Конституционное регулирование местного самоуправления в Российской Федерации

ВУЗ: РАНХиГС
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 15.06.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ для РАНХиГС:

 

Много готовых курсовых работ для РАНХиГС

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Депутатская неприкосновенность
Реформа местного самоуправления в Российской Федерации
Проблемы укрепления законодательной основы местного самоуправления
Предметы ведения субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления


Введение:

Местное самоуправление является обязательным признаком демократического характера организации публичной власти в обществе.

В России не существует устойчивой традиции местного самоуправления: земские и городские реформы (1864 и 1870) дали некоторый опыт самоуправления населения, но после революции 1917 года в нашей стране концепция местного самоуправления была Избранные, советы народных депутатов всех уровней были включены в систему органов государственной власти. Переход к организации местной власти на основе местного самоуправления начался только в начале 1990-х годов. (6 июля 1991 г. был принят закон РСФСР «О местном самоуправлении в РСФСР», внесены изменения в Конституцию РСФСР 1978 г., согласно которым местные советы были исключены из системы представительных органов власти государства. власти и включены в систему местного самоуправления, после чего последовал ряд указов Президента Российской Федерации: от 26 октября 1993 г. № 1760 «О реформе местного самоуправления в Российской Федерации», от 22 декабря 1993 г. № 2265 «О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации» и др.).

Статья 12 Конституции Российской Федерации гласит, что "местное самоуправление признается и гарантируется в Российской Федерации ...". Основополагающим актом, регулирующим отношения в сфере местного самоуправления в России, является Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Эффективное функционирование системы местного самоуправления во многом определяется уровнем развития его правовой базы. Совершенствование местного самоуправления на этапе реальных реформ невозможно без детальной разработки законодательного регулирования всех аспектов общественных отношений его деятельности. Для решения вопросов местного значения требуется детальное правовое регулирование общественных отношений, возникающих в процессе местного самоуправления. Это регулирование осуществляется с помощью муниципальных правил. В российском законодательстве существует отдельная отрасль права - муниципальное право Российской Федерации, представляющее собой совокупность правовых норм, которые консолидируют и регулируют общественные отношения, возникающие в процессе организации местного самоуправления. С помощью норм муниципального права и на основе Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных актов реализуются важнейшие вопросы местного самоуправления: решение населением муниципальных образований напрямую, через выборных и др. органы местного самоуправления, вопросы местного значения, а также реализации определенных государственных полномочий, которые могут быть наделены местными органами власти.

Тема данной курсовой работы - «Конституционные основы местного самоуправления в Российской Федерации» - актуальна в связи с тем, что, во-первых, организация местного самоуправления является одним из условий признания русского языка. Федерация как конституционное демократическое государство; во-вторых, современный этап развития российского местного самоуправления концентрирует в себе все наиболее сложные социально-экономические и политические проблемы страны и отражает все противоречия и неопределенности многих процессов и решений; в-третьих, развитие местного самоуправления способствует укреплению государства, его территориальной целостности, снижению вероятности социальной и национальной напряженности, формированию экономики, адаптированной к местным особенностям.

Цель данной работы - раскрыть и описать сущность конституционно-правовых основ местного самоуправления.

Для достижения этой цели в работе решаются следующие промежуточные задачи:

  1. Показаны понятие, функции и принципы местного самоуправления;
  2. Раскрыты система и полномочия органов местного самоуправления.
  3. Описаны конституционные основы местного самоуправления.

Понятие, функции и принципы местного самоуправления

Местное самоуправление является одной из двух форм организации публичной власти в административно-территориальных единицах государства. Вторая форма - местное самоуправление.

Местное самоуправление неразрывно связано с демократией и федерализмом. Конституция Российской Федерации во многом определяет сущность и гарантии местного самоуправления, являющегося формой публичной власти, наиболее близкой к проблемам и потребностям граждан, местным, этнокультурным, социальным и другим условиям. Местное самоуправление является основным звеном в федеральных отношениях. Конституция Российской Федерации предусматривает возможность делегирования полномочий органам местного самоуправления. Органы местного самоуправления могут быть наделены законом определенными государственными полномочиями с передачей материальных и финансовых ресурсов, необходимых для их реализации. Реализация переданных полномочий контролируется государством, что реализовано в новой редакции закона о местном самоуправлении. Местное самоуправление является важнейшей сферой общественных отношений, эффективность реформ которой определяет поддержку населением проводимых реформ и, следовательно, социальную эффективность реформ в целом.

Понятие местного самоуправления

Местное самоуправление - это форма осуществления людьми своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а также в случаях, установленных федеральными законами, законы субъектов Российской Федерации. самостоятельное и под свою ответственность решение населения непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, с учетом исторических и других местных традиций.

Это определение дано в Федеральном законе от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», который вступил в силу в своей основной части 1 января 2006 г. и является основным федеральным законом. регулирование вопросов местного самоуправления в Российской Федерации.

Под местным самоуправлением понимается право и способность органов местного самоуправления регулировать и управлять значительной частью государственных дел, действуя в рамках закона, в соответствии с их компетенцией и интересами местного населения.

В соответствии с частью 1 Конституции Российской Федерации местное самоуправление является одной из основ конституционного строя Российской Федерации. Под основами конституционного строя Российской Федерации обычно понимаются основы государства, его основные принципы, которые призваны придать Федерации характер конституционного государства. Таким образом, организация местного самоуправления является одним из условий признания Российской Федерации в качестве конституционно-демократического государства. В соответствии с пунктом 1 ст. 16 Конституции Российской Федерации основы конституционного строя Российской Федерации не могут быть изменены иначе, как в порядке, установленном самой Конституцией.

При понимании сути местного самоуправления необходимо обратить внимание на следующее. Во-первых, местное самоуправление признается как независимый уровень публичной власти, поэтому местное самоуправление обладает всеми основными чертами и свойствами власти и может осуществляться в двух основных формах демократии: прямо и косвенно, то есть через местные органы власти. Во-вторых, независимость местного самоуправления не является неограниченной: она может осуществляться в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, изданными в соответствии с федеральными законами. В-третьих, автономия и независимость местного самоуправления не означает его полную изоляцию, население не может самостоятельно решать многие вопросы местного значения, в то же время некоторые государственные функции могут эффективно выполняться органами местного публичного управления. Поэтому Конституция Российской Федерации предусматривает, что органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными полномочиями с передачей материальных и финансовых ресурсов для их реализации (часть 2 статьи 132). Это конституционное положение соответствует Европейской хартии местного самоуправления, пункт 3 ст. 4 из которых предусматривает, что осуществление государственных полномочий, как правило, должно быть возложено преимущественно на органы власти, наиболее близкие к гражданам.

Функции местного самоуправления

В соответствии с Конституцией Российской Федерации местное самоуправление выполняет ряд функций, охватывающих основные направления деятельности местного самоуправления, характеризующие его сущность и социальную направленность.

Итак, местное самоуправление:

  1. обеспечивает участие населения в самостоятельном решении местных вопросов;
  2. обеспечивает социально-экономическое развитие соответствующей территории;
  3. управляет муниципальной собственностью;
  4. удовлетворяет потребности населения в социально-культурных, коммунальных и других полезных услугах;
  5. защищает интересы и права местного самоуправления;
  6. обеспечивает охрану общественного порядка, исполнение законов, поддержание правопорядка на территории муниципального образования.

Ориентация на учет местных интересов предопределяет роль и функции местного самоуправления в современном обществе. Политологи делят общество на три основных сектора, каждый из которых имеет свою роль и функции: во-первых, власть (функция власти, политическая функция); вторая - бизнес (экономическая функция); третье - гражданское общество (общественная функция, самоорганизация граждан для решения значимых социальных и других задач, требующих совместных усилий). Если мы посмотрим на местное самоуправление с этой точки зрения, мы можем заключить, что в современном обществе оно выполняет все три из перечисленных функций.

Являясь одной из форм управления, местное правительство осуществляет политику государства на местном уровне, принимая обязательные решения по вопросам местного значения, обеспечивая общественную безопасность и поддержание общественного порядка, управляя муниципальной собственностью и выполняя другие функции власти.

Местное самоуправление обеспечивает самоорганизацию граждан, их непосредственное участие в управлении местными делами и в этом смысле является одной из структур гражданского общества.

Как организатор местной экономики, местное самоуправление выполняет экономические функции по обеспечению жизнеобеспечения территории и предоставляет жителям ряд важных общественных услуг. Ни одна другая структура общества не обладает таким набором функций. Таким образом, государство выполняет функции власти и частично экономические функции, но самоорганизация граждан не является его делом. Общественные и другие некоммерческие организации выполняют функцию самоорганизации граждан, и многие из них занимаются экономической деятельностью, но не имеют власти. Только местное самоуправление одновременно выполняет все три функции. Он решает такие проблемы, которые государство «не достает», и привлекает местные ресурсы для их решения.

Принципы местного самоуправления

Принципы местного самоуправления являются основополагающими принципами и идеями, определяемыми природой местного самоуправления, которые лежат в основе организации и деятельности населения, образованных им органов и независимо управляющих делами.

Принципы местного самоуправления отражают требования объективных законов и тенденций развития местного самоуправления.

Они характеризуются:

  1. построение и функционирование муниципального управления;
  2. понимание сущности местного самоуправления, его отличительных черт и характеристик;
  3. выступая в качестве критерия оценки действующей системы местного самоуправления: насколько она соответствует принципам и идеям, выраженным в принципах местного самоуправления;
  4. содействие сохранению преемственности в развитии институтов местного самоуправления.

Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», основанный на положениях Европейской хартии о местном самоуправлении, закрепляет общие принципы местного самоуправления. присущ всей системе местного самоуправления в Российской Федерации. В рамках этих принципов регламентируются особенности организации местного самоуправления на приграничных территориях, закрытых административно-территориальных образованиях, правовое регулирование местного самоуправления в субъектах Российской Федерации с учетом исторических и другие местные традиции, осуществляется.

Реализация принципов местного самоуправления обеспечивается не только их юридической консолидацией в законодательстве, уставах муниципальных образований, но и системой организационных форм и методов муниципальной работы. Принципы местного самоуправления делятся на общие (затрагивают все сферы местного самоуправления) и специальные (относятся к отдельным сферам местного самоуправления).

Общие принципы местного самоуправления включают в себя:

  1. верховенство Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов и федеральных законов;
  2. самостоятельность населения в решении местных проблем;
  3. организационное разделение местного самоуправления, его органов в системе государственного управления и взаимодействие с органами государственной власти при реализации общих задач и функций;
  4. соответствие материальных и финансовых ресурсов местного самоуправления его полномочиям;
  5. ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением;
  6. различные организационные формы местного самоуправления;
  7. соблюдение прав и свобод человека и гражданина;
  8. законность в организации и деятельности местного самоуправления;
  9. публичность деятельности местного самоуправления;
  10. коллегиальность и единоначалия в деятельности местного самоуправления;
  11. государственная гарантия и поддержка местного самоуправления.

Особые принципы местного самоуправления включают в себя:

  1. принцип компенсации за увеличение расходов или уменьшение доходов органов местного самоуправления, возникающих в результате решений органов государственной власти;
  2. принцип получения органами местного самоуправления платежей за использование природных ресурсов на их территории и т. д.

Система местного самоуправления

Согласно ст. 12 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления не входят в систему органов государственного управления. В этом смысле мы также можем говорить о независимости местного самоуправления в рамках его полномочий. В то же время органы государственной власти создают правовую основу для деятельности местного самоуправления. Они обеспечивают государственный контроль за осуществлением прав физических и юридических лиц, закрепленных в законодательстве, а также защиту этих прав.

Следовательно, независимость местного самоуправления имеет пределы, установленные Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством, а само местное самоуправление интегрировано в общую систему управления делами общества и государства.

Деятельность органов местного самоуправления характеризуется такими особенностями, как наличие власти, обязательность решений, принимаемых для всех физических лиц, а также юридических лиц и организаций, расположенных на территории муниципального образования, в рамках которых действуют соответствующие местные органы самоуправления. действуют государственные органы.

Органы местного самоуправления включают выборные органы и другие органы (не избранные), образованные в соответствии с уставами муниципалитетов.

Формами непосредственного осуществления местного самоуправления населением являются:

  • местный референдум;
  • муниципальные выборы;
  • голосование населения по местным вопросам;
  • собрание граждан, осуществляющих полномочия представительного органа;
  • правотворческая инициатива граждан (связанная с реализацией права вносить проекты муниципальных правовых актов, которые подлежат обязательному рассмотрению органами местного самоуправления);
  • территориальное общественное самоуправление;
  • публичные слушания (проводятся для обсуждения проектов муниципальных правовых актов);
  • собрания граждан (проводятся для обсуждения вопросов местного значения; результаты собрания граждан подлежат официальному опубликованию (обнародованию); обращения подлежат обязательному рассмотрению местными властями и должностными лицами);
  • конференция граждан - в некоторых случаях осуществляет полномочия собраний граждан;
  • опрос граждан (проводится на территории муниципального образования с целью выявления мнения населения и учета его при принятии решений органами местного самоуправления);
  • индивидуальные и коллективные обращения граждан;
  • иные формы, не противоречащие Конституции Российской Федерации, федеральному или региональному законодательству.

Косвенной формой осуществления местной власти является осуществление местного самоуправления через органы и должностных лиц местного самоуправления.

Структура органов местного самоуправления (организационная основа местного самоуправления) определяется населением самостоятельно, однако, как правило, включает в себя:

  • представительный орган местного самоуправления;
  • глава муниципального образования;
  • местная администрация (исполнительный и административный орган муниципального образования).

Также может быть сформирован контрольный орган муниципального образования для контроля за исполнением местного бюджета, соблюдением порядка подготовки и рассмотрения местного бюджета, отчета о его исполнении (контрольно-счетная палата, ревизионная комиссия и т. д.) и другие органы местного самоуправления. Для подготовки и проведения муниципальных выборов могут быть сформированы местный референдум, избирательная комиссия муниципального образования.

Представительный орган местного самоуправления (совет, собрание представителей, совет депутатов, муниципальное собрание и т. д.) Может быть сформирован путем муниципальных выборов (в поселениях) или состоять из глав поселений и депутатов представительства. органы этих поселений, которые входят в состав муниципального района.

В соответствии со ст. 36 Федерального закона от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделен уставом. муниципального образования со своими полномочиями по решению вопросов местного значения. Федеральный закон предусматривает различные варианты выборов главы муниципального образования, на основании которых определяются особенности правового статуса главы муниципального образования, его права и обязанности.

Реализация правового статуса главы муниципального образования, как и любого другого субъекта муниципального права, происходит за счет его участия в муниципальных правоотношениях, возникающих в процессе организации и осуществления местного самоуправления.

Местная администрация наделена уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями по осуществлению определенных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Неотъемлемой частью системы местного самоуправления являются органы территориального общественного самоуправления населения, которые создаются по инициативе граждан на основе их добровольного волеизъявления и характеризуются территориальной особенностью организации. активность, представительный характер, социальная форма и характер самоуправления.

Местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации в муниципальных образованиях - городских, сельских поселениях, муниципальных округах, городских округах или внутригородских территориях городов федерального значения.

Полномочия местного самоуправления

Компетенция органов местного самоуправления формируется субъектами юрисдикции и полномочиями, определяемыми вопросами местного значения и закрепленными в уставах муниципальных образований.

Существует несколько групп полномочий органов местного самоуправления:

  1. В области бюджета и финансов местные органы власти формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы; формировать внебюджетные фонды, определять их состояние и цели; создать фонды для кредитования целевых программ, в том числе фонды социальной защиты, субсидированные фонды и т. д.
  2. В области управления муниципальной собственностью, отношений с предприятиями и организациями, расположенными на территории местного самоуправления, органы местного самоуправления управляют муниципальной собственностью, определяют в соответствии с законодательством условия приобретения, преобразования объектов муниципальная собственность и др.
  3. В области земельных отношений и охраны окружающей среды органы местного самоуправления определяют порядок предоставления и изъятия земельных участков, а также распоряжения земельными участками, находящимися в их ведении; определить правила использования природных ресурсов, принять решение о приостановлении строительства и эксплуатации объектов в случае нарушения природоохранных, санитарных, строительных норм и т. д.
  4. В сфере строительства, жилищно-коммунальных, бытовых и коммерческих услуг населению, транспорта и связи органы местного самоуправления утверждают правила развития населенных пунктов, находящихся в их ведении, устанавливают порядок продажи и передачи жилья в владение, выдача разрешения на строительство промышленных объектов; управлять транспортными организациями и предприятиями, находящимися в муниципальной собственности и т.д .;
  5. В сфере социальных и культурных услуг населению органы местного самоуправления осуществляют контроль над всеми учреждениями государственного образования, культуры, здравоохранения, социального обеспечения, физической культуры и спорта, находящимися в их ведении;
  6. В области социальной защиты населения органы местного самоуправления обеспечивают реализацию законодательства о выплате пенсий и пособий. Местная администрация также назначает и выплачивает дополнительные выплаты пенсий и пособий из собственных или заемных средств; принимает меры, направленные на улучшение материального и социального положения инвалидов, семей, которые потеряли кормильцев, пожилых граждан и т. д .;
  7. В сфере охраны общественного порядка, прав и свобод граждан органы местного самоуправления обеспечивают соблюдение законов, актов вышестоящих государственных органов, защиту прав и свобод граждан на своей территории, следят за выполнением их решений. предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами. В пределах своей компетенции налагать административные взыскания на граждан и должностных лиц за совершенные ими административные правонарушения; принять меры, связанные с проведением собраний, митингов, демонстраций и т. д.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации органы местного самоуправления могут быть наделены законом определенными государственными полномочиями с передачей материальных и финансовых ресурсов, необходимых для их реализации. Реализация делегированных полномочий находится под контролем государства.

Конституционные основы организации местного самоуправления

Внедрение местного самоуправления в Российской Федерации обеспечивается рядом конституционных гарантий, которые являются законным средством обеспечения деятельности местного самоуправления. Они являются наиболее важным условием для полного и эффективного выполнения местными органами власти своих задач и функций.

Конституционные нормы имеют высшую юридическую силу по отношению ко всем другим законодательным актам любого уровня. 

Местное самоуправление в Российской Федерации, исходя из его важности для оперативного решения всех вопросов местного значения, подлежит особой правовой защите со стороны государства. В соответствии со ст. 133 Конституции Российской Федерации запрещается кем-либо ограничивать права местного самоуправления, установленные Конституцией Российской Федерации и федеральным законом. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дополняет указанный перечень обязательными решениями, принимаемыми путем прямого выражения воли граждан, решениями органов местного самоуправления и должностных лиц на территории. соответствующего муниципального образования, а также обязательное рассмотрение обращений органов местного самоуправления и должностных лиц государственными органами и их должностными лицами.

Конституция России устанавливает право населения самостоятельно решать вопросы местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью, а также право самостоятельно управлять местными делами путем прямого волеизъявления, посредством выборного и другого местного самоуправления. государственные органы (статья 130). Эта норма, по сути, развивает положение о местном самоуправлении как одной из форм демократии и основ конституционного строя.

Гражданам Российской Федерации предоставляется право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления и участвовать в местных референдумах.

Конституция Российской Федерации формулирует сферу деятельности местного самоуправления - «вопросы местного значения». В свой список Конституция Российской Федерации включила строительство и распределение жилья, в области муниципального здравоохранения предоставление бесплатной медицинской помощи за счет средств местного бюджета, страховые взносы и другие поступления относятся к вопросам местного значения. Конституция также гарантирует государственное, основное общее и среднее профессиональное образование в муниципальных образовательных учреждениях.

Правовое регулирование сферы местного самоуправления отнесено к совместной юрисдикции Российской Федерации и ее субъектов, поэтому перечень вопросов, отнесенных к ее полномочиям местного самоуправления, может осуществляться законодательством субъектов хозяйствования. Российской Федерации и указанных в нормативных правовых актах органов местного самоуправления.

Функционирование местного самоуправления в Российской Федерации осуществляется на правовой, территориальной, экономической основе (иногда выделяются и другие основы: демографическая, организационная, финансовая и т. д.).

Правовые основы местного самоуправления

Эффективное функционирование системы местного самоуправления во многом определяется уровнем развития правовой базы.

Нормативно-правовая база местного самоуправления представляет собой систему законодательных и иных нормативных актов, на основе которых оно функционирует.

Глава Посвящено правовому регулированию местного самоуправления в Конституции Российской Федерации. «Местное самоуправление» (ст. 130-133).

На основании конституционных норм могут быть определены следующие параметры правового пространства местного самоуправления:

  • население муниципального образования самостоятельно решает вопросы местного значения;
  • экономической основой местного самоуправления является муниципальная собственность, право и бремя владения, пользования и распоряжения которой принадлежит населению муниципального образования;
  • система местного самоуправления включает в себя институты прямой и представительной демократии, в то время как система местного самоуправления через представителей не ограничивается выборными органами, а включает другие органы (исполнительные и административные, контрольные и т. д.);
  • местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и других местных традиций; изменение границ таких территорий
  • допускается только с учетом мнения населения соответствующих территорий;
  • органы местного самоуправления обладают самостоятельными полномочиями по решению вопросов местного значения (управление муниципальной собственностью, формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов, защита общественного порядка и т. д.), а также могут также наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей материальных и финансовых ресурсов, необходимых для их осуществления;
  • местному самоуправлению гарантировано право на судебную защиту;
  • органам местного самоуправления гарантируется компенсация дополнительных расходов, понесенных в результате решений, принятых государственными органами;
  • установлен запрет на ограничение прав местного самоуправления, установленный Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

Правовую (нормативную) основу местного самоуправления в России формируют:

  • Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, которые в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации являются неотъемлемой частью российской правовой системы. Европейская хартия местного самоуправления от 15 октября 1985 года очень важна для регулирования местного самоуправления в Российской Федерации. Россия подписала вышеупомянутую хартию 28 февраля 1996 года и ратифицировала ее в марте 20, 1998 г. принято на себя обязательство соблюдать следующие положения в области местного самоуправления:
  • Обеспечение права и реальной способности органов местного самоуправления регулировать и управлять значительной частью государственных дел, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения;
  • Основные полномочия органов местного самоуправления устанавливаются Конституцией или законом;
  • Органы местного самоуправления в пределах, установленных законом, имеют полную свободу действий для реализации своих собственных инициатив;
  • Осуществление государственных полномочий должно быть в первую очередь возложено на органы власти, наиболее близкие к гражданам;
  • Полномочия, предоставленные органам местного самоуправления, должны быть полными и исключительными. Они могут быть допрошены или ограничены другим центральным или региональным органом власти только в пределах, установленных законом и т. д. 
  • Федеральные конституционные законы и Федеральные законы (Федеральный закон от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями, внесенными 8 декабря 2003 г.); Закон от 26 ноября 1996 г. № 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» (с изменениями и дополнениями от 21 июля 2005 г.); Федеральный закон № 25 от 2 марта 2007 г. - ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) и др.).
  • федеральные нормативные правовые акты подчиненного характера: указы и распоряжения Президента Российской Федерации; Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, ведомственные правовые акты федеральных органов исполнительной власти;
  • Конституции (Уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (в настоящее время специальные законы приняты во всех российских регионах, поскольку в соответствии с пунктом "п", часть 1 статьи 72 Конституция Российской Федерации, «установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находятся в совместной юрисдикции Российской Федерации и субъектов Российской Федерации»);
  • муниципальные правовые акты: уставы муниципалитетов, решения, принятые на местных референдумах и собраниях граждан и т. д. Муниципальные правовые акты могут приниматься населением муниципального образования непосредственно органом местного самоуправления или должностным лицом местного самоуправления на основании и во исполнение с положениями, установленными федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Такие акты подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования; уставы муниципалитетов подлежат обязательной государственной регистрации в органах юстиции.

Законодательством закреплены особые права на собрания граждан, проживающих в сельских населенных пунктах и ​​поселках. Если раньше собрания граждан действовали вместе с местными властями, то сегодня в небольших городских и сельских поселениях собрания и собрания граждан все чаще выступают в качестве органов населения и вместе с избранным главой местного самоуправления выполняют все функции местное самоуправление, в рамках которого не сформированы представительные органы.

Территориальные и организационные основы местного самоуправления

Федеральный закон № 131-ФЗ от 2003 года предусматривает коренное изменение принципов территориальной организации местного самоуправления. Все муниципалитеты (кроме городов федерального значения) юридически подразделяются на 3 типа: населенные пункты (городской или сельский), муниципальный район, городской округ. В то же время важно отделить понятие «поселение» как самоуправляющуюся территорию от понятия «поселение». Поселок может состоять из одного или нескольких населенных пунктов. Кроме того, была введена новая концепция - «межпоселковая территория». 

Территориальную основу местного самоуправления формируют территории муниципалитетов. В России более 150 тысяч населенных пунктов. Не все из них являются муниципалитетами, однако в результате реформы местного самоуправления органы местного самоуправления максимально приближены к населению, чтобы обеспечить качественное и своевременное предоставление социальных и бытовых услуг все граждане. Вместо 12 тысяч муниципалитетов, существовавших в 2003 году, в 2006 году уже было более 24 тысяч муниципалитетов, в том числе более 19 тысяч сельских населенных пунктов. Именно территория муниципального образования определяет пространственную границу осуществления местного самоуправления, действий муниципальных правовых актов.

Законом предусмотрены следующие виды муниципальных образований: городское поселение, сельское поселение, муниципальный район, городской округ, внутригородская территория города федерального значения.

Границы территорий муниципальных образований, а также основания для их объединения, разделения, изменения статуса устанавливаются законами субъектов Российской Федерации на основе ряда принципов. Статья 11 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает требования к установлению и изменению границ муниципальных образований.

Это следующие требования:

  1. территория субъекта Российской Федерации разграничена между населенными пунктами;
  2. территории всех населенных пунктов, за исключением территорий городских округов, а также межпоселковых территорий, возникающих на территориях с низкой плотностью населения, входят в состав муниципальных округов;
  3. территория населенного пункта состоит из исторически сложившихся земель населенных пунктов, прилегающих земель общего пользования, территорий традиционного природопользования населения соответствующего поселения, рекреационных земель, земель для развития поселения;
  4. территория поселения включает земельные участки независимо от формы собственности и назначения;
  5. территория городского поселения может включать один город или один населенный пункт, а также территории, предназначенные для развития его социальной, транспортной и другой инфраструктуры;
  6. территория сельского поселения может включать одно сельское поселение или деревню с населением более 1000 человек и (или) несколько сельских поселений, объединенных общей территорией с населением менее 1000 человек в каждом;
  7. сельское поселение с населением менее 1000 человек, как правило, является частью сельского поселения;
  8. статус сельского поселения может быть присвоен сельскому поселению с населением менее 1000 человек;
  9. в районах с низкой плотностью населения и в отдаленных районах сельское поселение с населением менее 100 человек не может быть наделено статусом поселения, и это поселение не может быть частью поселения, если такое решение принимается при сборе граждан, проживающих в соответствующем населенном пункте;
  10. административным центром муниципального района может быть город (поселок), имеющий статус городского округа и расположенный в границах муниципального района;
  11. границы сельского поселения устанавливаются с учетом пешеходной доступности его административного центра и обратно в течение рабочего дня для жителей всех населенных пунктов, из которых он состоит, а границы муниципального района - с учетом транспортной доступности его административный центр и обратно в течение рабочего дня для жителей всех населенных пунктов, входящих в него;
  12. территория поселения должна быть полностью частью территории поселения;
  13. территория поселения не может быть частью территории другого поселения;
  14. территория городского округа не является частью территории муниципального района;
  15. границы муниципального района устанавливаются с учетом необходимости создания органами местного самоуправления муниципального района вопросов местного значения межпоселкового характера, а также осуществления определенные государственные полномочия, переданные этим органам федеральными и региональными законами на всей территории муниципального района;
  16. территория поселения должна быть полностью включена в территорию муниципального района.

Экономическая основа местного самоуправления

По-настоящему эффективное местное правительство должно иметь соответствующую экономическую основу. Экономической основой местного самоуправления является собственность в муниципальной собственности, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципалитетов.

Согласно ч. 2 ст. 8 Конституции Российской Федерации муниципальная собственность признается и защищается наравне с частной, государственной и другими формами собственности (частной и государственной). Имущество, которое может принадлежать муниципалитетам определенных типов - поселениям, муниципальным районам и районам - несколько отличается, что связано с юрисдикцией соответствующих муниципалитетов. В ч. 1 ст. 130 Конституции Российской Федерации предусматривает, что местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

Каждый муниципалитет имеет свой бюджет, формируемый из различных источников: средства самообложения граждан; доходы от региональных налогов и сборов; доходы от федеральных налогов и сборов; гранты, субвенции, субсидии, другие средства финансовой помощи из бюджетов других уровней; доход от имущества, находящегося в муниципальной собственности, часть прибыли муниципальных предприятий; штрафы; добровольные пожертвования и другие поступления. Финансовые полномочия осуществляются органами местного самоуправления в строгом соответствии с нормами бюджетного и налогового законодательства.

Состав муниципальной собственности определяется в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Согласно Федеральному закону № 131-ФЗ от 2003 года в состав муниципальной собственности входят:

  • имущество, предназначенное для решения местных вопросов, в том числе муниципальные земли и некоторые природные ресурсы;
  • имущество, предназначенное для осуществления определенных государственных полномочий органами местного самоуправления;
  • имущество, предназначенное для поддержки деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений.

Вывод:

В 2008 г. прошло десять лет с момента ратификации Российской Федерацией Европейской хартии местного самоуправления. Большинство исследователей сходятся во мнении, что положения Европейской хартии и Конституции Российской Федерации о местном самоуправлении имеют схожее и очень похожее нормативное содержание. Также широко распространено мнение, что модель местного самоуправления изначально была ошибочной, как это закреплено в некоторых положениях Конституции РФ 1993 года. Основная проблема заключается в том, что Конституция РФ отражает принципы социальной теории местного самоуправления. Континентальная правовая система, к которой относится правовая система нашей страны, характеризуется организацией местного самоуправления на основе государственной теории местного самоуправления. В качестве положений, отражающих социальную теорию местного самоуправления, обычно указываются положения статьи 12 Конституции Российской Федерации об организационной изоляции органов местного самоуправления по отношению к системе органов государственной власти. Также отмечается, что на практике невозможно выделить вопросы местного значения, поскольку все вопросы, решаемые властями, имеют государственное значение.

Федеральный закон о реформе местного самоуправления и Федеральный закон о реформе федеральных отношений, принятый в 2003 году, заложили основу для разграничения прав, обязанностей и ответственности между уровнями публичной власти. Однако с принятием многих отраслевых федеральных законов происходит вторжение в компетенцию местного самоуправления или наделение местных органов власти государственными полномочиями без передачи финансовых ресурсов, необходимых для их реализации. Введение в основной федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» официального запрета на возможность дополнения или изменения перечня и содержания вопросов местного значения другими федеральными законами в связи с Особенности конституционно-правового процесса в Российской Федерации не имеют механизма реализации. Поэтому на практике реальный эффект запрета сводится на нет, поскольку он не предусмотрен специальным порядком принятия таких основных федеральных законов. Во-первых, на практике вряд ли возможно составить исчерпывающий перечень вопросов местного значения в одном законе. Во-вторых, даже если это можно сделать в форме обобщающей формулировки, неизбежно возникает необходимость детализировать ее в отраслевом федеральном законе.

Есть вопросы, решение которых требует участия как региональных, так и муниципальных органов власти. Поэтому в течение почти шести лет после принятия Федерального закона от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ были внесены многочисленные изменения и дополнения в перечень вопросов местного значения. Кроме того, в списках вопросов местного значения для разных типов муниципалитетов содержались вопросы, которые были схожи по содержанию. Кроме того, были внесены изменения и дополнения в федеральные законы, согласно которым теперь как органы местного самоуправления любого вида муниципальных образований, так и органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принимать к рассмотрению и решению вопросы, связанные с государственными полномочиями в социальной сфере. сфера, которая изначально рассматривалась федеральным законодателем как сфера исключительных государственных обязательств.

Осуществление публичной власти органами местного самоуправления связано с таким принципом верховенства права, как свободное и автономное функционирование гражданского общества. Местное самоуправление является институтом гражданского общества наряду с общественными объединениями граждан, коммерческими организациями и т. д. Тем не менее органы местного самоуправления являются самыми близкими из других институтов гражданского общества к государству и его органам, являясь связующим звеном между гражданское общество и государство. С другой стороны, органы местного самоуправления наиболее близки среди других государственных органов к населению, гражданскому обществу. Признание местного самоуправления государством является необходимым признаком верховенства закона и демократического политического режима. Отсутствие местного самоуправления свидетельствует о антидемократическом политическом режиме.