Конкуренция-ключевая категория рыночных отношений

Предмет: Экономика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 10.12.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по экономике:

 

Много готовых курсовых работ по экономике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

 
 
 
 


Введение:

В конце XX века наша страна вступила на путь перехода от плановой экономики к рыночной системе, неотъемлемой частью которой является конкуренция как необходимое условие развития предпринимательской деятельности. 

Главной особенностью рыночной экономики является свобода выбора: производитель свободен в выборе продукции, которую он производит, потребитель - при покупке товара, работник - в выборе места работы. Но свобода выбора автоматически не обеспечивает экономический успех. Это выиграно в конкурсе. 

Конкуренция является ключевой категорией рыночных отношений. Это входит в различные формы и выполнено различными способами.

Как свидетельствуют общие и специальные энциклопедические словари и справочники, конкуренция (Latin Concurro - сталкиваться, конкурировать) - это соперничество между участниками рыночной экономики за лучшие условия для производства, покупки и продажи товаров. Термин, отметим, является древним, латинским, как и само явление, определяемое этим термином. Однако конкуренция древняя. Его глубокие корни кроются в необходимости постоянной борьбы за существование, за относительно лучшие условия жизни, крайней формой которой можно считать борьбу за выживание.

История человеческого общества, экономического и иного, также является историей конкуренции, историей изменений ее форм и методов в соответствии с меняющимися условиями общественной жизни. Создание древних и средневековых империй, зерновые и солевые бунты, войны, экспедиции Колумба и Васко да Гама, «пугачевизм», погромы, геноцид и татаро-монгольское иго, все эти события, с кажущимися значительными различиями между собой, были как-то порождены желание бороться за существование, то есть конкуренция.

Конкуренция - это центр тяжести всей системы рыночной экономики, тип отношений между производителями в отношении установления цен и объема предложения товаров на рынке. Конкуренция между потребителями определяется так же, как и отношения, касающиеся формирования цен и объема спроса на рынке. Стимулом, побуждающим человека к конкуренции, является желание превзойти других. 

Конкуренция на рынках - это заключение сделок и доли рынка. Конкуренция - это динамичный (ускоряющийся процесс) процесс обеспечения рынка товарами. Например, компании используют качество продукции, цену, услугу, ассортимент, условия доставки и оплаты, информацию посредством рекламы в качестве средства конкуренции для улучшения своих позиций на рынке.

В конкурентной экономической среде предприниматели самостоятельно ищут потребителей, чтобы обеспечить цели своей деятельности: максимизация прибыли, расширение продаж, увеличение доли рынка. Конкуренция заставляет предпринимателей действовать эффективно на рынке, заставляя их предлагать потребителям более широкий ассортимент товаров и услуг по более низким ценам и более высокого качества. 

Это то, что способствует прогрессу экономики - повышается эффективность производства, создаются условия для концентрации ресурсов в наиболее продуктивных секторах экономики. Конкурентная среда побуждает предпринимателей активно внедрять инновации, совершенствовать технологии и рационально использовать ограниченные ресурсы.

В конечном итоге, благосостояние потребителей растет, цены на традиционные виды товаров и услуг снижаются, и на рынке постоянно появляются новые товары и новые производители. Предоставляя потребителю выбор, рыночная конкуренция улучшает экономику, препятствуя действиям неэффективных предпринимателей. 

Таким образом, конкуренция занимает доминирующее положение в экономике любого государства, но имеет различные формы. Важность конкуренции в экономике страны определяется также уровнем экономического развития страны, ее положением и влиянием в международной сфере рыночных отношений. 

Целью данной работы является рассмотрение концепции конкуренции, ее видов и особой роли в функционировании экономики.

Задачи: охарактеризовать различные рыночные модели в зависимости от уровня конкуренции на них. 

Конкуренция, ее сущность, значение и виды 

Понятие конкуренции и ее роль в экономике 

Наиболее мощным фактором, определяющим общие условия функционирования конкретного рынка, является степень развития на нем конкурентных отношений.

Рыночная конкуренция - это борьба за ограниченный потребительский спрос между фирмами в доступных частях (сегментах) рынка. Конкуренция - это соперничество между участниками рыночной экономики за лучшие условия для производства, покупки и продажи товаров. 

Конкуренция - это конкурентная работа между товаропроизводителями для наиболее прибыльных сфер капиталовложений, рынков сбыта, источников сырья и в то же время очень эффективный механизм регулирования пропорций общественного производства. Оно порождается объективными условиями: экономическая изоляция каждого производителя, его зависимость от рыночных условий, противостояние с другими товаропроизводителями в борьбе за потребительский спрос.

Конкуренция выполняет важнейшую функцию в рыночной экономике - она ​​заставляет производителей учитывать интересы потребителя и, следовательно, интересы общества в целом. В ходе конкуренции рынок выбирает из множества товаров только те, которые нужны потребителям. Это те, кому удается продать. Другие остаются невостребованными, и их производство сокращается. Другими словами, вне конкурентной среды индивид удовлетворяет свои интересы независимо от других. В конкурентной среде единственный способ реализовать свои интересы - это учитывать интересы других. Конкуренция - это особый механизм, с помощью которого рыночная экономика решает фундаментальные вопросы чего? так как? для кого производить?

Конкуренция необходима в обществе. Это стимулирует деятельность самостоятельных подразделений. Через него товаропроизводители как бы контролируют друг друга. Их борьба за потребителя ведет к снижению цен, снижению себестоимости продукции, улучшению качества продукции и увеличению научно-технического прогресса. В то же время конкуренция усугубляет противоречия экономических интересов, значительно усиливает экономическую дифференциацию в обществе, вызывает рост непроизводительных издержек и стимулирует создание монополий.

Конкуренция может превратиться в разрушительную силу для экономики без административного вмешательства государственных структур. Чтобы обуздать его и удержать на уровне нормального стимулятора экономики, государство в своих законах определяет «правила игры» своих соперников. Эти законы устанавливают права и обязанности производителей и потребителей продукции, устанавливают принципы и гарантии действий конкурентов.

Исторически конкуренция возникала в контексте простого товарного производства. Каждый мелкий производитель в процессе конкуренции стремился создать максимально выгодные условия для производства и продажи товаров в ущерб другим участникам рынка обмена. По мере увеличения зависимости мелких товаропроизводителей от рынка и рыночных колебаний цен на товары, которые они производят, конкуренция усиливается. Существует возможность укрепления экономики, найма рабочих, эксплуатации их труда, возникает капиталистическая конкуренция. В современных условиях конкуренция также является важным средством развития производства и существует в различных формах. 

Позитивные и негативные аспекты конкуренции

Учитывая конкуренцию, необходимо показать как ее положительные, так и отрицательные стороны. 

Позитивные аспекты конкуренции: 

  • конкуренция заставляет нас постоянно искать и использовать новые возможности в производстве; 
  • конкуренция требует совершенствования оборудования и технологий; 
  • конкуренция стимулирует улучшение качества продукции; 
  • конкуренция заставляет вас снижать расходы (и цены); 
  • конкуренция требует от поставщиков товаров (продавцов) снижения цен на предлагаемые товары; 
  • конкуренция направлена ​​на ассортимент товаров, пользующихся высоким спросом; 
  • конкуренция улучшает качество продукции (клиент всегда прав); 
  • конкуренция вводит новые формы управления. 

Недостатки конкуренции:

  1. не способствует сохранению невозобновляемых ресурсов (животных, полезных ископаемых, лесов, воды); 
  2. негативно влияет на экологию окружающей среды; 
  3. не обеспечивает развитие производства товаров и услуг общественного пользования (дороги, общественный транспорт); 
  4. не гарантирует права на работу (стимулирует безработицу), доходы, отдых; 
  5. не содержит механизмов, препятствующих возникновению социальной несправедливости и расслоению общества на богатых и бедных. 

Любой товар или услуга более или менее конкурентоспособны. На конкурентоспособность влияют следующие факторы: 

  • при производстве: 
    • производительность труда; 
    • уровень налогообложения; 
    • внедрение научно-технических разработок;
    • размер прибыли компании; 
    • сумма вознаграждения. 
  • при потреблении: 
    • цена продажи товара; 
    • качественный; 
    • новизна; 
    • послепродажное обслуживание; 
    • уровень предпродажной подготовки. 

Виды соревнований 

Говоря о соревнованиях, необходимо учитывать их виды.

По способам реализации конкуренцию можно разделить на: ценовую и неценовую. 

Ценовая конкуренция предполагает продажу товаров по более низким ценам, чем у конкурентов. Снижение цен теоретически возможно либо за счет снижения себестоимости продукции, либо за счет снижения прибыли. Малые и средние фирмы часто соглашаются на небольшую прибыль, чтобы остаться на рынке. Крупные предприятия могут позволить себе на какое-то время вообще отказаться от получения прибыли, чтобы погубить конкурентов с помощью дешевых продуктов и вытеснить их с рынка. Этот метод вытеснения конкурентов с рынка (метод конкуренции) также известен как «ценовая война». 

Неценовая конкуренция основана на предложении продукции более высокого качества, с большей надежностью и долговечностью, с использованием методов рекламы и других методов стимулирования сбыта.

По отраслевой принадлежности различается внутриотраслевая и межотраслевая конкуренция. 

Внутриотраслевая конкуренция - конкуренция между предпринимателями, которые производят аналогичные товары за лучшие условия для производства и продажи, за сверхприбыль.

Межотраслевая конкуренция - это конкуренция между предпринимателями, занятыми в различных отраслях производства, благодаря выгодным вложениям капитала, перераспределению прибыли. Поскольку норма прибыли зависит от различных объективных факторов, ее значение в разных отраслях различно. Однако каждый предприниматель, независимо от того, где используется его капитал, стремится получить от него прибыль не меньше, чем другие предприниматели. Это приводит к перетоку капитала из одной отрасли в другую: из отраслей с низкой доходностью в отрасли с высокой доходностью. 

Конкуренция также подразделяется на: совершенную (свободную) и несовершенную (монополистическую).

Для совершенной конкуренции характерна свобода от любого вида регулирования: свободного доступа к факторам производства, свободного ценообразования. При такой конкуренции ни один из участников рынка не может оказать решающего влияния на условия продажи товаров. 

Монополистическая конкуренция отличается в основном тем, что монополии имеют возможность влиять на условия продажи товаров. 

Основные рыночные структуры в современной экономике 

Типы рыночных структур

Развитие конкурентных отношений тесно связано с силой экономической мощи фирмы над рынком. Чем слабее конкуренция на рынке, тем сильнее диктат производителя и наоборот, чем больше производителей данного товара, тем больше у потребителя возможности выбрать товар, который наилучшим образом соответствует его потребностям и бюджету. 

По степени развития конкурентоспособности выделяются рынки совершенной конкуренции и рынки несовершенной конкуренции, которые, в свою очередь, подразделяются на рынки монопольной, олигополистической и монополистической конкуренции. 

Итак, существует четыре основных типа рынка: 

  1. рынок совершенной конкуренции, на котором каждая фирма имеет небольшую долю рынка;
  2. рынок монополистической конкуренции, который характеризуется сочетанием монополии и конкуренции; 
  3. олигопольный рынок, на котором небольшое количество фирм-продавцов взаимодействует со многими покупателями; 
  4. монопольный рынок, характеризующийся наличием одной фирмы в отрасли. 

На рынке совершенной конкуренции есть много мелких производителей, которые из-за их большого количества не имеют возможности навязать свою волю потребителям. На рынках несовершенной конкуренции степень несовершенства, то есть способность диктовать свои условия потребителю, зависит от типа рынка. В условиях монополистической конкуренции она относительно мала, в условиях олигополии она значительна, а в условиях монополии она практически завершена.

Прежде всего, необходимо установить критерии, по которым рыночные структуры, сложившиеся в определенных отраслях, различаются.

Исследования экономистов показали, что следующие критерии должны быть приняты за основу для определения того, к какому типу структуры рынка принадлежит: 

  1. количество фирм, представленных на рынке продуктов, производимых этой отраслью; 
  2. характер производимой продукции (стандартная или дифференцированная); 
  3. наличие или отсутствие барьеров для фирм, входящих или выходящих из отрасли; 
  4. степень доступности экономической информации. 

В одних отраслях количество фирм на рынке велико, в других - только несколько крупных фирм. Количество сельскохозяйственных производителей на рынке очень велико. 

Некоторые отрасли производят одинаковую, то есть стандартизированную продукцию (например, металл, дерево, зерно). В других случаях продукты дифференцируются (например, разные марки одежды или разные виды косметики).

Каждая отрасль характеризуется наличием или отсутствием барьеров для входа в нее: законодательная, технологическая, финансовая и другие. В некоторых случаях таких барьеров практически нет или они легко преодолеваются. Итак, любой фермер может начать выращивать огурцы на своем участке земли и продавать продукты на рынке. В этом случае размер начального капитала также невелик. Они не действуют как существенный экономический барьер. Для организации производства станков требуется довольно значительный начальный капитал, который служит высоким барьером для входа в отрасль.

Наконец, доступность экономической информации варьируется в отдельных отраслях. Мелкий фермер не видит конкурента в своем соседе, который мог бы повлиять на продажу его продукции, поскольку на рынке есть много фермеров, которые производят один и тот же продукт, и каждый из них в отдельности не влияет на уровень цен. Поэтому соседи могут поделиться своими технологиями выращивания овощей. На рынках продуктов, которые производятся несколькими крупными фирмами, они являются серьезными конкурентами и строго охраняют коммерческую тайну.

Все эти признаки рыночных структур определяют характер ценообразования. Например, в сельском хозяйстве при производстве зерна или овощей фермер не может контролировать цены на свою продукцию. Это предполагает условия совершенной конкуренции. В условиях трех других рыночных структур фирма в той или иной степени осуществляет контроль над ценами, оказывая полное или частичное влияние на их уровень. Поэтому эти рыночные структуры обычно называют формами несовершенной конкуренции. 

Сферы действия конкурентного права

Рыночное противостояние - мощная сила с многофункциональными целями. Эта сила способна изменить соотношение спроса и предложения, уровень рыночной цены, структуру и последствия развития рынка. Давайте рассмотрим наиболее важные направления закона о конкуренции. 

Первое направление: конкуренция помогает установить равновесную цену.

Как известно, рыночная цена может быть установлена ​​на уровне значительно выше точки равновесия. В этом случае предложение товаров превышает их спрос. В нынешних условиях ситуация на фронте противостояния продавцов обостряется. Все они стремятся продавать свою продукцию по более высокой цене. Однако, когда конкуренция между ними усиливается, побеждает тот, кто продает более дешевые товары, чтобы стимулировать спрос (можно реализовать больше). Возникает своеобразная цепная реакция: сначала некоторые продавцы, а затем и все вынуждены снижать цены. Цена начинает двигаться к точке равновесия.

Результат конкуренции среди владельцев товаров заключается в следующем. После массового снижения цен товары скупаются, а зона их перепроизводства исчезает. На уровне равновесных цен спрос и предложение сбалансированы. 

На рынке возможен и обратный случай: рыночная цена падает ниже точки равновесия. Тогда спрос превышает предложение и, естественно, возникает дефицит товаров.

В этой ситуации ситуация на фронте противостояния покупателей становится очень напряженной. Последние всегда стремятся приобрести вещи по более низкой цене. Когда между ними разгорается острая борьба, выигрывает (покупая больше) тот, кто предложил более высокую цену. Возникает другая цепная реакция: отдельные лица, а затем и все покупатели вынуждены покупать товар по более высокой цене. Цена движется к точке равновесия с другой стороны. 

Исход соперничества между покупателями вполне предсказуем. Рост цен способствует появлению товара на прилавках магазинов. И производители все больше заинтересованы в расширении производства востребованной продукции. Зона дефицита товаров перестает существовать. Когда достигается равновесная цена, спрос и предложение снова уравновешиваются.

Следовательно, конкуренция является мощным средством выравнивания спроса и предложения и достижения равновесной цены. 

Второе направление: конкуренция поддерживает социально нормальные условия для производства и реализации товаров. 

Из-за конкуренции в любой отрасли производства в любой момент на рынке устанавливается общая (равная) цена для однородных продуктов с одинаковым качеством. Это заставляет всех товаропроизводителей следовать единой линии экономического поведения или, как они говорят, руководствоваться общими «правилами игры». Они отражают те требования социально нормального управления, которые установлены объективными экономическими законами.

Уровень равновесных цен действует для производителей как стандарт рационального управления. Если такой стандарт будет нарушен, предприятие, которое, скажем, установило очень высокую цену на свою продукцию для получения большего дохода, может оказаться в тупике. Спрос на дорогие товары упадет, они не будут скуплены. Тогда вам придется снижать цены или даже прибегать к продаже товаров по низким ценам, и теперь, из-за этого, убытки. 

Таким образом, конкуренция дает наглядный урок каждому, кто не учитывает социально нормальные условия производства и реализации товаров. 

Третье направление: конкуренция на рынке стимулирует научно-технический прогресс и повышает эффективность производства.

Было установлено, что конкуренция ведет к выравниванию рыночных цен. В таких условиях только товаропроизводитель, который тратит меньше ресурсов на единицу продукции, может получить большой доход. Он создает товары с низкой индивидуальной ценой и продает их по более высокой рыночной цене. 

Если вы поближе познакомитесь с конкурентами, то заметите среди них смелых предпринимателей, которые, рискуя своей собственностью, делают своего рода открытия, имеющие большое экономическое значение. Они изобретают и внедряют новинки техники и технологии, находят более эффективные формы организации труда и производства, способы экономного использования ресурсов.

Это открывает всем путь к научно-техническому и экономическому прогрессу. Нобелевский лауреат Ф. Хайек сделал важное обобщение: «Общества, полагающиеся на конкуренцию ... достигают своих целей более успешно, чем другие. Вот вывод ... замечательно подтвержденный всей историей цивилизации. Конкуренция ... показывает, как производить все эффективно ... ». 

Четвертое направление: противостояние между рыночными агентами усиливает их социально-экономическое расслоение.

Товаропроизводители с неравной экономической силой участвуют в конкуренции. Естественно, многие малые предприятия, как правило, не выдерживают суровых испытаний на прочность. Им не хватает денег, современных средств производства и других экономических ресурсов. Конкуренция имеет тенденцию углублять, во-первых, неравенство, а затем разрыв между мелкими и крупными владельцами. 

В современных условиях в развитых странах существует множество мелких предпринимателей, которые создают собственные крошечные предприятия (семейные магазины и фермы, автозаправочные станции). Однако подавляющее большинство из них не могут нормально существовать в течение длительного времени и выдерживают конкуренцию с более крупными предприятиями. Кроме того, минимальный объем средств, позволяющий быть конкурентоспособным, постоянно растет.

Рыночное соперничество порождает не только проигравших, но и счастливых соперников, которые умножают свое богатство. Они расширяют экономику, используя тех, кто отчужден от средств производства. 

Пятое направление: конкуренция способствует продвижению рыночной экономики к монополии. 

Не по чьему-то намерению, а спонтанно и объективно соперничество между покупателями и продавцами существенно меняет всю структуру рыночного пространства.

Эти структурные изменения обусловлены следующими обстоятельствами: 

  1. конкуренция удаляет все другие и неэффективные фермы с рыночной арены. Эта реорганизация (восстановление) экономики обычно сопровождается определенным сокращением количества хозяйствующих субъектов, особенно это заметно в ряде отраслей.
  2. конкуренция на рынке, как известно, усиливает позиции крупного производства. Один промышленный гигант по объему производства можно сравнить с общей производственной мощностью нескольких сотен или даже тысяч малых предприятий. Поэтому рыночная экономика растет быстрее всего благодаря абсолютному и относительному усилению роли крупных собственников. 
  3. главная битва на рыночной арене - между армиями продавцов и армией покупателей, которые находятся в противоположных позициях по отношению к уровню цен. Какая армия может уверенно выиграть битву? Конечно, тот, кто более сплочен и, как следствие, может навязать свою цену врагу. Оказывается, каким бы парадоксальным это ни казалось, победа в крупной конкурентной борьбе может быть достигнута монопольным объединением противоборствующих сил.

Это означает, что объективная логика развития рынка такова, что сама свободная конкуренция порождает монополию, то есть движение переходит от этого противоположного состояния рынка к совершенно другому.

Совершенная конкуренция 

Следует иметь в виду, что признаки совершенной конкуренции, не полностью присущи ни одной отрасли. В чистом виде условия совершенной конкуренции не возникают в реальности, то есть совершенная конкуренция является не чем иным, как моделью идеальной рыночной экономики. Такие модели, отражающие явления в «стерильно чистой» форме, служат важным инструментом экономического анализа.

В условиях совершенной конкуренции ни продавцы, ни покупатели не влияют на ситуацию на рынке из-за малости и множественности всех участников рынка. На рынке большое количество мелких продавцов и покупателей, так же как любая капля воды состоит из огромного количества крошечных атомов. В то же время покупки, совершаемые потребителем (или продажи продавцом), настолько малы по сравнению с общим объемом рынка, что решение об уменьшении или увеличении их объемов не создает ни излишков, ни дефицитов. Совокупный размер спроса и предложения просто «не замечает» таких небольших изменений.

Чтобы конкуренция была идеальной, товары, предлагаемые фирмами, должны соответствовать условию однородности продукции. Это означает, что продукция фирм неразличима в сознании покупателей; продукты разных предприятий полностью взаимозаменяемы (они являются полноценной заменой товара). Экономический смысл этого положения заключается в следующем: товары настолько похожи друг на друга, что даже небольшое повышение цен одним производителем приводит к полному переключению спроса на продукцию других предприятий.

В этих условиях ни один покупатель не пожелал бы платить гипотетической фирме больше, чем он платил бы ее конкурентам. В конце концов, товары одинаковы, покупатели не заботятся о том, какую компанию они покупают, и они, конечно же, выбирают самое дешевое. То есть условие однородности продукта фактически означает, что разница в цене является единственной причиной, по которой покупатель может предпочесть одного продавца другому. Вот почему в условиях совершенной конкуренции нет оснований для существования неценовой конкуренции.

Следующим условием совершенной конкуренции является отсутствие барьеров для входа и выхода с рынка. При наличии таких барьеров продавцы (или покупатели) начинают вести себя как единая корпорация, даже если их много, и все они являются небольшими фирмами. Напротив, отсутствие барьеров, типичных для совершенной конкуренции или свободы входа и выхода из рынка (в отрасли), означает, что ресурсы полностью мобильны и легко перемещаются из одного вида деятельности в другой. Покупатели свободно меняют свои предпочтения при выборе товаров, а продавцы легко переключают производство, чтобы производить более выгодные товары.

Конечным условием для совершенно конкурентного рынка является то, что информация о ценах, технологиях и вероятной прибыли свободно доступна каждому. Фирмы имеют возможность быстро и эффективно реагировать на меняющиеся рыночные условия путем перераспределения своих ресурсов. Здесь нет торговых секретов, непредсказуемого развития событий, неожиданных действий конкурентов. То есть решения принимаются фирмой в условиях полной уверенности относительно ситуации на рынке или, что то же самое, при наличии точной информации о рынке. 

Вышеуказанные условия фактически предопределяют, что при совершенной конкуренции субъекты рынка не могут влиять на цены.

Однако участники рынка в условиях совершенной конкуренции могут влиять на общую ситуацию только тогда, когда действуют согласованно. То есть, когда некоторые внешние условия побуждают всех продавцов (или всех покупателей) отрасли принимать одинаковые решения. Фирмы, работающие в условиях совершенной конкуренции (их называют конкурентными), воспринимают уровень равновесной цены, сложившейся на рынке, как данный, на который не может повлиять ни одна из фирм. Такие фирмы называются ценообразователями (от англ. Price - price, take-take), в отличие от фирм-ценообразователей (make-to), которые влияют на уровень рыночных цен. 

Несовершенная конкуренция

Подавляющее большинство реальных рынков являются несовершенно конкурентными рынками. Они получили свое имя из-за того, что конкуренция и, следовательно, стихийные механизмы саморегулирования («невидимая рука» рынка) действуют на них несовершенно. В частности, часто нарушается принцип отсутствия излишков и дефицитов в экономике, что лишь свидетельствует об эффективности и совершенстве рыночной системы. Как только некоторые товары являются чрезмерными, а некоторые - недостаточными, уже нельзя утверждать, что все имеющиеся ресурсы экономики расходуются только на производство необходимых товаров в необходимых количествах. 

Предпосылками несовершенной конкуренции являются: 

  1.  значительная доля рынка отдельных производителей; 
  2.  наличие барьеров для входа в отрасль;
  3.  неоднородность продуктов; 
  4.  несовершенство (неадекватность) рыночной информации.

Каждый из этих факторов в отдельности и все они вместе способствуют отклонению рыночного равновесия от точки равенства спроса и предложения. Таким образом, единственный производитель определенного продукта (монополист) или группа крупных фирм, которые вступили в сговор между собой (картель), могут поддерживать завышенные цены, не рискуя потерять покупателей - тем более, что больше некуда брать этот продукт. 

Критерием несовершенной конкуренции является уменьшение кривой спроса и цены при увеличении объема производства фирмы. Часто используется другая формулировка: критерием несовершенной конкуренции является отрицательный наклон кривой спроса (D) на продукцию фирмы.

Таким образом, если в условиях совершенной конкуренции объем продукции фирмы не влияет на уровень цен, то в условиях несовершенной конкуренции такое влияние существует. 

Экономический смысл этой закономерности заключается в том, что фирма может продавать большие объемы продукции с несовершенной конкуренцией только путем снижения цен. Или, другими словами, поведение фирмы является значительным во всей отрасли. 

Монополистическая конкуренция 

Монополистическая конкуренция является формой несовершенной конкуренции. Монополистическая конкуренция - это рыночная структура, в которой большое количество фирм производят взаимозаменяемые товары и услуги.

Прежде всего привлекает внимание сам термин «монополистическая конкуренция». Он говорит, что в рамках этой структуры рынка объединены черты, присущие монополии и совершенной конкуренции, которые являются антиподами. Монополистическая конкуренция связана с совершенной конкуренцией большого числа продавцов, которые одновременно действуют на рынке для данного продукта или услуги. 

Но они предлагают не одинаковые, а дифференцированные продукты, то есть разные взаимозаменяемые продукты, которые удовлетворяют одну и ту же потребность (разные типы мыла, зубной пасты, модели одежды, учебники по экономике). Каждый тип продукта может быть произведен в относительно небольших размерах небольшими фирмами.

Используя свою позицию относительного монополиста, фирма может позволить себе повысить цену своей продукции, что не может сделать конкурентная фирма под угрозой полной потери клиентов. В контексте предложения дифференцированных товаров многие покупатели все равно не уйдут с рынка, поскольку продавец учитывает их индивидуальные потребности. В отличие от олигополиста, фирма, действующая в условиях монополистической конкуренции, не учитывает реакцию конкурентов на свои действия, поскольку в большинстве фирм это невозможно.

На рынке работает много фирм, и среди них либо нет крупных, либо они не имеют решающих преимуществ перед мелкими и примыкают к ним. Барьеры для выхода на такой рынок относительно невелики: для открытия мебельной мастерской или модной парикмахерской большой капитал не нужен, и конкурентам сложно это предотвратить. Уйти с рынка обычно не сложно - всегда найдутся покупатели, которые готовы купить малый бизнес. 

Почему же тогда при таких либеральных условиях, которые преобладают на рынках описанного типа, конкуренция все еще не совершенна? Причина кроется в разнообразии, дифференциации продукции.

Продукция, выпускаемая каждой компанией, несколько отличается от продукции других компаний. Любой из производителей занимает своего рода «мини-монополистическую» позицию (единственный производитель определенного узкого ассортимента данного продукта) и обладает определенной властью на рынке. Каждая фирма, действующая в условиях монополистической конкуренции, контролирует лишь небольшую долю общего рынка данного продукта. Однако дифференциация продукта приводит к тому, что единый рынок распадается на отдельные, относительно независимые части (они называются сегментами рынка). И в таком сегменте рынка доля даже небольшой компании может стать очень большой.

Роль неценовой конкуренции

Ни в одной другой структуре рынка неценовая конкуренция не играет такой важной роли, как в монополистической конкуренции. 

Из двух основных типов конкуренции - ценовой и неценовой - наши предприятия, находящиеся на крайне неблагоприятных для себя условиях, были вовлечены в наиболее серьезную из них, а именно в ценовую конкуренцию. Фирмы, которые ведут ценовую конкуренцию, пытаются привлечь потребителей, устанавливая цены ниже, чем у конкурента. Соответственно размер прибыли уменьшается, и если цена падает ниже себестоимости, то появляются убытки. В то же время отечественные предприятия (особенно при попытке выхода на зарубежные рынки) часто вынуждены компенсировать отставание качества продукции из-за низких цен.

Напротив, в неценовой конкуренции фирмы стремятся привлечь покупателя не снижением цен, а повышением потребительской ценности продукта. Этого можно достичь разными способами: повысить качество продукта, лучше адаптировать его к потребностям определенной группы потребителей, создать принципиально новый тип продукта, улучшить сервис, активировать рекламу. Основа для неценовой цены конкуренция - это дифференциация продукта. 

До послевоенного периода из двух видов конкуренции во всем мире преобладала цена. Однако в настоящее время ситуация изменилась, и на передний план вышла неценовая конкуренция. Это связано с рядом преимуществ, которые этот тип конкуренции предоставляет фирмам, проводящим его.

Во-первых, столкновения цен оказались невыгодными для всех участников борьбы, и они особенно губительны для малых и средних фирм (а именно, по сравнению с западными гигантами, большинство из них являются белорусскими предприятиями). Дело в том, что Чем крупнее фирма, тем больше финансовых ресурсов она имеет и тем дольше она может продавать товары по сниженным ценам. В этих условиях ценовая война поражает наиболее уязвимые места отечественной промышленности, ослабленные кризисом.

Во-вторых, в условиях современной высокоразвитой экономики требования потребителей усложняются. Рынок начал принимать благоприятно многочисленные и разнообразные варианты товаров, стало возможным привлекать потребителей с повышенным качеством, особыми свойствами продукта или услуги. Специальные свойства продукта часто важнее, чем привлекательность цены. То есть успешная дифференциация продукта часто является способом избежать любой конкуренции в целом, оставляя за собой абсолютно свободную рыночную нишу.

В-третьих, стоимость неценовой конкуренции при правильном подходе обходится фирме меньше, чем цена ценовой конкуренции. Действительно, снижение цен ниже оптимального уровня всегда приводит к уменьшению прибыли, причем уменьшение тем сильнее, чем больше снижение цен. Соотношение между показателями неценовой конкуренции и прибыли намного сложнее. Хорошее объявление может стоить столько же, сколько и плохое.

Преимущество первого над вторым вполне может быть достигнуто не благодаря дорогостоящим методам съемки, а благодаря интересной идее фильма, его большей четкости. То же самое касается усовершенствований продукта: небольшой и, следовательно, недорогой дизайн Изменения, если они хорошо продуманы, могут сделать продукт гораздо более удобным для потребителя. В результате рост конкурентоспособности будет достигнут без высоких затрат.

Конечно, из вышесказанного не следует, что неценовая конкуренция возможна вообще без затрат - хорошая реклама или высококачественный продукт также стоят больших денег. Но сфера деятельности фирмы, несомненно, шире, чем при ценовой конкуренции. Всегда есть надежда победить конкурента с лучшими идеями. Скажем, используя преимущества российской инженерной школы и огромный научный потенциал страны. 

Наконец, в-четвертых, ценовая конкуренция в наше время в большинстве стран, включая Беларусь, ограничена законом. Снижение цен не должно достигать уровня демпинга, т.е. цена не может упасть ниже себестоимости.

Олигополия 

Олигополия - это структура рынка, в которой на рынке имеется небольшое количество продающих фирм, каждая из которых имеет значительную долю рынка и имеет значительный контроль над ценами. Однако не следует думать, что компании можно буквально пересчитать с одной стороны. В олигополистической отрасли, как и в монополистической конкуренции, многие мелкие фирмы часто работают вместе с крупными. Однако несколько ведущих компаний составляют такую ​​большую часть общего оборота отрасли, что именно их деятельность определяет развитие событий.

Формально в олигополистические отрасли обычно входят отрасли, в которых несколько крупнейших фирм (в разных странах от 3 до 8 фирм взяты за отправную точку) производят более половины всей продукции. Если концентрация производства оказывается ниже, то считается, что отрасль работает в условиях монополистической конкуренции. 

Основной причиной формирования олигополии является экономия от масштаба. Отрасль приобретает олигополистическую структуру, если большой размер фирмы обеспечивает значительную экономию средств и, следовательно, если крупные фирмы в ней имеют значительные преимущества по сравнению с небольшими.

Принято говорить, что в олигополистических отраслях преобладают «большая двойка», «большая тройка», «большая четверка». Более половины продаж приходится на 2–10 фирм. Например, в Соединенных Штатах на четыре компании приходится 92% производства всех автомобилей. Олигополия характерна для многих отраслей промышленности в Беларуси. Так, грузовики выпускают несколько предприятий (МАЗ, БелАЗ, МТЗ), нефтеперерабатывающие заводы - два предприятия (Мозырский НПЗ и Новополоцкий НПЗ «Нафтан»), на рынке Беларуськалия также доминирует олигополия: три-четыре производителя. договорились и держим цены. 

Конечно, установление количественной границы между олигополией и монополистической конкуренцией в значительной степени произвольно. В конце концов, эти два типа рынков имеют другие отличия друг от друга.

Продукты на олигополистическом рынке могут быть однородными, стандартизированными (медь, цинк, сталь) или дифференцированными (автомобили, бытовые электроприборы). Важным условием, влияющим на характер отдельных рынков, является высота барьеров, которые окружают отрасль (размер первоначального капитала, контроль существующих фирм над новыми технологиями и новыми продуктами с использованием патентов и технических секретов).

Дело в том, что в отрасли никогда не может быть много крупных фирм. Уже многомиллиардная стоимость их фабрик является надежным барьером для вхождения новых компаний в отрасль. При нормальном развитии событий фирма постепенно расширяется, и к тому времени, когда в отрасли формируется олигополия, уже определен узкий круг крупнейших фирм. Чтобы вторгнуться в него, нужно немедленно иметь такую ​​сумму, чтобы олигополисты постепенно инвестировали в бизнес на протяжении десятилетий. 

Существуют значительные ограничения на доступность экономической информации в этой структуре рынка. Каждый участник рынка тщательно защищает коммерческую тайну от своих конкурентов.

Большая доля в производстве, в свою очередь, обеспечивает олигополистическим фирмам значительную степень контроля над рынком. Уже каждая из фирм в отдельности достаточно велика, чтобы влиять на положение в отрасли. Таким образом, если олигополист решит сократить выпуск, это приведет к росту цен на рынке. И если несколько олигополистов начнут проводить общую политику, их совместная рыночная власть приблизится к власти монополии на концентрацию. 

Характерной чертой олигополистической структуры является то, что фирмы при формировании своей ценовой политики должны учитывать реакцию конкурентов, то есть все производители, действующие на олигополистическом рынке, взаимозависимы.

При монополистической структуре такой ситуации не возникает (конкурентов нет), при совершенной и монополистической конкуренции - тоже (конкурентов слишком много, и их действия невозможно учитывать). Между тем реакция конкурирующих фирм может быть разной и ее трудно предсказать. 

Олигополистическая взаимозависимость - необходимость учитывать реакцию конкурирующих фирм на действия крупной фирмы на олигополистическом рынке.

Типы олигополии 

Олигополистическая структура может быть очень разной, каждая из ее разновидностей накладывает отпечаток на разработку ценовой политики компании. Количество и размер фирм в отрасли, характер продуктов, степень обновления технологий играют роль. Давайте рассмотрим некоторые варианты поведения на рынке олигополистических фирм. 

Несогласованная олигополия, при которой фирмы не вступают ни в какие контакты друг с другом и не пытаются сознательно найти точку равновесия, которая устраивает всех.

Картель (или заговор) фирм, который не устраняет их производственную и маркетинговую независимость, но предусматривает соглашение между ними по ряду вопросов. Прежде всего, картельные соглашения включают единообразные, монопольно высокие цены, по которым участники картеля обязаны продавать свои товары на рынке. Картельное соглашение также предусматривает разделение рынка сбыта. Это означает, что каждый участник картеля обязуется продавать свои товары, например, только на определенных территориях. 

Кроме того, чтобы иметь возможность поддерживать высокие цены, предложение товаров на рынке часто ограничено, и это требует ограничения размеров производства. Поэтому картельные соглашения часто предусматривают определение доли в производстве различных товаров для каждого члена картеля.

Создание картеля сталкивается с серьезными препятствиями. Это не просто антимонопольные законы. Соглашение часто бывает трудно достичь из-за большого количества фирм, значительных различий в ассортименте продукции и уровне затрат. Обычно член картеля испытывает соблазн разорвать соглашение и получить большую прибыль. Из-за законодательного запрета картели официально не существуют в Беларуси. Однако практика одноразового фиксирования цен широко распространена. Достаточно вспомнить, как периодически на потребительском рынке наблюдается дефицит подсолнечного масла или бензина. И как тогда эти товары вновь появляются со значительно повышенными ценами одновременно для всех продавцов.

Тем не менее, будущее вызывает еще большую обеспокоенность в этом смысле. Высокая концентрация производства, невозможность завоевать клиентов рыночными методами, тесные контакты всех предприятий в основных отраслях промышленности, которые развивались в дореформенный период, и ряд других факторов способствуют массовому появлению картелей. Если развитие событий действительно следует этому сценарию, экономика может быть серьезно повреждена. Поэтому его предотвращение является важной задачей государственной экономической политики.

Структура рынка, похожая на картель, или «игра по правилам», при которой фирмы сознательно делают свое поведение понятным и предсказуемым для конкурентов, тем самым способствуя достижению равновесия в отрасли или близком к ней государстве. Фирмы не заключают соглашения друг с другом, но подчиняют свое поведение определенным неписаным правилам. Такая политика, с одной стороны, позволяет избежать юридической ответственности, вытекающей из антикартельного законодательства. С другой стороны, снизить риск непредсказуемой реакции со стороны конкурентов, т.е. защитить себя от главной опасности, присущей несогласованной олигополии. Игра по правилам облегчает достижение олигополистического равновесия.

Наиболее часто используемая техника «игры по правилам» - это ценовое лидерство. Он заключается в том, что все основные изменения цен сначала осуществляются одной фирмой (обычно самой крупной), а затем они повторяются в аналогичных размерах остальными компаниями. Ценовой лидер фактически одинок в определении цен (и, следовательно, объема производства) для всей отрасли. Но он делает это так, что новые цены подойдут остальным. В конце концов, если они невыгодны для конкурентов, они просто не будут следовать за лидером, и отрасль превратится в состояние несогласованной олигополии, что опасно для всех участников. Неслучайно, что лидер часто «прощупывает» отношение конкурентов, заранее обнародуя данные о предстоящих изменениях и прислушиваясь к реакции других фирм.

Монополия 

Монополия является наиболее ярким проявлением несовершенной конкуренции. Строго говоря, в условиях рыночной монополизации само существование конкуренции можно признать только с большими оговорками. В конце концов, конкуренция предполагает разделение экономической власти, выбор потребителя. В условиях монополии потребители сталкиваются с одним гигантским производителем. Желает ли потребитель этого или нет, он вынужден пользоваться продукцией монополиста, соглашаться с его ценовыми условиями.

Всемогуществу монополиста помогает уникальность (незаменимость) продуктов последнего. Может ли житель Минска или Вилейки добровольно отказаться от услуг монопольного поставщика электроэнергии, заменив его чем-нибудь в домашнем хозяйстве? Способны ли предприятия и население страны полностью отказаться от железнодорожных услуг? Отрицательный ответ на такие вопросы очевиден, так же как тот факт, что такая ситуация позволяет монополисту диктовать свои условия с позиции силы.

Усиливает власть монополиста над рынком и полноту информации, доступной ему. Обслуживая всех потребителей в отрасли, он точно знает размер рынка, может быстро и с абсолютной точностью отслеживать изменения объемов продаж и, конечно же, знает подробности цен, которые он сам устанавливает. 

Понятно, что сочетание всех этих обстоятельств создает исключительно благоприятную среду для монополиста и благоприятные предпосылки для получения сверхприбылей. Однако также очевидно, что эти преимущества мгновенно исчезнут, если в отрасли появится хотя бы еще один конкурирующий производитель. Монополисту немедленно пришлось бы перейти от диктовки потребителю к тщательному учету потребностей и интересов потребителя.

Вот почему монополистическая структура рынка там, где он существует, защищена целой системой практически непреодолимых барьеров для вторжения в отрасль независимых конкурентов. 

Основными барьерами, которые существуют в монополистической отрасли, являются: 

  1. преимущества крупномасштабного производства (вплоть до естественной монополии); 
  2. правовые барьеры (монопольное владение источниками сырья, земли, права на научно-технические достижения, санкционированные государством исключительные права); 
  3. недобросовестная конкуренция. 

Давайте подробнее рассмотрим эти типы барьеров.

Как и на олигополистическом рынке, в монополизированной отрасли эффективны только крупные предприятия. Шансы возникновения монополии существуют только в том случае, если размер создает большие ценовые преимущества. Эта теория была неоднократно подтверждена практическим опытом. 

Дело в том, что высокая прибыль монополистов всегда была предметом зависти небольших компаний. В истории многих стран небольшие фирмы под тем или иным названием регистрировали попытки создания картеля (ассоциации, ассоциации, комиссии по стандартам, поскольку картели официально запрещены в большинстве стран) и совместно диктуют свои условия поставщикам и потребителям.

Отрасли, где крупные предприятия имеют более низкую стоимость, чем конкуренты, это другой вопрос. Это создает высокий барьер для всех, кто хочет проникнуть в отрасль, и при благоприятных условиях для ведущих фирм, это позволяет им полностью монополизировать рынок. 

Помимо экономических барьеров, монополия обычно защищена правовыми (юридическими) барьерами, и они часто играют решающую роль. 

Наиболее распространенным источником правовых барьеров являются права собственности. Если определенная компания владеет, например, уникальными источниками сырья, землями с особыми свойствами, это автоматически создает предпосылки для монополии. Важно лишь то, что продукт, произведенный с использованием этих природных ресурсов, сам по себе уникален и незаменим.

Права интеллектуальной собственности также защищены законом. Таким образом, правильно оформленное и зарегистрированное изобретение (подтверждающее, что этот документ называется патентом) дает его владельцу монопольное право на производство соответствующего продукта в течение определенного времени. Владелец патента может осуществлять свое монопольное право в одиночку или может предоставить его другим лицам за плату полностью или частично (выдать лицензию). Например, он может продавать лицензию на производство и продажу запатентованного продукта в определенной стране при условии уплаты определенного процента от цены каждой проданной единицы товара.

Напротив, отсутствие патента лишает изобретателя всех привилегий. Вот как проявляется юридическая природа этого барьера: есть патент - есть право, нет патента - нет прав. Для нашей страны это обстоятельство имеет большое значение, поскольку практически все изобретения советской эпохи не защищены международными патентами и до сих пор используются иностранцами бесплатно.

Государство самым жестоким образом борется с проявлениями недобросовестной конкуренции. Дело в том, что крупный производитель имеет массу преимуществ в борьбе с более мелкими конкурентами, фактически они сводятся к использованию грубой силы. Важным видом недобросовестной конкуренции является демпинг - преднамеренная продажа продукции ниже себестоимости с целью вытеснения конкурента. Крупная фирма - потенциальный монополист - имеет большие финансовые резервы. Поэтому он может торговать в течение длительного времени с убытками по низким ценам, что заставляет конкурента делать то же самое. Когда последний обанкротится и обанкротится, монополист снова повысит цены и возместит свои убытки. 

В нашей стране достаточно примеров монопольных предприятий. Вот некоторые из крупнейших:

  1. Белтопгаз. В этой структуре занято около 30 тысяч человек. Это государственное предприятие является розничной газовой монополией. Есть газоснабжение, добыча торфа, производство газового оборудования. 
  2. Белгосстрах. Государственная монополия в сфере страховых услуг. В него входят 7 филиалов, 118 представительств, 5 центров продаж и 5 тысяч точек продаж страховых услуг. 
  3. Белтелеком. Государственная монополия на рынке ряда телекоммуникационных услуг. Он владеет сетью магистральных волоконно-оптических линий связи, обеспечивает передачу междугородного и международного трафика, а также работу наземной сети телевизионных и радиовещательных каналов.
  4. Белпочта. Государственная монополия в предоставлении многих почтовых услуг в стране. Имеет разветвленную сеть по всей Беларуси, предоставляет широкий спектр услуг, в том числе в области связи. 

Естественные монополии

В некоторых отраслях правило применяется без каких-либо ограничений: чем больше масштаб производства, тем ниже затраты. Это создает предпосылки для укрепления одного единственного производителя в такой отрасли. Такое состояние рынка является монополией - ситуация, чреватая рядом серьезных проблем для экономики. В этом случае, однако, монополия возникает по естественным причинам: технологические характеристики производства таковы, что один производитель обслуживает рынок более эффективно, чем несколько конкурирующих фирм. Экономисты называют эту монополию естественной или технологической. Различные типы инфраструктуры являются классическим примером этого.

Макроэкономический аспект проблемы также важен. Инфраструктурные сети, являющиеся естественными монополиями, обеспечивают взаимосвязь хозяйствующих субъектов и целостность национальной экономической системы. К ним относятся такие монополисты, как Белорусская железная дорога, Белэнерго. 

Антимонопольная политика в Республике Беларусь

Монополия связана с целой кучей резко негативных последствий для экономики страны: недопроизводство, завышенная цена, неэффективное производство. Клиент монопольной фирмы вынужден мириться с высокими ценами, соглашаться с низким качеством продукции, ее устареванием (замедлением технического прогресса), отсутствием обслуживания и другими проявлениями пренебрежения интересами потребителей. Еще более опасен тот факт, что монополия полностью блокирует механизмы саморегулирования рынка.

Всемогуществу монополиста из-за непреодолимых барьеров на пути к промышленности не угрожает даже в долгосрочной перспективе. Один рынок не может решить эту проблему. В этих условиях ситуацию может улучшить только государство, проводящее целенаправленную антимонопольную политику. Не случайно в наше время нет ни одной развитой страны (и Беларусь в этом смысле не является исключением), где не было бы специального антимонопольного законодательства и не было бы специального органа для контроля за его осуществлением.

Начало государственной политики в Республике Беларусь в области антимонопольного регулирования было положено принятием в декабре 1992 года первого в истории республики антимонопольного закона «О противодействии монополистической деятельности и развитию конкуренции», вступившего в силу. вступление в силу 1 марта 1993 года первым государственным органом по ограничению, пресечению и предотвращению монополии. Деятельность и создание Государственного комитета Республики Беларусь по антимонопольной политике, который был образован в 1992 году, а затем преобразован в Министерство по антимонопольной политике. нормальных условий для конкуренции в Беларуси.

Сегодня ответственность за нарушения антимонопольного законодательства предусмотрены Законом Республики Беларусь «О противодействии монополистической деятельности и развитию конкуренции», Кодексом об административных правонарушениях Республики Беларусь, Уголовным и Гражданским кодексами Республики Беларусь. Контроль за выполнением антимонопольного законодательства на республиканском уровне осуществляет Департамент ценовой политики Министерства экономики Республики Беларусь, на местном уровне - департаменты антимонопольной и ценовой политики облисполкомов.

Антимонопольное регулирование включает в себя: 

  1. контроль за деятельностью хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарном рынке, если такая деятельность может привести к ограничению конкуренции или нанести ущерб законным интересам других субъектов или потребителей; 
  2. контроль за выполнением соглашений или объединений хозяйствующих субъектов, если такие действия приводят к разделению товарного рынка, установлению монопольных цен, ограничению доступа на рынок новых контрагентов; 
  3. контроль за реорганизацией, созданием и ликвидацией хозяйствующих субъектов, в том числе холдинговых компаний, союзов, ассоциаций и других ассоциаций, если это может привести к появлению или усилению доминирующего положения на товарных рынках;
  4. государственный контроль за операциями с долями, имущественными долями в собственности кооперативов, долями в уставном капитале хозяйствующих субъектов; 
  5. контроль за предотвращением возникновения любых форм недобросовестной конкуренции, а также нарушения прав и законных интересов потребителей; 
  6. контроль за актами, принятыми государственными органами, если это приводит к ограничению конкуренции, создает дискриминационные условия для отдельных субъектов хозяйствования, а также препятствует созданию новых субъектов хозяйствования в любой сфере деятельности или отдельным субъектам предоставляются необоснованные.

Министерство экономики в качестве уполномоченного органа государственного управления, на которое возложены функции противодействия монополистической деятельности и развития конкуренции, формирует и ведет Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, и Государственный реестр природных ресурсов монополии. 

Заключение

В современных условиях конкуренция является ключевой категорией рыночных отношений. Это основа или ориентир в понимании того, как функционирует рынок, показывающий, как конкурентоспособные фирмы, движимые стремлением к прибыли, реагируют на изменения цен на свою продукцию и используемые факторы производства. Преимущества конкуренции очевидны. В условиях рыночной конкуренции производители постоянно стремятся снизить себестоимость продукции, чтобы увеличить прибыль. Результатом является повышение производительности, снижение затрат, и компания может снизить цены. Конкуренция также побуждает производителей улучшать качество своей продукции и постоянно увеличивать ассортимент предлагаемой продукции и услуг.

Проблема конкурентоспособности белорусских товаров остается актуальной и по сей день, поэтому необходима продуманная, грамотная политика государства, направленная на контроль импорта товаров и оказание помощи отечественным производителям. 

Естественные монополии представляют собой особую проблему. Высокая эффективность естественных монополий делает невозможным их подавление. Основным способом борьбы с негативными аспектами естественных монополий является государственный контроль над ценообразованием товаров естественных монополий и объемом их производства. 

Антимонопольное законодательство и деятельность антимонопольных органов играют решающую роль в создании благоприятной конкурентной среды на рынке, правильное поведение которой способствует стабилизации всей экономики в целом.