Как написать отчет по преддипломной практике

 

Как написать отчет по преддипломной практике

Преддипломная практика студентов является неотъемлемой составной частью учебного процесса, предусмотренной Государственным образовательным стандартом подготовки специалистов с высшим образованием.

Продолжительность преддипломной практики установлена для студентов очного обучения – 3 недели, для заочного – 4 недели. Она является частью основной образовательной программы и заключительным этапом подготовки квалифицированных специалистов, способных самостоятельно решать конкретные задачи в деятельности организаций.

Студенты, имеющие стаж практической работы (работающие) по профилю подготовки, на преддипломную практику направляются в установленном порядке. Они имеют право пройти практику по месту работы или найти место прохождения практики самостоятельно.

К прохождению преддипломной практики допускаются студенты, прослушавшие теоретический курс и успешно сдавшие все предусмотренные учебным планом формы итогового контроля: экзамены, зачеты и курсовые работы, прошедшие все виды практик, имеющие утвержденную тему дипломного проекта и научного руководителя, который, как правило, является и руководителем преддипломной практики. Она проводится в организациях и учреждениях.

 

Особенности написания отчета по преддипломной практике


Учебно-ознакомительную практику студенты проходят, прежде всего, находясь на 2 курсе обучения. Производственной практикой считается работа студента, обучающегося на 3 курсе. Преддипломную практику проходят ученики-выпускники, которые готовятся к окончанию учебного заведения.

 

Цели и задачи практики

Цели практики:

  • закрепление и углубление знаний, полученных студентами во время обучения в колледже;
  • овладение и получение выпускником первоначального профессионального опыта;
  • приобретение практических умений и навыков работы по специальности;
  • проверка готовности будущего специалиста к самостоятельной трудовой деятельности;
  • подготовка необходимых материалов для написания дипломных работ.

Данная практика является одновременно этапом выполнения дипломной работы. В период ее прохождения студент подбирает, накапливает и анализирует информацию по теме дипломной работы.

Задачи практики:

  • изучение и анализ всех аспектов деятельности организации (предприятия);
  • ознакомление с содержанием методик технико-экономического планирования и овладение навыками разработки планов экономического и социального развития предприятия;
  • приобретение практических навыков анализа экономических и производственных процессов, выбора и обоснования управленческих решений в конкретных производственных ситуациях;
  • ознакомление с экономико-математическими методами и электронно-вычислительной техникой, используемыми в прогнозировании, планировании, организации, мотивации и контроле производства и труда;
  • сбор, систематизация и анализ фактических данных по теме дипломной работы для их дальнейшего использования при написании дипломного проекта.

 

Составление и основное содержание отчета

 

Общие требования

Отчет по практике является основным документом студента, отражающим, выполненную им работу во время практики, полученные им организационные и технические навыки и знания. Материалы отчета студент в дальнейшем использует в своем дипломном проекте.

Отчет по практике студент готовит самостоятельно, заканчивает и представляет его для проверки руководителю практики от предприятия не позднее, чем за 2 дня до ее окончания.

Отчет составляется в соответствии с программой практики и включает материалы, отражающие общие сведения о базе предприятия, выполненную работу по изучению организационной структуры управления предприятия, задач и функций различных отделов, динамики основных техникоэкономических показателей, перспектив развития предприятия и так далее в соответствии с разделом III.

В отчете также описывается методика проведения исследований, отражаются результаты выполнения индивидуального задания, полученного от руководителя. В заключение отчета приводятся краткие выводы о результатах практики, предлагаются научноэкономические рекомендации по формулировке основных проблем предприятия и путях их решения. Примерная структура отчета представлена в приложении №4.

Во введении обобщаются собранные материалы и раскрываются основные вопросы и направления, которыми занимался студент на преддипломной практике. Здесь дается краткая характеристика предприятия, его организационно-правовая форма, технико-экономические показатели за изучаемые годы и планируемые на будущий (текущий) год.

Основными используемыми документами для написания основной части отчета являются: учредительные документы организации, внутренний устав, архивные документы, касающиеся истории функционирования организации. Здесь необходимо также описать целевую направленность и характеристику выпускаемой продукции.

В процессе написания этой части отчета должны быть рассмотрены: схема организационной структуры, уровни и звенья системы управления, проанализированы основные должностные инструкции. В случае если данная организация является производственным предприятием, то должны быть проанализированы производственные мощности.

Для написания основной части отчета используются документы официальной бухгалтерской отчетности, внутренние финансовые документы, а также при возможности внутренняя финансовая отчетность. Анализ должен осуществляться в соответствии с общепринятыми методиками.

Кроме того в основной части отчета должна быть проведен анализ макросреды организации, в результате чего должны быть сделаны обоснованные выводы относительно ее состояния. Так-же должны быть даны рекомендации по возможному усовершенствованию структуры управления, а также финансового состояния организации.

Изложение в отчете должно быть сжатым, ясным и сопровождаться цифровыми данными, схемами, графиками и диаграммами. Цифровой материал необходимо оформлять в виде таблиц. Каждая таблица, схема, диаграмма и график должны иметь тематическое название и сквозную нумерацию. Сложные отчетные и плановые формы и расчеты могут быть оформлены как приложения к отчету с обязательной ссылкой на них в тексте.

 

Структура и оформление отчета

Отчет по практике должен содержать:

  • титульный лист;
  • задание на преддипломную практику;
  • содержание;
  • введение;
  • задание на ДП;
  • основную часть (отражает обязательную для всех студентов часть);
  • заключение;
  • индивидуальное задание;
  • список литературы;
  • приложения.

Наименование разделов основной части отчета определяется обязательной частью программы преддипломной практики, характером предприятия и содержанием его работы.

 

Пример оформления

 

титульный лист

Как написать отчет по преддипломной практике

 

 

Содержание

Как написать отчет по преддипломной практике

 

 

Введение

Как написать отчет по преддипломной практике

 

 

Основная часть

Как написать отчет по преддипломной практике

 

 

Заключение

Как написать отчет по преддипломной практике

 

 

Список литературы

Как написать отчет по преддипломной практике

 

 

Скачать образец отчёта по реддипломной практике

 

 

Содержание основной части отчета

Обязательная часть программы:

  1. Общая характеристика организации.
  2. Управление маркетингом.
  3. Менеджмент производства.
  4. Финансовый менеджмент.
  5. Инновационный менеджмент.
  6. Управление персоналом.
  7. Планирование.

 

Заключение отчета. В заключении отчета приводятся общие выводы и предложения, краткое описание проделанной работы и формулируются практические рекомендации по совершенствованию деятельности предприятия или одного из его подразделений.

 

Индивидуальная часть программы (по выбору один из перечисленных ниже разделов, в соответствии с темой дипломной работы):

  1. Основные производственные фонды, оборотные средства и материальные ресурсы предприятия.
  2. Труд и персонал предприятия
  3. Себестоимость, прибыль и рентабельность. Ценообразование.
  4. Управление и принятие управленческих решений.
  5. Организация и оперативное планирование производства.
  6. Инфраструктура предприятия. Ремонтное хозяйство.
  7. Инфраструктура предприятия. Инструментальное хозяйство.
  8. Инфраструктура предприятия. Транспортно – складское хозяйство.
  9. Инфраструктура предприятия. Энергетическое хозяйство.
  10. Организация материально-технического обеспечения предприятия.
  11. Организация сбыта продукции.
  12. Организация подготовки производства новых видов продукции.
  13. Качество продукции. Организация технического контроля.
  14. Организация труда.

 

 

Правила оформления отчёта по преддипломной практике

Отчет должен быть сброшюрован и предоставлен руководителю от колледжа за неделю до защиты в мягком переплете. Объем отчета не ограничен, но не менее 35-40 страниц машинописного текста, набранных 12 шрифтом с межстрочным интервалом 1,5 пункта. Титульный лист отчета

оформляется по единой форме, представленной в приложении №5. Допускается использование цветных рисунков, схем и диаграмм.

При написании текста необходимо оставлять поля следующих размеров: слева – 30 мм; справа – до 10 мм; сверху – 15 мм; снизу – 15 мм.

Нумерация страниц должна быть сквозной. Номер проставляется арабскими цифрами в нижнем правом углу страницы. Титульный лист имеет номер 1, который на нем не ставится.

Текст должен быть разделен на разделы и подразделы (заголовки 1-го и 2-го уровней), в случае необходимости – пункты, подпункты (заголовки 3-го и 4-го уровней). Заголовки должны быть сформулированы кратко.

Все заголовки иерархически нумеруются. Номер помещается перед названием, после каждой группы цифр ставится точка. В конце заголовка точка не ставится.

Заголовки одного уровня оформляются одинаково по всему тексту. Каждый раздел (заголовок 1-го уровня) следует начинать с новой страницы. Заголовок 1-го уровня следует располагать в середине строки и набирать прописными буквами. Заголовки 2-го уровня и ниже следует начинать с абзацного отступа и печатать с прописной буквы. Переносы в заголовках не допускаются.

Заголовки следует отделять от окружающего текста промежутком размером не менее чем в 15 мм снизу и 30 мм сверху. Подчеркивание заголовков не допускается. После любого заголовка должен следовать текст, а не рисунок, формула, таблица или новая страница.

При компьютерном наборе следует основной текст набирать шрифтом Times New Roman 12 с обычным начертанием. Заголовки 1-го и 2-го уровней следует набирать с полужирным начертанием, заголовки 3-го и 4-го уровней – обычным. Названия рисунков и таблиц рекомендуется набирать 12 шрифтом с полужирным начертанием. Размер абзацного отступа составляет 5 знаков.

Все рисунки, таблицы, формулы нумеруются. Нумерация рисунков, таблиц и формул может быть либо сквозной по всему тексту, например «Таблица 7», либо по разделам, например «Рис. 2.5», что означает рисунок 5 в разделе 2. Номер формулы располагается справа от нее в скобках.

Каждый рисунок должен иметь название, состоящее из слова «Рис.», номера рисунка с точкой и текстовой части. Название таблицы состоит из слова «Таблица», номера таблицы с точкой и текстовой части, которая для таблиц не обязательна. Точки после текстовой части не ставятся. При отсутствии текстовой части точка после номера не ставится.

Название рисунка располагается под рисунком по центру. Название таблицы располагается над таблицей слева. Все названия должны располагаться без отрыва от соответствующего объекта.

Если рисунок или таблица продолжается на нескольких страницах, каждая часть, начиная со второй, снабжается названием вида «Таблица 1.2. Продолжение». На последней части вместо слова «Продолжение» рекомендуется записывать «Окончание». Заголовочная часть таблицы должны повторяться на каждой странице полностью, либо с применением нумерации колонок. В последнем случае колонки нумеруются и на первой странице таблицы.

На каждый рисунок, таблицу и приложение в тексте должна быть ссылка в скобках, например (рис. 3.4) Ссылки на формулы даются при необходимости, номер формулы помещается в скобки, например «Y из формулы (3)».

 

В разделе «СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ» помещаются все источники, которые использовались при написании текста и прохождении практики.

На материалы, заимствованные из литературных и других источников в тексте должны быть ссылки, в которых должен быть указан номер страницы.

Источники в списке литературы располагаются в алфавитном порядке.

Приложения идентифицируются номерами или буквами, например «Приложение 1» или «Приложение А». На следующей строке, при необходимости, помещается название приложения, которое оформляется как заголовок 1-го уровня без нумерации. В раздел «СОДЕРЖАНИЕ» названия приложений, как правило, не помещают. Более подробные требования к оформлению отчета можно прочитать в методических указаниях к оформлению текстовых документов по ГОСТ 2.105-95 с изменениями и дополнениями от 01.04.2007 г., имеющихся на кафедре.

 

ТОП-4 советов как написать отчёт по преддипломной практике правильно

 

Отчет студента о прохождении практики должен содержать максимально полные ответы на вопросы программы практики и по структуре строго соответствовать ей (использовать по ходу ответов на вопросы практики заполненные формы отчетности предприятия за тот или иной период времени и привести их в отчете).
В течение практики студент осуществляет изучение, сбор, обработку, систематизацию, анализ фактического материала и ведет рабочую тетрадь, куда ежедневно заносит информацию по всем выполненным работам, а также название использованной литературы (книг, брошюр, инструкций, методических указаний и т.п.). Собранный и зафиксированный материал оценивается с точки зрения его достоверности, надежности, точности и оформляется в виде таблиц, графиков, диаграмм, схем и т.п. Данная информация является материалом для составления отчета и написания дипломного проекта.
Отчет составляется в соответствии с требованиями ЕСКД и ЕСТД по оформлению пояснительной записки (отчета, проекта и т.п.) и в соответствии с программой практики.
В отчете по практике необходимо отразить экономические изменения в управлении, организации труда и производства, происшедшие за последние три года на данном предприятии. Особенно актуальными должны быть выводы и предложения студента по совершенствованию рассматриваемой проблемы в теме дипломного проекта с учетом отечественного и зарубежного опыта.

 

 

Защита отчета по практике

Общие положения

По итогам практики студент должен в течение 3-х дней после ее окончания предоставить руководителю практики от колледжа отчет по практике с приложением необходимых документов, и защитить его с получением соответствующей оценки.

Все документы, свидетельствующие о прохождении практики студентом, должны быть аккуратно оформлены и собраны в отдельную папку.

На защите отчета по практике студент должен предъявить отчет о практике с титульным листом объемом 25 - 30 машинописных страниц. К отчету прикладываются следующие документы:

1) Календарный план (приложение № 6) и дневник прохождения практики, в котором находят отражение следующие вопросы:

  • места прохождения;
  • длительность практики;
  • описание проделанной работы по программе практики;
  • выполнение индивидуального задания;
  • анализ изученных документов и подобранных материалов;
  • изложение вопросов, которые возникли в процессе прохождения практики;
  • личное суждение студента о деятельности организации
  • места прохождения практики;
  • конкретные предложения по улучшению организации практики.

3) Характеристику-отзыв по итогам практики, заверенную руководителем и печатью организации (приложение № 7).

В характеристике отражается умение студента применять полученные в период обучения теоретические знания, объем выполнения программы практики, имеющиеся недостатки в теоретической подготовке студента, оценка работы студента-практиканта в целом.

4) Иные документы организации, полученные студентом в период прохождения практики. В этих документах не должно содержаться сведений, составляющих государственную, служебную, коммерческую, личную тайну, а также сведения, не относящиеся к предмету изучения и не входящие в программу практики студентов.

Защиту отчета принимает руководитель преддипломной практики от колледжа на кафедре экономики и управления.

По решению ректората колледжа защита отчета может приниматься комиссией с участием руководителей практики от колледжа. В таком случае председатель комиссии за 1-2 недели до защиты утверждает график защиты, в котором назначает количество заседаний, время и место их проведения, определяет расписание защит, включающее распределение студентов по заседаниям и по фамильный порядковый список студентов на каждое заседание. Из расчета 20-30 минут на человека, в день производится 7-12 защит.

Расписание защит вывешивается на кафедральный информационный стенд и доводится до студентов. Поскольку студенты должны регулярно просматривать информацию на стенде, ответственность за собственную информированность о сроках защиты они несут сами.

Подготовленный к защите и подписанный студентом, консультантами (если таковые были) и руководителем отчет по практике и характеристика с предприятия представляются председателю комиссии по защите практики во время защиты. Без подписанного руководителем отчета студент к защите практики не допускается.

сроки, установленные ректором колледжа. Дифференцированная оценка по защите отчета заносится в экзаменационную ведомость и зачетную книжку студента после защиты его на кафедре.

Несмотря на наличие руководителя и возможных консультантов, полную ответственность за правильность принятых решений, вычислений, оформление отчета и подготовку доклада несет студент.

Оценка практики, заносимая в зачетную книжку, определяется руководителем практики от колледжа (комиссией кафедры) на основании результатов защиты отчета по практике.

При определении оценки принимается во внимание:

  • качество содержания и оформления отчета и иллюстративного материала;
  • качество доклада;
  • степень знания студентом вопросов, изученных во время практики в соответствии с программой и индивидуальным заданием применительно к предприятию, на котором студент проходил практику;
  • качество ответов студента на вопросы в процессе дискуссии;
  • характеристику с предприятия.

В процессе защиты студент должен показать, что основные результаты получены им лично. Если в процессе защиты комиссия не получает подтверждения наличия у студентов знаний и навыков, необходимых для выполнения данной работы, то она может выставить оценку «незачет» даже при хорошем уровне самой работы.

Недопущение к защите или получение неудовлетворительной оценки на защите влечет повторное прохождение практики или отчисление из колледжа. В исключительных случаях студент может апеллировать к заведующему кафедрой, предоставляя ему убедительные аргументы о необхо-димости повторной защиты отчета по практике. При наличии достаточно убедительных аргументов заведующий кафедрой может принять решение о повторной защите в форме: личного заслушивания им студента; повторное заслушивание в том же составе комиссии или повторное заслушивание в расширенном составе комиссии.

 

Порядок защиты

Защита отчета по практике перед комиссией производится в следующем порядке:

  1. Председателем объявляется тема работы, группа и фамилия студента.
  2. Студент в течение 5-7 минут делает доклад, в котором излагает суть задания и полученные им лично результаты.
  3. Председатель благодарит студента за доклад и предлагает задавать вопросы.
  4. Студент отвечает на вопросы, предложенные сначала членами комиссии, а затем и всеми присутствующими. Вопросы могут вытекать не только из конкретного содержания доклада и отчета, но и из смежных областей как теоретического, так и практического характера. На вопросы и ответы отводится 10-15 минут.
  5. Председатель предлагает членам комиссии и другим желающим кратко выразить свое мнение по работе и докладу, высказать замечания и пожелания.
  6. После заслушивания 7-12 студентов комиссия на закрытом заседании выносит решение об оценке практики. Затем решение комиссии объявляется публично. При желании, члены комиссии могут давать комментарии к выставленным оценкам.

При защите студентом отчета по практике перед руководителем практики она проходит также или в порядке, определяемом принимающим отчет.

Доклад следует тщательно готовить и желательно согласовывать с руководителем. При отсутствии руководителя в период подготовки к защите (по различным причинам) можно обратиться к ответственному по практике на кафедре по вопросам подготовки доклада. Ответственный руководитель за практику на кафедре может рекомендовать преподавателя или оказать помощь по подготовке доклада самостоятельно. Однако нельзя забывать, что подготовка доклада является прямой обязанностью студента, а сторонний консультант может дать лишь общие рекомендации.

При подготовке доклада необходимо избегать двух крайностей: принижения или завышения уровня компетенции слушателей.

Доклад следует начать с формулировки цели работы. Затем необходимо перечислить основные задачи, поставленные руководителем. Далее следует очень кратко осветить состояние рассматриваемой проблемы в настоящее время, обосновать актуальность работы, ее необходимость. Затем должна идти основная часть доклада, занимающая 70-80% всего времени доклада. В этой части следует изложить основные результаты, полученные в работе. Докладчик обязан создать у руководителя (комиссии) четкое представление о том, что сделано лично им, а что – получено из вторичных источников информации. При этом необходимо сделать обоснование сделанных проектных решений. В завершение доклада следует кратко перечислить основные решенные задачи (полученные результаты) в том же составе, в каком они были поставлены руководителем и перечислялись в начале доклада, например, таким образом: «В заключение, следует отметить, какие именно основные задачи были успешно решены».

Студент должен несколько раз заранее прорепетировать свое выступление, чтобы хорошо уложиться во временные рамки.

Защита преддипломной практики – важнейшее событие в жизни студента, наряду с защитой дипломной работы. Поэтому к защите необходимо относиться со всей ответственностью.

Лучшая форма доклада – по памяти (наизусть). Однако при недостаточной степени готовности лучше доклад зачитывать.

К дискуссии следует также готовиться заранее, предусматривая возможные вопросы и подготавливая к ним ответы. В этом студенту должен, по возможности, помогать руководитель. Вопрос надлежит выслушивать полностью, не перебивая задающего, а отвечать, следует хорошо подумав. Если вопрос плохо понят или совсем не понят, необходимо обязательно переспросить его автора без какойлибо боязни или стеснения. Иногда вопросы бывают вызваны тем, что слушатели упустили, не расслышали или недопоняли какие-либо аспекты доклада. В этом случае можно еще раз повторить ранее высказанную мысль, только более четко и аргументировано. Отвечать даже на самые каверзные, острые вопросы следует исключительно спокойно, доброжелательно, тактично, и помнить, что студент находится в положении защищающегося, а не «нападающего». Даже неверная интонация отвечающего (агрессивная или слишком снисходительная), не говоря уже о каких-либо словесных «выпадах», может ненужным образом обострить дискуссию. Во время дискуссии надо держаться уверенно, не боятся отстаивать свою точку зрения, если есть уверенность в своей правоте. Данный процесс называется именно защитой практики, а не «отчетом» или «докладом» по практике.

 

Справочник для студента по правильному оформлению отчётов по практике:

  1. Отчет по практике пример оформления
  2. Отчет по производственной практике пример оформления
  3. Отчет по учебной практике пример оформления
  4. Отчет о прохождении практики пример оформления
  5. Отчет по практике на предприятии пример оформления
  6. Отчет по преддипломной практике
  7. Отчет по педагогической практике
  8. Готовый отчет по практике
  9. Научно исследовательская практика отчет
  10. Готовый отчет по производственной практике
  11. Заключение отчёта по преддипломной практике
  12. Заключение отчета по производственной практике
  13. Заключение отчета по ознакомительной практике
  14. Отзыв руководителя практики
  15. Выводы по практике
  16. Выводы и предложения по практике
  17. Характеристика на студента
  18. Цели и задачи практики
  19. Как написать отчет по практике
  20. Как написать отчет по производственной практике
  21. Как написать отчет по учебной практике
  22. Выполнение отчетов по практике на заказ
  23. Практика и дневник пример с оформлением