Контрольная работа по правоведению

Если у вас нет времени на выполнение контрольной работы по правоведению, вы всегда можете попросить меня, пришлите задания мне в Контрольная работа по правоведениюwhatsapp, и я вам помогу онлайн или в срок от 1 до 3 дней.

Контрольная работа по правоведению

Контрольная работа по правоведениюОтветы на вопросы по заказу контрольной работы по правоведению:

Контрольная работа по правоведению

Контрольная работа по правоведениюСколько стоит помощь с контрольной работой?

  • Цена зависит от объёма, сложности и срочности. Присылайте любые задания по любым предметам - я изучу и оценю.

Контрольная работа по правоведениюКакой срок выполнения контрольной работы?

  • Мне и моей команде под силу выполнить как срочный заказ, так и сложный заказ. Стандартный срок выполнения – от 1 до 3 дней. Мы всегда стараемся выполнять любые работы и задания раньше срока.

Контрольная работа по правоведениюЕсли требуется доработка, это бесплатно?

  • Доработка бесплатна. Срок выполнения от 1 до 2 дней.

Контрольная работа по правоведениюМогу ли я не платить, если меня не устроит стоимость?

  • Оценка стоимости бесплатна.

Контрольная работа по правоведениюКаким способом можно оплатить?

  • Можно оплатить любым способом: картой Visa / MasterCard, с баланса мобильного, google pay, apple pay, qiwi и т.д.

Контрольная работа по правоведениюКакие у вас гарантии?

  • Если работу не зачли, и мы не смогли её исправить – верну полную стоимость заказа.

Контрольная работа по правоведениюВ какое время я вам могу написать и прислать задание на выполнение?

  • Присылайте в любое время! Я стараюсь быть всегда онлайн.

Контрольная работа по правоведению

Контрольная работа по правоведениюНиже размещён теоретический и практический материал, который вам поможет разобраться в выполнении контрольной работы по предмету "правоведение", если у вас есть желание и много свободного времени!

Контрольная работа по правоведению

Содержание:

  1. Ответы на вопросы по заказу контрольной работы по правоведению:
  2. Правоведение
  3. Характерные признаки права
  4. Предмет, способы и метод правового регулирования
  5. Правовые нормы и их классификация
  6. Действие законов во времени, в пространстве и по кругу лиц

Правоведение

Государство и право возникли в период первобытно-общинного строя, с появлением родовых общин, впоследствии раздробившихся на патриархальные семьи (землевладельцев, скотоводов, ремесленников), чьи интересы уже не полностью совпадали с интересами рода. Формирование семьи вызвало разложение родовой общины, расслоение общества и образование классов, что неизбежно привело к зарождению государства и права.

Первые упоминания в истории об этом периоде относятся к XVIII−XVII вв. до н. э. – это Вавилонское царство и законы царя Хаммурапи. Право с ранних этапов своего развития наряду с выполнением общесоциальных функций играло важную роль нормативноклассового регулятора, т.е. регламентировало общественные отношения в интересах экономически господствующего класса.

По этой ссылке вы сможете узнать как я помогаю с контрольными работами:

Помощь с контрольными работами

Государство является особой организацией политической власти, которая располагает специальным аппаратом (механизмом) управления обществом для обеспечения его нормальной деятельности. Основными признаками государства являются публичная власть, территориальная организация населения, государственный суверенитет, сбор налогов, законотворчество.

Государство подчиняет себе все население, проживающее на определенной территории, независимо от административнотерриториального деления. Государство представляет собой сложное явление, определить которое пытались различные ученые, политические деятели, философы. Однако все определения сводились главным образом к перечислению признаков государства. Многие исследователи сходились на том, что государство представляет собой объединение, общность людей, проживающих на определенной территории и подчиненных политической власти, способной применять принуждение.

Государственная власть является суверенной, т.е. верховной, по отношению ко всем организациям и лицам внутри страны, а также независимой и самостоятельной по отношению к другим государствам. Государство выступает официальным представителем всего общества, граждан. Под формой правления понимается организация высших органов государственной власти (порядок их образования, взаимоотношений, степень участия народа в их формировании и деятельности).

Право представляет собой волю правящего класса, реализуемую через законодательство. Государство не может обходиться без права, 5 которое служит государству, закрепляя и реализуя его волю на практике, так же как и право не может существовать без государства. Право не может возникнуть без государства, поскольку лишь государственные законодательные органы могут принять общеобязательные правила поведения и только государство вводит меры принуждения к соблюдению норм права. Современная наука связывает возникновение государства и права главным образом с развитием производства, с переходом от присваивающей экономики к производящей. В результате эволюции человек постепенно перешел от присвоения готовых животных и растительных форм к трудовой деятельности. Государство и право неразрывно связаны, не существуют одно без другого, взаимодействуют и взаимообусловливают друг друга.

В обществе существует множество различных социальных норм. Но только право непосредственно исходит от государства и придает этим нормам официальный, публичный характер. Нормы права формируются не стихийно, а в результате целенаправленной правотворческой деятельности государства, что является его характерным признаком.

По этой ссылке вы сможете научиться оформлять контрольную работу:

Теоретическая контрольная работа примеры оформления

Правовые нормы всегда устанавливаются или санкционируются государством. Все государственные органы в рамках своей компетенции издают нормативные акты. Для реализации нормотворческой функции государства созданы представительные органы власти. Учитывая экономические, политические, социальные притязания отдельных классов, групп, слоев населения, государство формирует и возводит в закон согласованную с публичной властью волю общества. Таким образом, в праве выражается общая воля населения. Однако право и законодательство − не тождественные понятия. Правовым является лишь закон, соответствующий политической воле государства, его идеям, принципам, ценностям, а в демократическом государстве − правам и свободам человека.

Государство − гарант общеобязательности права. В то время как моральные, корпоративные, религиозные и иные социальные нормы поддерживаются исключительно общественными санкциями, право охраняется и гарантируется государством. В случае необходимости правопорядок обеспечивается государственным принуждением. В случае нарушения правовых норм, неисполнения юридических обязанностей и запретов применяются государственные санкции. Таким образом, государство выполняет контрольную функцию: следит за реализацией норм права, пресекает правонарушения, привлекает нарушителей к юридической ответственности. Особое значение придается судебным органам, разрешающим правовые конфликты и гарантирующим каждому защиту нарушенных прав и свобод.

Государственная власть посредством законов регулирует только основные общественные отношения. Юридическими актами устанавливаются правовые связи между государством и обществом, между членами общества. Государство формирует право, использует его для достижения целей государственной политики. В то же время, оценивая влияние государства на право, рассматривая право в качестве инструмента государства, следует отметить, что и государство в той же мере является инструментом по отношению к праву.

Проблемы возникновения, природы, сущности государства и права, их функционирования, роли и значения в жизни общества, государственноправовой действительности и тенденций ее развития, политико-правовых процессов и их отражения в сознании людей относятся к числу сложнейших и ключевых, что отражается в многообразии различных теорий о происхождении государства и права (рис. 1.1).

Контрольная работа по правоведению

Рис. 1.1. Теории происхождения государства и права

Теологическая (божественная) теория происхождения государства и права − самая ранняя, она возникла на основе первоначальных религиозномифологических представлений о происхождении мира. Поскольку мир сотворил Бог, то и государство и право имеют Божественное происхождение. Наиболее известный представитель этой концепции − ученыйбогослов Фома Аквинский (1225−1274).

По этой ссылке вы сможете заказать контрольную работу:

Заказать контрольную работу

Патриархальная теория, выдвинутая еще Аристотелем, видит в государстве разросшуюся семью, так же опекающую своих подданных, как отец − своих детей. Государственная власть является продолжателем отцовской власти, т.е. власть монарха, государя для народа − это как власть отца в семье.

Договорная теория, или теория договорного происхождения государства и права, возникшая в Древней Греции (софисты, Эпикур, Гиппий (V−IV вв. до н.э.)), была возрождена и переосмыслена в период кризиса феодализма в интересах формировавшегося в то время класса буржуазии. Ее представители (Дж. Лильберн, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, Ш. Монтескье, А.Н. Радищев и др.) рассматривали государство и право как продукт человеческого разума, а не Божественной воли. Люди, выйдя из «естественного» (догосударственного) состояния, объединялись в государство на определенных условиях, оговоренных в заключенном ими добровольно и по взаимному согласию общественном договоре.

Важнейшими из этих условий признавались охрана государством частной собственности и обеспечение безопасности заключивших договор индивидов. Если правители нарушают заключенный между ними и гражданами договор, они могут быть лишены власти. Теория насилия изложена в работах Е. Дюринга, Л. Гумпловича, К. Каутского и др. В соответствии с этой теорией государство есть результат насилия, вражды, завоевания одних племен другими, насилие является первоосновой государства и права.

Побежденное племя превращается в рабов, победитель − в господствующий класс, появляется частная собственность, победители создают принудительный аппарат для управления побежденными, который становится государством, например, Золотая Орда. Но абсолютизировать роль насилия в истории нельзя, так как многие государства и правовые системы в прошлом и в настоящем создаются не только в результате внешнего завоевания или насильственным путем, а в ходе естественного развития общества.

Материалистическая (марксистская) теория исходит из того, что причины возникновения государства прежде всего экономические: общественное разделение труда, появление частной собственности, а затем раскол общества на классы с противоположными экономическими интересами. На смену родоплеменной организации приходит государство, на смену родовым обычаям − право.

Как объективный результат этих процессов возникает государство, которое с помощью специальных средств подавления и органов, постоянно занимающихся управлением, сдерживает классовое противоборство, обеспечивая преимущественно интересы экономически господствующего класса. Поскольку государство возникло в результате деления общества на классы, то делался вывод о том, что государство есть исторически преходящее, временное явление − оно появилось с возникновением классов и неизбежно должно отмереть вместе с их исчезновением.

Помимо вышеперечисленных теорий, существуют и другие. Например, органическая теория представляет государство как некое подобие человеческого организма. Древнегреческий мыслитель Платон, например, сравнивал структуру и функции государства со способностью и сторонами человеческой души. Аристотель считал, что государство во многих отношениях напоминает живой человеческий организм, и на этом основании отрицал возможность существования человека вне государства.

Как руки и ноги, отнятые от человеческого тела, не могут самостоятельно функционировать, так и человек не может существовать без государства. Г. Спенсер, крупнейший представитель этой теории, утверждал, что государство является общественным организмом, состоящим из отдельных людей, подобно тому, как живой организм состоит из клеток. Если организм здоров, то клетки его функционируют нормально. Если клетки больны, то они снижают эффективность функционирования всего организма, т.е. государства.

Возможно вам пригодятся эти страницы:

Контрольная работа по генетике заказать
Контрольная работа по матанализу заказать
Контрольная работа по риторике заказать
Контрольная работа по налоговому учету заказать

Государство и право есть продукт органической эволюции. Как в природе выживают наиболее приспособленные, так и в обществе в процессе войн и завоеваний происходит естественный отбор наиболее приспособленных государств, функционирующих по законам органической эволюции. Психологическая теория сводит основные причины возникновения государства и права к тем или иным свойствам психики людей, к биопсихическим инстинктам и т.д. Суть данной теории состоит в утверждении высшей арийской расы, ее права уничтожать целые народы и национальные меньшинства.

Также существуют естественнонаучная, ирригационная, расовая, патерналистская, различные психологические теории и др. Самой современной является кризисная теория происхождения государства, в которой используются новые реалии, основной акцент делается на организационные функции первичных городов-государств, на взаимосвязь происхождения государства с развитием производящей экономики и на особое влияние экологических кризисов, лежащих в основе революционных процессов.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

  1. Право, как и государство, есть продукт развития общества на определенном этапе. Право развивается вместе с государством, с которым тесно взаимосвязано.
  2. Право не может развиваться и функционировать без государства, ибо государство − это тот политический механизм, который формирует право в виде общеобязательных правил поведения (юридических норм).
  3. Право − результат правотворческой деятельности государства, соответствующих компетентных органов (парламента, правительства и т.д.). Нормы поведения становятся общеобязательными, юридическими нормами, поскольку они устанавливаются (либо санкционируются) государством. Правотворчество выступает одновременно основной формой государственной власти.
  4. Государство гарантирует реализацию правовых норм через государственное принуждение, и этим правовые нормы отличаются от других социальных норм, действующих в обществе.
  5. Не только право нуждается в государстве, но и государство − в праве, оно не может нормально и эффективно функционировать, не опираясь на законы.

Функции права в государстве:

  • обязывающая (указывает вид и меру должного поведения);
  • управомочивающая (указывает вид и меру возможного поведения);
  • рекомендательная (определяет целесообразность поведения);
  • запрещающая (устанавливает меру недопустимого поведения).

Право в любом государстве тесно связано с правосознанием, они так же взаимосвязаны, как право и государство, и не существуют друг без друга (рис. 1.2). Так, правовые нормы и практика их реализации влияют на формирование позитивного или негативного отношения к праву.

В свою очередь, уровень правосознания предопределяет характер правотворческой и правоприменительной деятельности государства. Вся совокупность норм, посредством которых регулируются поведение и деятельность, представляет собой систему нормативного регулирования общественных отношений.

Хотя право является особым регулятором основных общественных отношений, есть и иные виды социальных норм, оказывающих влияние на формирование и развитие общественных отношений в государстве (рис. 1.3). Эти социальные нормы имеют общие черты:

  • представляют образец поведения, типичный для данного общества;
  • определяют границы должного и возможного поведения;
  • являются ориентиром в выборе социально одобряемого поведения;
  • служат средством контроля за поведением людей;
  • формируются в процессе жизнедеятельности людей.

Среди этих социальных норм заметную роль играет мораль.

Контрольная работа по правоведению

Рис. 1.2. Связь права с правосознанием

Контрольная работа по правоведению

Рис. 1.3. Виды социальных норм, влияющих на общественные отношения

Мораль и право – взаимосвязанные, взаимопроникающие системы регулирования общественной жизни путем согласования различных интересов, подчинения людей определенным правилам. Мораль и право представляют собой сложные системы, включающие общественное сознание (моральное и правовое). Нормы права и нормы морали взаимообусловливают, дополняют и взаимообеспечивают друг друга в регулировании общественных отношений.

Эти взаимодействия определяются тем, что многие законы воплощают в себе принципы гуманизма, справедливости, равенства людей. Законы демократического государства воплощают высшие моральные принципы современного общества, гарантированные государством.

Мораль и нравственность – это тождественные понятия. Ими называют принятую в обществе систему норм, идеалов, принципов и ее выражение в реальной жизни людей. Идеалы, предписания морали ставят своей целью поддержание добра и отвлечение человека от зла. Когда человек осознает требование поддержания добра как свою личную задачу, можно говорить, что он осознает свой долг обязательства перед обществом. Исполнение долга контролируется внешне − общественным мнением и внутренне − совестью.

Таким образом, совесть − это личное осознание своего долга. Моральные нормы отличны от обычаев и правовых норм. Обычаи – это исторически сложившийся стереотип массового поведения в конкретной ситуации.

Отличие обычаев от моральных норм заключается в следующем:

  • обычай предполагает беспрекословное и буквальное подчинение его требованиям, в то время как моральные нормы − осмысленный и свободный выбор человека;
  • обычаи различны для разных народов, эпох, социальных групп, тогда как мораль универсальна − она задает общие нормы для всего человечества;
  • исполнение обычаев нередко основано на привычке и страхе перед неодобрением окружающих; мораль основывается на чувстве долга и поддерживается чувством стыда и угрызениями совести.

Функции морали:

  • оценочная – оценка поступков через призмы понятий добра и зла: хороший, плохой, нравственный или безнравственный;
  • регулятивная − установление норм, принципов, правил поведения граждан в обществе;
  • контролирующая − контроль за соблюдением должного поведения на основе общественного порицания и совести самого человека;
  • интегрирующая − поддержание единства норм морали и целостности духовного развития человека;
  • воспитательная — формирование культурного, высоко нравственного члена общества.
  1. Регулятивная функция. Мораль выступает как способ регулирования поведения людей в обществе и саморегулирования поведения. Общество в повседневной жизни использует разные способы регулирования общественных отношений: правовой, административный, технический и т.п., однако моральный уникален по следующим причинам. Во-первых, не нуждается в организационном подкреплении в виде различных принуждений и карательных органов. Во-вторых, моральное регулирование осуществляется в основном через усвоение человеком норм и правил поведения в обществе, так как основывается на внутреннем убеждении человека и является неотъемлемой частью его духовного мира.
  2. Оценочная функция. Мораль рассматривает мир, явления и процессы с точки зрения их гуманистического потенциала − в какой мере они способствуют объединению людей, их развитию. Она классифицирует все как положительное или отрицательное, добро или зло. Нравственно оценочное отношение к действительности есть ее осмысление в понятиях добра и зла, а также других сопредельных с ними или производных от них понятиях («справедливость» и «несправедливость», «честь» и «бесчестье», «благородство» и «низость» и т.д.). При этом конкретная форма выражения нравственной оценки может быть различной: похвала, согласие, порицание, критика, выраженные в оценочных суждениях; проявление одобрения или неодобрения. Нравственная оценка действительности обусловливает активное, деятельное отношение к ней. Оценивая мир, мы меняем свое отношение к нему, свою позицию.
  3. Воспитательная функция. В жизни общества мораль выполняет важнейшую задачу формирования личности, является действенным средством воспитания. Концентрируя нравственный опыт человечества, мораль делает его достоянием каждого нового поколения людей. В этом состоит ее воспитательная функция. Нравственность пронизывает все виды воспитания постольку, поскольку она придает им правильную социальную ориентацию через нравственные идеалы и цели, что обеспечивает гармоничное сочетание личных и общественных интересов. Мораль рассматривает общественные связи как связи людей, каждый из которых имеет самоценное значение. Она ориентирует на такие действия, которые, выражая волю данной личности, не попирают в то же время волю других людей.

Однако мораль и нравственность – классовые понятия. Недаром существует выражение: «Каково государство – такова мораль». Трудно представить, что в демократическом государстве и в государстве с диктаторским режимом понятия добра и зла и будут определяться одинаково.

Характерные признаки права

Из существующих разновидностей социальных норм только правовые исходят от государства. Все остальные складываются стихийно или создаются негосударственными организациями, объединениями и их органами (партийными, религиозными и т.д.). Правовые нормы устанавливаются компетентными государственными органами либо непосредственно, либо путем передачи своих полномочий на издание некоторых нормативно-правовых актов негосударственным организациям или их органам, либо путем санкционирования социальных норм (обычаев).

Характерные признаки права:

  1. Социальность. Этот признак характеризует первичное содержание права, обеспечивающее выполнение общесоциальной и классовой функций: организацию производства, распределение и перераспределение производимого или добываемого продукта, нормирование индивидуальных затрат труда на общественные нужды, господство классов или социальных групп в обществе, распределение и закрепление социальных ролей в обществе, должностей в государстве, организацию и осуществление государственной власти, регламентацию товарно-денежных отношений и отношений собственности, обеспечение эксплуатации и привилегий, а также другие сферы, связанные с организационно-трудовой и социальной жизнью общества.
  2. Нормативность. Право выступает как система норм (правил поведения), характеризуемых логической структурой («если-то-иначе»), установлением пределов поведения, определяющих границы, рамки дозволенного, запрещенного, предписанного (позитивное обязывание). Эти свойства регулятивной системы (дозволения, запреты, позитивное обязывание) зародились еще в обществах присваивающей экономики, но на этапе становления права приобрели новое содержание, формы выраже- ния, способы обеспечения.
  3. Обязательность. Правовые нормы обеспечиваются возможностью государственного принуждения, т.е. наделяются не только идеолоическим механизмом (авторитет, справедливость, религиозная поддержка), но и вероятностью неблагоприятных последствий при их нарушении, имеющих характер имущественных ущемлений, физических, моральных страданий.
  4. Формализм. Правовые нормы, как правило, всегда фиксируются в письменном виде в специальной форме: законы и их сборники, прецеденты и т.д. Формализм составляет особую ценность права, защищая его от произвольного изменения, закрепляя его устойчивость. Формализм права определяется порядком создания законов, их изменением, отменой, что действительно работает на стабилизацию общества, на точность применения, исполнения, соблюдения и использования правил поведения.
  5. Процедурность. Право как система норм включает в себя четкие процедуры создания, применения, защиты. Процессуальный порядок – характерный признак права, определяющий его связь с государственным аппаратом принуждения: армией, судом, полицией, прокуратурой.
  6. Неперсонифицированность. Этот признак права означает, что нормы права не имеют, как правило, конкретно определенного, индивидуального персонифицированного адресата, а направлены неопределенному кругу лиц. Если какое-либо конкретное лицо оказывается в условиях, предусмотренных структурой соответствующей нормы, оно и является ее адресатом. С этим признаком связана неоднократность действия нормы права, ее протяженность во времени.
  7. Институциональность. Появление права связано с определенным сознательным процессом создания норм права, с правотворчеством, которое осуществляют определенные государственные органы, признавая те или иные самоорганизационные правила поведения (обычаи) правовыми, а также с деятельностью уполномоченных на это судов (прецедент).
  8. Объективность. Этот признак характеризует закономерный характер появления права на этапе перехода общества к производящей экономике, естественный результат внутреннего развития регулятивной системы. Право, таким образом, не даруется какой-либо внешней силой обществу, не появляется по велению каких-либо культурных героев. Право, как и государство, − одно из условий существования политически организованного общества на этапе производящей экономики, и так же как государство оно имеет большую социальную ценность.

Совокупность характерных признаков права определяет его значимость в регулировании общественных отношений государства (рис. 1.4).

Контрольная работа по правоведению

Рис. 1.4. Характерные признаки права

Существует много определений права, но, как показывает практика, право – это всегда воля правящего класса в государстве, возведенная в закон.

Характерные признаки государства

Государство – единственно возможная всеобщая универсальная политическая форма организации исторически сложившегося общества, обеспечивающая как решение сугубо специальных задач, так и общих, вытекающих из природы общества. Государство обладает рядом признаков, которые отличают его от других субъектов политической деятельности.

  1. Наличие публичной власти. Государство располагает публичной властью, которая выделена из общества и не совпадает иногда с мнением населения страны. Эта власть особого рода: она является политической, или, иначе говоря, государственной властью и организуется с помощью специального аппарата власти, управления и принуждения. Этот аппарат (механизм) государства представляет собой систему государственных органов и соответствующих материальных средств, необходимых для выполнения различных функций в целях упорядочения и планомерного развития общественных отношений. В него входят институты законодательной, исполнительной и судебной власти, особый слой людей, занятых на профессиональной основе управлением (учетом, исполнением, контролем, надзором), а также аппарат принуждения, состоящий из армии, различных служб охраны порядка, разведки и контрразведки, исправительных учреждений.
  2. Наличие определенной территории. Государство выступает в качестве территориальной организации населения в масштабах всей страны. До возникновения государства люди объединялись по признаку родства − на основе своей принадлежности к тому или иному роду, племени или союзу племен. Однако со временем объединение членов общин происходит в зависимости от территории их проживания. В результате возникает территориальная организация населения, которая и является государством. Вся территория разделяется на административно-территориальные единицы, чтобы предоставить гражданам возможности осуществлять свои важнейшие права и обязанности по месту жительства. Целостность общества и взаимосвязь его членов обеспечивает институт гражданства или подданства, представляющий собой устойчивую правовую связь личности с государством. Население, проживающее на территории государства, и сама территория находятся под его защитой. Государство в пределах своих территориальных границ выступает в качестве единственного официального представителя всего общества во взаимоотношениях с другими странами.
  3. Суверенитет. Это важнейший признак государства. Суверенитет государственной власти означает ее верховенство и независимость от любых других властей страны (например, партий или других организаций) и независимость ее на международной арене. Верховенство государственной власти реализуется в следующих актах: издание общеобязательных для всего населения решений; установление и обеспечение единого правопорядка на всей территории; отмена постановлений и решений негосударственных политических организаций; определение прав и обязанностей граждан, должностных лиц; воздействие на население через специальные средства властвования, отсутствующие у других организаций. В суверенитете выражается способность государства независимо от других государств формировать и проводить в жизнь внутреннюю и внешнюю политику. Суверенитет государства не противопоставлен суверенитету народа. В большинстве конституций современных государств указывается, что народ является носителем суверенитета и единственным источником власти. Государственная власть должна выражать интересы народа и служить ему.
  4. Наличие права. Государство тесно связано с правом. Оно охраняет и регулирует жизнь общества на основе права. Создание правовых норм является признаком, отличающим государство от догосударственных форм общественной организации. Под правом понимаются общеобязательные правила поведения, санкционированные государством и закрепленные в виде законов, судебных решений и других актов государственной власти. Характерные признаки права, отличающие его от иных норм общественной жизни (норм морали, обычаев, традиций): общеобязательность его предписаний, обеспеченность специальными принудительными мерами в случае их нарушения, распространение их действия на неопределенный круг субъектов, а также санкционирование его норм государством. Государство − единственная организация, которая располагает правоохранительными органами (суд, прокуратура, полиция, спецслужбы и т.д.), призванными обеспечивать выполнение правовых норм, стоять на страже законности и правопорядка.
  5. Монополия на правотворческую деятельность. Только государство издает законы и подзаконные акты, которые общеобязательны для исполнения всеми членами общества и обеспечены принудительной силой государственного аппарата.
  6. Монополия на легитимное насилие. Государство обладает монополией на легальное и легитимное применение силы, физическое принуждение. Легальность власти − это юридическое признание права государства на принуждение. При этом государство применяет в первую очередь так называемое «легализованное принуждение», т.е. предусмотренные законом принудительные меры в целях наказания или предотвращения нарушений со стороны отдельных лиц, групп или организаций. Принуж- дение может быть и нелегализованным, например, предотвращение государственного переворота. Тогда используются не только правоохранительные органы, но и вооруженные силы государства. Если такое принуждение обусловлено общественной целесообразностью и применяется в интересах общества, то оно может быть легитимировано, т.е. оправдано в глазах общественного мнения. Легитимность государственной власти связана с ее одобрением в силу привлекательности, авторитета и соответствия представлениям большинства граждан о справедливой и правомерной власти. В результате население, признавшее данную власть, обязано подчиняться ее решениям.
  7. Займы и налоги. Только государство располагает системой принудительно взимаемых налогов и иных обязательных платежей. Налоги всегда имели важное значение для государства. Они необходимы для содержания государственного аппарата, решения социальных проблем, обеспечения обороны страны. Налоги − главный источник пополнения казны. Все другие организации для удовлетворения потребностей могут собирать со своих членов членские взносы.
  8. Наличие символики. Государство имеет свои признаки государственности: флаг, герб, гимн, особые символы и атрибуты власти (например, корона, скипетр и держава в некоторых монархиях) и т.д.
  9. Наличие денежной системы. Денежная система − это устройство денежного обращения в стране, сложившееся исторически, закрепленное национальным законодательством. Денежная система определяет денежный знак, имеющий хождение в данном государстве.

Предмет, способы и метод правового регулирования

Правовое регулирование − процесс целенаправленного воздействия государства на общественные отношения при помощи специальных юридических средств и методов. Особенность правового регулирования как отдельного вида социального регулирования заключается в том, что воздействие на поведение людей и общественные отношения осуществляется исключительно при помощи специальных правовых средств и методов. Отсюда использование любых других средств правового характера, специально для этого не предназначенных, правовым регулированием не считается, они относятся к более широкому понятию − правовое воздействие.

Поэтому какое-либо воздействие на поведение людей через средства массовой информации путем пропаганды или агитации, в том числе нравственное или правовое воспитание и обучение, не является правовым регулированием, поскольку не представляет собой специально направленную юридическую деятельность по упорядочиванию общественных отношений. Предмет правового регулирования существует у каждого отдельно взятого правового средства (норма права, институт права, отрасль права, правопримени- тельный акт).

В целом он являет собой совокупность всех общественных отношений, на которые целенаправленно воздействует право. Посредством права невозможно урегулировать абсолютно все общественные отношения, поэтому должна быть достаточно точно определена сфера их регулирования. В сферу правового регулирования должны входить все те отношения, которые уже урегулированы правом либо те, которые только нуждаются в этом. Нельзя допускать, чтобы сфера правового регулирования была слишком сужена либо чересчур расширена.

В случаях, когда роль права при регулировании общественных отношений занижена или незначительна, в обществе может возникнуть хаос и произвол грозящие серьезным нарушением правопорядка. И наоборот, если при помощи права пытаются урегулировать практически все общественные отношения, которые даже не нуждаются в этом, возникает ситуация тотального контроля государства за всей социальной жизнью общества и, как следствие, произвола уже со стороны самого государства.

Способы правового регулирования представляют собой пути регулирующего воздействия права на общественные отношения, характеризующиеся следующими основными предписаниями, зафиксированными в норме права:

  • дозволение − предоставление управомоченному лицу возможности совершать определенные действия, при этом оно по своему усмотрению может уклониться от их совершения или не воспользоваться ими вообще;
  • позитивное обязывание − обязанность какого-либо лица совершить определенное действие, при этом оно не имеет возможности уклониться или проигнорировать его;
  • запрет (негативное обязывание) − обязанность какого-либо лица воздержаться от совершения определенных действий под угрозой (в случае неисполнения такого требования) применения различного рода санкций.

Помимо перечисленных основных средств воздействия на общественные отношения, существует уполномочивание, закрепление определенных отношений (статуса, целей и принципов деятельности), рекомендация, поощрение, предоставление льгот, государственное принуждение. Перечисленные средства используются при формировании структурных элементов нормы (рис. 1.5).

Контрольная работа по правоведению

Рис. 1.5. Способы реализации норм права

Отдельно выделяют такие методы правового регулирования, как разрешительный и запретительный, диспозитивный (когда есть возможность отступить по соглашению сторон от намеченных в норме правил поведения либо изменить их) и императивный (когда такая возможность отсутствует).

Метод правового регулирования включает следующие компоненты:

  • порядок возникновения прав и обязанностей сторон (на основании закона, договора, акта применения права и т.д.);
  • степень самостоятельности субъектов при возникновении прав и обязанностей (равенство сторон или отношения власти и подчинения); Дозволение Элементы правового регулирования Основные Запрет Позитивное или негативное обязывание Дополнительные Поощрение Уполномочивание Ограничение Закрепление Подтверждение Иные
  • способы регулирования активности субъектов права (запреты, предписания, дозволения, рекомендации, поощрения);
  • способы обеспечения прав и обязанностей (судебный и иной порядок). Различные сочетания этих компонентов образуют метод конкретной отрасли права.

В теории права различают два противоположных метода правового регулирования: императивный (авторитарный) и диспозитивный (автономии). Императивный метод базируется на применении властных юридических предписаний, которые не допускают отступлений от четко установленного правила поведения. Иными словами, субъекты правоотношений вправе совершать только те действия, которые им разрешены. Диспозитивный метод предоставляет возможность участникам правоотношений самостоятельно определять свое поведение в рамках правовых предписаний.

При этом стороны выступают в качестве равных субъектов, добровольно принимают на себя обязательства по отношению друг к другу. Иначе говоря, лица вправе совершать любые действия, прямо не запрещенные законом. Императивные нормы имеют сугубо строгий, властно категоричный характер, не допускающий отклонений в регулируемом поведении; это, как правило, нормы административного права.

Диспозитивным нормам присущ автономный характер, позволяющий сторонам (участникам) отношений самим договориться и реализовать свои субъективные права и обязанности или использовать в определенных случаях резервное правило; они реализуются преимущественно в гражданско-правовых отношениях. Рекомендательные нормы обычно адресуются негосударственным предприятиям, устанавливают варианты желательного для государства поведения. По этому основанию нормы можно разграничить на позитивные, поощрительные и показательные.

По сфере действия нормы делятся следующим образом:

  • нормы общего действия распространяются на всех граждан и функционируют на всей территории государства;
  • нормы ограниченного действия обусловлены территориальными, временными, субъектными факторами; это нормы, издаваемые высшими органами власти республик, входящих в состав Российской Федерации, или нормы, исходящие от представительных или исполнительных органов государственной власти краев, областей и др.;
  • локальные нормативные предписания действуют в рамках отдельных государственных, общественных или частных структур.

Нормы права классифицируются также по времени (постоянные и временные), по кругу лиц (распространяются или на всех, или на четко обозначенную группу субъектов: военнослужащих, железнодорожников и т.п.). Традиционно считается, что норма права состоит из трех элементов: гипотезы, диспозиции и санкции (рис. 1.6).

Контрольная работа по правоведению

Рис. 1.6. Структура (элементы) правовой нормы

Гипотеза указывает на конкретные жизненные обстоятельства (условия), при наличии или отсутствии которых реализуется норма. В зависимости от количества обстоятельств, обозначенных в норме, гипотезы бывают простые и сложные. Альтернативной называют гипотезу, которая связывает действия нормы с одним из нескольких перечисленных в статье нормативного акта обстоятельств.

Санкция указывает на последствия нарушения правовой нормы. По степени определенности санкции могут быть абсолютно определенные (точно указанный размер штрафа), относительно определенные (лишение свободы на срок от пяти до десяти лет), альтернативные (лишение свободы на срок от одного года, или исправительные работы на срок до двух лет, или штраф).

Диспозиция содержит само правило поведения, которому обязаны следовать участники правоотношения. По способу изложения диспозиция может быть прямой, альтернативной и бланкетной. Альтернативная диспозиция дает возможность участникам правоотношения выбирать свое поведение в пределах, установленных нормой. Бланкетная диспозиция содержит правило поведения в общей форме, отсылая субъекта к другим правовым нормам.

Способы реализации нормы права:

  • соблюдение − воздержание от поступков, запрещенных действующим правом;
  • исполнение − совершение активных поступков по исполнению юридических обязанностей положительного содержания;
  • использование − осуществление лицом правомерных действий по своему усмотрению;
  • применение − активно-властная деятельность компетентных органов по решению в рамках правовых норм конкретных дел, издание специальных правовых актов.

Правовые нормы и их классификация

По юридической силе основными являются законодательные акты. Закон издается только законодательными органами государственной власти или принимается путем референдума. Закон обладает высшей юридической силой, регулирует наиболее важные, основополагающие общественные отношения, содержит нормы права и принимается в особом процессуальном порядке.

Так, например:

  • закон Российской Федерации принимается только палатами Федерального Собрания и выражает волю народа Российской Федерации;
  • содержит правовые нормы и поэтому является нормативным актом;
  • обязателен к исполнению всеми государственными органами, органами местного самоуправления, общественными объединениями и гражданами Российской Федерации;
  • ему должны соответствовать акты всех других государственных органов;
  • имеет прямое действие на всей территории Российской Федерации;
  • является юридической базой деятельности всех государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений и граждан и обладает высшей юридической силой по сравнению с любыми актами государственных органов, кроме Конституции Российской Федерации, которой закон не может противоречить.

Законы являются актами высшей юридической силы по отношению к другим правовым актам. При этом сами законы также делятся на виды в зависимости от юридической силы. Закон − это нормативно-правовой акт, принимаемый высшим представительным органом государства в особом законодательном порядке, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения с точки зрения интересов и потребностей населения страны.

Закон − высшая форма выражения государственной воли народа, непосредственное воплощение его суверенитета. Он устанавливает отправные начала правового регулирования, придает ему единство. Нормы, содержащиеся в актах других органов, основываются на нормах закона, развивают и конкретизируют его положения, являются производными от них. Высшая юридическая сила закона означает, что никакой другой орган, кроме органа законодательной власти, не может отменить или изменить закон.

Принятие нового закона неизбежно влечет отмену или внесение изменений во все другие акты, которые противоречат его содержанию. Высшая юридическая сила закона означает также, что акты всех иных государственных органов носят производный от него характер и не могут ему противоречить. По юридической силе все нормативно-правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты. Юридическая сила нормативно-правовых актов является одним из основных признаков их классификации, определяет место и значимость нормативно-правовых актов в правовой системе государства.

Ни один подзаконный акт не может вторгаться в сферу законодательного регулирования. Если такое случается, то подзаконный акт должен быть приведен в соответствие с законом или немедленно отменен. Подзаконные акты не являются источниками права, потому что не обладают необходимыми для этого качествами (см. таблицу).

Контрольная работа по правоведению

Законодательный процесс представляет собой совокупность последовательно сменяющих друг друга стадий, посредством которых осуществляется законодательная деятельность Федерального Собрания (ФС).

Основные стадии законодательного процесса:

  1. законодательная инициатива;
  2. предварительное рассмотрение законопроекта;
  3. рассмотрение законопроекта и принятие закона Государственной Думой (ГД);
  4. рассмотрение и одобрение закона Советом Федерации (ФС);
  5. подписание и обнародование закона Президентом РФ.

Наряду с основными в законодательном процессе могут присутствовать дополнительные стадии, так называемые факультативные:

  1. преодоление разногласий, возникших между Советом Федерации и Государственной Думой в связи с отклонением Советом Федерации принятых Государственной Думой законов;
  2. повторное рассмотрение Государственной Думой и Советом Федерации законов, отклоненных Президентом РФ.

Законодательный процесс регулируется Конституцией РФ (ст. 104−108), регламентами палат Федерального Собрания. Существует определенная процедура рассмотрения, принятия и утверждения (подписания) федерального закона (рис. 1.7)

Контрольная работа по правоведению

Рис. 1.7. Процедура принятия федерального закона

Первая стадия законодательного процесса − законодательная инициатива − внесение законопроекта в Государственную Думу субъектами, имеющими на это право. С 1985 г. в РФ применяется принцип регулирования общественных отношений: «Разрешено все, что не запрещено по закону». Правом законодательной инициативы обладают следующие государ- ственные лица и органы (ст. 104 Конституции РФ):

  1. Президент РФ;
  2. Совет Федерации;
  3. члены Совета Федерации;
  4. депутаты Государственной Думы;
  5. Правительство РФ;
  6. законодательные (представительные) органы субъектов РФ;
  7. Конституционный Суд РФ по вопросам своего ведения;
  8. Верховный Суд РФ по вопросам своего ведения;
  9. Высший Арбитражный Суд РФ по вопросам своего ведения.

Любой принятый закон в государстве обязан быть актуальным, т.е. не отставать от жизни и не опережать ее; грамотным по содержанию; не допускать двойного толкования, учитывать практику аналогичных законов в других государствах. В российском государстве единственным источником права является нормативно-правовой акт. Судебного прецедента нет (но роль юридической практики велика), обычая тоже нет, хотя исключения имеются.

В самом общем виде иерархическую систему нормативно-правовых актов России можно представить следующим образом:

  1. Конституция РФ;
  2. федеральные законы;
  3. указы Президента РФ;
  4. постановления Правительства РФ;
  5. нормативные акты министерств и ведомств.

Особую группу образуют международные договоры России и нормативные акты органов государственной власти субъектов Федерации. Рассмотрим эти виды нормативно-правовых актов подробнее. Конституция (Основной закон) Российской Федерации является основой всего законодательства России.

Верховенство ее в системе нормативных актов Российского государства определяется следующим:

  1. Конституция принята на референдуме в результате свободного волеизъявления всего народа в 1993 г.;
  2. Конституция устанавливает основные начала, принципы, нормы общественного и государственного строя;
  3. Конституция содержит перечень основных прав человека и фиксирует структуру и компетенцию высших органов государственной власти и управления;
  4. Конституция принимается, изменяется в результате соблюдения усложненной процедуры правотворчества.

Текст Конституции РФ состоит из 137 статей, содержит нормы, относящиеся к различным отраслям права, в том числе нормы Основного закона, определяющие компетенцию высших органов государства по изданию нормативно-правовых актов определенного вида (ст. 90,105,106 и др.), порядок принятия и вступления в действие федеральных законов (ст. 104−108) и др.

Федеральные законы принимаются в Российской Федерации Государственной Думой, после чего передаются на рассмотрение Совета Федерации для одобрения. Закон считается одобренным, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. Роль Президента РФ в деле принятия законов (наряду с правом законодательной инициативы) заключается в подписании закона в течение четырнадцати дней.

Особая группа федеральных законов − конституционные законы, которые принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ, и отличаются особым порядком принятия − требуется 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и 2/3 голосов от общего числа членов Думы. В отличие от этого, например, такой важный закон, как Гражданский кодекс РФ, принимался простым большинством голосов. Закон от 14 июня 1994 г. признает датой принятия федерального закона день его утверждения Государственной Думой в окончательной редакции, а федерального конституционного закона − день его одобрения палатами Федерального Собрания в порядке, установленном Конституцией РФ.

Федеральные конституционные законы и федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после их подписания Президентом РФ. Для всех видов законов официальной является публикация полного их текста в «Российской газете» или в «Собрании законодательства Российской Федерации». Федеральные конституционные законы и федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после их официального опубликования, если в самом законе не установлен иной порядок его вступления в силу.

В соответствии с Конституцией РФ субъекты Федерации (республики, края, области, автономная область, автономные округа и города федерального значения) по вопросам своего ведения осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов. Такие законы не могут противоречить федеральным. В этом проявляется принцип единства правовой регламентации и правового режима на территории всего государства.

Правовое регулирование в Российской Федерации только законами не исчерпывается. Оно обеспечивается также актами Президента, Правительства, а также министерств и иных федеральных органов власти, т.е. подзаконными актами. Нормативно-правовые акты Президента Российской Федерации.

Президент − глава государства, и в соответствии с этим издаваемые им нормативно-правовые акты (указы) занимают следующее после законов место и обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации. В качестве предмета регулирования указов выступают основные направления внутренней и внешней политики.

В случае противоречия указа Президента Конституции и законам России на основании заключения Конституционного Суда Российской Федерации указ утрачивает силу. По сравнению с законами указы относительно быстро принимаются и вступают в силу. Кроме того, перечень субъектов подготовки проектов указов законодательно не установлен, и по обыкновению они подготавливаются заинтересованными ведомствами или Правительством.

Нормативно-правовые акты Правительства. Правительство Российской Федерации осуществляет исполнительную власть в стране и, реализуя эту задачу, принимает постановления и издает распоряжения. Решения, имеющие нормативный характер или наиболее важное значение, издаются в форме постановлений. Решения по текущим и оперативным вопросам − в форме распоряжений. Особенностью актов Правительства является то, что они могут быть приняты лишь на основании и во исполнение законов РФ, а также указов Президента РФ. Нормативно-правовые акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти (ведомств).

Особенность их состоит в том, что министерства и ведомства могут издавать приказы и инструкции, содержащие нормы права, в случаях и пределах, предусмотренных законами РФ, указами Президента, постановлениями Правительства. Поэтому издание любого ведомственного акта должно быть основано на специальном указании вышестоящих органов, хотя на практике часто бывает по-иному. Акты этой группы очень многочисленны и многообразны.

К ним относятся приказы и инструкции, постановления, положения, письма, уставы и т.д. Все они издаются для реализации функций государственного управления в разных сферах общественной жизни (промышленность, наука, культура, здравоохранение, безопасность и т.д.) и обязательны для исполнения всеми подведомственными организациями, учреждениями, должностными лицами. Нормативные акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и иные законные интересы граждан, а также любые межведомственные акты подлежат 29 государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ и публикуются не позднее десяти дней после регистрации.

В соответствии с указом Президента РФ от 23 мая 1996 г. «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» акты, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не действительны, поскольку вступившими в силу не считаются.

Регистрация в Минюсте РФ необходима для проверки законности нормотворческого решения министерства или ведомства: проверяется, не ущемляет ли данный акт права и свободы граждан, не возлагаются ли на них дополнительные, не предусмотренные законодательством РФ обязанности. На указанные акты нельзя ссылаться судам при разрешении споров. Такое правило является результатом борьбы юристов многих поколений за демократизм принятия и применения ведомственных правовых актов, субъектами исполнения которых являются прежде всего граждане.

Более того, согласно «Правилам подготовки ведомственных нормативных актов», утвержденным Правительством РФ 23 июля 1993 г., на центральные органы федеральной исполнительной власти возложена обязанность доводить принятые ими ведомственные нормативные акты до сведения соответствующих органов государственного управления РФ, предприятий, организаций, учреждений.

Данные акты вступают в силу по истечении 10 дней после дня их официального опубликования в газете «Российские вести» либо в «Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти». Нормативные акты органов государственной власти субъектов Федерации. Локальные нормативные акты. Органы власти и управления субъектов Федерации согласно своей компетенции принимают решения, облекая их в правовую форму.

Издаваемые ими нормативные правовые акты распространяются лишь на территории соответствующих регионов. Решения областного уровня (законы, распоряжения) доводятся до исполнителей в течение семи дней со дня их принятия, но не позднее даты вступления в силу. В теории права локальными нормативными актами называются так же юридические документы, содержащие нормы права, принимаемые субъектами управления на предприятии, в организации и т.д. Краевая, областная администрация субъектов Федерации (в некоторых регионах − правительство) вправе принимать постановления, распоряжения, приказы.

Глава администрации по вопросам, отнесенным к его компетенции, может издавать постановления и распоряжения. Общим для всех видов подзаконных актов Российской Федерации является то, что наряду с законами, они служат источником законности, т.е. граждане и юридические лица, выполняя нормы права, содержащиеся в подзаконных актах, укрепляют режим законности и правопорядка государства. На принимаемые правовые решения ориентируются граждане, должностные лица и организации. Среди подзаконных актов существует своя иерархия, производная от иерархии административной.

Так, постановление федерального Правительства имеет большую юридическую силу, чем аналогичное постановление министерства, правительства области, главы администрации города. Существуют также локальные акты государственных и негосударственных учреждений и организаций различных форм собственности.

Для законного оформления, юридической институционализации эти организации создают различные правовые акты: приказы, издаваемые руководителем организации, уставы и положения, на основе которых осуществляют свою деятельность. Подобные акты составляют нижнее звено подзаконных правовых актов. В большинстве случаев, для того чтобы приобрести юридическую силу, они должны быть зарегистрированы в соответствующем муниципальном органе власти.

Например, устав общества с ограниченной ответственностью (либо иной аналогичной организации) приобретает юридическую силу только после его регистрации в государственных органах власти. Общественные отношения могут быть урегулированы и такими источниками права, как договор и обычай, санкционированный государством. Нормативный договор.

Договор − эффективное юридическое средство по определению прав и обязанностей, правил взаимоотношений граждан и юридических лиц. Большое значение он имеет в межгосударственных отношениях. Не менее важен договор и как один из основных источников права в сфере коммерческих отношений и имущественного оборота. С юридической точки зрения договор представляет собой соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.

В условиях становления в Российской Федерации рыночной экономики роль договора как инструмента саморегулирования значительно возрастает. Свобода и равенство сторон предполагают свободное вступление в договорные отношения без какого либо административного диктата.

Содержанием договора поэтому являются взаимоустановленные юридические права и обязанности. Договор заключается на следующих принципах:

  1. равенства;
  2. автономии (независимости) сторон и их свободного волеизъявления;
  3. имущественной ответственности за нарушение обязательства.

Особенность договора как подзаконного источника права заключается в том, что стороны могут заключить как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами договор. Основное требование к форме, содержанию и предмету договора − непротиворечие действующему законодательству. Может сложиться впечатление, что правовое регулирование института договора в российском законодательстве отсутствует.

Однако это не так − в одном из важнейших юридических документов нашего государства − Гражданском кодексе − три главы посвящены договору. Условия договора должны соответствовать нормам, содержащимся в законодательстве. В противном случае он может быть признан утратившим юридическую силу. Вместе с этим законодатель установил юридический приоритет договора над законом, принятым после заключения договора (п. 2 ст. 422 ГК РФ).

Обычай как источник права. Подход к понятиям «обычай» и «обычное право» в различных научных школах неоднозначен. В отечественном дореволюционном и современном западном правоведении эти понятия не разграничиваются. Так, русский историк и правовед В.М. Хвостов в 1908 г. писал, что необходимо рассматривать в качестве обычая юридическую норму, сила которой основана не на предписании государственной власти, а на привычке к ней народа, на долговременном применении ее на практике.

Другими словами, по В.М. Хвостову, обычай суть юридическая норма, подкрепленная давностью применения. Некоторые ученые рассматривают обычное право как первоначальный способ создания правовых норм, возникший раньше, чем общество конституировалось в политическом отношении. По их мнению, право, установленное обычаем, применялось в основном на достаточно ранних ступенях развития общества, в архаических правовых системах.

Однако это не совсем так, поскольку, как утверждает этнографическая наука, обычаи и сегодня применяются некоторыми народами, кроме того, продолжается процесс создания новых обычаев, отражающих этнокультурное развитие общества.

Действие законов во времени, в пространстве и по кругу лиц

Действие нормативного акта во времени учитывает три обстоятельства: момент вступления его в законную силу, момент прекращения его действия и применение установленных нормативным актом юридических норм к отношениям, возникшим до его вступления в законную силу.

В Российской Федерации нормативные правовые акты вступают в силу одним из следующих способов:

  • в результате указания в тексте нормативного акта на календарную дату, с которой юридический документ вступает в силу;
  • в результате указания на иные обстоятельства, с которыми связывается вступление в законную силу документа (например, момент признания банкротом гражданина, не являющегося предпринимателем);
  • в результате применения общих правил, т. е. по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами обеих палат не установлен другой порядок вступления их в силу.

Действие нормативного акта прекращается по следующим основаниям:

  • истечение срока, на который он был принят;
  • объявление об утрате им юридической силы;
  • принятие управомоченным органом нового юридического нормативного документа равной или большей юридической силы, регулирующего тот же круг гражданско-правовых отношений;
  • его устаревание в связи с исчезновением обстоятельств, которые подлежали регулированию (например, с исчезновением СССР утратили свою актуальность и потому прекратили свое действие нормативные акты, регламентирующие существование социалистической собственности).

Закон может вступить в силу только после официального опубликования. Согласно федеральному закону «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» (1994) эти документы вступают в силу на всей территории РФ по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самим законом (или специальным законом о его введении в действие) не установлен иной порядок вступления в силу (например, со дня официального опубликования или с определённой даты, по истечении 30 дней со дня официального опубликования; возможно также установление разных сроков вступления в силу различных положений закона).

По общему правилу закон обратной силы не имеет (не применяется к отношениям, возникшим до его вступления в силу). Не имеют обратной силы законы, устанавливающие или отягчающие ответственность (ст. 54 Конституции РФ), устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков (ст. 57). Обратная сила закона возможна лишь в порядке исключения, в случаях, установленных законом (в соответствии со ст. 54 Конституции РФ закон, устраняющий или смягчающий ответственность за правонарушение, имеет обратную силу).

По общему правилу в закон вносятся изменения, его действие приостанавливается, он признается утратившим силу (отменяется) законом того же вида. Действие закона или отдельных его положений может быть приостановлено другим законом. Закон (как и отдельные его положения) утрачивает силу (прекращает действие) по истечении установленного срока его действия, в связи с официальной отменой, а также в связи с изданием нового закона, заменяющего прежний (косвенная отмена), а также в связи с судебной отменой (законы, признанные неконституционными).

В некоторых случаях возможно применение закона, утратившего силу, к отношениям, возникшим во время его действия (переживание закона). Действие закона в пространстве означает его одинаковое применение на территориях, на которые распространяется суверенитет и юрисдикция государства: на территории государства (территория РФ включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды, территориальное море, воздушное пространство над ними), на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне.

Действие закона государства, как правило, также распространяется на территории его дипломатических представительств, воинских частей, на суда и воздушные суда, приписанные к порту государства и находящиеся в открытом водном или воздушном пространстве в соответствии с нормами международного права. Применение иностранного права допускается в некоторых случаях. Действие закона субъекта РФ (не суверенного государства или государственного образования), как правило, распространяется на всю его территорию (возможны исключения по отдельным территориям или по кругу лиц).

Действие норм закона в пространстве может быть ограничено, если это установлено самим законом или следует из его содержания, при этом сами законы действуют на всей территории РФ (например, федеральные законы «О континентальном шельфе», «Об особой экономической зоне в Магаданской области»). Действие закона по кругу лиц подразумевает всех, находящихся на его территории, а также на территории, на которую распространяются его суверенитет и юрисдикция. Лица (граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства), находящиеся на территории РФ, обладают правами и свободами и несут обязанности (в том числе обязанность соблюдать Конституцию РФ и законы) в соответствии с Конституцией РФ. Однако из этого правила есть масса исключений.

Права, свободы и обязанности, связанные с гражданством (избирательное право, воинская обязанность), распространяются на граждан Российской Федерации, даже находящихся за ее пределами. Под действие закона государства (государственного образования) подпадают его государственные органы и должностные лица при исполнении должностных обязанностей, независимо от их местонахождения (например, Президент РФ во время зарубежной поездки, а так- же органы государственной власти Московской области, расположенные на территории города Москвы).

Действие некоторых законов (а также 34 отдельных норм) распространяется только на определенных лиц (например, многие нормы федерального закона «О статусе военнослужащих», закона РФ «О статусе судей в РФ» адресованы соответственно военнослужащим и судьям). Некоторые законы не распространяются на лиц, пользующихся дипломатической неприкосновенностью в соответствии с международными договорами.

Действие гражданского законодательства по кругу лиц состоит в том, что оно распространяется на всех лиц, находящихся на территории, в пределах которой оно действует. Юридической науке известен принцип экстерриториальности, когда определенные части территории государства, а также дипломатические представители иностранных государств признаются не находящимися на территории государства, где они реально пребывают.

Юридически считается, что они располагаются на территории того государства, чье посольство помещается в данном здании или чьими представителями они являются. Обратная сила закона − распространение закона со дня его вступления в силу на те случаи и обстоятельства, которые существовали ранее. Принцип права «закон обратной силы не имеет» относится к числу неопровержимых положений (юридических аксиом) юридической теории и практики, сформировавшихся в ходе длительной эволюции права и воспринятых в качестве международно-правового стандарта всеми современными правовыми системами.

Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет (ст. 54 Конституции РФ). Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Например, не обладает обратной силой действующий ТК РФ, потому что по сравнению с прежним КЗОТ РСФСР некоторые правоотношения ухудшены.

По общему правилу нормативный правовой акт не распространяется на отношения, возникающие до его вступления в силу. Хотя в отдельных случаях действует диаметрально противоположный принцип. Закон распространяет свое действие на те отношения, которые возникли до его вступления в законную силу. Законодатель может предусмотреть это в отдельных случаях, однако это его право ограниченно. Он не может, например, издать нормы с обратной силой, если они устанавливают ответственность за какое-либо деяние либо ужесточают эту ответственность.

Существуют конституционные ограничения обратной силы закона и соответствующие трактовки этих норм Конституционным Судом РФ. Распространение действия закона на общественные отношения, возникшие до его издания, является исключением из общего правила.

В юридической практике обратное действие закона возможно в двух случаях:

  1. В силу прямого указания закона. При этом обратное действие закона всегда специально оговаривается в этом законе либо в акте (постановлении) и это означает его распространение на прошлое. Согласно п. 2 ст. 4 ГК РФ и ст. 10 Федерального закона о введении в действие части первой Гражданского кодекса РФ гражданское законодательство применяется также к правам и обязанностям, которые возникли хотя и после введения ГК в действие, но на основе существовавших до этого момента правоотношений.
  2. Если уголовный закон устраняет или смягчает наказание. Юридическое содержание данного принципа сформулировано в ст. 54 Конституции РФ:
  • закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет;
  • никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Это означает следующее: если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон. Это конституционное положение отражено в новейшем законодательстве. Например, ст. 10 УК РФ утверждает обратную силу уголовного закона.

Это означает, что закон, устраняющий преступность и наказуемость деяния, смягчающий наказание или иным способом улучшающий положение лица, совершившего преступление, имеет обратную силу, т.е. распространяется на деяния, совершенные до вступления такого закона в силу. Для правильного решения вопроса о применимом законодательстве в отечественной правовой системе большое значение имеет содержание закона: улучшает или ухудшает он положение гражданина, создает ли он права и обязанности или прекращает их.