Конституционные гарантии осуществления правосудия в РФ

Предмет: Правоведение
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 15.05.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по праву:

 

Много готовых курсовых работ по праву

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Пробелы, противоречия и коллизии в праве
Аналогия закона и права
Характеристика судебной власти. Система федеральных судов и судов субъектов РФ
Порядок формирования, полномочия и функции высших судов России (Конституционного, Верховного и высшего Арбитражного)


Введение:

Важнейшим условием эффективности правосудия всегда было и остается хорошо разработанное законодательство, наличие кодексов и единых правовых актов, свободных от противоречий. Стабильные законы и хорошо функционирующая справедливость - это точка опоры, на которой основывается доверие граждан к государственной власти. Гарантии справедливости являются гарантиями индивидуальной свободы, следовательно, необходим конституционный уровень консолидации этих гарантий.

Многолетний опыт действия Конституции Российской Федерации подтверждает верность присущих ей представлений о разделении власти, роли судебной ветви власти в обеспечении прав и свобод человека и гражданина, назначении правосудия, его виды и принципы реализации. Тем не менее многие вопросы этой проблемы, как в теории, так и на практике, воспринимаются далеко не однозначно. Проблема конституционализма в российской правовой жизни не только не теряет своей значимости, но, напротив, становится все более актуальной и социально значимой.

Актуальность темы курсовой работы определяется необходимостью изучения механизма, принципов и особенностей конституционного регулирования уголовного правосудия. Конституционное регулирование этого типа правосудия, как вы знаете, осуществляется в рамках правового регулирования правосудия и судебной власти в целом, оно не выделяется как особый, конкретный тип конституционного регулирования.

Целью работы является изучение и выделение конституционных основ гарантий справедливости.

Достижение этой цели привело к решению следующих задач:

  • определение понятия, сущности и значения российского правосудия, характеристика его основных признаков;
  • изучение понятия и системы принципов справедливости;
  • охарактеризовать содержание конституционных гарантий правосудия.

Объектом исследования являются регулируемые законом общественные отношения, возникающие в процессе обеспечения действительности конституционных гарантий правосудия в Российской Федерации.

Предметом исследования являются теоретические представления о сущности и системе конституционных гарантий правосудия, содержании конституционно-правового обеспечения их реальности; правовые нормы, регулирующие структуру и порядок конституционно-правового механизма обеспечения действительности конституционных гарантий и принципов справедливости в Российской Федерации, практика применения этого механизма.

Методологическая основа исследования. В курсовой работе использовались диалектический метод познания, анализа и синтеза, индукции и дедукции, а также системные, сравнительные, структурно-функциональные, формально-логические и другие общенаучные методы исследования.

Правовые проблемы работы предопределили использование формально-правовых, сравнительно-правовых, статистических и других методов научного исследования.

Степень научной проработанности темы. Мировоззренческие подходы к проблемам конституционно-правового регулирования, теоретического понимания в контексте рассматриваемой проблемы конституционных норм и конституционно-правовых отношений основаны на научных исследованиях теоретиков и конституционалистов-правоведов: С.А. Авакяна, С.С. Алексеева, М.В. Баглая М.И. И.А. Иванников, Г. Келсен, Е.И. Козлова О.Е. Кутафина, М.Н. Марченко Н.И. Овсепян В.А. Ржевский В.Е. Чиркин, ДУЛ. Шульженко и другие авторы. Работы Л.Б. в области международных стандартов правосудия. Большое значение имело изучение социальной цели правосудия, системы и нормативного содержания его конституционных принципов. Алексеева, Э. Брэдли, Э. Гротрейн, М. Янис, Л. Досвальд-Бек, Р. Кей, Г.Е. Лукьянцева, Н. Крот, О. И. Рабцевич, В. А. Туманова, К. Харби, Ж.-М. Хенкертс, Л.М. Антия и другие авторы.

Подчеркивая важность накопленного теоретического опыта, признавая огромный вклад ученых в изучение общих проблем вопросов, поставленных в диссертационной работе, следует признать, что проблема конституционно-правового обеспечения реальности конституционных гарантий по существу, справедливость не была предметом всестороннего научного анализа. Сохраняется противоречивое понимание системы и нормативного содержания конституционных гарантий правосудия. Существуют различные подходы к построению и функционированию конституционно-правового механизма обеспечения их реальности, системы и содержания соответствующих гарантий, что приводит к снижению эффективности конституционно-правового регулирования организации и деятельности судов. осуществлять судебную власть. Эти обстоятельства требуют дальнейшего изучения этих проблем с целью разработки научных и практических рекомендаций по совершенствованию законодательства и правоприменения в этой области.

Правосудие как основная функция судебной власти

Понятие, сущность и значение справедливости

Категория «справедливость» давно известна юриспруденции и юридической науке. Обозначаемая им деятельность всегда была предметом пристального внимания ученых и неоднократно изучалась, но, возможно, никогда не определялась однозначно. Авторы, ссылаясь на эту концепцию, выделяют как наиболее важные аспекты соответствующей деятельности, не полностью охватывая все свойства этого явления.

До принятия действующей Конституции Российской Федерации правосудие развивалось и изучалось в основном с точки зрения уголовно-процессуального и гражданско-процессуального законодательства. Несмотря на довольно разнообразные формулировки концепции справедливости, все авторы согласились с тем, что правосудие представляет собой: вид государственной деятельности, осуществляемой только судом с обязательным соблюдением процессуальной формы, путем рассмотрения гражданских и уголовных дел в судебных заседаниях.

Позднее, после принятия действующей Конституции Российской Федерации, правосудие стало характеризоваться как закрепленная в Конституции особая форма государственной деятельности по осуществлению судебной власти, выражающаяся в защите и защите судами общей и арбитражной юрисдикции. Нормальное функционирование общественных отношений, которые развиваются при участии граждан, предприятий и организаций. и включая механизм судебного разрешения споров о праве и других конфликтах путем направления гражданских, арбитражных, уголовных и административных разбирательств с целью восстановления и защиты законных прав и интересов человека и всего гражданского общества. Конституция Российской Федерации, принятая в 1993 году, существенно изменила концепцию справедливости. Во-первых, консолидировав принцип разделения власти на три ветви, она впервые наряду с правосудием использует термин «судебная власть» и указывает, что правосудие является формой осуществления судебной власти.

Правосудие - это особый вид правовой деятельности, осуществление которой поручено обществом и государством судебной власти.

Важно охарактеризовать основные, очень специфические свойства справедливости с точки зрения традиционных правил справедливости. Во-первых, отправление правосудия в контексте сложного и разветвленного законодательства приобретает некоторые особенности исследовательской работы, с одной стороны, оно преследует цель установления истины, другими словами, достоверного установления фактов, а с другой стороны, это требует точной правовой оценки, которая достигается только путем тщательного анализа нормативных актов, основанных на совокупности существующих источников права. Во-вторых, судебная деятельность немыслима без соблюдения строгих процессуальных форм, нарушение которых может стать предметом нового судебного разбирательства. В-третьих, деятельность по разрешению споров - это процедура, которая зависит не только от клиентов, поскольку последние не обладают абсолютной свободой для проведения процесса по собственной инициативе. В-четвертых, наиболее важным принципом, определяющим деятельность по рассмотрению спорных вопросов, является необходимость своевременного и наиболее полного представления доказательств. В-пятых, суды обладают полной юрисдикцией в том смысле, что никакие другие органы не имеют права ставить под сомнение обязанность их соблюдать.

Роль и значение правосудия определяются рядом факторов. К ним, в первую очередь, относится тот факт, что отправление правосудия тесно связано с принятием решений по кардинальным вопросам реализации социально-экономических, политических и личных прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов государственные и другие организации. Именно правосудие имеет решающее значение в признании конкретного лица виновным в совершении преступления и применении наказания или другого влияния, указанного в законе, а также в реабилитации тех, кто был незаконно и необоснованно привлечен к ответственности.

Это же слово принадлежит ему при определении правовых последствий, возникающих при рассмотрении споров между гражданами, связанных с реализацией, скажем, трудовых, семейных, авторских, изобретательских, жилищных, иных имущественных или неимущественных прав, предоставленных им. Справедливость также является способом разрешения споров, возникающих в сфере экономической деятельности между государственными и негосударственными организациями, лицами, занимающимися предпринимательской деятельностью.

Судебные решения, принятые в ходе или после результатов отправления правосудия и часто упоминаемые в юридической литературе как акты правосудия, в соответствии с законодательством наделены особыми свойствами. Один из них, как правило, обязателен. Это означает, в частности, что вступивший в законную силу приговор, постановление или решение являются обязательными для всех государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц и других физических и юридических лиц без исключения и подлежат исполнению на протяжении всего территория Российской Федерации.

Несколько иным образом закон определяет социальную и правовую значимость судебных решений по гражданским делам: после вступления в законную силу они, как правило, не исполняются автоматически. Их реализация требует выражения воли заинтересованного лица или возникновения какого-либо другого состояния. Но если, например, такое выражение воли выражено, то требование об исполнении судебного решения по гражданскому делу становится обязательным для всех и для всей страны.

Суть справедливости, ее роль и значение, в то же время, проявляются не только и не столько в том, что она, будучи ведущим и очень ответственным направлением правоохранительной деятельности, увенчана принятием общеобязательных решений о кардинальные проблемы. У него есть ряд других специфических особенностей. Это должно включать, прежде всего, тот факт, что в соответствии с законом этот вид государственной деятельности может осуществляться только определенным образом, а не произвольно, по усмотрению некоторых должностных лиц или органов. И закон исправляет эти методы совершенно определенно.

В статье 4 Закона о судебной власти четко говорится, что правосудие должно осуществляться посредством:

  • рассмотрение и разрешение в судебных заседаниях гражданских дел по спорам, затрагивающим права и интересы граждан, предприятий, учреждений и организаций;
  • рассмотрение уголовных дел в судебных заседаниях и применение установленных законом санкций к лицам, виновным в совершении преступления или оправдательных приговорах, невиновны.

Еще одной отличительной чертой правосудия является то, что данный вид государственной деятельности может осуществляться в соответствии с особым порядком (процедурой), который детально регламентируется законом. Наконец, одним из признаков справедливости является то, что оно может осуществляться только специальным органом - судом. Ни один другой орган или другое должностное лицо не имеет права осуществлять эту деятельность.

Учитывая отмеченные отличительные черты правосудия, его можно определить как правоохранительную деятельность, осуществляемую судом для рассмотрения и разрешения гражданских и уголовных дел с неукоснительным соблюдением требований закона и установленного им порядка, обеспечивая законность, обоснованность, справедливость и общеобязательность судебных решений.

Понятие и система принципов справедливости

Принципы осуществления судебной системы являются основными, руководящими положениями самого общего характера, закрепленными в законодательстве, определяющими организацию и деятельность судов. Принципы справедливости взаимосвязаны и образуют единую систему. Важнейшие принципы справедливости закреплены в Конституции Российской Федерации (статьи 46-50, 118-124). Конституционные принципы справедливости раскрываются также в ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (1996), в других федеральных законах.

Принципы справедливости определяют значение и содержание всех законодательных норм, регулирующих организацию и деятельность судов, характеризуют средства и методы, с помощью которых решаются задачи, стоящие перед судами. В случае коллизии правовых норм, пробелов в законодательстве, регулирующем процедуру судебного и судебного разбирательства, противоречия некоторых норм с принципами отправления правосудия, всегда должны применяться принципы-нормы, поскольку они являются единственными которые имеют руководящую ценность и определяют значение любого закона.

Принципы справедливости носят императивный характер и содержат инструкции, обязательные для исполнения всеми гражданами, должностными лицами и органами, участвующими в судебной и судебной деятельности.

Принципы справедливости основаны на положениях международных правовых актов, которые определяют стандарты в области организации и деятельности судов, а также прав человека, участвующего в орбите судопроизводства (Всеобщая декларация прав человека и т. д.). 

Конституция Российской Федерации, ориентируясь на международно-правовые стандарты, закрепила в качестве принципов основные положения, определяющие наиболее важные особенности организации деятельности судебных органов и порядок отправления правосудия.

Большинство принципов справедливости закреплены в Конституции Российской Федерации. Принципы справедливости отражены в законодательстве о судебной системе, статусе судей и отраслевом процессуальном законодательстве.

Реформа судебной системы, активно внедряемая в последние годы и направленная на укрепление судебной системы и повышение авторитета суда, наполняет принципы справедливости, закрепленные в Конституции Российской Федерации, новым демократическим содержанием.

Принципы справедливости можно грубо классифицировать по содержанию.

Исходя из того, определяют ли принципы порядок судебного разбирательства или порядок организации и функционирования организации и деятельности органов и лиц, отправляющих правосудие, все принципы можно разделить на две группы:

  1. Судебные принципы (отправление правосудия только судом, независимость суда и независимость судей и т. д.);
  2. судопроизводство (презумпция невиновности и т. д.).

Каждый из принципов справедливости представляет собой самостоятельное правовое положение, определяющее один или несколько аспектов деятельности судов. Однако это не означает, что принципы справедливости являются полностью автономными и независимыми друг от друга. Принципы справедливости составляют такую ​​целостную систему, которая представляет собой совокупность этих принципов, взятых в их взаимосвязи, определяющих сущность и содержание правовых норм и институтов, регулируемых в рамках единого правового поля. Принципы справедливости разные.

Конституционные принципы справедливости представляют собой исходные нормативные положения, определяющие наиболее существенные признаки содержания правового регулирования общественных отношений в сфере правосудия и, соответственно, закрепляющие гомеостаз социальных явлений, существование которых жизненно важно для современного общества. Учитывая их возросшую социальную ценность, государство обязано гарантировать наличие в общественной жизни совокупности определенных условий и средств, при которых эти принципы становятся реальными, практически осуществимыми.

Давайте внимательнее посмотрим на принципы справедливости.

Принцип законности

Соблюдение и выполнение требований Конституции Российской Федерации, законов и иных соответствующих им правовых актов всеми государственными и негосударственными учреждениями и организациями, их работниками и должностными лицами, гражданами считаются законными.

Основные положения этого принципа закреплены в ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации, в которой говорится: «Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы».

На этом же основании суды обязаны соблюдать не только законы в целом, но и иерархию законов.

Особенность современного понимания принципа законности заключается в том, что при определенных условиях он допускает возможность неприменения судами и законов, в том числе федеральных.

Для справедливости этот принцип имеет особое значение в связи с тем, что данный вид государственной деятельности тесно связан со строгим соблюдением требований закона и установленного им порядка расследования гражданских и уголовных дел.

Все остальные принципы справедливости служат гарантией соблюдения верховенства закона. Их соблюдение будет означать соблюдение принципа законности.

Принцип отправления правосудия только судом

Правосудие осуществляется только судом. Статья 49 Конституции Российской Федерации указывает, что лицо может быть признано виновным только по приговору суда. Статья 1 Закона «О судебной системе» гласит: «Никто не может быть признан виновным в совершении преступления, а также подвергнут уголовному наказанию, кроме как по приговору суда и в соответствии с законом». Другими словами, только суд, действующий на основании положений закона, может признать лицо виновным и наложить на него уголовное наказание.

Требование, чтобы этот вид государственной деятельности осуществлялся только судами, также означает, что акты правосудия, которые после вступления в законную силу приобретают общеобязательное значение, подлежат неукоснительному исполнению. Только вышестоящие судебные органы имеют право отменять или изменять их в соответствии со строгими процессуальными нормами и гарантиями защиты прав и законных интересов граждан, а также законных интересов общества и государства.

Принцип независимости судей

Принцип независимости судей провозглашен во многих законодательных актах: в Конституции Российской Федерации (статья 120), в Законе о судебной системе (статья 5), в Законе о статусе судей (часть 4 статьи 1). Закон о Конституционном суде (статьи 5, 13 и 29), Закон об арбитражных судах (статья 6), Закон о судебной системе (статья 12), УПК (статья 16), Гражданский процессуальный кодекс ( Статья 7), АПК (Статья 5) и др.

Суть этого принципа справедливости состоит в том, чтобы стремиться обеспечить такие условия, при которых суд мог бы иметь реальную возможность принимать ответственные решения без вмешательства извне, без какого-либо давления или другого влияния, на прочной основе положений закона и только закон.

Значительное внимание уделяется разработке и внедрению гарантий независимости судей. Независимость судей обеспечивается: установленным законом порядком отправления правосудия; запрещение, под угрозой ответственности, чьего-либо вмешательства в отправление правосудия; установленный порядок приостановления или прекращения полномочий судьи; право судьи на отставку; неприкосновенность судьи; система органов судейского сообщества; обеспечение судьи за счет государства материальным и социальным обеспечением, соответствующим его высокому статусу.

Принцип отправления правосудия на основе равенства всех перед законом и судом

Равенство перед законом - это равное применение положений, закрепленных в законе, ко всем гражданам. Это означает не только предоставление прав, их реализацию, но и распределение обязанностей, возможность применения и применения ответственности в соответствии с теми законодательными актами, которые регулируют отправление правосудия.

Концепция равенства перед судом существенно не отличается от концепции равенства перед законом. Это означает наделение всех граждан, которые предстают перед судом в том или ином качестве, равными процессуальными правами и соответствующими обязанностями. Правила судопроизводства во всех общих и военных судах одинаковы, независимо от того, кто преследуется по суду, признан потерпевшим, подал гражданский иск, является ответчиком по такому иску и т. д. Правила судопроизводства одинаковы для дела рассматриваются в арбитражных судах.

Принцип обеспечения права граждан на судебную защиту

Свобода доступа к правовой защите со стороны судов считается одной из опор демократии. Это выражение линии разделения основных ветвей государственной власти, четкого разграничения их функций и создания так называемой системы сдержек и противовесов.

Конституция Российской Федерации гласит, что каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, а также что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суде.

Принцип состязательности и равенства сторон

В соответствии с ч. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации правосудие осуществляется «на основе конкуренции и равенства сторон». Этот принцип очень созвучен и сходен по содержанию с рассмотренным выше принципом отправления правосудия на основе равенства граждан перед законом и судом.

Состязательный характер судебного разбирательства означает его структуру, в которой функции суда по разрешению дела отделены от функций обвинения и защиты, причем функция обвинения выполняется одной из сторон, а функция защиты другим. Эти стороны наделены различными процессуальными правами на предоставление доказательств, подачу ходатайств, обжалование действий и решений суда.

Другими словами, справедливость является состязательной, когда стороны (участники) при рассмотрении судебного дела могут активно и на равных условиях спорить, доказывать свое дело, свободно излагать свои аргументы, давать свою интерпретацию фактов и событий, доказательств, связанных с делом. речь идет о соответствующих законах или других правовых актах и ​​тем самым способствует поиску истины, справедливости, обеспечению законности и обоснованности акта справедливости. В то же время суд должен играть роль органа, который активно содействует поиску истины и сам участвует в ней контролирует законность действий сторон и обеспечивает неукоснительное соблюдение всех правил судопроизводства, установленных законом.

Принцип обеспечения подозреваемому, обвиняемому и подсудимому права на защиту

Конституция РФ (ст. 48) предусматривает, что каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно.

Такое широкое понимание рассматриваемого принципа основано на признании трех отправных точек.

Во-первых, положения о том, что обвиняемый (подозреваемый, обвиняемый) должен быть наделен рядом таких прав, реализация которых позволит ему эффективно защищать свои права и законные интересы. Во-вторых, положения о праве обвиняемого на использование помощи адвоката. Обвиняемый (подозреваемый, обвиняемый) может пригласить себя (а в некоторых случаях назначить) защитника. В-третьих, положения о наложении на лиц, проводящих дознание, следователей, прокуроров и судей обязанностью осуществлять действия, направленные на содействие защите подозреваемых, обвиняемых или обвиняемых. Защита последних не считается только их собственным делом.

Принцип прозрачности судопроизводства

«Рассмотрение дел во всех судах, - говорится в части 1 статьи 123 Конституции Российской Федерации, - открыто. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом».

Суть этого принципа заключается в том, чтобы обеспечить всем гражданам, которые не являются участниками процесса в конкретном деле, возможность присутствовать на судебном разбирательстве. Это способствует обеспечению демократии справедливости: предоставленная гражданам возможность находиться в помещениях, где ведется гражданское или уголовное дело, является своего рода народным контролем над правосудием, дисциплинирует суд, заставляет его принимать более ответственно относиться к решению возникающих вопросов, как по сути, так и по форме, следить за тем, чтобы все происходящее в суде было максимально убедительным и разумным.

В то же время допускаются исключения из этого общего правила: лица в возрасте до 16 лет не допускаются в зал, где проводится открытое судебное заседание по уголовному делу, по педагогическим причинам; из-за недостаточной площади зала председательствующий может приказать, чтобы поддерживать необходимый порядок, ограничить доступ посетителей.

Кроме того, законодательство также устанавливает правила проведения закрытых судебных заседаний. Такие встречи должны проводиться в интересах защиты государственной тайны. Слушание гражданских и уголовных дел в закрытых заседаниях проводится с соблюдением всех правил судопроизводства. Принятые решения или приговор всегда объявляются публично.

Принцип участия граждан в отправлении правосудия

Правовой основой этого принципа справедливости являются конституционные предписания. «Граждане Российской Федерации, - говорится в части 5 статьи 32 Конституции Российской Федерации, - имеют право участвовать в отправлении правосудия». Такое участие чаще всего выражается в участии представителей населения в рассмотрении гражданских и уголовных дел, в принятии решений по ним, а иногда и в выполнении других функций.

При рассмотрении судебных дел и принятии решений по ним народные заседатели пользуются практически равными правами с профессиональными судьями. Значительная часть судебных дел рассматривается с участием народных заседателей. Присяжные участвуют только в уголовном процессе. Важно помнить, что в настоящее время при участии присяжных заседатели уголовные дела могут рассматриваться только в тех областных, областных и городских судах, в отношении которых существуют специальные решения законодателя, и, как отмечалось выше, только по требованию подсудимого, который привлекается к ответственности за преступление, наказывается лишением свободы на срок более пятнадцати лет, пожизненным заключением или смертной казнью.

Итак, принципы справедливости имеют ряд характеристик: они объективны; общий характер; являются руководящими принципами; закреплены в законе.

Содержание конституционных гарантий правосудия

Характеристика конституционных гарантий правосудия

Несколько статей Конституции Российской Федерации закрепляют общепризнанные в цивилизованном мире гарантии, которые также имеют значение принципов демократического правосудия. Эти гарантии составляют основу уголовно-процессуального законодательства и направлены на исключение произвола в судебном процессе. Гарантии справедливости являются гарантиями индивидуальной свободы, следовательно, необходим конституционный уровень консолидации этих гарантий. Борясь с преступностью, государство может и должно заключать в тюрьму тех, кто нарушает уголовно-правовое законодательство, но оно должно делать это в соответствии с демократической процедурой, установленной законом.

Гарантии юрисдикции

Для лица важно, чтобы его дело рассматривалось в этом суде и судьей, который в соответствии с законом должен его рассмотреть, о чем он должен быть уведомлен заранее. Изменение юрисдикции, которое очень часто происходит на практике из-за загруженности судов или по другим причинам, может поставить человека в невыгодное положение, лишить его внутреннего психологического равновесия, необходимого для его защиты, по уголовному обвинению или выступить в качестве участника гражданского кейс.

Конституция устанавливает, что никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в суде и судье, юрисдикция которого отнесена законом. Эта гарантия в равной степени распространяется как на уголовное, так и на гражданское производство.

Например, Конституционный Суд Российской Федерации в своем решении от 16 марта 1998 г. по делу о проверке статьи 44 Уголовно-процессуального кодекса и статьи 123 Гражданского процессуального кодекса отметил следующее. Передача дела вышестоящим судом из одного суда, в ведении которого находится данная юрисдикция, в другой суд, предусмотренный этими статьями, не противоречит Конституции Российской Федерации, если она осуществляется в рамках судебного процесса при наличии о точных основаниях (обстоятельствах), указанных в самом процессуальном законе, по которым дело не может быть рассмотрено в этом суде и том судье, под юрисдикцию которого оно отнесено законом, и, следовательно, подлежит передаче в другой суд. Между тем, эти статьи, предоставляя председателю вышестоящего суда полномочия по изменению установленной юрисдикции уголовной и гражданской, фактически делают решение этого вопроса зависимым не от воли законодателя, выраженной в законе, а от субъективного На усмотрение того или иного руководителя судебного органа, поскольку, в частности, не содержится каких-либо предписаний, формально определяющих круг оснований, по которым возможна передача дел из одного суда в другой. Указанные в них цели, для достижения которых предусматривается такая передача, практически не ограничивают усмотрение сотрудника правоохранительных органов, поскольку они допускают возможность широкого толкования и, следовательно, произвольного применения оспариваемых положений. Конституционный Суд Российской Федерации признал эти статьи Уголовно-процессуального кодекса и Гражданско-процессуального кодекса в той мере, в которой они допускают передачу дела из одного суда, в котором он находится, в другой суд без принятия соответствующей процессуальной процедуры. судебный акт и при отсутствии точных оснований, указанных в самом процессуальном законе, по которым дело не может быть рассмотрено в суде и судьей, юрисдикция которого отнесена законом, и, следовательно, подлежит передаче в другой суд что не соответствует Конституции Российской Федерации.

Нынешние процессуальные нормы, ввиду их неопределенности, дают должностным лицам возможность манипулировать правилами юрисдикции. Возможно, что в суде, который обладает юрисдикцией в отношении дела, нет судей, которые имеют право рассматривать его, что ответчик является работником этого суда и т. д. Но все такие ситуации должны быть четко урегулированы в процессуальном законодательстве.

Право на юридическую помощь

В целом, право на юридическую помощь имеет многоступенчатую историю развития. Он стал приобретать свои реальные демократические черты в России в результате конституционного регулирования в соответствии с общепризнанными международно-правовыми стандартами.

Термин «право на юридическую помощь» можно использовать двумя способами. Субъективно, это фиксированная и гарантированная возможность для человека требовать квалифицированной юридической помощи для удовлетворения его законных потребностей и интересов. Право на юридическую помощь в объективном смысле выступает как сложный правовой институт, состоящий из норм международного, конституционного и других отраслей права, объединенных общими принципами.

Право на юридическую помощь имеет свои неотъемлемые принципы, основными из которых являются: свобода каждого человека выбирать человека, способного оказать юридическую помощь; свобода общения между лицом и лицом, которое оказывает ему юридическую помощь; принцип сохранения конфиденциальности общения с лицом, оказывающим юридическую помощь.

Минимальными стандартами для квалифицированной юридической помощи являются обязательные требования к ее качеству, в том числе: наличие юридического образования у лица, оказывающего юридическую помощь; предъявление особых требований лицу, оказывающему определенные виды юридической помощи (членство в коллегии адвокатов и т. д.); активность и конструктивность оказания юридической помощи.

Существует два основных вида правовой помощи: юридическая помощь в формировании правосознания и правовой культуры; юридическая помощь в обеспечении и защите прав и свобод человека.

Это право предполагает, что каждый, кто нуждается в квалифицированной юридической помощи, может получить ее, связавшись с адвокатом. Адвокат независим и строит свои отношения с клиентом на основе конфиденциальности, то есть не имеет права разглашать доверенную ему информацию. В уголовном процессе адвокат выступает в качестве защитника подозреваемого, обвиняемого, ответчика и осужденного, а в гражданском процессе он представляет интересы истца, ответчика, третьего лица. Юридическая помощь также может быть оказана лицам, привлеченным к административной ответственности.

Адвокатская помощь платная. Но не каждый человек может заплатить за эту помощь. Таким образом, Конституция устанавливает, что в случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно.

Юридическая помощь особенно важна для человека, когда он задержан в связи с подозрением в совершении преступления. Бывает, что такие подозрения оказываются необоснованными, а следственные органы действуют в нарушение прав человека. Участие адвоката на ранних этапах уголовного процесса, хотя и усложняет расследование, призвано помочь человеку доказать свою невиновность и обеспечить, чтобы следственные действия проводились в соответствии с законом. Эта концепция уголовно-процессуальной теории, которая в течение многих лет была предметом острых противоречий, нашла свое отражение в Конституции, которая предоставляет каждому арестованному, взятому под стражу, обвиняемому в совершении преступления, право пользоваться помощью адвоката из момент ареста, задержания или предъявления обвинения соответственно (ст. 48). Право на защиту является производным от права на свободу, поскольку смысл защиты заключается в достижении свободы человека. Отсюда скрупулезное и детальное регулирование этого права, чтобы дать человеку максимальную возможность защитить свою невиновность. Для этих же целей УПК подробно регламентирует права и действия адвоката на всех этапах уголовного процесса.

Право на защиту является абсолютным правом, поскольку ни при каких обстоятельствах человеку не должно быть отказано в защите, если он обвиняется в совершении уголовного преступления. Такая природа этого права была подтверждена Конституционным Судом Российской Федерации.

Таким образом, право на юридическую помощь является естественным и неотъемлемым правом каждого человека и является неотъемлемой частью правового статуса личности. Право на юридическую помощь не ограничивается только правом человека на помощь адвоката, оно включает в себя весь спектр возможностей, гарантируемых этим правом для защиты прав и свобод человека и гражданина.

Презумпция невиновности

Эта гарантия запрещает кому-либо рассматривать подозреваемого, обвиняемого или обвиняемого в качестве преступника до тех пор, пока не будет вынесен и вступит в силу приговор суда. Суд и только суд вправе признать виновного в совершении преступления. Без такого признания никто не может быть подвергнут уголовному наказанию, ограничен в правах, опозорен в прессе и т. д. Формируя эту гарантию, Конституция Российской Федерации подчеркивает, что вина должна быть доказана «в порядке, установленном федеральным законом». Что подразумевает соблюдение права на защиту и других процессуальных гарантий для обвиняемого.

Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность. Бремя доказывания лежит на прокуроре, следователе и лице, проводящем расследование. Несоблюдение этих требований закона влечет за собой прекращение дела и оправдание ответчика. Даже признания вины обвиняемого недостаточно для осуждения; это может быть принято во внимание только при условии, что это подтверждается совокупностью доказательств.

Презумпция невиновности имеет еще один важный аспект: неудержимые сомнения в вине человека интерпретируются в пользу обвиняемого. Следовательно, любой факт или свидетельство, представленное, которое вызывает сомнение и не может быть рассеяно, считается несуществующим. Все эти конституционные гарантии (статья 49) способствуют решению одной из главных задач правосудия: не допустить осуждения невиновных.

Соблюдение принципа презумпции невиновности на всех этапах уголовного процесса должно быть обязанностью следователя, прокурора, судьи. К сожалению, как показывает практика, пока это только хорошие пожелания. Трагические события российской и советской истории неопровержимо подтвердили, что любое сокращение или ограничение процессуальных гарантий может привести только к произволу и беззаконию и никогда не приведет к реальной активизации борьбы с преступностью. И об этом должны помнить те, кто отвергает презумпцию невиновности или призывает подняться над принципом презумпции невиновности.

Запрет повторного осуждения

Статья 50 Конституции Российской Федерации содержит важную гарантию, согласно которой никто не может быть вновь осужден за то же преступление. Это означает, что уголовное дело против гражданина не может быть возбуждено, и возбужденное дело должно быть прекращено, если это лицо уже было привлечено к уголовной ответственности по тому же обвинению, и суд вынес приговор или прекратил дело.

Снова по тому же обвинению можно судить только в том случае, если вердикт суда отменяется в судебном порядке, и дело передается в суд для нового судебного разбирательства.

Запрет на повторное осуждение за одно и то же преступление приобретает чисто практическое значение в нескольких правовых ситуациях; это может быть трудно, когда человек осужден судами иностранного государства. Следует иметь в виду, что не все государства в полной мере учитывают приговоры иностранных судов. Могут возникнуть трудности при определении того, является ли действие тем же самым, или новые обстоятельства, которые каким-то образом стали известны обвинению, превращают этот акт в нечто иное, а не в одно и то же.

Недействительность незаконно полученных доказательств

Недопустимо использовать доказательства, полученные с нарушением закона, на всех этапах уголовного процесса. Человек должен быть гарантирован от таких «методов» работы суда и следствия, и это норма, содержащаяся в ч. 2 ст. 50 Конституции Российской Федерации. Доказательства, при получении которых, не могут быть использованы для унижения достоинства человека, пыток и насилия, незаконного вторжения в дом, злоупотребления семейными тайнами, несанкционированного прослушивания телефонных разговоров и т. д. Другими словами, никакой информации, полученной с нарушением прав человека Права и свободы признаются как доказательствами, так и гражданами. Даже в том случае, когда, например, следственные органы, проводя несанкционированный обыск в квартире подозреваемого, находят там склад оружия или наркотиков, полученная информация не должна приниматься в качестве доказательства.

Право на пересмотр приговора

Каждый, кто осужден за какое-либо преступление, имеет право на пересмотр приговора вышестоящим судом, а также на прошение о помиловании или замене наказания. Пересмотр приговора является необходимой гарантией от судебных ошибок, порядок его исполнения регулируется Уголовно-процессуальным кодексом.

Прощение - это освобождение от наказания или его замена другим, более мягким наказанием. Осужденный имеет право только просить об этом, а право на помилование принадлежит Президенту Российской Федерации. Следовательно, отказ в помиловании не может быть обжалован.

«Каждый, кто осужден за совершение уголовного преступления, имеет право на то, чтобы приговор или наказание, наложенное на него, были пересмотрены вышестоящим судом. Осуществление этого права, включая основания, по которым оно может быть использовано, регулируется законом» Из этого права могут быть сделаны исключения в отношении мелких правонарушений, установленных законом, или в тех случаях, когда соответствующее лицо предстало перед судом в первой инстанции Верховным судом или признано виновным и осуждено после судебного рассмотрения его оправдательного приговора.

Гарантия самообвинения

В соответствии со статьей 51 Конституции Российской Федерации лицо не может быть принуждено к даче показаний против себя или признанию вины. От него также нельзя требовать дачи показаний в отношении супруга или близких родственников, круг которых определяется федеральным законом. Уголовно-процессуальный кодекс включает родителей, детей, братьев и сестер, усыновителей и усыновленных детей, дедушку, бабушку, внуков, супруга. Следовательно, человек имеет право отказаться от дачи показаний, если эти показания осудят его и его близких родственников за совершение преступления, то есть могут быть использованы против его интересов. Законом могут быть установлены и другие случаи освобождения от обязанности давать показания, такие случаи указаны в УПК.

Права жертв преступлений и злоупотребления властью

Если в результате преступления или злоупотребления властью лицу причинен моральный, физический или имущественный ущерб, то этот ущерб подлежит возмещению. Государство предоставляет жертвам доступ к правосудию и компенсацию за причиненный ущерб.

Таким образом, закон защищает права жертв преступлений, предоставляет им определенные процессуальные права. Ряд уголовных дел может быть возбужден только по жалобе потерпевшего, и прекращение этих дел в случае примирения с обвиняемым зависит от жертвы. Но некоторые дела, начиная с жалобы потерпевшего, не могут быть прекращены по его просьбе из-за их повышенной общественной опасности.

Лицо, понесшее материальный ущерб от преступления, имеет право требовать компенсации за этот ущерб. Соответствующий гражданский иск рассматривается в связи с уголовным делом. Но права потерпевшего гарантированы Конституцией (статья 52) также в отношении «злоупотребления властью», что означает возможность судебного обжалования действий должностного лица, которое, даже если не является преступлением, нарушает закон. Обеспечивая различные права потерпевшего в уголовном, административном и гражданском судопроизводстве, государство тем самым создает реальный механизм судебного обеспечения прав потерпевших.

Федеральный закон «О государственной защите потерпевших, свидетелей и других участников уголовного процесса» от 29 декабря 2004 года. Создана система мер государственной защиты потерпевших, свидетелей, экспертов, частных прокуроров, законных представителей и других лиц, в том числе меры безопасности и социальной защиты.

В соответствии с Законом Правительство Российской Федерации утвердило Правила применения определенных мер безопасности в отношении потерпевших, свидетелей и других участников уголовного процесса (постановление Правительство РФ от 27 октября 2006 г.)

По содержанию права на возмещение вреда со стороны правонарушителя или лиц, ответственных за его поведение, можно выделить: право на возврат имущества; право на возмещение стоимости утраченного имущества; право на возмещение расходов, понесенных в результате виктимизации; право на получение упущенной выгоды; право на компенсацию морального вреда; право на предоставление услуг; право на восстановление прав.

Запрещение обратной силы закона

Динамизм жизни порождает необходимость менять законы. Они могут меняться в сторону усиления или, наоборот, ослабления ответственности за некоторые действия. Но это создает опасность того, что лицо, совершившее преступление, будет привлечено к ответственности через некоторое время по закону, который не действовал на момент совершения преступления. Чтобы этого не происходило, Конституция Российской Федерации (статья 54) закрепляет общеизвестную гарантию в демократическом праве: закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, не имеет обратной силы. Следовательно, никто не может быть привлечен к ответственности за деяние, которое на момент его совершения не было признано правонарушением.

Если принят закон, отменяющий или смягчающий ответственность, то в соответствии с принципом гуманизма ретроактивная сила закона просто признается. Конституционная гарантия в этом случае устанавливает: если после совершения правонарушения ответственность за него устраняется или смягчается, применяется новый закон. Эти правила действия закона во времени действительны для всех отраслей права. Они закреплены в нормах уголовного, гражданского, трудового, административного и иного законодательства Российской Федерации.

Проблемы конституционно-правового обеспечения правозащитной функции судебной власти

Социальный характер судебной власти заключается в разрешении судьями с точки зрения справедливости конфликтов противоположных интересов в обществе. Ключ к правовой природе судебной власти заключается в том, что судьи в конкретном деле разграничивают свободные сферы спорных сторон и формулируют соответствующие общеобязательные последствия.

Конституционные и правовые параметры обеспечения правозащитной функции судебной власти определяются характеристиками этой функции, которая является подфункцией относительно более общего понятия - правоохранительной функции судебной власти. Под правозащитной функцией понимается направление воздействия суда на связи с общественностью с целью защиты нарушенных или оспариваемых прав и свобод человека и гражданина.

Гарантия является своего рода залогом, то есть такой особой формой универсального взаимодействия элементов реальности, в которой некоторые элементы выступают в качестве условия существования или функционирования других элементов. Появление субъекта социального управления в этой системе требует увеличения обычного временного воздействия в определенных аспектах, что достигается с помощью дополнительных средств (гарантий). Гарантии призваны обеспечить особую (повышенную) безопасность, выступая в качестве дополнительных мер, средств и методов, которые целенаправленно создают в комплексе необходимые условия (среду) для существования и функционирования предоставленного объекта.

Юридическая гарантия - это не автоматический моментальный акт, а диалектически развивающийся процесс. Источником развития является единство и борьба противоположностей между социальной практикой защиты прав личности, с одной стороны, и гуманитарными нормами справедливости, порожденными ею, с другой.

Конституционные и правовые гарантии регулируются нормами всех видов источников конституционного (государственного) права, а не только Конституцией. Исходя из вышеизложенного, конституционно-правовые гарантии определяются как конституционно-правовое воздействие на общественные отношения с целью достижения такого качества элементов судебной системы и условий их функционирования, при котором судебная власть надежно защищает права и свободы личности. Конституционные и правовые гарантии являются средством усиления влияния отрасли конституционного права на регулируемые общественные отношения, усиления эффекта обеспечения правозащитной функции суда.

Система конституционно-правового обеспечения правозащитной функции судебной системы включает в себя три взаимодействующие существенно разные подсистемы - идеальную, нормативную и материальную.

Последние составляют три уровня системы конституционно-правовых гарантий:

  1. конституционно-правовая идеология
  2. позитивное конституционное право
  3. сфера возникновения и реализации конституционных правоотношений.

Идеальная подсистема включает в себя следующие элементы: конституционные и правовые ценности, конституционные и правовые цели, конституционные и правовые аксиомы, концепции, концепции, теории.

Отношение к объекту гарантии предопределяет разделение гарантий на внешние и внутренние в зависимости от того, включены ли субъекты гарантии в судебную систему или нет. Субъекты, осуществляющие судебную власть, сами одновременно выполняют функцию по правам человека или непосредственно организуют ее реализацию, что создает для них более широкие возможности наиболее компетентно определять направления и рациональную меру гарантирующего влияния. Однако по тем же причинам эти субъекты имеют преимущества для злоупотребления своим положением и дезориентации общества.

С точки зрения сфер (областей) гарантирующего влияния на условия осуществления судом функции по правам человека можно выделить: институциональные гарантии, процессуальные гарантии, полномочно-делегивные гарантии, информационные и правовые гарантии, деликтные правовые гарантии.

Через призму функциональной направленности можно различать регулирующие и защитные гарантии. В первом случае это гарантирующие элементы, которые создают или укрепляют позитивные условия и предпосылки для реализации норм посредством публикации нормативных норм - например, формирование коллегии судей, право на доступ к информации о судебной деятельности, Порядок его получения, объем и порядок финансирования судов. Защитные гарантийные элементы выражаются в мерах «противодействия» негативным факторам правозащитного процесса и направлены на предотвращение злоупотребления судебной властью. Они оформлены в защитных правовых нормах и состоят в праве обжаловать судебные акты, пересматривать судебные решения, контролировать общественное мнение, возможность приостанавливать или прекращать полномочия судей и т. д.

Открытость информации о функционировании судебной системы призвана обеспечить достижение трех основных целей:

  1. установление режима, при котором информация о нарушениях судьями процессуальных норм, судебной этики или злоупотреблениях судей неизбежно достигнет субъектов, которые могут ее надлежащим образом квалифицировать, и противодействовать нарушениям превентивного и подавляющего характера;
  2. создание для народа как субъекта власти и социального самоуправления эмпирической основы для оценки моральных и деловых качеств судей, законности и справедливости организации и деятельности судебной власти, соблюдения правосознания люди правовых норм и справедливости;
  3. преодоление элитарного, снобистского подхода судей к своей деятельности, повышение степени доверия граждан к правосудию.

Основная функция рекламы - общественный контроль. Его значение обусловлено тем фактом, что это единственный (помимо международных органов) внешний способ судебной системы для проверки соблюдения прав человека судом. Люди лишены возможности управлять делами государства, если они находятся в информационном вакууме или используют неточную информацию о функционировании судов.

Решение проблемы, связанной с обеспечением доступности правосудия, заключается в дифференциации судебных процедур, упрощении форм судопроизводства, а также использовании альтернативных методов разрешения споров и согласительных процедур при создании квазисудебных процедур. органы досудебного разрешения споров о праве. В то же время особо подчеркивается, что «судебная защита должна быть всегда гарантированной - это ее успех».

Вывод:

В данной работе рассматривается понятие справедливости, его отличительные черты, изучаются его конституционные гарантии, их понятие и значение.

Правосудие - это функция правоохранительных органов, которая напрямую связана с реализацией наиболее значимых прав и законных интересов человека и гражданина, государственных и неправительственных организаций, должностных лиц. Его задачи, так или иначе, подчинены выполнению практически всех других правоохранительных функций. Поэтому о справедливости, не умаляя никоим образом важности других функций, можно говорить как об их ядре, центральном звене всей системы в целом.

И поэтому особенно важно, чтобы правосудие осуществлялось в соответствии с его демократическими основами и чтобы соблюдение Конституции Российской Федерации и, что наиболее важно, закрепленных в ней прав и свобод человека ставилось на передний план, когда рассмотрение и разрешение различных уголовных и гражданских дел.

Принципы справедливости определяют значение и содержание всех законодательных норм, регулирующих организацию и деятельность судов, характеризуют средства и методы, с помощью которых решаются задачи, стоящие перед судами. В случае коллизии правовых норм, пробелов в законодательстве, регулирующем процедуру судебного и судебного разбирательства, противоречия некоторых норм с принципами отправления правосудия, всегда должны применяться принципы-нормы, поскольку они являются единственными которые имеют руководящую ценность и определяют значение любого закона.

Гарантии справедливости лежат в основе уголовно-процессуального законодательства и направлены на исключение произвола в судебном процессе. Государство может и должно лишать свободы тех, кто нарушает уголовно-правовое законодательство, но оно обязано делать это в соответствии с демократической процедурой, установленной законом.

Гарантии правозащитной функции судебной власти следует отличать от общих предпосылок ее осуществления, которые включают в себя совокупность экономических, политических и идеологических условий. В тех случаях, когда такие предпосылки создаются целенаправленно, их можно квалифицировать как гарантии. Экономические, политические и идеологические гарантии приобретают такие признаки, как определенность и универсальность, когда они облечены в юридическую форму. Таким образом, специальные правовые гарантии являются юридическим эквивалентом общих предпосылок, гарантийная сила которых сосредоточена, а затем представлена ​​через призму права.