«Коперниканская революция» и философский рационализм Нового времени: рождение современной научной картины мира

Содержание:

  1. Общая характеристика философии современности
  2. Новое время
  3. Противоречие между рационализмом и эмпиризмом современной философии
  4. Особенности философии Просвещения
  5. Французский материализм восемнадцатого века
  6. Заключение
Предмет: Культурология
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 27.07.2019

 

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых тем рефератов по культурологии:

 

Много готовых рефератов по культурологии

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Итальянское Возрождение: «открытие человека», гуманизм и гуманисты, революция в искусстве
Реформация и ее влияние на западноевропейскую культуру: протестантизм, капитализм, либерализм
Этапы и основные идеи европейского Просвещения
Европейский романтизм и новое понимание эстетической деятельности

Введение:

Философия Новой Эры - это период развития философии в Западной Европе в XVI-XVIII веках, характеризующийся формированием капитализма, бурным развитием науки и техники, формированием экспериментального и математического мировоззрения. Этот период иногда называют эпохой научной революции.

В это время человечество вступило в новый период своей истории, отмеченный мощным цивилизационным прорывом. За три столетия изменились экономические, политические, общекультурные формы человеческой жизни. Обрабатывающее производство и связанное с ним разделение промышленного труда получили широкое распространение в экономике, все больше и больше людей стали использовать машины. В политической сфере возникали новые идеи о правах и свободах человека, о государстве, основанном на верховенстве закона, и были разработаны методы для воплощения этих идей в жизнь. В области культуры научные знания вышли на первый план. В естествознании и математике были сделаны выдающиеся открытия, которые подготовили научно-техническую революцию. Философия была в авангарде всех этих изменений. Она предвещала, стимулировала и обобщала их.

Философия, участвуя в развитии научных знаний и зачастую опережая их, стремилась стать «великой реставрацией наук». Философы, такие как Р.Декарт, Б.Паскаль, Г.Лейбниц, иногда сами были пионерами в математике и естествознании. В то же время они не пытались сделать из философии, которая фактически перестала быть служителем богословия, служителем естественных наук. Напротив, философии, как того хотели Платон и Аристотель, они отводили особое место. Философия должна была выполнять роль самого широкого учения, синтезируя знания о мире природы, о человеке как части природы и его особой «природе», сущности, об обществе, о человеческом духе и, конечно же, о Боге как первичная сущность, первопричина и первопричина всего, что существует. Другими словами, философские процессы рассматривались как «метафизические размышления».

Именно поэтому философы XVII в. называется «метафизики». К этому следует добавить, что их метафизика не была простым продолжением традиционной метафизики, а стала ее инновационной обработкой. Таким образом, инновация является важнейшей отличительной чертой философии Новой Эры по сравнению со схоластикой.

Европейская философия Новой Эры XVII - XIX веков обычно называется классической. В то время были созданы оригинальные философские учения, отличающиеся новизной предлагаемых решений, рациональной ясностью аргументации и стремлением приобрести научный статус.

Экспериментальное изучение природы и математическое понимание ее результатов, возникшее в предыдущую эпоху, стало в наше время мощной духовной силой, которая оказала решающее влияние на развитую философскую мысль.

Философия нового времени включает в себя три этапа:

  • философия XVII в.;
  • философия Просвещения;
  • немецкая классическая философия.

В этой статье мы рассмотрим первые два этапа философии Новой Эры.

Общая характеристика философии современности

Начало формирования философского мышления Нового времени

Ренессанс и философия Ренессанса ознаменовали поиск новых путей, нового пути, а также нового содержания философствования. Этот поиск был реакцией на длительный период гегемонии схоластики. Это выливается в недавно сформированный метод философского мышления, который можно определить как философскую мысль Новой Эры. Если окончательное расхождение мышления эпохи Возрождения и его философии с томисто-схоластическим средневековьем проявилось как отказ от тогдашних прогрессивных социальных слоев феодальных отношений и «феодального» мышления, то философия Новой Эры в собственном Смысл слова в значительной степени заключается в их «сознательных» интересах и взглядах.

Впервые в солидной теоретической форме интересы и взгляды зарождающегося класса - буржуазии были выражены в философии Бэкона и Декарта. Период формирования их систем (примерно в последние годы XVI и в первой половине XVII века) является временем постепенного застоя экономического процветания итальянских городов, и центр экономического развития постепенно смещается в сторону Англия, Голландия и частично во Францию.

Быстрое экономическое развитие происходит во второй половине 16-го века в Нидерландах. С развитием производства формируются новые общественные отношения и в то же время обостряются противоречия между Нидерландами и Испанией. Во второй половине XVI в. произошел ряд восстаний против испанской гегемонии, которым сопротивлялись почти все слои голландского общества. Эти спектакли закончились в 1609 году первой буржуазной революцией в Европе.

Голландская буржуазная революция была первым политическим восстанием в основном незрелого социального класса - буржуазии.

Во второй половине XV в. Англия также становится державой первостепенной важности - это становится значительной колониальной и торговой силой. Все это приводит к быстрому развитию мануфактурного производства, в основе которого лежит наемный труд, то есть те общественные отношения, которые по существу чужды феодализму.

У зарождающейся буржуазии и дворянства, которая была по существу включена в буржуазное производство, есть не совсем идентичные, но совпадающие интересы, в частности в области экономического предпринимательства. Экономическая деятельность, интересы реальной практической жизни приводят этот социальный слой (и не только в Англии) к ориентации на реальные знания о мире, в частности к природе, к ориентации на знания, которая не будет основываться только на цитатах из Библии. или об Аристотеле, высохшем схоластикой, но основанном на практическом опыте. Рост социальной значимости класса, связанный с развитием экономической и индустриальной жизни, развитием научного, в частности естествознания, познания, основанного на эмпирии и опыте, представляет собой социальную и эпистемологическую основу, на которой основывается и конкретная философия Бэкона, и вся философия возникла и обрела силу. 

Новое время

Для формирования современной науки, в частности естествознания, характерна ориентация на познание реальности, основанной на чувствах. Поворот к чувственному познанию реальности влечет за собой беспрецедентный рост доказательств в различных областях как новой науки, так и промышленной и социальной (ремесленной) практики.

Становление естествознания в этот период связано с тенденцией познания не единичных, изолированных фактов, а определенных систем целостности. В то же время у философов и ученых возникает вопрос о природе и характере самого знания, что приводит к повышению значимости эпистемологической направленности новой философии.

Однако ориентация на чувственность и практичность познания - не единственная выразительная черта новой науки Новой Эры, которая повлияла на характер философского мышления того времени. Стремление к систематизации, количественному росту и возрастающей дифференциации знаний обуславливает развитие теоретического мышления, не только ищущего причинно-следственную (связанную с законами) объяснение связи между отдельными явлениями и областями явлений, но и стремящейся создать целостный образ мира, основанный на новой науке и ее данных. Если ориентация на чувственность и практичность познания проецируется на развитие эмпирических данных, основанных на науке, то стремление прояснить отношения и взаимодействия, естественно, приводит к увеличению роли рационального рассмотрения.

Поэтому с развитием сенсорного, эмпирического познания мира также развивается точное, рациональное, математическое мышление. Как эмпирическое, так и рациональное познание ведут к развитию науки в целом, формируют ее характер и проецируются на возникающие основные направления философского мышления Новой Эры.

Противоречие между рационализмом и эмпиризмом современной философии

В исследованиях философов 17 века акцент делается на методологические и гносеологические проблемы. Познание рассматривается как зеркальное отражение реальности в человеческом уме, как наблюдение и экспериментирование с объектами природы, которые раскрывают секрет своего бытия разумному разуму, а сам разум наделен статусом суверенитета. Он как бы со стороны наблюдает и исследует вещи.

Новое время - эпоха разносторонней критики традиционной средневековой схоластики. Критика схоластики и формирование новой философской парадигмы осуществлялась с двух точек зрения. С одной стороны, осознавая несоответствие схоластических взглядов и концепций требованиям жизни, философы 17-го века - Ф.Бэкон, Дж.Локк, Т.Гоббс - утверждали, что построить надежное здание истинной философии можно только на основе экспериментальной экспериментальной науки. Они заложили основы эпистемологического направления, которое называлось эмпиризмом.

С другой стороны, полагая, что авторитаризм схоластической философии, для которого догмы христианской доктрины и положения, содержащиеся в трудах «Отцов Церкви» и Аристотеля, были единственным источником знаний, считался главным препятствием к созданию действительно научной философии многие философы Новой Эры обращались к знаниям. Они - Р.Декарт, Б.Спиноза, Лейбниц - увидели в математических истинах проявление «естественного света» человеческого разума, который своими силами, без помощи какого-либо авторитета и даже без помощи Сверхъестественное «откровение Бога» может проникнуть в любую тайну и постичь любую истину. Наиболее влиятельным и глубоким критиком схоластики с этих позиций был Р.Декарт. Он стал основателем направления в эпистемологии, которое называлось рационализмом.

Таким образом, с самых первых шагов в формировании новой философии наука поляризует философские взгляды: математика и математическая наука влияют на философию в направлении превращения ее в абстрактную рациональную науку, а эмпирическая методология предполагает совершенно иную архитектуру философских идей.

Одним из первых, кто выступил против категорий схоластической философии, спекулятивных рассуждений о Боге, природе и человеке, доктрине «естественной» философии, основанной на эмпирическом знании, был Фрэнсис Бэкон (1561-1626). Его часто называют последним крупным философом эпохи Возрождения и инициатором философии современности.

Ф.Бэкон первым сформулировал идею универсальной реформы человеческого знания, основанную на утверждении экспериментального метода исследования и открытия.

«Цель нашего общества знать причины и скрытые силы всех вещей и расширение власти человека над природой, пока все не станет для него возможным». Только истинное знание, по мнению Бэкона, дает людям реальную власть и обеспечивает их способность изменить лицо мира. Два человеческих стремления - к знаниям и власти - находят здесь свой оптимальный результат. Английский мыслитель считал, что все проблемы общества могут быть решены на основе научно-технического прогресса.

Научный прогресс, по мнению Бэкона, должен быть достигнут прежде всего путем перехода от схоластических спекуляций к анализу вещей. Бэкон обосновал индуктивную концепцию научного знания, которая основана на опыте и эксперименте и конкретной методологии их анализа и обобщения. Опыт и индукция являются центральными в методологической программе Бэкона. Научные знания, согласно Бэкону, проистекают не только из прямых сенсорных данных, но и из целенаправленно организованного опыта, эксперимента.

Английский мыслитель выделял два типа экспериментов - «плодотворный» и «светоносный». Первое - приносит прямую пользу человеку, второе - приводит к новым знаниям. Разработка методологии проведения таких экспериментов - несомненная заслуга Бэкона, хотя экспериментальный метод в естествознании был изобретен и использован Роджером Бэконом, Леонардо да Винчи, Галилео Галилеем. Он также обязан заслугой введения в широкий интеллектуальный оборот требований эмпирического обоснования знаний.

Одной из важных проблем теории познания является проблема истины. Решая ее, Ф.Бэкон исходит из того, что Бог создал человеческий разум как зеркало, способное отображать всю вселенную. Следовательно, истина - это точное отражение объектов и природных явлений, а заблуждение - это искажение этой зеркальной «копии» из-за влияния различных факторов, которые забивают разум и которые Бэкон называет «идолами» (ложные идеи, предрассудки, концепции).

Английский мыслитель выделяет факторы, которые порождают эти заблуждения. Среди них: «кумиры рода», «идолы пещеры», «идолы площади», «кумиры театра». «Идолы (призраки) рода» вызваны чувствами человека и его разума, которые часто обманывают нас, становясь как неровное зеркало. По мнению Бэкона, несовершенство чувств преодолевает экспериментальный метод, который фиксирует явления природы в их независимости от чувств. Кроме того, у «идолов», общих для всего человеческого племени, у каждого человека есть «своя особая пещера» - «идолы пещеры», которая еще больше «ослабляет и искажает свет природы» (индивидуальные особенности человеческой психики и физиология, характер человека, его образование и т.п.). Согласно Бэкону, коллективный опыт может исправить опыт человека.

И, наконец, многие заблуждения коренятся в некритическом усвоении мнения других людей (в первую очередь, по мнению Бэкона, взгляды Аристотеля) - «в идолы театра». Это оказывает тормозящее влияние на развитие научных знаний. Но независимо от того, насколько сильны и настойчивы все эти идолы, их можно в основном преодолеть и познать объективную истину, говорит Бэкон, возможно, на основе построения новой науки и истинного метода.

Таким образом, учение об «идолах» Бэкона стремилось очистить разум исследователя от остатков схоластики и создало предпосылки для успешного распространения знаний на основе экспериментального изучения природы.

Рационалистические традиции западноевропейской философии в 17 веке были представлены прежде всего Рене Декартом, Бенедиктом Спинозой, Готфридом Вильгельмом Лейбницем.

Рене Декарт (1596-1650) - французский философ, математик, физик, физиолог, один из основоположников европейской и мировой философии Нового века и основатель рационалистической методологии в теории познания.

В отличие от Бэкона французский мыслитель сделал метод всеобщего сомнения, основанный на разумном скептицизме, оружием беспристрастности. Это сомнение - не неверие в познаваемость всех вещей, а всего лишь способ найти абсолютно надежное начало знания. Декартово сомнение сыграло конструктивную роль, потому что с его помощью ум очистился от стереотипов схоластического мировоззрения и поиска надежных истин. Сомневающийся человек всегда думает, а если он думает, значит, он существует. Отсюда и знаменитый вывод Декарта: «Я думаю, поэтому я существую». Этот принцип подразумевал установку не на усвоение чужих мнений, а на создание собственных.

В «Рассуждении о методе» Декарт всеми средствами рационалистической методологии стремится показать, что, только достигая математического мышления, присуща ясность и определенность, и мы можем надеяться достичь в других науках абсолютно истинных, устойчивых знаний.

Метод, как понял Декарт, должен превратить знания в организованную деятельность, освободив ее от случайности, от субъективных факторов, таких как наблюдение и острый ум, с одной стороны, удача и счастливое сочетание обстоятельств, с другой.

В отличие от Бэкона, который поставил экспериментально-индуктивные исследования в центр своей методологии и обратился к опыту и наблюдению, Декарт обратился к разуму и самосознанию и ориентировал свою методологию на математику.

Согласно Декарту, математика должна стать основным средством познания природы, поскольку сам Декарт существенно трансформировал понятие природы, оставляя в нем только те свойства, которые составляют предмет математики: расширение (величина), фигура и движение.

Универсальная и необходимая природа математического знания, согласно Декарту, проистекает из природы самого ума. Следовательно, доминирующую роль в познании играет дедукция, которая основана на совершенно надежных, интуитивно понятных аксиомах.

Согласно картезианскому рационализму, решающим доказательством истинности теории является ее внутренняя логика, ясность и очевидность, а логическими признаками достоверного знания являются универсальность и необходимость. Они не могут быть выведены из опыта и его обобщений, но могут быть получены только из самого разума или из понятий, присущих разуму с рождения (теория врожденных идей Декарта), или из понятий, существующих в форме склонностей, склонностей ум.

Рационалистический метод Декарта, фокусирующийся на деятельности человеческого разума в процессе постижения истины, представляется полной противоположностью методу эмпиризма Бэкона, основанному на чисто экспериментальном выводе аксиом знания.

Рационалистами были также Спиноза, Лейбниц и другие философы этой эпохи, которые в дедуктивной и математической деятельности человеческого разума, ведущей к обязательно надежной, совершенно неоспоримой, очевидной для всех истин, как они ее видели, увидели основу философской методологии, его решающее значение для всех наук.

Что касается опыта, они не пренебрегали этим, не игнорировали его. Это сравнило бы их с схоластикой. Тем не менее, они увидели в опыте только средство подтверждения и иллюстрации истин, найденных, по их мнению, благодаря тому, что человеческий дух обладает собственным «естественным светом». Рационалисты противопоставляли эту, казалось бы, априорную деятельность человеческого духа его экспериментально-сенсорной деятельности.

Таким образом, рационализм и эмпиризм выступают в качестве основных альтернативных позиций в философии Новой Эры, между которыми велась непрерывная полемика.

В середине XVII века формируется альтернатива рационализму (в широком смысле слова) философской линии, которая «прозвучала» полным ходом только в XX веке. Я имею в виду иррационализм, который указывает на бесконечное качественное разнообразие реального мира, который устанавливает объективный предел для когнитивных способностей «количественно-математического» естественнонаучного разума.

И эта альтернатива выражена в работах одного из выдающихся ученых XVII века, чьи математические и физические открытия сохранили свое значение в наше время, французского писателя, натуралиста и философа Блеза Паскаля (1623 - 1662).

Именно последовательная реализация рационалистических принципов естествознания приводит Паскаля к пониманию того, что строгое логическое и математическое мышление всегда исходит из некоторых первоначальных утверждений (аксиомы, исходные принципы, постулаты), которые не имеют и в принципе не могут иметь строгого (логическое, математическое) обоснование. Согласно Паскалю, человек принимает такие исходные позиции не «с умом» (он их логически не обосновывает), а с «сердцем» (по вере).

Если классический рационализм в лице Декарта, анализируя познавательную деятельность, обращался главным образом к деятельности мышления и сознания, проходя мимо деятельности бессознательного, то Паскаль существенно привлекает внимание к этому последнему. Более того, «сердце» помогает уму, а не противостоит ему, согласно Паскалю, это гуманистическая основа разума.

Особенности философии Просвещения

Английские корни Просвещения

Многие мыслители XVIII века уверенно стали заявлять, что первой и главной обязанностью любого «настоящего друга прогресса и человечества» является «просвещение умов», просвещение людей, их ознакомление со всеми важнейшими достижениями науки и искусства. Такое отношение к просвещению масс стало настолько характерным для культурной жизни европейских стран в XVIII веке, что впоследствии XVIII век был назван эпохой Просвещения или эпохой Просвещения.

Англия первой вступила в эту эпоху. Англия раньше других стран встала на путь капиталистического развития. Она была первой страной, где произошла революция, закончившаяся казнью короля. Правда, в 1688 году произошла реставрация монархии, но это не могло существенно повлиять на ее капиталистическое развитие. Поэтому не случайно в Англии идеи просвещения нашли благодатную почву. Эти идеи были развиты Т.Гоббсом (1588 - 1679), затем Дж.Локком и другими мыслителями.

Просвещение характеризовалось борьбой с традиционным религиозным мировоззрением, которое объективно ограничивало свободное развитие естественных наук, человека и общества. С первых десятилетий XVIII века деизм стал идеологической формой свободной мысли в Европе.

Но английское просвещение было просветлением для избранных, носило аристократический характер. Французское просвещение, напротив, было ориентировано не на аристократическую элиту, а на широкие круги городского общества.

Основателем английского образования по праву считается Т.Гоббс. Студент, некоторое время личный секретарь Ф.Бэкона и преемник линии английского эмпиризма, Т.Гоббс резко критиковал дуализм Декарта в его учении о веществах.

Гоббс систематизировал учения Бэкона и создал новую форму материализма - механический материализм. Вся природа была представлена ​​Гоббсом как совокупность вытянутых тел, различающихся по размеру, фигуре, положению и движению. В этом случае движение понималось как чисто механическое движение. Духовная жизнь человека и животных сводится к движениям и усилиям. Это сложные механизмы, полностью определяемые извне.

Внешние чувства являются источником не только идей, но и всех человеческих знаний. Действие окружающих объектов на человеческие чувства создает первоначальные идеи, которые затем обрабатываются разумом посредством сравнения, объединения и разделения идей. Ни одна человеческая душа не существует как особая субстанция, а вера в Бога - плод воображения.

Однако в центре внимания основных работ Гоббса «Философские идеи учения гражданина», «Левиофан» и других стоят проблемы общественной жизни. Он развивает договорную теорию государства, выраженную Эпикуром. Согласно Гоббсу, обществу и государству предшествует полная анархия и «война всех против всех». Для этого «естественного состояния», в котором люди находились в течение длительного времени, была характерна неограниченная личная свобода. И для обеспечения их личной безопасности, защиты частной собственности и других личных прав. Люди сознательно решили отойти в сторону, доверив это государству.

Гоббс считал абсолютную монархию самой совершенной формой государственной власти. Власть государства распространяется не только на поведение человека, но и на его взгляд: религиозно-нравственный и даже научный. И все же, по словам Гоббса, каждый гражданин имеет право защищать себя. Когда субъект перестает пользоваться покровительством предыдущего правительства, он может подчиниться новому правительству. Таким образом, горячий монархист Гоббс логически подходит к оправданию революционных движений, свидетелем которых он был.

Учения Гоббса, особенно его натуралистическая концепция государства и права, сыграли огромную роль в развитии всего Просвещения.

Формирование образовательной идеи тесно связано с именем Дж.Локка - первой философской ценностью в галактике английских просветителей. Дж.Локк был другом Ньютона. Его философия была в том же положении, что и научная программа выдающегося физика.

Среди идеологических источников философии Просвещения особое место занимает работа Дж.Локка «Опыт человеческого разума» (1690). Автор работал над этой работой более 20 лет.

По мнению Локка, нет никаких врожденных идей и принципов - ни теоретических, ни практических (моральных), в том числе идеи Бога, и все человеческое знание проистекает из опыта - внешнего (ощущения) и внутренней (рефлексия). Знание основано на простых идеях, например, различных качествах тела, возбужденных в уме - первичных, с которыми эти идеи похожи (длина, форма, плотность, движение), или вторичных, с которыми идеи не похожи (цвет, вкус, запах, звук). Комбинируя, сопоставляя и абстрагируя ум от простых идей, образует сложные и общие идеи (способы, вещества и отношения). Познание верно только в том случае, если идеи соответствуют реальности. Локк определяет истину как объединение и разделение идей или их признаков в соответствии с соответствием или непоследовательностью обозначенных ими вещей.

В вопросе о значении общих терминов Локк склоняется к концептуализму, отмечая, что истинная сущность вещей остается неизвестной и что ум имеет дело с номинальными сущностями.

Локк делит познание на интуитивное (самоочевидные истины, наше собственное существование), демонстративное (положения математики, этики) и чувствительное (существование изолированных вещей). Он оценивает последнее как наименее надежное и ясное, что вносит очевидный рационалистический элемент в концепцию Локка.

В дополнение к эмпирической теории знания в этой работе, философ также разработал принцип естественного права, применяя правовой идеал, который наилучшим образом отвечает потребностям зарождающегося капитализма. Эта работа Локка содержала позитивную программу. Его идеи сыграли огромную роль в истории философии и общественно-политической мысли европейского Просвещения. Они оказали большое влияние в Британии на Толанду, Пристли, Беркли, Юма, во Франции - на Вольтера, Кондильяка и особенно на материалистов XVIII в. - Метри, Гельвеций, Дидро, в Германии - Г.Лейбницу, Г.Гердеру, Г.Лессингу.

Французский материализм восемнадцатого века

Хотя Англия стала родиной Просвещения, которое было одним из первых, кто встал на путь капиталистического развития, исторически это движение стало наиболее распространенным во Франции в восемнадцатом веке.

Французское Просвещение возникает в результате понимания необходимости перемен в обществе как прогрессивно мыслящей части общества.

Представители французского Просвещения разрушили устоявшиеся представления о Боге, мире и человеке, продемонстрировали новаторство в своих философских исследованиях, открыто пропагандировали идеи зарождающейся буржуазии и в конечном итоге идеологически подготовили Великую французскую революцию 1789 - 1794 гг.

Философия французского Просвещения можно разделить на три основные области:

  • деистический;
  • атеистический материализм;
  • утопично-социалистический (коммунистический).

Деистическое направление в философии - это направление в философии, сторонники которого признали существование Бога только как первопричину, Создателя всего сущего, но отвергли Его последующее влияние на мир, человек, ход истории, выступил против олицетворение Бога (наделение Его чертами личности) и против отождествления Бога с природой (пантеизм). В число выдающихся французских философов-деистов входили Вольтер, Монтескье, Руссо, Кондиллак.

Франсуа Вольтер (1694 - 1778) - философ, писатель, публицист, один из основателей французского Просвещения, который страстно выступал против религии, особенно католицизма, считал Бога основателем мира, связующим принципом всего сущего, но он был убежден, что никакая теория и практика не могут достоверно доказать ни Его присутствие, ни Его отсутствие. Вольтер видел необходимость признать существование Бога с морально-эстетической точки зрения, чтобы поддерживать порядок в обществе, держать людей (под угрозой Божьего наказания) в послушании и жестких рамках морали. Что касается познания, Вольтер выступал за сочетание эмпиризма и рационализма, отдавая предпочтение первому.

Современным и в значительной степени единомышленником Вольтера был Шарль Луи Монтескье (1689 - 1755) - французский философ, писатель, юрист, ученый (во многих областях знаний), который также говорил с точки зрения деизма - он видел Бога как создателя Отвергнув Свою способность вмешиваться в дела людей и процессы природы, он увидел в Боге средство для поддержания порядка и воспитания нравственности. В то же время, он отказался от идеи бессмертия души, критике христианства и католической церкви на утверждая, что власть и влияние в обществе, вводит в заблуждение верующих (во многих вопросах) и подавления человеческой инициативы.

Монтескье считал, что история создается людьми, а не благодаря божественному предопределению. Именно Монтескье выдвинул идею «разделения властей», то есть разделения государственной власти с целью ее более эффективного функционирования и предотвращения деспотизма на три ветви - законодательную, исполнительную и судебную, он также выступал за правило закона.

Философия Монтескье имела большое значение для всей будущей истории человечества, философ выдвинул фундаментальные идеи, на которых строится большинство современных демократий:

  • идея приоритета закона;
  • идея разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.

Следующим представителем французского Просвещения был Жан-Жак Руссо (1712 - 1778), который сосредоточился на социально-политической философии, выступавшей с позиции революционной демократии.

В целом можно выделить следующие основные положения философии Руссо. Он: 

  • видел в Боге мировую волю и мировой разум;
  • считал, что материя незаменима и всегда существует объективно;
  • считал, что человек состоит из смертного тела и бессмертной души;
  • был убежден, что человек не способен полностью понять мир (в частности, сущность вещей и явлений);
  • выступает против религии как таковой, против христианства, но из-за страха, что в случае ликвидации религии мораль и моральные ограничения исчезнут, он предложил создать замену религии - «гражданская религия», «культ великого существа»,«культ воли мира» и т.д.;
  • был сторонником эмпирических (опытных) знаний;
  • считал частную собственность основной причиной противоречий в обществе;
  • обосновано право народа на бунт и т.д.

Французский философ Этьен Кондиллак (1715 - 1780) уделил меньше внимания проблемам общества и приложил основные усилия к изучению проблем познания (эпистемологии). 

Можно выделить следующие фундаментальные идеи его философии:

  • мы знаем мир;
  • человек может знать внешний мир настолько, насколько позволяют его человеческие возможности (разум, органы чувств);
  • окружающий мир является источником всех знаний;
  • основой знания является сенсорное восприятие (отражение чувствами окружающей действительности в человеческом разуме);
  • самостоятельного познания ума без участия чувственного восприятия не существует.

Следующее направление философии французского просвещения - атеистически-материалистическое.

Атеизм - это направление в философии, сторонники которого полностью отрицают существование Бога в любых его проявлениях, а также религию.

Материализм - это направление в философии, которое не признает независимого идеального (духовного) принципа в сотворении и существовании мира и объясняет мир, его явления и человека с точки зрения естественных наук.

Атеистическая материалистическая философия была распространена во Франции в 18 веке, накануне и во время Французской революции.

Наиболее последовательны учения материализма, в том числе французский материализм XVIII в. в лице Ламетри, Гольбаха, Гельвеция они также выступали в роли атеистических учений.

Итак, в Гольбахе мы находим одно из первых определений материи: материя заключается в том, что, воздействуя на наши чувства, она вызывает ощущения.

Обращаясь к фундаментальному вопросу философии, материалисты Просвещения (Дидро, Гольбах и др.) Отвергли субъективный идеализм Беркли и предприняли естественнонаучное обоснование концепции материи как объективной реальности, атрибутами которой являются движение, вечность. во времени и бесконечности в пространстве. Рассматривая природу как организованное системное целое, естественные причинно-следственные связи и законы которого являются выражением онтологической целостности мира, они рассматривали жизнь и сознание как функцию определенной организации материи, которая сформировалась в результате долгое историческое развитие.

Многие просветители развили учение о материи как о единстве реальности, которое обладает бесконечным разнообразием свойств.

В XVIII в. метафизическая, механическая идея распада материи и движения углубляется. В ряде систем материализма желание преодолеть этот разрыв усиливается: материалисты пытаются рассматривать тела природы как наделенные внутренней активностью, движением, хотя само это движение трактуется как механическое и, следовательно, по самой своей природе, как внешнее имеет значения.

В общем, можно сказать о материализме XVIII в. доминировали метафизика и механизм, но были и элементы диалектики (дидро).

Дени Дидро (1713 - 1784) - один из самых выдающихся французских философов-материалистов. Дидро внес большой вклад в дело Просвещения, выдвинув идею создания «Энциклопедии наук, искусств и ремесел». «Энциклопедия» была свободна от религиозных предрассудков и содержала основы передовой науки, искусства и знаний в области производства, заложила основы буржуазного мира. В его создании приняли участие ведущие философы эпохи - современники Дидро. Вольтер, Монтескье, Кондиллак, Гольбах и др. На создание «Энциклопедии» ушло более 20 лет.

Философские взгляды Дидро близки взглядам других французских материалистических просветителей:

  • он признал материю единственной существующей субстанцией, проявлением которой он считал все отдельные вещи;
  • движение, объясняемое таким свойством материи, как неоднородность (взаимодействие бесчисленных разнообразных частей материи приводит к движению);
  • отверг духовный принцип мироздания, считал сознание свойством материи;
  • основа общества и государства видела «общественный договор», на основании которого он отрицал божественность власти короля и феодалов;
  • «просвещенная монархия» считалась идеалом государства, а частная собственность была разумно разделена, учитывая интересы большинства.      

В целом значение деятельности французских философов атеистически-материалистического направления для философии и общества заключается в том, что они:

  • во-первых, были четко определены два ведущих философских направления - материализм и идеализм;
  • во-вторых, они освободили философию от многих религиозных предрассудков;
  • в-третьих, они дали более реалистичное определение вещества - материи, выдвинуть (распространенное в настоящее время) представление о сознании как свойстве материи отражать себя;
  • в-четвертых, критиковали предэкспериментальные, сверхчувственные («чистые») знания;
  • в-пятых, они обосновали и распространили теорию материалистического сенсуализма (сенсорные ощущения являются основой познания);
  • в-шестых, они выдвинули идею о том, что все отдельные вещи представляют собой разные комбинации микрочастиц;
  • в-седьмых, они обосновали идеи социальной справедливости.

Конечно, французский материализм XVIII века отразил черты естествознания того века. Он был механистическим, так как в 18 веке именно механика выделялась своими успехами в описании природы. У него еще не было всеобъемлющих учений о развитии (хотя они говорили о самом развитии, об эволюции), потому что наука этого периода подошла только к тщательному изучению этой стороны естественной реальности.

Впоследствии многие философы, в частности представители диалектического материализма, отметили его «идеализм» в понимании общественной жизни и социальной истории как недостаток французского материализма, поскольку они объясняют общественную жизнь и историю сознанием и волей людей. В последнее время все большее число философов оценивает такое понимание социальных явлений не как изъян, а как определенное приближение к истине.

И еще одним направлением философии французского Просвещения является социалистическо-утопическое (коммунистическое) направление, широко распространенное в философии Франции во второй половине XVIII - начале XIX вв.

Представители этого направления подвергли резкой критике существующую социально-экономическую и политическую систему, выдвинутая проекты по строительству нового общества и государства, основанного на общественной собственности, где идея торжествует справедливости, понимаемой утопических социалистов как всеобщего равенства. Социалистически-утопические (коммунистические) идеи нашли поддержку среди широких слоев простого народа Франции накануне и во время Французской революции 1789 - 1794 гг.

Выдающимися социалистами-утопистами Франции (первыми коммунистами) были Мабли, Бабеф, Сен-Симон, Фурье.

Основные идеи утопических социалистов были следующими:

  • основной целью философии было распространение нравственности, сильная, поддерживаемая государством, широко распространенная религия должна быть подчинена той же цели;
  • лучшим и практически осуществимым является общество, в котором нет классового разделения, частной собственности, вся земля делится поровну между теми, кто на ней работает, где существует полное экономическое и политическое равенство, совместный труд и всеобщее, равномерное, государственное распределение о продукте, произведенном всем обществом между всеми его членами;
  • коммунистическое общество может быть построено только через насильственную революцию бедных против богатых и суровый революционный порядок;
  • у буржуазного общества есть три основных типа противоречий - между личными интересами (магнаты, буржуа) и общественными интересами (остальная часть людей), социально-экономическими (несбалансированными, порождающими либо эксцессы, либо производственный кризис), моральными (буржуазный брак, так далее);
  • идеальное общество - это «общество гармонии», в основе которого лежат универсальные трудовые обязанности, правильное распределение, высокий уровень экономики, свобода любви и нравственности, уважение к Богу.    

Заключение

Для философии современности спор между эмпиризмом и рационализмом имеет фундаментальное значение. Представители эмпиризма (Бэкона) рассматривали ощущения как опыт как единственный источник знаний. Сторонники рационализма (Декарт) превозносят роль разума и принижают роль чувственного знания. В результате нашей курсовой работы мы определяем для себя, что только комбинация этих уровней является наиболее подходящей.

Цель нашего исследования, определенная во введении, была достигнута путем решения следующих задач, поиска ответов на следующие вопросы:

  1. Основными чертами эмпиризма философии Новой Эры являются следующие:
  • исключительное значение и необходимость наблюдения и опыта в раскрытии правды;
  • путь, ведущий к знаниям, - это наблюдение, анализ, сравнение, эксперимент;
  • исключительно все знания черпаются из опыта, ощущений.
  1. Характерные черты рационализма новой европейской философии:
  • благодаря надежности мысли мыслящее существо идет к познанию мира;
  • рационализм требует ясности и последовательности мышления;
  • на начальном этапе развития отказ от сенсорного метода постижения истины как таковой с последующим признанием того, что это необходимо как низший уровень знаний.
  1. Эмпирический и теоретический уровни знаний различаются по предмету, средствам и методам исследования. Однако разделение и независимое рассмотрение каждого из них является абстракцией. Эти два уровня знаний всегда взаимодействуют друг с другом.  

И, наконец, заканчивая работу над этой курсовой работой, необходимо суммировать, какой метод выбрать для нас в жизни. 

Отвечая на этот центральный вопрос, я хотел бы напомнить о требованиях к классическому методу философии Новой Эры Ф.Бэкону, которые выражены в качестве иллюстраций работы муравья, паука и пчелы:

  1. «Путь муравья» - это метод крайнего эмпиризма. Он отличается простым набором фактов без понимания.
  2. «Путь паука» - это метод радикального рационализма, который, подобно пауку, извлекает знания из себя.
  3. «Путь пчелы» является методом, который удаляет крайность эмпиризма и рационализма.   

Ни один из этих путей сам по себе не приведет к успеху: истинное знание является результатом правильного сочетания разума и чувств. Поэтому поиск этой «золотой середины», идеальной пропорции, необходим как в официальной деятельности, так и в повседневной жизни.