Конкурентные и неконкурентные рынки в микроэкономике

Предмет: Экономика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 01.11.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по экономике:

 

Много готовых курсовых работ по экономике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Эволюция теорий международной торговли
Применение методов ценовой дискриминации в современных рыночных условиях
Ценовая дискриминация: условия, формы, последствия
Теория и практика ценовой дискриминации (на основе работы Джоан Робинсон "Экономическая теория несовершенной конкуренции")


Введение:

Актуальность темы исследования. Развитие рыночных отношений в России характеризуется все более широким использованием терминов монополия, конкуренция и ряда других терминов, связанных с конкурентоспособностью рынков. Очень важно различать все эти понятия. В современной России существуют различные типы рынков, которые делятся на конкурентные и неконкурентные. Каждый потребитель должен хорошо владеть информацией и использовать ее для максимизации своей выгоды на этих рынках, то есть покупатель должен уметь ориентироваться в конкурентной и неконкурентной среде, тогда он будет удовлетворять свои потребности, снижая издержки.

Для решения фундаментальных вопросов экономического развития нашей страны государство проводит определенную политику в сфере ограничения монопольной власти. Антимонопольная политика направлена на поддержание конкуренции в нормативно-правовом поле, создание условий для эффективной и результативной конкуренции, интенсификацию научно-технического прогресса.

Таким образом, изучение вопросов рыночной конкурентоспособности является актуальным и в наше время. Это связано с тем, что конкурентные и неконкурентные рынки, а именно, какой из них будет доминировать в рыночной системе, определяют процесс экономического роста страны в целом.

Степень разработанности проблемы. Изучение сущности конкурентных и неконкурентных рынков занимает особое место в теоретических и практических работах многих экономистов. Была описана структура рынков с большой точки зрения исследователей в области экономики. Большой вклад внесли зарубежные страны, где в 20-30-е годы происходили экономические потрясения, положившие начало новому пониманию конкуренции в условиях растущей монополии в экономике. Великая депрессия стала последней каплей в том, что господствовавшая в то время идеальнаяконкуренция не была устойчивой. Родилась новая доктрина конкуренции и монополии, основанная на теории несовершенной конкуренции Дж. П. Моргана-Робинсон и Э. Чемберлин. 

Цель и задачи исследования. Цель данной курсовой работы, показать основные отличия конкурентного рынка от неконкурентного, то есть провести сравнительный анализ этих типов рынка.

Эта цель обусловила необходимость решения следующих задач:

  • Дайте понятие рынок и определите его сущность;
  • Определить роль конкуренции на рынках;
  • Определение понятий конкурентный рынок и неконкурентный рынок;
  • Рассмотрим основные особенности таких рынков;
  • Для описания структуры рынка, пригодного для описания данных.

Теоретико-методологические основы исследования. Теоретико-методологическую основу данной работы составляют такие общенаучные методы, как логический, сравнительный, системный, историко-генетический анализ, структурно-функциональный, а также специальные методы экономического анализа, субъективно-объективный, категориальный.

Эмпирической базой послужили статистические материалы, опубликованные в научной литературе и периодических изданиях, материалы Государственного комитета Российской Федерации по статистике.

Понятие и структура рынка

Вопрос о том, как скоординировать усилия людей, чтобы они тратили свои силы и ресурсы природы на производство именно того, что нужно обществу, был одним из главных вопросов для Адама Смита, который много думал о механизмах координации экономической жизни. Смит пришел к выводу, что такая координация деятельности миллионов людей становится возможной благодаря стремлению человека к прибыли и его склонности к обмену. Эти особенности человеческой природы лежат в основе экономического механизма нашей цивилизации. Именно этот механизм заставляет людей действовать так, как нужно обществу в целом.

Таинственный термин невидимая рука использовался экономистами еще со времен Адама Смита для описания механизма рыночных отношений между людьми, или, короче говоря, механизма рынка. Когда мы говорим о рынке, мы имеем в виду не конкретную область, где собираются продавцы и покупатели, а гораздо более сложное и объемное явление, очень древнее и, более того, жизненно важное для человечества по сей день. Нет такой страны, в которой нельзя было бы найти определенные элементы рыночных отношений.

Рынок - это вся совокупность форм и организаций взаимодействия людей друг с другом, призванных объединить в коммерческих целях продавцов и покупателей и позволить первым продавать, вторым, покупать товары.

Понятие рынок включает в себя продовольственные рынки, вещевые толкатели, и дорогие универмаги, и всевозможные биржи, ярмарки, банки, транспортные организации и т. д. Иными словами, все организации, помогающие производителям и покупателям находить друг друга, и все юридические документы, регулирующие их взаимоотношения, - это все элементы рынка.

В рыночной экономике любой товар (включая способность к труду) превращается в деньги, а деньги, в товар. Даже в тех случаях, когда товары обмениваются непосредственно на товары (это часто называют бартерными сделками), невидимым фоном обмена являются деньги, с помощью которых обе стороны измеряют прибыльность своего поведения.

В рыночной экономике благосостояние каждого человека определяется тем, насколько хорошо он может продать на рынке свои товары, рабочую силу, навыки, ремесла, собственную землю или способность организовать коммерческую деятельность. Тот, кто предлагает покупателям лучший товар и на самых выгодных условиях, оказывается победителем в конкурентной борьбе и открывает путь к росту благосостояния.

Невидимая рука рынка заставляет каждого думать об интересах других, потому что в противном случае их продукт может оказаться ненужным и вместо выгоды получатся только убытки. Преследуя свои собственные интересы, он часто служит интересам общества более эффективно, чем когда он сознательно стремится служить им.

К сожалению, рыночный мыслительный процесс тоже не идеален, он не обеспечивает идеального решения всех проблем. Рынок работает методом проб и ошибок. Не случайно экономическая история полна примеров самых тяжелых бед, кризисов и даже катастроф, которые затронули многие страны, несмотря на их многовековые рыночные традиции.

И все же механизм рынка допускает гораздо меньше ошибок, чем самые мудрые планировщики. Причина проста, рынок позволяет экономике гибко приспосабливаться и быстро выходить из тупиков. Это неудивительно, поскольку решения принимаются быстро и точно там, где возникают проблемы. Кроме того, личные интересы каждого из его участников включаются на полную мощность.

Каким бы упорядоченным и регулируемым ни был современный рынок, его природа остается в основном неизменной, столкновение продавцов и покупателей, обладающих полной свободой экономической деятельности и абсолютно самостоятельно решающих для себя основные вопросы экономики, что, как производить и кому и по какой цене продавать, а также как использовать полученный доход.

Итак, как мы выяснили, рынок - это совокупность субъектов и объектов рыночных отношений.

Субъектами рыночных отношений являются участники рыночных сделок, а именно, покупатели, продавцы, предприниматели или физические лица, юридические лица, к которым относятся различные виды предприятий и объединений, организаций, объединений, кооперативов, акционерных обществ, фирм и государства.

Покупатели - это потребители, которые покупают товары и услуги, а также фирмы, которые покупают рабочую силу, капитал, сырье и материалы, которые они используют для производства товаров и услуг. Продавцы включают фирмы, которые продают товары и услуги, работников, которые продают свои трудовые услуги, и владельцев ресурсов, которые арендуют землю или продают минеральные ресурсы фирмам. Взаимодействие покупателей и продавцов, взятых вместе, формирует рынки.

А объектами рынка являются все вещи, в отношении которых существуют отношения купли-продажи. Это материальные и нематериальные товары и услуги, факторы производства, средства производства, труд, капитал (фонды), технические инновации и идеи.

Жизнь рыночной экономики-это постоянное взаимодействие двух факторов, двух сил, спроса и предложения.

Именно это взаимодействие позволяет нам найти ответы на 3 главных экономических вопроса, что, для кого и как производить.

Рынок - это место добровольных сделок, и поэтому продажа товара происходит только в том случае, если обеим сторонам, продавцу и покупателю, удается найти взаимовыгодный компромисс. И имя этому компромиссу, цена.

Суть рыночного процесса заключается в свободном и добровольном поиске партнеров по сделке и той цены, по которой владелец товара согласится его продать, а покупатель решит его купить. Процесс переговоров о цене не обязательно предполагает личную встречу между владельцем продукта и покупателем. Когда вы смотрите на витрину магазина и решаете, что цена, указанная на этикетке, слишком высока для вас, проходите мимо, вы также формируете рыночную цену. Ведь отсутствие покупателей в магазине заставляет продавца задуматься о том, почему его товары так плохо продаются. 

Дух конкуренции служит вспомогательным двигателем развития экономики. Наиболее ярким проявлением этой черты человеческой природы является конкуренция.

А. Смит связывает конкуренцию с эгоистической природой человека. Отождествляя конкуренцию со злом, Смит закладывает основу экономического знания для модели поведения экономического человека, наделяя его жадными и эгоистическими свойствами, тем самым пытаясь основать поведение человека на рациональных принципах поведения.

Конкуренция - это экономическая конкуренция между производителями идентичных товаров на рынке за привлечение как можно большего количества покупателей и получение от этого максимальной выгоды. 

Понятие конкуренции выражается в терминах конкурентного и неконкурентного рынков. Эти понятия и их различия будут рассмотрены далее.

Типы рынков: конкурентные и неконкурентные рынки

Рынок можно классифицировать по многим критериям и различать его различные типы. Но в данном курсе речь пойдет о рынках, критерием классификации которых будет конкуренция.

Итак, рынок может быть либо стихийным, речь идет о конкурентном рынке, либо организующим, неконкурентоспособным.

Говоря о таких рынках, необходимо иметь в виду способность участников или участников влиять на уровень цен. Иногда попытка поднять цену приводит к невозможности продать товар, а искусственное снижение цены приносит убытки и затрудняет возмещение затрат.

Основой конкурентного рынка является участие в конкурентной борьбе независимых производителей с различными условиями производства и особыми характеристиками продукта.

Основой неконкурентоспособного рынка является наличие узкой группы производителей одного конкретного продукта. Существуют сговоры, стандарты качества и т.д.

Сочетание конкурентного и неконкурентного рынков должно быть оптимальным. А именно, максимум конкуренции при минимуме монополии. Смещение этого оптимума приведет к большим потерям для общества.

Для более детального изучения конкурентных и неконкурентных рынков необходимо вспомнить, какие рыночные структуры выделяются в экономической науке.

Существует несколько рыночных структур:

  • Монополистическая конкуренция, или конкурентный рынок, где существует большое количество компаний, каждая из которых имеет небольшую долю рынка и слабо дифференцированную продукцию;
  • Олигополия, рынок, на котором доминирует небольшое количество компаний, обычно от 2 до 7, которые вместе контролируют подавляющее большинство рынка;
  • Дуополия, частный случай олигополии всего двух компаний;
  • Олигопсония, рынок, на котором много продавцов, но мало покупателей;
  • Монополия, рынок, на котором присутствует только один производитель товара или услуги;
  • Естественная монополия - это монополия, в которой экономия от масштаба увеличивает эффективность тем больше, чем крупнее компания. Компания является естественной монополией, если она способна самостоятельно обслуживать весь рынок с меньшими затратами, чем любая комбинация двух или более мелких компаний или более узкоспециализированных компаний.

 Монопсония - это рынок, где есть только один покупатель.

Совершенная конкуренция - это теоретически возможная рыночная структура с неограниченной конкуренцией (или отсутствием барьеров для входа), неограниченное число производителей и покупателей в сочетании с полностью эластичной кривой спроса.

Количественными показателями, используемыми данным агентством для оценки структуры товарного рынка, являются: 

  • Количество продавцов, работающих на данном товарном рынке;
  • Акции, принадлежащие продавцам на этом товарном рынке; 
  • Показатели концентрации рынка.

Качественные показатели, характеризующие структуру рынка, согласно процедуре анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках являются барьерами для входа в отрасль. 

Так, было сказано, что рынки делятся на конкурентные и неконкурентные, главным отличием которых является возможность влиять на цену отдельных участников рыночного процесса.

Конкурентный рынок 

Конкуренция - это экономическая конкуренция производителей идентичных товаров на рынке за привлечение как можно большего количества покупателей и получение от этого максимальной выгоды.

А. Смит трактовал конкуренцию как поведенческую категорию, когда отдельные продавцы и покупатели конкурируют на рынке за более выгодные продажи и покупки соответственно. Конкуренция - это невидимая рука рынка, координирующая деятельность его участников. 

Федеральный закон "О защите конкуренции" № 135 от 26 июля 2006 года определяет конкуренцию как конкуренцию хозяйствующих субъектов, при которой самостоятельные действия каждого из них исключают или ограничивают возможность каждого из них в одностороннем порядке влиять на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке. Федеральный закон от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции"

Итак, конкурентный рынок - это свободный рынок, на котором нет барьеров для входа или конкуренции. Это параметры рыночной инфраструктуры, которые влияют на условия реализации товаров и их цену. Современный экономический словарь, Москва, 2003. Чем меньше влияние фирмы могут оказывать на рынок, на котором они продают свою продукцию, тем более конкурентным считается рынок. Если отдельные фирмы способны влиять на условия продажи своего товара и его цену, то фирмы конкурируют друг с другом.

Понятие конкуренция включает в себя способы поведения отдельных фирм на рынке. Победить в конкурентной борьбе, значит одержать победу над выбором потребителя.

Конкуренция - это основной механизм рынка. Нет никаких препятствий для входа или выхода из этого процесса. Его участники постоянно стоят перед выбором, либо приложить огромные усилия, чтобы вписаться в кривые прогресса и опередить тех, кто добился успеха, либо смириться с потерей дохода.

Первая особенность конкурентного рынка - это рыночная цена.

Рынки делают возможными сделки между продавцами и покупателями. Различные количества товаров продаются по определенным ценам. На конкурентных рынках обычно доминирует одна цена, рыночная цена.

Рыночная цена - это цена, преобладающая на конкурентном рынке, при которой количество товаров и услуг, которые хотят купить потребители, абсолютно соответствует количеству товаров и услуг, которые хотят предложить производители. 

По равновесной (рыночной) цене: 

  • Цена, при которой спрос и предложение равны друг другу;
  • Цена, по которой нет дефицита или избытка товаров и услуг;
  • Цена, которая не показывает восходящего или нисходящего тренда.

Конкуренция, соотношение спроса и предложения привели к установлению ценового равновесия на рынке. Цены на рынке находятся в постоянном движении, так как спрос и предложение не постоянны, происходят изменения. Эти изменения взаимосвязаны. Каждое изменение цены одного продукта приводит к изменению цены других продуктов. Эти изменения часто происходят довольно быстро.

Например, фондовый рынок является высококонкурентным рынком, поскольку на каждую акцию приходится много продавцов и покупателей. Каждый, кто инвестирует в ценные бумаги, знает, что цена каждой отдельной бумаги меняется каждую минуту и может заметно вырасти или упасть всего за один день.

Поскольку производители не могут влиять на ценообразование на конкурентном рынке, рыночная цена также не устанавливается ими, и цена считается установленной рынком. Они приспосабливаются к таким ценам, как и покупатели, то есть выступают в качестве получателей цен. Вот почему, например, кривая спроса в условиях совершенной конкуренции на продукцию всегда горизонтальна, то есть спрос абсолютно эластичен. 

Например, тысячи фермеров производят пшеницу, которую покупают тысячи покупателей, чтобы сделать из нее муку и другие продукты. В результате ни один фермер и ни один покупатель пшеницы не может существенно повлиять на ее цену.

Еще одной особенностью конкурентного рынка является большое количество покупателей и продавцов.

Общим критерием для этой классификации является количество участников. Штакельберг занимался этим вопросом и выделил несколько структур.

Условия для конкурентных рынков 

Существует четыре условия конкуренции на экономическом рынке: 

  • Наличие на рынке большого количества производителей какого-либо конкретного продукта или ресурса;
  • Свобода выбора экономической деятельности производителей;
  • Существует соответствие между тем, что определяет спрос, и тем, что определяет предложение;
  • Наличие рынка для средств производства.

Хозяйствующие субъекты достигают оптимального положения на рынке в результате получения своей экономической независимости. То есть, если они получат право владеть, пользоваться и распоряжаться разработанной продукцией.

В то же время экономическая независимость порождает, стремление выделиться среди равных, доказать свои преимущества, утвердить свое господство, обеспечить себе более выгодное положение, большую прибыль. Это порождает конкуренцию. Это жестокий и противоречивый метод взаимодействия участников рынка, достижение поставленных предпринимателем целей возможно только путем поражения интересов других деловых людей.

Итак, мы выяснили, что основной причиной возникновения конкуренции, которая создает конкурентный рынок, является свобода хозяйствующих субъектов. А появление совершенной конкуренции уже продиктовано дополнительными условиями, о которых речь пойдет ниже.

Типы конкурентных рынков 

Совершенная конкуренция требует выполнения следующих условий:

  • На рынке существует большое количество независимых производителей;
  • Размер производства каждого из них мал относительно размера рынка, поэтому ни один из них не может влиять на рыночную цену;
  • Фирмы производят однородную продукцию;
  • Покупатели и продавцы имеют полную информацию о ценах;
  • Продавцы действуют независимо друг от друга, не согласовывая цены;
  • Фирмы могут свободно входить и выходить из отрасли.

Э. Чемберлен считает, что чистая конкуренция-это неживая, искусственная абстракция и не может рассматриваться в качестве отправной точки для описания реальности. Даже при любом большом количестве производителей и продавцов данного вида товаров, каждый из них предлагает покупателям по существу свой особый дифференцированный продукт.

Робинсон, крупный ученый, внесший значительный вклад в теорию несовершенной конкуренции, считает, что понятие совершенной конкуренции слишком идеализирует реальную экономику. 

Модель совершенной конкуренции основана на трех основных допущениях: 

  • Принятие цены;
  • Однородность продукта;
  • Свободный вход и выход с рынка.

Принимая цену, на полностью конкурентном рынке каждый потребитель покупает такую малую часть всей продукции отрасли, что она также не влияет на рыночную цену вообще, и поэтому воспринимает цену как должное.

Принятие цены происходит главным образом тогда, когда однородный продукт выпускается на рынок, когда один продукт может быть свободно заменен другим, и ни одна фирма не может поднять цену своего продукта выше цены других фирм, не потеряв большую часть или весь свой бизнес.

Предположение о однородности продукта важно, поскольку оно гарантирует, что существует единая рыночная цена в соответствии с анализом спроса и предложения.

Третье допущение свободного входа (выхода) означает, что нет никаких особых издержек, которые мешают фирме войти в отрасль и наладить производство или выйти из нее, если она не приносит прибыли.

В результате потребители могут легко переключаться с одного производителя на другого, а производители могут легко входить или выходить с рынка. Особые издержки, ограничивающие выход на рынок, издержки, которые несет новичок, выходящий на рынок, в отличие от фирмы, которая уже производит продукт.

Условие свободного въезда и выезда важно с точки зрения эффективности конкуренции.

Это означает, что потребители могут легко переключиться на конкурирующую фирму, если сегодняшний продавец поднимет цену. Для бизнеса это условие означает, что фирма может легко войти на рынок, если видит возможность получить прибыль, и покинуть его, если начинает терять деньги. Таким образом, фирма может нанять рабочих и купить капитал и сырье, необходимые для производства, и если она хочет закрыть или переместить в другое место, ей не составит труда продать или переместить эти факторы производства.

Конечно, на большинстве рынков эти предположения вряд ли будут точно соблюдены. Однако это не означает, что модель совершенной конкуренции бесполезна. Некоторые рынки довольно близки к выполнению этих предположений. Но даже когда одно или несколько из этих предположений не выполняются и рынок не является полностью конкурентным, мы должны говорить о монопольных рынках.

Условия возникновения

Условия возникновения монополии как неконкурентоспособного рынка, один производитель, множество покупателей, каждый из которых приобретает лишь малую часть произведенного продукта и из-за этого слабо влияет на цену, продукт, не имеющий заменителей.

Условия возникновения монополистической конкуренции, дифференциация товаров, где в большей степени необходимо учитывать вкусы потребителей на рынке своей продукции, десятки производителей, сговор между которыми практически невозможен, важность неценовой конкуренции, легкий вход в отрасль.

Условия возникновения монопсонии, один покупатель, который заинтересован и имеет возможность купить товар по низкой цене.

Условия возникновения олигополии, малое количество производителей, высокие барьеры для входа в отрасль, всеобщая зависимость производителей. 

Таким образом, к общим условиям возникновения неконкурентоспособных рынков следует отнести, одного или нескольких производителей и многих покупателей, которые не могут сформировать рыночную цену, ее устанавливает производитель. Это выражает его монопольную власть, за исключением монопсонии, в которой есть единственный покупатель, имеющий возможность влиять на цену. Но помимо монопсонии от неконкурентоспособных рынков отличаются и многие другие рыночные структуры, имеющие свои условия возникновения, несколько отличающиеся от общих. Об этом мы подробно поговорим позже.

Виды неконкурентных рынков

Монополизм - это тип рынка, на котором практически отсутствует конкуренция. Это господство на рынке одного производителя или относительно небольшой группы производителей, объединившихся для того, чтобы захватить рынок, вытеснить конкурентов, продать тот или иной товар и контролировать цены. 

Под чистой монополией: 

  • Отрасль состоит из одного продавца;
  • Нет реальных альтернатив, нет близких заменителей произведенного продукта, в известной мере уникального;
  • Барьеры для входа в отрасль высоки;
  • Контроль цен.

Уникальный товар

Понятие чистой монополии - это абстракция конкуренции. Очень редко можно встретить продукты, не имеющие заменителей.

Например, в небольшом городе есть только одна компания, которая предоставляет оптоволоконный интернет, и никто другой не может предоставить эту услугу клиентам, но интернет во многих своих приложениях имеет заменители.

Барьеры для входа в отрасль: 

  • Эффект масштаба;
  • Финансовые препятствия;
  • Контроль над ресурсами;
  • Лицензия или патент;
  • Прямое вмешательство государства;
  • Недобросовестная конкуренция.

Историки утверждают, что первый патент был выдан в Англии в 1449 году, задолго до появления патентного ведомства в стране. Владельцем этого документа, который тогда назывался приказом, был мастер Джон из Отонаси. Он получил такую грамоту от короля Генриха VI за способ изготовления цветного стекла для витражей Итонского колледжа.

Поначалу патенты не были связаны с защитой экономических прав авторов. Уставы монархов защищали изобретателей от обвинений со стороны Церкви в занятиях алхимией или колдовством. Именно тогда родилось требование описать сущность изобретения в патенте. Считалось, что секреты колдовства не могут быть записаны на бумаге для всеобщего сведения. Публичное раскрытие тайны изобретения в патенте служило доказательством того, что автор не вступал в союз со злыми духами.

На сегодняшний день во всем мире выдано более 11 миллионов патентов, срок действия 8 миллионов патентов уже истек, и в настоящее время существует около 3 миллионов патентов, которые караются законом.

Все эти нарушения законных прав патентообладателей приводили к судебным искам. Следует учитывать, что штраф за нарушение патентного законодательства может разорить компанию, и тогда она моментально станет банкротом. 

Ценообразование также подчиняется двусторонней монополии, рыночной структуре, в которой единственный продавец и покупатель осуществляют куплю-продажу товаров. Для продавца это уже готовый продукт. Особенность двусторонней монополии заключается в том, что на ценообразование влияет не только продавец, но и покупатель.

Примерами неконкурентоспособных рынков являются:

  • Рынок товаров и услуг;
  • Рынок ценных бумаг, поскольку на одном этапе цена устанавливается на предприятии заранее, на нее влияют только такие факторы, как объем инвестиций, которые оно хочет получить;
  • Рынок ноу-хау, даже по международному праву, если производитель хочет монополизировать способ производства или техническое решение, он может выбрать либо патент, либо коммерческую тайну, тем самым защищая себя. Сюда относятся авторское право, рынок труда и другие.

Все виды неконкурентоспособных рынков, монополий или тенденций к монополизации подлежат специальному антимонопольному регулированию со стороны государства.

Многие экономисты утверждают, что крупные фирмы со значительной властью желательны в экономике, потому что они ускоряют технические изменения, поскольку эти фирмы могут тратить свои монопольные прибыли на исследования, чтобы защитить или укрепить свою монопольную власть. Проводя исследования, они приносят пользу как самим себе, так и обществу в целом. Но убедительных доказательств этому нет, так как монополии могут задержать развитие технического прогресса, если это угрожает их прибылям. Занимая исключительное положение, монополии повсеместно устраняют конкурентов, тем самым разрушая нормальный рынок, снижают качество выпускаемой продукции, игнорируя достижения НТП, завышают цены, обеспечивая сверхприбыль, вызывают снижение общей эффективности производства. 

Негативные аспекты монополизма в экономике вынуждают современные государства разрабатывать и осуществлять антимонопольную политику-комплекс мер государственной власти, направленных на предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности, обеспечение равных условий конкуренции для всех хозяйствующих субъектов и недопущение недобросовестной конкуренции. 

В соответствии со статьей 39 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О конкуренции" Федеральная антимонопольная служба в пределах своих полномочий инициирует и рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства, принимает решения по результатам их рассмотрения и выдает предписания. 

Например, ФАС контролирует цены на нефтепродукты, хотя их цены должны формироваться на основе рыночного механизма конкуренции. Но развитию конкуренции препятствует отсутствие перерабатывающих мощностей и хранилищ, высокие экономические и административные барьеры, затрудняющие появление на рынке новых игроков.

До тех пор, пока существуют трудно преодолеваемые искусственные барьеры для выхода на такие рынки, ФАС России осуществляет мониторинг действий монополистов и пресекает их злоупотребления, что в первую очередь выражается в установлении монопольно высоких цен на нефтепродукты в оптово-розничном секторе. Он вмешивается в процессы ценообразования в таких ситуациях. Например, в 2009 году были выявлены картельные соглашения таких крупных нефтяных компаний, как Лукойл, Роснефть, Газпромнефть и холдинг ТНК-ВР. были наложены штрафы на общую сумму более 6 миллионов рублей.

На сегодняшний день ФАС вновь подозревает нефтяные компании в картельном сговоре. По данным Минэнерго, дефицит бензина наблюдается в 10 регионах России (26.04.2011). Нефтяные компании уже заявили о своей непричастности к этому.

Таким образом, очевидно, что мы должны стремиться минимизировать монопольную власть, которая разрушает рынок. Из вышеизложенного можно сделать вывод, что конкурентные и неконкурентные рынки различны, их объединяет только процесс сбыта продукции, а способы были противоположными, у конкурентных рынков центральную роль играют и закон спроса и предложения, и рыночное ценообразование, и неконкурентная монопольная власть, от которой цена устанавливается производителем, вынуждая государство вмешиваться в этот процесс, чтобы не навредить экономике.

Заключение

В ходе данной курсовой работы мы проанализировали рыночный процесс, а именно понятие самого рынка и его составляющих, конкуренции. Мы выяснили, что суть рыночного процесса заключается в свободном и добровольном поиске партнеров на основе сделки и цены, по которой продавец соглашается продать товар, а покупатель, купить его. Все это создает конкуренцию, которая является главным двигателем развития рыночных отношений.

После того как мы познакомились с конкурентными и неконкурентными рынками, мы увидели, что роль конкуренции на них велика, на конкурентных рынках она является главной движущей силой, а на неконкурентных рынках она ограничена монопольной властью.

Государственная политика в области конкуренции на рынках должна быть направлена, во-первых, на поддержку конкуренции в условиях антимонопольной деятельности, а во-вторых, на формирование эффективного управления организациями, которым было бы невыгодно использовать доминирующее положение, не обусловленное их собственным экономическим развитием. Это служит основой для эффективного государственного регулирования.

В целом, контроль цен также связан с типом продукта, который присутствует на рынке. Для однородного продукта (конкурентный рынок) цена не может быть изменена, но для дифференцированного продукта или продукта, не имеющего заменителей, она может быть изменена (неконкурентный рынок).

Еще одной примечательной особенностью было количество участников рынка. На конкурентном рынке много продавцов и покупателей, а на неконкурентном рынке мало или вообще нет производителей, зато много потребителей, за исключением монопсонии, где ситуация прямо противоположная, один покупатель и много продавцов.

Такие рынки также отличаются ограничениями на вход и выход на конкурентных рынках таких ограничений нет, а на неконкурентных, наоборот.

Таким образом, основная цель курсовой работы была выполнена, конкурентные и неконкурентные рынки имеют мало общего, но много различий.