Контрольная работа по товароведению заказать

Если у вас нету времени на контрошу по товароведению вы всегда можете попросить меня, вам нужно написать мне, и я вам помогу онлайн или в срок 1-3 дня всё зависит что там у вас за работа, вдруг она огромная!

Чуть ниже размещён теоретический и практический материал, который вам поможет сделать работу если у вас много свободного времени и желания!

 

Предмет, цели и задачи товароведения

  1. Продукция.
  2. Товар.
  3. Предмет и цели товароведения.
  4. Принципы товароведения.
  5. Объекты
  6. Субъекты товароведной деятельности

Любая наука и учебная дисциплина начинаются с определения основных понятий, применяемых в ней. В данном курсе такими понятиями являются продукция, товар и товароведение.

Продукция – материальный или нематериальный результат деятельности, предназначенный для удовлетворения реальных или потенциальных потребностей. Следовательно, продукции присущи две основные особенности: во-первых, она должна быть произведена, а вовторых, должна удовлетворять чьи-то потребности (должна быть кому-то нужна). При этом деятельность по изготовлению продукции следует понимать в широком смысле. Это не только человеческая деятельность, но и жизнедеятельность биологических объектов.

Такое понимание позволяет отнести к продукции не только хлеб, консервы, ткани, одежду и другие готовые изделия или полуфабрикаты, сырье и комплектующие изделия, но и продукцию природного происхождения, которая является результатом жизнедеятельности биообъектов и труда человека по их сбору, вылову, охоте, добыче и т. п. Так, к продукции относятся дикорастущие плоды, овощи, грибы, мясо диких животных, речная и океаническая рыба.

Продукция становится товаром, когда она является объектом купли-продажи (коммерческой деятельности). Выращенные садовые или собранные дикорастущие плоды, использованные для целей личного потребления, - продукция, а не товар, и только на рынке они превращаются в товар.

Товар – материальная продукция, предназначенная для купли-продажи.

Таким образом, товар выступает как один из основных объектов коммерческой деятельности. К другим объектам можно отнести услуги, ценные бумаги, деньги, продукцию интеллектуального труда, которые являются нематериальной продукцией. Товар – сложное понятие и не менее сложный материальный объект, обладающий определенными потребительскими свойствами. Поэтому он составляет объект особой науки и учебной дисциплины – товароведения. Термин «товароведение» состоит из двух слов: «товар» и «ведение». Последнее слово произошло от санскр. veda («веды»), что означает «знание», следовательно, в этом смысле товароведение - знания о товарах. Существует множество определений термина «товароведение».

Одно из первых определений товароведения дано И.Вавиловым в «Справочном коммерческом словаре»: «Товароведение – наука, научающая иметь точные и полные сведения о товарах, их сортах, местах происхождения и сбыта, средствах к покупке и продаже, способах перевозки и хранения».

В настольном энциклопедическом словаре, изданном в 1896 г., товароведение определяется как отрасль технологии, имеющая целью «точнее распознать употребление в технике сырых продуктов, определить их происхождение и указать наилучшее употребление».

Одно из наиболее точных определений предмета товароведения дано К. Марксом: «Потребительные стоимости товаров составляют предмет особой дисциплины - товароведения». Это определение положено в основу многих последующих определений термина.

 

По этой ссылке вы сможете узнать как я помогаю с контрольными работами:

Помощь с контрольными работами

 

В коммюнике Международной теоретической конференции преподавателей высшей школы по вопросам общего товароведения, состоявшейся в сентябре 1962 г. в Лейпциге, зафиксировано следующее определение: «Товароведение представляет собой естественно-научную дисциплину, предметом которой является потребительная стоимость товаров». Каждое из приведенных выше научных определений товароведения, несомненно обладая ядом достоинств, не отражает одной из важнейших его сторон, которую образно отметил К. Паустовский: «Есть наука со скучным названием – товароведение. Книги по товароведению можно читать как увлекательную повесть о жизневедении» Действительно, товары удовлетворяют разнообразные жизненные потребности человека, который использует многие из них на протяжении всей жизни, иногда даже не догадываясь об их замечательных свойствах.

Повседневное или частое потребление товаров создает неверное представление о том, что специалистам и потребителям знания о товаре нужны не более, чем на узкопрактическом и житейском уровне. Научные основы товароведения, базирующиеся на знании фундаментальных дисциплин – химии, физики, биологии, отрицаются. Однако это глубокое заблуждение, так как работа с товарами требует профессиональных, постоянно пополняемых теоретических знаний, что и составляет одну из основных задач товароведения.

В связи с вышеизложенным считаем возможным предложить уточненное определение: товароведение – наука об основополагающих характеристиках товаров, определяющих их потребительные стоимости, и факторах обеспечения этих характеристик.

Эти знания необходимы как технологам предприятий-изготовителей, товароведам промышленных, сельскохозяйственных и торговых организаций, экспертам, коммерсантам, экономистам, бухгалтерам, менеджерам, так и покупателям. Последние получают знания о товаре с помощью средств информации (маркировки, рекламы, статей, книг и т. п.), поэтому очень важно, чтобы средства массовой информации в качестве основного источника использовали тов ароведные знания о товаре.

Предметом товароведения являются потребительные стоимости товаров.

Только потребительная стоимость делает продукцию товаром, так как обладает способностью удовлетворять конкретные потребности человека. Если потребительная стоимость товара не отвечает реальным запросам потребителей, то он не будет востребован, а следовательно, не будет использован по назначению в обусловленной для него сфере применения.

Цель товароведения - изучение основополагающих характеристик товара, составляющих его потребительную стоимость, а также их изменений на всех этапах товародвижения. Для достижения этой цели товароведение как наука и учебная дисциплина должно решать следующие задачи:

  1. четкое определение основополагающих характеристик, составляющих потребительную стоимость;
  2. установление принципов и методов товароведения, обусловливающих его научные основы;
  3. систематизация множества товаров путем рационального применения методов классификации и кодирования;
  4. изучение свойств и показателей ассортимента для анализа ассортиментной политики промышленной или торговой организации;
  5. управление ассортиментом организации;
  6. определение номенклатуры потребительских свойств и показателей товаров;
  7. оценка качества товаров, в том числе новых отечественных и импортных;
  8. выявление градаций качества и дефектов товаров, причин их возникновения и мер по предупреждению реализации некачественных товаров;
  9. определение количественных характеристик единичных экземпляров товаров и товарных партий;
  10. обеспечение качества и количества товаров на разных этапах их технологического цикла путем учета формирующих и регулирования сохраняющих факторов;
  11. установление видов товарных потерь, причин их возникновения и разработка мер по их предупреждению или снижению;
  12. информационное обеспечение товародвижения от изготовителя до потребителя;
  13. товароведная характеристика конкретных товаров.

 

По этой ссылке вы сможете научиться оформлять контрольную работу:

Теоретическая контрольная работа примеры оформления

 

Товароведение относится к основополагающим учебным дисциплинам при формиров ании профессиональной компетентности товароведов, экспертов, коммерсантов и маркетологов. Кроме того, основы товароведных знаний необходимы бухгалтерам, экономистам, менеджерам и технологам, так как учет, планирование товарных ресурсов, анализ финансово-хозяйственной деятельности, управление производством и другие виды профессиональной деятельности должны осуществляться с учетом особенностей товаров, их основополагающих характеристик и возможных изменений при транспортировании, хранении и реализации.

Товароведение связано с другими дисциплинами межпредметными связями:
предшествующими, сопутствующими и последующими.

Предшествующими связями товароведение соединено с рядом естественно-научных и математических дисциплин - физикой, химией, биологией, микробиологией, математикой, а также с общепрофессиональной дисциплиной - основы стандартизации, метрологии и сертификации. Знания этих дисциплин необходимы для более глубокого понимания и оценки потребительских свойств товаров, их изменений при производстве и хранении.

Одновременно товароведение является базовой учебной дисциплиной для многих общепрофессиональных и специальных дисциплин – организации и технологии коммерческой деятельности, экономики, бухгалтерского учета, маркетинга и др. Их объединяют последующие и сопутствующие межпредметные связи. Товароведение включает в себя следующие разделы: общая часть, частное товароведение. Общая часть товароведения посвящена рассмотрению теоретических основ, которые являются основополагающими для частных разделов товароведения. В ней не приводятся товароведные характеристики конкретных групп товаров. Однако без знания теоретических основ сложно дать полную и объективную оценку основополагающих характеристик любого товара.

Частное товароведение анализирует состояние и перспективы развития соответствующего сегмента рынка, классификацию товаров на ассортиментные группы и другие структурные элементы низших ступеней. В отдельных подразделах частного товароведения приводится обобщенная и систематизированная товароведная характеристика acсортиментных групп, видов и разновидностей товаров.

Любая наука и профессиональная деятельность базируются на определенных принципах.

Принцип (лат. principium - основа, начало) - основное исходное положение какой-либо теории, учения, руководящая идея, основное правило деятельности. Принципами товароведения являются: безопасность, эффективность, совместимость, взаимозаменяемость и систематизация.

Безопасность - основополагающий принцип, который заключается в отсутствии недопустимого риска, связанного с возможностью нанесения товаром, или услугой, или процессом ущерба жизни, здоровью и имуществу людей.

С позиций товароведения товар должен обладать безопасностью для всех субъектов коммерческой деятельности. В то же время в товароведении принцип безопасности для товаров и окружающей среды должен соблюдаться и в отношении процессов упаковывания, транспортирования, хранения, предреализационной подготовки к продаже. Безопасными должны быть упаковка, окружающая среда и др.

Эффективность - принцип, заключающийся в достижении наиболее оптимального результата при производстве, упаковке, хранении, реализации и потреблении (эксплуатации) товаров.

 

По этой ссылке вы сможете заказать контрольную работу:

Заказать контрольную работу

 

Этот принцип имеет важное значение при формировании ассортимента, а также обеспечении качества и количества товаров на разных этапах товародвижения. Все виды товароведной деятельности должны быть направлены на повышение эффективности. Это достигается комплексным подходом, основанным на выборе таких методов и средств, которые обеспечивают наилучшие конечные результаты при минимальных затратах.

Совместимость - принцип, определяемый пригодностью товаров, процессов или услуг к совместному использованию, не вызывающему нежелательных взаимодействий. Совместимость товаров принимается во внимание при формировании ассортимента, размещении их на хранение, выборе упаковки, а также оптимального режима. Совместимость деталей, комплектующих изделий при монтаже, наладке и эксплуатации сложнотехнических и других товаров - непременное условие сохранения их качества у потребителя. Совместимость товаров при их потреблении имеет важное значение для наиболее полного удовлетворения потребностей. Так, использование несовместимых пищевых продуктов может вызвать серьезные нарушения обмена веществ у человека.

Взаимозаменяемость - принцип, определяемый пригодностью одного товара, процесса или услуги для использования вместо другого товара, процесса или услуги в целях выполнения одних и тех же требований.

Взаимозаменяемость товаров обусловливает конкуренцию между ними и в то же время это позволяет удовлетворять аналогичные потребности различными товарами. Чем ближе характеристики отдельных товаров, тем больше они пригодны к взаимозаменяемому использованию. Способность товара или отдельных комплектующих его изделий быть использованными вместо другого для выполнения тех же требований играет важную роль при формировании ассортимента взаимозаменяемых товаров.

Систематизация - принцип, заключающийся в установлении определенной последовательности однородных, взаимосвязанных товаров, процессов или услуг.

С учетом многообразия объектов систематизация в товароведении имеет чрезвычайно важное значение, так как позволяет объединить их во взаимосвязанные и взаимоподчиненные категории (систематические категории), составить систему, построенную по определенному плану.

Принцип систематизации положен в основу группы методов, в состав которых входят идентификация, классификация, обобщение и кодирование. Он широко применяется в товароведении.

Системный подход к управлению товародвижением, базирующийся на принципе систематизации, означает, что каждая система является интегрированным целым, даже если она состоит из отдельных, разобщенных подсистем. Системный подход позволяет увидеть товар, его товароведные характеристики, процессы по обеспечению качества и количества как комплекс взаимосвязанных подсистем, объединенных общей целью, раскрыть его свойства, внутренние и внешние связи.

Объектами товароведной и коммерческой деятельности являются товары (*объект (от лат. objectum - предмет) – предмет, явление, на которое направлена какая-либо деятельность).

Различия между указанными видами деятельности заключаются в широте охвата объекта. Товароведная деятельность как составная часть коммерческой направлена только на товары и сопутствующие им торговые услуги (по хранению, подготовке к продаже, контролю качества и т. п.).

Коммерческая деятельность отличается большей широтой охвата объектов, включает не только товары, но и услуги (основные и вспомогательные), ценные бумаги, интеллектуальную продукцию, а также работу по организации товародвижения.

Товары как объекты товароведной деятельности имеют четыре основополагающие характеристики: ассортиментную, качественную, количественную и стоимостную. Первые три характеристики, которые можно назвать товароведными, удовлетворяют реальные потребности человека (физиологические, социальные, психологические и др.), определяя потребительную стоимость товара. Благодаря этим характеристикам продукция приобретает полезность для определенных сегментов потребителей и становится товаром.

 

Возможно вам пригодятся эти страницы:

Контрольная работа по таможенному делу заказать
Контрольная работа по теории управления заказать
Контрольная работа по торговому делу заказать
Контрольная работа по туризму заказать

 

Потребительная стоимость товаров проявляется при их потреблении в соответствии с назначением путем эксплуатации или использования для внутреннего либо наружного применения. Аналогичные товары с различными характеристиками неодинаково удовлетворяют потребность организма человека в энергии, биологически ценных веществах и органолептических ощущениях. Степень удовлетворения потребностей адекватна оценке потребительной стоимости товаров и может быть выявлена с помощью маркетинговых исследований сегментов рынка конкретных ассортиментных групп товаров. Таким образом, потребительная стоимость товаров выступает как мера их полезности и проявляется через основополагающие товароведные характеристики.

Ассортиментная характеристика товаров - совокупность отличительных видовых свойств и признаков товаров, определяющих их функциональное и/или социальное назначение. Такая характеристика включает группу, подгруппу, вид, разновидность, наименование, торговую марку и устанавливает принципиальные отличия одного вида или наименования товара от другого.

Качественная характеристика товаров - совокупность внутривидовых потребительских свойств, обладающих способностью удовлетворять разнообразные потребности. Эта характеристика товаров тесно связана с ассортиментной, так как им обеим присуще общее потребительское свойство - назначение. Качественная характеристика отличается от ассортиментной большей полнотой потребительских свойств, среди которых важное место занимают безопасность и экологичность.

Качественные характеристики товаров непосредственно взаимодействуют с количественными. Более того, многие показатели потребительских свойств выражаются через количественные характеристики. Количественная характеристика товаров - совокупность определенных внутривидовых свойств, выраженных с помощью физических величин и единиц их измерения. Эти характеристики удовлетворяют потребности в товарах определенных размеров и зачастую при создании потребительских предпочтений менее значимы, чем ассортиментная и качественная. Исключение составляют лишь размерные характеристики, применяемые при оценке качества.

Все товароведные характеристики товара непосредственно связаны со стоимостью, однако характер этих связей неодинаков. Наиболее выражена прямая пропорциональная зависимость между количественными и стоимостными характеристиками. Это обусловлено тем, что цена как мера стоимости устанавливается чаще всего за единицу измерения товара.

Между качеством и стоимостью не всегда существует прямая зависимость, что объясняется многофакторностью формирования цены как меры стоимости товаров. При этом в условиях конкурентной среды качество выступает лишь как один из критериев ценообразования. В зависимости от стратегии ценообразования фирмы основное влияние на формирование цены могут оказывать себестоимость продукции, издержки, имидж фирмы-изготовителя или продавца, сервисное обслуживание, состояние спроса и предложения, каналы распределения, рекламная поддержка, а также качество самого товара и его упаковки.

Самая слабая зависимость прослеживается между ассортиментной и стоимостной характеристиками. Товары одних и тех же наименований могут быть дешевыми и дорогими (например, одежда, обувь). Вместе с тем существует ряд традиционно дорогих товаров определенных ассортиментных групп (ювелирные изделия из драгоценных металлов, натуральные меха отдельных видов, автомашины, мясные и рыбные деликатесы и т. п.). Высокие цены на эти тов ары в определенной мере обусловлены повышенными по сравнению с другими более дешевыми товарами качественными характеристиками (например, эстетическими, эргономическими свойствами).

Однако дешевые товары не всегда имеют низкое качество. Следует учитывать, что на ряд товаров повседневного спроса устанавливаются определенные ограничения в области цен или торговых надбавок. Более того, в некоторых развитых странах на отдельные товары повседневного спроса устанавливаются дотации (картофель, детское питание и т. п.).

Стоимостные характеристики товаров не относятся к товароведным и составляют предмет изучения экономических дисциплин.

Субъекты (*cубъект - человек, познающий внешний мир (объект) и воздействующий на него в своей практической деятельности, а также носитель прав и обязанностей) товароведной деятельности подразделяются на две группы. В первую группу входят товароведы - специалисты, осуществляющие эту деятельность в силу своих должностных обязанностей. На долю этой категории специалистов приходится 25-30% всех руководителей и специалистов в торговле.

Вторая группа представлена субъектами, на удовлетворение потребностей которых нацелена товароведная деятельность. К ней относятся потребители товаров, поэтому эта группа по численности превосходит первую.

Товароведы - специалисты, обеспечивающие продвижение товаров от изготовителей до потребителей с учетом ассортиментной, качественной, количественной и стоимостной характеристик товара, а также запросов потребителей.

Сам термин «товаровед» в буквальном смысле может быть истолкован как «знаток товара» или «субъект, знающий товар». Именно глубокое знание товаров отличает товаров едов от других специалистов торговли, промышленности и сельского хозяйства.

Товароведы осуществляют профессиональную деятельность в тесном взаимодействии с технологами и маркетологами. Первые обеспечивают производство продукции, т. е. стоят на начальном этапе производства продукции, которая пока еще не является товаром. Переход продукции из сферы производства в сферу обращения означает, что она получила статус товара, из объекта технологической деятельности продукция, ставшая товаром, превратилась в объект товароведной деятельности.

Товароведы входят в состав отделов: коммерческих, реализации или других структурных подразделений промышленных, сельскохозяйственных и торговых организаций. Но все же больше всего этих специалистов работает в торговле (оптовой и розничной) и общественном питании.

Должностные обязанности товароведов в значительной мере определяются целями и задачами структурного подразделения, в котором они работают. Можно выделить два основных направления товароведной деятельности: технологическое, обеспечивающее технологию тов ародвижения, и организаторское, нацеленное на стимулирование сбыта, выявление спроса и рынков сбыта, организацию закупок товаров.

Поэтому и на производстве, и в торговле нужны две категории товароведов: товароведытехнологи (инженеры) и товароведы-организаторы. Последние по выполняемым функциям близки к маркетологам и в отдельных видах деятельности могут даже дублировать их. Не случайно, что в России, где подготовка маркетологов началась недавно и еще не сформирован контингент этих специалистов, некоторые виды маркетинговой деятельности в торговых организациях выполняют товароведы. Более того, в крупных, вновь образованных магазинах товароведы входят в состав отделов маркетинга.

Однако деятельность товароведов в отличие от маркетологов больше связана с функциями, выполнение которых требует досконального знания потребительских свойств товаров.

Вторая группа субъектов, на которых направлена товароведная деятельность, представлена потребителями. Следует отметить, что потребители с их потребностями и запросами находятся в центре внимания всех специалистов организаций-изготовителей и продавцов, а также транспортных, складских и иных организаций. Однако профессиональная деятельность товароведов и маркетологов должна быть ориентирована в первую очередь на потребителя.

В этом отношении они близки к тем органам государственного регулирования и общественным организациям, в компетенцию которых входит защита прав потребителей. В этой связи необходимо рассмотреть понятие «потребитель», принятое в отечественной и арубежной практике, а также показать специфику товароведной деятельности при взаимодействии товароведов с потребителями.

Определение термина «потребитель» дано в Федеральном законе «О защите прав потребителей»: «Потребитель - гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных (бытовых) нужд, не связанных с извлечением прибыли» (ст. 1).

Определение этого термина в международной практике несколько иное. В международном стандарте МС ИСО 8402 «Управление качеством и обеспечение качества.

Словарь» дано следующее определение термина: «Потребитель - получатель продукции, предоставляемой поставщиком».

Таким образом, в отличие от российского определения термина «потребитель» как конечного покупателя в международной практике потребитель может быть внешним и внутренним получателем, использующим приобретаемый товар на конечные цели потребления или для производства новых видов продукции или услуг.

Указанные группы субъектов товароведной деятельности редко взаимодействуют непосредственно друг с другом. Чаще это взаимодействие носит косвенный характер, хотя товароведная деятельность направлена на конечный результат - реализацию товаров, составные характеристики которых в комплексе или по отдельности удовлетворяют запросы потребителей. И только доскональное знание товаров дает возможность товароведам справиться с поставленными задачами.

 

Принципы и методы товароведения.

  1. Принципы товароведения
  2. Теоретические методы.
  3. Эмпирические методы .
  4. Практические методы.

Применяемые в товароведении методы подразделяются на три группы (рис. 1):

  1. Теоретические методы – методы, основанные на мыслительных действиях или операциях в целях познания или исследования действительности. К ним относятся анализ, сравнение, синтез, диагностика и другие методы-операции.
  2. Эмпирические методы – методы, основанные на познавательных действиях и операциях с использованием средств измерений (технических устройств или органов чувств) для определения действительных значений характеристик исследуемых объектов. Данные методы включают как методы-операции (измерительные, органолептические и др.), так и методыдействия (обследование, мониторинг).
  3. Практические методы – методы, основанные на технологических действиях и операциях, предназначенных для определения характеристик товара (качества, количества, товарной информации) и обеспечения их сохранения при товародвижении. Практические методы включают технологические методы-действия (маркирование, упаковывание и т.п.), а также методыоперации – оценка качества и измерение количества.

В свою очередь каждая группа методов делится на виды.

Кроме того, в зависимости от характера деятельности методы делятся на:

  • Методы действия (например, обследование, мониторинг, эксперимент) и методы операции (анализ, синтез, сравнение и др.) – это совокупность приемов или операций практического или теоретического познания действительности либо достижения конкретного результата.
  • Методы операции (анализ, синтез, сравнение и др.) – конкретные приемы деятельности.

Например, маркирование как метод-действие включает следующие методы-операции: разработка текста на носитель или товар, прикрепление носителя на товар. Характерным признаком методов-действий является наличие конкретной цели (например, цель маркирования – идентификация и доведение товарной информации до заинтересованных лиц и т.п.).

Контрольная работа по товароведению заказать

Рисунок 1. Методы, применяемые в товароведении 2. Классификация методов товароведения

Классификация – разделение множества объектов на подмножества по сходству или различию в соответствии с принятыми методами.

Объект классификации – элемент классифицируемого множества. В товароведении таким элементом вступает товар. Из множества всех товаров по признаку назначения выделяются потребительские товары, товары промышленного назначения и товары управленческой деятельности (оргтехника).

Целью классификации является систематизация, а также идентификация и прогнозирование свойств товаров.

Систематизация достигается путем установления последовательности и взаимосвязей определенных классификационных группировок полученных конкретным методом классификации.

Признак классификации – свойство или характеристика объекта, по которому производится классификация.

Различают две разновидности метода классификации: иерархический; фасетный.

Иерархический метод классификации – последовательное разделение множества объектов на подчиненные классификационные группировки. Схематично сущность метода показана на рис. 2.

Особенностью этого метода является тесная связь между отдельными классификационными группировками, выявляемая через общность и различия основополагающих признаков. В основу деления множества на подмножества положена ступень классификации – этап классификации при иерархическом методе, в результате которого получается совокупность классификационных группировок. Каждая ступень и группировка выделены по своему основополагающему признаку.

Количество признаков и ступеней определяет глубину классификации. На рис. 2 показана классификация иерархическим методом, глубина которой равна 3.

Контрольная работа по товароведению заказать

Рисунок 2. Иерархический метод классификации

Теоретически глубина классификации бесконечна, но на практике такая классификация слишком громоздка и запутанна, многие низшие ступени дублируют друг друга. Всё это затрудняет практическое применение классификации. Поэтому на практике глубина классификации обычно не превышает 10.

При необходимости увеличить число признаков применяют фасетный метод классификации – параллельное разделение множества объектов на независимые классификационные группировки. Особенностью этого метода является то, что разные признаки не связаны между собой (рис. 3).

 

Контрольная работа по товароведению заказать

Рисунок 3. Фасетный метод классификации

Термин произошел от французского слова Facette- грань отшлифованного камня. Действительно как каждая грань камня существует независимо от других граней, так и разные классификационные группировки при фасетном методе независимы и не подчиняются друг другу. Благодаря этому фасетная система отличается большой гибкостью, возможностью ограничивать число признаков и группировок, что создает определенные удобства при использов ании. Вместе с тем её информационная емкость может быть увеличена путем выделения общих и частных классификационных группировок.

Примером фасетного метода может служить классификация вин: по срокам выдержки – молодые, ординарные, марочные, коллекционные; по цвету – белые, розовые, красные; по технологии – тихие, игристые. Количество признаков может быть увеличено многократно: по упаковке, по изготовителям и т.п.

Каждая разновидность методов классификации характеризуется определенными преимуществами и недостатками (табл.1).

Контрольная работа по товароведению заказать

Таблица 1. Преимущества и недостатки иерархического и фасетного методов классификации

Таким образом, преимущества одного метода выступают в качестве недостатков другого, т.е. обе разновидности дополняют друг друга. Поэтому в ряде случаев их используют совместно, как показано в таблице 2.

Контрольная работа по товароведению заказать

Таблица 2. Товароведная классификация 3. Кодирование товаров

В товароведение применяется кодирование товаров – образование и присвоение кода классификационной группировке или объекту классификации. метод товароведение кодирование

Код – знак или совокупность знаков, применяемых для обозначения классификационной группировки или объекта классификации.

Целью кодирования является систематизация объектов путем их идентификации и присвоения условного обозначения (кода), по которому можно найти и распознать любой объект среди множества других.

Правила кодирования состоят в следующем:

  • код должен иметь определенную структуру построения;
  • код может быть выражен с помощью различных, заранее обусловленных знаков;
  • код должен способствовать упорядочению объектов.

Структура кода – условное обозначение состава и последовательности расположения знаков в нем. Она состоит из следующих элементов: алфавита (цифровой, буквенный, буквенно-цифровой, штриховой), основания (число знаков в алфавите кода), разряда (позиции знака в коде) и длины (число знаков в коде без учета пробелов).

Кодирование товаров осуществляется несколькими способами, являющимися разновидностями метода кодирования. К ним относятся:

  • порядковый,
  • серийно-порядковый,
  • последовательный,
  • параллельный (фасетный).

Последние два способа кодирования тесно взаимосвязаны с разновидностями метода классификации. Эти связи показаны на рис. 4.

Контрольная работа по товароведению заказать

Рисунок 4. Взаимосвязь разновидностей методов кодирования и классификации

Порядковый метод кодирования – образование и присвоение кода из чисел натурального ряда. Примером его может служить присвоение чисел (кодов) в журнале группы. Например, студенты в группе кодируются по алфавиту первых букв; остальные признаки (возраст, пол и т.п.) случайны. Это самый распространенный метод кодирования, не требующий определенных знаний в этой области.

Серийно-порядковый метод кодирования – образование и присвоение кода из чисел натурального ряда, закрепление отдельных серий и диапазонов этих чисел за объектами классификации с определенными признаками.

Примером может служить присвоение порядковых номеров определенной группе товаров. Так, консервы рыбные получают индекс Р (рыбная промышленность), а затем определенный порядковый номер, например, 85 – лосось дальневосточный натуральный – горбуша.

Последовательный метод кодирования – образование и присвоение кода классификационной группировки или объекта классификации с использованием кодов последовательно расположенных подчиненных группировок, получаемых при иерархическом методе классификации. Этот метод кодирования проиллюстрирован в таблице 3 на примере группы "Материалы лакокрасочные".

Контрольная работа по товароведению заказать

Таблица 3. Последовательный метод кодирования

Параллельный метод кодирования – образование и присвоение кода классификационной группы или объекта классификации с использованием кодов независимых группировок, полученных при фасетном методе классификации.

Каждому методу присущи определенные достоинства и недостатки. Сравнительный анализ разных методов кодирования представлен в табл. 4.

Контрольная работа по товароведению заказать

Таблица 4. Достоинства и недостатки разных методов кодирования

 

Основополагающие товароведные характеристики товаров

  1. Основные понятия о качестве.
  2. Товароведные показатели качества: деление на группы (органолептические, физико-химические, микробиологические).
  3. Показатели, специфичные для продовольственных и непродовольственных товаров.
  4. Факторы, влияющие на качество товаров (сырье, процессы производства, упаковка, условия и сроки транспортирования и хранения).
  5. Методы оценки показателей качества.
  6. Контроль качества.
  7. Товары б/у.
  8. Промышленные отходы.

Основные понятия о качестве. Товароведные показатели качества: деление на группы (органолептические, физико-химические, микробиологические). Показатели, специфичные для продовольственных и непродовольственных товаров. Факторы, влияющие на качество товаров (сырье, процессы производства, упаковка, условия и сроки транспортирования и хранения). Методы оценки показателей качества. Контроль качества. Товары б/у. Промышленные отходы.

Качество, философская категория, выражающая неотделимую от бытия объекта его существенную определенность, благодаря которой он является именно этим, а не иным объектом. К. отражает устойчивое взаимоотношение составных элементов объекта, которое характеризует его специфику, дающую возможность отличать один объект от других. Именно благодаря К. каждый объект существует и мыслится как нечто отграниченное от других объектов…

Категория качество впервые была проанализирована Аристотелем, определявшим ее как «видовое отличие», как «... тот пребывающий видовой признак, который отличает данную сущность в ее видовом своеобразии от другой сущности, принадлежащей к тому же роду»…

Гегель определил К. как логическую категорию, составляющую начальную ступень познания вещей и становления мира, как непосредственную характеристику бытия объекта. «Качество есть вообще тождественная с бытием, непосредственная с бытием определенность... Нечто есть благодаря своему качеству то, что оно есть, и, теряя свое качество, оно перестает быть тем, что оно есть»…" (БСЭ).

В современных условиях понятие качества товаров (продукции) охватывает не только потребительские, но и технологические свойства продукции, конструкторско-художественные особенности, надежность, долговечность, уровень стандартизации и унификации деталей и узлов в конструкции и др.

Качество продукции имеет первостепенное значение для роста национального богатства и для конкретных потребителей продукции, т.к. качество определяет ее потребительную стоимость. При этом часто повышение Качество продукции равнозначно росту ее количества, но повышение качества обычно достигается при меньших затратах, чем количественное увеличение выпуска продукции" (БСЭ)

В целом качество является одной из основополагающих характеристик товара, оказывающей решающее влияние на создание потребительских предпочтений и формирование конкурентоспособности.

Качество — совокупность свойств и признаков товара (продукции, работ, услуг, труда), характеризующих их пригодность и способность удовлетворять определенные установленные и предполагаемых потребности людей, в соответствии со своим назначением и предъявляемыми требованиями нормативной и технической документации. Качество определяется мерой, в которой товар соответствует лучшим образцам, стандартам.

Приводимое определение качества можно назвать комплексным, поскольку оно опирается на определение качества продукции по ГОСТ 15 467, определение международного стандарта ISO 8402:1994, а также понятие, используемое в торговой практике.

Качество товара характеризуется комплексом присущих ему свойств и степенью соответствия товара функциональным, органолептическим, эстетическим и другим требованиям, определяющим возможность удовлетворения тех или иных потребностей человека.

Отличительная особенность: чем выше качество товара, тем полнее он удовлетворяет человеческие потребности.

Свойства товара — его объективные особенности, проявляющиеся при создании, оценке, хранении, потреблении (эксплуатации). Свойства товара могут быть простыми и сложными. Водопроницаемость — простое свойство обуви, а надежность телевизора — сложное свойство.

Свойства товаров характеризуются показателями качества, которые классифицируют по ряду признаков. Наиболее важной является классификация по количеству характеризуемых свойств. Различают единичные и комплексные показатели качества:

  • единичный показатель — характеризует одно простое свойство товара, например, фактуру ткани, стойкость запаха духов и т.д.;
  • комплексный показатель — предназначен для выражения сложных свойств товаров. Так,
  • износостойкость обуви — комплексный показатель, который характеризуется через ряд единичных показателей: прочность крепления верха с подошвой, деформация обуви, гибкость и др.;
  • особенность: если хотя бы один из единичных показателей равен нулю, то нулевым считается и комплексный показатель; товар, непригодный даже по одному показателю, не может считаться качественным.

Виды комплексных показателей качества:

  • групповой комплексный показатель – характеризует группу простых свойств или одно сложное свойство, оценивается одной числовой величиной, например, определенным количеством баллов;
  • обобщенный комплексный показатель – характеризует всю совокупность свойств, по которым проводится оценка качества (например, по потребительским свойствам);
  • интегральный комплексный показатель – выражает отношение суммарного полезного эффекта от эксплуатации товара к суммарным затратам на его создание, обращение, хранение, транспортировку, эксплуатацию или потребление. Показатель может служить критерием оптимальности уровня качества продукции – при наибольшем значении показателя обеспечивается наивысший полезный эффект, получаемый на каждый рубль затрат, т. е. максимальная эффективность для общества.

Обычно проводят сравнительную оценку качества товара, сопоставляя показатели его качества с базовыми показателями, характеризующими качество продукции, принятой за эталон.

  • базовые показатели — показатели лучших образцов товара того же назначения, в наибольшей степени удовлетворяющие потребности пользователей товара. Базовые эталонные товары с присущими им показателями качества периодически заменяются другими, более перспективными.
    В качестве базовых показателей приняты регламентированные значения стандартов или других нормативных документов, а также стандартные образцы, эталоны.

Рассматривая товароведные показатели качества продовольственных товаров, следует, прежде всего, обратить внимание на значение органолептических (внешний вид, цвет, форма, вкус, запах и т.д.), физико-химических (содержание влаги, жиров, кислот и т.д.) и микробиологических показателей.

Органолептические показатели качества целиком являются результатом оценки свойств товара органами чувств эксперта. Органолептическая оценка в известной мере субъективна, что обусловлено изменчивостью ощущений, как у разных людей, так и у одного и того же человека (в зависимости от состояния организма).

Физические, физико-химические показатели качества прежде всего определяются способностью товаров сохранять свои свойства в процессе транспортировки и хранения.

Физические и физико-химические процессы возникают в продуктах под действием температуры, влажности, газового состава, света, механических воздействий.

К основным разновидностям физических и физико-химических процессов можно отнести процессы:

  • сорбции – процесс поглощения влаги, который может возникнуть при хранении соли, сахарного песка, муки, печенья, сухарей, вафель и др. При этом продукты размягчаются или теряют сыпучесть и слеживаются;
  • десорбции – процесс усыхания продукта, уменьшения его массы и ухудшения качества. Этот процесс свойственен свежим плодам и овощам, хлебу, печенью и др.;
  • ристаллизация сахара – в кондитерских изделиях, варенье, меде, мороженом – приводит к ухудшению внешнего вида, консистенции и вида продукта;
  • старение белков и коллоидов – при хранении продуктов приводит к худшему набуханию крупы, муки, бобовых и приводит к увеличению продолжительности их приготовления;
  • механические повреждения (уплотнение сыпучих веществ, деформация и нарушение целостности продуктов) – вызывают деформацию хлеба, макаронных изделий, плодов и овощей, что приводит к понижению их качества или полной непригодности к употреблению.

Температура воздуха оказывает большое влияние на развитие микроорганизмов и вредителей, активность ферментов (белковый катализатор, присутствующий во всех живых клетках) и скорость химических реакций. Повышение температуры на 10°С ускоряет ферментативные реакции в 1,3-5 раз, а химические – еще сильнее. Большинство продовольственных товаров хранят при пониженных температурах, которые губительно действуют на многие микроорганизмы, вредителей и сводят к минимуму ферментативные и химические процессы.

Температурный режим:

  • для продуктов длительного хранения температура в хранилище недолжна превышать 10°С;
  • для скоропортящихся продуктов – не более 0°С или ниже;
  • для особоскоропортящихся продуктов максимальный срок хранения при температуре не выше 6°С составляет от 6 до 72 ч. в зависимости от вида продукта. Это мясные, молочные, рыбные, овощные продукты, кондитерские изделия и др.

С целью продления срока хранения продуктов применяются процессы охлаждения и замораживания. Хранение охлажденных продуктов – от 10-30 дней (мясо, рыба) до нескольких месяцев (плоды, овощи, яйца), замороженных (процесс частичного или полного превращения в лед воды, содержащейся в продукте) – до года и более.

Влажность воздуха при хранении товара играет большую роль. Атмосферный воздух всегда содержит водяные пары.

Относительная влажность воздуха – процентное отношение фактического количества водяных паров в воздухе к тому количеству, которое требуется для его полного насыщения при данной температуре и давлении. Чем ниже процент относительной влажности, тем меньше содержится водяных паров в воздухе. Влажность воздуха подвержена колебаниям в зависимости от температуры.

Колебания относительной влажности воздуха вызывают изменение влажности товаров. Каждому виду товара свойственна определенная влажность, отклонение от которой может изменить направленность химических и биохимических процессов.

Режим влажности:

  • для хранения товаров с высоким содержанием влаги (плоды, овощи, мясо) в складских помещениях следует поддерживать высокую относительную влажность воздуха – 80-95%;
  • для хранения товаров с невысокой влажностью (сахар, мука, соль, сухари и др.), а также способные окисляться (жиры) необходима невысокая относительная влажность воздуха – 65-75%;

Свет при хранении большинства продуктов играет отрицательную роль: ускоряет процессы дыхания, окисления и разрушения многих витаминов.

Микробиологические показатели качества являются разновидностью биохимических процессов в пищевых продуктах, при которых изменение качества продукта наступает вследствие деятельности ферментов, находящихся в микроорганизмах, которые попадают в продукт случайно (гниение, брожение, плесневение) или вносятся искусственно (применение микроорганизмов при изготовлении молочно-кислых продуктов, вин и др.).

Разновидности микробиологических процессов:

- брожение – расщепление безазотистых органических веществ (углеродов, спирта, молочной кислоты) под действием ферментов, выделяемых микроорганизмами. В процессе хранения пищевых продуктов могут возникать спиртовое, молочно-кислое, уксусно-кислое, маслянокислое брожение и др.;

  • гниение – глубокий процесс распада белков под влиянием протеолитических ферментов, выделяемых гнилостными микроорганизмами. Конечными продуктами распада являются сероводород, углекислый газ, аммиак, метан и другие вещества, которые придают продуктам неприятный запах и могут стать причиной отравления. Чаще всего загнивают продукты, богатые белком, - мясо, рыба, яйца и др.;
  • плесневение – процесс, вызываемый плесневыми грибами, выделяющими различные ферменты, расщепляющие углеводы, белки и жиры. При плесневении продукты покрываются налетами различного цвета, приобретают неприятный вкус и запах. Плесень вызывает порчу мяса, плодов, овощей, хлеба, масла, яиц и др.;
  • биологические процессы – процессы, вызываемые биологическими объектами – грызунами и вредителями пищевых продуктов.

В ходе перевозки и хранения продуктов все перечисленные процессы протекают не изолированно друг от друга – они взаимосвязаны и взаимообусловлены и вследствие одних изменений часто наступают и другие, происходят комбинированные процессы, протекающие при переработке сырья, перевозке и хранении пищевых продуктов.

Классификация продовольственных товаров в зависимости от сохраняемости:

  • скоропортящиеся товары – товары с высоким содержанием воды (мясо, рыба, молоко, яичные товары, плоды и овощи);
  • особоскоропортящиеся товары – продукты, которые не подлежат хранению без холода;
  • товары, пригодные для длительного хранения – продукты с небольшим содержанием воды или подвергнутые консервированию (мука, крупа, макароны, сахар, сушеные овощи и фрукты, вина и др.).

Для непродовольственных товаров при товароведной оценке выделяют физикохимические, механические и биологические факторы. Степень отрицательного воздействия указанных факторов на свойства материалов и товаров зависит от физической и химической структуры, а также вида и интенсивности воздействия фактора.

Физико-химические факторы. Основными такими факторами, способными повлиять на снижение качества товаров, являются:

  • влажность – характеризует содержание влаги в материале. Различают фактическую, нормальную и нормированную влажность материала.

Фактическая влажность показывает содержание влаги в материале в момент испытаний; нормальная – это равновесная влажность материала, которую он приобретает при выдерживании в течение определенного времени в стандартных климатических условиях; нормированная (кондиционная) – условная влажность, норма которой устанавливается в нормативнотехнической документации на конкретный вид товара.

Показатели нормальной и нормированной влажности близки. Влажность материалов и товаров зависит от влажности окружающего воздуха и особенностей физико-химической структуры материала.

В наибольшей степени влагу поглощают вещества, в макромолекулах которых имеются гидрофильные группы (–ОН, –СООН и др.), обладающие большим сходством с молекулами воды. Изделия, в состав которых входят вещества, содержащие подобные группы, можно отнести к гигроскопичным. Такие материалы и товары имеют высокую гигроскопичность. При повышении относительной влажности воздуха они поглощают влагу из воздуха, вследствие чего изменяются их свойства и снижается качество:

  • изменяется форма, увеличиваются размеры и масса: разбухает и расклеивается мебель, музыкальные инструменты, бумага приобретает волнистость, сыпучие материалы (пигменты, стиральные порошки) комкуются, вяжущие вещества (цемент и др.) теряют способность к затвердеванию;
  • активизируются процессы химической коррозии металлов и изделий из них, поверхности зеркал, пластмасс;
  • ускоряются процессы повреждения материалов и товаров микроорганизмами;
  • изменяются физические свойства изделий: мутнеют парфюмерные товары, снижаются теплозащитные и электроизоляционные свойства материалов;
  • изменяются механические свойства: снижаются прочность и устойчивость к истиранию, увеличиваются осадка и растяжимость.

При недостаточной относительной влажности воздуха материалы теряют влагу, и, как следствие, уменьшаются в размере, многие товары (кожа, мех, ткани) становятся хрупкими и жесткими, изделия из древесины растрескиваются.

При хранении и транспортировании большинства товаров поддерживают стандартную (нормальную) влажность в пределах 65±5%:

  • температура – характеризует степень нагретости тела. От нее зависят относительная влажность воздуха, возможность и интенсивность протекания физико-химических и биологических процессов в материалах под действием влаги, света, кислот, щелочей, кислорода воздуха.

Для хранения большинства непродовольственных товаров нормальной считается температура 16-20°С, меха и меховых изделий – 4-5°С, лакокрасочных товаров – 10-15°С, мыла – не ниже 5°С.

При повышении температуры при нормальной или низкой относительной влажности воздуха снижается качество практически всех групп товаров. Ускоряются процессы окислительной гидролитической деструкции полимерных материалов, вызывающей их старение, которое проявляется в потере эластичности, повышении твердости и хрупкости резины, пленок, пластмасс, повышение ломкости кожевенно-обувных товаров, испарении парфюмерных и лакокрасочных товаров и т.д.

Температура выше 25°С и относительная влажность воздуха более 65% способствует размножению микроорганизмов различных групп, вызывающих процессы брожения и гниения, вследствие чего повреждаются и разрушаются сырье, материалы и изделия. Эти же режимы вызывают коррозию металлоизделий. Температура ниже нормальной и особенно ниже 0°С отрицательно влияет на качество многих изделий из пластмасс, парфюмерии, средств бытовой химии и др:

  • Свет – проявляет свое разрушительное действие в основном в областях видимой (λ= 380-760 нм) и ультрафиолетовой (λ= 10-380 нм) частей спектра.

Световые лучи передают изделию свою энергию, вызывая световое и светотепловое старение. Наибольшую энергию несут фиолетовые лучи.

Действие световой энергии проявляется в окислительной деструкции полимеров. В результате фотодеструкции изменяются потребительские свойства товаров: снижаются прочность, эластичность, стойкость к многократным деформациям, появляется хрупкость, изменяются сорбционные свойства – возрастает водопоглощение за счет увеличения кислородосодержащих функциональных групп; ухудшаются эстетические свойства – появляются трещины, уменьшается блеск, изменяется окраска.

В то же время свет замедляет микробиологические процессы, препятствует развитию насекомых.

Состав воздуха – оказывает существенное влияние на свойства и качество материалов и товаров. Чем меньше в воздухе пыли и вредных газов, тем лучше условия хранения и эксплуатации товаров.

Пыль, осаждаясь на увлажненной поверхности изделий, образует кислотные и щелочные растворы, под воздействием которых изменяются свойства изделий.

Сероводород вызывает почернение изделий из серебра, нарушает электрический контакт электронных приборов. Сернистый газ способствует ускорению коррозии металлов, потемнению пигментов и красок.

Кислород воздуха, являясь активным окислителем, наиболее сильно влияет на свойства изделий. Под воздействием кислорода ускоряются процессы химической и микробиологической коррозии материалов всех видов, которые в свою очередь приводят к снижению прочности и эластичности, изменению окраски, появлению неприятного запаха и т.д.

Механические факторы. Представляют собой разнообразные механические воздействия на товар, вызывающие деформации растяжения, сжатия, изгиба и т.д. Величина механических напряжений – один из наиболее существенных факторов, влияющих на долговечность изделий.

Сила воздействия механических нагрузок зависит от величины и продолжительности, а также от вида изделия, на которое они воздействуют.

Биологические факторы. Основными такими повреждающими факторами являются микроорганизмы, грызуны, насекомые, птицы.

Наибольший вред наносят микроорганизмы разных групп (бактерии, грибы, актиномицеты, водоросли), вызывающие порчу продовольственных и непродовольственных тов аров. Объектами воздействия микроорганизмов могут быть разнообразные материалы – от произведений искусства до различных видов топлива (продукты нефтепереработки), лаки, краски, резиновые покрытия труб, металлы, изделия из дерева, тканей, обувь, оптические стекла, радио- и фототовары, косметические средства, пластмассы и др.

В настоящее время установлено, что нет таких материалов, которые не повреждали бы микроорганизмы.

Биоповреждения товаров зависят не только от их физической и химической структуры, но и от загрязнения атмосферы, сопутствующих материалов, климатических факторов, преобладания определенной микрофлоры в верхних почвенных слоях.

Защиту от биоповреждения сырья, материалов и изделий можно рассматривать не только как один из факторов, способствующих сохранению качества товаров, но и как один из недостаточно используемых резервов экономики.

На любом из этапов жизни товара (от заготовки сырья до хранения готовой продукции) использование соответствующих видов упаковки, создание определенного микроклимата производственных и складских помещений, поддержание установленного для конкретного вида сырья освещенности, сокращение сроков транспортирования и хранения снижают риск порчи как непродовольственной, так и продовольственной продукции, способствуют сохранению товарного вида и потребительских свойств товаров.

В случае пищевых продуктов в дополнение к уже названным используют и такие методы, как консервирование, применение химических препаратов и различных видов ионизирующих излучений.

Численные значения показателей качества оцениваемого товара можно установить с помощью объективных или эвристических методов оценки.

Объективные методы оценки показателей качества товаров – методы, основанные на определении показателей свойств путем измерения или выявления отклонений этих показателей от установленных требований.

Виды объективных методов оценки показателей качества:

  • змерительный метод – основан на использовании для определения показателей качества товаров измерительных приборов, реактивов и других технических средств измерений. Достоинства – объективность, точность, выразимость результата в конкретных единицах измерения (кг, м, л и т.д.). Недостатки – необходимость иногда использовать весьма сложное оборудование, а также потери образцов при использовании разрушающих методов контроля.
  • регистрационный метод – основывается на результатах подсчета появления отказов работы изделия за определенное время эксплуатации, а также количества изделий с различными видами дефектов и отклонениями от требований нормативных документов. Недостатки – высокая трудоемкость и, иногда, длительность наблюдений.
  • расчетный метод – основан на получении информации расчетным путем. При использовании этого метода показатели качества определяются путем их расчета с использованием формул и разнообразных математических моделей.

Эвристические методы оценки качества товаров – основаны на использовании органов чувств, интуиции и обобщенного опыта людей.

Разновидности эвристических методов:

  • органолептический – отличается простотой и возможностью проведения в любых условиях без применения специального оборудования, базируется на использовании органов чувств человека, позволяет оценивать, например, твердость материалов, запах духов, качество звучания музыкальных инструментов, вид изделий и др. Недостатки – невозможность получения точного численного значения показателей качества, применение для оценки только балльной системы.
  • экспертный – является разновидностью органолептического метода, использующего для оценки качества товара обобщенные оценки группы специалистов (экспертов), при этом точность полученных в балльной системе оценок в значительной мере зависит от квалификации экспертов и правильности организации проведения экспертизы.
  • оциологический – базируется на изучении мнений широкого круга потребителей об уровне качества анализируемого товара. Информацию о мнении получают путем проведения анкетирования, устных опросов, конференций, аукционов, выставок-продаж и т.д.

Важную роль для производства товаров подобающего качества и управления качеством имеет контроль качества товаров.

Оценка качества товара – установление соответствия товара общественным потребностям. Но, поскольку количественная оценка потребностей достаточно сложна, на практике оценивается не само качество товара, а уровень его качества.

Уровень качества – относительная характеристика, основанная на сравнении значений показателей качества оцениваемого товара с аналогичной совокупностью базовых показателей.

После сопоставления действительных значений измеряемого показателя с базовым устанавливаются определенные градации, классы, товарные сорта, марки продукции.

Градация, класс, сорт — категория или разряд, присвоенный объектам в результате сопоставления действительных и базовых показателей.

Контроль качества товаров – процедура проверки соответствия показателей качества товаров требованиям нормативной и технической документации и договоров поставки.

Задача контроля качества – выявление дефектов продукции, к которым относится каждое отдельное несоответствие товара установленным требованиям.

Дефекты продукции могут быть обнаружены как при органолептическом, так и при измерительном контроле, а иногда могут быть выявлены только в процессе эксплуатации.

Классификация дефектов:

  • в зависимости от возможностей выявления:
    явные – предусмотрены нормативной документацией;
    скрытые – обнаруживаются при эксплуатации.
  • - по происхождению:
    производственные – образуются вследствие нарушения технологического процесса изготовления товара;
    непроизводственные – образуются при транспортировке, хранении, реализации, эксплуатации.
  • - по возможности устранения:
    устранимые – устранение дефектов технически возможно и экономически целесообразно;
    неустранимые.
  • - в зависимости от степени влияния на качество:
    критические – применение товара по назначению практически невозможно или недопустимо;
    значительные – существенно влияющие на возможность употребления товара по назначению, на его качество и длительность эксплуатации;
    малозначительные (незначительные) – существенно не влияющие на возможности эксплуатации и долговечность.

В процессе сплошного или выборочного контроля качества продукции обнаруживается годная (стандартная) продукция и брак.

Годный (стандартный) товар — товар, соответствующий установленным требованиям по всем выбранным показателям.

Нестандартный товар — товар, который не соответствует установленным требованиям по одному или комплексу показателей, но это несоответствие не является критическим (опасным).

Брак — товар с выявленными устранимыми или неустранимыми несоответствиями по одному или комплексу показателей, передача которого потребителю не допускается из-за наличия дефектов, не допускаемых нормативными документами.

Для некоторых групп и видов продукции предусмотрено деление по сортам.

Сорт — градация качества товара по одному или нескольким показателям. Деление на сорта осуществляют в зависимости от наличия дефектов и отклонений по некоторым показателям потребительских свойств. Сорта обозначают порядковыми номерами — 1-й, 2-й, 3-й, иногда терминами — экстра, высший, прима.

Установление сорта производится путем сравнения суммы баллов, приобретенных изделием при контроле, с нормативными требованиями стандартов, предусматривающих для каждого сорта допустимую сумму баллов.

В последние годы наблюдается тенденция к уменьшению количества сортов или вообще к отказу от деления товаров на сорта.

Необходимость в осуществлении контроля качества товаров вытекает из договорных отношений или из требований государства.

Требования государства связаны с проведением таможенного оформления и контроля товара (идентификационная, технологическая, оценочная экспертизы, экспертиза страны происхождения и пр.), а также с нетарифными мерами ограничения внешнеэкономической деятельности (экспертизы, проводимые в процессе фитосанитарного, ветеринарного и др. видов государственного контроля).

Основными видами экспертиз, вытекающих из договорных отношений, являются:

  • лабораторные исследования, проводимые производителем с целью подготовки и выдачи документов о качестве товара;
  • экспертизы, проводимые на складах биржевых товаров;
  • экспертизы, связанные с договорами страхования и перевозки, проводимые с привлечением специалистов (сюрвейеров), знакомых не только со свойствами товаров, но и с конструкцией транспортных средств и правилами перевозки грузов. Методы этих экспертиз значительно отличаются от методов, принятых в товароведении;
  • экспертизы, связанные с претензиями по договору купли-продажи.

Особенность экспертиз биржевых товаров заключается в том, что биржевая торговля осуществляется без осмотра товара покупателем (покупка каких-либо плодов предстоящего урожая, покупка биржевых товаров со складов, например, шерсти, хлопка, цветов). В данном случае стандартный товар определяется как биржевой товар строго определенного качества при стандартизированных условиях.

В отношении международной купли-продажи фруктов и овощей, в частности: свежих фруктов и овощей, включая цитрусовые; картофеля; сухих (очищенных и неочищенных) и сушеных фруктов - Европейской экономической комиссией ООН (ЕЭК ООН) разработаны общие условия выставления и урегулирования претензий, связанных с теми или иными дефектами товаров.

Понятие качества включено в определение и толкование понятия международной торговой сделки, даваемые Конвенцией ООН о договорах международной купли-продажи (Венская Конвенция 1980 г.) и Новой Гаагской Конвенции о праве, применяемом к договорам международной купли-продажи (1985 г.).

Международная торговая сделка – это договор (соглашение) между двумя или несколькими организациями, находящимися в различных государствах, по поставке установленного количества и качества товарных единиц и (или) оказанию услуг в соответствии с согласованными сторонами условиями. Выбор способа определения качества товара в международных договорах куплипродажи зависит от характера товара, сложившейся практики, а также некоторых иных факторов. В контрактах существует ряд способов определения качества товаров, основными из которых можно назвать:

Определение качества товара по стандарту. Этот способ предполагает поставку товара по качеству, точно соответствующему определенному стандарту, в котором дается качественная характеристика товара.

Определение качества товара по техническим условиям. Этот способ применяют в тех случаях, когда на данный товар отсутствуют стандарты или требуется установление специальных требований к его качеству. Технические условия приводятся в самом тексте контракта или приложении к контракту.

Определение качества товара по спецификации, указанной в договоре. Спецификация содержит обычно необходимые технические параметры товара. Ее могут составлять экспортеры, импортеры, различные ассоциации и другие организации как национальные, так и международные. В контракте в этом случае необходимо указать организацию, составившую спецификацию, и привести основные ее показатели.

Определение качества товара по образцу. Этот способ предполагает установление качества в контракте в соответствии с определенным образцом, согласованным и подтвержденным сторонами и являющимся эталоном. Обычно принято отбирать три образца. Один экземпляр хранится у покупателя, второй – у продавца, третий – у какой-либо нейтральной организации (например, торговой палаты), указанной в договоре. Этот способ встречается сравнительно редко, в основном в торговле потребительскими товарами.

Определение качества товара по предварительному осмотру. В контракте этот способ обозначается словами "осмотрено-одобрено" (inspected – approved – англ., vu et approuve – франц., wie besichtigt – нем.). Покупателю предоставляется право осмотреть всю партию товара в установленный срок. Продавец гарантирует качество товара таким, каким его осмотрел и одобрил покупатель. В этом случае продавец за качество фактически поставленного товара не отвечает, если только в товаре не было скрытых недостатков, которые покупатель при осмотре установить не мог, и о которых ему не было сообщено до совершения сделки. Способ применяется в случаях торговли с аукционов и со складов.

Определение качества товара по содержанию отдельных веществ в товаре. Этот способ предполагает установление в контракте в процентах минимально допустимого содержания полезных веществ и максимально допустимых нежелательных элементов или примесей. Например, в торговле сахаром устанавливают минимальное содержание сахарозы, в торговле масличными культурами и жмыхом – минимальное содержание масла.

Определение качества товара по выходу готового продукта. В контракте устанавливают показатель, определяющий количество конечного продукта, который должен быть получен из сырья. Например, количество сахара-рафинада из сахара-сырца, масла из масличных семян. Этот показатель может быть установлен как в процентах, так и в абсолютных величинах.

Определение качества товара по справедливому среднему качеству (fair average quality — англ.). Этот способ применяется в основном в контрактах на зерновые. В контракте указывают, что качество товара должно соответствовать справедливому среднему качеству зерна в определенный период и в установленном месте отгрузки.

Определение качества зерновых. Для этого часто используют показатель натуры зерна, выраженный в килограммах одного гектолитра (объемной единицы) зерна. Он зависит от физических свойств зерна (формы, величины зерна, удельного веса, др.) и дает представление о количественных выходах муки и крупы из него. Показатель натуры обычно применяют в сочетании с другими, например с содержанием посторонних примесей в зерне.

Способ «тель-кель». Означает поставку товара «каким он есть» (telle-qelle — франц.). В этом случае продавец не несет ответственности за качество поставляемого товара. Покупатель обязан принять товар независимо от его качества, если он соответствует наименованию (виду, сорту), указанному в договоре. Этот способ применяется, в частности, при продаже урожая зерновых, цитрусовых и других продуктов «на корню», т. е. еще не снятых, а также при морской перевозке грузов, когда продавец не несет ответственности за ухудшение качества товара в пути.

Другие способы определения качества товара. Помимо перечисленных основных способов определения качества товара в контракте можно использовать и некоторые другие, например показатели размеров отдельных частей товара (соли), окраски товара (сахара), запаха и другие, являющиеся индивидуальными и специфическими для отдельных видов продукции.

Довольно часто качество товара в контракте определяют двумя или несколькими способами. При отсутствии в договоре указаний относительно качества обычно считается, что качество поставляемого товара должно соответствовать среднему качеству, которое в стране продавца или происхождения товара считается обычным для данного вида продукции.

В контракте в пункте «сдача-приемка» устанавливают также права и обязанности сторон на случай несоответствия качества поставляемого товара, обусловленного в договоре. Здесь может быть оговорено, что покупатель обязан принять товар, если отступление от установленного качества не превышает известного предела, по соответственно пониженной цене. Эту скидку в международной торговле принято называть рефакцией. При поставке товара более высокого качества, чем предусмотрено условиями контракта, покупатель уплатит продавцу надбавку за повышенное качество, которая называется бонификацией. Размеры рефакции и бонификации обычно устанавливаются в контракте или арбитражем.

С целью защиты интересов потребителей и государства по вопросам качества продукции и услуг, обеспечения их безопасности для жизни и здоровья людей, сохранности окружающей среды разрабатываются стандарты.

На практике контроль качества является, прежде всего, составной частью комплекса мер по защите потребительского рынка от ввозимой из-за рубежа недоброкачественной продукции. С другой стороны контроль качества товаров осуществляется в силу соответствующих международных соглашений.

Согласно российскому законодательству соответствие товара определенному уровню качества подтверждается сертификатом соответствия.

Следует обратить внимание, что в таможенном деле осуществление контроля качества производится только в отношении двух категорий товаров: во-первых, зерновые и хлебопродукты, и, во-вторых, лекарственные средства.

 

Товары б/у и промышленные отходы.

Ввиду специфичности этих категорий товаров, рассмотрение проблематики их качества находится несколько в иной плоскости по отношению к товарам иных видов.

Определения:

  • отходы – остатки продуктов или дополнительный продукт, образующиеся в процессе или по завершении определенной деятельности и не используемые в непосредственной связи с этой деятельностью (ГОСТ 30772-2001. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения);
  • деловые отходы – отходы, пригодные для использования при изготовления изделий разного назначения (например, деловые металлоотходы по ГОСТ 164820);
  • отходы производства – остатки сырья, материалов, веществ, изделий, предметов, образовавшиеся в процессе производства продукции, выполнения работ (услуг) и утратившие полностью или частично исходные потребительские качества. К отходам производства относят образующиеся в процессе производства попутные вещества, не находящие применения в данном производстве (отходы сельского хозяйства, очистки сточных вод и др.);
  • отходы потребления – остатки веществ, материалов, предметов, изделий, товаров, частично или полностью утративших свои первоначальные потребительские свойства для использования по прямому или косвенному назначению в результате физического или морального износа в процессе общественного или личного потребления, использования либо эксплуатации;
  • угары – отходы производства, представляющие собой убыль массы материала (металл, волокно, пряжа) при его обработке;
  • шлам – мелкие отходы дробления при рудном или угольном обогащении размером зерна не менее 0,25 мм;
  • шлак – отходы, полученные в жидком (расплавленном) и твердом состоянии, например, во время плавки металлов при переделе чугуна в железо и сталь, представляющие собой при остывании каменистую или стекловидную массу;
  • лом и отходы цветных и (или) черных металлов – пришедшие в негодность или утратившие свои потребительские свойства изделия из цветных и (или) черных металлов и их сплавов, отходы, образовавшиеся в процессе производства изделий из металлов и их сплавов, а также неустранимый брак, возникший в процессе производства указанных изделий (Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" от 24.06.1998 № 89-ФЗ).

В отношении отходов возможны два рода действий:

  • размещение отходов – хранение и захоронение отходов;
  • использование отходов – применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии.

Переработка отходов – процесс возвращения отходов, сбросов и выбросов в процессы техногенеза.

Возможны два варианта переработки отходов:

  • повторное использование отходов по тому же назначению после соответствующей их обработки и маркировки (стеклобутылки);
  • возврат отходов после их обработки в производственный цикл (например, жестяных банок - в производство стали, макулатуры – в производство бумаги и картона).

Для целей организации таможенного контроля отходы рассматриваются укрупненно с точки зрения запретов и ограничений, установленных международным законодательством о трансграничном перемещении промышленных отходов, с точки зрения национального законодательства о регулировании ввоза отдельных видов товаров (область нетарифного регулирования), а также с точки зрения контроля таможенной стоимости товаров.

Особенность установления стоимости отдельных отходов состоит в том, что их биржевая стоимость выражается в отрицательных числах. Это значит, что за вывоз таких товаров с территории государства платит отправитель, а не покупатель. Например, 1кг отработанного ядерного топлива в апреле 2002 принимался на переработку или захоронение по цене 600 долл. США. С другой стороны установление таможенными органами стоимости любого товара зависит от его качества и соответствия его заявленным в ГТД, товаросопроводительных и коммерческих документах сведениям (т.е. идентификация).

Контроль трансграничного перемещения промышленных отходов производится на основании Цветных списков отходов (установленное в резолюции Организации экономического сотрудничества и развития деление всех отходов, подлежащих трансграничной перевозки, на три категории):

  • "красный" список – отходы, ввоз которых и транзит через территорию страны запрещен;
  • "янтарный" список – отходы, отходы, которые попадают под регулирование в соответствии с принятым законодательством;
  • "зеленый" список – отходы, трансграничные перевозки которых регулируются соответствующими методами контроля, обычно применяемыми в торговых сделках (ГОСТ 30772-2001. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения).

Ввоз отходов на территорию России в целях их захоронения и обезвреживания запрещен. Ввоз отходов на территорию России в целях их использования осуществляется на основании разрешения, выдаваемого в установленном порядке.

В соответствии с нормами федерального закона "Об отходах производства и потребления" от 24.06.1998 № 89-ФЗ (в ред. федерального закона от 29.12.2000 № 169-ФЗ), порядок трансграничного перемещения отходов устанавливается Правительством РФ. В соответствии с законодательством РФ (Постановление правительства РФ от 17.07.2003 № 442 "О трансграничном перемещении отходов") ГТК РФ (ФТС России) ведет учет товаров, перемещаемых в рамках Базельской конвенции о контроле за перевозкой опасных отходов и их удалением, и передает сводные данные в МЭРиТ РФ и МПР РФ для ежегодного отчета перед исполнительным органом Конвенции.

Перемещение контролируемых в соответствии с указанным Постановлением правительства РФ товаров осуществляется по лицензиям, выдаваемым МЭРиТ РФ на основании разрешений МПР РФ. Задача таможенных органов заключается в установлении соответствия перемещаемых отходов заявленным характеристикам. При выявлении несоответствий разрешение МПР РФ и лицензия аннулируются.

Постановление содержит 2 списка. По первому списку товары контролируются при ввозе и вывозе (на основании внешнеторговых лицензий). По второму списку товары запрещены к ввозу (транзиту), а при вывозе контролируются.

В ТН ВЭД классификация отходов производится в отдельных товарных подсубпозициях, например, табачные отходы – товарная подсубпозиция 2401 30 000 0, тряпье – товарная позиция 6310, недрагоценные металлы и металлокерамика 81 группы, бой стеклянный и отходы стекла – товарная подсубпозиция 7001 00 100 0. Включение отходов в ту или иную товарную подсубпозицию производится с учетом примечаний к разделам и группам ТН ВЭД, если таковые имеются.

В отношении некачественных товаров разными странами применяются различные режимы. Национальное законодательство может ограничивать или запрещать использование некачественных товаров.

В Российской Федерации, в соответствии с нормами Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ некачественной и опасной признается пищевая продукция:

  • не соответствующая обязательным требованиям качества и безопасности, установленным нормативной и технической документацией;
  • имеющая явные признаки недоброкачественности, не вызывающие сомнений у компетентного лица;
  • не имеющая документов изготовителя (поставщика), подтверждающих ее происхождение, качество и безопасность, а также документов о сертификации;
  • свойства которой не соответствуют данному виду и наименованию;
  • маркировка которой не соответствует требованиям нормативной и технической документации;
  • с неустановленным или истекшим сроком годности.

В соответствии с законодательством РФ не допускаются производство, закупка, поставка, ввоз на территорию страны и продажа населению некачественной и опасной пищевой продукции. Пищевая продукция, владелец которой не может подтвердить ее происхождение, а также имеющая явные признаки недоброкачественности, утилизируется или уничтожается без проведения экспертизы.

Расходы, связанные с транспортировкой некачественной и опасной пищевой промышленности, ее хранением, экспертизой, использованием или уничтожением, оплачиваются владельцем.

Экспертиза (санитарно-гигиеническая, ветеринарно-санитарная, товароведческая и др.) некачественной и опасной пищевой продукции проводится органами государственного надзора и контроля в соответствии с их компетенцией. Экспертиза производит оценку:

  • соответствия сопроводительной документации установленным требованиям;
  • результатов внешнего осмотра, исследований, состояния упаковки и маркировки продукции.

Результаты проведенной экспертизы оформляются заключением, в котором указываются:

  • пригодность продукции для питания людей при соблюдении определенных требований к ее использованию после дополнительной технологической обработки и при выполнении других условий;
  • непригодность продукции для питания людей и необходимость ее утилизации и уничтожения.

Ответственность за передачу пищевой продукции, запрещенной для употребления в пищу, для дальнейшего использования или уничтожения, в соответствии с заключением, возлагается на владельца.

Поскольку ввоз на территорию России некачественной и опасной пищевой продукции запрещен, указанные товары, в соответствии с положениями статьи 13 ТК РФ, подлежат немедленному вывозу с таможенной территории России. Предельный срок хранения таких товаров под таможенным контролем на СВХ, до принятия мер, не может превышать 3 дней, после чего, в случае непринятия владельцем соответствующих мер, в соответствии с требованиями статьи 431 ТК РФ, они уничтожаются за счет владельца. Уничтожение некачественной и опасной пищевой продукции владельцем или таможенным органом осуществляется под контролем и при непосредственном участии представителей службы, принявшей решение о необходимости таких действий.