Конкуренция сущность виды методы конкурентной борьбы и конкурентоспособность

Предмет: Экономика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 05.04.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по экономике:

 

Много готовых курсовых работ по экономике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Госдолг: формы, влияние на функционирование экономики
Образовательный потенциал России проблемы и противоречия
Особенности современного рынка труда
Двойная монополия на рынке труда в экономике США


Введение:

В последние десятилетия во всем мире наблюдается рост конкуренции. Не так давно он отсутствовал во многих странах и отраслях. Рынки были защищены, и доминирующие позиции были четко определены. Там, где было соперничество, такой горечи не наблюдалось.

Рост конкуренции сдерживался прямым вмешательством правительств и картелей. Как явление, оно не ново, но разнообразие его проявлений требует постоянного изучения, в том числе оценки динамики или интенсивности. Сегодня ни одна серьезная компания не может обойтись без конкуренции. Несмотря на различные методы и формы конкуренции, каждая фирма пытается разработать собственную стратегию для достижения успеха на рынке.

Актуальность этой темы заключается в том, что в настоящее время конкуренция играет фундаментальную роль в экономике любой страны. Развитие экономической сферы в России свидетельствует об опасности невнимания и непонимания важности конкуренции в экономических отношениях.

Объектом изучения курсовой работы являются причины возникновения конкуренции, изучение специфики конкурентоспособности в Российской Федерации.

Задачи: рассмотреть понятие, формы и виды конкуренции; проанализировать уровень конкуренции на современном этапе.

Конкуренция и конкурентоспособность как экономические явления в современной экономике

Понятие и виды соревнований

Конкурентоспособность - это многогранная экономическая категория, которую можно рассматривать на нескольких уровнях: конкурентоспособность товаров, производителей и отраслей.

Между всеми этими уровнями существует тесная связь.

Конкурс (от Lat.concurrencia-collide) - соперничество

между производителями товаров и услуг для рынка сбыта, завоевание определенного сегмента рынка. Каждая фирма использует свою собственную стратегию и тактику для достижения этих целей. Конкуренция имеет основополагающее значение для рыночной экономики. Конкуренция играет роль двигателя прогресса, повышает эффективность производства, выступает спонтанным регулятором экономических процессов и способом установления равновесной цены на рынке.

Есть два типа соревнования: совершенное и несовершенное.

Совершенная конкуренция - это состояние рынка, на котором существует большое количество покупателей и продавцов (производителей), каждый из которых занимает сравнительно небольшую долю рынка и не может диктовать условия продажи и покупки товаров. Предполагается, что доступна и доступна информация о ценах, их динамике, продавцах и покупателях не только в этом месте, но и в других регионах и городах. Рынок совершенной конкуренции подразумевает отсутствие власти производителя над рынком, и установление цен осуществляется не самим производителем, а через функцию спроса и предложения.

Особенности совершенной конкуренции не полностью присущи ни одной отрасли. Все они могут подходить только к модели.

Требование к совершенной конкуренции - это отсутствие барьеров входа и выхода в конкретной отрасли, таких как:

  • Государственная монополия
  • Лицензирование отдельных видов деятельности (выпуск и реализация продукции).
  • ограничение или запрет доступа к ресурсам, необходимым для производства товаров и т. д.

Создание идеальной модели совершенной конкуренции - чрезвычайно сложный процесс. В России антимонопольный комитет, который призван обеспечивать соблюдение правил игры на свободном рынке, крайне слаб.

Несовершенная конкуренция - это состояние рынка, при котором покупателей больше, чем продавцов, и наоборот.

Средства, используемые в несовершенной конкуренции:

  • демпинговые цены
  • Создание барьеров входа на рынок любых товаров
  • Ценовая дискриминация (продажа одного и того же товара по разным ценам)
  • Использование или разглашение конфиденциальной научной, технической, производственной и торговой информации.

Распространение ложной информации в рекламе или других информация о способе и месте изготовления или количестве товара сокрытие информации, важной для потребителя.

Убытки от несовершенной конкуренции:

  1. необоснованный рост цен.
  2. увеличение издержек производства и обращения.
  3. замедление научно-технического прогресса.
  4. снижение конкурентоспособности на мировых рынках.
  5. снижение эффективности экономики.

Ценовая конкуренция - это стремление добиться успеха в конкурентной борьбе за счет снижения цен, которое должно основываться на снижении себестоимости продукции; искусственное снижение цен с целью вытеснения и разорения конкурента и получения монопольного положения на рынке, то есть демпинг не допускается, предлагая цены на свои товары ниже, чем цены на аналогичные товары других производителей. Чтобы достичь этой цели, компания должна сократить производственные затраты или сознательно пойти на упущенную выгоду, чтобы сохранить большую долю рынка. Снижение цен, как правило, является вынужденной, экономически невыгодной мерой для производителя, поскольку, в конечном итоге, это приводит к снижению прибыли, конкуренции, которая предполагает продажу товаров и услуг по ценам ниже, чем у конкурента. Снижение цен возможно либо за счет снижения затрат, либо за счет уменьшения прибыли.

Неценовая конкуренция - это конкуренция, основанная на продаже товаров более высокого качества и надежности, достигаемых за счет технического превосходства, использования любых законных средств, кроме снижения цен, для привлечения новых потребителей. Методы неценовой конкуренции включают рекламу, маркетинг и инновации (обновление) продукта, конкуренцию, при которой производитель улучшает потребительские свойства продукта, оставляя цену без изменений. Здесь эпицентром борьбы между товаропроизводителями являются такие неценовые параметры продукции, как ее новизна, качество, надежность, перспективы, соответствие международным стандартам, дизайн, простота обслуживания и т. д., конкуренция, которая осуществляется путем совершенствования качество продукции и условия ее продажи (продажи). Неценовая конкуренция проводится по разным направлениям: совершенствование технической стороны продукта и повышение приспособляемости продукта к потребностям потребителей.

Существуют разные мнения о концепции эффективной конкуренции. Дж. Шумпетер считает, что эффективная конкуренция возможна только в динамичной экономике, где непрерывный поток инноваций трансформирует статическую ситуацию. Динамичная конкуренция, стимулируемая стремлением получить сверхприбыли за счет преимущества в затратах и ​​качестве самого продукта, Шумпетер назвал эффективной конкуренцией. Таким образом, с точки зрения экономического роста конкуренция является соперничеством между старым и новым: новые товары, новые технологии, новые источники удовлетворения, новые типы организации.

Концепция эффективной конкуренции возникла в результате понимания того, что абстрактная модель совершенной конкуренции является недостижимым идеалом, который не создает практической основы для разработки политики в области конкуренции. Эта концепция представляет собой набор соответствующих критериев, которые должны отражать конкурентоспособность рынка и, следовательно, могут служить основой для разработки реальной конкурентной политики. Критерии обычно выводятся из общей аналитической структуры: структура-поведение-результат.

Критерии:

  • существуют достаточно низкие входные барьеры, так что потенциальные конкуренты могут легко выйти на рынок, если есть возможности для получения сверхприбылей;
  • существует достаточно большое количество фирм, что обеспечивает их независимость друг от друга;
  • нет сговора между фирмами и соглашениями, ограничивающими конкуренцию;
  • хорошо информированные потребители делают рациональный выбор между альтернативными производителями и т. д.

Формы конкурса

Монополистическая конкуренция - это тип рыночной структуры несовершенной конкуренции. Это наиболее распространенный тип рынка, наиболее близкий к совершенной конкуренции.

Монополистическая конкуренция является не только самой распространенной, но и наиболее сложной для изучения формой отраслевых структур. Точная абстрактная модель не может быть построена для такой отрасли, как это может быть сделано в случаях чистой монополии и чистой конкуренции. Многое здесь зависит от конкретных деталей, которые характеризуют продукты и стратегии развития производителя, которые почти невозможно предсказать, а также от характера стратегического выбора, доступного для фирм в этой категории.

Примерами монополистических конкурентов являются небольшие сетевые магазины, рестораны, рынок сотовой связи и аналогичные отрасли.

Рынок с монополистической конкуренцией характеризуется следующими особенностями:

  • Наличие множества покупателей и продавцов (рынок состоит из большого количества независимых фирм и покупателей), но не более чем в условиях совершенной конкуренции.
  • Низкие барьеры для входа в отрасль. Это не означает, что монополистическую конкурентную фирму легко открыть. Такие трудности, как проблемы с регистрацией регистраций, патентов и лицензий, все же имеют место.
  • Чтобы выжить на рынке в долгосрочной перспективе, монополистически конкурентоспособная фирма должна производить гетерогенные, дифференцированные продукты, которые отличаются от предлагаемых конкурирующими фирмами. Более того, продукты могут отличаться друг от друга по одному или ряду свойств (например, по химическому составу).
  • Прекрасная осведомленность продавцов и покупателей о состоянии рынка.
  • Преимущественно неценовая конкуренция, она может оказать крайне незначительное влияние на общий уровень цен. Реклама продукта важна для развития.

Концепция монополистической конкуренции была разработана Э. Чемберлином. Он обратил внимание на тот факт, что дифференциация товаров приводит к тому, что вместо единого рынка формируется сеть частично изолированных, но взаимосвязанных рынков, существует большое разнообразие цен, издержек, объемов производства определенной товарной группы. Дифференциация не исключает монополию продукта. Однако власть монополии не распространяется на более широкий класс товаров, среди которых монополизированный продукт. До Э. Чемберлина термин «монополистическая конкуренция» использовался по отношению к олигополистической структуре рынка, например, А. Пигу: «Монополистическая конкуренция между несколькими продавцами, каждый из которых производит значительную долю в общем объеме производства.

Олигополия - это конкуренция, когда только несколько фирм производят стандартный, однородный или дифференцированный продукт. При такой структуре рынка доступ к ней затруднен, а цены контролируются. Олигополистический рынок состоит из небольшого числа крупных предприятий, которые производят достаточное количество продукции для удовлетворения текущего и будущего спроса. Примером является продукция машиностроения, автомобильной промышленности. Предприятия вынуждены сотрудничать друг с другом, ограничивая появление конкурентов, что также сложно из-за необходимости крупных инвестиций для развития производства. Ограничения могут быть выражены в форме патентования продукции, контроля над поставками комплектующих, организации рынка и т. д. На олигопольном рынке перерабатывающих отраслей представлена ​​мукомольная, сахарная, консервная (овощи, фрукты) промышленность и т. д.

В этом типе рынка каждый продавец чувствителен к действиям конкурентов. Если один из его участников снижает цену на 10%, то другие должны реагировать на это либо тем же снижением цены, либо предлагая больше сопутствующих услуг. Ни один участник рынка не может быть уверен в способности добиться долгосрочного конкурентного преимущества за счет снижения цен.

Монополия - это тип отраслевого рынка, на котором существует один продавец продукта. Монополист осуществляет контроль над ценой и объемами производства, что позволяет ему получать монопольную прибыль. При монополии существуют высокие барьеры для входа в отрасль. Монопольное положение на рынке может быть обеспечено искусственно: с помощью исключительных прав, патентов и авторских прав, владения всеми важнейшими источниками сырья, недобросовестной конкуренции; исключительное право на производственную, рыболовную, торговую и другие виды деятельности, принадлежащее одному лицу, группе лиц или государству; капиталистическая ассоциация, которая захватила почти исключительное право производить и продавать определенную категорию товаров. Целью слияния является извлечение монопольной высокой прибыли. Преимущество монополий перед мелкими производителями заключается в способности обеспечить высокий уровень концентрации производства и капитала, диктовать цены, поддерживать их на высоком уровне и т. д.

Монополия определяется следующими признаками:

  • наличие одного производителя (покупателя);
  • отсутствие близких заменителей продукта;
  • наличие высоких барьеров для входа (обычно искусственного характера).

Существует такое разнообразие, как естественная монополия.

Характеризуется:

  • положительная экономия на масштабе в долгосрочной перспективе по технологическим причинам;
  • наличие одной (двух) крупных фирм в отрасли;
  • возможно существование других фирм, которые, однако, в долгосрочной перспективе будут убыточными;
  • нерегулируемые выгодные цены крупных фирм выше предельных и средних затрат;
  • невыгодные предельные цены.

Любая монополия ограничена, поскольку монополист конкурирует с производителями других экономических товаров, поэтому можно выделить ситуацию чистой монополии - производство всех товаров в обществе одним производителем. По характеру ценовой политики можно выделить простую и дискриминационную монополию: в простой монополии монополист устанавливает только одну цену; дискриминационная монополия - монополист устанавливает несколько цен. Возможно, что на рынке есть только один покупатель - такой рынок называется монопсонией. Если на рынке присутствует только один продавец и только один покупатель, эта ситуация называется двусторонней (двусторонней) монополией. В литературе советского периода часто понимают монополию как форму концентрации капитала независимо от структуры рынка.

С этой точки зрения выделяются следующие типы монополий:

  • Картель - это соглашение о квоте (количестве) продукции и разделении рынков сбыта.
  • Syndicate - это объединение с целью организации совместных продаж продуктов.
  • Траст - это монополия, в которой объединяются собственность и производство, а также продажа продуктов фирм-членов.
  • Концерн является монополией с единым финансовым центром, состоящим из фирм-членов из разных отраслей, но с единой технологией.
  • Конгломерат - это объединение, основанное на проникновении крупных корпораций в отрасли, не имеющие производственно-технологической связи со сферой деятельности материнской компании.

Конкурентоспособность в различных областях

Конкурентоспособность товара

Сочетание качественных и стоимостных характеристик товара, отвечающего конкретным потребностям покупателя, является конкурентоспособностью товара. Конкурентоспособным является продукт, комплекс потребительских и стоимостных характеристик которого определяет его успех на рынке, то есть способность данного продукта обмениваться на деньги в контексте широкого предложения обменивать другие конкурирующие аналоговые продукты. Конкурентоспособный продукт (КТ) - это синтетический показатель, отражающий результаты многих компонентов: эффективность конструкторских бюро; производственная деятельность предприятий; работа внешнеэкономических организаций по продаже экспортных товаров на зарубежных рынках.

Жизненный цикл продукта - это период жизни продукта на рынке с момента его появления до замены более совершенным продуктом, то есть до его полного устаревания.

В своей жизни продукт проходит несколько этапов, как правило, плавно переходя один в другой. Во-первых, это этап внедрения, когда продукт является новинкой на рынке, и для того, чтобы убедить потребителя в его коммерческих достоинствах, требуется определенное количество времени и значительные денежные затраты (особенно на рекламу). Во-вторых, этап роста, когда признание товара на рынке сопровождается быстрым ростом спроса на него. В-третьих, этап зрелости, когда объем продаж продукта, достигнув своего максимального значения, начинает постепенно снижаться. И, наконец, в-четвертых, этап старения, когда спрос на товар на рынке неуклонно падает.

Учет жизненного цикла продукта позволяет оценить конкурентоспособность продукта в динамике, что особенно важно при разработке аналоговых продуктов и принципиально новых продуктов.

Для достижения стабильности продаж целесообразно начинать разработку нового продукта еще до того момента, когда предыдущий продукт вступает в стадию зрелости. Необходимо поддерживать продажи на достаточно стабильном уровне. Для этого следует обеспечить внедрение и рост модифицированного или другого продукта, разработанного до старения исходного продукта. В противном случае время будет потеряно, а потенциал для конкурентоспособности будет уменьшен.

Критерием конкурентоспособности является качественная и количественная характеристика товара. Групповые и обобщенные критерии являются разновидностями комплексного критерия.

Групповой критерий конкурентоспособности - это сложный критерий, который относится к группе характеристик, определяющих конкурентоспособность продукта с той или иной стороны.

Групповой критерий может включать в себя:

  • уровень качества
  • изображение
  • уровень новизны
  • цена потребления
  • Информативность товара

Некоторые критерии могут действовать как единичные или групповые критерии. Обобщенный критерий конкурентоспособности является вторым комплексным критерием, по которому принимается решение по результатам оценки конкурентоспособности продукции. Примерами являются конкурентоспособность продукта и рейтинг продукта.

Конкурентоспособность фирмы

Основными типами драйверов конкуренции фирмы являются:

  • Динамика масштаба долгосрочного спроса.

Увеличение или уменьшение долгосрочного спроса является важным фактором при принятии инвестиционных решений для увеличения производственного потенциала существующих фирм. Рост долгосрочного спроса часто привлекает новые фирмы на рынок, в то время как падение спроса, наоборот, является оттоком фирм.

  • Динамика структуры спроса.

Эти изменения представляют собой причину изменения требований потребителей к услуге, создания других каналов распространения, изменения ассортимента товаров, изменения маркетинговой тактики.

  • Обновление продукта

Обновление продукта может расширить рынок, стимулировать рост спроса. Когда рынок характеризуется быстрым распространением нового продукта, обновление отраслевого продукта является ключевой движущей силой, влияющей на методы производства, эффективные масштабы производства, маркетинговые затраты, каналы сбыта.

  • Технологические инновации.

Частые технологические инновации в методах производства могут значительно изменить удельные издержки производства, размер инвестиций и увеличить значение эффекта жизненного цикла продукта. Вышесказанное может привести к значительным изменениям требований к размеру и количеству фирм, успешно работающих на рынке.

  • Маркетинговые инновации.

Время от времени фирмы предлагают свою продукцию на рынке, используя новые способы и средства, пытаясь повысить интерес потребителей, повысить спрос и снизить затраты на единицу продукции. Таким образом, они приводят в движение новые силы, которые меняют условия конкуренции и позиции конкурирующих фирм.

  • Динамика лидерства.

Означает вход или выход из конкуренции крупных фирм. То есть новый виток конкуренции: перераспределение ролей и выбор новых ключевых игроков, изменение структуры рынка.

  • Распространение достижений.

Если новая технология становится известной конкурентам, поставщикам, дистрибьюторам, потребителям, преимущества владельца ноу-хау легче попадают в отрасль, снижают барьеры для новых и способствуют вертикальной интеграции в отрасль для поставщиков и потребителей.

  • Динамика эффективности.

Когда в отрасли появляются новые эффективные масштабы производства, которые снижают себестоимость единицы продукции, крупные фирмы могут заставить другие фирмы применять стратегии «стимулирования роста».

  • Торговые предпочтения.

Зачастую все большее число покупателей решают, что недорогие товары для массового рынка соответствуют их вкусам и предпочтениям так же, как и более дорогие товары, которые предоставляют выбор.

  • Государственное регулирование рынка.

Действия государства через его институты, включая регулирование экономических отношений, а также изменения в государственной политике, могут повлиять на рынок и конкурентные условия.

  • Рост решимости.

Значит снижается неопределенность и риск. Новые отрасли характеризуются высокой степенью неопределенности в информации о потенциале рынка (например, об объеме, ассортименте и характере продукции, ценовой политике, круге покупателей, потенциальных конкурентах и ​​т. д.).

Когда фирма прошла первые этапы входа в отрасль (рынок), неопределенности исчезают, и компании отказываются от простых стратегий, начиная модифицировать конкурентные стратегии.

Конкурентоспособность промышленности и страны

Конкурентоспособность конкретной страны зависит от способности ее отрасли к инновациям и модернизации. В результате давления и требований рынка компании наращивают свои преимущества перед сильнейшими конкурентами на мировом рынке. Им выгодно присутствие на рынке сильных отечественных конкурентов и требовательных местных потребителей.

В нынешней экономической ситуации, когда конкуренция в мировом масштабе возрастает, роль государств становится все более важной. Поскольку основа конкуренции все больше и больше смещается в сторону создания и освоения знаний, роль государства возрастает. Конкурентное преимущество создается и поддерживается с помощью высоко локализованных процессов. Различия в национальных ценностях, в культуре, в структуре экономики, в существующих организациях и в историческом развитии - все это способствует достижению успешной конкурентоспособности. Существуют очень сильные различия в структуре конкурентоспособности для каждой страны, поскольку ни одно государство не может быть конкурентоспособным во всех или, по крайней мере, в большинстве отраслей.

Наиболее важными определяющими факторами конкурентоспособности являются:

  • уровень экономического развития
  • уровень интереса
  • ставка
  • стоимость рабочей силы

Как конкретные компании, базирующиеся в конкретных странах, могут быть значительно модернизированы?

Почему они неустанно идут по пути совершенствования, ища более сложные источники конкурентного преимущества? Что позволяет им преодолевать серьезные барьеры на пути изменений и инноваций? Ответ заключается в четырех атрибутах страны, которые индивидуально и коллективно образуют основу конкурентных преимуществ страны, пространство, которое каждое государство создает и поддерживает для своих отраслей.

Условие для факторов. Положение страны в отношении факторов производства, таких как наличие квалифицированной рабочей силы или инфраструктуры, необходимых для конкуренции в данной отрасли.

Состояние спроса. Характер внутреннего спроса на отраслевой товар или услугу.

Связанные и вспомогательные отрасли. Наличие или отсутствие в стране отраслей - поставщиков или других смежных отраслей, конкурентоспособных на международном уровне.

Устойчивая стратегия, структура и соперничество. Условия для создания, организации и управления компаниями, существующие в стране, а также характер внутренней конкуренции. Эти факторы определяют возникновение национальной среды, в которой компании рождаются и обучаются для конкуренции.

Эти условия иллюстрируют основные составляющие для достижения успеха в международной конкуренции: наличие ресурсов и квалифицированной рабочей силы имеет важное значение для обеспечения конкурентного преимущества в отрасли; информация, которая создает возможности, которые компании воспринимают, и направления, в которых они используют свои ресурсы и навыки своих сотрудников; цели владельцев, менеджеров и отдельных работников компании; и, что особенно важно, давление, которое компания испытывает, чтобы инвестировать и вводить новшества.

Когда внутренняя среда обеспечивает лучший поток информации и понимание потребностей для конкретного продукта и производственного процесса, компании получают конкурентное преимущество. Наконец, если внутренняя среда заставляет компании постоянно вводить новшества и инвестировать, компании не только получают конкурентное преимущество, но и со временем используют существующие преимущества.

Наличие конкурентоспособности в отрасли является результатом слияния компаний, которые наиболее успешны в практике управления и организационных моделях конкретной фирмы, которая наиболее предпочтительна в данной стране, и источниках конкурентного преимущества для этой отрасли.

Разные страны также сильно различаются с точки зрения целей, к которым стремятся компании и частные лица. Цели компании отражают особенности национального рынка капитала и практику вознаграждения менеджеров. Например, в Германии и Швейцарии, где банки составляют значительную долю национальных акционеров, большинство акций приобретаются на долгосрочной основе и редко перепродаются. Компании хорошо работают в зрелых отраслях, в которых текущие инвестиции в исследования, разработки и новые мощности значительны, но доход может быть лишь умеренным.

Для получения конкурентных преимуществ также важна личная мотивация к работе и повышению профессиональных навыков. Выдающийся талант - очень ценный ресурс для любой нации. Успех страны во многом зависит от типов образования, которые выбирают ее талантливые люди, где они хотят работать, а также от их приверженности и усилий. Цели государственных структур и ценности, которые предлагаются отдельным лицам и компаниям, а также престиж, который правительство окружает определенными отраслями, приводят в движение капитал и человеческие ресурсы, которые, в свою очередь, напрямую влияют на конкурентоспособность конкретных отраслей. Достижение успеха на международном уровне может сделать отрасль более престижной, тем самым увеличивая ее преимущества.

Наличие сильных местных конкурентов является последним и очень мощным стимулом для создания и поддержания конкурентного преимущества. Роль жесткой конкуренции нигде не проявляется так явно, как в Японии, где 112 компаний конкурируют в области станкостроения, 34 - в полупроводниковой промышленности, 25 - в оборудовании и звукозаписи, 15 - в операторской индустрии; количество компаний, работающих в отраслях, в которых Япония получила преимущество на международном рынке, обычно выражается двузначными числами. Конкуренция на внутреннем рынке оказывается наиболее важной из-за мощного стимула, который она оказывает на другие элементы.

С общепринятой точки зрения внутренняя конкуренция что-то совершенно избыточное: это приводит к дублированию усилий и мешает компаниям достигать крупномасштабного производства.

В конечном счете, конкретные страны достигают успеха в определенных отраслях благодаря тому, что их внутренние условия являются, где это уместно, наиболее благоприятными, динамичными и перспективными.

Этапы развития конкурентоспособности национальной экономики

В соответствии с теоретическими подходами, сформулированными М. Портером в его работе «Международная конкуренция», существует два специальных этапа конкурентоспособности национальной экономики, соответствующих четырем основным движущим силам или стимулам, определяющим ее развитие в определенные периоды. время.

Факторная конкуренция

На этом этапе практически все национальные отрасли успешно работают на мировом рынке, достигают своих конкурентных преимуществ почти исключительно благодаря основным факторам производства: природным ресурсам, подходящим условиям для выращивания сельскохозяйственных культур, дешевой полуквалифицированной рабочей силе. В такой экономике конкуренция между фирмами внутри страны основана исключительно на более низких ценах на продукцию в отраслях, где требуются несложные и доступные технологии. В экономике, основанной на факторах производства, круг отраслей, ориентированных на внутренний рынок, расширяется за счет создания внутренних заменителей импортных товаров.

Однако уровень конкурентоспособности отечественных отраслей, производящих товары-заменители, недостаточно высок для выхода на мировой рынок.

Содействие инвестиционной конкуренции

На данном этапе конкурентное преимущество экономики основывается на готовности и способности национальных фирм инвестировать. Фирмы инвестируют в современное, эффективное оборудование и лучшие технологии, доступные на мировом рынке. Рост инвестиций приводит к созданию новых передовых факторов (новые высокотехнологичные технологии, материалы с заданными свойствами и т. д.) и развитию современной инфраструктуры. Существенными условиями для достижения этой стадии являются то, что отечественные фирмы легко предпринимают действия, связанные с риском, и что увеличение числа аутсайдеров вызывает усиление внутренней конкуренции во многих отраслях. Повышение конкурентоспособности на основе инвестиций возможно только в отраслях определенного класса, которые обычно характеризуются: высокой капиталоемкостью, значительной экономией от масштаба производства, стандартизированной продукцией.

Государство на данном этапе играет ведущую роль в направлении инвестиций на создание и повышение факторов, хотя активность фирм в этой области также должна возрасти.

Конкурентоспособность России в мировой экономике

Кардинальное решение проблемы конкурентоспособности неразрывно связано с судьбой российской экономики, невероятными достижениями на пути к рыночной экономике и более глубокой интеграцией в мировую экономику. Несмотря на все усилия правительства Российской Федерации, предпринятые в последние годы по реформированию экономики, механизмы здоровой конкуренции все еще не работают в полной мере. Монополия все еще стоит на их пути - старая болезнь нашего народного хозяйства. Чтобы экономические реформы увенчались успехом, они должны иметь четкую антимонопольную направленность.

По сравнению с промышленно развитыми странами промышленное производство в России более материально, трудоемко и энергоемко. В такой ситуации сложно рассчитывать на конкурентоспособность цен промышленной продукции на внешнем рынке.

Конкурентоспособность товаров на мировом рынке определяется, прежде всего, уровнем производительности труда. В России в середине 90-х годов она была в среднем в 4 раза ниже, чем в промышленно развитых странах.

В сельском хозяйстве в начале 90-х годов по добавленной стоимости на одного работающего - 1 476 долл. США Россия занимала 37-е место в мире.

Удельные затраты на заработную плату в России также значительны. Это не связано с уровнем заработной платы - он значительно ниже, чем в промышленно развитых странах (в 2008 году при расчете по обменному курсу почасовая заработная плата в обрабатывающей промышленности в России была в 8 раз ниже, чем в Соединенных Штатах), но неэффективное использование труда.

Спад промышленности в России сопровождается снижением индекса интенсивности производства. С 1990 г. по настоящее время среднесуточный объем промышленного производства на российских предприятиях снизился в среднем на 60%. В то же время наибольшее снижение было отмечено в легкой промышленности - 90%, машиностроении - 75, промышленности строительных материалов - 73, лесном хозяйстве, деревообработке и целлюлозно-бумажной промышленности - 63, пищевой промышленности - 62, химической и нефтехимической промышленности - 59, черной металлургии. - 53, переработка нефти - 46, уголь - 44%. В меньшей степени индекс интенсивности производства снизился в секторах топливно-энергетического комплекса (кроме угля) и других экспортно-ориентированных отраслях.

В настоящее время неценовые факторы выходят на первый план в глобальной конкурентоспособности, из которых первостепенное значение имеет качество товаров и их новизна (в которой, в частности, находит отражение интенсивность наукоемкости продукции). Однако по качеству большинство российских товаров промышленного назначения уступает товарам западных, новых индустриальных и некоторых развивающихся стран. Нечувствительность российской экономики к инновациям стала одной из причин возникновения технологического и экономического застоя. В последние годы в России наблюдается устойчивая тенденция к сокращению реальных ассигнований на науку (за последнее десятилетие они сократились в 5 раз). Если общие расходы на науку в Советском Союзе составляли 4% ВВП (что было самым высоким показателем в мире), то в период экономических преобразований в России доля ассигнований на науку и исследования в ВВП сократилась с 0,96%. в 1991 г. до 0,2% в 1997 г.

Среди российских компаний реальную международную конкурентоспособность имеют только те, которые заняты в экспортно-ориентированном сырьевом секторе, производстве военной техники и вооружения, производстве современного уникального оборудования и разработке новых товаров и материалов. Однако их позиции на мировом рынке не так сильны, как у ведущих ТНК. В России процесс формирования крупных национальных компаний в форме финансово-промышленных групп (ФПГ), хотя и на ранней стадии, идет очень динамично.

Российские ФПГ созданы с целью более эффективного воспроизводства финансового, промышленного и коммерческого капитала, его накопления, концентрации и инвестирования в приоритетные отрасли отечественной экономики. Они призваны способствовать повышению конкурентоспособности основных отраслей промышленности, восстановлению экономических связей и развитию экспортного потенциала страны.

Важнейшим фактором корпоративной конкурентоспособности является уровень управления. Поэтому по показателю Россия значительно отстает от многих стран мира. В частности, исследования, проведенные экспертами Всемирного экономического форума, показали, что из 53 стран, опрошенных по качеству стран, Россия заняла 51-е место по качеству управления, по финансовому менеджменту - 50-е, по маркетинговому менеджменту - 52-е. за подготовку специалистов в области менеджмента - 50 место.

Девальвация рубля автоматически повысила конкурентоспособность российских экспортеров, сократив издержки производства в долларовом выражении почти вдвое. Из-за роста цен на топливо и сырье российские экспортеры получили огромные выгоды. У российской промышленности есть реальный шанс повысить свою конкурентоспособность на мировом рынке в ближайшие годы. Пока ни одна российская компания официально не включена в списки мировых транснациональных корпораций.

Однако с точки зрения таких показателей, как объем продаж и численность работников, около двух десятков компаний можно условно (поскольку, как правило, они не ведут производственную деятельность за рубежом), классифицировать как транснациональные.

Это могут быть крупнейшие компании топливно-энергетического комплекса - РАО "ЕЭС России", РАО "Газпром", Славнефть, Роснефть, Сургутнефть и др. И все же, несмотря на масштабы операций на внутреннем рынке, эти компании значительно уступают транснациональным западным. корпорации с точки зрения конкурентоспособности.

Среди промышленных компаний часто выделяются производители черных и цветных металлов - РАО Норильский никель. Новолипецкий металлургический комбинат. Магнитогорский металлургический комбинат. Нижнетагильский металлургический

комбайн. Однако, хотя их продукция достаточно конкурентоспособна на мировом рынке, сами эти предприятия уступают западным конкурентам. В сфере высоких технологий наиболее конкурентоспособные российские компании занимаются аэрокосмическим бизнесом и конверсионными отраслями. Это включает РКК "Энергия", Государственный научно-производственный центр им. М.В. Хруничева, НПО Алмаз, Вымпел, Комета и Рубин, КБ Арсенал, ОАО "Звезда и Светлана", холдинговая компания "Ленинец", корпорация "Энергомаш" и др.

В российской экономике наиболее конкурентоспособными на мировом рынке являются экспортно-ориентированные отрасли и отрасли, основанные на относительно передовых технологиях и высокопрофессиональных кадрах. Это подтверждается исследованиями, проведенными Российским центром промышленной реструктуризации по одному из проектов TACIS. Была проведена оценка конкурентоспособности ряда отраслей на внутреннем (региональном) и мировом рынках.

В частности, основные отрасли российской экономики были разделены на четыре категории по степени конкурентоспособности на мировом рынке:

  • очень сильная конкурентная позиция - черная металлургия;
  • сильная конкурентная позиция - цветная металлургия, электроэнергетика, нефтехимия, лесное хозяйство, оборона, связь и телекоммуникации;
  • посредственная конкурентная позиция - химическая, автомобильная, судостроительная (гражданская), машиностроение, приборостроение;
  • слабая конкурентная позиция - авиация (гражданская), электронная, текстильная.

Устаревание и физический износ основных фондов негативно влияют на уровень конкурентоспособности российской промышленности. В машиностроении technological всего технологического оборудования старше 20 лет. Износ производственных активов в промышленности приблизился к 60%, то есть к порогу, за которым начинается физический вывод производственного потенциала, существует угроза полного уничтожения производительных сил страны.

Мировой опыт показывает, что развитие рыночных отношений само по себе не является достаточным условием быстрого научно-технического развития. Более того, спад промышленного производства, распад кредитной, финансово-денежной сферы, высокая инфляция, кризис неплатежей породили в России беспрецедентное падение инвестиционной активности и, соответственно, снижение стимулов для инноваций в большинстве отраслей.

Возрождение экономической мощи России невозможно без интеграции в мировую экономику, но этот процесс не должен ограничиваться секторами топливно-энергетического комплекса, первичной переработкой минерального и сельскохозяйственного сырья. Одним из главных приоритетов государственной экономической политики России должно стать сохранение и развитие научно-технического потенциала. Основой этого процесса является все еще выживший высокий интеллектуальный потенциал русского народа.

В России разработана концепция построения интегрированной международной системы мониторинга окружающей среды с использованием космических аппаратов, работающих на разных орбитах, а также воздушных, сухопутных и морских платформ, оснащенных измерительным оборудованием, с широкой сетью пунктов приема и обработки данных, предоставляющих информацию об объектах окружающей среды. в интересах отдельных стран и всего человечества.

В области транспорта разработка транспортных средств с магнитной подвеской, основанная на использовании принципов экранопланов и амфибий, может быть классифицирована как конкурентоспособная; с горизонтальным и вертикальным взлетом; с высокой и сверхвысокой экологичностью; с комбинированными электрическими, солнечными, ветряными и инерционными двигателями; пневматические переходы, планеры, воздушные шары.

По мнению независимых экспертов, стоимость интеллектуальной собственности, не востребованной российской промышленностью, превышает 400 миллиардов долларов.

Необходимо стимулировать развитие высокотехнологичных отраслей на основе отечественных научно-технических разработок, которые смогут обеспечить конкурентные преимущества российским компаниям в краткосрочной и долгосрочной перспективе. Приоритетное развитие этих отраслей поможет России занять достойное место в международном разделении труда и значительно повысить ее конкурентоспособность в мировой экономике.

Невозможно добиться повышения конкурентоспособности без коренного изменения всей системы управления экономикой на уровне отдельного предприятия, отрасли, региона и всей национальной экономики. Для этого требуется политическая воля к возрождению государства и последовательному проведению социально-экономических реформ, которые в конечном итоге приведут к формированию современной высокоэффективной социально ориентированной рыночной экономики, обеспечит всесторонний рост духовного и материального благосостояния россиян.

Вывод:

А. Смит интерпретировал конкуренцию как поведенческую категорию, когда отдельные покупатели и продавцы конкурируют на рынке за более выгодные продажи и покупки соответственно. Конкуренция наиболее развита в условиях капиталистического способа производства. Цель соревнования - бороться за максимально возможную прибыль. Таким образом, движущей силой соревнования для каждого из участников является личный мотив, заинтересованность в достижении положительного результата для себя. Противодействие соперникам не должно и не может быть самоцелью соревнования.

Приведенный выше анализ показывает, что экономический спад в России является следствием низкой конкурентоспособности российской промышленности. В свою очередь, причинами низкой конкурентоспособности промышленных предприятий в России являются не столько технологические проблемы или нехватка источников финансирования, а скорее низкая эффективность управления предприятиями, а также негативное влияние на отечественных производителей действующего налогового законодательства и таможенное регулирование и низкая эффективность мер государственной поддержки отечественных производителей.

Разработанная государственная политика промышленного развития, направленная на повышение конкурентоспособности промышленных предприятий, должна обеспечить решение двух основных задач: реформирование предприятий с целью повышения качества и разработка мер государственного регулирования, стимулирующих развитие отечественных производителей.