Контрольная работа на тему учета основных средств

Если у вас нету времени на контрошу по учету основных средств вы всегда можете попросить меня, вам нужно написать мне, и я вам помогу онлайн или в срок 1-3 дня всё зависит что там у вас за работа, вдруг она огромная!

Чуть ниже размещён теоретический и практический материал, который вам поможет сделать работу если у вас много свободного времени и желания!

 

 

Введение в предмет "Учет основных средств"

Понятие и классификация основных средств

Основные средства предприятия – это часть имущества организации (материальные активы), которые используются в качестве средств труда при производстве продукции (работ, услуг), для управленческих нужд организации или для сдачи в аренду. Отличительная особенность основных средств состоит в том, что они действуют в течение длительного периода и переносят свою стоимость на готовую продукцию (работы, услуги) постепенно, частями, не меняя своей натурально-вещественной формы, путем начисления амортизации.

Основным нормативным документом, регламентирующим учет основных средств, является ПБУ 6/01 и Методические указания №91н. Активы принимаются организацией к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, если одновременно выполняются следующие условия:

  • объект предназначен для использования в производстве продукции (работ, услуг), для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование;
  • объект предназначен для использования в течение длительного времени, т.е. срок его полезного использования превышает 12 месяцев;
  • организация не предполагает последующую перепродажу данного объекта;
  • объект способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.

Активы, в отношении которых выполняются вышеперечисленные условия и стоимость которых не более 40 000 руб. за единицу, могут отражаться в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в составе материально-производственных запасов (на счете 10 «Материалы»). Поступление таких активов следует оформлять первичными документами, предусмотренными для материально-производственных запасов. По таким активам амортизация не начисляется, и их стоимость списывается на расходы организации единовременно.

 

По этой ссылке вы сможете узнать как я помогаю с контрольными работами:

Помощь с контрольными работами

 

Организация может установить в учетной политике меньший лимит стоимости основных средств для учета их в составе материально-производственных запасов. В целях обеспечения сохранности этих объектов должен быть обеспечен надлежащий контроль за их движением. При принятии основных средств к бухгалтерскому учету организация устанавливает срок полезного использования основного средства.

Срок полезного использования – это период, в течение которого использование основного средства приносит экономические выгоды (доход) организации. Для отдельных групп основных средств срок полезного использования определяется исходя из количества продукции (объема работ в натуральном выражении), ожидаемого к получению в результате использования этого объекта.

Основные средства классифицируются по ряду признаков:

  1. по составу и размещению
  2. по назначению;
  3. по степени использования;
  4. по принадлежности.

По составу и размещению

  • здания;
  • сооружения (мосты, трубопроводы, эстакады и т.д.);
  • рабочие и силовые машины и оборудование;
  • измерительные и регулирующие приборы и устройства;
  • вычислительная техника;
  • транспортные средства;
  • инструмент;
  • производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности;
  • рабочий, продуктивный и племенной скот;
  • многолетние насаждения;
  • внутрихозяйственные дороги;
  • капитальные вложения на коренное улучшение земель (осушительные, оросительные и другие мелиоративные работы);
  • капитальные вложения в арендованные объекты основных средств;
  • земельные участки, объекты природопользования (вода, недра и другие природные ресурсы);
  • прочие соответствующие объекты (библиотечные фонды, музейные ценности и т.д.).

По назначению

  • производственные основные средства;
  • непроизводственные основные средства.

Производственные основные средства – это объекты, которые участвуют непосредственно в производственном процессе при производстве продукции (работ, услуг) и использование которых направлено на систематическое получение прибыли как основной цели деятельности коммерческой организации. Непроизводственные основные средства это объекты, которые не участвуют непосредственно в процессе производства и предназначены для обслуживания нужд жилищно-коммунального хозяйства, здравоохранения, культуры и т.д., находящихся на балансе организации.

 

По этой ссылке вы сможете научиться оформлять контрольную работу:

Теоретическая контрольная работа примеры оформления

 

По степени использования

  • основные средства в эксплуатации;
  • основные средства в запасе (резерве);
  • основные средства в ремонте;
  • основные средства в стадии достройки, дооборудования, реконструкции и частичной ликвидации;
  • основные средства на консервации.

По принадлежности

  • основные средства, принадлежащие на праве собственности (в том числе сданные в аренду, переданные в безвозмездное пользование, переданные в доверительное управление);
  • основные средства, находящиеся у организации в хозяйственном ведении или оперативном управлении (в том числе сданные в аренду, переданные в безвозмездное пользование, переданные в доверительное управление);
  • основные средства, полученные организацией в аренду;
  • основные средства, полученные организацией в безвозмездное пользование;
  • основные средства, полученные организацией в доверительное управление.

Основные средства, предназначенные исключительно для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование с целью получения дохода, отражаются в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в составе доходных вложений в материальные ценности (счет 03).

 

По этой ссылке вы сможете заказать контрольную работу:

Заказать контрольную работу

 

Аналитический учет и документальное оформление движения основных средств

Единицей бухгалтерского учета основных средств является инвентарный объект. Инвентарным объектом признается:

  • объект со всеми приспособлениями и принадлежностями (например, автомобиль с запасным колесом и комплектом инструментов);
  • отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций (например, компьютер и монитор);
  • обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенный для выполнения определенной работы (например, технологическая линия в поточном производстве).

В случае наличия у одного объекта нескольких частей, сроки полезного использования которых существенно отличаются, каждая такая часть учитывается как самостоятельный инвентарный объект. Например:

  • кирпичное здание имеет деревянную пристройку. Поскольку сроки полезного использования у здания и пристройки существенно отличаются, то кирпичная и деревянные части здания должны учитываться как самостоятельные инвентарные объекты, несмотря на то, что они смонтированы на одном фундаменте;
  • срок полезного использования авиационных двигателей гражданской авиации существенно отличается от срока полезного использования самого воздушного судна, поэтому они учитываются как самостоятельные инвентарные объекты.

В учетной политике организации при принятии объектов основных средств к бухгалтерскому учету следует установить критерий существенности. Можно воспользоваться критерием существенности, установленным Минфином России, – 5% от общей суммы.

В соответствии с постановлением Госкомстата №7 основными формами первичной учетной документации для учета основных средств являются:

  • Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий и сооружений) (ф. № ОС-1);
  • Акт о приеме-передаче здания (сооружения) (ф. № ОС-1а);
  • Акт о приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений) (ф. № ОС-1б);
  • Накладная на внутреннее перемещение объектов основных средств (ф. № ОС-2);
  • Акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструируемых, модернизированных объектов основных средств (ф. № ОС-3);
  • Акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) (ф. № ОС-4);
  • Акт о списании автотранспортных средств (ф. № ОС-4а);
  • Инвентарная карточка учета объекта основных средств (ф. № ОС-6);
  • Инвентарная карточка группового учета объектов основных средств (ф. № ОС-6а);
  • Инвентарная книга учета объектов основных средств (ф. № ОС-6б);
  • Акт о приеме (поступлении) оборудования (ф. № ОС-14);
  • Акт о приеме-передаче оборудования в монтаж (ф. № ОС15);
  • Акт о выявленных дефектах оборудования (ф. № ОС-16).

Аналитический учет основных средств строится по классификационным группам в разрезе инвентарных объектов и мест их нахождения. Каждому инвентарному объекту присваивается инвентарный номер, который сохраняется за ним на весь период его нахождения в данной организации. Инвентарный номер указывается во всех документах, относящихся к основному средству. Инвентарный номер может быть обозначен путем прикрепления металлического жетона, нанесен краской или иным способом.

Документальное оформление движения основных средств включает следующие этапы:

  1. поступающие основные средства принимаются комиссией, которая утверждается приказом (распоряжением) руководителя. Комиссия оформляет соответствующие акты, например, Акт о приеме-передаче объекта основных средств (ф. № ОС-1) в одном экземпляре. Акт с приложенной технической документацией передается в бухгалтерию, подписывается главным бухгалтером и утверждается руководителем организации;
  2. в бухгалтерии на каждое основное средство открывается Инвентарная карточка (ф. ОС-6). Карточка оформляется в одном экземпляре и хранится в специальной картотеке. Инвентарные карточки могут группироваться в картотеке применительно к Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства РФ № 1, а внутри разделов, подразделов, классов и подклассов по месту эксплуатации (структурным подразделениям организации). Заполняется карточка на основании актов, технической документации, других документов на приобретение, сооружение, перемещение и списание объектов основных средств. В инвентарной карточке отражается вся информация об объекте: основные данные об объекте основных средств, сроке его полезного использования; способе начисления амортизации; отметка о неначислении амортизации (если имеет место); об индивидуальных особенностях объекта.
  3. в организациях, имеющих небольшое количество основных средств, учет может быть организован в Инвентарной книге учета объектов основных средств (ф. № ОС-6б) с указанием необходимых сведений об основных средствах по их видам и местам нахождения;
  4. каждый объект основных средств закрепляется за материально-ответственным лицом;
  5. при оформлении перемещения основных средств внутри организации из одного структурного подразделения в другое заполняется Накладная на внутреннее перемещение объектов основных средств (ф. № ОС-2). При этом делается запись в Инвентарной карточке;
  6. выбытие основных средств в случаях передачи по договору продажи, мены и т.д. оформляется Актом (ф. № ОС-1), в случае ликвидации основных средств – Актом о списании (ф. № ОС-4 или № ОС-4а). В Инвентарных карточках делаются соответствующие записи.

Оценка основных средств

Оценка основных средств – это денежное выражение стоимости основных средств, в которой они находят отражение в бухгалтерском учете и отчетности. Существуют три вида оценки основных средств:

  1. первоначальная;
  2. текущая (восстановительная);
  3. остаточная.

Первоначальная стоимость объекта основных средств – это стоимость, по которой основные средства принимаются к бухгалтерскому учету. Формирование первоначальной стоимости основных средств зависит от способов поступления основных средств на предприятие. Первоначальная стоимость основных средств не меняется в течение всего срока эксплуатации объекта.

Изменение первоначальной стоимости основных средств допускается в следующих случаях:

  • достройка и дооборудование;
  • реконструкция и модернизация;
  • частичная ликвидация;
  • переоценка.

Первоначальная стоимость со временем перестает отражать реальный уровень затрат на приобретение, изготовление и сооружение объектов основных средств. Поэтому на предприятии может производиться переоценка объектов основных средств. После переоценки основные средства оцениваются по текущей (восстановительной) стоимости.

Текущая (восстановительная стоимость) объекта основных средств – это сумма денежных средств, которая должна быть уплачена организацией на дату проведения переоценки в случае необходимости замены данного объекта.

Остаточная стоимость объекта основных средств – это стоимость, по которой объект основных средств отражается в бухгалтерском балансе. Остаточная стоимость является расчетной величиной и определяется как разница между первоначальной (восстановительной) стоимостью объекта и суммой начисленной по нему амортизации.

Учет поступления основных средств

Основные средства принимаются к учету по первоначальной стоимости, формирование которой зависит от способа их поступления. Существуют следующие способы поступление объектов основных средств: приобретение, сооружение и изготовление за плату; сооружение и изготовление самой организацией; поступление от учредителей в счет вклада в уставный (складочный) капитал; поступление от юридических и физических лиц по договору дарения (безвозмездно); получение по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) не денежными средствами; приобретение за валюту; другие.

Таблица 1 Формирование первоначальной стоимости основных средств в зависимости от способа их поступления

Контрольная работа на тему учета основных средств

Формирование первоначальной стоимости объектов основных средств отражается по дебету счета 08 «Вложения во внеоборотные активы».

При принятии объекта к учету делается запись:

Дт сч. 01 Кт сч. 08

Счет 01 – активный, инвентарный.

Контрольная работа на тему учета основных средств

В рабочем плане счетов целесообразно к счету 01 открыть соответствующие субсчета, которые дают возможность получать необходимые сведения при заполнении отчетности. Например:

  • 01/1 «Собственные основные средства»;
  • 01/2 «Основные средства, сданные в аренду»;
  • 01/3 «Основные средства на консервации»;
  • 01/4 «Основные средства в запасе»;
  • 01/5 «Выбытие основных средств»;
  • другие.
  • Аналитический учет по счету 01 ведется по отдельным инвентарным объектам основных средств.

Приобретение, сооружение и изготовление основных средств за плату

Первоначальной стоимостью основных средств, приобретенных за плату (как новых, так и бывших в эксплуатации), признается сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов, к которым относятся (п.8 ПБУ 6/01):

  • суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу), а также суммы, уплачиваемые за доставку объекта и приведение его в состояние, пригодное для использования;
  • суммы, уплачиваемые организациям за осуществление работ по договору строительного подряда и иным договорам;
  • суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением основных средств;
  • таможенные пошлины и таможенные сборы;
  • невозмещаемые налоги, государственная пошлина, уплачиваемые в связи с приобретением объекта основных средств; вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретен объект основных средств;
  • иные затраты, непосредственно связанные с приобретением, сооружением и изготовлением объекта основных средств.

Данный перечень фактических затрат по приобретению, сооружению и изготовлению основных средств за плату является открытым. Единственным необходимым и достаточным условием является непосредственная связь произведенных затрат с приобретением основных средств.

Контрольная работа на тему учета основных средств

Типовые проводки по приобретению основных средств за плату

Контрольная работа на тему учета основных средств

Приобретаемые объекты недвижимости подлежат государственной регистрации. С 1 января 2011 года объекты недвижимости, право собственности на которые не зарегистрированы в установленном законодательством порядке, принимаются к бухгалтерскому учету в качестве основных средств с выделением на отдельном субсчете к счету учета основных средств.

Следовательно, если по объекту недвижимости закончены капитальные вложения, оформлены соответствующие первичные документы по приеме-передаче, то делается запись: Дт сч. 01, суб. «Объекты недвижимости, которые подлежат гос. рег.» Кт сч. 08 По таким объектам следует начислять амортизацию и уплачивать налог на имущество.

После государственной регистрации делается запись: Дт сч. 01 Кт сч. 01, суб. «Объекты недвижимости, которые подлежат гос. рег.» Таким образом, расходы, связанные с регистрацией прав на объекты недвижимости, в первоначальную стоимость таких объектов не включаются. Организация в своей деятельности может пользоваться заемными средствами для приобретения объектов основных средств.

 

Возможно вам пригодятся эти страницы:

Контрольная работа по управленческому учету заказать
Контрольная работа по охране труда заказать
Контрольная работа на тему природопользование заказать
Контрольная работа на тему принципы права заказать

 

При этом следует руководствоваться ПБУ 15/2008 «Учет расходов по займам и кредитам». Проценты по займам и кредитам, непосредственно связанным с приобретением, сооружением и (или) изготовлением объектов основных средств, признаются прочими расходами (Дт сч. 91). Исключение составляют проценты по кредитам и займам, полученным на приобретение и/или строительство инвестиционного актива.

Инвестиционный актив – это объект имущества, подготовка которого к предполагаемому использованию требует длительного времени и существенных расходов на приобретение, сооружение и (или) изготовление. С

озданием инвестиционного актива, как правило, являются строительство объекта или его изготовление по договору подряда. Проценты по кредитам и займам, полученным на приобретение и/или строительство инвестиционного актива, включаются в первоначальную стоимость инвестиционного актива. С первого числа месяца, следующего за месяцем принятия инвестиционного актива к бухгалтерскому учету в качестве объекта основных средств, проценты по полученным кредитам и займам в первоначальную стоимость инвестиционного актива больше не включаются, и учитываются в составе прочих расходов организации.

Контрольная работа на тему учета основных средств

Некоторые объекты основных средств, например, оборудование, могут использоваться только после того, как проведены определенные подготовительные работы, связанные с их монтажом (сборка, прикрепление к фундаменту и т.д.). Учет таких объектов ведется на счете 07 «Оборудование к установке». Счет активный, инвентарный. Поступление оборудования оформляется Актом о приеме (поступлении) оборудования (ф. № ОС – 14). По дебету счет 07 собираются все затраты, связанные с приобретением оборудования, требующего монтажа. Передача оборудования в монтаж оформляется Актом по ф. № 15 и делается запись:

Дт сч. 08 Кт сч. 07

Монтажные работы могут осуществляться подрядным или хозяйственным способами. Все затраты, связанные с монтажом оборудования, собираются по дебету счет 08. Таким образом, по дебету счета 08 формируется первоначальная стоимость оборудования, которая складывается из стоимости оборудования, требующего монтажа, и стоимости монтажных работ. После оформления Акта по форме № ОС-1 оборудование принимается к учету:

Дт сч. 01 Кт сч. 08

Контрольная работа на тему учета основных средств

Контрольная работа на тему учета основных средств

Монтажные работы, которые выполняются хозяйственным способом, в учете можно отражать с использованием двух способов:

1. затраты отражаются непосредственно на счете 08:

Дт сч. 08 Кт сч. 10,70, 69 и др.

2. затраты отражаются на счете 23 «Вспомогательные производства»:

Дт сч. 23 Кт сч. 02, 10,70,96 и др.

После окончания работ на основании расчета бухгалтерии делается запись:

Дт сч. 08 Кт сч. 23

Способ учета монтажных работ следует оговорить в учетной политике.

Сооружение и изготовление основных средств самой организацией

Первоначальная стоимость основных средств при их изготовлении самой организацией определяется исходя из фактических затрат, связанных с производством этих основных средств. В данном случае фактические затраты включают стоимость использованных материальных, трудовых и иных ресурсов.

Контрольная работа на тему учета основных средств

Поступление основных средств от учредителей в счет вклада в уставный (складочный) капитал

Первоначальной стоимостью основных средств, внесенных в счет вклада в уставный (складочный) капитал организации, признается их денежная оценка, согласованная учредителями (участниками) организации.

Контрольная работа на тему учета основных средств

Контрольная работа на тему учета основных средств

Поступление от юридических и физических лиц по договору дарения (безвозмездно)

Первоначальной стоимостью основных средств, полученных организацией по договору дарения (безвозмездно), признается их текущая рыночная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету в качестве вложений во внеоборотные активы.

Согласно статье 572 Гражданского Кодекса РФ по договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность. Безвозмездная передача имущества отвечает признакам договора дарения.

Согласно законодательству не допускается дарение между коммерческими организациями, за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает трех тысяч рублей. Безвозмездная передача основных средств может иметь место, например, в отношениях между некоммерческой и коммерческой организациями, между органами власти и коммерческой организацией, между физическим лицом и коммерческой организацией.

Договор дарения движимого имущества должен быть заключен в письменной форме, если дарителем является юридическое лицо и стоимость дара превышает три тысячи рублей. Договор дарения недвижимого имущества подлежит государственной регистрации. Сторона, которая получает основные средства по договору дарения, обязана сообщить передающей стороне в письменной форме о получении объекта.

Контрольная работа на тему учета основных средств

Текущие рыночные цены должны быть документально подтверждены. При определении текущей рыночной стоимости основных средств могут быть использованы данные о ценах на аналогичную продукцию, полученные в письменной форме от организаций-изготовителей; сведения об уровне цен, имеющихся у органов государственной статистики, торговых инспекций, а также в средствах массовой информации и специальной литературе; экспертные заключения (например, оценщиков) о стоимости отдельных объектов основных средств (см. п. 29 Методических указаний по учету основных средств № 91н).

Стоимость основных средств, полученных по договору дарения (безвозмездно), отражается на счете 98 «Доходы будущих периодов», субсчет 2 «Безвозмездные поступления». По мере начисления амортизации по безвозмездно полученным основным средствам часть их стоимости в сумме начисленной амортизации учитывается в составе прочих доходов.

Контрольная работа на тему учета основных средств

Получение основных средств по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) не денежными средствами Первоначальной стоимостью основных средств, полученных по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами, признается стоимость ценностей, переданных или подлежащих передаче организацией.

Расчеты по договору мены относятся к расчетам за материальные ценности, работы, услуги, которые непосредственно не связаны с перечислением денежных средств. Согласно ст. 567 ГК РФ по договору мены каждая из сторон обязуется передать в собственность другой стороне один товар в обмен на другой.

К договору мены применяются правила договора купли-продажи. При этом каждая из сторон признается продавцом товара, который она обязуется передать, и покупателям товара, который она обязуется принять в обмен. Товары, обмениваемые по договору мены, могут быть как равноценными, если договором не установлено иное, так и неравноценными. В последнем случае сторона, которая предоставила товар меньшей стоимости, должна доплатить разницу в денежной форме.

Право собственности на обмениваемые товары переходит к сторонам одновременно после передачи товаров обеими сторонами, если договором не предусмотрено иное. Объекты, переданные по договору мены, считаются проданными, а объекты, полученные по договору мены, считаются приобретенными, в момент перехода права собственности к сторонам по договору мены. Следовательно, при обмене товарами в бухгалтерском учете организации отражаются как продажа выбывших ценностей, так и оприходование поступивших ценностей. При обмене товарами необходимо заключить договор мены.

Контрольная работа на тему учета основных средств

Контрольная работа на тему учета основных средств

На практике сроки поставки товаров по договору мены могут не совпадать. В этом случае следует учитывать дату перехода права собственности. Сторона, которая получила товар первой, учитывает его по дебету забалансового счета 002 «Товаро-материальные ценности, принятые на ответственное хранение», т.к. право собственности к организации на товар не перешло.

После отгрузки организацией товара делается запись по кредиту счета 002. Сторона, которая первой отгрузила товар, учитывает его по дебету счета 45 «Товары отгруженные», т.к. право собственности остается за организацией. После получения товара по договору мены организация отражает выручку и списывает стоимость отгруженного товара:

Дт сч. 90 Кт сч. 45

Приобретение основных средств за иностранную валюту Оценка объекта основных средств, стоимость которого при приобретении выражена в иностранной валюте, производится в рублях путем пересчета суммы иностранной валюты по курсу Центрального банка Российской Федерации, действующему на дату принятия объекта в качестве вложений во внеоборотные активы. В дальнейшем пересчет стоимости объекта в связи с изменением курса валюты не производится.

Пример. Поступил объект основных средств от иностранного поставщика на сумму 10 000 евро. Курс евро на дату получения объекта 40 руб./евро. За разгрузку объекта рабочим начислена заработная плата в сумме 10 000 руб.

1. Оприходовано основное средство:

Дт сч. 08 Кт сч. 60 400 000 руб. (10 000 евро х 40 руб./евро)

2. Начислена заработная плата рабочим за разгрузку ОС:

Дт сч. 08 Кт сч. 70 10 000 руб.

3. Начислены страховые взносы с суммы с заработной платы рабочих:

Дт сч. 08 Кт сч. 69 3 400 руб.

4. Принят к учету объект основных средств (по первоначальной стоимости):

Дт сч. 01 Кт сч. 08 413 400 руб.

Учет амортизации основных средств

Объекты основных средств имеют ограниченный срок эксплуатации, в течение которого стоимость основных средств должна быть перенесена в себестоимость продукции (работ, услуг), т.е. погашена. Стоимость объектов основных средств погашается путем начисления амортизации (по лат. амортизация – «погашение»).

Начисление амортизации – это процесс погашения стоимости объектов основных средств путем перенесения части первоначальной (восстановительной) стоимости основных средств в себестоимость продукции (работ, услуг) в течение срока полезного использования объекта.

При начислении амортизации основных средств следует выполнять правила, установленные нормативными актами:

  1. амортизация начисляется по объектам основных средств, находящихся в организации на правах собственности. По объектам, сданным в текущую аренду, амортизация начисляется арендодателем;
  2. начисление амортизации производится ежемесячно в течение срока полезного использования основного средства;
  3. начисление амортизации начинается с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия объекта к бухгалтерскому учету, и прекращается с первого числа месяца, следующего за месяцем полного погашения стоимости объекта либо списания объекта с учета;
  4. начисление амортизации может приостанавливаться в следующих случаях: перевод объекта по решению руководителя организации на консервацию на срок более трех месяцев; на период восстановления объекта (ремонт, модернизация, реконструкция), продолжительность которого превышает 12 месяцев;
  5. не подлежат амортизации объекты основных средств, потребительские свойства которых со временем не изменяются (земельные участки, объекты природопользования, объекты, отнесенные к музейным предметам и музейным коллекциям, и др.), а также объекты основных средств, которые в соответствии с учетной политикой организации отражаются в составе материальнопроизводственных запасов (стоимостью не более 40 000 руб. за единицу).

При начислении амортизации основных средств используется понятие «Срок полезного использования объекта основных средств». При этом следует учитывать следующее:

  1. Срок полезного использования объекта основных средств устанавливается организацией самостоятельно при принятии его к учету исходя из: ожидаемого срока использования объекта; ожидаемого физического износа; нормативно-правовых и других ограничений использования объекта (например, срок аренды).
  2. При установлении срока полезного использования можно применять Постановление Правительства РФ №1 «О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы». Данная классификация установлена для целей налогового учета, но может использоваться и для целей бухгалтерского учета. В соответствии с Постановлением все основные средства делятся на несколько амортизационных групп, на основании которых устанавливается определенный диапазон сроков полезного использования.
  3. При приобретении основных средств, бывших в эксплуатации, срок полезного использования у нового собственника определяется с учетом срока их фактической эксплуатации у предыдущего собственника. Например, СПИ нового оборудования 10 лет, фактический срок эксплуатации у предыдущего собственника – 6 лет. Срок полезного использования объекта у нового собственника устанавливается в размере 4-х лет (10 лет – 6 лет).
  4. Срок полезного использования объектов основных средств может пересматриваться в случаях достройки, дооборудования, реконструкции и модернизации объекта, которые привели к улучшению (повышению) первоначально принятых нормативных показателей его функционирования. Суммы начисленной амортизации по основным средствам отражаются по кредиту счета 02 «Амортизация основных средств». Счет пассивный, регулирующий, контрактивный.

Контрольная работа на тему учета основных средств

Контрольная работа на тему учета основных средств

Расчет амортизации осуществляется в специальных расчетных ведомостях, в которых указываются все объекты основных средств. При журнально-ордерной форме учета используется разработочная таблица (РТ–6) «Расчет амортизации основных средств». На основании ведомостей рассчитанные суммы отражаются на бухгалтерских счетах.

В бухгалтерском учете используются 4 способа начисления амортизации:

  • линейный способ;
  • способ уменьшаемого остатка;
  • способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;
  • способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).

Применение одного из способов начисления амортизации по группе однородных объектов основных средств производится в течение всего срока полезного использования объектов, входящих в эту группу. При начислении амортизации определяется годовая сумма амортизационных отчислений.

Линейный способ

При данном способе годовая сумма амортизации определяется исходя из:

  1. первоначальной стоимости или восстановительной стоимости объекта основных средств (в случае проведения переоценки);
  2. нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования объекта.

Годовая сумма амортизации = Первоначальная (восстановительная) стоимость х Норма амортизации Норма амортизации является годовой, исчисляется исходя из срока полезного использования объекта и устанавливается в %. Годовая норма амортизации показывает, какая часть стоимости основных средств переносится в год на изготовленную продукцию (работы, услуги), и определяется по формуле: 100% : СПИ. Например, если СПИ объекта основных средств составляет 5 лет, то годовая норма амортизации равна: 100% : 5 лет = 20%.

Пример. Рассчитать годовую сумму амортизации, если имеются следующие данные: первоначальная стоимость основного средства – 120 000 руб.; срок полезного использования – 5 лет.

Решение:

  1. Определяется норма амортизации: Норма амортизации = 100% : 5 =20%
  2. Определяется годовая сумма амортизации: Сумма амортизации = 120 000 руб. х 20% = 24 000 руб. В целях сокращения учетных работ при линейном способе полный расчет сумм амортизации по каждому объекту производят только за январь. Для этого все находящиеся в организации основные средства на 1 января группируются по местам нахождения и видам (кодам) в соответствии с установленными нормами амортизации (с этой целью используются инвентарные карточки).

Начиная с февраля, сумма амортизационных отчислений определяется по формуле:

Аi = Аi-1+Аni-1 – Авi-1,

  • где Аi сумма амортизации текущего месяца,
  • Аi-1 сумма амортизации предыдущего месяца,
  • Аni-1 -сумма амортизации по основным средствам, поступившим в предыдущем месяце,
  • Авi-1 сумма амортизации по основным средствам, выбывшим в предыдущем месяце.

Если в предыдущем месяце не было поступления и выбытия основных средств, то сумма амортизации за текущий месяц будет равна сумме амортизации за предыдущий месяц. Линейный способ начисления амортизации является самым распространенным. При этом способе амортизация начисляется равномерно в течение всего срока полезного использования основного средства, т.к. сумма амортизации является постоянной.

Способ уменьшаемого остатка

При данном способе годовая сумма амортизации определяется исходя из:

  1. остаточной стоимости объекта основных средств на начало отчетного года;
  2. нормы амортизации исчисленной исходя из срока полезного использования объекта и коэффициента не выше 3, установленного организацией.

Годовая сумма амортизации = Остаточная стоимость х Норма амортизации Если организация устанавливает коэффициент (коэффициент ускорения), то норма амортизации увеличивается и определяется по формуле:

Норма амортизации = Норма амортизации по линейному методу х Коэффициет ускорения

При применении данного способа по окончании срока полезного использования стоимость объекта амортизируется не полностью, т.е. не сводится до нуля. Поэтому в последний год следует списать полностью всю остаточную стоимость объекта.

Пример. Первоначальная стоимость объекта – 40 000 руб.; срок полезного использования – 4 года; коэффициент ускорения, установленный организацией, – 2. Рассчитать суммы амортизации объекта по годам.

Решение:

  1. Определяется норма амортизации Норма амортизации = 100% : 4 года х 2 = 50%
  2. Рассчитываются суммы амортизации по годам:

Контрольная работа на тему учета основных средств

При способе уменьшаемого остатка в первые годы списывается большая часть стоимости основного средства, чем в последующее. Это оправдано в экономическом смысле, т.к. отдача основного средства в первые годы выше, чем в последующие годы.

Способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования

При данном способе годовая сумма амортизации определяется исходя из:

  1. первоначальной стоимости или восстановительной стоимости объекта основных средств;
  2. соотношения, в числителе которого – число лет, остающихся до конца срока полезного использования объекта, а в знаменателе – сумма чисел лет срока полезного использования объекта.

Годовая сумма амортизации = Первоначальная (восстановительная) стоимость х Число лет, остающихся до конца срока полезного использования объекта / Сумма чисел лет срока полезного использования объекта

Пример. Первоначальная стоимость объекта – 40 000 руб.; срок полезного использования – 4 года. Рассчитать суммы амортизации объекта по годам.

Решение:

  1. Определяется сумма чисел лет срока полезного использования: 1 + 2 + 3 + 4 = 10
  2. Определяется число лет, остающихся до конца срока полезного использования: в первый год – 4 года; во второй год – 3 года; в третий год – 2 года; в четвертый год – 1 год.
  3. Рассчитывается сумма амортизации по годам:

Контрольная работа на тему учета основных средств

Данный способ довольно распространен в международной практике и часто называется «методом падающих чисел». При данном способе в первые годы списывается большая часть стоимости основных средств, чем в последующие годы. Поэтому годовая сумма амортизационных отчислений снижается, что соответствует природе эксплуатации основных средств.

Второй и третий способы начисления амортизации являются способами ускоренной амортизации основных средств. Они более оправданы в экономическом отношении. Отдача от основных средств в первые годы эксплуатации больше, чем в последующие, и поэтому сумма амортизации в первые годы должна быть больше, чем в последующие. Ускоренная амортизация не влияет на исчисление налога на прибыль, но учитывается при исчислении налога на имущество.

Способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ)

При данном способе амортизация начисляется исходя из:

  1. натурального (фактического) показателя объема продукции (работ) в отчетном периоде;
  2. соотношения первоначальной стоимости объекта основных средств и предполагаемого объема продукции (работ) за весь срок полезного использования объекта основных средств.

Под предполагаемым объемом продукции (работ) понимается объем продукции за весь срок эксплуатации объекта в натуральном выражении. При использовании этого способа годовая сумма амортизации, как правило, не рассчитывается. Размер амортизации определяется за каждый отчетный месяц исходя из фактического объема выпускаемой продукции (работ).

Пример. Рассчитать сумму амортизационных отчислений за месяц по объекту основных средств, если имеются следующие данные: первоначальная стоимость основного средства 250 000 руб.; основное средство рассчитано на производство 25 000 ед. продукции за весь период его эксплуатации; за отчетный месяц выпущено 500 штук продукции.

Решение:

  1. Определяется сумма амортизации на 1 ед. продукции: 250 000 руб. : 25 000 ед. = 10 руб./ед.
  2. Определяется сумма амортизации за месяц: 500 ед. х 10 руб. = 5 000 руб.

Пример. Приобретен автомобиль за 200 000 руб. Предполагаемый пробег составляет 400 000 км. В отчетном месяце пробег составил 5 000 км. Рассчитать сумму амортизации за месяц.

Решение: 200 000 руб./400 000 км х 5 000 км = 2 500 руб.

Данный способ начисления амортизации дает возможность учитывать режим использования объекта и его физический износ. Период времени нахождения объекта в эксплуатации не оказывает влияния на процесс начисления амортизации. Следовательно, погашение стоимости основного средства производится прямо пропорционально его отдаче.

Учет восстановления основных средств

Восстановление основных средств может производиться посредством ремонта, модернизации и реконструкции.

Учет ремонта основных средств

Ремонт ОС необходим для поддержания имущества в рабочем состоянии. В зависимости от объема, характера и периодичности ремонтных работ он делится на текущий, средний и капитальный.

Текущий ремонт – это ремонт, который проводится с периодичностью менее 1 года, и связан с проведением профилактических мероприятий и работ по устранению мелких неисправностей и повреждений (смазка, регулирование, замена изношенных деталей и т.д.).

Средний ремонт – это ремонт, который связан с частичной разборкой узлов машин и механизмов, с заменой и восстановлением изношенных деталей.

Капитальный ремонт – это ремонт, который проводится, как правило, с периодичностью более 1 года, и является наибольшим по объему, сложности и стоимости работ. Он предполагает замену основных узлов и агрегатов, несущих конструкций, перекрытий и т.п. Для целей бухгалтерского учета ремонт делится на текущий и капитальный.

Ремонт может быть плановым и внеплановым. При плановом ремонте на предприятии разрабатывается система планово-предупредительного ремонта, на основе которой разрабатывается план ремонта. Система ППР и план ремонта утверждаются руководителем организации. Внеплановый ремонт связан с непредвиденными обстоятельствами: аварии, внезапные остановки агрегатов и т.д. Для проведения ремонтных работ на предприятия должны составляться внутренние распорядительные документы, подтверждающие необходимость ремонта (план ремонтных работ, акты осмотра, дефектная ведомость, приказ и т.д.).

При хозяйственном способе выполнения ремонтных работ в отделе главного механика выписывается наряд-заказ и составляется смета ремонтных работ. При подрядном способе выполнения работ учет затрат ведет подрядчик. С ним заключается договор подряда и также составляется смета ремонтных работ. После окончания ремонтных работ, произведенных хозяйственным или подрядным способом, составляется Акт о приемке выполненных работ (форма № КС-2). Если работы выполнялись подрядным способом, то составляется справка о стоимости выполненных работ и затрат (форма № КС-3).

При любом способе выполнения работ также составляется Акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструируемых и модернизированных объектов основных средств (ф. № ОС-3).

До 01 января 2011 года в бухгалтерском учете существовали три способа учета затрат на ремонт основных средств:

  1. фактические затраты на ремонт объектов ОС по мере их возникновения включались в расходы на производство продукции (работ, услуг) отчетного периода;
  2. фактические затраты на ремонт объектов ОС списывались за счет ранее созданного резерва на ремонт основных средств;
  3. фактические затраты на ремонт объектов ОС учитывались в составе расходов будущих периодов с последующим включением их в расходы на производство продукции (работ, услуг).

В соответствии с Приказом Минфина от 24.12.2010 № 186н в нормативные акты по бухгалтерскому учету были внесены соответствующие изменения. С 01 января 2011 года затраты на ремонт и обслуживание объектов основных средств следует признавать затратами периода, в котором они были понесены. Следовательно, фактические затраты на ремонт объектов основных средств по мере их возникновения включаются в расходы на производство продукции (работ, услуг) отчетного периода.

Таким образом, учитывать данные затраты на счете 97 «Расходы будущих периодов» и формировать резервы на ремонт основных средств на счете 98 «Резервы предстоящих расходов» не следует. Ремонтные работы могут осуществляться хозяйственным или подрядным способом. При хозяйственном способе осуществления ремонтных работ возможны два варианта отражения хозяйственных операций.

1 вариант. Если на предприятии существует ремонтный цех, то затраты на ремонт объектов ОС отражаются следующим образом:

Дт сч. 23, суб. «Ремонтный цех» Кт сч. 10,70,69,02 и т.д.

Отражается списание законченных ремонтных работ:

Дт сч. 25,26 Кт сч. 23, суб. «Ремонтный цех»

2 вариант. Если на предприятии отсутствует ремонтный цех, то затраты на ремонт объектов ОС отражаются следующим образом:

Дт сч. 25, 26 Кт сч. 10,70,69,02 и т.д.

При подрядном способе осуществления ремонтных работ делается запись: Акцептован счет подрядчика за выполненные работы по ремонту объекта ОС:

Дт сч. 25,26 Дт сч. 19 Кт сч. 60 6.2.

Учет модернизации и реконструкции основных средств Следует разграничивать понятия «ремонт», «модернизация» и «реконструкция».

Для целей бухгалтерского учета основная особенность ремонтных работ состоит в том, что затраты на ремонт не увеличивает первоначальную стоимость объектов ОС и включается в затраты на производство продукции (работ, услуг). Работы по модернизации и реконструкции, как правило, приводят к изменению сущности объекта, в отношении которого они производились. При этом улучшаются (повышаются) первоначально принятые показатели функционирования объекта: срок полезного использования, мощность, качество применения и т.д. Затраты по модернизации и реконструкции объекта ОС учитываются как капитальные затраты и отражаются по дебету счета 08 «Вложения во внеоборотные активы».

После их окончания они увеличивают первоначальную стоимость объекта, и делается запись:

Дт сч. 01 Кт сч. 08

Если в результате модернизации и реконструкции не произошло улучшение первоначально принятых показателей функционирования объекта, то эти затраты списываются на финансовый результат организации:

Дт сч. 91 Кт сч. 08 7.

Учет выбытия основных средств Выбытие основных средств в организации происходит по следующим причинам:

  • продажа;
  • прекращение использования вследствие морального или физического износа;
  • ликвидация при аварии, стихийном бедствии и иной чрезвычайной ситуации;
  • передача в виде вклада в уставный капитал другой организации;
  • передача по договору дарения;
  • передача по договору мены;
  • иные причины (внесение в счет вклада по договору о совместной деятельности, выявление недостачи или порчи при их инвентаризации и др.).

Основные средства, которые выбывают, подлежат списанию. Выбытие ОС в результате продажи или передаче сторонней организации оформляется Актом по ф. № ОС-1. Ликвидация основных средств по причине физического и морального износа, а также вследствие чрезвычайных ситуаций оформляется Актом о списании объекта ОС (ф. № ОС-4) или Актом о списании автотранспортных средств (ф. № ОС-4а). Акты о списании оформляются специальной комиссией в 2-х экземплярах.

При выбытии основного средства делается запись в Инвентарной карточке (ф. № ОС-6), которые хранятся в организации не менее 5 лет. Доходы и расходы от списания основных средств учитываются в составе прочих доходов (расходов). Материальные ценности, полученные при выбытии основного средства, оцениваются по текущей рыночной стоимости и отражаются в составе прочих доходов:

Дт сч. 10 Кт сч. 91

При отражении хозяйственных операций по выбытию основных средств необходимо:

  • списать первоначальную (восстановительную) стоимость выбывшего объекта;
  • списать сумму начисленной (накопленной) амортизации по выбывшему объекту.

Учет выбытия основного средства можно организовать по двум вариантам: 1. с использованием счета 01, суб. «Выбытие основных средств»; 2. без его использования этого субсчета. Если используется счет 01, суб. «Выбытие основных средств», то в дебет этого счета списывается первоначальная стоимость объекта (Дт сч. 01, суб. «Выбытие ОС» Кт сч. 01), а в кредит списывается сумма начисленной амортизации (Дт сч. 02 Кт сч. 01, суб. «Выбытие ОС»). В результате по дебету счета 01, суб. «Выбытие ОС» формируется остаточная стоимость выбывшего основного средства.

Пример. Первоначальная стоимость выбывающего объекта – 50 000 руб., начисленная амортизация – 20 000 руб.

Контрольная работа на тему учета основных средств

  1. Списывается первоначальная стоимость выбывшего ОС: Дт сч. 01/ Выб. Кт сч. 01 50 000 руб.
  2. Списывается начисленная амортизация выбывшего ОС: Дт сч. 02 Кт сч. 01/Выб. 20 000 руб.

Если счет 01/Выб. не используется, то сумма начисленной амортизации списывается в кредит счета 01:

Дт сч. 02 Кт сч. 01

Контрольная работа на тему учета основных средств

Бухгалтерские записи по списанию первоначальной стоимости и накопленной амортизации делаются при выбытии основного средства по любой причине. Дальнейший порядок отражения операций по выбытию объектов ОС зависит от причины их выбытия.

Продажа основного средства

Продажа основных средств отражается в бухгалтерском учете на основании соответствующих договоров. В адрес покупателя оформляются счет-фактура, накладная и другие документы. Все доходы и расходы, связанные с продажей объекта, учитываются по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы».

a) используется счет 01, суб. «Выбытие основных средств»

Контрольная работа на тему учета основных средств

b) не используется счет 01, суб. «Выбытие основного средства»

Контрольная работа на тему учета основных средств

Прекращение использования объекта вследствие морального или физического износа

Все доходы и расходы, связанные с ликвидацией объекта вследствие морального или физического износа, учитываются по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы».

Контрольная работа на тему учета основных средств

Предварительно расходы по ликвидации объекта основных средств можно собирать на счете 23 «Вспомогательные производства», а затем списывать в дебет счета 91:

Дт сч. 91 Кт сч. 23

Ликвидация основного средства при аварии, стихийном бедствии и иной чрезвычайной ситуации

Факт чрезвычайного обстоятельства должен быть документально подтвержден. Обязательно проводится инвентаризация. Доходы и расходы, связанные с чрезвычайными ситуациями, учитываются на счете 91 «Прочие доходы и расходы».

Контрольная работа на тему учета основных средств

Передача основного средства в виде вклада в уставный капитал другой организации

Вклады в уставные капиталы других организаций являются финансовыми вложениями и учитываются по дебету счет 58 «Финансовые вложения». Основными документами являются учредительный договор и Акт по форме № ОС – 1.

При отражении данных операций используется счет 91, на котором отражается разница (если она возникает) между остаточной стоимостью объекта ОС, по которой он учитывался, и стоимостью, согласованной учредителями. Остаточная стоимость выбывающего объекта списывается в дебет счета 76.

Контрольная работа на тему учета основных средств

Передача по договору дарения

Основными документами являются: договор дарения, Акт по форме № ОС-1 и письменное сообщение принимающей стороны о получении объекта. Передающая сторона является плательщиком НДС, т.е. она начисляет и перечисляет НДС.

Контрольная работа на тему учета основных средств

Передача по договору мены

По этому договору каждая сторона является и продавцом и покупателем. Передача основных средств по договору мены отражается как их продажа: Дт сч. 62 Кт сч. 91. Остаточная стоимость ОС списывается: Дт сч. 91 Кт сч. 01/Выб.

Переоценка основных средств

Изменение первоначальной стоимости объектов ОС допускается в ряде случаев (достройка, дооборудование, реконструкция, модернизация, частичная ликвидация и переоценка). Коммерческим организациям дано право не чаще одного раза в год (на конец отчетного года) переоценивать группы однородных объектов основных средств по текущей (восстановительной) стоимости (переоценка основных средств не является обязательной процедурой).

Организация, которая приняла решение о переоценке основных средств, обязана производить переоценку регулярно по состоянию на 31 декабря каждого года, чтобы стоимость объекта ОС существенно не отличалась от текущей стоимости. Результаты переоценки отражаются в отчетности на конец отчетного года, в котором производилась переоценка. В ПБУ не установлены способы переоценки. На практике предприятия производят переоценку исходя из рыночных цен, которые следует документально подтвердить.

В настоящее время коммерческие организации имеют право осуществлять переоценку основных средств только для целей бухгалтерского учета и учитывать ее результаты при расчете налога на имущество. Для целей налогообложения прибыли результаты переоценки не учитываются.

При переоценке объектов основных средств пересчитываются:

  • первоначальная стоимость основного средства или восстановительная стоимость, если объект ранее переоценивался;
  • сумма начисленной амортизации за время использования объекта.

Результатами переоценки могут быть:

  • дооценка основных средств, которая относится на счет 83 «Добавочный капитал»;
  • уценка основных средств, которая относится на счет 91 «Прочие доходы и расходы».