Концептуальные идеи русского национального воспитания и педагогики (XVII-начало XX века)

Предмет: Педагогика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 05.02.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по педагогике:

 

Много готовых курсовых работ по педагогике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Системы образования за рубежом
Европейская философия и классические педагогические системы нового времени
Национальный идеал в образовании России 19 века
Основные тенденции развития образования в современном мире


Введение:

Актуальность темы исследования. Идея русской национальной школы была выдвинута известными учителями второй половины XIX - начала XXI вв .: П.П. Блонский Г.Н. Волков, С.И. Гессе, И.Ф. Гончаров В.Н. Сорока-Росинский, В.Я. Стоюнин К.Д. Ушинский.

На современном этапе развития России образование играет ключевую роль в сохранении нации, обеспечении устойчивого, динамичного развития российского общества. Школе отводится роль сохранения, развития и распространения национальных традиций. Реализация этой цели требует создания целостной образовательной системы, «способной обеспечить решение проблем поддержания социально-экономической стабильности и укрепления единства и дружбы народов Российской Федерации на основе формирования патриотических чувств и сознание." Вхождение России в мировое сообщество требует решения проблемы соотношения международных и национальных интересов, укрепления национально-государственного устройства, сохранения национальной идентичности России. Поэтому задача патриотического воспитания на основе сохранения и развития национальной культуры, отстаивания бережного отношения к истории и культуре народов России становится актуальной. В современной педагогической практике "русские народные школы". Их опыт требует решения ряда сложных задач, таких как определение особенностей данного типа образовательного учреждения, организация образовательного процесса в нем, прогнозирование результатов педагогической деятельности. Для успешной реализации идеи русской национальной школы на практике необходимо объективно оценить теоретический и практический материал, предоставленный нам представителями педагогической и общественной мысли во второй половине XIX и начале XIX в. 21 век. Анализ историко-педагогической и современной педагогической литературы выявляет противоречие между практической необходимостью дальнейшей реализации идеи русской национальной школы в российском образовании и недостаточностью ее исторического, педагогического и научно-теоретического развития.

Научная проблема. В чем суть идеи русской национальной школы в отечественной педагогике второй половины XIX - начала XXI века, особенности ее развития, внедрения в практику отечественного образования?

Объект исследования. Концепции русской национальной школы.

Предмет исследования. Процесс развития идеи русской национальной школы в русской педагогике второй половины XIX - начала XXI вв.

Цель. Раскрыть теоретические основы русской школы второй половины XIX - начала XXI вв.

Задачи:

  1. Раскрыть суть идеи русской школы;
  2. Охарактеризовать его развитие в период со второй половины XIX - начала XXI в .;
  3. дать содержательное описание разных типов русских национальных школ;
  4. Определить особенности современной русской школы XXI века.

Научная новизна:

  • сущность идеи русской национальной школы раскрывается как стремление общественно-политических и социально-педагогических сил России усилить национальный компонент в отечественной системе образования;
  • содержательное описание понятия «русская школа» раскрывается на основе взглядов видных представителей русской педагогики, деятелей различных прогрессивных общественно-политических сил России во второй половине XIX и начале XXI вв.

Теоретическая значимость исследования. Историко-педагогический анализ роли идеи русской национальной школы в российском образовании позволяет понять, сколько национального образования необходимо в системе российского образования; создает предпосылки для более эффективного соотношения российского национального и мультикультурного образования; способствует развитию теории и практики патриотического и гражданского воспитания в современной школе.

Практическая значимость исследования. Результаты исследования мотивируют создание авторских программ для реализации идей российской школы на практике; способствовать развитию экспериментальной деятельности образовательных учреждений; конкретизация и углубление соответствующих тем в учебных учебных курсах в специальных учебных заведениях.

Методы исследования:

  • анализ литературы;
  • разговор;
  • обобщение опыта учителей;
  • наблюдение.

Экспериментальная база исследования: лицей №21, г. Киров

Структура научно-исследовательской работы. Работа состоит из двух глав, введения и заключения.

Теоретические основы развития русской школы

Историческая справка и особенности идеи русской школы в XIX веке

На проявление патриотизма в России и формирование национального направления образования в 19 веке повлияла европеизация общества во времена правления Петра I. Каждый, кто поддерживал его преобразование, должен был стать западником, и западничество считалось таковым. проявлений патриотизма. Однако вместо синтеза отечественных и западных культур, их взаимообогащения произошел отказ от отечественной культуры. Среди русских людей стали появляться те, кто испытывал презрение к родной стране, презрение к своей культуре. Это явление стало причиной того, что в следующую эпоху развитая педагогическая мысль пропагандировала идеи создания оригинальной национальной школы и подготовки национальных кадров. 

М.В. Ломоносов, который впервые высказал идею создания в России национально-демократической культуры и науки, а также выступил за просвещение народа, стал вестником формирования нового направления в образовании XIX века. Основными принципами, которые легли в основу педагогической теории Ломоносова и которые затем определили развитие национальной образовательной тенденции, были: национальность, гуманизм, демократия, высокие моральные стандарты и практичность.

Центральная идея в развитии национального направления образования XIX в. стала идеей нации. Сам термин «национальность» был впервые предложен С.С. Уваровым в 1833 году в связи с идеологией «православие, самодержавие, национальность», основные принципы которой он изложил после вступления в должность министра образования в своем докладе Николаю I «О некоторых общих принципах, которые могли бы послужить руководством в руководстве Министерства образования». Согласно этой теории, русский народ глубоко религиозен и предан престолу, а православная вера и самодержавие составляют непременные условия существования России. Национальность понималась как необходимость придерживаться собственных традиций и отказываться от иностранного влияния. 

В литературе идею национальности впервые выдвинул В.Г. Белинский. Он сделал педагогические выводы о необходимости воспитания детей в духе любви к своей родине. В произведениях Пушкина, Крылова, Гоголя и других великих русских писателей учитель видел яркое проявление русской народности и благородного патриотизма. Он призвал к формированию у детей положительных качеств, присущих русскому народу - смелости, находчивости, мужества, трудолюбия. 

Согласно представлению о национальности, учителя рассматривали изучение национальных особенностей россиян с учетом их потребностей и потребностей в определенный период времени как одно из важных условий перестройки системы образования. Идея нации подразумевала в первую очередь полагаться на чувства человека, а не на разум. «Чувства предшествуют знанию, который не чувствовал истину, он не понимал и не признавал ее». C.D. Под народным образованием Ушинский относится к такому образованию, которое было создано самими людьми и основано на народных принципах. История народа, его характер и особенности, культура, географические и природные условия определяют ориентацию образования со своими ценностями и идеалами. К. Д. Ушинский считал идею национальности одной из основ народного образования. Суть его заключалась в любви к Отечеству. «... Как нет человека без гордости, так и нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает верный ключ к сердцу человека и мощную поддержку для борьбы с его злым естественным, личным, семейным и племенные наклонности» Ушинский утверждал, что молодое поколение должно быть образованным, опираясь на национальный идеал, который со временем меняется. Ушинский также относил науку и христианство к основам образования. Истины науки рассматривались как средство воспитания гражданского сознания человека. Знания в области психологии, истории, естественных законов считались необходимыми для развития общественной жизни. Христианство, по мнению Д.К. Ушинский это идеал совершенства. Он обозначил высшую цель любого образования: служение идее истины и добра, идее цивилизации, государства и народа. 

«Приоритетная роль в воспитании личности человека и гражданина принадлежала патриотическому, нравственно-правовому воспитанию, которое рассматривалось во взаимосвязи и взаимно определялось».

Забегая вперед, скажем, что В.Н. Сорока-Росинский, который во многом разделял взгляды К.Д. Ушинский принимает идею национальности двумя способами:

  1. как «определенная национальная индивидуальность ... как личность со своей особой физиогномикой»;
  2. «нация», «народ» понимаются им как идея.

Он видит цель жизни людей в ее развитии, в реализации его возможностей, скрытых творческих сил. Поскольку истинным желанием и стремлением русского народа было освобождение от крепостничества, идея национальности приобрела ориентацию против крепостного права. По словам В. Н. Сорок-Росинского и других учителей, возникновение этой идеи было также вызвано процессом демократизации общества, который привел к большому разрыву между двумя классами - интеллигенцией и народом. Культура этих классов отличалась больше по качеству, чем по количеству; «Возможно, у нас, по сути, два человека воспитаны в разных культурах, с разной историей,… разными по привычкам и идеалам». Демократизация общества привела к процессу рассекречивания, потере корней части населения. В. Н. Сорока-Росинский поручил решение этой проблемы школе, в основе которой лежит идея национальности. 

Патриотизм считался основой национальности, той чертой, которая коренится в сердце каждого русского человека. Моральное воспитание личности было направлено прежде всего на благо нации, на выполнение долга перед Отечеством.

Одной из важных особенностей русской школы педагоги выделили учет особенностей русской культуры и исторического фона при планировании занятий. В.Я. Стоюнин утверждал: «Бизнес школы можно рассматривать только в связи со всеми условиями жизни людей, для которых он предназначен». Только образования, сложности недостаточно, чтобы называться культурным человеком. По-настоящему культурный человек должен нести какой-то культ. Идея К.Д. Ушинского подразумевает, что основной целью обучения в русской школе должна быть культура, чтобы русский человек не появлялся на месте одного из профессоров, описанных учителями, которые, посетив один из зарубежных стран, подвергся ряду вопросов о своей стране и не знал, как ответить. 

Основная проблема воспитания в русской школе В.Я. Стоюнин видит в отсутствии общей цели идею, которая связывала бы все школьные предметы. В интересах каждого учителя - дать как можно больше знаний в своей дисциплине; «Но у него нет той общей идеи, которая удерживала бы его в строгих рамках, определенных решенным вопросом - что нужно для образования?» В.Я. Стоюнин утверждал, что огромное количество фактов, формул, названий, которым учат студентов без определенной логики, не позволяет сделать правильные выводы относительно жизненных вопросов. Школьников не учат переносить материал из книг в окружающую их действительность и делать правильные выводы о жизни на ее основе. Учитель считает, что школу следует разделить на младшую, среднюю и высшую; они должны быть объединены одним идеалом, который отличается только степенью его достижения на каждом уровне.

Шаги школы характеризуются преемственностью. Все предметы должны быть нацелены на достижение общей цели: предоставить материал, доступный для каждого возраста, на основе которого учащийся разработает представления о природе и человеке. Чтобы приобрести эти знания, студент должен работать самостоятельно. К. Д. Ушинский говорит о связи «трех элементов школы» - административного, образовательного и воспитательного. Он считает, что действия учителя и педагога должны быть тесно взаимосвязаны и направлены на один результат. Примером такого тесного взаимодействия являются английские старые школы, в которых образование основано на личности педагога; он должен быть примером для студентов. «Главный педагог должен быть главным учителем и преподавать наиболее образовательный, центральный предмет, вокруг которого сгруппированы все остальные». К. Д. Ушинский также утверждает, что необходимо избегать разделения предметов между учителями и учебными обязанностями между разными людьми, поскольку это не приносит ничего, кроме вреда. 

Развивая основной компонент образования, учителя придавали большое значение начальному изучению родины. «Мы убеждены в том, что плохое состояние наших финансов, частые неудачи наших крупных промышленных предприятий, отказ многих наших административных мер и т. д. - все эти болезни, которые нас едят, в гораздо большей степени зависят от нашего невежества. о нашей стране, чем о нашем незнании древних языков». Заслуга К.Д. Ушинского заключалась в том, что он выделил направление отечественной истории, интерпретируемое как преподавание географии на местном материале, который составляет основу современной местной истории. Он считал природу великим наставником и одним из основных образовательных факторов, настаивал на широком использовании в обучении методам наблюдения и экскурсиям, которые соответствовали созерцанию как психической особенности россиян.

Большое значение литературы было отмечено несколькими педагогами. К.Д. Ушинский отметил, что она заставляет вас любить нравственный поступок, чувства, мысли. N.F. Бунаков рассказала о своей роли в пробуждении гражданских чувств: сопереживании с другими людьми, заботе о них, уважении их достоинства, преданности Отечеству, смелости, героизме. В.И. Водовозов утверждал, что литература связывает с реальностью, раскрывает черты коренных народов, их язык, культуру. В.П. Острогорский видел роль литературы в объединении молодежи с Родиной и человечеством. Тенденция «поучительности» в древнерусской литературе продолжала идею национальности в образовании, отражала вечное стремление русской педагогики не только учить, но и воспитывать. (П.Ф. Каптерев).

Согласно программе государственной школы, разработанной К.Д. Ушинским, родной язык стал связующим средством для индивидуальных знаний об истории и географии родного края, о его природе. Изучение предметов о родине формировало у студентов чувство общественного долга.

Большое значение имело изучение общественного порядка, обычаев, уровня психического и нравственного развития эпохи, характера людей, ремесел и других отраслей, подвигов путешественников и результатов их исследований.

Последователи Д.К. Ушинский согласился с тем, что нравственное развитие ученика, позволяющее ему научиться получать знания и самостоятельно совершенствоваться, важнее, чем его умственное развитие. Умственное развитие было замечено в формировании более глубоких моральных понятий. 

Вывод. Идея русской школы родилась на основе идеи национальности, возникшей в России в 19 веке. Причиной его возникновения стала демократизация общества, переход от феодальной системы к капиталистической. Суть идеи нации, которая в этот период наиболее полно раскрылась К.Д. Ушинским, выражается учителями в вере в мощные духовные силы людей, их энергию и способность трансформировать экономическое и культурное. ситуация в стране. Помимо представления о национальности, учителя этого периода выделили следующие основные черты русской школы: с учетом особенностей русской культуры и исторического фона при планировании занятий; наличие единой цели, связывающей все объекты; связь школы с жизнью и работой людей; слияние целей русской школы с общими целями народа, государства.

Особенности русской школы в конце XIX - начале XX в.

В этот период идея Д.К.Ушинского о национальности под влиянием буржуазного национального патриотизма в новых условиях трансформировалась в проблему национальной школы, определяя гражданина как члена нации и патриота, способного к самобытному национальному и культурному творческий подход. Г. Роков и Н. Румянцев рассматривали понятия «национальное» и «патриотическое» во взаимосвязи и даже объединяли в одно понятие «национально-патриотическое воспитание», задачей которого было развитие общественных чувств людей и исключение их вражда с другими народами. Основой национально-патриотической модели образования была гуманная парадигма. Учителя, в том числе П. П. Блонский, разделяли мнение Ушинского о том, что национальная система образования должна принимать человека как высшую ценность.

П. П. Блонский выступал за организацию национальной школы и народного образования. П.П. Блонский стал автором концепции трудовой школы. Она предложила студентам получить знания через трудовую жизнь и отношения между людьми и окружающим их миром. Основной принцип государственной школы по П.П. Блонски: государственная школа должна создать морально автономную личность не с помощью чьей-либо власти, а с помощью упражнений в творчестве, тем самым развивая способность к самоопределению. «Государственная школа - это место для рациональной организации самообразования создателя новой русской жизни» Центральным предметом новой школы является социальная и трудовая жизнь. Образование строится в соответствии с фазами развития ребенка. Дети познают окружающий их мир концентрически: сначала мир вокруг них, потом - школа, семья, родной город, родина. В каждом из этих циклов есть много тем, в которых дети могут активно участвовать.

Последний круг тем, связанных с родиной, подводит к идее национального образования. П. П. Блонский рассматривает этот круг тем как переходный этап от государственной школы к знакомству с общечеловеческой культурой. «Путь к универсальной культуре лежит через национальное образование, и расширение человеческого« Я »должно происходить в концентрических кругах». Каждый из циклов тем должен быть направлен на формирование квалифицированного социального работника. Этого можно достичь только с помощью упражнений ребенка на общественных работах с самого начала обучения. Во-первых, это практикуется в стенах школы. В связи с этим П. П. Блонский настаивает на школьном самоуправлении и совершенствовании школы. Второй цикл упражнений соответствует следующему циклу тем - семейная работа. «Мы задаем детям ряд вопросов:« Что и как мне делать дома? «Как я могу помочь маме? «Какую пользу я могу принести моему отцу? "... и т.д." Затем спектр деятельности ребенка расширяется. Он становится участником культурно-трудовой сельской или городской жизни. Для деревенского ребенка эта работа выполняется простым способом: работа на школьной кровати и в классе с записью наблюдений; потом ручной труд в семье; воспроизводство жизни крестьянина посредством рисования, моделирования и драматизации. Городские дети также присоединяются к работе своих отцов. По мнению П.П. Искусство керамики Блонского и лепка из кирпича - необходимые первые уроки для ребенка; а также элементарная инженерия. Учитель подчеркнул, что ручной труд должен быть не отдельным учебным предметом, а естественным элементом трудовой жизни ребенка. П.П. Блонский также настаивает на том, что в школе необходим курс по естествознанию. Он связывает это с курсом гражданского образования и предлагает разделить его на две части. Первая часть представляет собой описание органов государства и общества (парламент, министерство, суд и т. д.), а вторая - это социальная мораль. Темы второго курса следует интерпретировать в связи с вопросами их возможной реализации на практике. 

П.П. Блонский, а также К.Д. Ушинский обращает внимание на важность личности учителя в процессе воспитания и обучения в новой русской школе. Учитель разрабатывает генетический метод развития детей, считая его единственным путем к органическому развитию детского сознания. Согласно этому методу, дети должны быть готовы воспринимать правду, которая преподносится им в школе, и это условие часто не соблюдается. Мир для ребенка - это непосредственно воспринимаемая реальность. «Воспитывать ребенка - значит не давать ему нашу правду, но развивать свою собственную правду раньше нашей». Начальная точка обучения по П.П. Блонский - детское, народное и древнее научное и художественное творчество. Учитель считает, что детское сознание всегда было ближе к людям и древности. Генетический метод воспитывает питомца культуры, человека, преданного своему народу. Суть метода можно кратко выразить следующим образом: «Если ребенок не мыслит и не чувствует себя как ребенок, не пережил древнее и близкое к нему народное искусство, он не может впоследствии самостоятельно мыслить и чувствовать себя взрослым».

Вывод. В этот период идея русской школы рассматривалась как проблема национальной школы. Его самый яркий представитель - П.П. Блонский, разработавший концепцию школы трудящихся. Эта школа была призвана воспитывать самостоятельную творческую личность, способную к самоопределению. Достижение этой цели учитель считает возможным с помощью генетического метода. Суть его заключается в доступности и осуществимости материала, который преподают детям.

Специфика русской школы в советский и постсоветский период

При разработке концепций национальной школы в указанный период были выделены два направления: сторонники первого сосредоточились на особенностях национального характера, сторонники второго - на изменении содержания учебных программ и методов обучения. Анализируя концепции национальной школы, В. Н. Сорока-Росинский выявил недостатки двух направлений. Недостаток первого состоял в том, что четкое определение национального характера как такового отсутствует, а вопрос о положительных и отрицательных чертах русского характера является спорным. И второе направление может превратить национальное чувство школьников в националистическое. Он считал, что национальная школа должна соответствовать условиям времени, подготовить гражданина, который бы соответствовал российской действительности и был способен трансформироваться к лучшему.

Как отмечалось ранее, мысль К.Д. Ушинского о том, что дух народности должен составлять основу русской школы, была поддержана В.Н. Сороки-Rosinsky. Сорока-Росинский рассматривал русскую культуру как основной инструмент обучения и воспитания, в ней он видел средство ознакомления с национальным и национальным единством. Он считал, что наша нормальная школа должна «стать и быть русской национальной школой». С. И. Гессен утверждал, что говорить о национальном образовании, по сути, так же неправильно, как и говорить о личном образовании, поскольку человек - это «естественный плод образования», который направляет человека к сверхличностным целям, сохраняя при этом его внутреннюю свободу. В своих работах он также говорил, что национальное образование - это не специальное направление в образовании, а просто хороший вид образования. С. И. Гессе трактует нацию как «предмет нашего творческого устремления», в котором нет и не может быть противостояния индивида - нации - человечества. «Только устоявшееся моральное, научное и художественное образование будет по-настоящему национальным, по-настоящему создающим и не разрушающим нацию, даже если оно не особо заботится о развитии национального самочувствия». 

В постсоветский период, в связи с изменением политического положения нашего государства в мире, цели образования также изменились. Образование в настоящее время ведется в свете гражданских прав и свобод. Гражданское образование становится важной областью. Некоторые педагоги, в том числе И.Ф. Гончаров, обратись к национальной идее. Основную модель он выдвигает гражданином России, а не мира; Самая важная миссия учителя признает воспитание патриотизма. Он называет русский патриотизм определяющим принципом национальной школы. Школа призвана принести единство русским народам. «Создание самобытной национальной культуры и одновременное принятие культуры других стран, стремление к доброму единству диктует русской школе третий принцип - принцип всеобщего взаимоуважения и духовного взаимообогащения». Неотъемлемой чертой предстоящей школы является открытость культуре. Гончаров говорит, что нам не нужно возрождать старую, до большевистскую школу, у которой было много недостатков, но нам нужно создавать новую русскую школу. Он считает, что сейчас все школы мира находятся в кризисе, и он видит выход из этого в образовании. Анализируя историю нашей школы, он приходит к выводу, что «всеопределяющая государственно-национальная идея - воспитание русскости в подрастающем поколении в высшем смысле этого слова».

Многие современные педагоги обращаются к прогрессивному опыту народной педагогики. Одним из них является Г.А. Волков, ставший основоположником этнопедагогики. Предметом этнопедагогики является народная педагогика, природоведческая и жизненная педагогика, демократическая и гуманистическая. Этнопедагогика предлагает способы использования народной педагогики в современных условиях. Принцип национальности, научно обоснованный К.Д. Ушинским, как священный принцип народного образования в условиях демократизации общества приобретает чрезвычайную актуальность. Этнопедагогика собирает и исследует опыт этносов, основанный на многовековых традициях народа. Эта педагогика делает образовательный опыт многих народов достоянием педагогов. В народной педагогике заложена программа человеческого совершенства. Цель образования - стремление к идеалу народа. Большая роль отводится семье. Основой народного образования является труд. В традиционной культуре воспитания доминирует самоотверженный труд, приносящий радость как самому человеку, так и окружающим. Человек в народе судят по результатам его работы. Труд, как наш, так и других, должен уважаться. Поведение регулируется моральными нормами, обычаями и традициями и общественным мнением. Народная педагогика - форма самообразования общества. Ведущий метод воспитания - пример родителей. Средства обучения: устный фольклор (сказки, эпопеи, легенды, мифы, традиции, поговорки, песни, игры, народные промыслы, природа). Факторами образования являются: язык, слово, общение, природа, религия).

По мнению Г. А. Волкова, этнопедагогическая школа должна иметь следующие особенности:

  • приоритет русского языка;
  • с учетом национальных, интеллектуальных, этических традиций;
  • фольклор как школьный предмет;
  • воспитание народных художественных промыслов, искусство праздников, игры;
  • воспроизведение образа жизни людей с учетом региональных условий;
  • установление тесных связей с семьей;
  • представление о культурном типе русского народа и возрождении образа национального героя на уроках истории и литературы;
  • усиление воспитательной роли труда;
  • Направленность внешкольной воспитательной работы на оформление культурно-этической идентичности студента. 

Вывод. В советский период, когда Н.В. Сорока-Росинсики и С.И. Гессен были одним из главных представителей идей русской школы, применение идей русской школы считалось необходимым условием образования во всех русских школах. Национальное направление образования, по мнению учителей, должно быть приоритетным. В постсоветский период национальное образование становится средством достижения единства народов. Одной из особенностей теорий, разработанных по этой проблеме, является открытость культуре. Появляется новое направление образования, известное как этнопедагогика.

XIX век принес в историю России много изменений, которые повлияли на развитие различных сфер общества. Отмена крепостного права и демократических настроений в обществе потребовала нового типа личности, который может оказать положительное влияние на экономику и культуру страны. Ведущие педагоги искали выход из проблемы, апеллируя к своей национальной культуре; в идее нации образования. Эта идея легла в основу русской школы и до сих пор остается неизменной приоритетной мыслью. Раскрыто К.Д. Ушинский, ее поддержала П.П. Блонский Г.Н. Волков В.Н. Сороки-Rosinsky.

Концепция русской школы претерпела некоторые изменения в зависимости от политических и культурных процессов, происходящих в обществе. С появлением демократических настроений в XIX в. и отмена крепостного права, идея национальности вышла на первый план; на рубеже XIX - XX веков под влиянием буржуазного национального патриотизма проблема русской школы отождествлялась с проблемой народного образования; В постсоветский период с интеграцией России в мировое сообщество встает вопрос о национальном образовании как о способе органического воссоединения нашей страны с мировой культурой. Идея русской школы переросла в современную концепцию этнопедагогики, автором которой был Г. Н. Волков. Его концепция предлагает современные способы применения идеи нации на практике.

Тестирование идей русской школы на практике

Описание опыта апробации идей русской школы в образовательных учреждениях Российской Федерации

Апробация обсуждаемой идеи была проведена О. Лебедевой в заводской школе Лузского района Кировской области в старших и средних классах в начале 90-х годов. Она разработала цикл внеклассных мероприятий, целью которых является формирование у подростков национального достоинства, уважения к русскому народу. Содержание предлагаемых форм внешкольной деятельности органически связано с содержанием учебного материала и в определенной степени компенсирует и исправляет недостатки образовательного процесса в этой области. 

Цикл включает в себя несколько внеклассных мероприятий для подростков:

  • методические разработки классных часов о русском народном искусстве;
  • Мероприятия, посвященные героизму - «Галерея портретов национальных героев», «Рисование фильма« Богатыри русской земли ». Их задача - показать живительную силу русского народа, раскрыть такие черты русского характера, как любовь к отечеству, национальное достоинство, самоотверженность, смелость, свобода, трудолюбие, настойчивость, доброжелательность, добросовестность, готовность помочь; способствовать их формированию среди студентов.
  • мероприятия, связанные с народными промыслами - «Экскурсия на выставку« Народные художественные промыслы »,« Аукцион «Народные художественные промыслы». Эти события позволяют вам обратиться к корням русского народа и способствовать раскрытию таких качеств, как трудолюбие, оптимизм, бережливость, юмор, потребность русского человека «строить жизнь по законам красоты», помочь воспитать студентов в духовно-нравственных качествах, чувствах национальной гордости, высокого художественного вкуса, художественных и творческих способностей; способствовать формированию у студентов интереса и потребностей в использовании русских народных традиций и обычаев в жизненном процессе, воспитании уважения и любви к родному народу.
  • мероприятия, посвященные русским традициям - серия бесед и игра «Поле чудес» на тему «Русские народные традиции, обычаи, обряды», а также «Народный праздник», «Масленица», «Русский фестиваль березы» , Они знакомят студентов с национальной культурой, формируют художественный вкус, чувство уважения к русскому народу, национальную гордость. «Фестиваль русской березы» призван познакомить студентов с семикским народным праздником, раскрыть смысл ритуальных действий, духовную красоту людей, их отношение к природе, а также воспитать уважение и любовь к русским людям.
  • «Игра-путешествие в мир народного искусства» направлена ​​на то, чтобы систематизировать знания учащихся о народном искусстве, помочь им сформировать интерес к устному и художественному творчеству людей, развить воображение, изобретательность, художественные и творческие способности.
  • «Пять минут поэзии» знакомит студентов с миром русской поэзии, способствует формированию у них потребностей и культуры общения с поэзией, нравственными и духовными качествами личности.

Исследовательская работа была проведена Гавриловой Е.П. в Ижевской школе № 49 в 4 классах «А» и 4 «Б» в 2007 году. Работа проводилась в виде уроков, аудиторных занятий и развлекательных мероприятий.

Предмет исследования:

  • влияние русского музыкального фольклора на нравственное воспитание младших школьников. Целью было формирование нравственного поведения учащихся начальных классов, в том числе средств народной педагогики в образовательном процессе. В процессе анализа планов уроков учителей начальной школы и учителя музыки выяснилось, что эта школа уделяет большое внимание нравственно-эстетическому воспитанию детей. Но, говоря о детских знаниях в области народного творчества, в ходе беседы с детьми выяснилось, что они передавали русские народные сказки, песни и т. д., Но не придавали никакого значения их национальному происхождению. Чтобы подтвердить свои знания в области русского народного искусства, было сделано заявление
  • эксперимент, в котором оказалось, что дети знают русские народные песни, которые они выучили на уроках музыки, могут назвать две или три русские сказки, но они не видят разницы между русскими народными инструментами и инструментами других народов, они путают авторские сказки, песни с народными, и русских имен назвать нельзя, блюда, игры и т. д.

Этот эксперимент был проведен Е.П. Гавриловой в конце учебного года в классах «А» и «В», а в следующем году была проведена работа в области развития нравственной культуры учащихся в этих классах, для этого Была разработана программа по внедрению занятий в учебный процесс по воспитанию нравственной культуры средствами народной педагогики.

В четвертом классе третий квартал посвящен празднику Масленицы. Поэтому Е.П. Гаврилова провела урок по русским народным инструментам, классный час «Масленица» и сам праздник «Масленица». Во время занятий дети познакомились с русскими народными песнями, играми, научились играть на народных инструментах. В такой деятельности развиваются речь, память, мышление, музыкальные способности, что способствует интеллектуальному и творческому развитию.

После занятий был проведен тест. Ребята отлично ответили на тестовые вопросы, хотя были небольшие ошибки. Ошибки заключались в том, что имена назывались не изначально русскими, а теми, которые привыкли считать русскими, такими как: Михаил, Дарья, Иван и т. д. На следующий день Е.П. Гаврилова провела короткую дискуссию на тему « Русские имена », в то время как ее домашняя работа должна была найти материал о ее имени. Разговор прошел успешно, была услышана информация о значении имен всех детей класса, а также было уделено внимание тому, откуда в Россию пришли названия других стран. 

Вывод. Эти примеры показывают, что воспитание основных черт, предписанных российской школой, таких как национальность, обращение к культуре своего этноса, любовь к Родине, успешно осуществляется на практике с помощью государственных праздников, мероприятий на местном уровне. исторические темы.

Описание опыта тестирования идей русской школы в лицее М2 21 г. Кирова

Тестирование проводилось нами в период с 1 февраля по 8 марта 2010 года. В 2 «а» классе лицея №21 г. Кирова.

Программа экспериментальной работы включала в себя:

  1. Организация и проведение интеллектуально-познавательной игры «В гостях у сказки».
  2. Организация и проведение военно-патриотической беседы «Герои Вятки».

Первое мероприятие было направлено на развитие патриотических принципов путем воспитания чувства любви и уважения к русским народным сказкам.

При организации игры были поставлены следующие задачи:

  1. проверить глубину знаний детей в области русских народных сказок;
  2. дать детям возможность проявить себя творчески;
  3. познакомить детей с русским творчеством.

Ребята показали свои знания на последнем конкурсе - викторине о русских народных сказках. С разной степенью уверенности и с разной скоростью реакции, но дети ответили на все вопросы викторины. Это говорит о том, что они хорошо разбираются в сказках, потому что они передают фольклор на уроках чтения. Из разговора с учителем класса выяснилось, что дети с удовольствием посещают занятия, они любят сказки. При проведении нескольких соревнований детям была предоставлена ​​возможность проявить свои творческие способности. Перед началом мероприятия им было дано задание нарисовать иллюстрацию к сказке, чтобы потом ее использовали в конкурсе «Угадай сказку по рисунку». Почти все дети проделали отличную работу.

Иллюстрации были красочными, было легко угадать сцену, из работы которой они изображают. Около 5 человек изображали не русские народные сказки, а сцены из современных американских мультфильмов, которые регулярно показывают по телевидению. Эти рисунки также были угаданы, что свидетельствует о популярности нерусских мультфильмов среди детей. Мы попросили этих студентов попробовать еще раз нарисовать иллюстрации к одной из русских народных сказок. Конкурс актерского мастерства и постановка сказки «Теремок» позволили показать свои актерские способности. На актерском конкурсе нужно было изобразить героя сказки, а команда соперника должна была угадать.

Дети вместе с ведущими выбрали Фокса, Волка, Медведя, Банни. У детей были проблемы с Волком и Медведем; они перепутали их. Это связано с тем, что характеристики этих героев в сказках обычно схожи: оба обычно изображаются как злые и удивительные герои. Конкурс композиторов предложил школьникам дать наборы картинок, по которым они должны угадать сказку; Он был направлен на улучшение памяти детей и включение воображения. Были приведены иллюстрации к сказкам «Пряничный человечек», «Лиса и хижина зайца», «Маша и три медведя», «Репа». Команды быстро выполнили задание, выполнив его практически одновременно. «Угадай сказку о песне» был самым ярким, эмоционально напряженным моментом в игре. Дети не только угадывали сказки, но и пели вместе. Совместное пение способствовало повышению общего настроения класса. Соревнования загадок о сказках активизировали умственную деятельность, усилили дальнейший стимул детей изучать сказки. Игра в целом способствовала повышению интереса детей к фольклору, в частности к сказкам; это хорошее средство воспитания моральных ценностей, ознакомления с культурой своего народа.

Военно-патриотическая игра «Герои Вятки» проводилась с целью воспитания таких патриотических чувств, как: чувство собственности, уважение к своей стране, родной земле, гордость за свой народ; а также расширение кругозора и общих знаний о Великой Отечественной войне. Цель была достигнута благодаря выполнению следующих задач: дать детям определенные знания о жизни своего края в годы Великой Отечественной войны; а также через разговор с лидерами, пусть ребята понимают, что нужно помнить своих героев. Задачи были выполнены с использованием различных методов и методов. Ведущие рассказали ребятам много фактов о героях Кировской области;

рассказал, какие улицы были названы в нашем городе в честь этих героев. Тогда мы спросили, кто из парней живет на этих улицах. Это способствовало формированию у их соотечественников гордости-героев, стремления быть похожими на них. Ведущие старались как можно чаще задавать детям вопросы, которые заставляли их задуматься; У детей они вызывали эмоциональный отклик, используя различные стимулы (визуализация, музыка, удивительные факты из жизни персонажей). Мы рассказали им о ситуации в нашем регионе во время Великой Отечественной войны и сразу после нее; об одном из героев Вятки - Якове Падерине, а также о некоторых героях-детях. Эти истории произвели сильное впечатление на детей и заставили их глубоко почувствовать ценность своих действий.

В начале мероприятия ведущий спросил ребят, которых мы называем героями. Дети говорили, что это люди, которые сделали что-то хорошее и важное в жизни, те, кого давно помнят; люди, которые участвовали в войне. Несмотря на свой юный возраст, школьники уже имели правильное представление о героях. Этот вопрос заставил детей активизировать умственную деятельность, присоединиться к беседе и совместно сформулировать концепцию героизма, которая была ключевой в беседе. Затем ведущий зачитал рассказ Пантелеева «Честное слово», в котором поднималась проблема выполнения этого обещания, и спросил детей, правильно ли поступил мальчик; можешь назвать его героем После анализа ответов детей мы можем сделать вывод, что у них довольно хорошо сформированная система ценностей; они отметили такие положительные качества героя, как честность, умение держать слово, надежность; то есть они действительно понимают, что такое героизм. Ребятам была представлена ​​работа кировского поэта Виктора Гусева «Таких людей не победят», что вызвало у них эмоциональный отклик. Одним из вопросов для детей было рассказать, как война повлияла на их семью.

Детей заранее не предупредили, дискуссия была спонтанной. Из 24 человек около 7 человек поделились историями о своих прадедушках и прабабушках. Другие дети слушали с интересом. На следующий вопрос: «Гордитесь ли вы своими прабабушками и прадедушками?» школьники уверенно ответили «да!» Последняя часть мероприятия была посвящена памятникам в нашем городе. Дети знают о существовании памятников Кирову и Ленину; Также о памятнике "Кировчан - Фронт", но не знали его точного названия. Ведущие рассказали и показали фотографии Диорамы, Областного Дворца пионеров, «Кировским воинам» и Александровского сада. Целью викторины было проверить знания детей по военной тематике. Дети знают, как называется военный головной убор, какие офицеры несут оружие, с помощью которого движется танк, что такое парад. Дети не ответили на вопросы, ответы на которые были «прикладом» и «пальто». Ведущие объяснили им, что это было; Вместе с детьми мы также узнали, чем разведчик отличается от шпиона. В конце мероприятия детей пригласили спеть один стих песни «Пусть всегда будет солнечный свет», слова были розданы. Было очевидно, что дети не пели эту песню впервые, они пели ее на уроках пения и с удовольствием ее исполняли. Это событие оказалось первым мероприятием по воспитанию патриотизма среди школьников этого класса. Мы считаем, что это было хорошее начало на пути воспитания этих ребят в духе патриотизма, ознакомления с историей их страны.

Экспериментальное исследование показало практическую значимость концепции русской школы, описанной в главе I. Внеклассная работа была направлена ​​на формализацию культурно-этической самобытности школьников; то есть формирование чувства любви и уважения к своей истории, традициям и обычаям, а также стремления содействовать позитивным изменениям в своей стране.

Все материалы были отобраны с учетом жизненного опыта студентов с целью обеспечения их максимальной усвояемости; В ходе мероприятий были предприняты усилия, чтобы дать детям как можно больше возможностей для творческого самовыражения, что также является неотъемлемым условием реализации идей русской школы.

Тестирование проводилось на школьниках разного возраста, что свидетельствует об эффективности проверенных идей для любой степени подготовки.

Вывод:

В результате исследования можно сделать вывод, что идея национальности, возникшая в XIX веке, стала основой идеи русской школы. Причиной его возникновения стала демократизация общества, переход от феодальной системы к капиталистической. Суть идеи нации выражается педагогами как вера в мощные духовные силы народа, его энергию и способность трансформировать экономическую и культурную ситуацию в стране. К.Д. Ушинский по праву считается «отцом» идеи нации. Помимо идеи национальности, учителя XIX в. выделены такие особенности русской школы, как наличие единой цели, связывающей все предметы; учет особенностей русской культуры и исторического фона при планировании занятий; объединение целей русской школы с общими задачами народа, государства; связь школы с жизнью и работой людей.

На рубеже XIX-XX вв. Идея русской школы рассматривалась как проблема национальной школы. Его самый яркий представитель - П.П. Блонски, который является автором программы государственной трудовой школы. Эта школа предназначена для воспитания самостоятельной творческой личности, способной к самоопределению. П.П. Блонски был новатором в разработке генетического метода, без которого он не думал о существовании школы. Суть метода заключается в доступности и осуществимости материала, который преподают детям.

В советский период, когда Н.В. являлся одним из главных выразителей идей русской школы Сорока-Росинского и С.И. Гессе, идеи русской школы рассматриваются по отношению ко всем учебным заведениям. Учителя этого периода приходят к выводу, что любая русская школа должна стать национальной. В постсоветский период представителем которого в нашей работе является И.Ф. Гончаров, национальное образование становится не только способом вывести страну из кризиса, но и средством достижения единства народов. В этот период развития русской школы ее открытость культуре особенно подчеркивается. В качестве воплощения идей русской школы появляется новое направление образования, известное как этнопедагогика, автором которого является Г. Н. Волков.

Апробация вышеуказанных идей на практике показала практическую значимость концепции русской школы. Внеклассная работа способствовала формированию культурной и этической самобытности студентов; формирование чувства любви и уважения к своей истории, традициям и обычаям, стремление способствовать позитивным изменениям в своей стране. При выборе материалов учитывались возраст и индивидуальные особенности детей; максимальная доступность материалов для школьников была обеспечена. Детям были предоставлены широкие возможности для творческой деятельности. И это тоже необходимое условие для реализации идей русской школы.

Цель и задачи этого исследования выполнены. В будущем тема этой работы может быть расширена, а исследования о возможностях применения различных подходов, основанных на идеях российской школы, могут быть продолжены.