Конституционные реформы – необходимость трансформации российского общества

Предмет: Правоведение
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 11.04.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по праву:

 

Много готовых курсовых работ по праву

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Реализация права, его механизм и форма
Стадии, процедуры применения права. Характеристика основных индивидуально-правовых актов и их отличительные особенности
Конституционное (государственное) право и конституционная система
Экономические, политические и социальные основы конституционного строя современной России


Введение:

Термин «конституция» в основном используется в юридическом смысле. Конституция в правовом смысле рассматривается как основной закон государства, который устанавливает политическую форму существования общества, систему органов государственного управления и местного самоуправления, порядок их формирования и принципы функционирования, определяет основные права и свободы человека и гражданина.

Конституция отличается от обычных законов, которые принимаются парламентом. Конституция устанавливает основы организации общества и государства, закрепляет основные права человека и гражданина; Регулируя фундаментальные общественные отношения, конституция призвана гарантировать стабильность общества, учитывать социальные интересы различных групп, по возможности, создавать структуру государства и общества, которая признается большинством населения как просто.

Любой правовой текст со временем устаревает, можно утверждать, что в некоторых разделах Конституция Российской Федерации 1993 года также устарела. Например, он не содержит норм, которые позволили бы сформировать правительство парламентского большинства в России. Например, как бы ни формировалось правительство, оно должно будет уйти в отставку после выборов Президента Российской Федерации.

Но в нынешней ситуации в России, пожалуй, правильнее будет сначала выработать политическую практику решения определенных проблем, а только затем формализовать их в виде законов. И только после этого вносить изменения в Конституцию Российской Федерации. Политическая практика не изменится только от изменений в тексте Конституции Российской Федерации. Если текст будет изменен безуспешно, через несколько лет аналогичные проблемы его неполного соответствия политической практике вновь возникнут.

В сложившейся ситуации переход к парламентской республике в нашей стране, скорее всего, приведет к периоду перестройки власти и задержке в решении наиболее важных проблем общества и государства. Ослабление влияния Президента Российской Федерации на политический процесс на первом этапе приведет к снижению эффективности государственного управления. Политические силы в нынешней ситуации являются лоббистами корпоративных интересов или интересов узких социальных групп элит; следовательно, переход к парламентской республике усложнит процесс примирения интересов в политике, а не упростит его.

Возможно, что в более долгосрочной перспективе переход к парламентской республике будет иметь положительные последствия для страны, но приоритет, по-видимому, заключается в необходимости решения наиболее важных проблем страны, а не в налаживании отношений между политическими силами и элитные группы. Вполне возможно, что в сложившейся ситуации переход к парламентской республике в целом сводится к решению технических проблем групп правящей элиты.

Переход к парламентской форме правления вряд ли встретит какое-либо сопротивление со стороны политических сил, поскольку это отвечает интересам тех, кто сейчас имеет влияние во власти. А политические силы с другими интересами у власти практически не влияют.

Как следует распределять полномочия между Президентом, Парламентом и Правительством в случае перехода России к модели парламентской республики - имеет смысл обсудить этот вопрос, когда появятся конкретные предложения по изменению Конституции Российской Федерации или политической практики. Поскольку такие изменения вряд ли решат какие-либо стратегические проблемы, конкретные вопросы распределения полномочий будут определяться политической ситуацией, которая складывается в данный момент, и будут подчиняться этой ситуации. Следовательно, предварительные общие предложения на этот счет не будут иметь политического значения.

Теоретическую и методологическую основу этой проблемы составляют работы известных отечественных и зарубежных авторов, таких как: С.А. Авакян, М.В. Баглай, Т. Д. Зражевская, Е. А. Лукьянов В.О. Лучин, М.А. Митюков, В.В. Невинский Ю.А. Тихомиров, Г. Еллинек, Д. Эсмен.

После распада Советского Союза проблема соответствия конституций и законодательных актов в субъектах Федерации федеральной конституции была освещена: В.В. Гошуляк А.А. Жученко, Н.А. Михалева, С.А. Авакян и другие.

Целью курсовой работы является анализ этапов, исторических аспектов и перспектив конституционной реформы в России.

Данная цель реализуется в работе на основе решения следующих задач:

  • Выявить предпосылки для конституционных реформ;
  • Описать этапы и проблемы конституционной реформы в России;
  • Изучить реформы 1991-1992 гг.

Объектом исследования является Конституция России разных периодов.

Предметом исследования являются причины принятия и реформирования Конституции РФ 1993 года.

Правовой основой является Конституция Российской Федерации 1993 года, федеральные законы, монографии и научные статьи, посвященные этой проблеме.

Исторические аспекты реформирования российской Конституции: этапы и проблемы

Причины принятия Конституции РФ 1993 года

Современное российское законодательство является результатом длительного и комплексного развития. Его фундаментальные основы были заложены на рубеже 80-х - 90-х годов прошлого века, но качественное обновление произошло благодаря принятию Конституции Российской Федерации 1993 года. Декабрьские события 1993 года повлекли за собой глубокие изменения в системе русского языка. законодательство, проявляющееся в формировании новых видов источников законодательства. коренное обновление содержания его норм, формирование и развитие законодательства субъектов федерации, появление новых и трансформация существующих отраслей законодательства.

До 1993 года в стране была принята Конституция в 1978 году Верховным Советом в соответствии с преобладающими в то время концепциями. Основным недостатком Конституции, которая постоянно порождала кризисы и конфликты между законодательной и исполнительной ветвями власти, было отсутствие четко сформулированного принципа разделения властей. Попытки превратить этот принцип в сбалансированный парламентаризм не увенчались успехом.

Двухуровневая структура высших органов законодательной власти (Конгресс и Верховный Совет), которая является необычной для демократического государства, закрепленной в Конституции, при полном отсутствии какой-либо ответственности депутатов перед кем-либо, нарушила принцип прямых выборов в парламент, и вызвало разделение единой законодательной функции. Более того, такой парламент, раздираемый самыми острыми политическими противоречиями, постепенно стал тормозом политических и экономических реформ.

Согласно Конституции, президент был наделен значительными правами, но в решающих вопросах он находился под контролем двухуровневого парламента.

Такое понимание принципа разделения властей было не только политически необоснованным, поскольку страна вступила на путь осуществления радикальных политических и экономических реформ, но и юридически несостоятельным. Президент пользовался не меньшей легитимностью, чем обе части парламента, поскольку он был демократически избран прямым голосованием из нескольких кандидатов. В таких случаях, как признается мировая конституционная теория и практика, глава государства, исходя из мандата народа, не подлежит парламентскому контролю.

Юридическое несовершенство механизма государственной власти оказывало тем более пагубный эффект, чем сильнее усиливалась поляризация политических сил в стране.

Необходимость принятия новой Конституции была осознана всеми политическими силами во время принятия Декларации о государственном суверенитете от 12.06.1990. В мае 1993 года был опубликован проект Конституции, одобренный Верховным Советом. Он значительно исправил многие недостатки старой Конституции, содержал демократические положения о правах и свободах человека и гражданина. Однако в вопросах организации государственной власти преобладали прежние подходы. Опять же, принцип разделения властей был истолкован в направлении уменьшения полномочий президента, и такая же форма правления осталась.

Проект поставил президента под контроль Верховного Совета, обязав его ежегодно представлять отчеты о реализации внутренней и внешней политики, реализации федеральных программ.

С принятием новой Конституции 12.12.1993 года и образованием Федерального собрания период президентского правления закончился. Начался сложный и сложный процесс создания нового конституционного закона, реализации конституционного механизма власти.

В определенной степени Конституция упростила политические отношения и ослабила остроту противоречий между реформистским курсом президента и оппозиции.

Таким образом, к началу XXI в. в стране была установлена ​​конституционная процедура смены власти. Сроки выборов главы государства и Государственной Думы никогда не пропускались; в субъектах федерации была начата деятельность глав администраций и законодательных собраний. На основе Конституции Российской Федерации были сформированы новая судебная система, партийная система и местное самоуправление.

В отличие от других стран, Россия не приняла законы о люстрации. Все это способствовало укреплению стабильности в обществе, созданию условий для глубоких экономических реформ.

Хотя Государственная Дума в 1999 году отклонила попытки частичного внесения изменений в Конституцию Российской Федерации в 1993 году, в российском обществе созрела убежденность в необходимости ее реформы. Этот вопрос вновь возникает в новой Думе, которая начала работать в 2000 году.

Известно, что Конституция 1993 года была принята в спешке, в особых условиях, сложившихся после вооруженного противостояния между парламентом и президентом. В Конституционном Совете доминировали лица, входящие в его состав ex officio или назначаемые Президентом, его окончательный текст после заседания был несколько пересмотрен. А в 28 субъектах Федерации (из 89) она либо не получила большинства голосов на референдуме, либо не была поставлена ​​на голосование.

Правда, хотя последнее очень важно, неодобрение федеральной конституции на территории субъекта не означает, что она не работает на этой территории, если она принята на государственном референдуме или установлена ​​большинством субъектов.

Недостатки в принятии и содержании Конституции Российской Федерации 1993 года не умаляют ее выдающихся достоинств. Он закрепил переход от тоталитаризма к демократии, сыграл огромную роль в развитии нового российского общества, в становлении новой государственности и в становлении личности. Его демократический потенциал далеко не исчерпан. «Изменение Конституции, - пишет В. Путин, - представляется насущной и приоритетной задачей», хотя его оценка «у нас действительно хорошая Конституция», на мой взгляд, несколько преувеличена».

Конституция 1993 года должна быть обновлена, а затем заменена. Однако к реформе Конституции следует подходить очень осторожно, руководствуясь принципом: не навреди. В условиях современного российского общества, с учетом существующего баланса политических сил, это предполагает большую подготовительную работу и выявление определенных этапов реформы.

Это необходимо не только в силу социально-политических факторов, но и по юридическим причинам.

Конституция России содержит три «нерушимых» главы (I, II, IX). Любые поправки к ним в строгом смысле Конституции невозможны без созыва Конституционного Собрания. Эти позиции необычны.

Иностранные конституции содержат существенные запреты (например, во Франции невозможно изменить республиканскую форму правления, в Бразилии - демократические принципы избирательной системы), но нет никаких запретов «по объему» в отношении третьей части глав Конституция. А поскольку необходимо изменить Конституцию, а перспективы принятия закона о Конституционном собрании туманны, возникает вопрос: что можно сделать до этого?

Горизонты перемен и этапы реформ

В последнее время было проведено много симпозиумов и круглых столов, в том числе в правительственных учреждениях высокого уровня и с участием известных политических деятелей, где поднимаются вопросы конституционной реформы. Однако речи, в том числе в прессе, в основном сводятся к перераспределению власти, к изменениям в отношениях между президентом, парламентом и правительством. Несмотря на всю их важность, они все еще являются частными в общей модели новой Конституции.

Между тем, начиная заниматься отдельными вопросами, важно определить общую концепцию, «рамки», основные параметры общества, состояние, положение коллективов, личностей, которые будут присущи России в третьем тысячелетии.

Любые существенные (нередакторные) поправки в Конституцию вступают в силу, если они осуществляются в рамках хорошо продуманной и обоснованной концепции, если границы известны, на которые следует ориентироваться даже при частичных поправках.

Изучая новые конституции стран мира (Испания, 1978 г., Бразилия, 1988 г., Казахстан, 1995 г., Польша, 1997 г., Албания, 1998 г., Финляндия и Швейцария, 1999 г.), можно отметить элементы нового, которые, по-видимому, будут присущи третье тысячелетие, хотя некоторые другие до сих пор неясны, а другие противоречивы. Тем не менее, выявив тенденции мирового конституционного развития, изучив современные методы конституционного регулирования некоторых важнейших общественных отношений, можно сделать вывод, что российская Конституция 1993 года не соответствует международным стандартам по ряду вопросов.

Вряд ли можно сразу внести все необходимые изменения, а тем более принять новую Конституцию. Однако, во-первых, уже есть правовые основания для изменения большинства глав Конституции Российской Федерации, и, во-вторых, при определении перспективы можно выделить несколько этапов изменений, шаг за шагом продвигаясь к цели. В результате, когда потребуется новый текст Конституции Российской Федерации или потребуется внести изменения в главы I, II, IX, это будет гораздо проще сделать. Представляется, что можно было бы выделить три этапа реформы или три этапа подготовки разработанных блоков норм, согласованных с большинством политических сил и готовых для включения в текст, когда позволят условия.

На первом этапе целесообразно разобраться со структурой государственных органов, улучшить отношения между президентом, парламентом и правительством, решить вопрос об основах правового статуса глав субъектов Федерации в связи с этим. с процедурой заполнения своих постов (решение этого вопроса облегчит внесение последующих изменений) и контроль над местным самоуправлением. ... Видимо, вопрос реформирования структуры Федерации может обсуждаться.

Подготовка к таким изменениям началась в 2000 году с создания федеральных округов и установления ответственности губернаторов и мэров.

На втором этапе можно будет начать реформирование политической системы, начать реорганизацию Федерации и согласовать структуру Конституционного собрания. Многое зависит от нынешней Государственной думы, от ее состава, от действующего президента и от того, кто займет этот пост в 2008 году, от многих других факторов, прежде всего от состояния экономики страны и расстановки политических сил.

Начиная конституционную реформу, необходимо хотя бы в общих чертах договориться о принципах общества и государства, изучить опыт конституционного регулирования в мире, конституционную мысль нашего времени, прежде всего, по вопросам социально-экономический и политический характер. В 1993 году это было сделано только частично.

Следует также учитывать, что в современном конституционном праве многие из наиболее важных положений, касающихся структуры общества, а иногда и основ правового статуса личности, сформулированы не на уровне директив, как это было обычно так обстоит дело в тоталитарном праве, но на уровне принципов, которые являются руководством к действию. государственные органы, коллективы и частные лица.

С принятием новой Конституции начинается широкое обновление всех институтов конституционного права в России. Демократическое конституционное право вводит сложные отношения между различными политическими группами в основное русло порядка, который обеспечивает как стойкость власти, так и свободу оппозиции.

Теоретическая мысль, способная объяснить и осмыслить современный российский конституционализм, наиболее близка к современному западному либерализму. Именно эта доктрина, корни которой лежат в философии древних греков, выдвинула идеи парламентаризма, разделения властей, верховенства закона, которые легли в основу новой российской действительности.

Однако на это также влияют социальный либерализм и социал-демократия.

Это не означает, что конституционная система России «списана» с западных моделей, но она учитывает все, что демократическая мысль накопила за столетия.

Политическая система России - президентско-парламентская республика - безусловно, соответствует особенностям политической культуры страны. В отсутствие демократической традиции, со слабым гражданским обществом и неструктурированными общественными интересами, сильная власть всенародно избранного президента является одновременно и лучшим способом легитимизации в глазах общества, и инструментом для проведения глубоких преобразований, которые сталкиваются с оппозицией в элитах и ​​слоях общества.

Конституционные реформы России 1988-1992 гг. и их результаты

Предпосылки возникновения конституционных реформ в России

В истории Российского государства пять конституций. Все они были приняты в двадцатом веке: Конституция РСФСР 1918 года, Конституция РСФСР 1925 года, Конституция РСФСР 1937 года, Конституция РСФСР 1978 года и действующая Конституция Российской Федерации в 1993.

Конституция Советского Союза 1977 года, конституции союзных и автономных республик сыграли роль - во многом позитивную и конструктивную - в социально-экономическом и политическом движении страны. Однако не следует баловаться иллюзиями: даже отражая благие намерения, наши конституции отнюдь не стали главным определяющим фактором развития общества и государства. Кроме того, объективные несоответствия в создании концепции были переплетены с субъективными проблемами в методах лидерства.

В результате страна вместо общего процветания - на основе новых конституций - пришла к кризису. В частности, концепция развитого социалистического общества вряд ли была успешной. Характеристика социализма как «зрелого» не была понята, поскольку он не отражал ни новых качественных характеристик системы, ни принципиальных отличий от предыдущих этапов, поскольку формы собственности, методы управления и политического лидерства оставались прежними.

Плановая экономика государства, помогая развивать тяжелую промышленность и укреплять военную мощь страны, не обеспечивала удовлетворение повседневных потребностей населения ни по объему, ни по качеству товаров. А поскольку поездки в другие страны уже стали довольно массовыми, граждане Советского Союза могли видеть успехи рыночной экономики, особенно ее ориентацию на спрос населения.

Обострилась проблема развития демократии, обеспечения политических прав граждан, в том числе с точки зрения критических оценок существующей в стране системы. Попытки властей искоренить инакомыслие путем изгнания диссидентов из страны, их уголовное или административное наказание за так называемую антисоветскую деятельность или даже помещение в психиатрические больницы не нашли понимания среди населения и были решительно осуждены за границей.

Казалось бы, реально существовавшее единство в развитии национально-государственного строительства стало более отчетливо раскрывать свою обратную сторону - централизацию решения любых, порой даже незначительных, вопросов на союзном уровне, ограничение свободы и независимости. союзные республики, автономные и административно-территориальные единицы.

К сожалению, в то же время произошли серьезные просчеты и непопулярные действия Советского Союза внешнеполитического характера. Но в 1980 году советские войска вошли в Афганистан, что стало большой трагедией для страны и всей системы.

Важным фактором, без которого трудно понять ряд последующих событий, стал кризис самой Коммунистической партии. Кроме того, партийная элита, сформированная в Коммунистической партии, которая откололась от рядовых членов, неэффективно управляла делами, но не забывала о своем материальном благополучии.

На фоне всего сказанного к руководству партии и страны пришли относительно молодые и энергичные лидеры во главе с М.С. Горбачев. Они хотели изменить страну, отказаться от командно-административной системы, поскольку они характеризовали прежнюю организацию правительства и общества, повернуть страну к демократии и провести крупные политические, социальные и экономические реформы. Начался тот этап развития страны, который во всем мире назывался «перестройкой» и по-русски звучал без перевода на другие языки.

Характерно, что реформаторы не отказались от социалистической идеи, и на первых этапах перестройки речь шла о строительстве в СССР реального, так сказать, демократического социализма, «социализма с человеческим лицом». Смелость оценок пришла с развитием перестройки: начиная с совершенствования социализма, многие стали отвергать его и отдавать предпочтение другим общественно-политическим формированиям.

Все эти оценки, конечно, не сработались в одночасье. Таким образом, как изменения в обществе, так и конституционные реформы отражают диапазон взглядов, имевших место во время принятия соответствующих решений.

Переходя непосредственно к конституционным реформам, мы подчеркиваем, что иногда исследователи склонны говорить только о том, что происходило в России. Методологически это абсолютно неправильно. Нельзя писать о периоде 1989-1991 гг., т. е. об условиях существования Советского Союза, таким образом, как если бы РСФСР была сама по себе, не упоминая о реформах Конституции Советского Союза. Это невольно дает неверное представление о конституционных реформах в России, потому что в то время они находились либо под влиянием шагов Союза, либо против них. Поэтому, останавливаясь больше на Конституции России, давайте также коснемся Конституции Советского Союза.

Конституционная реформа РСФСР 1989 года имела глубокие социальные, политические, экономические и духовные предпосылки, которые символизировали начало изменений в социальной системе. Влияние материальных условий на конституцию неудивительно, поскольку последняя действует только как форма, «в которой законодатель закрывает изменения во внешнем виде государства и закона или которые он желает установить, основываясь на содержании уже Налаженные общественные отношения».

Основные нововведения конституционной реформы сводились к созданию Съезда народных депутатов РСФСР - высшего органа государственной власти; преобразование однопалатного Верховного Совета РСФСР в двухпалатный; создание комитета по конституционному надзору РСФСР; реформирование избирательной системы путем обеспечения реальной конкуренции и альтернативных выборов.

Во многом эта реформа была отголоском аналогичной профсоюзной реформы, что выражалось в принятии в 1988 году Закона «О внесении изменений и дополнений в Конституцию СССР» и Закона «Об избрании народных депутатов». 

Первая конституционная реформа в РСФСР состоялась 27 октября 1989 года. За период реформирования содержания Конституции РСФСР было принято 10 законов РСФСР о внесении изменений и дополнений в Конституцию РСФСР.

Основные положения конституционной реформы 1991 года

Конституционное законодательство 1989-1993 годов имело место в условиях активного стремления различных политических сил принять новую Конституцию России. Основная цель такого желания была очевидна: отражение в новой конституции принципиально изменившихся политических, экономических и духовных реалий, которые до сих пор получили регистрацию в виде поправок к Конституции 1978 года.

Это привело к другим целям принятия Конституции России, которые появились позже: необходимость отразить после распада Советского Союза факт существования действительно суверенной России; стремление повысить авторитет Основного закона; Стремление Президента Российской Федерации узаконить укрепление его власти.

Следующая конституционная реформа в Российской Федерации состоится в мае 1991 года, она касается президентства и ряда других вопросов государственного строительства. Прежде всего, это Закон от 24.12.1990 г. «О собственности в РСФСР», принятый Верховным Советом республики. Он регулирует многие вопросы по-новому. Согласно ст. 2, имущество может находиться в частной, государственной, муниципальной собственности, а также в собственности общественных объединений (организаций). Закон содержит целый раздел (II) «Право на частную собственность».

25.12.1990 Верховный Совет РСФСР принял Закон «О предприятиях и предпринимательской деятельности». Акт направлен на поддержку и создание основ инициативной деятельности граждан и их объединений, направленных на получение прибыли.

Закон определяет статус различных типов предприятий и организационных форм предпринимательства, включая семейные предприятия, товарищества, акционерные общества и т. д.

В этот же период существует ряд актов, направленных на изменение социально-экономических отношений в деревне, в том числе на развитие там частного хозяйства и поддержку сельских рабочих: законы от 22.11.1990 г. «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» «от 23.12. 1990 "О земельной реформе".

17.03.1991 г. были проведены референдумы Советского Союза и РСФСР. Во-первых, подавляющее большинство голосов было отдано за сохранение Советского Союза. С учетом результатов референдума 24 апреля 1991 года Верховный Совет РСФСР принимает Закон о Президенте РСФСР. 24 мая 1991 года III Съезд народных депутатов РСФСР принимает законы "О внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной закон) РСФСР" и "О внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной закон) РСФСР". в связи с реформой местного самоуправления".

Основные положения этой конституционной реформы следующие:

  • Конституция дополнена главой 13-1 «Президент РСФСР», полномочия Президента, согласно конституционным новшествам, разнообразны;
  • Президент руководит Советом Министров - Правительством РСФСР, назначает его Председателя с согласия Верховного Совета, а также назначает и снимает с должности членов Правительства по рекомендации Председателя Правительства, принимает отставку Правительства. с согласия Верховного Совета;

Кроме того, у Президента РСФСР были традиционные полномочия на эту должность - награждение орденами и медалями, вопросы гражданства, помилования и т. д.

В целом президент получил довольно широкие права. В то же время Конгресс и Верховный Совет имели определенные возможности влиять на него. Должность вице-президента РСФСР была учреждена на конституционном уровне и призвана осуществлять некоторые из его полномочий от имени президента и заменять президента в его отсутствие (статьи 121-7).

Конституция определила Совет Министров - Правительство РСФСР - как исполнительный орган, подотчетный Президенту РСФСР.

Ряд важных решений принимается в области национального государственного устройства. Поэтому «в текст Конституции Конституции РСФСР вносятся терминологические изменения»: слова «автономная республика» заменяются словами «республика в составе РСФСР».

Постепенно в СССР в интересах повышения роли населения и местных выборных органов в управлении территориями и местной жизнью набирает популярность идея местного самоуправления.

В соответствии с российской конституционной реформой 24 мая 1991 года было принято принципиально иное решение. Искусство. 137 Конституции, которая была посвящена органам местного самоуправления, получает новую редакцию, согласно которой органами власти на территориях, в областях, автономных округах, автономных округах являются «соответствующие Советы народных депутатов».

Еще одно важное решение коснулось местных исполнительных органов. До этого они назывались исполнительными комитетами и являлись органами соответствующих местных советов.

Глава 18 Конституции об исполнительных комитетах называется «Местная администрация». Теперь местная администрация не является органом Совета, хотя и подотчетна ему (статья 146), и Совет может отменить действия главы администрации (статья 149). Как сформировать администрацию - должно быть определено законом (статья 147). Глава администрации сам назначает руководителей структурных подразделений, и в законе должны быть названы те из них, которые утверждены Советом (статья 148). В принципе, ослабление позиций местных представительных органов по этой реформе очевидно.

Конституция подчеркивает единство судебной власти Российской Федерации. Глава 21 «Суд и арбитраж» получает название «Судебная система РСФСР». Первым из органов, составляющих судебную систему, является Конституционный суд РСФСР. Это определено в ст. 165 Конституции как высший судебный орган конституционного контроля, осуществляющий судебную власть в форме конституционного судопроизводства.

Помимо Верховного Суда РСФСР, в этой же статье дается описание Высшего Арбитражного Суда РСФСР, который является высшим хозяйственным судебным органом РСФСР и осуществляет надзор за судебной деятельностью арбитражных судов РСФСР.

Конституция предусматривает, что должен быть специальный закон, определяющий статус столицы РСФСР, структуру и компетенцию органов власти и управления Москвы.

Михаил Горбачев и другие лидеры Советского Союза пытаются не только сохранить, но и укрепить страну, несмотря на открыто сепаратистские шаги ряда республик. Интенсивная работа ведется по союзному договору. Но с каждой последующей его версией Союз выглядит все слабее и слабее и скорее как конфедерат, то есть международно-правовое, а не федеральное, т.е. государственно-правовое объединение.

В августе 1991 года российское руководство выступило против действий Государственного комитета по чрезвычайному положению в стране. Последняя попытка заканчивается неудачей. Президент Советского Союза возвращается к выполнению своих функций. Однако руководство профсоюза по существу парализовано. Президент РСФСР и Верховный Совет РСФСР предпринимают ряд шагов по укреплению власти в Российской Федерации. В то же время Президент, если он считает это необходимым, принимает на себя управление отраслями, которые в настоящее время находятся под юрисдикцией Союза. Назвать это конституционным процессом, конечно, было бы большим преувеличением. Но не стоит отрицать роль таких шагов в формировании новых решений конституционного значения в России.

Было приведено всего несколько примеров. Однако в целом ситуация очевидна - все больше вопросов передается в ведение РСФСР. И в системе российских органов происходит существенное усиление роли Президента РСФСР как на национальном уровне, так и в управлении территориями.

Нельзя не вспомнить ряд решений того периода, важных для развития политических отношений и статуса личности. Несмотря на конституционную отмену руководящей роли Коммунистической партии, она остается влиятельной силой в стране. Не менее важным является тот факт, что партия по-прежнему имеет первичные организации в государственных органах, на предприятиях и в учреждениях; они продолжают оставаться ощутимым фактором влияния на их работу, тем более что лидеры большинства по-прежнему являются членами Коммунистической партии. Поэтому Президент РСФСР издает указ от 20.07.1991 г. «О прекращении деятельности организационных структур политических партий и массовых общественных движений в государственных органах, учреждениях и организациях РСФСР». Этот акт по сути привел к организационному краху Коммунистической партии Советского Союза, которая абсолютно не приспособлена для работы через территориальные первичные структуры.

Что касается личности, отметим два важных документа. 22 ноября 1991 года Верховный Совет РСФСР принял «Декларацию прав и свобод человека и гражданина». Он отражает новое видение конституционного статуса личности, которое не совпадает с официально действующими нормами Конституции РСФСР. Другим актом является Закон о гражданстве, который практически регулирует все вопросы, как и должно быть в независимом государстве.

Следующие поправки в Конституцию РСФСР вносятся 1 ноября 1991 года V съездом народных депутатов РСФСР. Они незначительны и лишь частично напоминают процессы, происходящие в России.

Несколько важных идей в области судопроизводства отражены в Конституции: институт присяжных заседателей; возможность коллегиального рассмотрения дел тремя судьями первой инстанции; допустимость рассмотрения дела одним судьей. Искусство. 166 гласит: рассмотрение гражданских и уголовных дел в суде первой инстанции осуществляется с участием присяжных заседателей, народных заседателей или коллегии из трех профессиональных судей или одного судьи.

Наконец, именно с этой реформой красный цвет Государственного флага РСФСР был заменен нынешним триколором - бело-лазурно-алым (ст. 181), а в ст. 182 было написано, что Государственный гимн РСФСР был утвержден Верховным Советом РСФСР.

Для политического и конституционно-правового развития, пожалуй, большее значение имела резолюция, принятая в тот же день на V съезде «О правовой поддержке экономических реформ».

Президент попросил Конгресс предоставить специальные полномочия на период экономических реформ, чтобы стабилизировать и улучшить ситуацию в стране. И он получил эти возможности. Постановление дало Президенту РСФСР право регулировать своими указами практически все вопросы хозяйственной деятельности (денежно-кредитные, налоговые, имущественные и др.).

На практике президент начал широко использовать правовое регулирование экономических отношений и не всегда представлял проекты постановлений в Верховный Совет, что довольно быстро стало одной из причин обострения отношений между ними. Усиливая свою должность, Президент Указом от 6 ноября 1991 года формирует Правительство РСФСР «под непосредственным руководством Президента РСФСР».

Конституционные реформы 1992 года и противоречивые изменения

В декабре 1991 года в соответствии с соглашением между Президентами РСФСР, Украиной и Председателем Верховного Совета Беларуси, ратифицированным Верховными Советами всех трех республик, Советский Союз был ликвидирован. Содружество Независимых Государств (СНГ) создано.

С тех пор РСФСР уже официально является независимым суверенным государством, субъектом международного права и даже правопреемником Советского Союза. Многие сферы экономики, обороны и безопасности, иностранных дел и т. д. Полностью переданы под юрисдикцию России.

Разумеется, сразу возникают вопросы о том, как новое государство должно развиваться в международном аспекте, в рамках Союза независимых государств и внутри. Принимаются документы, принимаются меры конституционного значения до проведения следующей конституционной реформы. Законом от 25.12.1991 года Верховный Совет объявляет новое название РСФСР: Российская Федерация - Россия.

Вопрос о внутренней структуре страны стоит очень остро. Непонятно, что такое Россия как федеративное государство, кто его субъекты, каковы их права и отношения друг с другом. В результате, в стране, где предпочтение всегда отдавалось национальности при создании Федерации, рождается идея построить ее на основе сочетания национальных и территориальных принципов.

31 марта 1992 года были подписаны три Федеральных соглашения о разграничении предметов юрисдикции и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти соответственно республик в составе Российской Федерации, автономного округа. и автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга. Более того, по настоянию республик в Федеральном договоре о них они называются суверенными республиками.

Разработка новой Конституции Российской Федерации идет интенсивно. В то же время в апреле 1992 года в действующую Конституцию Российской Федерации были внесены серьезные изменения, связанные с распадом Советского Союза и существованием Российской Федерации как независимого государства с новым типом федерации в России.

Конституция отражает новое название государства, ряд нововведений в характеристиках конституционного строя и власти. Часть 1 ст. Я добавил, что Российская Федерация является суверенным "федеративным" государством. Статья 1 включает в себя часть 2: «Непоколебимыми основами конституционного строя России являются демократия, федерализм, республиканская форма правления, разделение властей».

Статья 3 закрепила, во-первых, принцип разделения властей и в двух аспектах - между законодательной, исполнительной и судебной властью и между уровнями - Российская Федерация, ее субъекты, местное самоуправление; во-вторых, принцип подотчетности государственных органов и должностных лиц населению.

Раздел II «Государство и личность» сохранил только свое название, а его содержание было полностью заменено. Глава 5 под названием «Права и свободы человека и гражданина» основана на ранее упомянутой «Декларации» от 22 ноября 1991 года. Глава 6 получила название «Обязанности граждан Российской Федерации».

Конституция отражает субъектный состав Российской Федерации на момент внесения поправок, в том числе новые названия ряда субъектов. В то же время провозглашается, что изменение конституционно-правового статуса субъектов, а также их разделение и объединение могут осуществляться только на основе воли большинства избирателей в них с одобрения Съезд народных депутатов России.

В связи с подписанием Федерального договора в Конституции более полно сформулирована статья о юрисдикции органов государственной власти России и включены специальные статьи по вопросам совместной юрисдикции Российской Федерации и, соответственно, республики, автономного округа. и автономный округ, край, область, города Москва и Санкт-Петербург.

Существующие главы по республике, автономному округу и автономному округу были значительно расширены. А с учетом того факта, что территориальные образования были объявлены субъектами Федерации, в Конституцию включена отдельная глава о них (9-1 «Территория, регион в составе Российской Федерации»; в декабре 1992 года добавление» Город федерального значения "появился). Соответственно, к разделу VI, который был в Конституции, о высших органах государственной власти и управления республики на территории Российской Федерации, добавлен раздел 7-1 об органах государственной власти и управления других субъектов, который состоял из из двух глав - о Советах народных депутатов области, области, автономного округа, автономного округа и об управлении этими субъектами.

Благодаря этой реформе права субъектов значительно расширились. В частности, предполагалось, что они являются независимыми участниками международных и внешнеэкономических связей. Территория субъекта не могла быть изменена без его согласия, и для этих целей необходимо было выявить волю населения на местном референдуме.

В то же время в Конституции содержится ряд положений, которые укрепляют вертикальные связи внутри Федерации. В частности, провозглашая территории, районы, автономные округа, автономные округа субъектами Федерации, Конституция одновременно предоставила право Верховному Совету Российской Федерации на основании заключения Конституционного Суда Российской Федерации досрочно прекратить полномочия своих советов в случае неоднократных нарушений законодательства Российской Федерации (ст. 86-1). То же самое может быть сделано каждым высшим советом по отношению к низшему.

Ряд конституционных новшеств затронул законодательные и исполнительные органы, а также органы местного самоуправления. Более того, регулирование довольно противоречиво и отражает борьбу мнений в то время относительно позиций различных органов.

Однако в то же время позиции Президента Российской Федерации укрепляются. Теперь появляется формулировка - она ​​издает свои акты «по вопросам, входящим в его компетенцию». Это позволило президенту широко истолковать свои возможности, в том числе не ждать закона, на основании и в соответствии с которым его указ, приказ мог появиться или даже компенсировать отсутствие закона своим деянием.

«Отрезание» местного самоуправления от государственной власти продолжается. В Конституции по-прежнему содержится общее правило, согласно которому представительные органы России и субъекты Федерации составляют систему представительных органов государственной власти в Российской Федерации (статья 85). Сейчас - в ходе развития предыдущей реформы (от 24 мая 1991 года) - эти Советы исключены из системы представительных органов как органы государственной власти.

Несоответствие регулирования проявилось в том факте, что в новой редакции статьи 138, специально посвященной местному самоуправлению, названные местные советы определяются как «представительные органы власти», однако ссылка на советы как « Основное звено системы местного самоуправления»исключен из статьи. Таким образом, здесь можно увидеть тенденцию к ослаблению, а не усилению местных представительных органов.

Основные изменения в ходе реформы 21.04.1992 г. затронули Конституционный Суд Российской Федерации. Они направлены на повышение его роли в государстве. Часть 1 статьи 165 определяет характеристики этого органа. Ранее говорилось, что он является высшим судебным органом конституционного контроля в России, осуществляющим судебную власть в форме конституционного судопроизводства. Теперь читаем: Конституционный Суд Российской Федерации является высшим органом судебной власти по защите конституционного строя.

Нельзя не обратить внимание еще на одно новшество в реформе 21 апреля 1992 года - это касается действия Конституции Российской Федерации. Согласно новой редакции статьи 185, изменение и «дополнение» к Конституции вносит Съезд народных депутатов Российской Федерации «по закону» (до этого - по «решению» съезда), принятому большинство не менее двух третей от общего числа «избранных» народных депутатов России. Он также предусматривал «временное приостановление действия некоторых статей Конституции» - таким же образом.

Как вы знаете, 1992 год был первым годом экономических реформ в стране, особенно в области либерализации цен. Выпустив «на свободу», они взлетели, быстро обозначив довольно жалкое состояние большинства населения, у которого была низкая заработная плата и, более того, все сбережения в Сбербанке исчезли.

Серьезные разногласия начались между Съездом народных депутатов и Супрем Советский, с одной стороны, и президент и правительство во главе с ним, с другой, и из месяца в месяц противостояние между ними усиливалось. VII съезд народных депутатов, который провел заседание в декабре 1992 года, отказался продлить особые полномочия президента на период экономических реформ, данных год назад V съездом, т. е., прежде всего, право регулировать общественные отношения в отличие от существующие законы.

Возможность принятия новой Конституции Российской Федерации вновь становится иллюзорной. А на VII съезде принят Закон от 9.12.1992 г. «О внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной закон) Российской Федерации - России». Хотя они отражают многие экономические и политические события, одним из наиболее важных моментов этой конституционной реформы стало укрепление позиций Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации по отношению к Президенту и Правительству.

Чтобы усилить свое влияние на исполнительную власть, депутаты включили в ст. 121-5 пункт 6-1, согласно которому Президент вносит предложения в Верховный Совет Российской Федерации об организации, реорганизации и упразднении министерств, государственных комитетов и ведомств Российской Федерации.

Когда был учрежден пост президента, в Конституции 24 мая 1991 года говорилось, что правительство является исполнительным органом, подотчетным президенту. Теперь в искусстве. 122 говорит: подотчетен Съезду народных депутатов, Верховному Совету и Президенту Российской Федерации.

Во время VII съезда многие депутаты - как федеральные, так и региональные - перешли на работу в исполнительный аппарат. Но в то же время они сохранили свои парламентские мандаты, поскольку занимаемые ими должности не подразумевали парламентскую несовместимость.

Раньше Верховный Совет имел право отменять указы Президента на основании заключения Конституционного Суда Российской Федерации (статья 109, пункт 19). Теперь это положение расширено - «Указы и распоряжения». Но также было добавлено, что Верховный Совет имеет право приостанавливать действие указов и распоряжений Президента до разрешения дел об их конституционности в случае соответствующего обращения Верховного Совета в Конституционный Суд Российской Федерации.

И еще одно важное положение: когда глава о президенте была включена в Конституцию 24 мая 1991 года, в статьях 121-6 было написано, что полномочия президента не могут быть использованы для изменения национального государственного устройства России. Федерация, распустить или приостановить деятельность любых законно избранных органов государственной власти.

VII Конгресс добавил здесь несколько слов - «иначе они немедленно прекратятся». Эта формулировка, конечно, юридически не ясна. Но она оказалась пророческой и, казалось, предвидела события, которые произойдут в следующем 1993 году. В то же время Конституция укрепила положение Верховного Совета РФ как постоянного федерального органа. Последней новинкой в ​​реформировании норм Конституции стал Закон от 10.12.1992 г. «О внесении изменений в статью 71 Конституции (Основной закон) Российской Федерации - России».

В соответствии с Законом от 4.07.1992 г., принятым Верховным Советом Российской Федерации, в составе Российской Федерации образовалась Ингушская Республика. По закону от 10 декабря Конгресс преобразовал Чечено-Ингушскую Республику в Ингушскую и Чеченскую республики и отразил их имена в Конституции Российской Федерации.

12.12.1993 Конституция Российской Федерации была принята на всенародном референдуме.

Рассматриваемый период характеризуется постепенной легализацией новых политических, социально-экономических отношений и ценностей, с одной стороны, и десоветизацией содержания конституционного законодательства, с другой. Во-первых, демократизация содержания конституционного законодательства, что является следствием демократизации политических процессов в стране. Это выражалось в следующем: при формировании республиканской формы правления путем учреждения поста президента РСФСР; в реализации принципа разделения властей; в формировании и развитии идеологического плюрализма и многопартийности. Это отражение в законодательстве элементов рыночной экономики, сопровождающих политику экономической либерализации. Законодательное регулирование рыночных отношений нашло выражение в: консолидации разнообразия и равенства форм собственности; установление и конкретизация принципа недопущения монополии; создание основ инициативной деятельности граждан и юридических лиц, направленных на получение прибыли; приватизация.

Вывод:

Принятие в декабре 1993 года Конституции Российской Федерации повлекло за собой качественное изменение системы российского законодательства. Это проявилось в формировании новых видов источников законодательства, коренном обновлении содержания его норм, формировании и развитии законодательства субъектов Федерации, появлении новых и трансформации существующих отраслей законодательства.

Одной из установленных отраслей российского законодательства является конституционное законодательство. Изменения, происходящие в России в последние годы, а также переход к устойчивому развитию, актуализировали вопрос формирования внутренне согласованной национальной системы права, основой которой является конституционное законодательство.

Это основные шаги конституционных реформ в России в годы, предшествовавшие принятию новой Конституции. Попробуем сделать основные выводы о характере конституционных реформ в Российской Федерации того времени.

Как видно из вышесказанного, по сути, благодаря внесению изменений и дополнений в Конституцию 1978 года в России сформировалась совершенно новая социальная система. Благодаря обновленной конституционной структуре она уже стала новой конституционной системой страны. Это отражено в следующих основных моментах.

Характеристики общества и государства как советских и социалистических последовательно исключались из Конституции, т. е. Ярко выраженное идеологическое «наполнение» заменялось определениями, которые, конечно, также несут идеологическую нагрузку, но не имеют окраски, указывающей на приверженность одна общественно-политическая доктрина, и были более сосредоточены на идеологически нейтральных и "вечных" положениях о власти людей, широко распространенных в мире ...

Принцип однопартийной системы, поднятый до конституционного уровня, уступил принципу многопартийности и политического плюрализма, возведенного в конституционную позицию.

Наконец, система власти, построенная на превосходстве одной группы органов - Советов - и подотчетности перед ними всех других органов государства, была заменена принципом разделения властей, при котором все три ветви власти - законодательная, исполнительная и судебная - юридически равны и имеют средства взаимного влияния друг на друга. друг.

Экономические и социальные параметры системы, закрепленные в конституционных романах, радикально изменились. Прежде всего, это уничтожение примата государственной собственности, продвижение собственности личности, предоставление ему права владеть средствами производства и, наконец, консолидация частной собственности в Конституции. На конституционном уровне это отказ от принципа плановой экономики, поворот к рынку и провозглашение свободы экономической деятельности и честной конкуренции.

Система социальных и социальных приоритетов была изменена. Если, согласно предыдущим конституционным положениям, труд на благо общества являлся критерием положения человека в обществе и почти священным долгом, то теперь Конституция провозглашает, что гражданин сам и по своему усмотрению распоряжается своими способностями работать.

В связи с этим был взят курс на отказ от так называемой патерналистской роли государства, т. е. от навязывания государству завышенного объема социальных задач, почти развращения простого человека, превращения его в потребителя, которого государство обязано заботиться, а не широко использовать возможности эффективного труда, созданного новой системой для собственной выгоды.

С учетом вышеизложенного на конституционном уровне устанавливаются новые основы статуса личности. Они основаны на международно признанной и широко распространенной категории «прав и свобод человека и гражданина».

В то же время выдвигаются нормы, обеспечивающие индивидуальную свободу личности. Другая часть конституционных романов фиксирует конец существования Советского Союза, превращение России в независимое государство - суверенный субъект международного права.

Конституционно формализуется новая федеративная структура России, в которой как республики в составе Российской Федерации (т.е. штаты), так и национально-государственные (национально-территориальные) образования - автономные округа, автономные округа, а также территориальные образования - территории провозглашаются его субъекты, регионы, города федерального значения.

Формируется принципиально новая система федеральных государственных органов по объему, принципам формирования и организации функционирования, что в основном повторяется на региональном уровне. Во-первых, предпринимаются шаги для создания основ российского парламентаризма в форме постоянно действующего Верховного Совета Российской Федерации, отказа от императивного мандата депутата в пользу свободного мандата. В то же время вводятся свободные выборы, принцип конкуренции, выдвижение нескольких кандидатов на депутатское место и выборную должность.

В дальнейшем институт Президента создается в России как глава исполнительной власти и высшее должностное лицо государства. В то же время принцип разделения властей заменяет принцип верховенства Советов. Правительство становится органом, подотчетным президенту, который его возглавляет. Парламентский контроль над президентом и правительством сохраняется, но в строго определенных пределах. Даже с существованием Советского Союза министерства и ведомства РСФСР были полностью переданы под юрисдикцию России, а их подчинение союзным органам было ликвидировано.

Несколько раньше была создана система конституционного контроля, но чуть позже фактически была создана система конституционного контроля. На федеральном уровне он представлен Конституционным Судом Российской Федерации. В интересах развития активности населения и управления делами местных территорий, в которых они проживают, вводится институт местного самоуправления, который также получает конституционную основу.

На конституционном уровне предпринимаются важные шаги по реформированию судебной системы и обеспечению защиты личности. В частности, подотчетность судов перед советами отменена; сначала они продлеваются до десяти лет, затем полномочия судей становятся неопределенными; введен суд присяжных; в кругу прав личности обозначена отдельная группа - права на защиту других прав, осуществляемые преимущественно в сфере судопроизводства и деятельности административных органов государства.