией. Особое внимание следует уделить воспитанию правового и гражданского сознания, а также приобретению навыков антикоррупционного поведения (здесь особая роль отводится средствам массовой информации, которые должны пропагандировать антикоррупционную политику).

Одним из стратегических направлений противодействия коррупции в системе государственной службы является совершенствование института правовой ответственности работников государственного аппарата. Ужесточение правовых санкций за коррупционные правонарушения, расширение их Арсенала станет не только карательной мерой, но и дисциплинирующим фактором, когда каждый государственный служащий будет нести полную персональную ответственность за результаты своей работы.

Становление российской государственной службы проходило в сложных и противоречивых условиях и в целом отставало от общего темпа реформ в экономике и социальной сфере. Диспропорция в реформировании института государственной службы, характерная для предыдущих периодов, не утратила своей актуальности и в настоящее время, что особенно заметно в отношении юридической ответственности государственных служащих.

Весьма существенно сдерживающий эффект оказывает комплекс проблем, таких как высокая степень отчуждения государственных служащих от рядовых граждан, недостаточный уровень профессионализма служащих, снижение престижа государственной службы, отсутствие неотвратимости ответственности должностных лиц за свои действия и решения. Это во многом определяет низкую эффективность работы государственных органов и препятствует формированию целостной системы правовой ответственности в сфере государственной службы.

Позиция законодателя в решении проблем совершенствования теории и практики юридической ответственности государственных служащих, например, в части достаточного разнообразия мер юридической ответственности за коррупционные правонарушения и повышения эффективности этих мер в отношении виновных лиц, выглядит не вполне продуманной и последовательной.

Недостатки правового регулирования, отдельные виды юридической ответственности, избирательность в применении наказаний к различным категориям работников дезавуируют действие таких важных правовых принципов, как законность, равенство перед законом, справедливость. Существует также негативный профилактический результат, который проявляется в формировании уверенности в собственной вседозволенности, осознании безответственности за свои действия и поступки, что особенно недопустимо в управлении государственным управлением. Актуальность этой проблемы подтверждается конкретными фактами. В частности, громкие уголовные дела о коррупционных преступлениях последних лет, уголовное преследование экс-чиновницы Минобороны РФ Елены Васильевой, задержание и осуждение на 22 года лишения свободы генерал-лейтенанта Дениса Сугробова, обвинение в мошенничестве бывшего губернатора Сахалинской области Александра Хорошавина, арест и расследование злоупотреблений главы Коми Вячеслава Гайзера, а также многие другие.

Развитие института юридической ответственности государственных служащих не следует, однако, рассматривать только как условие для применения санкций за виновно совершенные деяния. Это одно из обязательных, но не всегда основных направлений работы. Очевидно, что коррупцию нельзя победить, только посадив как можно больше ненадежных государственных служащих в тюрьму на длительный срок. Кроме того, ни в коем случае нельзя превращать борьбу с коррупцией в охоту на ведьм и держать под подозрением всех сотрудников госаппарата. Не случайно в своем Послании Федеральному Собранию в 2016 году Президент Российской Федерации обратил внимание на то, что абсолютное большинство государственных служащих-это честные и порядочные люди, работающие на благо страны. Не стоит поднимать нездоровый информационный шум вокруг особых резонансных дел. 

Кроме того, нужно знать не только свои права и обязанности, но и права и обязанности самих чиновников. А именно, не обязательно за каждый шаг, который непосредственно является работой конкретного чиновника, нести ему определенную награду в знак благодарности, потому что каждый в нашей стране должен выполнять свою работу (врач должен поставить правильный диагноз, правоохранительные органы должны принять заявление от потерпевшего).

Развитие института юридической ответственности государственных служащих должно основываться на потребностях практики, определяющей основные направления совершенствования правового регулирования различных видов юридической ответственности, разработки научных рекомендаций по применению нормативных правовых актов о дисциплинарной, административной и материальной ответственности в сфере государственной службы.

Заключение

Таким образом, можно сделать вывод, что российское законодательство недостаточно дифференцирует виды коррупции и не выделяет неимущественные выгоды, что затрудняет разработку управленческими науками социальных механизмов противодействия ей. Исходя из этого положения, необходимо расширить понимание категории коррупции следующим образом, в сферу понимания сущности коррупционных действий входит использование любых неправомерных выгод, как материальных, так и нематериальных (имущественных и неимущественных). В связи с этим мы предлагаем понимать коррупцию как систему злоупотребления административным ресурсом и должностными полномочиями, которая выражается в использовании лицом, выполняющим управленческие функции, своих полномочий вопреки законным интересам общества и государства с целью извлечения личной выгоды, как материальной (имущественной), так и нематериальной (неимущественной).
Решить вопрос о борьбе с коррупцией только через закон, без участия общества и его граждан невозможно, поскольку, как показывают многочисленные исследования, коррупция в общественном сознании в форме становится обыденностью, носящей массовый, а главное, социально приемлемый характер.

По мнению ряда исследователей, существующий детальный подход к законодательному определению коррупции следует дополнить более общим определением, раскрывающим основную структурную особенность коррупции, в частности, использование должностным лицом своего служебного положения с целью получения выгоды или предоставления выгоды должностному лицу, что приводит к нарушению закона.

Подводя итог, следует подчеркнуть, что современная коррупция проявляется как универсальное социальное явление, выходящее за рамки изучения какой-либо одной отраслевой дисциплины и аккумулирующее в себе сложный комплекс социальных, правовых, философских и экономических особенностей.