Контрактные отношения малого и крупного бизнеса

Содержание:

  1. Рынок и рыночные отношения: сущность, функции, структура  
  2. Основные элементы рыночного механизма  
  3. Вывод
Предмет: Экономика
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 24.04.2020

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы найдёте много образцов и примеров готовых тем для рефератов по экономике:

 

Рефераты по экономике

 

Посмотрите похожие темы рефератов возможно они вам могут быть полезны:

 

Структура сметной стоимости
Методы ценообразования на новую продукцию
Мировая экономика. Россия как импортер капитала
Прямые и портфельные инвестиции на российском рынке капитала

 

Введение:

Основой рыночной экономики является товарное производство, которое является не единственной, а одной из нескольких форм социальной экономики: натуральной, товарной (рыночной) и других форм экономики.

В процессе исторического развития рыночной (товарной) экономики изменилось понимание рынка и его сущности, изменился сам рынок, возросла его роль в экономике.

А. Маршалл уже отметил необходимость четкого определения понятий, используемых экономической наукой. Чтобы сделать это, нам нужно проследить, как концепция конкретного понятия изменилась в процессе исторического развития, и определить, что оно означает сегодня. Также важно другое (по мнению А. Маршалла) — использование терминов не должно быть слишком категоричным, чтобы не вызывать бессмысленных дебатов или, что еще хуже, допустить ошибку.    

Концепция рынка многогранна, и по мере развития общественного производства и обращения она неоднократно меняла свое содержание.

Понятие «рынок» чаще всего используется в широком смысле — как синоним понятия «рыночная экономика», механизма взаимодействия продавцов и покупателей в процессе покупки и продажи товаров. В более узком смысле понятие «рынок» используется для дифференциации операций купли-продажи по объектам рыночных операций (рынки товаров, услуг, ресурсов, ценных бумаг, патентов) По территориальному признаку (местный, национальный, региональный). (мировые рынки), согласно критерию соответствия закону, регулирующему хозяйственную деятельность (правовой и теневой рынок). 

Рынок сегодня рассматривается как тип экономических отношений между субъектами хозяйствования.   

Любой рынок, независимо от его конкретного типа, основан на трех основных элементах: цена, спрос и предложение и конкуренция. 

Цена — это язык рынка, его сигнальная система. Система цен в рыночной экономике играет роль основной организующей силы. Цена является ориентиром для продавца (производителя) и покупателя (потребителя). Рост цен — это сигнал к расширению производства, падение — сигнал к снижению. Цена отражает все три подхода к определению стоимости продукта: предельная полезность, издержки производства, спрос и предложение.     

Конкуренция подразумевает свободу входа экономических единиц в любую конкретную отрасль и свободу выхода. Эта свобода необходима для того, чтобы экономика могла должным образом приспосабливаться к изменяющимся вкусам потребителей, технологий или поставок ресурсов. Основным экономическим преимуществом рыночной системы является ее постоянное стимулирование эффективности производства.   

Итак, рынок является одной из самых распространенных категорий в экономической теории, одним из основных понятий экономической практики. Часто понятие «рынок» используется как общеизвестное и не требующее каких-либо объяснений. Таким образом, в широко распространенных на Западе теориях это понятие, хотя и является ключевым, имеет очень поверхностное определение и не привлекает большого внимания. В рамках этих теорий рынок рассматривается как определенная реальность (например, воздух, земля), Требующая ответа не на вопрос: что это, а на вопросы: как он работает, как он функционирует? Данная курсовая работа посвящена изучению этих вопросов.    

Целью и задачами данной работы является изучение рыночного механизма, его сущности, функций и структуры, определение его основных элементов, их взаимодействия.

Работа состоит из введения, двух глав и шести подзаголовков, первая глава раскрывает сущность рынка и рыночных отношений, а вторая глава раскрывает сущность рыночного механизма и его элементов.

В ходе исследования использовалась литература таких авторов: И. В. Липсиц, А. В. Сидорович, А. И. Добрынина, Л. С. Тарасевич, Л. А. Николаева, В. И. Видяпина, А. Г. Грязнова, Т. В. Чечелева, Г. П. Журавлева и др.                

Рынок и рыночные отношения: сущность, функции, структура  

Понятие и сущность рынка

Раскрывая сущность рыночных отношений, следует исходить из того, что в экономической теории даны различные определения понятия «рынок». Наиболее упрощенное определение рынка — это место, где люди, как продавцы и покупатели, находят друг друга. 

В современной неоклассической экономической литературе чаще всего используется определение рынка, данное французским экономистом А. Курно (1801-1877 ) и экономистом А. Маршаллом (1842-1924 ) . Рынок — это не конкретная рыночная зона, на которой товары продаются и покупаются, а вообще любая область, где сделки покупателей и продавцов друг с другом настолько свободны, что цены на одни и те же товары имеют тенденцию легко и быстро выровнять. В этом определении свобода обмена и ценообразования используются в качестве критерия определения рынка.            

Английский экономист В. Джевонс (1835-1882 ) в качестве основного критерия определения рынка выдвигает «тесную связь» между продавцами и покупателями. Он считает, что на рынке есть любая группа людей, которые вступают в тесные деловые отношения и заключают сделки по любому товару.     

Основным недостатком приведенных выше определений является то, что содержание рынка сводится только к сфере обмена.

Рынок как экономическая категория представляет собой совокупность специфических экономических отношений и отношений между покупателями и продавцами, а также посредниками относительно движения товаров и денег, отражающих экономические интересы субъектов рыночных отношений и обеспечивающих обмен продуктами труда. 

Основными чертами рыночной экономики являются: 

  • экономическая свобода участников производственного процесса (каждый из них принимает экономические решения самостоятельно, без чьих-либо заказов);
  • конкуренция (конкуренция) многих продавцов и покупателей;
  • максимизация частных выгод как цель хозяйственной деятельности всех участников экономической системы;
  • регулирование производства, обмена и потребления через механизм рыночных цен.

Для возникновения рыночной экономики необходимы два условия:

Во-первых, социальное разделение труда — это специализация групп людей или одного человека на выполнении определенного вида работ. Социальное разделение труда определяет возникновение механизма экономического сотрудничества между людьми. 

Поскольку каждый товаропроизводитель специализируется на производстве определенных товаров или выполнении определенных операций, возникает необходимость обменивать продукты своего труда. Разделение труда создает возможность обмена, повышая производительность каждого отдельного производителя. 

Разделение труда существует в коммуне и на фабрике, но рыночных отношений в этом случае нет. Для появления рынка необходимо еще одно важное условие — наличие частных собственников, которые, как владельцы условий производства, также управляют его результатами.   

Социальное разделение труда (специализация производителей на производстве отдельного продукта или его части) создает возможность обмена, а также приводит к увеличению знаний и навыков работника, а также к повышению производительности труда. Экономическая изоляция товаропроизводителей, закрепленная в частной и других формах собственности, требует возмездия и эквивалентности в обмене продуктами. 

Разделение труда между производителями, их специализация, экономическая теория объясняют рационализм в экономическом поведении людей. Если различные работники не производят абсолютно все потребительские товары, в которых они нуждаются (как при полностью натуральном хозяйстве), но специализируются на производстве только некоторых из них, их общая производительность заметно возрастет. Поэтому вместо того, чтобы производить все самостоятельно, люди начинают специализироваться на производстве нескольких продуктов, обменивая свои излишки на другие продукты, производство которых им не удается. В результате все выигрывают. Но для того, чтобы у каждого был полный набор всех необходимых преимуществ, необходимо организовать между ними постоянный обмен различными преимуществами.    

Рынок часто считают саморегулирующейся экономической системой, которая наилучшим образом без сознательного регулирования удовлетворяет потребности общества. В погоне за своей прибылью человек с «невидимой рукой рынка», по образному выражению основателя экономической науки Адама Смита, удовлетворяет потребности других членов общества. 

Учитывая рыночные условия, производители сами решают, что и как производить. Они перестают выпускать то, что не пользуется спросом на рынке, а ресурсы переключаются на выпуск других, востребованных товаров и услуг. Согласование всех независимо принимаемых решений осуществляется механизмом рыночного ценообразования — сердцем рынка. Механизм ценообразования сравнивается с постоянным референдумом, на котором независимые потребители «голосуют» за свои экономические решения в пользу конкретного «кандидата» — конкретного продукта. Рыночный механизм наводит порядок к потенциальному хаосу через цены, которые действуют как сигнал, который предоставляет информацию о рыночных условиях как для потребителей, так и для покупателей.    

Участниками рынка являются продавцы и покупатели. Домохозяйства, фирмы и государство действуют как продавцы и покупатели.   

Большинство субъектов рынка действуют как покупатели и продавцы.

Объектами рынка являются товары и деньги. Основной категорией рыночной экономики является продукт — продукт труда, произведенный не для собственного потребления, а для обмена на другие товары, предназначенные для продажи. Товары — это не только материальные товары, готовые к конечному потреблению, но и факторы производства (земля, рабочая сила, капитал) и нематериальные товары (услуги). Для удобства товарного обмена в развитых рыночных отношениях они используют деньги, эквивалентные любым товарам.   

Структура рынка  

Рынок как таковой можно рассмотреть более подробно в нескольких типах и типах. 

Структура рынка может быть определена как внутренняя структура, расположение, порядок отдельных элементов рынка. Рынок охватывает элементы, которые напрямую зависят от обеспечения производства, а также элементы материального и денежного обращения. Это связано как с непроизводственной сферой, так и с духовной сферой. В соответствии с этим рынок имеет разнородную структуру.   

Объекты обмена различают рынки товаров, услуг, капитала, ценных бумаг, рабочей силы, иностранной валюты, рынок информационных и научно-технических разработок. В условиях все большего вовлечения научно-технических достижений в производственный процесс ценность рынка для информационных и научно-технических разработок неизмеримо возрастает. Его составляющими являются рынок инноваций и изобретений; рынок информационных продуктов (информационные услуги); Творческий рынок труда (книги, фильмы и др.)    

Некоторые экономисты, в зависимости от объекта рыночных отношений, выделяют следующие три группы рынков: товарный, финансовый и трудовой. В каждом из них выделяются соответствующие специализированные рынки. Первая группа включает потребительский рынок, рынок материальных ресурсов, рынок промышленных и технических товаров, рынок информации и рынок научных и технологических разработок; ко второму — инновационные краткосрочные займы, ценные бумаги и валютные рынки; к третьему — рынки труда разного уровня квалификации и рынки для определенных специальностей.    

В пространственном контексте выделяется местный (местный) рынок, который ограничен одним или несколькими регионами страны; национальный рынок, охватывающий всю национальную территорию; региональный по группам стран; Весь мир, мировой рынок, включая все страны мира.   

Согласно действующему механизму, существуют:

  • свободный рынок, регулируемый на основе свободной конкуренции независимых производителей;
  • монополизированный рынок, где условия производства и обращения определяются группой монополий, между которыми сохраняется монополистическая конкуренция;
  • регулируемый государством рынок, где важную роль играет государство, использующее экономические инструменты влияния.

Иногда также выделяется планируемый и регулируемый рынок. Здесь ведущая роль в обеспечении основных пропорций производства и обращения принадлежит плану; существует централизованное планирование и регулирование ценообразования, финансового кредита и денежного обращения. 

По механизму функционирования рынки отличаются от совершенной и несовершенной конкуренции. Рынок совершенной конкуренции является саморегулирующейся системой рыночных отношений. Несовершенные конкурентные рынки включают монополизированные и регулируемые рынки.  

В соответствии с действующим законодательством легальный или официальный рынок отличается от нелегального теневого рынка.

С точки зрения насыщения выделяется равновесный рынок, на котором спрос и предложение примерно одинаковы; дефицитный рынок, где спрос превышает предложение; избыточный рынок, когда предложение превышает спрос.  

В России много сделано для поддержки предпринимательства, малого и среднего бизнеса, развития финансового лизинга и товарных рынков. Существуют рынки труда и ценных бумаг, системы их регулирования. Страховой рынок создается. Рынок недвижимости развивается, решаются концептуальные и практические проблемы развития товарных рынков не только в целом, но и в контексте их отдельных секторов, например, рынков продовольственных товаров, топлива и энергии. развивается защита прав потребителей, ужесточается механизм сертификации и стандартизации товаров и услуг; защитить внутренний рынок от некачественного импорта. Системы для изучения и прогнозирования товарных рынков создаются на основе организации проблемно-ориентированной статистической отчетности.     

Экономика присуща не только отдельным рынкам, изолированным друг от друга, но и единой рыночной системе, все элементы которой находятся в определенных пропорциях. Роль этих соотношений (пропорций) чрезвычайно велика. Если владелец товара намерен увеличить его выпуск в зависимости от спроса, он может рассчитывать на количество материалов, дополнительных работников, капитала и других ресурсов, которые он может приобрести на соседних рынках. Экономическая жизнь предпринимателя протекает в двух направлениях. Один из них — микроэкономический, который характеризует поведение производителя на определенном рынке, другой — макроэкономический, который характеризует его связь с тем, кто владеет ресурсами и торгует ими на других рынках.

Функции рынка  

Рыночные функции определяются задачами, стоящими перед ним. Механизм рынка призван найти ответы на три ключевых вопроса: что, как и для кого производить? Для этого рынок выполняет ряд функций.  

Ценовая функция. В результате взаимодействия производителей и потребителей, спроса и предложения товаров и услуг на рынке формируется цена. Он отражает полезность товара и затраты на его производство.  

Информационная функция. Цена, преобладающая на каждом из рынков, содержит богатую информацию, необходимую для всех участников экономической (экономической) деятельности. Постоянно меняющиеся цены на товары и ресурсы дают объективную информацию о необходимом количестве, ассортименте, качестве товаров, поставляемых на рынки. Высокие цены указывают на недостаточное предложение, низкие цены указывают на избыток товаров по сравнению с платежеспособным спросом. 

Регуляторная функция. Это связано с влиянием рынка на все сферы экономической деятельности, прежде всего на производство. 

Посредническая функция. Рынок выступает в качестве посредника между производителями и потребителями, позволяя им находить наиболее выгодный вариант купли-продажи. В развитой рыночной экономике потребитель имеет возможность выбрать оптимального поставщика. Продавец со своей позиции стремится найти и заключить сделку с покупателем, который наиболее удобен для него.   

Дезинфицирующая функция. Рыночный механизм — довольно жесткая, в определенной степени жестокая система. Он постоянно проводит «естественный отбор» среди участников хозяйственной деятельности. Используя инструмент конкуренции, рынок очищает экономику от неэффективно функционирующих предприятий. Наоборот, это дает зеленый свет более предприимчивым и активным.     

Как показывает опыт, средний цикл малого бизнеса не превышает пяти лет. В конкуренции крупные фирмы часто умирают. Конечно, в условиях концентрации производства и капитала монополизация деформирует дезинфицирующий механизм рынка. И все же монополизация нигде не подавляет конкуренцию настолько, что «естественный отбор» прекращается.   

Основные элементы рыночного механизма  

Спрос и предложение: содержание и проблемы взаимодействия

Спрос — это выражение стоимости рыночного спроса на товары. Он имеет два свойства: платежеспособность и способность представлять потребности обращения в их естественной форме. 

Предложение — это масса товаров и услуг, предлагаемых к продаже. 

Они различают индивидуальный спрос (спрос от отдельного покупателя на конкретный продукт на определенном уровне цен, на данном рынке, в данное время), рынок (спрос от многих покупателей на данный продукт) и совокупный (общий спрос на конечный продукт товары и услуги, предлагаемые на товарных рынках).

Спрос может быть неудовлетворенным, если у потенциального покупателя есть деньги, но требуемые товары не доступны для продажи и задержаны, возникающие при необходимости совершить крупную покупку (или, например, отправиться в путешествие), для чего ранее необходимо было накопить соответствующую сумму денег.

Особенности спроса зависят как от стоимостных, так и не стоимостных факторов.

К первой группе относятся: структура товарного предложения; денежные доходы населения; уровень цен на сопутствующие товары; ожидания потребителей; доля в натуральном выражении.    

Ко второй группе относятся природно-климатические, национально-этнические, биомедицинские, физиологические факторы, возрастная и половая структура населения. На формирование спроса также влияют факторы, которые являются чисто внутренними для рынка, такие как плотность населения. распределительная сеть по типу торговых предприятий, распространенность прогрессивных форм торговли, уровень запасов в распределительной сети.

Что касается совокупного спроса, то он зависит от потребительских расходов, инвестиционных расходов (чем больше покупка средств производства, тем больше совокупный спрос), государственных расходов и чистых экспортных расходов (чем выше уровень экспорта, тем выше спрос на товары данной страны за границу; чем меньше импорт, тем выше внутренний спрос на отечественные товары).

Предложение, как и спрос, можно анализировать как на уровне отдельного хозяйствующего субъекта, так и на уровне национальной экономики или национальной экономики в целом. Более того, для отдельного производителя на формирование предложения больше всего повлияет цена ресурсов (уменьшение иены на ресурсах снижает производственные затраты и увеличивает предложение; и наоборот, повышение цен на ресурсы уменьшает предложение); применяемые технологии (совершенствование технологии снижает себестоимость продукции на единицу продукции и позволяет увеличить предложение); уровень налогов и объем субсидий (повышение налогов сокращает предложение; увеличение субсидий увеличивает предложение); цены на другие товары; ожидания потребителей в отношении изменения цен в будущем, а также количества продавцов (чем больше поставщиков, тем больше предложение).     

Объем совокупного предложения, то есть денежная стоимость общей суммы всех конечных товаров и услуг, представленных для продажи, будет зависеть от цен на внутренние ресурсы; цены на импортные ресурсы; монопольное положение группы производителей или профсоюзов на рынке, что позволяет повышать цены; производительность труда — показатель среднего объема производства на единицу затрат (чем ниже стоимость единицы продукции, тем выше общий объем предложения); изменения в налоговом законодательстве и государственных нормативных актах, влияющие на уровень себестоимости продукции на единицу продукции.     

Очевидно, что многие факторы влияют как на спрос, так и на предложение в разных направлениях. В то же время существует фактор первостепенной важности как для изменения спроса и предложения, так и для их взаимосвязей. Это цена купленного (проданного) товара. Зависимости спроса и предложения от уровня цен хорошо известны, и, наоборот, обусловленность цен соотношением спроса и предложения: при прочих равных условиях, при увеличении спроса цена увеличивается; при увеличении предложения цена падает: при снижении спроса цена падает; с уменьшением предложения цена растет.     

Спрос и предложение образуют диалектическое единство противоположностей. Их единство вытекает из того факта, что спрос может быть удовлетворен только за счет предложения, а предложение может быть реализовано только за счет спроса. Несоответствие этих категорий проявляется в противоречии между стоимостью и потребительной стоимостью, между продавцами и покупателями, между производителями и потребителями. Предложение оказывает влияние на размер и структуру спроса; Спрос, в свою очередь, «стимулирует» предложение адаптироваться к требованиям рынка.    

В соответствии с законом спроса и предложения изменение соотношения спроса и предложения вызывает колебания рыночных цен вокруг стоимости: если количество товаров на рынке больше или меньше спроса на них, то существует либо падение или рост цен по отношению к стоимости. Таким образом, действие закона спроса и предложения подчиняется действию закона стоимости. Если соблюдается спрос и предложение, закон спроса и предложения не раскрывает его эффекта. Для такого соответствия необходимо, чтобы спрос и предложение были сбалансированы, во-первых, с точки зрения стоимости и натурально-материальной формы, а во-вторых, но во времени и пространстве.   

Цена в рыночной экономике  

Механизм ценообразования представляет собой процесс взаимодействия производителей и покупателей товаров, спроса и предложения. Цена — это денежное выражение стоимости любого товара, ресурса или услуги. Он уравновешивает их спрос и предложение, диктует количество и качество, уровень затрат на производство и технологию фактического производства. В зависимости от разных условий купли-продажи товаров и услуг различаются виды.

Их можно классифицировать на определенные основные группы. Принимая во внимание методы регулирования, эти виды цен различаются: 

Бесплатные цены. Они зависят от состояния рынка и создаются без вмешательства государства на основе свободного соглашения между продавцом и покупателем. 

Договорные цены. Участники рынка устанавливают их по взаимному согласию вплоть до купли-продажи товаров. В договоре могут указываться не абсолютные значения цен, а только верхний и нижний уровни их изменения.  

Регулируемые цены. Для определенных групп товаров государство имеет верхний ценовой предел, превышение которого запрещено. В рыночной экономике такое ценообразование относится к жизненно важным товарам и услугам (стратегическое сырье, энергия, общественный транспорт, основные потребительские товары).  

Государство твердо установило цены. Государственные органы фиксируют такие цены в планировочных и других документах. Ни производители, ни продавцы не имеют права их менять.  

В зависимости от форм и сфер торговли выделяются следующие виды цен: 

Оптом, при котором большие массы товаров продаются оптом. В нашей стране по таким ценам производственные предприятия продают свою продукцию другим посредникам или посредникам. 

Розница, в которой товары продаются потребителям в розницу.

Тарифы на услуги — цены (цены), устанавливающие уровень оплаты за коммунальные и бытовые услуги за пользование телефоном, радио.

Биржевые и аукционные цены формируются на разных конкретных рынках, формах рынков, связанных с типом свободного рынка.

Цены мирового рынка — цены, которые фактически установлены на товары этой группы на мировом рынке; признаны организациями, занимающимися международной торговлей за определенный период. 

В странах с открытой рыночной экономикой, знание мировых цен является очень важным для правильной ориентации в хозяйственной деятельности производителей товаров, посредники и покупателей. Изменения цен на мировом рынке сильно влияют на внутренние цены в данной стране. В еще большей степени уровень цен определяет прибыльность или убыточность внешней торговли.                  

Цены в той или иной степени имеют общую черту — они изменяются под влиянием среды (слияния различных обстоятельств) рынка. В свою очередь цены естественно влияют на экономическое положение продавцов и покупателей, их заинтересованность в покупке и продаже товаров.                             

Сущность конкуренции и ее значение

Конкуренция (от лат. Concurrere — до столкновения) — это соперничество между участниками рыночной экономики за лучшие условия для производства, покупки и продажи товаров. Конкуренция — конкурентная работа между производителями по наиболее прибыльным направлениям капитальных вложений, рынкам, источникам сырья и в то же время очень эффективный механизм стихийного регулирования пропорций общественного производства. Это порождается объективными условиями: экономическая изоляция каждого; производитель, его зависимость от конъюнктуры рынка, противостояние с другими товаропроизводителями в борьбе за потребительский спрос.   

Конкуренция важна в обществе. Это стимулирует деятельность самостоятельных подразделений. Через это товаропроизводители, кажется, контролируют друг друга. Их борьба за потребителей ведет к снижению цен, снижению себестоимости продукции, улучшению качества продукции и ускорению научно-технического прогресса. В то же время конкуренция усугубляет противоречия экономических интересов, чрезвычайно усиливает экономическую дифференциацию в обществе, определяет рост непроизводительных издержек и стимулирует создание монополий. Без административного вмешательства со стороны государственных структур конкуренция становится разрушительной силой для экономики. Чтобы обуздать его и удержать на уровне нормального стимулятора экономики, государство в своих законах определяет «правила игры» соперников. Эти законы фиксируют права и обязанности производителей и потребителей продукции, устанавливают принципы и гарантии действий конкурентов.       

Конкуренция — это соперничество хозяйствующих субъектов за достижение наивысших результатов в своих интересах. Таким образом, конкуренция существует везде, где существует соперничество между субъектами в защите своих интересов. Как экономический закон, конкуренция выражает причинно-следственную связь между интересами субъектов хозяйствования в соперничестве и результатами экономического развития.  

Исторически конкуренция возникала в контексте простого товарного производства. В процессе конкуренции каждый мелкий производитель стремился создать для себя наиболее выгодные условия для производства и продажи товаров в ущерб другим участникам рынка обмена. По мере того как зависимость мелких производителей от рынка и рыночных колебаний цен на товары, которые они производят, усиливается, конкуренция усиливается. Возникает возможность укрепить экономику, нанять наемных работников, использовать их труд, и возникает капиталистическая конкуренция. В современных условиях конкуренция также выступает важным средством развития производства и существует в различных формах.    

Конкуренция как экономический процесс может быть представлена ​​в виде сочетания определенных действий хозяйствующих субъектов. Эти действия накапливаются в виде экономического цикла, который включает в себя следующие последовательные репродуктивные процессы:     

  • формирование материальных элементов производства и трудового коллектива;
  • организация производства, обеспечение его сырьем, материалами, полуфабрикатами, а также взаимодействие с производственными, кредитными, финансовыми и проектными организациями на возвратной основе;
  • создание конкурентоспособной продукции;
  • маркетинг продукции, включая меры по определению объема, времени и места ее продажи;
  • создание инвестиционного фонда за счет прибыли и использование его для расширения производства.

Есть две формы конкуренции: совершенная и несовершенная.

Наиболее эффективный рыночный механизм работает в условиях свободной или совершенной конкуренции, что означает такое состояние экономической системы, когда влияние каждого участника экономического процесса на общую ситуацию настолько мало, что им можно пренебречь. Совершенная конкуренция — это простейшая рыночная структура, где поведение продавцов и покупателей на рынке должно адаптироваться к состоянию равновесия рыночной среды и в котором:   

  1. продавцы принимают цены как данные и не могут сознательно влиять на них;
  2. доступ к индустрии новых продавцов ничем не ограничен;
  3. продавцы не разрабатывают совместную стратегию;
  4. покупатели не могут влиять на цены;
  5. полная информация о рынке доступна всем участникам торгов.

Структуру рынка, на которой исполняются первые четыре знака, иногда называют чистой конкуренцией. Нарушение одного из главных признаков ведет к несовершенной конкуренции. Если фирма работает в условиях совершенной конкуренции, то она не может влиять на рыночные цены, т.е. «соглашается» с ними.   

Существует три основных типа несовершенной конкуренции:

  • чистая монополия, когда на рынке одна компания является единственным продавцом товаров или услуг и границы компании и отрасли совпадают;
  • олигополия, когда в отрасли существует небольшое количество фирм;
  • монополистическая конкуренция, которая характеризуется наличием на рынке относительно большого количества фирм, производящих дифференцированную продукцию.

Конкуренция по своему содержанию очень противоречива. С одной стороны, он выражает стремление к свободе, экономической независимости — это проявление центробежных сил. С другой стороны, сами конкуренты стремятся защитить себя от превратностей борьбы, что указывает на центростремительную тенденцию к объединению усилий, своего рода экономическую солидарность, гарантом которой является государство, законы поведения рынка, защищающие интересы отечественных предпринимателей от конкуренции с иностранным капиталом и др. Более того, стремление победить в конкурентной борьбе приводит к установлению доминирующего положения на рынке, захвату рыночной власти и формированию монополий. Конкуренция и монополия — это не две разные конфликтующие экономические силы, а две стороны одного и того же рыночного взаимодействия.          

Вывод

И вот, в ходе этого исследования мы узнали, что:

  • рынок представляет собой совокупность экономических отношений производства и обмена товаров с помощью денег;
  • рынок — это биржа, организованная по законам товарного производства и обращения;
  • рынок представляет собой механизм взаимодействия покупателей и продавцов, иными словами, соотношение спроса и предложения; Рынок — это сфера обмена внутри стран и между ними, связывающая производителей и потребителей продукции. 
  • рынок — это особый способ организации экономической деятельности в масштабе всей экономической системы, при котором отдельные производители и потребители взаимодействуют через рынок, отвечая на вопрос «что, как, для кого производить», используя систему цен, Прибыли и убытки, спрос и предложение:
  • рынок представляет собой механизм реализации рыночной экономики.

Историческим условием возникновения рынка является общественное разделение труда. С разделением труда возникла необходимость обмениваться видами деятельности, в результате чего работник определенного вида конкретного труда получает возможность использовать продукты любого другого конкретного вида труда. Не менее важным условием появления рынка является специализация. Специализация — это форма общественного разделения труда как между различными отраслями и сферами общественного производства, так и внутри предприятия на разных этапах производственного процесса. В промышленности существует три основных формы специализации: предметная (например, автомобильные, тракторные заводы); подробный (например, завод по производству шариковых подшипников); технологический — поэтапный (например, прядильная фабрика).      

Характерными чертами и условиями существования современного рынка являются:

  • Свободный доступ и свободный выход. Количество участников рынка ничем не ограничено. Чем больше участников, тем заметнее рыночные законы.  
  • Цена, установленная отдельным производителем, мало влияет на общую рыночную цену, так как на рынке много производителей. 
  • Полная свобода перемещения материальных, финансовых и человеческих ресурсов.
  • Признаются равные шансы для всех, полное право всех на всю информацию о спросе и предложении, ценах, прибыли.

Любые привилегии исключены.

Функции рынка: ценообразование; посредник; информационный; регулирующий; дезинфекция (очистка рынка от неконкурентоспособных производителей). Конечно, это идеальная модель, основанная на свободной конкуренции и потенциально равные шансы для всех продавцов и покупателей.     

Рыночный механизм — это механизм взаимодействия продавцов и покупателей в отношении установления цен, объемов производства, его структуры и качества продукции, он представляет собой механизм распределения ресурсов и доходов на основе объективных экономических законов рынка.  

Субъектами рыночных отношений являются участники рыночных сделок (сделок купли-продажи). Это, во-первых, покупатели, продавцы, предприниматели или частные лица. Во-вторых, это юридические лица, в число которых входят предприятия и ассоциации различного типа, организации, ассоциации, кооперативы, акционерные общества, фирмы и государство.  

В состав субъектов входят: предприниматели, рабочие (продающие свой труд), потребители, владельцы ссудного капитала, владельцы ценных бумаг.

Основными элементами рыночного механизма являются: цена, спрос и предложение, конкуренция.