Конкуренция: сущность, функции, виды, последствия

Предмет: Экономика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 12.11.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по экономике:

 

Много готовых курсовых работ по экономике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Информационная экономика. Становление нового типа экономического роста
Конкуренция, её роль в рыночной экономике
Недобросовестная конкуренция
Занятость населения в России и проблемы её регулирования в рыночном хозяйстве


Введение:

Термин конкуренция происходит от латинского concurrentia и означает соперничество, конкуренцию, соперничество.

Конкуренция, являясь главным элементом механизма рыночной системы, является в то же время определенной средой, в которую эта система погружена и вне которой она не может функционировать. Именно конкуренция обеспечивает единство действия всех элементов рыночного механизма, объединяя все конкурирующие между собой хозяйствующие субъекты в единое целое, навязывая им одну и ту же игру или обязывая их играть по одним и тем же общим для всех правилам.

Наиболее важным в определении конкуренции является тот факт, что без конкуренции не существует рыночной системы. Без конкуренции рынок не может выполнять свои инновационные функции, он не может раскрыть творческие начала участников рынка, их инициативу и поиск, он не осознает всего того, что делает рынок движущей силой человеческого прогресса.

Конкуренция является необходимым и достаточным условием (или средой), обеспечивающим количественное и качественное воспроизводство рыночной системы, ее саморегулирующиеся и самокорректирующиеся принципы. Конкуренция в рыночной экономике - это, конечно, прежде всего конкуренция, соревнование, сопоставление экономических условий и результатов деятельности хозяйствующих субъектов, почти обязательная форма реализации объективно действующих законов рыночной экономики.

Подводя итог сказанному, а сказанное вообще является похвалой конкуренции, мы не должны забывать о ее отрицательных сторонах. И самое главное, мы должны понимать, что конкуренция есть и будет формой взаимной конкуренции, противостояния, борьбы, где всегда есть победители и проигравшие.

Конкуренция является одним из важнейших условий существования рынка с момента его возникновения, но она становится особенно важной с появлением и формированием национальных рынков. Когда товарное производство уже охватывает всю экономику. И товарно-денежные отношения становятся всеобщими. Конкуренция становится фундаментальной чертой капитализма совершенно органическим образом. Она фундаментальна потому, что в ней сконцентрированы основные черты капиталистической идеологии, частная собственность, свобода предпринимательства и выбора, личные интересы.

Актуальность данной работы заключается в рассмотрении различных видов конкуренции как свободы выбора, что означает, что производитель (собственник) выбирает на свой страх и риск сферу деятельности, исходя из собственного понимания и расчета, где и когда, что и в каком объеме производить. Свобода конкуренции реализуется в стремлении получить максимальный доход и удовлетворить свой личный интерес. Таким образом, свобода предпринимательства и личные интересы являются той самой основой, на которой разворачивается конкуренция как экономическая конкуренция.

Целью данной работы является анализ видов конкуренции, их различий и общих черт, а также анализ конкуренции в Российской Федерации.

Теоретические основы конкуренции

Конкуренция - это борьба независимых хозяйствующих субъектов за ограниченные экономические ресурсы. Это экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между компаниями, которые находятся на рынке, чтобы обеспечить лучшие возможности сбыта своей продукции, удовлетворяя разнообразные потребности клиентов. 

Человек всегда стремится продать подороже, а купить подешевле, чтобы получить прибыль для себя. Но этот человек не одинок. Вот почему нам приходится постоянно сталкиваться с конкуренцией. Строгий смысл понятия конкуренция, очевидно, заключается в том, что один человек конкурирует с другим, особенно при продаже или покупке чего-либо. Маршалл, написавший эти строки, под личностью, кажется, понимал субъект рынка. В литературе по этому вопросу существует три подхода к определению конкуренции. Первый определяет конкуренцию как конкуренцию на рынке. Такой подход характерен для русской литературы. Во втором подходе конкуренция рассматривается как элемент рыночного механизма, позволяющий сбалансировать спрос и предложение. Такой подход характерен для классической экономической теории. Третий подход определяет конкуренцию как критерий, по которому определяется тип отраслевого рынка. Этот подход основан на современной теории морфологии рынка. Первый подход основан на повседневном понимании конкуренции как соревнования за достижение наилучших результатов в любой области. Конкуренция, хотя и в разных интерпретациях, все же определяется как соперничество хозяйствующих субъектов.

Вот наиболее типичные определения: 

  • Конкурентоспособность хозяйствующих субъектов, предпринимателей, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможности каждого из них влиять на общие условия обращения товаров на данном рынке и стимулировать производство тех товаров, которые требуются потребителю;
  • Конкуренция на рынке при отсутствии монополии;
  • Состязательные, конкурентные отношения между двумя и более хозяйствующими субъектами, которые проявляются в стремлении каждого из них окружить других в достижении общей цели, получить более высокий балл, оттеснить соперника;
  • Это особый вид честной экономической борьбы, в которой при практически равных шансах для каждой из противоборствующих сторон побеждает более квалифицированная, предприимчивая и способная сторона;
  • Конкуренция между участниками рынка за лучшие условия производства, купли-продажи товаров;
  • Конкуренция на рынке между производителями товаров и услуг за долю рынка, максимизацию прибыли или достижение других конкретных целей.

Литература советского периода характеризуется отрицательным отношением к конкуренции вообще. Конкуренция определяется как антагонистическая форма экономической конкуренции между частными производителями. Конкуренция наиболее развита в капиталистическом способе производства. Цель конкуренции, бороться за как можно большую прибыль. В ходе конкуренции происходит массовое разорение мелких и средних производителей, банкротство предприятий.

В позднейшей русской литературе отношение к конкуренции изменилось на диаметрально противоположное. Например, конкуренция является естественной чертой рыночных отношений. В условиях здоровой конкуренции потребители находятся в выигрышном положении, в интересах получения прибыли поставщики, производители и продавцы вынуждены стремиться к лучшему удовлетворению потребностей покупателей. В рамках классической экономической теории конкуренция рассматривается как неотъемлемый элемент рыночного механизма. Смит интерпретировал конкуренцию как поведенческую категорию, в которой отдельные продавцы и покупатели конкурируют на рынке за лучшие продажи и покупки соответственно. Конкуренция - это невидимая рука рынка, координирующая деятельность его участников. Конкуренция выступает как сила, обеспечивающая взаимодействие спроса и предложения, уравновешивающая рыночные цены. В результате конкуренции между покупателями и продавцами устанавливается общая цена на аналогичные товары и определенный тип кривых спроса и предложения.

Конкуренция - это механизм регулирования пропорций общественного производства. Через механизм межотраслевой конкуренции капитал перетекает из отрасли в отрасль. В современной микроэкономической теории конкуренция понимается как свойство рынка. Такое понимание возникло в связи с развитием теории рыночной морфологии. В зависимости от степени совершенства конкуренции на рынке существуют различные типы рынков, каждый из которых характеризуется определенным поведением хозяйствующих субъектов.
Конкуренция здесь означает не конкуренцию, а скорее степень, в которой общие рыночные условия зависят от поведения отдельных участников рынка. Понятие конкуренции настолько неоднозначно, что оно не охватывается никаким универсальным определением. Это одновременно и способ управления, и способ существования капитала, когда один капитал конкурирует с другим капиталом. Конкуренция рассматривается как главный существенный признак, свойство товарного производства и способ его развития. Кроме того, конкуренция выступает как стихийный регулятор общественного производства.

Результатом конкуренции является, с одной стороны, обострение производственных и рыночных отношений, а с другой, повышение эффективности хозяйственной деятельности, ускорение НТП. Конкуренция относится к неконтролируемым факторам, влияющим на деятельность организации, которые не могут контролироваться организацией.


Основные модели рынка

Совершенная конкуренция - это состояние рынка, при котором существует большое (бесконечно большое) число потребителей и большое (бесконечно большое) число производителей аналогичного по свойствам и характеристикам товара, причем каждый из потребителей и производителей занимает относительно небольшую долю на рынке и не определяет условий продажи или потребления товара другими участниками рынка.
Предполагается, что необходимая и доступная информация о ценах, их динамике, продавцах и покупателях имеется не только в этом месте, но и во всем рынке и его окружении.
Рынок совершенной конкуренции предполагает отсутствие власти производителя над рынком и установление цены не самим производителем, а через функцию спроса и предложения.


Характеристики совершенной конкуренции:

  • Бесконечное число равных продавцов и покупателей;
  • Однородность продаваемой продукции;
  • Никаких барьеров для входа или выхода с рынка;
  • Высокая мобильность производственных факторов;
  • Равный и полный доступ всех участников к информации (ценам на продукцию).

Факторы производства - это ресурсы, необходимые для производства товаров и услуг:

  • Труд;
  • Инвестиционные ресурсы, или капитал;
  • Природные ресурсы или земля;
  • Предпринимательский талант или предпринимательские способности;
  • Информация;
  • Технология как специфическая форма информации;
  • Знания или управленческие навыки.

Существует естественная тенденция к снижению нормы прибыли в условиях свободной конкуренции. В ходе мониторинга реального сектора экономики был сделан вывод о том, что такая форма конкуренции на рынке обычно терпит неудачу и требует некоторого внешнего вмешательства в рыночную ситуацию.

Черты совершенной конкуренции не присущи ни одной из отраслей в полной мере, так как они идеальны. Все они могут лишь приблизиться к модели. Примером отрасли, близкой к рынку совершенной конкуренции, является сельское хозяйство.

Несовершенная конкуренция - это такое состояние рынка, когда покупателей много, а продавцов мало и наоборот, и предпринимаются действия, направленные на подавление конкуренции со стороны других участников рынка.

Несовершенный рынок конкуренции - это рынок, где и продавцы, и покупатели могут существенно влиять на цены. На рынке несовершенной конкуренции в определенной степени присутствует рыночная власть одного из субъектов рынка и отсутствует свобода выражения экономических отношений, присущая условиям совершенной конкуренции.

Механизмы несовершенной конкуренции таковы:

  • Демпинговые цены, продажа товара на рынке по цене, которая ниже его себестоимости;
  • Создание барьеров входа на рынок любых товаров;
  • Ценовая дискриминация, продажа одного и того же товара по разным ценам.

Таким образом, возможны следующие потери от несовершенной конкуренции: 

  • Необоснованное повышение цен;
  • Увеличение производственных и погрузочно-разгрузочных расходов; 
  • Замедление научно-технического прогресса; 
  • Снижение конкурентоспособности на мировых рынках;
  • Снижение эффективности экономики.

Природа несовершенной конкуренции заключается в неравном положении на рынке. Такое неравенство может возникнуть, если один или несколько участников рынка являются монополистами, возникшими естественным или искусственным путем.

Таким образом, можно выделить три типа несовершенной конкуренции, монополистическую, монополистическую и олигополистическую.

Монополия - это исключительное право на производство, покупку или продажу чего-либо, принадлежащего одной организации.

Происходит на основе высокой концентрации и централизации капитала и производства. Цель состоит в том, чтобы извлечь сверхвысокую прибыль. Она обеспечивается установлением монопольно высоких или монопольно низких цен. Она подавляет конкурентный потенциал рыночной экономики, ведет к росту цен и дисбалансам.

Модель монополии:

  • Единственный продавец;
  • Только покупатель;
  • Нет близких заменителей;
  • Продиктовано ценой.

Во всех развитых странах мира, а также в России существует антимонопольное законодательство, ограничивающее деятельность монополий и их объединений.
Необходимо различать естественную монополию, то есть структуры, демонополизация которых либо нецелесообразна, либо невозможна, коммунальное хозяйство, метрополитен, энергетика, водоснабжение, и искусственную монополию, возникшую вследствие использования механизмов несовершенной конкуренции.

Очень часто государство выступает в роли монополиста. Это тоже негативное, но в большинстве случаев единственно разумное (например, оборонная сфера) явление.

Существует три типа Монополии: 

  • Закрытая монополия, защищена от конкуренции законодательными или иными ограничениями;
  • Естественная монополия, отрасль, в которой долгосрочные средние издержки достигают минимума только тогда, когда одна фирма обслуживает весь рынок;
  • Открытая монополия, фирма становится единственным поставщиком продукта на некоторое время, без какой-либо особой защиты от конкуренции, как это имеет место в случае закрытой или естественной монополии. Фирмы, впервые вышедшие на рынок с новыми продуктами, часто оказываются в ситуации открытой монополии. Однако их конкуренты могут появиться на рынке чуть позже.

Такая классификация монополии на три категории весьма условна. Некоторые фирмы могут принадлежать сразу к нескольким типам монополий. Можно также выполнить классификацию, основанную на временном горизонте. Например, патентное свидетельство дает фирме закрытую монополию в течение короткого временного интервала, но такая монополия может быть открыта в течение длительного временного интервала. Последнее связано не только с ограниченным сроком действия патента, но и с тем, что конкуренты могут просто изобретать новые продукты.

Фактически закрытые и естественные монополии можно считать формами недобросовестной конкуренции.

Модель монополии предполагает одно дополнительное ограничение, монополист должен продавать свою продукцию по одной и той же цене всем потребителям. В то же время потребители, регулируя свой спрос, могут лишь в определенной степени влиять на цену монополиста.

Монополия в чистом виде, явление редкое. Как и совершенная конкуренция, это скорее экономическая абстракция. Довольно часто телефонная система приводится в качестве примера чистой монополии. Но не следует забывать, что другие виды связи создают скрытую конкуренцию, предлагая качественные заменители телефонной связи. Кроме того, следует отметить, что монополия не может полностью устранить потенциальную конкуренцию со стороны производителей других товаров. Это свидетельствует об относительно небольшой величине совокупных монополий.

Монополистическая конкуренция - это вид промышленного рынка, на котором существует ряд предприятий, реализующих дифференцированную продукцию, то есть уникальную в своей отрасли и обладающую рядом качеств, которые ценят потребители, а также осуществляющих контроль над ценой производимых ими товаров.

Монополистическая конкуренция - это общий тип рынка, наиболее близкий к совершенной конкуренции, поскольку монополии конкурируют. Способность отдельной фирмы контролировать цену здесь незначительна. Это не только распространенная, но и наиболее сложная для изучения форма отраслевых структур. Трудно построить абстрактную модель для такой отрасли. Многое зависит от конкретных деталей, характеризующих продукт и технологию, а также от характера стратегического выбора, доступного фирмам.

Рынки с монополистической конкуренцией имеют следующие отличительные особенности:

  • Большое количество производителей и потребителей в представленном сегменте рынка;
  • Потребители ориентированы на неценовые различия между продукцией конкурентов;
  • Небольшое количество барьеров для входа и выхода с рынка;
  • Малая возможность производителей влиять на цены.

Характеристики рынка монополистической конкуренции практически идентичны рынку совершенной конкуренции, за исключением наличия на рынке разнородных (не идентичных) товаров и большого влияния неценовой конкуренции (основанной на тонких различиях между товарами).

Монополистическая конкуренция аналогична монополистической ситуации, поскольку отдельные предприятия имеют возможность контролировать цену своих товаров. Это также похоже на совершенную конкуренцию, поскольку каждый продукт продается многими фирмами, и существует свободный вход и выход на рынок.

Олигополистическая конкуренция, на рынке доминируют несколько предприятий (но их не так много), которые согласовывают свои стратегические, тактические и (или) оперативные планы взаимодействия с другими участниками (как производителями, так и потребителями товаров) рыночного процесса.

Иными словами, в олигополистической отрасли производителей больше, чем в монополистической, но значительно меньше, чем в условиях совершенной конкуренции. Как правило, участников бывает 3 и более.

Частным случаем олигополии является дуополия-рыночная структура, в которой два продавца, защищенные от появления дополнительных продавцов, являются единственными производителями стандартизированной продукции, не имеющей близких заменителей. Но это довольно редкое явление.

В современных условиях во многих странах с развитым рынком преобладает олигополистический тип конкуренции.

Формы объединения бизнеса в условиях олигополии:

  • Картель, форма предприятия, открытое или негласное соглашение группы с аналогичными по профилю компаниями об объемах продаж, ценах и рынках сбыта;
  • Синдикат - это форма объединения предприятий, производящих однородную продукцию и организующих коллективные продажи через Единую торговую сеть;
  • Траст,форма объединения, при которой участники теряют свою производственную и финансовую независимость;
  • Консорциум, временное объединение предприятий на основе Генерального соглашения для реализации проекта;
  • Конгломерат, объединение разнородных фирм с высокой степенью независимости и децентрализации управления;
  • Холдинг, материнская компания, контролирующая деятельность других компаний, не может заниматься производственной деятельностью;
  • Концерн - это объединение предприятий, связанных общими интересами.

Дополнительные сведения о формах ассоциаций см. В следующем разделе.
В подавляющем большинстве стран мира объединение предприятий контролируется антимонопольным законодательством.

Однако рассмотрение двух видов конкуренции, совершенной и несовершенной, является неполным. В реальных условиях участники конкурентных отношений могут использовать неприемлемые механизмы конкурентной разведки. Поэтому несовершенная конкуренция может превратиться в недобросовестную. 


Современные особенности законодательства о конкуренции 

Объединение предприятий объясняется естественным стремлением к экономическому превосходству, как способу сохранения и приумножения преимуществ. Таким образом, повышается уровень экономической стабильности и конкурентоспособности, появляется определенная степень контроля над рынком. В то же время реализуется главная цель - смягчить отраслевую конкуренцию и не допустить проникновения в отрасль новых конкурентов. Объединение бизнеса происходит в результате различных типов слияний: горизонтальных, вертикальных и конгломератных.

Горизонтальные слияния являются способом концентрации производства путем объединения смежных предприятий и, по сути, ведут лишь к перераспределению производственных мощностей. Их главная цель, снизить уровень конкуренции и извлечь выгоду из экономии масштаба.

Вертикальные слияния направлены на объединение звеньев технологической цепочки от добычи сырья до реализации готовой продукции под единым контролем, что обеспечивает надежный доступ к источникам ресурсов, каналам поставок и сбыта. Чем менее стабильны эти условия, тем сильнее стремление предприятий к вертикальной интеграции. Способствуя созданию закрытых промышленных комплексов, вертикальные слияния способствуют монопольным проявлениям и поэтому требуют особого внимания со стороны государства.
Конгломератные слияния - это объединения предприятий различных отраслей, совершенно не связанных между собой технологически. По сути, это способ диверсификации производства, целью которого является смягчение последствий рыночных колебаний и облегчение проникновения на новые рынки. Слияния могут происходить либо на основе добровольного объединения бизнеса, либо путем поглощения одного бизнеса другим. В результате в зависимости от особенностей структурной организации, управления и контроля формируются различные формы объединений.

Трест - это форма объединения предприятий в одной или нескольких отраслях промышленности, при которой предприятия, входящие в объединение, теряют свою экономическую и производственную самостоятельность, а управление ими осуществляется централизованно.

Концерн представляет собой многоотраслевой комплекс предприятий, в котором структурные подразделения сохраняют свою производственно-хозяйственную самостоятельность, но подчинены единому управлению посредством финансового контроля через систему участия.
Конгломерат - это многоотраслевая, многодисциплинарная структура, основанная на объединении оперативно автономных предприятий, несущих экономическую ответственность за результаты своей деятельности. Кроме того, существует ряд временных ассоциаций, которые создаются для решения определенных задач.

Консорциум - это форма временного объединения бизнеса, которая создается для осуществления совместной деятельности с целью решения конкретной задачи. Компании, входящие в консорциум, остаются полностью независимыми, подчиняясь общему управлению только в части деятельности, связанной с целями консорциума.

Хозяйственное объединение - это объединение юридических лиц, созданное на добровольной основе на территориальной, отраслевой или иной основе с целью координации хозяйственной деятельности или защиты их интересов и прав в различных органах.

Высокая степень концентрации производства и обусловленное этим экономическое господство приводят к сложной конкуренции и возникновению монополистических проявлений в виде ценовой диктатуры. Вероятность сговора между несколькими производителями возрастает. Это требует установления особого контроля за деятельностью предпринимательских объединений. В советской экономике хозяйственные объединения существовали в форме промышленных и научно-производственных объединений. Поскольку их формирование базировалось не на общих экономических и финансовых интересах участников, а на потребностях централизованного управления экономикой, они требуют серьезных преобразований с переходом к рыночной экономике. Однако, учитывая их характерные кооперативные связи, было бы ошибкой ликвидировать их под знаменем борьбы с монополией. При выборе путей реформирования этих объединений, прежде всего, следует учитывать такие критерии, как изменение трансакционных издержек и влияние на уровень конкуренции.


Методы ведения конкурентной борьбы

Конкуренция, как отмечалось выше, означает борьбу между товаропроизводителями за наиболее благоприятные условия производства и реализации продукции. Конкуренция играет роль регулирования темпов и объемов производства, одновременно побуждая производителя внедрять научно-технические достижения, повышать производительность труда, совершенствовать технологию, организацию труда и т.д. Конкуренция является определяющим фактором в упорядочении цен, стимулировании инновационных процессов (внедрение инноваций в производство, новых идей, изобретений). Она способствует вытеснению неэффективных предприятий из производства, рациональному использованию ресурсов, препятствует диктатуре производителей (монополистов) по отношению к потребителю. Конкуренцию можно разделить на честную конкуренцию и недобросовестную конкуренцию.


Конкуренция и стратегия: Основные понятия

Наиболее влиятельные конкурентные силы (или силы) определяют прибыльность отрасли и, следовательно, имеют решающее значение для разработки стратегии. Например, даже компания, занимающая лидирующие позиции в отрасли, не защищенной от вторжения новых конкурентов, столкнется с уменьшением выручки, если будут внедрены более качественные или менее дорогие продукты, заменители. В этой ситуации борьба с продуктами-заменителями становится вопросом номер один в стратегии компании. Различные силы формируют конкуренцию в каждой отрасли.

Каждая отрасль имеет свою уникальную структуру, или совокупность фундаментальных экономических и технических характеристик, которые служат источником влияния сил, формирующих конкуренцию. При определении наилучшего позиционирования, позволяющего компании адаптироваться к отраслевой среде, разработчик Стратегии должен понимать факторы, формирующие эту отраслевую среду. Такой подход к конкуренции в равной степени применим и к отраслям, связанным с продажей товаров и услуг.

Стратегические меры. Выбор компаний-поставщиков для покупки или групп покупателей для продажи является одним из определяющих стратегических решений. Компания может улучшить свое стратегическое положение, найдя поставщиков или покупателей, обладающих наименьшей властью и наименьшим негативным воздействием.

Более типичной является ситуация поиска покупателя , то есть выбора покупателя. Редко группы клиентов, с которыми имеет дело компания, оказывают на нее одинаковое влияние. Даже когда компания продает для одной отрасли, в ней обычно есть сегменты, которые обладают меньшей мощностью (и, следовательно, менее чувствительны к цене), чем другие. Например, рынок замещения для большинства продуктов менее чувствителен к цене, чем общий рынок.

Как правило, компания может продать продукт влиятельному покупателю и при этом получить прибыль выше средней, если она имеет очень низкую стоимость в отрасли или если ее продукция обладает некоторыми необычными, если не уникальными, потребительскими свойствами. Поставляя продукцию крупным заказчикам, компания получает высокие доходы, поскольку ее низкая производственная позиция позволяет компании устанавливать цены, сопоставимые или даже более низкие, чем у ее основных конкурентов.

Компания, которая не может занять позицию, основанную на низких затратах или уникальности продукта, и вынуждена продавать свою продукцию кому придется, не имеет будущего, потому что по мере роста продаж она становится более уязвимой. Возможно, ей придется найти в себе мужество свернуть свой бизнес и продавать свою продукцию только наименее влиятельным потребителям.

Выбор правильного покупателя может стать фактором успеха для компаний. Они сосредоточат свою деятельность в таких сегментах отрасли, где смогут дифференцировать свою продукцию, минимизировать угрозу обратной интеграции и другими способами противостоять влиянию потребителей. Конечно, не все отрасли способны обеспечить себе такие роскошные условия для выбора хороших покупателей.

Поскольку факторы, влияющие на власть поставщиков или покупателей, меняются со временем или в результате стратегических решений компании, естественно, власть этих групп также может либо увеличиваться, либо уменьшаться. Например, усиление давления и рост потерь в обрабатывающей промышленности обусловлены усилением концентрации и передачей контроля крупным розничным сетям. Отрасль не в состоянии достаточно дифференцировать свою продукцию или создать систему коммутационных издержек для своих потребителей, чтобы противодействовать этим тенденциям.


Роль информации в достижении конкурентных преимуществ

Информационная революция охватила всю нашу экономику, и ни одна компания не может избежать ее влияния. Впечатляющее снижение затрат на получение, обработку и передачу информации меняет способ ведения бизнеса.

Информационная революция оказывает существенное влияние на конкуренцию тремя способами:

  • Изменяет структуру отрасли и тем самым устанавливает новые правила конкуренции;
  • Создает конкурентное преимущество, предоставляя компаниям новые возможности превзойти своих конкурентов в производительности;
  • ССоздает совершенно новые виды бизнеса, часто основанные на существующих процессах и операциях в компании.

Оценка информативности. Основной задачей компании является оценка существующей и потенциальной интенсивности информации, связанной с продуктами, их производственными процессами и подразделениями организации. Чтобы помочь менеджерам справиться с этой задачей, мы определили несколько критериев оценки потенциальной важности информационных технологий. Вероятность того, что информация будет играть стратегическую роль в отрасли, достаточно высока, если она может быть охарактеризована одним или несколькими из этих свойств.
 

Потенциально высокое использование информации в цепочке создания стоимости: 

  • Большое количество поставщиков и покупателей, с которыми компания имеет дело напрямую;
  • Производство требует большого объема информации при реализации;
  • Производственная линия продукции, которая отличается во многих отношениях;
  • Выпускаемый товар состоит из многих частей, большое количество операций в производственном процессе;
  • Длительный временной цикл от получения заказа до поставки готовой продукции.

Потенциально высокое использование информации, необходимой для производства самого продукта:

  • Продукты, назначение которых заключается главным образом в предоставлении информации;
  • Продукты, производство которых предполагает реальную обработку информации;
  • Продукты, требующие особенно высоких затрат в связи с обучением покупателя; 
  • Продукты, имеющие многократное применение или реализуемые покупателю с высокой интенсивностью использования информации в его собственном бизнесе.

Эти показатели помогут вам определить приоритетные бизнес, единицы для инвестиций в информационные технологии. При выборе приоритетных направлений деятельности необходимо учитывать широту применения информационных технологий, которые требуют гораздо большего, чем просто обычная компьютеризация.

Определение роли информационных технологий в структуре отрасли. Менеджеры должны заранее сделать прогноз о влиянии информационных технологий на структуру своей отрасли. Они должны проанализировать влияние информационных технологий на все пять конкурентных сил, о которых мы говорили в начале этой главы. Существует возможность не только изменения каждой из этих сил, но и изменения границ самой отрасли. Поэтому, возможно, потребуется пересмотреть определение отрасли.

Многие компании способны в той или иной степени контролировать характер и темпы изменений в структуре отрасли. Такие компании уже давно изменили конкурентную среду в свою пользу за счет агрессивной инвестиционной политики в сфере информационных технологий и заставили другие компании последовать их примеру.

Выявление и классификация методов, с помощью которых информационные технологии могут привести к созданию конкурентного преимущества. Отправной точкой должно стать осознание того факта, что технология может оказывать влияние на любую деятельность в цепочке создания стоимости. Точно так же важно понимать, что между видами деятельности могут возникать новые отношения. При тщательном рассмотрении менеджеры могут определить виды деятельности, которые имеют решающее значение с точки зрения затрат и дифференциации.

Основные проблемы конкуренции в России XXI века
 

В годы плановой экономики в нашей стране конкуренция не играла той роли, которую ей отводили рыночные методы хозяйствования. С точки зрения организации плановой экономики концентрация производства в монополиях считалась наиболее эффективным способом хозяйствования, а конкуренция, источником хаоса и кризисов перепроизводства. Благодаря этому российская экономика превратилась не только в систему сильно монополизированных отраслей, но буквально в совокупность гигантских промышленных природных хозяйств, самостоятельно обеспечивающих себя всем необходимым: от вспомогательного производства до социальной сферы. В конечном счете все это привело к низкой эффективности производства, чрезмерно высоким затратам, а в некоторых отраслях, к глубокому технологическому отставанию от передовых научно-технических разработок.

С переходом России на рыночные методы управления роль конкуренции в экономической жизни общества значительно возросла. Созданию полноценной конкурентной среды в нашей стране препятствует доминирование монополий, несовершенство антимонопольного законодательства и многое другое.

Специфика российских монополий отразилась и на специфике законодательного регулирования их деятельности. В капиталистических странах монополии появились тогда, когда уже существовали рыночные отношения, и государство, чтобы не допустить удушения конкуренции, начало вводить ограничительные правила. Российское конкурентное право развивалось в условиях сильных монополий и только зарождающихся рыночных отношений. Поэтому для нашей страны важно не только ограничить монополии и злоупотребления доминирующим положением, обеспечить соблюдение правил конкуренции и наказать нарушения, но и создать конкурентную среду, проявив политическую волю.

Сейчас в России сложилась парадоксальная ситуация, по мере расширения прав предприятий и ограничения полномочий органов управления обостряется монополизм, выражающийся в нарушении договорных обязательств, участились случаи естественного обмена. Одним из факторов, сдерживающих развитие экономики на пути ее демократизации, является государственная монополия на предпринимательскую деятельность. Ни одно предприятие в России не может появиться без разрешения соответствующих государственных органов. Что еще необходимо в нашей стране для нормального функционирования рыночной экономики? Прежде всего, благоприятная конкурентная среда. Конкурентную среду можно определить как исторически специфическую социально-экономическую структуру общественного производства, особый тип социально-экономических отношений между субъектами и объектами. Она обеспечивает товарно-денежный обмен, организованный по законам товарного производства, функционирует в соответствии со строго рассчитанными целевыми программами.

Государство использует экономические и административные меры для борьбы с монополиями.
Антимонопольное регулирование - это система нормативных правовых актов, направленных на преодоление негативных аспектов монополизма, связанных с властью, позволяющих им подавлять свободную конкуренцию и контролировать цены.

Методы антимонопольного регулирования:

  • Ограничение монополизации рынка;
  • Постоянный государственный контроль;
  • Запрет установления монопольных цен;
  • Сохранение и поддержание конкуренции всех цивилизованных фирм.

Экономические меры:

  • Стимулирование создания товаров-заменителей;
  • Поддержка новых фирм, среднего и малого бизнеса;
  • Привлечение иностранных инвестиций, создание совместных предприятий и зон свободной торговли;
  • Финансирование мероприятий по расширению производства товаров с целью ликвидации доминирующего положения отдельных хозяйствующих субъектов.

В 2006 году. В России принят Федеральный закон "О защите конкуренции", который определяет организационно-правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции и направлен на обеспечение условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) создана в целях реализации государственной политики по ограничению монополистической деятельности. Согласно решению ФАС, доля хозяйствующего субъекта может быть ограничена 35% продаж на соответствующем рынке.
Обычно государство прибегает к ценовому контролю, устанавливая либо конкретные значения цен, либо их пределы для монополистических предприятий. Зачастую государство определяет территорию деятельности для таких субъектов и контролирует качество выпускаемой продукции. Степень ограничений по-прежнему зависит от того, является ли естественный монополист частным или государственным субъектом.

В современных условиях основными функциями государства являются Организация экономического, правового и социально-политического пространства для рыночной экономики, создание равных условий для всех форм предпринимательства. Основное внимание уделяется качественным параметрам экономического развития: повышению качества жизни, охране окружающей среды и др. Из этого можно сделать вывод, что антимонопольное законодательство устанавливает основные правила деятельности на рынке хозяйствующих субъектов.


Россия в современном мире

Существуют различные международные рейтинги, по которым мы сравниваем себя с другими странами, особенно известны рейтинг Doing Business и рейтинг Всемирного банка. За последние три года позиция России снизилась на 7 ступеней. Это связано с тем, что мы наблюдаем некоторые улучшения в деловом секторе. Но бизнес сумел выстроить такие отношения между собой, когда вопрос обеспечения выполнения контракта с помощью госучреждения не является такой уж большой проблемой. Мы занимаем 51-е место из 183 в системе регистрации собственности. Все борются за инвестиции, за международные потоки капитала, и они делают это быстрее. И то, что наша страна опустилась в рейтинге при объективном улучшении условий ведения бизнеса, означает, что другие страны улучшаются гораздо более быстрыми темпами, и мы должны обратить на это внимание.
То же самое показывают и другие рейтинги, которые так или иначе оценивают уровень конкуренции. 

Сейчас Россия находится в рейтинговой таблице между Черногорией и Румынией. По большинству показателей он находился в самом низу рейтинга. По оценкам экспертов ВЭФ, Россия более или менее успешно справляется только с макроэкономической стабильностью (5,2 балла по 7-балльной системе), здравоохранением и начальным образованием (5,6 балла) и размером рынка (5,8 балла). Самыми большими недостатками России являются коррупция, труднодоступность предприятий к финансированию, низкие гарантии защиты прав собственности и налогового регулирования.

Заключение

Конкуренция - это конкуренция, состоящая из участников рыночной экономики за приобретение наиболее благоприятных условий для их управления. Формы этого соперничества могут быть самыми разными, но возникает объективная необходимость не только глубокого знания законов и условий возникновения этого соперничества как формы движения капитала, бизнеса, но и установления пределов, ограничений этих форм движения и хозяйственной деятельности.

Рыночная конкуренция за выживание и экономическое процветание между предпринимателями принимает более цивилизованную форму, если эта борьба регулируется обществом в лице государства.

Конкуренция, как она показала себя во все времена, представлена как война всех против всех.

Эта война выглядит так:

  • Мы видим первый фронт среди продавцов, чья цель, продать свою продукцию недорого. Победителем становится тот, кто сможет продать товар дешевле без ущерба для своего бизнеса;
  • Второй фронт развертывается как часть взаимодействия покупателей, стремящихся приобрести товары по более низкой цене. Выигрывает тот, кто может предложить более высокую цену за товар;
  • Третий фронт - это взаимодействие Объединенных продавцов с Объединенными покупателями. Победителем является тот фронт, который более сплочен в своей политике на уровне цен. Результатом этой борьбы в данный период является установление единой цены на однородные продукты. Конкуренция в этом случае выступает как сила, уравновешивающая рыночные цены и ставящая социальные цели.

Конкуренция, со всеми ее положительными и отрицательными сторонами, является важным элементом рыночного механизма саморегулирования. Рынок - это показатель общественно необходимых потребностей общества в соответствующем количестве материальных благ.
С другой стороны, рынок сигнализирует о состоянии и потенциальных возможностях общественного производства в создании необходимых обществу материальных благ.
В рыночной конкуренции проявляется закон стоимости. Под его влиянием одни производители товаров успешно выдерживают противодействие своих конкурентов и прогрессируют в своем развитии, в то время как другие разоряются и исчезают со сцены участников рыночной конкуренции.

Свободная конкуренция, присущая существованию большого числа самостоятельных форм, может принимать и другие формы, которые сами по себе представляют ее полную противоположность. Эта противоположность может быть монополией или олигополией.
Монополия как особое состояние поставщика товаров или услуг характеризуется тем, что продавец имеет возможность диктовать свои условия продажи товаров.
Различные типы монополий существовали в разных странах в разное время. Эти типы формируются под влиянием различных факторов: времени, пространства, форм взаимодействия хозяйствующих субъектов, входящих в состав монополистического объединения.

Естественные монополии - это хозяйствующие субъекты, имеющие в своем распоряжении или управлении редкие и свободно воспроизводимые материальные блага или услуги, землю, полезные ископаемые, газ, электроэнергию.

Случайные, временные монополии, возникающие в силу случайных обстоятельств, могут создаваться в условиях, когда есть исключительная возможность производить или продавать определенный вид продукции или иметь лучшие факторы производства-машины, технологии, рабочую силу. Примером таких монополий могут служить крупные японские компании, производящие видеоаппаратуру.

Устойчивые монополии характеризуются особым разнообразием организационной структуры и управления.