Конкуренция – универсальный закон рыночной экономики

Содержание:

  1. Экономическая сущность конкуренции, ее роль в рыночной экономики
  2. Виды конкуренции
  3. Формы и методы конкурентной борьбы
  4. Особенности конкурентной борьбы в современных условиях
  5. Конкурентная борьба в переходной экономики современной России
  6. Антимонопольное законодательство и его цель
  7. Заключение
Предмет: Маркетинг
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 12.06.2019

 

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти рефераты по маркетингу на любые темы и посмотреть как они написаны:

 

Много готовых тем для рефератов по маркетингу

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Менеджмент и маркетинг спорта. Инвестиции в спорт
Клиентно-ориентированные технологии
Торговля в малом бизнесе
Разработка и планирование управленческих решений

 

Введение:

Конкуренция является важной составляющей механизма саморегулирования рыночной экономики и одновременно определенной формой ее функционирования.

В переводе с латыни это слово означает "сближение", "столкновение". Конкуренция - это конкуренция между рыночными хозяйствующими субъектами, наивысшими условиями производства, благоприятным положением на рынке; равновесие рыночных цен - это рыночная сила, обеспечивающая взаимодействие спроса и предложения.

Конкуренция отражает взаимосвязь между производством и продажей продукции. Закон конкуренции отражает причинно-следственную связь между способностью создавать продукт, в котором нуждается потребитель, и способностью продавать его с выгодой как для покупателя, так и для производителя.

Цель исследования - проанализировать развитие экономической теории и эволюцию понятия "конкуренция", показать роль государства в развитии и поддержании конкурентных отношений в рыночной среде.

Рыночный характер экономических отношений предполагает свободу выбора для покупателей и продавцов. Рыночный механизм оперирует соотношением спроса и предложения, что предполагает необходимую мобильность цен,конкуренцию за товары и, соответственно, производителей. Конкуренция является неотъемлемой частью рыночной среды и необходимым условием развития бизнеса.

Конкуренция возникла одновременно с товарным производством, но только при капитализме она стала главным рычагом рыночного регулирования общественного производства.

Конкуренция имеет как положительные, так и отрицательные стороны одновременно.

Положительное влияние конкуренции на экономику заключается в следующем:

  • Она постоянно способствует развитию научно-технического прогресса, вынуждая производителей использовать лучшие технологии и рационально использовать ресурсы. Из-за конкуренции вымываются экономически неэффективное производство, устаревшее оборудование и некачественная продукция;
  • Он чувствителен к изменениям спроса, ведет к удешевлению себестоимости продукции, тормозит рост цен, а в ряде случаев приводит к их снижению;
  • В определенной степени она выравнивает норму прибыли на капитал и уровень заработной платы во всех отраслях народного хозяйства.

К числу негативных аспектов можно отнести:

  • Придать бизнесу определенную нестабильность, создать условия безработицы, инфляции, банкротства;
  • Ведущие к дифференциации доходов и создающие условия для несправедливого распределения;
  • Это может быть избыточное производство товаров и недостаточная эксплуатация производственных мощностей в период спада производства.

Конкуренция подразумевает свободу экономического сектора входить в ту или иную отрасль и свободу выходить из нее. Эта свобода необходима, если экономика адекватно адаптируется к изменениям потребительских предпочтений, технологий или предложения ресурсов. Главным экономическим преимуществом рыночной системы является постоянное повышение эффективности производства.

Экономическая сущность конкуренции, ее роль в рыночной экономики

Теоретические основы конкуренции стали закладываться в период докапиталистической формации. Однако первые и наиболее полные теоретические положения о конкуренции и ее движущей силе появились лишь в середине XVIII века. Великим подвигом для этого является классическая политическая экономия А. Смита, принадлежащая представителю Д. Рикардо.

Этимологически слово "конкуренция" восходит к латинскому слову "concurrentia", что означает "столкновение", "конкуренция". Поведенческая интерпретация этой категории была первоначально установлена в экономической литературе. Адам Смит, в частности, честная и соответствующая конкуренция, некооперативная конкуренция между участниками рынка за наиболее выгодные условия купли-продажи товаров. Он рассматривал изменение цен как основной способ конкуренции. В то же время он отметил, что рыночная экономика, которая не управляется коллективной волей и не подчиняется единому плану, следует строгим правилам поведения на рынке.

В соответствии с этими правилами свободная конкуренция выступает как сила, обеспечивающая взаимодействие спроса и предложения, уравновешивающая рыночную цену. В результате конкуренции между продавцом и покупателем устанавливается общая цена аналогичного товара и определенный тип кривой спроса и предложения. Таким образом, конкуренция обеспечивает функционирование механизма рыночного ценового решения. В то же время конкуренция является механизмом регулирования пропорций общественного производства, поскольку конкуренция ведет к перераспределению капитала между отраслями. Конкуренция - это "невидимая рука", координирующая деятельность участников рынка.

В дальнейшем бихевиористское понимание конкуренции совершенствовалось в сторону более точных указаний на ее цели и способы осуществления. Таким образом, в марксистской трактовке конкуренция-это конкуренция между частными товаропроизводителями за более выгодные условия производства и реализации товаров с целью получения наибольшей прибыли.

Один из основателей-британский экономист.Логика этого подхода заключается в том, что большинство товаров (товаров, услуг, ресурсов) редки в том смысле, что их количество меньше потенциальных потребностей общества. есть возможность извлечь из этого максимальную пользу. Они устанавливают условия или критерии и, в зависимости от выполнения этих условий, определяют, кому они принесут пользу. "Конкуренция - это стремление соответствовать критериям доступа к самым лучшим дефицитным товарам", - сказал американский экономист П. Хейн.

Ф. Хайек рассматривал конкурс как "процедуру открытия". По его мнению,на рынке только благодаря конкуренции становится понятно, что скрывается. Например, в условиях отсутствия информации, характерной для реального рынка, некоторое возможное направление деятельности предприятия может изначально выглядеть одинаково привлекательным. И только конкуренция"раскрывает, правда это или нет, и ведет в тупик.

Рассмотрев подходы, описанные в определении конкуренции, можно сделать вывод, что каждый из них учитывает определенные аспекты данного понятия. Однако, на наш взгляд, сущность конкуренции как экономического явления, определяющего деятельность конкретного хозяйствующего субъекта на рынке, наиболее полно отражает поведенческий подход. Поэтому для целей настоящей работы конкуренция представляет собой борьбу за интересы хозяйствующих субъектов, если цели между хозяйствующими субъектами, заинтересованными в достижении одних и тех же целей, определены с точки зрения рыночной экономики, пока ресурсы, способствующие достижению этой цели, ограничены. Основным способом получения прибыли в рыночной экономике является продажа продукции и присущей ей прибавочной стоимости. При этом деятельность хозяйствующих субъектов осуществляется в условиях ограниченности ресурсов, необходимых для производства продукции, а также при спросе на эту продукцию со стороны потребителей.

Суть конкуренции и ее импульс хорошо известны современным экономистам M.It подробно рассматривается в работах Портера. Он пришел к выводу, что будет участвовать в конкурсах, как и непосредственные претенденты. Скорее, конкуренция в отрасли, лежащая в основе экономики и конкурирующих сил, выходит далеко за рамки обычного противостояния сторон в той или иной отрасли.

Таким образом, подводя итоги теоретического исследования классиков в области конкуренции, можно сделать основной вывод, который можно сделать для целей нашего исследования, что в условиях динамики рыночной конкуренции группа из нескольких факторов воздействует на предприятие сразу, формирует конкурентную среду его деятельности и постоянно изменяется. Такая сложность обусловлена тем,что каждая из этих групп в свою очередь состоит из множества элементов, причем состав и структура элементов уникальны для каждого конкретного предприятия.

Конкуренция в экономике выполняет множество функций:

  • Определить и установить рыночную стоимость товара;
  • Сведение определенных задач к социально необходимым;
  • Помогает выравнивать индивидуальные затраты и прибыль за счет производительности труда и эффективности управления производством.

Через конкуренцию доход распределяется не только по факторам производства, но и по вкладу и эффективности хозяйствующих субъектов. Эффективное использование ресурсов позволяет производителям получать высокий доход, но неэффективное использование ресурсов может привести к убыткам и вытеснению с рынка.

Существуют различные типы конкурентного поведения субъекта рынка:

  • Создание-конкурентное преимущество, обеспечивающее предпосылки для создания действия;
  • Адаптация-учет революционных изменений (копий) производства и прогнозирование поведения конкурентов;
  • Обеспечение (гарантия) - действия, направленные на сохранение достигнутого положения.

Виды конкуренции

Конкуренция является ключом к решению этих проблем:

  1. В зависимости от способа реализации,
  2. По Отраслевому Альянсу,
  3. По степени свободы.

По способу осуществления конкуренцию можно разделить на ценовую и неценовую. Ценовая конкуренция предполагает продажу товаров по более низкой цене, чем их конкуренты. Низкие цены теоретически выигрывают от снижения или удешевления производства. Неценовая конкуренция основана на предоставлении высококачественной продукции с большей надежностью и сроком службы, использовании рекламных методов и других методов продвижения.

Отраслевые альянсы различают внутриотраслевую и межотраслевую конкуренцию. Конкуренция внутри отрасли-это конкуренция между предпринимателями, производящими аналогичную продукцию на лучших условиях производства и реализации, с целью получения сверхприбыли. Межведомственная конкуренция - это конкуренция между предпринимателями, занятыми в различных отраслях, за выгодное применение капитала, перераспределение прибыли.

По степени свободы они подразделяются на следующие. Совершенная конкуренция - это свобода от всех видов регулирования: свободный доступ к факторам производства, свободное ценообразование и т. д. В этой конкуренции ни один из участников рынка не может оказать решающего влияния на условия реализации товара.

Совершенная (чистая) конкуренция включает в себя внутриотраслевую конкуренцию (между производителями однородной продукции) и межотраслевую конкуренцию (между производителями различной продукции). Первый приведет к технологическому прогрессу, снижению себестоимости продукции и снижению цен на продукцию. Межотраслевая конкуренция позволяет найти более выгодные направления инвестирования.

Для распределения рынка по количеству производителей и покупателей на рынке, типу продукции, способности контролировать цены, методу неценовой конкуренции, последний для новых предприятий отрасли характеризуется как несовершенный рынок конкуренции.

Совершенная (чистая) конкуренция - это рыночная ситуация,в которой несколько независимых производителей продают идентичные (стандартизированные) продукты, и ни один из них не может контролировать рыночную цену.

Основные особенности совершенной (чистой) конкуренции:

  • На рынке присутствует большое количество покупателей и продавцов, каждый из которых занимает относительно небольшую долю рынка этих товаров;
  • Идентичные стандартизированные продукты, продукты однородны с точки зрения потребностей покупателей и соответственно потребностей продавцов;
  • Свободный доступ на рынок новых продавцов и возможность такого же свободного выхода из них, входа и выхода из отрасли абсолютно бесплатны;
  • Наличие полной и доступной для участников биржи информации о цене и ее изменениях, о продавце и покупателе;хозяйствующий субъект имеет одинаковую информацию о рынке.

Минусы совершенного конкурентного рынка:

  • В долгосрочной перспективе нет никакой экономической выгоды как основного источника НТП;
  • Способствует унификации и стандартизации продукции, не отвечающей требованиям современных покупателей;
  • Она не применима к производству общественных благ;
  • На смену ей приходят монополистические и олигополистические структуры.

Несовершенная (монополистическая) конкуренция - это рыночная ситуация, когда несколько продавцов продают схожие товары, чтобы придать им реальный или воображаемый уникальный характер.

Монополистическая конкуренция - наиболее распространенный тип рынка, наиболее близкий к совершенной конкуренции. Способность отдельных компаний контролировать цены (рыночные силы) здесь не важна.

Основные особенности монополистической конкуренции:

  • Относительно большое число МСП;
  • Эти компании имеют различные продукты, Продукты каждой компании идентифицируются тем или иным образом, что позволяет потребителям легко находить альтернативные продукты и переключать на них свой спрос;
  • Еще есть возможность относительно легкого вхождения в отрасль новых производителей.

Главным оружием монополистической конкуренции является неценовая конкуренция. Особенно важна реклама. Выйти на рынок монопольной конкуренции очень просто.

Монополистическая конкуренция-это особенность реального рынка. Это помогает покупателю наиболее полно удовлетворить свои потребности, активизируя торговлю и производство.

Формы и методы конкурентной борьбы

Конкуренция ведется за ограниченный объем платежеспособного спроса. Именно в условиях ограниченного спроса компании конкурируют друг с другом. Ведь если спрос удовлетворяется на продукцию и услуги одной компании, то все остальные товары автоматически лишаются возможности их продавать. И в редких случаях, когда спрос практически неограничен, отношения между компаниями, предлагающими один и тот же тип продукта, часто больше похожи на сотрудничество, чем на конкуренцию.

Рыночная конкуренция происходит только в доступных сегментах рынка. Поэтому один из наиболее распространенных способов, которым компании пользуются, чтобы ослабить давление на себя со стороны конкурентной прессы, - это не иметь доступа к другим.

В экономической литературе принято делить соперничество на:

  • Цена (ценовая конкуренция);
  • Неценовая конкуренция(конкуренция, основанная на качестве ценности использования).

Ценовая конкуренция восходит к эпохе свободной рыночной конкуренции, когда даже однородные продукты предлагались рынку по различным ценам.

Снижение цен было той основой, на которой производитель (торговец) выбирал свой товар, привлекал к себе внимание и в конечном итоге приобретал желаемую долю рынка.

Конкуренция – универсальный закон рыночной экономики

В современном мире ценовая конкуренция утратила свое преимущественное значение в методе неценовой конкуренции. Это, конечно, не означает, что"ценовые войны"не используются на современном рынке, и они не всегда существуют в явной форме. Дело в том, что"ценовая война"в открытой форме возможна до тех пор, пока не будут исчерпаны резервы снижения себестоимости продукта. В целом ценовая конкуренция в открытой форме приводит к снижению нормы прибыли, ухудшению финансового состояния предприятия и, как следствие, разорению. Таким образом, компании избегают ценовой конкуренции в открытой форме.

В условиях скрытой ценовой конкуренции компании внедряют новые продукты со значительно улучшенными потребительскими характеристиками, а цены непропорционально мало повышаются.

Неценовая конкуренция характеризуется более высокой стоимостью использования продукта, чем его конкуренты (компании производят более качественную и надежную продукцию, предлагают более низкие потребительские цены, предлагают более современные конструкции).

Большую роль играют предпродажные и послепродажные услуги, так как производители всегда должны присутствовать в секторе потребительских услуг. Предпродажное обслуживание включает в себя удовлетворение требований потребителя относительно сроков поставки сокращение, регулярность, ритмичность поставки (комплектующих и комплектующих изделий и др.). Послепродажное обслуживание-создание различных сервисных центров для обслуживания приобретенной продукции, таких как предоставление запасных частей и ремонт

Реклама - это важнейший способ ведения конкурентной борьбы, поскольку средства массовой информации и пресса оказывают огромное влияние на массы. С помощью рекламы можно определенным образом сформировать мнение потребителей о том или ином товаре, как в лучшую, так и в худшую сторону. Еще одним видом неценовой конкуренции является дифференциация продукции.

Другими словами, вы будете предлагать широкий спектр типов, стилей и брендов этого продукта. При этом расширяется диапазон свободного выбора,более полно удовлетворяются разнообразие и оттенки потребительских предпочтений. Однако следует отметить, что увеличение ассортимента продукции может достичь такого уровня, при котором потребители начнут путаться, что затруднит разумный выбор, а покупка займет длительное время.

Теперь у каждой компании есть свой продукт, отличный от продуктов конкурентов. Любой продукт имеет свои резервы для дальнейших изменений и развития. Поэтому, помимо выпуска новых продуктов на рынок, производители часто используют модифицированную политику. Это позволяет компании изменить имидж продукта и превратить его в новый сегмент продаж.

Улучшение продукта дает компании долгосрочное преимущество. Выход на рынок продукции высокого качества или новой потребительной стоимости представляет собой длительный цикл, когда "формирование" качества начинается с накопления экономической и научно-технической информации.

Особенности конкурентной борьбы в современных условиях

Эксклюзивная ассоциация. Объединение компаний объясняется естественным стремлением к экономическому превосходству как способу сохранения и приумножения своих преимуществ. Таким образом,повысится уровень стабильности и конкурентоспособности экономики, что позволит в определенной степени контролировать рынок. В то же время основная цель заключается в том, чтобы смягчить конкуренцию в отрасли и не допустить появления новых конкурентов. Объединение бизнеса происходит в результате различных типов слияний: горизонтальных, вертикальных и конгломератов.

Горизонтальные слияния - это способ централизации производства путем объединения родственных компаний, что на практике приводит лишь к перераспределению производственных мощностей. Их главная цель - снижение уровня конкуренции и получение прибыли за счет "экономии от масштаба".

Вертикальные слияния призваны объединить звенья технологической цепочки от добычи сырья до реализации готовой продукции под единым управлением, и чем менее устойчивы эти условия, тем больше стремление компаний к вертикальной интеграции. Способствуя созданию замкнутых производственных комплексов, вертикальные слияния способствуют монополистическим проявлениям, а потому требуют особого внимания со стороны государства.

Слияние конгломератов - это объединение компаний различных отраслевых объединений, которые технически совершенно не связаны друг с другом. По сути, это метод диверсификации производства, целью которого является смягчение последствий рыночных колебаний и содействие их проникновению на новые рынки. Слияние может быть основано на добровольном слиянии компаний или на поглощении одной компании другой. В результате образуются различные формы объединений, зависящие от особенностей структурной организации, управления и контроля.

Доверие - это форма объединения предприятий одной или нескольких отраслей промышленности, предприятия, входящие в объединение, теряют свою экономическую и производственную самостоятельность, ими управляют централизованно.

Концерн представляет собой объединенную отрасль предприятий, структурные подразделения которой сохраняют свою производственно-хозяйственную самостоятельность, но подчиняются единому контролю посредством финансового контроля через систему акций.

Конгломерат-это плодовитая отраслевая, многопрофильная структура, основанная на сочетании оперативно автономных предприятий, несущих экономическую ответственность за результаты своей деятельности. Кроме того, существует множество временных ассоциаций, которые создаются для решения определенных задач.

Консорциум-это форма временного объединения компаний, созданная для осуществления совместной деятельности по решению определенных задач. Компании, входящие в состав консорциума, остаются полностью независимыми и подчиняются общему управлению только в некоторых видах деятельности, связанных с целями консорциума.

Высокая степень концентрации производства и обусловленное этим экономическое превосходство приводит к затруднениям в конкуренции и появлению монополистических признаков в виде ценовой диктатуры. Вероятность сговора между некоторыми производителями возрастает. Это требует особого контроля за деятельностью бизнес-ассоциации. В советской экономике хозяйственные объединения существовали в форме промышленных и научно-производственных объединений. Их формирование базировалось не на общности экономических и финансовых интересов участников, а на необходимости интенсивного хозяйствования, то есть перехода к рыночной экономике. При выборе метода реформирования этих органов, прежде всего, необходимо учитывать такие критерии, как изменение трансакционных издержек и их влияние на уровень конкуренции.

Незаконными методами неценовой конкуренции являются:

  • Промышленный (экономический) шпионаж;
  • Соблазнение профессионалов, владеющих секретами производства;
  • Производство подделок, которые обычно стоят значительно дешевле, потому что они не отличаются от оригинального продукта, но качество значительно ухудшилось;
  • Деловая отчетность и мошенничество;
  • Скрывать дефекты и т.д.

Высшие должностные лица государственных структур не имеют права вести бизнес по закону, но они все равно это делают: регистрируются у жен, детей, братьев и других родственников. И чиновник отдает все свое рвение тому, чтобы никто не конкурировал с его бизнесом, то есть вместо того, чтобы активно инвестировать в новые компании на рынке.

Конкурентная борьба в переходной экономики современной России

Сегодня трудно говорить о той конкурентной борьбе, которая существует в российской экономике. Российская экономика состоит в основном из государственных предприятий и монополий, которые постоянно контролируются государством.

Он является партнером McKinsey & Company. Статья Резниковича "Коммерсантъ-Деньги" очень хорошо описана в статье" исключительная Родина в опасности", которая опубликована в журнале "Коммерсантъ-Деньги". Я хочу процитировать эту статью ниже: "Это свидетельствует о том, что без четко сформулированной стратегии, направленной на максимизацию всех экономических выгод и повышение конкурентоспособности, государство не может нормально развиваться, в этом смысле государство может сравниться с предприятием - каждый предприниматель должен оптимально использовать свои преимущества на рынке и увеличивать свою стоимость, просто развитие России сегодня не имеет стратегии развития.

Для того чтобы компания разработала такую стратегию, необходимо знать, где находится отправная точка, ставить реалистичные цели и комплекс действий для достижения цели с наименьшими затратами.

Прежде всего, необходимо понять, что представляет собой Россия сегодня, и проанализировать причины кризиса. Ведь правильный диагноз практически гарантирует эффективность лечения.

Конкуренция – универсальный закон рыночной экономики

Давайте начнем с экономики. ВНП на душу населения в России составляет около 20% от американского уровня, а средняя производительность труда по стране (основной показатель, напрямую связанный с благосостоянием населения) составляет около 25% от американского уровня, и все же на практике 15-18 тыс. человек уже являются безработными (официально безработными являются 7 млн человек,а еще около 8-11 млн являются должниками государства, практически обанкротившегося, и нет реальных рычагов для привлечения внутренних или внешних средств страны. В то же время Россия сегодня сильно зависит как от западной финансовой помощи, так и от западных рынков сбыта.

В худшем случае еще не ясно, какие отрасли могут служить двигателем экономики. Компании в процессе добычи природных ресурсов (у них всегда создавалась прибавочная стоимость, в основном ориентированная на Запад, а потому работавшая в более-менее рыночном режиме), сейчас причина в том, что рынок не так хорош.

Численность занятых в розничном, гостиничном и ресторанном бизнесе в России составляет 13% от численности занятых в национальной экономике, например 27% в Южной Корее. Поэтому данный сектор пока не может оказать существенного влияния на российскую экономику.

Предприятия, производящие средства производства (как это раньше называлось, предприятия "Группы А"), как правило,всегда только разрушают их стоимость, а в советской экономике, бесполезной для существующего платежеспособного спроса, цена сырья была искусственно занижена, цена продукции "Группы А" завышена, и одна отрасль субсидировалась за счет другой. Когда механизм прямого субсидирования был ликвидирован, фактически те же субсидии для убыточных отраслей появились через систему неденежных потоков. Понятно, что ненужный товар нельзя продать за деньги. И это был бартер, который позволил неэффективным компаниям избежать реструктуризации и остаться на плаву с минимальным уровнем наличности.

Но именно рост и способность экономики производить прибавочную стоимость точно определяют уровень благосостояния населения страны.

В политике нет такой серьезной проблемы. Прежде всего, речь идет о неоднородности интересов различных регионов и отсутствии платформы для их объединения, слабости демократических традиций страны (а в результате, как ни крути, нынешняя российская политическая система неэффективна и не может принять оптимальное для страны решение). Кроме того, средний класс России еще не развит, а значит, нет основы для развития демократических традиций и цивилизованной политической культуры.

Ситуация в социальной сфере не самая лучшая. Государство не может обеспечить адекватную социальную защиту граждан, занятых в бюджетной сфере или в неработающих группах (пенсионеры, студенты). Доверие как социальная опора утрачивается потому,что старый "общественный договор" между государством и населением закончился, а новый еще не "подписан". Кроме того, явно ощущается нехватка кадров, способных эффективно реагировать на изменения экономической ситуации, тем более что существующие руководители имеют разные системы "экономических координат".

Наконец, сегодня в России нет идеологии. Страна, которая всегда имела сильную идеологическую традицию (монархизм, коммунизм, сверхдержава и т. д.). Испытали эту самую боль. С другой стороны, наличие четко сформулированных идей, разделяемых большинством населения, является одним из важнейших рычагов экономического роста для любой страны. И тем более для такой большой и многонациональной страны, как Россия.

Последствия взаимодействия четырех факторов-экономического, политического, социального и идеологического-очевидны: отсутствие роста, снижение благосостояния большинства населения, слабое управление государством, появление множества людей.

Как ни странно, самым мощным препятствием для развития российской экономики является отсутствие конкуренции. Кроме того, государство само создает условия, ограничивающие его и способствующие его монополизации. В монополистической структуре монополии приносят дополнительную прибыль, и потребители вынуждены платить слишком много за товары и услуги. В результате эффективность всей экономической системы существенно снижается.

В целом монополии исторически являются естественным явлением для российской экономики. Советская экономика была по определению монополией. Современная российская экономика приобрела некоторые черты рыночной экономики и сохранила черты старой системы. Однако централизованные рычаги управления монополистической экономикой обеспечивают как минимум искусственную консолидацию основных экономических элементов (производства, капитала, квалифицированной рабочей силы и средств деловой инфраструктуры), в результате чего сужается круг лиц, способных успешно вести бизнес, и вся экономика становится монополистической.

С другой стороны, очевидно, что динамичный рост российской экономики невозможен без повышения эффективности - иными словами, Без реструктуризации существующих отраслей и предприятий, а этому препятствуют монополистические факторы.

Во многом Россия за последние годы изменилась до неузнаваемости, но главной проблемой ее экономики по-прежнему остается отсутствие монополии и конкуренции.

Антимонопольное законодательство и его цель

В нашей стране сложился особый тип монополистической экономики, не имеющий аналогов в мире.

Причины его появления таковы:

  • Устранение рыночных условий хозяйствования путем игнорирования законов товарного производства;
  • Сокращение товарно-денежных отношений;
  • Устранение конкуренции;
  • Искусственная концентрация и узкая специализация производства;
  • Централизм и примат бюрократии в управлении экономикой и т. д.

Антимонопольное регулирование - это система нормативных правовых актов, направленных на преодоление негативных сторон монополий, связанных с властью, подавление тотальной конкуренции и ценовой контроль.

Методы антимонопольного регулирования:

  • Ограничение монополии рынка;
  • Постоянный контроль состояния;
  • Запрет на установление эксклюзивных цен;
  • Поддерживать и поддерживать конкуренцию всех цивилизованных предприятий.

Антимонопольное законодательство-основные правила деятельности на рынке участников экономики, законодательно закрепленные товарооборотом, органами государственной власти и управления.

Основной целью антимонопольного законодательства является создание благоприятных условий и стимулов для развития конкуренции в национальной экономике и устранение монополистического поведения центральных органов власти и управления.

Поскольку деятельность монополий носит антиобщественный характер, защита свободной конкуренции и ограничение монополий относятся к числу важнейших функций государства. Государство использует экономические и административные меры в борьбе с монополиями.

Экономические меры по поддержанию конкуренции и борьбе с монополиями:

  • Поощряйте создание альтернативных продуктов;
  • Поддержка новых предприятий, малого бизнеса;
  • Привлечение иностранных инвестиций, создание совместных предприятий и зон свободной торговли;
  • Финансирование мероприятий по расширению выпуска продукции, исключению доминирующего положения отдельных хозяйствующих субъектов.

В 2006 году в России была создана антимонопольная служба (ФАС) для определения организационно-правовых основ предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, а также для реализации государственной политики по ограничению монополистической деятельности, условий создания и эффективного функционирования товарных рынков.

ФАС проводит национальную политику по развитию товарных рынков и конкуренции, по ограничению монополистической деятельности и преодолению недобросовестной конкуренции. Направлены на предотвращение мобилизации производства и поощрение конкуренции между производителями.

Обычно государство опирается на ценовое регулирование для установления определенной ценовой величины монополиста или ее предельного уровня. Зачастую государство определяет сферу деятельности таких субъектов, контролирует качество продукции. Степень ограничения все еще зависит от того, является ли естественная монополия частной или государственной структурой.

В современных условиях основной функцией государства является построение экономического, правового и социально-политического пространства для рыночной экономики, создание равных условий для всех форм предпринимательства.

Среди качественных параметров экономического развития особое внимание уделяется повышению качества жизни, охране окружающей среды и др.

Заключение

Исходя из этого, можно сделать вывод, что антимонопольное законодательство устанавливает основные правила деятельности на рынке хозяйствующих субъектов.

За последнее десятилетие возросшая конкуренция наблюдается практически во всем мире. Не так давно ее не было в нашей стране, и даже там, где есть конкуренция, она была не такой интенсивной. Рост конкуренции сдерживается прямым вмешательством государственных чиновников. Наши антимонопольные законы все еще очень слабы. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) не может справиться даже с соучастием нефтедобывающих предприятий. Российское правительство обещало, что в начале посевных работ каждый год цены на дизельное топливо для сельчан будут замораживаться, но, к сожалению, аналогичные примеры можно найти в легкой промышленности, химической промышленности и тяжелой промышленности, где ФАС подавила желание нефтяных монополий. Монополия есть везде - и нет никакой конкуренции!

В то же время телекоммуникации, транспорт, энергетика и другие секторы экономики являются основными примерами зарождающейся конкуренции, которая стимулирует непрерывные инновации и беспрецедентно быстрый рост.

Очень немногие сферы экономики сегодня могут выдержать воздействие конкуренции и рынка. Ни одна страна или компания не может позволить себе игнорировать объективную потребность в конкуренции. Они должны попытаться понять и овладеть искусством конкуренции.

Конкуренция является необходимым и решающим условием нормального функционирования рыночной экономики.