Конкуренция: понятие, условия, формы и методы

Предмет: Экономика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 19.10.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по экономике:

 

Много готовых курсовых работ по экономике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Организационно-правовые формы предпринимательства в России 
Модели человека в экономике
Теория потребительского поведения и выбора 
Предпринимательство: понятие, формы и современные особенности 


Введение:

Современная рыночная экономика сложный организм. Сегодня на рынке представлено огромное количество различных промышленных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых бизнес-норм.

По определению, рынок представляет собой организованную структуру, где производители и потребители, продавцы и покупатели «встречаются», где в результате взаимодействия потребительского спроса (спрос это количество товаров, которые потребители могут купить по определенной цене) и предложение производителей (предложение это количество товаров, которые производители продают по определенной цене), устанавливаются как цены товаров, так и объем продаж. При рассмотрении структурной организации рынка решающее значение имеет количество производителей (продавцов) и количество потребителей (покупателей), участвующих в обмене универсального стоимостного эквивалента (денег) на любой товар. Это количество производителей и потребителей, характер и структура отношений между ними определяют взаимодействие спроса и предложения. 

Ключевым понятием, выражающим сущность рыночной экономики, является понятие конкуренции (конкуренции). Конкуренция центр тяжести всей системы рыночной экономики, тип отношений между производителями в отношении установления цен и объемов предложения товаров на рынке. Это соревнование между производителями. Конкуренция между потребителями определяется так же, как и отношения, касающиеся формирования цен и объема спроса на рынке. Стимулом, побуждающим человека к конкуренции, является желание превзойти других. Конкуренция на рынках заключается в заключении сделок и рыночных интересах. Конкуренция это динамический (ускоряющий движение) процесс. Он служит для лучшего снабжения рынка товарами. 

Например, компании используют качество продукции, цену, услугу, ассортимент, условия доставки и оплаты, информацию посредством рекламы в качестве средства конкуренции для улучшения своих позиций на рынке.

Самым ярким примером конкуренции, на мой взгляд, является холодная война между СССР и США. Во время этой гонки использовались все виды соревнований (включая шпионаж). 

Конкуренция: виды и формы 

Конкуренция это термин латинского происхождения, который буквально означает «толкать». Конкуренция неоднозначна и не подпадает под какое-либо универсальное определение. Конкуренция это и способ управления, и форма существования капитала, при которой один отдельный капитал конкурирует с другим. Конкуренция между конкурентами, конкуренция между производителями на рынке за наиболее выгодные условия производства и реализации товаров с целью получения максимально возможной прибыли на этой основе. В то же время конкуренция является механизмом автоматического регулирования пропорций общественного производства. Как атрибут рынка, конкуренция естественным образом возникает на рынке и в то же время является обязательным условием его существования и развития. 

Конкуренция содержит в себе противоречие, которое в результате своего проявления воспроизводит явления, отрицающие саму конкуренцию. Свободная конкуренция приводит к отбору наиболее эффективных экономических единиц, их укреплению и росту, в то же время губит тех, кто отстает от рыночных требований. На определенном этапе этот процесс приводит к появлению монополий. Другими словами, диалектика развития конкуренции такова, что, в принципе, она не в состоянии сохранить себя в «чистой» форме и превращается в ее противоположную монополию. И тот факт, что монополия во многих странах сдерживается в определенных границах под влиянием антимонопольного законодательства, является следствием противоречий в реальном развитии национальных рыночных экономик и мировой экономики в целом. Тем не менее, конкурентные тенденции на развитом рынке гораздо стабильнее и сильнее, чем монополистические. На самом деле, победители в конкурсе теперь большие, теперь маленькие, теперь сильные, а иногда (как исключение) даже слабые фирмы. Ключ к пониманию того, почему монополия не вытесняет конкуренцию, заключается в понимании того, насколько разные фирмы конкурируют друг с другом. Конкуренция не ограничивается борьбой сильных против слабых: в этом случае сверхдержавые монополии действительно изгонят всех более слабых соперников. 

В действительности, конкуренция основана на более сложной формуле. Существует несколько типов бизнес-единиц, которые имеют свои особенности: у ведущих монополий есть сила, у небольших фирм есть гибкость, у специализированных компаний есть адаптация к особым сегментам («нишам») рынка, а у компаний-новаторов есть преимущества пионеров.  В определенных рыночных ситуациях преимущество получает то или иное качество. 

Конкуренция объективно обязательна для участников рыночных отношений и, прежде всего, для производителей. Это заставляет их систематически применять новые технологии, повышать производительность труда, снижать или сдерживать цены на производимую продукцию. Другими словами, конкуренция систематически влияет на индивидуальные издержки производства в сторону понижения, вынуждает их экономить ресурсы для достижения наиболее рационального сочетания используемых факторов производства. 

Деятельность любого подразделения в конкурентной среде подлежит двойному контролю. С одной стороны, это внутренний прямой контроль внутри фирмы, а с другой внешний косвенный контроль на рынке со стороны конкурирующих фирм через конечные результаты рыночной активности. Вторая форма контроля жесткая, но беспристрастная. Объективность оценки возможностей любого хозяйствующего субъекта определяется тем, что, в конечном итоге, оценка производится покупателем, который, руководствуясь своими интересами, отдает предпочтение товарам того или иного конкурента. 

Конкуренция самый эффективный и дешевый метод экономического контроля; это обходится обществу наименьшей стоимостью. Этот вид контроля является важной и динамичной силой, поскольку он постоянно подталкивает производителя к снижению производственных издержек и цен, увеличению продаж, борьбе за заказы и потребителя, а также повышению качества. 

Конкуренция имеет функцию стимулирования экономической активности и научно-технического прогресса. Конкуренция за большую прибыль, деньги покупателя создает ситуацию, когда экономика производит то, что требуют потребители и клиенты, используя самые эффективные технологии. Это побуждает предпринимателей следить за темпами научно-технического прогресса, совершенствовать и развивать производство и проявлять инновационную активность. 

Вот пример основных характеристик:

  • Функция регулирования. Чтобы противостоять борьбе, предприниматель должен предлагать продукты, которые предпочитает потребитель. Следовательно, факторы производства под влиянием цен направлены на те отрасли, где они наиболее необходимы.
  • Функция мотивации. Для предпринимателя конкуренция означает шанс и риск одновременно: компании, которые предлагают продукты более высокого качества или производят их с более низкими издержками производства, получают вознаграждение в виде прибыли. Это стимулирует технический прогресс; компании, которые не отвечают на пожелания клиентов или нарушения правил конкуренции их конкурентами на рынке, наказываются в виде убытков или вытесняются с рынка.
  • Функция распределения. Конкуренция не только включает стимулы для повышения производительности, но также позволяет распределять доходы между предприятиями и домашними хозяйствами в соответствии с их эффективным вкладом. Это соответствует принципу доминирующего конкурентного вознаграждения. 
  • Контрольная функция. Конкуренция ограничивает и контролирует экономическую мощь каждого предприятия. Например, монополист может установить цену. В то же время конкуренция дает покупателю выбор из нескольких продавцов. Чем совершеннее конкуренция, тем справедливее цена. 

Конкурентная политика призвана обеспечить, чтобы конкуренция могла выполнять свою функцию.

Руководящий принцип «оптимальной интенсивности конкуренции» как целей конкурентной политики предполагает, что: 

  • технический прогресс с точки зрения продуктов, и прогресс быстро внедряется (инновации под конкурентным давлением);
  • предприятия гибко приспосабливаются к меняющимся условиям (например, потребительским тенденциям).

Масштаб интенсивности конкуренции определяется тем, как скоро преимущества прибыли теряются в результате успешной репликации инноваций конкурентам. Во -первых, это зависит от того, насколько быстро конкуренты реагируют на прорыв пионера предприятия и насколько динамичен спрос. 

В соответствии с руководящим принципом оптимальной интенсивной конкуренции, благоприятные условия для нормального функционирования конкуренции возникают, когда речь идет о «широкой» олигополии с «умеренной» индивидуализацией продуктов. «Узкая» олигополия с сильной индивидуализацией продуктов, напротив, снижает интенсивность конкуренции. 

В любой рыночной экономике существует опасность, что конкуренты попытаются уклониться от обязательных правил и рисков, связанных со свободной конкуренцией, например, прибегая к сговору о ценах или имитации товарных знаков.

Поэтому государство должно выдавать нормативные документы, регламентирующие правила конкуренции и гарантирующие: 

  • качество конкуренции;
  • само существование конкуренции;
  • цена и качество продукции должны быть в центре внимания конкуренции;
  • предлагаемая услуга должна быть соразмерна цене и другим договорным условиям;
  • охраняемые законом товарные знаки и бренды помогают покупателю различать товары по их происхождению и оригинальности, а также судить о некоторых их качествах;
  • ограниченная по времени патентная защита (20 лет) и зарегистрированные промышленные образцы, а также образцы промышленной эстетики.

Конкурентные структуры, характеризующие типы рынков 

Исторически конкуренция возникала в контексте простого товарного производства. Каждый мелкий производитель в процессе конкуренции стремился создать максимально выгодные условия для производства и продажи товаров в ущерб остальным участникам рынка обмена. По мере того как зависимость мелких товаропроизводителей от рынка и рыночные колебания цен на товары, которые они производят, усиливаются, конкуренция усиливается. Появляется возможность укрепления экономики, найма наемных рабочих, эксплуатации их труда, возникает капиталистическая конкуренция. В современных условиях конкуренция также является важным средством развития производства и существует в различных формах. 

Существует четыре возможных конкурентных структуры, которые определяют тип рынка:

  • Чистая конкуренция.
  • Монополистическая конкуренция.
  • Олигополия.
  • Чистая монополия.

Давайте внимательнее посмотрим на их особенности.

Чистая конкуренция 

Рынок, на котором доминирует чистая конкуренция, состоит из множества продавцов и покупателей любого аналогичного товарного продукта, например, пшеницы, меди, ценных бумаг. Ни один покупатель или продавец не имеет большого влияния на уровень текущих рыночных цен на товар. Продавец не может запрашивать цену, превышающую рыночную цену, поскольку покупатели могут свободно покупать любое количество товара, которое им нужно, по этой рыночной цене. Продавцы не будут просить цену ниже рыночной, поскольку они могут продать все, что нужно по текущей рыночной цене.

Спрос абсолютно эластичен. Рынок для каждой фирмы небольшой. Новым фирмам легко выйти на рынок, ограничительные преимущества невозможны, поскольку товары и цены одинаковы. Надежная репутация компании играет важную роль.

Продавец на этих рынках не тратит много времени на разработку маркетинговой стратегии, потому что, пока рынок остается рынком чистой конкуренции, роль маркетинговых исследований, мероприятий по разработке продуктов, ценовой политики, рекламы, стимулирования сбыта и других видов деятельности минимальна.

Примером рынка с чистой конкуренцией могут служить валютные рынки и фондовые рынки. 

Монополистическая конкуренция

Рынок монополистической конкуренции состоит из множества покупателей и продавцов, которые совершают сделки не по единой рыночной цене, а в широком диапазоне цен. Ценовой диапазон обусловлен способностью продавцов предлагать покупателям различные варианты товара. Реальные продукты могут отличаться друг от друга по качеству, свойствам, внешнему дизайну, но эти различия, если таковые имеются, очень незначительны.

Различия могут заключаться в сопутствующих услугах. Покупатели видят разницу в предложениях и готовы платить по-разному за товары. Чтобы выделяться чем-то отличным от цен, продавцы стремятся разрабатывать разные предложения для разных сегментов рынка и широко используют практику присвоения фирменных наименований товарам, рекламе и методам личной продажи.

Из-за присутствия большого количества конкурентов их маркетинговые стратегии оказывают меньшее влияние на каждую отдельную фирму, чем на монопольный рынок. 

Полноприводные автомобили 1970 года Rover занял монопольное положение в новой нише на мировом автомобильном рынке благодаря своему новому продукту Range Rover. Компания получала сверхприбыль, пока со временем конкурирующие производители Toyota, Mitsubishi и Vauxhall не предложили свои альтернативные полноприводные автомобили. 

Олигополия 

Рынок олигополии (олигополистическая конкуренция) состоит из небольшого числа продавцов, которые очень чувствительны к ценовой политике и маркетинговым стратегиям друг друга. Изделия могут быть одинаковыми (сталь, алюминий), а могут отличаться (автомобили, персональные компьютеры). Небольшое количество продавцов связано с тем, что новым заявителям сложно проникнуть на этот рынок.

Конкуренция: понятие, условия, формы и методы

Каждый продавец чувствителен к стратегии и действиям конкурентов. Если металлургическая компания снизит цены на 10%, покупатели быстро переориентируются на этого поставщика. Другие производители стали должны будут отреагировать либо снижением цен, либо предложением дополнительных услуг.

Олигополист никогда не уверен, что он может достичь какого-либо долгосрочного результата за счет снижения цен. С другой стороны, если олигополист поднимает цены, конкуренты могут не последовать его примеру, и тогда ему придется либо вернуться к прежним ценам, либо рискнуть потерять клиентуру в пользу конкурентов. 

Примеры: сигареты, моющие средства, воздушный транспорт, автомобили, бензин, фармацевтика.

Чистая монополия 

С чистой монополией на рынке, есть только один продавец. Это может быть государственное агентство (например, почтовое отделение), частная регулируемая монополия (например, Con-Edison в США) или частная нерегулируемая монополия (например, DuPont во время запуска рынка нейлона). В каждом случае цены формируются по-разному. Государственная монополия может преследовать различные цели посредством ценовой политики. Она может установить цену ниже себестоимости, если товар представляет ценность для покупателей, которые не могут приобрести его по полной цене.

Цена может быть установлена ​​для покрытия расходов или получения хорошей прибыли. Или может быть, что цена установлена ​​очень высоко, чтобы всячески снизить потребление. В случае регулируемой монополии правительство позволяет компании устанавливать ставки, которые обеспечивают «справедливую норму прибыли», которая позволит организации поддерживать производство и, при необходимости, расширять его.

И наоборот, в случае нерегулируемой монополии сама фирма может свободно устанавливать любую цену, которую может нести рынок. И, тем не менее, по ряду причин фирмы не всегда запрашивают максимально возможную цену существует нежелание привлекать конкурентов и желание быстро проникнуть из-за низких цен на всю глубину рынка. 

Типы конкуренции

Поскольку конкуренты могут значительно влиять на выбор конкретного рынка фирмой, в которой она будет пытаться работать, следует учитывать, что существует три типа конкуренции.

Функциональная конкуренция возникает потому, что любая потребность, вообще говоря, может быть удовлетворена различными способами. И, соответственно, все товары, которые обеспечивают такое удовлетворение, являются функциональными конкурентами: например, товары в магазине спортивного инвентаря. Следует учитывать функциональную конкуренцию, даже если фирма является производителем действительно уникального продукта. 

Конкуренция видов является следствием того факта, что существуют товары, предназначенные для одной и той же цели, но отличающиеся некоторым важным параметром.

Предметная конкуренция это результат того, что фирмы производят практически одинаковые товары, отличающиеся только качеством изготовления или даже одинаковым качеством. Эту конкуренцию иногда называют межфирменной, что справедливо в некоторых случаях, однако обычно существует два других типа конкуренции между фирмами. 

Методы конкуренции

Конкуренция является определяющим фактором в регулировании цен, стимулом для инновационных процессов (внедрение инноваций в производство: новые идеи, изобретения). Это способствует вытеснению неэффективных предприятий из производства, рациональному использованию ресурсов и предотвращает диктат производителей (монополистов) по отношению к потребителю. 

В экономике принято делить конкуренцию, основанную на ее методах, на цену и не цену, или конкуренцию, основанную на цене, и конкуренцию, основанную на качестве (потребительная стоимость).

Ценовая конкуренция восходит к тем далеким временам конкуренции на свободном рынке, когда даже похожие товары предлагались на рынке по самым разным ценам. Снижение цены стало основой, по которой промышленник (трейдер) отличил свой продукт, привлек к нему внимание и, в конечном итоге, завоевал желаемую долю рынка. 

Когда рынки монополизированы, отделены друг от друга небольшим количеством крупных фирм, которые захватили ключевые позиции, производители стремятся дольше сохранять постоянными цены, чтобы целенаправленно снижать издержки и маркетинговые издержки для обеспечения увеличения прибыли (максимизация). На монополизированных рынках цены теряют эластичность. Это, конечно, не означает, что «ценовая война» не ведется на современном рынке; он существует, но не всегда в явном виде. «Ценовая война» в открытом виде возможна только до того момента, когда фирма не исчерпает резервы снижения стоимости товаров, возникающие из-за расширения масштабов массового производства. 

Как только равновесие установлено, новая попытка снизить цену приводит к тому, что конкуренты реагируют одинаково. Положение фирм на рынке не меняется, но норма прибыли падает, финансовое состояние фирм в большинстве случаев ухудшается, и это приводит к снижению инвестиций в обновление и расширение основных фондов. В результате спад производства усиливается, вместо ожидаемых побед и вытеснения конкурентов происходят неожиданные разорения и банкротства. 

Вот почему в наши дни часто наблюдается не снижение цен с развитием научно-технического прогресса, а их увеличение: рост цен зачастую не адекватен улучшению потребительских свойств товаров, что нельзя отрицать.

Ценовая конкуренция используется в основном сторонними фирмами в борьбе с монополиями, для которых у аутсайдеров нет сил и возможностей конкурировать с ними в сфере неценовой конкуренции. Кроме того, ценовые методы используются для проникновения на рынки с новыми продуктами (этим не пренебрегают монополии, где они не имеют абсолютного преимущества), а также для укрепления позиций в случае внезапного обострения проблемы продаж. В условиях прямой ценовой конкуренции фирмы широко рекламируют снижение цен на промышленные и товарные товары. 

Плюсы ценовой конкуренции: не нужно много думать, не нужно знать маркетинг, не нужно использовать непонятные стратегии, просто сделайте цену низкой.

Минусы ценовой конкуренции:

  • всегда есть более дешевый продукт.
  • необходимо потратить много усилий на мониторинг цен конкурентов.
  • прибыль постоянно уменьшается, нужно постоянно увеличивать объем.
  • гонка цен съедает весь маркетинговый бюджет, денег на развитие нет.
  • когда-нибудь в сеть придет крупный гипермаркетный конкурент, и бизнес рухнет
  • низкая лояльность клиентов.

Неценовая конкуренция подчеркивает более высокую надежность, чем у конкурентов, более низкую «стоимость потребления», более современный дизайн и так далее. «Американские покупатели готовы переплачивать 1–2 тысячи долларов за хорошо зарекомендовавший себя японский автомобиль, а не покупать аналогичный автомобиль местного производства». Неценовые методы также включают предоставление широкого спектра услуг (включая обучение персонала), взаимозачет старых доставленных товаров в качестве первого платежа за новый и поставки оборудования уже не под ключ, а по «готовому продукту». в руки ». Меньшее потребление энергии, снижение потребления металла, предотвращение загрязнения окружающей среды и другие подобные. В последние десять лет улучшенные потребительские свойства вышли на лидирующие позиции в списке неценовых аргументов в пользу продукта. 

Реклама всегда была сильнейшим инструментом неценовой конкуренции; сегодня его роль возросла во много раз. С помощью рекламы фирмы не только передают покупателям информацию о потребительских свойствах своих товаров, но и формируют доверие к своей продукции, ценам и политике продаж, стремясь создать имидж компании как «хорошего гражданина» страна, в которой предприниматель работает во внешней торговле.

Незаконные методы неценовой конкуренции включают промышленный шпионаж, заманивание специалистов, владеющих секретами производства, выпуск товаров, которые внешне не отличаются от оригинальных продуктов, но значительно хуже по качеству и, следовательно, обычно на 50% дешевле, приобретение образцов для цель их копирования. По данным французской IOSI, наиболее активными являются «имитационные фирмы», расположенные в Марокко, Гонконге, Тайване, Турции, Сингапуре, Южной Корее, Японии, Швейцарии, Мексике, Бразилии. 

Конкурентные стратегии

Одна из основных целей многих организаций получить преимущество над своими прямыми конкурентами. Главный вопрос в том, как организация получит это преимущество? М. Портер (1985) отвечает на этот важный вопрос, определяя три основных стратегии: лидерство в затратах, индивидуализация и фокусировка. Давайте рассмотрим каждый из них последовательно. 

При реализации этой стратегии задача состоит в том, чтобы достичь лидерства по затратам в вашей отрасли с помощью набора функциональных мер, направленных на решение этой конкретной проблемы. Как стратегия, она подразумевает жесткий контроль над расходами и накладными расходами, сводя затраты к минимуму в таких областях, как исследования и разработки, реклама и т. д. 

Низкие затраты дают организации хорошие шансы в своей отрасли, даже если существует жесткая конкуренция. Стратегия лидерства в затратах часто создает прочную основу для конкуренции в отрасли, где жесткая конкуренция в других формах уже установлена. 

Эта стратегия предполагает дифференциацию продукта или услуги организации от продуктов, предлагаемых конкурентами в отрасли. Как указывает Портер, подход к персонализации может принимать разные формы, включая имидж, бренд, технологию, индивидуальность, обслуживание клиентов и тому подобное. Персонализация требует серьезных исследований и разработок, а также устойчивых продаж. Кроме того, покупатели должны отдавать предпочтение товару как нечто уникальному. Потенциальный риск этой стратегии изменения на рынке или выпуск аналогов, инициированные конкурентами, которые разрушат конкурентное преимущество, полученное компанией. 

Цель этой стратегии сосредоточиться на конкретной группе потребителей, сегменте рынка или географически отличном рынке. Идея состоит в том, чтобы хорошо служить определенной цели, а не отрасли в целом. Предполагается, что организация сможет обслуживать узкую целевую группу лучше, чем ее конкуренты. Эта позиция обеспечивает защиту от всех конкурентных сил. Фокус также может быть объединен с ценовым лидерством или настройкой продукта (услуги). 

Заключение

Учитывая вышеизложенное, можно сделать следующие выводы относительно конкуренции, ее характера на современном рынке и антимонопольного законодательства как источника развития конкуренции.

Конкуренция в рыночной экономике, претерпевшая заметные изменения в последние десятилетия, продолжает играть не менее заметную роль в экономическом развитии, чем в прошлом веке, сохраняя свое важнейшее место в экономическом механизме. Сохранение конкурентных и монопольных сил в экономике таково, что позволяет нам считать современный капитализм не менее конкурентоспособным, чем монополия. Рынок, конкурентный механизм, закон стоимости обеспечивают поддержание базовых экономических пропорций, стимулируют товаропроизводителей и «размывают» неэффективные связи. Конкуренция воплощает в себе стихийно регулирующий (или саморегулирующийся) принцип. Его силы действуют в направлении усиления влияния всех факторов экономической эффективности, что приводит к динамическому равновесию спроса и предложения с общим увеличением эффективности всего производственного процесса. Из-за своей стихийной природы конкуренция, особенно при условии ее полного доминирования на рынке, может вызвать побочные негативные экономические и социальные последствия. Однако в целом можно утверждать, что конкуренция с ее строгими законами является основным двигателем современного прогресса. 

Для бизнес-единиц на развитом рынке конкуренция это гонка без финиша. Никто из них не может позволить себе остановиться, отдышаться. Вы можете быть на правильном пути, но проиграете конкурентам, если вы расслабитесь. Сильная конкурентная среда является основным условием поддержания высоких «боевых качеств», мощным стимулятором роста и развития. Однако ни достигнутые масштабы производства, ни финансовая устойчивость не являются гарантией дальнейшего успеха. Часто побеждает не самый сильный, но самый сильный. 

Государство должно играть активную роль в регулировании конкуренции в пределах национальных границ (и за их пределами), руководствуясь национальными интересами или доминирующей социальной силой в стране. Именно государство во многом определяет создание условий для благоприятной конкурентной среды, разработку правил ведения «честной» конкуренции в масштабах национальной экономики и рынка. От государства в большей степени зависит то, насколько полно и последовательно конкуренция выполнит свою главную задачу, которая станет главным двигателем развития народного хозяйства и его территориальных и структурных компонентов.