Конкуренция и антимонопольная политика государства

Содержание:

  1. Введение:
  2. Понятие, виды и характеристика монополии и конкуренции. Понятие монополии и ее виды
  3. Эксклюзивная цена
  4. Конкуренция и ее виды
  5. Понятие и сущность антимонопольной политики государства. Условия и виды ценовой дискриминации
  6. Монопольная структура экономики Российской Федерации и характеристика ценовой дискриминации
  7. Характеристики регулирования естественных монополий и антимонопольной политики
  8. Заключение
Предмет: Экономика
Тип работы: Курсовая
Язык: Русский
Дата добавления: 18.03.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме, напишите мне в whatsapp, разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете научиться правильно составлять струтктуру курсовой работы:

 

Структура курсовой работы

 

Посмотрите похожие темы. Возможно, они вам могут быть полезны:

 

Государство в рыночной экономике
Совершенствование методов управления предприятием на современном экономическом этапе
Теории международной торговли и внешнеторговая политика
Проблемы развития экономики Молдавии в постсоветский период

Введение:

Задача формирования рыночной экономики могла быть решена только при условии, что нация определила деятельность немонополии экономики как ее важнейшую функцию. Монополия является неизбежным результатом, как известно из мирового опыта рыночных функций. Без вмешательства правительства монополии опустошат все рыночные структуры и подорвут основу для их существования. В развитых странах государства уже давно пытаются наложить различные ограничения на экономическую монополию.

В настоящее время эта политика приобрела достаточный процент немонополии как одной из важнейших функций государства, как одного из основных направлений его деятельности, сравнимого с поддержанием занятости или борьбой с инфляцией.

В российской экономике, где размер и глубина монополий намного больше, чем в странах с давними рыночными традициями, и есть основания говорить о супермонополии, соответственно растет немонополия.

Монополистические процессы, происходящие в экономике, также тесно связаны с такими проявлениями, как ценовая дискриминация.

Понятие, виды и характеристика монополии и конкуренции. Понятие монополии и ее виды

Монополия (греч. «monos» - один, «poleo» - продажа) - одно лицо, исключительное право на производство, рыболовство, торговлю и другие виды деятельности, принадлежащие определенной группе или государству. Это означает, что по своей природе монополия является силой, которая подрывает конкуренцию и добровольные рынки. Абсолютные монополии, которые охватывают всю экономику, полностью устраняют механизмы свободной рыночной конкуренции. В разных странах и в разные исторические периоды в экономике возникают разные типы монополий.

Естественные монополии известны давно и принадлежат владельцам и хозяйствующим субъектам, и они могут свободно использовать воспроизводимые редкие факторы производства (например, редкие металлы, специальные участки виноградников), такая монополия устойчива.

Есть и искусственные монополии. Это означает, что только рынок, или производство и маркетинг продукта, находится в руках кого-то. Точно так же искусственная монополия имеет случайную, устойчивую и универсальную форму.

Случайные монополии принадлежат покупателям или продавцам из-за временных соотношений спроса и предложения. Это может произойти неожиданно, когда станет возможным производить и продавать лучшие производственные факторы для конкретного типа продукта или для конкретной отрасли (машины, технологии или рабочая сила). Однако из-за продолжающейся конкуренции чрезвычайные экономические выгоды не будут продолжаться. Стабильная монополия характерна для большого числа предпринимателей, которые заняли важнейшие позиции в производстве и продаже определенных видов продукции (крупнейшие компании, имеющие рынок сбыта и т. д.).

Между собой были мировые рынки для покупки и продажи товаров, использующие государства для укрепления своих исключительных прав и создания огромных колониальных империй.

 

Примерами торговых компаний являются гигантские торговые ассоциации, разделенные между VII и XVIII веками, такие как Британская Ост-Индская компания, Голландская Вест-Индская компания и северогерманский город Ганзейский-Гонза. В конце XIX и начале XX веков огромная промышленная и торговая монополия приобрела устойчивый характер. Это началось в Германии, Соединенных Штатах, Великобритании и других развитых капиталистических странах. Обладая высоким уровнем производства, он свободно концентрировался на материальных условиях для производства определенных видов продукции, лучшем оборудовании и квалифицированных рабочих в отрасли, а также на сырье и источниках захвата рынка. Этот вид монополии широко распространен как корпорация. С конца XX в. различные формы устойчивой монополии были разработаны. Картель - это объединение нескольких компаний в одной отрасли, где участники сохраняют право собственности на производственные средства и продукты, а сами продукты продаются на рынке. (Согласитесь с квотами - их соответствующими долями в общем объеме производства, ценах реализации, распределении на рынке и т. д.).

Syndicate является объединением многих компаний, которые производят аналогичные продукты. Здесь право собственности на ключевые условия управления принадлежит участникам ассоциации, а готовая продукция продается как общая собственность через офисы, созданные для этой цели.

Конкуренция и антимонопольная политика государства

При уверенном совместном владении этой группой предпринимателей на средства производства и готовой продукции создается.

Вызывает беспокойство федерация официально независимых компаний (обычно различных отраслей, торговли, транспорта и банков), в которой материнская компания организует финансовое (денежное) управление для всех участников.

Позже, универсальная форма монополии развивается (в развитых капиталистических странах это произошло в конце XX века). В то же время само государство выступает в качестве крупнейшей монополии с филиалами и всем производственным комплексом, включая военно-промышленный комплекс.

Он был широко развернут со второй половины XIX до первой половины XX века. Монополия капиталистической экономики является естественным результатом значительного скачка концентрации промышленного производства под влиянием технологических достижений. Однако концентрация производства и монополия не всегда имеют тенденцию работать безоговорочно в экономике.

Последние достижения науки и техники создали совершенно новые тенденции. Расширить роль малых и средних технически продвинутых компаний. Их доля во многих развитых странах составляет 70-80% от числа экономических организаций.

В Соединенных Штатах малые предприятия производят около половины ВНП и более половины рабочих мест. Крупные монополии любят покупать продукты и не рисковать при разработке новых научно-технических инноваций.

До недавнего времени в Японии существовала тенденция к консолидации и централизации производства, но преимущества крупномасштабного производства по сравнению с мелким производством возросли до определенных пределов и могут впоследствии потеряться. Начиная со стадии индустриализации, развитие национальной экономики прошло через создание гигантских предприятий, в которых государство обеспечило лучшие экономические условия. Небольшие заводы и фабрики получили второстепенную роль. Государства, департаменты и министерства, управляющие определенными секторами национальной экономики, и крупные промышленные предприятия стали монополиями, которые не знают своих конкурентов на внутреннем рынке из-за естественных экономических условий или необычных концентраций производства. Например, в конце 80-х годов крупнейшим авиаперевозчиком в мире был советский Аэрофлот. Там было 500 000 человек. Компания обслуживала 3600 городов и 1 миллион квадратных километров воздушных трасс.

Эксклюзивная цена

Разрушение тоталитарной национализации экономики страны означает уничтожение всех видов абсолютной монополии. Он предусматривает ликвидацию командно-административных систем, разделение крупных предприятий, повышение роли малых и средних предприятий, создание конкурирующих отраслей, в том числе коллективных и промышленных предприятий, организацию потребительских обществ и обеспечение антимонопольного законодательства, которое обеспечивает развитие нормальной конкуренции. Достигается путем принятия различных законодательных актов. Во всех случаях монополии возникают вследствие экономических выгод, которые возникают в результате установления монопольной цены на рынке.

Эксклюзивная цена - особый тип рыночной цены, который устанавливается на более высоком или более низком уровне, чем стоимость товара, для получения монопольного дохода, чаще всего в виде монопольной сверхприбыли. Такой доход представляет собой экономическую реализацию монопольного контроля на рынке. Другими словами, это дань налогообложению других предпринимателей и населения. Монополия не совершенствует производство товаров, чтобы получать дополнительную прибыль. Таким образом, установление для них выгодной цены теряет экономические стимулы для технического и других достижений. Монополия, по крайней мере временно, вызывает стагнацию, в отличие от конкуренции, которая способствует улучшению производства.

Монополия захватывает законы спроса и предложения и устанавливает два типа монопольных цен. С их помощью формируется исключительный механизм обогащения за счет остальной части общества. Поэтому эксклюзивные организации стремятся сосредоточить значительную часть всей продукции в отрасли. Это позволяет установить исключительную высокую цену, которая выходит за рамки социально необходимых затрат на оплату труда. В то же время они искусственно создают дефицит товаров, ограничивая производство до предела, когда спрос превышает предложение. В этом случае монопольный доход - это разница между высокой монопольной ценой и стоимостью (или равновесной ценой) продукта. Естественно, покупатели потеряли часть своего обычного дохода в пользу монополии. Укрепление монополий за счет высоких цен является одной из определяющих причин инфляции.

Монополия также стремится быть единственным покупателем определенного продукта. Они искусственно ограничивают покупки на некоторое время, гарантируя, что предложение товаров от продавцов превышает спрос со стороны монополистов. Это позволяет устанавливать низкую цену исключительно на уровне, который не соответствует социально необходимым затратам на оплату труда. В этом случае монопольный доход - это разница между стоимостью (или равновесной ценой) продукта и монопольной низкой ценой. Это вычет из нормального дохода продавца.

Монополия предполагает, что в отрасли существует только один производитель, который полностью контролирует поставки продукции. Это позволяет вам установить цену, которая даст вам максимальную прибыль. Степень использования монопольной власти в ценообразовании зависит от наличия близких заменителей товаров. Если товар является уникальным, покупатель должен заплатить назначенную цену или отклонить покупку. Количество товаров без замены ограничено. Чистые монополии включают в себя коммунальные услуги, компании кабельного телевидения, предложения телефонных компаний или монополии на издание книг для реализации учебников.

Монополии обычно прибыльны, что привлекает в отрасль других производителей. Есть препятствия для входа в отрасль:

  1. Масштабный эффект. Доминирующее положение на рынке обеспечивает низкозатратное и высокоэффективное производство в условиях крупномасштабного производства. Новым конкурентам сложно войти в такую ​​отрасль. Это требует больших вложений. Доминирующие компании с низкими издержками производства могут временно снизить цены на продукцию, чтобы уничтожить своих конкурентов.
  2. Исключительные права. Во многих странах Европы и США правительства предоставляют компаниям статус единоличных продавцов (транспортные услуги, связь и газоснабжение). Однако в обмен на эти привилегии правительство оставляет за собой право регулировать деятельность таких монополий с целью устранения злоупотребления властью и защиты немонополистических отраслей и интересов людей.
  3. Патенты и лицензии. Правительство гарантирует патентную защиту для новых продуктов и технологий производства. Это дает производителю исключительную позицию на рынке и гарантирует исключительные права на определенный период.
  4. Право собственности на важнейшие виды сырья. Некоторые компании являются монополиями из-за неразделенного владения ресурсами производственных ресурсов, необходимых для производства эксклюзивной продукции. Таким образом, Алюминиевая компания Америки является владельцем всех основных источников бокситов. В течение некоторого времени канадская компания Inco управляла около 90% известных в мире запасов никеля. Большинство алмазных рудников управляется южноафриканской компанией De Beers.

Конкуренция и ее виды

Монополия имеет сложные и противоречивые отношения с конкуренцией. Тот факт, что производство и продажа продукции были захвачены монопольной группой крупных компаний, которые будут получать большие прибыли, вызовет жесткую конкуренцию - желание других бизнесменов получить такую ​​же прибыль.

С другой стороны, если предприниматель стремится победить своих конкурентов и достичь своих целей, он начинает доминировать на рынке. Вывод: монополия создает конкуренцию, а конкуренция создает монополию.

В сегодняшнем контексте крупные капиталистические группы не уничтожили конкуренцию и находятся вместе с ней. Это ухудшает конкуренцию.

Есть немало компаний, которые не являются членами эксклюзивных ассоциаций, но вступают с ними в сложные конфликты. В каждой стране иностранные компании, которые придерживаются внутреннего рынка, осуществляют монополию среди конкурентов.

Конкурс (лат. «сoncurro» -конфликт) - это конкуренция между участниками рыночной экономики в поисках лучших условий производства, покупки и продажи товаров. Такие столкновения неизбежны и обусловлены объективными условиями. Полная экономическая изоляция каждого производителя, полная зависимость от рыночных условий, конфликт со всеми другими владельцами продукции в борьбе за потребительский спрос. Борьба рынка за выживание и экономическое процветание является экономическим правилом товарной экономики. Конкуренция - это «война против всего». На рынке борьба ведется на трех фронтах:

  1. Продавец конкурса. Все они хотят продавать свою продукцию дороже. Но поскольку конкуренция между ними усиливается, победители продают товары дешевле, чтобы стимулировать потребительский спрос. Иногда демпинг используется для продажи товаров по очень низким (мусорным) ценам.
  2. Покупатели, которые хотят покупать вещи по низким ценам. Когда между ними нарастает жесткая конкуренция, те, кто выигрывает (покупают больше), побеждают тех, кто предлагает более высокие цены, чем те, что на рынке.
  3. Между продавцом и покупателем в противоположных позициях относительно уровня цен. В результате борьбы на рынке теперь установлена ​​общая (равная) цена на однородные продукты одинакового качества. Конкуренция здесь проявляется как способность выравнивать рыночные цены.

Свободная конкуренция, возникающая из-за снижения цен, заставляет всех производителей следовать единой линии экономических действий. Рыночная конкуренция за успех, когда хорошие владельцы сосредоточены на поддержании и расширении производства, улучшении производственных мощностей и организаций. Позже он применяет эффективные экономические методы для борьбы с конкурентами: он снижает стоимость товаров (за счет повышения производительности труда и сокращения производственных затрат), улучшения качества и ассортимента продукции. Расширять и улучшать торговое и посттрейдинговое обслуживание клиентов.

На Западе наблюдается совершенная конкуренция (конкуренты не влияют на рыночные цены). Рынки свободной конкуренции состоят из большого числа конкурирующих продавцов. Поэтому некоторые компании могут не оказать заметного влияния на рыночные цены, но должны договориться о цене и согласиться с предоставленной парой.

Несовершенная конкуренция (только несколько крупных компаний - обычно 4 компании производят тот или иной продукт). Монополия оказывает большее влияние на рыночные цены, чем все конкуренты. Неполная конкуренция относится к рынку, где не выполнено хотя бы одно из условий чистой конкуренции. На большинстве рынков большинство продуктов предлагается ограниченным числом компаний. Крупная компания со значительной долей предложения на рынке.

Несовершенная конкуренция подразделяется на три основных типа: монопольная конкуренция, олигополия и монополия. В развитых капиталистических странах и развивающихся странах, которые достигли значительных промышленных уровней (Южная Корея, Сингапур, Китай и т. д.). Существует монопольная конкуренция между монополиями, производящими однородные продукты. В такой борьбе участвуют сильные иностранные соперники. Конкуренция происходит внутри каждой монополии, особенно в распределении прибыли. Особый фронт столкновений - это конкуренция между монопольными и неисключительными компаниями (так называемыми «аутсайдерами»). Аутсайдеры не могут на равных конкурировать с крупными организациями, которые ищут более выгодные условия для производства и продажи товаров.

Высокие цены, когда большая часть монопольной продукции продается в отрасли, часто позволяют неисключительным компаниям продавать свою продукцию по таким конкурентным ценам. В результате конкуренция между монополиями и между ними и немонополиями приводит к определенному падению промышленных цен.

Поэтому важной концепцией, выражающей сущность рыночных отношений, является концепция конкуренции. Конкуренция является центром тяжести всей системы рыночной экономики и представляет собой тип отношений между производителями в отношении установления цен и предложения товаров на рынке. Это соревнование между производителями. Аналогично, конкуренция между потребителями определяется как связь между ценообразованием и рыночным спросом.

Стимул для людей соревноваться - превосходить других. Конкуренция на рынке говорит о торговле и доле рынка.

Конкуренция - это динамичный (ускоренный) процесс. Помогает вам лучше доставлять продукты на рынок. Эксклюзивная конкуренция имеет те же характеристики, что и совершенная (чистая) конкуренция. Обе рыночные структуры характеризуются многочисленными компаниями, свободным входом и выходом из отрасли и многими другими отличиями от чистой конкуренции.

Государственная антимонопольная политика, которая запрещает антиконкурентное поведение и препятствует формированию монопольных структур, является основным способом ограничения злоупотребления рыночной властью крупными компаниями.

Основными целями антимонопольной политики являются:

  1. Запрещение антиконкурентной деятельности, включая соглашения об установлении цен или разделении территорий, ценовую дискриминацию и обязательные договоры.
  2. Разделение монопольной структуры. В современной теории права такие структуры имеют чрезмерную рыночную власть (большую долю рынка) и ведут себя неконкурентно.

Антимонопольное законодательство, помимо ограничения поведения существующих предприятий, может предотвратить образование слияний и снизить конкуренцию. В настоящее время серьезной проблемой является горизонтальная интеграция (между компаниями в одной отрасли), а вертикальная интеграция (между компаниями в смежных отраслях) и конгломератами (между несвязанными компаниями) более щадящая.

Понятие и сущность антимонопольной политики государства. Условия и виды ценовой дискриминации

Термин «дискриминация» происходит от латинской дискриминации, что означает различие. Под ценовой дискриминацией понимается практика установления разных цен на один и тот же товар при условии, что разница в цене не связана с затратами. Вообще говоря, это касается практики конкретной компании-продавца или поведения отдельного покупателя, когда для разных продавцов могут быть установлены разные цены спроса, причем последние по какой-то причине соглашаются с условиями. Дискриминационное поведение продавцов обычно считается наиболее распространенным. Ценовые различия, возникающие в результате конкуренции между различными компаниями, предлагающими один и тот же продукт, связаны с другими функциями рыночной функции, а не с дискриминацией.

Ценовая дискриминация возникает из-за реальной несостоятельности рыночных механизмов.

Одна из его особенностей заключается в том, что он сводит все индивидуальные рейтинги и возможности к единому усредненному и наиболее представительному уровню. Все равны на рынке. Тем не менее, за общей кривой спроса лежит сочетание разных оценок личной стоимости для потребителей с разными бюджетными возможностями. Это означает, что всегда есть покупатель, который хочет получить больше оплаты за одно и то же количество товара по единой рыночной цене.

Ценовая дискриминация возможна, если требуются три условия:

  1. Компания должна обладать достаточной монопольной властью для управления производством и ценообразованием.
  2. Возможность перепродажи товара должна быть исключена. Если продукт можно купить по низкой цене на одном рынке и продать по высокой цене на другом, это может привести к изменениям в спросе и предложении, что приведет к выравниванию цены и ослаблению ценовой дискриминации.
  3. Способность производителя определять структуру рынка. Многие компании систематически анализируют поведение клиентов, классифицируют их по характеристикам работы, доходу, полу, возрасту, семейному положению, предпочтениям, местоположению и т. д. И распределяют клиентов по отдельным группам. Каждая группа готова заплатить за продукт свою цену.
В зависимости от того, насколько точно выполняется каждое из этих условий и насколько хорошо они сочетаются, мы можем говорить о различных возможностях проведения дискриминационной политики как постоянного поведения компании.

 

При самом высоком уровне управления рынком в благоприятных условиях каждому покупателю может быть назначена отдельная цена в соответствии с индивидуальной кривой спроса. Наименее легкая дискриминация связана с разными ценовыми характеристиками для разных групп покупателей. Есть много промежуточных положений между этими полюсами. Существуют разные подходы к ценообразованию на разные партии товаров отдельными партиями, отдельный подход к ценообразованию только для определенной группы покупателей и т. д.

Полная ценовая дискриминация связана с возможностью устанавливать разные цены для каждой проданной единицы товара. Каждый покупатель оплачивает дополнительные единицы товара, равные индивидуальной цене спроса.

Ценовая дискриминация по объему покупки. Осуществить полную ценовую дискриминацию сложно, но тот факт, что индивидуальные цены спроса снижаются по мере увеличения объема, позволяет продавцам извлекать выгоду, устанавливая разные цены для каждого объема покупки. Распространены скидки при покупке большого количества товара.

Ценовая дискриминация на сегментированном рынке означает установление разных цен для разных категорий покупателей (сегментов рынка). Предполагается, что эти категории легко идентифицировать (студенческий билет, пенсионное удостоверение и т. д.). На практике этот подход гораздо проще реализовать и, как правило, распространен.

Из-за дискриминации на сегментированных рынках монополия максимизирует прибыль, выбирая наилучшее сочетание цены и объема для каждого сегмента с различной эластичностью спроса.

Поэтому монопольные инструкции противоречат интересам потребителей. В частности, это приводит к социальным потерям из-за снижения продаж. Однако ценовая дискриминация может увеличить производство и приблизить его к конкурентному уровню, увеличив потребление и сделав некоторые продукты доступными для меньшего населения.

Монопольная структура экономики Российской Федерации и характеристика ценовой дискриминации

Монопольная структура российской экономики, часто называемая в научной литературе «государственной монополией», развивалась под влиянием следующих основных факторов:

  1. С назначением «высшего» бизнес-менеджера, существовала система управления командами управления, указанная в управлении командами путем централизованного перераспределения большей части доходов.
  2. Концентрация и специализация производства. В конце 80-х гг. около 85% основных средств производства были сосредоточены в руках государства. Более 90% машиностроительной продукции производится компаниями, на которых занято более 1000 человек. В настоящее время практически все отрасли российской экономики имеют очень высокую концентрацию производства.

Концентрация производства дополняется узкими предметными специализациями, которые просто несовместимы с конкуренцией (поскольку некоторые крупные заводы вряд ли будут производить необходимые товары в небольших количествах).

Типичным примером монопольной дискриминации в России являются счета за электроэнергию.

Электроэнергия - это самое важное благо, без которого мы не можем ни производить, ни заниматься повседневной жизнью. Каждый из нас в определенной степени является потребителем электрической энергии или потребителем товаров, произведенных с ее использованием.

Отсутствие стандартного качества электроэнергии как продукта и, как следствие, отсутствие дифференциации продукта и, с другой стороны, невозможность перепродажи, похоже, устраняют все факторы разницы в ценах, кроме ценовой дискриминации.

Однако электроэнергия как товар имеет несколько характеристик, которые оказывают существенное влияние на формирование себестоимости продукции, и разница в роялти (тарифах) - это именно разница в стоимости.

Сначала рассмотрим характеристики электрической энергии с точки зрения потребителя. В отличие от других преимуществ, вы получаете именно тогда, когда вам это нужно, и вы можете немедленно остановить его, нажав переключатель. Эта разница между электрической энергией и другими преимуществами является существенной.

Используемая сегодня электроэнергия не является натуральным продуктом. Он создан людьми. Технология его производства не позволяют хранить электрическую энергию для будущего использования, поэтому производственный процесс практически совпадает по времени с процессом потребления. (Электротехника позволяет хранить небольшое количество электрической энергии и хранить ее в специальных устройствах, называемых батареями. Однако дополнительные расходы, связанные с этим, высоки. Достаточно сравнить оплату электрической энергии, получаемой от типа батареи, создавая значительные дополнительные расходы и накопления электростанций.)

Потребление электроэнергии широко варьируется в течение дня. Понятно, что количество потребителей и их потребление значительно ниже, чем ночью, утром и днем, в связи с уменьшением как промышленных, так и бытовых потребностей населения. Однако в течение дня бывают случаи, когда потребление электроэнергии достигает своего пика для большинства потребителей. Эти периоды называются общим максимальным временем. Энергетические компании вынуждены удовлетворять возникающие потребности в электрической энергии, требуя от сторонних поставщиков дополнительных (резервных) мощностей в течение общего максимального времени. Постоянные затраты, связанные с наличием резервных мощностей в коммунальных службах, увеличивают среднюю общую стоимость коммунальных услуг и энергосистем в целом. Кроме того, резервная мощность доступна не для всех электростанций, встроенных в энергосистему. Таким образом, при их отсутствии производство электроэнергии будет дешевле, но не в результате более эффективной работы таких электростанций.

Энергетический сектор четко разделяет затраты на фиксированные суммы (амортизация, затраты на оплату труда и т. д.) и переменные. Они в основном определяются топливной составляющей стоимости.

Некоторые экономисты считают, что средняя общая стоимость производства электроэнергии будет возрастать во время пиковых нагрузок из-за того, что коммунальные предприятия должны использовать устаревшие, более дорогие методы производства, чтобы удовлетворить потребности этого периода. Однако трудно согласиться с таким объяснением. С этой точки зрения, с учетом последних резервов, нет проблем с оплатой электроэнергии в течение общего максимального времени. Значение, которое определяет увеличение пиковых средних общих производственных затрат, представляет собой постоянные затраты на поддержание резервных мощностей. Средние переменные затраты за этот период могут не измениться.

Это определяет эффективность установления двух тарифов. Электричество оплачивается по одному в обычные часы и с возрастающей скоростью в часы пик. Это означает, что если вы потребляете электроэнергию в течение этого периода, вам придется оплатить дополнительный счет за коммунальные услуги для поддержания резервной мощности. Учитывая стоимость резервной мощности, установление единого тарифа на уровне средней общей стоимости означает, что потребители, которые не увеличивают потребление в течение общего максимального времени, «переплачивают», а остальные - «недостаточно». Кроме того, нет стимула использовать электроэнергию более равномерно в разное время суток, что снижает стоимость создания резервных мощностей.

Период 2007-2008 гг. Также, в первой половине 2009 г. рост тарифов на электрическую и тепловую энергию опередил рост инфляции. Однако в долгосрочной перспективе (1993–2008 годы) рост цен в промышленности происходил намного быстрее, чем цены на электроэнергию. Анализ динамики окончательных тарифов на электроэнергию и тепло показывает, что во втором квартале 2009 года средний рост тарифов на электроэнергию в России практически прекратился, после существенного увеличения из-за временных нормативов в первом квартале 2009 года достиг 13,4% в месяц.

Правительство поручило Комиссии по энергетике Российской Федерации установить предельные тарифы на электрическую и тепловую энергию по субъектам. Российский ТЭК установил конкретные уровни тарифов с разбивкой по регионам и назначил население.

При подготовке проекта были учтены следующие ключевые факторы при установлении максимальных тарифов на электрическую и тепловую энергию:

1. Федеральные факторы, определяемые тарифным и ценовым законодательством на федеральном уровне:

  • Плата за подписку РАО "ЕЭС России", плата за обслуживание ОАО "ФСК ЕЭС России", плата за обслуживание оператора системы - центральный диспетчерский центр ОАО "ЕЭС России" - увеличение на 9,5%;
  • Повышение тарифа на 8,5% на покупку электроэнергии на ФОРЭМ (с учетом полного устранения дисбаланса затрат на ФОРЭМ);
  • Газовые цены, включая оптовые цены и газораспределение, - 22,1%.

2. Региональные факторы (большинство регионов допускают индексацию ожидаемого роста инфляции на уровне 10%). Эти факторы включают в себя: стоимость топлива (без учета газа), амортизационные расходы на ремонт, зарплата, отсутствие дохода, проценты по кредиту, отмена страховки "плохой долг", налог на охрану окружающей среды (включая средства для инвестиций и энергосбережения).

Согласно российским расчетам FEC, согласованные на слушаниях тарифы могут снизить региональную дифференциацию тарифов для большинства федеральных групп населения и снизить степень перекрестного субсидирования.

В то же время функция безубыточности региональных энергетических компаний обеспечивается минимальным ростом тарифов по сравнению с ожидаемой инфляцией.

В Энергетической стратегии России до 2020 года (ES-2020) вертикально интегрированные компании в нефтяной промышленности, естественные монополии в электроэнергетике, газовой промышленности и на транспорте являются ключевыми предприятиями на внутреннем рынке топливно-энергетических ресурсов, включая газ.

Однако государство внутренне «заполнено», то есть цивилизованно, поскольку оно постепенно отвечает и отвечает требованиям организации и правовой формы современного цивилизационного рынка топливно-энергетического комплекса экономики. В соответствии с современным мышлением о рынке, он не разработал механизм регулирования их деятельности.

В свете глобализации мировой экономики и развития науки и техники, размер компании и охват внутренних и внешних рынков фактически устраняют противоречия в общепринятом смысле монополии и конкуренции. На самом деле речь идет о глобальной конкуренции, а не в ограниченном пространстве отечественной экономики.

ОАО «Газпром» полностью соответствует концепции предпринимательской монополии. Что касается нового качества конкуренции, которое отличает предпринимательские монополии, то основной целью является не выход на внутренний рынок для определенных видов товаров и услуг, а доступ к внутренним и международным минеральным ресурсам, транспортировка в нефтегазовых комплексах. Сфера воздействия включает в себя доступ и каналы распределения газа и нефти, создание и / или приобретение эксклюзивных технологий на всех этапах производственного цикла, включенного в компанию, а также поглощение акций других компаний до момента поглощения. Право получить потенциал для импорта на рынок определяет цену ресурса.

Государство постоянно действует среди основных совладельцев, торговых партнеров и субъектов, влияющих на предпринимательскую монополию.

Монополистическая ценовая политика предпринимателя играет ключевую роль в прибыльном процессе. Однако это делается неконкурентно и связано с получением достаточно высокого уровня прибыли и конкуренции за «сферу влияния». Основными формами ценообразования в предпринимательских монополиях являются ценовая дискриминация, взаимные субсидии и демпинг. Все эти цены являются естественными и проистекают из сущности существования предпринимательских монополий как рыночных компаний, стремящихся получить экономическую выгоду для укрепления рынков и политической власти.

Природа ценовой дискриминации заключается в установлении «слабых» цен за единицу товара или сосредоточении внимания исключительно на группах потребителей товаров и услуг для получения дополнительных выгод. Наоборот, на «сильном» рынке, где потребители могут выбирать, цены за единицу товара могут быть ниже. Также наблюдается рост потребления или изначально высокий спрос.

Однако существующая в России законодательная и нормативная база не способствовала развитию современных организаций и правовых форм в газовой отрасли, а также в железнодорожной и энергетической отраслях. Приведение компаний в этих отраслях к «совершенно конкурентному» экономическому стандарту только создает предпосылки для обязательной немонополии «Газпрома» и не способствует укреплению общей экономической безопасности России.

Таким образом, на примере ценовой политики в газовой отрасли Российской Федерации становится ясно, что монополия оказывает непосредственное влияние на установление ценовой дискриминации.

Характеристики регулирования естественных монополий и антимонопольной политики

Меры по борьбе с российской монополией во многом определяются деталями монополии в экономике.

Серьезные исследования о том, как бороться с монополией в России, начались сравнительно недавно. Теоретически мы обсуждаем два варианта антимонопольной политики:

  1. Предусматривает, что демонополизация производства должна существенно предшествовать переходу на рынок, то есть создавать предварительные условия для конкурентного рынка, а не монопольного рынка.
  2. Процесс перехода к рыночным отношениям и путь к последующей борьбе с монополией. В этом случае прямое воздействие на монополию имеет косвенный приоритет, создавая добровольную немонопольную возможность.

Фактически, нынешняя немонополия и ненационализация, а также переход к конкурентным рынкам в настоящее время требуют разработки и принятия всего пакета законов, включая антимонопольное законодательство и методы прямой власти (монополии). Разделение бизнеса и предлагает косвенный способ реагирования на монополию.

Важную роль на современном этапе экономического развития играет регулирование естественных монополий. Экономическое воздействие естественных монополий, регулируемых ТЭК России, будет экономически эффективным и устойчивым для естественных монополий с учетом баланса интересов как естественных монополий, так и потребителей их товаров (услуг). Приносит России вызов разработать базовые принципы ценовой политики, гарантирующей развитие.

Решение масштабных задач, поставленных энергетической стратегией, не только учитывает чисто отраслевые факторы при повышении цен и тарифов на товары и услуги естественных монополий, но и увеличивает такие увеличения. Также важно надежно и комплексно определять финансовые и социальные результаты. Другими словами, доминирующим принципом здесь должен быть баланс между естественной монополией в топливно-энергетическом комплексе и потребителями его товаров и услуг и, в конечном счете, экономикой в ​​целом.

Без анализа и прогнозирования тарифов на естественные монополии и разработки эффективных методологий для оценки их влияния на макроэкономические показатели выбор оптимальной политики ценообразования для газа или других регулируемых продуктов не может быть решен.

Российская Федерация неоднократно рассматривала вопрос повышения тарифов на газ, электроэнергию и железнодорожный транспорт в следующем году. Предложение Газпрома отменить регулирование цен на газ было неожиданным.

По мнению российского эксперта РАО ЕЭС, идея дерегулирования цен на газ имеет положительную сторону только в том случае, если дерегулирование будет происходить во время либерализации газового рынка. Сегодня «Газпром» осуществляет около 86% добычи природного газа по всей России и 80% его поставок российским потребителям. Кроме того, эти поставки осуществляются через собственный газопровод «Газпрома». В этих условиях цены на газ нонсенс. Невозможно преодолеть монополию «Газпрома» на рынке газа с помощью биржевой технологии его продажи.

Сегодня газ для внутренних потребителей стоит около 35 долларов за тысячу кубометров. Это не менее чем в три раза дороже за рубежом, но и намного ниже рыночной цены современной российской экономики, по расчетам, 50–60 долларов за тысячу кубометров. Переход на рыночные цены на газ требует серьезных реформ в газовой отрасли. Его суть заключается в том, чтобы отделить добычу газа от транспортировки, обеспечить недискриминационный «доступ к трубам» для любого производителя газа, продать цену самого газа, то есть цену добычи, и тарифы для его накачки.

На данном этапе цены на электроэнергию продолжают расти, несмотря на реформы в электроэнергетике. Статистика говорит об обратном, но в последние годы ее рост значительно замедлился. В 2005 году тарифы на электроэнергию увеличились на 42% в 2006 году, на 28% в 2007 году и на 26% и 17% в 2008 году. Инфляция в 2009 году составила 111,7% при росте тарифов на электроэнергию до 111,4%. Это фактически означает, что цены на электроэнергию для потребителей впервые упали.

Газ - это природное богатство, принадлежащее всем гражданам России. Поэтому большая часть доходов от роста цен должна быть направлена ​​на повышение пенсий и зарплат бюджетникам.

Таким образом, газовая промышленность является классическим примером российской экономики, и влияние монополий на ценовую дискриминацию между потребителями и необходимость антимонопольной политики на государственном уровне очевидны.

Эксклюзив является исключительным правом на производство, рыболовство, торговлю и другие виды деятельности и принадлежит одному лицу, определенной группе или государству. Это означает, что по своей природе монополия является силой, которая подрывает конкуренцию и добровольные рынки. Понятие монополии тесно связано с понятием ценовой дискриминации. Концепция ценовой дискриминации описывает практику установления разных цен на один и тот же товар. Однако, если разница в ценах не связана с затратами, с одной стороны, это увеличивает прибыль за счет покупателей, но, с другой стороны, увеличение производителей может быть выгодно для монополий. В этом случае ценовая дискриминация приводит к увеличению спроса и предложения, что может способствовать эффективности рынка. И положительным моментом является то, что есть также часть рынка, которая не получает товары или услуги по единой цене.

Различают следующие виды ценовой дискриминации:

  • Полная ценовая дискриминация, связанная с возможностью устанавливать разные цены для каждой проданной единицы товара;
  • Дискриминация цен по объему закупок.

В связи с тем, что трудно реализовать полную ценовую дискриминацию, продавец устанавливает разные цены для разных объемов закупок в связи с тем, что индивидуальные цены спроса снижаются с увеличением объема продаж. Вы можете извлечь выгоду из этого. Ценовая дискриминация на сегментированных рынках - это означает установление разных цен для разных категорий покупателей (сегментов рынка).

Заключение

Монополии идут вразрез с интересами потребителей. В частности, это приводит к социальным потерям из-за снижения продаж. Однако ценовая дискриминация может увеличить производство и приблизить его к конкурентному уровню, увеличив потребление и сделав некоторые продукты доступными для более бедных людей. На примере ценовой политики в газовой отрасли Российской Федерации ясно, что монополия оказывает непосредственное влияние на установление ценовой дискриминации. Таким образом, газовая отрасль является классическим примером российской экономики, и влияние монополий на ценовую дискриминацию между потребителями очевидно.

В результате возникла острая необходимость в эффективном регулировании политики естественных монополий и антимонопольного законодательства, проводимой на данном этапе экономического развития, на основе принятия соответствующих нормативных рамок.

Прогнозирование тарифов и цен естественных монополий на основе систематического применения методов экономического и математического моделирования, поскольку производство продукции естественных монополий в российской экономике имеет гораздо большую долю ВВП, чем в других странах. И создание механизма для соглашения также важно.

Наряду с формированием параметров бюджетной, денежно-кредитной и социальной политики необходимо разработать параметры тарифной и ценовой политики, связанные с субъектами естественной монополизации, регулируемыми государством. Отсутствие межотраслевого расчета вариантов экономической политики снижает эффективность национального регулирования экономики и не позволяет достичь запланированных результатов.