Контрольная работа по таможенному делу заказать

Если у вас нету времени на контрошу по таможенному делу вы всегда можете попросить меня, вам нужно написать мне, и я вам помогу онлайн или в срок 1-3 дня всё зависит что там у вас за работа, вдруг она огромная!

Чуть ниже размещён теоретический и практический материал, который вам поможет сделать работу если у вас много свободного времени и желания!

 

 

Экономика таможенного дела: понятие, объект и предмет.

1. Понятие таможенного дело и его особенности как вида деятельности.
2. Понятие, объект и предмет экономики таможенного дела.
3. Связь экономики таможенного дела с другими дисциплинами.

1. Понятие таможенного дела и его особенности как вида деятельности.

В соответствии с ч.2 ст. 1 Таможенного кодекса таможенное дело представляет собой совокупность методов и средств обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования и запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу.
Общее руководство таможенным делом осуществляет Правительство РФ в соответствии с законодательством РФ.

Хотя в первых работах по экономике таможенного дела таможенное дело называли отраслью народного хозяйства, в системах классификации видов экономической деятельности таможенное дело в качестве самостоятельной отрасли экономической деятельности не выделяется, а входит составной частью в комплексные отрасли «Государственное управление и оборона; обязательное социальное страхование» (МСОК, КДЕС, ОКДП), «Управление» (ОКОНХ3) и относится к непроизводственной
сфере национальной экономики.

Однако в целях углубленного познания закономерностей функционирования таможенных органов представляется возможным выделение таможенного дела как особого вида деятельности в государственном управлении экономикой, существенно отличающегося от других ее видов4.

 

По этой ссылке вы сможете узнать как я помогаю с контрольными работами:

Помощь с контрольными работами

 

Таможенное дело в Российской Федерации – это особая область деятельности, часть государственного сектора национальной экономики. Таможенное дело в РФ как вид деятельности имеет ряд особенностей. В соответствии со ст. 401 Таможенного кодекса таможенные органы составляют единую федеральную централизованную систему. Эта организационно оформленная система включает управляющую подсистему – Федеральную таможенную службу (ФТС) и управляемые подсистемы – региональные таможенные управления (РТУ), таможни и таможенные посты, а также не являющиеся правоохранительными органами учреждения, подведомственные ФТС России, которые создаются для обеспечения деятельности таможенных органов.

Таможенными органами являются: Федеральная таможенная служба, региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты, действующие на основании положений. ФТС, РТУ и таможни являются юридическими лицами. В соответствии с пунктом 3 статьи 402 Таможенного кодекса РФ таможенные посты могут не обладать статусом юридического лица.

Федеральная таможенная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию, контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями.


Федеральная таможенная служба осуществляет свою деятельность в соответствии с Положением о ФТС, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 26.07.2006 № 459.

Региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и общим положением, соответственно, о региональном таможенном управлении, таможне, таможенном посте, либо индивидуальным положением об этом таможенном органе, утверждаемым руководителем ФТС России.

В общих положениях о региональном таможенном управлении, таможне, таможенном посте и в индивидуальном положении о таможенном органе определяются:

а) полномочия таможенного органа в установленной сфере деятельности;
б) права, предоставленные таможенному органу с целью реализации своих полномочий;
в) порядок организации деятельности;
г) полномочия начальника таможенного органа;
д) правила взаимодействия с органами исполнительной власти
субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, территориальными органами иных федеральных органов исполнительной власти и полномочными представителями Президента Российской Федерации в федеральных округах.

Регион деятельности региональных таможенных управлений, таможен и таможенных постов определяет ФТС России.
Начальник таможенного органа организует его деятельность и несет персональную ответственность за осуществление таможенным органом возложенных на него функций.
Все организации, входящие в систему таможенных органов, находятся
в ведении одного федерального органа управления – ФТС России.

Финансирование расходов на содержание таможенных органов осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете.

 

По этой ссылке вы сможете научиться оформлять контрольную работу:

Теоретическая контрольная работа примеры оформления

 

2. Понятие, объект и предмет экономики таможенного дела.

Понятие «экономика таможенного дела» имеет несколько толкований6:

  • это хозяйство таможенной системы, то есть преобразование некоторых видов экономических ресурсов в таможенный продукт или привлечение, использование, распределение и потребление субъектами таможенного дела производственных ресурсов для выполнения таможенных работ или оказания таможенных услуг;
  • это совокупность экономических отношений между физическими и юридическими лицами и государством в лице таможенных органов в процессе таможенной деятельности;
  • совокупность знаний о закономерностях эффективного использования ограниченных и взаимозаменяемых ресурсов таможенной системы для достижения соответствующих целей; об отношениях между людьми в процессе таможенной деятельности.

Объект исследования экономики таможенного дела как науки
представляет собой совокупность применяемых в этой сфере ресурсов и созданных экономических благ, а также отношения между физическими и юридическими лицами и государством в лице таможенных органов по поводу перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств.
К экономическим ресурсам таможенной системы относятся затрачиваемые в ней труд, природные ресурсы, средства производства, денежные средства, информационные ресурсы, время.

При рациональном применении экономические ресурсы таможенного дела обеспечивают получение результата (экономического блага). Под экономическими благами, создаваемыми в таможенном деле, следует понимать таможенные работы и услуги.

По способу возникновения и форме реализации они отличаются от
продуктов - результатов производства, имеющих вещную форму, и товаров - предметов сделок на рынке. Однако по мере развития экономики эти различия становятся все менее существенными (так, например, информационная услуга практически тождественна информационному продукту; ряд таможенных операций на возмездной основе осуществляют действующие в условиях рыночной конкуренции таможенные брокеры).

К таможенным работам и услугам относятся:

  • взимание таможенных пошлин, налогов;
  • борьба с контрабандой, иными преступлениями, административными правонарушениями в сфере таможенного дела;
  • осуществление таможенного контроля и таможенного оформления;
  • ведение таможенной статистики и товарной номенклатуры внешне- экономической деятельности (ТН ВЭД);
  • осуществление валютного контроля;
  • проведение научно-исследовательских работ;
  • осуществление информирования и консультирования в области таможенного дела и др.

По общепринятой классификации экономических благ большую часть
результатов таможенной деятельности можно отнести к информационным, недолговременным (исчезающим в процессе разового потребления), потребительским благам.
Предметом экономики таможенного дела являются закономерности и
факторы эффективного функционирования таможенной сферы как социально-экономической системы, в том числе закономерности становления таможенных правил и механизмов, обеспечивающих соблюдение этих правил.

В рамках предмета экономики таможенного дела должны рассматриваться следующие вопросы:

  • таможенная деятельность как особая социально-экономическая система, ее место в национальной экономике;
  • экономические основы таможенного дела;
  • таможенный механизм регулирования внешнеэкономической деятельности;
  • совокупность применяемых таможенными органами ресурсов (в том
  • числе основные фонды, оборотные средства, кадровый потенциал, информация);
  • научно-технический прогресс в таможенном деле;
  • размещение, специализация и концентрация, кооперирование,
  • интеграция (в том числе международная) таможенных органов;
  • планирование в таможенном деле (виды планов и программ,
  • планирование материально-технического обеспечения, штатной численности кадров, таможенных платежей, финансовое планирование);
  • кадры таможенных органов и оплата их труда;
  • экономическая эффективность таможенного дела.

 

По этой ссылке вы сможете заказать контрольную работу:

Заказать контрольную работу

 

3. Связь экономики таможенного дела с другими дисциплинами

Экономика таможенного дела – прикладная наука. Она имеет отраслевую специфику, ставит перед собой задачи предметного анализа таможенной деятельности, изучения экономической ситуации в соответствующей сфере на основе реальных данных, фактической информации9.
Как и другие прикладные научные дисциплины, экономика таможенного дела связана с теоретическими экономическими науками, прежде всего, с экономической теорией и экономикой предприятия.

Будучи отраслевой экономической наукой, экономика таможенного дела имеет много общего с другими отраслевыми дисциплинами - экономикой товарного обращения, экономикой транспорта, экономикой туризма, экономикой строительства и др., а также с функциональными экономическими науками - менеджментом, финансами, денежным обращением и кредитом, теорией экономического анализа, бухгалтерским учетом и аудитом, экономической статистикой и др.
Экономика таможенного дела связана с общественными науками: правом, философией, социологией, психологией, историей, географией, экологией, математикой, информатикой, товароведением и другими науками естественного цикла.
Экономика таможенного дела должна изучаться в тесной связи с дисциплинами, предусмотренными государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования по специальностям «Таможенное дело» и «Экономика и управление на предприятии (таможне)», такими как «Введение в специальность», «Управление в таможенных органах», «Организация таможенного контроля товаров и транспортных средств», «Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности и таможенная стоимость», «Оценка объектов таможенной инфраструктуры», «Таможенные платежи», «Валютное регулирование и валютный контроль», «Экономическая безопасность».
При обеспечении рассматриваемых взаимосвязей важно избегать повторов при изложении материала тех или иных дисциплин и механического включения положений смежных наук в систему категорий экономики таможенного дела.

 

Место таможенных органов в механизме государственного регулирования ВЭД.

1. Цели, принципы и методы регулирования ВЭД
2. Таможенная политика: понятие, содержание, реализация
3. Роль таможенных органов в развитии национальной экономики

1. Цели, принципы и методы регулирования ВЭД.

Внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) в странах с рыночной и переходной экономикой регулируется рынком и государством.

Механизм рыночного регулирования внешнеэкономической деятельности – это общий механизм рынка с присущими ему принципами, правилами, нормами деятельности и поведения, но действующий в особой сфере. Специфика внешнеэкономической сферы, в которой субъектами отношений наряду с фирмами выступают национальные государства, их союзы и объединения, международные организации, реализующие свои особые цели, сказывается на механизме ее регулирования, требует обязательного участия государства в этом процессе.
Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности – это комплекс правовых, административных, экономических, организационных и иных мер воздействия государства на экономические отношения участников внешнеэкономической деятельности в соответствии с национальными интересами, целями, задачами11.

Специфика внешнеэкономической сферы сказывается и на механизме ее государственного регулирования в той или иной стране, проявляется в выборе и ранжировании ее целей, методов, инструментов, объектов, а также во взаимодействии субъектов.

 

Возможно вам пригодятся эти страницы:

Контрольная работа по стратегическому менеджменту заказать
Контрольная работа по страхованию заказать
Контрольная работа по теории управления заказать
Контрольная работа по товароведению заказать


Целями государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации являются:

  • формирование благоприятного правового климата для внешнеэкономической деятельности хозяйствующих субъектов;
  • стимулирование осуществления хозяйствующими субъектами
  • внешнеэкономических сделок по приоритетным направлениям;
  • обеспечение условий эффективной внешнеэкономической
  • деятельности хозяйствующих субъектов, в том числе создание соответствую- щей инфраструктуры;
  • координация участия страны в международном разделении и кооперировании производства, продвижение наукоемкой конкурентоспособной отечественной продукции на новые рынки;
  • совершенствование структуры внешнеэкономической деятельности;
  • регулирование экономических отношений на межстрановом и региональном уровнях;
  • обеспечение отечественным экспортерам за рубежом экономической
  • поддержки и правовой защищенности;
  • регулирование платежного баланса страны.

Таким образом, основные задачи государственного регулирования ВЭД – формирование законодательной базы и благоприятных условий (экономических и организационных) для ее развития и повышения эффективности.
Внешнеэкономическая деятельность включает внешнеторговую деятельность, международное движение капитала, международные валютные и кредитные отношения, научно-технический обмен, международное перемещение рабочей силы. Внешнеторговая деятельность в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 08.12.2003 № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» определяется как деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью.

Основными принципами государственного регулирования внешнеторговой деятельности являются:

  1. защита государством прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности, а также прав и законных интересов российских производителей и потребителей товаров и услуг;
  2. равенство и недискриминация участников внешнеторговой деятельности, если иное не предусмотрено федеральным законом;
  3. единство таможенной территории Российской Федерации;
  4. взаимность в отношении другого государства (группы государств);
  5. обеспечение выполнения обязательств Российской Федерации по международным договорам Российской Федерации и осуществление возникающих из этих договоров прав Российской Федерации;
  6. выбор мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности, являющихся не более обременительными для участников внешнеторговой деятельности, чем необходимо для обеспечения эффективного достижения целей, для осуществления которых предполагается применить меры государственного регулирования внешнеторговой деятельности;
  7. гласность в разработке, принятии и применении мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;
  8. 8) обоснованность и объективность применения мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;
  9. исключение неоправданного вмешательства государства или его органов во внешнеторговую деятельность и нанесения ущерба участникам внешнеторговой деятельности и экономике Российской Федерации;
  10. обеспечение обороны страны и безопасности государства;
  11. обеспечение права на обжалование в судебном или ином установленном законом порядке незаконных действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц, а также права на оспаривание нормативных правовых актов Российской Федерации, ущемляющих право участника внешнеторговой деятельности на осуществление внешнеторговой деятельности;
  12. единство системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности;
  13. единство применения методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности на всей территории Российской Федерации.

Одной из известных классификаций методов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности является их разделение на административно-правовые и экономические методы.

Административно-правовые методы включают:

  • законодательное обеспечение внешнеэкономической деятельности (принятие законов, разработка процедур и установление норм);
  • контроль за соблюдением законов, процедур и норм, применение санкций за их нарушение;
  • принятие и выполнение принудительных административных и юридических решений по отношению к государственным и негосударственным компаниям (закрытие компаний-банкротов, разукрупнение монополистов и др.);
  • выдачу разрешений, наложение запретов и ограничений на деятельность хозяйствующих субъектов.
  • К экономическим методам относятся:
  • воздействие на поведение хозяйствующих субъектов путем регулирования внутренних цен и тарифов, валютного курса, других финансовых параметров и инструментов;
  • перераспределение финансовых потоков с помощью налогов, пошлин, субсидий, дотаций и иных методов финансирования.


Другой распространенной классификацией является деление методов регулирования ВЭД на тарифные и нетарифные.
К тарифным мерам одни специалисты относят таможенные пошлины и другие таможенно-тарифные меры, вторые – все виды таможенных пошлин, таможенные сборы и другие виды таможенных платежей. Однако большинство ученых и специалистов согласны с тем, что главным инструментом тарифного регулирования является таможенный тариф14.
Таможенный тариф – это систематизированный в соответствии с ТН ВЭД свод ставок таможенных пошлин, взимаемых при пересечении товаром таможенной границы государства.
Нетарифные меры внешнеэкономического регулирования – комплекс мер экономического, административного, технического характера (за исключением таможенного тарифа), затрудняющих свободную торговлю между государствами.

К нетарифным ограничениям экономического характера относятся:

  • антидемпинговые меры;
  • различного рода налогообложения: налог на добавленную стоимость с
  • импортера, налог с оборота, акцизные сборы, специальные импортные налоги и сборы и др.;
  • меры валютного и финансового характера.

К нетарифным ограничениям административного характера относятся:

  • запрещение импорта;
  • количественные ограничения: индивидуальные, тарифные, сезонные,
  • глобальные квоты;
  • лицензирование;
  • добровольные ограничения экспорта.

К нетарифным ограничениям технического характера относятся:

  • национальные стандарты, системы сертификации продукции;
  • требования, устанавливаемые санитарно-ветеринарными и здравоохранительными органами;
  • требования экологического характера;
  • требования к упаковке и маркировке товаров.


Классификационная схема, разработанная Секретариатом ГАТТ в начале 70-х годов, к настоящему времени насчитывает более 800 конкретных видов нетарифных мер и объединяет все нетарифные ограничения в 5 основных категорий:

  1. Ограничения, вызванные участием государства во внешнеторговых операциях. К ним относятся субсидии и дотации экспортерам или импортозамещающим отраслям, предпочтительная система размещения государственных заказов, использование местных полуфабрикатов и узлов на определенных условиях; меры, дискриминирующие перевозку иностранных товаров и иностранных перевозчиков и пр.
  2. Таможенные и иные административные импортные и экспортные формальности, например усложненная процедура таможенного оформления, а также методы оценки таможенной стоимости и страны происхождения товара; завышенные требования к необходимой для оформления документации.
  3. Технические барьеры в торговле: стандарты и требования, связанные с экологическими, санитарными, ветеринарными нормами, упаковкой и маркировкой товара, правила и порядок сертификации продукции.
  4. Количественные и сходные с ними административные меры, в частности импортные квоты, экспортные ограничения, лицензирование, добровольные ограничения экспорта, запреты, а также валютные ограничения.
  5. Ограничения, основанные на принципах обеспечения платежей, а именно: налоги, сборы, импортные депозиты, скользящие налоги, антидемпинговые и компенсационные пошлины, пограничное налогообложение.


Данная классификация нетарифных ограничений и составленный на ее основе каталог нашли широкое применение в ходе международных торговых переговоров и послужили теоретической базой для формирования классификационных схем нетарифных ограничений другими международными организациями.

В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 08.12.2003 № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» государственное регулирование внешнеторговой деятельности в РФ осуществляется посредством:

  1. таможенно-тарифного регулирования;
  2. нетарифного регулирования;
  3. запретов и ограничений внешней торговли услугами и
  4. интеллектуальной собственностью;
  5. мер экономического и административного характера, способствующих развитию внешнеторговой деятельности и предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Иные методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности не допускаются.
Таможенно-тарифное регулирование – метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем применения ввозных и вывозных таможенных пошлин.
В соответствии со статьей 1 Таможенного кодекса таможенное регулирование заключается в установлении порядка и правил, при соблюдении которых лица реализуют право на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 08.12.2003 № 164- ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» нетарифное регулирование – это метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем введения количественных ограничений и иных запретов и ограничений экономического характера.


Правительство Российской Федерации в исключительных случаях может устанавливать следующие меры нетарифного регулирования:

1) временные ограничения или запреты экспорта товаров для предотвращения либо уменьшения критического недостатка на внутреннем рынке РФ продовольственных или иных товаров, которые являются существенно важными для внутреннего рынка РФ. Перечень товаров, являющихся существенно важными, определяется Правительством РФ;
2) ограничения импорта сельскохозяйственных товаров или водных биологических ресурсов, ввозимых в Российскую Федерацию в любом виде, если необходимо:
а) сократить производство или продажу аналогичного товара российского происхождения;
б) сократить производство или продажу товара российского происхождения, который может быть непосредственно заменен импортным товаром, если в Российской Федерации не имеется значительного производства аналогичного товара;
в) снять с рынка временный излишек аналогичного товара российского происхождения путем предоставления имеющегося излишка такого товара некоторым группам российских потребителей бесплатно или по ценам ниже рыночных;
г) снять с рынка временный излишек товара российского происхождения, который может быть непосредственно заменен импортным товаром, если в Российской Федерации не имеется значительного производства аналогичного товара, путем предоставления имеющегося излишка такого товара некоторым группам российских потребителей бесплатно или по ценам ниже рыночных;

д) ограничить производство продуктов животного происхождения, производство которых зависит от импортируемого в Российскую Федерацию товара, если производство в Российской Федерации аналогичного товара является относительно незначительным.


Лицензирование в сфере внешней торговли товарами устанавливается в следующих случаях:

  1. введение временных количественных ограничений экспорта или импорта отдельных видов товаров;
  2. реализация разрешительного порядка экспорта и (или) импорта отдельных видов товаров, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на безопасность государства, жизнь или здоровье граждан, имущество физических или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество, окружающую среду, жизнь или здоровье животных и растений;
  3. предоставление исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров;
  4. выполнение Российской Федерацией международных обязательств.

Квотирование и лицензирование внешней торговли товарами может
преследовать две цели: защиту национальных интересов, не связанных или косвенно связанных с экономикой (безопасности, окружающей среды, культурного достояния и т. д.) и защиту национального рынка от дезорганизующего импорта или экспорта.
Квотирование экспорта используется в тех случаях, когда цены данного товара на внутреннем рынке ниже, чем на мировом. В результате при неограниченных масштабах экспорта может возникнуть его нехватка на внутреннем рынке. Подобная ситуация была весьма типична для России, поэтому квотирование экспорта до недавнего времени широко применялось в нашей стране. Число квотируемых товаров, однако, сокращалось по мере приближения внутренних цен к мировым.

Что касается лицензирования и квотирования импорта, то импортная квота, ограничивая ввоз в страну иностранных товаров, приводит к расширению спроса на продукцию национального производства. Использование квоты позволяет точно ограничить объем импорта, в отличие от импортного тарифа. В то время как повышение таможенных пошлин может увеличить общую сумму импортных платежей, введение квоты гарантирует их сокращение. Поэтому квотирование позволяет бороться с дефицитом платежного баланса более эффективно, чем тарифный протекционизм.

В целях мониторинга динамики экспорта и (или) импорта отдельных видов товаров как временная мера может устанавливаться наблюдение за экспортом и (или) импортом отдельных видов товаров, которое осуществляется посредством выдачи разрешений на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров18.

В соответствии со статьей 26 Федерального закона от 08.12.2003 № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» право на осуществление внешнеторговой деятельности может ограничиваться путем предоставления исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров, которое осуществляется на основе лицензии.
В соответствии с упомянутым выше федеральным законом могут вводиться специальные защитные меры, антидемпинговые меры и компенсационные меры при импорте товаров для защиты экономических интересов российских производителей товаров.
Важной составной частью механизма государственного регулирования внешнеэкономической деятельности является таможенное дело. Его содержание определяется сложившимся в соответствующий период соотношением механизмов рыночного и государственного регулирования внешнеэкономической деятельности и закрепляется нормами действующего в стране законодательства.

От результативности таможенного дела во многом зависит степень достижения целей государственного регулирования внешнеэкономической деятельности. В свою очередь, по мере реализации этих целей и выбора новых ориентиров меняется и содержание самого таможенного дела.
Таможенное дело пронизывает всю совокупность методов и инструментов регулирования внешнеэкономической деятельности. Так, в состав таможенного дела входят как административно-правовые, так и экономические методы влияния на участников внешнеэкономической деятельности. Таможенному оформлению и контролю подлежат товары и транс- портные средства, перемещаемые через таможенную границу в рамках как торгового, так и неторгового оборота. Разработкой, формированием механизма осуществления и реализацией таможенной политики занимаются в той или иной мере все субъекты государственного регулирования внешне- экономической деятельности19.


2. Таможенная политика: понятие, содержание, реализация.

В действующем Таможенном кодексе отсутствует определение таможенной политики.
Таможенную политику можно определить как систему экономических, правовых, организационных и иных мероприятий, проводимых государством и направленных на всестороннее регулирование таможенных отношений и реализацию внутренних и внешнеэкономических интересов РФ.

Таможенная политика является составной частью внутренней и внешней политики государства. Таможенная политика осуществляется в целях:

  • обеспечения наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на таможенной территории страны;
  • участия в реализации торгово-политических задач по защите внутреннего рынка;
  • стимулирования развития национальной экономики;
  • в иных целях, определяемых Президентом РФ, Федеральным собранием РФ, Правительством РФ.

Таможенная политика, как и государственная политика в целом, строится на принципах единства, стабильности, независимости, открытости, равноправия, признания приоритета международных договоров и соглашений.
В настоящее время задачи таможенной политики России во многом обусловлены перспективами ее вхождения во Всемирную торговую организацию.
Роль и содержание таможенной политики определяются многими составляющими, привносимыми в нее из других политик. Она оказывается тесно связанной с ними и находится в отношении прямого или косвенного подчинения им. Эта подчиненность обусловлена также тем, что на ее формирование и реализацию оказывает влияние целое поле сил, источником которых являются не только политики, но и государственные, общественные, деловые структуры как внутри страны, так и на международном уровне, одни из которых являются субъектами, другие – объектами таможенной политики.
К субъектам таможенной политики, разрабатывающим ее, формирующим механизм ее осуществления и принимающим участие в ее реализации, относятся законодательные и исполнительные органы государства, союзы предпринимателей, коммерческие банки, международные организации.

Объектами таможенной политики являются участники внешнеэкономической деятельности, другие учреждения и организации, интересы которых затрагивает таможенная политика.

Содержание таможенной политики определяется различными факторами, оказывающими на нее как прямое, так и опосредованное влияние. К ним относятся:

  1. политические факторы (государственная политика, или деятельность органов государственной власти и государственного управления, определяемая их интересами и целями, в том числе внутренняя политика, внешняя политика, экономическая политика и т.д.);
  2. экономические факторы (темпы роста валового внутреннего продукта страны, динамика инвестиционной и инновационной активности, научно-технического потенциала, состояние и динамика материального производства и непроизводственной сферы, состояние финансовой системы, размеры и динамика теневого сектора экономики, размеры внешнего и внутреннего государственного долга, размеры и структура экспорта и импорта и др.);
  3. социальные факторы (социальное положение населения страны, в том числе его дифференциация по имущественному признаку, приоритеты социального развития, уровень безработицы и др.);
  4. внешние факторы (состояние и тенденции развития международной торговли и туризма, участие страны в международных и региональных экономических организациях, присоединение к международным договорам, конвенциям, соглашениям в сфере внешнеэкономической и таможенной деятельности, и др.).

Существует два основных вида таможенной политики: протекционистская таможенная политика и политика свободной торговли23.
Протекционистская таможенная политика предусматривает установление высокого уровня таможенного налогообложения ввозимых на внутренний рынок иностранных товаров.


Политика свободной торговли достигается путем установления минимального уровня таможенных пошлин либо при их отсутствии.
Наиболее сложной процедурой осуществления любой политики, в том числе и таможенной, является ее реализация – процесс достижения государством поставленных целей. Реализация государственной таможенной политики регламентируется соответствующими нормативно-правовыми актами и включает в себя применение мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования внешней торговли.
Таможенная политика России способствует развитию национальной экономики, ее интеграции в мировое хозяйство. В настоящее время в Российской Федерации государственная таможенная политика формируется экспертным путем, в ходе выработки комплекса таможенно-тарифных и нетарифных мер регулирования внешнеэкономической деятельности. Органы законодательной власти принимают нормативные акты, регламентирующие этот вид деятельности. Президент страны издает соответствующие указы и распоряжения. Правительство Российской Федерации, основываясь на действующих законах, указах и распоряжениях Президента, принимает соответствующие постановления. Непосредственный контроль за соблюдением таможенно-тарифных мер регулирования внешней торговли осуществляет Федеральная таможенная служба Российской Федерации24.


3. Роль таможенных органов в развитии национальной экономики.

Таможенное дело непосредственно осуществляют таможенные органы Российской Федерации. Содержание таможенного дела определяют его функции и задачи. Под функциями следует понимать объективно обусловленные основные цели таможенной системы, а под задачами - набор проблем, решение которых приводит к достижению поставленных целей, то есть реализации функций.

Таможенные органы Российской Федерации выполняют комплекс взаимосвязанных функций: регулятивную, контрольную, правоохранительную, экономическую, информационно-аналитическую, осуществляют управленческую, оперативную, фискальную, правовую, информационно- аналитическую и обеспечивающую деятельность, решают разнообразные задачи.
Большую часть задач можно считать экономическими, так как их решение приводит к ускорению развития национальной экономики, совершенствованию ее структуры, становлению цивилизованного рынка, обеспечению экономической безопасности страны. Кроме того, решение этих задач требует затрат производственных ресурсов и оценивается экономическими показателями - экономией или перерасходом выделенных из федерального бюджета средств.
В статье 403 Таможенного кодекса перечислены функции таможенных органов. Большая часть этих функций прямо или косвенно влияет на экономику страны.
Таможенные органы взимают таможенные пошлины, налоги, антидемпинговые, специальные и компенсационные пошлины, таможенные сборы, контролируют правильность исчисления и своевременность уплаты указанных пошлин, налогов и сборов, принимают меры по их принудительному взысканию.
Объем таможенных платежей и их доля в доходах федерального бюджета неуклонно возрастает. В 1995 году эта доля составляла 25%, в
2003 году – 29,3%, в 2004 году – 35,6%, в 2005 году – 41% доходов федерального бюджета. Таможенные платежи в 2006 году обеспечили более 44% доходной части федерального бюджета и составили 2 триллиона 863,99 миллиардов рублей. Таможенные органы перечислила в 2007 году в бюджет государства более 3 трлн. 253 млрд. рублей, что составляет почти 43%
доходов государства. В 2008 году таможенные органы должны собрать и перечислить в доход федерального бюджета почти 4 трлн. рублей, что превышает плановое задание налоговой службы.
Помимо взимания таможенных платежей и их перечисления в федеральный бюджет, таможенные органы осуществляют в пределах своей компетенции валютный контроль операций, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу; обеспечивают соблюдение установленных в соответствии с законодательством запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу.

Федеральная таможенная служба осуществляет в соответствии с законодательством РФ функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в области таможенного дела. ФТС вносит в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ, относящихся к установленной сфере деятельности. Таким образом, таможенные органы не только осуществляют контроль за соблюдением мер регулирования внешней торговли, но и участвуют в их разработке.