Конкуренция и монополия: преимущества, недостатки, экономические последствия

Механизм рыночной экономики является явной формой системы экономических интересов на предмет рыночной экономики. Как и другие экономические формы, экономические механизмы имеют свое содержание.

Хозяйственный механизм представляет собой совокупность экономических интересов, организационных и правовых методов, гарантирует экономические интересы как систему и применение социальных законов и способствует его постоянному тиражированию на качественно новой основе.

Правила оформления курсовой работы по ГОСТу

Экономические механизмы являются одной из самых сложных экономических категорий. Включает в себя всю систему экономических категорий в различных пропорциях. Труд, затраты, цены, прибыль, заработная плата, проценты, рента, капитал, деньги, налоги, кредиты и т. Д. - все эти категории, как и многие другие категории, не перечисленные здесь, реальны в социально-экономической жизни. И как-то входит в хозяйственный механизм.

Изменения в социально-экономической жизни общества носят экономико-правовой характер, главным образом в использовании национальных экономических категорий и законов в качестве экономических агентов, призванных обеспечить координацию в экономических отношениях и правовой системе.

Требуются изменения в организационных нормах. Другие субъекты должны учитывать изменения в экономических механизмах своей деятельности.

Каждая социально-экономическая система имеет свой экономический механизм, определяемый преобладающим характером доминирующего свойства средств производства. В рамках одного и того же типа социально-экономической системы могут возникнуть важные особенности в механизмах управления между странами. В советской модели управления главными элементами экономического механизма были планы с властью директив и государственного права. Его компоненты регулировались государством, включая цены, зарплаты, расходы, налоги и проценты.

В рыночной экономике с условиями личной собственности, свободы, инициатив и предпринимательства основным элементом экономического механизма является конкуренция. Обеспечивает координацию поведения всех участников общественного производства через предложение, спрос, цены, издержки производства и многое другое.

Конкуренция - это выражение экономических отношений в рыночной экономике, которое представляет собой развитие производительности, развитие фактора производства или особой формы экономических ресурсов в обществе. Конкурентные отношения формируются между всеми субъектами рыночной экономики (домашние хозяйства, предприятия и страны), между агентами спроса и предложения, а также между потребителями и производителями товаров (товаров и услуг). Эти отношения пронизывают ключевые области экономической жизни: производство, распределение, обмен и потребление. Они играют важную роль как своего рода «связующая организация», потому что рыночная экономика сложна и функционирует как многозвенная система.

Конкуренция, ее функции и методы конкурентной борьбы

В экономической литературе много определений категории «конкуренция».

В классическом определении политической экономии конкуренция - это борьба за прибыль. Но сама цель этого соревнования превращается в борьбу, которая принимает очень разные и часто очень строгие формы и пути. Это борьба за более благоприятные условия для закупки сырья и продажи товаров [10, с.132].

В экономической литературе такие экономически значимые определения даны как отношения между субъектами в отношении сравнения экономических последствий деятельности субъектов. Существенно обязательная форма реализации объективно функционирующего закона в рыночной экономике.

Конкуренция - это конкуренция между участниками рыночной экономики в поисках наилучших условий для производства, покупки и продажи товаров.

Конкуренция имеет другие определения. Например, конкуренция может представлять собой экономическую борьбу, конкуренцию между различными производителями продукции, работами, продажей этих товаров, выполнением работ, услугами одного и того же потребителя для удовлетворения их интересов в связи с предоставлением услуг одному и тому же потребителю, Или рассматривается как конкурентоспособная работа среди производителей в наиболее прибыльных областях, является источником капитала, рынков и сырья, и в то же время очень эффективно добровольно регулировать долю общественного производства Механизм [3, с. 179].

Конкуренция - это конкуренция за предприятие для достижения наилучших результатов с целью получения прибыли.

Конкуренция на рынке является объективно необходимой средой и обеспечивает нормальное саморазвитие рыночной экономики как системы

Он всегда присутствует там, где существует конкуренция между субъектами в их пользу. Как экономические отношения, конкуренция представляет собой причинно-следственную связь между интересом предприятия к конкуренции и последствиями экономического развития.

Конкуренция играет важную роль в обществе. Это стимулирует самостоятельные бизнес-единицы. Благодаря этому производители до некоторой степени контролируют друг друга. Конкуренция - это борьба, которая в конечном итоге приводит к снижению цен, снижению себестоимости продукции, повышению качества продукции и применению результатов научного прогресса.

Конкуренция и монополия: преимущества, недостатки, экономические последствия

Однако конкуренция имеет свои недостатки. Это вызывает несоответствия в интересах экономических агентов, вызывает расслоение и дифференциацию социальных классов, вызывает желание создать экономическую монополию и является источником непроизводительных издержек. В этом случае без вмешательства правительства конкуренция может быть разрушительной.

Чтобы смягчить разрушительные последствия конкуренции и сохранить ее на приемлемом уровне, штаты выполняют задачу создания «правил игры». Эти правила предназначены для обеспечения целостности и прозрачности поведения всех экономических агентов.

На всех этапах экономического развития конкуренция является основным средством развития производства. Многие экономисты считают, что конкуренция может повысить эффективность производства. Конкуренция с духом конкуренции заставляет производителей использовать последние достижения науки и техники, чтобы находить новые способы совершенствования технологий производства и развития производства.

Содержание конкурса наиболее полно раскрывается при анализе его особенностей.

В современной рыночной экономике существует шесть основных особенностей конкуренции. 1) Регламент. 2) Назначение. 3) Инновационный; 4) Адаптируемый; 5) Распределение; 6) Контроль [10, с.134].

Регулирующая функция - это влияние конкуренции на производство и производство товаров, стоящих за ней, чтобы установить оптимальное соответствие (потребление) спросу. С помощью этой особенности постепенная тенденция к определению предложения спроса прокладывает путь через все противоречия рынка. Девиз этой функции - принцип. Производите только то, что можете продать, и не пытайтесь продавать то, что производите.

Основная цель функции конкурентного распределения, также называемой функцией распределения, заключается в наиболее эффективном размещении фактора производства в области с самой высокой рентабельностью капитала.

Основной целью инновационной функции конкуренции является применение различных признаков инноваций, которые предопределяют динамику реального развития рыночных экономических агентов на основе достижения научно-технического прогресса.

Основной целью функции адаптации является рациональная адаптация бизнеса к быстро меняющимся внутренним и внешним условиям среды, которая определяет переход экономической деятельности от простого самосохранения (экономическое выживание) к расширению (экспансии).

Целью функции распределения является прямое и косвенное влияние на распределение всей производимой продукции (валового национального продукта) между потребителями.

Наконец, функция конкурентного контроля предназначена для предотвращения доминирования одних рыночных агентов над другими.

Целостность этих функций взята в органическом единстве, чтобы обеспечить общую эффективность рыночной экономики (хуже или лучше), чтобы определить развитие рынка как саморегулирующейся и самоизменяющейся системы Нетрудно понять, что это конкурентный режим и механизм.

В условиях свободной рыночной экономики мы различаем конкуренцию внутри и между отраслями [3, с. 180].

Внутриотраслевая конкуренция - это конкуренция внутри одной отрасли, включая компании, производящие один и тот же продукт. Производители борются за лучшие условия, такие как производство, маркетинг, качество материалов и получение дополнительной прибыли. Товары продаются на основе общественно необходимых затрат, которые формируют общественную ценность. Стоимость продукта, созданного в результате конкурентных отношений между производителями, называется рыночной стоимостью. Рыночная стоимость и рыночная цена - это не одно и то же. Цены зависят от спроса и предложения. Если спрос выше предложения, цена выше стоимости, и наоборот. Конкуренция внутри отрасли призвана принести всю индивидуальную ценность на единый рынок. С одной стороны, выступая в качестве стимулятора технического прогресса, роста производительности фирм, он является источником коммерческих секретов и, следовательно, ограничивает развитие, непродуктивные цели, рекламу и спекулятивные Вы должны тратить огромные ресурсы на свои действия.

Межотраслевая конкуренция - это конкуренция производителей в различных отраслях за активность, капиталовложения и распределение прибыли. Это связано с различиями в прибыли отрасли. Но все производители пытаются выйти на этот рынок. Когда рентабельность капитала не ниже, чем у других, при этом оправдывает ожидания производителя. Это перемещает капитал из одной отрасли в другую, причем не только внутри отрасли, но и в отрасли с более высокой доходностью и капиталом.

В экономической литературе большое внимание уделяется типу конкуренции. В частности, проводится различие между совершенной конкуренцией и несовершенной конкуренцией.

Совершенная конкуренция - это свободная конкуренция многих производителей, производящих практически одинаковое количество одного и того же продукта. Такая конкуренция характеризуется следующими признаками [3, с.183]:

-Многие компании, производящие один и тот же продукт, находятся на рынке В этом случае компания относительно невелика, поэтому производство незначительно.

-Возможность свободного доступа к различным производственным отделам.

-Продукты однородны и производятся многими компаниями в одной отрасли.

-Хорошее знание всех участников рынка. Каждая цель продажи должна знать значение рыночной цены, спроса и предложения.

Полная конкуренция основана на частной собственности и экономической изоляции. Связь между производителями происходит только через рынок. Соблюдение этих условий гарантирует свободное общение между производителями и потребителями. Рыночные отношения здесь представлены отношениями "продавец и покупатель".

Поведение потребителей (покупателей) и производителей (продавцов) зависит от спроса и предложения. Поскольку все одинаково, покупатели покупают больше товаров по более низким ценам и по более низким ценам. Продавцы предлагают создавать больше товаров по более высоким ценам и продавать их по более низким ценам по более низким ценам.

В полностью конкурентной ситуации каждая отдельная компания определяет объем производства, который будет приносить наибольшую прибыль или приносить наименьшие потери в краткосрочной перспективе. Существует два подхода к определению такой продукции [3, с. 184]:

Сравнение общей (валовой) выручки и общей (валовой) стоимости.

-Сравнить предельный доход и предельные издержки.

При первом подходе вы знаете количество проданного продукта, поэтому легко рассчитать общий доход для каждого продукта. Для этого умножьте цену на количество проданных товаров. Вычитая общую стоимость из общей выручки, вы можете получить размер прибыли на единицу объема производства. Когда компании на всех уровнях производства не могут получить прибыль, они сталкиваются с проблемой минимизации потерь.

При втором подходе компании максимизируют общую прибыль, а не прибыль на единицу продукции. Рассчитывается как цена товара за вычетом общей средней стоимости. Минимизация потерь происходит, когда цена ниже, чем средняя общая стоимость. Если цена ниже, чем средняя переменная стоимость, а также средняя общая стоимость, рекомендуется остановить производство.

Полная или свободная конкуренция была характерна для развитых стран вплоть до середины XIX века. Вторая половина XIX - начало XX в. Крупные компании и их объединения будут охватывать отраслевой рынок. Влияние на национальные рыночные отношения увеличивается. Это приводит к неполной конкуренции. Она, в отличие от совершенства, ограничена монопольным и государственным влиянием.

Несовершенная конкуренция - это ситуация, когда продавцы такого количества товаров присутствуют на рынке и оказывают существенное влияние на цены.

Основные модели несовершенной конкуренции включают монополию, конкуренцию монополии и гадание олиго.

Условия, при которых обычно возникает конкуренция, называются рыночными структурами. Структуры рынка различаются по количеству и размеру компаний в отрасли, характеру контроля продуктов и цен, адекватности рыночной информации и условиям входа и выхода на рынок (Таблица 1).

Полная конкуренция и монополия являются «идеальным» (абстрактным) типом структуры рынка. На самом деле не существует рынка, который бы полностью соответствовал этим структурным параметрам.

Монополистическая конкуренция и олигополия являются актуальными типами рыночных структур. Они являются главной особенностью рынка. Структура Ol включает рынки алюминия и табачных изделий, междугородние звонки и телевизоры. Эксклюзивная конкуренция очень точна для большинства секторов сферы услуг (рестораны, автозаправки, банки).

В современных условиях используется метод конкурентной силы. К ним относятся экономические методы, такие как покупка сырья, рынки сбыта, кредиты и патенты у конкурентов, снижение цен, приобретение рынков труда и вывод на рынок новых брендов и продуктов. Также используются методы прямого насилия, такие как поджог, взрыв, убийство опасных конкурентов, шпионаж и перевороты.

Во всех странах применяются конкурентные методы ценообразования. К ним относятся использование исключительно высоких цен и исключительно низких цен. Вы также можете указать метод ценовой дискриминации, используемый монополиями (разные цены в разных местах, демпинговые цены).

Существуют также методы неценовой конкуренции. Они делятся на две группы [3, с.184]:

-Конкурс продукции.

-Конкуренция в продажах.

Конкуренция продуктов - стремление захватить часть рынка конкурентов за счет выпуска нового ассортимента и качественных продуктов при сохранении практически одинаковой цены. Например, в Соединенных Штатах одновременно продается 10 000 сортов муки, более 4000 консервированных зерен и 50 горчиц.

Конкурс продаж - использование нескольких средств для привлечения покупателей к товарам. Конкурс включает в себя рекламу, послепродажное обслуживание и преимущества для общего клиента.

Особый способ неценовой конкуренции - продажа товаров в рассрочку и лизинг. Последнее означает использование производственных методов вместо приобретения активов. То есть долгосрочная аренда техники, транспортных средств и промышленных объектов. В отличие от традиционной аренды, отношения между сторонами аренды строятся на условиях договора купли-продажи.

Развитие конкурентных отношений в странах с переходной экономикой в ​​значительной степени сдерживается тем фактом, что государственная собственность доминирует в экономике, а вся экономика сильно монополизирована или олигополизирована. Развитие конкурентных отношений в основном зависит от процесса денационализации, приватизации, принятия и реализации существующих антимонопольных пакетов, а также от процесса государственной поддержки конкуренции и защиты конкурентоспособности отечественной продукции. ,

Конкурентный рынок означает, что никто из множества участников рыночного процесса не повлияет на уровень цен. Если вы попытаетесь поднять цену, вы не сможете продать продукт, искусственное снижение цен приведет к убыткам, и вы не сможете возместить затраты.

На высококонкурентном рынке один покупатель или продавец не может влиять на спрос и предложение таким образом, чтобы повышать цены путем изменения количества товаров и получать значительный доход. Здесь отдельные покупатели и продавцы имеют небольшую долю в товарном потоке и не могут влиять на цену и их прибыль. В то же время, нет никаких препятствий для входа или выхода из конкурентного рынка.

Эффективность конкурентного рынка определяется следующими факторами [3, с.185]:

-Есть ли возможность снизить себестоимость продукции.

-Применить более продвинутые технологии.

-Улучшение качества работы, товаров и услуг.

-Конкурентоспособность товаров и услуг.

Конкурентные рынки являются основой, где новые экономические возможности остаются неиспользованными. В конкурентной среде продавцы ищут новые способы производства товаров и способы повышения качества и применения более передовых технологий. В связи с этим конкурентный рынок служит вынужденной экономической силой для развития и совершенствования производства.

Понятие и показатели уровня жизни населения
Налоговая система в России, направления ее совершенствования
Формирование государственного механизма социальной защиты населения в России
Эволюция форм денег и снижение транзакционных издержек. Природа электронных денег

Возникновение монополии и ее виды

В экономической жизни монополии действуют как крупные корпорации или ассоциации, которые производят большую часть продукции этой отрасли и имеют определенное экономическое преимущество. Эксклюзив - это структура рынка, где одна компания является поставщиком продуктов, которые не имеют близких заменителей. Ситуация с единственным продавцом товаров называется чистой монополией.

Термин «исключительный» в буквальном смысле этого слова означает «единственный продавец товаров». В современном контексте он используется для обозначения различных рыночных условий. Основными признаками монополии являются монопольные цены и монопольная прибыль.

Чтобы определить степень монополии компании, вам необходимо определить ее долю производства и продаж.

Например, согласно законодательству Федеративной Республики Германия, доминирующее положение занимает компания или группа компаний, на которые приходится более трети общего объема продаж на рынке. В Соединенных Штатах на протяжении десятилетий этот показатель устанавливался исходя из акций четырех крупнейших компаний. Внутренняя экономическая практика рекомендует, чтобы участники с экономическим оборотом более 70% акций доминировали на рынке [3, с.185].

Степень монополии компании с долей 35-70% определяется дискриминационно. В частности, с учетом географических границ будет выявлено влияние на продажу товаров на рынке (условия, цены и т. Д.).

Конкуренция происходит внутри монополий (цена, квота, контроль), между монополиями, между монополиями и аутсайдерами.

До начала 20 века. Монополии произошли на ограниченной территории. Впоследствии монопольный процесс становится регулярным и связан с условиями производства, конкуренции и усиления организационных принципов. Монопольный процесс не устраняет конкуренцию.

У компании есть монополия, когда она может управлять ценообразованием и производственными процессами. Степень этой власти зависит от наличия альтернативных продуктов и их доли в общем объеме продаж на рынке.

Поведение монополистов сильно зависит от потребительского спроса. Монополии могут идти двумя путями: ограничивать продажи, поддерживая высокие цены, или увеличивать их, снижая цены.

Общим условием максимизации монопольной прибыли является равенство предельных издержек и предельной прибыли.

В экономике существуют различные подходы для определения характера монопольной власти. Некоторые определяют его как способность отдельных (групповых) производителей (продавцов) контролировать рыночную цену товара. Монопольная власть проистекает из способности компаний устанавливать цены выше предельных издержек.

Желание достичь монопольной власти проистекает из желания иметь больше власти, получать больше выгод и больше славы. Мощь мощных экономических единиц позволяет произвольно изменять цены и сознательно корректировать ход рыночных операций для получения прибыли. Американский экономист А. Как отметил Пигу, ожидания в отношении прибыли, связанной с монопольной властью, являются факторами, способствующими ее формированию.

Американский экономист М. Фридман перечисляет три основных источника монопольной власти [3, с.186]:

-Техническая ситуация (в техническом плане присутствие только одного производителя или компании более уместно);

Прямая или косвенная государственная поддержка.

-Личный заговор между людьми.

Некоторые экономисты считают, что эксклюзивность рынка основана на ограничении числа продавцов и сосредоточении внимания на поставках товаров (услуг) небольшими группами ведущих производителей в отрасли.

В сегодняшнем контексте, вместо того чтобы получить монопольную власть путем достижения определенного масштаба производства, монопольная власть может быть получена путем владения запатентованной технологией, которая недоступна для МСП.

Монопольная власть достигается не только естественным, но и искусственным образом благодаря особому монопольному статусу производителей и продавцов, предоставляемому государственными и местными властями. Многие западные экономисты считают, что государство является наиболее важным источником монопольной власти.

Факторами, влияющими на степень монополии, являются [15, с. 55]:

-Экономический потенциал компании.

- расчетная прибыль;

Масштаб инноваций.

-Доступность секретов производства

- Высокие барьеры (препятствия) для появления конкурентов.

-Доступность альтернатив;

Конкуренция с другими компаниями, производящими аналогичную продукцию.

-Холдинг рынка информации.

Монопольные полномочия - это нации, предприятия и частные лица. Монопольная власть принадлежит как крупным, так и малым предприятиям и имеет определенные преимущества перед конкурентами.

Назначьте низшие и высшие формы монополии. Subforms-Временные союзы и соглашения, которые возникают для достижения конкретного проекта. Высшими формами монополии являются картели, синдикаты, доверие и проблемы.

В настоящее время экономическая теория различает четыре типа монополий: природа, организация, технология и экономика.

Естественная монополия - возникает ситуация, когда только одна компания обслуживает весь рынок из-за минимизации издержек производства и высокой эффективности таких рыночных структур (вода, энергия, газоснабжение). Естественные монополии часто обусловлены определенными факторами производства, особенно ограниченностью природных ресурсов и причинами уникальности. Государство предоставило естественным монополиям право обслуживать население региона, но оставляет за собой право контролировать их деятельность.

Организационная монополия - это партнерство между компанией и организацией с однородным профилем (министерство, концерн, ассоциация, компания).

Техническая монополия (техническая, промышленная) является разновидностью естественной монополии. В этом случае производство и продажа конкретного продукта контролируется компанией (ассоциацией). Уникальность этой монополии заключается в том, что детали производства и технологии являются причиной большого масштаба компании.

Экономическая монополия - результат соглашений между различными организациями или в результате конкуренции за квоты, цены и рыночные соглашения.

На самом деле существуют и другие виды монополий. Например, закрытые (защищенные правовыми нормами, ограничивающими конкуренцию) и открытые (одна из компаний будет единственным поставщиком продукта, но особой защиты от конкуренции не будет).

Предпринимательская монополия - это рынок, на котором одна или несколько компаний контролируют основную долю продукции отрасли.

Двусторонняя монополия - рыночная ситуация, в которой один продавец (монополист) выступает против единого покупателя (монополист).

Государственная монополия - это рынок, где государство является единственным продавцом отечественной продукции.

Эксклюзивность устанавливает цену эксклюзивности, которая состоит из стоимости и эксклюзивности. Монопольная структура позволяет различать среднюю прибыль, сверхприбыль и монопольную прибыль. Первая часть прибыли будет распределяться всеми производителями в конкурентной среде. Второе - это разница между социальными и личными издержками производства конкретной компании. Третий - это особая форма, в которой применяется монополия через монопольную цену с некоторой прибылью, получаемой другими компаниями.

Эксклюзивная цена не установлена ​​произвольно намеренно, но зависит от стоимости и условий спроса. На рынках, где у компаний есть монополии, цены всегда выше, чем на полностью конкурентных рынках. В некоторых случаях компании устанавливают разные цены для разных покупателей. Другими словами, он выполняет ценовую дискриминацию.

Для ценовой дискриминации требуются следующие условия [3, с.188]:

-Продавец должен быть монополистом.

-Продавцы должны иметь возможность делить покупателей на группы.

-Нельзя перепродавать продукты.

Монопольная власть, способность влиять на процесс производства и ценообразования.

Есть три типа ценовой дискриминации.

- непреднамеренное или полное, если единица однородного продукта имеет цену, равную цене спроса;

-Установление цены со скидкой.

-Разделить клиентов по разным группам и установить соответствующие цены.

Важным экономическим последствием монополий является то, что монополиям выгоднее продавать меньше продукции по более высоким ценам. Это означает, что монополии используют меньше ресурсов, чем их конкуренты.

Монополии - это, как правило, крупные компании, и поэтому они могут достичь низких затрат для экономии за счет масштаба (малые предприятия не имеют такого эффекта). Однако этот эффект не был полностью достигнут. Монополию сложно управлять, управлять своей деятельностью. Монополии менее склонны внедрять новые технологии, чем предприниматели в конкурентной среде. Поэтому фактическая стоимость больше минимальной. Тот факт, что монополии несут затраты на поддержание барьеров для проникновения других компаний в отрасль, во многом увеличивает стоимость.

Многие экономисты считают, что отсутствие конкуренции и стремление монополий в полной мере использовать имеющееся оборудование ослабляет стимулы для технологических достижений и инноваций. Другие считают, что у монополии есть отличная возможность проводить научные исследования и демонстрировать результаты науки и техники благодаря огромным доступным ресурсам.

Негативные последствия монополии приводят к дефициту продукции и искусственному формированию ценовой инфляции. Угроза конкуренции и повышение эффективности производства. Построить барьеры для входа в отрасль. Это может замедлить прогресс науки и техники, если не будет конкуренции. Поэтому во всех штатах реализуется антимонопольная политика [15, с.69].

Антимонопольное законодательство - это особая форма государственного контроля и регулирования рыночных отношений, рыночных структур, уровней конкуренции и возможностей для повышения экономической эффективности. Его также можно определить как комплексную реализацию экономических, законодательных и административных мер, направленных на обеспечение развития рыночной конкуренции и предотвращение чрезмерной монополизации рынка и злоупотребления монопольной властью экономическими агентами.

Конкурентоспособность и монополистические тенденции в экономике России

Тенденции формирования монополий являются логическим следствием конкуренции в рыночной экономике. На рубеже Х1Х-ХХ в. Впервые в наиболее серьезной форме были обнаружены проблемы, связанные с общим процессом перехода от экономики со свободной конкуренцией к преимущественно монополистической экономике.

Основываясь на сравнительном анализе различных теорий монополии (П. Срафф, Д. Робинсон, Г. фон Штакельберг, Э. Чемберлен), экономика признает, что монополия является объективной тенденцией в развитии современной рыночной экономики. Но это не исключает конкуренции. Перед экономической наукой и практикой стоит задача выявления негативных признаков в развитии монополии и поддержания условий для развития конкуренции.

Поскольку конкуренция является ключевым элементом управления, состояние конкурентной среды определяется развитием рыночной экономики.

Трудности в формировании рыночных отношений в России, просчеты в рыночных трансформациях и их неожиданные последствия решили создать своеобразную конкурентную среду.

В конкурентной среде необходимо понимать весь спектр экономических, правовых, организационных и политических условий, обеспечивающих равные возможности для всех участников рыночных отношений в экономической деятельности [10, с. 144].

Основным субъектом, который создает конкурентную среду и гарантирует ее дальнейшее развитие для поддержания конкурентоспособности производителей как на внутреннем, так и на зарубежных рынках, в общих ситуациях рыночных отношений, особенно в контексте стран с переходной экономикой, является нация.

Эти условия требуют от государства всегда решать две сложные задачи [10, с.150]:

1) Развитие конкуренции, создание и поддержание равных возможностей для всех производителей на внутреннем рынке.

2) Поддержка отечественных производителей на зарубежных рынках.

Для современной России практически важно определить оптимальную модель национальной конкурентной политики, которая бы учитывала глобальные тенденции развития рыночной экономики при переходе от национальных интересов.

Национальная конкурентоспособность является многогранной, состоящей из множества элементов, которые дополняют друг друга, обеспечивают устойчивый экономический рост и улучшают благосостояние граждан в условиях глобализации, относительно свободной международной торговли и открытых финансовых рынков. это понятие. В то же время конкурентоспособность государства напрямую зависит от конкурентоспособности отдельных секторов экономики, а также от конкурентоспособности компаний, работающих в этом секторе, и, в конечном итоге, от товаров и услуг этих компаний. Производим [11, с. 58].

Под конкурентоспособностью следует понимать количественные и качественные характеристики товаров, выпускаемых товаропроизводителями, которые соответствуют среднему показателю стоимости и качества товаров, поставляемых на этот рынок, который является средним по конкретному рынку. ,

С самого начала реализации рыночных реформ мы можем выделить две взаимодействующие тенденции, которые характеризуют формирование конкурентной среды в России.

Первый отражает усилия реформаторов по содействию де-декларированию собственности и созданию чистой модели открытой либеральной экономики [13, с. 44].

Вторая тенденция была в основном реакцией на первую. Эта тенденция, привязанная к реальной российской действительности, обусловлена ​​неожиданными новыми реформаторами, экономическими и правовыми формами крупномасштабного производства, новыми монополиями и уникальными Результатом стало появление механизма.

Ранее отраслевые министерства имели чисто внешнюю обеспокоенность, переходя во владение. Там монополия старых государственных организаций «приспосабливается» только к изменяющимся условиям существования [стр. 13, 45].

В условиях коллапса отечественной обрабатывающей промышленности растет значение естественных монополий, которые «падают», «работают», повышают цены и увеличивают издержки производства для экономики в целом. Тенденция локализации рынка и коллапса внутреннего рынка на многие локальные рынки растет очень заметно. Эта тенденция усугубляется слаборазвитой рыночной инфраструктурой. Более десяти лет спустя российская конкурентная политика перешла от противоречивого образования к новому этапу защиты конкуренции и развития конкурентной среды.

Эффективное формирование нового этапа в развитии конкурентных отношений в России во многом определяется возможностью выхода новых или потенциальных конкурентов на тот или иной рынок. Эта возможность или ее отсутствие обусловлены наличием и важностью различных типов препятствий для входа на рынок, а именно наличием определенных барьеров, которые должны подчеркивать ограничения спроса (емкость рынка). Капитальные затраты или начальные инвестиции, необходимые для выхода на товарный рынок. Экономия от масштаба, абсолютные преимущества уровней затрат. Административные барьеры, экономические и организационные ограничения. Правовое вмешательство в производственный процесс, свободное перемещение товаров и т. Д.

В России закон о конкуренции был разработан и принят, и его реализация позволяет избежать неравенства в конкуренции. Проявлением неравенства в конкуренции, установленной американскими экспертами, является типичная для России ситуация с нарушениями закона и иммунитета к этим нарушениям.

Наличие конкурентной среды является фактором, который препятствует свободному движению одной компании, но имеет решающее значение для нормального развития всего рынка и, в первую очередь, совокупности продавцов. Чем больше конкуренция на внутреннем рынке, тем больше отечественных компаний готовы конкурировать на зарубежных рынках [10, с. 147].

Неравенство России в конкуренции на внутреннем рынке препятствует ее конкурентоспособности на мировом рынке товаров и услуг.

С развитием рыночных отношений и формированием настоящей рыночной экономики Россия все активнее вступает в жесткую конкуренцию во всех сферах современного производства. После финансового кризиса августа 1998 года и резкого роста цен российских производителей в долларах возникли благоприятные условия в конкуренции с иностранными поставщиками аналогичной продукции.

В последние годы Россия добилась впечатляющих успехов в макроэкономической политике. Судя по официальной статистике, страна пережила один из самых процветающих периодов в нашей новейшей истории. Рост экспортных доходов гарантирует устойчивый внутренний спрос и общий экономический рост. За последние восемь лет ВВП страны неуклонно рос. Эта ситуация дополняется недавним притоком иностранных инвестиций, возникшим в последние годы.

В целом динамика российской бизнес-среды кажется очень благоприятной. Российский бизнес стал более эффективным, активно выходя на мировую арену и занимая лидирующие позиции в отрасли. Рынок слияний и поглощений растет. Другими словами, мы можем ожидать более агрессивного процесса реструктуризации экономики и более эффективно прибывающих собственников. Банковский сектор укрепился и играет важную роль в финансировании российских бизнес-проектов.

Россия стала более привлекательной для иностранных портфельных инвесторов, прямые иностранные инвестиции увеличились, а российский бизнес начал агрессивную иностранную экспансию.

Основным конкурентным преимуществом российской экономики является непрерывный производственный и научный потенциал. Квалифицированные трудовые ресурсы. Благоприятный геоэкономический и геополитический статус (общение между странами ЕС и АТЭС). Наличие большого количества природных ресурсов (энергии, нефти, газа, металлов и т. Д.) [11, с. 61].

Нужно учитывать факторы, которые делают российскую экономику менее конкурентоспособной. Отсутствие валового внутреннего спроса. Экспорт сырья, энергии и продукции с низкой добавленной стоимостью: низкий уровень инвестиций через «бегство капитала». Соответствие внутренних и мировых цен на ресурсы: рост капиталоемкости в отраслях, включая сырьевой сектор. Увеличение потребления многих видов ресурсов в промышленности. Исследование и разработка высококачественных месторождений сырья усугубляет ситуацию.

Одним из ключевых условий конкурентоспособности национальной экономики является институциональное стимулирование развития. Это означает официальные и неофициальные законы и правила игры II, отношения, установленные в процессе определения и защиты прав собственности, государственные нормы. Многие исследователи-конкуренты убеждены, что в современных ситуациях страны конкурируют главным образом в альтернативных институтах и ​​стратегиях выбора, стимулируют более быстрый экономический рост и улучшают уровень жизни населения. ,

Основной вектор современной конкуренции находится в области динамично меняющихся выгод, основанных на научных достижениях и инновациях. Новые технологии и повышенная производительность и эффективность, которые они обеспечивают, позволяют производить товары и услуги, отвечающие требованиям мирового рынка, и увеличивать реальные доходы населения, что является ключевым условием национальной и отраслевой конкурентоспособности. вы.

Современный российский рынок требует высокоразвитой и стабильной институциональной среды для обеспечения конкурентоспособности национальной экономики.

Невозможно говорить о конкурентоспособности российской экономики до тех пор, пока в ней не будет представлен один из системно значимых рыночных институтов конкуренции. Особенность этого института в том, что он очень изменчив и легко может быть заменен монопольными или другими формами несовершенных рынков. Эта ситуация является особенностью современного сектора экономики, особенно отличается быстрым обновлением ассортимента своей продукции. Как известно, новые продукты и услуги уже некоторое время занимают эксклюзивную позицию на рынке.

Нестабильность конкуренции как института требует особого внимания со стороны государства, иными словами, активной антимонопольной политики. Решения этой проблемы включают гибкую комбинацию противодействия злоупотреблению открытой экономикой и монопольным статусом, ограничению монопольных максимумов и эффективному контролю над естественными монополиями.

Ключом к достижению конкурентоспособности страны является развитие научно-технического потенциала страны, формирование экономики, основанной на знаниях. Доминирующая институциональная система диктует выбор оптимальной формы деятельности для каждой компании или предпринимателя, создавая тем самым условие массового спроса на определенный тип знаний.

Без постоянного баланса между монополией и конкуренцией эффективное функционирование экономики в современных, в основном рыночных странах, невозможно без обеспечения того или иного сочетания этих важнейших принципов эффективности экономического развития.

Одним из важнейших признаков рынка является конкуренция как форма взаимного соперничества субъектов рынка и механизмов, регулирующих общественное производство.

Конкуренция является социальной формой столкновения субъектов рыночной экономики в процессе реализации индивидуальных экономических выгод.

Конкуренция распределяет не только факторы производства, но и прибыль в зависимости от вклада и эффективности экономических агентов. Эффективное использование ресурсов позволяет производителям получать высокий доход, а неэффективное использование ресурсов может привести к потерям и вытеснению с рынка.

Конкуренция является мощным фактором концентрации производства, характер которого зависит от развития производства и степени монополии.

Монополия - это крупная бизнес-ассоциация, которая управляет отраслями и рынками с высокой концентрацией производства и капитала и установлением монопольных цен и монопольных прибылей.

Монополия - это монопольный статус экономического субъекта, позволяющий другим субъектам принимать решения, регулировать производство данного вида продукции и устанавливать доминирование на рынке.

Характерной чертой современных монополий является то, что их возникновение связано со многими негативными последствиями для экономики страны: недостаточное производство, завышенная цена и неэффективное производство. Еще более опасен тот факт, что монополии полностью блокируют механизмы саморегулирования рынка. Воздействие на экономику страны является наиболее катастрофическим. Производственные затраты в других секторах растут, неплатежи растут, а межрегиональные отношения парализованы. Один рынок не может решить эту проблему. В этих условиях только государства с сознательной антимонопольной политикой могут улучшить ситуацию.

Отсутствие конкурентной среды сводит на нет использование рыночных механизмов в регулировании монопольной деятельности. Для конкретной позиции монополиста в российской экономике единственной силой, которая может им противостоять, является государство. Поэтому государственная политика, устанавливающая ограничения на рынке и определяющая правила их действия, должна быть направлена ​​на усиление регулирующей роли государства, особенно в области таможенной политики (например, различные Организовать ценовую конкуренцию между видами энергоносителей), ограничить неконтролируемые частные монополии со стороны государственных монополий, изменить направление рентного дохода в пользу государства, а также координировать федеральные и региональные решения. Отсутствие четкого описания прав и обязанностей федеральных и местных органов власти в регулировании естественных монополий приводит к дисбалансу цен на промышленные услуги между регионами и нарушению связей между регионами. В отсутствие федеральной и региональной скоординированной политики и высокой степени дифференциации цен и тарифов между отдельными потребителями деятельность некоторых частей страны в едином экономическом пространстве является сложной.