Комментарий к сочинению ЕГЭ

Комментарий к сочинению ЕГЭ

Содержание:

  1. Виды комментариев
  2. Как проследить развитие авторской мысли в тексте комментария
  3. Правила написание комментариев
  4. Синтаксические маркеры к комментарию
  5. Что нельзя в комментарии
  6. Что такое текстуальный комментарий
  7. Роль типов речи в комментарии
  8. Как автор позволяет читателю увидеть аспекты проблемы
  9. Пишем комментарий правильно
  10. Примерная схема комментария к тексту:
  11. Речевые клише для комментариев
  12. Скачать готовые комментарии к сочинениям
  13. Учебник по написанию и оформлению сочинения

Комментарий – разъяснение, пояснение, толкование текста. Создавая комментарий, вы должны показать, КАК автор раскрывает поднимаемую в тексте проблему.

Комментарий представляет собой рассуждение пишущего по поводу выделенной проблемы. Это пояснение того, какой жизненный материал выбирает автор, чтобы привлечь внимание читателей к поднятой проблеме и дать понять собственную позицию по этому вопросу.

Виды комментариев

Существуют два вида комментария:

  • текстуальный (следование за автором в раскрытии темы);
  • концепционный (рассмотрение ее актуальности и сопоставление различных точек зрения по данному вопросу).

Комментарий к сочинению ЕГЭ

Концепционный комментарий с этого года НЕ РАССМАТРИВАЕТСЯ И НЕ ОЦЕНИВАЕТСЯ. То есть комментировать проблему можно только с опорой на предлагаемый для сочинения текст.

Кроме того, согласно изменениям при комментировании проблемы текста необходимо привести не менее 2-х примеров из прочитанного текста, важных для понимания текста.

Текстуальный комментарий должен содержать пояснительные замечания пишущего о ДЕЙСТВИЯХ и ЭМОЦИЯХ автора исходного текста, вызванных теми или иными жизненными событиями, наблюдениями, воспоминаниями.

Текст с которым будем работать посмотреть и скачать .

Как проследить развитие авторской мысли в тексте комментария

Для этого нужно исходный текст разделить на микротемы - предложения:

  • объединенные одной мыслью и отражающие определенный аспект проблемы;
  • выделить основную мысль каждой микротемы;
  • сформулировать данную мысль;
  • записать её в виде пункта плана.

Правила написание комментариев

Вариант №1: Идём по тексту

Аспекты проблемы Комментарий
Александра Петровна ради счастья любимой дочери в сорок лет взяла на себя бремя материнства. Автор объясняет, почему бабушка заменила рассказчице родную мать: жизненные обстоятельства не позволили Зиночке заниматься дочерью.
Рассказчица с детства считала бабушку матерью, поэтому ей непонятны были страдания родной матери. Т.Щеглова также позволяет читателю увидеть и трагедию родной матери, оказавшейся не в состоянии воспитывать девочку, и позднее раскаяние рассказчицы, так и не назвавшей мамой родившую её женщину.

Мать свою жизнь подчинила интересам внучки.

Мать сделала так, что даже временное лишение общения для рассказчицы становилось невыносимым.

Мать развивала внучку духовно, всесторонне, давая ей то, чего сама была лишена.

Мать учила внучку жить в мире и гармонии с людьми и самой собой.

Автор помогает читателю понять причины того, почему бабушка стала для повествовательницы Матерью с большой буквы: Александра Ивановна свою жизнь подчинила интересам внучки, всесторонне развивая её и обучая умению жить в мире и гармонии с собой и окружающими людьми.

Мать понимает тревогу дочери, страх остаться в одиночестве, и это придает ей силы бороться с болезнью. Т.Щеглова заставляет читателя задуматься о подвиге материнства, об истинном значении слова «Мать».

Вариант №2: Говорим об актуальности проблемы

Проблема морально-этическая; нравственная. Актуальная (почему?)

Комментарий к сочинению ЕГЭ

Потому что дает возможность понять:

Что значит быть Матерью? Почему материнство - это не только инстинкт, но и жертвенная любовь, и обмен отношениями? Как овладеть искусством стать настоящей Матерью?

потому что

Комментарий к сочинению ЕГЭ

заставляет задуматься об ответственности быть матерью; позволяет увидеть один из вариантов истинного материнства; понять, что с рождением ребенка мать принимает на себя массу проблем и обязательств; помогает убедиться, что только в тесном взаимодействии возникает духовное единение матери и ребенка и т.п.

Синтаксические маркеры к комментарию

Начало комментария
  • Проблему (чего?) автор раскрывает на примере…
  • Этот вопрос автор раскрывает, изучая…
  • Рассматривая проблему (чего?) на примере…, автор с( иронией, тревогой, возмущением и т.д.) рассказывает о том, что…
  • Комментируя данную проблему, хочется отметить её (типичность; новизну; актуальность и т.д.).
  • Проблема актуальна особенно сегодня, потому что…
  • Комментируя эту проблему, нельзя не отметить (ряд её интересных аспектов; её аспекты, которые особенно волнуют автора и т.п.)
Продолжение комментария
  • На мой взгляд, автор одним из первых привлек внимание читателя к ….
  • Автор дает прямые оценки явлениям и событиям:…
  • Автор обосновывает справедливость своих суждений, используя…
  • Нетрадиционны и интересны аргументы, используемые автором.
  • Новизна авторского взгляда на поднятую проблему в том, что…
  • Для иллюстрации основного тезиса автор использует яркие примеры.
  • Обосновывая (доказывая) свою точку зрения, автор приводит интересные аргументы.
  • Автор обосновывает свое мнение, указав причины, которые делают эту проблему актуальной.
  • Автор, осмысливая эту ситуацию, пишет , что….
  • Автору важно убедить читателя в том, что…
Финальная часть комментария и переход к формулировке авторской позиции
  • Таким образом, авторская позиция по
  • исследуемой проблеме очевидна:... … – вот авторская позиция по данной проблеме.
  • Автор считает, что…
  • Авторская позиция очевидна: …
  • Сложно не согласиться с авторской позицией: …
  • Автор убеждён:…..
  • Мнение автора по данной проблеме очевидно:…. и т.д.

Что нельзя в комментарии

Ответ: нельзя отождествлять автора и рассказчика!

Пример:

Она, как авторитетно утверждают мои родители и начальники, родилась раньше меня. Правы они или нет, но я знаю только, что я не помню ни одного дня в моей жизни, когда бы я не принадлежал ей и не чувствовал над собой её власти. Она не покидает меня день и ночь; я тоже не выказываю поползновения удрать от неё,— связь, стало быть, крепкая, прочная... Но не завидуйте, юная читательница!.. Эта трогательная связь не приносит мне ничего, кроме несчастий.

Во-первых, моя «она», не отступая от меня день и ночь, не даёт мне заниматься делом. Она мешает мне читать, писать, гулять, наслаждаться природой... Я пишу эти строки, а она толкает меня под локоть и ежесекундно, как древняя Клеопатра не менее древнего Антония, манит меня к ложу.

Во-вторых, она разоряет меня, как французская кокотка. За её привязанность я пожертвовал ей всем: карьерой, славой, комфортом... По её милости я хожу раздет, живу в дешёвом номере, питаюсь ерундой, пишу бледными чернилами. Всё, всё пожирает она, ненасытная! Я ненавижу её, презираю... Давно бы пора развестись с ней, но не развёлся я до сих пор не потому, что московские адвокаты берут за развод четыре тысячи... Детей у нас пока нет...

Хотите знать её имя? Извольте... Оно поэтично и напоминает Лилю, Лелю, Нелли... Её зовут — Лень.

А.П.Чехов «Моя она»

Что такое текстуальный комментарий

Текстуальный комментарий представляет собой объяснение текста, следование за автором в раскрытии проблемы.

  • На каком материале автор раскрывает проблему?
  • На какие аспекты проблемы он обращает внимание?
  • Как автор позволяет читателю увидеть эти аспекты?
  • Почему именно эти аспекты его волнуют?

Роль типов речи в комментарии

Описание
  • Заостряет внимание читателя на наиболее важных, значимых частях предмета или явления, позволяет увидеть то, что важно автору.
Повествование
  • Читатель должен проанализировать последовательность событий, найти узловые места, чтобы понять авторскую позицию.
Рассуждение
  • Рассматривая определенную проблему на каком-либо частном примере, автор выдвигает тезис, аргументирует его, делает вывод. Читатель же должен за конкретной авторской мыслью увидеть широкую, общую проблему, отметить новизну авторского взгляда, своеобразие трактовки.

 

Как автор позволяет читателю увидеть аспекты проблемы

С помощью:

  • композиции текста, ведь в ней «отражается не просто авторская мысль, но движение авторской мысли…»( Е.А. Маймин)
  • композиционных приёмов(повтора, усиления, противопоставления, монтажа). Они служат расстановке нужных автору акцентов и направленно «подают» читателю информацию о тексте.
  • типов речи;
  • художественной идеи, включающей в себя и направленную интерпретацию, и оценку автором определенных жизненных явлений;
  • элементов композиции: предисловий, диалогов, монологов, художественных описаний портретов, пейзажей, интерьеров и т.п.;
  • выбора лица, от которого ведётся повествование:

    а) Субъективное повествование. В этот подвид входят почти вся проза, изложенная от первого лица. Рассказчик излагает не только объективно происходящее, но и свои собственные по этому поводу мысли, ощущения и чувства. б) Объективное повествование. В этом случае рассказчик-автор сообщает читателю только объективную сторону происходящего и утаивает свои собственные суждения. О них судят косвенно – из диалогов, действий и т.д. в) «Автобиография», взгляд в прошлое ( ретроспектива) Рассказчик описывает своё прошлое, но с новым пониманием, более зрелым и мудрым, чем в те времена.

Образец:

  • (1) Шел май сорок третьего года.
  • (2) На отдыхе нам выдали к обеду один котелок на двоих.
  • (3) Суп был сварен с макаронами, и в мутной глубине котелка невнятно что-то белело.
  • (4) В пару со мной угодил пожилой боец.
  • (5) Мы готовились похлебать горячей еды, которую получали редко.
  • (6) Мой напарник вынул из тощего вещмешка ложку, и сразу я упал духом: большая деревянная ложка была уже выедена по краям, а у меня ложка была обыкновенная, алюминиевая…
  • (7) Я засуетился было, затаскал свою узкорылую ложку туда да обратно, как вдруг заметил, что напарник мой не спешит и своей ложкой не злоупотребляет.
  • (8) Зачерпывать-то он зачерпывал во всю глубину ложки, но потом, как бы ненароком, задевал за котелок, из ложки выплескивалась половина обратно, и оставалось в ней столько же мутной жижицы, сколько и в моей ложке, может, даже и поменьше.
  • (9) В котелке оказалась одна макаронина.
  • (10) Одна на двоих.
  • (11) Длинная, из довоенного теста, может, и из самой Америки, со "второго фронта".
  • (12) Мутную жижицу мы перелили ложками в себя, и она не утолила, а лишь сильнее возбудила голод.
  • (13) Ах, как хотелось мне сцапать ту макаронину, не ложкой, нет, с ложки она соскользнет обратно, шлепнется в котелок, рукою мне хотелось ее сцапать - и в рот!
  • (14) Если бы жизнь до войны не научила меня сдерживать свои порывы и вожделения, я бы, может, так и сделал: схватил, заглотил, и чего ты потом со мной сделаешь?
  • (15) Ну, завезешь по лбу ложкой, ну, может, пнешь и скажешь: "Шакал!"
  • (16) Я отвернулся и застланными великим напряжением глазами смотрел на окраины древнего городка, ничего перед собой не видя.
  • (17) В моих глазах жило одно лишь трагическое видение - белая макаронина…
  • (18) Раздался тихий звук.
  • (19) Я вздрогнул и обернулся, уверенный, что макаронины давно уж на свете нет…
  • (20)Но она лежала, разваренная, и, казалось мне, сделалась еще дородней и привлекательней своим царственным телом.
  • (21) Мой напарник первый раз пристально глянул на меня - и в глубине его усталых глаз я заметил какое-то всепонимание и усталую мудрость, что готова и ко всепрощению, и к снисходительности.
  • (22) Он молча же своей зазубренной ложкой раздвоил макаронину, но не на равные части, и я затрясся внутри от бессилия и гнева: ясное дело, конец макаронины, который подлиньше, он загребет себе.
  • (23) Но деревянная ложка коротким толчком подсунула к моему краю именно ту часть макаронины, которая была длиньше.
  • (24) Напарник мой безо всякого интереса, почти небрежно забросил в рот макаронину, облизал ложку, сунул ее в вещмешок и ушел куда-то.
  • (25) В спине его серой, в давно небритой, дегтярно чернеющей шее, в кругло и серо обозначенном стриженом затылке чудилось мне всесокрушающее презрение.
  • (26) И никогда, нигде я его более не встретил, но и не забыл случайного напарника по котелку, не забыл на ходу мне преподанного урока, может, самого справедливого, самого нравственного из всех уроков, какие преподала мне жизнь.

Пишем комментарий правильно

1. На каком материале автор раскрывает проблему?
  • Данную проблему автор раскрывает, анализируя детские рисунки в тетрадке, случайно найденной его героем. В ней рассказчик не обнаружил ничего, что напомнило бы ему о собственном детстве.
2. На какие аспекты проблемы он обращает внимание?
  • Шаламов обращает внимание на то, что тоталитарный режим – это абсурдный мир, лишающий человека физической и духовной свободы, уничтожающий в каждом личность.
3. Как автор позволяет читателю увидеть эти аспекты?
  • Композиционные приемы повтора, усиления и противопоставления позволили автору подчеркнуть главное: в найденной тетрадке рисунки воспроизвели окружающее бесстрастно, с документальной точностью.
4. Почему именно эти аспекты его волнуют?
  • Заборы с колючей проволокой ограничили не только пространство, свободу, но и сознание ребенка: он лишен эмоций, фантазии, сказки.
Итоговый комментарий
  • Композиционный (ые) прием(ы) (указать, какой (ие) позволяет (ют) понять узловые места текста:….
  • Автор не делает прямых выводов, а…
  • Автор убедительно показывает, что….В этом ему помогает (подтекст; прием иронии и т.д.)
  • Писатель стремится к такому изображению, когда читатель получает возможность…
  • Художественный приём контраста, удачно применённый здесь писателем, подчеркивает…
  • Ни одна деталь не остается незамеченной автором, и поэтому….Автор так воссоздает эту историю, что …
  • В…(диалоге, художественной детали и т.д) проясняется художественный замысел автора:…
  • Художественные детали помогают автору подчеркнуть…
  • Автор почти не дает портретных характеристик, их заменяют…. и т.п.

Примерная схема комментария к тексту:

Введение в комментарий. Необходимо указать в этом предложении, КАКОЙ СЛУЧАЙ вспоминает автор, чтобы ответить на поставленный вопрос(факты из биографии известных людей; исторические события; делится любопытным жизненным явлением; рассказывает историю из жизни и т.п.)

Речевые клише для комментариев

  • Размышляя над этим вопросом, писатель(публицист) вспоминает случай из собственной жизни и рассказывает о том, как…
  • …приводит факты из биографии … и рассказывает о том, как…
  • …делится любопытным жизненным наблюдением…
  • …рассказывает историю о том, как….
  • В центре внимания … - история из жизни…

Характеристика ДЕЙСТВИЙ автора исходного текста ( что делает автор, чтобы ответить на поставленный и м вопрос). По сути надо ответить на вопросы:

  • о каких поступках своих героев рассказывает автор?
  • какую оценку он дает поступкам своих героев?
  • на каких мыслях своих героев акцентирует внимание? и т.п.

ХАРАКТЕРИЗУЕМ ДЕЙСТВИЯ АВТОРА, а не героев.

Речевые клише:

  • Как подчеркивает автор текста…
  • Этот случай заставил автора задуматься о том…
  • Автор пытается понять причины того, почему…
  • Автор обращает внимание читателей на тот факт, что… и т.п.

Характеристика ЧУВСТВ и ЭМОЦИЙ автора.

Речевые клише:

  • Автор с возмущением
  • негодованием
  • нескрываемой тревогой
  • искренним недоумением
  • нескрываемым волнением
  • восхищением… говорит о том, что…
  • Автор осуждает героя за…
  • Автор восхищается людьми, которые…
  • Публициста удивляет тот факт, почему его герой…

Речевые клише, помогающие закончить комментарий:

  • Свои рассуждения автор(публицист) завершает справедливым выводом о т ом, как важно…
  • Поэтому автор текста призывает читателей…
  • Поэтому автор текста напоминает всем нам…

«Подсчитаем» ПРИМЕРНОЕ КОЛИЧЕСТВО предложений в комментарии:

  • Вступление, в котором указываем, на каком примере раскрывает проблему автор текста – одно пр.
  • Комментарий действий автора текста (2 примера, важных для понимания проблемы) – два пр.
  • Комментарий настроения, эмоций автора – одно пр.
  • Заключит. часть комментария – одно пр.

ИТОГО – примерно 5 предложений. Конечно, все это - всего лишь схема. Однако она помогает «не сбиться с истинного пути», не скатиться в пересказ.

ПОМНИТЕ:

Не требуется констатации актуальности проблемы и характеристики ее как социальной, философской, нравственной и т.п.

Комментарий должен быть развернутым: вам в этой части сочинения необходимо, обратившись к 2-м микротемам, показать, как автор раскрывает проблему исходного текста.

Не следует в сочинении при комментировании проблемы писать о СРЕДСТВАХ выразительности, так как это задание уже 6 лет как вынесено в 24 задание.

Автор данного текста рассматривает проблему отношения человека к войне.

Чтобы привлечь внимание читателей к ЭТОМУ ВОПРОСУ. Л. Андреев приводит развёрнутый монолог героя. который убеждает своего брата: безумие войны способно лишить человека его лучших качеств. АВТОР особо подчёркивает тот факт, что собеседник сам был участником боевых действий, но стремится поскорее позабыть о том тяжёлом времени. Л. Андреев ВОСХИЩАЕТСЯ мудростью этого человека, которой, пройдя через тяжёлые испытания, осознал: смысл жизни и радость каждого из нас заключается не в разрушении и уничтожении себе подобных, а в свободном созидательном труде, в наслаждении творчеством, в заботе о своих детях.

Обратите внимание!

Комментирующая часть сочинения (если она следует за сформулированной проблемой) должна завершиться тезисом, в котором изложена позиция автора текста по рассматриваемой проблеме.

Скачать готовые комментарии к сочинениям

Учебник по написанию и оформлению сочинения

  1. План и структура сочинения
  2. Как написать сочинение
  3. Как написать сочинение по ЕГЭ
  4. Как написать сочинение по русскому языку
  5. Как написать сочинение по истории
  6. Как написать сочинение по обществознанию
  7. Как написать сочинение рассуждение
  8. Как написать сочинение по картине
  9. Критерии оценивания сочинения