Качество продукции и ее конкурентоспособность

Предмет: Экономика предприятия
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 25.10.2019

 

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти рефераты по экономике предприятия на любые темы и посмотреть как они написаны:

 

Много готовых тем для рефератов по экономике предприятия

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Влияние управления оборотными средствами на конечные результаты работы предприятия 
Анализ операционной деятельности предприятия
Основные виды маркетинговой деятельности на предприятии
Конфликты на предприятии. Предупреждение и разрешение конфликтных ситуаций

 

Введение:

С развитием рыночных отношений обеспечение необходимого уровня качества товаров и услуг должно стать стратегическим направлением деятельности любого бизнес-подразделения. В то же время ключевым понятием, связанным с объектом рынка (товарами, услугами), является его конкурентоспособность.

Качество - это синтетический показатель, отражающий совокупное проявление многих факторов - от динамики и уровня развития национальной экономики до способности организовывать и управлять процессом формирования качества в рамках любой бизнес-единицы. В то же время мировой опыт показывает, что именно в условиях открытой рыночной экономики немыслимо без острой конкуренции, появляются факторы, которые делают качество условием выживания товаропроизводителей, определяющим результат их экономической деятельности.

Качество включает в себя много компонентов. Прежде всего, это технико-экономические показатели качества продукции, а также качество ее технологии изготовления и эксплуатационные характеристики. Показатели назначения продукта, надежности и долговечности, трудоемкости, расхода материалов, высоких технологий - являются решающими в этой серии.

В последние годы все большее значение приобретают такие свойства и характеристики продукции, как экологичность, эргономичность и эстетичность. Экологические показатели характеризуют соответствие товаров требованиям охраны окружающей среды и основаны на рациональном и бережном природопользовании. Эргономичные связаны со свойствами и характеристиками человеческого тела и предназначены для соблюдения гигиенических (освещение, токсичность, шум, вибрация, пыль и т. д.), антропометрических (соответствие формы и дизайна изделия размеру и конфигурации). человеческого организма), физиологические, психологические и др. требования.

Эстетические показатели определяют внешнюю форму и тип товара, его дизайн, привлекательность, выразительность, эмоциональное воздействие на потребителя и т. д.
Проблема качества продукции является универсальной в современном мире. Она не принадлежала к категории простых во все времена и особенно остро стоит сейчас, на этапе перехода к рыночной экономике.

Наши предприятия сталкиваются с большими трудностями; сокращение производства, многие заводы остановлены, коллективам не платят. Проблемы также осложняются нестабильностью в финансовой системе. Возникает вопрос: о каком качестве можно говорить в такой ситуации? Чтобы выжить, не допустить окончательного развала промышленности страны. И ключ, который, как показывает опыт многих стран, открывающий двери для преодоления кризиса, - это качество.

 

Понятие и показатели качества продукции

 

В современной рыночной экономике одним из важных критериев спроса и эффективности продуктов или услуг является конкурентоспособность.

Конкурентоспособность в общем смысле, независимо от изучаемого объекта, определяется как набор определенных свойств, которыми обладает объект и которые обеспечивают ему преимущество перед другими объектами.

Чтобы определить экономическую сущность понятия «конкурентоспособность», необходимо изначально изучить такую ​​экономическую категорию, как конкуренция.

Современная рыночная экономика представляет собой сложный интегрированный механизм, который состоит из множества коммерческих, промышленных, финансовых и информационных структур, которые взаимодействуют в области разнородной системы юридических правил ведения бизнеса и объединены одной сферой деятельности. 

Под рынком мы подразумеваем организованное учреждение или структуру, объединяющую продавцов (поставщиков) и покупателей (носителей спроса), где в результате взаимодействия потребительского спроса и предложения производителей устанавливаются цены на продукты и определяются объемы продаж.

Любой потребитель, который покупает товары на рынке, постоянно должен выбирать. Существует ситуация, когда продавец, предлагающий конкретный товар, является единственным на рынке. Следовательно, потребитель имеет ограниченный выбор; нет конкуренции между продавцами. Однако такая ситуация в развитой рыночной экономике встречается крайне редко, за исключением некоторых естественных монополий в таких сферах деятельности, как транспорт, электричество и т. д.

Количество предложений производителей увеличивается с развитием и насыщением рынка. Сам рынок растет и способствует сильной дифференциации товаров, что дает покупателю огромный выбор и ведет к возникновению конкуренции, то есть конкуренции между продавцами.

Чтобы занять лидирующие позиции на рынке, предприятие должно предлагать продукт (услугу), который намного лучше, чем продукт (услуга) конкурентов, удовлетворяет потребности покупателя, то есть более качественный продукт.

Оценка уровня качества продукции представляет собой совокупность операций, включающую выбор диапазона показателей качества оцениваемой продукции, определение значений этих показателей и сравнение их с базовыми значениями соответствующих показателей.

Оценка уровня качества продукции необходима при решении следующих задач:

  • Прогнозирование потребностей, технического уровня и качества;
  • Планирование улучшения качества и объема производства;
  • Обоснование развития новых видов;
  • Подбор лучших образцов;
  • Обоснование целесообразности вывода из эксплуатации;
  • Сертификация качества;
  • Обоснование возможностей внедрения за рубежом;
  • Оценка научно-технического уровня разработанных и действующих стандартов;
  • контроль качества;
  • Стимулирование улучшения качества;
  • Анализ динамики уровня качества;
  • Анализ информации о качестве и др.

Оценка уровня качества продукции может производиться на разных этапах жизненного цикла.

На этапе разработки оценивается уровень разработанной продукции, в результате чего устанавливаются требования к качеству продукции и показатели стандартизируются в научно-технической документации.

На этапе производства фактические значения показателей качества продукции определяются по результатам контроля и испытаний, оценивается уровень качества изготовления продукции, и при управлении качеством принимаются соответствующие решения.

На этапе эксплуатации или потребления оценивается уровень качества производимой продукции, и на основании результатов эксплуатации или потребления принимаются управленческие решения для сохранения или повышения уровня качества продукции.

Уровень качества продукции может характеризоваться сочетанием индивидуальных и (или) комплексных показателей. Сравнивая с основными показателями, в зависимости от цели оценки можно сделать вывод: качество оцениваемого продукта выше или ниже или на уровне базовой выборки; оцениваемые продукты должны быть отнесены к высшей или первой категории качества.

Компонент большинства процедур установления соответствия качества продукции требованиям потребителя - оценка качества продукции является отправной точкой процесса запуска продукции на рынок и лежит в основе решения о выпуске продукции в производство. И именно поэтому оценка качества продукции должна позволять адекватно установить соответствие качества продукции требованиям заказчика.

 

Качество продукции и ее конкурентоспособность

 

С точки зрения производителя это будет означать, что ряд аналоговых образцов будет постоянно подвергаться изменениям в форме частичного или полного изменения номенклатурных образцов (расширяющейся конкурентной серии) с постоянным улучшением качественных характеристик продукта. Это определяет постоянное изменение требований потребителей, что также должно учитываться методами оценки качества продукции.

В современной литературе конкурентоспособность продукта определяется сочетанием потребительских, ценовых и качественных характеристик, выражающих его выгодные отличия от конкурента.

Повышение эффективности деятельности - и, как следствие, конкурентоспособности компаний - это задача, от решения которой зависит успех развития в рыночной экономике. Измерение и анализ эффективности важны для принятия обоснованных управленческих решений на всех уровнях экономики.

Понятие эффективности, рассмотренное в этом материале, носит обобщенный, универсальный характер и применимо к любой организации, будь то промышленное предприятие; сервисная компания, государственное агентство.

 

Факторы, влияющие на качество продукции

 

На каждом предприятии различные факторы, как внутренние, так и внешние, влияют на качество продукции.

Внутренние - это те, которые связаны со способностью предприятия производить продукцию надлежащего качества, то есть зависят от деятельности самого предприятия. Их много, они подразделяются на следующие группы: технические, организационные, экономические, социальные и психологические.

Технические факторы наиболее существенно влияют на качество продукции, поэтому внедрение новых технологий, использование новых материалов, улучшение качества сырья - материальная база для производства конкурентоспособной продукции.

Организационные факторы связаны с улучшением организации производства и труда, повышением производственной дисциплины и ответственности за качество продукции, обеспечением производственной культуры и надлежащего уровня квалификации персонала.

Экономические факторы определяются затратами на производство и реализацию продукции, ценовой политикой и системой экономических стимулов для персонала производить качественную продукцию.

Социально-экономические факторы существенно влияют на создание здоровых условий труда, лояльности и гордости к бренду вашего предприятия, морального стимулирования работников - все это важные составляющие для производства конкурентоспособной продукции.

Внешние факторы в условиях рыночных отношений способствуют формированию качества продукции. Внешняя среда или среда являются неотъемлемым условием существования любого предприятия и неконтролируемым фактором по отношению к нему. Все воздействия на окружающую среду можно разделить на следующие отдельные факторы: экономические, политические, рыночные, технологические, конкурентные, международные и социальные.

Анализ внешней среды позволяет организации прогнозировать свои возможности, составлять план непредвиденных обстоятельств, разрабатывать систему раннего предупреждения в случае возможных угроз и разрабатывать стратегии, которые могут превратить внешние угрозы в любые выгодные возможности. Экологический анализ необходим в процессе стратегического планирования.

Среди рассмотренных факторов среды особое место занимают факторы конкуренции. Ни одна организация не может позволить себе игнорировать фактическую или возможную реакцию своих конкурентов.

В условиях рыночных отношений меняются цели предприятия, в которых сочетаются следующие вопросы: обеспечение выживания, максимизация нагрузки, максимизация текущей прибыли, завоевание лидерства в сегменте рынка, завоевание лидерства по качеству продукции, достижение определенного объема продаж, увеличивая продажи и завоевывая местоположение клиента.

 

Концепция конкурентоспособности продукции

 

В рыночных условиях основой выживания предприятия является качество продукции. Конкуренция между предприятиями в основном развернута в сфере качества продукции. Признание компанией затрат конкретного производителя осуществляется посредством акта продажи. Продажа продукции означает, что по своим потребительским и другим свойствам она отвечает потребностям общества в лице конкретных потребителей. Совпадение свойств, характеристик товара и требований потребителя, при котором соблюдаются интересы производителя и потребителя, что означает, что товар полностью соответствует рыночным условиям, называется конкурентоспособностью.

Отсюда следует, что товары должны обладать сочетанием химических, физических, эргономических и других свойств, а также соответствовать требованиям и условиям их продажи (по цене, срокам, поставке, обслуживанию и т. д.). Концепция конкурентоспособности всегда специфична, поскольку продукт должен постоянно тестироваться на соответствие социальным потребностям по сравнению с другими продуктами.

Совокупность мнений отдельных покупателей определяет степень удовлетворенности покупателя продуктом, которая формируется еще до того, как товар появится на рынке. Конкурентоспособность зависит от степени удовлетворенности потребителя продуктом.

Конкурентоспособность отличается от качества продукции. Конкурентоспособность определяется сочетанием свойств, которые представляют интерес для определенной группы покупателей, и обеспечивает удовлетворение этой потребности, другие свойства не учитываются.

Один и тот же продукт может быть конкурентоспособным на внутреннем рынке и неконкурентоспособным на внешнем. Конкурентоспособность продукта варьируется в зависимости от условий рынка, рекламы и других внутренних и внешних факторов. Продукт с более высоким уровнем качества может быть менее конкурентоспособным, если его стоимость значительно возросла из-за придания продукту новых свойств, которые не требуются группе потребителей, для которых он предназначен.

Таким образом, при неизменных качественных характеристиках конкурентоспособность продукта может существенно измениться, реагируя на изменения рыночной конъюнктуры, влияние рекламы и другие факторы.

Оценка способности продукта конкурировать осуществляется путем сравнения свойств анализируемого продукта с аналогичными свойствами базового или эталонного образца. В качестве основы для сравнения конкурентоспособной продукции берется либо потребность покупателя, либо образец. Образец представляет собой аналогичный продукт с наибольшим объемом продаж и лучшими перспективами продаж в будущем.

Если параметры продукта не имеют физической меры, то для оценки этих характеристик используются методы оценки. Различают дифференцированные (описательные) и сложные методы.

Дифференцированный метод позволяет констатировать факт необходимости увеличения или уменьшения параметров продуктов для обеспечения конкурентоспособности, но не отражает влияние каждого параметра при выборе продукта потребителем.

Комплексный метод основывается на применении групповых, обобщенных показателей.

Расчет группового параметра по экономическим параметрам производится по формуле:

Тэ.п. = За / Зо,

  • Где Тэ.п. – групповой показатель конкурентоспособности по экономическим параметрам,
  • За, Зо – полные затраты потребителя по анализируемой (оцениваемой) продукции и образцу.

Расчет может осуществляться по техническим и иным параметрам продукции. Показатель конкурентоспособности важен для проектирования требуемых свойств продукции, сравнения потенциальных возможностей производства продукции, при формировании цены и т. п.

 

Заключение

 

Потребителя продукции интересует не природа продукта, а то, что он обладает потребительской стоимостью. Акт купли-продажи товара является свидетельством того, что данный товар соответствует условиям рынка. Чем больше количество покупателей подтверждает данное соответствие, тем выше конкурентоспособность товара. Поэтому проблемы качества и конкурентоспособности вышла на первый план при создании хозяйствующего субъекта.

Именно качество и конкурентоспособность продукции является основой выживаемости в условиях жесткой конкуренции. Данный подход к определению качества и конкурентоспособности принципиально меняет задачи производителя продукции в области планирования и управления качеством, учета затрат, выбора более экономичного варианта достижения определенного уровня качества и лучшего способа организации процесса его обеспечения. Данные проблемы успешно решаются лишь при едином подходе к понятию качества, способов и методов его измерения.