Конкуренция — ключевая категория рыночных отношений

Предмет: Экономика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 14.08.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по экономике:

 

Много готовых курсовых работ по экономике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Денежно-кредитная система в рыночной экономике  
Понятие рынка и его структура
Монетаристские и кейнсианские инструменты экономической политики: сравнительный анализ
Государственное регулирование и проблемы монополизации


Введение:

Рыночные отношения характеризуют особый тип организации народного хозяйства, при котором отсутствуют промежуточные менеджеры, плановики или другие административные институты, регулирующие деятельность производителей и потребителей между производителем и потребителем.

В рыночной экономике все хозяйствующие субъекты действуют отдельно и действуют по отношению друг к другу как конкуренты.

Под экономической конкуренцией понимается конкуренция экономических агентов на рынке за предпочтения потребителей с целью получения наибольшей прибыли. Конкуренция является необходимым и существенным элементом рыночного механизма, но сама его природа и формы различны на разных рынках и в разных рыночных ситуациях.

В рыночной экономике конкуренция является важным механизмом экономических связей между производителями и потребителями.

Таким образом, если на рынок будет поставлено больше товаров, чем смогут купить покупатели, продавцы будут бороться за покупателя, одновременно снижая цены. Если на рынок будет поставлено меньше товаров, чем желают приобрести покупатели, то последний будет конкурировать за продавца, тем самым повышая цены.

Конкуренция, хотя и связана с определенными издержками (усиливает социально-экономическую дифференциацию в обществе, вызывает потерю экономических ресурсов от потери побежденных и т. д.), в то же время обеспечивает значительный экономический эффект, стимулируя снижение цен, повышение качества и ассортимента выпускаемой продукции, внедрение научно-технических достижений и т. д.

Говоря о достоинствах конкуренции и рынка в целом, не следует забывать об их негативных сторонах, а также, конечно, о тех проблемах, которые они не могут решить по своей природе.

С переходом России на рыночные методы управления роль конкуренции в экономической жизни общества значительно возросла. В то же время поддержание конкурентной среды в Российской Федерации, как и во всех развитых странах в настоящее время, стало важной задачей государственного регулирования экономики. Это означает, что изучение конкуренции, ее роли в развитии рыночных отношений в настоящее время является важнейшей задачей экономических исследований в нашей стране.

Тема актуальна, поскольку мы часто сталкиваемся с проблемами, выявленными в этой теме, и понимание механизмов конкуренции и рынка в целом позволит правильно оценить ситуацию, что в конечном итоге приведет к увеличению прибыли.

 

Понятие и виды конкуренции

 

Конкуренция –  термин латинского происхождения, в  буквальном переводе означает «сталкивание». Понятие конкуренции многозначно и не охватывается каким-либо универсальным определением. Конкуренция – это и способ хозяйствования, и такая форма существования капитала, при которой один индивидуальный капитал соперничает с другим. Конкуренция – соперничество, соревнование между выступающими на рынке товаропроизводителями за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров для получения на этой основе максимально возможной прибыли. Одновременно конкуренция – это механизм автоматического регулирования пропорций общественного производства. Являясь атрибутом рынка, конкуренция естественным путём возникает из рынка и одновременно служит непременным условием его существования и развития.

Конкуренция содержит в самой себе противоречие, которое  в результате проявления воспроизводит явления, отрицающие саму конкуренцию. Свободная конкуренция ведёт к отбору наиболее эффективно хозяйствующих единиц, их укреплению и росту при одновременном разорении тех, кто отстаёт от требований рынка. На определённом этапе этот процесс обуславливает появление монополий. Иначе говоря, диалектика развития конкуренции такова, что она в принципе не в состоянии сохранить себя в «чистом» виде и переходит в свою противоположность – монополию. И то, что монополия сдерживается в определённых границах во многих странах под воздействием антимонопольного законодательства, следствие противоречий реального развития национальных рыночных экономик и мирового хозяйства в целом. Тем не менее, конкурентные тенденции на развитом рынке существенно устойчивее и сильнее, чем монополистические. В действительности победителями в конкурентной борьбе выходят то крупные, то мелкие, то сильные, а порой, в виде исключения, даже слабые фирмы. Ключ к уяснению вопроса, почему монополия не вытесняет конкуренцию, лежит в понимании того, насколько разными являются борющиеся между собой фирмы. Конкуренция не сводится к борьбе сильного против слабого, в таком случае сверхмощные монополии действительно вытеснили бы всех более слабых соперников.

В реальности конкуренция  строится по более сложной формуле. Существует несколько типов хозяйственных единиц, имеющих свои особенности. У ведущих монополий – это сила. У мелких фирм – гибкость. У специализированных компаний – приспособленность к особым сегментам, «нишам» рынка. У фирм-новаторов – преимущества первооткрывателей. В конкретных рыночных ситуациях преимущество получает то одно, то другое качество.

Конкуренция носит  для участников рыночных отношений, и в первую очередь для товаропроизводителей, объективно-принудительный характер. Она заставляет их систематически применять новые технологии, повышать производительность труда, снижать или сдерживать цены на производимые продукты. Иначе говоря, конкуренция систематически воздействует на индивидуальные издержки производства в сторону снижения, заставляет экономить ресурсы, добиваться наиболее рациона.

Деятельность  любой хозяйственной единицы  в условиях конкуренции подвергается двойному контролю. С одной стороны  – это внутренний непосредственный контроль в рамках фирмы, а с другой – это внешний опосредствованный контроль на рынке со стороны фирм-конкурентов через конечные результаты рыночной деятельности. Вторая форма контроля является жёсткой, но беспристрастной. Объективность оценки возможностей любой хозяйственной единицы определяются тем, что в конечном счёте оценку выносит покупатель, который, руководствуясь собственными интересами, отдаёт предпочтение товарам того или иного конкурента.

Конкуренция –  это самый эффективный и дешёвый  метод экономического контроля, он стоит обществу минимальных затрат. Такого рода контроль является важной и динамичной силой, ибо постоянно толкает производителя на сокращение издержек производства и цен, на увеличение объёма сбыта, на борьбу за заказы и потребителя, на улучшение качества.

Конкуренция выполняет функцию стимулирования хозяйственной деятельности и научно-технического прогресса. Соперничество за большую прибыль, деньги покупателя создаёт такую ситуацию, когда экономика производит то, что требуют потребители, заказчики путём применения самой эффективной технологии. Это побуждает предпринимателей следовать в ногу с темпами научно-технического прогресса, совершенствовать и развивать производство, проявлять инновационную активность. На этой основе возможен выигрыш того предпринимателя, который снижает затраты на производство благодаря использованию достижений научно-технического прогресса, освоению новой продукции с высоким качеством. Важнейшей функцией конкуренции является саморегулирование хозяйственной деятельности. В рыночной экономике сопряжение интересов конкурирующих продавцов и покупателей определяет цены на ресурсы и готовую продукцию в любой данный период времени. Производится только то, что приносит прибыль. Продукцию, изготовление которой не приносит прибыли, производить не станут. Конкурирующая рыночная система в состоянии доводить до сведения поставщиков ресурсов и предпринимателей изменения в потребительских вкусах и тем самым способствовать осуществлению надлежащих коррекций в перераспределении ресурсов экономики, переливу средств, рабочей силы от менее прибыльных к более прибыльным производителям. Конкуренция выявляет и мобилизирует резервы экономического роста, и нет смысла их скрывать. Конкурентный режим хозяйствования - это антипод бесхозяйственности, расточительности. Конкуренция способна «санировать» производство, выталкивая из него нерентабельные, отсталые в техническом отношении предприятия.

Конкуренция выполняет  функцию дифференциации доходов  товаропроизводителей на основе обеспечения  разной эффективности производства. Выигрывает в конкуренции тот, кто минимизирует затраты на выпуск аналогичной продукции, оперативнее учитывает изменения в потребительских вкусах и предпочтениях покупателей и способен перестраиваться «на ходу». Обеспечивает изменяющийся спрос дифференциацию продуктов по потребительским свойствам, ценам, реагирует на изменяющийся спрос и в известном смысле формирует его для разных групп потребителей, возрастов, различных территорий, городского и сельского населения, покупателей с разным уровнем доходов.

 

Конкуренция — ключевая категория рыночных отношений

 

Исторически конкуренция возникла в условиях простого товарного производства. Каждый мелкий производитель в процессе конкуренции стремился создать для себя наиболее выгодные условия производства, и сбыта товаров ущерб остальным участникам рыночного обмена. По мере усиления зависимости мелких товаропроизводителей от рынка и рыночных колебаний цен на производимые ими товары и усиливается конкурентная борьба. Появляется возможность укрепления хозяйства, применения наёмных работников, эксплуатации их труда, возникает капиталистическая конкуренция. В современных условиях конкуренция также выступает как важное средство развития производства и существует в различных формах.

 

Совершенная и несовершенная конкуренция

 

Совершенная конкуренция  – это экономическая ситуация, в которой никакая отдельная единица, выступающая в качестве покупателя или продавца, не может воздействовать на рыночную цену покупаемого или продаваемого товара. Никакое искусственное ограничение не препятствует факторам производства переходить от одного хозяйствующего субъекта к другому.

Понятие совершенной  конкуренции привязано к статичной  модели равновесия, оперирующей заранее  заданными ценами и объемами ресурсов. Понятие свободной, неограниченной конкуренции характеризовало ее как процесс. Понятие совершенной конкуренции акцентировало внимание на равновесном состоянии предприятия, отрасли как результате, предшествовавшем конкуренции. Такая трактовка означала эволюцию теоретической модели рынка.

Модель совершенного рынка основывается на том, что его  основные субъекты действуют в соответствии с экономическими принципами.

Условием рационального  хозяйствования предприятий является принцип экономичности, имеющий два аспекта:

  • используя  имеющиеся средства, следует получить  максимальный результат – пользу, доход;
  • желаемого результата необходимо достичь при минимальном использовании средств.

Совершенно  конкурентные рынки – это рынки, где соблюдаются следующие основные условия:

  • наличие множества  мелких фирм (предприятий), доля которых  на рынке отрасли ничтожно мала – менее 1%;
  • продажи за  любой период времени (атомизированный рынок);
  • продукция является однородной. Это условие называется гомогенностью товаров;
  • продавцы действуют независимо друг от друга;
  • покупатели и продавцы хорошо информированы о состоянии всего рынка, прежде всего о ценах в любой части рынка. Это условие называется прозрачностью рынка.

Наряду с  перечисленными совершенно конкурентные рынки предполагают и другие условия:

  • мгновенную реакцию спроса и предложения на рыночные сигналы, что должно обеспечить установление рыночного равновесия;
  • существование рынка наличного товара, на котором продавцы и покупатели встречаются в одно и то же время, в одном и том же месте;
  • отсутствие каких-либо издержек, связанных с совершением сделки между производителями и потребителями;
  • исключается существование биржевых контор, инвестиционных компаний, дилеров и других посредников;
  • исключается такое орудие конкуренции, как сбивание цен;
  • предполагается отсутствие предпочтений пространственного, личностного и временного характера.

Рынкам совершенной  конкуренции присуща самая высокая  степень независимости поведения продавцов и покупателей.

Совершенно  конкурентная фирма – это фирма, которая «принимает цену» на свою продукцию как данную, не зависящую  от продаваемого ею объема продукции. Такую фирму называют ценополучателем. Ее конкурентное поведение можно охарактеризовать как приспособительное. Фирма приспосабливает затраты, объемы производства к главному ориентиру, заданному извне, – рыночной цене. Модель рынка совершенной конкуренции носит нормативный характер. В реальной действительности совершенная конкуренция является довольно редким случаем. И лишь некоторые рынки приближаются к ней (рынок зерна, валют и др.).

Несовершенная конкуренция

В теории выделяют различные виды рынков с несовершенной конкуренцией (по степени убывания конкурентности):

  • монополистическая конкуренция
  • олигополия
  • монополия

Монополистическую конкуренцию авторы определяют следующим образом.

Продавцы конкурируют, предлагая дифференцированный товар на рынке, куда возможен вход новых продавцов. Тип отраслевого рынка, на котором существует достаточно много продавцов, продающих дифференцированный продукт, что позволяет им осуществлять определенный контроль над продажной ценой товара. На рынке монополистической конкуренции действует относительно большое число продавцов, каждый из которых удовлетворяет небольшую долю рыночного спроса на общий тип товара, реализуемого фирмой и ее конкурентами. При монополистической конкуренции размеры рыночных долей фирм составляют в среднем от 1 до 10 % общего объема продаж на данном рынке. Вход на данный рынок не затруднен такими барьерами как при монополии или олигополии, но и не настолько легок, как при совершенной конкуренции.

В целом монополистическая  конкуренция характеризуется следующими признаками:

  • наличие большого числа покупателей и продавцов;
  • производство и продажа дифференцированного продукта;
  • отсутствие барьеров входа и выхода;
  • наличие незагруженных  мощностей.

Концепцию монополистической  конкуренции разработал Э.Чемберлин. Он обратил внимание, что дифференциация товара приводит к тому, что вместо единого рынка складывается сеть частично обособленных, но взаимосвязанных рынков, существует широкое разнообразие цен, издержек, объемов выпуска продукции той или иной товарной группы. Дифференциация не исключает и монополии на продукт. Власть монополии, однако, не распространяется на более широкий класс товаров, разновидностью которого является монополизированный продукт.

Олигополию определяют следующим образом.

Тип отраслевого рынка, который характеризуется наличием нескольких очень крупных фирм, контролирующих значительную часть производства и сбыта и конкурирующих друг с другом. Каждая фирма проводит самостоятельную рыночную политику, но при этом она зависит от конкурентов и вынуждена считаться с ними. Товар может быть и дифференцированным и стандартным. Фирмы-олигополисты имеют влияние на рыночную цену. В отрасли существуют высокие барьеры вхождения.

Можно сказать, что олигополия характеризуется следующим набором признаков:

  • небольшое число продавцов (покупателей) товара;
  • продавцы (покупатели) являются крупными экономическими агентами;
  • существуют значительные барьеры входа и выхода;
  • прибыль экономических агентов в долгосрочном периоде отлична от нуля;
  • продаваемый товар может быть как дифференцированным, так и однородным.

В зависимости  от того, дифференцирован товар или  нет, выделяют олигополию с дифференцированным и стандартным товаром. Можно  выделить такую разновидность олигополии, как олигополия с доминирующей фирмой. Для нее характерны следующие признаки:

  • наличие доминирующей фирмы – агента, который продает или покупает значительную долю совокупного объема рынка и способен на стратегическое поведение
  • наличие большого числа фирм-аутсайдеров, небольших по размеру фирм, выпускающих тот же или близкий товар, но не способных оказать влияние на рыночную цену
  • рыночная цена устанавливается под сильным влиянием доминирующей фирмы, аутсайдеры принимают ее как данную рынком
  • наличие барьеров  входа и выхода.

Существуют следующие определения монополии.

Монополия –  это тип отраслевого рынка, на котором существует единственный продавец товара, не имеющего близких заменителей. Монополист осуществляет контроль над ценой и объемами выпуска, что позволяет ему получать монопольную прибыль. При монополии существуют запретно высокие барьеры вхождения в отрасль. Монопольное положение на рынке может быть обеспечено искусственно, при помощи исключительных прав, патентов и авторских прав, собственности на все важнейшие источники сырья, недобросовестной конкуренции.

Монополия –  это исключительное право производства, промысла, торговли и других видов деятельности, принадлежащие одному лицу, группе лиц или государству.

Монополия –  это капиталистическое объединение, захватившее практически исключительное право на производство и реализацию определенной категории товаров. Цель объединения – извлечение монопольно высоких прибылей. Преимущество монополий перед мелкими производителями – возможность обеспечить высокий уровень концентрации производства и капитала, диктовать цены, удерживать их на высоком уровне и так далее.

Можно сказать, что монополия определяется следующими признаками:

  • наличие одного производителя (покупателя)
  • отсутствие близких заменителей товара
  • наличие высоких барьеров входа (как правило, искусственного характера).

Выделяют такую  разновидность монополии, как естественная монополия. Для нее характерны:

  • положительный эффект масштаба в долгосрочном периоде, объясняющийся технологическими причинами;
  • наличие одной (двух) прибыльных (крупных) фирм в отрасли;
  • возможно существование и других фирм, которые, однако, будут убыточными в долгосрочном периоде;
  • нерегулируемое прибыльное ценообразование крупных фирм выше предельных и средних издержек;
  • убыточное предельное ценообразование.

В принципе, любая  монополия ограничена, так как  монополист конкурирует с производителями  других экономических благ, поэтому  можно выделить ситуацию чистой монополии - производство одним производителем всех благ в обществе (теоретическая  конструкция). По характеру ценовой политики можно выделить простую и дискриминационную монополию:

  • простая монополия – монополист назначает только одну цену;
  • дискриминационная монополия – монополист назначает несколько цен.

Возможна ситуация, когда на рынке присутствует только один покупатель – такой рынок называется монопсонией. Если на рынке присутствует только один продавец и только один покупатель, такая ситуация называется двусторонней монополией. В литературе советского периода часто встречается понимание монополии как формы концентрации капитала безотносительно к строению рынка. С этой точки зрения выделяют следующие виды монополий:

  1. Картель – соглашение о квоте (количестве) выпускаемой продукции и разделе рынков сбыта.
  2. Синдикат – объединение с целью организации совместного сбыта продукции.
  3. Трест – монополия, в которой объединяется и собственность, и производство, и сбыт продукции входящих в нее фирм.
  4. Концерн – монополия с единым финансовым центром входящих в нее фирм разных отраслей, но с общей технологией.
  5. Конгломерат – объединение, основанное на проникновении крупных корпораций в отрасли, не имеющие производственной и технологической связи со сферой деятельности головной фирмы.

Кроме количественных критериев могут быть предложены и другие критерии анализа конкуренции. Например, можно исходить из характера и поведения продавца. Если он считает ситуацию на рынке зависящей только от собственного поведения и реакции на него покупателей – монополия. Если не может предсказать реакцию конкурентов и берет рыночную цену как данную – совершенная полиполия. Если не может предсказать реакцию конкурентов и выбирает цену, так как его продукция дифференцирована, но не затрагивает существенно своих конкурентов – монополистическая конкуренция. Если должен учитывать реакцию своих конкурентов – олигополия.

 

Ценовая и неценовая конкуренция

 

Ценовая конкуренция – стремление добиться успеха в конкуренции за счет снижения цен. Должна базироваться на снижении себестоимости продукции. Искусственное снижение цен с целью вытеснения и разорения конкурента и завоевания монопольного положения на рынке, то есть демпинг, не допускается, предложение цены на свои товары, более низкой, чем цена на аналогичную продукцию других товаропроизводителей.

Для достижения этой цели предприятие должно снизить  издержки производства, либо сознательно  пойти на потерю прибыли, чтобы удерживать за собой большую долю рынка. Понижение цены – обычно вынужденное, экономически невыгодное для товаропроизводителя мероприятие, так как, в конечном счете, оно приводит к снижению прибыли, конкуренция, которая предполагает продажу товаров и услуг по ценам ниже, чем у конкурента. Снижение цены возможно либо за счет снижения издержек, либо за счет уменьшения прибыли.

Неценовая конкуренция – конкуренция, которая основана на продаже товаров более высокого качества и надежности, достигаемых благодаря техническому превосходству, использование любых законных средств, кроме снижения цен, с целью привлечения новых потребителей. К методам неценовой конкуренции относятся реклама, маркетинг и инновации продукта, конкуренция, при которой товаропроизводитель улучшает потребительские свойства товара, оставляя цену неизменной. Здесь эпицентром борьбы между товаропроизводителями становятся такие неценовые параметры продукции, как ее новизна, качество, надежность, перспективность, соответствие международным стандартам, дизайн, удобство обслуживания и др.

Конкуренция, которая осуществляется посредством совершенствования качества продукции и условий ее продажи.

 

Недобросовестная и эффективная конкуренция

 

Недобросовестная  конкуренция определяется следующим образом – это действия хозяйствующих субъектов по дискредитации конкурентов.

Они включают в себя:

  • распространение ложных или неточных сведений о конкуренте
  • введение в заблуждение потребителей относительно характера, способа, места изготовления товара и его качества
  • незаконное использование товарного знака конкурента, его фирменного наименования или маркировки
  • реклама товара, не отвечающего требованиям качества
  • искажение в рекламной информации сведений об истинных свойствах товара
  • некорректное сравнение товаров
  • самовольное использование или разглашение конфиденциальной научно-технической, производственной или иной информации, методы конкурентной борьбы, связанные с нарушением принятых на рынке норм и правил конкуренции.

К ним относятся:

  • демпинг – установление дискриминационных цен или контроля за деятельностью конкурента с целью прекращения этой деятельности
  • экономический шпионаж
  • тайный сговор на торгах  и создание тайных картелей
  • подделка продукции конкурентов
  • ложная информация и  реклама
  • махинации с деловой  отчетностью
  • нарушение качества, стандартов  и условий поставки продукции
  • коррупция.

И другие формы ведения конкурентной борьбы, противоречащие антимонопольному законодательству и торговым обычаям (необъективная реклама товаров, вводящая покупателей в заблуждение относительно потребительских свойств товаров, использование чужого товарного знака, распространение ложных сведений о товарах, производимых конкурентами).

Использование нерыночных форм конкурентной борьбы:

  • рекламы недоброкачественных товаров, распространения ложных сведений о конкурентах, незаконное использование товарного знака и тому подобное.
  • распространение ложных, неточных, искаженных сведений, способных причинить убытки другому хозяйствующему субъекту, либо нанести ущерб его деловой репутации; введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств, качества товара.
  • самовольное использование товарного знака, фирменного наименования или маркировки товара, а также копирование формы, упаковки, внешнего оформления товара другого товаропроизводителя или продавца;
  • получение, использование, разглашение научно-технической, производственной или торговой информации, в том числе коммерческой тайны, без согласия ее владельца.

Эффективная конкуренция

По поводу понятия  эффективной конкуренции существуют различные мнения. Й.Шумпетер считает, что эффективная конкуренция возможна лишь в условиях динамичной экономики, где непрерывный поток нововведений трансформирует статическую ситуацию. Динамическую конкуренцию, стимулируемую стремлением к получению сверхприбылей за счет преимущества в издержках и качестве самого продукта, Шумпетер и называл эффективной конкуренцией. Таким образом, с точки зрения экономического роста конкуренция представляет собой соперничество старого с новым, новые товары, новые технологии, новые источники обеспечения потребностей, новые типы организации.

Действенная конкуренция

Концепция действенной  конкуренции возникла в результате понимания того, что абстрактная  модель совершенной конкуренции  является недосягаемым идеалом, не создающим  практических основ для выработки политики конкуренции. Эта концепция представляет собой набор соответствующих критериев, которые, как предполагается, отражают конкурентность рынка и поэтому может служить основой для формулирования реальной политики конкуренции. Критерии обычно выводятся из общей аналитической схемы: «структура-поведение-результат».

Критерии:

  • имеются достаточно  низкие входные барьеры, так  что потенциальные конкуренты  могут легко войти на рынок при наличии возможностей получения сверхнормативной прибыли;
  • имеется достаточно большое число фирм, что обеспечивает их независимость друг от друга;
  • отсутствует  сговор между фирмами и ограничивающие конкуренцию соглашения;
  • хорошо информированные  потребители осуществляют рациональный  выбор между альтернативными производителями и так далее.

Конкурентоспособность товара – это соответствие по всем параметрам требованиям рынка, покупателей, потребителей, сравнительная характеристика потребительских и стоимостных параметров данного товара по отношению к товару-конкуренту.

Определяемая в качестве показателя конкурентоспособность товара выражается отношением полезного эффекта к цене потребления (цена товара и цена его эксплуатации), совокупность качественных и стоимостных характеристик товара, которые отражают отличия его от товара-аналога и обеспечивают этому товару преимущества на конкретном рынке в заданный промежуток времени, способность товаров и услуг отвечать требованиям рынка.

По многим видам  продукции особенно важны технико-экономические  параметры, надежность и долговечность машин и оборудования, точность приборов, материалоемкость и энергоемкость продукции. К некоторым видам продукции предъявляют ряд обязательных требований (сертификат безопасности, сертификат экологичности). Важны при этом эстетичность изделий, их внешний вид, удобство пользования, соответствие художественным требованиям, в ряде случаев национальным традициям.

Товар должен быть конкурентоспособен и по цене, она  должна быть не выше, чем у других предприятий. Высшей конкурентоспособностью обладают новинки – товары, выпускаемые впервые в мире или стране, удовлетворяющие существующую потребность или вызывающие возникновение и развитие новой потребности.

Главными составляющими  конкурентоспособности являются – технический уровень товара, уровень маркетинга и рекламно-информационного обеспечения, соответствие требованиям потребителя, техническим условиям и стандартам, организация сервиса, гарантийного обеспечения, обучение персонала приобретающей стороны, сроки поставки (разработки, создания, продажи), сроки гарантий, цена, условия платежей, своевременность появления данного товара на конкретном рынке, политико-экономическая ситуация в данном регионе. Оценка конкурентоспособности производится на основе сопоставления данного товара с аналогичной продукцией других фирм, которая получила признание и обладает в данный момент наивысшей конкурентоспособностью.

Конкурентоспособность означает высокое качество товаров  при поддержании высокой заработной платы и жизненных стандартов. Важнейшим фактором, обеспечивающим конкурентоспособность, является повышение темпов производительности труда.

Понятие конкурентоспособности  тесно связано с понятием «качество». Различаются эти понятия в  следующих аспектах. Если под качеством  понимается просто совокупность свойств, то конкурентоспособность характеризуется их соответствием конкретной общественной потребности. В этом случае при оценке уровня конкурентоспособности возможно сопоставление и неоднородных товаров, но удовлетворяющих одну и ту же потребность. Параметры качества, как правило, определяются исходя из интересов производителя, а параметры конкурентоспособности – прежде всего из интересов потребителя. Уровень качества и технический уровень продукции задаются техническим уровнем современного производства, а для оценки конкурентоспособности необходимо сопоставить его с уровнем развития потребностей. При этом превышение уровня конкурентоспособности над уровнем развития потребностей по отдельным параметрам может быть не оценено потребителем и не даст никакого экономического эффекта. На уровень конкурентоспособности товара значительное влияние оказывают такие факторы рынка, как степень удовлетворения спроса на товар, емкость отдельных сегментов рынка, наличие конкурентов, социально-демографические характеристики товаров, развитие снабженческо-сбытовой сети и послепродажного (сервисного) обслуживания.

Для каждого  товара необходимо оценить его уровень  конкурентоспособности с тем, чтобы  в дальнейшем провести анализ и выработать успешную товарную политику. Исследования поведения покупателей показывают, что для них в процессе отбора выигрывает тот товар, у которого отношение полезного эффекта к затратам на его приобретение и потребление максимально по сравнению с другими аналогичными товарами.

Оценка возможна только в сравнении, поэтому оценка конкурентоспособности включает в себя следующие этапы:

  • анализ рынка и выбор наиболее конкурентоспособного товара – образца в качестве базы;
  • определение сравнительных параметров обоих образцов;
  • расчет интегрального показателя конкурентоспособности оцениваемого товара.

 

Конкурентоспособность и закон конкуренции

 

Конкурентоспособность товара достигается за счет снижения издержек или повышения качества.

Конкуренция за счет снижения издержек представляет собой соперничество предпринимателей за извлечение дополнительной прибыли на основе уменьшения издержек производства и реализации определенной продукции, изменения ее ассортимента и качества.

Пример. Фирма 1 выпускает товар А по цене 80 условных единиц (у.е.). За счет внедрения изобретения  конкуренты (2) данной фирмы снизили цену за аналогичный товар до 75 у.е. Фирма 1 не располагает данным изобретением, поэтому она вынуждена конкурировать с фирмой 2 только за счет снижения своих издержек или уменьшения своей чистой прибыли. Цена товара фирмы 1 при этом должна быть ниже цены товара фирмы 2, равной 75 у.е. В данном примере за счет проведения мероприятий по повышению уровня механизации и автоматизации фирма 1 снизила издержки на 8 единиц, что позволило пропорционально снизить цену на товар А. Тогда новая цена товара А фирмы 1 будет составлять 72 у.е., то есть будет ниже, чем у конкурента (2). Таким образом, фирма 1 смогла выдержать конкуренцию на рынке со стороны фирмы 2 только за счет снижения своих издержек, без повышения качества товара.

Конкуренция за счет повышения качества товара и сервиса включает:

  • изменение  свойств продукции;
  • придание продукции качественно новых свойств;
  • создание новой продукции для удовлетворения тех же потребностей;
  • создание новой продукции для удовлетворения потребностей, не существовавших раньше;
  • обновление свойств товара, являющихся символом моды, престижа;
  • совершенствование услуг, сопутствующих товару.

В оптовой торговле действует конкуренция на основе снижения издержек.

Приведем ряд  понятий из области конкуренции.

Конкурентная борьба — модели поведения конкурирующих фирм на рынке с целью реализации ими конкурентных преимуществ.

Конкурентоспособность — свойство объекта, характеризующееся  степенью удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке. Конкурентоспособность определяет способность объекта выдерживать  конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами на данном рынке. На одном рынке объект может быть конкурентоспособным, а на другом — нет. Конкурентоспособность может рассматриваться относительно таких объектов, как нормативные акты, научно-методические документы, проектно-конструкторская документация, технология, производство, выпускаемая продукция (выполняемая услуга), недвижимость, работник, информация, фирма (организация), регион, отрасль, любая сфера макросреды страны, страна в целом.

В зависимости  от дохода потребителей конкурентоспособность формируется по конкретным видам товаров:

  • среднего качества — для потребителей со средним доходом
  • очень высокого (престижного) качества – для потребителей с высоким доходом.

Конкурентоспособность объекта определяется по отношению к конкретному рынку либо к конкретной группе потребителей, формируемой по соответствующим признакам сегментации рынка.

Главной целью  предприятия является, как известно, получение прибыли и решение  социальных проблем путем своевременной  и выгодной реализации изготовленного товара. Для достижения этой цели предприятию приходится устанавливать и реализовывать свои конкурентные преимущества, производить конкурентоспособную продукцию и определять свою нишу на рынке, конкретную группу потребителей.

Закон конкуренции – закон, в соответствии с которым происходит объективный процесс повышения качества товаров, снижения их удельной цены. Конкуренция – это объективный процесс «вымывания» с рынка некачественной, дорогой продукции.

Таким образом, постоянно идет процесс «вымывания» с рынка некачественной, дорогой продукции. Никто никого не заставляет работать лучше, повышать качество продукции (работы), кроме угрозы банкротства, если изготовитель засиделся на месте. В соответствии с законом конкуренции в мире происходит объективный процесс повышения качества товаров и снижения их удельной цены.

Закон конкуренции  длительное время может действовать  только при наличии качественного  антимонопольного законодательства. Во всех промышленно развитых странах  введены антимонопольные или антитрестовские законы, ограничивающие действия монополистов. Например, в США антитрестовское законодательство действует с 1890 года.

В Российской Федерации  основу антимонопольного законодательства составляет Закон РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22.03.91 г., который регулирует отношения хозяйствующих субъектов на республиканских и местных товарных рынках. Государственным комитетом по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (ГКАП России) утверждены методические рекомендации по определению границ и объемов товарных рынков. Со стороны государства принимаются меры по предотвращению доминирующего положения монополистов на товарных рынках. ГКАП России формирует Государственный реестр.

 

Конкуренция и монополизм в условиях рынка

 

Процессы монополизма  свойственны любой экономике, в  которой действуют законы товарного  производства. Значительную роль в  становлении и развитии монополизма в России играет материально-финансовая несбалансированность в экономике. В таких условиях монополистами могут оказаться даже небольшие предприятия, производящие единственную в своем роде продукцию. Отрицание роли рынка в качестве хозяйственного механизма экономики в сочетании с высокой монополизации производства привело к дефицитности продукции, расстройству денежного обращения, нарастанию темпов инфляции.

Насаждение  монополизма в России во многом осуществлялась административными методами, предоставление отраслевым министерствам статуса головных по определению продукции, превращение Госбанка в крупнейшего финансового монополиста. Монополизм у нас не сводится только к диктату производителей. Он ещё тормозит внедрение научно-технических достижений, консервирует низкое качество продукции, её не конкурентоспособность на мировом рынке.

Одним из факторов, тормозящих развитие экономики на пути ее демократизации, является государственная  монополия на предпринимательскую  деятельность. Ни одно предприятие  в России не может появиться без разрешения соответствующих государственных органов.

Этот вид  государственной монополии ограждает  государственные предприятия от конкуренции, а также тормозит развитие рынка.

Монопольная цена – это не основное негативное последствие монополизма. Это лежит как бы на поверхности явления. Гораздо глубже лежит другое последствие, монополист формирует удобную и выгодную для себя структуру потребления своей продукции, гарантируя себе тем самым рынок сбыта, получение прибыли в дальнейшем. Хотя такой рынок деформирован, а прибыль носит инфляционный характер – монополиста это мало интересует. Деформированный рынок товаров и услуг автоматически деформирует рынок инвестиций и денег, включая внешнеторговый оборот, а также рынок рабочей силы и сферу занятости.

Экономисты даже считают, что уровень удовлетворения потребности обратно пропорционален уровню монополизации в производстве данного вида продукции. Однако, монополизм и конкуренция – это не взаимно исключающие экономические отношения. Они действуют в условиях рынка в постоянной взаимосвязи, взаимозависимости, взаимообусловленности. Конкуренция побуждает товаропроизводителей внедрять научно-технические достижения, повышать производительность труда, совершенствовать организацию труда и производства.

Если иметь  в виду способ хозяйствования, то конкуренция  представляется его динамичным, обновляющим, в чем-то решающим началом. Монополия  при таком взгляде – это консервативное, ограничивающее, стабилизирующее начало. Поэтому необходим динамически баланс монопольной организации производства и конкуренции. Нарушение такого баланса в любую сторону ведет к негативным последствиям в экономике. При переносе в сторону конкуренции последняя становится фактором разрушения, а не созидания, массовое банкротство компаний с вытекающими из этого социальными последствиями. При преобладании монополизма неизбежно подрывается созданный производственный потенциал общества. Поэтому в условиях рынка постоянно стоит задача добиваться, чтобы тенденции к монополизации уравновешивались механизмом конкуренции.

В настоящее  время в Российской Федерации  действует целый комплекс нормативных  актов направленных на ограничение  монополии и развитие конкуренции.

Законодательно  же закрепляется понятие конкуренции, «конкуренция на рынке финансовых услуг – состязательность между финансовыми организациями, при которой их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждой из них односторонне воздействовать на общие условия предоставления финансовых услуг на рынке финансовых услуг».

Под недобросовестной конкуренцией на рынке финансовых услуг  понимается – действия финансовых организаций, направленные на приобретение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречащие законодательству Российской Федерации и обычаям делового оборота и причинившие или могущие причинить убытки другим финансовым организациям – конкурентам на рынке финансовых услуг либо нанести ущерб их деловой репутации.

Запрещается недобросовестная конкуренция на рынке финансовых услуг между финансовыми организациями, которая выражается в действиях, направленных на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, заключении соглашений или ведении согласованных действий между собой или с третьими лицами, которые противоречат законодательству Российской Федерации и обычаям делового оборота и могут причинить или причинили убытки другим финансовым организациям – конкурентам на рынке финансовых услуг либо нанесли ущерб их деловой репутации, в том числе:

  • распространении ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки другой финансовой организации либо нанести ущерб ее деловой репутации;
  • некорректном сравнении финансовой организацией предоставляемых ею финансовых услуг с финансовыми услугами, предоставляемыми другими финансовыми организациями;
  • получении, использовании и разглашении информации, составляющей служебную или коммерческую тайну, без согласия ее владельца, если такие действия не предусмотрены законодательством Российской Федерации.

За деятельностью финансовых организаций осуществляется государственный финансовый контроль. В том числе государственный контроль за приобретением активов или акций (долей в уставном капитале) финансовых организаций осуществляется в случаях:

  • приобретения в результате одной или нескольких сделок юридическим или физическим лицом (группой лиц) более 20 процентов акций (долей в уставном капитале) финансовой организации;
  • приобретения в результате одной или нескольких сделок, связанных с уступкой прав требований юридическим или физическим лицом (группой лиц) активов финансовой организации, величина которых превышает величину активов финансовой организации, установленную Правительством Российской Федерации;
  • приобретения юридическим или физическим лицом (группой лиц), в том числе на основании договора о доверительном управлении, договора о совместной деятельности или договора поручения либо иных сделок, прав, позволяющих определять условия осуществления финансовой организацией ее предпринимательской деятельности либо осуществлять функции ее исполнительного органа;
  • создания финансовой организации и изменения уставного капитала финансовой организации;
  • слияния, присоединения финансовых организаций.

В России существует целый ряд федеральных органов, осуществляющих антимонопольное регулирование на рынке финансовых услуг. Государственная политика по развитию конкуренции и антимонопольному регулированию на рынке финансовых услуг осуществляется федеральным антимонопольным органом:

  • на рынке ценных бумаг – с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими регулирование на рынке ценных бумаг
  • на рынке банковских услуг – с Центральным банком Российской Федерации
  • на рынке страховых услуг – с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим регулирование на рынке страховых услуг
  • на рынке иных финансовых услуг – с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими регулирование на рынке этих финансовых услуг.

Уже более пяти лет в нашей стране действует  Государственная программа демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации.

Государственная программа демонополизации экономики  и развития конкуренции на рынках Российской Федерации (основные направления  и первоочередные меры), устанавливает  цели, приоритеты и место демонополизации экономики и развития, конкуренции в общей государственной политике экономических реформ, этапы и методы формирования и развития конкурентной среды, задания и мероприятия по демонополизации экономики и развитию конкуренции на федеральном, отраслевом и региональных уровнях, а также ограничения в этой области.

Целью государственной политики демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации является повышение эффективности общественного производства на основе рыночного регулирования экономических процессов.

Основной же задачей программы является развитие конкуренции. Эти обстоятельства говорят о том, что в России постепенно формируется конкурентный рынок, –  что, несомненно, является ключевой категорией развивающихся рыночных отношений.

 

Заключение

 

За последние десятилетия усиление конкуренции было отмечено практически во всем мире. Не так давно он отсутствовал во многих странах и отраслях. Рынки были защищены, и доминирующие позиции были четко определены. И даже там, где было соперничество, все было не так жестоко. Рост конкуренции сдерживался прямым вмешательством правительств и картелей.

Когда мы связываем конкуренцию с развивающимися странами, мы часто забываем, сколько изменений произошло в странах, занимающих лидирующие позиции в мировой экономике. Распад картелей и мощных экономических блоков, с одной стороны, и усиление конкуренции, с другой, связаны с хорошо известными экономическими прорывами Германии и Японии после Второй мировой войны. Наиболее конкурентоспособные отрасли японской экономики сегодня, такие как электроника и машиностроение, развивались благодаря усилению внутренней конкуренции. В то же время развитие значительной части экономики этой страны, в частности химической промышленности, розничной торговли и сектора финансовых услуг, сдерживается ограничением конкуренции.

Даже в Соединенных Штатах, где в 20-м веке наблюдался самый высокий рост конкуренции, огромные секторы экономики до недавнего времени подвергались жесткому регулированию. В то же время телекоммуникации, транспорт, энергетика и другие области экономики являются яркими примерами силы конкуренции, которая способствует постоянным инновациям и беспрецедентно быстрым темпам развития.

В настоящее время существует очень мало областей экономики, способных противостоять влиянию конкуренции и рынка. Ни одна страна или компания не могут позволить себе игнорировать объективную потребность в конкуренции. Они должны попытаться понять и овладеть искусством соревнования.

Конкуренция является необходимым и определяющим условием нормального функционирования рыночной экономики.