Конкуренция, её роль в рыночной экономике

Предмет: Экономика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 01.08.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по экономике:

 

Много готовых курсовых работ по экономике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Факторы экономического роста национальной экономики
Информационная экономика. Становление нового типа экономического роста
Конкуренция: сущность, функции, виды, последствия
Недобросовестная конкуренция


Введение:

В экономическом словаре конкуренция (от лат. concurrencia-сталкиваться) определяется как-конкуренция между производителями товаров и услуг за рынок сбыта, завоевание определенного сегмента рынка. Каждая фирма использует свою собственную стратегию и тактику для достижения этих целей. Это имеет принципиальное значение для рыночной экономики. Выполняет роль своего двигателя, двигателя прогресса, роста эффективности производства. Выступает как стихийный регулятор экономических процессов, способ установления равновесной цены на рынке. Это способствует снижению производственных и сбытовых издержек.

Очень немногие отрасли экономики сегодня способны противостоять влиянию конкуренции и рынка. Ни одна страна или компания не может позволить себе игнорировать объективную необходимость конкуренции. За последние десятилетия возросшая конкуренция наблюдается практически во всем мире.

Несмотря на это, конкуренция оказывает как положительное, так и отрицательное воздействие на экономику. К положительным факторам можно отнести, развитие научно-технического прогресса, удешевление издержек производства, уравновешивание нормы прибыли и уровня заработной платы. К негативным факторам можно отнести импульсивность бизнеса, создание условий для безработицы и инфляции.

Стимул, побуждающий к соревнованиям, показывает желание опередить других.

Конкуренция - это динамичный процесс, обеспечивающий рынок товарами. В качестве инструментов и инструментов в конкурентной борьбе используют, цену, качество продукции, рекламу, сервис, ассортимент, условия оплаты и доставки.

Рыночная экономика - это сложная и разветвленная система различных финансовых, коммерческих и информационных структур, взаимодействующих с правовыми нормами предпринимательской деятельности, объединенных понятием, рынок.

Рынок - это совокупность экономических отношений между участниками рынка относительно движения товаров и денег, которые основаны на взаимном согласии, эквивалентности и конкуренции. Это способ взаимодействия между производителями и потребителями, то есть продавцами и покупателями. 

Тогда рынки можно разделить на конкурентные и неконкурентные.

На конкурентном рынке, или рынке совершенной конкуренции, рыночный механизм и его основные законы проявляются в чистом виде. Совершенно конкурентный рынок предполагает, что все фирмы производят единый стандартный продукт, так что нет существенных различий между продуктами разных производителей, число фирм в отрасли настолько велико, а доля одного производителя настолько мала, что увеличение или уменьшение объема продаж на рынке не может повлиять на рыночную цену, нет никаких ограничений на образование новых фирм в отрасли или выход из нее ранее существовавших предприятий.

Сущность рыночных отношений - это конкуренция, конкуренция между производителями, потребителями, производителями и потребителями. Без конкуренции нет эффективной рыночной системы.

Создание конкуренции между производителями является важнейшим условием перехода к эффективной рыночной экономике.

Это означает, что изучение конкуренции, ее роли в развитии рыночных отношений-является важнейшей задачей экономических исследований.

Понятие конкуренции

Конкуренция (лат. concurrentia-сталкиваться) - это конкуренция, соперничество, экономическая борьба между продавцами (производителями) за право получить максимальную прибыль. Также между покупателями (потребителями) для получения большей выгоды при покупке товара.

Конкуренция способствует эффективному использованию ограниченных ресурсов, которые распределяются между отраслями и различными видами производства таким образом, чтобы продукция, полученная из этих ресурсов, приносила прибыль. Это регулирующая сила в условиях рыночных отношений.

Конкуренция играет существенную роль в рыночной экономике, она вынуждает производителя учитывать интересы потребителя, а именно интересы общества в целом. В ходе конкурентной борьбы рынок выбирает из огромного разнообразия товаров те продукты, которые нужны потребителям, именно они и продаются. 

Конкуренция играет важную, но в то же время не однозначную роль. Она стимулирует развитие экономики и самих работников, а также деятельность самостоятельных подразделений. С его помощью продавцы как бы контролируют друг друга. Борьба за покупателя ведет к развитию научно-технического прогресса, повышению качества, снижению издержек и снижению цен. Но конкуренция также разделяет производителей и потребителей, она стимулирует создание монополий.

Конкуренция - это соревнование хозяйствующих субъектов за получение наилучших результатов в свою пользу. Поэтому конкуренция присутствует везде, где есть конкуренция между субъектами в целях обеспечения их интересов. Конкуренция как экономическая норма выражает причинно-следственную связь между интересами субъектов экономической борьбы и результатом экономического развития.

Когда на рынке возникает конкуренция, то продавцы непрерывно идут на снижение своих производственных издержек, на увеличение прибыли, в результате, издержки снижаются, производительность повышается, значит появляются условия и возможности для снижения цены продукта. В то же время конкуренция побуждает производителей повышать качество и вносить разнообразие в предлагаемую продукцию. Производителям необходимо постоянно конкурировать с конкурентами на рынке сбыта, за потребителя, тактика совершенствования и расширения ассортимента качественных товаров по сниженным ценам.

Условия возникновения конкуренции

Конкуренция началась в условиях элементарного товарного производства. Каждый производитель в процессе конкуренции старался создать более благоприятные условия для производства и реализации товаров. В связи с усилением подчиненности мелких производителей рынку и колебаниями рыночных цен на их продукцию обостряется экономическая борьба. Существует вероятность укрепления экономики, найма работников, эксплуатации их труда, и возникает капиталистическая конкуренция. В современных условиях конкуренция также выступает в качестве важного средства развития производства и присутствует в различных формах.

Конкуренция возникает тогда, когда, полная экономическая изоляция каждого производителя; полная зависимость производителя от конъюнктуры рынка; противостояние всех остальных производителей в борьбе за потребительский спрос.

Экономическое значение конкуренции огромно. Современные экономисты считают конкуренцию одной из причин повышения эффективности производства. Сама конкуренция вынуждает производителей внедрять технический прогресс и совершенствовать технологию производства.

Функции конкуренции

Функция размещения, направляет ограниченные ресурсы в отрасли и виды деятельности, на которые есть спрос.

Инновационная функция, стимулирование внедрения достижений науки и техники, производства новых видов товаров, новых технологий, повышение качества товаров.

Функция распределения, создает условия для получения дохода и прибыли для наиболее успешных производителей, приводит к банкротству производителей, товары которых остались невостребованными.

Функция контроля, препятствует возникновению и существованию устойчивой монопольной власти на рынке. Монополист может устанавливать цену, но в то же время конкуренция дает потребителю преимущество среди нескольких производителей. Чем лучше конкуренция, тем справедливее цена.

Конкуренция помогает в уравнении спроса и предложения, установлении равновесной цены. На конкурентном рынке отдельные производители мало контролируют цену продукта и имеют такую малую долю в общем объеме производства, что увеличение или уменьшение объема производства не окажет существенного влияния на цену продукта. И продавец, и покупатель должны постоянно ориентироваться на рыночную цену. Поэтому конкуренция помогает достичь компромисса между производителями и потребителями. Точно так же конкуренция создает тождество частных и общественных интересов.

Конкуренция поддерживает социально нормальные условия для производства и продажи товаров, как будто она говорит производителям, сколько денег им нужно вложить в производство определенного продукта. Предположим, что первый производитель вложил больше капитала в производство продукта, а второй меньше в производство того же продукта. Тогда будет очевидно, что второй получит больше прибыли, чем первый-при условии, что на рынке установится равновесная цена на данный вид продукции. Если рынок будет переполнен этим продуктом, цена на него упадет, и первый производитель может понести убытки. Отсюда следует, что конкуренция поддерживает нормальные условия производства для общества. В условиях чистой конкуренции следующие производители, ориентированные на получение прибыли, будут производить каждый продукт до точки, где сравниваются цена и самые высокие затраты.

Научно-технический прогресс, снижение издержек и повышение эффективности производства стимулируются конкуренцией. Он работает как стабилизатор стоимости товара, в рыночной борьбе побеждает тот, у кого товар низкой стоимости и высокого качества. Для выполнения этого условия необходимо периодически обновлять и модернизировать производство, вкладывая огромные средства. В современном мире многие производители готовы пойти на риск, производя товары в условиях новейших технологий. Из этого можно сделать вывод: с развитием конкуренции производство улучшится.

Столкновение участников рынка приводит к усилению их социально-экономического расслоения. В рыночной борьбе за большую прибыль участвуют многие мелкие собственники, находящиеся в самом начале своей хозяйственной деятельности. Большинство из них, не имея достаточных средств, современных методов производства, опыта-не выдерживают борьбы и в итоге разоряются или терпят убытки. Лишь небольшая их часть становится полноправными участниками рынка, увеличивая свою экономическую мощь.

Виды соревнований

Конкуренцию можно разделить по способам реализации (ценовой и неценовой), отраслевой принадлежности (внутриотраслевой и межотраслевой), степени свободы (совершенной и несовершенной).

По методам реализации: 

  • Ценовая конкуренция предполагает продажу товаров по более низким ценам, чем у конкурентов, снижение цен возможно за счет снижения издержек производства или за счет снижения прибыли;
  • Неценовая конкуренция предполагает предложение продукции более высокого качества, чем у конкурентов, за счет использования рекламы и различных методов стимулирования сбыта.

По отраслям: 

  • Внутриотраслевая конкуренция подразумевает борьбу между предпринимателями, производящими аналогичную продукцию, за лучшие условия сбыта и производства, за большую прибыль;
  • Межотраслевая конкуренция предполагает борьбу предпринимателей из разных отраслей и предполагает более выгодное вложение капитала и перераспределение прибыли.

По степени свободы: 

  • Совершенная конкуренция, также называемая чистой конкуренцией, она означает независимость от любых форм регулирования, свободного ценообразования, свободного доступа к факторам производства, ни один участник рынка не оказывает решающего влияния на условия реализации товаров;
  • Несовершенная (монополистическая) конкуренция - это когда любой из участников рынка имеет возможность влиять на условия реализации товаров, имеет следующие виды, чистая монополия, олигополия, монополистическая конкуренция.

Механизмы функционирования конкуренции

Совершенная (чистая) конкуренция - это состояние рынка, при котором существует большое количество покупателей и продавцов, каждый из которых занимает относительно небольшую долю на рынке и не может диктовать условия продажи или покупки товара. Предполагается, что необходимая и доступная информация о ценах, их динамике, продавцах и покупателях имеется не только в этом месте, но и в других регионах. Рынок совершенной конкуренции подразумевает отсутствие власти производителя над рынком, цена устанавливается не самим производителем, а через функцию спроса и предложения.

Особенности совершенной конкуренции не присущи ни одной отрасли в полной мере, они могут только приблизиться к модели.

Модель совершенной конкуренции имеет следующие характеристики:

  • Множество покупателей и продавцов определенных товаров;
  • Производители продают один и тот же товар, один производитель неотличим от товара другого производителя;
  • Ресурсы мобильны, у вас есть свободный доступ к торговле и выход из нее, производство конкретного товара. Совершенной модели чистой конкуренции не существует, хотя сельскохозяйственные продукты, такие как зерно, близки к этому типу рынка.

Совершенная конкуренция также подразделяется на внутриотраслевую конкуренцию (между производителями одной и той же продукции) - ведущую к научно-техническому прогрессу, снижающую себестоимость продукции и себестоимость товаров и межотраслевую конкуренцию (между производителями разных видов продукции) - позволяющую найти более выгодное инвестиционное направление.

Совершенная конкуренция имеет определенные требования, такие как:

  • Отсутствие барьеров входа и выхода в определенной отрасли;
  • Отсутствие государственных монополий;
  • Лицензирование определенных видов деятельности;
  • Отсутствие ограничений или запретов на доступ к ресурсам, необходимым для производства товаров.

К положительным сторонам чистой конкуренции относятся: 

  • Стабилизация цен на товары;
  • Адаптация к спросу;
  • Снижение издержек производства;
  • Высокое качество товаров;
  • Развитие научно-технического прогресса.

К негативным сторонам относятся:

  • Риск производственных процессов;
  • Неблагоприятное воздействие на окружающую среду;
  • Разорение многих участников рыночной борьбы;
  • Аварийная эксплуатация ресурсов.

При совершенной конкуренции возникают рыночные недостатки, такие как: 

  • Вытеснение монополиями и олигополиями;
  • Неумение распределять для производства общественные блага; стандартизация и унификация продукции, не отвечающей требованиям современного потребителя; 
  • В долгосрочной перспективе низкая экономическая прибыль, как основной источник научно-технического прогресса.

В условиях совершенной конкуренции, при любом сформированном уровне цен, существует своего рода внешний предел, при котором производители входят или выходят из отрасли. Повышение цены способствует появлению новых фирм и сохранению старых. Когда цены падают, производители с высокими издержками становятся нерентабельными и уходят из отрасли.

Создание идеальной модели совершенной конкуренции-это слишком сложный процесс.

Чистая монополия

Чистая монополия - это когда один продавец противостоит нескольким покупателям: владельцу исключительного права на свой товар. Применительно к экономике исключительное право на производство, покупку или продажу принадлежит одному лицу, группе лиц или государству. Она рождается на основе высокой концентрации и централизации капитала и производства. Цель состоит в том, чтобы извлечь сверхвысокую прибыль. Она обеспечивается установлением монопольно высоких или монопольно низких цен. Она подавляет конкурентный потенциал рыночной экономики, ведет к росту цен и дисбалансам.

Монополия - это полное господство в экономике единственного производителя продукции. Это доминирование дает монополистическому производителю исключительное право распоряжаться ресурсами и возможность оказывать давление на конкурентов, потребителей и общество в целом.

Монополия может возникнуть как продукт естественного или искусственного монополизма. Держателями естественных монополий являются частные собственники и хозяйственные организации, имеющие редкие и трудно восстанавливаемые элементы производства. Искусственные монополии - это объединения, созданные для получения монопольных выгод, они действуют в форме различных монополистических отношений.

В связи с высокой концентрацией производства могут возникать различные организационные типы монополий, такие как:

  • Картель, простейшая форма монополии. В отличие от других форм монополии, она сохраняет финансовую и промышленную независимость. Работает в рамках одной отрасли. Усложняет функционирование рыночных отношений. Подпадает под действие антимонопольного законодательства;
  • Синдикаты, организационная форма монополистического объединения, при которой входящие в него компании теряют свою коммерческую сбытовую жизнеспособность, но сохраняют юридическую и производственную свободу действий. В синдикате продажи продукции централизованы;
  • Трест - это монополистическое объединение, в котором вступившие в него предприятия теряют свою коммерческую и производственную самостоятельность. Единый центр обеспечивает все руководство трестом;
  • Концерн - это организованная форма объединения предприятий различных отраслей промышленности, находящихся под финансовым контролем и единым управлением. Как обычно, в группу входят банки или иные организации(кредитные организации, пенсионные фонды и др.) помимо производственных, торговых и транспортных предприятий.члены группы формально независимы, но в то же время они контролируются и управляются единым центром компании;
  • Пул, распределяется в зоне использования проекта. Члены пула приходят к выгодным для всех соглашениям о передаче патентов и лицензий. Распределение доходов осуществляется в соответствии с квотой, определенной при вступлении в пул;
  • Холдинг, акционерное общество, владеющее контрольным пакетом акций одного или группы акционерных обществ, для управления и контроля над ними. Получение контрольного пакета акций холдинга подчиненными формально доступно компании;
  • Патенты, авторские права, товарные знаки-документ, выданный уполномоченным государственным органом, удостоверяющий авторство изобретения и исключительное право патентообладателя на использование изобретения. Он действует в течение срока, установленного законом.

Условия монопольной модели, единый продавец, отсутствие товаров одинаковой ценности и диктуемая цена.

В случае регулируемой монополии государство позволяет компании устанавливать цены, гарантирующие справедливый доход, что позволит производителю поддерживать производство и, при необходимости, расширять его.

В условиях нерегулируемой монополии продавец может устанавливать любую цену, которую может удержать рынок.

Рынок испытывает негативные последствия монополий, такие как:

  • Снижение конкурентоспособности;
  • Замедление научно-технического прогресса;
  • Необоснованный рост цен;
  • Рост издержек производства;
  • Падение экономической эффективности.

Классическим примером естественных монополий на федеральном уровне является передача электроэнергии, нефти и газа, железнодорожный транспорт, некоторые отрасли связи, а на региональном уровне, коммунальные услуги, включая отопление, канализацию, водоснабжение и т.д. Эти отрасли либо регулируются, либо находятся в государственной собственности. Однако следует отметить, что во многих странах в последние годы масштабы и сфера государственного регулирования значительно сократились, как в связи с технологическими инновациями, так и в результате появления новых подходов к формированию и регулированию соответствующих рынков.

Монополии, как правило, используют свою рыночную власть в ущерб потребителям и потенциальным конкурентам. Из этого можно сделать вывод, что только сократив число монопольных производителей, можно уменьшить их негативное влияние на рынок.

Во всех развитых странах мира действуют антимонопольные законы, ограничивающие деятельность монополий и их объединений.

Олигополия

Олигополия - это рынок, где в каждой отрасли экономики доминирует не один, а несколько производителей. Иными словами, в условиях олигополистической конкуренции производителей больше, чем в условиях монополии, но значительно меньше, чем в условиях совершенной конкуренции.

Олигополия - это доминирующая конфигурация современного рынка. Понятие олигополия используется в экономике для описания рынка, где есть несколько продавцов, некоторые из которых контролируют большую часть рынка.

В условиях олигополии очень немногие продавцы доминируют в продаже конкретного продукта, и появление новых продавцов затруднительно или невозможно. Продукт может быть дифференцирован или стандартизирован. Сходство продукта преобладает на рынках сырья и полуфабрикатов, нефти, стали, руды. Дифференциация преобладает на рынках потребительских товаров, автомобилей, электроники. Часто в условиях олигополистической конкуренции на рынке доминируют от двух до десяти производителей, на долю которых приходится половина или более общего объема продаж продукта.

На олигополистических рынках некоторые производители способны влиять на цену, так как их доля в общем объеме выпуска товаров огромна. Производители знают, что в условиях олигополистических рыночных отношений, если один из продавцов изменяет цену или объем продаж, то, как следствие, это отразится на прибыли всех продавцов данного товара. Производители становятся взаимозависимыми.

Малочисленность производителей на олигополистическом рынке вынуждает этих производителей использовать не только ценовую конкуренцию, но и неценовую конкуренцию, которая в таких условиях более эффективна. Производители понимают, что если они снизят цену, то конкуренты сделают то же самое, что приведет к падению выручки. Только из-за этого вместо ценовой конкуренции используются неценовые методы борьбы, качество продукции, надежность, техническое превосходство, методы сбыта, реклама, экономический шпионаж.

Часто олигополии защищены барьерами для входа на рынок, аналогичными тем, которые существуют при монополии. Естественная олигополия существует тогда, когда несколько производителей способны обеспечить рынок продуктами с более низкими долгосрочными издержками, чем у многих производителей.

Особенности олигополистического рынка, лишь немногие производители обеспечивают рынок-продукт может быть либо дифференцирован, либо стандартизирован, по крайней мере некоторые производители имеют большие доли рынка, эти немногие производители могут влиять на цену продукта, манипулируя его количеством на рынке, производители определенной отрасли понимают свою взаимозависимость.

Характерной особенностью олигополистического рынка является зависимость поведения каждого производителя от реакции и поведения конкурентов. Большой размер и высокий капитал продавцов крайне неподвижен на рынке, и в этих условиях именно сговор между олигополистическими продавцами для поддержания цен и увеличения прибыли сулит большие выгоды. Производители договариваются о сотрудничестве и заключают соглашение о разделе рынка, картельное соглашение.

Картель - это договор нескольких продавцов, который устанавливает для всех участников, объем производства, цену товара, условия найма рабочей силы, обмен патентами, разделение рынков. Его цель, повышение цен, но не ограничение производственной деятельности членов картеля.

На первый взгляд сходство картеля с монополией очевидно, но картель редко контролирует весь рынок, в отличие от монополии, потому что он должен учитывать мнение продавцов, не входящих в картель. Кроме того, члены картеля имеют достаточно сильное искушение обманывать друг друга путем снижения цен или энергичной рекламы своей продукции, что создает условия для захвата части рынка. Из-за этого многие картели представляют собой временную рыночную структуру и редко встречаются на рынке. Кроме того, законодательство многих стран считает картельную практику незаконной и противодействует ей различными методами.

Классическим примером формирования и существования картельного соглашения является, например, Организация стран,экспортеров нефти (ОПЕК).

Основное различие между совершенной конкуренцией и олигополистической конкуренцией заключается в особенностях изменения цен. Если на конкурентном рынке цены меняются непрерывно в зависимости от изменения спроса и предложения, то в олигополии цены меняются не так часто, обычно через определенные промежутки времени и на небольшую величину. Такая неподвижность цен обычно наблюдается, когда производители сталкиваются с циклическими и сезонными изменениями спроса. Такие колебания спроса заранее учитываются олигополистами, и последние стараются не изменять цену продукта, а реагировать на изменения спроса увеличением или уменьшением объема производимых товаров. Обычно производителю выгоднее изменить объем производства, а не цену, если спрос меняется.

Государственное регулирование экономики

Конкуренция является наиболее эффективным средством достижения целей рыночной экономики, а также интересов общества в целом. Когда производители договариваются о доле рынка или уровне цен, покупатели вынуждены платить более высокую цену и сокращать потребление. В этом случае цены становятся искусственно завышенными и далеко не каждый покупатель способен приобрести данный товар в нужных объемах. Отсюда следует, что потребители несут экономические потери из-за подавления конкуренции. Устранение конкуренции нарушает баланс спроса и предложения, что приводит к нерациональному использованию ограниченных производственных ресурсов общества.

Для защиты от этих негативных последствий государство вмешивается в рыночные процессы с помощью антимонопольного регулирования, а именно административного контроля за монополизированным рынком, организационного механизма и антимонопольного законодательства.

Административный контроль монополизированного рынка объединяет способы воздействия на монополизированное производство. В частности, можно выделить финансовые санкции, применяемые в случае нарушения антимонопольного законодательства.

Организационный механизм направлен на антимонопольное предупреждение путем последовательной либерализации рынка. Не затрагивая монополию как форму производства, пути и методы такой государственной политики направлены на невыгодное для крупного бизнеса монопольное поведение. Это снижение таможенных пошлин, отмена количественных квот, поддержка малого бизнеса, упрощение разрешительных процедур, оптимизация производства.

Антимонопольное законодательство является более эффективной и развитой формой государственного регулирования монопольной власти. Цель состоит в том, чтобы регулировать структуру отрасли путем запрещения предполагаемых слияний крупных производителей, если, конечно, это ведет к значительному ослаблению конкуренции или к установлению монополии.

В экономической практике российской экономики важное значение имеет понятие доминирующее положение на рынке хозяйствующего субъекта. Согласно определению, хозяйствующий субъект, доля которого на рынке определенного товара превышает ежегодно устанавливаемую стоимость, оценивается как занимающий доминирующее положение. Это значение устанавливается Государственным комитетом Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (ГКАП). Согласно решению ГКАП, доля хозяйствующего субъекта может быть ограничена 35% объема продаж на соответствующем рынке. ГКАП может принимать решения о принудительном разделении хозяйствующих субъектов, взыскании штрафов за нарушения закона.

Антимонопольный комитет проводит государственную политику в области развития товарных рынков и конкуренции, ограничения монополистической деятельности и предупреждения недобросовестной конкуренции.

Антимонопольная политика - это комплекс государственных мер, направленных на мобилизацию производства и развитие конкуренции между производителями.

В современных условиях основными функциями государства являются Организация экономического, правового и социально-политического пространства для рыночной экономики, создание равных условий для всех форм предпринимательства.

Заключение

Конкуренция проявляется как конкуренция, возникающая между участниками рыночной экономики за получение наиболее благоприятных условий для их управления. Она проявлялась во все времена как война всех против всех.

Рыночная конкуренция за выживание и экономическое процветание среди производителей приобретает наиболее цивилизованную форму, если она подлежит регулированию обществом под видом государства.

Конкуренция является необходимым и необходимым условием нормального функционирования рыночной экономики. Но, как и любое явление, конкуренция имеет свои положительные и отрицательные стороны.

К положительным моментам можно отнести:

  • Активизацию инновационного процесса;
  • Эластичную адаптацию к спросу;
  • Высокое качество выпускаемой продукции;
  • Минимальные производственные затраты;
  • Высокую производительность труда.

К негативным моментам относятся:

  • Победа одних и поражение других участников рынка;
  • Крайняя эксплуатация природных ресурсов;
  • Экологические нарушения.

Чрезмерная монополизация без надлежащего государственного контроля может привести к образованию государства внутри государства. Монополизм приводит к замедлению научно-технического прогресса, низкому качеству товаров, утрате стимулов к поиску более эффективных решений для функционирования экономики. Конкуренция, со всеми ее положительными и отрицательными сторонами, является важным элементом системы рыночного саморегулирования. Рынок - это показатель общественно необходимых потребностей общества, в нужном количестве материальных благ. С другой стороны, рынок показывает состояние и потенциал общественного производства в создании необходимых обществу материальных благ.

Конкуренция является определяющим условием сохранения динамизма в экономике.