Конкуренция и монополия: их взаимосвязь и роль в современной экономике

Предмет: Экономика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 24.01.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по экономике:

 

Много готовых курсовых работ по экономике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Роль информации и рекламы в потребительском поведении населения
Экономическая оценка земельных ресурсов
Научно-образовательный потенциал как фактор экономического развития
Границы государственного вмешательства в экономику


Введение:

Главной особенностью рыночной экономики является свобода выбора: производитель свободен в выборе продукции, которую он производит, потребитель - при покупке товара, работник - в выборе места работы и т. д. Но свобода выбора автоматически не обеспечивает экономический успех. Это выиграно в конкурсе.

Конкуренция является ключевой категорией рыночных отношений. Появляется в разных формах и осуществляется по-разному.

Термин, отметим, является древним, латинским, как и само явление, определяемое этим термином. Однако конкуренция древняя. Его глубокие корни кроются в необходимости постоянной борьбы за существование, за относительно лучшие условия жизни, крайней формой которой можно считать борьбу за выживание.

История человеческого общества, экономического и иного, - это также история конкурентной борьбы, история изменения ее форм и методов в соответствии с изменяющимися условиями общественной жизни. Создание древних и средневековых империй, зерновые и солевые бунты, вековые, семилетние и другие войны, экспедиции Колумба и Васко да Гама, «пугачевизм» и «ежовизм», погромы, геноцид и татаро-монгольское иго, все Эти события, казалось бы, имели значительные различия между собой, так или иначе порожденные стремлением бороться за существование, то есть конкуренцией.

Там нет конкуренции на основе коллективизма и упорядоченности. Конкуренция не может быть ни капиталистической, ни социалистической, ни феодальной, ни рабовладельческой, ни примитивной. Это не может быть хорошо и плохо. Мы должны быть готовы к различным методам рыночного соперничества, включая банкротство предприятий, которое неизбежно приведет к безработице. Мы также должны учитывать возможность социального расслоения общества, достижения его поляризации.

В данной курсовой работе используется некий универсальный подход, чтобы подчеркнуть теорию конкуренции и монополии, их типы и особую роль в функционировании смешанной экономики. Известно, что в действительности экономика любой страны является смешанной, поскольку теоретические модели рыночной экономики описывают экономику достаточно локального региона, и на практике (в национальном масштабе) законы нескольких экономических моделей действуют одновременно. Таким образом, конкуренция занимает доминирующее положение в экономике любого государства, но имеет различные формы. Важность конкуренции в экономике страны определяется также уровнем экономического развития страны, ее положением и влиянием в международной сфере рыночных отношений.

Проблема монополии в экономике была интересна экономистам почти весь двадцатый век. Эта тема была и будет актуальна до тех пор, пока существуют мировые экономические гиганты, которые прочно занимают монопольное место в производстве.

С монополиями можно обращаться по-разному, общество борется с ними уже более ста лет, но нельзя видеть все мировое зло в монополиях или считать их лишь основой экономического благосостояния.

Отношение общественности и государства к различным формам несовершенной конкуренции всегда неоднозначно из-за противоречивой роли монополий в экономике. С одной стороны, монополии ограничивают выпуск и устанавливают более высокие цены из-за своего монопольного положения на рынке, что приводит к нерациональному распределению ресурсов и приводит к росту неравенства доходов. Монополия безусловно снижает уровень жизни населения. Фирмы-монополисты не всегда в полной мере используют свои возможности для обеспечения роста научного и экономического потенциала. Дело в том, что из-за существования ограничений на вхождение в отрасль у монополий нет достаточных стимулов для повышения эффективности за счет научно-технического прогресса, поскольку нет конкуренции.

С другой стороны, существуют веские аргументы в пользу монополий. Продукция монополистических компаний отличается высоким качеством, что позволило им занять доминирующее положение на рынке. Монополизация влияет на повышение эффективности производства: только крупная фирма на защищенном рынке имеет достаточно средств для успешного проведения исследований и разработок.

Не следует также забывать, что крупные монопольные ассоциации играют роль своего рода «буфера», сдерживая спад производства и, следовательно, рост безработицы во время кризиса. Образно говоря, крупные монополии являются столпами всей структуры народного хозяйства.

Учитывая двойственную природу монополистических ассоциаций, правительства стран с развитой рыночной экономикой пытаются в определенной степени противостоять монополии, поддерживая и поощряя конкуренцию.

В России за годы экономических преобразований сложилась непонятная для всего мира особая система управления экономикой. В соответствии с этим действие законов о конкуренции хаотично и имеет свои особые формы.

Конкуренция и ее виды

Сущность конкуренции

Что такое конкуренция?

Что такое конкуренция и что нужно знать о ней тем, кто вступает в бизнес?

Прежде всего, мы хотели бы подчеркнуть: жесткость, склонность к конфликтам, конкурентное взаимодействие между предпринимателями не уменьшилось вообще из-за широкого распространения интеграционных процессов во внешней экономике. Конкуренция была и остается формой взаимного соперничества - с победителями и проигравшими - субъектами рыночной экономики. Конкуренция обусловлена ​​суверенным правом каждого из субъектов деловых отношений реализовать свой экономический потенциал, и это неизбежно приводит к столкновению между ними, достижению целей, поставленных предпринимателями, ущемляя интересы других деловых людей. Другими словами, конкуренция в современной цивилизованной рыночной экономике вовсе не является конкуренцией по олимпийскому принципу: важна не победа, а участие. Неизбежность конкуренции между предпринимателями обусловлена ​​преимуществом покупателей над продавцами на современном рынке. Стремясь удовлетворить потребности потребителей, предприниматели осознают свой собственный экономический суверенитет, вступая во взаимное соперничество только за внимание потребителей.

Наоборот, доминирование на рынке продавца превращается в конкуренцию между покупателями за внимание продавцов.

Обычно понятия «конкуренция» и «конкурентный рынок» разделены. Первый относится к способам поведения отдельных фирм на рынке, второй - к рыночным структурам и охватывает все аспекты рынка для любого товара (например, количество фирм, технологии производства, типы проданных товаров и т. д.), Которые влияет на поведение и деятельность фирм.

Рыночная конкурентоспособность

Он определяется пределами, в которых отдельные фирмы могут влиять на рынок, то есть влиять на условия продажи своей продукции, прежде всего, на цены. Чем меньше отдельные фирмы оказывают влияние на рынок, где они продают свою продукцию, тем более конкурентным считается рынок. Наивысшая степень рыночной конкурентоспособности достигается, когда отдельная фирма не имеет такого влияния. В этом случае на рынке действует так много фирм, что каждая из них не влияет индивидуально на цену товара, а воспринимает ее как величину, определяемую рыночным спросом и предложением. Такой рынок называется полностью конкурентным. Фирмы, работающие на совершенно конкурентном рынке, не конкурируют друг с другом.

Если отдельные фирмы могут влиять на условия продажи своей продукции (прежде всего, цены), то они конкурируют друг с другом, но рынок больше не считается полностью конкурентным.

Когда группа фирм производит и продает однородные товары с одинаковым названием, считается, что эти фирмы образуют отрасль.

Кривая, показывающая, сколько продукта, произведенного фирмой, востребована покупателями по каждой цене товара, называется кривой индивидуального спроса фирмы. Если бы отдельная фирма знала свою кривую спроса, то у нее не было бы проблем с определением объема продаж и дохода, полученного от него. Если в то же время затраты фирмы будут известны, то она сможет найти соответствующий объем производства и максимизировать прибыль.

Но в реальной жизни можно установить рыночный спрос всей отрасли, а не отдельной фирмы. Чтобы определить объемы продаж произведенных товаров при изменении цены товара, фирма должна знать, как поведут себя другие фирмы отрасли (поскольку их реакция на действия фирмы, несомненно, повлияет на уровень ее продаж), т. е. знать структуру рынка.

Курс «Экономика» рассматривает четыре теоретически возможные рыночные структуры, хотя считается, что они охватывают большинство реально существующих рыночных структур:

  1. совершенную конкуренцию;
  2. монополия;
  3. монополистическая конкуренция;
  4. олигополия.

Прежде чем перейти к анализу функционирования отдельной фирмы в указанных рыночных структурах, остановимся на принципах, присущих всем этим структурам.

Общие принципы поведения компании на рынке

Давайте введем категорию предельного дохода (MR), которая необходима для дальнейших исследований, под которой мы подразумеваем изменение общего дохода фирмы (TR), вызванное продажей одной дополнительной единицы товара, другими словами:

Фирма, стремящаяся максимизировать прибыль, должна решить два принципиально важных вопроса: 1) стоит ли она продолжать свою деятельность; 2) если это так, в какой степени. Фирме имеет смысл продолжать функционировать, если при достигнутом уровне производства ее доход превышает переменные затраты. Фирма должна остановить производство, если общий доход от продажи произведенных ею товаров не превышает переменных затрат (или, по крайней мере, не равен им) - правило 1.

До какого уровня фирма должна расширять производство? Здравый смысл подсказывает, что если производство одной дополнительной единицы товара приносит доход сверх затрат, связанных с производством этой единицы товара, то фирма может увеличить объем производства. Фирме не нужно расширять производство, если доход от продажи последней единицы продукции становится равным стоимости ее производства. Это равносильно следующему утверждению: если фирма решает продолжить производство, то она должна производить такое количество продукции, при котором предельный доход равен предельным издержкам - правило 2.

Эти два правила универсальны и применимы к любой структуре рынка.

Виды соревнований

Идеальное соревнование

Совершенная конкуренция существует в таких сферах деятельности, где есть много мелких продавцов и покупателей идентичных (идентичных) товаров, и поэтому ни один из них не может влиять на цену товара.

Здесь цена определяется свободной игрой спроса и предложения в соответствии с рыночными законами их функционирования. Этот тип рынка называется «рынок свободной конкуренции».

Наличие огромного количества покупателей и продавцов означает, что ни один из них не имеет больше информации о рынке, чем другие. Продавец, придя на рынок, находит уже установленный уровень цен, который он не может изменить, поскольку сам рынок диктует цену в каждый момент времени. Эта ситуация позволяет новым продавцам начать производство на равных условиях (цена, технология, юридические условия) с существующими продавцами. С другой стороны, продавцы могут свободно покидать рынок, что подразумевает возможность беспрепятственного выхода с рынка. Свобода «рыночного» движения создает условия для того, чтобы всегда происходило изменение количества производителей на рынке. В то же время оставшиеся продавцы по-прежнему не имеют возможности контролировать рынок, поскольку они представляют мелкое производство и их так много.

Теперь давайте сформулируем основные характеристики рынка совершенной конкуренции:

  • большое количество мелких продавцов и покупателей,
  • проданный товар является однородным для всех производителей, и покупатель может выбрать любого продавца товара для совершения покупки,
  • невозможность контроля цены и объема купли-продажи создает условия для постоянного колебания этих значений под влиянием изменений рыночной ситуации,
  • полная свобода «войти» на рынок и «уйти».

В реальной экономической реальности на рынке совершенной конкуренции в строгом теоретическом смысле, как указано выше, практически не возникает. Он представляет собой так называемую «идеальную» структуру, подразумевающую, что свободная конкуренция существует скорее как абстрактная идея, к которой реальные рынки могут только более или менее стремиться. Но, тем не менее, в экономической практике существуют рынки для определенных товаров, которые наиболее подходят для критериев определенной структуры рынка (например, рынок ценных бумаг или сельскохозяйственный рынок). Здесь количество покупателей и продавцов настолько велико, и они настолько «малы», что, за редкими исключениями, ни один человек или группа не могут контролировать рынок для определенных видов ценных бумаг или сельскохозяйственной продукции. Более того, товары на этих рынках для всех производителей полностью идентичны, и последние имеют полную информацию об изменениях на рынке. Все это подтверждает необходимость использования для такого рынка особой - «биржевой» формы организации (товарная биржа сельскохозяйственной продукции или биржа).

В условиях конкуренции на рынке производители стремятся снизить себестоимость продукции на единицу продукции, чтобы максимизировать прибыль. В результате это создает возможность снижения цен, что увеличивает продажи и доход производителя. Наиболее эффективным способом достижения этого является использование научно-технических усовершенствований и инноваций в производстве. Внедрение научно-технических достижений позволяет повысить производительность труда, что просто ведет к снижению цен в будущем, что, однако, приносит больший доход компании-новатору.

Конкуренция создает стимулы для производителей постоянно диверсифицировать предлагаемые продукты и услуги, чтобы завоевать рынок. Расширение ассортимента предлагаемых к продаже товаров происходит как за счет создания совершенно новых товаров и услуг, так и путем дифференциации отдельного товара.

Производители постоянно борются за покупателя на рынке. Результатом такой борьбы является политика стимулирования сбыта, которая всячески и всесторонне изучает потребительский спрос и создает новые формы и методы продажи товаров. Все это, с одной стороны, увеличивает прибыль компании, а с другой - удовлетворяет все желания и потребности покупателя. В результате выигрывает как потребитель, так и общество в целом.

Теория полностью конкурентного рынка может применяться без каких-либо изменений в отдельных реально действующих отраслях или служить основой для выявления закономерностей, присущих другим структурам рынка.

При рассмотрении поведения фирмы в условиях совершенной конкуренции мы должны исходить из двух основных допущений:

  1. объемы производства отдельной фирмы настолько незначительны по сравнению с объемами производства всей отрасли и варьируются в таких пределах, что это никак не влияет на цену продаваемых ею товаров;
  2. отрасль, в которой работает рассматриваемая фирма, может свободно входить и выходить. Это означает, что любая фирма, если она того пожелает, может начать производство данного продукта и войти в отрасль, или прекратить производство этого продукта и покинуть отрасль. Фирмы в отрасли не имеют никакого влияния на эти решения.

Первое предположение подразумевает, что кривая спроса отдельной фирмы горизонтальна, то есть спрос на продукцию отдельной фирмы абсолютно эластичен. Этот вид кривой спроса вовсе не означает, что фирма может продать любое количество товаров по заданной цене. Абсолютную эластичность спроса следует принимать в том смысле, что в рамках возможного расширения производства фирма не будет влиять на цену товара.

Как и в случае затрат, мы вводим понятия общего и среднего дохода (мы ранее дали определение предельного дохода):

  • общий доход (т.р.) - общая сумма выручки от продажи всех единиц товара. Если q единиц товара продается по цене р руб. за единицу, то TR = q x p;
  • средний доход (AR) - доход, полученный на единицу проданной продукции. Очевидно, что в условиях совершенной конкуренции средний доход равен цене проданного товара.

Поскольку предельный доход (MR) определяется как сумма, полученная от продажи одной дополнительной единицы товара, мы можем сделать вывод, что на полностью конкурентном рынке MR также равна цене товара.

Из вышесказанного следует, что если поведение отдельной фирмы не влияет на цену товара, который она продает, то для этой фирмы кривая спроса, кривая среднего дохода и кривая предельного дохода совпадают. Они представляют одну и ту же горизонтальную линию, проведенную на уровне, соответствующем цене продаваемого товара. Если в условиях совершенной конкуренции цена равна предельному доходу, то для максимизирующей прибыль фирмы (на основе универсального правила 2) цена должна равняться предельным издержкам.

Монополистическая конкуренция

Теория монополистической конкуренции была развита в работах английского экономиста Дж. Робинсона и американского ученого Э. Чемберлина. Монополистическая конкуренция предполагает сочетание двух моделей - совершенной конкуренции и чистой монополии. Как и в случае с совершенной конкуренцией, предполагается, что в отрасли работает много фирм и что существует достаточно свободного входа и выхода. Однако (и это особенность, присущая монополии), все фирмы в отрасли имеют некоторую возможность изменить цену продукта, который они производят, поскольку каждая фирма продает продукт, который значительно отличается от продуктов, производимых конкурентами. Казалось бы, все готовые фирмы выпускают один и тот же продукт - мужские костюмы. Но это не так - отдельная фирма производит собственный продукт (мужской костюм), который отличается от продукта других фирм стилем, качеством отделки, использованной тканью, аксессуарами и т. д. Дифференциация продукта предполагает, что каждая фирма обладает в какой-то степени монопольная власть над своим продуктом: он может повышать или понижать его цену независимо от действий конкурентов. Но эта власть ограничена, конечно, как присутствием производителей аналогичных товаров, так и значительной свободой входа в отрасль. Все это приводит к тому, что кривая спроса отдельной фирмы в условиях несовершенной конкуренции имеет падающий характер, но более плавный, чем кривая спроса в отрасли. Таким образом, дифференциация товаров означает, что фирмы отрасли производят товары, которые достаточно похожи, чтобы называться тем же продуктом (мужской костюм), но также достаточно разнородны (фрак, тройка и т. д.), Который имел производитель каждого продукта. возможность изменить цену своего товара.

Подводя итог вышесказанному, можно отметить, что теория монополистической конкуренции основана на трех основных положениях:

Кривая спроса отдельной фирмы имеет падающий характер; его эластичность выше, чем эластичность кривой спроса в отрасли, поскольку рынок продает заменители, произведенные другими фирмами. Падающая природа кривой спроса дает фирме возможность получать монопольную прибыль в краткосрочной перспективе.

Существует свобода входить и выходить из отрасли. Это обстоятельство приводит к тому, что в долгосрочной перспективе экономическая прибыль всех фирм отрасли становится равной нулю. Если фирма получает монопольную экономическую прибыль. Появление каждой новой фирмы приведет к тому, что рыночный спрос покупателей на этот продукт начнет распределяться по все большему числу фирм, а кривая спроса отдельной фирмы сместится влево (кривая D2). Когда экономическая прибыль фирмы становится равной нулю, и появление новых фирм прекращается. Следовательно, в условиях монополистической конкуренции равновесие отдельной фирмы в отрасли в долгосрочной перспективе происходит, когда цена проданного продукта (т. е. средний доход) равна величине средних общих затрат (точка B, где кривая D2 касается кривой УВД).

Отрасль включает в себя достаточное количество фирм, конкурирующих друг с другом, так что каждая отдельная фирма проводит свою собственную ценовую политику, независимо от реакции конкурентов.

Тогда можно видеть, что, достигнув равновесия в точке B (в долгосрочной перспективе), фирма, действуя в условиях совершенной конкуренции, обязательно увеличит выпуск продукции до уровня qc, поскольку в точке C она имеет минимальные средние общие затраты ( т.е. в точке С она бы получила максимальную прибыль). Это означает, что в условиях монополистической конкуренции производится более широкий ассортимент товаров, но с более высокими затратами на единицу товара, чем в условиях совершенной конкуренции.

Как показывает практика, третье условие монополистической конкуренции часто не выполняется. Например, во многих отраслях промышленности в США имеется небольшое количество (от 3 до 12) доминирующих фирм, определяющих ценовую политику. Но в то же время в отрасли все еще существует достаточное количество конкурентов, поэтому кривую совокупного спроса доминирующих фирм нельзя рассматривать как кривую спроса в отрасли. Эта структура рынка называется «олигополия», и мы рассмотрим ее ниже.

Олигополия

Олигополия является преобладающей формой современной структуры рынка. Термин «олигополия» используется в экономике для описания рынка, на котором существует несколько фирм, некоторые из которых контролируют значительную долю рынка.

Несколько крупных фирм (от трех до пяти) конкурируют друг с другом на олигополистическом рынке, и новым фирмам сложно выйти на этот рынок. Продукция, производимая фирмами, может быть как однородной, так и дифференцированной. На рынках сырья и полуфабрикатов преобладает единообразие: руда, нефть, сталь, цемент; дифференциация - на рынках товаров народного потребления (автомобили).

Существование олигополии связано с ограничениями доступа на этот рынок. Одним из них является необходимость значительных капиталовложений для создания предприятия в связи с масштабным производством олигополистических фирм. Сегодня общепризнанно, что предприятие, которое производит не менее 500 тыс. Легковых автомобилей в год, выплавляет не менее 2,5 млн т стали и т. д., может быть эффективным.

Небольшое количество фирм на олигополистическом рынке заставляет эти фирмы использовать не только ценовую, но и неценовую конкуренцию, поскольку последняя более эффективна в таких условиях. Производители знают, что если они снизят цены, их конкуренты сделают то же самое, что приведет к падению доходов. Поэтому вместо ценовой конкуренции, которая более эффективна в условиях совершенной конкуренции, «олигополусы» используют неценовые методы борьбы: техническое превосходство, качество и надежность продукта, методы маркетинга, характер предоставляемых услуг и гарантий, дифференциацию условий оплаты. реклама, экономический шпионаж.

Характерной чертой олигополистического рынка является зависимость поведения каждой фирмы от реакции и поведения конкурентов. Большой размер и значительный капитал фирм чрезвычайно неподвижны на рынке, и в этих условиях наибольшую выгоду обещают именно сговоры между олигополистическими фирмами с целью поддержания цен и максимизации прибыли. Производители также ведут переговоры о сотрудничестве и заключают (иногда открытое и даже формализованное) соглашение о разделе рынка - «картельное соглашение».

Картель - это соглашение нескольких предприятий, которое устанавливает для всех участников объем производства, цены на товары, условия найма рабочей силы, обмен патентами, разграничение рынков сбыта и долю («квоту») каждого участника в общем объеме. объем производства и продаж. Его целью является повышение цен (выше конкурентного уровня), но не ограничение производственной и сбытовой деятельности участников.

На первый взгляд сходство картеля и монополии очевидно. Но картель очень редко, в отличие от монополии, контролирует весь рынок, потому что вынужден учитывать политику некартелизованных предприятий. Кроме того, у членов картеля есть довольно сильный соблазн обмануть своих партнеров, снизив цены или активно продвигая свои товары, что создает условия для захвата части рынка. Как следствие, многие картели представляют собой временную структуру рынка и являются редкими. Кроме того, законодательство многих стран считает картельную практику незаконной и противодействует ей различными способами.

Классическим примером формирования и существования картельного соглашения до сих пор является, например, Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК), которая в разные периоды своей истории контролировала от 25% до 60% добычи нефти в промышленно развитых странах. страны.

Невозможность полноценного и постоянного использования картеля для взаимодействия между олигополистическими фирмами заставляет их проводить секретную экономическую политику в области изменения цен и разграничения сфер влияния. Такое сотрудничество может проявляться как через особую экономическую политику олигополистических фирм в форме «жесткой цены» или «ценообразования», так и через специальные организации, такие как «патентные пулы» (или консорциумы).

Жесткость цен - это название практики действий олигополистических фирм, когда даже при изменении затрат или спроса определенная фирма не склонна изменять цены. Она считает, что если ей придется поднять цену, другие последуют за ней, что приведет к потере части рынка. Таким образом, фирмы удерживаются от изменения цен, опасаясь развязать «ценовую войну».

Лидерство в ценах означает практику, когда при формировании цен на свою продукцию компания руководствуется ценами, установленными лидером - чаще всего доминирующей крупной фирмой в данной отрасли на данном рынке. Это демонстрирует своего рода сговор, хотя его существование обычно не доказано.

Патентные пулы представляют собой соглашение о специализации и кооперации производства, а консорциум - это объединение фирм с целью проведения общих научных исследований, совместного строительства крупных инвестиционных проектов. Обе эти организации выполняют картельные функции и являются основой для организации сговора с целью разделения рынка.

Олигополия характеризуется тремя особенностями:

  • в отрасли две или более конкурирующих фирм, так что отрасль не монополизирована;
  • кривая спроса каждой фирмы имеет падающий характер, поэтому правила свободной конкуренции не применяются в отрасли;
  • в отрасли существует по крайней мере одна крупная фирма, любое действие которой вызывает реакцию конкурентов, поэтому нельзя предполагать, что в отрасли существует монопольная конкуренция.

Основное отличие полностью конкурентного рынка от олигополистического заключается в особенностях изменения цен. Если на конкурентном рынке цены постоянно изменяются в зависимости от колебаний спроса и предложения, то при олигополии цены изменяются не так часто, как правило, через определенные промежутки времени и в значительных количествах. Эта «неподвижность» цен обычно возникает, когда фирмы сталкиваются с циклическими и сезонными изменениями спроса. Такие колебания спроса заранее учитываются олигополистическими фирмами, и последние пытаются не изменять цену товаров, а реагировать на изменения спроса путем увеличения или уменьшения объема производимых товаров. Обычно фирме выгодно в случае колебаний спроса менять объем производства, а не цену. Изменения цен обычно связаны со значительными затратами - нужно менять и распечатывать новые прайс-листы, тратить деньги на оповещение покупателей, не говоря уже о потере доверия клиентов. Поддержание цен на одном уровне эффективно только в краткосрочной перспективе; это не применимо на длительный срок.

Способность удерживать цены в краткосрочной перспективе присуща самой структуре олигополистических фирм: при планировании производства они заранее готовят его к возможному падению или увеличению спроса. Как правило, у олигополистической фирмы есть своего рода кривая средних переменных затрат. С такой кривой AVC выход продукта от q1 до q2 может быть выполнен при том же уровне переменных затрат. В этом интервале предельные издержки также не меняются и равны средним переменным.

Как известно, согласно закону убывающей отдачи, если один из факторов производства (капитал) остается неизменным (напомним, что мы рассматриваем краткосрочный период), то в качестве дополнительных единиц вводится переменный фактор (труд) в производство средние переменные издержки начинают падать. Тогда они достигнут своего минимума, и если вы не прекратите привлекать новые единицы труда, то AVC начнет увеличиваться. Но это верно, если мы считаем капитал неделимым. Но предположим, что на заводе используется 25 машин, которые обслуживают за смену 50 рабочих и производят один и тот же продукт. Суточная производительность 25 машин составляет 100 единиц товара, а суточная заработная плата одного работника составляет 10 рублей. Несложно рассчитать значение средних переменных затрат:

Пусть ежедневный спрос на продукт упал до 96 единиц. Это означает, что фирма должна сократить количество рабочих, которых она нанимает до 48.

Но компании не нужно использовать 48 рабочих и 25 машин, это сократит количество работающих машин до 24, а одна машина обслуживается. Поскольку произошло одновременное изменение как постоянных, так и переменных факторов, закон убывающей доходности в этом случае не применяется.

Таким образом, используя делимые фиксированные факторы производства, олигополистическая фирма может поддерживать соотношение рабочих единиц труда и капитала без изменений на определенном интервале (Q1 - Q2) выпуска. В этом случае как средние переменные, так и предельные издержки не меняются.

Как олигополист ведет себя в краткосрочной перспективе? Обычно, основываясь на исследовании рынка, фирмы определяют свою нормальную кривую спроса, которая отражает, сколько товара в среднем они могут продать на рынке по каждой цене. Зная потенциальный спрос, они устанавливают оборудование на основе ожидаемых изменений. «Нормальная» кривая спроса используется для определения начальной «нормальной» цены товара.

Поскольку любая фирма максимизирует свою прибыль при MR = MC, а кривые AVC и MC совпадают, соответствующие значения цены и объема находятся в точке A пересечения кривых MR и AVC. Цена Pn является «нормальной» ценой. Он взят за основу и в случае изменения спроса не изменяется, а объем производства уменьшается (до q1) или увеличивается (до q2).

Следует иметь в виду, что удержание цен целесообразно, если в определенных пределах объема производства можно сохранить средние переменные издержки без изменений. Когда у фирмы есть классическая AV-U-кривая, попытка удержать цену и сократить выпуск (если спрос падает) приведет к убыткам.

Чтобы описать действия компании-олигополиста в долгосрочной перспективе, необходимо знать реакцию конкурентов на возможное изменение цены со стороны олигополиста. Поскольку их действия не поддаются определению, еще не удалось создать единую теорию поведения олигополистской фирмы в долгосрочной перспективе. 

Монополия: экономический характер, причины

Сущность монополии

Монополия - это абсолютное преобладание в экономике единоличного производителя или продавца товаров. Это преобладание предоставляет предпринимательской фирме (фирмам) или другим хозяйствующим субъектам, которые достигли монополии, то есть монополии, исключительное право распоряжаться ресурсами, возможность давления на конкурентов, потребителей и общество в целом, возможность получения сверхприбылей и устойчивое получение прибыли в целом. Монополия может возникнуть как продукт естественной или искусственной монополии.

В нашей литературе термин «монополия» охватывает, как правило, широкий круг экономических структур, для обозначения которых в работах иностранных экономистов наряду со словом «монополия» используются термины «олигополия» и «двусторонняя монополия». используются. Двусторонняя монополия - это взаимодействие одного поставщика или единого покупателя (такая ситуация возможна в транспортных системах, энергетике, водоснабжении, газоснабжении и других важных социальных системах жизнеобеспечения). Олигополия - это присутствие на рынках нескольких поставщиков, число которых может варьироваться от 2 («дуополия») до 7-8. На самом деле «монополия» - довольно редкое явление, если не уникальное. Типичным явлением для рыночной экономики западных стран является сочетание олигополии и малого бизнеса, и за последние два десятилетия этот симбиоз оказался наилучшей формой выражения отношений во многих отраслях тяжелой промышленности, прежде всего в машиностроении. охватывающих даже области информатики.

Олигополии, особенно монополии, могут иметь разные количественные параметры. Но, как правило, они формируются на основе концентрации капитала и ресурсов, поэтому эту роль обычно играют крупные корпорации.

Возможность перехода от олигополии или другой немонопольной структуры к самой монополии всегда существует, что связано с тенденцией естественной монополии. Эта возможность реализуется через монополистическую практику и монополизацию экономики. Однако во всех странах с развитой рыночной экономикой такие действия подавляются различными актами государства, среди которых необходимо выделить законодательство о конкуренции (или о противодействии монополии). История развития рыночной экономики за рубежом свидетельствует о том, что возможность возникновения монополий, как правило, не реализована.

Например, в Соединенных Штатах крупные олигополистические структуры покрывают чуть более 50% валового национального продукта и менее 50% занятых. Аналогичная картина наблюдается в странах Западной Европы. Такая ситуация характерна для современного научно-технического развития этих стран. Гибкие и мобильные небольшие фирмы иногда могут быстрее и с меньшими потерями адаптироваться к изменениям экономической ситуации. Эффект гибкости производства, к которому лучше подходят малые и средние фирмы, часто дает большие выгоды, чем эффект масштаба и концентрации ресурсов. Кроме того, мелкие фирмы легче и охотнее идут на риск.

Наряду с этим наблюдается также тенденция к увеличению прямых горизонтальных и вертикальных взаимосвязей между олигополиями и малыми фирмами. Горизонтальные связи существуют между крупными корпорациями и небольшими компаниями в форме сотрудничества фирм, производящих аналогичные товары, или в форме взаимодействия фирм на одной и той же стадии производственного процесса и выполняющих различные функции при изготовлении основного продукта (например, субподрядное сотрудничество крупных корпораций с небольшими фирмами, производящими отдельные единицы, составляющие продукты, которые собираются на заводах материнской корпорации).

Вертикальные связи между крупными корпорациями и небольшими компаниями на разных этапах производственного процесса. Типичным примером таких связей являются отношения между крупными корпорациями, занимающимися переработкой сырья, и небольшими фирмами, поставляющими это сырье, дальнейшей переработкой основных и побочных продуктов корпораций, удалением отходов, вспомогательными работами, продажей продукции, а также освоение производства новых товаров. В качестве одной из наиболее распространенных форм вертикальных отношений используется система «франчайзинга» - заключение договора, по которому корпорации передают право продавать свои фирменные товары небольшим независимым фирмам (дилерам). Эта система охватывает в Соединенных Штатах почти полмиллиона различных предприятий с общим объемом продаж более 200 миллиардов долларов. 

Международные монополии

Международная монополия - это крупная фирма с активами за рубежом или альянс фирм разных национальностей, которые устанавливают доминирующее положение в одной или нескольких сферах мировой экономики с целью максимизации прибыли. По своим формам международные монополии делятся на две основные группы: трасты и интересы, основанные на общей монопольной собственности / транснациональные или многонациональные монополии / и межфирменные союзы / картели и синдикаты /.

Транснациональные трасты и концерны - это компании, принадлежащие, контролируемые и управляемые предпринимателями одной страны. Они интернациональны в своей сфере деятельности. Компании такого типа существовали уже в 19 веке, но их деятельность была действительно широко распространена в середине этого века.

В отличие от транснациональных монополий владельцы многонациональных трастов и концернов являются предпринимателями не одной, а двух или более стран. Их характерной особенностью является международный разброс акционерного капитала и многонациональный состав ядра компании.

Монополизация экономики

Монополизация экономики - это процесс захвата фирмами ключевых позиций в сфере производства и реализации продукции, установление их монополии. Монополизация экономики может быть естественного или искусственного происхождения.

Самыми низкими формами монополизации экономики были временные соглашения о ценах - их участники были обязаны продавать свои товары по единым ценам в течение известного периода (такие соглашения назывались конвенциями, пулами, кольцами).

Такие соглашения все еще могут возникнуть сегодня. Но основными формами монополизации экономики являются картели, синдикаты, трасты и концерны. Картель - это объединение ряда предприятий одной отрасли производства, в которых его участники, сохраняя за собой право собственности на средства и результаты производства, заключают между собой долгосрочные соглашения об установлении единых цен на разделение рынков по потребителям и товарам и т. д. Синдикат - это объединение предприятий той же отрасли, в которых право собственности на средства производства сохраняется сторонами соглашения, а произведенная продукция является собственностью всего синдиката. (то есть производственная независимость членов синдиката сохраняется, но их коммерческая независимость теряется). Траст - это объединение предприятий, основанное на установлении общей собственности на средства производства. Концерн - это корпорация, которая возникает на основе акционерного капитала (или капитала компании с ограниченной ответственностью) и объединяет формально независимые предприятия под эгидой материнской компании («холдинга») путем установления финансового контроля над ними.

В экономической жизни стран с рыночной экономикой монополизация экономики связана с захватом монополий рыночной власти, т. е. Концентрацией в руках корпораций такой доли продаж, которая позволяет им навязывать свои интересы обществу. и другие хозяйствующие субъекты. Например, в США уровень монополизации производства и реализации товаров одной фирмой, равный 40%, рассматривается как концентрация реальной рыночной власти, а уровень монополизации, равный 60%, является выражением полной монополии.

Монополия и конкуренция

Баланс «монополия» - «конкуренция»

Анализируя взаимную роль конкурентных и монопольно-регулирующих сил на высококонцентрированных олигополистических рынках, необходимо учитывать их двойственную роль. Конкуренция воплощает, прежде всего, стихийно регулирующий (или, как часто говорят, саморегулирующийся) принцип в отношении того или иного рынка. Силы конкуренции направлены на максимизацию воздействия всех факторов экономической эффективности, но в то же время они носят стихийный характер, поэтому они могут и часто ведут, особенно в сложных условиях, от безраздельного господства на рынке к ряд сложных - экономических, социальных и других последствий. Монопольно-регулирующие силы, в свою очередь, способны, с одной стороны, ограничить разрушительное влияние стихийных сил конкуренции и, в этом смысле, способствовать более сбалансированному развитию всей экономики, отдельных ее секторов и отраслей. С другой стороны, такое регулирование в случае чрезмерного ограничения конкуренции, например, регулирование цен - на основе сговора ведущих производителей, приводит к стагнации, в том числе к ограничению научно-технического прогресса и снижению эффективности производства. Такие негативные процессы наиболее ярко проявляются в условиях монопольного господства одного или нескольких производителей в отрасли.

Поэтому основной целью государственной политики в отношении отдельных отраслей и рынков производства является поддержание баланса между конкурентными и монопольно-регулирующими силами внутри олигополии. В то же время антимонопольное законодательство является основным средством поддержания этого баланса путем предотвращения чрезмерного проявления монополистических тенденций, то есть как бы сохранения в «оптимальном режиме» олигопольного механизма.

Современное промышленное законодательство основано на концепции антимонопольного регулирования отраслевых промышленных рынков на основе подхода «структура-поведение-функционирование».

В которой: Структура организации производства и распространения продукта, которая определяет содержание и формы конкуренции, а именно, количество и размер продавцов и покупателей, свобода входа и выхода предприятий-поставщиков, степень развития торговли профсоюзное движение в отрасли, договорные и законодательные отношения, связывающие покупателей и продавцов (например, путем вертикальной или конгломератной интеграции).

Поведение является доминирующей стратегией конкуренции в отрасли и специфической тактикой предприятий в области ценообразования, разработки продуктов, рекламы, инноваций, инвестиций.

Функционирование - это цели и результаты деятельности предприятий, а именно: достижение технической и распределительной эффективности, технологического прогресса, доступности товаров, растущей занятости, ресурсоэффективности и т. д.

Баланс монополии и конкуренции заметно изменился в антимонопольном законодательстве на протяжении всего 20-го века. В анализ вовлечены все факторы повышения эффективности производства: экономия в масштабе производства и экономия в масштабах сферы деятельности, экономия трансакционных издержек, связанных с реализацией сделок, соглашений, контрактов и, наконец, фактическая конкурентоспособность. давление, связанное с конкуренцией за долю рынка и за максимизацию прибыли. Монополия перестала идентифицироваться с увеличением концентрации производства; в ряде случаев монополия получила «теоретическое разрешение» на существование, особенно когда связанное с этим повышение эффективности покрывает затраты на снижение конкуренции. Все больше внимания уделяется определению экономической категории власти монопольного рынка, границ товарных и географических рынков, методов ценовой и неценовой конкуренции и т. д. Промышленная конкуренция, интенсивность конкуренции на отраслевом рынке рассматривается через Методологическая призма взаимодействия ряда факторов. В частности, М. Портер выделяет пять основных факторов или «сил», которые определяют состояние конкуренции и уровень прибыльности в отрасли.

Значение этой модели заключается в том, что на основе общетеоретических подходов в рамках несовершенной конкуренции анализ включает сложный набор чисто экономических и психологических факторов, определяющих силу конкурентного давления на отраслевом рынке, а именно: реальная конкуренция внутри отрасли, потенциал - социальная конкуренция со стороны новых компаний-агрессоров (ценовая конкуренция) и со стороны товаров и услуг - заменители (неценовая конкуренция), влияние поставщиков и покупателей. Из этого общего подхода вытекает целый ряд новых практических мер антимонопольного регулирования экономики, которые заслуживают отдельного изучения в отдельном докладе. Для целей этого параграфа важно отметить, что как реальная, так и потенциальная конкуренция на равных условиях сосуществуют в теоретической основе современного антимонопольного права, и что понятие «концентрация» не связано автоматически с понятием «монополия».

Это неудивительно, учитывая, что в развитых странах именно высококонцентрированные олигополистические рынки с относительно небольшим числом производителей преобладают.

В западной экономической теории считается, что когда доля четырех крупнейших предприятий в отрасли достигает 40% (CR-4> 40%, становится вероятным олигополистический ценовой сговор. Именно в этом плане действует принцип антимонопольного права). формируется законодательство, в соответствии с которым признаком монополии признается не большой размер самой компании и даже не большой размер контролируемого рынка, а наличие компании с монопольными намерениями и достаточной властью на рынке для их реализации. намерения. Наиболее радикальным наказанием в связи с обвинениями в монополизации является роспуск компаний. Такие решения принимаются редко, до сих пор их было около трех десятков, и только 7 из них были приняты в 1950-х и 70-х годах.

Приведенный анализ свидетельствует о необходимости определенной осторожности в отношении возможностей практического использования западного антимонопольного законодательства в наших условиях. Это законодательство предназначено для уже существующего множества производителей, которые превратились в олигополистов. Именно по этой причине антимонопольное законодательство обычно не распространяется на те отрасли, в которых олигополистическая структура (сельское хозяйство) не развивается устойчиво, или наоборот. единство является обязательной основой для их организации производства (транспорта, производства и распределения электроэнергии и т. д.).

Что касается большинства других отраслей, то предварительный вывод, который может следовать из приведенных данных, связан с тем, что основным способом усиления конкурентной составляющей в экономическом поведении российских предприятий может быть, по-видимому, не деконцентрация производства, а сокращение предприятий, но усиление иностранной конкуренции, для чего необходимо создать адекватные условия: конвертируемость рубля, целевое регулирование тарифных барьеров для входа в отрасль, оптимальный баланс между расширением предприятий, что позволяет экономику масштаб производства и рост конкуренции на основе увеличения числа конкурирующих и независимых производителей. Таким образом, можно предположить, что параллельное осуществление мер по приватизации российской экономики, чтобы открыть ее для внешней конкуренции, коренным образом перестроит структуру присущих ей прав собственности без чрезмерных издержек, связанных с негативными последствиями монополии.

В то же время очевидно, что ряд отраслей может не выдержать конкуренции иностранных производителей, по крайней мере, в течение некоторого периода необходимой адаптации. Игнорирование минимальной продолжительности такого периода адаптации неизбежно приведет к распаду промышленности и будет означать деиндустриализацию национальной экономики, сопровождающуюся безработицей и разрушением промышленного потенциала. В этих случаях большинство экономистов обычно рекомендуют использовать государством антимонопольные меры другого порядка, а именно: 1) создание параллельных аналогичных отраслей; 2) использовать как средство преодоления монополистических тенденций в импорте аналогичных товаров; 3) осторожная деконцентрация производства, сокращение некоторых гигантских предприятий; 4) использование методов прямого и косвенного государственного контроля за доходами, уровнем рентабельности, заработной платы и частично за распределением продукции.

Монополистическая практика

Монополистическая практика - это действия субъектов хозяйствования, в ходе которых реализуется их доминирующее положение в экономике (рыночная власть), или действия, направленные на монополизацию экономики. Существуют различные варианты этой практики.

Практика государственной монополии осуществляется центральными государственными органами и включает в себя государственную национализацию прибыльных предпринимательских фирм, создание новых акционерных обществ с контрольным пакетом в руках государственных органов (такие компании внешне независимы, но на самом деле их зависимость от государства гораздо больше, чем при административно-командной системе), обязательное наложение государственных задач на предпринимательские фирмы, директивное распределение товаров и принудительное навязывание партнеров по экономическим отношениям, государственное директивное планирование производства и продажи товаров, государственная директивная постановка цен на товары, производимые предпринимательскими фирмами на основе негосударственного капитала, наложение запретов на формы и объекты торговли. В прошлом в России господствовала практика государственной монополии, почти полностью охватывающая как внутренние, так и внешние экономические отношения.

Ведомственная монополистическая практика (то есть соответствующая практика отраслевых министерств) имеет сходные формы проявления только в масштабах не народного хозяйства в целом, а отдельных его отраслей. Эта практика была в прошлом основой так называемого. «Ведомство» и «ведомственная разобщенность в народном хозяйстве», сдерживающие как экономическую инициативу «снизу», так и рациональное регулирование экономики «сверху». В настоящее время рядом ведомств существует желание сохранить эту практику, используя несовершенство законодательства об акционерных обществах и ценных бумагах. Министерства пытаются захватить контрольные пакеты в подчиненных предприятиях. Если это станет масштабным, то в нашей национальной экономике будет сохранена практика ведомственной монополии, что значительно ограничит возможности для развития конкуренции и распространения рыночных отношений.

Монополистическая практика предпринимательских фирм включает наложение дискриминационных условий контрактов на партнеров, включая наложение на них обязательств по эксклюзивной купле-продаже с данной предпринимательской фирмой и наложение условий контракта, которые не связаны с предметом этого контракта; изъятие товаров из обращения, а также прекращение производства товаров, потребность в которых существует для создания искусственного дефицита; сговор между фирмами, чтобы не допустить потенциальных конкурентов на рынок; навязывание покупателям обязательного ассортимента как условия продажи товаров, демпинга и т. д. Объективный читатель легко может найти все вышеперечисленные формы монополистической практики - из т.н. «Принудительный ассортимент» до систематического уничтожения товаров на мясоперерабатывающих заводах, в холодильниках для увеличения спроса.

Экономические последствия монополии

История антимонопольного регулирования

Важнейшим средством регулирования деятельности монополий является антимонопольное законодательство, основы которого заложены в законодательных актах Верховного Совета Российской Федерации.

Антимонопольное законодательство - это пакет законов, которые служат средством поддержания баланса между конкуренцией и монополией со стороны государства, средством установления официальных «правил игры» на рынке.

Антимонопольное законодательство появилось в Соединенных Штатах и ​​Канаде в ответ на растущую силу монопольных союзов в экономике. В 1880 году был принят первый закон - Закон Шермана, который запрещал монополизацию рынка, признавал незаконными любые ассоциации и заговоры, направленные на ограничение производства и торговли. Позже, в 1914 году, был принят еще один важный закон - Закон Клейтона. Этот закон был направлен в первую очередь против различных видов монополистической практики. Он объявил вне закона ценовую дискриминацию, запретил эксклюзивные или «принудительные» соглашения, установление взаимных директоров и приобретение акций конкурирующих корпораций. В 1914 году была создана Федеральная торговая комиссия для борьбы с антиконкурентными слияниями. В 1938 году эта комиссия получила дополнительную ответственность за защиту общественности от вводящей в заблуждение или ложной рекламы. Закон Целлера-Кефауэра 1950 года внес поправки в закон Клейтона о слияниях, чтобы запретить слияния путем приобретений, которые могут привести к снижению конкуренции.

Первые антимонопольные законы в Соединенных Штатах были попыткой бороться с крупномасштабным производством за выживание мелкого производства. Впоследствии практика антимонопольного законодательства несколько раз менялась в течение XX века, чередовались периоды его ужесточения и либерализации.

В последние десятилетия произошло смягчение действия статей закона. Это было влияние представителей чикагской школы. По их мнению, основной задачей антимонопольного законодательства является не защита интересов отдельных компаний, а предотвращение ухудшения условий конкуренции.

В Западной Европе антимонопольное законодательство было принято в послевоенный период и имеет ряд особенностей. С одной стороны, оно формально направлено на защиту интересов потребителей, а с другой - оно призвано стимулировать процесс концентрации производства и образования крупных корпораций, если это связано с научно-техническим прогрессом.

Хотя специфический характер и содержание антимонопольного законодательства в разных странах имеют свои особенности, можно выделить общие основы этого законодательства для всех стран: защита и содействие конкуренции, контроль над фирмами, занимающими доминирующее положение на рынке, контроль цен защита интересов потребителей, защита интересов и содействие развитию среднего и малого бизнеса.

Современное антимонопольное законодательство имеет два основных направления - контроль цен и контроль за слияниями компаний. Антимонопольное законодательство в первую очередь запрещает ценовые соглашения. Любой заговор между фирмами для установления цен является незаконным. Закон также преследует закон о демпинге, когда фирма намеренно устанавливает более низкие цены, чтобы вытеснить конкурентов из отрасли. Например, в деле против IBM министерство юстиции США обвинило компанию в снижении цен на аренду компьютеров собственного производства.

Слияние компаний происходит, когда одна фирма приобретает акции другой. В результате вторая компания становится неотъемлемой частью первой. Со второй половины 80-х гг. усиление этого процесса наблюдается практически во всех странах. Например, в США в 1987 году в процессе слияния было приобретено более 2000 фирм.

Правительство обычно предпринимает действия, когда горизонтальные слияния (объединение аналогичных компаний) фирм значительно увеличивают свою долю на рынке. Исключение может быть сделано, когда одна из фирм находится на грани банкротства.

В случае вертикальных слияний (объединяющих последовательно связанные отрасли, такие как угольные, металлургические и автомобильные компании), закон также устанавливает верхний предел доли фирм на соответствующих рынках. В конце концов, слияние бывших поставщиков и потребителей не позволяет другим фирмам продавать свои товары фирме-покупателю.

Конгломератные слияния (объединяющие компании из разных отраслей) обычно разрешены. Если нефтяная или страховая компания приобретает компанию по производству мороженого, то в результате их позиции на соответствующих рынках практически не меняются.

Монополистические действия и ограничения

Формирование цивилизованного рынка в России немыслимо без развития конкуренции. Именно она является стимулом для дальнейшего улучшения производства, улучшения качества продукции, снижения цен и, в конечном итоге, повышения уровня жизни населения. Для обеспечения нормальной конкуренции в странах с рыночной экономикой было разработано антимонопольное законодательство. Аналогичный процесс происходит в нашей стране.

Статья 178 Уголовного кодекса Российской Федерации устанавливает ответственность за монополистические действия и ограничение конкуренции. Однако при применении его на практике возникает много вопросов.

Прежде всего, возможность применения уголовно-правовых мер была чрезмерно расширена. Перечень актов, противоречащих требованиям антимонопольного законодательства, содержится в статьях 6-10 Закона Российской Федерации «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (далее - Закон) и подавляющем большинстве Они подпадают под признаки преступления, предусмотренного статьей 178 Уголовного кодекса Российской Федерации. Например, введение ограничений на создание новых хозяйствующих субъектов в любой сфере деятельности, а также запреты на осуществление определенных видов деятельности или производство определенных видов товаров, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации, неоправданное воспрепятствование деятельности хозяйствующих субъектов в любом районе, запрет на продажу (покупку, обмен, покупку) товаров из одного региона Российской Федерации (республики, края, области, района, города, района) в другом) ограничение прав субъектов хозяйствования на продажу (покупку, покупку, обмен) товаров, создание барьеров для доступа на рынок (выхода из рынка) другим субъектам хозяйствования. Все это не более чем ограничение конкуренции (часть 1 статьи 178 Уголовного кодекса Российской Федерации).

Установление монопольно высоких (низких) цен, разделение рынка по территориальному принципу, по объему продаж или покупок, по ассортименту проданных товаров или по кругу продавцов или покупателей (покупателей) воспроизведено в части ч.1 ст. 178 УК РФ.

Кроме того, ряд действий, указанных в Законе как нарушение антимонопольного законодательства, непосредственно связан с преступлениями. Таким образом, изъятие товаров из обращения, целью или результатом которых является создание или поддержание дефицита на рынке или рост цен (пункт 1 пункта 1 статьи 5 Закона), чаще всего связано с установление монопольно высоких цен; навязывание контрагенту условий договора, неблагоприятных для него или не связанных с предметом договора, необоснованных требований о передаче финансовых ресурсов, иного имущества, имущественных прав, рабочей силы контрагента и т. д. (пункт 2). пункта 1 статьи 5 Закона) являются одной из форм ограничения доступа на рынки. Такой подход законодателя налагает на правоохранительные органы обязательство прибегать к уголовному преследованию в большинстве случаев нарушения антимонопольного законодательства, что вряд ли оправдано.

Например, по указанию начальника одного из отделов железной дороги, занимающего доминирующее положение на рынке железнодорожных перевозок, было запрещено выходить на публичный путь тепловозов, не находящихся в ведении Министерства путей сообщения.

Сотрудники администрации города и областной администрации транспортной инспекции России ограничили независимость хозяйствующих субъектов, предоставляющих услуги по перевозке пассажиров, путем утверждения паспорта названного маршрута и продления лицензии на перевозку пассажиров автомобильным транспортом путем въезда. хозяйствующих субъектов в союз предприятий автомобильного транспорта и предпринимателей. Благодаря такому формированию администрация города смогла регулировать цены на предоставляемые услуги. Описанные действия являются преступлением по ч. 1 ст. 178 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Общепризнанно, что криминализация деяния уместна, когда нет и не может быть нормы, которая эффективно регулировала бы соответствующие отношения методами других отраслей права (гражданского, трудового или административного).

Представляется целесообразным использовать уголовно-правовые меры в борьбе только с наиболее опасными видами нарушений антимонопольного законодательства, которые наносят значительный ущерб охраняемым законом интересам. Для этого мы предлагаем ввести знак «причинение значительного вреда» в конструкцию объективной стороны анализируемого состава преступления.

Результатом этого преступления, как правило, является вред, нанесенный субъектам хозяйствования. Так, в одном из регионов было введено обязательное платное подтверждение сертификата на товары, ввозимые в регион, импортные квоты и повышенная пошлина для предприятий, реализующих импортную продукцию. В результате каждой из трех фирм, продающих товары, произведенные в другом регионе, был нанесен ущерб, превышающий 50 миллионов рублей.

Потребителям часто наносится вред. В одном из крупных промышленных городов рынок ритуальных услуг был поделен между муниципальными предприятиями. Созданию новых предприятий препятствовали представители местной администрации, которые осуществляли регистрацию. Это позволило муниципальным предприятиям бесконтрольно повышать цены.

В связи с тем, что данные преступления совершаются в сфере экономической деятельности, то есть в сфере производства, распределения, обмена и потребления материальных благ, последствия их совершения должны быть материальными по своему характеру. Причинение неимущественного ущерба должно повлечь за собой применение гражданско-правовых мер.

Материальные последствия могут действовать как в виде прямого ущерба, так и в виде упущенной выгоды (неполучения должного).

Особый интерес представляют случаи нарушения антимонопольного законодательства должностными лицами органов власти и администрации. На практике возникают сложные вопросы: как квалифицировать действия депутатов представительных органов в случае издания правового акта, ограничивающего доступ на рынок хозяйствующих субъектов? Как оценить действия должностных лиц, которые соответствуют требованиям незаконного правового акта, изданного государственными органами?

Нарушения антимонопольного законодательства со стороны представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления получили широкое распространение с расширением полномочий последнего. Чаще всего депутаты разных уровней принимают нормативные акты, запрещающие ввоз различных товаров на территорию определенного региона, устанавливающие незаконные требования для получения лицензий товаропроизводителями из других регионов, для уплаты налогов и сборов.

Такие акты принимаются коллективно. Но в то же время их сущность заключается в ограничении конкуренции признаками преступления, предусмотренными частью 1 статьи 178 Уголовного кодекса Российской Федерации. В то же время все члены депутатского корпуса, проголосовавшие за такое решение, должны быть признаны субъектом преступления. Однако, если голосование проводилось тайно, есть основания полагать, что виновника не будет найдено.

Принятие незаконного решения представительными и исполнительными органами создает только предпосылки для ограничения конкуренции. На самом деле права хозяйствующих субъектов нарушаются в результате действий должностных лиц, которые их осуществляют (исполнителей). Например, областная администрация издала постановление, согласно которому владельцы транспортных средств были обязаны проводить противоугонную маркировку на конкретном предприятии, а в ее отсутствие транспортным средствам не разрешалось проходить ежегодный технический осмотр. В описанном случае реальный вред был причинен действиями ГИБДД.

И, наконец, неясно, требуются ли дополнительные действия для действий должностных лиц, нарушающих требования антимонопольного законодательства в соответствии с нормами главы 30 Уголовного кодекса Российской Федерации. Так, глава областной администрации издал указ, согласно которому одно из акционерных обществ было наделено исключительным правом торговли алкогольными напитками в рабочее время с 19.00 до 23.00. Поскольку в части 1 статьи 178 Уголовного кодекса Российской Федерации отсутствует указание на особый предмет преступления, деяние при наличии других признаков подлежит дополнительной квалификации в соответствии с нормами, устанавливающими ответственность за должностное преступление.

Антимонопольная и конкурентная политика в Российской Федерации

В настоящее время важность антимонопольной и конкурентной политики возрастает как одно из ключевых направлений деятельности по преодолению кризиса и реформированию российской экономики, что отмечено в Конституции Российской Федерации, Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию и среднесрочной программе правительства Российской Федерации "Реформы и развитие экономики России в 1995-1997 гг.

Антимонопольная и конкурентная политика наряду с традиционными направлениями предотвращения и пресечения монополистической деятельности будут в значительной степени сосредоточены на стимулировании развития рыночной конкуренции между субъектами хозяйствования, а также на организации государственного регулирования и контроля за деятельностью монополистических предприятий, в том числе естественных монополий.

Реализация этих задач будет осуществляться по следующим основным направлениям:

  • разработка и реализация Государственной программы демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации и соответствующих отраслевых и региональных программ;
  • осуществление антимонопольного контроля с целью предотвращения и пресечения злоупотребления доминирующим положением субъектов хозяйствования на товарных рынках; выявление и пресечение антиконкурентных соглашений между субъектами хозяйствования, контроль за слияниями и поглощениями; проведение государственного антимонопольного профилактического контроля на втором этапе приватизации, а также при реорганизации предприятий,
  • предотвращение создания или сохранения более благоприятных условий деятельности для отдельных субъектов хозяйствования в отраслях и на товарных рынках, в том числе путем необоснованного предоставления льгот, передачи различных видов исключительных прав в отношении доступа к определенному рынку и т. д. ; разработка Закона «О государственной помощи», принятого во многих европейских странах,
  • разработка сбалансированной экспортно-импортной политики, в том числе политики умеренного государственного протекционизма, определяемой уровнем конкурентоспособности отечественных предприятий и условиями вступления Российской Федерации во Всемирную торговую организацию в качестве полноправного члена;
  • проведение специальной политики в отношении естественных монополий на основе соответствующего законодательства;
  • выявление и пресечение незаконных действий государственных органов и органов местного самоуправления, ведущих к ограничению или подрыву конкуренции;
  • снижение барьеров для выхода на рынки новых субъектов хозяйствования, устранение административных региональных барьеров, препятствующих нормальному развитию конкуренции;
  • дальнейшая разработка и реализация государственной политики поддержки предпринимательства, в том числе предприятий мальвы;
  • защита предпринимателей от преступных посягательств и злоупотреблений со стороны чиновников;
  • проведение государственной потребительской политики как важнейшей формы предотвращения и пресечения недобросовестной конкуренции, в том числе в сфере рекламы.

Практика применения законодательства, регулирующего развитие конкуренции, предотвращение и пресечение монополистической деятельности, показала, что необходимые основы для решения этих проблем уже заложены. Необходимо существенно расширить правовую базу для эффективной реализации государственной конкурентной политики.

Разработка законодательства, регулирующего процессы демонополизации и обеспечения добросовестной конкуренции в финансовой сфере, стала актуальной. Процессы слияний и поглощений банков требуют законодательного регулирования, основанного на разработке специальных законов о банковских слияниях и банковских холдингах.

Важным направлением деятельности антимонопольных органов является разработка нормативных документов, необходимых для реализации законов «О естественных монополиях», «О рекламе».

Антимонопольным органам необходимо регулировать накопление контроля над большинством предприятий в одной отрасли в руках отдельных инвесторов, то есть не допускать создания новых частных монопольных структур или усиления существующей монополии. В частности, в законодательном регулировании вопросов привлечения иностранных инвестиций должны быть положения, препятствующие покупке конкурирующих российских предприятий с последующим их закрытием и приватизацией каналов продаж исключительно в интересах иностранных конкурентов. В то же время должны быть приняты меры для поддержания определенного уровня занятости в стране.

Значительная роль отводится законодательству, регулирующему конкуренцию в процессе биржевой деятельности и проведении организованных торгов. Здесь важно обеспечить, в том числе на законодательном уровне, конкуренцию, прозрачность и гласность их проведения. Необходимо разработать нормативную базу для разработки фьючерсных и опционных сделок в биржевой торговле с системой необходимых гарантий такой торговли.

Следует подчеркнуть, что эффективность конкурентной и антимонопольной политики во многом зависит от координации действий федеральных органов исполнительной власти, в том числе при разработке программ приватизации, государственных инвестиций, таможенно-тарифной, структурной, финансовой политики и многих других вопросов, определяющих характер и темп реформ.

Вывод:

В заключение необходимо сделать некоторые общие выводы из проведенного исследования конкуренции как разнородной экономической категории.

Конкуренция является ключевой категорией рыночных отношений. Появляется в разных формах и осуществляется по-разному.

Это может быть внутриотраслевой (между сходными товарами) и межотраслевой (между товарами разных отраслей).

Это может быть по цене или без. Ценообразование подразумевает продажу товаров и услуг по ценам, которые ниже, чем у конкурента. Снижение цен возможно либо за счет сокращения затрат, либо за счет уменьшения прибыли, которую могут себе позволить только крупные фирмы.

Неценовая конкуренция основана на продаже продукции более высокого качества и надежности, достигаемой благодаря техническому совершенству.

В зависимости от того, как участники рыночных отношений конкурируют между собой, они различают совершенную (свободную) и несовершенную конкуренцию и соответствующие рынки: рынок свободной конкуренции и рынок несовершенной конкуренции,

Чем меньше влияние отдельных фирм на цену продукции, тем более конкурентным считается рынок.

Идеальная конкуренция (рынок свободной конкуренции) - это идеальный образ конкуренции, в которой несколько покупателей и продавцов действуют независимо друг от друга, имея равные возможности и права на рынке.

Главная особенность совершенной конкуренции: ни одна из фирм не влияет на розничную цену, потому что доля каждой из них в общем объеме производства незначительна.

Совершенная конкуренция в полном объеме недостижима. Вы можете только приблизиться к этому. С определенной степенью условности конкуренция, существовавшая примерно до середины XIX века, может считаться свободной.

Со второй половины XIX в. под влиянием научно-технического прогресса происходит быстрый процесс концентрации производства, что приводит к образованию крупных и сверхбольших предприятий, т. е. монополий.

Монополия (греч. Monos - one, poleo - I sell) возникает, когда отдельный производитель занимает доминирующее положение и контролирует рынок для данного продукта.

Монополии образуются в результате слияния нескольких компаний и имеют следующие организационные формы:

  • Картель - это соглашение о квоте (количестве) продукции и разделении рынков сбыта.
  • Syndicate - это объединение с целью организации совместных продаж продуктов.
  • Траст - это монополия, в которой объединены собственность, производство и продажа продукции фирм-членов.
  • Концерн является монополией с единым финансовым центром для всех фирм, принадлежащих ему в различных отраслях, но с единой технологией.
  • Конгломерат - объединения, основанные на проникновении в отрасль крупных корпораций, не имеющих производственных и технологических связей со сферой деятельности материнской компании.

Появление монополий делает конкуренцию несовершенной (рынок несовершенной конкуренции).

Несовершенная конкуренция подразделяется на три типа: монополистическая конкуренция, олигополия, чистая монополия.

В условиях монополистической конкуренции на рынке остается большое количество покупателей и продавцов. Но возникает новое явление - дифференциация товара, то есть наличие товара с такими свойствами, которые отличают его от аналогичных товаров конкурентов. К таким свойствам относятся: высокое качество товара, красивая упаковка, хорошие условия продаж, выгодное расположение магазина, высокий уровень обслуживания и т. д.

Обладая такими преимуществами, владелец дифференцированного продукта становится в определенной степени монополистом и приобретает способность влиять на цену. Но поскольку объем продаж каждого продавца относительно невелик, существует много монопольных фирм, и каждая из них имеет ограниченный контроль над рыночной ценой - это отличительная черта монополистической конкуренции.

Олигополистическая конкуренция представлена ​​рынком, на котором доминируют несколько фирм (греческие олиго - маленькие, полюо - продавать). Характеризуется наличием либо однородных, либо дифференцированных продуктов, а главной особенностью является установление цен по принципу лидерства.

Этот принцип предполагает, что большинство фирм стремятся установить примерно ту же цену, что и самая сильная фирма на рынке.

Противоположностью олигополии является олигопсония, когда на рынке есть несколько покупателей, а не продавцов.

Чистая монополия существует на рынке, если на нем действует только один продавец, у которого нет конкурентов. Его особенность в том, что продавец может менять цену в очень широком диапазоне, а самая высокая цена ограничивается только эффективным спросом.

Бывает, что на рынке только один покупатель. Это явление называется монопсонией (я покупаю один).

Роль монополии в экономике двоякая.

Положительным моментом является то, что продукция компаний-монополистов, как правило, отличается высоким качеством, а крупносерийное производство позволяет снизить затраты и сэкономить ресурсы.

Негативный эффект заключается в том, что монополия, доминирующая на рынке и имеющая большую прибыль из-за монопольной высокой цены, ограничивает выпуск. Кроме того, в условиях отсутствия конкуренции монополия теряет стимул к повышению эффективности из-за технического прогресса.

Имея это в виду, государство пытается противостоять монополии, поощряя конкуренцию. Наиболее важным инструментом для этого является антимонопольное законодательство, то есть пакет законов, который является средством поддержания баланса между конкуренцией и монополией со стороны государства.