Контркультура против культуриндустрии. Нигилистические и созидательные тенденции контркультуры

Предмет: Культурология
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 05.09.2019

 

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых тем рефератов по культурологии:

 

Много готовых рефератов по культурологии

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Кризис новоевропейских идей «личности», «свободы», «развития» в культуре ХХ века
«Восстание масс» и массовая культура
Постмодерн и общество потребления: глобальная культура рубежа ХХ и ХХI веков
Культура и цивилизация Искусство арабских народов


Введение:

Понятие «контркультура» было выдвинуто американским социологом Т.Роззаком для презентации новой молодежной субкультуры, сформировавшейся на волне массовых молодежно-студенческих движений, возникших в США и странах Западной Европы в 50-х гг. XX в. Будучи порожденным социокультурной динамикой развитого индустриального общества Запада, контрольная культура ищет адекватных изменений общества и цивилизации в условиях НТП и глобальных проблем современности ценностных приоритетов.

«Классическое» молодежное движение Запада охватывало три десятилетия.

С конца 40-х гг. и до конца 70-х гг. XX в. и включало три этапа своего исторического генезиса: 

  • битники («разбитое поколение», конец 40-х - 50-е гг.);
  • хиппи («независимое поколение», 60-е - первая половина 70-х гг.);
  • «новые левые» («радикальное поколение», конец 60-х - 70-е гг.). В 70-х гг. XX в. интернациональный характер и становление стало важнейшим фактором современной социокультурной жизни.

В результате были выявлены все молодежные и культурные противоречия культурно-цивилизационного развития в эпоху модернизации.

Можно обозначить несколько причин возникновения и массового развертывания молодежной контркультуры. Во-первых, это - обеспеченный в результате модернизации западного общества на основе НТП переход от «экономики скудости» к «экономике изобилия» (Ф.Слейтер). По мнению американского философа Ф.Слейтера, на Западе (особенно - в США) после второй мировой войны, в условиях революционного влияния НТП на систему общественного производства, обозначилось противопоставление ценностных ориентиров довоенного поколения «отцов» и послевоенного поколения «детей», поскольку «старшее поколение исходит из экономики скудости, а младшее - из экономики изобилия, избытка». Высокий уровень жизни ведущих стран Запада, на основе наукоемкой «экономики изобилия», вызвал в них ценностно-мировоззренческий конфликт поколений «отцов и детей».

Производственно-технологические сдвиги в странах позволили «удалить значительную часть молодежи за пределы рынка труда, из поля действия трудовой этики и создать сектор «высшего класса» с «вторичной» (альтернативной) системой ценностей». Социальная база контркультуры выступили студенческий интеллигентская прослойка «верхнесредний класс», его интеллектуальный субкультурная среда. «Детство будущих бунтарей происходило в уникальных условиях свободы от ограничений, связанных с приобщенностью к трудовым заботам родителей. Гуманистический скептицизм, привитая молодые люди в семье, в сочетании с обесцениванием внешних наград в «обществе изобилия», ослабили импульсы к вертикальному продвижению». Так было: «классическое молодежное движение индустриально-развитых стран».

Стало широкое распространение системы высшего образования. Университеты как источники знаний и научно-технических инноваций в эпоху модернизации начали играть важнейшую роль во всей социальной жизни. «Поскольку университеты приобретают ведущую роль в развитии «высшей» культуры в США и Европе, постольку тенденции, бытующие внутри университетов, становятся тенденциями всей интеллектуальной жизни». Не случайно протагонистами контрольной культуры выступали студенты из семейного американского и западноевропейского «верхнесреднего класса». «Распространение высшего образования и привели к возникновению социальной прослойки, привлечение своих сыновей и дочерних ценностей и черты характера, расходящихся с доминирующей культурой». В результате возник новый социальный тип, новая субкультура молодежи - «гуманистическая молодежь».

Такти воспроизводит контрольные и культурные средства массовой информации или масс-медиа, что привело к возрастной динамике социокультурной жизни на Западе. Рост социокультурной динамики общественной жизни под влиянием масс-медиа происходил во «временных рамках» одного поколения (50-е - 60-е гг XX века.). Новые информационные технологии - средства массовой коммуникации (впервые в истории) оказывают определяющее влияние на социализацию молодого поколения. Это особенно касалось телевидения, по мнению канадского философа. Маклюэо, человечество вступает в новом - «электронной эре» многомерное восприятие мира. Таким образом, можно сказать, что молодежная социализация, вызванная стремлением современной молодежи занять место в «старшем поколении», дает возможность своим социальным функциям и получать новые возможности и смысл.

Культурно-цивилизационное развитие человечества четко определено на этапе модернизации. Так, к «первой группе» относятся глобальные проблемы, отличающиеся высочайшей общностью и актуальностью, которые могут возникать в результате комплексных экологических, экономических, социально-демографических и политических противоречий современной цивилизации. Вызвав широкий общественный резонанс, глобальные проблемы современности не должны были оставаться на стороне молодежи, и им была оказана необходимая помощь в развертывании движений контркультуры (психика юношеского возраста, отличающиеся большой широтой, остротой и оптимизмом мировосприятия, которые были особенно восприимчивой к ним).

Контрольная культура выражает оптимистическую перспективу решения глобальных проблем и направлений деятельности: выработка нового мировоззрения, адекватная глобализация антропогенного воздействия и культурно-цивилизационного развития человечества (т.е. идея «революция сознания», составляющая смысловые слова контрольной культуры).

Утверждаемое контркультурное глобальное мировоззрение (сознание) призвано выразить особенности развития современной цивилизации с учетом существующих и истоков глобальных проблем. На этой основе моделируются возможности их преодоления, а также будущие перспективы человечества. В конечном итоге речь здесь идет о смысле человеческой жизнедеятельности «в мире», о той миссии, к которой призван человек по самой своей сущности.

Контрольная культура выдвигает ряд идей и мероприятий, направленных на трансформацию современной цивилизации в духе стандартных моделей. Сюда относится выработка и пропаганда альтернативная, по отношению к экологически-катастрофическому мировоззрение «массовое потребление» развитая индустриального общество, мировоззрение «эколого-центризм», рассматривающий смысл и перспективы человеческого бытия исходя из осознания человека своей близости к природно - географической среда и ее универсальная ценность в мире.

Именно в этом содержании мировоззрения эколого-центризме активно распространялся коммунитарно-экологическое движение контркультуры, «очаги» которого выступил молодежные общины (коммуны) битников и хиппи, создаваемый на лоне природах в духе романтическим образом имения Ясной Поляны Л.Толстого. Они прокламировали «культуру естественности» как альтернативу урбанистической цивилизации, отмежевывающей человеческое бытие от природных ландшафтов. В США, где коммунитарный образ жизни имел свои давние традиции. «В 1967-1969 гг. (в кульминационных и контрольных периодах), в которых участвуют сотни тысяч протагонистов экологических ценностей». В это время «такие известные Общины как Хейт-Эшбери в Сан-Франциско, Гринвич-Вилледж в Нью-Йорке, Сансет-стрип в Лос-Анджелесе, Пичтри-Стрит в Атланте и др. сообществом коммунистов всегда собираются до 500 тысяч молодых последователей контркультуры (т.е. в возрасте до 30 лет), т.е. население целого штата».

Эти экологические коммуны создавались в самых живописных местах Америки: «в Скалистых горах (штат Колорадо), в Каскадных горах (Орегон), в горах Санта-Крус (Калифорния), на севере штата Нью-Мексика и других районах». Их местоположение было демонстрацией экологически ориентированного образа жизни и его биофильских ценностных ориентиров.

В годы своего расцвета (1967-1970 гг.) Движение контркультуры становится мощным катализатором процессов демократизации общественно-общественной жизни. Стремившиеся придать контркультуре политические контуры активисты «нового левого» движения создали «такие массовые и влиятельные общественно-политические организации, как: Студенческий координационный комитет ненасильственных действий и студенты за демократическое общество - в США, Движение молодежи за ядерное разоружение - в англии, Национальный союз студентов Франция, Социалистический немецкий союз студентов - в Западной Германии и др. Они становятся активными участниками современной международной общественно-общественной жизни». Вовсе не случайно российский социолог С.Левикова подчеркивает, что «молодежь - новая социологическая категория, порожденная развитым индустриальным обществом».

Идеи и ценности контрольной культуры имеют широкое распространение, поскольку «молодежь в возрасте до 25 лет в США и некоторых др. западных стран (в 60-х гг. XX в.) составляла почти 50% населения».

В истории цивилизации возникают такие ситуации, когда определенные субкультурные феномены, их локальные идейно-ценностные комплексы требуют от нас универсального и выходного принципа собственной субкультурной среды, протагонизации новых духовно-практических стратегий в отношении индивидов и широких социальных общностей как субъектов культурного наследия. В этом случае можно говорить не о субкультурных, а контрольных или даже культурных тенденциях.

Анализируя влияние контркультуры на современную социокультурную жизнь, «профессор Калифорнийского университета Беннет Бергер считает, что в 60-х гг. XX в. на Западе возникла новая - пост-материальная культура. Вобрав в себя азиатскую пантеистическую культуру, другие субкультурные традиции - мистические культы, романтическое мироощущение богем, пасторализм, языковую мудрость американских индейцев и т.д. Она сумела полностью раскрыть в себе потенциал альтернативной культуры».

«Беннет Бергер отмечает, что контрольная культура, воплотившая в себе совокупный эффект активного духовно-практического поиска нового ориентира развития цивилизации, породила настоящую « ценностную революцию».

Профессор права Йельского университета Ч.Рейч представляет молодежные движения в качестве некой культурной «революции сознания». По мнению Рейча, «новое сознание», формирующееся в среде молодежи, получает широкое распространение и автоматически вызывает революционные преобразования в современном западном обществе. Он осуществил революцию не прямыми политическими средствами, а изменением самой культуры».

Многие исследователи свидетельствуют, что «в современном западном обществе происходит «революция сознания», знаменующая рождение новой культурной модели. Такие известные на западе ученые как Э.Тирьякян, У.Бейнбридж, М.Гарднер, М.Дилингер, П.Рассел, Р.Старк, М.Фергюсон. Они отмечают такие важнейшие признаки новой духовности, как различные установки, связанные с саморазвитием, интерес к явлениям экстрасенсорного восприятия и парапсихологии, значимость популярности восточных религиозных учений, магии, астрологии, все глубины проникающих в массовую культуру».

Можно утверждать, что многие знаменательные общественные документы XX века - это экологическое движение в защиту природной среды, движение военнослужащих, запрещение вооруженных испытаний и запрещение испытаний оружия, движение за демократизацию жизни общества и всей системы мировой политики и международных отношений. Религиозные обновления и рождение человечества, новейшие художественно-эстетические направления, рожденные из смелых творческих экспериментов и др. стремление молодежи к совершенствованию природной и социокультурной жизни людей в мире.

Например, идеи и ценности контрольной культуры оказали большое влияние на западную художественную культуру второй половины XX века. Они воплотились в романах Д.Сэлинджера, Д.Керуака, У.Берроуза, Н.Мейлера, К.Кизи, в поэмах А.Гинзберга, Г.Снайдера, в английской драматургии «рассерженного поколения» - пьесах Озборна, Ардена, Болта, Шеффера. И фильмы (М.Формана, О.Стоуна, Д.Кроненберга, И.Мекаса, Ш.Кларк, М.Антониони, А.Паркера, Ж.-Л.Годара) и музыка (экспериментальная музыка Э.Вареза, Д.Кейджа, Ф.Гласа, К.-Х.Штокгаузена) и живопись (современное сюрреалистическое направление). Призрачная контркультура, активная социальная пропаганда, идеология, привлечение к появлению многих видов искусства (рок-музыка, песня протеста и бардовская песня, хэппенинг, граффити, перфоманс и др.).

Различия в контрольных культурах в ходе молодежных движений указывают на то, что этот феномен представляет собой мощный катализатор культурно-исторического творчества, который представляет собой процесс выработки новых культурных моделей, адекватных перспективам развития цивилизации.

Например, древнеиндийский буддизм, движение эллинистических христиан, апостольское христианство, средневековый христианский мистицизм, богемный гуманизм эпохи Возрождения, движение Реформации, романтизм эпохи Просвещения, богемный модернизм Новейшего времени. Как универсальный феномен, контрольная культура обладает огромным креативным потенциалом выработки ценностно-смысловых моделей развития цивилизации, стимулируя ход человеческой истории на ее переломных - судьбоносных этапах. Это значит, что контрольная культура постоянно проявляет себя в истории цивилизаций в качестве диалектического механизма ценностно-мировоззренческих новаций.

Речь идет о том, что в результате должны быть найдены все необходимые результаты, что привело к поиску новых ценностно-смысловых показателей в качестве адекватного «ответа» на «вызовы» тех обстоятельств, которые связаны с условиями, наблюдаемыми и перспективными для человеческой жизнедеятельности. Все культурные модели проходят через этап контрольного культурного утверждения, когда прежняя ценностная система уже утратила свое значение, и новая жизнь не стала доминирующей, развертываются в субкультурных рамках.

Рассмотрение контрольной культуры в качестве универсального феномена позволяет проследить за исторической динамикой развития цивилизации в области культурно-контрольной диалектики, в которой господствующая роль культуры зависит от роли стабилизирующего - синхронного начала, контрольной - в динамически-обновляющемся начале, с какими-либо культурными новациями, прежде всего всего, - ценностно-смысловые. При этом креативный (динамический) потенциал контркультуры знаменует собой ход социокультурных переменных, а стабилизирующее начало культуры - адаптацию позитивных итогов контркультурных новаций. Этот диалектический механизм контркультуры вновь и вновь воспроизводится.

Наиболее восприимчивым к контркультурным инновациям является, прежде всего, молодежь, обусловленная молодежным сознанием нонконформистских аспектов мировосприятия и деятельности. Сам же префикс «контр» отнюдь не означает отрицания культурного наследия. Моменты отрицательных определенных консервативных элементов культуры, безусловно, имеют место в качестве начального этапа, в качестве средства подготовки контркультурных нововведений, имеют характер и смысл утверждения новых ценностно-мировоззренческих ориентиров человеческой жизнедеятельности.

В современном мире мы ежедневно обращаемся к СМИ в повседневной жизни: когда мы смотрим телевизор, листаем интернет-странички, читаем газеты. Информации так много, что мы часто не задумываем о качестве предлагаемого нами контента. В настоящее время большинство предлагаемой информации относится к разряду так называемой «массовой культуры».

В середине сороковых годов двадцатого века Адорно и М.Хоркхаймером был выведен термин «феномен индустрии культуры». Несмотря на то, что прошло уже около семидесяти лет, этот термин не потерял свою актуальность. В настоящее время мы получаем все необходимое для массового потребления. Телевизионным каналам, интернет-сайтам и журналам выгодно предоставлять потребителю легко доступную информацию, позволяющую жертвовать качеством и информативностью. Эта культура создается для того, чтобы использовать ее. Главная ее функция - развлекательно-компенсаторная. Это культура, лишенная внутреннего источника развития и функционирующая на основе общественного заказа. Она является массовой по объему, т.е. в течение всего дня. В массовой культуре получают гипертрофированное выражение. В результате массовая культура превращается в человека, который требует не только человека, но и заменяет его другими культурами. Типичные примеры массовой культуры могут служить бесконечными телевизионными сериалами, называемыми «мыльные оперы».

Франкфуртская школа, критическая теория современного индустриального общества и феноменологии культуры

Франкфуртская школа - одна из наиболее влиятельных в современной буржуазной философии и, в частности, в марксологии - была образована в тридцатых годах XX века с учетом мелкобуржуазной либеральной интеллигенции, которая выступала с критикой многих отрицательных сторон государственно-монополистического капитализма. Франкфурте-на-Майне, который руководил тогда Максом Хоркхаймером. Он был вместе с Теодором Адорно, организатором этого направления. В этих кругах единомышленников сразу же появляются последователи. Среди наиболее известных последователей Франкфуртской школы можно назвать Герберта Маркузе и Эриха Фромма. Попытка найти ответы на все вопросы эпохи, чтобы сделать это, не требует других идейных и политических направлений. В развитии школы различаются три периода: европейский, американский и западногерманский. Эти периоды отражают не только собственно институциональные этапы ее становления, но и институционально-теоретические судьбы школ. Расцветы, толкование его основных взглядов происходит на 30-е-60-е годы, то есть время для торжественного так называемого «фордистско-тейлористского» этапа индустриального капитализма. Георг Лукач - один из самых выдающихся марксистских мыслей XX века.

Основная тенденция франкфуртской школы - смешение философских понятий с политическими и социологическими исследованиями. Теоретический метод Маркса послужил стимулирующим началом для возникновения в 30-е гг. ХХ в. франкфуртской школы. В течение 30-е-60-е годы, когда есть время для торжественного так называемого «фордистско-тейлористского» этапа индустриального капитализма.

Рассмотрим понятие «критическая теория». Само название стало популярным и используемым после публикации статьи Хоркхаймера «Традиционная и критическая теория». В ней критической теорией названа программа самостоятельной научной парадигмы. Критическую теорию нельзя назвать теорией, которая может быть смешана с различными теоретическими нарушениями: психоанализ, франкфуртская школа, марксизм, феменизм и дургие.

Если есть необходимость в философских категориях, то есть в критических теориях - это ряд подходов и течений, в которых особое внимание уделяется современному обществу и культуре, использующим знания гуманитарных и социологических дисциплин.

В совместной работе Макса Хоркхаймера и Теодора Адорно «Диалектика просвещения» решающим фактором была принята в общей культуре и цивилизации в целом. Авторы разгромили эпоху Просвещения, крайне негативно отзываясь о ее идеях. По их мнению, современная цивилизация - это цивилизация, тупиковая. Тупик вызвал именно культом рациональности. Критиковалось и так называемое «овеществление» личности человека, товарный фетишизм как основные черты деятельности и культуры цивилизации нового времени. Хоркхаймер и Адорно особо подчеркивают опасность коммерциализации культуры, которая оборачивалась ее деградацией. Все, что связано с миром, - это как потребительское отношение к миру, так и люди, которые видят в друге какую-то вещь, способным обеспечить его собственные прихоти. И человек должен относиться к этому. Отсюда рост массовой культуры, потребительских отношений ко всему и т.д. Это черты так называемой «неудавшейся цивилизации» (термин Франкфуртской школы). Именно эта неудавшаяся цивилизация порождает фашизм, преступность, массовую культуру и все остальные «прелести». Человек не может быть счастливым. Поэтому Франкфуртская школа и называется критической. У нас была большая проблема в отчуждении человека от природы.

В итоге Хоркхаммер и Адоррэнс делают вывод о том, что необходимо просвещать людей, освобождать их от вещей, потреблять. Для этого нужна не только революционная направленность, но и большие группы - это бесполезно, работа с пациентами также бессмысленна (поэтому здесь важна роль малых групп).

Автор работы считает справедливым сделать вывод о том, что идеи излагаются в «Диалектике просвещения» и существуют в современной культуре. Таким образом, критическая теория стала одной из самых ярких и основополагающих теорий франкфуртской школы и ее теории.

Феномен индустрии культуры

Феномен индустрии культуры частично перекликается с критической теорией, речь о которой шла в предыдущей главе. После окончания Второй мировой войны в 1947 году была опубликована совместная работа Макса Хоркхаймера и Теордора Адорно «Диалектика просвещения».

Рассмотрим понятие «индустрия культуры». Авторы «Диалектики просвещения» понимают под этим термином производство культуры, превратившееся в уничижающий человек аналог поточно-конвейерного производства. Индустрия культуры воспринималась как «повседневная дегенерация духовной жизни» до низкопробного «всеобщего уровня». Это обстоятельство допускает наличие у авторов особого значения, так как оно имеет обязательное условие. Влияние людей на мировую культуру и немецкую культуру, в которой люди так легко находились под влиянием фашистской пропаганды. Вот и все, что нужно для того, чтобы заставить людей поверить в индустрию культуры, а не в ее сущность. без особого видения, не в массах, а в том, чтобы играть роль главной роли, а не в технике коммуникации, как таковой. Массы - это не мера, а идеология индустрии культуры. «Суммарный результат воздействия индустрии культуры - антипросвещение». Все это связано с тем, что культура нуждается в пассивном обывателе, равно как и в собственном экономическом положении. Культура обеспечивает существование капитализма, создает иллюзию свободы, позволяет манипулировать сознанием индивида и порождать деградацию общества. Культура культуры - это прибыль, полученная благодаря парализации способностей к фантазиям у потребителя.

Стоит сделать краткий обзор работы «Диалектика просвещения». Книга состоит из нескольких частей. Первая - «Понятие просвещения». Здесь связывается рациональное существование общества с господством над природой. Страх перед непонятными явлениями в природе. Далее, в зависимости от того, как просвещение влияет на моральные устои, Канады, Сада и Ницше. В разделе «Культуриндустрия» имеются вопросы о том, как средства массовой информации подавляют инициативу и творчество. В последнем разделе - «Элементах антисемитизма» высказывается опасение о возможности возврата просвещенной цивилизации к варварству.

Если для этого требуются определенные определения, необходимо обеспечить соблюдение Конвенции об охране и поощрении разнообразных форм культурного самовыражения, принятых ЮНЕСКО в 2005 году: культурные самовыражения, независимо от их возможной коммерческой ценности.

Одним из важных понятий в теории культуры является рецепция. В своей работе «Эстетическая теория», Т.Адороно сравнивает понятия рецепция и производство. По Адорно, рецепция - это восприятие обществом искусства. Отношение к искусству связано с разделом труда. Благодаря сфере производства человек может объективно судить об общественном содержании произведений искусства. Рецепция опять же предполагает лишь опосредованное созерцание искусства. Как говорит Теодор Адорно, «человеческие реакции сегодня опосредуются всем реальностью общества». Адорно пишет: «В самых редких случаях рецепты» стачивают». Произведение искусства нейтрализуется после его критического воздействия. Автор так же пристально рассматривает современное искусство и приходит к выводу о том, что классическое, элитное искусство выходит за пределы современного мира на второй план, потому что его «вытягивают» из пародии и развлекающие мероприятия. Современное общество создаст примитивные «картины» из того, что ранее было элитарным, искусство переживает тенденцию к регрессу: «отношение к искусству, типичное для эпохи, носит регрессивный характер». Это связано с тем, что чувства и внутренний мир зависят от его «сложности» с потреблением пищи. «Страстное желание все по собственному усмотрению руки, чтобы он не был произведен тем, что у него есть, тщательно» приготовлено «по его собственному шаблону и принципам, уменьшите расстояние между ним и потребителем». Автор работы считает, что размышления отраженные в производстве современного искусства, которое стало однотипным, массовым и некачественным. Самым ярким примером подобного искусства в современном мире является музыка и кинематография - однотипные, штампованные музыкальные композиции и снятые в виде блокбастеров, рассчитанные на получение большого дохода, но не на духовный отклик зрителей.

Одним из понятий теории «индустрии культуры» является термин «общество потребления». Впервые термин ввел немецкий социолог-фрейдомарксист Эрих Фромм. Общество пользуется массовым потреблением материальных благ. В результате роста доходов, в зависимости от потребностей населения, возникли проблемы бурного экономического развития. Снижение продолжительности рабочего дня и рост свободного времени; размывание классовой структуры, индивидуализация потребления. Нужно отметить, что в современном мире есть аргументы «за». Как правило, аргументы в пользу того, что общество обеспечивает укрепление государственной власти, способствуют росту спроса на товары, снижают уровень социальной напряженности, потребляют сырье и товары, способствующие их развитию. Однако это довольно сомнительно. Это означает, что уровень интеллекта у населения постоянно снижается, потому что образованный человек становится худшим покупателем.

Индустрия культуры способна оказывать большое влияние на потребителя в области приобретения товаров. Люди в фильмах, которые видели в кино или сериале, подражают любимой знаменитости. Это порождает тесную взаимосвязь рекламы и массовой культуры. Например, продакт-плейсмент.

В «Диалектике просвещения» Адроно и Хоркхаймер дают читателям советы, как избежать пагубного воздействия индустрии культуры. Они принимают индивидуальные мысли, критические, индивидуально познавать существующую реальность, а не принимать ограниченную индустрию культуры образ «истины». Первая глава данного исследования.

Итак, следует отметить, что проблема современной индустрии культуры стоит крайне остро. Нескончаемый поток информации. Общество жаждет новых фильмов, новой музыки, новых книг. Общество находится в зависимости от новизны ощущений.

Критические теории и феномены «индустрии культуры»

Индустрия культуры на телевидении, в печатных средствах

В то время как в мире появляются новые и усовершенствованные средства массовой информации. Именно массовое сознание является одним из способов социального взаимодействия и передачи информации. Для анализа были выбраны телевидение и печатные СМИ.

Телеканал СТС и телеканал ТНТ и два печатных СМИ: журнал Cosmopolitan и журнал Glamour. Автор работы считает справедливым выбрать именно эти средства массовой коммуникации, поскольку их аудитория довольно обширна и состоит из разных целевых аудиторий, что позволяет объективно оценить влияние феномена «индустрии культуры» на них.

Итак, для анализа феномена «индустрии культуры» на телевидении были выбраны каналы СТС и ТНТ. Более 100 миллионов человек являются популярными и доступными каналами в России. Крайне показательной является история развития телеканалов. Телеканал ТНТ был основан в сентябре 1997 года и принадлежал холдингу «Медиа-Мост». По приглашению Игоря Малашенко генеральным директором ТНТ стал Сергей Скворцов, бывший гендиректор СТС. Эфирное вещание началось с 1 января 1998 года. Его название создатели расшифровывали как «Твоё новое телевидение». Изначально канал не имел тенденций, и все, что мог, в любой момент, когда он должен был существовать, не подвергаться конкурентной борьбе, не требует мощного развития региональных аудиторий, не требует привязки к сетевым и популярным телесериалам 90-х «Улицы разбросанных фонарей» и «Агентства национальной безопасности» привели к резкому расширению аудитории телезрителей. На канале ТНТ до сезона 2002-2003 гг. Не было определенной концепции эфира, канал был ориентирован на широкий круг телезрителей, в числе которых присутствовали документалистика, мультфильмы, телесериалы. Проанализировать эту информацию, можно только после того, как в сети появятся новые продукты, отвечающие массовым вкусам: сериалы, не отягощенные смысловой нагрузкой, понятные зрители с любым уровнем образования и умственного развития. Аудитория ТНТ значительно увеличилась - с 2,7% до 5,4%, во многом благодаря запуску на канале ток-шоу Дмитрия Нагиева «Окна» и другим новым передачам: «Запретная зона», «Голод», «Школа ремонта», «Такси», «Ребёнок-робот», «Большой брат», «Дом», «Дом-2». Очевидно, что данные в настоящее время имеют крайне низкий уровень познавательности, и в соответствии с требованиями всех желающих зрителей: посмотреть на чужую жизнь, посмотреть на скандалы и тому подобное. Несмотря на некачественную продукцию, они получают удовольствие от просмотра этих передач. Если рассматривать современное состояние канала, то тенденция продолжается. Самые популярные шоу на канале - «Универ», «СашаТаня», «Реальные пацаны», «ComedyClub», «Битва экстрасенсов» - очевидно, не отягощены смысловой нагрузкой, а являются только развлекательными, копирующими друг друга. Технические данные, а самое главное - являются коммерчески-обусловленными и несут сомнительными ценностями (беспорядочные половые связи, отсутствие стремления к образованию и самообразованию, нежелание трудиться). Программы продвигают модные современные идеи: о роскошной богатой беззаботной жизни, гламуре. Хотелось бы, чтобы это было одним из важнейших признаков культуры индустрии. Как правило, в форме продаж-плейсмента. Главные герои, ставшие кумирами зрители, объекты для подражания, используют те или иные продукты. Нужно отметить, что эта реклама выполнена грубо и совершенно не скрывается.

Похожую, но не идентичную ситуацию можно проследить и на канале СТС. Интересно, что этот канал является примером использования широкой низкосортной культуры. После того, как были закрыты многие исследовательские проекты, канал был переориентирован на развлекательное вещание. Ведущая СТС, Тина Канделаки, прокомментировавшая это так: «С программой» Самый умный «закон был в определенном смысле эпохи Родины на СТС, потому что он был придуман познавательными развлечениями и продвигался целый ряд проектов, которые были связаны не просто с развлечением, а даже с чем -то новым, полезным, чем-то интересным и удивительным «. Падение интереса к подобным проектам явилось следствием происходящего на современном этапе сегмента телеканалов. Все это привело к высокой зависимости канала от сериальной продукции и комедийных шоу. Многие конкурсные передачи. Это были проекты из-за-того, что эти проекты могут быть эффективно использованы в качестве рекламного поля. Самые популярные программы на СТС - «Воронины», «Молодежка», «6 кадров», «Кухня» - примеры передач, ориентированные на широкую публику, не желающие критически оценивать контент. Например, юмористическая передача «6 кадров» - передача, копирующая старые анекдоты, претендующая на оригинальность и хороший юмор. Однако, у зрителей это не только не извращает, но и привлекает, поскольку передача имеет довольно высокий рейтинг. Новый руководитель СТС Вячеслав Муругов также проводил аудиторскую и целевую аудиторию СТС: с 2009 по 2012 год происходит переход от концепции семейного канала к семейно-молодёжному, и 1 января 2013 года СТС переходит на более узкую целевую аудиторию (с возрастной группой «6-54» на зрителей «10-45 лет»). Причина этого - повышенная цена размещения рекламы. Это еще не доказано, что аудитория является серьезным коммерческим аспектом, который является ярким признаком культуры. Популярные сериалы на канале СТС продвигают модные идеи о беззаботности, инфантильности, жизни, полных развлечениях, нежелании трудиться и прочее.

Подводя итоги анализа телеканалов, стоит отметить, что даже оформление схоже и отвечает массовым вкусам - яркие, едкие цвета. Оформленные в попсово-комичном стиле афиши, музыкальное сопровождение - все из индустрии культуры.

Для анализа печатных СМИ с космополитизмом и гламуром. Как и в случае с телеканалами, во многих аспектах. Изначально журнал не был коммерциализирован так, как сейчас.

Сейчас космополит стал именем нарицательным. Обычно его используют, когда хотят обозначить печатные СМИ. Он был совсем не таким. Пауль Шлихт сказал, что это первоклассный журнал для всей семьи. Издатели пообещали, что в журналах будут рубрики, посвященные серьезным интересам женщин - посвященным моде и оформлению интерьера, посвященным кулинарии и заботе о детях. В журнале предусмотрены и странички для детей. Космополит быстро стал популярным, его тиражи достигли 25 тысяч экземпляров. Когда-то еще в светлом издании смотрели отнюдь не полуобнаженные красотки. Напротив, все было в целом временным и скучновато.

С наступлением 1960-х годов, когда журнал постепенно утратил свою привлекательность, читатели стали терять его интерес. Хелен Герли Браун, автор книги «Секс и одинокая женщина», предложенной для публикации в журнале для молодых, целеустремленных женщин. В 1965 году Браун стал свободным редактором журнала Comopolitan и вошла в историю издательского бизнеса. Открытая дискуссия о проблемах сексуальной жизни, о том, как вести диалог с женщиной как «лучшая подружка», отрицательное пуританство и ханжество. Выход на международный рынок. »Сексуальная революция» завоевала американцев, и не только женщин. Самой скандальной страницей в истории журнала стало появление в прессе 1972 года на его странице Берна Рейнольдса. Он был еще не очень знаменитым, а все обыденное тело было вызвано противоречивыми рассуждениями. Тем не менее, победила нагота, раскованность и сексуальность. Это закономерно.

Сейчас журнал продолжает эти тенденции. Рубрики журнала следующие: мода, отношения, красота, здоровье, звезды, стиль жизни, психология. Издание содержит серьезные развлекательные рубрики, привлекательные, материальные ценности и гламур. Даже рубрика «Психология» ориентирована на целевую аудиторию - в ней содержатся глупые тесты, которые регулярно повторяются из года в год. Такая же тенденция - повторения - можно проследить и в других рубриках. Читатель часто предоставляет прошлогоднюю статью. Однако наиболее ярким признаком культуры в Космополите является его катастрофическая коммерциализация. Журнал просто пестрит рекламой. Если вы предоставили данное издание, то можете увидеть, что перед вами каталог. Крайне часто какой-либо бренд является лейтмотивом всего номера. Более того, большое количество статей посвящено выходу какого-то нового продукта - от спонсора журнала. Журнал должен содержать не только текст, но и яркие цвета, большое количество иллюстраций, минимум текста - все для быстрого и качественного восприятия информации. Можно сделать вывод для рекламы.

Журнал Glamour в большой степени схож с журналом Cosmopolitan. Впервые гламур появился в 1939 году в США. Тогда он назывался Гламур Голливуда и рассказывал о жизни «фабрики звезд». Название журнала сократилось. Это становится очевидно, что в любом десятилетии журнал все больше использует сексуальную тематику. Журнал Glamour отличается четкой структурой и содержит рубрики о моде и стиле, красоте и здоровье, карьере и шопинге, отношениях и сексе, путешествиях и дизайне интерьера, а также разделы с гороскопами, рецептами блюд, юмором, новинками в музыке, кино, литературе. Вся информация представлена ​​очень простым языком с использованием большого количества иллюстраций. Они также отвечают требованиям, предъявляемым аудиториями. Подавляющее большинство информации рассчитано на серьезное развлечение. Журнал позиционирует себя как развлекательный. Однако в журналах Glamour, как и в Cosmopolitan, крайне низкий процент журналов занимает реклама во всех проявлениях: статьи о брендах, конкурсы, советы звезд, использование той или иной марки - все это говорит о сильной коммерциализации журнала.

Подводя итоги, нужно выделить главные черты, присущие предполагаемым каналам и журналам. Они напрочь лишены индивидуальности. Можно сказать, что у человека не было ничего общего с данными, полученными вначале, или другим каналом, или пролистать в подобном ключе два журнала, чтобы он не заметил разницы. Все это говорит нам об ориентированности продуктов на массовую аудиторию, о нежелательности создателей и создании оригинальных, интересных и наполненных смыслом контента. Главной целью создания такой продукции является получение прибыли в течение короткого периода времени. Итак, все признаки феномена индустрии культуры можно найти в вышеописанных изданиях.

Феномен индустрии культуры в Интернет

Несмотря на то, что Интернет считается независимым пространством, открытые для любых некоммерческих проектов Во-первых, у каждого крупного бренда сейчас есть свой сайт, и существует большое количество коммерчески ориентированных проектов, удовлетворяющих непривлекательные вкусы масс, замаскированных под развлечения. Для анализа были взяты три разных проекта: видео, YouTube, сайт Mail.ru и одна из самых популярных публичных страниц в социальной сети. Все эти площадки ориентированы на молодую аудиторию и активно используются для рекламы.

Первым был рассмотрен видеохостинг YouTube. Конечно, этот сайт полностью поглощен индустрией массовой культуры. Действительно, становится все понятнее, что YouTube - отличная площадка для коммерческих проектов, которые, собственно, и есть. , там активно и осуществляются.

Была рассмотрена пятерка топовых русскоязычных каналов на YouTube: +100500, ThisIsХорошо, GetMovies, Кейт Клеп, КВН. Первые два канала - +100500 и ThisIsХорошо - типичные примеры проявления феномена индустрии культуры. Данные канала являются юмористическими, в формате обзора видороликов ведущим. На канале активно используется ненормативная лексика, насилие, насилие, меньшинства и прочный низкосортный юмор. Рольки выпускаются однотипными, шутки иногда повторяются - можно сказать, что видео просто «штамповано» в результате увеличения аудитории и из страха потерять уже имеющуюся возможность передачи передачи с отсутствующим вкусом. Тем не менее, каналы имеют просто колоссальную аудиторию: +100500 - более 570 тысяч подписчиков, ThisIsHorosho - более 460 тысяч подписчиков. И выпуск нового выпускника на канале. Разумеется, очень большая аудитория не должна оставаться без внимания: рекламодатели и открытые рекламные объявления регулярно проходят конкурсы, печатается сувенирная продукция с символикой каналов. Близкий к этому второму каналу КВН. Канал все равно содержит большое количество рекламы и очень интересный.

Канал GetMovies ориентирован на детскую аудиторию.

А вот и канал, и Кейт Клеп. Ведь изначально канал позиционируется как канал для девушек от 12 до 18 лет, где размещаются видео о красоте, моде, кино, знаменитостях. И все-таки есть все, что угодно. Канал рекламируется, утверждая, что использует те или иные продукты, или посещая конкретные места.

Следующий объект рассмотрения - сайт Mail.ru. Сайты для создания почты. Сайт позиционирует себя как информационно-развлекательный, но, как представляется, новостная информация представлена ​​очень поверхностно. Так же существует сервис «Товаров в стиле Ру», где публикуется рейтинг товаров разных категорий. Отзывы так же проплачиваются. Так же сайт пользуется «взаимной рекламой» - реклама на сайте в фильмах (так же, как и во всех воплощениях феноменальной культуры), а также в рекламе фильмов, опубликованных в верхних строчках. Можно сказать, что сейчас сайт работает в большей степени как рекламная площадка, площадка для PR.

Последней была рассмотрена публичная страница MDK в социальной сети Вконтакте. Это сообщество, созданное изначально, было ориентировано на массовые вкусы и не предполагало никакого познавательного, интеллектуального или новостного контента. В сообществах регулярно используется нецензурная лексика, шутки на тему секса, меньшинства, физические или интеллектуальные неполноценности, что считается нормальным и даже приветствуется аудиторией, считается уникально отличительной чертой сообщества. Изначально проект был абсолютно некоммерческим и поддерживающим группу энтузиастов. Однако, с притоком аудитории, сообщество MDK стало одним из самых коммерциализированных в социальной сети. Администраторы размещают на странице рекламы сторонних групп, кинофильмов, развлекательных заведений и личностей. Футболки, толстовки, кружки и тому подобное. Среднее количество «лайков» в одном и том же порядке составляет 20-30 тысяч, а аудитория продолжает расти. Сообщество продвигает идею сосредоточиться на материальных ценностях, свободных отношениях в плане сексуальной жизни, разжигает межнациональную рознь. Более того, контент часто копирует себя, может быть неоригинальным или глупо-провокационным.

Заключение

Контркультура (от англ. Counter and culture) как феномен может быть представлен в двух аспектах: конкретно-историческом и универсальном. Как конкретно-исторический феномен контркультуры представляет собой комплекс молодежных субкультур, так и всех, кто живет во всех странах мира, и выражают особенности молодежной социализации в условиях техногенной модернизации общества и глобальных отношений. проблем современности. Выдвинувший понятие «контркультуры» Т.Роззак Запад 60-70-х гг., посвященный молодежным движениям и субкультуре XX в.

В универсальном или философском смысле понятие «контрольная культура» может быть использовано для изучения исторических динамики мирового культурно-цивилизационного процесса (и прежде всего - в области философии культуры и философии истории).

Делая выводы, можно сказать, что сейчас Интернет стал одной из самых удобных площадок для размещения материалов в массовой культуре. Большие возможности в сфере таргетирования только помогают рекламодателям размещать свои сообщения - открыто или скрыто. Если рассматривать российский Интернет-контент в целом, то примерно 80% можно отнести к феномену индустрии культуры.