Качество и конкурентоспособность продукции предприятия

Предмет: Экономика предприятия
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 16.09.2019

 

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти рефераты по экономике предприятия на любые темы и посмотреть как они написаны:

 

Много готовых тем для рефератов по экономике предприятия

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Основные направления снижения себестоимости продукции и повышения рентабельности 
Стандартизация, сертификация и контроль качества продукции на предприятии
Формирование себестоимости и цены продукции (работ, услуг)
Экономическая оценка снижения себестоимости и методы ее расчета

 

Введение:

Товар является основным объектом на рынке. Он имеет ценность и потребительскую стоимость (или стоимость), обладает определенным качеством, техническим уровнем и надежностью, полезностью, показателями производительности при производстве и потреблении и другими очень важными характеристиками. Именно в продукте отражены все особенности и противоречия развития рыночных отношений в экономике. Продукт является точным показателем экономической мощи и активности производителя.

Эффективность факторов, определяющих позицию производителя, проверяется в процессе конкурентного соперничества товара в условиях развитого рыночного механизма, что позволяет выявить различия между данным товаром и его конкурентом как по степени соответствия конкретная социальная потребность и стоимость ее удовлетворения. Для этого товар должен иметь определенное качество и конкурентоспособность.

Проблема качества продукции является универсальной в современном мире. Многое в экономической и социальной жизни страны зависит от того, насколько успешно она решается. Объективный фактор, объясняющий многие из основных причин наших экономических и социальных трудностей, замедление темпов экономического развития в последние десятилетия, с одной стороны, и причины повышения эффективности производства и уровня жизни в развитых странах Запада, но другой стороны, это качество продукции, созданной и изготовленной.

Качество продукта, его эксплуатационная безопасность и надежность, дизайн и уровень послепродажного обслуживания являются основными критериями для современного покупателя при совершении покупки и поэтому определяют успех или неудачу компании на рынке. Современная рыночная экономика предъявляет принципиально новые требования к качеству продукции. Это связано с тем, что сейчас выживаемость любой компании, ее устойчивые позиции на рынке товаров и услуг определяются уровнем конкурентоспособности.

В свою очередь, конкурентоспособность связана с действием нескольких десятков факторов, среди которых можно выделить два основных: уровень цен и качество продукции. В то же время качество продукции постепенно выходит на первый план. Производительность труда, экономия всех видов ресурсов уступают место качеству продукции. Новейший подход к стратегии предпринимательства состоит в том, чтобы понять, что качество является наиболее эффективным средством удовлетворения потребностей клиентов и в то же время снижения производственных затрат.

 

Качество и конкурентоспособность продукции

 

В экономике и управлении термин «качество» в первую очередь связан с созданием и использованием продуктов и услуг, поэтому объектом исследований и управления здесь является, прежде всего, качество продуктов и услуг. Авторы книги «Что такое качество? «В 60-х годах XX века проводились некие исследования. Они проанализировали 232 литературных источника, в которых термин «качество» так или иначе определен. Вполне естественно, что при создании и развитии науки о качестве разные ученые и исследователи формировали собственное мнение о том, что такое качество. Но ни одно из приведенных ниже определений не противоречит другому. Напротив, они дополняют друг друга, помогая смотреть на качество с разных сторон.

Дж. Джуран, ведущий американский специалист по системам качества, считает, что качество - это удобство использования.

Эта концепция включает в себя четыре элемента:

  • восприятие потребителем проекта (дизайна) товара;
  • степень соответствия товара техническим условиям;
  • наличие товара для покупки, его надежность и ремонтопригодность;
  • доступный сервис.

Российские ученые и специалисты, которые занимаются проблемой качества в ее различных аспектах, также неоднократно обращались и продолжают обращаться к интерпретации понятия «качество» применительно к различным объектам исследования. Так, например, В.Ю. Огвоздин дает следующее определение качества: «Качество - это набор объективно существующих свойств и характеристик продукта или услуги, уровень которых определяется оценкой качества или другими оценками качества, характеризующими потребительскую ценность продукта. «»

Согласно стандарту ISO 9000: 1994: качество - это совокупность характеристик объекта, связанных с его способностью удовлетворять установленные и ожидаемые потребности.

Несмотря на то, что в настоящее время происходит пересмотр международного стандарта ISO 9000: 2000, который предусматривает следующее определение качества: «качество» - степень соответствия присущих характеристик требованиям. «Характеристики включают физические (механические, электрические и т. д.), временные (надежность, доступность), функциональные (максимальная скорость полета) и т. д. Но определение, данное в стандарте ISO 9000: 1994, более соответствует сущности современного идеи о предмете.

Согласно ГОСТ 15467-79 «Управление качеством продукции. Основные понятия, термины и определения Качество продукта - это набор свойств, которые определяют определенные потребности в соответствии с целью. «Продукты здесь рассматриваются как материализованный результат трудового процесса, который обладает полезными свойствами и предназначен для удовлетворения потребностей социального или личного характера.

Говоря о качестве товара, мы имеем в виду, прежде всего, показатели качества товара, то есть количественную характеристику одного или нескольких свойств товара, составляющих его качество. Многие показатели качества товара являются функциями его параметров. Таким образом, показатель долговечности сверла зависит от ширины направляющей ленты (геометрический параметр) и от механических характеристик материала сверла (конструктивные параметры).

Номенклатура качественных показателей зависит от назначения продукта и определяется количественными характеристиками его свойств, которые дают возможность оценить уровень его качества. Показатели качества имеют название и числовое значение.

Наиболее широко используемыми при оценке качества промышленной и технической продукции являются показатели, сгруппированные по характеристикам свойств8.

Индикаторы назначения характеризуют свойства продукта, определяют основные функции, для которых он предназначен, и определяют область его применения. Они делятся на:

  1. показатели эффективности (производительность машины, прочность ткани);
  2. расчетные показатели (габаритные размеры, факторы сборки и взаимозаменяемость);
  3. показатели состава и структуры (процентное содержание серы в коксе, концентрация примесей в кислотах).

Показатели надежности характеризуют свойства безотказности, ремонтопригодности, сохранности и долговечности. В зависимости от характеристик оцениваемой продукции, все четыре или некоторые из этих показателей могут использоваться для характеристики надежности.

Надежность показывает способность продукта постоянно поддерживать работоспособность в течение некоторого времени или некоторого времени работы, выраженного в вероятности времени безотказной работы, среднего времени между отказами, частоте отказов.

Ремонтопригодность - это свойство изделия, которое заключается в его пригодности для предотвращения и выявления причин отказов, повреждений и устранения их последствий посредством ремонта и технического обслуживания.

Стойкость - свойство продуктов поддерживать здоровое и пригодное для использования состояние, подходящее для потребления во время и после хранения и транспортировки.

Долговечность - это свойство продукта оставаться в рабочем состоянии до тех пор, пока не будет достигнуто предельное состояние с установленной системой технического обслуживания и ремонта.

Эргономические показатели, характеризующие систему «человек - продукт - среда использования» и учитывающие комплекс гигиенических, антропометрических, физиологических и психофизических свойств человека, подразделяются на следующие группы:

  • гигиенический (свет, температура, излучение, вибрация, шум);
  • антропометрический (соответствие дизайна изделия размеру и форме человеческого тела, соблюдение распределения веса человека);
  • физиологический (соответствие дизайна изделия силе, скоростным возможностям человека);
  • психологический (соответствие продукта возможностям восприятия и обработки информации).

Показатели рентабельности определяют совершенство продукта по уровню материальных, топливных, энергетических и трудовых ресурсов для его производства и эксплуатации (потребления). Это прежде всего стоимость, цена покупки и цена потребления, рентабельность и т. д.

Эстетические показатели характеризуют информационную и художественную выразительность продукта (оригинальность, соответствие стиля моде), рациональность формы (соответствие формы цели, дизайнерское решение, особенности технологии изготовления и используемые материалы), целостность композиции (пластичность, упорядоченность графического изображения) элементы.

Технологические показатели характеризуют эффективность конструкторских и технологических решений, обеспечивающих высокую производительность труда при изготовлении и ремонте изделий. Именно с помощью технологичности обеспечивается массовое производство, рациональное распределение затрат на материалы, инструменты, трудозатраты и время при технологической подготовке производства, изготовления и эксплуатации изделий.

Показателями стандартизации и унификации являются насыщенность продуктов стандартными, унифицированными и оригинальными компонентами, а также уровень унификации по сравнению с другими продуктами. Все части продукта делятся на стандартные, унифицированные и оригинальные. Чем меньше оригинальная продукция, тем лучше и для продукта, и для потребителя.

Качество и конкурентоспособность продукции предприятия

Индикаторы патентного права характеризуют патентную защиту и патентную чистоту продуктов и являются важным фактором в определении конкурентоспособности. При определении патентно-правовых показателей следует учитывать наличие новых технологических решений в продукте, а также решений, защищенных патентами в стране, наличие регистрации промышленного образца и товарного знака как в стране-производителе, так и в стране предполагаемого экспорта.

Экологические показатели определяют уровень вредного воздействия на окружающую среду при эксплуатации или потреблении продукта. К ним относятся: содержание вредных примесей, выделяющихся в окружающую среду; вероятность выбросов вредных частиц, газов и радиации, уровень которых не должен превышать предельно допустимых концентраций.

Индикаторы безопасности характеризуют особенности продукции для безопасности покупателя и обслуживающего персонала, то есть обеспечивают безопасность при монтаже, обслуживании, ремонте, хранении, перемещении, потреблении продукции.

 

Контроль качества

 

Управление качеством продукции представляет собой взаимосвязанный комплекс мер по установлению, обеспечению и поддержанию необходимого уровня качества продукции в процессе ее разработки, производства, эксплуатации или потребления.

осуществляется путем систематического контроля качества и целенаправленного воздействия на условия и факторы, влияющие на качество продукции.

Государственная система управления качеством продукции в Российской Федерации включает в себя:

  1. законы и нормативные акты, регулирующие права и обязанности производителей и потребителей продукции в области разработки, создания, продажи и эксплуатации (потребления) продукции;
  2. государственная система стандартизации;
  3. государственная система контроля за соблюдением стандартов и состояния средств измерений;
  4. государственная статистическая отчетность предприятий о качестве продукции;
  5. заводские (внутренние) системы управления качеством продукции.

К сожалению, для многих видов продукции уровень мастерства в настоящее время не определяется Россией. Принимая во внимание, что известно, что в 19-м веке, в начале 20-го века, термин "российские товары" широко использовался в Западной Европе, что означает наивысшее качество товаров, товаров, доступных только избранным 14.

Следует отметить, что распространенным заблуждением является мнение о том, что в нашей стране исследования и разработки в области управления качеством проводились со значительным отставанием от Японии, развитых стран Европы и США.

Исследования и разработки в области качества широко и успешно проводятся в нашей стране. В некоторых областях они не только не отставали, но значительно, зачастую на десятилетия, опережали мировой уровень. Но на практике эффективные системы управления качеством создавались и использовались исключительно в военно-промышленном комплексе (ВПК).

Оборонная промышленность в свое время включала большинство основных отраслей. Гражданская продукция также производилась в отраслях промышленности и на предприятиях оборонной промышленности, но на совершенно иной, как правило, отсталой основе. Зачастую товары для потребительского рынка получали путем переработки военных отходов. Так, знаменитые тульские самовары были изготовлены из отходов производства латунных артиллерийских снарядов.

Управление качеством достигается с помощью специальных систем, которые позволяют комплексно организовать работу всех подразделений, ориентированных на эффективную работу предприятия в динамично меняющейся рыночной среде.

Система качества является средством реализации политики качества определенного типа. Система качества включает в себя сочетание организационной структуры, ответственности, процедур, процессов, ресурсов, обеспечивающих достижение цели в области качества.

 

Качество и конкурентоспособность, соотношение понятий

 

В рыночной экономике решающим фактором коммерческого успеха товара является конкурентоспособность. Это понятие означает соответствие товара условиям рынка, конкретным требованиям потребителей не только по своим качественным, техническим, экономическим, эстетическим характеристикам, но и по коммерческим и иным условиям его реализации (цена, сроки поставки, каналы сбыта, сервис, реклама). Более того, важной составной частью конкурентоспособности товара является уровень затрат потребителя за период его эксплуатации.

В научно-технической литературе существует ряд определений понятия конкурентоспособность.

Так, А.Н.Романов предлагает следующее определение конкурентоспособности: «под конкурентоспособностью понимается комплекс потребительских и стоимостных (ценовых) характеристик товара, определяющих его успех на рынке, то есть преимущество именно этого товара над другими в условиях широкого предложения конкурирующих товаров-аналогов».

Словари дают следующие толкования этого слова:

  • конкурентоспособность товара — совокупность потребительских свойств товара, определяющая его отличие от других аналогичных товаров по степени и уровню удовлетворения потребности покупателя и затратам на его приобретение и эксплуатацию;
  • конкурентоспособность товара — способность продукции быть более привлекательной для потребителя (покупателя) по сравнению с другими изделиями аналогичного вида и назначения, благодаря лучшему соответствию своих качественных и стоимостных характеристик требованиям данного рынка и потребительским оценкам.

Т. е, если обобщить все эти определения и выделить в них самое главное, то можно вывести формулу конкурентоспособности:

  • конкурентоспособность = качество + цена + обслуживание

Конкурентоспособность товара — понятие относительное, ее можно прогнозировать в процессе разработки образцов, однако реальная конкурентоспособность оценивается только на рынке.

На рынке товаров конкурентоспособность рассматривается с точки зрения потребителя. При этом совершенно очевидно, что покупателя прежде всего интересует эффективность потребления (Эп), определяемая как отношение суммарного полезного эффекта, т.е. суммарных потребительских свойств товара (Р) к полным затратам на приобретение и использование товара (С). Следовательно, условия конкурентоспособности товара со стороны потребителя принимают вид:

Эп=P/С  max;

Но производитель, в свою очередь, не должен забывать о своих собственных интересах, ведь рентабельность его собственной деятельности - основное условие коммерческого успеха. Для обеспечения преимуществ поставляемого товара по уровню цены, качеству, условиям поставки и сервису производитель вынужден, как правило, расходовать дополнительные средства, выделяемые им из прибыли. Поэтому для производителя условия конкурентоспособности его товара в практическом плане оцениваются как отношение общей выручки от реализации к совокупным издержкам на изготовление, доставку товара и его сервисное обслуживание.

Значения показателей конкурентоспособности товара зависят от силы влияния внешних и внутренних факторов конкурентного преимущества товара. Внешние факторы влияют на цену продукции, которая складывается под воздействием рыночных условий, а внутренние воздействуют на качество продукции, формируемой на основе НТП.

Традиционно высококонкурентными являются товары, произведенные в США, Японии, Германии, Швейцарии, Франции и ряде других стран.

Основными условиями повышения конкурентоспособности товаров в этих странах являются:

  • оценка глобальной структуры как внутреннего, так и мирового спроса;
  • высокая степень адаптации экономики к эволюции спроса;
  • точный выбор национальной специализации, соответствующий отечественным возможностям и тенденциям международного разделения труда;
  • способность избегать острой и бессмысленной конкуренции;
  • мобильная и оперативная способность перейти на производство новых продуктов и освоение новых рынков.

В настоящее время основной задачей отечественной экономики является
XXI век - это повышение конкурентоспособности за счет повышения качества, что отражено в концепции национальной политики. На сегодняшний день эта проблема не решена. В значительной степени конкурентоспособные и некачественные продукты производятся и потребляются в стране, и поэтому российское правительство должно выстраивать свою политику таким образом, чтобы стимулировать производителя производить не только конкурентоспособный, но и высококачественный продукт. 

 

Заключение

 

Проблема качества сложна и многогранна, и ее можно решить только путем реализации комплекса мер, в том числе: повышения роли и усиления ответственности разработчиков за обеспечение высокого технического уровня и качества продукции; реструктуризация на научно-организационной основе технического контроля на предприятиях; повышение технического уровня производства; подготовка и переподготовка кадров и развитие творческой инициативы работников и др.

Однако все сходятся в одном - качество продукции имеет решающее значение для ускорения экономического, социального, научного и технического прогресса и должно постоянно улучшаться.

Качество продукции должно соответствовать требованиям потребителя, которые постоянно меняются. Поэтому нельзя останавливаться на достигнутом уровне качества. Необходимо постоянно совершенствовать методы и средства изготовления изделий.

Проблема качества и конкурентоспособности в настоящее время очень актуальна для нашей страны, и в своей курсовой работе я постарался раскрыть все ее аспекты и представить необходимые способы ее решения.

Из всего вышесказанного подчеркну, что качественные продукты для предпринимателя являются залогом успеха и прибыли. Любой человек из двух продуктов выберет лучший. Конечно, существует зависимость цены от качества, потому что для качественной продукции требуются качественные материалы. Качественные товары могут повлиять не только на увеличение прибыли компании, но и на рост экономики в целом, это можно увидеть на примере американских и японских компаний.