Конкурентоспособность белорусских товаров на международном рынке

Предмет: Экономика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 04.08.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по экономике:

 

Много готовых курсовых работ по экономике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Конкурентоспособность международной компании и факторы, ее определяющие
Анализ влияния конкурентоспособности на развитие страны
Анализ функционирования естественных монополий в России и стратегия их реформирования

Естественные монополии


Введение:

Актуальность изучения факторов международной конкурентоспособности белорусской экономики вполне очевидна.

Современный уровень развития мировой экономики, характеризующийся всеобщей интеграцией и глобализацией, высоким уровнем технологичности и наукоемкости производства, привел к усилению взаимозависимости национальных экономических систем, их взаимопроникновению, размыванию границ национального рынка и, как следствие, снижению уровня защищенности национального производителя. Сегодня производитель любой страны должен противостоять конкурентам, независимо от их страны происхождения. Более того, отечественному производителю даже не приходится уходить с внутреннего рынка, поскольку политика свободной торговли превратила мировую экономику в единый рынок с едиными конкурентными условиями для всех производителей аналогичной продукции.

Столь глубокий уровень интеграции и переплетения национальных экономик породил острую необходимость создания такого уровня конкурентоспособности национальных производителей и экономики в целом, который отвечал бы требованиям мирового рынка.
Конкурентоспособность национальной экономической системы в условиях современного мирового хозяйства является обязательным и единственным свойством, способствующим поступательному развитию и выживанию в условиях возросшей конкуренции. Развитие международной конкуренции и глобальная интеграция мировой экономики разрушают конкурентные преимущества, обусловленные природными условиями и природно-ресурсным потенциалом страны, и оставляют единственный критерий выживания национальных экономик, их эффективность, которая обеспечивается общностью отраслей и предприятий реального сектора экономики, способных конкурировать на внешнем рынке. Иными словами, конкурентоспособной может считаться только та экономическая система, которая способна стимулировать развитие таких отраслей, продукция которых пользуется устойчивым спросом на мировом рынке. Уровень эффективности экономики государства сегодня зависит от его способности эффективно использовать имеющиеся ресурсы путем стимулирования внутренней конкуренции, расширения спроса на отечественную продукцию, развития уровня управления и системного подхода к организации экономики.

Целью исследования является определение конкурентного преимущества Республики Беларусь и путей его совершенствования на современном этапе.

Для достижения этой цели в научной работе мы поставим следующие исследовательские задачи: 

  • Рассмотрим конкурентоспособность как экономическую категорию; 
  • Рассмотрим теоретические подходы к определению факторов конкурентоспособности; 
  • Определите преимущества рынка Республики Беларусь; 
  • Рассмотрим национальную конкурентоспособность и инфраструктуру поддержки малого предпринимательства Республики Беларусь;
  • Определите факторы успеха и неудачи в действиях на международном рынке;
  • Выявить факторы, повышающие конкурентоспособность Беларуси; 
  • Проанализируйте экспортный потенциал Республики Беларусь с учетом особенностей мирового рынка.

Объектом исследования является национальная экономика Республики Беларусь в переходный период.

Предметом исследования являются макроэкономические факторы формирования международной конкурентоспособности национальной экономики Республики Беларусь.

Теоретико-методологической основой являются работы отечественных и зарубежных ученых по проблемам данной тематики.

Конкурентоспособность национальной экономики

Понятие конкуренция имеет множество определений. Некоторые авторы считают, что конкуренция - это форма существования капитала, когда один товаропроизводитель конкурирует с другим. Последние считают, что конкуренция - это конкуренция между товаропроизводителями на рынке за наиболее выгодные условия реализации своей продукции с максимальной прибылью. Третьи трактуют конкуренцию как фактор, определяющий более выгодную сферу приложения капитала.

Конкуренция-ключевое понятие, выражающее сущность рыночной системы отношений в экономике. Понятия конкуренция и рынок неотделимы друг от друга, вся история становления рыночных отношений - это история становления конкурентной борьбы товаропроизводителей за покупателя и за лучшие условия реализации своей продукции. Поэтому конкуренция - это бесконечное изменение форм и методов такой борьбы в соответствии с меняющимися условиями и конъюнктурой рынка. На самом деле это глубоко динамичный процесс, не равновесие, а постоянные изменения в производстве конкретного продукта, так как преимущества отдельного производителя по отношению ко всем остальным существуют сегодня, но завтра они могут уже исчезнуть. 

Под конкуренцией (от лат. Concurrentia-сталкиваться) в экономике принято понимать конкуренцию между хозяйствующими субъектами за наиболее выгодные сферы приложения капитала, рынки сбыта и источники сырья. Это неотъемлемый элемент механизма регулирования в условиях рыночной экономики.

Экономическая конкуренция возникает тогда, когда ресурсы (материальные, финансовые или человеческие), на которые имеется спрос, ограничены и не превышают предложение (конкуренция за использование ресурсов) или когда предложение превышает спрос на товары и услуги на рынке (конкуренция за покупателя). 

Субъектами конкуренции являются предприятия (фирмы), корпоративные объединения, территориальные (муниципальные) образования, страны, регионы (экономические блоки).
Область экономической деятельности, в которой ведется конкуренция, можно назвать конкурентным полем, а условия конкуренции между субъектами одной и той же сферы-конкурентной средой.

Конкуренция между отдельными субъектами конкуренции может происходить на конкурентных полях различного совокупного уровня:

  • Микроуровень, специфические виды продукции, отдельные производства, предприятия;
  • Мезоуровень, отдельные отрасли, кластеры, корпоративные объединения;
  • Макроуровень - это национальная экономика, региональные торгово-экономические блоки.

Микро - и мезоуровень конкурентного поля может иметь как национальные, так и международные масштабы.

Основным субъектом производственно-экономического характера в конкурентной сфере является предприятие (фирма) местного, национального или транснационального формата.
Предприятия (фирмы) конкурируют за лучшие материальные ресурсы, используемые в производственном процессе, за найм наиболее квалифицированных кадров, за реализацию продукции (услуг) покупателю, на наиболее выгодных для себя условиях.

Основным социально-экономическим участником глобальной конкуренции является отдельная страна.

Экономические интересы страны сводятся к максимальному удовлетворению текущих и будущих потребностей ее населения.

Конкуренция на международном уровне фактически происходит за привлечение созданных и добытых ценностей с целью конечного использования мирового валового внутреннего продукта для повышения благосостояния каждой из стран, вовлеченных в этот процесс.

Особенности современного этапа международного конкурса:

  • Стремительное развитие производства наукоемких товаров и интеллектуальных услуг как базовых экспортоориентированных отраслей экономики, превращение научно-технических знаний и информации в важнейшие факторы национального экспортного потенциала;
  • Дифференциация и индивидуализация потребительских предпочтений связана с постепенным насыщением спроса потребительскими товарами;
  • Углубление интернационализации производства. Эта тенденция выражается в том, что наряду с усилением интеграции национальных экономик в мировые экономические отношения и глобальную конкурентную среду происходит производственно-технологическая конвергенция транснациональных хозяйствующих субъектов, в виде транснациональных корпораций (ТНК). Эти корпорации становятся важнейшим формирующим элементом международных экономических отношений. На долю ТНК приходится более 70 % международной торговли и 75 % мировых прямых иностранных инвестиций;
  • Интернационализация капитала. Сопровождая стремительную транснационализацию производства, используя уникальные преимущества современной инфраструктуры глобального информационного пространства, иностранные инвестиции становятся важнейшим фактором формирования конкурентного потенциала страны;
  • Региональная интеграция. Этот процесс тесно связан с вышеупомянутыми формами интернационализации (транснационализации) производства и капитала;
  • Либерализация внешнеэкономической политики. Под влиянием усиливающихся процессов интернационализации производства и капитала, доминирующих в современной системе мировых экономических отношений, государства.

Основные особенности современной международной конкуренции,
конкуренция усиливается. Ни одна страна или региональный блок не могут обеспечить долгосрочного контроля над важнейшими условиями производства, поскольку они характеризуются высокой степенью изменчивости и постоянным качественным улучшением. Прорыв стран Юго-Восточной Азии, а затем Индии, Китая и Бразилии в качестве международных рынков для высокотехнологичной продукции является ярким подтверждением этого.

формы и методы конкуренции становятся все более сложными и разнообразными, обеспечивая успех на рынках, которые постоянно сегментируются в соответствии с индивидуальными потребностями. Происходит постепенный переход от тарифных к нетарифным методам регулирования внешнеторговых потоков на межгосударственном уровне и от ценовых методов конкуренции к преимущественно неценовым методам на уровне отдельных компаний.

конкуренция становится все более агрессивной и зачастую разрушительной. В результате на мировых рынках формируется новый, более высокий уровень конкурентных отношений, партнерство. Создавая гибкие альянсы с взаимным обменом новейшими инновациями и ноу-хау, конкурирующие партнеры укрепляют стратегические позиции друг друга. В то же время государство совершенствует способы национального и международного регулирования деятельности ТНК и других альянсов при чрезмерной монополизации производства, с тем чтобы защитить честную конкуренцию.

конкуренция на все большем числе международных рынков товаров и услуг становится глобальной (т. е. когда конкурентные условия на рынках взаимосвязаны настолько, что их можно рассматривать как один международный рынок), а не многонациональной (т. е. когда конкуренция на одном национальном рынке не зависит от конкуренции на других национальных рынках и международные конкуренты имеют дело не с международным рынком, а только с набором национальных рынков). По данным известной консалтинговой фирмы McKinsey, в 2003 году только 20% мировых продуктов конкурировали по всему миру. Однако через 30 лет такая добыча составит около 80%.

Чтобы чувствовать себя уверенно во все более усложняющейся сфере современной международной конкуренции, необходимо четко оценивать уровень конкурентоспособности продукции, фирм и стран. 

Конкуренция способствует наиболее полному удовлетворению потребительского спроса на рынке, используя различные методы-уровень цен, качество продукции и услуг, сервис, ассортимент продукции, сроки поставки, условия оплаты, рекламу, информацию и т.д.
Ключевая роль конкуренции для нормального функционирования рыночной экономики была обобщена в XVIII веке. знаменитый английский экономист Адам Смит, выведший принцип конкуренции, назвал его принципом невидимой руки. Это означает, что каждый производитель товаров и услуг всегда стремится к личной выгоде, но обстоятельства на рынке под влиянием конкуренции таковы, что производитель, преследуя свои узколобые цели, одновременно работает на интересы всего общества, так как конкуренция заставляет его думать о качестве продукта, его цене, услуге, дизайне и т.д.

Таким образом, конкуренция, как бы невидимая рука правит миром, дергает за ниточки интересы товаропроизводителей, безжалостно выбрасывая из рыночного оборота халтуру, непрофессионализм, некачественный товар, ненужную покупателю продукцию, а, следовательно, играет на благо всего общества. Наоборот, выигрывают производители, которые производят качественную, высокодефицитную продукцию по нормальной цене.
Моральным стимулом конкуренции является стремление производителя превзойти других.
Материальным стимулом является необходимость сохранить свои позиции на рынке и привязать к себе реальных и потенциальных покупателей.

До середины XX века международная конкуренция основывалась только на факторах производства. Отрасли промышленности в то время были трудоемкими, продукция выпускалась в крупном масштабе, стандартная, рассчитанная на массового, безадресного покупателя. В этих условиях главную роль в конкуренции играли природные ресурсы, экстенсивный тип производства, факторный принцип.

Следовательно, природные факторы, которые в прошлом давали конкурентное преимущество не только отдельному производителю, но и стране в целом, сегодня отходят на второй план. Стройте свою стратегию в конкурентной борьбе только на природных ресурсах, вчера. Кто бы мог подумать, что Израиль, полупустынная страна, станет лидером сельскохозяйственного производства в наши дни? Или Япония, у которой вообще нет природных ресурсов, станет мировым лидером по самым современным видам промышленной продукции?

Там, где конкурентные преимущества основаны только на стоимости рабочей силы или наличии природного газа, нефти или других ископаемых, всегда будет очень низкая отдача от инвестиций, так как эти отрасли легкодоступны, сюда может войти практически любой человек с финансовыми ресурсами, поэтому конкурентов всегда будет много. Такие отрасли становятся коварной ловушкой для слаборазвитых стран, поскольку их экспорт связан только со стоимостью факторов производства, а конкуренция связана с ценой. И только! Следовательно, перед страной постоянно стоит угроза потери конкурентных преимуществ на внешних рынках.

Этим объясняется главное условие успеха в международной конкуренции-постоянное совершенствование производственных технологий, непрерывные финансовые вложения в инновации, в области НИОКР (исследований и разработок), в подготовку высококвалифицированных кадров. 

На макроуровне конкурентоспособность отражает благоприятное положение национальной экономики в системе международных отношений, в сфере внешней торговли и внешнеэкономических связей, которые формируются в результате конкурентной деятельности хозяйствующих субъектов. Конкурентоспособность национальной экономики является наиболее общим показателем эффективности функционирования национальной экономики и ее субъектов. 

Сегодня к конкурентоспособным странам относятся те, которые не только отвечают вышеуказанным критериям, но и имеют возможность постоянно наращивать темпы экономического роста, увеличивать занятость и реальные доходы своих граждан.


Функции и методы конкуренции

В рыночной экономике конкуренция выполняет четко определенные функции. Давайте рассмотрим их более подробно.

Функция регулировки. Для того чтобы конкурировать, производитель должен разработать продукцию, которая понравится потребителю. Поэтому предприятие или фирма старается направить свой капитал под влиянием конкуренции в те отрасли, где обнаружена наибольшая потребность в ее продукции.

Функция мотивации. Для производителя конкуренция - это одновременно и шанс, и риск. Почему? Во-первых, те, кто предлагает продукцию наилучшего качества, но по разумной цене, получают вознаграждение в виде прибыли. Это способствует технологическому прогрессу, во-вторых, предприятие или фирма, которые не реагируют на пожелания своих клиентов или покупателей, либо терпят убытки от нереализованной продукции, либо вытесняются с рынка конкурентами.

Функция распределения. Конкуренция не только включает в себя стимулы к повышению производительности труда, но и позволяет распределять доход в соответствии с его ожидаемой эффективностью. Это соответствует принципу вознаграждения по результатам, который преобладает в конкурентной борьбе.

Контрольная функция. Конкуренция ограничивает и контролирует экономическую мощь каждого производителя. Таким образом, монополист может устанавливать свою собственную цену. Но покупатель в конкурентной среде всегда имеет право выбора, потому что перед ним несколько производителей одного и того же товара. И это право выбора приводит к тому, что покупатель отдаст предпочтение тому из конкурентов, который имеет наиболее справедливую цену. Чем совершеннее конкуренция, тем справедливее цена.

Существует два основных метода ведения конкуренции, метод ценовой конкуренции и метод неценовой конкуренции. Метод ценовой конкуренции основан на тактике снижения производственных и сбытовых издержек, снижения цен без изменения качества и ассортимента. Метод неценовой конкуренции предполагает изменение свойств товара или услуги, придание им новых качеств престижа, моды, удобства.

Конкурентное преимущество и его характеристики

Мировая практика показала, что любой производитель продукции получает наиболее выгодные условия для торговли при наличии трех обстоятельств, эффекта масштаба ее производства, передовых технологий и дифференциации продукции. Этот принцип универсален, как на микроуровне, так и на макроуровне. Поэтому страна, которая обеспечивает эти три условия, сможет достойно организовать свой экспорт. Но способность получать и поддерживать эти условия, не причина успеха, а следствие.


В мировой практике существует правило, получившее силу закона, а именно, конкурентное преимущество создается по всей цепочке производственных ценностей, от разработки продукта до послепродажного обслуживания. Успех страны в международной конкуренции - это прежде всего сочетание двух принципов, либо уникальность ее продукции (что встречается довольно редко), либо наличие конкурентных преимуществ (что встречается достаточно часто). 

Современные тенденции международной конкуренции характеризуются особенностями процесса формирования постиндустриального общества.
Исторически концепции международной конкуренции основывались на оценке необходимости и возможности использования сравнительных преимуществ национальных экономик в международном разделении труда (дешевая рабочая сила, богатые природные ресурсы, благоприятные природно-географические, социально-исторические и другие факторы) для экспорта продукции в страны, где таких преимуществ нет, и импорта продукции из стран, имеющих преимущества перед национальной экономикой страны-импортера.

В период бурного развития международных экономических отношений, особенно во второй половине ХХ века, возникли новые конкурентные условия, изменившие общий характер международной конкуренции. Опора на относительно стабильные сравнительные преимущества все чаще заменялась использованием динамично меняющихся конкурентных преимуществ, основанных на научно-технических достижениях и инновациях.
Сравнительные преимущества обычно носят природный и географический характер, они статичны и невоспроизводимы.

Конкурентные преимущества динамичны, они связаны с инновациями, развитием человеческого капитала и интеллектуальных ресурсов, а потому неисчерпаемы.
Оптимальное сочетание сравнительных и конкурентных преимуществ одной страны определяет ее конкурентоспособность в мировом экономическом пространстве.

Мировой опыт показал, что основные условия для конкурентного преимущества страны на мировых рынках обеспечивают:

  • Высококвалифицированный персонал;
  • Национальный научный потенциал и опыт (сфера НИОКР);
  • Хорошо развита рыночная и отраслевая инфраструктура.

В зависимости от наличия или отсутствия этих условий различают конкурентное преимущество низкого или высокого порядка.

Конкурентным преимуществом низкого порядка является использование иностранных технологий плюс иностранного оборудования, плюс дешевой рабочей силы. Эти конкурентные преимущества статичны, пассивны и воспроизводимы простым подражанием. Ценовой фактор колеблется и танцует, как только меняется рынок или появляются новые конкуренты.
Во втором случае конкурентными преимуществами высокого порядка являются специализированные, прогрессивные факторы производства, т. е. высококвалифицированный персонал, развитая отраслевая инфраструктура, местный научный опыт, возможность разработки собственных уникальных технологий, инноваций, стабильная сервисная сеть, лояльность клиентуры. Такие конкурентные преимущества требуют постоянных капиталовложений в подготовку высококвалифицированных кадров, в нематериальные активы, в качество продукции, отвечающей международным стандартам, высокие стандарты обслуживания, очень требовательный потребительский спрос и т.д.

Но еще более серьезным фактором успеха в международной конкуренции является способность страны обеспечить не разовые прорывы в техническом, организационном и технологическом прогрессе, а способность планомерно, регулярно, непрерывно обновлять и совершенствовать свое производство во всех его составляющих. Фирмы, которые полагаются только на чужие мозги и строят свою конкурентную стратегию на слепом подражании, в конечном итоге теряют свои позиции на мировых рынках из-за постоянного отставания.
Именно поэтому так важно иметь собственную мощную научно-исследовательскую базу, собственный банк инновационных идей, собственные научные кадры (не теряя, однако, тесной связи с окружающим научно-практическим миром), собственные высококвалифицированные кадры производственных рабочих и специалистов.

Понятие конкурентное преимущество страны органически связано с понятием конкурентоспособность страны. Оба они взаимозависимы и взаимоопределимы. Конкурентоспособность страны немыслима, если у нее нет собственных конкурентных преимуществ. Исходя из этого, рассмотрим сущность понятия конкурентоспособность страны.
В экономической литературе существует множество точек зрения на этот вопрос. Некоторые авторы считают, что конкурентоспособность страны - это макроэкономическое явление, и поэтому определяется такими факторами, как валютный курс, процентные ставки и дефицит бюджета. Но многие страны укрепили свою конкурентоспособность на мировых рынках и повысили уровень жизни, несмотря на дефицит бюджета (Япония, Италия, Южная Корея), падение валютных курсов (Германия, Швейцария) и высокие процентные ставки (Италия, Южная Корея).

Другие экономисты считают, что конкурентоспособность страны обеспечивается наличием большого количества дешевой рабочей силы. Но Германия, Швеция и Швейцария процветают, несмотря на нехватку рабочей силы и очень высокие зарплаты. А Япония стала лидировать на мировых рынках после того, как заметно снизила потребность в рабочей силе за счет автоматизации своего производства (роботы, автоматические линии и т. д.).

Третьи авторы определяют конкурентоспособность страны как наличие огромных природных ресурсов. Но Германия, Италия, Япония и Швейцария вынуждены импортировать большую часть своих ресурсов, и все же они являются лидерами в международной конкуренции за многие виды товаров и услуг.

Наконец, существует еще одна версия, касающаяся понятия конкурентоспособность страны. Согласно ей, уровень конкурентоспособности страны определяется практикой управления производством, в том числе системой работник, собственник. В 50-60 лет. XX век. в связи с этим конкурентоспособность страны может быть обеспечена большим положительным сальдо внешней торговли. Но Швейцария едва выровняла свой торговый баланс, и ее национальный доход растет быстрыми темпами. Зависит ли конкурентоспособность страны от ее растущей доли в мировом экспорте? Но есть страны с низкой долей мирового экспорта, и уровень жизни в этих странах высок, и они лидируют в конкурентной борьбе. Или, может быть, это страны, которые конкурентоспособны во всех видах товаров и услуг? Но даже в Японии есть много секторов экономики, которые далеко не лидируют в международной конкуренции.
Таким образом, существует очень большое количество точек зрения, и нет четкого определения понятия конкурентоспособность страны. Есть много мнений, которые следует учитывать при анализе этой проблемы.

Национальный бриллиант в конкурсе. его роль, назначение и структура

Мировой опыт показывает, что для успеха в международной конкуренции любая страна должна обладать так называемыми детерминантами, то есть всеми необходимыми факторами производства смежных или поддерживающих отраслей (или кластеров), которые могут гарантировать конкурентоспособность продукции или услуг, востребованных на мировом рынке, а сами производители должны иметь грамотную конкурентную стратегию.
Под конкуренцией Майкл Портер понимает не равновесие, а постоянное изменение. Важную роль в поощрении совершенствования и обновления играет страна базирования, где разрабатываются стратегия, основные продукты и технологии и где имеется необходимая квалифицированная рабочая сила. Теоретически существует четыре свойства страны, которые формируют конкурентную среду местных фирм, влияющую на ее международный успех. Портер называет их детерминантами конкурентных преимуществ страны и вводит понятие национальный Алмаз, которое содержится в четырех атрибутах страны, атрибутах, которые индивидуально и коллективно формируют основу конкурентных преимуществ страны, пространство, которое государство создает и поддерживает для своих отраслей.

Портер определил следующие атрибуты, составляющие вершины ромба: 

  • Параметры производственных факторов;
  • Параметры спроса в стране;
  • Смежные и вспомогательные отрасли (кластеры);
  • Стратегия управления предприятиями или фирмами, их структура и конкуренция.

Эти детерминанты-индивидуально и коллективно как система, создают благоприятную среду для производителей. Эта среда вынуждает предприятия и фирмы постоянно решать все более сложные производственные и сбытовые задачи, стараться использовать свои преимущества и постоянно увеличивать их. 

Кроме того, на формирование и развитие национального алмаза сильное влияние оказывают два других фактора, случайное событие и государственная политика.
Случайные события - это те, которые трудно контролировать национальным производителям товаров и услуг, например, изобретения, прорывы в технологии, войны, резкие колебания потребительского спроса.

Государственная политика может также укрепить или ослабить позиции производителей товаров и услуг на мировых рынках. Так, антимонопольная политика влияет на конкуренцию на внутреннем рынке, законодательство может привести к изменению потребительского спроса, ассигнования на образование могут изменить состояние такого фактора производства, как труд.

Страны добиваются успеха в международной конкуренции, как правило, не в отдельных отраслях, а в группе отраслей, Объединенных горизонтальными и вертикальными связями. По сути, процветающая экономика страны представляет собой совокупность таких групп. Они являются источниками конкурентного преимущества страны на внешних рынках (или причиной его отсутствия!), а также в целом отражают уровень развития национальной экономики.

Исходя из наличия или отсутствия национального алмаза в своей экономике, страна получает или не получает шанс преуспеть в международной конкуренции. В тех отраслях или сегментах экономики, где создается национальный ромб, складывается совершенно уникальная ситуация, когда все параметры (детерминанты). Национального ромба взаимно влияют и усиливают друг друга.

Но конкурентное преимущество, основанное на одном или двух детерминантах, возможно только в отраслях с сильной зависимостью от природных ресурсов или в отраслях, где сложные технологии и навыки используются мало. Как правило, страна не может сохранить это преимущество в течение длительного времени, так как это преимущество быстро становится собственностью других стран, и глобальные фирмы могут легко нейтрализовать его.

Чтобы получить и сохранить конкурентное преимущество в наукоемких отраслях, составляющих основу любой развитой экономики, необходимо иметь преимущество по всем четырем детерминантам национального алмаза. Только в этом случае иностранным конкурентам очень трудно преодолеть конкурентные барьеры.

Физические ресурсы - это количество, качество, доступность и стоимость земли, воды, полезных ископаемых, лесов, гидроэнергетических источников, рыболовных угодий и так далее.климатические усилия и географическое положение страны также являются частью физических ресурсов. Часовой пояс, в котором находится страна, также имеет большое значение, поскольку национальные производители могут использовать разницу во времени для ведения своего бизнеса в Японии или Соединенных Штатах в течение круглосуточного периода.

Ресурс знаний - это совокупность научной, технической и рыночной информации в данной стране. Запас знаний сосредоточен в научно-исследовательских институтах, университетской системе страны, ее статистических структурах, деловой и научной литературе, банках данных о состоянии рынка, торговых ассоциациях.

Денежные ресурсы - это сумма и стоимость капитала, которые могут быть использованы для финансирования промышленности. Капитал неоднороден, он также имеет такие формы, как необеспеченный долг, обеспеченный долг, ценные бумаги, акции, венчурный капитал. На общий объем денежных ресурсов влияют как уровень сбережений, так и структура национального рынка капитала. И то и другое в разных странах по-разному.

Инфраструктура. В данном случае речь идет о типе, качестве инфраструктуры и плате за ее использование. Это включает в себя, транспортные системы, системы связи, почтовые услуги, перевод платежей или денежных средств из банка в банк внутри страны и за рубежом, жилищное строительство, культурные учреждения.

Для любой страны очень важно иметь в своем распоряжении дешевые и качественные факторы тех типов, которые значимы для конкуренции в той или иной отрасли. Например, расположение Сингапура на важном торговом пути между Японией и Ближним Востоком сделало его центром судостроения. 

Существует два важных принципа дифференциации факторов: 

  • Разделение факторов на основные и развитые;
  • Разделение факторов по степени их специализации.

В первом случае основными факторами являются природные ресурсы, климат, география и неквалифицированный труд.

Во втором случае к развитым факторам относятся современная инфраструктура, высокообразованные кадры и НИОКР.

Разделение факторов на основные и развитые позволяет стране определить, чем она отличается от других стран, и на этой основе построить свои конкурентные преимущества. Основные факторы наследуются страной и не формируют ее преимущества в конкурентной борьбе, так как они очень нестабильны и легко преодолеваются другими странами.

Параметры спроса в стране

Спрос на внутреннем рынке играет огромную роль в формировании конкурентных преимуществ этой страны.

Она характеризуется тремя важными факторами: 

  • Структура внутреннего спроса (или характер потребностей потребителей);
  • Объем и характер самого спроса;
  • Механизмы, посредством которых преференции на внутреннем рынке передаются на мировые рынки.

Значение двух последних признаков зависит от первого, т.е. от структуры внутреннего спроса.
Не менее важным является разделение спроса по сегментам рынка, которое широко используется в современной мировой практике. Например, в производстве гражданских самолетов существует несколько классов, по размерам, грузоподъемности, типу двигателя и т. д. Одни сегменты рынка могут быть глобальными по своей природе, другие, локальными, третьи, эпизодическими. Одни отрасли оцениваются как более прибыльные, другие, как менее прибыльные, одни отрасли считаются первичными, другие, вторичными и т. д. Важность сегментарной структуры спроса заключается в том, что с помощью этого анализа страна может определить, в каких сегментах она сильна, а в каких нет.

Мировая практика учит, что фирма становится конкурентоспособной в тех сегментах рынка, на которые приходится большая доля внутреннего спроса, но небольшая доля, за рубежом. 

Важную роль в успехе на международных рынках играет наличие требовательных и взыскательных покупателей в той или иной стране. Такие покупатели являются своеобразным зеркалом, отражающим уровень и качество национального спроса. Требовательный и взыскательный покупатель на своем национальном и внутреннем рынке заставляет национальных производителей постоянно повышать качество выпускаемой продукции,услуг, дизайна и т.д.

Объем и характер внутреннего спроса также влияют на конкурентные преимущества страны, хотя в экономике это влияние трактуется неоднозначно, в некоторых отраслях большое значение имеют объем и характер внутреннего спроса (НИОКР, технологии и т. д.), в других-не очень много. Но чем выше уровень внутреннего спроса и чем он более требователен , тем лучше для конкурентных позиций страны на мировом рынке. Главное здесь одно обстоятельство-объем и характер спроса становятся преимуществом, если есть спрос на этот продукт не только в вашей стране, но и на мировых рынках.

Наличие механизмов, вытягивающих продукцию на мировой рынок, является третьей особенностью спроса, играющей серьезную роль в формировании конкурентных преимуществ страны на мировых рынках. К таким механизмам относятся, мобильные, покупатели, которые длительное время путешествуют по миру, национальные корпорации, производящие продукцию и ищущие за рубежом сферу деятельности для своего капитала, приезд иностранцев на учебу в страну, объем научных исследований, проводимых в стране, в ходе которых ученые из разных стран общаются, учатся у коллег из других стран, средства массовой информации, телекоммуникации, интернет.


Смежные и вспомогательные отрасли (кластеры)

Кластеры являются третьей важной детерминантой национального алмаза страны, определяющей, как уже говорилось выше, конкурентные преимущества страны на мировых рынках. Национальные фирмы получают серьезный шанс занять лидирующие позиции на мировых рынках, если их поставщики также конкурентоспособны на этих рынках. Только тогда они могут рассчитывать на успех в международной конкуренции. Наши собственные поставщики с сильными позициями на мировом рынке имеют ценные источники информации и перспективы. Лишение ее поставщиков возможности работать с иностранными клиентами, в конечном счете, привело к поражению страны. В этом и заключается суть кластерной проблемы. Нам нужна четкая экономическая политика. Поставщики должны иметь выход на мировой рынок, тогда весь кластер будет работать нормально.


Стратегия фирм, их структура и соперничество.

Это четвертый определитель национального алмаза. Национальные особенности страны оказывают существенное влияние на управление предприятием или фирмой на микроуровне.
Методы управления и способы организации производственного труда должны умело сочетаться с источниками конкурентоспособности товаропроизводителя, отрасли, в которой он работает, и страны, в которой он живет. Так итальянские фирмы являются лидерами в производстве мелкой продукции, в которых экономия по масштабам производства незначительна. Фирмы часто избегают стандартной продукции (это требует масштаба производства, его объемов), ищут свою небольшую нишу на рынке, имеют свой стиль и тип товара, рассчитывают на целевого, а не просто массового покупателя.

Оценка конкурентоспособности белорусской продукции на мировых рынках

Участие страны в международной торговле является одним из ключевых факторов экономического развития. Это справедливо не только для развитых стран, но и в еще большей степени для развивающихся стран и стран с переходной экономикой. Из-за ограниченности ресурсов странам необходимо определить приоритетные экспортные направления и определить, какие из национальных отраслей промышленности обладают достаточным потенциалом для достижения успеха на мировом рынке.

Для большинства развивающихся стран и стран с переходной экономикой, включая Республику Беларусь (РБ), определение экспортной стратегии является сложной задачей. Как правило, анализ национального экспорта базируется на данных статистики внешней торговли Республики Беларусь. Такой подход не учитывает информацию о внешней торговле других стран мира, что затрудняет оценку конкурентных позиций белорусского экспорта на мировом рынке. Поэтому целью был анализ экспортного потенциала Республики Беларусь с учетом особенностей мирового рынка.

Исследование проводилось на основе данных статистики международной торговли, которые обрабатывались с использованием экономико-математических, статистических и общенаучных методов. Мы использовали методику ранжирования товарных групп и лидирующих товарных позиций белорусского экспорта на основе их конкурентного положения на мировом рынке. Согласно результатам проведенного исследования, наиболее привлекательную позицию на мировом рынке занимает белорусский экспорт одежды. Экспорт одежды также является ведущей товарной группой белорусского экспорта с точки зрения диверсификации продукции и сохранения доли мирового рынка. Более того, эта отрасль занимает 8-е место в мире по уровню растущей диверсификации продукции.

Среди перспективных товарных групп национального экспорта можно также назвать продукцию деревообрабатывающей и текстильной промышленности. Для обеих групп Беларусь занимает 0,07% мирового рынка, что превышает величину доли всего белорусского экспорта в мировой торговле.

Беларусь занимает 61-е место в мире по экспорту деревообрабатывающей продукции и 43-е-по динамике экспорта. По объему чистого экспорта продукция деревообрабатывающей промышленности занимает второе место среди товарных групп. Отрасль характеризуется достаточно высокими темпами роста экспорта (24%), что позволяет ей увеличить свою долю на мировом рынке. Важным преимуществом отрасли на мировом рынке является ее способность адекватно реагировать на изменения на рынке. По результатам модели Беларусь занимает третье место в мире по темпам роста доли мирового рынка за счет продуктовой специализации. Беларусь занимает 53-е место по экспорту текстильной продукции, но только 68-е по динамике. Говоря о текстильной продукции, можно отметить достаточно высокие темпы роста экспорта (30%), кроме того, представляет интерес значение относительного индекса удельных цен. Текстильная продукция-одна из немногих товарных групп белорусского экспорта, которая позиционируется на мировом рынке в сегменте с уровнем качества и цены, превышающим среднемировой.

Положение белорусских экспортеров неблагородных металлов и их продукции на мировом рынке представляется весьма перспективным. Данная товарная группа занимает 54-е место из 124 стран рейтинга, характеризуется высокой динамикой, темпы роста экспорта составляют около 48%, а товарная группа занимает 18-е место в мире по уровню своей конкурентной позиции на мировом рынке.

Экспорт химической продукции, занимающий 57-е место в мире, также характеризуется хорошими показателями.

Среди аутсайдерских товарных групп можно выделить продукцию сельского хозяйства и агробизнеса (149-е и 103-е места в мировом рейтинге).

Таким образом, можно сделать вывод, что белорусская продукция имеет низкий уровень конкурентоспособности, за исключением лишь некоторых товарных групп. Поэтому необходимо принять меры по снижению материалоемкости и энергоемкости производства, увеличению доли наукоемкой продукции с высокой добавленной стоимостью, снижению импортоемкости экономики, увеличению диверсификации товаров, привлечению инвестиций.

Методы оценки конкурентоспособности

Конкурентоспособность может быть определена на различных структурных уровнях, конкурентоспособность продукта, предприятия (фирмы), отрасли или территории (региона) страны.

Конкурентоспособность товара - это совокупность его стоимостных и потребительских характеристик, рассматриваемых по отношению к аналогичным характеристикам других товаров, предлагаемых на рынке для удовлетворения той же потребности.
В то же время два комплексных параметра продукта, его цена и качество являются ключевыми в определении уровня конкурентоспособности.

Они в конечном счете определяют основные направления конкурентной стратегии развития предприятия: 

  • Стратегия снижения себестоимости, направленная на снижение себестоимости предлагаемого продукта или услуги, без существенного изменения технологии производства и профиля бизнеса компании;
  • Стратегия дифференциации направлена на инновационный поиск принципиально новых технологий и создание на их основе продуктов с новыми характеристиками.

Количественная конкурентоспособность продукта может быть определена с помощью: 

  • Отдельные показатели, характеризующие в относительном выражении по отношению к конкурирующим продуктам ключевые характеристики данного рынка;
  • Свободные показатели (качество продукта; стоимость эксплуатации продукта на протяжении всего его жизненного цикла; качество обслуживания продукта);
  • Интегральный показатель.

Конкурентоспособность экономики Республики Беларусь и пути ее повышения

Научный подход к проблеме конкурентоспособности предполагает адекватное теоретико-методологическое решение, а именно выбор приоритетов, соответствующих национальной политике Беларуси, ее основным ориентирам в социально-экономическом развитии. При разработке внешнеэкономической стратегии и политики страны определяющим фактором должна быть базовая Национальная стратегия, ориентированная на граждан и бизнес самой страны. В этой стратегии должны быть сформулированы ориентиры, принципиально важные для субъектов национальной экономики и содержащие последовательный образ будущего экономики и социальной сферы страны. В Республике Беларусь разработана и реализуется Национальная стратегия устойчивого развития Республики Беларусь до 2020 года, в рамках которой общей целью устойчивого развития Республики Беларусь является обеспечение стабильного социально-экономического развития при сохранении благоприятной природной среды и рациональном использовании природно-ресурсного потенциала для удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений. Основные принципы устойчивого развития, используемые при разработке Национальной стратегии, закреплены в повестке дня на XXI век, принятой на международной конференции в Рио-де-Жанейро. Этот документ содержит 27 принципов интеграции экологической, экономической и социальной политики в единую политику национальная конкурентоспособность, способность страны производить и продавать товары и услуги на внутреннем и внешнем рынках и обеспечивать на этой основе высокий уровень доходов населения. Республика Беларусь, активно участвуя в процессах глобализации, сумела минимизировать ее негативные последствия на национальном уровне и добиться стабильного экономического роста. Программа структурной перестройки экономики.

К основным конкурентным преимуществам Беларуси относятся, в частности:

  • Выгодное экономико-географическое положение;
  • Развитая система транспортных коммуникаций и промышленная инфраструктура в целом;
  • Значительные земельные, водные и лесные ресурсы;
  • Наличие ряда полезных ископаемых;
  • Значительный научно-технический потенциал;
  • Диверсифицированный промышленный комплекс;
  • Высокий уровень общего образования населения. 

В Республике Беларусь он был разработан в июне 2003 года. Президиум Совета Министров принял программу структурной перестройки и повышения конкурентоспособности экономики, которая действовала до 2010 года. В целом программа представляет собой целенаправленный комплекс мер, призванных обеспечить своевременный поворот социально-экономической политики белорусского государства к новым внешним и внутренним реалиям. Программа направлена на более эффективное использование факторов, обеспечивающих рост конкурентоспособности экономики преимущественно на макроуровне. 

В целом реализации конкурентных преимуществ в Беларуси препятствуют, в частности, следующие факторы:

  • Неразвитость инновационной инфраструктуры;
  • Низкий уровень управления, подготовки и переподготовки кадров для работы в рыночных условиях;
  • Отсутствие развитой конкурентной среды на внутреннем рынке товаров и услуг, капитала и рабочей силы.

Повышение международной конкурентоспособности белорусских производителей может быть достигнуто путем:

  • Совершенствование механизма стимулирования эффективного использования роста валютной выручки предприятиями для приобретения новых технологий и ноу-хау у высокоразвитых стран;
  • Привлечение инвестиций для модернизации технологий и снижения энергоемкости и материалоемкости производства;
  • Развитие экспорта национального капитала и корпоративных связей с ведущими мировыми фирмами и участие в реализации транснациональных проектов;
  • Развитие конкурентоспособной транспортной системы на международном рынке транспортно-экспедиторских услуг;
  • Упрощение процедур во внешней торговле в соответствии с принципами международных организаций, включая процедуру таможенного оформления товаров в пунктах пропуска через границу и электронный обмен данными;
  • Повышение качества управления предприятием, в том числе путем поиска эффективного собственника;
  • Обеспечение соответствия белорусской экспортной продукции международным стандартам путем создания систем менеджмента качества на предприятиях на основе международных стандартов ISO 9000-9002;
  • Разработка систем сертификации и качества экспортной продукции, признанной в мире, установление требований к ее потребительским и экологическим характеристикам, а также безопасности использования;
  • Разработка государственных стандартов в области экологической сертификации продукции и производств на основе международных стандартов серии ИСО 14000.

Создание дополнительных условий для стимулирования производства экспортной продукции с использованием передовых технических идей и решений, наукоемких, энерго-и ресурсосберегающих технологий, в том числе в рамках льготного кредитования проектов за счет средств Фонда поддержки экспорта, инновационного фонда и др. проведение научно-технической политики и разработка инновационных механизмов повышения технологического уровня, наукоемкости и эффективности производства на предприятиях,
обеспечение правовой охраны технических решений и патентной чистоты объектов экспортных поставок на основе патентования отечественных разработок.

Среди факторов, сдерживающих экономическое развитие и повышение конкурентоспособности, следует отметить изношенность производственных фондов, устаревшие технологии, низкий уровень управления, высокую налоговую нагрузку, отсутствие конкурентной среды, несовершенство нормативно-правовой базы. Программа предлагает систему мер по их устранению. В частности, признается, что нынешняя структура белорусской экономики имеет дисбалансы, унаследованные от СССР, а также те, которые возникли в результате постсоветского экономического кризиса. Чтобы устранить их, предлагается приблизить его к спросу, начать производить не то, что мы умеем, а то, что будет востребовано рынком. Постепенный процесс структурной перестройки, по мнению разработчиков, должен проявляться в том, что количественные изменения, в отличие от качественных, не будут революционными и не разрушат экономику.

Заключение

Конкурентоспособность - это способность опережать других, используя свои преимущества для достижения своих целей. Они различают конкурентоспособность продукции, компаний, стран и даже целых регионов. В то же время все эти понятия тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга.

Конкурентоспособность страны или региона зависит от способности создать эффективную, инновационную систему производства товаров и услуг и тем самым обеспечить высокий уровень жизни населения.

Конкурентоспособность товара - это совокупность его потребительских свойств, обеспечивающая его успех на рынке по сравнению с аналогичной продукцией других компаний. Конкурентоспособность товара определяется следующими основными факторами: ценой, качеством, уровнем послепродажного обслуживания, эффективностью рекламы, системой продаж, сроками и технологией производства, объемом продаж.

Основные преимущества белорусской экономики на международном рынке: 

  • Выгодное экономическое, географическое и геополитическое положение;
  • Благоприятный инвестиционный климат;
  • Политическая, социальная и экономическая стабильность;
  • Развит промышленный, научно-технический и экспортный потенциал;
  • Высококвалифицированная рабочая сила.

Экономика Беларуси является открытой, что делает ее крайне зависимой от мировых экономических процессов. Одним из критериев открытости является отношение внешнеторгового оборота к ВВП. По этому показателю республика входит в число ведущих стран мира. Одной из причин сохранения высокой степени открытости национальной экономики является сохраняющаяся ориентация на производство ресурсо- и энергоемкой продукции при отсутствии соответствующей базы.

Механизм экспорта и импорта не способствует притоку иностранного капитала, а наоборот, способствует оттоку валюты из страны, что всегда происходит при отрицательном внешнеторговом балансе.

По данным белорусского статистического комитета, в январе 2013 года Беларусь экспортировала товаров на сумму 1,569 миллиарда долларов. Эта сумма почти на 87% меньше, чем за аналогичный период прошлого года.

При этом импорт, наоборот, увеличился по сравнению с январем прошлого года на 36,7% и составил 2,471 млрд долларов. Общий внешнеторговый оборот товаров за первый месяц текущего года составляет около 4 миллиардов долларов.

В январе республика экспортировала в страны Таможенного союза товаров на сумму $ 825 млн, а импорт из Казахстана и России в Беларусь составил $ 1,3 млрд (рост почти на 106% по сравнению с январем прошлого года).

Со странами дальнего зарубежья Республика Беларусь работала следующим образом, экспорт сократился более чем на 54% по сравнению с прошлым годом, а импорт удвоился.
Экспорт белорусских товаров в Российскую Федерацию увеличился на 45%, а импорт, на 2,4%.

Одним из факторов, негативно влияющих на экспортный потенциал, является растущая технологическая отсталость отечественной промышленности. Белорусские производители вытесняются с рынков иностранными конкурентами из-за слабого оснащения отечественных производств высокими технологиями, доля которых в промышленности республики снизилась до 5%.

Развитие экспорта является одним из приоритетных направлений внешнеэкономической деятельности Беларуси. Расширение присутствия белорусских предприятий за рубежом престижно и выгодно, а потому необходимо.