Концессионные соглашения и их роль в развитии экономики

Предмет: Экономика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 21.02.2020

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по экономике:

 

Много готовых курсовых работ по экономике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Право собственности как фактор производства
Конкурентные стратегии фирмы
Кейнсианская революция в экономической науке
Международная валютно-финансовая система 


Введение:

Проблемы развития партнёрства  государственного и частного  сектора, их надлежащего правового  оформления и эффективной реализации  в связи с формированием рыночных  отношений становятся всё более  актуальными.          

В России практически все институты, предполагающие взаимодействие государства и частного сектора (лицензионная система, приватизация, соглашения о разделе продукции, инвестиционные договоры), однозначно показали свою недостаточную эффективность. Кроме того, не способствовали выходу России на более высокий уровень экономического развития. Соответственно целесообразно ставить вопрос о поиске новых форм организации партнёрства публичного собственника и иных участников имущественного оборота. Концессионные правоотношения известны во всём мире как альтернативный способ, применяемый государством для развития тех или иных отраслей хозяйственной деятельности.

Альтернативность данного способа обусловлена тем, что государство заинтересовано в привлечении инвестиций в ту или иную сферу и в конечном итоге в ее развитии. Однако, с одной стороны, само государство не обладает достаточными для этого финансовыми, организационными и управленческими ресурсами, а с другой стороны, не желает утрачивать контроль над этими сферами хозяйственной деятельности. Концессии имели широкое распространение в России в период НЭПа, и практика их применения была достаточно успешной.

С целью выхода из экономического кризиса вопрос о возобновлении концессионного производства в нашей стране стали поднимать с конца 80-х годов 20 века. Тем не менее, несмотря на интенсивную законопроектную работу, доктринальные исследования сущности концессионных взаимоотношений, возможности их использования в современных условиях, легальное закрепление, правовую основу их реализации концессионные отношения получили только в июле 2005 года в результате принятия Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях».

 

История концессионных соглашений

 

История концессий исчисляется  столетиями. Юридическая и экономическая  практика концессионных форм партнерства  государства и частного сектора  складывалась еще в средние века. В Великобритании впервые концессионное законодательство появилось в XVII веке. На Североамериканском континенте первые концессии были выданы еще в 1691 г.           

Во Франции первым концессионным объектом стал Южный канал, построенный в ХVII в. и соединивший побережье Атлантики со Средиземным морем. Закон о концессиях в сфере общественных услуг существует со времен Наполеона.                                                             

В России десятки тысяч километров железных дорог во второй половине ХIХ - начале ХХ вв. были построены на концессионной основе.                                                            

В период НЭП концессии сыграли положительную роль как инструмент стабилизации экономики в восстановительный период, дали солидный доход казне в виде долевых отчислений от оборота концессионных предприятий, уплаты концессионного вознаграждения, налогов, арендной платы, пошлин, сборов и т.п. Концессии способствовали модернизации оборудования предприятий, увеличению квалифицированной рабочей силы, а в социальном плане - уменьшению безработицы. По количеству концессий и по вложенному капиталу первое место занимала обрабатывающая промышленность (24 концессии), сельское хозяйство (7 концессий), торговля (7 концессий). Концессии в этот период получили развитие и в сфере городского хозяйства России. В отдельных отраслях концессионное производство давало очень значительную долю продукции. Так, к концу 1927 г. концессионные предприятия производили марганца 40 %, золота - 35, меди - 12, готового платья - 22 %.                                               

По источникам происхождения капитала 40 концессий были немецкими, 20 - британскими, 15 - американскими (США), 6 - норвежскими, 5 - польскими, 5 - японскими, 4 - австрийскими, 4 - шведскими, 4 - итальянскими, 3 - французскими, 3 - финляндскими, 3 - датскими, 2 - голландскими, 17 инвестировались из других стран. Эффективность концессионной политики оказалась столь велика, что был разработан специальный план достижения с их помощью сбалансированного развития различных секторов экономики на основе передовых технологий. За последние 10-15 лет в мире реализованы тысячи больших и малых, успешных и неудачных концессионных проектов. Концессионное законодательство существует сейчас более чем в 120 странах мира с различным общественным и государственным устройством.                            

В современной практике концессий имеется две принципиально отличные друг от друга как по методике, так и по глубине происходящих изменений схемы институциональных преобразований в сфере отношений государства и бизнеса. Первая представляет собой структурную адаптацию имеющейся институциональной среды к изменившимся концепциям развития, приоритетам и условиям хозяйственной деятельности государства. Разработка и эволюционное врастание новых принципов, норм и правил в действующие институты происходят либо в контексте декларированной новой экономической политики государственного регулирования (так было в Великобритании, Новой Зеландии, Аргентине, других странах Латинской Америки), либо через видоизменение и дополнение существующей системы государственного управления (США, Канада, Япония, страны ЕС). По последнему пути идут также Республика Корея, Тайвань и др., а также некоторые из развивающихся стран с достаточным для установления партнерских связей "государство - бизнес" уровнем развития рыночных отношений. 

Вторая схема связана с формированием соответствующих рыночной экономике и новому месту государства в хозяйственной жизни институтов по существу с "нуля". Эта схема реализуется в бывших социалистических странах, на постсоветском пространстве, в некоторых развивающихся странах. Продолжительный исторический опыт, развитая и сравнительно легко адаптируемая институциональная среда позволили странам-членам Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) достаточно безболезненно и эффективно начать 10-15 лет назад отработку новых механизмов партнерства в области концессионной деятельности.  

Наиболее глубокие институциональные изменения произошли в Великобритании. В 1992 году правительство Дж. Мейджора объявило о новой концепции управления государственной собственностью - Инициативе частного финансирования (PFI). Его суть заключалась в том, чтобы передать в рамках партнерских соглашений функции финансирования строительства, а также эксплуатации, реконструкции и управления государственными объектами производственной и социальной инфраструктуры частному бизнесу. В 1992-2001 годах правительство Великобритании завершило более 400 партнерских проектов и, что особенно важно, концессии PFI на общую сумму более 19 миллиардов фунтов стерлингов. Государственные контракты были подписаны во многих секторах экономики, включая общественный транспорт и транспортную инфраструктуру, информационные технологии и НИОКР, охрану окружающей среды, градостроительство, правительственные здания и сооружения и т. д.

Переход к широкомасштабному использованию партнерских форм управления государственной собственностью в Великобритании вызвал значительные изменения в институциональной среде как государственного аппарата, так и бизнеса. Формирующаяся новая отрасль экономики под кодовым названием «государственные гражданские контракты и концессии» заставляет чиновников становиться бизнесменами, опытными покупателями услуг частного сектора, вырабатывать правила и нормы поведения в условиях развития рынка своих институтов.

После объявления «Инициативы частного финансирования» Казначейством страны была сформирована команда высококвалифицированных государственных служащих и представителей городского бизнеса для оказания всесторонней помощи министерствам и ведомствам в коммерциализации их экономики. Новый вид партнерства привел к появлению новых консалтинговых и других компаний, а также регулирующих организаций. Согласно ОЭСР, партнерские отношения между государством и частным бизнесом в области управления государственным имуществом позволяют Великобритании сэкономить 15-20% государственных расходов. Основываясь на успешном опыте реализации партнерских и концессионных проектов, британское правительство в середине 2000 года значительно расширило объем концессионных и контрактных проектов с участием частного бизнеса. В течение 2000-2003 гг. Ожидается, что на эту программу будет потрачено 20 млрд фунтов стерлингов - почти 7 млрд в год, что более чем в 3 раза превышает ежегодные затраты за предыдущие 10 лет внедрения ПФИ. Первая фаза проектов стоимостью 450 млн. Фунтов стерлингов включает в себя реконструкцию двух лондонских больниц, новую систему трамвайных путей в Бристоле и модернизацию лондонского железнодорожного узла. Вместо приватизации - полноценного сотрудничества - теперь это основная линия политики в управлении государственной собственностью в Великобритании. В других странах ОЭСР тенденции аналогичны тем, что наблюдаются в Великобритании.

 

Правовая основа концессионной деятельности

 

Российский законопроект о концессиях ждал своего часа более 10 лет. Его разработкой занялись еще в начале 90-х годов. Первый документ был принят Госдумой в первом чтении в апреле 1996-го. После этого работа остановилась из-за невнятной позиции кабинета министров. Но изношенность инфраструктуры и других объектов государственного имущества заставила чиновников пересмотреть свои взгляды. До недавних пор концессии внедрялись на практике, что называется, явочным порядком, без четкой правовой основы. В городах возникали платные стоянки, дороги, мосты, рынки. Публичное имущество передавалось частному бизнесу, например, на правах аренды с различным обременением.  Самый яркий пример «квазиконцессии» - аэропорт «Домодедово», которым группа «Ист Лайн» управляет с 1997 года по договору аренды с условием модернизации. Громкий скандал, когда государство предъявило группе «Ист Лайн» (уже вложившей, кстати, в развитие аэродромного хозяйства более $500 млн) обвинения в заниженных арендных платежах, не случился бы, если бы отношения частного инвестора и собственника в конце 90-х были оформлены на условиях концессии.                           

На базе договоров аренды до сих пор работают и региональные «дочки» ОАО «Российские коммунальные системы». В 2003 году эта компания создавалась как грандиозный проект, готовый взять под управление всю инфраструктуру ЖКХ в стране и вывести этот сектор из кризиса.Но отсутствие госгарантий, незащищенность компании перед проблемой неплатежей населения и тарифным регулированием показали, что без концессий «длинные» инвестиции в коммунальный сектор рискованны. «РКС» пришлось умерить свой пыл и сконцентрировать усилия на тех регионах, в которых удалось найти общий язык с губернаторами. 
                                                                                                    
Наконец государство сделало шаг навстречу инвесторам. 21 июля 2005 года президент Владимир Путин подписал закон «О концессионных соглашениях». Согласно этому документу, объектами для концессий могут стать автомобильные дороги, метрополитен, городской общественный транспорт, мосты, порты, аэродромы, трубопроводы, объекты ЖКХ, культуры и спорта, а также санатории. Природные богатства - недра, водоемы и леса - передаваться в концессии не могут. Это в принципе логично, поскольку сырьевой сектор в России от недостатка инвестиций страдает несравнимо меньше, чем инфраструктура.

Итак, в отличие от многих стран  мира, в СНГ либо только еще готовятся  к переходу на концессионные формы  управления государственной собственностью (Россия, Беларусь), либо сделали в  этом направлении лишь первые шаги (Украина, Молдавия, Армения, Киргизия).

 

Определение и составляющие концессии

 

Концессия - это передача по договору концессии государственных объектов во временное владение и пользование с целью улучшения и повышения эффективности эксплуатации, а также прав на создание (строительство) новых объектов за счет концессионера с предоставлением последнего право владеть, пользоваться и распоряжаться ими или без такового с обязательным финансированием за счет концессионера и передачей его государству. Теоретически концессии выглядят довольно привлекательным инструментом. Государство, выступая в качестве лица, предоставляющего право, передает управление своей собственностью частной компании (концессионеру). Последний, используя государственные гарантии, инвестирует в это имущество, минимизируя свои риски. А общество получает товары лучшего качества и более высокий уровень обслуживания при минимальных затратах.

Концессионная деятельность в большинстве стран мира в настоящее время осуществляется в контексте теории партнерства между государством и частным сектором, являющейся одним из ее основных компонентов. Развитые страны мира, имеющие более чем вековую практику использования концессий в инфраструктурных комплексах, горнодобывающей, лесной и других отраслях промышленности, эволюционно перешли к широкому использованию концессий в 1990-х годах. В современном понимании экономическое партнерство между государством и частным сектором (ГЧП) (государственно-частное партнерство, ГЧП) представляет собой институциональный и организационный альянс между государственными органами и частным бизнесом с целью реализации национальных и международных крупномасштабных проектов. социально значимые проекты в широком спектре областей деятельности: от развития стратегически важных отраслей и НИОКР до предоставления государственных услуг. Кроме того, партнерства также широко используются в качестве инструмента для городского и регионального экономического и социального развития и планирования на муниципальном уровне. Каждый такой альянс является временным, поскольку он создается, как правило, на определенный срок для реализации конкретного проекта и перестает существовать после его реализации.

Из всего многообразия экономических функций государства его основной целью является создание условий (политических, экономических, правовых) для субъектов хозяйственной деятельности для формирования институциональной среды, составной частью которой являются институты партнерства. Сложные формы организации и управления современной экономикой невозможны без непосредственного участия государства в деятельности отдельных отраслей и отраслей экономики. В той институциональной форме, в которой сейчас существуют партнерства, они представляют собой относительно новый этап государственного регулирования экономики и призваны играть существенную роль в развитии современных рыночных структур и отношений. Сложившаяся на сегодняшний день система партнерских отношений между государством и частным сектором является основополагающим элементом функционирования смешанной экономики. Необходимость его создания вытекает из двух постулатов либеральной концепции развития:

  • (а) соответствие между формированием институтов современной частной собственности и процессом ускорения экономического роста
  • (б) более высокая производительность и эффективность экономики, основанной на частная собственность по сравнению с экономикой, основанной на государственной собственности и прямом государственном регулировании.

«Государство отказывается от неэффективных форм управления экономикой, перенося функции управления своей собственностью на частный сектор, который, в свою очередь, используя государственные гарантии, приносит организационный опыт, знания, ноу-хау в производство, инвестирует и минимизирует риски предпринимательской деятельности. Экономический эффект для общества заключается в том, что оно получает товары более высокого качества и более высокий уровень обслуживания при наименьших затратах".

В современной практике ГЧП существуют два принципиально отличных друг от друга как по методологии, так и по глубине изменений, происходящих в схеме институциональных преобразований в сфере отношений между государством и бизнесом.

Первая из них - это структурная адаптация существующей институциональной среды к изменившимся концепциям развития, приоритетам и условиям экономической деятельности государства. Разработка и эволюционное внедрение новых принципов, норм и правил в существующие институты происходит либо в контексте объявленной новой экономической политики государственного регулирования (Великобритания, Новая Зеландия, Аргентина, другие страны Латинской Америки), либо в рамках адаптации, модификация, дополнение к существующей системе государственного управления (США, Канада, Япония, страны ЕС). Помимо упомянутых, новые индустриальные страны (Республика Корея, Тайвань и др.), А также некоторые развивающиеся страны с определенным уровнем развития рыночных отношений, но достаточным для создания «государства-бизнеса» партнерства, идут по этому пути.

Вторая схема связана с формированием институтов, соответствующих рыночной экономике и новому месту государства в экономической жизни, по сути, с нуля. Эта схема реализуется в бывших социалистических странах, на постсоветском пространстве, в некоторых развивающихся странах. Концессия как основной элемент партнерства между государством и частным сектором в современной экономике представляет собой систему экономических отношений, с помощью которой государственный орган передает определенные права частной, государственной или смешанной компании на строительство, модернизацию, реконструкция, эксплуатация и управление, содержание и эксплуатация принадлежащего ему объекта в течение определенного периода времени (т.е. на возвратной основе) и за плату. Это определение концессии соответствует концепции договора, принятого в публичном праве в западных странах, когда государственный орган или специальный орган (концессионер) разрешает и обязывает концессионера (операторскую компанию) на договорной основе осуществлять инвестиции, необходимые для обеспечить функционирование инфраструктуры объекта за его счет и на свой страх и риск.

Концессионная компания получает доход (вознаграждение) в виде платы, которая выплачивается пользователями объекта инфраструктуры или государственным органом. При этом права собственности и пользования публичной собственностью передаются концессионеру. Иногда в ограниченных пределах и под контролем государственной власти концессионер наделен правом распоряжаться концессионным имуществом. Однако концессия - это особый договор, во многом и принципиально отличающийся от традиционного административного договора. В соответствии с нормами права развитых стран концессия - это «глобальный контракт» (глобальный контракт). В гражданском и публичном праве развитых стран четко различаются «трудовой договор» и «концессия».

 

Концессионные соглашения и их роль в развитии экономики

В Европейском Союзе, например, концессия в области инфраструктуры определяется как разновидность административного контракта, в соответствии с которым общественная власть предоставляет компании-концессионеру определенные права на строительство, модернизацию, реконструкцию, эксплуатацию, управление в течение некоторого периода времени.             

Концессии являются наиболее развитой, прогрессивной и комплексной формой партнерства государства и частного сектора на современном этапе.

Во-первых, они, в отличие от контрактных отношений, носят многоцелевой и долгосрочный характер, что позволяет обеим сторонам осуществлять стратегическое прогнозирование и планирование своей деятельности. Во-вторых, в концессиях частный сектор обладает высокой, а часто и полной свободой в принятии административно-хозяйственных и управленческих решений.                                   

В-третьих, у государства, тем не менее, в рамках как концессионного договора, так и в целом публично-правовых норм остается достаточно рычагов воздействия на концессионера в случае нарушения им условий концессии или общего законодательства, а также при возникновении необходимости защиты интересов общества в концессиях. При наличии общественной необходимости государство имеет право в одностороннем порядке прерывать концессию с выплатой концессионеру компенсации.

В-четвертых, в концессионных проектах перераспределяются риски между всеми его участниками (государством, концессионером, инвесторами, финансовыми институтами, страховыми компаниями и т.п.), благодаря чему существенно повышается жизнеспособность концессионного проекта.

 

Правовой механизм концессии

 

Исторически правовой статус концессий  эволюционировал в направлении  от административного акта к публично-правовому  и (или) гражданско-правовому договору. В эпоху их становления (XVII-XVIII века) государство выдавало частной компании - владельцу концессии (концессионеру) особый конституирующий документ - разрешение на владение и пользование государственной собственностью. Это были, по существу, односторонние властные административные акты государства, не содержащие регламентаций прав и обязанностей сторон. Аналогом концессий той поры является используемая и сейчас во всех странах мира лицензионная система.                      

Термин «концессия», характеризующий передачу государственной собственности частным лицам, использовался в практике европейских стран еще в средние века. Так, в Англии государственные концессии выдавались частным компаниям в XVII-XVIII веках.                         

В Соединенных Штатах Америки первые упоминания о концессиях относятся также к XVII веку, когда губернаторы штатов выдали прибывающим на поселение гражданам других стран первые концессии на землю, реки, строительство дорог. Одной из стран, где имеется разветвленное и полное законодательство по концессиям, является Франция. Еще во времена правления Наполеона в статью 522 Гражданского Кодекса Франции о собственности на землю была внесена поправка, предусматривавшая, что рудники, находящиеся на землях, принадлежащих частным собственникам, могут эксплуатироваться лишь на основании концессии, предоставленной государством. Специальное французское законодательство 1919 и 1938 годов определило, что 'собственники земли не могут использовать движущую силу воды, не получив специальную концессию от государства'.

Система коммунальных концессий Франции существует с середины XIX века. С тех пор и по настоящее время на концессионной системе построено все французское газоснабжение и другие отрасли коммунального обслуживания.    

Со временем в тех странах, где складывались развитые правовые нормы по обеспечению функционирования рыночной экономики, эффективные и гибкие юридические средства и институты защиты собственности и имущественных прав (США, Канада, Австралия, страны ЕС, другие страны) широкое применение получило публично-правовое законодательство.

Под действие этого законодательства подпадают  в настоящее время объекты:    

  • государственной собственности,
  • природные ресурсы,
  • публичные службы,     
  • монополия государства на отдельные виды деятельности.                              

Эти четыре компонента, в соответствии с законодательством развитых стран, составляют особую, так называемую публично-правовую собственность.                     

Она принадлежит обществу в целом и никому в отдельности. Соглашения о концессиях в этих странах заключаются государством только на объекты публично-правовой собственности. Эти соглашения обладают одновременно чертами и публично-правового акта и гражданско-правового договора.

Государство действует в них двумя способами:

  • как представитель общества и правительства, временно уступив концессионеру свои исключительные права на часть имущества, принадлежащего компании, и осуществляя надзор и контроль за ее деятельностью,
  • как субъект гражданского права, что отражается в принципах равноправия сторон, неприкосновенности условий договора в течение срока его действия, ответственности за принятые на себя обязательства и т. д.

Гражданское право также определяет судебный порядок разрешения споров и конфликтов между сторонами. Публично-правовой статус концессий требует в договорной форме строго определять условия, при которых концессионер обслуживает население, а также указывать обстоятельства, которые могут вызвать изменение этих условий. В то же время контроль над этими положениями договоров должен быть всеобъемлющим и тщательным, а используемые административные меры весьма разнообразны: от приостановки и отмены неправильных действий до обязательного управления концессионным предприятием и его досрочного выкупа.

С одной стороны, с точки зрения обязательного соблюдения концессионного соглашения как документа гражданского права лицо, предоставляющее право, и концессионер равны перед законом. Но с другой стороны, предметом концессии является государственная собственность, концессионное соглашение подписывается лицом, предоставляющим право, от имени общества, и такое соглашение служит достижению определенных общественных целей. И в этом смысле концессионное соглашение является публично-правовым документом, в котором стороны не равны друг другу в обязательстве выполнять все его пункты.

Существуют высшие интересы общества, которые стоят над гражданским правом концессионного соглашения. И если фактическое функционирование концессионного предприятия в рамках заключенного концессионного соглашения противоречит общественным интересам, концессионер вправе в одностороннем порядке изменить условия концессионного соглашения и требовать от концессионера их соблюдения, в частности, если существует это срочная социальная необходимость или другие. по неопровержимым причинам, имеющим большое общественное значение, лицо, предоставляющее право, может расторгнуть, приостановить или прекратить действие концессионного соглашения.

В этом случае концессионер как субъект гражданско-правовых отношений имеет право обратиться в суд с просьбой об отмене любого решения лица, предоставившего право, в том числе принятого последним в одностороннем порядке вне рамок и положений заключенного соглашение. Но он не должен обжаловать факт прекращения концессии, поскольку это является следствием, а причиной, вызвавшей его, - наличие общественного интереса (выгоды, выгоды), что повлекло за собой принятие лицом, предоставляющим право, соответствующего решения о прекращении концессии. соглашение или изменить его условия. Окончательный пункт в разрешении конфликтных ситуаций между лицом, предоставляющим право, и концессионером в контексте гражданского права должен быть вынесен судом.

Таким образом, в публично-правовых договорах концессионер наделен правом в одностороннем порядке, если есть общественная необходимость изменить условия договора и требовать от концессионера их выполнения, расторгнуть концессионное соглашение с компенсацией концессионеру за убытки. понесенные им и вернуть средства, вложенные им в концессионное предприятие. Кроме того, концессионер, как лицо, олицетворяющее государственную власть и предоставляющее государственную собственность частному сектору для использования, имеет право регулировать деятельность концессионера в ходе действия контракта вне рамок его положений, а также в некоторых случаях, когда это вызвано не срочными социальными потребностями, а техническими, экономическими, технологическими и другими причинами.

Государство может изменять стандарты и требования технико-экономического характера для регулирования функционирования государственных предприятий и в одностороннем порядке, без согласия другой стороны, распространять их действие на концессионные предприятия такого типа собственности. Он может изменять стандартные условия работы концессионного предприятия, предъявлять концессионеру требования публично-правового характера: издавать административные и нормативные приказы, прежде всего на основании результатов проверок, служебных инструкций, ведомственных распоряжений и т. д.

 

Концессионные соглашения - правовая база

 

С момента принятия в 2005 году Федерального закона № 115-ФЗ от 21 июля 2005 года «О концессионных соглашениях» (далее - Закон № 115-ФЗ) в нашей стране появился мощный инструмент для привлечения частного капитала в Российская экономика.

Развитие системы управления имущественным комплексом коммунального сектора с использованием концессионных соглашений является одним из направлений развития жилищно-коммунального хозяйства. Переход от договоров аренды систем коммунальной инфраструктуры к концессионным соглашениям позволит, с одной стороны, максимально защитить инвестиции инвесторов, с другой стороны, сохранить системы жизнеобеспечения в государственной и муниципальной собственности.

Закон № 115-ФЗ был принят 21 июля 2005 года, но, поскольку российский концессионный институт постоянно совершенствуется, в него неоднократно вносились изменения.

Обратимся к Концепции федеральной целевой программы «Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства на 2010–2020 годы», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 02.02.2010 N 102-р. В этом документе приводится информация о том, что доля государственного (муниципального) имущества, передаваемого в управление, аренду, концессию и по иным правовым основаниям организациям коммунального комплекса частной собственности, в общем объеме государственного (муниципального) имущества коммунальных служб в 2008г. В целом по РФ было 12,8%.

Так что такое уступка? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к Закону № 115-ФЗ, а именно к пункту 1 статьи 3.

Концессионное соглашение - это соглашение, в соответствии с которым одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать недвижимое имущество, определенное настоящим соглашением, - объект концессионного соглашения, право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другая сторона (концессионер), осуществляющая деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта договора. Обязанность концессионера по договору концессии заключается в предоставлении концессионеру на срок, установленный договором, права владеть и использовать объект концессионного соглашения для осуществления указанных видов деятельности.

Другими словами, концессионное соглашение - это соглашение, в соответствии с которым концессионер за свой счет создает и (или) реконструирует, а также использует в своей деятельности недвижимое имущество, указанное в соглашении, а право собственности на это имущество принадлежит или будет принадлежать в состояние.

По сути, концессионное  соглашение является договором, в котором  содержатся элементы различных договоров. К отношениям сторон по такому договору применяются в соответствующих  частях правила гражданского законодательства о договорах, элементы которых содержатся в концессионном соглашении, если иное не вытекает из Закона N 115-ФЗ или  из существа концессионного соглашения. 

Сторонами концессионного соглашения, как следует из определения, являются концедент и концессионер. В качестве концедента в соответствии с пунктом 1 статьи 5 Закона N 115-ФЗ могут выступать:

  • Российская Федерация, от имени которой выступает Правительство Российской Федерации или уполномоченный им федеральный орган исполнительной власти;
  • субъект Российской Федерации, от имени которого выступает орган государственной власти субъекта Российской Федерации;
  • муниципальное образование, от имени которого выступает орган местного самоуправления.

В некоторых случаях от имени концедента могут выступать не только органы государственной власти разных уровней, но и уполномоченные концедентом организации. Концессионером может быть индивидуальный предприниматель, российское или иностранное юридическое лицо либо действующие без образования юридического лица по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) два и более указанных юридических лица. 

Иными словами, концессия представляет собой уступку государством на определенный срок своих имущественных прав и прав на отдельные виды хозяйственной деятельности негосударственным иностранным или отечественным компаниям на определенных условиях. 
Перечень имущества, которое может стать объектом концессионного соглашения, содержит статья 4 Закона N 115-ФЗ, согласно пункту 1 которой объектом концессионного соглашения может являться недвижимое имущество, входящее, в частности, в состав следующего имущества: - системы коммунальной инфраструктуры и иные объекты коммунального хозяйства, в т.ч. объекты водо-, тепло-, газо- и энергоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, переработки и утилизации (захоронения) бытовых отходов, объекты, предназначенные для освещения территорий городских и сельских поселений, объекты, предназначенные для благоустройства территорий, а также объекты социально-бытового назначения.

 

Преимущества и проблемы конценсии в России

 

Среди достоинств концессионной формы  управления инвестиционными объектами  можно отметить следующие:

  • концессии снимают финансовую  нагрузку с государства, поскольку  концессионер принимает на себя  обязательство осуществлять все  затраты по финансированию, управлению  и текущему ремонту объектов, переданных в концессию, покрывая  свои издержки, например, за счет  тарифов;
  • концессии устанавливают достаточно  жесткие долгосрочные юридически  оформленные, то есть стабильные, отношения между государством  и концессионером;
  • концессионные договоры позволяют  привлекать частный, в том числе  иностранный, капитал без потери  стратегического контроля над  жизненно важными системами и  объектами.

Одной стороной концессионного соглашения выступает государство - Российская Федерация и (или) ее субъект, либо муниципальное  образование, эта сторона называется концедентом. Другой стороной является отечественный или иностранный инвестор.                                                                                                    

Таким образом, интересы государства заключаются в том, что:                                            

  • во-первых, оно перекладывает расходы по инвестированию и содержанию своего имущества на частный сектор, теоретически, для повышения его эффективности;  
  • во-вторых, государство пополняет бюджет за счет поступления концессионных платежей и снимает с себя финансирование государственных объектов;
  • в-третьих, оно решает социально-экономические проблемы.

Интересы частного бизнеса в  концессионных проектах состоят  в том, что:

  • концессионер получает в долговременное  управление государственные активы, ему не принадлежащие, на льготных  условиях платы за концессию,  являющейся в некотором смысле  аналогом арендной платы;
  • инвестируя, концессионер имеет  достаточные гарантии возврата  средств, поскольку государство  как партнер концессионера несет  определенную ответственность за обеспечение минимального уровня  рентабельности;
  • в отдельных случаях (проекты  в сфере водо-, газо-, теплоснабжения) государство идет на то, чтобы доплачивать из бюджета концессионеру при условии, что тот будет повышать качество обслуживания;
  • концессионер, обладая хозяйственной  свободой, может за счет повышения производительности труда, нововведений  увеличивать прибыльность бизнеса  во время действия срока концессии,  и при этом срок концессии  не сокращается.

 

Итак, как показывает опыт многих стран, одним из эффективных путей успешного функционирования государственного сектора экономики является привлечение  к финансированию и управлению объектами государственной собственности частного капитала не только за счет приватизации, но и на концессионной основе. В России, стране с высоким уровнем огосударствления экономики, в условиях острого недостатка инвестиционных ресурсов, применение еще одной достаточно привлекательной для инвестора формы вложения своих средств могло бы дать экономике значительные выгоды. Применение таких договоров диктуется также недостатком у государства ресурсов, в первую очередь финансовых и технологических, для эффективного функционирования государственного сектора экономики.

При всех своих очевидных преимуществах использование концессионных форм управления государственным имуществом в России сталкивается с рядом серьезных препятствий. В нашей стране до сих пор нет специального законодательства в отношении концессионных объектов. Очень слабой является проработка социально-экономических последствий использования государственных концессионных соглашений. Отсутствует научно-обоснованные, подкрепленные конкретными расчетами исследования концессионной проблемы в целом и в отдельных отраслях, в частности, а также широкие общественные дебаты по вопросам перераспределения управляющих функций государства. Нет общепринятых методик расчета экономической и бюджетной эффективности концессионных проектов.                                     

Специфика идущего в настоящее время в России процесса состоит в том, что параллельно создается законодательная база и отрабатывается реальный механизм функционирования объектов, еще не переданных в концессию, а по существу являющихся филиалами государственных предприятий.                

Однако разработка и принятие федерального закона о концессиях - это только начало большого и трудного пути по проведению концессионной реформы в стране. Для того чтобы этот закон заработал, необходимо принять множество регламентирующих данный вид деятельности законов, подзаконных актов и нормативных документов, таких как:

  • федеральные законы о концессиях  и о концессионных предприятиях  в отдельных отраслях,
  • ведомственные инструкции, положения и правила, регулирующие отдельные стороны концессионного процесса (в частности, типовой договор в рамках отдельных отраслей, а возможно, и отдельных производств, порядок передачи в концессионное управление объектов государственной и муниципальной собственности, методики по разработке ТЭО, определению платы за концессию, определению сроков концессий, положения о гарантиях и о досрочном прекращении концессии и т.д. и т.п.).

Кроме того, на уровне регионов необходимо принять законы о концессиях в  сфере принадлежащей им собственности, а также муниципальной собственности  и выпустить соответствующие подзаконные акты.                              

Важно, что все эти документы и федерального и регионального уровней должны быть написаны в контексте единой концепции, иметь:

  • общий понятийный аппарат,
  • согласованную терминологию и  унифицированные подходы к отдельным  аспектам проблемы, в первую очередь,  к определению сроков концессии,  размеров концессионных платежей, субъектов их присвоения и  т.п.

Создание замкнутой правовой базы по концессиям - главная большая  и сложная задача, стоящая перед  Россией на перспективу, без успешного  решения которой невозможно становление  концессионной формы управления государственной собственностью. В законотворческой работе в области концессионной деятельности Россия не сможет в полной мере опереться на опыт развитых стран мира, поскольку там концессионное законодательство постепенно, в течение 100-150 лет, врастало в общий кодекс административных законов, регламентирующих формы государственного регулирования предпринимательской деятельности и приводило к эволюционному изменению отношений государства и частного бизнеса.

Определенные сложности стоят также на пути адаптации законодательства и подзаконных актов периода НЭПа к реалиям современной России. Немаловажным фактором, определяющим развитие концессионных отношений в России, является готовность общественного мнения к передаче частному сектору функций владения и пользования объектами государственной и муниципальной собственности, доверие власти, общественности и населения к этому новому для них типу хозяйственных отношений.

 

Заключение

 

В настоящее время концессии в  России развиваются, но при этом имеют  ряд серьезных системных проблем  среди которых:                                                               

Во-первых, как это часто бывает, само принятие закона ничего не меняет, потому что для его реализации требуется утвердить солидный пакет подзаконных актов.                                        

Во-вторых, продолжается шлифовка текстов приложении сопутствующих законодательному акту. Вызвано это тем, что принятый поспешно в силу политической конъюнктуры закон «О концессионных соглашениях» изначально страдал рядом изъянов, на которые сразу обратили внимание предприниматели. Например, объектом концессионного соглашения может выступать только недвижимое имущество или земля, но не вид деятельности. Концессии, в первую очередь могут привлечь внимание крупных компаний и инвесторов. А таким инвесторам интересно пользование, например, не одной полуразвалившейся котельной, а всем комплексом теплоснабжения города.

В-третьих, типовые соглашения должны учесть и многочисленные отраслевые проблемы. Например, строительство платных автодорог сдерживается тем, что до сих пор не принят соответствующий закон. Приходу частников в коммунальный сектор может помешать тарифное регулирование.      

Для того чтобы концессии стали реальностью, нужен пилотный проект, который показал бы все плюсы и минусы данного инструмента. Появление же его во многом зависит от политического решения государства.

При пассивности государства может  получиться так, что развитие концессий  приведет не столько к росту качества инфраструктуры и иных отраслей, в  которых применяются концессии, сколько к их «расслоению». То есть будут нарастать различия в качестве между «продвинутыми» концессионными участками и бесперспективными  с точки зрения бизнеса, но от этого  не теряющими свою значимость для  общества объектами.