Контрольная работа по педагогике

 

Контрольная работа по педагогике заказать

 

Если у вас нету времени на контрошу по педагогике вы всегда можете попросить меня, вам нужно написать мне, и я вам помогу онлайн или в срок 1-3 дня всё зависит что там у вас за работа, вдруг она огромная! Чуть ниже размещён теоретический и практический материал, который вам поможет сделать работу если у вас много свободного времени и желания!

 

Возможно, вас также заинтересует эта ссылка:

Заказать работу по педагогике помощь в учёбе

 

История педагогических идей и воспитательных практик

Педагогика — слово греческого происхождения (paida — дитя, gogike — вести), буквально оно переводится как «дето­рождение», «детовождение», или искусство воспитания. В Древ­ней Греции «педагогом» называли раба, который занимался обучением и воспитанием ребенка своего хозяина. В России это слово появилось вместе с педагогическим, историческим и философским наследием античной цивилизации и педагоги­ческими ценностями Византии и других стран. Столь обшир­ное наследие было воспринято восточными славянами одно­временно с их приобщением к христианскому миру. Русские книжники, знавшие греческий язык, читали труды античных мыслителей в оригинале и внесли в обиход новые слова — «педагог» и «педагогика».В результате в Древней Руси слова «воспитатель» и «воспитание» имели тот же смысл, что и гре­ческие «педагог» и «педагогика».

Известно, что в древнерус­ской книжности был свой канонический жанр «учительной ли­тературы», включавший тексты наставительного характера. На Руси, как и в других странах, веками создавалась самобытная воспитательная культура, развивающая педагогическое само­сознание и потребность разрабатывать определенные правила и наставления и передавать их детям. Так на самом раннем этапе возникновения общества появилась потребность передавать опыт от поколения к поколению. Поэтому практика воспитания пер­воначально определялась как передача жизненного опыта лю­дей от старшего поколения к младшему с целью подготовки его к самостоятельной жизни. Воспитание было таким же обществен­ным явлением, как и любая другая деятельность человека: охота, собирательство, изготовление орудий труда. Человек рос как личность, усложнялся его социальный опыт, и вместе с ним усложнялись процесс и цели воспитания.

 

Возможно, вас также заинтересует эта ссылка:

Решение задач по педагогике с примерами онлайн

 

  • Вначале педагогическая мысль оформлялась в виде отдель­ных суждений и высказываний — своеобразных педагогических заповедей. Их темой были правила поведения и отношения между родителями и детьми, между людьми в обществе. Таким образом, в основе педагогики лежат представления о целена­правленном процессе передачи человеческого опыта и подготов­ки подрастающего поколения к жизни и деятельности.

До того как зародилась письменность, педагогические суж­дения имели устное бытование и до нашего времени дошли в виде пословиц, поговорок, афоризмов, крылатых выражений. Истоки народной педагогики как первого этапа развития педа­гогики вообще мы находим в сказках, былинах, песнях, час­тушках, детских прибаутках, пословицах, поговорках, загово­рах, колыбельных песнях и песнях-хороводах, загадках, скоро­говорках, считалках, колядках, исторических преданиях, народ ных приметах. Только позже, с появлением письменности, они обрели более «сухую», не иносказательную форму и стали носить характер советов, неписаных правил и рекомендаций.

Однако наибольший интерес представляют разные инсти­туты воспитания и обучения, существовавшие в период сред­невековья в Древней Руси.

 

Возможно, вас также заинтересует эта ссылка:

Помощь по педагогике онлайн

 

Например, «кормильство» — своеобразная форма домаш­него воспитания детей феодальной знати. В возрасте пяти-семи лет малолетний княжич предавался кормильцу, которого князь подбирал из числа воевод, знатных бояр. При этом кормилец выполнял несколько функций. Он был не только наставником-воспитателем, но и распоряжался делами в порученной ему отдельной волости от имени воспитанника. В обязанности кормильца как наставника входило умственное, нравственное и военно-физическое воспитание, раннее привлечение княжи­ча к государственным делам.

Другой институт воспитания и обучения в Древней Руси — «дядьки». Дети воспитывались у брата матери, то есть у род­ного дяди. В свою очередь отец ребенка принимал на воспита­ние детей родной сестры. В результате создавались оригиналь­ные семьи, в которых «дядьки» воспитывали племянников и племянниц. «Дядьки» были наставниками племянников, а те — первыми их помощниками.

Институт «кумовства» — трансформация «дядьки» из вос­питателя племянников в своей семье в духовного и нравствен­ного наставника детей в семье родителей. С принятием хрис­тианства «кум» и «кума» стали крестными отцом и матерью.

Позже появился институт «мастеров грамоты» — одино­чек и школ «мастеров грамоты». Мастера грамоты были глав­ными лицами народного просвещения и подготовки духовен­ства, сделавшие промысел из обучения грамоте: как правило, они основывали школы: в семье, в домах учителей, при мона­стырях и церквах. Обучение детей было тяжелым делом, тре­бовавшим времени и большой затраты сил, чтобы научить не­ многому — читать и писать.

 

 

Возможно, вас также заинтересует эта ссылка:

Курсовая работа по педагогике заказать готовую онлайн

 

История развития русского педагогического самосознания, с точки зрения П.Ф. Каптерева, выдающегося русского педаго­га конца XIX и начала XX века, проходит три периода: церков­ный, государственный и общественный.

Вопросы образования и воспитания всегда привлекали к себе внимание писателей, философов и ученых.

Истоки теоретической педагогической мысли содержатся в работах великих древних философов — Сократа, Платона и Аристотеля. В рамках становящейся философской парадигмы они сформулировали основы возрастной периодизации и рас­крыли цели и этапы образования и воспитания человека.

Мощный импульс развитию педагогики дала эпоха Возрож­дения (XIV—XVI вв.). В 1623 году англичанин Фрэнсис Бэкон (1561—1626) вычленил педагогику из системы философских наук как самостоятельную науку. С XVII века педагогическая мысль начинает опираться на данные передового педагогиче­ского опыта. Немецкий педагог Вольфганг Ратке (1571—1635) разработал содержательные понятия образования и соответству­ющую методологию, установив критерий педагогических ис­следований.

Огромный вклад в создание научных основ педагогики был внесен великим чешским педагогом Яном Амосом Коменским (1592—1670). Он обосновал необходимость обучения и воспи­тания сообразно природе ребенка, на основе объективных за­кономерностей разработал систему принципов обучения, со­здал классно-урочную систему обучения, заложил основы клас­сического, или традиционного, образования.

Много прогрессивных идей было внесено в педагогическую науку и практику трудами Эразма Роттердамского (1469—1536) в Голландии, Дж. Локка (1632—1704) — в Англии, Ж.Ж. Руссо (1712-1778), К.А. Гельвеция (1715-1771) и Д. Дидро (1713-1784) - во Франции, И.Г. Песталоцци (1746-1827) - в Швей­царии, И.Ф. Гербарта (1776-1841) и А. Дистервега (1790-1866)- в Германии, Я. Корчака (1878-1942)- в Польше, Д.Дьюи (1859—1952) — в США и др. Постепенно преодоле­вался религиозный характер образования, расширялось содер­жание классического образования, основательно стали изучать­ся родной язык, история, география, естествознание. В XIX веке возникают реальные (с преобладанием предметов естественно-математического цикла) и профессиональные школы, в том числе и по подготовке педагогов. Таким образом были созданы предпосылки для становления педагогики в качестве учебной дисциплины. В педагогической практике получили развитие идеи гуманного отношения к детям, отмены физических нака­заний в школах, преодоления средневековой схоластики и зубрежки, активизации учебной деятельности, отказа от «сло­весного воспитания», усиления нравственного воспитания, при­ближения образования к жизни, соединения обучения и вос­питания с трудом, специальной подготовки учителей как про­фессионалов в вопросах обучения и воспитания и др.

Заметной вехой в развитии отечественной педагогики ста­ла теоретическая и практическая деятельность выходца из Беларуси Симеона Полоцкого (1629—1680). В 1667 году он был назначен воспитателем детей русского царя Алексея Михайло­вича и обучал царевичей Алексея, Федора и царевну Софью, под его наблюдением воспитывались Петр I и Иван V. Симеон Полоцкий разработал проект Славяно-греко-латинской акаде­мии, которая была открыта после его смерти в 1687 году и расширила систему высшего образования в Российском госу­дарстве. Симеон Полоцкий выступал против теории «врожден­ных идей», определяющих якобы развитие детей, придавал решающее значение в воспитании примеру родителей и учите­лей, считал, что развитие чувств и разума должно осуществ­ляться целенаправленно.

Отечественная педагогическая мысль плодотворно развива­лась в трудах М.В. Ломоносова (1711 — 1765), Н.И. Новикова (1744-1818), Н.И. Пирогова (1810-1881), К.Д. Ушинского (1824-1870), Л.Н. Толстого (1828-1910), П.Ф. Каптерева (1849-1922) и др.

В период социалистического развития нашей страны школа стала бесплатной, общедоступной (независимо от национально­сти и социального положения детей), светской (освобожден­ной от влияния церкви), а общее среднее образование — обя­зательным. Страна вышла в число ведущих по проценту насе­ления, имеющего общее среднее и высшее образование. Систе­ма образования строилась на идеях формирования всесторон­не и гармонично развитой личности, непрерывности и преем­ственности обучения, соединения образования с трудом и общественной работой, воспитания в коллективе и через кол­лектив, четкой организации и управления педагогическим процессом, сочетания высокой требовательности с уважением к личному достоинству учащихся, личного примера учителя и пр. Основы такого образования получили развитие в трудах Н.К.Крупской (1869-1939), С.Т.Шацкого (1878-1934), П.П. Блонского (1884-1941), А.С.Макаренко (1888-1939), В.А. Сухомлинского (1918—1970) и др. В последние десятиле­тия XX века идеи и теории активизации обучения, проблем­ного, развивающего и личностно-ориентированного образова­ния, педагогики сотрудничества, технологизации образователь­ного процесса разрабатывались учеными-педагогами Ю.К. Ба-банским, В.П. Беспалько, В.В. Давыдовым, И.Я. Лернером, М.И. Махмутовым, М.А. Даниловым, Н.К. Гончаровым, Б.Т. Лихачевым, П.И. Пидкасистым, И.П. Подласым, М.Н. Скаткиным, В.А. Сластениным, И.Ф. Харламовым, И.С. Якиман­ской, педагогами-новаторами Ш.А. Амонашвили, В.Ф. Шатало­вым, Е.Н. Ильиным и др.

В современных условиях педагогику рассматривают как на­уку и практику обучения и воспитания человека на всех этапах его личностного и профессионального развития, поскольку:

  • через систему образования «проходит» каждый человек: от дошкольного воспитания до повышения квалификации (последипломного образования);
  • во многих странах создана система непрерывного образо­вания человека под девизом «От образования на всю жизнь — к образованию через всю жизнь».

Спектр ответвлений педагогики расширился к концу XIX ве­ка и представляет большую систему педагогических знаний. Сегодня активно развиваются следующие отрасли педагогичес­кой науки: педагогика высшей школы, педагогика взрослых (андрагогика), история педагогики, сравнительная и социальная педагогика и т. д.

Таким образом, термин «педагогика» употребляется в не­скольких значениях:

Во-первых, выделяется бытовое значение педагогики. Каж­дый человек на протяжении жизни выступает в роли педагога, то есть обучает и воспитывает своих детей, членов семьи, оказывает влияние на коллег по работе, занимается самовоспитанием.

Во-вторых, подчеркивается практическое значение педа­гогики. Ее рассматривают как одну из сфер человеческой де­ятельности, связанную с передачей культурно-исторического опыта от старшего поколения к младшему с целью подготовки его к самостоятельной жизни и труду. При этом важна взаимо­связь народной (житейской) педагогики с педагогическим мастерством и искусством воспитания. Не случайно высшее проявление педагогической деятельности называют искусством.

В-третьих, педагогика понимается как наука и, одновре­менно, как отрасль человековедения. Педагогика исследует и совершенствует способы управления развитием человека в единстве природного, общественного и индивидуального. По­этому педагогические теории, концепции, модели, методики и технологии строятся только на фундаменте целостного и сис­темного знания о развивающейся личности, которое «добыва­ется» психологией, философией, историей, социологией и другими науками о человеке.

В-четвертых, педагогика представляет собой учебную дис­циплину, которая включает в себя теоретические и практиче­ские аспекты обучения и воспитания человека на всех возраст­ных этапах его личностного и профессионального развития и которую изучают студенты, обучающиеся как по педагогиче­ским, так и непедагогическим специальностям.

В-пятых, педагогика как отрасль гуманитарного знания имеет культурное значение, которое определяется педагогиче­ской культурой человека, качеством полученного им образова­ния, уровнем развития образовательной сферы в обществе.

 

Педагогика как наука: объект и предмет, цель и задачи, основные категории

Сегодня термином «педагогика» принято обозначать две области специфической человеческой деятельности, направ­ленной па социальное воспроизводство поколений людей, образование человека:

  • педагогическая наука;
  • педагогическая практика (хотя более точно обозначает педагогическую практику термин «педагогия»).

Педагогика как наука является исследовательской деятельность по изучению педагогической действительности человека по выработке и теоретическому обоснованию объективных знаний о педаго­гической действительности. Педагогическая действитель­ность составляет часть общей действительности, которая включена в педагогическую деятельность человека. Слагае­мыми педагогической действительности являются обуче­ние и воспитание, педагогическое взаимодействие, педаго­гические средства и условия, содержание педагогического процесса, педагогические методы и т. д.

Педагогика как наука представляет собой отдельную от­расль знаний о педагогическом процессе и слагаемых педаго­гической действительности.

Педагогика как практика есть реальное взаимодействие участ­ников педагогического процесса целях их развития. Это дея­тельность педагога и учащихся

по созданию условий своего оптимального развития, опыт воспитания и обучения, опыт педагогического взаимодей­ствия.

Объектом педагогики выступает процесс развития лично­сти, т. е. те явления действительности, которые обусловливают развитие человеческого индивида в ходе целенаправленной деятельности социума. Эти явления получили название «обра­зования». Образование и есть та область окружающей действи­тельности, которую изучает педагогика.

Предметом педагогики является педагогический процесс как фактор (ведущее условие) развития личности. Целью педагогики как науки является изучение закономерностей, тенденций и перспектив развития педагогического процес­са для совершенствования педаго­гической практики.

Данная цель может быть конк­ретизирована следующими задачами:

  • разработка теоретических основ организации педагоги­ческого процесса;
  • обоснование технологии педагогического процесса;
  • обоснование оптимальных педагогических условий (ус­ловий развития учащихся и педагогов) развития личности;
  • обоснование системы педагогических средств;
  • разработка теоретических основ управления педагоги­ческим процессом;
  • обоснование содержания и структуры профессиональ­ной педагогической деятельности.

Основные категории педагогики

Объект и предмет педагогики могут быть конкретизиро­ваны определением понятийного аппарата педагогики как науки.

Ключевым понятием педагогики, обозначающим изучае­мую область и отделяющим ее от предметных областей других наук, является педагогический процесс.

Педагогический процесс — это совокупность закономер­ных и последовательных взаимодействий педагога и учащих­ся в целях своего развития.

Другие понятия (а это развитие, образование, обучение, воспитание, педагогические средства, педагогические усло­вия) отражают дифференциацию исходного понятия «педа­гогический процесс», уточняют его.

Развитие — количественные и качественные изменения в анатомо-физиологической, психологической и духовной сфе­рах личности; переход педагога и учащихся из одного состоя­ния в другое, более совершенное.

Развитие определяет цель, назначение педагогического процесса.

Образование — процесс и результат целенаправленного развития личности.

Образование как процесс (образовательный процесс) си­нонимично понятию «педагогический процесс», в котором особо подчеркивается идея саморазвития личности, создания самим человеком своего собственного образа, своего «Я», со­здание самого себя.

Образование как результат — это определенный уровень развития, достижение уровня культуры, уровня общих и про­фессиональных знаний.

Воспитание — целенаправленное создание педагогичес­ких условий (условий развития участников педагогического процесса).

Обучение целенаправленная организация и стимулиро­вание учебно-познавательной деятельности учащихся в це­лях развития.

И воспитание, и обучение являются составной частью це­лостного педагогического процесса.

Педагогические средства инструментарий, совокуп­ность материальных и духовных предметов, приспособлений для осуществления профессиональной педагогической деятельности, организации и осуществления педагогического процесса.

Организуя педагогический процесс, педагог выстраивает систему педагогических средств.

Педагогические условия целенаправленно организован­ная педагогическая среда, система педагогических средств, педагогических взаимодействий для решения педагогичес­ких целей и задач.

 

 

Связь педагогики с другими науками

Педагогическая практика, как и педагогическая наука, вне связи с другими пауками превратятся в сомнительные сен­тенции.

Профессионально выявляя закономерности функциони­рования педагогического процесса, организуя его на практи­ке, невозможно не осознавать сущность и критерии личности, не учитывать физиологических особенностей человека, не определять методологию педагогического взаимодействия.

Фундаментом педагогики является философия. Философс­кое знание, мировоззренческое по своей природе, служит ме­тодологическим основанием педагогического исследования. От системы философских идей (экзистенциональных, мате­риалистических, неопозитивистских, прагматических и др.). которыми руководствуются исследователи, зависят направ­ление педагогического поиска, определение цели, средств, ус­ловий, технологии педагогического процесса, характер взаи­модействия его участников (педагога и учащихся).

Философия является теоретической базой осмысления пе­дагогического опыта и разработки педагогических концепций.

Связь педагогики с психологией очевидна. Организация педагогического процесса, педагогического взаимодействия базируется на знании психологии развития человека, осо­бенностей различных психических процессов, психологии обучения и воспитания учащегося. Психология является важнейшим источником научного обоснования педагогическо­го процесса.

Связь педагогики с физиологией обусловлена необходимо­стью знания педагогом анатомо-физиологической сферы че­ловека, возрастных физиологических особенностей учащих­ся при организации педагогического процесса, обучения и воспитания.

Тесные связи педагогика имеет также с социологией, поли­тологией, экономикой, медициной и другими науками.

 

 

Структура содержания педагогики

Педагогика является комплексной, многогранной наукой, объединяющей систему педагогических дисциплин. В струк­туру содержания педагогики как науки входят :

  • общая педагогика — изучает основные закономерности педагогического процесса и его слагаемые: обучение и воспи­тание;
  • возрастная педагогика (дошкольная, школьная педагоги­ка, педагогика взрослых) — изучает особенности педагогичес­кого процесса с учетом возраста учащихся, возрастные аспек­ты обучения и воспитания;
  • коррекционная педагогика изучает особенности организа­ции педагогического процесса с учащимися, имеющими откло­нения в развитии (сурдопедагогика — обучение и воспитание глухих и слабослышащих; тифлопедагогика — обучение и воспитание слепых и слабовидящих; олигофренопедагогика - обучение и воспитание умственно отсталых детей);
  • сравнительная педагогика — изучает закономерности, особенности функционирования педагогического процесса (образовательных и воспитательных систем) в различных странах мира путем сравнения, сопоставления между собой;
  • история педагогики — изучает закономерности, особенности функционирования педагогического процесса в раз­личных исторических эпохах, развитие педагогических идейи практики обучения и воспитания в прошлом;
  • социальная педагогика — изучает закономерности, особен­ности организации педагогического процесса вне учебного за­ведения, исследует влияние социума (семьи, общественно-по­литических объединений, неформальных групп и т. д.) на развитие участников педагогического процесса, изучает возможности общества, государства в целенаправленном развитии человека;
  • профессиональная педагогика — изучает закономернос­ти, особенности организации педагогического процесса, осу­ществления профессиональной педагогической деятельнос­ти в различных видах профессиональной деятельности, где она (педагогическая деятельность) не является ведущей фун­кцией (спортивная, военная, медицинская педагогика);
  • частнопредметная педагогика (частные методики, предметные дидактики) — изучает закономерности и особенности организации педагогического процесса при изучении отдельных учебных дисциплин (методика преподавания физики, географии, математики, педагогики, психологии и т. д.).

Процесс дифференциации содержания педагогической науки является перманентным, он продолжается.

 

 

Понятие методологии педагогики. Методы педагогических исследований

Методология является учением о системе принципов и спо­собов организации теоретической и практической деятельности. Это учение о научном методе познания, совокупности раз­нообразных методов и приемов осуществления исследования.

Методология науки дает характеристику компонентов ис­следования — объекта и предмета, цели и задач, совокупности исследовательских средств, необходимых для их решения, а также определяет последовательность действий в процессе решения исследовательских задач.

Методологию в педагогике следует рассматривать как со­вокупность теоретических положений о познании и преобра­зовании педагогической действительности, слагаемых педа­гогической действительности, педагогического процесса.

Функции методологии педагогической науки (педагогики):

  1. Гносеологическая (познавательная) функция реализация которой обеспечивает описание (что есть?), объяснение (почему так устроено?), предсказание (что будет?) изучаемых педагогических процессов;
  2. Праксеологическая (преобразовательная) функция обеспечивает целеполагание и конструктивное описание путей, способов, технологий достижения поставленных образовательных целей, а также внедрение результатов в педагогическую практику. Реализация праксеологической функции делает педагогическую науку прикладной и выявляет ее практическую значимость;
  3. Аксиологическая (оценочная) функция, или функция критики развития педагогической науки, реализация которой способствует разработке системы оценок, критериев эффективности педагогических моделей, преобразований, инноваций и т.д.;
  4. Рефлексивная функция направлена на анализ и осмысление результатов развития педагогической науки, совершенствование системы метода педагогических исследований; т.е. рефлексивная функция педагогики направлена на изучение самой педагогической науки;
  5. Функция нормативного предписания показывает, «что должно быть и как»;
  6. Эвристическая (творческая) функция заключается в постановке теоретико-практических задач и поиске их решений, в ходе которого реализуются функции педагогики как науки.

Основные методологические подходы в педагогике:

  1. Системный представляет собой анализ внутренних и внешних связей и отношений объекта, всех его элементов с учетом их места и функций.
  2. Личностный предполагает ориентацию при конструировании и осуществлении педагогического процесса на личность как на цель, субъект, результат и главный критерий его эффективности.
  3. Деятельностный заключается в рассмотрении объекта в рамках системы деятельности, ее происхождения, эволюции развития.
  4. Диалогический в нем личность рассматривается как система характерных для нее отношении, как носитель взаимоотношений и взаимодействий социальной группы.
  5. Аксиологическии (ценностный) направлен на признание и реализацию в обществе ценностей человеческой жизни, воспитания и обучения, педагогической деятельности, образования.
  6. Культурологический утверждает, что освоение культуры как системы ценностей представляет собой развитие самого человека, становление его как творческой личности и субъекта культуры.
  7. Антропологический предполагает, что при построении педагогического процесса должны быть учтены данные всех наук о человеке.
  8. Этнопедагогический заключается в организации процесса воспитания с опорой на национальные традиции, культуру, обычаи, привычки народа.

Методами педагогического исследования называются способы изучения педагогических явлений, процессов. Педагогика располагает системой методов исследования, позволяющих с достаточно высокой степенью объективности и достоверности выявлять и оценивать все аспекты предмета исследования.

Методы организации исследования

  • Комплексный (педагогический объект как система).
  • Сравнительный (изучение педагогических условий,факторов для последующего сравнения).
  • Лонгитюдный (выявление изменений в течении длительного времени).

Методы сбора данных

  • Педагогическое наблюдение, самонаблюдение, самоанализ.
  • Беседа интервьюирование.
  • Педагогический эксперимент.
  • Педагогическое тестирование.
  • Анализ педагогической документации.
  • Педагогический анализ ситуаций и фактов.
  • Экспертные оценки.
  • Анкетирование.
  • Педагогический консилиум
  • Сравнительно-педагогический метод.

Метод обработки данных

  • Математические (регистрация, ранжирование, шкалирование).
  • Качественные (теоретический анализ, сравнение, систематизация, группировка, типологиизация, синтез, обобщение).

Методы интерпретации и оценки данных

  • Теоретические (на основе существующей теории, концепции).
  • Сравнительные (оценка материала в сравнении с ранее полученными или другими результатами исследования).
  • Системный (выявление взаимосвязи элементов).
  • Генетический (прослеживание процессов становления и развития, их этапов, тенденций).
  • Факторный (определение факторов ,их роли и влияний).
  • Структурный (выявление структурных элементов).
  • Саузальный (констатация и объяснение причин сил, педагогических процессов).
  • Апробационный (проверка на практике правильности выводов и результатов).