Как оценить опасность дефицита государственного бюджета

Предмет: Экономика
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 21.08.2020

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы найдёте много образцов и примеров готовых тем для рефератов по экономике:

 

Рефераты по экономике

 

Посмотрите похожие темы рефератов возможно они вам могут быть полезны:

 

Транспорт как сфера экономики. Государственное регулирование железнодорожного транспорта

Паевые инвестиционные фонды, их виды и принципы деятельности

Эволюция трудовых отношений в российской промышленности в 19 - начале 20 вв.

Экономический рост: сущность, показатели, факторы и типы

 

Введение:

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, которое осуществляется в рамках выбранной властью экономической политики. Одним из важнейших механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, основным звеном которой является государственный бюджет. Именно через финансовую систему государство формирует централизованные фонды и влияет на формирование децентрализованных фондов, обеспечивая возможность выполнения функций, возложенных на государственные органы. Государственный бюджет, являющийся основным средством мобилизации и расходования государственных ресурсов, предоставляет политической власти реальную возможность влиять на экономику, финансировать ее структурные преобразования, стимулировать развитие приоритетных отраслей экономики, оказывать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения. Очевидно, что успех экономических реформ в нашей стране во многом зависит от направлений трансформации финансовой системы общества и от того, насколько бюджетная политика государства будет соответствовать требованиям времени. Поиск выхода из глубочайшего экономического кризиса, в котором сегодня оказалась Россия, потребовал радикального обновления финансовой системы общества. Бюджет как экономическая категория представляет собой сложную систему социально-экономических отношений, развивающуюся в обществе в процессе формирования, распределения и использования централизованных финансовых ресурсов, созданную на разных уровнях управления национальной экономикой и предназначенную для удовлетворения общественных потребностей. 

Государственные финансы отражают хозяйственные отношения при формировании и использовании централизованных денежных средств, предназначенных для обеспечения выполнения государственных функций. К государственным финансам относятся государственный бюджет и государственные внебюджетные фонды. По месту, занимаемому в финансовой системе, государственный бюджет является основным финансовым планом государства на текущий финансовый год, который имеет силу закона. По своему материальному содержанию государственный бюджет является централизованным фондом государственных средств. По своей социально-экономической сущности он представляет собой сложную систему социально-экономических отношений, развивающуюся в обществе в процессе формирования, распределения и использования централизованных финансовых ресурсов, созданную на различных уровнях управления национальной экономикой и предназначенную для удовлетворения общественных потребностей.

Основным принципом формирования государственного бюджета является принцип сбалансированности, то есть объем расходов должен быть равен объему доходов, плюс выявлены источники финансирования дефицита бюджета, но, к сожалению, не всегда удается корректно идентифицировать эти источники, что может привести к невыполнению предусмотренных в бюджете планов или его пересмотру. 

Основной целью данного очерка является изучение причин дефицита государственного бюджета и методов его преодоления.

Понятие государственного бюджета

Государственный бюджет

Государственный бюджет - это экономические отношения между государством и субъектами всех форм собственности и отдельными гражданами в части формирования централизованного фонда средств, выделяемых на выполнение государственных задач и функций. Суть государственного бюджета любой страны определяется ее социально-экономической структурой, характером, задачами и функциями. Государственный бюджет является основным финансовым планом образования и использования общего государственного фонда денежных средств. В определении отражены три основные особенности бюджета.

Он служит национальным кассовым фондом, который создается для покрытия государственных расходов. Под этим атрибутом бюджета подразумевается, когда в официальных документах и в практике государственной работы говорится о финансировании из бюджета, о содержании отдельных органов и учреждений из бюджета, о выделении определенных расходов в бюджет. Бюджет - это не просто кассовый фонд. Такой фонд никогда не существует в полном объеме, потому что по мере поступления доходов он используется для покрытия предусмотренных расходов. Бюджет - это только план образования и использования общего государственного денежного фонда. Это смета, чертеж доходов и расходов государства, согласованные друг с другом как по объему, так и по срокам поступления и использования. 

Бюджет - это финансовый план государства. 

Это признак того, что это основной финансовый план. Наряду с ним существуют другие, независимые финансовые планы, по отношению к которым он занимает лидирующее место. Принцип годового бюджета имеет большое экономическое значение. Ежегодно Закон предоставляет Государственному бюджету возможность максимально учитывать экономическое положение страны, наиболее рационально использовать ресурсы для реализации мероприятий, предусмотренных индикативным планом (прогнозом) экономического и социального развития, выбирая приоритетные отрасли и уровень материальной поддержки населения. В условиях острого экономического кризиса и инфляции в денежно-кредитной системе долгосрочное бюджетное планирование невозможно. Даже планирование бюджета на год требует периодической корректировки отдельных показателей. Экономическое значение принципа годности заключается в том, что можно учитывать эффективность экономических норм, по которым рассчитываются бюджетные показатели, более полно выявлять внутриэкономические резервы, анализировать рост или спад производства и его причины, определять дополнительные доходы или образующийся дефицит бюджета. 

Суть государственного бюджета любой страны определяется ее социально-экономической структурой, характером, задачами и функциями государства.

Суть государственного бюджета, как экономической категории, реализуется через функции распределения и контроля. Благодаря первой функции денежные ресурсы сосредоточены в руках государства и используются для удовлетворения национальных потребностей; вторая позволяет узнать, насколько своевременно и полно финансовые ресурсы находятся в распоряжении государства, как фактически формируются пропорции в распределении бюджетных средств, эффективно ли они используются. Особенности государственного бюджета как экономической категории также влияют на функции, которые он выполняет. Содержание функций, их объем и объект деятельности характеризуются определенными особенностями.

Таким образом, содержание функции распределения бюджета определяется процессами перераспределения финансовых ресурсов между различными подразделениями государственного производства.

Объем функции распределения определяется тем, что практически все участники общественного производства вступают в отношения с бюджетом. Основным объектом перераспределения бюджета является чистый доход, однако это не исключает возможности перераспределения через бюджет и части стоимости необходимого продукта, а иногда и национального богатства.

Контрольная функция заключается в том, что бюджет объективно - через формирование и использование фонда государственных средств - отражает экономические процессы, происходящие в структурных связях экономики. Благодаря этому свойству бюджет может "сигнализировать" о том, каким образом финансовые ресурсы различных субъектов хозяйствования поступают в распоряжение государства, соответствует ли размер централизованных ресурсов государства объему его потребностей и т.д. Основой контрольной функции является движение бюджетных ресурсов, отраженное в соответствующих показателях бюджетных доходов и расходов.

Государственный бюджет состоит из двух взаимосвязанных и взаимодополняющих частей: доходов и расходов. Доходная часть показывает, откуда поступают деньги для финансирования государственной деятельности, какие слои общества вносят наибольший вклад из своих доходов в содержание государства. Расходная часть показывает, на какие цели направляются накопленные государством средства.

Каждая страна имеет свою собственную специфическую структуру бюджета. Она определяется экономическим потенциалом страны, масштабом задач, решаемых государством на данном этапе развития, ролью государства в экономике, состоянием международных отношений и рядом других факторов.

Источниками государственного (центрального) бюджета являются:

  • прямые и косвенные налоги. В государственных доходах они варьируются от 80 до 90%. Самые большие из них - подоходный налог, налог на прибыль предприятий и налог на добавленную стоимость;
  • государственные кредиты. Они осуществляются посредством выпуска и продажи государственных ценных бумаг (облигаций и казначейских векселей). Их доля в государственном бюджете составляет от 10 до 20%;
  • выдача (эмиссия) бумажных и кредитных денег. К этому источнику государственного управления прибегают в тех случаях, когда располагаемые доходы не могут быть использованы для финансирования расходов, т.е. когда расходы превышают доходы.

Структура государственного бюджета

Структура бюджетной системы страны зависит, прежде всего, от ее государственной структуры. В странах с унитарной структурой бюджетная система имеет двухуровневую структуру - государственный и местный бюджеты. В странах с федеративным государственным устройством (США, Германия, Российская Федерация) существуют промежуточные звенья - бюджеты штатов, земель, субъектов Федерации.

В качестве финансового плана бюджет представляет собой картину государственных расходов и ожидаемых доходов, которые должны их покрывать. Бюджет как основной финансовый план страны фиксирует законные права и обязанности участников бюджетных отношений, координирует и организует деятельность всех участников экономических отношений. Бюджет составляется на определенный период, обычно на один год.

Наиболее важным источником государственных доходов являются различные виды налогов, которые можно разделить на три большие категории:

  1. Налоги на расходы, включая налоги с продаж, акцизы и импортные тарифы;
  2. Налоги на доходы физических и юридических лиц, включая вычеты из заработной платы по социальному страхованию;
  3. Налог на недвижимость, включает в себя различные налоги на дома и здания, сельскохозяйственные угодья и земли в стадии строительства, а также налог на наследство.

Государственные расходы также можно разделить на четыре категории:

  1. Потребление в государственном секторе;
  2. Государственные инвестиции, которые включают в себя различные капитальные расходы, такие как строительство дорог или портов;
  3. Переводы в частный сектор, включая выплату пенсий за выслугу лет, страхование по безработице, ветеранские пособия и другие выплаты;
  4. Проценты по государственным долгам.

Расходы показывают направление и цель бюджетных ассигнований.

Структура расходов и доходов бюджета и доля отдельных статей в государственном бюджете страны с рыночной экономикой выглядит примерно следующим образом.

Затраты:

  • расходы на социальные услуги: здравоохранение, образование, социальные пособия;
  • расходы на хозяйственные нужды: капитальные вложения в инфраструктуру, субсидии государственным предприятиям, субсидии сельскому хозяйству, расходы на реализацию государственных программ;
  • расходы на вооружения и материальное обеспечение внешней политики, включая содержание дипломатических служб и предоставление займов иностранным государствам;
  • административные и управленческие расходы: содержание государственных органов, полиции, юстиции и др;
  • платежи по государственному долгу.
  • экономическое финансирование, социальные и культурные программы, программы в области НИОКР и НТ, оборона, управление, целевые программы, кредиты и помощь другим государствам.

Доходы:

  • налоги, включая акцизы и таможенные пошлины, гербовый сбор;
  • налоговые поступления: доходы от государственной собственности, общественный сектор экономики, государственная торговля;
  • взносы в фонды государственного социального страхования, пенсионного страхования и страхования по безработице.
  • корпоративный подоходный налог, налог с продаж, местные налоги, доход от внешнеэкономической деятельности, арендные платежи, неналоговые доходы, подоходный налог, кредитный фонд и другие.

В организации финансовой системы существуют два принципа:

  • Первый называется демократическим централизмом и присущ административно-командной системе (в прошлом СССР и странах Восточной Европы). Он обязывал подчиненные финансовые учреждения следовать директивам центральных финансовых органов.
  • Второй принцип называется фискальный федерализм. Он устанавливается в странах с развитой рыночной экономикой и предполагает, что местные бюджеты не включаются в государственный бюджет за счет их доходов и расходов. Местные органы власти финансируют охрану общественного порядка, школы, больницы и т.д. из собственных бюджетов.

Есть два штата государственного бюджета.

Это нормально, если расходная часть государственного бюджета равна доходной.

Дефицит, если расходы превышают доходы.

В связи с мировым кризисом российское правительство было вынуждено срочно внести изменения в бюджет 2009 года.

Впервые за восемь лет бюджет страны будет иметь дефицит. Доходы бюджета составят 6,713 триллионов рублей, в том числе прогнозируемый объем нефтегазовых доходов - 2,057 триллиона рублей. Расходы предлагается утвердить в размере 9,692 триллиона рублей. Дефицит федерального бюджета планируется в размере 7,4% ВВП, т.е. 2,978 млрд. рублей, или 30,7% всех расходов федерального бюджета. Планируется, что дефицит будет покрываться в основном за счет Резервного фонда, а не за счет увеличения государственного долга Российской Федерации.

Прогнозируемый объем ВВП составит 40,42 трлн рублей, прогнозируемая инфляция не должна превышать 13%.

Скорректированные доходы бюджета 2009 г. будут на 27,6% ниже, чем в 2008 г., и на 40% ниже, чем в первоначальном варианте бюджета. При этом расходы бюджета вырастут в реальном выражении до 667 млрд руб. или на 13,4% до 9,692 трлн руб.

Дефицит государственного бюджета

Причины недостатка

Каждое правительство в своей деятельности стремится к тому, чтобы доходная часть бюджета была равна расходной части. Их корреспонденция называется "сальдо доходов".

В действительности, как правило, расходная часть превышает доходную часть. Такое состояние бюджета называется "бюджетным дефицитом". Причин этого дефицита много, в том числе: падение социального производства, завышенные расходы на реализацию принятых социальных программ, увеличение расходов на оборону, рост теневого сектора экономики. Особое значение имеет спад производства и рост теневого сектора экономики. Наличие этих причин приводит к сокращению налоговой базы. В первом случае происходит снижение производства, уменьшение прибыли и, как следствие, уменьшение доходов бюджета. В результате план поступлений в бюджет не выполняется. Во втором случае предприятия вообще перестают платить налоги. Ведь теневая экономика отличается от обычной ("легальной") только тем, что предприятия и действующие в ней предприятия нигде не зарегистрированы и, следовательно, не платят никаких налогов. Государственные органы их не видят, они находятся в "тени". Отсюда и название "теневая экономика"1.

Дефицит бюджета сам по себе не может быть чем-то крайне негативным для развития экономики и динамики уровня жизни населения. Даже самые экономически развитые страны, как правило, имеют постоянный дефицит бюджета (от 10 до 30%). Все зависит от причин его возникновения и направлений государственных денежных расходов. Если финансовые ресурсы, составляющие превышение расходов над доходами, направляются на развитие экономики, используются для финансирования приоритетных отраслей, т.е. эффективно используются, то в дальнейшем рост производства и прибыли в них с лихвой компенсируют произведенные расходы и общество в целом выиграет от такого дефицита. Если правительство не имеет четкой программы экономического развития, а превышение расходов над доходами позволяет латать "финансовые дыры", субсидирующие убыточное производство, то дефицит бюджета неизбежно приведет к росту негативных моментов в развитии экономики, главным из которых является усиление инфляционных процессов.

Таким образом, постоянный дефицит бюджета, вызывающий увеличение государственного долга, может иметь наиболее серьезные последствия для экономического развития. Поэтому, когда наступает очередной финансовый год, правительство пытается "разгрузить" бюджет, т.е. сократить его дефицит Практика принятия бюджетов показывает, что бюджет "разгружается" за счет широких слоев населения страны. Обычно "урезаются" социальные отчисления: на образование, здравоохранение и жилищное строительство.

Методы преодоления дефицита

Для покрытия дефицита бюджета правительства, как правило, прибегают к кредитам Центрального банка, а также государственным займам путем выпуска государственных облигаций. В результате появляется и растет государственный долг. Ведь гособлигации и кредиты - это не более чем "госдолг", а долг, как известно, красный. Долг должен быть погашен всеми средствами. Если дефицит покрывается таким образом навсегда, то рост государственного долга может привести к банкротству государства. Кроме того, рост государственного долга является четким свидетельством равнодушия правительства к судьбе будущих поколений, так как им придётся платить за текущий государственный долг.

Существует три традиционных способа покрытия бюджетного дефицита: 

  1. выдача государственных займов,
  2. более жесткое налогообложение, 
  3. производство денег, или "сеньоровство", т.е. печать денег. 

В настоящее время, однако, "сеньорство" - это не простая печать денег, так как она вызывает инфляцию. Современный "сенорадж" выражается в создании резервов коммерческих банков, которые сосредоточены в Центральном банке и могут быть использованы для покрытия бюджетного дефицита. Однако политика Центрального банка, направленная на увеличение объема резервов денег, поступающих в него от коммерческих банков, вызывает недовольство последних, ослабляет их финансовое положение и усиливает противоречия внутри финансовой системы страны.

Дефицит бюджета, несомненно, относится к так называемым негативным экономическим категориям, таким как инфляция, кризис, безработица, банкротство, которые, однако, являются неотъемлемыми элементами экономической системы. Более того, без них экономическая система теряет способность двигаться и развиваться прогрессивно. Дефицит бюджета нельзя однозначно классифицировать как чрезвычайное, катастрофическое событие, в том числе и потому, что качество и характер дефицита могут быть разными. Он может быть связан с необходимостью осуществления крупных государственных инвестиций в развитие экономики, тогда дефицит не является отражением кризисного хода социальных процессов, а скорее следствием стремления государства обеспечить прогрессивные изменения в структуре общественного воспроизводства.

Мировая практика знает четыре основных способа решения этой проблемы:

  1. Сокращение бюджетных расходов;
  2. Поиск источников дополнительного дохода;
  3. Выпуск (эмиссия) необеспеченных денег, используемых для финансирования государственных расходов;
  4. Кредитование денежных средств граждан, банков, экономических организаций, других государств и иностранных государственных организаций.

Сокращение бюджетных расходов. Это самый простой способ преодоления бюджетного дефицита, но на самом деле самый болезненный. Сокращение социальных программ, льгот и трансфертов обычно приводит к росту напряженности в обществе и подрывает его политическую стабильность. Поэтому это последний шаг правительств, если они не реализуют три других способа преодоления бюджетного дефицита.

Поиск источников дополнительного дохода. Конечно, лучшим способом покрытия дефицита бюджета является привлечение дополнительных доходов в бюджет.

Однако реально решить эту проблему очень сложно. Конечно, можно попытаться поднять налоги или пошлины. Но этот путь опасен. Экономическая наука давно обнаружила, что чрезмерное увеличение налогового бремени приводит не к росту, а к сокращению налоговых поступлений государства.

Есть две причины для этого:

  1. Во-первых, люди теряют интерес к работе, если слишком большая часть их заработка выбирается государством;
  2. Во-вторых, люди начинают скрывать свои доходы от налогообложения, и тогда "теневая экономика" страны стремительно развивается, а экономические отношения сильно криминализируются.

Теневая экономика - это сфера деятельности, доход от которой скрыт от налогообложения.

Такая картина хорошо иллюстрируется графиком, предложенным американским экономистом Артуром Лаффером и названным в его честь кривой Лаффера. 

Прямой график - гипотетическая кривая сбора налогов - показывает, как бы выросла абсолютная сумма налоговых поступлений в бюджет, если бы людей и фирмы не заботили их размеры. Но поскольку в реальности размер этой ставки представляет большой интерес для всех налогоплательщиков, то такого увеличения доходов бюджета в жизни не бывает. Напротив, - и это именно то, что показывает кривая Лаффера, - за определенной границей рост налоговой ставки приводит не к росту, а к уменьшению абсолютной величины доходов бюджета.

Граждане нашей страны проявляют большую изобретательность в уклонении от уплаты налогов. За последние годы правительству удалось получить не более 50 - 60% причитающихся налогов. Другие граждане и фирмы всячески скрывали свои доходы. И тогда российское правительство решило пойти другим путем - снизить налоговое бремя (перейдя от прогрессивного налогообложения доходов физических лиц с максимальной ставкой 32% к единой ставке 13%).

Но если никакие налоговые меры не приведут к увеличению государственных доходов, то неослабевающие требования к правительству дать деньги загоняют его в угол, и оно отчаянно выбирает самый опасный - эмиссионный - способ покрытия своих расходов. 

Выпуск (эмиссия) необеспеченных денег. Самый простой и опасный способ пополнения бюджета для государства - выпуск (эмиссия) денег, превышающих реальные потребности экономики. Конечно, нетрудно государству, которое монополизировало право эмиссии денег, печатать дополнительные банкноты и выплачивать более высокую заработную плату своим работникам, офицерам, учителям и врачам. Но такой способ покрытия бюджетного дефицита похож на финансовый препарат - он на некоторое время снимает боль и тревогу, а затем приводит к еще большему ухудшению экономической ситуации. 

Причина проста - национальный рынок сразу же определяет истинную цену этих денег. На их появление он реагирует скачком цены или исчезновением товара с полок. Поэтому выгода бюджета от чрезмерной эмиссии денег очень недолговечна. Более того, весь мировой опыт показывает, что бюджет всегда проигрывает гонку с инфляцией. Ведь его расходы растут быстрее, чем суммы налоговых поступлений, которые зависят от инфляционного роста доходов налогоплательщиков. 

Одолжил денег. Как гражданин или экономическая организация, когда денег не хватает, государство может занять их, чтобы превратить бюджетное неравенство в идентичность: Расходы на приобретение товаров и услуг + Переводы = Выручка + Заимствования по налогам и сборам.

У кого государство может занять деньги?

Прежде всего, в своем собственном, т.е. государственном банке. Кроме того, снимая деньги из Центрального банка, государство теряет доход, который оно, как владелец этого банка, могло бы получить. Формы заимствования могут быть очень разными, чаще всего путем продажи государственных ценных бумаг.

Государственные ценные бумаги - это обязательства государства по возврату заимствованной суммы плюс проценты за пользование этими деньгами.

Кредитование денег решает одну проблему, а затем сразу же рождает другую - необходимость получить деньги завтра, чтобы расплатиться с долгами. Заимствование денег рождает государственный долг.

Государственный долг - это сумма кредитов, взятых государственными органами и еще не возвращенных кредиторам. Существует два вида: внутренний и внешний.

Очевидно, что ни один из этих способов не обещает радости ни руководству страны, ни ее гражданам. Предотвратить такую ситуацию может только очень продуманная и последовательная государственная финансовая политика.

Балансирование государственного бюджета

Стремление сбалансировать расходы и доходы бюджета за счет сбалансированности государственного бюджета является сегодня одной из основных задач.

В то же время следует учитывать, что пути решения этой проблемы во многом определяются лимитами (нулевыми или иными) и темпами, с которыми должен быть сбалансирован бюджет.

Три концепции сбалансированности государственного бюджета.

Экономическая теория имеет несколько подходов к решению проблемы дефицита бюджета.

Первая концепция: бюджет должен быть сбалансирован ежегодно. Но такая политика связывает руки государства в решении антициклической многообещающей задачи. Например, экономика испытывает длительную безработицу, а это означает, что доходы населения снизились, а налоговые поступления в бюджет уменьшились. Стремясь сбалансировать бюджет, правительство может либо, во-первых, повысить налоговые ставки, либо, во-вторых, сократить государственные расходы, либо, в-третьих, использовать сочетание этих двух мер. Однако результатом этих мер будет не повышение, а снижение совокупного спроса. Другой пример: инфляция в стране. Следствием этого являются более высокие денежные доходы и более высокие налоговые поступления. Для ликвидации профицита бюджета правительство должно либо, во-первых, снизить налоговые ставки, во-вторых, увеличить государственные расходы, либо, в-третьих, использовать сочетание обоих подходов. Все это увеличит инфляцию.

Вывод: Годовой сбалансированный бюджет является не антициклическим, а проциклическим.

Вторая концепция: Бюджет должен быть сбалансирован не ежегодно, а в течение экономического цикла. Например, в стране происходит экономический спад. Чтобы противодействовать ему, правительство снижает налоги и увеличивает расходы, т.е. сознательно провоцирует дефицит. Затем происходит рост, затем правительство повышает налоги и сокращает расходы. Образовавшийся профицит бюджета покроет государственный долг, возникший во время рецессии.

Вывод: Бюджет сбалансирован не за 1 год, а за период цикла.

Третья концепция: цель государственных финансов - сбалансировать экономику, а не бюджет. Главное для правительства - поддерживать макроэкономическую стабильность. Для достижения этой цели можно ввести любой дефицит.

Каждая из этих концепций имеет свои сильные и слабые стороны. Финансовая политика в нашей стране ориентирована на первую концепцию.

Проблема дефицита бюджета и вытекающая из этого проблема государственного долга чрезвычайно важны для сегодняшней России. Так что же можно сделать, и есть ли способ изменить эту ситуацию?

В настоящее время существуют две основные теории преодоления бюджетного кризиса и кризиса государственного долга. Первая основывается на нехватке денежных средств в экономике. Об этом недавно в газете "Московский комсомолец" заявил известный экономист Николай Шмелев, автор сенсационной статьи "Авансы и долги" десять лет назад. В интервью "Авансы и долги снова" выпуск и печать новых денег упоминаются как эффективный способ выхода из кризиса. На вопрос, где взять недостающие деньги, Шмелев отвечает: "Потребуются годы, чтобы изменить всю налоговую систему". И их не существует. ... Государство уже высасывает все деньги из внутреннего рынка. И с внешнего рынка много не собрать. Остается неестественный способ: печатать деньги. ... Да, это небольшая инфляция, но это порочный круг, из которого нет другого выхода. .... С этим искусственно созданным денежным голоданием, в котором живет страна, какие-то точечные контролируемые инъекции вполне безопасны. Я не вижу другого выхода.

Такой подход оправдан отсутствием денежных средств в российской экономике. 

Вывод:

Государственный бюджет - это финансовая программа деятельности государства, отражающая все его денежные ресурсы (доходы) и их распределение (расходы).

Основной целью бюджета является накопление финансовых ресурсов в руках правительства и их использование для финансирования различных программ. Однако помимо этой важнейшей задачи бюджет выполняет и ряд других функций.

Среди них следующие:

  1. Функция управления. 
  2. Информационная функция. 
  3. Институционализация общественных предпочтений. 
  4. Функция регулировки. 

Вышеперечисленные бюджетные функции объективны и осуществляются в любой стране мира, независимо от уровня развития демократических институтов и характера государственной экономической политики. 

Бюджет является одновременно правовой и экономической категорией. В современных условиях он является основным инструментом государственного регулирования экономики, играет активную роль в обеспечении ее стабильности и развития. Реализация любого направления государственной политики в экономической или социальной сфере требует соответствующего ресурсного обеспечения. Поэтому бюджет объективно необходим каждому государству для выполнения своих функций. Некоторые его элементы, такие как прямые и косвенные налоги, займы, расходы на государственное управление, оборону и т.д., существовали на протяжении всей истории человечества при различных социальных системах и сохраняются и сегодня.

Оценка состояния государственных финансов определяется соотношением доходов и расходов государственного бюджета. В случае, когда расходы равны доходам, происходит сальдо бюджета. В современных условиях бюджеты большинства западных государств сокращаются с дефицитом, т.е. превышением расходов бюджета над его доходами. Это является следствием дисбаланса в государственных финансах. Превышение доходной части государственного бюджета над его расходной называется профицитом бюджета.

В целом, основными причинами устойчивого бюджетного дефицита и увеличения государственного долга являются:

  • увеличение государственных расходов в военное время, в случае различных стихийных бедствий или других социальных конфликтов;
  • циклические спады и "встроенные стабилизаторы" экономики;
  • Дефицит может быть связан с необходимостью осуществления крупных государственных инвестиций в развитие экономики;
  • Дефицит может отражать кризисные явления в экономике, ее развал, неэффективность финансово-кредитных отношений, неспособность правительства держать финансовую ситуацию в стране под контролем;
  • снижение налогов, чтобы стимулировать экономику;
  • рост долгосрочной напряженности в бюджетно-финансовой сфере в результате: увеличения государственных расходов на социальное обеспечение и здравоохранение; увеличения государственных расходов на образование и создание рабочих мест (главным образом в странах, где растет доля молодого населения).

Государственный долг - это сумма просроченных дефицитов государственных бюджетов, накопленных за весь период существования страны.

Экономические последствия государственного долга можно обобщить в следующих четырех пунктах:

  • Необходимость обслуживания внешнего долга, если он велик, означает значительное сокращение возможностей потребления для населения этой страны;
  • задолженность в определенной степени приводит к вытеснению частного капитала, что может ограничить дальнейший экономический рост;
  • Повышение налогов для оплаты растущего государственного долга служит сдерживающим фактором для экономической деятельности;
  • перераспределение доходов в пользу держателей государственных облигаций.

Дефицит государственного бюджета - явление неоднозначное. Четкого ответа на вопрос, является ли такой дефицит злом, нет. 

Существует несколько способов преодоления бюджетного дефицита:

  1. Сокращение расходов. 
  2. Увеличение доходов. 
  3. Денежная эмиссия.
  4. Правительственные кредиты. 

Наличие большого бюджетного дефицита было главной проблемой российской бюджетной системы в 1990-е годы в период активных экономических преобразований. Наибольший дефицит консолидированного бюджета России произошел в 1994 году. На его долю приходилось 10,7% валового внутреннего продукта и более 28% расходов бюджетной системы. Законы о федеральном бюджете России предусматривали дефицит до 2000 года. Однако к концу десятилетия его величина постепенно снижалась не только в относительном, но и в абсолютном выражении. Если бы в 1998 г. дефицит федерального бюджета был запланирован на уровне 132,4 млрд. рублей, то его пришлось бы сократить до 1,5 млрд. рублей. (4,7% ВВП), в 1999 г. запланированный показатель составлял 101,4 млрд. руб. (2,54% ВВП), а в 2000 г. - руб. 57,9 млрд. руб. или 1,08% от прогнозируемого объема ВВП. Фактически в 2000 г. федеральный бюджет был исполнен с профицитом - впервые за последнее десятилетие реформ. Доходы бюджета превысили его расходы на 112.7 млрд. руб.