Китай в международном движении капитала

Предмет: Экономика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 24.03.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по экономике:

 

Много готовых курсовых работ по экономике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Труд как фактор производства и особенности установление заработной платы в условиях конкуренции
Современное регулирование международного движения капитала
Анализ миграции капитала как экономического явления
Роль и значение иностранного капитала в экономическом развитии Узбекистана


Введение:

XXI век начался с понимания современных международных процессов, важнейшим из которых является глобализация. Экономическое развитие любой страны в современном мире немыслимо без активной деятельности на мировом рынке, и китайская администрация не только прекрасно это осознает, но и всеми силами старается направить этот процесс в свою пользу. Можно отметить три основные черты китайской глобализации.

Первый - это отказ от шоковой терапии. Китайская глобализация осуществляется постепенно. Первоначально они образовали 4 территориальные экономические зоны на юге Китая, недалеко от Гонконга. Затем постепенно началась промышленность, то есть некоторые отрасли были открыты для иностранного капитала. Всего через 5 лет после вступления в ВТО Китай открыл для иностранного капитала всю свою территорию и все отрасли промышленности. Последние изменения произошли в финансовом секторе в 2007 году. Формы реализации программы глобализации также были постепенными. Первоначально создавались компании, которые были смешаны с иностранным капиталом. Тогда компании создавались только с иностранными инвестициями. В настоящее время допускаются слияния и поглощения производственного и финансового капитала. Вторая особенность заключается в том, что Китай не раскрывает себя до тех пор, пока не будут проведены внутренние реформы. Иными словами, четко прослеживается органическая связь между внешней открытостью и внутренними реформами, провозглашенными в 1978 году.

Наконец, китайское правительство стремится оптимизировать плюсы и свести к минимуму минусы реформ и политики открытости. Благодаря этой третьей особенности Китай тщательно охраняет свой суверенитет, участвуя в процессе глобализации.

Состояние мировой экономики и международная интеграция 

Китай играет все большую роль на международной арене, что находит свое отражение в участии страны в различных международных организациях и региональном сотрудничестве.

Прежде всего, Китай является первоначальным членом ООН и постоянным членом Совета Безопасности ООН (как старая ядерная и космическая сверхдержава). Помимо экономических вопросов, Китай активно участвует в решении военно-политических и экологических проблем. Согласно статистике, с 1990 года национально-освободительная армия Китая (НОАК) уже направила более 14 тысяч миротворцев для участия в 18 миротворческих миссиях ООН. В настоящее время 2 тысячи китайских военнослужащих выполняют миротворческие задачи за рубежом.

После ноябрьского саммита 2008 года Китай был представлен в G20, где обсуждается укрепление глобальной экономической системы.

Китай является членом АТЭС, который является мощным двигателем интеграции в Азиатско-Тихоокеанском регионе и генератором свежих идей, способствующих региональному развитию. За два десятилетия АТЭС превратился в самостоятельный и чрезвычайно важный фактор мировой экономики и политики.

КНР также является членом МВФ, ей принадлежит 3,81% голосов в Совете управляющих МВФ и 4% от общего числа специальных прав заимствования, что эквивалентно 14 миллиардам долларов США по состоянию на 15 декабря 2011 года. Последний кредит, выданный Китаем МВФ, был полностью погашен в 1992 году, с тех пор МВФ эту страну не оккупировал.

Что касается Всемирного банка, то КНР является членом всех пяти организаций этой группы - Международного банка реконструкции и Развития, Международной Ассоциации Развития, Международной Финансовой Корпорации, Многостороннего агентства по гарантированию инвестиций и Международного центра по урегулированию инвестиционных споров. Китаю принадлежит 3,7% активов банка-эквивалент 4,5 млрд долларов США и 2,7% голосов в Совете управляющих. Китай является объектом активных инвестиций банка. Только в 2011 году было одобрено 16 инвестиционных проектов со средней стоимостью 250 миллионов долларов. Это включает инвестиции в энергетику, охрану окружающей среды, культурное наследие, охрану водных ресурсов, развитие малых городов и сельских районов, а также транспорт. Всего за весь период пребывания во Всемирном банке в стране было завершено 311 инвестиционных проектов, 12 из них свернуты, 108 находятся в стадии реализации, еще 26 находятся в стадии разработки.

Китай также является членом Форума китайско-африканского сотрудничества (ФОКОК), который в последний раз проводился в 2009 году в Шарм-эш-Шейхе, Египет. По итогам заседания Совета Министров было принято решение об укреплении афро-китайского сотрудничества путем принятия следующих мер. Во-первых, мониторинг изменения климата и внедрение альтернативных источников энергии. Во-вторых, инвестиции в НИОКР, обучение в Китае сотен африканских студентов и их возвращение на родину, чтобы использовать свои знания на благо страны. В-третьих, льготное кредитование на сумму более 10 миллиардов долларов. Соединенные Штаты беднейших стран Африки и списание их долгов.

Китай является самым влиятельным членом Шанхайской организации сотрудничества. Хотя ШОС изначально создавалась как организация по поддержанию безопасности и борьбе с терроризмом, экономические вопросы приобретают все большее значение в общении стран-участниц. Однако некоторые эксперты считают, что партнеры Китая по ШОС опасаются его экономических завоеваний, поэтому стремятся перенести сотрудничество в более нейтральные сферы. В сентябре 2003 года главы правительств государств-членов ШОС подписали программу многостороннего торгово-экономического сотрудничества на 20 лет. 
В рамках стратегической задачи создания зоны свободной торговли вокруг Китая ведется практическая работа по реализации соглашений о создании зоны свободной торговли между Китаем и АСЕАН, Китаем и странами сообщества по вопросам развития стран Юга Африки, Китаем и странами Совета сотрудничества стран Персидского залива, Китаем, Новой Зеландией, Китаем, Чили, Китаем, Австралией и Китаем, Пакистаном. В ноябре 2006 года было подписано соглашение "О зоне свободной торговли" с Пакистаном. Согласно соглашению, формирование торговой зоны будет осуществляться в три этапа, на первом этапе, начиная с 1 января 2007 года, в течение трех лет 36% всей товарной номенклатуры таможенных пошлин будут снижены до нуля. Это касается, с китайской стороны, животноводческой продукции, водных промыслов, овощей, минеральных руд, текстильной продукции, а с пакистанской - мясной продукции (говядина, баранина), химической продукции и энергетического оборудования. На втором этапе ставки таможенных пошлин будут снижены до нуля еще на 49% ассортимента продукции в течение 5 лет. По 15% позиций товарной номенклатуры стороны не достигли соглашения о снижении таможенных пошлин.

Таким образом, участие Китая в большинстве международных организаций позволяет говорить о том, что развитие страны во многом связано с международными интеграционными процессами в экономике и политике. Следует ожидать еще более активного участия Китая в деятельности международных организаций и укрепления сотрудничества с различными странами мира.

Место Китая в мировой торговле

Международная торговля является важнейшей формой международных экономических отношений вообще и для Китая в частности. Интеграция страны в международную торговлю стала возможной благодаря проводимой Дэн Сяопином с 1978 года политике реформ и открытости. Ниже мы рассмотрим, как именно КНР участвует в этой форме международных экономических отношений и какую роль она в ней играет.

Китай в ВТО

Одним из основных показателей участия страны в международной торговле является ее членство в ВТО. Китайская Народная Республика была принята в ВТО 11 декабря 2001 года.

После вступления Китая в ВТО внешнеторговый оборот Китая увеличился до 1 трлн долларов США только в первый год, достиг 2 трлн долларов США во второй и увеличился до 3 трлн долларов США в третий год.  Устойчивый рост этого показателя продолжается и по сей день.

Укрепление внешней торговли ускорило развитие различных отраслей промышленности Китая. К 2006 году доля машиностроительной промышленности в общем объеме экспорта возросла до 56%, а высокотехнологичной продукции до 28%. Доля переработанных продуктов в настоящее время составляет 94%.

Есть две основные особенности в развитии внешней экономики КНР. Во-первых, стремительно растут объемы экспорта, во-вторых, что еще важнее, меняется его структура. Доля продукции с высокой добавленной стоимостью постоянно растет, особенно в высокотехнологичных отраслях.

Финансовый сектор китайской экономики подвергся самой значительной реформе. Таким образом, иностранные инвесторы имеют право открывать в Китае страховые компании со 100% иностранным капиталом. К концу 2005 года иностранные инвесторы открыли 40 иностранных страховых компаний с почти 400 филиалами в других городах, а доля иностранного капитала на отечественном страховом рынке составила 6,92%. В настоящее время иностранные страховые компании могут приобретать акции китайских страховых компаний, что дает им право участвовать в текущих операциях страхового рынка.

В настоящее время в Китае уже открыто почти 200 филиалов более чем 70 иностранных банков. После вступления в силу новых положений их число должно значительно возрасти.

Серьезные изменения произошли и в промышленности, в частности, в китайской автомобильной промышленности. Эта отрасль была открыта для иностранного капитала. Таким образом, большинство автомобилей, продаваемых сегодня в Китае, сходят с конвейеров совместных предприятий, работающих в Китае. В период с 2002 по 2005 год производство автомобилей в Китае выросло в среднем почти на 25%. По оценкам экспертов, к 2020 году общий объем производства автомобилей в Китае достигнет 15 миллионов в год, что превратит страну в крупнейшего в мире производителя автомобилей.

Членство в ВТО сыграло решающую роль в снижении импортных пошлин на автомобили и отмене импортных квот на запасные части к ним. Если раньше уровень ввозных пошлин составлял 100%, то сейчас он равен 25%.

Руководствуясь международными нормами и правилами ВТО, Китай проделал большую работу по стандартизации правовых актов. Наиболее существенные поправки были внесены в законы Китайской Народной Республики "О товарных знаках" и "Об авторских правах", что свидетельствует об усилении политики, направленной на защиту интеллектуальной собственности. За девять лет членства Китая в ВТО китайская полиция раскрыла более 9000 преступлений, связанных с нарушениями прав интеллектуальной собственности, с общим экономическим эффектом более 600 миллионов долларов.

Углубление национальных реформ и дальнейшая либерализация внутреннего рынка, опосредованная вступлением в ВТО, помогут создать благоприятные условия для ведения бизнеса в Китае и привлечь больше иностранных инвесторов.

Китай взял на себя обязательство поэтапно отказаться от системы квот на промышленную продукцию, а также отменить или существенно снизить тарифы на широкий ассортимент товаров. В 1999 году они составляли в среднем 24,6 процента, а в 2005 году снизились до 9,4 процента.

В соответствии со своими обязательствами перед ВТО китайский рынок капитала претерпел значительные преобразования.

Гарантии иностранным инвесторам в Китае предоставляются межправительственными соглашениями о взаимной защите иностранных инвестиций. Китай имеет более 70 таких соглашений, в частности, с Великобританией, Германией, Францией, Японией, Австралией и Кореей.

Деятельность в рамках ВТО дала первые положительные результаты. Можно сказать, что вступление Китая в ВТО укрепило его позиции на мировом рынке. Китай активно использует инструменты ВТО для обеспечения своих внешнеэкономических интересов. В то же время следует подчеркнуть, что успех Китая во многом обусловлен его уникальной спецификой.

Структура и объем внешней торговли 

Китай активно развивает внешнеторговые связи. Общий объем экспорта в 2009 году составил 1,201 трлн долларов США, импорта-1,005 трлн долларов США, что составляет 24% и 20% ВВП Китая, 10,6% и 9,3% мирового экспорта и импорта соответственно. Таким образом, страна является мировым лидером по объему экспорта, а по объему импорта занимает 2-е место после США. Среднегодовые темпы роста экспорта 31%, импорта 39%.

Крупнейшими торговыми партнерами Китая являются Соединенные Штаты, Япония, Канада и ЕС. В 2010 году объем товарного экспорта из Китая составил в США 383 млрд. долл. США, Япония 153 млрд. США, в ЕС-372 млрд. Объем импорта американских товаров в Китай составляет 91 миллиард долларов США. США, из Японии 171 млрд. США, ЕС 148 миллиардов долларов.

Что касается автомобилестроения, то продукция этой отрасли идет в основном на внутренний рынок, доля экспорта автомобилей в мире в 2010 году составила всего 2,6%, объем равен 28 млрд долларов США. Импорт автомобилей составляет 53 миллиарда долларов США.

Китай является одним из признанных лидеров по экспорту текстиля, ему принадлежит 77 миллиардов долларов США и 30% мирового экспорта. Из них 30 миллиардов долларов идут в Азию, 13 миллиардов в Северную Америку и столько же-в Европу.

КНР в международном движении капитала

Китайская народная республика, один из ярчайших примеров успешного создания свободных экономических зон (СЭЗ).

В настоящий момент в КНР действуют следующие виды СЭЗ:

  • Особые экономические зоны;
  • Открытые города и территории;
  • Зоны экономического и технологического освоения;
  • Зоны экономического развития;
  • Зоны свободной торговли;
  • Зоны приграничного экономического сотрудничества.

В 1980 году были образованы сразу четыре однотипные СЭЗ, цель которых была протестировать инновационную политику, которую планировалось внедрить в дальнейшем в других регионах Китая. Зоны были расположены в Шеньчжене, Чжухае, Шаньтоу (провинция Гуандун) и в Сямэне (провинция Фуцзянь).

Когда экономика Китая стала открытой для международной торговли и инвестиций, деятельность СЭЗ сразу принесла результаты. В 1981 году на долю четырех СЭЗ пришлось 60% притока ПИИ в Китай, причем 51% ПИИ пришлись на долю зоны, расположенной в Шенжене, на остальные зоны, приблизительно по 3% совокупного притока ПИИ в страну. Спустя 3 года на долю СЭЗ все еще приходилось 26% от совокупного ПИИ, полученного государством. К концу 1985 года 20% совокупных прямых иностранных инвестиций (около 1,2 млрд. долларов) приходилось на четыре СЭЗ. Китайские вложения в СЭЗ были значительно выше, чем инвестиции иностранцев. И, прежде всего, они осуществлялись в инфраструктуру и предприятия.

Когда стал очевиден положительный опыт работы первых СЭЗ, аналогичные благоприятные режимы деятельности были обеспечены предпринимателям в 14 прибрежных городах Китая, потом, и в других регионах страны.

СЭЗ имели положительное влияние на развитие китайской экономики, позитивными факторами стали:

  • Стимулирование общего притока капитала;
  • Масштабное создание новых предприятий и рабочих мест;
  • Рост производительности труда на предприятиях с иностранным капиталом по сравнению с государственными;
  • Рост и диверсификация экспорта.

Однако, несмотря на положительное влияние СЭЗ, остаются некоторые проблемы. Во-первых, несбалансированность в развитии восточной и западной частей страны, в последней СЭЗ не создавалось. Во-вторых, настоящий уровень развития инфраструктуры страны не позволяет полностью раскрыть потенциал СЭЗ, и это частично связано с первой проблемой. В-третьих, во многих СЭЗ Китая технологический уровень не соответствует заявленному.

Тем не менее, именно СЭЗ КНР обязана своими темпами социально-экономического развития. Они позволили привлечь необходимый капитал, технологии, зарубежный хозяйственный опыт, и помогли вывести страну на качественно новый уровень развития. СЭЗ стали одним из ключевых факторов интеграции КНР в международные экономические отношения.

Объем и основные направления иностранных инвестиций в Китае

Будучи крупным участником мировой торговли, КНР также является как крупным реципиентом, так и донором для прямых иностранных инвестиций (ПИИ).

В 2011 г. в первичную застройку на территории кнр было вложено 100 млрд долл. США (3,6% от мировых вложений в первичную застройку) на развитие 1409 проектов, из КНР за рубеж на эти цели было вывезено 40 млрд долл. США (10,4%), на развитие 407 проектов. В 2005 г. на эти цели было вложено соответственно 94 и 10 млрд долл. США (соответственно 131 и 1314 проектов в 2005 г.).

КНР заключает много международных инвестиционных соглашений. Так, между КНР и другими странами на 2011 г. было заключено 144 таких соглашений, из них 128, двухсторонних.

Таким образом, видно, что, с одной стороны, Китай наращивает инвестиции в других странах, покупает большие пакеты акций крупных иностранных компаний и расширяет свое присутствие на мировом рынке через работу ТНК, а с другой сам привлекает большое количество инвестиций со всего мира, в том числе и в форме проектов по первичной застройке. Что касается внешней торговли, цифры, которые показывает КНР, говорят сами за себя. Кроме того, качество экспорта, а именно доля в нем высокотехнологичной продукции, говорит а высокой добавленной стоимости, прибыльности китайского хозяйства и защищенности экономики от кризисов.

Всего на территории КНР учреждено более 500 тыс. предприятий с иностранными инвестициями (ПИИ). Отраслевая структура иностранных инвестиций характеризуется подавляющим преобладанием вложений в обрабатывающую промышленность, при этом особенно быстро растет доля высокотехнологичных предприятий, а также предприятий по глубокой переработке сырья.

Очевидные успехи КНР в области привлечения иностранных инвестиций связаны с поддержанием в стране высокого уровня социально-экономической и политической стабильности, наличием емкого внутреннего рынка и дешевой рабочей силы, проведением активной национальной инвестиционной политики, постоянным совершенствованием и либерализацией юридической базы, создающей благоприятный режим для иностранных компаний. Все это обусловливает высокую и устойчивую доходность вложений зарубежных инвесторов, 90% которых планируют дальнейшее расширение своей деятельности в Китае.

Заключение

В ходе этой работы цель была достигнута, а связанные с ней задачи решены. Проведен анализ интеграции Китая в мировую экономику, дана оценка интеграционных процессов, участия страны в основных формах МЭО и перспектив ее углубления. Обсуждались также торгово-инвестиционные экономические отношения между Китаем и Россией. Из содержания данной работы можно сделать вывод, что КНР активно участвует во всех формах МЭО, а динамика за последние 10 лет показывает, что в ближайшее время Китай ожидает стабильный рост торговли, инвестиций и научно-технического обмена, в том числе в некоторой степени с Россией.

Китай конца 1970-х годов и Китай, каким мы его видим сегодня, две совершенно разные страны. 30 лет назад, когда Компартия Китая создавала план политика реформ и открытости, страна была на грани гибели, еще живы люди, с которыми колониальное государство, гражданская война, едва не закончившаяся порабощением китайского народа, война с Японией, культурная революция, голод и эпидемии практически уничтожили страну. Но 30 лет спустя Китай стал одной из крупнейших и быстрорастущих экономик мира. КПК не повела страну ни по одному из традиционных путей, взяв только лучшее от капитализма и социализма, и добилась отличных результатов. На наш взгляд, главными достижениями в развитии КНР были, победа над голодом в кратчайшие сроки и опровержение тезиса о том, что переход от командной экономики к рыночной неизбежно сопровождается социальными противоречиями.

Основными факторами, обеспечивающими гармоничный рост китайской экономики, мы видим уникальную социально-экономическую модель, увеличение темпов накопления, концентрацию природных ресурсов, их разумное освоение и использование, заметные научно-технические достижения в области фундаментальных и прикладных исследований, возрастание роли и объемов внешней торговли и участия в международном движении капитала, инвестиции в развитие человеческого потенциала и другие факторы.

За прошедший период стали проявляться и некоторые проблемы развития страны, неравенство доходов, различия в уровнях развития регионов, городов и сел, экологические проблемы. Однако есть основания полагать, что эти проблемы будут частично или полностью решены в ближайшие 10-20 лет.

Экономические успехи страны также можно отнести к ее успешной антикризисной политике. В условиях мирового экономического кризиса экономическая стратегия Китая была ориентирована главным образом на увеличение внутреннего потребления и повышение конкурентоспособности отечественных предприятий. Реализация этой стратегии позволила нам сгладить многие негативные последствия кризиса и опередить многих лидеров докризисной эпохи.

Что касается перспектив развития Китая, то вполне вероятно, что страна будет постепенно наращивать свою долю на мировом рынке. Учитывая нестабильность европейских стран, можно предположить, что увеличение произойдет за счет поглощения доли ЕС.

Что можно рекомендовать китайскому правительству для реализации долгосрочных выгод на мировом рынке, так это инвестировать больше средств в приоритетные направления, определенные правительством КНР и экспертами международных организаций-строительство инфраструктуры и системы передачи информации, развитие человеческого потенциала, образование, здравоохранение, социальную защиту и сбалансированное развитие, географическое освоение Западной страны, промышленность, ускорение развития села, социальное устранение неравенства доходов.