Контрольная работа по менеджменту организации

Если у вас нету времени на контрошу по менеджменту организации вы всегда можете попросить меня, вам нужно написать мне, и я вам помогу онлайн или в срок 1-3 дня всё зависит что там у вас за работа, вдруг она огромная!

Чуть ниже размещён теоретический и практический материал, который вам поможет сделать работу если у вас много свободного времени и желания!

 

Предмет, функции и задачи менеджмента организации

Для определения места теории организации в системе научных знаний следует определить ее предмет и задачи.

Предмет теории организации определяется неоднозначно. С фундаментальных позиций считается, что его составляют закономерности строения, формирования, развития, распада организаций, а также научные подходы и методы их изучения (А.Е. Шумский). Согласно прагматической оценке предмет теории организации составляют организационные отношения людей в процессе совместной деятельности и закономерности их развития (Э.А. Смирнов).

В соответствии с первой позицией основными функциями теории организации являются: познавательная, методологическая, организующая и прогностическая. Познавательная функция состоит в исследовании закономерностей строения, функционирования и развития различных организационных форм, процессов организации и самоорганизации, происходящих в сложных системах. Крупнейшим теоретиком теории самоорганизации является П. Кропоткин.

Методологическая функция заключается в разработке общих методологических подходов к исследованию организационной деятельности.

Организующая функция проявляется в обобщении организационного опыта, полученного в практике деятельности организаций, с целью их совершенствования.

Прогностическая функция позволяет прогнозировать основные тенденции развития организаций, предвидеть возможность появления новых организационных форм, их особенности.

 

По этой ссылке вы сможете узнать как я помогаю с контрольными работами:

Помощь с контрольными работами

 

Основные задачи, решаемые в рамках теории организации:

  • описание (построение моделей) и классификация организаций;
  • выявление законов и закономерностей строения, функционирования и развития;
  • формулирование принципов обеспечения организационных процессов;
  • анализ (в первую очередь устойчивости, надежности и управляемости);
  • проектирование;
  • управление и оптимизация организационных процессов.

Б.З. Мильнер считает основополагающей задачей теории организации изучение влияния, которое оказывают индивидуумы и группы людей на функционирование организаций, на происходящие в них изменения, на обеспечение эффективной целенаправленной деятельности и получение необходимых результатов.

Теория организации как междисциплинарная область научных знаний

Междисциплинарные связи

Существующие взгляды на взаимосвязь теории организации с другими науками во многом совпадают. Имеющиеся же различия обусловлены степенью развитости научных представлений о теории организации в целом и связанных с ней наук в частности.

В 30-х годах XX в. в связи с индустриальным развитием общества возникает ряд научных направлений, родственных по своему содержанию с теорией организации: теория систем, теория управления, кибернетика, теория катастроф и др. Также возникает большая группа прикладных наук, таких как менеджмент различных сфер деятельности общества (персонала, производства и др.), организационное поведение, социология организаций, информационные системы, проектирование организационных систем и др. (табл. I).Контрольная работа по менеджменту организации

Взаимодействие теории организаций с другими научными дисциплинами представлено на рис. I. Особую роль в рамках теории организаций занимают такие научные дисциплины, как общая теория систем и кибернетика, которые также претендуют на роль мета-наук.
Контрольная работа по менеджменту организации
В целом развитие теории организации невозможно без включения в нее теоретических конструктов, понятий, законов, отдельных принципов и положений. В свою очередь, теория организации вносит во взаимосвязанные с ней науки свои научные результаты. В зтом проявляется междисциплинарное взаимодействие теории организации с указанными науками.

 

По этой ссылке вы сможете научиться оформлять контрольную работу:

Теоретическая контрольная работа примеры оформления

 

Место теории организации в структуре управленческих наук

С точки зрения фундаментальности и характера рассматриваемых проблем наиболее близкими к теории организации являются такие науки, как общая теория систем и кибернетика, имеющие свой объект и предмет исследования. Так, общая теория систем — это научная дисциплина, исследующая объекты произвольной природы с точки зрения их системного характера.

Теория систем изучает законы и принципы, относящиеся только к организационным системам в целом. Она выявляет и раскрывает их свойства, типы связей и структуру, обобщая в единую теоретическую концептуальную картину. В ней преобладает номотетическая (абстрактно-теоретическая) форма содержания, направленная на установление объясняющей и предикативной системы законов.

Поскольку любая организация может быть представлена в виде системы, то возникает закономерный вопрос: не является ли теория организации частью обшей теории систем? Ответ на этот вопрос неоднозначен. Если согласиться с тезисом А. Богданова о существовании неорганизованных (нейтральных) систем, то понятие «система» оказывается шире, чем понятие «организация».

С другой стороны, концентрация внимания на социальных организациях требует привлечения результатов, выходящих за рамки общей теории систем. Связь между общей теорией систем и теорией организации происходит через принципы и законы организованных систем, как это показано на рис. 2.
Контрольная работа по менеджменту организации
Кибернетика — наука об управлении, связи и переработке информации. Другое определение (которое не противоречит первому, но более узкое): кибернетика — это наука об оптимальном управлении сложными системами. Основатели кибернетики — Н. Винер, У. Эшби. Сам термин «кибернетика» восходит к Платону (IV в. до н.э.; у древних греков он означал искусство управления кораблем). Андре Мари Ампер в своей классификации наук (1834) предложил называть кибернетикой науку об управлении человеческим обществом. В рамках кибернетики разработаны общие принципы и законы управления сложными системами, которые применимы, в частности, и к социальным организациям.

А. Устинов и В. Селезнев отмечают, что кибернетика в отличие от теории организации изучает законы и принципы специфических систем (кибернетических объектов), которые связаны с получением, восприятием, хранением, передачей и переработкой информации. Ее научными отраслями являются теории информации, алгоритмов, автоматов, распознавания образов и др. Эти проблемы частично входят в предмет теории организации при обобщении и систематизации организационного опыта.

 

По этой ссылке вы сможете заказать контрольную работу:

Заказать контрольную работу

 

В целом теория организации исследует не только организационные законы кибернетических систем, но и организационный опыт, организационные отношения, происходящие в системах. По своему объекту и предмету исследования это более широкая наука, чем теория систем и теория кибернетики.

Теория организации тесно связана с рядом прикладных наук (менеджмент различных областей деятельности, организационное поведение, организация управления и др.). По отношению к ним теория организации является теоретическим фундаментом, на базе которого прикладные науки разрабатывают свои конкретные закономерности, принципы и другие методологические положения.

Из приведенной схемы видна иерархия расположения наук по уровню их фундаментальности. В работах Э.А. Смирнова и Б.З. Мильнера приводится иной порядок фундаментальности наук и их место в системе. В этой связи теория организации призвана использовать достижения и знания целого ряда смежных научных дисциплин для решения основополагающей задачи с учетом изучаемых ими аспектов.

Наиболее полное представление о концептуальных особенностях понятия «организация» позволяет получить системный подход, отражающий специфический и адекватный смыслу данной категории метод познания — системный метод.

В целом теория организации выступает единой и комплексной теоретической основой, формирующей и обеспечивающей последовательную взаимосвязь и гармоничное развитие всей совокупности управленческих наук.

В свою очередь теория организации как универсальный инструмент исследования, отражения и построения процессов и систем вместе с другими областями знаний сама становится источником новых научных дисциплин и направлений, например, таких как организационные изменения, развитие организации, управление проектом, уверенно завоевывающих право на самостоятельность. Постоянно развиваясь и совершенствуясь, они способны обеспечить организационно-методическое сопровождение практической адаптации и применения знаний комплекса управленческих дисциплин (рис. 4).
Контрольная работа по менеджменту организации
Практическая реализация применения теории организации в качестве инструментария уверенно выражается в построении, структуризации и представлении таких производственных дисциплин, как технология, и таких социально-прикладных дисциплин, как конфликтология или политология.

 

Возможно вам пригодятся эти страницы:

Контрольная работа по этике заказать
Контрольная работа по физической культуре заказать
Контрольная работа по немецкому языку заказать
Контрольная работа по французскому языку заказать

 

Понятие менеджмента

  • Менеджмент как вид деятельности

  • Профиль новаторского менеджмента

  • Деятельность и мастерство менеджера

  • Типы и роли менеджеров

  • Определения основных понятий менеджмента

В англо-русском словаре есть слова manage (заведовать, руководить), manager (заведующий, правитель), management (управление).

Термин «менеджмент - он уже несколько лет как вошел в русский язык. Вопреки словарю, он не является точным синонимом русскому термину «управление». Управлять можно не только заводом, но и автомобилем или ракетой. Менеджмент - всегда управление людьми. Причем управляет человек (а не компьютер или светофор). Поэтому широко используется термин «автоматическое управление», но бессмысленно говорить об «автоматическом менеджменте».

Термин «менеджмент» имеет несколько значений. Рассмотрим их:

1) Менеджмент как вид трудовой деятельности – это осуществление процесса управления. Процесс управления – это непрерывное осуществление последовательных действий от прогноза предстоящей деятельности, постановки цели и разработки способов ее достижения до анализа ее фактического результата.

2) Менеджментом называют сам процесс управления, со всеми его функциями, методами и средствами. Процесс менеджмента предполагает выполнение определенных функций. Таких, как прогнозирование, планирование, создание организационных структур, командование, координация, стимулирование (мотивация) деятельности, контроль и анализ. Менеджмент объединяет различные составляющие управленческой деятельности в единое целое.

3) Менеджмент – это орган управления, например, совокупность подразделений аппарата управления, объединяющего менеджеров. Другими словами, менеджментом называют организационную структуру, предназначенную для управления той или иной организацией, регионом, страной.

4) Под менеджментом понимают категорию людей, профессионально занимающихся управлением, работающих на должностях, входящих в аппарат управления.

5) Менеджмент – это научная дисциплина, посвященная проблемам, возникающим, когда люди управляют людьми. Менеджмент – это наука, изучающая управление интеллектуальными, сырьевыми, финансовыми и материальными ресурсами. В России менеджмент обычно рассматривается как одна из экономических наук. Проводятся научно-исследовательские работы, выпускаются журналы и книги, защищаются диссертации по менеджменту.

6) Менеджмент как научная дисциплина опирается на практику управления. Соответственно под менеджментом иногда понимают практику реального управления и ее осмысление.

7) Менеджмент – это не только наука, но и искусство управления. Управленческая наука дает скорее общие ориентиры, чем конкретные инструкции на каждый конкретный акт управления. Реальное управление, особенно оперативное – скорее искусство, чем наука. Менеджеру необходимы не только знания, но и интуитивное понимание людей, которыми он управляет.

8) Наконец, менеджмент – это учебная дисциплина, посвященная управлению. В России менеджменту учат всех студентов экономических специальностей. О нем рассказывают будущим инженерам, геологам, медикам, социологам и др. Все чаще с менеджментом знакомят и школьников.

Все рассмотренные понимания термина «менеджмент» (а их число можно значительно увеличить) отнюдь не противоречат друг другу. Наоборот, они тесно связаны между собой и раскрывают разные стороны обсуждаемого понятия.

 

 

Менеджмент как вид деятельности

Менеджмент – вид профессиональной деятельности, направленной на эффективное и рациональное достижение целей организации посредством выполнения функций планирования, организации, мотивации и контроля над использованием организационных ресурсов.

Определение включает ключевые идеи: функции, цели и ресурсы организации (Рисунок 1).

Контрольная работа по менеджменту организации

Деятельность менеджера – применение средств воздействия на исполнителей ради достижения цели организации, которой он руководит (Таблица 2).

Контрольная работа по менеджменту организации

Цель менеджера – выполнение показателей формального плана по удовлетворению запросов людей в потребительских благах и услугах, которые производятся организацией.

Метод достижения цели – оптимальное сочетание административных и экономических рычагов управления с учетом действия внешних угроз и возможностей, сильных и слабых сторон организации.

Менеджер – руководитель, прошедший процедуры профессионального отбора и специальной подготовки в области управления организацией, способный к достижению поставленных собственником целей и задач, соответствующих уставу организации (Рисунок. 2).

Контрольная работа по менеджменту организации

Деятельность менеджера отличается характерными чертами:

  • организация и управление людьми, занятыми в процессах производства различных видов продуктов;
  • использование в работе административных и экономических методов управления. (Административно культивировать подчинение, а экономически – пробуждать интересы работающих, мотивировать трудовую деятельность, стимулировать производительный труд и рационально распределять ресурсы);
  • внедрение инноваций (новых технологий, оборудования, товаров и услуг), для достижения долгосрочного успеха организации;
  • видение перспектив развития организации;
  • умение стратегически мыслить и разумно рисковать;
  • умение принимать решения и брать ответственность на себя.

 

Менеджеры не случайно должны обладать перечисленными чертами. На менеджера возлагается ответственность за деятельность организации. Именно менеджеры отвечают за результаты использования ресурсов, которыми наделена организация для достижения целей, поставленных ее учредителями.

Для подчинения всей совокупности процессов и действий членов организации единой цели менеджеры создают организационную структуру.

Подчинение цели означает, что организация должна получать результат:

  • прибыль;
  • увеличение доходов участников организации;
  • удовлетворение социальных потребностей и т.п.

 

Эффективность организации — это степень ее приближения к поставленной цели, которая показывает, насколько организация может выполнять свои функции, т. е. предоставить потребителям необходимые им товары и услуги.

Рациональность действий менеджеров — оценка количества ресур­сов, потребовавшихся для достижения целей организации (сырье, материалы, денежные средства и сотрудники, задействованные в производстве данного объема продукции или получении определенного результата). По сути, имеется в виду объем ресурсов, необходимый для производства товара или услуги. Ра­циональность может быть рассчитана как количество ресурсов, использованных для производства товара или услуги.

Менеджеры должны создавать условия для рациональной и эффективной работы организации. Деятельность менеджеров заключается в нахождении и применении способов повышения рациональности, при одновременном стремлении и к достижению целей компании по качеству обслуживания и удо­влетворенности потребителей конечного продукта. То есть, — главная обязанность менеджеров состоит в обеспечении высокой результативности работы, выраженной в степени достижения целей орга­низации при эффективном и рациональном использовании имеющихся ресурсов.

Профиль новаторского менеджмента

Предпосылки новаторского менеджмента. Технологические, технические, экономические, социальные изменения, свойственные современному миру, обретают глобальный характер и имеют далеко идущие последствия для менеджеров и организаций, которые они возглавляют. В условиях, когда изменения являются скорее нормой, чем исключением, менеджерам надо находить инновационные способы решения проблем, с которыми встречаются руководители организаций в процессе деятельности. В результате, спектр классических способностей и навыков, традиционно свойственных менеджерам, дополняется новыми компетенциями, необходимыми для эффективного управления.

Смысл новаторского менеджмента. Для достижения традиционных целей (производство, прибыль, доходы, рыночная ниша и т.п.), адекватных модели экономического роста, менеджерам достаточно организовать иерархическую структуру управления и установить контроль над деятельностью людей. Ситуация меняется, когда кардинально возрастает значение инновационных решений для достижения высоких показателей не только количества, но и качества производства, отражающих его конкурентоспособность. В этом случае менеджеры должны обладать иными навыками, которые помогут лидерам мотивировать и увлечь людей, используя свой авторитет в процессе извлечения выгоды из результатов интеллектуального и физического труда сотрудников.

Роль новаторского менеджмента. Новые условия развития производства предполагают изменение роли менеджеров, которые должны возглавить перемены, направить в нужное русло креативность и энтузиазм людей, найти общие ценности и вовлечь сотрудников в управление производством. Командная работа и сотрудничество становятся теми руково­дящими принципами, которые помогут менеджерам и работникам выработать модель поведения, адекватную представлениям и нормам современного предпринимательства. В подобных условиях роль менеджмента заключается в сосредоточении усилий на развитии организаций, адаптации людей к изменениям, мотивировании и координация их действий в процессе производства. Такой взгляд на менеджмент позволяет перейти от жесткого контроля к созданиюкультурных ценностей, которые позволят людям создавать рабочую обстановку, отличающуюся высокой производительностью и высоким уровнем сотрудничества.

Значение новаторского менеджмента. Инновации в товарах, услугах, системах менеджмента, производственных процессах, корпоративных цен­ностях и других аспектах организации обеспечивают компаниям рост, изменение и процветание. В долгосрочной перспективе без инноваций не сможет выжить ни одна компания. В современном мире отрасли, технологии, экономики, госу­дарства и общества постоянно меняются, и менеджеры обязаны помогать своим организациям продвигаться вперед в непредсказуемых условиях, используя гибкость и инновационность.

Новаторский менеджмент, не отрицая значения классических принципов, использует новые принципы, которые полнее учитывают особенности современной экономики: глобальность процессов и явлений, рост неопределенности, рисков и конкуренции на рынках ресурсов и готовой продукции (Таблица 3).

Контрольная работа по менеджменту организации

 

 

Катализаторы новаторского менеджмента:

  • видение проблемы;
  • готовность к нетривиальным решениям;
  • новые принципы и парадигмы решения проблем;
  • тказ от стереотипов мышления.

Деятельность и мастерство менеджера

Деятельность менеджера. Менеджеры в организациях занимают двойственное положение: с одной стороны, они руководят людьми, работающими в организациях; с другой, — они сами являются сотрудниками этих организаций. Данное противоречие проецируется на деятельность менеджера: менеджеры формулируют цели развития организаций, они же организуют труд людей и производство для выполнения целей. Этим противоречием порождается многообразие деятельности менеджеров.

Среди многообразия задач, стоящих перед менеджментом, мы выделяем в качестве важнейшей – управление людьми. Для выполнения этой задачи, необходимо понимать специфику, предмет и средства труда менеджеров.

Специфика труда менеджера заключается, преимущественно, в умственном, творческом характере этого труда, в процессе которого постановка целей, разработка способов и приемов их достижения, организация совместной деятельности – это главный смысл труда менеджера.

Предмет труда менеджера – информация, использование которой позволяет принимать решения, необходимые для изменения состояния объекта управления.

Средства труда менеджера – средства, позволяющие работать с информацией. Результат деятельности менеджера оценивается по степени достижения поставленной цели. Чтобы функционировать, менеджер должен обладать особыми качествами и компетенциями, иметь специальные знания и способности к использованию их в повседневной работе при управлении организацией.

На содержание и результаты труда менеджера оказывают влияние различные факторы, которые влекут важнейшие изменения в труде менеджеров.

Среди таких факторов мы выделяем:

  • стремительное развитие технологий. Интернет и электронные коммуникации неузнаваемо изменили способы ведения бизнеса и осуществления деятельности менеджеров. Многие организации ис­пользуют цифровые технологии, чтобы связать между собой своих работников и партнеров, рассредоточенных по всему миру. Благодаря новым технологиям у лю­дей появилась возможность выполнять свою работу любом удобном месте. Многие компании все чаще передают выполнение отдельных функций на аутсорсинг, что также требует коорди­нации деятельности организаций;
  • гибкость процесса труда. Менеджеры все чаще наделяют сотрудников дополнительной властью в расчете на то, что они будут самостоятельно использовать открывающиеся воз­можности и решать проблемы по мере их возникновения. Структуры становятся более плоскими, а работники низших уровней принимают решения, основыва­ясь на общедоступной информации и руководствуясь миссией и ценностями организации. Практикуется широкий обмен знаниями вместо их накопления у менеджеров, и все сотрудники компании с помощью современных технологий поддерживают связь с более широким кругом коллег. Наиболее ценными являются быстро обучаемые сотрудники, обменивающиеся знаниями с другими, готовые работать в ситуациях повышенного риска, нестабильности и неопределенности. Сотрудники организации рассчитывают, что на протяжении своей карьеры они будут работать над разными проектами и в разных должностях, а не оставаться узкими специалистами в какой-то одной области;
  • виртуализация процесса труда. Менеджмент вынужден трансформировать отдельные функции, координировать работу людей и контролировать результаты в условиях гибкого графика работы, удаленного доступа к компьютерным сетям, виртуальных команд и т.д.;
  • формирование новых компетенций менеджеров по результату происходящих изменений, переосмысление подходов к ор­ганизации, направлению и мотивации персонала. Передовые управленческие практики предполагают отказ от командования и контроля в пользу управления адаптивными организациями;
  • распространение лидерства по всем уровням управления организацией, предполагая передачу подчинен­ным дополнительных властных полномочий, чтобы стимулировать их творческие способности и генерирование новых идей. В новых условиях успех зависит от сотрудничества между функциональны­ми подразделениями и иерархическими уровнями;

 

Мастерство менеджера.

Для исполнения деятельности менеджер должен обладать широким спектром навыков:

  • познавательные – явные способности воспринимать организацию как единое целое и выделять взаимосвязи ее частей: мышление менеджера, его умение получать, обрабатывать и использовать поступающую информацию для достижения целей организации. Менеджер должен представлять себе роль каждого подразделения в орга­низации и положение компании в отрасли. Это предполагает наличие способностей к стратегическому мышлению, выявлению долгосрочных перспектив и решению проблем развития;
  • работы с людьми и умение взаимодействовать в качестве члена команды, проявляющиеся в отношении руководителя к сотрудникам. Менеджер с данными навыками, мотивирует подчиненных к самовыражению, стимулирует их вовлеченность в деятельность организации;
  • технические — специальные знания и умения по использованию методов, технологий и оборудования, необходимых для организации производства, исследований и разработок.

Наряду с навыками менеджерам могут быть свойственны и недостатки, которые становятся особенно замет­ными в условиях быстрых изменений, нестабильности и кризисов. В нестабильное время менеджеры должны при­менять свои навыки и способности, макси­мально способствуя развитию организации. К числу факторов, препятствующих достижению искомых результатов:

  • низкие навыки руководства коллективами;
  • неумение создавать рабочие отношения;
  • отсутствие сотрудничества и командной работы;
  • неэффективные навыки и ме­тоды коммуникаций.

Типы и роли менеджеров

Типология менеджеров раскрывает их положение в организационной иерархии (Рисунок 3).

 

Контрольная работа по менеджменту организации

 

Высшие менеджеры (президенты компаний, председатели советов директоров, главные исполнительные директора и исполнительные вице-президенты) находятся на вершине пирамиды управления организацией. Они несут ответственность за все, что происходит в организации: от постановки целей и разработки стратегий, до принятия решений и мониторинга последствий. В число их обязанностей, входит, как правило, — осуществление коммуникаций, формирование видения корпоративной культуры и поддержание предпринимательского духа. Высшие менеджеры должны во все большей степени вовлекать в процесс труда всех своих подчиненных, предоставлять им возможности наиболее полно реализовывать свои знания, навыки и способности.

Менеджеры среднего звена занимают позиции на промежуточных уровнях властной пирамиды и отвечают за деятельность важнейших подразделений организации. Менеджеры среднего звена должны поддерживать хорошие отношения с равными себе по должности коллегами, способствовать развитию командной работы и разрешать конфликты.

Менеджеры первой линии несут непосредственную ответственность за производство (мастера производственных участков, линейные менеджеры, офис-менеджеры и т. д.). Они обязаны выполнять установленные правила и процедуры, обеспечивая эффективность производства, предоставлять техническую помощь, мотивировать подчиненных, уделяя основное внимание выполнению повседневных задач.

Функциональные менеджеры отвечают за работу отделов, выполняющих одну из функций, необходимую для работы всей организации. Их подчиненные обладают схожими навыками и опытом (отделы рекламы, продаж, кадров, финансов, и т.д.).

Линейные менеджеры несут ответственность за деятельность производственных и маркетинговых отделов, выпускающих и реализующих товары или услуги.

Менеджеры проектов выполняют жизненно важную роль в современных организациях, но функционируют, как правило, вне иерархии. При создании новых товаров они координируют взаимодействия маркетологов, финансистов и производственников. По мере сокращения уровней иерархии, перехода к горизонтальным структурам, потребность в менеджерах проектов возрастает. Одно из основных требований к таким руководителям — управленческие навыки, так как для достижения успеха проекта им необходимо координировать работу самых разных сотрудников.

Роль менеджера — набор представлений о поведении менеджера. Каждая роль предполагает выполнение определенных видов деятельности, что в конеч­ном итоге и обеспечивает выполнение важнейших управленческих функций (планирование, организацию, лидерство и контроль). Для понимания особенностей деятельности менеджера роли подразделяются на категории, но в реальной жизни менеджмент не может осуществляться в виде набора независимых действий, поэтому все роли находятся в постоянном взаимодействии.

Основные роли могут быть сгруппированы:

1. Информационные роли описывают виды управ­ленческой деятельности, направленные на создание и развитие массивов информации.

1.1 Наблюдатель предполагает получение информации из множества источников (от руководителей, коллег и под­чиненных, средств массовой информации, внешних субъектов).

1.2 Проводник и оратор прямая противоположность роли наблюдателя, так как, исполняя их, менеджер передает текущую информацию другим людям в организации и за ее пределами.

2. Межличностные роли предполагают акцент на отношения с другими людьми и использование навыков работы с людьми.

2.1 Глава про­водит в подразделении церемонии и различные символические мероприятия.

2.2 Лидер мотивирует подчиненных, для оказания влияния использует коммуникации.

2.3 Связующее звено создает условия для устойчивости информационных связей как внутри организации, так и за ее пределами.

3. Роли, связанные с принятием решений. Становятся заметными в процессе подготовки к управленческому решению.

3.1 Предприниматель заключается в инициировании перемен. Менеджеры постоянно думают о том, как превратить будущее в настоящее.

3.2 Пожарный занимается разрешением конфликтных ситуаций между под­чиненными или подразделениями организации.

3.3 Распределитель ресурсов связан с решениями о наиболее целесообразном использовании людей, времени, оборудования, бюджетных средств и прочих ресурсов для достижения планируемых результатов.

Выполнение ролей зависит от факторов:

  • место менеджера в организационной иерархии;
  • при­родные способности и навыки менеджера;
  • тип организации;
  • цели организации и т.п.

Несмотря на отличия ролей, менеджерам периодически приходится исполнять те или иные в разные периоды времени. Чтобы знать, какая роль требуется в тот или иной момент времени, менеджеры должны контролировать организацию и ее среду.