Концепции государственного регулирования рыночной экономики

Предмет: Экономика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 09.03.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по экономике:

 

Много готовых курсовых работ по экономике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

 
 
 
 


Введение:

Анализируя роль и функции государства в современной экономике, механизмы государственного регулирования экономики, можно выработать комплексный подход к ее политике, определить возможные варианты обеспечения экономического и социального роста страны, стабилизации денежно-кредитной политики системы и, в целом, стабилизирующая рынок. Это прикладная экономика. 

Это позволяет определить степень государственного вмешательства в экономику, которая требуется в настоящее время. Исследователи понимают, что без государственного регулирования экономики невозможно обойтись. А государственное вмешательство необходимо, когда рынок сам по себе не справляется со своими функциями, то есть рынок не может обеспечить паритетное равенство: спрос и предложение. 

Вышеизложенное определяет актуальность рассматриваемой темы.

Объектом исследования является государственное регулирование экономики. 

Целью данной работы является проведение комплексного анализа зарубежного опыта государственного регулирования экономики и возможности его применения в России. 

В связи с поставленной целью задачами данного исследования являются: 

  • рассмотреть этапы формирования, сущность, особенности государственного регулирования экономики; 
  • проанализировать применение государственного регулирования экономики за рубежом; 
  • рассмотреть возможность применения зарубежного опыта государственного регулирования экономики в России.

Эта тема, кажется, достаточно исследована. Ученые - экономисты уже давно занимаются проблемами взаимоотношений государственного и частного секторов, ролью государства и степенью его влияния на частный сектор экономики, среди них: Т.А. Агапова, С.Ф. Серегина, Н.Б. Антонова, Н.И. Базылев, С.П. Гурко, Г.С. Вечканов, Г.Р. Вечканова, С.А. Пелих, В.Ф. Баинев, В.П. Орешин, И.В. Новикова, А.П. Морова, ОАО. Тихонов, Т.А. Алексенко, Н.Ю. Дмитриева, Л.П. Зенкова, Л.С. Тарасевич, П.И. Гребенников, Н.Л. Чагас, Е.А. Туманов и другие. Но, с единой точки зрения, общая теория по этим вопросам не разработана. 

Понятие и этапы формирования государственного регулирования экономики 

Этапы развития концепции государственного регулирования экономики

Экономика постоянно трансформируется и трансформируется. Концепция государственного регулирования в экономике также претерпела изменения.

Существует несколько основных этапов в разработке концепции государственного регулирования в экономике:

1. Меркантилизм - это система взглядов экономистов XV-XVII веков, ориентированная на активное вмешательство государства в хозяйственную деятельность. Меркантилисты не видели объективной закономерности в экономических процессах. Они считали, что государство может добровольно управлять экономическими процессами.

2. В классической теории рассмотрено эффективное состояние равновесия в условиях совершенной конкуренции, которая представляет собой экономическую модель идеализированного состояния рынка, когда отдельные покупатели и продавцы не могут влиять на цену, а формируют ее путем ввода спроса и предложения. Совершенная конкуренция рассматривалась как самодостаточное средство достижения рыночного равновесия. Поэтому в классической теории государственное регулирование считалось главным врагом рыночной экономики. 

3. Экономическая неоклассическая теория - направление экономической науки, сторонники которого уделяют основное внимание самостоятельной экономической деятельности отдельных лиц и выступают за ограничение (или даже полное прекращение) государственного регулирования экономики.

4. Неоклассическая теория господствовала до середины 30-х годов двадцатого века, когда лидерство в экономической науке закрепилось у последователей английского экономиста Джона Мейнарда Кейнса - представителей кейнсианской экономической теории. Эту научную революцию часто называют кейнсианской революцией. 

Суть «кейнсианства» может быть представлена ​​тремя идеями: 

  •  необходимо государственное регулирование рынка, 
  •  но это может быть только кратковременное оппортунистическое вмешательство, 
  •  основным объектом регулирования является совокупный спрос. 

5. В середине 70-х годов ХХ века.

«Чикагская школа» (известная как «монетаризм») выдвинула следующие идеи: 

  •  возрождение конкуренции как основного и адекватного рыночного механизма,
  •  ограниченное вмешательство государства в экономику, 
  •  основным объектом регулирования является сфера денежного обращения.

В практическом плане это ознаменовало смещение приоритета от фискальной политики к денежно-кредитной политике: «фискальная» политика уступила место «денежно-кредитной». 

6. Австрийская школа неоклассической экономической теории. Ф. фон Хайек считается крайним представителем экономического неолиберализма, полностью отрицающего необходимость государственного регулирования. В своих работах этот австро-американский экономист указал на первоначальную ошибку кейнсианцев, которые полагали, что свободный рынок ранее не подлежал государственному регулированию, и поэтому он находится в кризисе. Ф. фон Хайек утверждал, что рыночная система никогда не была предоставлена ​​самой себе. В руках государства сбор налогов и сборов (фискальная политика), а также монополия на эмиссию денег и контроль над валютой (монетарная политика) сохранялись постоянно.

И Л. фон Мизес, и Ф. фон Хайек утверждали, что вмешательство государства в рыночные механизмы во имя абстрактных идей «государственного планирования» неизбежно приведет к ухудшению, а не улучшению их функционирования. 

7. Современный неоклассицизм. Современные неоклассики пытаются доказать, что система рыночной экономики, если не идеальная, то, по крайней мере, лучшая из всех типов экономических систем. Сосредоточив внимание на критике государственного регулирования, они отмечают, что оно не столько устраняет недостатки рынка (например, безработица), сколько порождает новые, более опасные негативные явления (например, инфляцию и ущемление экономических свобод). 

Государственное регулирование экономики на современном этапе

Рассмотрим государственное регулирование на современном этапе. Государство является источником законов, определяющих важнейшие институты рыночной экономики. Вся система рыночного обмена, формализованная в форме добровольных сделок (транзакций), фактически основана на системе тщательно разработанных законодательных положений, которые не только оптимизируют рыночные отношения, но и предусматривают определенные меры принуждения к их исполнению. Обеспечение прав собственности является важнейшей задачей государства. Государство - это, прежде всего, закон и его реализация.

Государственное регулирование рыночной экономики - это процесс влияния уполномоченных государственных органов на социально-экономическую систему данного общества с использованием системы законодательных, административных и контрольных мер с целью повышения эффективности и действенности рыночного механизма и обеспечения экономической стабильности. 

Разнообразие задач, стоящих перед государством в рыночной экономике, может быть выражено через экономические функции, выполняемые государством.

К ним относятся: 

  •  регулирование правовых основ функционирования экономики; 
  •  антимонопольное регулирование; 
  •  проведение политики макроэкономической стабилизации; 
  •  влияние на распределение ресурсов; 
  •  деятельность в сфере распределения доходов.

Неспособность рыночного механизма решить определенные проблемы требует вмешательства государства в рыночные отношения.

Государство принимает на себя функции, которые в принципе не могут быть выполнены рыночным механизмом: 

  1. обеспечивает экономику необходимой суммой денег и регулирует денежное обращение в стране; 
  2. обеспечивает безопасность рыночного механизма; 
  3. организует производство товаров для удовлетворения коллективных или общественных потребностей. 

Государство также может регулировать ряд социальных и экономических проблем, которые рынок может решить лишь частично. Это проблемы заработка, освоения достижений науки и техники, трудоустройства.

Воздействуя на перечисленные процессы, государство создает условия для нормальной работы рынка, защищает рыночный механизм от экономических, социальных и политических потрясений, хотя и не гарантирует их полного устранения. В то же время государственное регулирование экономики не должно нарушать связи, существующие в рамках рыночного механизма, которые обеспечивают способность рынка к саморегулированию. Поэтому предпочтение следует отдавать экономическим методам регулирования, т.е. фискальной, монетарной и социальной политике. Распределение ресурсов в натуральной форме, административное ценообразование, директивное планирование должны быть исключены, поскольку эти меры несовместимы с самим содержанием рыночной экономики.

Механизм государственного регулирования экономики 

Механизм государственного регулирования экономики (ГРЭ) является основным элементом экономической системы общества. С его помощью осуществляется участие государства в экономике любой страны, оно определяет роль государства в экономике. Мощь экономики страны зависит от оптимального формирования и развития механизма. Государство должно занимать решающую позицию в структуре механизма GRE.

Структура этого механизма определяется следующими показателями: 

  •  требованиями технологического развития общества; 
  •  требования социально-экономического развития общества; 
  •  соотношение государственных, коллективных и частных форм собственности; 
  •  политические силы в стране;
  •  развитие экономики и общества в целом; 
  •  состояние науки; 
  •  эволюция и многие другие условия. 

Кроме того, механизм GRE отличается от страны к стране. Он учитывает национальные особенности страны, культуру, масштаб государства, геополитику и ряд других факторов. 

Эффективность регулирования также зависит от оптимального соответствия GRE всем вышеперечисленным факторам. Следует также отметить, что количественно (в процентах) нет прямой связи между GRE и уровнем социально-экономического развития страны.

Степень интеграции государства в экономику страны зависит от еще не исследованных экономических закономерностей циклического характера экономического развития и количественной неопределенности факторов потребностей человека. 

Согласно классической экономической теории, механизм GRE включает в себя следующее: 

  1. Ресурсы регулирования: государственный бюджет; государственный сектор экономики; денежная масса данной страны; правила; недра, принадлежащие государству; экспорт государственных предприятий; естественные монополии под контролем государства; налогообложение; информация; выбросы; государственная собственность.
  2. Субъекты регулирования: спрос (совокупный); предложение (совокупный); экономические циклы; денежное обращение и уровень цен; трудоустройство; инвестиционная деятельность; социально-экономическое развитие; конкуренция; внешнеэкономические факторы; платежный баланс государств; экология; социальные отношения. 
  3. Методы регулирования: прямой (административный); косвенный (экономический); смешанный. 
  4. Концепции регулирования: концепция развития производства (сторона предложения); концепция сбалансированного развития воспроизводства; концепция стимулирования роста производства со стороны спроса; концепция стимулирования роста со стороны предложения экспортных отраслей; Антикризисная концепция.
  5. GRE инструменты: налоги, сборы, пошлины; государственные инвестиции и субсидии, субвенции, гранты; инструменты Центрального банка Российской Федерации; государственные заказы и покупки; целевые программы; прямое управление государственным сектором экономики; экономическое законодательство. 

Анализ применения государственного регулирования экономики за рубежом 

Опыт экономик развитых стран показывает, что существует прямая связь между экономической политикой государства и уровнем развития рыночных отношений: чем совершеннее рынок механизмы и регуляторы, тем эффективнее рыночные отношения. Таким образом, государство создает условия для свободного предпринимательства и честной конкуренции.

Сегодня можно выделить две обобщенные модели экономического регулирования - западную (американскую) и японскую: первая, реактивная, основана на необходимости вовлечения государства в случае обнаружения сбоев рыночного механизма; вторая, упреждающая, сфокусирована на превентивных действиях, которые компенсируют определенные недостатки рынка даже при нормальном функционировании рыночного механизма, обеспечивая законную роль государства в разработке и реализации социальной и экономической политики. 

Западная модель экономического регулирования 

Основными инструментами государственного влияния на экономику развитых стран являются антимонопольная политика, уровень концентрации государственного предпринимательства и ценовое регулирование.

Размеры государственного регулирования экономики разных стран существенно различаются: в Италии - государственный сектор дает 39-42% ВНП, Франции - 1/3, Финляндии - 17,6%, Нидерландах - 5,4%, Великобритании - 2, 7%. Государственный сектор в основном представлен крупнейшими предприятиями базовых отраслей: электроэнергетики, аэрокосмической промышленности, электроники, химической промышленности, металлургии, автомобилестроения. Thomson Group, с 75% участия государства, занимает 4 место в мире по производству Бытовая электроника, Aeropassial Group, с долей государства 82,2%, занимает третье место в Европе по производству аэрокосмического оборудования. На государственную компанию Electricite France, в состав которой входят 54 атомные электростанции, приходится 90% производства электроэнергии и 95% поставок электроэнергии. В Италии, крупнейшие государственные компании контролируют в основном черную металлургию, электротехнику и судостроение. В Испании правительство установило строгий контроль за производством электроэнергии, а в Великобритании государственный сектор доминирует в угольной и атомной энергетике.

Страны с развитой рыночной экономикой проводят активную антимонопольную политику. Специфика антимонопольной политики зарубежных стран проявляется в основном в двух ее формах: американской, которая запрещает любую форму монопольного сговора или союза; Западноевропейская, направленная только против тех монополий, которые существенно ограничивают возможности конкуренции в любом секторе рынка.

В Соединенных Штатах здоровая рыночная конкуренция основана на законодательстве Шермана-Клейтона: первое отражает интересы покупателей и делает недействительными контракты, которые ограничивают свободную торговлю и приводят к формированию монополий, предусматривает уголовную ответственность менеджеров и огромные денежные штрафы; вторая - устанавливает запрет на продажу товаров с обязательным ассортиментом, ценовую дискриминацию и слияния фирм путем приобретения обыкновенных акций конкурентов. Основные антимонопольные законы были дополнены, и с 80-х годов ХХ века в США начал использоваться индекс Херфиндаля-Хиршмана, который отражает долю отрасли на рынке продаж.

В рамках западноевропейской системы антимонопольного регулирования содержание законодательных актов заимствовано в основном из Римской конвенции ЕЭС. Они сосредоточены на нарушении прав граждан и интересов общества в результате искажения условий конкуренции и злоупотребления монополиями их доминирующим положением, а основным методом реагирования являются частные претензии и их рассмотрение, как правило, в суде. 

Регулирование цен экономическими методами осуществляется путем воздействия на величину спроса, денежного предложения, инфляции, процентных ставок, антимонопольной политики, а также посредством государственной политики регулирования заработной платы, прибыли и доходов.

Однако регулирование цен в развитых странах ограничено и охватывает в основном жизненно важные для общества сектора: топливо, энергетика, стратегическое сырье, оборонную продукцию, общественный транспорт, товары первой необходимости, жилищно-коммунальное хозяйство.

В Европейском Союзе осуществляется наднациональное регулирование около 15% цен в сельском хозяйстве и черной металлургии: максимальные и минимальные сельскохозяйственные цены устанавливаются Советом Министров ЕС, а базовые цены на продукцию черной металлургии устанавливаются Европейская организация по углю и стали. В Соединенных Штатах государство регулирует от 5 до 10% цен, в основном цены на сельскохозяйственную продукцию, в Японии - 39%, в Австрии и Швейцарии - до 50%.

Практически во всех странах с развитой рыночной экономикой государственные органы и организации занимаются вопросами ценообразования: в Соединенных Штатах - Министерство сельского хозяйства и Комиссия по ценам; Австрия - соответствующие департаменты Министерства экономики и Министерства сельского и лесного хозяйства; Швейцария - Федеральное ведомство по контролю за ценами; Франция - Управление по конкуренции и потреблению, которое утверждает допустимое повышение тарифов и продажных цен на государственных предприятиях; Швеция - Государственное управление по ценам и конкуренции. В то же время государственные структуры развитых стран используют достаточно гибкие методы ценового регулирования. Таким образом, в соответствующих министерствах при активном участии компаний определяется минимальный уровень цен, при котором последние могут нормально функционировать.

Германия и Великобритания используют либерально-косвенную систему государственного регулирования экономики через экономические рычаги. Особая роль в этом отводится торгово-промышленным палатам - некоммерческим организациям с добровольным членством в бизнесе. Торгово-промышленные палаты определяют влияние вновь принятых и действующих законодательных актов на деятельность их участников, доводят их повседневные проблемы до обсуждения государственных органов, стараются выработать для них наиболее выгодные формулировки законодательных актов и в целом переносят Выделена функция улучшения взаимодействия представителей государственного регулирования с бизнесом. 

Японская модель экономического регулирования

Практика долгосрочного планирования является уникальной среди стран с рыночной экономикой. Японцам удалось найти наиболее оптимальное сочетание плана и рынка и на этой основе реализовать очень эффективную экономическую или, как называют себя сами японцы, «промышленную политику».

В Японии в силу специфики ее исторического развития сложилась довольно сильная традиция активного государственного вмешательства в экономическую жизнь страны. В первые послевоенные годы доминировали методы прямого административного регулирования, которые были вызваны инфляцией, острым дисбалансом в экономике и дисбалансом в производстве и на рынке. Впоследствии, когда рыночный дисбаланс был в значительной степени преодолен, методы финансового, кредитного, ценового регулирования стали играть доминирующую роль, хотя они сопровождались административными формами вмешательства в экономическую жизнь страны.

Японская модель государственного регулирования основана на убеждении, что именно экспорт является основой экономического роста, что необходимо выделять и поддерживать определенные сектора экономики, с тем чтобы они могли обеспечить экономический рост и уровень жизни людей.

Национальные планы не являются директивами. Они только ориентируют, с помощью советов, советов, намеков, финансовых санкций, отдельные предметы и звенья экономической структуры на их реализацию. Характерной чертой экономического плана Японии является его жесткая и обязательная связь с конкретным этапом развития страны. 

Наряду с национальными планами, с 1962 года в стране периодически разрабатываются долгосрочные программы - комплексные планы национального развития.

В настоящее время вмешательство государства в экономику носит системный характер и осуществляется на всех уровнях. Правительство Японии оказывает решающее влияние на все аспекты процесса воспроизводства и экономических отношений, включая экономический рост и его темпы, структуру промышленного производства, образования и науки; занятость и отношения между трудом и капиталом; для кредита и денежного обращения; по ценообразованию и по внешнеэкономическим связям. 

Промышленная политика занимает особое место среди различных направлений японской экономической политики, поскольку именно здесь государственная политика отличается наибольшей сложностью, целеустремленностью и последовательностью.

Это комплекс экономических, политических и организационных мер на разных уровнях национальной экономической системы, направленных на поддержание и развитие национальной промышленности, носит двойственный характер: стимулирование экономического роста и отраслевая модернизация экономики, с одной стороны, и определение долгосрочной экономической стратегии развития экономики - с другими. 

Промышленная политика в Японии имеет два основных элемента. Во-первых, рационализация производства на уровне отдельных предприятий всемерной помощью для внедрения новейших достижений науки и техники, технологий и управления на микроуровне, и, во-вторых, перестройка промышленности в наиболее эффективном направлении на макроуровень.

В рамках промышленной политики государство предпринимает ряд мер, направленных на улучшение отраслевой структуры, размещение производства, регулирование и стимулирование инвестиций, формирование промышленных групп, стимулирование малого и среднего бизнеса, поддержание конкуренции, стимулирование определенных секторов экономики. экономика, экспорт и конкурентоспособность национальной экономики, реализация масштабных национальных программ НИОКР.

Что касается депрессивных отраслей, такие инструменты используются в качестве субсидий и займов для перераспределения ресурсов, модернизации производства, переподготовки персонала и оказания помощи работникам в поиске новых рабочих мест. Стимулы и финансовая поддержка для новых фирм и НИОКР также широко используются, разрабатываются государственные программы приватизации, используются протекционистские меры. Конкретные меры для молодых отраслей с высоким потенциалом роста включают кредиты под низкие проценты, квоты на импорт, налоговые льготы, субсидии тарифная защита, ограничение прямых иностранных инвестиций, поддержка фундаментальных исследований.

Анализируя механизм промышленной политики Японии, можно отметить, что существует вертикальный поток информации от государства к предприятиям, а также обратная связь. На правительственном уровне определены общие пятилетние планы, а на следующем уровне соответствующие департаменты MITI выделяют приоритетные области для дальнейшего финансирования. Затем осуществляется индикативное планирование развития отдельных отраслей, иными словами, разрабатываются детальные планы дальнейшего развития.

В Японии преобладает система косвенного финансирования - это особая кредитно-финансовая система, которая, оперируя изначально гарантированными депозитами, выдает огромные кредиты и несет риск неплатежа по кредиту. Такая схема обеспечивает стабильность и формирование определенной прибыли в ходе операций. Для нормального функционирования такой системы необходимо много условий, особенно механизм страхования вкладов. 

В случае банкротства застрахованные депозиты в конечном итоге обеспечиваются государством.

Но изначально финансовое посредничество осуществлялось в такой форме, что почти все риски несет банк. В конкретных условиях послевоенной Японии описанная система финансирования оказывала стабилизирующее воздействие на кредитно-финансовую систему и всю экономику в целом. 

Японское государство играет исключительно важную роль в проведении антидепрессивной политики. В период ухудшения общей экономической ситуации правительство увеличивает ассигнования на общественные строительные работы, снижает налоги и учетную ставку Банка Японии. Другими словами, экономические трудности преодолеваются при активной поддержке государства, которое использует для этих целей фискальную, монетарную политику или меры прямого административного воздействия на субъектов рынка.

Антимонопольная политика используется правительством Японии для повышения эффективности экономики путем поддержания высокой конкурентной среды со стороны правительства. Особенность японских монополий заключается в том, что они менее диверсифицированы (к ним применяется принцип: одна отрасль - одна фирма) и контролируют многие виды деятельности и отрасли через межфирменные группы.

Такие группы создаются в основном в виде кейрецу - вертикальных объединений фирм, в том числе дочерних и субподрядчиков. Keiretsu, примерно соответствующее понятию «концерн», представляет собой такую ​​организационную структуру, в которой материнская компания выросла во внешне независимые фирмы, которые, однако, находятся в определенной зависимости от материнской компании. Группировка фирм основана на системе, участии, кредитовании, назначении менеджеров, информационной поддержке. В число целей антимонопольной политики Японии входит защита «слабых» (обычно небольших) фирм от произвола «сильных».

Содержание закона можно обобщить в трех основных положениях: во-первых, запрещена монопольная позиция одного из производителей или их узкий круг; во-вторых, недобросовестные деловые операции не допускаются; в-третьих, недобросовестная деловая практика запрещена.

Государственное вмешательство в экономику проявляется в сфере малого и среднего бизнеса. Японская экономика несколько двойственна по своей природе. Наряду с мощными, высоко монополизированными крупными ассоциациями существуют сотни тысяч малых и средних фирм, в которых занято от нескольких человек до 300 человек. Вклад этого сектора в экономику значителен. По данным 1990 года, на долю малых и средних предприятий приходилось 99,2% от общего числа всех предприятий Японии, 80,6% всех занятых в народном хозяйстве, 51,6% от общего объема продаж продукции в обрабатывающей промышленности, 80,4% - в розницу. Такие предприятия особенно широко распространены в сельском хозяйстве, торговле, общественном питании и в сфере услуг в целом.

Активно поддерживая малый и средний бизнес, государство обеспечивает их устойчивое функционирование. В результате Япония резко выделяется среди развитых стран с крайне низким уровнем банкротства. Из вновь образованных малых предприятий в течение года банкротятся не более 5%, а в США - около 30%. 

В набор основных средств государственной поддержки среднего предпринимательства входят: 

  •  специальное финансирование и льготное кредитование; 
  •  гарантирование кредитов; 
  •  льготное налогообложение и особый порядок начисления амортизации; 
  •  организация обучения и повышения квалификации персонала; 
  •  консалтинг; 
  •  оказание научно-технической и информационной помощи; 
  •  сотрудничество.

Потребность в государственной помощи малым и средним предприятиям в Японии считается аксиомой. Такие предприятия уступают крупным по возможностям модернизации, финансовым ресурсам и так далее. Именно государство обязуется компенсировать относительную слабость малого и среднего бизнеса, и цели государственной поддержки изменились за последние годы. Сначала целью было восстановление экономики, затем - развитие на основе последних достижений научно-технического прогресса. 

Применение зарубежного опыта государственного регулирования экономики в России

Государственное регулирование промышленного сектора 

Анализ зарубежного опыта государственного регулирования экономики позволяет отметить, что одним из важнейших направлений деятельности ГРЭ за рубежом является поддержка промышленности и науки. Используются как прямые, так и косвенные методы регулирования. Косвенные методы промышленного регулирования, используемые в мировой практике, можно разделить на несколько групп - это льготное кредитование, отсрочка налогообложения, налоговые льготы, в том числе ускоренная амортизация. 

Одним из ключевых инструментов регулирования и стимулирования промышленности является создание системы льготного налогообложения. Считается, что склонность к внедрению инноваций в целом, включая технологические инновации, напрямую зависит от уровня налогообложения прибыли.

Например, известна следующая зависимость, которая учитывается Министерством промышленности Швеции: «Если размер подоходного налога варьируется от 0 до 25%, то склонность к предпринимательству быстро уменьшается, если налог достигает 50%. из прибыли, то склонность к инновациям и их капиталовложения практически исчезают ». 

Таким образом, для стимулирования промышленности в России имеет смысл пересмотреть налоговую политику для производства с целью усиления НИОКР и технического переоснащения, что поможет улучшить ситуацию.

Другим важным инструментом регулирования отрасли является налоговый кредит на исследовательские расходы, целью которого является предоставление предприятию возможности вычесть определенный процент своих расходов на исследования из подоходного налога. Размер налогового кредита может составлять до 30% на разработку и исследования, а если компания проводила исследования в государственной лаборатории, то до 60%.

В практике правительства Японии налоговый кредит использовался с 1967 года и составляет 20% дополнительной квалифицированной изобретательской работы, достигнутой по сравнению с одним из предыдущих лет, при этом максимальный уровень аналогичных расходов не превышает 10% от обязательных налоговых платежей. В этом случае государство выступает инвестором, оценивая долгосрочные последствия налогового кредита. Таким образом, происходит передача государством риска не получения государственных средств от инвестиций в частный сектор. 

Это позволяет сделать вывод о том, что налоговый метод регулирования промышленного развития будет стимулировать разработку новых продуктов, повысить конкурентоспособность российских промышленных товаров и, соответственно, сократить импорт в Россию.

Еще одним эффективным методом регулирования промышленного сектора экономики, который может быть успешно применен в России, является отсрочка налогообложения, которая применяется к компаниям, тратящим средства на изобретательские и исследовательские проекты. Законодательная база многих развитых стран предусматривает перенос налоговых льгот на будущие периоды. 

Использование налоговых отсрочек для компаний, внедряющих технологические инновации, связано, прежде всего, с циклическим развитием рыночной экономической системы, которая подвержена последовательным подъемам и спадам экономического развития.

Одним из основных методов косвенного стимулирования технологического развития структуры промышленности является создание единой информационно-коммуникационной системы для доступа средних и малых промышленных предприятий к технологическим инновациям. Создание сети технополитик, которые привлекают высококвалифицированный персонал из отдельных префектур в стране, стало основным методом стимулирования, используемым правительством Японии. Вполне естественно, что создание таких технополисов (наукоградов) окажет положительное влияние на развитие российской промышленности.

Вы можете последовать примеру Китая, который с 2000 года осуществляет программу инновационного и технологического развития отраслей промышленности, в рамках которой создаются технопарки, в каждом из которых создано до трех инновационных центров. Основной целью создания таких центров является повышение эффективности сотрудничества при проведении научно-исследовательских работ в университетах, научно-исследовательских институтах и ​​промышленных предприятиях и эффективном использовании технологических достижений.

Стимулирование внешнеэкономической деятельности 

Продвижение экспорта является одним из важнейших направлений GRE за рубежом. Основой для эффективной внешнеэкономической деятельности и обеспечения экономической безопасности страны в условиях движения к открытой экономике является активная экспортная политика и развитие экспортного потенциала. 

Для стимулирования развития экспортно-способных отраслей в мировой практике используется широкий спектр инструментов: прямые и косвенные субсидии для экспортеров, займы, государственное финансирование исследований и разработок (НИОКР), развитие инфраструктуры, государственные закупки новых продуктов. 

Для расширения внешнеторгового потенциала и увеличения российского экспорта имеет смысл предусмотреть следующее: в качестве приоритетной задачи выделить расширение производства и экспорта готовой промышленной продукции, потенциально конкурентоспособной на мировом рынке, для подготовки комплекса мер по стимулировать экспорт готовой продукции, технологий и ноу-хау, разработать вопросы льготного кредитования экспортных секторов, прежде всего машиностроительного сектора, и обеспечить коммерческие банки, занимающиеся финансированием экспорта, централизованными кредитами в иностранной валюте.

Можно отметить, что одним из его важных направлений деятельности GRE за рубежом является наличие специальных государственных органов на уровне высшей государственной власти, обеспечивающих разработку программ социально-экономического и научно-технического развития, а также принятие мер по реализации Они занимаются экономическим планированием не только государственного сектора, но и частного. Например, в США специальные экономические службы и организации при президенте и конгрессе, во Франции - комиссар по планированию, в Японии - Управление по экономическому планированию. Разрабатывается правовая (законодательная) база, обеспечивающая деятельность государственных органов по регулированию экономики. Кроме того, была создана система информационного обеспечения деятельности соответствующих государственных ведомств, предоставление исчерпывающей достоверной и полноценной информации о реальном состоянии экономики. Оценка эффективности государства как крупного собственника и субъекта рынка осуществляется в соответствии с критериями эффективности государственного сектора.

Таким образом, имеет смысл создавать подобные органы в Российской Федерации. Это позволит составлять долгосрочные планы и реализовывать долгосрочные проекты, рассчитанные на несколько лет, а также контролировать их реализацию, что, естественно, окажет положительное влияние на российскую экономику. 

Заключение 

Государственное регулирование экономики - это процесс воздействия государства на экономическую жизнь общества и связанных с ним социальных процессов, в ходе которого реализуется экономическая и социальная политика государства, основанная на определенной концепции.

В целом государственное регулирование необходимо для более устойчивого экономического, социального, экологического и политического развития общества. Это обеспечивается поддержанием необходимых макроэкономических пропорций, обеспечением социальной стабильности в обществе, поддержанием здоровой экологической среды и, наконец, поддержанием баланса политических интересов в обществе и обеспечением доверия к правительству со стороны различных партий и общественных движений. 

Исходя из сущности, определяются цели государственного регулирования. Экономика считает на глобальном уровне главной, высшей целью регулирования и прикладных целей. В любой стране конечной целью должно быть достижение максимального благосостояния всего общества.

Но его реализация возможна благодаря достижению прикладных целей, к которым относятся: 

  •  экономический рост;
  •  на постоянной основе; 
  •  стабильность уровня цен и стабильность национальной валюты; 
  •  внешнеэкономическое равновесие. 

Основными направлениями государственного регулирования являются: 

  •  Сохранение конкурентных преимуществ экономики страны. 
  •  Активация частного бизнеса. 
  •  Расширение внешнеэкономических преимуществ народного хозяйства. 
  •  Государственная деятельность в социальной сфере. 
  •  Влияние государства на отдельные объекты (рынок), регион, страну.

На современном этапе развития в развитых странах накоплен положительный опыт государственного регулирования экономики, анализ которого позволяет сделать выводы об использовании отдельных инструментов и методов регулирования российской экономики.

Одним из важнейших направлений GRE за рубежом является поддержка промышленности и науки. Используются как прямые, так и косвенные методы регулирования. Косвенные методы промышленного регулирования, используемые в мировой практике, можно разделить на несколько групп - это льготное кредитование, отсрочка налогообложения, налоговые льготы, в том числе ускоренная амортизация. Для стимулирования промышленности в России имеет смысл пересмотреть налоговую политику для отраслей с целью усиления НИОКР и технического переоснащения, что поможет улучшить ситуацию. Налоговый метод регулирования промышленного развития будет стимулировать разработку новых продуктов, повысить конкурентоспособность российской промышленной продукции и, соответственно, сократить импорт в Россию.

Продвижение экспорта является одним из важнейших направлений GRE за рубежом. Основой для эффективной внешнеэкономической деятельности и обеспечения экономической безопасности страны в условиях движения к открытой экономике является активная экспортная политика и развитие экспортного потенциала.

Для расширения внешнеторгового потенциала и увеличения российского экспорта имеет смысл предусмотреть следующее: в качестве приоритетной задачи выделить расширение производства и экспорта готовой промышленной продукции, потенциально конкурентоспособной на мировом рынке, для подготовки комплекса мер по стимулировать экспорт готовой продукции, технологий и ноу-хау, разработать вопросы льготного кредитования экспортных секторов, прежде всего машиностроительного сектора, и обеспечить коммерческие банки, занимающиеся финансированием экспорта, централизованными кредитами в иностранной валюте.