Когнитивный диссонанс в организации: понятие, источники возникновения, уменьшение когнитивного диссонанса

Предмет: Экономика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 01.03.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по экономике:

 

Много готовых курсовых работ по экономике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

 
 
 
 


Введение:

Появление информационных машин в середине 20-го века, способных выполнять операции, которые считались уникальным преимуществом человеческого мозга с большой скоростью и точностью, оказало значительное влияние на психологию. Образ компьютера изменил научное видение психической организации. Результатом стало фундаментальное изменение в американской психологии. Бихевиоризм царствовал здесь десятилетиями. 

Предмет бихевиоризма сводился к отношениям «стимул-реакция». В то же время, neobehaviorism развил идею, что в интервале между этими двумя переменными действуют и другие переменные. Толман назвал их промежуточными. Одна из промежуточных переменных была названа «когнитивной картой», создавая и используя которую тело перемещается в проблемной ситуации.

Разрушительный удар по бихевиоризму был нанесен новым направлением, возникшим под влиянием компьютерной революции, под названием когнитивная психология (от латинского «cognito» - знание, знание). 

Главным в когнитивной психологии было изучение зависимости поведения субъекта от внутренних когнитивных (информационных) проблем и структур («сценариев» схем), через видение которых он воспринимает свое жизненное пространство и действует в нем. То, что классический бихевиоризм отрицал у человека (восприятие, запоминание, внутреннее преобразование информации), оказалось присущи компьютеру, по сути, машине, неодушевленному существу.

Жан Пиаже, один из самых выдающихся зарубежных психологов с 1930-х годов. проводит психологические исследования о когнитивном развитии детей как неотъемлемой части интеллекта - сложной системы одновременно с нескольких сторон: биологической, психологической, логической и социологической. 

Работы Пиаже, опубликованные за последние 25 лет жизни автора, были посвящены развитию памяти, психического образа у ребенка, общим проблемам биологии и психологии, теории познания (эпистемологии) и философии, анализу развития сознания у ребенка. 

Теория когнитивного развития Пиаже корректируется современными психологами, но, несмотря на все последующие изменения, его исследование представляет собой структурированную серию наблюдений за когнитивным развитием, охватывающих периоды от рождения до взрослой жизни. По этой причине их следует учитывать для получения общей картины когнитивного развития в детском возрасте. 

Выготский писал, что исследования Пиаже составили целую эпоху в развитии учения о речи и мышлении ребенка, о его логике и мировоззрении. Они отмечены историческим значением. 

Когнитивная психология

Когнитивная психология - это раздел психологии, который изучает когнитивные, то есть когнитивные процессы человеческого сознания. Исследования в этой области обычно связаны с проблемами памяти, внимания, чувств, представления информации, логического мышления, воображения, способности принимать решения. Когнитивная психология изучает, как люди получают информацию о мире, как эта информация представляется человеком, как она сохраняется в памяти и преобразуется в знания, и как эти знания влияют на наше внимание и поведение.

Когнитивная психология в том виде, в каком мы ее знаем сегодня, сформировалась в течение двух десятилетий, между 1950 и 1970 годами. На ее появление повлияли три основных фактора. Первым было интенсивное исследование человеческих действий во время Второй мировой войны, когда срочно потребовались данные о том, как обучить солдат использованию сложного снаряжения и как справляться с расстройствами внимания. Бихевиоризм ничего не мог сделать, отвечая на такие практические вопросы.

Второй подход, тесно связанный с информацией, основан на достижениях в области компьютерных наук, особенно в области искусственного интеллекта (ИИ). ИИ заключается в том, чтобы заставить компьютеры вести себя разумно. Третья область, которая повлияла на когнитивную психологию, была лингвистика. В 1950-х гг. Н. Хомский, лингвист из Массачусетского технологического института, начал разрабатывать новый способ анализа структуры языка. Его работа показала, что язык намного сложнее, чем считалось ранее, и что многие из бихевиористских формулировок не могут объяснить эти сложности. 

После Первой мировой войны и до 60-х годов. Бихевиоризм и психоанализ (или их ответвления) доминировали в американской психологии до такой степени, что когнитивные процессы были почти полностью забыты. Не многие психологи интересовались тем, как приобретаются знания. Восприятие, наиболее фундаментальный когнитивный акт, изучалось в основном небольшой группой исследователей, следовавших традиции «гештальт», а также несколькими другими психологами, интересующимися измерением и физиологией сенсорных процессов.

Ж. Пиаже и его сотрудники изучали когнитивное развитие, но их работа не получила широкого признания. Внимание работа отсутствовала. Исследования памяти никогда не прекращались полностью, но они были сосредоточены главным образом на анализе запоминания «бессмысленных слогов» в строго определенных лабораторных ситуациях, в отношении которых имели смысл только полученные результаты. Как следствие, в глазах общества психология оказалась наукой, занимающейся главным образом сексуальными проблемами, адаптивным поведением и поведенческим контролем. 

Ситуация резко изменилась за последние несколько лет. Психические процессы снова оказались в центре живого интереса. Возникло новое поле под названием когнитивная психология.

Этот ход событий был обусловлен несколькими причинами, но наиболее важной из них было, по-видимому, появление электронных компьютеров (ECM). Оказалось, что операции, выполняемые самой электронной вычислительной машиной, в чем-то похожи на когнитивные процессы. Компьютер получает информацию, манипулирует символами, сохраняет элементы информации в «памяти» и восстанавливает их снова, классифицирует информацию на входе, распознает конфигурации.

Появление компьютеров уже давно является необходимым подтверждением того, что когнитивные процессы вполне реальны, что их можно изучать и даже, возможно, понимать. Вместе с компьютером появился новый словарный запас и новый набор понятий, связанных с познавательной деятельностью; такие термины, как информация, ввод, обработка, кодирование, подпрограмма стали обычным явлением. 

С развитием концепции обработки информации попытка проследить поток информации в «системе» (то есть в мозге) стала основной целью в этой новой области.

При анализе исторических условий, которые подготовили возникновение когнитивной психологии, это обычно омрачается тем, что этому предшествовало интенсивное развертывание работы по измерению времени реакции человека, когда в ответ на поступающие сигналы он должен нажать соответствующую Кнопка как можно скорее. Такие измерения проводились очень давно, даже в лабораториях В. Вундта. Но теперь они приобрели другое значение.

Нельзя игнорировать еще одно незаслуженно забытое обстоятельство, предшествовавшее возникновению когнитивной психологии и повлиявшее на формирование ее «внешнего облика». Особенностью научного произведения когнитивистов являются его видимые и строгие очертания в виде геометрических фигур или моделей. Эти модели состоят из блоков (Р. Солсо часто использует выражение «коробки в голове»), каждая из которых выполняет строго определенную функцию. Связи между блоками указывают путь информационного потока от входа к выходу модели. Представляющие работы в виде такой модели были заимствованы учеными из инженеров. То, что инженеры называли блок-схемами, когнитивные ученые называли моделями.

Для чего нужна когнитивная психология? Основные механизмы человеческого мышления, которые пытается понять когнитивная психология, также важны для понимания различных типов поведения, изучаемых другими общественными науками. Например, знание того, как люди думают, важно для понимания определенных расстройств мышления (клиническая психология), поведения людей при общении друг с другом или в группах (социальная психология), процессов убеждения (политология), способов принятия экономических решений ( экономика), причины большей эффективности определенных методов организации групп (социология) или характеристики естественных языков (лингвистика). 

Таким образом, когнитивная психология является фундаментом, на котором стоят все другие социальные науки, так же как физика является фундаментом для других естественных наук. 

Концепции отдельных представителей когнитивной психологии 

Теория личностного конструкта Джорджа Келли (1905-1967) 

Основные положения, изложенные в работе "Психология личностных конструктов" (1955): 

  • поведение человека в повседневной жизни напоминает исследовательскую деятельность; 
  • организация психических процессов личности определяется тем, как она предвидит (конструирует) будущие события; 
  • различия в предвкушении людей зависят от особенностей личностных конструктов.

Персональный конструкт - это стандарт классификации и оценки явлений или объектов, созданных субъектом по принципу их сходства или отличия друг от друга (например, Россия похожа на Беларусь и Украину и не похожа на США на основе).

Личные конструкты функционируют на основе следующих постулатов: 

  • постулат конструктивности: человек предвидит события, конструирует свое поведение и реакции с учетом внешних событий; 
  • постулат индивидуальности: люди отличаются друг от друга характером личностных конструктов; 
  • постулат дихотомии: конструкции строятся в полярных категориях (белый - черный); 
  • постулат порядка: конструкт обеспечивает восприятие только тех явлений, которые подпадают под его характеристики (например, веселый); 
  • постулат опыта: система личностных конструктов меняется в зависимости от полученного опыта;
  • постулат фрагментации: индивид может использовать подсистемы конструкций, которые конфликтуют друг с другом; 
  • постулат общности: под влиянием одних и тех же событий люди образуют сходные конструкты; 
  • постулат социальности: человек понимает другого человека настолько, насколько он может открыть свои внутренние конструкты. 

Люди, по словам Келли, отличаются друг от друга тем, как они интерпретируют события. 

На основе конструктов человек интерпретирует окружающий его мир.

Система личностных конструктов характеризуется таким параметром, как когнитивная сложность (термин был предложен В. Байери). Когнитивная сложность отражает степень категориальной дифференциации человеческого сознания. Когнитивная сложность характеризуется количеством классификационных оснований, которые человек сознательно или неосознанно использует при анализе фактов окружающей действительности (противоположное качество - когнитивная простота). 

Келли разработала «тест на репертуар ролевой конструкции» (или «метод репертуарной сетки»), который диагностирует систему построения личности человека. 

Теория когнитивного диссонанса Леона Фестингера 

Основные положения изложены в работах "Теория когнитивного диссонанса" (1957), "Конфликт, решение и диссонанс"

Когнитивный диссонанс - это напряженное неудобное состояние человека из-за наличия в его сознании противоречивых знаний (информации) об одном и том же объекте (явлении) и побуждения человека устранить это противоречие, то есть достичь созвучия (соответствия). Кроме того, наличие диссонанса побуждает человека избегать ситуаций и информации, которые приводят к увеличению этого диссонанса. 

Источники диссонанса: 

  • логическое несоответствие («люди смертны, но я буду жить вечно»); 
  • несоответствие культурным моделям (например, когда учитель кричит на учеников, возникает диссонанс с представлениями об образе учителя);
  • несоответствие этого когнитивного элемента более общей, более широкой системе познаний (мистер «Х» всегда уходит на работу рано утром, но на этот раз он уходит вечером); 
  • несоответствие прошлому опыту новой информации. 

Причинная теория атрибуции 

Теория каузальной атрибуции (от латинского Causa - причина, attribuo - отдавания, наделять) является теория о том , как люди объясняют поведение других людей. Основы этого направления были заложены Фрицем Хайдером и продолжены Гарольдом Келли, Эдвардом Джонсоном, Дэниелом Гилбертом, Ли Россом и другими. 

Теория причинной атрибуции основана на следующих положениях: 

  • люди, наблюдая за поведением другого человека, стремятся выяснить для себя причины такого поведения;
  • ограниченная информация побуждает людей формулировать вероятные причины поведения другого человека; 
  • причины поведения другого человека, которые люди сами определяют, влияют на его отношение к этому человеку. 

Хайдер считал, что необходимо изучать «наивную психологию» «человека на улице», который руководствуется здравым смыслом при объяснении поведения других людей. Ученый пришел к выводу, что мнение о человеке (хороший человек - плохой человек) автоматически распространяется на все его поведение (поступать правильно - поступать неправильно).

В процессе атрибуции (термин был предложен Ли Россом в 1977 году) человек часто имеет фундаментальную ошибку, то есть тенденцию недооценивать ситуативные причины и переоценивать диспозиционные (внутриличностные) причины, которые влияют на поведение человека. В то же время человек объясняет свое поведение главным образом с точки зрения влияния ситуации. 

Жан Пиаже 

Создателем самой глубокой и влиятельной теории развития интеллекта был швейцарец Жан Пиаже (1896-1980). 

Жан Пиаже родился 9 августа 1896 г. в Швейцарии. в городе Невшатель в Швейцарии. Его отец, Артур Пиаже, был профессором средневековой литературы. В 1907 году, когда ему было 11 лет, его небольшая научная заметка была опубликована в журнале естествознания. Первые научные интересы Пиаже были в биологии. 

Пиаже получил докторскую степень из университета Невшателя. В это время он начинает увлекаться психоанализом, очень популярным в то время направлением психологической мысли.

После получения степени Пиаже переехал из Швейцарии в Париж, где он преподает в школе для мальчиков, директором которой был Альфред Бине, создатель теста IQ. Помогая обработать результаты теста IQ, Пиаже заметил, что маленькие дети постоянно дают неправильные ответы на некоторые вопросы. Однако он сосредоточился не столько на неправильных ответах, сколько на том, что дети совершают те же ошибки, что и пожилые люди. Это наблюдение привело Пиаже к теории, что мысли и когнитивные процессы у детей значительно отличаются от таковых у взрослых.

Впоследствии он создал общую теорию стадий развития, в которой говорится, что люди, находящиеся на той же стадии своего развития, проявляют сходные общие формы познавательных способностей. В Париже он много работал в клинике, изучал логику, философию, психологию, проводил экспериментальные исследования на детях, начинал без энтузиазма. Тем не менее, Пиаже вскоре нашел свою область исследования. Это были конец теоретического и начало экспериментального периода в работе Пиаже в качестве психолога.

Уже первые факты из области психологии, полученные Пиаже в экспериментах с детьми по стандартизации так называемых «тестов рассуждений» К. Берта, подтвердили эту идею. Полученные факты показали возможность изучения психических процессов, лежащих в основе логических операций. С тех пор центральной задачей Пиаже было изучение психологических механизмов логических операций, чтобы установить постепенное появление устойчивых логических интегральных структур интеллекта.

В 1921 году Пиаже вернулся в Швейцарию и стал директором Института Руссо в Женеве. 1921-1925 - Пиаже, используя клинический метод, создал новые формы в области развития ребенка. Важнейшими из них являются раскрытие эгоцентрической природы детской речи, качественных особенностей детской логики и оригинальных представлений ребенка о мире. Это открытие - главное достижение Пиаже, сделавшее его всемирно известным ученым, - открытие эгоцентризма ребенка. 

В 1929 году Пиаже принял приглашение занять пост директора Международного бюро просвещения ЮНЕСКО, которым он оставался до 1968 года.

Проработав в психологии почти шестьдесят лет, Пиаже написал более 60 книг и сотни статей. Он изучал развитие игры, подражания, речи у ребенка. В поле его внимания были мышление, восприятие, воображение, память, сознание, воля. Помимо психологии, Пиаже проводил исследования в области биологии, философии, логики, обратился к социологии и истории науки. Чтобы понять, как развивается познание человека, он изучал развитие интеллекта у ребенка.

Он трансформировал основные концепции других школ: бихевиоризм (вместо концепции реакции он выдвинул концепцию операции), гештальтизм (гештальт уступил место концепции структуры). Основная идея, развитая во всех работах Пиаже, заключается в том, что интеллектуальные операции выполняются в форме целостных структур. Эти структуры достигаются через равновесие, к которому стремится эволюция.

Свои новые теоретические концепции Пиаже строил на прочной эмпирической основе - на материале развития мышления и речи у ребенка. В работах начала 20-х годов «Речь и мышление ребенка», «Суждение и умозаключение у ребенка» и др. Пиаже, используя метод беседы (спрашивая, например: почему облака, вода, ветер движутся «Откуда берутся мечты? Почему лодка плывет?») и пришли к выводу, что если взрослый мыслит социально (мысленно обращается к другим людям), даже когда он наедине с собой, ребенок мыслит эгоистично, даже когда он в компании других. (Он говорит вслух, не обращаясь ни к кому. Эта его речь была названа эгоцентричной.)

Принцип эгоцентризма (от латинского «эго» - я и «центрум» - центр круга) господствует над мыслью дошкольника. Он ориентирован на свою позицию (интересы, побуждения) и не способен занять позицию другого («децентрализовать»), критически смотреть на свои суждения извне. Эти суждения управляются «логикой снов», отнимающей от реальности. Эгоцентризм - главная черта мышления, скрытая психическая позиция ребенка. 

Оригинальность детской логики, детской речи, детских представлений о мире является лишь следствием этой эгоцентрической психической позиции. Вербальный эгоцентризм ребенка определяется тем, что говорит ребенок, не пытаясь повлиять на собеседника,

Эти выводы Пиаже, в которых ребенок выглядел как мечтатель, игнорирующий реальность, были раскритикованы Выготским, который дал свою собственную интерпретацию эгоцентрической (не адресованной слушателю) речи ребенка (см. Ниже). В то же время он чрезвычайно высоко оценил работы Пиаже, так как они говорили не о том, чего не хватает ребенку по сравнению со взрослым (меньше знает, думает поверхностно), а о том, что есть у ребенка, в чем его внутренняя психическая организация. Отвечая много лет спустя на критику Л.С. Выготского, Ж. Пиаже признал их в значительной степени справедливыми. В частности, он согласился с тем, что в своих ранних работах он «преувеличивал сходство между эгоцентризмом и аутизмом». 

Пиаже определил ряд этапов в развитии мышления детей (например, разновидность магии, когда ребенок надеется изменить внешний объект с помощью слова или жеста, или разновидность анимизма, когда объект наделен с волей или жизнью: «солнце движется, потому что оно живо»). 

Пиаже ввел концепцию группировки в психологию. Прежде чем ребенок устанавливает логические операции, он выполняет группировки - объединяет действия и объекты в соответствии с их сходством и различием, которые, в свою очередь, генерируют арифметические, геометрические и элементарные физические группы.

Будучи неспособным мыслить абстрактными понятиями, соотносить их, ребенок опирается в своих объяснениях на конкретные случаи. Позже Пиаже определил четыре этапа. Сначала мышление детей содержится в объективных действиях (до двух лет), затем они усваиваются (переходят от внешнего к внутреннему), становятся предоперациями (действиями) разума (от 2 до 7 лет), на третьем этапе (от 7–11 лет), конкретные операции, в четвертой (от 11 до 15 лет) - формальные операции, когда мышление ребенка способно строить логически обоснованные гипотезы, из которых выводятся дедуктивные (например, из общих в конкретные) выводы сделали. 

Операции не выполняются изолированно. Будучи взаимосвязанными, они создают стабильные и в то же время мобильные структуры.

Развитие системы умственных действий от одной стадии к другой - так Пиаже представил картину сознания. Сначала Пиаже находился под влиянием Фрейда, полагая, что человеческое дитя, будучи рожденным, руководствуется одним мотивом - стремлением к удовольствию, нежеланием ничего знать о реальности, с которой ему приходится считаться только из-за требований других. , Но тогда Пиаже признал в качестве отправной точки в развитии психики ребенка реальные внешние действия ребенка (сенсомоторный интеллект, то есть элементы мышления, заданные в движениях, которые регулируются сенсорными впечатлениями). 

Для выявления механизмов познавательной деятельности ребенка Пиаже разработал новый метод психологического исследования - метод клинической беседы, при котором изучаются не симптомы (внешние признаки явления), а процессы, приводящие к их возникновению. Этот метод чрезвычайно сложен. Это дает необходимые результаты только в руках опытного психолога.

Согласно Пиаже, формула S> R недостаточна для характеристики поведения, поскольку нет одностороннего влияния объекта на субъекта, но существует взаимодействие между ними. Следовательно, правильнее написать эту формулу следующим образом: SR или S> (AT)> R, где (AT) - ассимиляция стимула S в структуру T. В другом варианте эта формула записывается как S> (OD)> R, где (OD) - организующая деятельность субъекта. 

Ограничение формулы S> R определяется, согласно Пиаже, следующим обстоятельством. Чтобы стимул вызывал реакцию, субъект должен быть чувствительным к этому стимулу. 

Что можно считать главным результатом научной деятельности Пиаже? Он создал Женевскую школу генетической психологии.

Что изучает генетическая психология Пиаже? Объектом этой науки является изучение происхождения интеллекта. Она изучает, как у ребенка формируются фундаментальные понятия: объект, пространство, время, причинность. Она изучает представления ребенка о природных явлениях: почему солнце, луна не падают, почему движутся облака, почему текут реки, почему дует ветер, откуда берется тень. Пиаже интересует особенности детская логика и, главное, механизмы познавательной деятельности ребенка, которые скрываются за внешней картиной его поведения. 

Эксперименты Пиаже 

При активном участии своей жены Валентины Чатенай Пиаже проводил эксперименты со своими маленькими детьми, изучая их реакцию на изменение формы куска глины с постоянным весом и объемом. Полученные результаты вдохновили его на проведение экспериментов. с детьми школьного возраста, в ходе которых он обнаружил сдвиг в сторону использования заданий не только словесного характера. Тем не менее, Пиаже не отказывался от экспериментов со своими детьми, он наблюдал за их поведением и реакциями на внешние раздражители.

Первое, что нужно понять ребенку, - это то, что объекты продолжают существовать, меняясь во времени и пространстве. Если вы бросаете кусок ткани на игрушку, к которой направляется 6-месячный ребенок, он останавливается и теряет интерес к игрушке, как будто объект перестает существовать для ребенка, когда он теряет из виду. На основании этих экспериментов Пиаже пришел к выводу, что ребенок не обладает врожденными знаниями о постоянстве объекта, а приобретает его в течение первого года жизни.

По словам Пиаже, понимание постоянства объектов развивается медленно, и это мое большое интеллектуальное достижение на этапе сенсомоторного интеллекта. Старший ребенок будет искать скрытый объект, но более сложные тесты выявляют пробелы в понимании ребенком постоянства объекта. В одном из экспериментов объект спрятан под покрывалом А, а затем, на глазах ребенка, ему дают и перемещают под покрывало В. Во многих случаях ребенок начинает искать объект под покровом А. Пиаже утверждает, что ребенок не может понять, что объект будет на месте B. Только через год ребенок может постоянно успешно выполнять эту задачу.

Два одинаковых игрушечных блока расположены один над другим так, чтобы их концы совпадали. В этом случае даже младшие дети говорят, что блоки одинаковой длины. Но если верхний блок перемещается перед глазами, дети сразу начинают утверждать, что блоки стали неравными. Но старшие дети, говорит Пиаже, начинают замечать, что сколько блоков теряет на одном конце, столько же выигрывает на другом, и, следовательно, в общем, его длина не меняется.

Предпосылка такого суждения о длине заключается в том, что ребенок обычно начинает различать длину как отдельную величину, в то время как ранее для него количество было только конкретным объектом, «целым» объектом и только «как есть». Но когда свойство объекта становится самостоятельным объектом познания, это означает радикальное изменение теоретической позиции ребенка, и главный вопрос заключается в том, почему такое изменение происходит.

«Абстрактное» мнение о том, что объект не изменился, «потому что мы ничего не добавляли, ничего не вычитали, появляется очень рано, но мало чего стоит. Видя, что соотношение количеств (в соответствии с параметром, доминирующим в восприятии) имеет изменившись, ребенок видит в нем изменение «всего объекта» и связывает это изменение с произведенным действием: «оно (блок) стало короче (длиннее), потому что вы его сместили». Чтобы сохранение количества стало полноценным убеждением ребенка, его нужно научить: 1) отделять параметры объекта и 2) устанавливать из опыта неизменность параметров для каждого из них. И для этого вам нужно инструмент и такой инструмент является мерой.

На столе перед младенцем два маленьких глиняных шарика. Они спрашивают, сколько глины в этом шаре? Это так же, как в других, или нет? (Да.) Теперь сколько (один из шариков имеет форму колбасы)? Ответ в том, что в колбасе больше глины. - А если ты снова свернешь его в шар? Тогда, возможно, в нем снова будет столько же глины. 6 фишек ставятся на стол, располагая их по прямой линии на одинаковом расстоянии друг от друга. Задача ребенка - взять из коробки ровно столько же фишек.

Инструкции: возьмите столько фишек, сколько здесь. - Равно ли это здесь? (Да.) Теперь ряд чипсов, сделанных ребенком, растянут. - И так одинаково? (Нет.) - Сделай так, чтобы у тебя было столько фишек, сколько у меня. (Он сдвигает свои фишки ближе.) - Теперь у нас равные доли? (Но почему? - потому что я сдвинула мою вместе. 

Если перед глазами ребенка налить одинаковое количество воды в два одинаковых стакана, ребенок подтвердит равенство объемов. Но если в его присутствии вы нальете воду из одного стакана в другой, более узкий, тогда ребенок с уверенностью скажет вам, что в узком стакане больше воды.

Существует множество вариантов таких экспериментов, но все они демонстрируют одно и то же - неспособность ребенка сосредоточиться на изменениях объекта. Последнее означает, что ребенок хорошо фиксирует только устойчивые ситуации в своей памяти, но в то же время процесс трансформации ускользает от него. В случае очков ребенок видит только результат - два одинаковых стакана с водой в начале и два разных стакана с одинаковой водой в конце, но он не может уловить момент изменения.

Тест удержания количества, который психологи в различных вариациях давали дошкольникам во многих экспериментах. Дочернему показан два ряда объектов, таких как шашки. Эти два ряда содержат одинаковое количество объектов, обращенных друг к другу. Ребенка спрашивают, одинаковое ли число в двух строках, и он отвечает «да». Ребенка могут попросить подсчитать предметы в два ряда, чтобы подтвердить ответ.

Затем перед глазами ребенка один ряд сжимается, так что он становится короче другого, но шашки не добавляются и не удаляются. Когда ребенка снова спрашивают, в каком ряду объектов их больше, он отвечает, что в более длинном ряду их больше. По-видимому, ребенок не знает, что количество - это количество, которое остается неизменным во время преобразований, таких как сокращение в пространстве. Если ребенка попросят подсчитать, сколько шашек в каждом ряду, он будет очень удивлен, что число одинаково в каждом из них.

Включение теста: 

  1. Показывает некоторые знакомые объекты, такие как цветы. Объекты следует разделить на два подкласса (белый и красный), количество элементов в этих подклассах не должно быть одинаковым (4 красных и 2 белых).
  2. Ребенку задают вопрос: «А что еще - красные цветы или цветы?» 
  3. Обычный ответ пятилетнего подростка: «Есть больше красных цветов». 

Объяснение Пиаже состоит в том, что ребенок ориентирован на класс и не может думать о классе и его подклассах одновременно. Когда ребенок начинает правильно решать такие проблемы (обычно после 7 лет), это свидетельствует о повышении умственной гибкости, появлении обратимости, повышении способности к децентрации, что зависит от формирования оперативных структур.

Ребенок приобретает способность понимать, что две особенности объекта не связаны друг с другом, не зависят друг от друга (например, форма и количество вещества). Существуют представления о сохранении различных характеристик - материала объекта, длины, массы, объема, а позже - о сохранении времени, скорости. Появляется возможность классифицировать объекты и сериализовать (т.е. упорядочивать). 

В процессе развития дети все более тонко понимают, какие свойства предметов сохраняются при различных деформациях.

Социальная и культурная среда может ускорять или замедлять темпы прогресса на стадии развития, прежде всего, из-за того, предоставляет ли она ему подходящие материалы для занятий, решает задачи. Передача готовых знаний (запоминание правильных ответов) неэффективен; Развитие происходит тогда, когда у человека происходит активная деятельность, активное конструирование и саморегуляция познавательных процессов. Кроме того, для развития мышления (и особенно для развития понимания других точек зрения) важно обмениваться идеями, обсуждать и спорить со сверстниками. 

Заключение

Когнитивная психология больше не является чисто американским феноменом. Ее идеи и методы распространяются по всему миру и, взаимодействуя с другими национальными традициями, дают новые ростки. Благодаря когнитивной психологии был сделан значительный шаг вперед по сравнению с предыдущими периодами в развитии общей психологии. Вклад когнитивной психологии в развитие психологической науки определяется тем, что она расширила сферу исследований, открыла множество новых аспектов анализа традиционных психологических проблем. Кроме того, она значительно расширила спектр используемых методологических инструментов.

С точки зрения когнитивной психологии эффективное обучение возможно только тогда, когда новый материал, связанный с существующими знаниями и навыками, включен в существующую когнитивную структуру. Внутренняя мотивация, связанная с интересом студентов к изучаемому предмету, рассматривается как важное условие обучения. 

Открытые Пиаже феномены не исчерпывают всего детского мышления. Значение экспериментальных фактов Пиаже заключается в том, что благодаря им раскрывается самое важное психологическое явление, которое долгое время оставалось малоизвестным и непризнанным, - психическая позиция ребенка, определяющая его отношение к реальности.

Подлинная значимость научной деятельности Пиаже может быть оценена только на основе успешного развития новой, более совершенной синтетической системы психологии. Большой заслугой женевской психологической школы, создателем которой является Дж. Пиаже, является то, что ее работа позволила представить в расширенном виде требования, которым должна удовлетворять такая система.